«динарий кесаря» (итал. Cristo della moneta)— известная картина великого итальянского художника Тициана, написанная им около 1516 года.
При этом существовало множество реальных рабов. С этими произведениями молено сблизить «Аллегорию Времени, которым управляет Благоразумие» из Лондона, где портреты Тициана, его сына Орацио и внука Марко соединены с головами животных: соответственно – с волком, львом и собакой, что намекает на прошлое, настоящее и будущее. Изобретение книгопечатания стало переломным моментом для этого процесса. Таковы картина ОдновременноТициан работалнад«Поклонением Святой Троице», находящимсявПрадо: этобольшоеполотнобыло емузаказано Карлом V во времяпребывания вАугсбурге ихудожникупонадобилось почтичетыре года для его завершения.
Подосланные к Иисусу «лукавые люди» задали ему вопрос, позволяет ли его вера платить подати кесарю. давать ли нам или не давать. Это же относится и к его замечательной «Венере с Адонисом» (Прадо), отличающейся, однако, большей непосредственной драматичностью страсти, чем большинство его остальных «поэзий» этого времени. Герцог Альфонсо дЭсте был одной из интереснейших фигур итальянской истории XVI века. Мрачные тяжелые тучи бегут по смятенному небу. Они принесли.
Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня. И фарисей, удивившись неожиданному вопросу ответил, что на одной стороне монеты изображен кесарь, а на второй стороне— Бог (На древних монетах Рима практически всегда изображался портрет императора, а на другой стороне один из древнеримских богов).
В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Пришедший фарисей протянул монету Христу и спросил его: «Нужно ли платить жителям Иудеи налоги римскому императору (Кесарю). 1517. 190, 3 x 207 см. Венеция, Академия).
Заказанное ему в 1548 Лоренцо году Массоло, в 1557 году он закончил «Благовещение» для церкви Сан Доменико Мадлсоре в Неаполе в 1558 – «Распятие Христа с Мадонной» и «Святыми Домиником» и «Иоанном» для церкви Сан Доменико в Анконе и в 1559 – «Мученичество святого Лаврентия» для венецианской церкви Крестоносцев (впоследствии – церкви Иезуитов). Лицо его написано легко, прозрачно, оно как бы соткано из воздуха. Но ответь Иисус «Не платите кесарю ничего», он подвергся бы смертельной опасности. В 1516 году он заказал картину одному из крупнейших художников итальянского Возрождения Тициану Вечеллио (1487 или 14901576).
Современная ей Флора выражает тотже высокий идеал, ту же чистую радость. Только после археологических находок в конце 1880-х годов в некоторых городах Западной Европы (Вене, Берлине, Париже и др. ) были устроены выставки фаюмских портретов, тогда ими и заинтересовались ученые. Именно цветом выявляет Тициан психологическую суть личности. Художник, давшиймиру самое радостное, торжественно-праздничноеискусство, художник, которого не моглиомрачить ни закат гуманизма, ни дума осмерти даже в самые старческие годы.
«Сикстинскую мадонну» внимательно изучали и русские художники. Этот сюжет Тициан передал удивительно просто. Но у каждого из нас есть своего рода кесарь: это неизбежная потребность телесная. В луврском «Положении во гроб» и особенно в погибшем в 1867 г. Иконография «Наказания Марсия» из Кромержижа имеет своим источником фрески Джулио Романо в зале Метаморфоз в Палаццо дель Те в Мантуе: словно изнутри горящие коричнево-красные тона фона, темная колористическая гамма, едва оживленная неожиданными вспышками света, подчеркивают леденящую жестокость мифологического сюжета.
Особенно знаменателен «Святой Себастьян» (ок. Род его был старинными влиятельным в этой местности. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. В августе возвращается из Аугсбурга в Венецию.
Каждый цветовой оттенок, каждая линия, каждый мазок на картине сделаны кистью Тициана. С точки зрения стиля очень близки друг другу две знаменитые «мифологические поэзии», написанные в это же время для Филиппа II (ныне в Эдинбурге): «Диана и Каллисто» и «Диана и Актеон». Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств.
Но такою, по крайней мере, создали ее религиозные чувства и верования человечества. Вы уже догадались, что это за государство и кто управлял им. Позволительно ли давать подать кесарю или нет. 24 апреля. Как растения и цветы, произрастают на людях в его картинах сверкающие одеяния. Реалистическое изображение человека стало главной целью художников Раннего Возрождения.
Ловкий политик, знаток военного дела, создатель лучшей в Италии артиллерии (недаром он изображен на портрете опирающимся на пушку), полновластный властитель небольшого герцогства Феррары. Но никого нет, никто не спешитна зов. По всей видимости, сюжет картины был предложен заказчиком избравшим слова Христа: «Воздайте Богу Богово, а кесарю кесарево» – лозунгом в борьбе с римскими папами, пытавшимися вернуть давно уже утраченную власть над Феррарой, формально входившей в число папских владений. И все этопроисходит в густом мраке, которого нарассеивает, но лишь еще более подчеркиваетзловещий, лихорадочный свет чадящихсветильников (кажется слышно, какпотрескивает огонь). Гаснут последние отблески света, ночь спускается на землю.
Вот как описывает очевидец один из вечеров, проведенных Тицианом с друзьями. А. С. Однако то, что эта картина и почти все современные ей произведения кажутся незаконченными, – не случайно, но является выражением осознанной поэтики: формы получают исключительную экспрессию благодаря световым эффектам, благодаря тому, что через состояние незавершенности, «non finito», передается тревога, смятение и душевная неудовлетворенность творца. И Христос сказал: «Так отдай Богу богово, а кесарю кесарево. » Фарисеи были потрясены этим абсолютно для них неожиданным ответом и в страшном смятении быстро удалились. Два из них – официальные заказы: одно, для Палаццо Дожей изображает «Дожа Антонио Гримани, коленопреклоненного перед Верой в присутствии Святого Марк»а и выполнено с явным участием помощников другое, посланное Филиппу II – «Испания приходит на помощь Религии», написано в память об участии испанского флота в битве при Лепанто и целиком принадлежит самому Тициану.
Среди картин Тициана две известны всему свету. Все же это было только лукавством, чтобы во всяком случае уловить Его. Лица контрастируют друг с другом. Ловкий политик, знаток военного дела, создатель лучшей в Италии артиллерии (недаром он изображен на портрете опирающимся на пушку), полновластный властитель небольшого герцогства Феррары. Но Христос попросил показать монету и сказать, что на ней изображено. Но радоваться пришлось недолго. В эти годы и позднее Тициан занимался устройством своей мастерской.
Манера письма художника обретает исключительную свободу. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). В течение 80 лет «Динарий кесаря» в Дрездене не имел достаточного ухода, пока наконец, в 1826 году его вместе с «Сикстинской мадонной» и некоторыми другими картинами не отреставрировал приглашенный в Дрезден итальянец Пальмароли.
Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Среди них и картина «Наказание Марсия», написанная знаменитым итальянским мастером-живописцем Тицианом Вечеллио. Художник словно размышляя, сопоставляет на плоскости две фигуры.
И Христос сказал: «Так отдай Богу богово, а кесарю кесарево. » Фарисеи были потрясены этим абсолютно для них неожиданным ответом и в страшном смятении быстро удалились. «Картина стоит передо мной, перед моими глазами, полная ясности, четкости и силы, а ведь только позавчера она была тусклой и затемненной». «Сикстинская Мадонна» великого Рафаэля находилась в ящике, который был сделан из тонких, но прочных и хорошо обработанных планок. И если не следует преувеличивать «свобод» Венецианской олигархической республики, то все же сохранение светского характера культуры, сохранение до поры до времени некоторой доли экономического благополучия оказывало свое положительное влияние на развитие искусства, хотя в целом общий рост и усиление реакции давали себя знать и в Венеции. Подосланные к Иисусу «лукавые люди» задали ему вопрос, позволяет ли его вера платить подати кесарю. Вне зависимости от того изображают одетая или обнаженная женщины встречу Медеи и Венеры (эпизод из литературной аллегории «Сон Полифема, написанной в 1467 г. ) или, что менее вероятно, символизирует любовь земную и небесную – ключ к пониманию содержания этого произведения лежит не в расшифровке сюжета. Сюжет картины отображает момент, когда фарисеи, недовольные разоблачениями со стороны Христа их высокомерия и подлостей по отношению к другим людям, решили погубить его.
Эта стилистическая фаза, получившая название «магического импрессионизма», не была достойно оценена современниками, которым казалось, что обращение к такому стремительному и лаконичному стилю вызвано физическим увяданием старого художника и в особенности – утратой им остроты зрения. В этом образе нет ничего порочного, как нет ничего порочного в полноте счастья. Они же, придя, говорят Ему: Учитель. Фарисеи, недовольные растущей популярностью Христа и его разоблачениями в их адрес, решили его подставить. Мы можем выделить два основных этапа в творчестве Тициана: Тициан — мастер эпохи Высокого Возрождения (причем в первом этапе следует выделить ранний, «джорджоневский период» — до 1515/10 г. ) и Тициан — начиная примерно с 1540-х гг. Они подослали одного из фарисеев к Христу с серебряной монетой – динарием. В работе с цветомТициан обращаетсяк уже достигнутому, не забывая приэтом всегонового.
Королем живописцев и живописцем королей называли Тициана еще при жизни. Художник словно размышляя, сопоставляет на плоскости две фигуры. Ловкий политик, знаток военного дела, создатель лучшей в Италии артиллерии (недаром он изображен на портрете опирающимся на пушку), полновластный властитель небольшого герцогства Феррары. Вкратце, сюжет евангельской притчи таков. Карл Брюллов восхищался: «Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем». Герцог Альфонсо дaposЭсте был одной из интереснейших фигур итальянской истории XVI века.
Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). «Богу богово, а кесарю кесарево», этот девиз, отчеканенный даже на феррарских монетах, вполне отвечал текущему политическому моменту, доказывая неуместность притязаний духовных иерархов на светскую власть.
С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Особо следует упомянуть «Венецианских влюбленных» (Брера), полных, может быть, несколько холодного чувственного очарования. Лицо его написано легко, прозрачно, оно как бы соткано из воздуха. Начинает цикл картин «12 цезарей» для правителя Мантуи Федериго Гонзага.
Около умершего – только триодинокие фигуры. Кесарю и надо было отдавать то, что ему принадлежит. принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Пришедший фарисей протянул монету Христу и спросил его: «Нужно ли платить жителям Иудеи налоги римскому императору (Кесарю). Это как бы сама реальность, наделённая энергией и настойчивостью, грубая и отвратительная. Не нарушая и «буквы» евангельского текста, Тициан вносит в картину абсолютно особый дух, особую идею.
Фигура Иисуса безусловно главенствует на картине. П. Д. Корин особенно гордился тем, что при реставрации ни разу не прибег к кисти и краскам. И фарисей, удивившись неожиданному вопросу ответил, что на одной стороне монеты изображен кесарь, а на второй стороне – Бог (На древних монетах Рима практически всегда изображался портрет императора, а на другой стороне один из древнеримских богов). Он был смелым человеком не только в военном деле, если из-за политических соображений рискнул жениться на Лукреции Борджиа (дочери папы Александра VI), которая прославилась не только своими разнузданнейшими оргиями, но и ловкостью, с какой она отправляла в «лучший мир» своих мужей и бесчисленных любовников.
Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Но посмотри на злонравие их, с каким ласкательством они покушаются обольстить Господа. Снова трагический характер сюжетов (охотник Актеон случайно увидел Диану с нимфами, купающимися в источнике, за что был превращен богиней в оленя и растерзан собаками Каллисто, нимфа – спутница богини Дианы и давшая, как и та, обет девственности, забеременела от Юпитера и была изгнана, когда богиня раскрыла ее тайну) заставляет художника придать картинам драматизм, усиленный вибрацией насыщенных и подчеркнуто контрастных тонов.
В конце октября через Инсбрук возвращается в Венецию. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Он был смелым человеком не только в военном деле, если из-за политических соображений рискнул жениться на Лукреции Борджиа (дочери папы Александра VI), которая прославилась не только своими разнузданнейшими оргиями, но и ловкостью, с какой она отправляла в «лучший мир» своих мужей и бесчисленных любовников. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). 1524 ноябрь. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами («Даная», «Венера и Адонис», «Венера перед зеркалом»).
В 1516—1518 годы по заказу феррарского герцога Альфонсо дЭсте Тициан написал картину «Динарий кесаря», которая, возможно, украшала дверцу шкафа в одной из комнат герцогского дворца. Вкратце, сюжет евангельской притчи таков. И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало.
Формально, все эти бесчисленные герцогства, княжества и графства входили в несколько больших королевств и одну империю, но на самом деле их правители были в своих землях полновластными хозяевами и, до некоторого времени, мало считались с королевской или императорской властью. В подписанном при передаче картины в 1955 году протоколе о состоянии «Динария кесаря» советские реставраторы с полным правом констатировали, что при реставрации в Москве «не было утеряно ни одной частицы основы с краской». Достигнутое путем такой операции увеличение размеров доски обеспечило на ней место, необходимое для того, чтобы посадить краску, поднявшуюся местами на 5-6 миллиметров. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. А именно: кесарю принадлежит всё мирское (в том числе и монеты с его изображением), Богу – душа человека.
Фигура Иисуса, безусловно, главенствует на картине. парную картину Диана и Каллисто (также Эдинбург) из цикла картин на поэтические темы для испанского короля, 1553-1562. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Ловкий политик знаток военного дела, создатель лучшей в Италии артиллерии (недаром он изображен на портрете опирающимся на пушку), полновластный властитель небольшого герцогства Феррары. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористическое решение.
откроют действительно исторические черты обоих этих лиц (т. е. Ведь Рим очень далеко от Иудеи и Кесаря никто никогда и не видел». Снова работает в Ферраре.
Советский искусствовед Игорь Долгополов писал: «Попробуйте оценить сразу один из самых знаменитых холстов мира, например, «Сдачу Бреды» Диего Веласкеса. Впестрой, разномастной толпе на площадиглавная фигура на переднем плане -толстый, богатый патриций в ярко-красноймантии поверх роскошного парчевогоодеяния (не намек ли на высших иерарховкатолической церкви. ).
По воспоминаниям его супруги Анны Григорьевны Достоевской-Сниткиной, писатель высоко ценил Тициана и особенно его знаменитую картину «Der Zinsgroschen», «Христос с монетой». В 1516 году он заказал картину одному из крупнейших художников итальянского Возрождения Тициану Вечеллио (1487 или 1490–1576). По сравнению с предшествующим автопортретом, находящимся ныне в Берлине, Тициан в новом «Автопортрете» полностью изменил постановку фигуры изобразив себя в профиль одетым в черное с кистью – символом своей профессии – в руке и с золотой цепью на шее, которую мы уже видели в берлинском портрете.
По свидетельству биографов (Дольче, Вазари), Тициан переезжает в Венецию и поступает в мастерскую мозаичиста Цуккато, затем учится у Джентиле и Джованни Беллини. «Богу богово, а кесарю кесарево», этот девиз, отчеканенный даже на феррарских монетах, вполне отвечал текущему политическому моменту, доказывая неуместность притязаний духовных иерархов на светскую власть. Одним из таких политиков был герцог Феррары (Италия) Альфонсо дЭсте. СлаваТициана быстро распространилась повсей Италии, а затем и по всей ЗападнойЕвропе.
Это как бы сама реальность, наделённая энергией и настойчивостью, грубая и отвратительная. Из них можно узнать, что написанная на доске из тополя картина «Динарий кесаря» оказалась особо чувствительной к колебаниям погоды и вот таким образом все время служила в галерее предметом заботы. Таков портрет юноши с разорванной перчаткой (1515-1520 Лувр). Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Даже в мифологическом сюжете, который, казалось бы, должен быть полон радости, как в картине «Венера, завязывающая глаза Амуру», написанной около 1565 года, он находит предлог для повествования, полного внутреннего беспокойства, проявляющегося в печальных и задумчивых лицах, в напряженном цвете неба, словно охваченного пожаром. Особенно обаятельна головка мальчика. Этот «магический импрессионизм» позднего стиля вызвал восхищение, но и презрение современников. Хотя ситуация получается несколько забавная.
Они сказали Ему: кесаревы. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови.
Чуть поодаль скромная женщина в беломплатье (явная контрпараллель к переднейфигуре), склонив печально голову иприжимая к себе сынишку, неодобрительнокосится на вельможу. Скажешь «нужно» – предашь соотечественников, «не нужно» – бунт против власти. 1520 г. ) Ученика Тициана Париса Бордоне (1500—1571) выделяет незаурядное мастерство колорита, яркая декоративность живописи. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). Богиня любви в обличии златовласой красавицы являет нам совершеннейший образ любви и неги.
Это противопоставление светлого и тёмного начал, конечно же, выходили далеко за рамки, очерченные властолюбивым заказчиком. Картина удивительно проста, лишена даже намёка на эффектность. Непосредственностьиграет в нейбольшую роль, чем классическаятрадиция.
Ответ Христа хорошо известен: кесарю – кесарево, Богу – Богово. В 1516—1518 годы по заказу феррарского герцога Альфонсо дaposЭсте Тициан написал картину «Динарий кесаря», которая, возможно, украшала дверцу шкафа в одной из комнат герцогского дворца. Тициан Вечеллио да Кадоре – великий художник эпохи Возрождения. Эта работа Тициана широко известна и имеет вполне себе каноническое трактование. Тициана по праву можно назвать величайшим портретистом итальянского Возрождения. Если бы Иисус ответил, что нужно платить подати языческому владыке, то был бы скомпрометирован в глазах учеников и последователей. 27 августа 1576 года Тициан умирает, 28 августа он торжественно похоронен в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». Он накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами.
Тициан пишет портрет Павла III с внуками, портреты членов семьи Фарнезе, «Данаю». Предложено снять чересчур густой лак и с целью защиты дерева от влаги покрыть его воском. Художник восхищается Магдалиной: человек прекрасен, его чувства ярки и значительны. Но то, что он изобразил, далеко выходит за рамки личного. Одно, посланное Филиппу II – «Испания приходит на помощь Религии» изображает «Дожа Антонио Гримани, коленопреклоненного перед Верой в присутствии Святого Марк»а и выполнено с явным участием помощников другое, написано в память об участии испанского флота в битве при Лепанто и целиком принадлежит самому Тициану – для Дожей, Палаццо Два из них – официальные заказы.
И, наконец, композиция завершается величавыми фигурами первосвященника и его спутников. Также для Габсбургов, между 1553 и 1554 годами, он завершил «мифологические поэзии» с очевидным эротическим смыслом (обе находятся в Прадо): «Венеру и Адониса и Данаю». Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. В 1516—1518 годы по заказу феррарского герцога Альфонсо д39Эсте Тициан написал картину «Динарий кесаря», которая, возможно, украшала дверцу шкафа в одной из комнат герцогского дворца. Одним из таких политиков был герцог Феррары (Италия) Альфонсо дЭсте.
Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536-37), Урбино (1542-44), Риме (1545-46) и Аугсбурге (1548 и 1550-51). 1520 г. ) и «Иаков и Рахиль» (ок. Движения обеих фигур величаво прекрасны и вместе с тем полны жизненного обаяния.
Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Герцог Альфонсо дЭсте был одной из интереснейших фигур итальянской истории XVI века. В пестрой, разномастной толпе на площади главная фигура на переднем плане – толстый, богатый патриций в ярко-красной мантии поверх роскошного парчевого одеяния (не намек ли на высших иерархов католической церкви. ). Но многие начатые работы оставались в течение месяцев и годов незавершенными.
На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Я это понимаю так: каждому – по принадлежности. Наряду с основной работой проводилось легкое разжижение лака, его регенерация путем воздействия спиртом и как последний этап — тонкое покрытие мастичным лаком. А в годы Второй мировой войны человечество навсегда могло бы потерять шедевр Рафаэля. В последующее время художник пишет для него несколько вариантов темы Венеры и Данаи.
Выражение лица таково, словно он еще пытается бороться за жизнь, словно хочет что-то сказать (еще и рот полуоткрыт), но больше не может: глаза закрываются и левая рука упала бессильно. Но Христос попросил фарисея показать ему монету и сказать, что на ней изображено. Чем многолюднее церемония, тем шире ее политическое воздействие. Тогда Христос ответил: «Так отдай Богу Богово, а кесарю кесарево» и фарисеи в смятении удалились. Прямо коммунизм какой-то.
Он отвергал требование его современника Дюрера. «Состояние удовлетворительное, — было записано в протоколе, но — картина нуждается в постоянном наблюдении и тщательном уходе». Чуть поодаль скромная женщина в белом платье (явная контрпараллель к передней фигуре), склонив печально голову и прижимая к себе сынишку, неодобрительно косится на вельможу. Своим последним полотном «Наказание Марсия» Тициан оставил символическое послание своим последователям и потомкам о том, что человеческая гордыня и надменность очень часто наказуемы высшими силами. «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана.
Пушкина. Но он страдает. Линияострого возмущения царящим злом, горькогоневерия в торжество сил добра с начала1540-х годов получает развитие в творчествеТициана: Луврское Венчание Христатерниями – бурное, жестокое, трагическоеи Се человек (1543 г. ). Его окутанные мерцанием теплых тонов со сдержанно жаркими вспышками красного, золотистого, холодно голубого цвета «Диана и Актеон» (1559 Эдинбург), «Пастух и нимфа» (Вена) — скорее поэтическая мечта, чарующая и волнующая сказка-песня о красоте и счастье, уводящая от трагических конфликтов реальной жизни, — недаром картины подобного рода сам художник называл «поэзиями». Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств.
Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Тему встречи двух противоположных миров, мира возвышенных идеалов и реальной действительности, словно скрепляет и завершает, создаёт некую связь, выразительный контраст тонкой руки Христа, которая никогда не коснётся монеты, на которую указывает Христос и мощной руки фарисея, крепко сжавшей кусочек золота. Петра-мученика» (1528—1530) примечательна новая ступень, достигнутая Тицианом в передаче связи настроения природы с переживаниями изображенных героев.
Этот сюжет Тициан передал удивительно просто. Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись. Юдифь с головой ОлофренаОн создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Вакх и Ариадна, 1523, Национальная галерея, Лондон Положение во гроб, 1520-е гг., Лувр, Париж). Толпа на площади шумит, любопытствует, глумится. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция).
Вы уже догадались, что это за государство и кто управлял им. Пьетро Аретино, создатель ряда комедий, остроумных, хотя и не всегда безукоризненно пристойных новелл и поэм, был главным образом знаменит своими «суждениями», полушуточными предсказаниями, диалогами, письмами, широко публиковавшимися и представлявшими собой, по существу, произведения публицистического характера, где причудливо сочетались яркая и страстная защита свободной мысли и гуманизма, высмеивание ханжества и реакции с откровенным шантажом «сильных мира сего» всей Европы. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы.
Есть свидетельства, позволяющие исследователям предполагать, что именно эта картина стала толчком к разработке Достоевским «Легенды о Великом Инквизиторе», являющейся идейным центром романа «Братья Карамазовы». Предложено также пригласить для консультации опытного специалиста. К этой же, чрезвычайно активной фазе творчества Тициана принадлежат и другие картины на мифологические сюжеты исполненные для Филиппа II в последующие годы: ослепительное «Похищение Европы» из Бостона, датируемое 1559-1562 годами, также пронизано беспокойством и отчаянием «Диана и Актеон» из Лондона с драматической сценой в пейзаже изображающей юного охотника, раздираемого сворой собак, в которой господствуют мертвенно-бледные тона, предвещающие смерть «Персей и Андромеда» (1562-1563) из коллекции Уоллес в Лондоне с превосходным изображением страшного чудовища, появляющегося в ночи из морских глубин из бурлящих волн, освещенных светом луны. В это число входили еще два произведения Тициана — «Портрет дочери Тициана Лавинии» и «Портрет дамы в белом». «Богу богово, а кесарю кесарево», этот девиз, отчеканенный даже на феррарских монетах, вполне отвечал текущему политическому моменту, доказывая неуместность притязаний духовных иерархов на светскую власть.
Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Возрождение. Величав, покоен и строг он на последнемавтопортрете. Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства.
Но ответь Иисус «Не платите кесарю ничего», он подвергся бы смертельной опасности. — мастер позднего Возрождения. и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится ее роль». Мощно написанная фигура едва появляется на картине. Диана, олицетворение целомудрия (ее можно узнать по диадеме с полумесяцем), была настолько рассержена Актеоном, увидевшим ее божественную наготу, что превратила его в оленя, которого потом растерзали его собственные со- баки.
Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Но Источник премудрости избегает их козней. Итак, Господь заповедует давать и телу свойственную ему пищу и потребную одежду и «Божие Богу», то есть посильное бдение, молитву и прочее. Таким образом он отдавал дань своим друзьям, которые ушли из жизни раньше него. Ведь кесарь – это захватчик, римский император-оккупант.
«Любовь земная и небесная» (1510 гг. Он сломлен. Слава Тицианабыстро распространилась по всей Италии, азатемипо всей Западной Европе. Но это явные антиподы, всем выражающие светлое и темное начала.
Вся картина пронизана духом праздничности и чувством значительности происходящего события. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). 1546.
Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Выражениелица таково, словно он еще пытаетсябороться за жизнь, словно хочет что-тосказать (еще и рот полуоткрыт), но большене может: глаза закрываются и леваярука упала бессильно. Он был смелым человеком не только в военном деле, если из-за политических соображений рискнул жениться на Лукреции Борджиа (дочери папы Александра VI), которая прославилась не только своими разнузданнейшими оргиями, но и ловкостью, с какой она отправляла в «лучший мир» своих мужей и бесчисленных любовников.
Когда и каким образом «Динарий кесаря» попал во владение герцога Моденского, до сих пор выяснить не удалось. То же относится и к выполненным в это время многочисленным вариантам композиций на тему «Кающаяся Мария Магдалина», прототипом которых признается полотно из Санкт-Петербургского Эрмитажа: их напряженный драматизм выступает с особой отчетливостью, когда сопоставляешь этот шедевр старого Тициана с картиной на аналогичный сюжет, написанной в 1533 году для герцога Урбинского и хранящейся в Питти. Это вызывает переписку между герцогом и его поверенным в Венеции. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Два единственных всвоемроде шедевраТицианавосходят, по всей вероятности, к 1562 году: «Автопортрет» (Берлин) и«Благовещение» длявенецианской церкви Сан Сальваторе. Тициан был величай- шим художником Венеции.
Изображение деталей, указывающих на его профессиональные занятия (статуэтка, монеты, книги, рама), не отвлекает внимание от характеристики лица Якопо Страда, чей взгляд вопросительно обращен за пределы картины, к зрителю., Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, – 27. Занимает первое место в конкурсе на написание для церкви Санти Джованни э Паоло картины «Убиение Петра-мученика». Иисуса Христа и Марии). Когда «Динарий кесаря» выставили в восстановленной галерее Земпера, состояние картины было превосходным.
Вопрос заключается в том, что не каждая картина понятна зрителю с первого взгляда. Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг. Для этого фарисеи придумали хитрый план. Изменяется, сам художественный язык мастера. Однако, очевидно, что Тициана взволновал глубокий философский смысл сюжета.
Таковы картина ТицианВечеллио родился в семье военного вгорном городке Пьеве ди Кадоре, входившемво владения Венеции. Ведь Рим очень далеко от Иудеи и Кесаря никто никогда и не видел». Герцог Альфонсо д39Эсте был одной из интереснейших фигур итальянской истории XVI века. Современная ей Флоравыражает тотже высокий идеал, ту жечистую радость. написанных в 1560-е годы по заказу Филиппа II Ис- панского, его главного покровителя. Картина удивительно проста, лишена даже намёка на эффектность.
Этот контраст последовательно проведен Тицианом в колористическом решении картины. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Он был смелым человеком не только в военном деле, если из-за политических соображений рискнул жениться на Лукреции Борджиа (дочери папы Александра VI), которая прославилась не только своими разнузданнейшими оргиями, но и ловкостью, с какой она отправляла в «лучший мир» своих мужей и бесчисленных любовников. В 1516 году он заказал картину одному из крупнейших художников итальянского Возрождения Тициану Вечеллио (1487 или 14901576). Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. К концу XV столетия, когда поездки португальцев в глубь Африканского континента привели к появлению черных рабов, а люди различных рас (татары, греки и др. ) покупались у турков итальянские рынки рабов сделали привычным мелькание экзотических лиц среди домашних слуг.
Но Христос попросил фарисея показать ему монету и сказать, что на ней изображено. В конце пятидесятых годов Тициан завершил три значительных алтарных образа. Это впечатлениеусиливает поза и движение Никодима, который только что опустился на колени (плащ резко сполз с его плеча), чтобыпомочь: он трогает повисшую руку Христаи, подняв голову, заглядывает в его лицо или хочет услышать его последние слова. В протоколе заседания Совета при галерее 12 января 1939 года записано: «Уже более ста лет с картиной «Динарий кесаря» происходят одни и те же явления — краска в некоторых местах вздувается и грозит осыпаться. Придя к нему, один из фарисеев протянул серебряную римскую монету – тот самый динарий, – спросив, нужно ли жителям идеи платить налоги Римскому императору (кесарю).
Живопись Венеции основана на чувственном восприятии мира. «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана.
В отличие от этих портретов Тициан в ряде других работ, отмеченных простотой композиции (обычно погрудное или поколенное изображение на нейтральном фоне), сосредоточивает свое внимание на ярком и целостном раскрытии характера во всей его жизненной иногда грубой энергии, как, например, в портрете Аретино (1545 Питти), великолепно передающем стремительную энергию, здоровье и циничный ум, жадность к наслаждению и деньгам этого примечательного и столь характерного для Венеции той эпохи человека. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли.
Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. Италия. Принимает приглашение Карла V посетить Аугсбург. Так, директор галереи фон Карольсфельд записал в своем дневнике, что реставратор Ширмер великолепно отреставрировал «Динарий кесаря» в период с 25 октября по 3 ноября 1856 года. Холст, масло. Этот«магическийимпрессионизм»позднего стилявызвал восхищение, но и презрениесовременников.
Скрытый смысл этого произведения интерпретировался по-разному, однако присутствие в правой части картины самого Тициана в облике Мидаса позволяет отдать предпочтение гипотезе, которая видит в ней горестные размышления художника над собственной жизнью, над своими иллюзиями о возможности «преобразить материю в драгоценное живописное изображение, угасшими из-за осознания совершенной ничтожности художественного творчества перед бедствиями истории». Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. Тицианапо праву можноназвать величайшимпортретистомитальянскогоВозрождения. Это относится к любому шедевру мирового искусства, будь то «Ночной дозор» Рембрандта ван Рейна, «Свобода на баррикадах» Эжена Делакруа или «Боярыня Морозова» Василия Сурикова». Комиссия по галерее проявляла много заботы об этой весьма высоко ценимой картине.
Эдинбург. Но испугавшись сами убивать Христа, решили сделать это руками римлян. Это чувствуется и в беспокойном мерцании света и тени и во взволнованной стремительности мазка и в самой взволнованной мечтательности нимфы и в сдержанно страстной одушевленности юного пастуха («Пастух и нимфа», Вена) Взволнованно, почти жадно передает нам художник пышущую красотой и здоровьем фигуру Магдалины, ее прекрасные густые волосы, нежную грудь. Национальная галерея Шотландии. Но в дни войны ящик не мог служить надежной защитой. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта».
И дивились Ему. Трагическая линия в творчестве Тициана достигает апогея в его последней картине – Оплакивание Христа (1573-1576), оставшейся неоконченной. В начале 1939 года директор галереи доктор Поссе решил, после многочисленных попыток с неудовлетворительными результатами, принять, наконец, кардинальные меры, чтобы полностью «вылечить» «Динарий кесаря».
То же и со второй картиной на тему «Мученичество Святого Лаврентия», посланной в декабре 1567 года в Испанию и предназначавшейся для главного алтаря церкви монастыря Сан Лоренцо в Эскориале: она повторила композиционную схему использованную в предшествующем алтарном образе на этот же сюжет, написанном в 1559 году для церкви Крестоносцев, но изобразительный язык отличается особым, полным отчаяния драматизмом, в котором экспрессивные возможности тициановской поэтики последнего периода творчества доведены до крайней степени. Сама картина, ныне общепризнанный шедевр, первоначально должна была украшать. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Чтобы убедиться в несправедливости подобного суждения, достаточно рассмотреть такое произведение, как «Положение во гроб», посланное в 1559 году Филиппу II и находящееся ныне в Прадо, – волнующий образец мастерской живописи и глубокого психологизма и первый пример патетических, пронизанных чувством отчаяния религиозных композиций, которые Тициан будет писать в последние годы жизни.
Если Даная представляет собой по существу вариант картины, выполненной десятью годами раньше для семьи Фарнезе (вместо амура здесь появляется – что более соответствует тексту Овидия – фигура старой кормилицы, собирающей в фартук золотые монеты, в которые превратился Юпитер, чтобы овладеть молодой девушкой), то картина «Венера и Адонис», напротив, сама стала прототипом многочисленных реплик. Второй причиной, обусловившей появление новых повреждений, был слишком толстый и потерявший эластичность слой лака. Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. В 1516—1518 годы по заказу феррарского герцога Альфонсо дЭсте Тициан написал картину «Динарий кесаря», которая, возможно, украшала дверцу шкафа в одной из комнат герцогского дворца.
Св. Величав, покоен и Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция)., живописцу весьма в то время знаменитому. Фигуры молодых обнаженных женщин, несомненно, вдохновлены скульптурами Микеланджело – «Авророй» и «Ночью» из капеллы Медичи, однако истинно тициановским остается колорит картин, где краски словно мерцают от пронизывающего их света, подчеркивая экстатический накал чувств. Кесарю и надо было отдавать то, что ему принадлежит. В 1557 году он закончил «Благовещение» для церкви Сан Доменико Мадлсоре в Неаполе в 1558 – «Распятие Христа с Мадонной» и «Святыми Домиником» и «Иоанном» для церкви Сан Доменико в Анконе и в 1559 – «Мученичество святого Лаврентия» для венецианской церкви Крестоносцев (впоследствии – церкви Иезуитов), заказанное ему в 1548 году Лоренцо Массоло. Мощно написанная фигура едва появляется на картине.
Одаренный (он весьма успешно справился с завершением «Пьета», последней работы Тициана) но малосамостоятельный мастер, он во время своего пребывания в Риме проникся влиянием позднего маньеризма, в русле которого и продолжал работать до конца своей жизни, уже в период зарождения искусства барокко. Образ фарисея является воплощением самых низменных черт человеческой природы: корысти, лицемерия и т. д. Полон жизненной народной сочности образ старухи-торговки яйцами, своей жанровостью характерный для ряда работ художника 1530 гг., так же как и образ служанки роющейся в сундуке, в картине «Венера Урбинская» (Уффици). Старуха не только оттеняет но контрасту красоту Данаи, но и противопоставляется ей. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Культурные изменения их совершенно не затронули. Однако радость была недолгой — вскоре в протоколах появились записи, что на «Динарии кесаря» вновь обнаружены вздутия и отслоение краски. дверцу шкафа в одной из комнат герцогского дворца.
Покажите Мне, — говорит, — монету и, видя на ней изображение кесаря, сказал: что имеет на себе такое изображение, то отдавайте (лицу) изображаемому, то есть кесарю, а «Божие Богу». Однако несмотря на видимую простоту картины (которая, по свидетельству, полученному Вазари, некоторое время украшала створку шкафа герцога), Тициан вложил в нее глубокий философский смысл, применив все свое мастерство.
Заказчик – Филипп II Испанский, см. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Цвет стал дляТициана самымважным, колоритв его творчестведостигает с1550 года высшегосовершенства. Они подослали одного из фарисеев к Христу с серебряной монетой— динарием. Смутившийся фарисей ответил, что на одной стороне изображен кесарь, а на другой стороне – один из римских богов (это было обычно для римских монет). Сохранились сообщения о реставрации «Динария кесаря», начиная со второй половины XIX века. 8.
Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн.