«любовь земная и небесная» — одно из первых произведений Тициана, в котором ярко раскрывается своеобразие художника. Аллегорическая картина "Любовь земная и любовь небесная" Тициана исполнена светлой, упоительной жизнерадостностью.
Тициан стал гадать, кого он может увидеть сегодня. Лишь композиционно она напоминала «Спящую Венеру» Джорджоне. Однако Земная и небесная (Священная и Светская Любовь) Тициана осталась и фактически стала символом самой галереи Боргезе. Тяжелое платье Медеи должно сдерживать ее порывы, делать ее движения медленными3.
Лоренцо и Тициан невольно отступили. И стала Екатерина Корнаро официально зваться Екатериной Венетой, дочерью Венеции. Выгнал с позором. Хотя было ясно, что просто ее дзокколи (туфли на высокой подошве, которые венецианцы называли попросту «копыта») выше, чем у других дам, тоже господствовавших над толпой. Нагая женщина – Венера, одетая – Медея, которую богиня уговаривает отдаться любви Язона. В 1514 году он женился на вдове из Падуи, некоей Лауре Багаротто и, как полагали некоторые исследователи, женщина в нарядном белом платье — это не кто иная, как сама невеста, показанная вместе с покровительствующей ей богиней у священного фонтана Венеры.
Таинственный момент затишья, передышки. Скорее всего, будет художник Лоренцо Лотто, хотя это не точно. Однако Тициану стало скучно. Спасибо за них.
В ходе истории наблюдается заметное внутреннее изменение главного героя, от импульсивности и эмоциональности в сторону взвешенности и рассудительности. Кстати, Альбрехт Дюрер (Альберо Дуро, как его звали в Венеции) тоже рисовал лицо Катерины, не приукрашивая, а вот все другие многочисленные ее портреты последние тридцать лет изображали цветущую красавицу. Кто была эта золотоволосая незнакомка. Название – результат конца интерпретации 18-го века живописи, которая дает моралистическое чтение нагой фигуры, тогда как художник предназначал это, чтобы быть возвеличиванием и земной и небесной любви. В тюрьму и ссылку попали многие родственники Лауры. Сам Тициан женился только через десять лет после описываемых событий.
Сначала учился у Джентиле, потом у Джованни. Отправной точкой моего исследования явлился тот факт, что заказчиком данной картины выступил Никколо Аурелио, секретарь Совета десяти Венецианской республики. В конце первого десятилетия XVI века Венецию ожидали серьезные испытания.
Можно еще предположить, что Тициан относился несколько недружелюбно к возрождению античности. Голос его звучал негромко, со спокойной уверенностью. Хотя возможно Тициан нарочно «зашифровал» чашу. Для них он создавал свои самые блистательные портретные шедевры.
Заказы богатых венецианских нобилей, послов, аккредитованных в Республике, многочисленных «скуол» — городских корпоративных и религиозных объединений чередовались с работой над портретами итальянских вельмож из сопредельных с Венецией земель. Сколько мучились комментаторы, чтобы понять настоящее значение картины Тициана, значащейся под названием Любовь небесная и любовь земная (галерея Боргезе в Риме).
Привратники переглянулись, но пропустили его. Как и в «Сельском концерте» Джорджоне, основу композиционной схемы этой картины составляет изображение на переднем плане одетой и обнаженной фигур у водоема. Там упоминался знаменитый «Пир» Платона и его теория возвышенной «платонической» любви. Люди беседовали, сбившись в группы, на него никто не оглянулся. Если хотелось, чтобы волосы стали рыжими, в состав добавляли хну. Дом его сделался одним из самых богатых и посещаемых в Венеции.
Ей исполнилось уже пятьдесят лет. Взгляд Джорджоне был необычайно глубоким, глаза будто смотрели в иной мир. Что удалось ему в стихах, Тициан воплотил на картине. Тициан чуть было не остался без работы. По составляющим рецепта нетрудно было отследить географию венецианской торговли.
Одни говорят, что это – чаша, другие – мандолина. Небесная Любовь обнажена (по мнению Платона истинная любовь не нуждается в украшениях) и держит в руке сосуд, в котором пылает священное пламя божественной любви. Джорджоне не переставал играть и вдруг тихо запел. Чудо случилось. Но раз это стало так престижно, можно было написать и на эту тему, только не забыть бы еще «Гиперэротомахию Полифема», поэму Франческо Колонны. Он сознательно ограждал свою личную жизнь от любопытных взоров.
Не кто иной, как Беллини-старший писал недавно ее портрет и надо отдать должное мастеру, который в свое время не испугался, не укоротил на портрете нос уродливого султана. По одной из них, картина представляет собой аллегорию на два вида любви: вульгарную (обнаженная красавица) и небесную (одетая женщина). Он обратился к популярной в Венеции поэме «Алозанцы», автором которой был его покровитель кардинал Пьетро Бембо.
Однако и в последние годы творчества увлечение античностью не помешало ему поместить типичную венецианскую ключницу рядом с Данаей, рядом с Антиопой представить охотников в современных костюмах, рядом с мадридской Венерой изобразить кавалера в коле те, воротничках и при шпаге, под видом Венеры (Эрмитаж) представить тип венецианской куртизанки, дать готический щит с гербом Священной Империи в руки солдату у Гроба Господня, дворец Пилата изобразить в виде сооружения Палладия жителей Иерусалима в виде тех характерных фигур, которых можно было встретить в праздничный день на Пьяцце, учеников в Эмаусе – в самых обывательских костюмах и т. д. и т. д. Он просто наслаждался ею. В молодости Бембо входил в «кружок интеллектуалов» при дворе герцога Урбинского.
С большим трудом венецианцам удалось вернуть свои земли, но победа далась ценою больших потерь. Понятие «тициановская женщина» пришло к нам из XIV века.
Гуммиарабик привозили из Северной Африки, хну – через Персию из далекой Индии. Для укрепления «легенды» на передней стенке саркофага был изображен герб Аурелио. «Мы просим тебя, Боже, даровать нам это море, просим ниспослать всем, кто плавает по нему, мир и спокойствие»– так молились венецианцы, так завершил епископ торжественную мессу.
Встречая на своем пути молодую красивую женщину, он влюблялся в нее и обращал в богиню. Как отмечал венецианский хронист того времени Марин Санудо, эту свадьбу «обсуждали повсеместно» — слишком уж непростое прошлое было у новобрачной. «Глядя на такое лицо, на маленькие умные глаза, – подумал Тициан, – вспоминается библейское изречение: «Во многой мудрости много печали». Ее назвали «Виоланта» — на одном из портретов вырез ее платья был украшен букетиком фиалок. И также вероятно, что этот процесс включал в себя обряд целования кончика красной туфли. Тициан был разочарован, что секрет приглашения объясняется так просто.
В то время тот работал над мозаиками собора Св. Но все это «дымовая завеса», призванная отвлечь от настоящего смысла картины и от настоящих «заказчиков». Буду благодарна за все замечания уточнения, дополнения и возражения.
Замужние матроны, а также и куртизанки спешили увидеть выход золотых дел мастеров. Жизнь его как официального живописца Венецианской республики была у всех на виду, но он ни разу не был замешан ни в одном альковном скандале. Дож Республики Леонардо Лоредан, старик с лицом умного верблюда, – в золотом одеянии, в однорогой шапочке, – поднявшись со своего трона, бросил перстень в море, произнеся традиционное: «Мы обручаемся с тобой, о море, в знак истинного и вечного владычества светлейшей Республики Венеции». То есть, небесное отражается в земном, а земное – в небесном. Богатство Республики росло.
Незнакомка была явно нездешней. Любопытно отметить, что свое название «Любовь земная и любовь небесная» картина получила почти спустя два века после ее создания. «Золотоволосость» венецианок была искусственной – соотечественницы Дездемоны (не исключено, что и она тоже) волосы попросту красили. Марка. Изображенную местность закутывают сумерки сладострастной ночи – лишь высоко на башне замка да в облаках догорает белый отблеск зари.
«Возьмите», — говорилось в одной старинной книге, — «четыре унции золототысячника, две унции гуммиарабика и унцию твердого мыла, поставьте на огонь, дайте вскипеть и затем красьте этим свои волосы на солнце». Привет тебе, любитель чтения. Вместе с ним был арестован и Франческо Борромео, муж Лауры. Она парила над толпой, как грозный корабль над людским морем. Подростком перешел в мастерскую к братьям Беллини.
В них ему удалось запечатлеть «лицо времени», облик Венецианского Возрождения, даже если имена их моделей так и остались нам неизвестны. Любовь и нежная забота, которыми окружил Аурелио молодую женщину, возымели свое действие: она ответила ему взаимностью. Вместе с тем он казался скромным, чуть ли не застенчивым. Совет десяти – орган управления могущественной Венецией, жемчужины Адриатики. Ваза драгоценностей символизирует мимолетное счастье на земле и тот имеющий горящее пламя любви Бога, символизирует вечное счастье на небесах.
Лотто и сам уже несколько лет работал в этой мастерской. Небесная Венера символизировала любовь, которой возбуждались раздумья о вечном и божественном, земная Венера представляла красоту, созданную в материальном мире, а также принципы продолжения рода человеческого. Но все это «дымовая завеса», призванная отвлечь от настоящего смысла картины и от настоящих «заказчиков».
Работа имела большой успех. В этом образе она появлялась на его полотнах, соединяя в себе небесное и земное. Если бы он хотел изобразить мандолину так, чтобы не оставалось «просторов» для иных толкований, он бы это сделал. –Чего ты грустишь. А Серениссима, «удочеряя» Катерину, заботилась о том, чтобы права наследования новой королевы никем не могли быть оспорены.
Можно сказать, что в таком зашифрованном виде заключен главный постулат Герметизма: «что наверху, то и внизу, что внизу, то и наверху». Затем епископ перешел на церемониальную барку дожа – позолоченный буцентавр, задрапированный пурпурным шелком. Но, видно, «венецианка» с трудом поддавалась увещеваниям богини.
«Земная» дама держит в руке цветок пятилепестковой розы. Гондолы и барки, украшенные живыми цветами, напоминали плавучие сады. Тициан долго раздумывал над сюжетом. И вот три года уже как Тициан трудится в мастерской Джамбеллино на Сан-Лио.
Солнце с самого утра будто светило не всему миру, а лишь Серениссиме. Я внимательно прочитала посты олега Насобина и комментарии к ним. Но не успел. Тициан почувствовал благоухание горных цветов и трав, аромат пробуждающейся земли. Но в действительности дела обстояли иначе.
На сей раз его заказчиком стал Гвидобальдо делла Ровере, будущий герцог Урбинский. Символ тайных мистерий остается на территории Италии. Скорее, дело было не в приданом, а в чувствах. Буду благодарна за все замечания уточнения, дополнения и возражения. «Серениссима» – так называли венецианцы свой город – сияла всеми оттенками, какие можно представить.
«Благодарение Богу, а также тебе, о прославленный дож Венеции, Далмации и Кроации, – спасение, честь, жизнь и победа и помоги тебе Святой Марк. »– скандировала толпа. Тут же, на лугу, паслось стадо овец, шла охота на кроликов, «под сенью дерев» целовались влюбленные. Он насчитывал более трех тысяч судов. Колокола церквей ликовали, прославляя Ла Сенсу то по очереди, то все разом.
Предположение о неведении исключается просто потому, что, вне всякого сомнения, элементарное и внешнее знакомство с античным миром должно было быть доступно жителю Венеции – в то время одного из главных центров гуманизма. Обнаженная красавица, по-видимому, сама Венера, уговаривала «венецианку» сдаться всепобеждающему чувству любви и обещала тихие радости супружества, которые олицетворяли картины мирной сельской жизни у нее за спиной, в первую очередь кролики – старинный символ плодородия. В самой композиции, в этом перевесе одной (левой) части картины над другой сказывается та же склонность к тяжести, к какой-то материальности, которая уже проглядывала в поздних картинах Джамбеллино и которая, как мы видели, превратилась в апатичную скуку у Пальмы. Спасибо за них.
Первая (обнаженная фигура справа) направляет помыслы к возвышенной красоте, существующей вне пределов чувственно постигаемой реальности, вторая — в сторону красоты, находящейся в материальном мире и воспринимаемой органами чувств. Модель, которая позировала Тициану для «Венеры Урбинской», стала его новой сердечной привязанностью. Иногда на его крик прибегали стражники проверить, все ли в мастерской остались живы.
Тициан не вспомнил с ходу, как звали ее супруга, но главное знал: Совет Республики накануне свадьбы провел уникальную церемонию – Республика Венеция «удочерила» Катерину Корнаро. В Риме. Перед парадным крыльцом палаццо Тициан задержался, поправил плащ и волосы под беретом, на всякий случай достал письмо-приглашение и стал подниматься по лестнице мимо античных статуй, которые, как ему казалось, улыбались благосклонно. Какие-то находки и детали я взяла на вооружение. С этого времени на его картинах все чаще и чаще стал появляться облик молодой цветущей женщины с обольстительными формами, глубокими темными глазами и румяным лицом, схожим с «венецианкой», написанной для Аурелио.
Бембо знал толк в живописи – на его глазах вырос Рафаэль. Только золототысячник сорняком произрастал в Италии повсюду. Произведение действительно содержит ряд бесспорных аллюзий на тему супружества. Для него он создал свою «Венеру», решительно переосмыслив образ богини красоты на свой «венецианский» лад.
А венецианские женщины. Тициан и сам тогда был влюблен. Он был очень доволен работой художника. За измену Венецианской республики Совет десяти приговорил Бертуччо к смертной казни с конфискацией имущества, в том числе и приданого дочери.
Имя этой женщины осталось неизвестной. Не дождавшись приговора, он умер в тюрьме. Только так она смогла сохранить собственную жизнь. Таким образом, Тициан «намекает» нам на чашу.
В море ей угрожали только турки-османы и шайки разбойников-пиратов. У них две ноги на двоих, так как нога «небесной любви» спрятана от глаз зрителя, а ногу второй символизирует кончик красной туфли. В парадном зале, расписанном золотом и лазурью, уже собралось человек двадцать.
В день Вознесения Господня праздновалось обручение Венеции с морем – Ла Сенса. Осталось найти себе влиятельных и богатых покровителей. Какие-то находки и детали я взяла на вооружение. Джиролама закончила страстный речитатив, ее отвели за кресло Катерины, вид у принцессы был такой, будто ее силы ушли на выступление.
К тому времени она родила ему двух сыновей – Орацио и Помпония. С этой картины началась его слава лучшего колориста Италии.
Две дамы похожи друг на друга, они «связаны» саркофагом и приближены к зрителю в равной мере. Новые морские пути еще только-только осваивались. За двадцать лет она создала королевство, которое никто не мог у нее отнять, – королевство разума и гармонии.
И особенно поражает в ней характер какой-то массивности, плотности. Я внимательно прочитала посты Олега Насобина и комментарии к ним. За спинами красавиц открывался взору очаровательный летний пейзаж: слева — замок и башня на поросшем лесом холме, справа – речная долина и силуэты городка за темневшей полосой деревьев. Ныне как будто, благодаря изысканиям Викгофа, энигма разгадана.
Леонардо Лоредан пригласил на буцентавр и обнял по очереди каждого нобиля из числа тех, с кем он ссорился в этом году. В начале XVI века она продолжала царить на Средиземноморье. Итак, с большОй долей вероятности можно сказать, что «при» этой картине происходило посвящение в члены Ордена Розенкрейцеров. Второй раз Тициан так и не женился.
Расходы значения не имели. Любовь «земная и небесная» слились в нем и его творениях воедино. Вот таким образом они щедро отдавали дань всем видам торжеств и театрализованных представлений от освященных церковью христианских праздников до церемонии «обручения с морем» венецианского дожа, главы Республики.
Те же чувства разделял и Аурелио. Дама была яркой брюнеткой с белой кожей и светлыми глазами, смотрела со странным выражением то ли высокомерия, то ли страдания. Королева Катерина Венета могла выйти замуж за любого из европейских аристократов, но Серениссима (ее названная мать) не могла и не хотела допустить потерю вожделенной территории. Нагое тело Венеры также не говорит о быстроте, о страстности, но отражает натуру спокойную, чуждую мятежности.
Какая яркая толпа заполнила улицы, набережные. Не это ли отношение выразилось, например, в его карикатуре на группу Лаокоона с сыновьями, открытую в 1506 г. и изображенную им в виде судорожно корчащихся обезьян (нам известен этот рисунок мастера по деревянной гравюре Больдрини). Тициан подумал, что именно такой голос можно назвать «сладким». В середине тридцатых годов шестнадцатого столетия в его творчестве получила продолжение тема «любви небесной и земной», начатая им пятнадцать лет назад картиной для Никколо Аурелио.
Было похоже, что все присутствующие любовались им. Как самого способного. Он стал вспоминать, как ходил с отцом и братом в горы за травами по февральским лужам. Всем словам и всем вещам вернулся их изначальный смысл и ценности, вознося читателя на вершину радости и блаженства. Так утверждали венецианские знатоки. У нее в руках розы (один цветок лежит рядом на краю саркофага), а на голове — венок из листьев мирта, как и роза издревле посвященного Венере и традиционно служившего символом брака это является дополнительным подтверждением гипотезы о выполнении картины в ознаменование заключения супружеского союза.
Тициан обрел признание и заказчиков в кругах венецианской аристократии. «Ассунта» Тициана произвела на него сильное впечатление, он обратил внимание на редкостный талант молодого венецианца. На развязку возложена огромная миссия и она не разочаровывает, а наоборот дает возможность для дальнейших размышлений. Считалось, что это было сделано для того, чтобы благородный король Кипра (тут Тициан вспомнил, что король был из рода Лузиньянов, те самые Лузиньяны, что вели родословную от змееподобной феи Мелюзины) не оскорбил мезальянсом свое порфироносное величество.
Вокруг ценительниц украшений толклись любители поглазеть на очаровательных женщин, сегодня можно было подойти близко к красавицам, заглянуть им в лицо. Свое обучение начал у известного мозаичиста Себастьяна Дзуккато. Венецианцев особенно привлекали пышность и зрелищность византийских традиций. Портретный жанр сделал Тициана европейским королем живописи. Может, эта байка и была придумана и неизвестно, как там на самом деле старый Джентиле общался с султаном, но в своей мастерской на Дорсодуро он орал на помощников так, что было слышно через канал и по всей Джудекке. Тициан спрятал паленые пряди под потертый берет, чувствуя, что выглядит нелепо.
В свободное время Тициан увлеченно рисовал. Споры вызвает предмет под рукой Любви земной. Ее сюжет частично использовал Джорджоне в своей «Венере». Размах торговых связей Венеции был огромен. Его среди главных персонажей упоминал Кастильоне в своей книге «Cortegiano» — «Придворный».
В четырнадцать лет Катерину Корнаро выдали замуж за короля Кипра, Иерусалима и Армении. Мастер Дзуккато сразу взял на место Тициана другого парня. Вот только новый плащ – это еще не весь костюм. После разнообразных, в том числе кровавых маневров Совета Десяти, Катерина отреклась от престола в пользу Венеции и отдала королевство «приемным родителям». Катерина Венета стала единовластной правительницей Кипра в шестнадцать лет. Что это – неведение или нечто умышленное.
Он был оптимист и доверял своим ощущениям, не теряя при этом трезвости прагматика. На боковой стенке бассейна был выбит барельеф с соответствующей сценой из «Метаморфоз» Овидия и герб рода Аурелио. Ее черты узнаваемы в образах богинь и вакханок в целой серии картин, написанных им на мифологические сюжеты для феррарского герцога Альфонсо дЭсте. Но для «легенды прикрытия» – картину заказывал Аурелио в качестве подарка невесте – молодой вдове Лауре Богаратто, на которой он впоследствии и женился. И главное – он мечтал писать темперой и масляными красками, хотел научиться живописи, чтобы в будущем создавать свои образы иметь собственную мастерскую. Ее сын-младенец погиб, не отметив свой первый день рождения.
Он написал целую серию ее портретов, один из которых назвал просто – «La Bella» — «Красавица». Все они были для него «Le Belle» — «красавицами», олицетворявшими чувственную прелесть любимой Венеции, воплощением светлой жизненной радости. Он был и льстец и тонкий психолог. Его сердце в те годы было отдано «Виоланте». Тициану повезло сказочно, так как работы Джамбеллино, как все называли младшего Беллини в городе, нравились ему гораздо больше, чем «засушенные», как и его физиономия, творения старшего из братьев. Совет десяти – орган управления могущественной Венецией, жемчужины Адриатики. Его кисть рождала шедевр за шедевром.
Душа — навсегда — живописи. В общем, рисунок у Тициана не получился. Он преподнес ему очищенные каштаны, освященное красное вино, букет роз в серебряной вазе и благословил приготовленный перстень. Любопытно отметить, что свое название «Любовь земная и любовь небесная» картина получила почти спустя два века после ее создания.
В жены он взял себе дочь скромного цирюльника Чичилию да Кастельболоньезе. На самом деле они с братом только подбирали материал для реставрации фрагментов старых византийских мозаик. «Гиперэротомахия» — «Битва Любви в сновидениях Полифема» — была, как считал Тициан, ближе Аурелио в его состоянии — не трудно было догадаться, какие сны того одолевали. Происходил процесс инициации.
Ей он принадлежал безраздельно. Тициан встал у стены, не зная, как себя вести. Тициан. Ближайшие к Венеции города Верона, Падуя и Виченца перешли на сторону противника.
Будущая картина должна была повлиять на решение красавицы. Дож Республики Леонардо Лоредан, старик с лицом умного верблюда, – в золотом одеянии, в однорогой шапочке, – поднявшись со своего трона, бросил перстень в море, произнеся традиционное: «Мы обручаемся с тобой, о море, в знак истинного и вечного владычества светлейшей Республики Венеции». Сторонники этой версии связывают изображенную сцену с изложенной в платоновском «Пире» концепцией существования двух Венер, небесной и земной, которые символизируют божественную и земную любовь. Но его предложение было отклонено.
«Ариосто», «Портрет молодого человека с перчаткой», «Портрет англичанина», «Мужчина в красной шапке» явились подлинным искусством «ritratto damina» — портрета души. В Венеции был – Тициан. Точнее – «венецианская», поскольку статные золотоволосые красавицы заполняли полотна живописцев Венеции еще со времен Карпаччо. Несколько дней юноша был в отчаянии, плакал, чего с ним не случалось с раннего детства. Они обеспечивали ему относительную независимость и он научился их зарабатывать.
Моделью или возлюбленной художника.
А вот художник Джорджо да Кастельфранко по прозвищу Джорджоне был приглашен наверняка. По дороге он думал об одной из самых известных и необычных дам в Венеции, о Катерине Венете.
Во время своего пребывания в Риме, в 1545 г., он пришел в восторг от тех сокровищ искусства, которые он здесь изучал (об этом Тициан сообщает Аретину в своих письмах) и даже заявлял Карлу V, что он учится на чудесных античных камнях, дабы более достойным образом изображать виктории императора на Востоке. То есть символически после этой процедуры отцом ее стал считаться Святой Марк (Тициан усмехнулся, вспомнив шутки венецианцев, а особенно флорентийцев и иностранцев по этому поводу), а матерью – да, сама Серениссима. Их было тогда трое в Венеции, самых знаменитых представителей «изящных искусств»: он, Тициан, Пьетро Аретино, блестящий писатель-памфлетист, обладавший неуемным характером и сочным язвительным языком сатирика и Якопо Сансовино прославленный архитектор, украсивший берега Большого Канала фасадами своих великолепных творений. Прислушивается царственная девушка ко всем шорохам в траве, к плеску воды, к шелесту сгустившейся в меркнувшем свете листвы, к далеким возгласам и пением и кажется ей, что ее зовут куда-то, мерещатся ей боги любовных утех, внемлет она обетам будущих объятий и зачатий. Любовь земная и любовь небесная есть картина-тип не только Тициана, но всей Венеции1. Невесте, одетой в белое расположенной около Купидона, помогает Венера лично. Но для «легенды прикрытия» – картину заказывал Аурелио в качестве подарка невесте – молодой вдове Лауре Богаратто, на которой он впоследствии и женился.
Солнце с самого утра будто светило не всему миру, а лишь Серениссиме. «Мы просим тебя, Боже, даровать нам это море, просим ниспослать всем, кто плавает по нему, мир и спокойствие»– так молились венецианцы, так завершил епископ торжественную мессу. В центр зала вышел Джорджоне. «Благодарение Богу, а также тебе, о прославленный дож Венеции, Далмации и Кроации, – спасение, честь, жизнь и победа и помоги тебе Святой Марк. »– скандировала толпа. Ожидания заказчика были превзойдены.
Для укрепления «легенды» на передней стенке саркофага был изображен герб Аурелио. Внизу вместе с прихожанами взирали на нее потрясенные апостолы. Что послужило причиной такой длительной отсрочки их брачного союза. Разве мог он даже мечтать о том, что когда-нибудь его имя будет известно по всему миру.
Обе сидят у фонтана, а Амур является посредником между ними. Настоящим триумфом Тициана стала его алтарная композиция «Ассунта» — «Вознесение Мадонны», — которую он написал по заказу францисканцев для церкви Санта Мария деи Фрари. В тексте находим много комизмов случающихся с персонажами, но эти насмешки веселые и безобидные, близки к умилению, а не злорадству. Имя его стало известным.
Строптивый Джентиле возражал султану, утверждая, что на его картине все прописано верно. Не советуем тебе открывать Тициан. Гости подходили к хозяйке, Катерина беседовала с каждым. Может из всей мастерской Джамбеллино выбрали только его, Тициана.
Еще его беспокоило, что на приеме у королевы наверняка соберутся врачи, философы издатели, они станут рассуждать о заумных предметах, – а среди ученых людей он не чувствовал себя уверенно. Городе, где находится Ватикан – один центров управления миром. Его работоспособность была чудовищной.