Отношение тела к белью очень верно взято. Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже. Вот ведь совсем новый Исторический музей.
И, наконец, автопортреты Тициана. Здесь Аретино еще раз подчеркивает качество картины, особенно в том, что касается реализма (он словно дышит, его сердце бьется, а настроение меняется, как у меня в жизни), но добавляет и новую деталь: Если бы ему заплатили больше денег, одежда была бы более блестящей, мягкой и плотной, как бархат и вышитый шелковый дамаст. И прославленная Афродита (Венера) Книдская, как ее называют во всех учебниках по истории искусства, сохранила в своем названии, а также в исторической памяти человечества этот, может быть не очень заметный, подвиг жителей острова.
Загадочная Священная аллегория Джованни Беллини (ее называли также Души чистилища или Озерная Мадонна) отозвалась в таких картинах Тициана, как Три возраста жизни, Любовь земная и любовь небесная.
Лицо герцога, спокойное и величавое, не обуреваемо никакими внешними волнениями. В нем больше жизни, настоящей вечной жизни, чем в итальянской современности». Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Характер коллекции отражает скорее личные вкусы русских государей или тех коллекционеров, собрания которых целиком вошли в состав Эрмитажа. Тициан также написал множество портретов, в том числе и венецианских дожей. нежное и прекрасное женское лицо.
Она – сама красота. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. К 1536 году, когда картина была закончена, Изабелла, одна из наиболее восхитительных и искушенных женщин Ренессанса, была намного старше, чем она смотрит здесь и Тициана определенно попросили использовать портрет Франчии (Francia) как направляющей к ее более ранней внешности. время оказалось бессильным перед великим шедевром художника. Императорский Эрмитаж нельзя рассматривать (подобно Берлинскому музею) как систематическое пособие к изучению истории искусства. Но брак (по настоянию Тициана. ) влюбленные все же заключили – когда Чечилия тяжело заболела. Портреты на таких картинах поражают зрителей искусностью и мастерством.
Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Художник высоко ценил эти свои картины, о чем можно судить по тому, что они до конца его дней не были проданы, а хранились в его доме и служили образцами для многочисленных копий, сделанных как им самим, так и в мастерской, возможно, при его участии. Тициан часто делал то же самое. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту.
Муратов пишет «Прошлое Италии представляет главную тему этой книги. Это – то, почему эта картина часто копировалось. Тициан задолго до этой драмы почувствовал и передал своей живописью всю психологическую глубину и сложность отношений между этими людьми. Такого слияния живописного мастерства и выражения глубокой сакральной сущности евангельского сюжета, какого достиг Тинторетто, редко можно встретить у Тициана или Веронезе.
Тициан очень любил ее рисовать – возможно, она напоминала ему красотой свою мать. Венецианская красавица всегда полновата (по современным меркам – неприлично толста, хотя до рубенсовских толстушек и не дотягивает).
Доминика и не пожелал идти следом за св.
После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. В этом портрете Тициан передает не только аксессуары, но сам беспокойный, опасный, требующий больших внутренних сил, полный переживаний и утрат внутренний мир герцога-военачальника. Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство.
И если сравнить цвет тела Венеры с цветом тела Марии Магдалины, то становится заметна разница между белизной тела богини и смуглой кожей Магдалины, которую так верно почувствовал и написал Тициан. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Однако до нас дошли некоторые портреты работы Тициана, написанные в разные годы. Той же кистью, окуная ее то в красную, то в черную, то в желтую краску, он вырабатывал рельеф освещенных частей. За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера.
И неслучайно Тициан своих безымянных красавиц называл Венерами. Красавицей, несущей цветы, как думают, является Флора, классическая богиня цветов и весны. Отличительный признак поздних работ Тициана – это впечатление воздушности, манера письма исключительно свободна, композиция, форма, свет – все соединяется в одно целое. Ранняя серия женских портретов Тициана – одна из составляющих славы венецианского Ренессанса.
Здесь уместно привести свидетельство Марко Боскини в книге Богатые сокровища венецианской живописи (1674) о методе работы Тициана. – «Тициан покрывал свои холсты красочной массой, как бы служившей ложем или фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить. Но подчас эта разбросанность мешает полному представлению творчества Тициана.
Например, Якопо Бассано, прославившийся картинами из крестьянской жизни играет на флейте. Его отец, Якопо Беллини, был художником.
Но вернемся к Портрету Федерико Гонзага. Портрет капитана с Амуром и собакой (Картинная галерея, Кассель) выглядит почти театральным, карнавальным. Так же, с одной обнаженной грудью, греки лепили фигуры амазонок. Но Паоло Веронезе все это написал на огромной многофигурной картине, так что среди более ста персонажей луврского Брака в Кане изображения и характеристики Тициана и других художников растворяются в общем праздничном, свободном и веселом событии. Я сам видел такие энергично сделанные подмалёвки исполненные густо насыщенной кистью в чистом красном тоне, который призван был наметить полутон, либо белилами.
Он выбирает распространенный тип поясного портрета изобразив Аретино фронтально, с повернутой в три четверти головой, причем одна его рука выходит за пределы полотна, а другая, в перчатке, поддерживает запахнутые полы широкого пурпурного халата. Отражение в живописи первых лучей Возрождения почти не представлено в Эрмитаже. В общем, одна из этих дам родила ему вторую законную дочь, которая прожила долгую жизнь. Остановимся на самых значительных и не вызывающих сомнений в авторстве работах. Зритель сразу обращает внимание на его высокий лоб, орлиный с горбинкой острый нос, глубоко посаженные глаза и длинную бороду. Эта работа новатора.
Узнав об этом, Павел III умер от апоплексического удара. Созданные им образы обладают мощными силами.
Каждый из названных принципов имеет свои достоинства и недостатки. Сдержанного, но не навязчивого отображения на холсте характера было вполне достаточно для этого. Но не это главное – такой подход был повсеместен в то время. Интерпретация данной аллегории обсуждается, однако, принято считать, что две женщины олицетворяют силы природы и вечную любовь.
Его тон абсолютно меняется в письме, посланном Козимо вместе с подарком. Главный акцент находится ни на ужасающих событиях, ни на религиозном значении сцены. Тициан был востребованным художником, его постоянно вызывали к себе заказчики.
Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Эта работа, предположительно, была подготовительной для большого официального портрета. Находясь в нем, можно было видеть красивый остров Мурано и другие места. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов.
Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен. Сам Паоло Веронезе играет на виоле да гамба, которую иногда изображали в руках Аполлона. Венеция, «владычица морей», центр экономики и торговли, превратилась в музей, где толпы туристов со всего света любуются ее неповторимой красотой. Наша эрмитажная Венера с зеркалом чуть ли не лучшее произведение Тициана». Любопытно, как Вазари описывает бесконечную череду тициановских портретов «сильных мира сего»: «Портрет, Карла V и короля Филиппа Тициан послал герцогу Козимо, который хранит их в своей гардеробной.
Для чего люди обращаются к художникам с просьбой написать свой или чей-нибудь портрет. Известно, что Тициан с натуры исполнял только лица своих высокопоставленных заказчиков, а все остальное сочинял от себя или, как в данном случае, писал с присланных ему в Венецию подлинных дорогих воинских доспехов. За двумя стеклами, хранящими ее от пыли, влаги, ветра, прикосновений, покушений воров и «геростратов» современности изуродовавших, находящуюся в Эрмитаже Данаю Рембрандта, Венера перед зеркалом радует каждого зрителя, обратившегося к ней с открытыми глазами, сердцем и умом. Над темным морем он несет её на Крит.
Далее он писал: «Эту Венеру можно назвать апофеозом венецианской женщины. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Прошло четыре с половиной столетия с тех пор, как Тициан написал Венеру перед зеркалом. Тициан любил писать детей и подростков.
Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом). Уравновешенный, с гармоничными переходами колорит композиции Рафаэля у Тициана сменяется сочетаниями светлых и густых темных пятен.
Сколько событий свершилось в мире, сколько произведений искусства погубили пожары (в том числе и некоторые картины Тициана), сколько прошло войн, сколько завоевателей и победителей этих завоевателей прошло по страницам истории даже в одной только Италии, но, к счастью. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Рядом с ней находится в рубище св. Некоторые эпохи и страны представлены у нас с достаточной полнотой. Себастьане, не много красок также на картинах Се человек и Несение креста.
Когда пристально вглядываешься в них, то поражает и восхищает. Через некоторое время художник снова женился.
Почему художники пишут портреты. Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом.
Александр Бенуа, до революции описывая картинную галерею Эрмитажа, назвал Венеру перед зеркалом «наиболее драгоценным перлом Эрмитажа».
Но поскольку портреты Тициан писал очень удачно и они производили самое благоприятное впечатление на заказчиков, то на протяжении своей жизни он написал их великое множество и, по существу, стал одним из величайших портретистов не только своего времени, но и всей мировой живописи. Художники и историки искусства иногда говорят: «тициановская женщина». Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается.
Франциском, к сущности которого он был так близок. Портрет молодой красавицы в зеленой шубке (какой-либо куртизанки, возможно, что той самой особы, которая позировала для La Bella в Питти и для уффициевской Венеры) слишком вял по тону и робок по живописи, чтобы приписывать его самому мастеру. История их любви очень трогательна.
Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом. Один из самых прославленных портретов Тициана находится во Флоренции, в Галерее Палатина.
С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа. Верны до обмана тона его (там же) лежащей Венеры. Восхищаемся мы, вглядываясь в облик богини любви и понимаем, почему с этой картины было сделано так много копий, сначала в мастерской самого Тициана, а затем, в разные века, другими художниками. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии.
Картина была представлена на выставке «Николай I и Новый Эрмитаж», где вместе с ней экспонировались еще три картины Тициана, приобретенные императором у потомков семейства Барбариго: Кающаяся Мария Магдалина, Портрет Папы Павла III и Христос Вседержитель. Он чувствует себя независимым.
Это полотно также называется «Венера перед зеркалом». Доподлинно неизвестно, кто изображен на портрете – долгое время считалось, что это Ипполито Риминальди, затем атрибуции менялись и сейчас исследователи остановились на осторожном и описательном названии: Портрет дворянина, называемый «Молодой англичанин».
Но если эрмитажная фреска фра Беато — прекрасный пример того одухотворения благодатью, той любовной смиренности, которыми ознаменована первая эпоха Возрождения, то для характеристики того десятилетия, в которое она написана (около 1425), она уже не годится. Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру. Современники высоко ценили его дарование и Вазари, рассказывая об одной его несохранившейся картине, записал, что «она художникам, несмотря на все ее достоинства, не показалась настолько абсолютной, как многие другие его произведения и в особенности его портреты».
Так называли современники Тициана. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. Рассмотренный потерянный, не может быть малейшего сомнения, что именно эта живопись, прибывает фактически из коллекции Лукреции дэ Эсте, внучки Альфонсо I. Живопись, с ее замечательными цветными контрастами красного, зеленого и белых цветов и ее восхитительные женские фигуры, является одним из описаний Тицианом идеала женской красоты. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. В них художника прежде всего привлекает внешняя, физическая красота.
«Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником. Конный портрет императора Карла V в сражении при Мюльберге – официальный парадный портрет. О Тициане, не заинтересованный его искусством и его личностью, он упоминает вскользь, рекомендуя читателю: «Чтобы найти истинное понятие о Тициане, надо побывать в Мадриде».
Тициан остается лишь наиболее ярким среди них. Исчезли грани рисунка исчез деспотизм композиции исчезли даже краски их переливы и игра.
Мягкий блеск бархата, сияние жемчуга, невесомость страусовых перьев – все это передано с необыкновенной достоверностью и призвано оттенить главную драгоценность. Тициан занимался только живописью. В Трех возрастах жизни название говорит само за себя. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Тициан в Венере перед зеркалом не использует цветовые или композиционные контрасты. Каждый из вторых художников Венеции велик, гениален и вполне независим.
Помимо воображаемых портретных композиций, Тициан создал много парадных женских портретов: Портрет Лауры Дианти (частное собрание, Крейцлинген-Торгау), Портрет Элеоноры Гонзага делла Ровере (Галерея Уффици, Флоренция), Портрет Изабеллы дЭсте (Музей истории искусства, Вена), Lа Bella (Красавица, Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция), Портрет девушки (Лавиния, Национальная галерея Каподимонте, Неаполь), Императрица Изабелла Португальская (Прадо, Мадрид), Дома с блюдом фруктов (Картинная галерея, Берлин), Портрет дамы в белом (Картинная галерея старых мастеров, Дрезден), Саломея с головой Иоанна Крестителя (Прадо, Мадрид). Этот все тот же венецианский тип красоты, который мы видим на его других полотнах. Полотно решено в золотисто-каштановых тонах.
С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Праксителем. Начнем с портрета Элеоноры Гонзага делла Ровере, парного к портрету ее мужа. Таково и большинство дам на полотнах Тициана. Этот залв венском музее имеет три двери. За ним следуют Портрет Ипполито Медичи в венгерском костюме (Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция), Портрет Карла V (с собакой Прадо, Мадрид), Портрет Альфонсо дАвалоса, маркиза дель Васто (Лувр, Париж), Портрет Даниеле Барбаро (Прадо, Мадрид), Портрет Франческо Мария делла Ровере и Портрет Элеоноры Гонзага делла Ровере (оба – Галерея Уффици, Флоренция), Обращение Альфонсо дАвалоса к войсками Конный портрет императора Карла V в сражении при Мюльберге (оба – Прадо, Мадрид).
Лет пять работала его экономкой – вела дом, а заодно и рожала ему детей. Он и не относится к ней легкомысленно. Ла Белла (Красотка)1536 г. Картина маслом, 89 x 76 см. Галерея Палатина (палаццо Питти), ФлоренцияКак столь многие другие работы Тициана, вероятно, что этот портрет – идеализированный портрет женской красоты и не точное описание какой-то женщины.
Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Петра.
Заодно это позволяло узаконить их обоих внебрачных сыновей. Но это надо видеть, сюда надо ходить годы, чтобы изучить здешние сокровища. Венера перед зеркалом поражает сохранностью красочного слоя.
Хороший портрет молодого кардинала, якобы Антонио Паллавичини, к сожалению, сильно пострадал от времени и реставраций. Слабая позднейшая копия с фрески Кавалини (XIII век), ряд строгих, внушительных икон сиенской и флорентийской школ (частью переданных из бывшего Музея христианских древностей), две ремесленные картины начала XV века (недавно еще без основания приписывавшиеся великому Андреа дель Кастаньо) говорят так слабо об одной из самых громких страниц истории, что напрягать своего внимания на изучение их людям, не интересующимся специально данной эпохой, не стоит. Гораздо вернее по тонам его Флора в Уффици. Вернее, здесь живопись только и стала живописью, чем-то самодовлеющим.
Однако было бы трудно ориентироваться в Музее, размещенном по так называемым школам (или иначе говоря, по странам и народам), если бы мы выбрали строго исторический способ изложения. О его второй жене неизвестно вообще ничего, даже имени.
Мальчиков было двое – Помпонио и Орацио. Он сконцентрировался на ее высоком положении, культурной утонченности, сильном характере и интеллекте. Действительно, здесь живопись в том смысле, как она понималась во всей остальной истории искусства (за исключением именно Рембрандта, отчасти еще Гойи и французов 1860-х, 1870-х годов) исчезла и заменена чем-то другим. Естественнее предположить, что Тициан был моложе своего товарища из Кастельфранко и это объяснило бы его поступление (в 1506) к Джорджоне в качестве помощника при росписи фресками (впоследствии погибшими) Фондако деи Тедески в Венеции.
И далее: «Тициан является символическим художником Венеции, ее лучшим и наиболее полным олицетворением». Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. А великолепие самого здания, а убранство лестницы, декорации зал, роспись плафонов. Очень подробно об истории создания этих фресок Вазари рассказывает в жизнеописании Джорджоне: «В Венеции в 1504 году случился у моста Риальто ужасный пожар, от которого целиком сгорело Немецкое подворье, вместе со всеми товарами, к великому убытку торговцев вот таким образом венецианская Синьория постановила выстроить его заново и поручить Джорджоне исполнить фреской цветную роспись этого здания по его усмотрению, только бы он показал свое дарование и создал произведение, достойное самого красивого и самого видного места города».
Голая с красной одеждой женщина. Все это было и у учителей Тициана, Джентиле и Джованни Беллини: они были официальными художниками Венеции и получили много почестей, наград и заказов, а Джентиле во время путешествия в Константинополь по приглашению турецкого султана Мехмеда II получил титул «бея» ибыл награжден массивной золотой цепью. В молодости Тициан не писал автопортретов. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция).
Но она все-таки не могла дать полное представление об искусстве Тициана. Вряд ли есть необходимость перечислять все известные портреты – их очень много и заказы на них были постоянным источником дохода художника. Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры. К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции. К счастью, молодая жена выжила. Теперь она выставлена в Вашингтоне.
Долгая творческая жизнь Джованни Беллини дает возможность многое понять и почувствовать в живописи самого Тициана. Она была из простых – дочь брадобрея. Возрождение началось не в 1453 году (когда пал Константинополь) и не тогда, когда стали впервые откапывать античные статуи, а когда жизнерадостное миропонимание, свойственное античной культуре, стало снова близким, когда человечество снова познало себя и обрадовалось своему знанию. Только нужно оговориться: можно (и даже следует) рассматривать историю искусства как одно большое целое для всех стран имевших однородную культуру. Портрет дожа Андрей Гритти – самый большой из цикла.
Вот как представлена эта ситуация в книге Филиппо. Конечно, главным побудительным мотивом для автора было восхищение способностью Тициана передавать красками само биение жизни в своих портретах. Таким живописным мастерством я был удивлен и поражен одновременно. Канули в вечность Венецианская республика и суровые дожи, правившие ею.
В биографии Шекспира достаточно загадок, как и в биографии Тициана. Тициан был скуп на слова. И вызвал священника, чтобы обвенчаться с ней на смертном одре.
В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр. Или в другом месте Вазари пишет: «Там же находятся портреты Карла V, короля Франциска в молодости, герцога Гвидобальдо II, Папы Сикста IV, Папы Юлия II, Павла III, старшего кардинала лотарингского и Солимана императора турецкого все это – прекраснейшие портреты исполненные, повторяю, рукой Тициана». Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие. А некоторые исследователи говорят, что у Тициана вообще была только одна жена, Чечилия.
В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Идеала греческой богини здесь нечего искать, но Тициан и не задавался такой целью.
Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Это отразится в его автопортретах.
Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Он также подчеркивает, что эта оценка обусловлена не его тщеславием (чрезмерной любовью, которой я люблю самого себя), а выдающейся работой, созданной художником (чудо восхитительной одухотворенности, вышедшее из-под кисти). Не менее чувственна и Даная Тициана.
Она прожила еще пять лет и родила дочь. Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал. Знаменитая за ее элегантность, она носит тюрбан своего собственного дизайна. Но аксессуары боевой шлем с роскошным плюмажем, воинские жезлы, врученные ему правителями, доверившими герцогу командование своими войсками, блестящие доспехи герцога (он прислал их Тициану, чтобы тот смог написать их с натуры и художник с этим справился блестяще)– все это отличает портрет делла Ровере от портрета Федерико Гонзага. Самостоятельность их работы наводит на мысль что в это время и Джорджоне и Тициан были уже сложившимися мастерами.
Сейчас об этой прискорбной для чести России сделке очень много написано. Абсолютно по-иному художник представляет другого дожа – Франческо Веньера. Портрет молодой красавицы в зеленой шубке (какой-либо куртизанки, возможно, что той самой особы, которая позировала для La Bella в Питти и для уффициевской Венеры) слишком вял по тону и робок по живописи, чтобы приписывать его самому мастеру. Вот таким образом вернее будет отнести дату его рождения на более поздний срок – 1488–1490 годам и тогда ко времени его участия в росписи Немецкого подворья (Фондако деи Тедески) ему исполнилось около двадцати лет. Тициан в середине и в третьей четверти XVI века был очень стар и это во многом определило и его философию и художественное исполнение его поздних работ, а отнюдь не возрастающие трудности экономической жизни самой Венеции. Внутреннее родство Тициана и Шекспира не случайно.
Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора. В Венеции женщины красили волосы именно в этот цвет. Если продолжить сопоставление двух полотен, то интересно обратиться к лицам: Тициан остро чувствовал разницу между лицом раскаявшейся грешницы и обликом богини красоты, хотя сопоставление христианки, преданной Иисусу и языческой богини может показаться не совсем правомерным. Название подчеркивает, что это не «жизнеописание», а только «описание творений» художника.
Это солнце всей системы венецианской живописи. Приятно, но не натурально. Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. Его даже называют тициановским – в честь мастера.
(Тициан, видимо, не очень стеснялся: известно, что еще какая-то служанка родила ему дочь Эмилию). Однако цвет этот неестественный – чтобы добиться его, венецианки мазали волосы различными веществами, например, смесью лимона и шафрана (а то, сплетничают и лошадиной мочой) и на долгие часы выставляли голову под палящие лучи солнца, чтобы волосы выгорели. Один цвет — черный — создает весь красочный эффект на Св. Фра Беато поступил в орден св. Судя по ним, Тициан не лукавил перед своими моделями, когда создавал Портрет дожа Андреа Гритти (Национальная галерея искусства, Вашингтон), Портрет дожа Франческо Веньера (Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид), Портрет дожа Николо Марчелло (Пинакотека Ватикана, Ватикан).
Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). Она завершает диагональ справа, возвышаясь на символичной лестнице, ведущей в небо, над преклоненной фигурой в синем св. Волшебный мрак не ложится здесь, как у Леонардо, методичными тенями, не вырисовывает, не определяет, не граничит, а оставляет видениям всю их трепетность их жизненную вибрацию.
Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть. Тициан работал вдохновенно, безошибочно передавая красочность окружающего мира. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов.
Оно одухотворено внутренней энергией, особенно ощутимой в напряженном взгляде, обращенном на зрителей. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св.
В Венеции Тициан жил, словно повседневно участвуя в радостном карнавале. Одним из ее главных выразителей явился вернейший сын церкви св.
Франциск Ассизский (1182 — 1226), заставивший Европу забыть о давящем кошмаре церковного порабощения и вспомнить о благословенной прелести жизни, о широкой воле, о милых радостях. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Художник одет в простую и дорогую одежду. Особенно контрастно решены образы Павла III и его внука Оттавио Фарнезе. Однако многие из них до нас не дошли. Это он написал в одном из писем к Павлу Чистякову.
Но в неразрывном единстве с этим талантом превосходному портретисту важно иметь богатый собственный внутренний мир, основанный на знаниях и огромном жизненном опыте общения с людьми, чтобы в красках не только передать внешнее сходство портретируемого, но и запечатлеть на холсте особенности внутреннего духовного облика модели. Франциска. Вот заключительная часть его письма дожу Венеции: «Прошу Вашу светлость, чтобы соляная таможня обещала мне уплатить по окончании названного произведения половину того, что было ранее обещано Перуджино, который должен был расписывать эту картину, то есть 400 дукатов, тогда как он хотел ее исполнить за 800 дукатов И чтобы вовремя была принята моя кандидатура на должность биржевого маклера в Немецком подворье как это было решено в светлейшем Совете 23 ноября 1514 года».
Черная краска у Тициана старца не скучная безжизненная темнота болонцев, а какой-то первичный элемент, какое-то волшебное творческое средство. Там живое тело, грудь под белой со складочками сорочкой. Много и охотно художник писал женские портреты. Был ли Джорджоне действительно на год моложе Тициана, в настоящее время подвергается сомнению (в связи с теми сомнениями, которые возникли относительно достижения Тицианом 99 лет). Но и сохранившихся вполне достаточно, чтобы представить Тициана-портретиста.
Портрет Ипполито Медичи в венгерском костюме (Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция), несмотря на внушительность фигуры и серьезное выражение лица, представляется своеобразным карнавалом – переодеванием молодого человека из кардинальского костюма (Медичи имел духовное звание) в светский наряд. Писать о портретном искусстве Тициана очень трудно. В этом отношении сравнение Тициана с солнцем не верно. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок.
Характерно для Тициана — его простая правдивость, его полная искренность. Человек на автопортрете из берлинского музея мог быть великим портретистом. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).
Вот таким образом связь портрета Тициана с образами античной скульптуры очевидна. Не Чимабуе (XIII в. ) один и первый нарушил сковывавшие традиции византизма, но сотни и сотни требований, сотни и сотни вдохновений, выразившихся как в картинах, фресках, миниатюрах, так и в целых сооружениях. Когда Василий Суриков был в Лувре, то, разбирая Брак в Кане, он заметил, что Веронезе «Тициана заставил в унизительной позе трудиться над громадной виолончелью».
Спаситель мира — очень пострадавшая картина.
Во всяком случае они вместе расписывали стены восстановленного после пожара Немецкого подворья, а впоследствии, через века исследователи установят, что после ранней смерти Джорджоне Тициан дописывал пейзаж (и только ли пейзаж. ) на его знаменитой картине Спящая Венера из Дрезденской галереи, а картину Сельский концерт из парижского Лувра, в течение десятков лет считавшуюся работой Джорджоне, сейчас приписывают кисти Тициана. Видимо, она не появлялась на пирах и вечеринках, вела дом, жила скромно. Он создал много портретов – об этом обстоятельно пишет Джорджо Вазари. Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Дочь звали Лавиния Вечеллио.
Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». В двух ранних портретах из Национальной галереи Лондона – мужском и женском (этот портрет имеет второе название: Ла Скьявона, то есть славянка)– проявились определенные качества портретного искусства живописца.
Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св. Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан.
У них родился сын Персей. К счастью, Чечилия все-таки выздоровела.
Тициан написал Якопо Страду среди предметов его коллекции. Это общее убеждение также отражено в современной историографии. Существуют различные мнения о дате его исполнения, но несомненно то, что по живописи он близок Портрету Пьетро Аретино из флорентийской Галереи Палатина в палаццо Питти особенно сходно написаны одеяния дожа и знаменитого писателя.
Отсутствуют итальянские прерафаэлиты, малочисленны старые нидерландцы XV и англичане XVIII века, наконец, даже в богатом собрании голландцев и фламандцев недостает таких мастеров, как Вермеер, Гоббема, К. Фабрициус, П. Брейгель старший, Троост и другие. Муратов начинает свой труд описанием Венеции и заканчивает также рассказом о Венеции. Таким несомненным талантом Тициан был наделен от природы. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон).
Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. Его Венера не нуждается в окружении для придания еще большего сияния ее красоте. Вазари приводит разные данные о времени рождения Джорджоне: 1476, 1477 или 1478 год. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом.
Ее полуобнаженное тело окутано пушистой меховой накидкой. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Однажды Чечилия крайне тяжело заболела – врачи говорили, что надежды нет.
Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением. Тициан красками старался передать на холсте то, что он видел. Блеск ее рыжеватых золотых волос, мягкий оттенок ее кожи и неприкрытость видимой груди, которая умело подчеркнута ее рукой и розовой парчой, показывают способности Тициана, как тонкого колориста и его верное чувство для выражения чувственности. В 17-м веке Флора прибыла в Нидерланды и вдохновила Рембрандта рисовать свою жену Саскию в том же самом облике, хотя и менее скудно одетой.
Тициан реалистически точно, правдоподобно и безупречно передает красками их внешний вид. Тициан служил высшей мерой совершенства и для Рембрандта и для Веласкеса и для Пуссена. Тициан был в ужасе от перспективы потерять любимую. Он не ломается, когда создает свою интерпретацию евангельской героини. Он крупнее Джорджоне, Веронезе, Тинторетто.
Тихая, слегка грустная нежность струится от этого монастырского образа (вывезенного в 1882 из доминиканского монастыря в Фиезоле), в особенности из несказанно доброго и чистого лика Пресвятой Девы и из серых, однотонных красок. Правда, Тициан почти одинаково по формам написал руки Марии Магдалины и Венеры их тонкие длинные пальцы, раскрытые во всем изяществе и красоте на груди этих женщин и придерживающие в одном случае полосатую ткань а в другом – пушистый мех.
Кстати, Данай у художника несколько и хранятся они в разных музеях мира. Но взамен этого обнаруживается поглощающее наслаждение творчеством, необузданная пылкость в пластическом выявлении форм. Следующий этап развития портретного искусства Тициана можно ясно представить по Портрету Федерико Гонзага (Прадо, Мадрид). Именно так доводил он до полного совершенства свои фигуры». Колорит – контрастный.
Среди многообразного творческого наследия Тициана его портретное искусство вызывает интерес не только потому, что он был выдающимся портретистом (а его портретная галерея, представленная в музеях и коллекциях всего мира, огромна и разнообразна), но прежде всего потому, что портреты Тициана дают возможность представить бездонную глубину психологических характеристик и внутренний мир множества людей – от императоров до простых служанок. Это обстоятельство довольно остро характеризует самого Аретино, который в зависимости от общественной обстановки менял свои суждения, следуя либо выгоде, либо дипломатии, либо собственным капризам. А еще у нее особенный золотисто-рыжеватый оттенок волос. На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня.
Пожалуй, опасно смотреть на такие картины молодым художникам. Как раз флорентийские доминиканцы (и среди них такой крупный церковный деятель, как Дж. С ощущением искрометного праздника и веселья, которые в самые радостные минуты дарит нам жизнь, воспринимаем мы картину Тициана Дама с блюдом фруктов (Картинная галерея, Берлин).
Кажется, что Тициан написал его, концентрируя внимание зрителей на лице изображенного. Здесь чувствуется старческая мудрость, какое-то безразличие к суете вещей. В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана. Он явился величайшим мастером реалистической живописи. Интересно осмыслить столь различные свидетельства о дате рождения художника.
В самом фра Беато боролись два начала: светское и монастырское.
Павел III у Тициана буквально вцепился руками в кресло, в прямом смысле слова держится за свое место. Работа сближала их и, по всей видимости, они были ровесниками, так как в молодости даже несколько лет возрастной разницы значительно отделяют молодых людей друг от друга. Друзья Тициана – поэты, музыканты и художники никогда не упоминали ее в своей переписке.
Правда, Веронезе так тонко чувствовал цвет, так восхищался оттенками и сочетаниями цветовых пятен, особенно светло-зеленых и золотистых, оливковых и небесно-голубых, светло-коричневых и бледно-горчичных, нежно-серых и серебристых, что его цветовые гармонии вызывают подлинный восторг. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Он был живописцем и писал те картины, которые ему заказывали. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу.
В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Диагональ Мадонна – Петр закачивается в левом углу рыцарем, который держит алое знамя над покоренными Якопо сарацинами в чалмах.