С последним утверждением всё интереснее. Фоном для обеих картин служит дальний пейзаж. Показал письмо от того, кто продал ему «Бичевание».
Черты ее нежного и задумчивого лица передают тонкую одухотворенность. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Когда опустошительная эпидемия закончилась и жизнь в Венеции вошла в свое обычное русло, Тициану принесли спасенное полотно Джорджоне «Спящая Венера» с просьбой восстановить его.
С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, — все в галерее Палатина, Флоренция). Картина написана желтой и красной охрой, в едином золотистом колорите. К тому времени уже не было в живых главного «цензора» и непримиримого борца с ересью архиепископа Карло Борромео и для многих художников настала пора относительной свободы, поскольку у испанских наместников руки до искусства не доходили. Начиная с 1661 года полотно хранится в королевских (ныне государственных) коллекциях Франции. Марка»).
Долгое время она украшала охотничий дворец испанских королей Пардо неподалеку от Мадрида. Тициан здесь встает на защиту Данаи, чья чистота остается незапятнанной. По свидетельству Франческо Сансовино, сына знаменитого скульптора, «в 1580 году она находилась там же».
Юношу взяла оторопь при виде столь необычной композиции и ослепляющего света. У него появилась подружка Антонина даль Поццо, у которой он часто оставался на ночь. С большим удовольствием для себя, он обнаружил Тициана за работой, не выпускающего из рук кисти. Неблаговидным делом травли новичка занимались скуки ради лоботрясы-подмастерья. Как-то Петерцано привёл ученика в доминиканский монастырь Санта-Мария делле Грацие, где в одном из церковных приделов показал работу своего прославленного учителя «Коронование терновым венцом».
Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, – 27. 8. 1576, Венеция) итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. 20 апреля 1573 года им была закончена картина «Тайная вечеря» для трапезной при храме Сан-Дзаниполо вместо сгоревшей там при пожаре одноименной картины Тициана, который, сославшись на занятость, отказался повторить утраченное. Соединение этих черт столь характерно для Джорджоне, что именно «Сельский концерт» можно считать его наиболее типичным произведением. Спустя 30 с лишним лет он повторил этот сюжет, разрабатывая его для себя. Сегодня разговоры об интимной стороне жизни Караваджо и его гомосексуальных привязанностях утратили остроту и выглядят анахронизмом.
Другой монах, бегущий по направлению к зрителю испуган близящейся смертью. С тончайшим мастерством художник передал нежность и теплоту её обнажённого тела. Влияние большой мастерской Тициана сказалось на всём венецианском искусстве. Его «Венера» (около 1538), в которой многие исследователи видят портрет герцогини Элеоноры Урбинской, близка по композиции джорджоневской.
Друзьям приходилось терпеть маленького шантажиста и наушника, задабривая его мелкими подачками. «Слишком поусердствовали жестокосердные воины. Его герой, вступающий в борьбу с враждебными силами и гибнущий, сохраняет своё величие.
С середины 16 в. начался поздний период творчества Тициана. И в новом году, который в Венеции по давней традиции начинался не первого января, а первого марта (видимо, в пику Риму), состав Совета Десяти полностью обновился и его прежнее решение было отменено. По традиции всё начиналось с поросячьей «корриды» — заранее привезённых свиней держали в специальных загонах на внутреннем дворе Дворца дожей и под звон колоколов как по команде всех разом выпускали на волю. Результатом его изучения античности явились книги «Римские древности» (1554), «Четыре книги по архитектуре» (1570—1581), но античность была для него «живым организмом», по справедливому наблюдению исследователя. Так создается одна из самых больших его композиций «Введение Марии во храм» (около 1538) —следующий после «Мадонны Пезаро» шаг в искусстве изображения групповой сцены, в которой Тициан умело сочетает жизненную естественность с величавой приподнятостью.
Звучная живописная гамма: белое покрывало Марии, зеленый ковер, голубые, карминные, золотистые одежды предстоящих — не противоречит, а выступает в гармоническом единстве с яркими характерами моделей. В результате фигуры кажутся скульптурными. и Мл. В конце августа, ранним утром на пороге появился санитарный патруль, Тициан был наверху.
Как ему объяснили позже, папа «заболевал» раз в месяц дней на пять после чрезмерной дозы любимого красного Colli di Parma, а излечивался игристым белым совиньоном. Приехал в Венецию в юношеские годы. На ней художник поместил и собственное изображение в нарядном зелёном камзоле.
После панихиды друзья, собравшиеся в трактире помянуть покойного, вдруг вспомнили одно событие пятнадцатилетней давности, когда неожиданно для всех Веронезе сделался объектом пристального внимания со стороны инквизиции. Герои были изображены в натуральный рост. У него было немало учеников, но ни один из них не был равен учителю.
Он был исключительно здоров и удачлив, от судьбы видел только счастье и благополучие. Скупость.
Получив от матери деньги, он тут же тратил их на гульбу. Около 1520 г. герцог Феррарский заказывает ему цикл картин, в которых Тициан предстает певцом античности, сумевшим почувствоватьи, главное, воплотить дух язычества («Вакханалия», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна»). (это уже эпоха позднего Возрождения), Тициана волновала трагическая сторона жизни, зрелище человеческих страданий. Не без содействия друзей на заседании Совета Десяти предложение Тициана было принято.
Композиционно они похожи. Венеция этих лет — один из центров передовой культуры и науки. Но не следует забывать другое. Тициан родился в Кадоре, маленьком городке у подножия Альп, в семье военного, учился, как и Джорджоне, у Джанбеллино и первой его работой (1508) была совместная с Джорджоне роспись амбаров Немецкого подворья в Венеции.
Такому желанию мог бы пособить Петерцано, знакомый со многими венецианскими мастерами. – думал Пилат, – не показать ли Иисуса в таком виде Его озлобленным врагам. Маркуолы, в зале мессира Андрее Лоредано. Каллисто, одна из нимф Дианы, сама того не ведая, забеременела от Юпитера.
Но однажды, проснувшись утром, он обнаружил, что его кошелёк пуст. Прежде всего необходимо укрепить красочный слой, убрать излишки реставрационного грунта». отмечены расцветом портретного искусства Тициана. Слава пришла к Аретино в Риме, где вышел в свет сборник «Позы» из дведанцати эротических стишков, сочиненных им к порнографическим рисункам Джулио Романе, о них даже есть шутливое упоминание у Пушкина в одном из писем из южной ссылки (ноябрь 1823 г. ). Для него Тициан напишет семь полотен иллюстрирующих «Метаморфозы» Овидия. Если портреты Тициана всегда отличаются сложностью характеров и напряженностью внутреннего состояния, то в годы творческой зрелости он создает образы особо драматические, характеры противоречивые, поданные в противостоянии и столкновении изображенные с поистине шекспировской силой (групповой портрет Папы Павла III с племянниками Оттавио и Александром Фарнезе, 1545—1546).
В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Другим знаковым откровением, сыгравшим немаловажную роль в его становлении как художника, была картина Алессандро Бонвичино по прозвищу Моретто «Обращение Савла» в церкви Сан-Чельсо, которая привлекла юношу смелостью композиционного решения. После полученного от Венеции потрясения Верона оставила его равнодушным, навевая тоску провинциальной скукой, не в пример Шекспиру, который из своего туманного Альбиона проникся такой любовью к далёкой солнечной Вероне, что ярко описал её не только в «Ромео и Джульетте», но и в романтической комедии «Два веронца» там великий драматург допустил географический ляпсус, описав, как его влюблённые герои «приплыли» туда из Милана.
На причале венецианские друзья устроили им проводы. Его успехи в фехтовании вызывали одобрение учителя и восхищение неуклюжего Муцио.
Он принёс «Бичевание Христа» Пизано. Благодаря приказу Карла Пятого был написан алтарный образ Троицы. Однако к тому времени они настолько поблекли и увяли, что были почти неразличимы. В эти годы он создал немало изображений золотоволосых красавиц — мифологических героинь. Картина «Введение во храм» (1534– 1538 гг. ) решена Тицианом как великолепное красочное зрелище: девочка Мария торжественно шествует в храм по широкой лестнице.
Куда более разумно поступил Саймон Шама, автор документальной ленты «Сила искусства», показанной Би-би-си. Ему больше ничего не оставалось делать, как проводить их взглядом.
Для Тициана это нетипично, но таких его вещей много. 40-е гг. В начале 1592 года из Рима пришла весть об избрании нового понтифика. Своего «Караваджо» преподнёс зрителям в 1986 году английский режиссёр Дерек Джармен.
В своё время она произвела подлинный фурор и специальным постановлением дожа была объявлена национальным достоянием Венецианской республики. У Микеланджело на всю жизнь сохранилась любовь к лошадям, а обретённые им в детстве навыки верховой езды не раз оказывали ему добрую услугу при возникновении опасности для жизни, когда надо было не раздумывая уносить ноги подобру-поздорову. Каковы бы ни были рассуждения психоаналитиков об «отцовском комплексе» по Фрейду, похоже, что женский пол почти не интересовал юного Микеланджело, оставляя его равнодушным. Английский режиссёр, к сожалению, не понял совершённой Караваджо революции в искусстве.
Конец 1530-х годов — время расцвета портретного искусства Тициана. Ему удалось снять для жилья и для работы небольшое помещение неподалёку от дома, где он появился на свет и где жили покойные родители. Чувствуя как смерть крадется за ним по пятам, он торопился закончить «Оплакивание Христа» — последнее откровение миру. По третьей, «Се человек» написан по заказу фламандского купца Джованни дАнна (ван Хаанена), жившего в те времена в Венеции.
Тот же, стремящийся к славе и успеху, блестяще написал еще две сцены в этой зале. Так создается одна из самых больших его композиций «Введение Марии во храм» (около 1538) —следующий после «Мадонны Пезаро» шаг в искусстве изображения групповой сцены, в которой Тициан умело сочетает жизненную естественность с величавой приподнятостью. Он всегда зарабатывал много, ему охотно и щедро платили за его вещи. Без сомнений работа Тициана произвела сильное впечатление на будущего художника, надолго сохранившись в его памяти и не раз всплывая в сознании. В русской усадебной архитектуре XIX столетия и даже в эпохе модерна рациональность и завершенность стиля Палладио проявились в архитектурных образах неоклассицизма. Из сочетания гибких мазков рождаются образы исполненные трепетной жизненности и драматизма. В 1550-е годы характер творчества Тициана меняется, нарастает драматическое начало в его религиозных композициях (Мученичество святого Лаврентия, 1555, церковь Джезуити, Венеция Положение во гроб, 1559, Прадо). Там девицы обслуживают всех, невзирая на возраст.
Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Разгул преступности вынуждал его быть готовым к самым неожиданным сюрпризам и не расставаться со шпагой и кинжалом — напомним, что холодным оружием он владел отменно. На картине были изображены многие известные лица, среди которых легко узнавался сам Дюрер. После этого им была создана большая картина, с фигурами в человеческий рост, которая сегодня находится недалеко от церкви св.
Но вернёмся к подростку Микеланджело. Находясь в Риме Тициан работал над семейным портретом понтифика Павла III. Услышав шум и крик, он набросил на плечи халат и стал спускаться, в доме никого не было.
Эта «скромная» просьба практически была исполнена, робкий папа Юлий III, внял рекомендации монарха и присвоил литератору титул кавалера Святого Петра. Этот контраст вносит ощущение смятения и намеренно нарушает цельность идиллической картины. Слева в «Актеоне» — пунцовый занавес, а справа — лес в «Каллисто» слева — лес, а золотистый занавес-навес — справа. Ушли из жизни Рафаэль Санти и Леонардо да Винчи.
На ней на фоне прекрасных видов и роскошной рощи изображение Богоматери на пути в Египет. Завершая обзор венецианского Возрождения, нельзя не упомянуть величайшего архитектора, родившегося и работавшего в Виченце близ Венеции и оставившего там прекрасные примеры его знания и переосмысления античной архитектуры —Андреа Палладио (1508—1580, Вилла Корнаро в Пьомбино, Вилла Ротонда в Виченце, завершенная уже после его смерти учениками по его проекту, многие здания в Виченце). Сторонникам той версии, по которой Тициан никак не мог родиться раньше 1490 года, очень хочется «омолодить» великого творца и доказать, сколь ранним было его становление как художника, вопреки фактам и здравому смыслу. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). В десять лет живого и способного мальчика отправили к его влиятельному дяде в Венецию.
ТИЦИАН В отличие от рано ушедшего из жизни Джорджоне Тициан Вечеллио прожил почти столетие (1476 или 1477–1576). Тогда-то и появляются его варианты «Данаи» (ранний вариант—1545 г. все остальные —около 1554 г. ), в которых он, строго следуя фабуле мифа изображает царевну, в томлении ожидающую прихода Зевса и служанку, алчно ловящую золотой дождь. Таковы были нравы в Ломбардии, жившей под пятой испанцев, ярко описанные в историческом романе классика итальянской литературы Алессандро Мандзони «Обручённые».
Ничего путного не лезло в голову, чтобы предпринять что-то и отвести от себя беду. Эта композиция считается самой завершенной из тех, что были созданы Тицианом. Да и что греха таить, ученик совсем от рук отбился, стал дерзок и неуправляем. Полученный урок был позднее им блестяще развит и обогащён. Реставратор Василий Яковлев (он же знаменитый советский академик, работавший в манере старых мастеров, лауреат двух Сталинских премий) вспоминал: «Я пытаюсь извлечь из жестянки абсолютно слипшиеся, осклизлые и мокрые куски каких-то невероятных тряпок».
Но куда там. И, как в прежние времена, остроумного, способного поддержать блестящую беседу. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Действительно, слух о новой картине Веронезе, который вольно обращается с евангельским сюжетом, дошёл до Рима и через три месяца художник был вызван для дачи показаний в суд. На другой – множество прекрасных амуров и детей в различных позах. Эти полотна отличает сложная живописная структура, размытость границы между формами и фоном поверхность холста как бы соткана из наложенных широкой кистью иногда втертых пальцами мазков. Тогда по известной поговорке все дороги действительно вели в Рим.
—1576) —величайший художник венецианского Возрождения. Воспитанный на «нарядной» живописи Карпаччо, на изысканном колорите Джанбеллино, Тициан в этот период любит сюжеты, где можно показать венецианскую улицу, великолепие ее архитектуры, праздничную любопытствующую толпу. Но там оказалась лишь одна из версий той же композиции, скорее всего, кого-то из учеников. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) (около 1488/1490 — 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
В этих превосходных по живописи работах будущий художник видел всего лишь застывший отпечаток прошлого и не слышал отзвуков современной жизни, которая так впечатляюще образно и громко заявляла о себе на площадях и каналах державной Венеции, где жизнь не утихала даже ночью. Такое ему приходилось видеть и раньше. Далее Дольче отметил, а позднее подтвердил и Вазари, что большинству венецианцев больше пришлась по душе работа исполненная Тицианом и что это якобы больно задело Джорджоне. Грунт, нанесенный в 1930х, закрывает и погибшие фрагменты и местами красочный слой.
Но Тинторетго был едва ли не лучшим колористом, чем его учитель, хотя в отличие от Тициана и Веронезе его признание никогда не было полным. Богатые венецианские патриции заказывают Тициану алтарные образа и он создает огромные иконы: «Вознесение Марии», «Мадонна Пезаро» (по имени заказчиков изображенных на первом плане) и многое другое — определенный тип монументальной композиции на религиозный сюжет исполняющей одновременно роль не только алтарного образа, но и декоративного панно. Тициан много пишет на мифологические сюжеты, особенно после поездки в 1545 г. в Рим, где дух античности был постигнут им, кажется, с наибольшей полнотой. Приходили в упадок когда-то процветавшие торговля и ремёсла.
Он одерживает победу в конкурсе на проект декорировки библиотеки св. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Это три большие картины и закончить их необходимо было в масле.
Пусть он мир приведёт в пристойный вид». От Яковлева потребовали мало-мальски привести её «в товарный вид». Благодаря рентгенографическому и инфракрасному анализу Центра исследований и реставрации Музеев Франции (C2RMF) удалось выявить слои тонировок и записей, сделанных с конца XVII по XX век. Кваренги.
Неужели они и после этого будут считать Его опасным и достойным смерти. Основоположник современного искусствоведения Джорджо Вазари (1511 – 1574) в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в главе, посвящённой Тициану Вечеллио (1488 – 1576), пишет, что это полотно было создано в 1546 г. в римском Бельведере по заказу кардинала Фарнезе и герцога Октавиано для подарка папе ПавлуIII. Ранний (до 1519 г. ) проникнут спокойным, радостным настроением, ощущением счастливой полноты жизни.
Симоне Петерцано, родившийся в Бергамо, был типичным представителем постренессансного искусства, хорошо усвоившим уроки венецианской школы живописи, но отдавшим дань увлечению модным тогда маньеризмом.
Но Тинторетто нездоровилось и он никого не принимал. Работа эта настолько сложная, что покамест никто даже не дерзнул помыслить о ней». В третьем периоде творчества (начиная с 1530 г. ) возрос интерес художника к народным типам, деталям быта. Там говорилось, что «кроме отечественной стороны Италия представляет собой исключительный рынок художественных произведений, откуда, несмотря на правительственные запрещения ищущие там янки и англичане вывозят много мировых шедевров». Почти сразу начались его мытарства. В имении друга была превосходная конюшня, которая притягивала мальчиков и под присмотром конюхов они с удовольствием обучались верховой езде. Он накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами.
Микеланджело пригласил его в гости и Тициан с удовольствием принял приглашение. Тициан родился в Кадоре, маленьком городке у подножия Альп, в семье военного, учился, как и Джорджоне, у Джанбеллино и первой его работой (1508) была совместная с Джорджоне роспись амбаров Немецкого подворья в Венеции. Однако винить в такой «незаметности» музей нельзя. Во втором периоде творчества (1519–1530 гг. ) Тициан создал для церкви Санта–Мария дельи Фрари огромную алтарную картину «Вознесение Марии» (1516–1518 гг. ), более известную как «Ассунта». При содействии священника Лодовико Меризи, брата покойного отца, 6 апреля 1584 года в Милане был подписан контракт, согласно которому тринадцатилетний Микеланджело Меризи отдавался на обучение к художнику Симоне Петерцано, чья мастерская находилась в приходе Сан-Джованни аль Поццо Бьянко.
Воспоминания детства» называет «отцовским комплексом», видя в ней признак гомосексуализма. Имя Аретино угодило в «Индекс запрещенных авторов» (который отменили в 1964 году), а непристойные сочинения публично сожжены на площади Святого Петра. У кого-то из отвечавших за продажи возникла идея загнать иностранцам и Тициана – всё равно же картина изувечена.
Слава к Тициану приходит рано. «Палладианское Возрождение» в Англии началось с Иниго Джонса, продолжалось все XVII столетие и только бр. Картина всегда была известна, но изъятие ее из научного оборота породило много слухов. К этим образам близка также горько рыдающая Мария Магдалина в одноименном полотне.
Всё это не могло не беспокоить осторожного в суждениях наставника. Вернемся к произведениям Тициана. Картина дошла до нас в своём первозданном виде.
Полотна «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто» имеют композиционное единство и симметричность, несмотря на различное содержание. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Ему подражают им восхищаются. Это означало дополнительные 25 дукатов.
А вот на картинах Караваджо свет абсолютно иной природы — в нём мало теплоты, естества и он почти всюду у него искусственный, а позднее и вовсе мрачный, сумеречный и холодный. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Расставание было сердечным и грустным. С 1530-х гг.
В последний период творчества Тинторетто работает для Дворца дожей (композиция «Рай», после 1588). Только это уже будет не та праздничная симфония ликующих ярких красок с богатством тонов, не тот жизнерадостный рассказ о похождениях героев, что украсил тридцать лет назад «алебастровый кабинет» феррарского герцога, теперь миф превратится в трагическую метафору подчинения людей богам. К концу жизни Тициана его творчество претерпевает существенные изменения. Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время.
Недаром в Апокалипсисе говорится: «Михаил и его ангелы сражались с драконом. Полотно Тициана Юпитер и Антиопа (1552), также известное как Венера Пардо, вернулось в постоянную экспозицию Лувра после длительной реставрации, начатой еще в 2002 году. Сегодня авторство Тициана не подвергается сомнению. Могли ли аристократические друзья покойного Джорджоне довериться новичку из глухой деревни, поручив ему дописать незаконченную «Спящую Венеру» и другие картины. Многие знатные жители Венеции, не зная, что Джорджоне прекратил работу над фасадом и что роспись выполнял Тициан, а он уже снял часть лесов с работы, поздравляли Джорджоне, по-дружески хвалили работу, говорили, что часть работы над лавками (которую выполнил Тициан), значительно лучше фасада над Большим каналом (который расписывал Джорджоне). Венеция этих лет — один из центров передовой культуры и науки.
Но, как отмечает писатель-моралист, чтобы картина не вызывала нареканий со стороны официальной цензуры и была продана, в ней должно быть соблюдено непременное требование — «никакой откровенной похабщины с наглыми фавнами, восседающими верхом на нимфах или похотливыми сатирами, бесстыдно ублажающими охочих до любви пышнотелых богинь, а тем паче не должно быть на картине святых обоего пола изображённых в непотребных позах»14. На примере этого шедевра Тициана можно судить о том, насколько естественно и безупречно точно монументальные полотна великих венецианцев были связаны с архитектурным интерьером, являясь его драгоценным украшением. Он становится для Тициана и Сансовино одним из ближайших друзей. Например, взять хотя бы «Тайную вечерю» Тинторетто в церкви Сан-Паоло. За 33 400 долларов вскоре ушёл в США и спасённый Яковлевым Рембрандт. Рядом с Марией стеклянная ваза с розами как символ девственной чистоты и непорочности.
О нет, он заставит заказчиков ценить свой труд и оплачивать его по достоинству, а главное уважать себя как личность и как художника. По ней была создана гравюра, вызвавшая у венецианцев прилив патриотических чувств. Но рассказ о «судьбе и личности» заслонил в фильме самое главное, чем ценен мастер, — его новаторское искусство. Но что бы ни писал Веронезе: «Брак в Кане Галилейской» для трапезной монастыря Сан Джордже Маджоре (1562—1563 размер 6, 6х9, 9 м, с изображением 138 фигур) картины ли на аллегорический, мифологический, светский сюжеты портреты ли, жанровые картины, пейзажи «Пир у Симона Фарисея» (1570) или «Пир в доме Левия» (1573), переписанный потом по настоянию инквизиции, —все это огромные декоративные картины праздничной Венеции, где одетая в нарядные костюмы венецианская толпа изображена на фоне широко написанной перспективы венецианского архитектурного пейзажа, как будто бы мир для художника представлял собой постоянную блестящую феерию, одно бесконечное театральное действие.
Марка. Но, к сожалению, не так рассуждали служители Иеговы, с нетерпением ожидавшие выхода Пилата. Им стал Климент VIII. Тициана, продублировав, законсервировали и оставили – казалось, навсегда.
Для росписи другой стены, был приглашен Джан Беллини. Тициан Вечеллио (1477. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден).
Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536-37), Урбино (1542-44), Риме (1545-46) и Аугсбурге (1548 и 1550-51). Юный Меризи не единожды заходил в собор ранним утром до начала службы, чтобы постоять перед «Ассунтой». В исполняемых им мелодиях передавался сам дух Венеции.
Такой сложный групповой портрет получил развитие только в эпоху барокко XVII в., подобно тому как конный парадный портрет наподобие тициановского «Карла V в сражении при Мюльберге» послужил основой для традиционной репрезентативной композиции портретов Ван Дейка. В искусстве Северного Ренессанса больше сказалось средневековое мировоззрение. Около 1520 г. герцог Феррарский заказывает ему цикл картин, в которых Тициан предстает певцом античности, сумевшим почувствоватьи, главное, воплотить дух язычества («Вакханалия», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна»). В эти годы он создал немало изображений золотоволосых красавиц – мифологических героинь. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон).
Бывая в её доме, он очень любил слушать, как она играет на клавесине. Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали ("Введение во храм", 1534-1538, Галерея Академии, Венеция "Мадонна семьи Пезаро", 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция "Венера Урбинская", 1538, Галерея Уффици, Флоренция). Написанная в 1538 г. для герцога Урбинского «Лежащая Венера» или «Венера Урбинская» по сравнению с богиней Джорджоне более тесно связана с реальной жизнью.
Оказавшись не у дел в Венеции, задумался об отъезде и Микеланджело Меризи. За всем этим стоит такое прекрасное знание натуры, все исполнено в таком изысканном едином (серебристо-жемчужном с голубым) колорите при всей яркости и пестроте богатых одежд, так одухотворено талантом и темпераментом художника, что театральное действие приобретает жизненную убедительность. В Веронезе есть здоровое чувство радости жизни. Влияние Реформации с ее реализмом и прагматизмом сказалось на искусстве Северного Ренессанса в пристальном внимании и любви к реалиям, к точности деталей, в интересе к изображению нарочито грубого иногда даже отталкивающе-безобразного, уродливого (что было совершенно неприемлемо для итальянского Возрождения) — это удивительно уживалось с чувством мистического ирреального, с динамичностью и атектоничностью форм, что объединяет Северный Ренессанс, с одной стороны, с готикой, а с другой — с будущим искусством барокко, может быть, даже более прочно, чем Италию. В Деве Марии нет и тени растерянности от неожиданной благой вести.
Оставшись без отца в пятилетнем возрасте, он обожал мать и был к ней сильно привязан. Зная его необузданный нрав и памятуя, что за юнца он в ответе не только перед его матерью, но и перед маркизой Колонна, Петерцано настоял на немедленном возвращении в Милан. В картине «Святой Себастьян» герой, пронзённый стрелами, но не сломленный, возникает из хаоса Вселенной.
40–е гг. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Вместе с младшим братом он пропадал там часами. Это работа 1570-х годов, очень поздний Тициан».
Безмерная глубина скорби и величественная красота человеческого существа переданы в последнем произведении Тициана «Оплакивание», законченном уже после смерти художника его учеником. Чтобы не возвращаться к этому деликатному вопросу, не имеющему отношения к искусству, стоит подчеркнуть, что все рассуждения на сей счёт не могут бросить тень, а уж тем более хоть как-то умалить или перечеркнуть творчество художника. Видевший картину Вазари пишет: «Это самая совершенная композиция из всего того, что когда-либо было создано Тицианом»11. На ночные хождения по злачным местам нужны были средства и тех денег, что присылались из дома, ему не хватало. Законсервировали ее не лучшим образом, но, слава богу, этот грунт размывается.
Мало кто был равен Тициану по дарам, которыми щедро наградил его Господь. Тинторетто очень недолго пробыл в мастерской Тициана, однако, по словам современников, на дверях его мастерской висел девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана». И это будет не заново написанная картина, Тициан останется Тицианом». Более мерзопакостное зрелище под чарующие звуки музыки Чайковского трудно даже вообразить. Последняя большая алтарная картина Тициана – «Оплакивание Христа» (1573–1576 гг. ).
Диана в яркой красной тунике с луком в руке ликует — месть свершилась. Но в «Актеоне» имеется существенное различие — там Диана дана в двух своих ипостасиях: дневной и ночной. Петра Мученика, который был написан в церкви Сан Джованни Паоло. «В их лице Возрождение и Реформация противопоставят себя друг другу и разойдутся в разные стороны» (П. Если согласиться с ними, то непонятно, каким образом мог недавно спустившийся с гор юноша расписывать фресками Немецкое подворье на равных с самим Джорджоне.
Разразился шумный скандал. Слава к Тициану приходит рано. О Караваджо-художнике зритель джарменовского «шедевра» узнает очень мало, а потому приведённая оценка фильма выглядит неоправданно завышенной. Воспитанный на «нарядной» живописи Карпаччо, на изысканном колорите Джанбеллино, Тициан в этот период любит сюжеты, где можно показать венецианскую улицу, великолепие ее архитектуры, праздничную любопытствующую толпу. С небес на коленопреклоненную фигуру исходит чудный свет.
Богатые венецианские патриции заказывают Тициану алтарные образа и он создает огромные иконы: «Вознесение Марии», «Мадонна Пезаро» (по имени заказчиков изображенных на первом плане) и многое другое — определенный тип монументальной композиции на религиозный сюжет исполняющей одновременно роль не только алтарного образа, но и декоративного панно. Однако он хорошо помнил слова мудрого Леонардо о том, что «жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя» и вот таким образом терпимо относился к странностям юнца и его не поддающимся порой объяснению дерзким поступкам. Умер Микеланджело, с которым почти 20 лет назад они вместе встречали Новый 1546 год.
Окружающий его мир охвачен грозным движением. Юный художник уважил просьбу наставника, но оговорил для себя особые льготные условия пребывания в мастерской. Уже в первой принесшей ему известность картине «Чудо святого Марка» (1548) он представляет фигуру святого в таком сложном ракурсе, а всех людей в состоянии такой патетики и такого бурного движения, которое было бы невозможно в искусстве Высокого Ренессанса в его классический период. Неужели их злоба не насытится таким истязанием и осмеянием. Прежде чем ослепнуть их видел теоретик маньеризма Ломаццо, который разразился едкими эпиграммами, высмеивая братьев Кампи за их приверженность «сермяжной правде».
27, 29). Великий современник Шекспир ещё не написал «Ромео и Джульетту» и, стало быть, не успел поселить в Вероне своих влюблённых героев, которые позже обессмертили её своим присутствием, заставив городские власти изрядно пофантазировать, чтобы поддержать романтический миф. Само это празднество получило название «карнавал» от итальянского слова came — мясо, когда наступает мясоед перед Великим постом, пора поголовного обжорства и пьянства. В ту пору любые поездки были далеко не безопасны.
Паоло Кальяри, по прозвищу Веронезе (он родом из Вероны, 1528—1588), суждено было стать последним певцом праздничной, ликующей Венеции XVI в. Он начал с исполнения картин для веронских палаццо и образов для веронских церквей, но слава пришла к нему, когда в 1553 г. он стал работать над росписями для венецианского Дворца дожей. Дома их ждал непочатый край дел.
Особенно следует выделить работавших в Милане кремонских мастеров братьев Кампи. Не отставали от местных грабителей и испанские мародёры, нередко обиравшие путников до нитки. Такой сложный групповой портрет получил развитие только в эпоху барокко XVII в., подобно тому как конный парадный портрет наподобие тициановского «Карла V в сражении при Мюльберге» послужил основой для традиционной репрезентативной композиции портретов Ван Дейка.
За любую оплошность или непослушание в ход пускалась плётка. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция).
Находясь под железной пятой испанцев, Милан был олицетворением насилия и беззакония. Вскоре по настоянию Муцио из Милана был выписан опытный учитель фехтования. Художника привлекали образы пышной женской красоты, как, например, в самой известной картине этого периода «Любовь небесная и земная» (1515–1516 гг. ). Отличное произведение – Венера с Адонисом: она изображена в момент, когда лишилась чувств, а юный Адонис в мгновение, когда хочет от нее оторваться.
Слава сопутствует ему всю жизнь. В Микеланджело Меризи рано пробудился состязательный дух и желание быть во всём первым.
Маркова вспоминает, как в 1970-х один западный искусствовед, перепутав провенанс, указал другой холст Тициана как картину из собрания Барбариго. Картина подобна целостному организму, все части которого охвачены стремительным и торжественным движением. О самой этой поездке нет сведений и можно только строить предположения о проделанном маршруте и временных остановках исходя в основном из картин, написанных в начальный период, в которых чувствуется влияние некоторых мастеров, чьи работы молодой художник мог видеть во время своих странствий. На протяжении всей своей жизни Тициан занимался портретом.
Сапронов). В апреле 1927 года вместе с еще четырьмя вещами картину украли. В его моделях (особенно в портретах раннего и среднего периодов творчества) всегда подчеркнуто благородство облика, величественность осанки, сдержанность позы и жеста, создаваемых столь же благородным по гамме колоритом и скупыми, строго отобранными деталями (портрет молодого человека с перчаткой, портреты Ипполито Риминальди, Пьетро Аретино, дочери Лавинии). Хейзинга).
– Живопись восстановят лишь в пределах утрат. Ему захотелось во что бы то ни стало посетить мастерскую этого «трудолюбивого муравья», как назвал Тинторетто без тени злого умысла историк венецианского искусства всезнающий Боскини.
Их произведения отличаются продуманной до мелочей цветовой гаммой, чётким распределением теней и безупречной передачей эффектов ночного и искусственного освещения. Обучаясь, Тициан перенимает те же приемы. Познав силу кулаков Микеланджело, они не отваживались открыто нападать на него, но при удобном случае не отказывали себе в удовольствии исподтишка пакостить любимчику мастера. Установлено, что первоначально Мандзони назвал свой роман «Фермо и Лючия», то есть именами родителей Караваджо, а в лирических отступлениях его повествования, особенно когда автор живописует картины природы Ломбардии, отдельные страницы живо напоминают некоторые пейзажи и натюрморты кисти Караваджо.
Впрочем, все не так плохо, как кажется на первый взгляд. Не остался в стороне и кинематограф.
Кормящая ребенка женщина, юноша с посохом (которого можно принять за воина с алебардой) не объединены каким-либо действием, но соединены в этом величественном ландшафте общим настроением, общим душевным состоянием. В завязавшейся драке он ранил сутенёра ножом и впервые угодил в тюрьму. Но что делать дальше. Звучало невнятно – но письмо надо было «отработать».
Любое посягательство на неё каралось смертной казнью. Появлению над цветами роз пламени дает объяснение полустершаяся надпись внизу под вазой: Ignis ardens non comburens — «Огонь горящий, но не опаляющий».
Посещение Бергамо, Брешии и Кремоны произвело неизгладимое впечатление на юного ученика. Мария Египетская»). Теперь вместо ангела, в комнате находится алчная старуха — служанка или надзирательница со связкой ключей от мрачной темницы, в которую заточена отцом юная Даная. Джорджоне владеет тончайшей и необычайно богатой палитрой. «Ассунта» Тициана — это страстный порыв матери к сыну наподобие ярко-красного пламени, возносящегося к небу. Муратов).
Он шагу не мог ступить без ведома взрослых, находясь под их неусыпным присмотром и с детских лет возненавидел всякую опеку и власть над собой. В одном из последних вариантов «Тайной вечери» Тинторетто уже представляет почти сложившуюся систему выразительных средств барокко. Стояли ведь времена, когда СССР вовсю продавал за рубеж шедевры живописи (нужны были деньги на индустриализацию). О его внешности можно судить по добротному автопортрету с кистью в руке — бледное лицо оживляет белоснежное жабо по испанской моде (Галерея Брера, Милан). О различии взглядов протестантов (лютеран, а тем более кальвинистов как крайней радикальной ветви протестантизма) и католиков на церковь и веру мы здесь не говорим.
Со временем эти черты характера талантливого юноши (а характер человека — это, как правило, его судьба) обострялись и проявлялись всё сильнее, особенно под действием алкоголя. Для будущего художника это было потрясением. Позади ангела возвышаются мощные античные колонны.
Если портреты Тициана всегда отличаются сложностью характеров и напряженностью внутреннего состояния, то в годы творческой зрелости он создает образы особо драматические, характеры противоречивые, поданные в противостоянии и столкновении изображенные с поистине шекспировской силой (групповой портрет Папы Павла III с племянниками Оттавио и Александром Фарнезе, 1545—1546). В этом списке есть вещи из «особого фонда» – те, что попали в музей после войны. Мягкая светотеневая моделировка лица и рук несколько напоминает леонардовское «сфумато».
Это правда, творения из ряда вон выходящие. Больше Тициан его никогда не видел. И сказал им Пилат: «Се, Человек. »), достаточно запутана. Нечто призрачное ирреальное ощущается в его поздних пейзажах для той же Скуоло ди сан Рокко («Бегство в Египет», «Св.
Некоторые исследователи вообще отвергали эпоху Возрождения в Северной Европе, где готика лишь «плавно» перешла в барокко, считая Северный Ренессанс просто «осенью средневековья» (Й. Себастьян» написан, по сути, только охрами и сажей. Оставалось только одно — направиться на берега Тибра.
Судя из дальнейшего, Тициан твердо решил, что его самого не прельстят ни хвалебные отзывы, ни расточаемые словословия по поводу его картин. Это занимательное чтиво выдержало двадцать пять изданий. Во время создания алтарного образа «Вознесение Богоматери» или «Ассунта», Тициан был вынужден не только терпеливо объяснять дотошному настоятелю, почему апостолы одеты в рубище.
Нет, дрогнут и их сердца и они, наверное, удовлетворятся этим незаслуженным наказанием Праведника». Обе картины пришлись по душе хозяину. С 1565 по 1587 г. Тинторетто работает над украшением Скуоло ди сан Рокко.
Серебряную вышивку на камзоле можно было рассмотреть до каждой петельки серебряной нитки. На сей раз они были сняты для реставрации и хранения. Облокотившись на подушки, она непринуждённо раскинулась на ложе со спящей собачкой в ногах в просторной дворцовой комнате, где на дальнем плане служанки достают платье из большого сундука. Его «Венера» (около 1538), в которой многие исследователи видят портрет герцогини Элеоноры Урбинской, близка по композиции джорджоневской. Он вечно нуждался и залезал в долги.
К концу жизни Т. выработал новую технику живописи. Остановились в гостевом доме при францисканском монастыре Санта-Мария Глориоза деи Фрари, где в величественном готическом соборе покоится прах Тициана и находятся два его творения — «Вознесение Богородицы» или «Ассунта» и «Алтарь Пезаро».
Ему ещё не приходилось лицезреть подобного пиршества красок, особенно поражающего в монументальной «Ассунте» со смелыми ракурсами почти трёхметровых рельефных фигур страждущих апостолов. Реализм. в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. К счастью, стал накрапывать дождь и костер слабо разгорался. Вот почему представляется вполне правомерным, что за ним закрепилось не имя, данное при крещении, а прозвище Караваджо, которое оказалось наиболее полно отвечающим бунтарской натуре, независимости суждений и смелым деяниям художника-новатора.
Жизнь в Падуе познакомила художника, конечно и с произведениями Мантеньи и Донателло. Жестокосердные воины, окончив бичевание, стали издеваться над Страдальцем. Художник не жалеет красок для раскрытия низменности и продажности ее души. Но осенью 1591 года во время одного скандала произошло убийство. Личность Джорджоне это именно тот редкий случай, когда исследователям приходится исходить из картины-творения, чтобы почерпнуть что-либо о ее творце. Сказка кончилась — впереди тягучая проза жизни.
И не поспоришь. Они заставили будущего художника после внимательного их рассмотрения глубоко задуматься. Он был старым другом Петерцано и написанная им для церкви Сан-Раффаэле в Милане алтарная картина «Святой Матфей с ангелом» стала отправной точкой для одноименной картины, которую Караваджо напишет в Риме. Позднее великий прародитель итальянской оперы был погребён в первом левом приделе собора Фрари близ главного алтаря с «Ассунтой».
Для своего времени Петерцано был педагогом передовых взглядов. Она дала о себе знать в некоторых работах на религиозные сюжеты, в частности в его «Бичевании Христа», где в полной мере отразились сильные впечатления детства. Рано познав безотцовщину, Микеланджело тяготился женским окружением.
В «Мадонне Пезаро» Тициан разработал принцип децентрализующей композиции, которого не знали флорентийская и римская школы. Он первый на венецианской почве обратился к темам литературным, к сюжетам мифологическим. Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Сон ее полон безмятежного покоя, вечерняя тишина и гармония пронизывают всю природу. отмечены расцветом портретного искусства Тициана.
Сжалившись над ней Юпитер превратил ее в созвездие Большой Медведицы. В дом их не пустили, а тело покойного было вынесено еще раньше неизвестно куда. Мне удалось превзойти многих в этом деле ибо только меня сейчас призывают к себе Его Святейшество и другие знатные особы с просьбой послужить имПредлагая свои услуги в расписывании зала Большого Совета, я готов тут же начать с написания большой картины битвы на стене, выходящей на площадь «Сан-Марко».
в России «палладианцами» были (уже в XVIII в. ) Н. Львов, бр. Не стоило Веронезе в целях самозащиты ссылаться на фреску Микеланджело, тем более что к тому времени все обнажённые фигуры «Страшного суда» по решению Тридентского собора в 1563 году были уже «одеты». Картина «Введение во храм» (1534— 1538 гг. ) решена Тицианом как великолепное красочное зрелище: девочка Мария торжественно шествует в храм по широкой лестнице.
Северные города Европы (северные по отношению к Италии) не имели такой самостоятельности, как итальянские, они были более зависимы от власти крупного сеньора, короля или императора, от всей классически развитой системы феодализма.
В 1566 году Вазари, прибыв в Венецию, посетил Тициана, как своего лучшего друга. Караваджо убил своего противника Рануччо Томассони, ему грозила тюрьма и смертная казнь. После он пишет картины на античные мотивы, которые предназначались для Королевы Марии. Следует отметить образ св. На картине показан не столько акт Благовещения, сколько уже свершившаяся Инкарнация — зачатие Христа.
И он был прав. Вскоре он решил бросить вызов самому Дюреру и, как бы в ответ на его «Праздник четок», сотворил на большом картоне более чем двухметровой длины многофигурную композицию во славу Венеции и победы над войском Максимилиана, назвав ее «Триумф Христа». Возможно, он и не ставил перед собой такой задачи, приступая к съёмкам. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Джорджоне испытал такую глубокую обиду, что до окончания работы над росписью избегал показываться на людях и полностью отказался от дружбы и общения с Тицианом. Но более всего он страдал от своей неустроенности и вынужденного бездействия. Неизвестно, где он шатается допоздна. Одухотворенностью и поэтичностью пронизано изображение «Спящей Венеры» (около 1508—1510).
Имеются у него и образы тонко романтические, овеянные лирическим чувством («Спасение Арсинои», 1555), но и здесь настроение беспокойства передано колеблющимся зыбким светом, холодными зеленовато-сероватыми вспышками цвета. Все остальное, включая книги и дневники, поглотило пламя. Написанная в 1538 г. для герцога Урбинского Лежащая Венера» или «Венера Урбинская» по сравнению с богиней Джорджоне более тесно связана с реальной жизнью. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе — Галерея Академии, Венеция).
Адаме стали отходить от него во Франции его черты несет творчество Блонделей Ст. По обе стороны от нее – невероятно тщательно исполнены Грация и Красота. Он переосмысливает картину «Даная» и вносит в нее некоторые изменения. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х — 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии.
Всё это, однако, не вы– ходило за пределы общей направленности его искусства. Он послал за Тицианом, которого считал отличным художником. Считалось, что разбираться в минералах, будь то соль или каски, — прерогатива живописцев. Их не смог разглядеть даже Вазари, побывавший в Венеции спустя сорок лет после написания этих фресок.
Например, весной 2007 года в рамках Международного театрального фестиваля на сцене чеховского МХТ была дана версия «Лебединого озера», в которой все партии лебедей исполняли танцоры мужчины в пачках и кроссовках. Узнав, что картина в розыске, Лопайне решил, что его провоцируют – и обратился в милицию. Их куда более занимает просторная торговая площадь Эрба с её мясными, рыбными и овощными рядами в окружении ренессансных дворцов — один краше другого. За свой проступок Каллисто была изгнана. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Он считался учеником Тициана и ставил подпись Titiani alumnus под картинами, написанными, по отзывам современников, «легко и элегантно».
Обе эти фигуры олицетворяют день и ночь, жизнь и смерть, свет и тьму. Все эти настроения были глубоко чужды гуманистическому искусству Высокого Возрождения.
Он написал картину «Бичевание Христа», где освещённые во мраке пламенем факелов фигуры палачей, полных бессмысленной ярости, противопоставлены нравственной силе Христа. —1576) —величайший художник венецианского Возрождения. Эти своего рода упражнения помогают отточить художнику свою манеру живописи, вырабатывают вкус, дают возможность освободиться от «вымученности» изображения.
В картине 1506 г. «Гроза» Джорджоне изображает человека как часть природы. За ними прочно закрепилось прозвище guacchiati, означавшее на местном диалекте «вездесущие». Но продать ничего не смог. Жизнь в Падуе познакомила художника, конечно и с произведениями Мантеньи и Донателло. Складывается парадоксальная ситуация, напоминающая то, о чем поведал Пиранделло в своей пьесе «Шесть персонажей в поисках автора», когда на театральных подмостках неожиданно появляются ожившие персонажи, порожденные воображением Драматурга. Два самых больших его цикла исполнены для Скуоло ди сан Рокко и Скуоло ди сан Марко.
Джордже Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне (1477—1510), —прямой последователь своего учителя и типичный художник поры Высокого Возрождения. «Св. Себастьян", Эрмитаж, Ленинград "Коронование терновым венцом", Старая пинакотека, Мюнхен "Оплакивание Христа", 1573-76, Галерея Академии, Венеция и др. ).
На картину льётся извне пронзительный свет, подчёркивающий великолепную пластику фигуры страдающего Христа и динамизм поз вошедших в раж пяти его истязателей. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Сложно, если не сказать мучительно, каждый раз, когда художник пишет картину, держать перед собой модель (неважно одетую или обнаженную). По этому поводу биограф Беллори, не любивший Караваджо и всячески его поносивший, язвительно заметил: «Он забился в погреб и не знает, как из него выбраться».
Охотник попытался убежать от разгневанной богини. Трагическое мироощущение проявилось в творчестве другого художника — Якопо Робусти известного в искусстве как Тинторетто (1518—1594) («тинторетто»—красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Чудом удалось вызволить из огня несколько больших картин и среди них «Спящую Венеру», «Трех философов», «Юдифь» и другие полотна поменьше. Государство не стремится быстро раскрывать секреты. Испанское господство продлилось 170 лет.
28 мая 1606 года во время игры в мяч произошло столкновение двух вооруженных групп людей. Джорджоне не успел завершить работу над «Спящей Венерой» по свидетельствам современников, пейзажный фон в картине писал Тициан, как и в другой поздней работе мастера — «Сельском концерте» (1508—1510). Миланцам ничего не оставалось, как сетовать на горькую участь и скрепя сердце мириться с новыми хозяевами, чья жадность и аппетиты возрастали с каждым днём.
Увидев Иисуса, Пилат должен был ужаснуться. В 1574 г. картину там видел французский король Генрих III. Слава Тициана росла, вскоре он стал известен за пределами Италии. В «Мадонне Пезаро» Тициан разработал принцип децентрализующей композиции, которого не знали флорентийская и римская школы.
Объяснил: купил у незнакомого человека из Ленинграда, который, в свою очередь, приобрёл её по случаю. В последний период творчества, начиная с 50–х гг. Богиня любви и красоты спит на цветущем лугу. В те годы большим успехом пользовалось любопытное сочинение Томмазо Гарцони со странным названием «Универсальная площадь всех мировых профессий», появившееся в 1585 году.
Уже в мальчишеских играх проявился его драчливый нрав. Гигантский цикл этих картин (несколько десятков полотен и несколько плафонов), занимающих два этажа помещения, проникнут пронзительной эмоциональностью, глубоким человеческим чувством иногда едким ощущением одиночества, поглощенности человека безграничным пространством, чувством ничтожности человека перед величием природы. Из той же приписки можно понять, что ссора возникла в ходе карточной игры из-за жульничества одного из игроков испанца. Отныне жизнь Веронезе навсегда связана с Венецией. Вот таким образом ему постоянно приходилось быть настороже.
(Мф. Он навсегда расстался с миром своего детства и юности. Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен ("Празднество Венеры", 1518, Прадо, Мадрид "Вакх и Ариадна", 1523, Национальная галерея, Лондон "Положение во гроб", 1520-е гг., Лувр, Париж). Этой картине Тициан посвятил не один месяц работы.
Вот таким образом на голове тициановской Дианы красуется изображение нарождающейся луны. В третьем периоде творчества (начиная с 1530 г. ) возрос интерес художника к народным типам, деталям быта. Его настольной книгой являлся изданный в 1584 году и сразу получивший широкую известность «Трактат об искусстве живописи», написанный художником, поэтом и историком искусства Джован Паоло Ломаццо (1538—1600).
В последующие века влияние Палладио было огромно, породив даже название «палладианства». С годами эти черты всё сильнее давали о себе знать. Однако Беллини не закончил картину, так как был уже в достаточно преклонном возрасте. Старуха должна охранять пленницу от посторонних глаз и держать дверь на замке, но хитрый Зевс проникает в темницу в виде золотого дождя, минуя все преграды. Тициан становится ярчайшей фигурой художественной жизни Венеции, вместе с архитектором Якопо Сансовино и писателем Пьетро Аретино он составляет некий триумвират, возглавляющий всю интеллектуальную жизнь республики. Святой Петр изображен в роще, среди громадных деревьев. Расчистка производилась с 2010 по 2013 год. От всей его фигуры веет тем же достоинством и благородством, с каким он отстаивал свою правоту, хотя неглупый инквизитор не преминул укорить его в малодушии.
В то же время он вновь обращается к мифологической тематике, мотиву цветущей женской красоты (Сизиф, 1549-1550 Даная, 1554 Венера и Адонис, 1554, все — Прадо, Мадрид Персей и Андромеда, 1556, Собрание Уоллеса, Лондон). Всё это, однако, не выходило за пределы общей направленности его искусства. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. С тончайшим мастерством художник передал нежность и теплоту её обнажённого тела. Он создал произведения и на мифологические и на христианские сюжеты, работал в жанре портрета, его колористическое дарование исключительно, композиционная изобретательность неисчерпаема, а его счастливое долголетие позволило ему оставить после себя богатейшее творческое наследие, оказавшее огромное влияние на потомков. Чувственная радость у Джорджоне всегда опоэтизирована, одухотворена. Уже в первом известном произведении «Мадонна Кастельфранко» (около 1505) Джорджоне предстает вполне сложившимся художником образ мадонны полон поэтичности, задумчивой мечтательности, пронизан тем настроением печали, которое свойственно всем женским образам Джорджоне.
Как Пушкин, он есть сам своя норма» (П. Прозрачные лессировки не скрывают подмалевка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. Необычна его композиция «Введение во храм» (1555), являющаяся нарушением всех принятых классических норм построения. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Род Меризи был довольно многочисленным.
Что-то пробурчав, понтифик поспешил встать и удалиться. Обратный путь в Милан и родные места был отрезан. Во время очередного приезда Дюрер написал большую алтарную работу «Праздник четок» (Прага, Национальная галерея).
Эта несовместимость Возрождения и Реформации была уже очевидна и ярко выразилась в знаменитом диспуте (1524—1525) между крупнейшим гуманистом XVI в. Эразмом Роттердамским и первым реформатором Мартином Лютером. Надев царскую багряницу, они сплели из колючего кустарника (терна) венок и положили его на голову Иисуса, в руки же дали трость.
Тогда-то и появляются его варианты «Данаи» (ранний вариант—1545 г. все остальные —около 1554 г. ), в которых он, строго следуя фабуле мифа изображает царевну, в томлении ожидающую прихода Зевса и служанку, алчно ловящую золотой дождь. Себастьян», «Оплакивание»), Меняется и техника письма: золотистый светлый колорит и легкие лессировки уступают место живописи мощной, бурной, пастозной. За последние пять лет своей жизни (Джорджоне умер от чумы, бывшей особенно частой гостьей в Венеции) художник создал свои лучшие произведения исполненные в масляной технике, основной в венецианской школе в тот период, когда мозаика отошла в прошлое вместе со всей средневековой художественной системой, а фреска оказалась нестойкой во влажном венецианском климате. Укажем на ещё одно загадочное совпадение. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело.
Неёловы, Ч. Камерон и более всего —Дж. Тициан Вечеллио (1477. И хотя сама техника Тициана, его импровизационная манера письма подразумевает многослойность (он писал «сырым по сырому», сразу внося изменения), в этой картине слоев почти нет.
Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Непонятно только, в каком объеме. Радоваться пришлось недолго.
«Се человек» писался в смешанной манере с темперной подмалёвкой – для произведения исполненного в такой технике, лежание в ржавом бидоне было губительным. Художник ничего не стал «исправлять» на огромном полотне размером 5, 5x12, 8 метра, дав ему лишь новое название «Пир в доме Левия», которое всех устроило, а дотошный дознаватель вскоре был отозван в Рим, где его ждали новые дела и назначения. В МУР пришёл гражданин Италии Феликс Лопайне, находившийся в Москве в командировке. А в 1931 году в зарытом в землю отсыревшем железном баке обнаружились свернутые в трубку холсты Рембрандта и Тициана. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Но не забудем, что Реформация была реакцией и на Возрождение, с его представлением о человеке как наиценнейшей из истин («выше всех истин сам человек»).
Это несомненно отразилось на характере культуры Северной Европы в период Возрождения. Петерцано ценил смышлёного ученика и постоянно брал его в поездки по провинциальным городам Ломбардии, где его ждали новые заказы. Безмерная глубина скорби и величественная красота человеческого существа переданы в последнем произведении Тициана «Оплакивание», законченном уже после смерти художника его учеником. Ее тело написано легко, свободно изящно, недаром исследователи говорят о «музыкальности» ритмов Джорджоне оно не лишено и чувственной прелести.