1909в начале июля Анри Матисс перебирается из центра Парижа, где писалась первая версия «Танца», в пригород Исси-ле-Мулино, Именно там будут написаны по заказу С. И. Щукина панно «Танец» и «Музыка». Осенний Салон, проходивший с 1 октября по 8 ноября 1910 года, на котором Матисс выставил «Танец» и «Музыку», стал местом колоссальных испытаний для Щукина. Картина Анри Матисса «Танец» из Эрмитажа огромна. В особенности мне понравилась фарандола Вернувшись к себе, я сочинил мой танец четырехметровой длины, напевая тот же мотив», – рассказывал Матисс.
«танец» — созданная в 1910 году картина французского художника Анри Матисса. В конце апреля Матисс закончил свой «Танец». В 1930 году Матиссу американским коллекционером Альбертом Барнсом было заказано масштабное панно «Танец» (1932), ныне называемое «Парижский танец» (Музей современного искусства, Париж), в котором данная тема находит дальнейшее продолжение.
1948картина Анри Матисса «Танец» в результате закрытия ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа. Вособенности мне понравилась фарандола Вернувшись ксебе, ясочинил мой танец четырехметровой длины, напевая тотже мотив», — рассказывал Матисс. От плана выставить «Танец» в Париже перед отправкой в Штаты Матисс отказался. «танец» (фр. La Danse)— созданная в 1910 году картина французского художника Анри Матисса.
Видеосюжет посвящен созданию двух шедевров эрмитажной коллекции -- декоративных панно Танец и Музыка Анри Матисса. В 1930 году Матиссу американским коллекционером Альбертом Барнсом было заказано масштабное панно «Танец» (1932), ныне называемое «Парижский танец» (Музей современного искусства, Париж), в котором данная тема находит дальнейшее продолжение1. «танец» – уже зрелая работа Матисса.
«танец» (фр. La Danse) — созданная в 1910 году картина французского художника Анри Матисса. Матисс усвоил правила игры, но его «Танец» можно принять за карикатуру на соответствующие изображения рубежа веков – настолько враждебен он своим вихревым динамизмом хрупкому изяществу танцев Мориса Дени и подобных ему живописцев. Матисс действительно считал танец ярким и привлекательным занятием, но эту картину писал на заказ.
1910с 1 октября по 8 ноября 1910 года Анри Матисс экспонирует в Осеннем салоне в Париже свои парные панно «Танец» и «Музыка» ( 536, 537) исполненные по заказу С. И. Щукина. 191020 декабря 1910 года картины Анри Матисса «Танец» и «Музыка» прибыли в Москву и были повешены на лестнице дома С. И. Щукина.
Панно должно было экспонироваться летом 1937 года на «Выставке независимого искусства 1895-1937» в Пти-Пале. Тем самым тональность щукинских панно отвечала емкому символическому содержанию. Осоздании «Танца» художник рассказывал следующее— когда Щукин заказал ему панно, Матисс отправился наодно изтанцевальных представлений. Одна и та же цветовая гамма в ансамбле «Танца» и «Музыки» (см.
Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице.
Работа над декоративным панно для Барнса приближалась к завершению и вскоре «Танец» был представлен публике в Париже в галерее Жоржа Пти. «Танец» появился на стене дворца Токио только в 1977 году. Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого.
«Он больной, – написал Матисс дочери. Для людей искусства это было тяжелое время. Впоследствии оно было также приобретено Музеем современного искусства города Парижа и сейчас известно как «Незавершенный» «Танец».
Визит Матисса был недолгим – всего две недели. Первый — это набросок Танца". Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Я был очень рад Вашему ответу: примите окончательный заказ на панно Танец" за 15000 фр.
Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Гневная телеграмма Барнса «Вы допустили грандиозную ошибку» лишь подтвердила опасения, что он ошибся в размерах почти на целый метр и двенадцать месяцев проработал зря.
Композиционно картина восходит к Радости жизни" (1905-1906, Фонд Барнса, Мерион, где на дальнем плане кружится хоровод. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. Матисс мечтал сделать максимально доступным для зрителя именно «Парижский» «Танец».
И хотя эта работа прекрасна, Матисс ею недоволен и не думает ее отдавать». Именно эта картина когда-то вдохновила Сергея Щукина, заказавшего в 1909 году Матиссу первый «Танец». По возвращении из Америки Матисс принялся доделывать первый вариант «Танца».
В начале 1909, когда Матисс работал над первой версией Танца" (Музей современного искусства, Нью-Йорк), Сергей Щукин, несомненно, видевший его, заказал для лестницы своего особняка в Москве другое панно такого же размера, в сравнении с прежним ставшее зна-чительноболеединамичным. fauves). К концу 1933 года художник полностью завершил панно, выведя на первый план контурную выразительность плоскостной композиции и, по выражению самого Матисса, ее «воинственный» характер. Матисс объяснял, что таким образом он хотел «обратиться к новой публике в Америке».
«Мною владел ритм танца, который вел меня», – признавался он позже. «Я был готов исполнить столько декоративных росписей, сколько бы мне заказали», – смиренно говорил он позже. Другие же, как говорит куратор выставки Анн Балдассари, «приходили посмеяться над Щукиным». В середине ноября, закончив «забракованный» «Танец», Матисс привез его в свою мастерскую и повесил на стену «словно театральный занавес»).
Наиболее полное собрание картин великого художника Анри Матисса, находится в Эрмитаже. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Русский прямо обезумел от вашей картины.
В зале установили специальное освещение и продлили вход на выставку до полуночи, чтобы все желающие могли посмотреть «Танец», прежде чем панно отравится в Штаты. У Матисса они уже готовы. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали.
Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях. Картина «Танец II» была написана Матиссом по заказу Щукина. Такой коллекции могут позавидовать любые музеи мира. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. Картина была заказана в 1909 за 15000 франков.
Анри Матисс не был исключением. Впрочем, мало объясняла в «Танце» и попытка отнести героев Матисса не к реальному, хронологически обозначаемому, а символическому ряду. Матисс говорил: «Я очень люблю танец.
До конца его жизни (и жизни Матисса) фонд в Мерионе было позволено посещать только по личному разрешению владельца, который из принципа отказывал в этой возможности не только журналистам, но и коллекционерам, кураторам и просто любителям живописи. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. Творческие находки Анри Матисса, сделанные во время работы над «Танцем», получили развитие в позднем творчестве самого мастера и его младших современников. Однако Щукину подобный сюжет не подходил.
Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». Первая была проекцией искусства старых мастеров (Тициан, Кранах и др. ).
Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. В субботу 13 мая первое из трех панно было установлено. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Панно Музыка" должно указывать в какой-то мере на характер дома. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Больше Матисс никогда не видел свой «Танец».
Я очень Вам благодарен и надеюсь вскоре получить эскиз второго панно. В моем доме много музицируют., . В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех».
Барнс заказал Матиссу настенные панно, втрое превышавшие по размерам щукинские «Танец» и «Музыку» вместе взятые. На их исполнение у художника должно было уйти по меньшей мере двенадцать месяцев, однако Матиссзапросил за панно всего тридцать тысяч долларов (небольшой холст Матисса обошелся Барнсу в том же году в половину этой суммы). Бумажные подготовительные элементы композиции «Танца», перестав быть техническим приемом, обрели самостоятельную художественную ценность: рассыпавшись, они воплотились в многочисленных сериях графических листов и книжных иллюстрациях. Он потерял основных коллекционеров – Сара и Майкл Стайны лишились своей уникальной коллекции в годы войны и вернулись в США, коллекция Ивана Щукина после Октябрьской революции была национализирована и передана в музей нового западного искусства в Москве, французские коллекционеры и музеи не сильно интересовались творчеством Матисса. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм».
В 1989 году «Танец» был полностью отреставрирован и занял свое постоянное место в экспозиции Музея современного искусства города Парижа. Матисс говорил, что для него это был новый старт, так же как в эпоху фовизма, когда необходимо было уйти от сложности и утонченности к элементарным принципам – чистому цвету, форме и движению, к «материалам, возбуждающим чувства». Художник рассказывал: «Когда я должен был исполнить версию «Танца» для Щукина, я просто пошел в воскресный полдень в Мулен де Лашале и несколько часов кряду наблюдал за танцовщиками.
Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. Сам Щукин оказался не вполне доволен результатом и попросил художника скрыть половые органы персонажей картин, поскольку в его доме жили две женщины. Картина очень понравилась заказчику— Щукин был буквально вполном восторге.
Разочаровывала художника и недоступность широкой публике американского варианта «Танца». Барнс был счастлив: «Теперь это помещение вполне можно назвать собором. Речь идет о русском коммерсанте Сергее Ивановиче Щукине. Ваша живопись лучится красками, словно витраж». У них танец-хоровод превратился в довольно избитую тему, пластические ресурсы которой импонировали влечениям так называемой Belle poque, Прекрасной эпохи, как окрестили конец уходящего века. Вернувшись в Ниццу, Матисс приколол репродукцию щукинского панно на стену в гараже и вчерне набросал серию «вариаций на тему» нового «Танца». «Никто не решал проблемы формы и цвета таким образом ни до, ни после него», – заявил сюрреалист Андре Массон, наблюдавший, как Матисс дирижирует своей указкой – словно настоящей волшебной палочкой» («Я должен был перестраивать свою работу как постановщик Она чем-то походила на бесконечную киносъемку, но здесь я зависел от архитектуры и она задавала тон.
Преподавание велось на некоммерческой основе. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка. Уже к ноябрю Матисс завершает «бумажный» вариант композиции, который тщательно переносит на новые, специально заказанные холсты. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи».
С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. Через шесть месяцев работы Матисс решил использовать для работы абсолютно новый метод. Удивительная вещь – танец: жизнь и ритм. Замысел Танца", как и тесно связанной с ним Музыки" (ГЭ), кристаллизовался в течение целого пятилетия. На Осеннем салоне того же года, где художники показали себя более широкой публике, зрители и критики пришли в полное негодование.
В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. Стоит отметить, что тема танца поднималась в искусстве не единожды. Символисты приучили зрителей к абсолютно другим иносказаниям. Первый раз он поместил хоровод в танцем в «радости жизни», которая теперь висела в Мерионе у Барнса. Закончив первые «неудавшиеся» панно с шестью скачущими фигурами, которые стали еще более возбужденными и агрессивными, он приступил к варианту номер два второй серии холстов.
Еще в 1980-е годы его коллекция оставалась по-прежнему труднодоступной для публики. Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию. «Мне стало неинтересно копировать предмет. Не даром, наверное, в Эрмитаже их повесили в одном зале и друг напротив друга. decouper — вырезать) стала одной из основных для художника. Матисс проявил настоящий героизм, представив картину «Радость жизни» в качестве своей единственной вещи на Салоне 1906 года, но и ее восприятие в то время требовало героических усилий. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж).
Вместо него он хотел панно, символизирующее власть музыки. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Матисс своим смелым решением отбросить лишнее принес своей картине небывалую славу. Конечно же, ритм управляет и кистью художника.
Композиция II" представляла изображение купающихся девушек. «В этой композиции, — продолжает Матисс, — первым и главным элементом был ритм, вторым — большое пространство интенсивного голубого цвета (как августовское небо над Средиземным морем), третьим — зелень холма (средиземноморская зелень на фоне голубого неба). Пушкина в Москве.
В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Зрителям предлагалось стать свидетелями гибели старой живописной традиции, с ее нимфами и пастухами и наслаждаться зрелищем какого-то необычного и лишенного ясных очертаний «сборища теней, словно насмехающихся над всей пасторальной традицией». Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета.
В своем собрании Щукин видел и просветительскую роль. Кульминацией этого направления стал щукинский «Танец». Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Особенно сильное впечатление нахудожника произвела фарандола. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера.
Выбор стиля и сюжета панно Барнс полностью предоставил Матиссу, который сразу решил, что будет писать «Танец». Поняв, что скачущие матиссовские танцоры проиграют мощной «Гернике», кураторы выставки решили заменить «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Ярко-красные фигуры, написанные в примитивном стиле (фовизм) выражают собой нечто чистое изначальное, без примесей лишних деталей и отвлекающих моментов.
Новый, более свободный и более лиричный «Танец» Матисс набросал в начале июля с поразительной скоростью. Сергею Щукину понадобилось много смелости, чтобы привезти и повесить в своем доме «каннибалистические» ню. В Ниццу он вернулся подавленным, с трудом понимая, что же на самом деле произошло. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. Матисс и Пикассо должны были занять в экспозиции достойное место. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Вернувшись домой, оннапевал себе под нос услышанную мелодию иписал «Танец».
Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Матисс получил от него крупные заказы. Летом 1936 года первая версия мерионского «Танца» была куплена Музеем современного искусства города Парижа. Однако лишь в 1977 году полотна были представлены публике. Однако Матисс решил реализовать и свой первоначальный замысел. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин.
Вначале тридцатых годов прошлого века оннаписал «Парижский танец». Живопись в буквальном смысле слова звучит. Ритм больших плоскостей локального цвета оживляет композицию. Первоначально предполагалось, что «Танец» займет почетное место в павильоне Франции, однако первенство здесь осталось за Раулем Дюфи с его «Феей электричества», а матиссовские панно остались в запасниках до конца 1970-х годов, когда они впервые были выставлены на всеобщее обозрение.
Всере-дине марта он написал Матиссу о получении его писем с эскизами больших картин". Речьидетодвухак-варельных эскизах Композиция I" и Композиция II" (ГМИИ). Помимо него имеется еще два рисунка этой композиции — карандашный (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и углем (Музей Гренобля). Мне легко жить с танцем. В особенности смотрел на фарандолу.
Барнс, как показало время, оказался верен своему слову. 4 мая Матисс отплыл в Нью-Йорк вместе с аккуратно уложенными в трюме панно. На первом эскизе он изобразил огромные фигуры, поглощенные танцем, «выходившим» за границы трех огромных арок, составлявших это декоративное панно. Так и получилось, что вся композиция словно подчинена единому ритму танца». У создания картины «Танец» своя необычная история. Уникальная возможность увидеть панно в России представилась по причине ремонта, проходящего сейчас в залах Музея современного искусства города Парижа.
Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». Вторая раскручивалась имманентно от изображений танцующих нимф в деревянном рельефе или росписи на вазе (1907), а также в мотиве хоровода в картине «Радость жизни» (1906, Фонд Барнса, Филадельфия).
Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Русский уже сейчас заплатил за картину «Игра в шары». Особенно вдохновила меня задорная фарандола (старинный провансальский танец).
И здесь и там действие совершается на холме. Даже цветные репродукции «Танца» (равно как и «Радости жизни» и других картин) были запрещены. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Благодаря искусству (танца ли, музыки ли) человек делался сопричастным этому союзу.
Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. Отныне техника декупажа (от франц. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. Я полностью Вам доверяю и уверен, что Музыка" будет столь же успешна, как и Танец"». «Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина.
Я смотрел, как танцуют. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Позже Матисс еще нераз возвращался ктанцу. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере.