1948картина Анри Матисса «Танец» в результате закрытия ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа. От плана выставить «Танец» в Париже перед отправкой в Штаты Матисс отказался. В особенности мне понравилась фарандола Вернувшись к себе, я сочинил мой танец четырехметровой длины, напевая тот же мотив», – рассказывал Матисс. 1910с 1 октября по 8 ноября 1910 года Анри Матисс экспонирует в Осеннем салоне в Париже свои парные панно «Танец» и «Музыка» ( 536, 537) исполненные по заказу С. И. Щукина. Осенний Салон, проходивший с 1 октября по 8 ноября 1910 года, на котором Матисс выставил «Танец» и «Музыку», стал местом колоссальных испытаний для Щукина.
«танец» – уже зрелая работа Матисса. Матисс действительно считал танец ярким и привлекательным занятием, но эту картину писал на заказ. В 1930 году Матиссу американским коллекционером Альбертом Барнсом было заказано масштабное панно «Танец» (1932), ныне называемое «Парижский танец» (Музей современного искусства, Париж), в котором данная тема находит дальнейшее продолжение. «танец» (фр. La Danse) — созданная в 1910 году картина французского художника Анри Матисса.
1909в начале июля Анри Матисс перебирается из центра Парижа, где писалась первая версия «Танца», в пригород Исси-ле-Мулино, Именно там будут написаны по заказу С. И. Щукина панно «Танец» и «Музыка». Картина Анри Матисса «Танец» из Эрмитажа огромна. «танец» (фр. La Danse)— созданная в 1910 году картина французского художника Анри Матисса. В конце апреля Матисс закончил свой «Танец». Матисс усвоил правила игры, но его «Танец» можно принять за карикатуру на соответствующие изображения рубежа веков – настолько враждебен он своим вихревым динамизмом хрупкому изяществу танцев Мориса Дени и подобных ему живописцев.
Видеосюжет посвящен созданию двух шедевров эрмитажной коллекции -- декоративных панно Танец и Музыка Анри Матисса. 191020 декабря 1910 года картины Анри Матисса «Танец» и «Музыка» прибыли в Москву и были повешены на лестнице дома С. И. Щукина. В 1930 году Матиссу американским коллекционером Альбертом Барнсом было заказано масштабное панно «Танец» (1932), ныне называемое «Парижский танец» (Музей современного искусства, Париж), в котором данная тема находит дальнейшее продолжение1.
Для людей искусства это было тяжелое время. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин.
В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях. Замысел Танца", как и тесно связанной с ним Музыки" (ГЭ), кристаллизовался в течение целого пятилетия.
Именно эта картина когда-то вдохновила Сергея Щукина, заказавшего в 1909 году Матиссу первый «Танец». В особенности смотрел на фарандолу. Пушкина в Москве. decouper — вырезать) стала одной из основных для художника. Отныне техника декупажа (от франц. Осоздании «Танца» художник рассказывал следующее— когда Щукин заказал ему панно, Матисс отправился наодно изтанцевальных представлений.
Работа над декоративным панно для Барнса приближалась к завершению и вскоре «Танец» был представлен публике в Париже в галерее Жоржа Пти. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Стоит отметить, что тема танца поднималась в искусстве не единожды. Вернувшись домой, оннапевал себе под нос услышанную мелодию иписал «Танец». У Матисса они уже готовы. Барнс, как показало время, оказался верен своему слову. Такой коллекции могут позавидовать любые музеи мира.
Речь идет о русском коммерсанте Сергее Ивановиче Щукине. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. Художник рассказывал: «Когда я должен был исполнить версию «Танца» для Щукина, я просто пошел в воскресный полдень в Мулен де Лашале и несколько часов кряду наблюдал за танцовщиками. Позже Матисс еще нераз возвращался ктанцу. Композиция II" представляла изображение купающихся девушек.
Матисс проявил настоящий героизм, представив картину «Радость жизни» в качестве своей единственной вещи на Салоне 1906 года, но и ее восприятие в то время требовало героических усилий. Не даром, наверное, в Эрмитаже их повесили в одном зале и друг напротив друга. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Первый раз он поместил хоровод в танцем в «радости жизни», которая теперь висела в Мерионе у Барнса.
В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. У создания картины «Танец» своя необычная история. Однако лишь в 1977 году полотна были представлены публике.
Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Тем самым тональность щукинских панно отвечала емкому символическому содержанию. Выбор стиля и сюжета панно Барнс полностью предоставил Матиссу, который сразу решил, что будет писать «Танец». Конечно же, ритм управляет и кистью художника. Анри Матисс не был исключением.
Следующим летом он отправился отдыхать в рыбацкую деревню Коллиур вместе с Андре Дереном и Морисом де Вламинком. «В этой композиции, — продолжает Матисс, — первым и главным элементом был ритм, вторым — большое пространство интенсивного голубого цвета (как августовское небо над Средиземным морем), третьим — зелень холма (средиземноморская зелень на фоне голубого неба). Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства.
На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Матисс объяснял, что таким образом он хотел «обратиться к новой публике в Америке». Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого. Даже цветные репродукции «Танца» (равно как и «Радости жизни» и других картин) были запрещены.
Так и получилось, что вся композиция словно подчинена единому ритму танца». Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм».
Матисс получил от него крупные заказы. Кульминацией этого направления стал щукинский «Танец». С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. «Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина.
Визит Матисса был недолгим – всего две недели. Картина очень понравилась заказчику— Щукин был буквально вполном восторге. Еще в 1980-е годы его коллекция оставалась по-прежнему труднодоступной для публики.
Однако Матисс решил реализовать и свой первоначальный замысел. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. «Я был готов исполнить столько декоративных росписей, сколько бы мне заказали», – смиренно говорил он позже. Панно Музыка" должно указывать в какой-то мере на характер дома.
Русский уже сейчас заплатил за картину «Игра в шары». Летом 1936 года первая версия мерионского «Танца» была куплена Музеем современного искусства города Парижа. Благодаря искусству (танца ли, музыки ли) человек делался сопричастным этому союзу. Творческие находки Анри Матисса, сделанные во время работы над «Танцем», получили развитие в позднем творчестве самого мастера и его младших современников.
Я полностью Вам доверяю и уверен, что Музыка" будет столь же успешна, как и Танец"». Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию. Вначале тридцатых годов прошлого века оннаписал «Парижский танец». В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне.
Ваша живопись лучится красками, словно витраж». В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. По возвращении из Америки Матисс принялся доделывать первый вариант «Танца». Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. К концу 1933 года художник полностью завершил панно, выведя на первый план контурную выразительность плоскостной композиции и, по выражению самого Матисса, ее «воинственный» характер.
Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. Единственной публичной демонстрацией панно остались те десять дней, когда он показывал их близким друзьям в гараже в Ницце.
Я смотрел, как танцуют. На их исполнение у художника должно было уйти по меньшей мере двенадцать месяцев, однако Матиссзапросил за панно всего тридцать тысяч долларов (небольшой холст Матисса обошелся Барнсу в том же году в половину этой суммы). В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал.
Поняв, что скачущие матиссовские танцоры проиграют мощной «Гернике», кураторы выставки решили заменить «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи. Я очень Вам благодарен и надеюсь вскоре получить эскиз второго панно. Впрочем, мало объясняла в «Танце» и попытка отнести героев Матисса не к реальному, хронологически обозначаемому, а символическому ряду. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Первая была проекцией искусства старых мастеров (Тициан, Кранах и др. ). Новый, более свободный и более лиричный «Танец» Матисс набросал в начале июля с поразительной скоростью.
Особенно сильное впечатление нахудожника произвела фарандола. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. Матисс мечтал сделать максимально доступным для зрителя именно «Парижский» «Танец». Первый — это набросок Танца".
Первоначально предполагалось, что «Танец» займет почетное место в павильоне Франции, однако первенство здесь осталось за Раулем Дюфи с его «Феей электричества», а матиссовские панно остались в запасниках до конца 1970-х годов, когда они впервые были выставлены на всеобщее обозрение. Больше Матисс никогда не видел свой «Танец». Гневная телеграмма Барнса «Вы допустили грандиозную ошибку» лишь подтвердила опасения, что он ошибся в размерах почти на целый метр и двенадцать месяцев проработал зря.
Мне легко жить с танцем. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Вернувшись в Ниццу, Матисс приколол репродукцию щукинского панно на стену в гараже и вчерне набросал серию «вариаций на тему» нового «Танца». Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере».
Сергею Щукину понадобилось много смелости, чтобы привезти и повесить в своем доме «каннибалистические» ню. В субботу 13 мая первое из трех панно было установлено. Ритм больших плоскостей локального цвета оживляет композицию. «Никто не решал проблемы формы и цвета таким образом ни до, ни после него», – заявил сюрреалист Андре Массон, наблюдавший, как Матисс дирижирует своей указкой – словно настоящей волшебной палочкой» («Я должен был перестраивать свою работу как постановщик Она чем-то походила на бесконечную киносъемку, но здесь я зависел от архитектуры и она задавала тон.
Помимо него имеется еще два рисунка этой композиции — карандашный (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и углем (Музей Гренобля). В зале установили специальное освещение и продлили вход на выставку до полуночи, чтобы все желающие могли посмотреть «Танец», прежде чем панно отравится в Штаты. На первом эскизе он изобразил огромные фигуры, поглощенные танцем, «выходившим» за границы трех огромных арок, составлявших это декоративное панно.
Картина «Танец II» была написана Матиссом по заказу Щукина. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Матисс говорил: «Я очень люблю танец.
В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка. Одна и та же цветовая гамма в ансамбле «Танца» и «Музыки» (см. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Закончив первые «неудавшиеся» панно с шестью скачущими фигурами, которые стали еще более возбужденными и агрессивными, он приступил к варианту номер два второй серии холстов.
Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. Бумажные подготовительные элементы композиции «Танца», перестав быть техническим приемом, обрели самостоятельную художественную ценность: рассыпавшись, они воплотились в многочисленных сериях графических листов и книжных иллюстрациях. Вместо него он хотел панно, символизирующее власть музыки.
Панно должно было экспонироваться летом 1937 года на «Выставке независимого искусства 1895-1937» в Пти-Пале. Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. Я был очень рад Вашему ответу: примите окончательный заказ на панно Танец" за 15000 фр. Особенно вдохновила меня задорная фарандола (старинный провансальский танец).
Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Впоследствии оно было также приобретено Музеем современного искусства города Парижа и сейчас известно как «Незавершенный» «Танец». В Ниццу он вернулся подавленным, с трудом понимая, что же на самом деле произошло.
Другие же, как говорит куратор выставки Анн Балдассари, «приходили посмеяться над Щукиным». Через шесть месяцев работы Матисс решил использовать для работы абсолютно новый метод. Уже к ноябрю Матисс завершает «бумажный» вариант композиции, который тщательно переносит на новые, специально заказанные холсты.
Однако Щукину подобный сюжет не подходил. В начале 1909, когда Матисс работал над первой версией Танца" (Музей современного искусства, Нью-Йорк), Сергей Щукин, несомненно, видевший его, заказал для лестницы своего особняка в Москве другое панно такого же размера, в сравнении с прежним ставшее зна-чительноболеединамичным. В 1989 году «Танец» был полностью отреставрирован и занял свое постоянное место в экспозиции Музея современного искусства города Парижа. Наиболее полное собрание картин великого художника Анри Матисса, находится в Эрмитаже.
В своем собрании Щукин видел и просветительскую роль. «Он больной, – написал Матисс дочери. Разочаровывала художника и недоступность широкой публике американского варианта «Танца». Зрителям предлагалось стать свидетелями гибели старой живописной традиции, с ее нимфами и пастухами и наслаждаться зрелищем какого-то необычного и лишенного ясных очертаний «сборища теней, словно насмехающихся над всей пасторальной традицией».
fauves). До конца его жизни (и жизни Матисса) фонд в Мерионе было позволено посещать только по личному разрешению владельца, который из принципа отказывал в этой возможности не только журналистам, но и коллекционерам, кураторам и просто любителям живописи. Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне».
И здесь и там действие совершается на холме. «Мною владел ритм танца, который вел меня», – признавался он позже. Матисс говорил, что для него это был новый старт, так же как в эпоху фовизма, когда необходимо было уйти от сложности и утонченности к элементарным принципам – чистому цвету, форме и движению, к «материалам, возбуждающим чувства».
Матисс своим смелым решением отбросить лишнее принес своей картине небывалую славу. Земля и небо у Матисса не просто фон, а скорее протагонисты действия – вот почему и понадобилось сгустить и упростить их окраску. Русский прямо обезумел от вашей картины. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными.
На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Барнс заказал Матиссу настенные панно, втрое превышавшие по размерам щукинские «Танец» и «Музыку» вместе взятые. Картина была заказана в 1909 за 15000 франков. В середине ноября, закончив «забракованный» «Танец», Матисс привез его в свою мастерскую и повесил на стену «словно театральный занавес»).
Символисты приучили зрителей к абсолютно другим иносказаниям. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу.
Барнс был счастлив: «Теперь это помещение вполне можно назвать собором. Ярко-красные фигуры, написанные в примитивном стиле (фовизм) выражают собой нечто чистое изначальное, без примесей лишних деталей и отвлекающих моментов. Вторая раскручивалась имманентно от изображений танцующих нимф в деревянном рельефе или росписи на вазе (1907), а также в мотиве хоровода в картине «Радость жизни» (1906, Фонд Барнса, Филадельфия). Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета.
В моем доме много музицируют., . Преподавание велось на некоммерческой основе. И хотя эта работа прекрасна, Матисс ею недоволен и не думает ее отдавать».
Удивительная вещь – танец: жизнь и ритм. Живопись в буквальном смысле слова звучит. 4 мая Матисс отплыл в Нью-Йорк вместе с аккуратно уложенными в трюме панно.
У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Матисс и Пикассо должны были занять в экспозиции достойное место. «Мне стало неинтересно копировать предмет. Всере-дине марта он написал Матиссу о получении его писем с эскизами больших картин". Речьидетодвухак-варельных эскизах Композиция I" и Композиция II" (ГМИИ). Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше.
«Танец» появился на стене дворца Токио только в 1977 году.