Обширен и ряд портретов, написанных Тицианом в этот период:в него входят серия портретов Карла V, Мужчина с перчаткой (ок. В 40ые годы Тициан путешествует, в частности, в 1543 году посещает Болонью, где пишет портрет Павла III, также он много времени проводит в Риме. Тициан создает новый портретный жанр, названный «историей». «конец 1530-х—1540-е гг. — время расцвета портретного искусства Тициана.
Глубина психологического проникновения характеризует и новые портреты Тициана: таковы Кларисса Строцци в возрасте пяти лет (1542, Государственные музеи, Берлин), Молодой человек с голубыми глазами известный также под названием Молодой англичанин (Палаццо Питта, Флоренция). В 1548 г., вызванный императором, Тициан едет в Аугсбург, где проходил тогда имперский сейм выполненные им конный портрет Карл V в битве под Мюльбергом и парадный портрет Филиппа II (Прадо, Мадрид) принесли ему статус первого художника габсбургского двора. В 1517 году Тициану представилась возможность писать портрет правящего дожа на годовое содержание в 100 дукатов.
В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого— «Мужчина с перчаткой» (1523), «Портрет Томмазо Мости» (предположительно 1520). В 1530 году Тициан получает расположение императора Карла V. Художник работал не только над портретами Карла V, но и других знатных вельмож, которые щедро одаривали его золотом за работу. В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого— «Мужчина с перчаткой» (1523), «Портрет Томмазо Мости» (предположительно 1520). У Тициана мне больше всего нравятся портреты реальных людей, хотя и на мифологические сюжеты смотреть интересно. Превосходны и его женские портреты: «Флора» (Уффици, Флоренция), «Красавица» («La bella») (Питти, Флоренция), портрет дочери Тициана Лавинии.
Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Маркуолы, в зале мессира Андрее Лоредано.
Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. Умер Микеланджело, с которым почти 20 лет назад они вместе встречали Новый 1546 год. Необычно исполнение картины. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Стареющий мастер придает всему изображенному красочный блеск высшего совершенства.
Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Главный акцент находится ни на ужасающих событиях, ни на религиозном значении сцены. Пройдет еще четверть века и он въедет в Рим как триумфатор. Проживший долгую жизнь, он оставил огромное художественное наследие, насчитывающее более 160 работ, почти каждую из которых можно отнести к числу шедевров. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини.
Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора. Зрителю как бы предлагалось насладиться цветовыми сочетаниями и контрастами, включая множество тончайших оттенков и переходов.
Изображенный с нежной любовью, его натурщики – однако идеализированны в заключительной композиции – слишком полны жизни и характера, который не был взят от модели. Женщина с Зеркалом, вероятно, среди самых ранних из этих работ: по сравнению с другими в серии она замечена по более лобовому углу позади парапета и с точки зрения атмосферы кажется менее интегрированной в пределах окружающего пространства. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго. Потом Тициан. Франциска.
В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. Излюбленными густыми и уверенными мазками Тициан умело строит форму тела и пространственную среду картины, дополненную романтическим пейзажем. Конфликт их характеров является ее смысловым центром. Этот способ разумен, красив и поразителен.
Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях. Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть.
Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Его поддержали некоторые художники из корпорации живописцев, считавшие Тициана выскочкой и наглецом, осмелившимся бессовестно просить должность соляного посредника при еще живом Джамбеллино.
Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Художник одет в простую и дорогую одежду. Несомненно, наиболее удачная часть картины – пейзаж. К концу XV столетия, когда поездки португальцев в глубь Африканского континента привели к появлению черных рабов, а люди различных рас (татары, греки и др. ) покупались у турков итальянские рынки рабов сделали привычным мелькание экзотических лиц среди домашних слуг. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне.
Первым, однако, Венеция признала автора Спящей Венеры. Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. В дом их не пустили, а тело покойного было вынесено еще раньше неизвестно куда.
Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. «С раннего детства я, Тициан из Кадора, задался целью овладеть искусством живописи, но не корысти ради, а только ради обретения славы, пусть даже самой малой, чтобы оказаться в сомне тех, кто в настоящее время занимается этой профессией. Он послал за Тицианом, которого считал отличным художником. Тициан написал целую серию работ на эту тему. Цвет – одно из основных средств выражения.
Он переосмысливает картину «Даная» и вносит в нее некоторые изменения. На это тратились огромные силы и средства. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Во 20-х годах творчество Тициана больше обращается к портрету и мифологическим сценкам кабинетного размера, выполняя заказы высоких чиновников республики, покровителей искусств герцога Альфонсо Феррарского, Фредерико Гонзага.
В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана. Все его святые просто земные люди.
И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. Как ему объяснили позже, папа «заболевал» раз в месяц дней на пять после чрезмерной дозы любимого красного Colli di Parma, а излечивался игристым белым совиньоном. Для него Тициан напишет семь полотен иллюстрирующих «Метаморфозы» Овидия. Слева в «Актеоне» — пунцовый занавес, а справа — лес в «Каллисто» слева — лес, а золотистый занавес-навес — справа. Каллисто, одна из нимф Дианы, сама того не ведая, забеременела от Юпитера. Созданные им образы обладают мощными силами. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Благодаря приказу Карла Пятого был написан алтарный образ Троицы.
В конце августа, ранним утром на пороге появился санитарный патруль, Тициан был наверху. Вблизи поверхность таких картин напоминает некий первозданный хаос, но стоит немного отступить назад и из этого хаоса возникают полные жизни и драматического пафоса персонажи, становятся определенными краски, а положенные рядом втертые друг в друга мазки бледно-желтых, вишнево-красных, светло-зеленых мазков могут превратиться в легкую серебристо-белую ткань одежд.
В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). Многие знатные жители Венеции, не зная, что Джорджоне прекратил работу над фасадом и что роспись выполнял Тициан, а он уже снял часть лесов с работы, поздравляли Джорджоне, по-дружески хвалили работу, говорили, что часть работы над лавками (которую выполнил Тициан), значительно лучше фасада над Большим каналом (который расписывал Джорджоне).
Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал. В этом образе нет ничего порочного, как нет ничего порочного в полноте счастья. Рядом с Марией стеклянная ваза с розами как символ девственной чистоты и непорочности. В женских образах мастер не ищет психологической глубины.
При этом существовало множество реальных рабов. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Колорит – контрастный.
Во время очередного приезда Дюрер написал большую алтарную работу «Праздник четок» (Прага, Национальная галерея). Первая версия, которую и покажут на выставке в ГМИИ, была написана в период с 1544 по 1546 годы по заказу испанского короля Филиппа II, а сейчас принадлежит Национальному музею Каподимонте в Неаполе. Появилась возможность размножить на бумаге любой вид знания и любые достижения. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Красно-розовое пятно одежды перекликается с красными цветами и одеждой пастуха.
Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Тот же, стремящийся к славе и успеху, блестяще написал еще две сцены в этой зале.
Себастьян был одним из особо почитаемых в Италии святых, поскольку считали, что он помогает людям избавляться от чумы. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса.
Скупость. Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом.
Это отразится в его автопортретах. Даная была дочерью Акрисия, царя Аргосского и Евридики. Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Художник не жалеет красок для раскрытия низменности и продажности ее души.
накладываются на полотно не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Кто изображен на картине – загадка.
Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Человек оказывается перед лицом темных сил, неизбежны борьба, а порой и гибель. Он всегда зарабатывал много, ему охотно и щедро платили за его вещи. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения.
Появлению над цветами роз пламени дает объяснение полустершаяся надпись внизу под вазой: Ignis ardens non comburens — «Огонь горящий, но не опаляющий». Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски. С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера. Эта «скромная» просьба практически была исполнена, робкий папа Юлий III, внял рекомендации монарха и присвоил литератору титул кавалера Святого Петра.
В десять лет живого и способного мальчика отправили к его влиятельному дяде в Венецию. А выйдя из мастерской, сказал Вазари: Все, что он пишет, совершается здесь, на земле. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки.
Книгопечатание в различных формах пропитывало и увековечивало Ренессанс.
Трудно назвать художника, который бы смелее орудовал цветом. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность. Чувствуя как смерть крадется за ним по пятам, он торопился закончить «Оплакивание Христа» — последнее откровение миру. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден).
Эта работа новатора. Теплота тела, легкость волос, переливчатость шелка и бархата, мерцание драгоценностей, сочность листвы, прозрачность стеклянного сосуда передавались Тицианом так, как будто его цвет проникал в самую суть вещей. В мире есть два понятия, которые абсолютно необходимы человеку: Порядок и Класс. А Тициан – дает.
Тициан поистине мыслил краской. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Обучаясь, Тициан перенимает те же приемы.
Недаром Тициан придал фигуре Себастьяна особую значительность и монументальность. Серебряную вышивку на камзоле можно было рассмотреть до каждой петельки серебряной нитки.
Эти своего рода упражнения помогают отточить художнику свою манеру живописи, вырабатывают вкус, дают возможность освободиться от «вымученности» изображения. Две прекрасные картины «Даная» (1544-1545) и «Венера, завязывающая глаза Амуру» (1565) выполнены на мифологические сюжеты. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Отсутствие уплощающих объем жестких контуров помогает добиться красивого пластического рисунка, тело девушки кажется переданным в движении.
Сюжет этой жизни исполненной фантастических трудов, до трагичности прост. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета.
Более всего похожи между собой Данаи из Прадо и Эрмитажа, отличаются главным образом служанки, которые ловят золотые монеты подолом платья, а на картине из венского музея служанка ловит монеты золотым подносом. На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. Но он был и великий ремесленник, поднявший слово ремесло на недосягаемую высоту. Рассмотренный потерянный, не может быть малейшего сомнения, что именно эта живопись, прибывает фактически из коллекции Лукреции дэ Эсте, внучки Альфонсо I. Живопись, с ее замечательными цветными контрастами красного, зеленого и белых цветов и ее восхитительные женские фигуры, является одним из описаний Тицианом идеала женской красоты. В зависимости от того, кого писал Тициан, он менял композицию, цвет, степень детализации.
Знаменитая за ее элегантность, она носит тюрбан своего собственного дизайна. Так называли современники Тициана.
Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его.
Человек, одаренный высочайшей Божьей милостью творить красоту. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. В Деве Марии нет и тени растерянности от неожиданной благой вести.
Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Эту картину Тициан напишет сразу же после трагической смерти Джорджоне. Живопись Венеции основана на чувственном восприятии мира. А ведь ему было уже за сорок. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается. Вот почему рядом с обнаженной Дианой дана в качестве ее двойника фигура чернокожей девушки в облачении.
В героический пафос этой картины, подчеркнутой мощью красочной гаммы, победным звучанием красных, синих, золотисто-охристых тонов, вплетаются прелестные, полные жизни мотивы: Младенец Христос шаловливо, неуверенными движениями совсем маленького ребенка, пытается стянуть белое покрывало с головы Марии с суровыми профилями старших членов семьи Пезаро соседствует прелестное лицо подростка, устремившего на нас задумчивый взгляд. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция. Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского.
Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Как бы предчувствуя свою раннюю смерть, Джорджоне написал свой главный шедевр на 50 (. ) лет раньше столь же знаменитой Венеры трижды пережившего его друга и соперника. Он прожил ровно век. Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет).
Впереди у него – еще 70 лет жизни, которую он (судя по биографии) проживет в спокойном обладании. Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже. Сжалившись над ней Юпитер превратил ее в созвездие Большой Медведицы. Позади ангела возвышаются мощные античные колонны.
Из сочетания гибких многообразных мазков рождаются образы исполненные трепетной жизненности и драматизма. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана.
Другой монах, бегущий по направлению к зрителю испуган близящейся смертью. Тициана по праву можно назвать величайшим портретистом итальянского Возрождения. Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». Находясь в Риме Тициан работал над семейным портретом понтифика Павла III.
Вот таким образом такое внимание художник уделяет деталям, помогающим создать образ красавицы. К 1536 году, когда картина была закончена, Изабелла, одна из наиболее восхитительных и искушенных женщин Ренессанса, была намного старше, чем она смотрит здесь и Тициана определенно попросили использовать портрет Франчии (Francia) как направляющей к ее более ранней внешности. Но, вызванный в 1519-м (за год до смерти Рафаэля.
Бегство в Египет представляет большой интерес, так как показывает, с чего начал свой творческий путь Тициан. К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции. Но как художник он поражает глубиной и многосторонностью своего гения. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн.
В самый последний момент жизни человек остается прекрасным и несломленным. Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. У Тициана нагота возвышенна и благородна.
Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Благовещающий ангел стоит не с символической белой лилией, а со скрещенными на груди руками перед свершившимся фактом. Находясь в нем, можно видеть красивый остров Мурано и другие места. Важную роль в картине художника играет пейзаж: это мир, полный безмятежного покоя и бесконечного разнообразия.
Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. К портретному жанру Тициан обратился еще в 1510-е годы и на протяжении четырех десятилетий создал обширную портретную галерею, в которой предстает как величайший портретист не только итальянского, но и всего европейского Возрождения. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии).
После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. На его фоне чуть нескладные фигуры кажутся обычными и будничными. Многие художники изображали момент проникновения Зевса в темницу.
Ла Белла (Красотка)1536 г. Картина маслом, 89 x 76 см. Галерея Палатина (палаццо Питти), ФлоренцияКак столь многие другие работы Тициана, вероятно, что этот портрет – идеализированный портрет женской красоты и не точное описание какой-то женщины. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Радоваться пришлось недолго. За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера.
Сначала явился Леонардо. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. Эта композиция считается самой завершенной из тех, что были созданы Тицианом. Прекрасно написана хрустальная сфера, лежащая на ладони Христа. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT».
Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. После этого Даная родила сына Персея. Реализм. На картине были изображены многие известные лица, среди которых легко узнавался сам Дюрер.
Только это уже будет не та праздничная симфония ликующих ярких красок с богатством тонов, не тот жизнерадостный рассказ о похождениях героев, что украсил тридцать лет назад «алебастровый кабинет» феррарского герцога, теперь миф превратится в трагическую метафору подчинения людей богам. Точная дата его рождения неизвестна. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. Но общая тональность картины Тициана абсолютно иная, чем в работах его старшего друга и предшественника. Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).
Обе картины пришлись по душе хозяину. И она отвечает ему любовью. В те дни Тициан писал для кардинала Александра Фарнезе свою Данаю. Этой картине Тициан посвятил не один месяц работы.
Безмятежен и прекрасен мир изображенный художником. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». В выборе мотивов, включенных в пейзаж, чувствуются уроки Джорджоне.
Да и заказчик, а им был сенат республики, за чей счет оплачивалась работа живописцев, скорее бы остановил свой выбор на каком-нибудь из уже обретших известность в городе художников, — а таких было немало, — чем на неискушенном юнце, который недавно объявился в художественных кругах. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. Он чувствует себя независимым.
Вечеллио удавалось привнести в сюжеты на библейскую тему что-то неуловимо земное, но вместе с тем непогрешимое. А это всегда драма. Теперь она выставлена в Вашингтоне. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». Умер в Венеции 27 августа 1576 года.
Это общее убеждение также отражено в современной историографии. Внешне небогатая бурными событиями жизнь Тициана была долгой, блистательной и плодотворной. Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». Культурные изменения их абсолютно не затронули.
Это три большие картины и закончить их необходимо было в масле. Непосредственность играет в ней большую роль, чем классическая традиция. В 1566 году Вазари, прибыв в Венецию, посетил Тициана, как своего лучшего друга. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана.
На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года.
На эрмитажном полотне Магдалина представлена в момент страстного и бурного раскаяния. О нет, он заставит заказчиков ценить свой труд и оплачивать его по достоинству, а главное уважать себя как личность и как художника. Отличительный признак поздних работ Тициана – это впечатление воздушности, манера письма исключительно свободна, композиция, форма, свет – все соединяется в одно целое. Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом). Большинство из наиболее известных людей города были там. Наталья, Вы абсолютно правы — на таких выставках нельзя фотографировать.
Композиция произведения осуществлялась без каких бы то ни было подготовительных эскизов. Обе эти фигуры олицетворяют день и ночь, жизнь и смерть, свет и тьму. Охотник попытался убежать от разгневанной богини. Затем следуют заказы от императора Карла V, который назначает Тициана придворным живописцем и для кого тот выполнил ряд картин. Но в «Актеоне» имеется существенное различие — там Диана дана в двух своих ипостасиях: дневной и ночной.
Есть еще версии: одна находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, вторая – в Прадо в Мадриде. Фоном для обеих картин служит дальний пейзаж. На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. На поздней мюнхенской картине через ту же арку проглядывает сумрачное и почти монохромное ночное небо. Могли ли аристократические друзья покойного Джорджоне довериться новичку из глухой деревни, поручив ему дописать незаконченную «Спящую Венеру» и другие картины.
Он становится для Тициана и Сансовино одним из ближайших друзей. Это означало дополнительные 25 дукатов. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Во время создания алтарного образа «Вознесение Богоматери» или «Ассунта», Тициан был вынужден не только терпеливо объяснять дотошному настоятелю, почему апостолы одеты в рубище.
У них родился сын Персей. Вернемся к произведениям Тициана.
Ушли из жизни Рафаэль Санти и Леонардо да Винчи.
Все это объясняет ту атмосферу торжественного триумфа, которой проникнут колоссальный алтарный образ. Эту картину уже можно было видеть в Москве шесть лет назад, она стала настоящей сенсацией выставки Россия-Европа-Россия. Сложно, если не сказать мучительно, каждый раз, когда художник пишет картину, держать перед собой модель (неважно одетую или обнаженную). И в новом году, который в Венеции по давней традиции начинался не первого января, а первого марта (видимо, в пику Риму), состав Совета Десяти полностью обновился и его прежнее решение было отменено.
И, как в прежние времена, остроумного, способного поддержать блестящую беседу. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). Вместе с тем, бледное лицо императора, плотно сжатые губы и устремленный вне поля картины взгляд придают его образу устрашающее и отталкивающее впечатление. И к тому же один из самых больших его портретов.
Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе. Перед нами подлинно царственная женственность во всей ее первозданной славе.
Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 X 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет. С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе».
Мало кто был равен Тициану по дарам, которыми щедро наградил его Господь. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Тициан жил и работал в XVI веке, в период блестящего расцвета культуры и искусства Италии.
В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Она держит в одной руке книгу, а другой, приподняв головную накидку, всем своим видом показывает, что полностью осознала божественный посыл и зачала, когда на нее в потоке яркого света в окружении сонма летящих ангелов снизошел Дух Святой в виде голубя. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его.
Две любви: небесную и земную. Над темным морем он несет её на Крит. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея).
Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже. Композиционно они похожи. Точная дата его рождения неизвестна. На сей раз они были сняты для реставрации и хранения.
Все остальное, включая книги и дневники, поглотило пламя. Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Его красавицы – бездумны, чувственны, полны сознания своей юной прелести.
Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен. Работа эта настолько сложная, что покамест никто даже не дерзнул помыслить о ней». Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков).
Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. И вспомним, что он прежде всего художник. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело.
Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. Но, мудрый стратег, Тициан понимал, что его время еще не наступило. Петра Мученика, который был написан в церкви Сан Джованни Паоло. С большим удовольствием для себя, он обнаружил Тициана за работой, не выпускающего из рук кисти.
В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Осыпаемый золотом жаждущих его кисти, он мог вести жизнь вельможи и предаваться утехам, которые так любил Рафаэль, нои Не ищите в реальной жизни Тициана сказочной романтики и невероятных поворотов.
Полотно решено в золотисто-каштановых тонах. После он пишет картины на античные мотивы, которые предназначались для Королевы Марии.
Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре— 27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. Считалось, что разбираться в минералах, будь то соль или каски, — прерогатива живописцев.
Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон).
Это – то, почему эта картина часто копировалось. Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением.
Да, он был творец. Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве.
За свой проступок Каллисто была изгнана.
Складывается парадоксальная ситуация, напоминающая то, о чем поведал Пиранделло в своей пьесе «Шесть персонажей в поисках автора», когда на театральных подмостках неожиданно появляются ожившие персонажи, порожденные воображением Драматурга. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту.
Добавлю, что при всей своей реалистичности Тициан был редчайшим колористом. Богиня любви в обличии златовласой красавицы являет нам совершеннейший образ любви и неги. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Петра.
Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры.
Ведь именно в эти годы рождались, творили и умирали величайшие художники. Микеланджело пригласил его в гости и Тициан с удовольствием принял приглашение. Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы.
«Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге).
Когда опустошительная эпидемия закончилась и жизнь в Венеции вошла в свое обычное русло, Тициану принесли спасенное полотно Джорджоне «Спящая Венера» с просьбой восстановить его. И написать чуть не столько же, сколько все великие итальянцы его времени, вместе взятые. Мне удалось превзойти многих в этом деле ибо только меня сейчас призывают к себе Его Святейшество и другие знатные особы с просьбой послужить имПредлагая свои услуги в расписывании зала Большого Совета, я готов тут же начать с написания большой картины битвы на стене, выходящей на площадь «Сан-Марко».
Век, значение которого в искусстве равно тысячелетию. Слава пришла к Аретино в Риме, где вышел в свет сборник «Позы» из дведанцати эротических стишков, сочиненных им к порнографическим рисункам Джулио Романе, о них даже есть шутливое упоминание у Пушкина в одном из писем из южной ссылки (ноябрь 1823 г. ). Красавицей, несущей цветы, как думают, является Флора, классическая богиня цветов и весны. Больше Тициан его никогда не видел.
Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Он был исключительно здоров и удачлив, от судьбы видел только счастье и благополучие. Святой Петр изображен в роще, среди громадных деревьев. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия.
Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). Спустя 30 с лишним лет он повторил этот сюжет, разрабатывая его для себя. Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых». Первая версия, привезенная к нам из Национального музея Каподимонте в Неаполе, была закончена Тицианом в 1546 году. Ему больше ничего не оставалось делать, как проводить их взглядом. Бурное отчаяние Магдалины оттеняет самоуглубленную, тихую скорбь Марии, держащей на коленях мертвого сына и печальное смирение Никодима, бережно поддерживающего мертвую руку Спасителя.
Живопись получает свое богатое, чувственное обращение, главным образом, от ее своевольной комбинации насыщенности цвета, от синего платья с красными втулками и тонами кожи и золотисто-каштановым, умело заплетенными волосами. Дата его рождения точно не установлена она определяется в промежутке между 1485 — 1490 годами. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Однако Беллини не закончил картину, так как был уже в достаточно преклонном возрасте. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии).
Что-то пробурчав, понтифик поспешил встать и удалиться. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня.
Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. Другой бы на его месте бросил все ибо (как принято было считать) только в Риме можно было стать великим.
Затем Микеланджело. Не без содействия друзей на заседании Совета Десяти предложение Тициана было принято. Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции).
На другой – множество прекрасных амуров и детей в различных позах. Отныне все дожи времени Тициана (все восемь. ), в порядке их избрания, будут удостоены его кисти – последний такой портрет художник напишет в 90 лет. Много и охотно художник писал женские портреты. Ассунта Тициана полна героического пафоса. Еще современники обратили внимание на происшедшие изменения, знаменовавшие собой новый этап европейской живописи.
Изобретение книгопечатания стало переломным моментом для этого процесса. Сторонникам той версии, по которой Тициан никак не мог родиться раньше 1490 года, очень хочется «омолодить» великого творца и доказать, сколь ранним было его становление как художника, вопреки фактам и здравому смыслу. Вазари в своем известном труде Жизнеописания знаменитых живописце, ваятелей и зодчих писал о Тициане как о продолжателе традиций Джорджоне.
В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре — 27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Художник предлагает – на выбор – два способа жить: упоенно грезить или спокойно обладать.
Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру. Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св. Имя Аретино угодило в «Индекс запрещенных авторов» (который отменили в 1964 году), а непристойные сочинения публично сожжены на площади Святого Петра.
В Данае художник решает тему любви, счастья и в первую очередь красоты человека. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Ему подражают им восхищаются. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. Диана в яркой красной тунике с луком в руке ликует — месть свершилась. И оказался прав. И, улыбнувшись, добавил: Мы с Рафаэлем обещаем.
Окрашенная Тицианом в двадцать пять лет, картина является самой известной работой раннего периода творца. Услышав шум и крик, он набросил на плечи халат и стал спускаться, в доме никого не было. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена.
Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция.
В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Рядом с ней находится в рубище св. Беспокойная, напряженная палитра в сочетании с мерцанием света и тени создает драматическое настроение. Вот таким образом на голове тициановской Дианы красуется изображение нарождающейся луны. Тициан здесь встает на защиту Данаи, чья чистота остается незапятнанной. В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр.
«Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. С небес на коленопреклоненную фигуру исходит чудный свет. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Это правда, творения из ряда вон выходящие.
Разразился шумный скандал. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Герои были изображены в натуральный рост. Все главные храмы города открывают художнику свои двери.
К счастью, стал накрапывать дождь и костер слабо разгорался. Безукоризненностью сложения герой напоминает античные статуи. На ней на фоне прекрасных видов и роскошной рощи изображение Богоматери на пути в Египет. Новаторство произведения – в его живописном строе.
В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». – Л. Л. ) изображенную с абсолютно античной свободой, Микеланджело очень ее расхвалил. Другими становятся и живописные приемы. Неужели ранние работы Тициана, мастерски выполненные им по заказу известных олигархов, были созданы кистью 15-летнего подростка.
Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте).
Зевс был пленен красотой Данаи и проник к ней в виде золотого дождя. Чудом удалось вызволить из огня несколько больших картин и среди них «Спящую Венеру», «Трех философов», «Юдифь» и другие полотна поменьше. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му.
И королей и святых. Но даже не все гении обладали сразу двумя этими достоинствами. Писатели-современники, жившие во времена уже пожилого Тициана, дают данные года рождения, варьирующиеся между 1473 и 1482 годами2. Для росписи другой стены, был приглашен Джан Беллини.
Вскоре он решил бросить вызов самому Дюреру и, как бы в ответ на его «Праздник четок», сотворил на большом картоне более чем двухметровой длины многофигурную композицию во славу Венеции и победы над войском Максимилиана, назвав ее «Триумф Христа». По обе стороны от нее – невероятно тщательно исполнены Грация и Красота. Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). Следует отметить образ св.
Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Реалистическое изображение человека стало главной целью художников Раннего Возрождения. Чем многолюднее церемония, тем шире ее политическое воздействие. Полотна «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто» имеют композиционное единство и симметричность, несмотря на различное содержание.
По ней была создана гравюра, вызвавшая у венецианцев прилив патриотических чувств. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии.
Это полотно также называется «Венера перед зеркалом». Оставшись в Венеции, Тициан еще раз доказал ей свою преданность. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. Мягкая переливчатость бархата, пышность страусовых перьев, матовость жемчуга, тусклое мерцание золота – все это написано с острым ощущением живописных особенностей каждого предмета и прекрасно оттеняет полные гибкие руки и нежное лицо.
Так, в одиночестве и прожил полвека: в тревогах за любимых (и конечно, неблагодарных) детей и под тяжестью огромной всепоглощающей работы имя которой – живопись.