В 1548 г., вызванный императором, Тициан едет в Аугсбург, где проходил тогда имперский сейм выполненные им конный портрет Карл V в битве под Мюльбергом и парадный портрет Филиппа II (Прадо, Мадрид) принесли ему статус первого художника габсбургского двора. Портрет Карла V – портрет картины маслом Карла V императора Священной Римской империи Тицианом, нарисованным в 1548. 465 лет тому назад в 1548 году великий итальянский художник Тициан (Tiziano Vecellio, 1488/1490 — 1576) написал знаменитый конный портрет Императора Священной Римской Империи Карла V Габсбурга (1500-1558).
К примеру, «Портрет Франческо Мария делла Ровере» (1538 г., Уффици), написанный им примерно в то же время, может создать ощущение, что этот человек занимает более высокое положении, чем модель предыдущего портрета. Рассмотрение «Конного портрета Карла V» не оставляет никаких сомнений в высоком положении модели и создает впечатление исходящего от портретируемого излучения власти и величия.
Согласно королевской воле, так и было сделано: необыкновенную картину несли за гробом (50 километров) от Мадрида до Эскориала – резиденции и усыпальницы испанских королей. А зимой 1529- 1530 годов Карл V перешел Альпы, чтобы получить корону из рук папы Климента и обсудить с ним вопросы о судьбах Южной Италии, Сицилии и Сардинии. И на том и на другом портрете король изображен в латах (символ его достижений как полководца), в полный рост – по схеме, которую Тициан апробировал, а Моро уже использовал как общепринятую, в примерно одинаковой позе, в трехчетвертном обороте.
Ярким направленным светом освещено только лицо, тогда как мы не найдем настолько скрадывающих теней на всей остальной фигуре Филиппа, одетой в богатые доспехи. Но такова была воля монарха. Глядя на этот портрет, легко верится, что через восемь лет этот человек отречется от престола и уйдет в монастырь, тогда как взгляд на «Портрет с собакой» может не дать материал для такой идеи. Более того, как добивались этой чести. ». напр.
Художник показал Папу вовсе не таким, каким был на самом деле человек, которого Эразм Роттердамский, знаменитый гуманист эпохи Возрождения, считавший политику Юлия II главной причиной вражды и ссор в католическом мире именовал «Юлием, не допущенным на небеса». 1506–1508 «Портрет юноши», ок. Но следующие 10 лет заказов больше не поступает, пока летом 1543 г. во время аудиенции, данной императору папой Павлом III, (чей портрет Тициан как раз тогда писал — сейчас в Неаполе, музей Каподимонте), Карл V снова не встретил художника и не заказал ему портрет императрицы.
Именно по этой причине с 2-й пол. Он пишет портрет командира артиллерии Карла V Габриеле Тандино, пишет «Обращение Альфонсо де Авалоса к войску», портрет посла Карла V в Венеции дона Диего Уртадо де Мендосы и проч., но взаимоотношения с самим императором, которые, кажется, только успели стать столь плодотворными, прервались почти на десять лет. Кажется, будто художник одновременно изображал человека внешнего и внутреннего. Очевидно Тициан писал императрицу дважды.
Они, находясь по обе стороны от фигуры короля, придали ей устойчивость и равновесие. Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал.
Lafuente Ferrari E. Museo del Prado: Pintura espaсola. Следует отметить, что «Портрет Филиппа II» избранный мною для рассмотрения по причине некоторых своих параллелей с тициановской работой, в настоящее время не атрибутируется принадлежащим кисти Моро с достаточной определенностью. 1512, Прадо, Мадрид). Кристины», 1505–1507, приходская церковь, Тивароне «Вознесение Марии», 1506, собор, Азоло «Мадонна со святыми», 1508, галерея Боргезе, Рим полиптих «Мадонна со святыми», 1508, пинакотека, Реканати).
В этих фресках мастер воплотил идею о безграничных духовных и физических возможностях человека. В его обязанности входила также нумерация табличек для больничных кроватей. Насколько одновременно похоже и по-разному написаны ноги Карла и лапы собаки.
1529, Музей истории искусства, Вена), на котором художник изобразил себя в трех различных разворотах с одинаковым жестом руки. Потери портретного сходства от этого не происходило, но общий лейтмотив идеальных возвеличивающих представлений наполнял даже некрасивые лица внутренней красотой и энергией. Тициан был величай- шим художником Венеции. Он говорил: «Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана». Цветовые акценты в картине Тициан расставил с помощью красного: два плюмажа из страусиных перьев на головах императора и его коня, перевязь, шитая золотом, на груди Карла и попона, покрывающая его коня — все эти предметы написаны одним и тем же алым разной интенсивности.
Беллини Лотто смело использовал насыщенные краски, динамичные линии. напр. Более того, как добивались этой чести. Карл V поднял её и сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору». Только орден Золотого Руна и шпага говорят о его благородном происхождении. Брови и глаза короля также не столь привлекательны.
В красноватом тумане весеннего утра, один на обширной равнине, простирающейся до холмов Эльбы император, закованный в чеканную и золоченую сталь, с поднятым забралом над бледным и решительным лицом, галопом выезжает из леса с обращенным вперед копьем. По совету Пьетро Аретино он посылает одно из своих «Благовещений», отвергнутых очередным монастырем, в подарок императрице Изабелле Португальской, а согласно Вазари и самому Карлу V, желая таким образом предоставить монаршей чете о себе зримое напоминание.
Считается возможным, что его ученик Моро ездил вместе с ним. Немного спустя Тициан начинает также работу над «Венерой», предназначенной для Карла, а в январе 1548 г. приезжает в Аугсбург, где после победы при Мюльберге император собрал Рейхстаг и начинает свой второй портрет императора — «Император Карл V в сражении при Мюльберге» (Прадо), увековечивающий эту победу, который стал образцом другого типа парадного портретов — конного, на много веков вперед. 1523, галерея академии Каррара, Бергамо «Семейный портрет», ок.
Лишь орден Золотого Руна (высшего отличия, даруемого знатным особам герцогом Бургундии) на его груди и шпага указывают на благородное происхождение. Его облик производит впечатление злого духа и видение это захватывает врасплох и пугает. Это были иные творения великого художника, но такие же совершенные, как и предыдущие. Долгие годы жизнь Тициана была связана с судьбой этого необыкновенного человека и монарха. В первом случае – это очередной Карл, герцог Бургундский, воспитанный в Нидерландах в духе позднесредневековой бургундской культуры, замешанной на рыцарских представлениях о благородстве, в которой преобладали турниры и охота, возможно – уже молодой король Испании Карлос I. На обращение Тициана к этому способу репрезентации фигуры толкнуло то, что подобная манера уже вошла в моду при дворе благодаря другому портрету Карла V, написанному примерно в то же время в Болонье австрийским художником Якобом Зайзенеггером (Вена, Художественно-исторический музей).
Худое изжелта-бледное лицо хотя и выдаёт страдания, вызванные подагрой, но одновременно выражает постоянное напряжение воли, решительную твёрдость характера. На нейтральном темном фоне, не отвлекающем взгляда изображен одетый в красную мантию человек, пристально и серьезно взирающий на зрителя. Последние годы жизни Лотто провел в Лорето, в святилище Санта-Каза. Таковой была сущность монарха, отразить которую на полотнах лучше удалось Моро, чем Тициану. Однажды Тициан уронил кисть.
На Тициана посыпались заказы от придворных вельмож. Здесь больше не чувствуется меланхоличности. Например, в данном конкретном случае – при рассмотрении «Портрета Карла V» Штригеля и портретов Тициана – становится ясно, что, несмотря на то, что моделью для художников послужила одна и та же персона, заказчиками этих изображений по существу были разные люди.
Это было поразительное и наиболее смелое из всех произведений Тициана. во время аудиенции, данной императору папой Павлом III, (чей портрет Тициан как раз тогда писал— сейчас в Неаполе, музей Каподимонте), Карл V снова не встретил художника и не заказал ему портрет императрицы. От этого портрета веет холодом равнодушия к зрителю, внимание, да и то, как по привычке, на автомате уделяется только любимой собаке.
Орден Золотого Руна был основан прадедом Карла V герцогом Филиппом Добрым и до нач. Когда папа Адриан VI Утрехский, в прошлом – воспитатель императора Карла V, в 1524 г. был избран на свой пост, Ян ван Скорель отправился с ним в Рим в качестве придворного художника. Причиной этого была во многом слава его портретов.
Тициан изобразил сгорбленного старика, в неловкой позе сидящего в кресле. Портреты Тициана поразительны. Одно из самых выразительных произведений мастера – «Портрет Томмазо Ингирами» (ок.
Более широкий формат полотна Тициана позволил ему изобразить темные ножки стола. Лишь орден Золотого руна (высшего отличия, даруемого знатным особам герцогом Бургундии) на его груди и шпага указывают на благородное происхождение. 190, 3 x 207 см.
С помощью локального светящегося колорита и тончайших световых переходов он создает эмоциональные и динамичные картины «Мадонна со святыми» (1516, церковь Сан-Бартоломео, Бергамо), «Сусанна и старцы» (1517, галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна со святыми» (1521, церковь Сан-Бернардино, Бергамо), «Прощание Христа с матерью» (1521, Государственные музеи, Берлин), «Мадонна со святыми» (1521, церковь Санта-Спирито, Бергамо), «Рождество» (1523, Национальная галерея, Вашингтон). В нем та же, что и в предыдущей картине, композиция и те же краски, но общее впечатление от полотна совсем другое. Национальная галерея Шотландии. Особенно поражает сходство в приемах характеристики использованных в «Портрете Иннокентия Х» Веласкеса.
Уже в ранних портретах необыкновенный талант художника проявился в полную силу («Юноша», ок. Портреты Тициана поразительны. Орден Золотого руна был основан прадедом Карла V герцогом Филиппом Добрым и до нач.
Он стремится подавить зрителя взглядом.
Таким понял и таким изобразил Тициан императора. Собака здесь более «человечна», это воплощение чувства преданности, когда смотрят в одном направлении.
Лицо короля на этом полотне кажется более выразительным, чем на выполненном ранее «Портрете с собакой», также изображающим Карла V. Вряд ли дело в том, что возросло мастерство художника или, предположим, он получше познакомился с моделью. Моро не занимается любованием драпировкой и золотом доспехов.
В отличие от знаменитого Дж. Кажется, будто художник одновременно изображал человека внешнего и внутреннего. Они начинают посапывать-похрапывать, нижняя челюсть по-габбсбургски выпячивается вперед. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Эта дистанция усилена тем, что Карл на коне, он выше нас.
Escuela Madrillena. Хотя и есть грусть, но это грусть царя Соломона, а не страдания Иова.
В 1549 году художник навсегда оставил Венецию и переехал в Анкон. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Он не мог представить себе другой борьбы с ересями, кроме насильственной. Так, в одной из росписей Станцы делла Сеньятура, названной «Григорий IX передает на хранение Декреталии», под видом Папы Григория IX изображен пригласивший художника в Рим Юлий II.
Кажется, что сама Клио — муза Истории — водила в те дни рукой художника. Случилось так, что и Тициан был втянут в их меркантильные политические расчеты. «Попалась» императрица Изабелла Португальская. Долгие годы жизнь Тициана была связана с судьбой этого необыкновенного человека и монарха. История общения Карла V и венецианского художника была достаточно продолжительной2. Его картины поражают своей эмоциональной выразительностью и демократичностью образов. Интересен в этом отношении «Портрет кардинала» (ок.
Рафаэль не приукрашивает этого человека (хотя и не старается акцентировать внимание на физическом недостатке – косоглазии), но подчеркивает его высокий духовный мир. Образ неопределенности и беспокойства создается не просто цветом и линией, они аккомпанируют общему впечатлению от облика императора. Но такова была воля монарха.
Но до встречи с Тицианом "германский Цезарь" не встречал еще такого великого мастера, который (не изменяя правде) сумел бы так прикрасить ее, отразить во всей силе и важности образ могущественного политика и воина. Считается, что идея такой иконографии пришла в голову самому императору. Чёрное одеяние дано в глубоком, мрачном контрасте с красным цветом ковра.
Но психологическое проникновение Тициана достигло в этом портрете своего наивысшего предела. 56-58. Но следующие 10 лет заказов больше не поступает, пока летом 1543г. На полотне много атрибутов – черные доспехи с агрессивным металлическим блеском, несколько жезлов, царственный багряный бархат – все это свидетельствует о том, что передавать на картине социальную значимость заказчика Тициан умел превосходно.
Немногие даже из великих людей оставили после себя столько собственных портретов, сколько Карл V. Не раз немецкие мастера воспроизводили его рыжую голову, выдающуюся вперед нижнюю губу и волчью челюсть. Горделивое спокойствие, торжественная гармония, движение вперед, но не стремительное и лавинообразное — свойственное молодости, а неспешное и исполненное достоинства и при этом естественное, как дыхание — вот то, чем исполнен пейзаж вокруг исполнена поступь коня и сама фигура императора. Кажется, будто художник одновременно изображал человека внешнего и внутреннего.
В произведении Моро мы видим ситуацию, противоположную тициановской трактовке. написанных в 1560-е годы по заказу Филиппа II Ис- панского, его главного покровителя. Глядя на этот портрет, легко верится, что через восемь лет этот человек отречется от престола и уйдёт в монастырь, тогда как взгляд на «Портрет с собакой» может не дать материал для такой идеи.
Гуляя по залам музея Прадо, дочь высматривала для меня портреты манящие драгоценностями. В 1530 году Карл прибыл в Болонью по случаю своей коронации.
Большое количество прекрасных портретов было создано художником в 1520–1540-е годы. Это было поразительное и наиболее смелое из всех произведений Тициана. Следует также отметить различия между тем, как оба художника трактуют голову Филиппа.
Случилось так, что и Тициан был втянут в их меркантильные политические расчеты. Художник изобразил Изабеллу Португальскую фотороботно. Италия. Хотя и есть грусть, но это грусть царя Соломона, а не страдания Иова. Считается, что идея такой иконографии пришла в голову самому императору.
Но брак, зародившийся как политический союз, перерос в редкую любовную идиллию. 1503–1505, галерея академии Каррара, Бергамо «Епископ де Росси», 1505, Национальная галерея Каподимонте, Неаполь «Юноша», ок. Тициан написал несколько портретов императора Карла V. В 1548г. Расцвет творчества Лотто приходится на время его пребывания в Бергамо.
Возрождение. По заказу Папы Юлия II Рафаэль начал работу над росписью залов (станц) Ватикана. Madrid, 1983.
Вкусы Филиппа II отличались от предпочтений его отца. («Портрет Марии Тюдор» до сих пор хранится в Прадо и, скорее всего, Веласкес был с ним знаком). Случилось так, что и Тициан был втянут в их меркантильные политические расчеты. Здесь больше не чувствуется меланхоличности.
Увидев это творение император в восторге выразил пожелание, которое многим тогда показалось странным: «Когда я умру, произведение это повелеваю нести за моим гробом». В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Рассмотрение «Конного портрета Карла V» не оставляет никаких сомнений в высоком положении модели и создает впечатление исходящего от портретируемого излучения власти и величия.
Источники свидетельствуют, уже в медовый месяц «Карл и Изабелла появляются вместе и, несмотря на множество людей вокруг, не замечают никого. Но его телесную слабость перестаёшь замечать при ощущении духовной силы, которая исходит от его взгляда. Чёрная одежда контрастирует с красным ковром. -С. (Известно, насколько Тициан гордился своим титулом графа Палатинского, пожалованным ему испанским королем). Для характеристики же некой узости кругозора Филиппа II можно привести следующий пример – в отличие от императора, который родственникам в каждую своих стран писал письма на соответствующем языке (супруге Изабелле на испанском, брату Фердинанду на немецком, знал итальянский язык и проч. ), Филипп II разговаривал только по-испански, по-итальянски и по-французски же мог только кое-как читать и вовсе не владел немецким.
Кажется, что сама Клио – муза Истории – водила в те дни рукой художника. парную картину Диана и Каллисто (также Эдинбург) из цикла картин на поэтические темы для испанского короля, 1553-1562. Усталый взгляд, круги под глазами, плечи, напряженные, но при этом понурые, а также общее ощущение какого-то выдоха, а не обыкновенного дыхания – все это отменно характеризует душевное состояние портретируемого. Но большая и более важная часть тициановских приемов была ими проигнорирована. Буквально сводит челюсти, взгляд не горит, но «стреляет» копьем (если мысленно продолжить линию копья и линию взгляда, то они сомкнутся где-то в районе цели, уже за пределами картины). В этот период Лотто писал главным образом поколенные портретные изображения.
П. Аретино любил шумную, веселую жизнь и убеждения его были совсем другими, чем у Тициана. На нем впервые была запечатлена фигура всадника с конем в полный рост. Согласно королевской воле, так и было сделано: необыкновенную картину несли за гробом (50 километров) от Мадрида до Эскориала — резиденции и усыпальницы испанских королей. Тициан был первым итальянским художником, который приобрёл международную клиентуру.
В лице Карла V видится что-то страшное, «привиденческое»: один в поле, один в мире, один с надломленной душой. Император Священной Римской империи, «повелитель полумира», Карл V любил похвалиться тем, что в его владениях «никогда не заходило солнце». Наиболее ярко замечательное дарование живописца проявилось во фресках Станцы делла Сеньятура (комнаты печати). (Эта неопределенная ситуация с атрибуцией подчас распространяется и на двух других художников, Хуана Пантоху де ла Крус и Софонизбу Ангиссолу, работавших при испанском дворе в царствование Филиппа II, поскольку и круг моделей и творческая манера у них совпадали).
Но до встречи с Тицианом «германский Цезарь» не встречал еще такого великого мастера, который (не изменяя правде) сумел бы так прикрасить ее, отразить во всей силе и важности образ могущественного политика и воина. Бывает такое состояние, когда ты чем-то увлечен, какими-то своими мыслями и как бы выключаешься из реальности, получается взгляд живой, тело тоже в тонусе (оно непроизвольно подчиняется ходу мыслей), а подбородок почему-то в таких ситуациях всегда нелепо отвисает, даже могут и слюни потечь :), с тобой кто-то пытается говорить, ты вроде и слышишь его, но все равно «с открытым ртом» погружен в свой внутренний процесс (например, увлеченно читаешь что-то в интернете, а тебя «снаружи» о чем-то спрашивают и ты невпопад поддакиваешь, а после включаешься в жизнь и глупо переспрашиваешь :). Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. В живописи XVI в. появление этого портрета было новаторством. Экскурсовод намеренно подогревал градус повествования: портрет кисти Тициана писан не с натуры, а уже после смерти любимой жены Карла V. Но главное, на картине запечатлено подлинное фамильное украшение Габсбургов, новомодное изобретение начала XVI столетия — корсажная брошь.
Картина удивительно проста, лишена даже намёка на эффектность.
Они доставили Тициану и славу и богатство. Но следующие 10 лет заказов больше не поступает, пока летом 1543 г. во время аудиенции, данной императору папой Павлом III, (чей портрет Тициан как раз тогда писал -- сейчас в Неаполе, музей Каподимонте), Карл V снова не встретил художника и не заказал ему портрет императрицы. Это может быть ящерка, спрятавшаяся в складках скатерти стола, мертвая белка или маленький человеческий череп, окруженный упавшими с цветка лепестками («Мессер Марсилио и его невеста», 1523, Прадо, Мадрид «Лючина Брембате», ок.
Их первая встреча совпала со знаменательным для императора событием. Холодность подчеркнута общим колоритом, вертикальной «плоскостью» лица и жесткостью линий и даже на контрасте с собакой. Если рассматривать испанское Возрождение в общеевропейском русле развития, то нельзя не заметить, что оно формировалось между двумя крупнейшими очагами ренессансной культуры – Нидерландами и Италией. Считается, что идея такой иконографии пришла в голову самому императору. Рассмотрение «Конного портрета Карла V» не оставляет никаких сомнений в высоком положении модели и создаёт впечатление исходящего от портретируемого излучения власти и величия.
Голова, написанная голландским живописцем, более натуроподобна – даже по цвету кожи.
Их первая встреча совпала со знаменательным для императора событием. Холст, масло. 1966.
Портреты обеспечивали постоянный стимул для интереса Тициана к психологии, а также возможность найти потенциальных покровителей и завязать с ними связи. Но как страшно одинок он в этом поле. Согласно королевской воле, так и было сделано: необыкновенную картину несли за гробом (50 километров) от Мадрида до Эскориала – резиденции и усыпальницы испанских королей. «Портрет Филиппа IV» Рубенса или «Портрет Карлоса II в облачении магистра Ордена Золотого руна» Хуана Карреньо де Миранды). 1530, галерея Боргезе, Рим «Лукреция», ок.
Мощно написанная фигура едва появляется на картине. Это как бы сама реальность, наделённая энергией и настойчивостью, грубая и отвратительная. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Тициан одевает на голову императора шлем, выполненный из тусклого, матового металла для того, чтобы не возникало конкуренции со свечением карнации Карла.
Выглядит он больным и уставшим от государственных забот. Долгие годы жизнь Тициана была связана с судьбой этого необыкновенного человека и монарха.
В этом главном христианском центре страны он занимался реставрацией картин, росписью статуй. XVI в. можно говорить о формировании школы испанских придворных портретистов. Лишь орден Золотого руна (высшего отличия, даруемого знатным особам герцогом Бургундии) на его груди и шпага указывают на благородное происхождение.
1513, музей Гарднер, Бостон). Император представлен сидящим в кресле, одетый во всё чёрное. Естественно, такому мастеру, как Тициан были не нужны старинные приемы возвеличивания модели – иератическая застылость, акцентированные жесты и обильные аксессуары, но кажется, что целью его было изображение в первую очередь человеческой личности, а не носителя имперской власти. Художник словно размышляя, сопоставляет на плоскости две фигуры. Чувствуется, что ему не сидится спокойно на своем месте: его пальцы нервно перебирают складки одежды, а мысли тем временем заняты какой-то очередной интригой, направленной против недругов.
Более того, как добивались этой чести. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана.
И это не странно: там Карл ещё молодой человек, уже ставший опытным правителем и созревший телесно и умственно — но ещё не духовно. Но как страшно одинок он в этом поле. Портрет, видимо, не очень понравился Карлу V. Кто же захочет знать о себе правду. 1523, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Андреа Оддони», 1527, Королевский дворец, Хемптон-Корт «Человек с звериной лапкой», ок. Творчество Тициана совпадало со вкусами Карла V и Филиппа II все же больше не в портретном жанре, а в мифологическом и религиозном (достаточно вспомнить «Данаю», «Венеру и органиста», «Венеру и Адониса», «Ecce homo», «Кающуюся Магдалину» и многое, многое другое). 1527, Музей истории искусства, Вена «Юноша с ящерицей», ок.
Четкость очерка фигуры Карла создает впечатление одиночества среди интерьера. В образах, созданных Рафаэлем, отразились его мечты о земном счастье и красоте.
«Портрет Филиппа IV» Рубенса или «Портрет Карлоса II в облачении магистра Ордена Золотого руна» Хуана Карреньо де Миранды). Осязаемость текстур тканей и драгоценностей, по которым скачут точечные блики, заставляет играть жизнью застылые фигуры. О годах его становления известно только то, что он обучался под руководством живописца Яна ван Скореля известного тем, что он был первым голландским художником, понявшим важность обучения в Италии и попытавшимся познакомить Нидерланды с высоким итальянским Ренессансом. Видимо, дело в самой модели.
«Конный портрет» служит прекрасной иллюстрацией того факта, что выражение «империя, в которой никогда не заходит солнце», впервые было употреблено относительно государства Карла V. А «Портрет в лоджии» лучше сопроводить строками немецкого историографа: «В последние годы своей жизни Карл V страдал подагрой и глубокой меланхолией, переходившей часто на короткое время в сумасшествие и бывшее вероятно печальным наследием его несчастной матери». Здесь больше не чувствуется меланхоличности. Пространственные паузы, подчёркнутые вертикали, соотношение фигуры и видимого в окне далёкого пейзажа призваны возвеличить образ императора в рамках заданной схемы портретного замысла. Реальные размеры картины усиливают это впечатление. Заказчик – Филипп II Испанский, см.
напр. McGuigan D. G. Его творчество оказалось невостребованным современниками. Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых». Фон как бы в движении, а портретируемых это «не волнует».
1506, галерея Уффици, Флоренция «Юноша со светильником», ок. Его имя стоит в одном ряду с Леонардо да Винчи, Микеланжело и Рафаэлем. Император Карл V приглашал его к себе и окружал почётом и уважением. приезжает в Аугсбург, где после победы при Мюльберге император собрал Рейхстаг и начинает свой второй портрет императора— «Император Карл V в сражении при Мюльберге» (Прадо), увековечивающий эту победу, который стал образцом другого типа парадного портретов— конного, на много веков вперед. У маленьких детей такое бывает, когда они чем-то своим долго занимаются, погружаются в процесс делания и не слышат, что им говорят «снаружи». История общения Карла V и венецианского художника была достаточно продолжительной.
На какое-то время жизнь художника (и соответственно творчество) повернули абсолютно в другую сторону. Эдинбург. Он был сознательным сыном, любящим мужем и нежным отцом семейства, поклонявшегося ему. Уступая в идеальности и одухотворенности Рафаэлю и Микеланджело, Тициан равен первому по чувству красоты, а второму – по драматической жизненности композиции и превосходит обоих по силе живописи. В 1547 г. Моро был принят в члены Гильдии св. Предположить же, что Тициан скептически или презрительно относился к монархам и не испытывал к ним уважения, осмелиться трудно.
Сочетание богатого колорита, поразительного движения и гармоничной композиции делает это произведе- ние шедевром Тициана. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Но до встречи с Тицианом германский Цезарь не встречал еще такого великого мастера, который (не изменяя правде) сумел бы так прикрасить ее, отразить во всей силе и важности образ могущественного политика и воина. Помимо символического, пейзаж имеет и психологическое значение: небо с перламутровыми облаками, прерывистая линия крон деревьев, далекая линия горизонта, теряющаяся в холодноватом тумане – все это создает ощущение дыхания и отражает в более крупном масштабе то настроение, которое зритель читает на лице самого императора.
В 1530 году Карл прибыл в Болонью по случаю своей коронации. По всей видимости, сюжет картины был предложен заказчиком избравшим слова Христа: «Воздайте богу богово, а кесарю кесарево» -- лозунгом в борьбе с римскими папами, пытавшимися вернуть давно уже утраченную власть над Феррарой, формально входившей в число папских владений. Король внутренне собран и замкнут. Это внук "последнего рыцаря" – Максимилиана и потому Тициан изобразил на портрете отдельную вспышку, а не целый психологический характер. NY. Карлу V здесь 48 лет.
Они разговаривают, смеются, ничто не в силах отвлечь их друг от друга». Это стремление к необычному особенно ярко проявляется в «Тройном автопортрете» (ок. Однако, очевидно, что Тициана взволновал глубокий философский смысл сюжета. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Именно в этот период времени он создает следующий портрет – «Император Карл V в сражении при Мюльберге» (Прадо).
Во дворце Алькасар 10 марта 1526 года состоялась пышная свадьба. Таким понял и таким изобразил Тициан императора. И куда устремился он на красиво гарцующем коне. ".
Чёрное одеяние дано в глубоком, мрачном контрасте с красным цветом ковра. Немного спустя Тициан начинает также работу над «Венерой», предназначенной для Карла, а в январе 1548г. Они не опасались позировать Тициану.
Портреты Тициана поразительны. Его религия была строгой и мрачной. Даже краски портрета заключают в себе что-то зловещее, воинственное. Лицо короля на этом полотне кажется более выразительным, чем на выполненном ранее «Портрете с собакой», также изображающим Карла V. Вряд ли дело в том, что возросло мастерство художника или, предположим, он получше познакомился с моделью. Его облик производит впечатление злого духа и видение это захватывает врасплох и пугает.
Изабелла прибыла в Севилью. Душа-парень-монарх решил жениться на инфанте по политическим соображениям. Для истории психологического портрета «Портрет в лоджии» является значимым произведением и предвестником будущих открытий, а для эволюции испанского придворного портрета вклад творчества Тициана был несколько односторонним. Iniguez A. Historia de la pintura Espaсola. На портрете Моро мы видим абсолютно противоположную ситуацию.
В пухлых пальцах библиотекарь сжимает ручку, его косые глаза подняты вверх – он словно обдумывает мысль, которую нужно перенести на бумагу. 1534, Национальная галерея, Лондон). Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов.
И действительно, в отличие от «Конного портрета», здесь не заметно парадности и репрезентативности, лишь увековечивание уникальной человеческой личности с великолепным психологическим мастерством. Хотя и есть грусть, но это грусть царя Соломона, а не страдания Иова. Конный портрет – Карл на пике «карьеры». Видимо, дело в самой модели. «Портрет Филиппа IV» Рубенса или «Портрет Карлоса II в облачении магистра Ордена Золотого Руна» Хуана Карреньо де Миранды). В качестве приданого казну новоиспечённого мужа усилили огромные деньги.
Карл V приезжает в Аугсбург, где собирался Рейхстаг. Внешне трудно его отличить от зажиточного купца.
M., 1969, 1972- С. 67-68. Как эффектно и величественно выглядит всадник. Тициан – один из величайших художников эпохи Возрождения.
Предметы, окружающие людей, несут в себе скрытый, символический смысл. XVIIIв. После завершения работы над этими росписями в 1511 году Рафаэля завалили заказами и, чтобы справиться с ними, ему пришлось прибегнуть к помощи учеников.
Как эффектно и величественно выглядит всадник. Диана, олицетворение целомудрия (ее можно узнать по диадеме с полумесяцем), была настолько рассержена Актеоном, увидевшим ее божественную наготу, что превратила его в оленя, которого потом растерзали его собственные со- баки. Из под кос выглядывают жемчужные серьги-капли. Немного спустя Тициан начинает также работу над «Венерой», предназначенной для Карла, а в январе 1548 г. приезжает в Аугсбург, где после победы при Мюльберге император собрал Рейхстаг и начинает свой второй портрет императора -- «Император Карл V в сражении при Мюльберге» (Прадо), увековечивающий эту победу, который стал образцом другого типа парадного портретов -- конного, на много веков вперед. 1508, оба – в Музее истории искусства, Вена).
В первую очередь рассмотрим творчество основателя этой школы. Здесь Тициан создаёт несколько парадных портретов, в том числе необычайный «Портрет Карла V в кресле». При восприятии этого портрета внутри ощущается стержень, несмотря на стойку «вольно», позвоночник выпрямлен, тело в тонусе. Этот портрет Юлия II, вероятно, единственный, где Рафаэль льстит своей модели. -С. 130-135.
Они не опасались позировать Тициану. И куда устремился он на красиво гарцующем коне. Император попросил доработать полотно.
Даже краски портрета заключают в себе что-то зловещее, воинственное. Бросается в глаза разница состояния фона и портретируемых. Некрупное кольцо органично восседает на безымянном пальце правой руки. (источник)О Карле V почитать можно здесь. При восприятии этого портрета тело по-прежнему в тонусе, но лицо теперь «включенное», он не мечтает, он действует.
Королевские портретисты пренебрегли не только этим. The Habsburgs: the personal lifes of a family that made history for six centuries. У Филиппа II был тихий голос и тихая, бесшумная манера двигаться, он был скуп на жесты.