В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция).
Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон).
Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Красно-розовое пятно одежды перекликается с красными цветами и одеждой пастуха. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго. Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий).
К счастью, молодая жена выжила. Многие художники изображали момент проникновения Зевса в темницу. Знаменитая за ее элегантность, она носит тюрбан своего собственного дизайна. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре.
На эрмитажном полотне Магдалина представлена в момент страстного и бурного раскаяния. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. На его фоне чуть нескладные фигуры кажутся обычными и будничными. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины.
Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция. Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. Среди лучших портретов Т. — «Ипполито Медичи» (1532—33), так называемый «Ла белла» (около 1536), «Пьетро Аретино» (1545) — все в Галерее Палатина, Флоренция, «Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1545—46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь), «Карл V» (1548, Старая пинакотека, Мюнхен), «Карл V в сражении при Мюль Берге» (1548, Прадо, Мадрид) и др.
Есть еще версии: одна находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, вторая – в Прадо в Мадриде. Недаром Тициан придал фигуре Себастьяна особую значительность и монументальность.
Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Тициан написал целую серию работ на эту тему. Композиция произведения осуществлялась без каких бы то ни было подготовительных эскизов. После этого Даная родила сына Персея.
Себастьян», Эрмитаж, Ленинград «Коронование терновым венцом», Старая пинакотека, Мюнхен «Оплакивание Христа», 1573—76, Галерея Академии, Венеция и др. ). Но брак (по настоянию Тициана. ) влюбленные все же заключили – когда Чечилия тяжело заболела. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне.
С 1530-х гг. На картине Мария изображена напуганной, а не смиренно принимающей известие, как ее изображали ранее, а визуальный акцент смещен на архангела Гавриила и Святой дух в центре композиции. Красавицей, несущей цветы, как думают, является Флора, классическая богиня цветов и весны. Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту.
Ла Белла (Красотка)1536 г. Картина маслом, 89 x 76 см. Галерея Палатина (палаццо Питти), ФлоренцияКак столь многие другие работы Тициана, вероятно, что этот портрет – идеализированный портрет женской красоты и не точное описание какой-то женщины. В самый последний момент жизни человек остается прекрасным и несломленным. Человек оказывается перед лицом темных сил, неизбежны борьба, а порой и гибель. Кто изображен на картине – загадка. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году).
Для самостоятельного художественного развития вся жизнь Тициана сложилась чрезвычайно удачно: он жил не в замкнутом узком кругу, а в широком общении с учеными и поэтами того времени и был желанными гостем у владык мира и знатных людей, как первый портретный художник. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Находясь в нем, можно видеть красивый остров Мурано и другие места. В женских образах мастер не ищет психологической глубины.
Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция. Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Другими становятся и живописные приемы. Более всего похожи между собой Данаи из Прадо и Эрмитажа, отличаются главным образом служанки, которые ловят золотые монеты подолом платья, а на картине из венского музея служанка ловит монеты золотым подносом. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок («Любовь земная и небесная», около 1515—16, Галерея Боргезе, Рим «Флора», около 1515, Галерея Уффици, Флоренция «Динарий кесаря», 1518, Дрезденская картинная галерея).
Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, — 27. 8. 1576, Венеция) итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям исполненным пафоса и динамики («Вознесение Марии», около 1516—18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). Иероним», около 1552, Лувр, Париж «Положение во гроб», 1559, Прадо, Мадрид «Кающаяся Мария Магдалина», 1560-е гг., Эрмитаж, Ленинград «Св. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 X 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет. Манера письма художника обретает исключительную свободу.
Из особенностей этого предмета – его объемности, прозрачности, способности отражать и впитывать свет – извлечены все возможные живописные эффекты. Написанные в поздний период творчества картины Т. на религиозные темы выражают сокровенные мысли художника о человеке, жизни, трагических жизненных коллизиях. В Данае художник решает тему любви, счастья и в первую очередь красоты человека. К 1536 году, когда картина была закончена, Изабелла, одна из наиболее восхитительных и искушенных женщин Ренессанса, была намного старше, чем она смотрит здесь и Тициана определенно попросили использовать портрет Франчии (Francia) как направляющей к ее более ранней внешности. Этот способ разумен, красив и поразителен. В ногах Данаи сидит служанка, пытающаяся поймать в передник падающие с неба золотые монеты.
Новаторство произведения – в его живописном строе. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет).
В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Первая версия, которую и покажут на выставке в ГМИИ, была написана в период с 1544 по 1546 годы по заказу испанского короля Филиппа II, а сейчас принадлежит Национальному музею Каподимонте в Неаполе. Его красавицы – бездумны, чувственны, полны сознания своей юной прелести.
И к тому же один из самых больших его портретов. Вот таким образом такое внимание художник уделяет деталям, помогающим создать образ красавицы. В своей работе Изабелла дЭст Тициан объединяет категорию анонимной красоты с темой портрета. Кстати, Данай у художника несколько и хранятся они в разных музеях мира. Цвет – одно из основных средств выражения.
Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Ранние произведения Т., относящиеся к началу 1510-х гг.
Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Поздние картины Т. переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536—37), Урбино (1542—44), Риме (1545—46) и Аугсбурге (1548 и 1550—51). Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии).
К этому же периоду относится и ряд портретов, которым свойственны спокойная строгость композиции, тонкий психологизм («Мужской портрет», Национальная галерея, Лондон «Юноша с перчаткой», около 1520, Лувр, Париж). Если легенда о Марии Магдалине трактовалась как событие драматическое, то история Себастьяна превращается в трагедию.
Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. У Тициана нагота возвышенна и благородна. К концу жизни Т. выработал новую технику живописи. Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен («Празднество Венеры», 1518, Прадо, Мадрид «Вакх и Ариадна», 1523, Национальная галерея, Лондон «Положение во гроб», 1520-е гг., Лувр, Париж).
Он накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами. Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Конец 1510-х—1530-е гг.
Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Т. воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). Его образ часто встречался в алтарных картинах, появлялся он и в ранних произведениях Тициана в виде красивого полуобнаженного юноши.
Большинство из наиболее известных людей города были там. Конец 1530-х—1540-е гг. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами.
Герой картины показан величественным, например, в глаза бросается массивная золотая цепь, напоминающая орден Золотого руна. Родился в родовитой семье и первые шаги в искусстве сделал в мастерской мозаичиста Себастьяно Дзукатто.
Ее фигура контрастна по отношению к Данае сморщенная старуха с грубой коричневой кожей оттеняет юность героини. («Христос и грешница», Художественная галерея, Глазго «Христос и Магдалина», Национальная галерея, Лондон так называемая «Цыганская мадонна», Художественно-исторический музей, Вена и др. ), обнаруживают близость искусству Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал. На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. Безукоризненностью сложения герой напоминает античные статуи. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет.
Не менее чувственна и Даная Тициана. Как ясно, ожидали, не полного сходства, но, что картина отдаст лестное воскрешение ее внешности, когда она была молодой. Бегство в Египет представляет большой интерес, так как показывает, с чего начал свой творческий путь Тициан. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе.
Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. И композиция и форма и свет строятся с помощью красочной лепки.
Если на выставке будет возможность подойти к картине поближе, то можно рассмотреть два обручальных кольца на руке мужчины в черном, считается что они символизируют земной брак Рама и его мистический брак с Богом – идея так называемого мистического брака между Богом и человеком была общим местом в теологии времен Возрождения. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном.
Прекрасно написана хрустальная сфера, лежащая на ладони Христа. Наталья, Вы абсолютно правы — на таких выставках нельзя фотографировать. Две прекрасные картины «Даная» (1544-1545) и «Венера, завязывающая глаза Амуру» (1565) выполнены на мифологические сюжеты.
В выборе мотивов, включенных в пейзаж, чувствуются уроки Джорджоне. Жизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой многих работ Т., отличающихся богатством колористического и композиционного решений («Даная», около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Ленинград «Венера и Адонис», 1554, Прадо, Мадрид «Воспитание амура», около 1565, Галерея Боргезе, Рим «Венера перед зеркалом», 1550-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон «Похищение Европы», около 1559, Музей Гарднер, Бостон) и др. История их любви очень трогательна. Несомненно, наиболее удачная часть картины – пейзаж. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Это – то, почему эта картина часто копировалось.
Безмятежен и прекрасен мир изображенный художником. в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. Это общее убеждение также отражено в современной историографии. Даная была дочерью Акрисия, царя Аргосского и Евридики.
Отличительное свойство поздних работ Т. — их тончайший красочный хроматизм. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. В зависимости от того, кого писал Тициан, он менял композицию, цвет, степень детализации. Приехал в Венецию в юношеские годы.
Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали («Введение во храм», 1534—1538, Галерея Академии, Венеция «Мадонна семьи Пезаро», 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция «Венера Урбинская», 1538, Галерея Уффици, Флоренция).
В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Зевс был пленен красотой Данаи и проник к ней в виде золотого дождя.