1948картина Анри Матисса «Танец» в результате закрытия ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа. «танец» (фр. La Danse)— созданная в 1910 году картина французского художника Анри Матисса. И сегодня мы расскажем о картине «Танец» французского художника-фовиста Анри Матисса.
1909в начале июля Анри Матисс перебирается из центра Парижа, где писалась первая версия «Танца», в пригород Исси-ле-Мулино, Именно там будут написаны по заказу С. И. Щукина панно «Танец» и «Музыка». 1910с 1 октября по 8 ноября 1910 года Анри Матисс экспонирует в Осеннем салоне в Париже свои парные панно «Танец» и «Музыка» ( 536, 537) исполненные по заказу С. И. Щукина. «танец» (фр. La Danse) — созданная в 1910 году картина французского художника Анри Матисса.
Одна из них – Танец Анри Матисса. Картина Анри Матисса «Танец» из Эрмитажа огромна. 191020 декабря 1910 года картины Анри Матисса «Танец» и «Музыка» прибыли в Москву и были повешены на лестнице дома С. И. Щукина. Лекция хранителя коллекции французской живописи XIX–XX веков Альберта Григорьевича Костеневича посвящена истории создания картин «Танец» и «Музыка», заказанных Анри Матиссу русским коллекционером Сергеем Ивановичем Щукиным.
В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Я работаю с этими девушками иногда по многу лет, пока не иссякнет интерес. Все это между нами – главное то, что он дал мне возможность выразить себя в огромном масштабе и признал, насколько был на это способен, блестящий результат моей работы. Особенно сильное впечатление нахудожника произвела фарандола. Даже цветные репродукции «Танца» (равно как и «Радости жизни» и других картин) были запрещены. Живопись в буквальном смысле слова звучит.
Матисс пытается подвести итогсвоим открытиям, сочетая декоративность, красочность с точным рисунком (панноТанец, 1932). Калитина. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Первый — это набросок Танца". В середине ноября, закончив «забракованный» «Танец», Матисс привез его в свою мастерскую и повесил на стену «словно театральный занавес»).
Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. На их исполнение у художника должно было уйти по меньшей мере двенадцать месяцев, однако Матиссзапросил за панно всего тридцать тысяч долларов (небольшой холст Матисса обошелся Барнсу в том же году в половину этой суммы). В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Вернувшись в Ниццу, Матисс приколол репродукцию щукинского панно на стену в гараже и вчерне набросал серию «вариаций на тему» нового «Танца». Первоначально предполагалось, что «Танец» займет почетное место в павильоне Франции, однако первенство здесь осталось за Раулем Дюфи с его «Феей электричества», а матиссовские панно остались в запасниках до конца 1970-х годов, когда они впервые были выставлены на всеобщее обозрение.
Матисс говорил, что для него это был новый старт, так же как в эпоху фовизма, когда необходимо было уйти от сложности и утонченности к элементарным принципам – чистому цвету, форме и движению, к «материалам, возбуждающим чувства». Предыдущий (второй) вариант был дописан и в 1936 году был куплен Музеем современного искусства Парижа. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. Впрочем, мало объясняла в «Танце» и попытка отнести героев Матисса не к реальному, хронологически обозначаемому, а символическому ряду.
Особенно вдохновила меня задорная фарандола (старинный провансальский танец). Я смотрел, как танцуют. А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы. На деньги, заработанные от продажисвоих полотен русским коллекционерам– Щукину и И. А. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов (см. Речь идет о русском коммерсанте Сергее Ивановиче Щукине.
Какговорил Мондриан: «Новое творчествоосваивает и раскрывает истины, обнаруженныенаукой, а именно понимание того, чтовремя и субъективное восприятие прячутнастоящую реальность» «1) Средством пластическоговыражения должна быть плоскость илипрямоугольная призма основных цветов (красного, синего и желтого) и нецветов (белого, черного и серого). Эмоциональное воздействие его живописи достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, наконец, полной соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предмет порою превращается в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета (Красные рыбы, 1911 Натюрморт с раковиной, 1940 обе работы – в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). decouper — вырезать) стала одной из основных для художника. Анри Матисс не был исключением.
Однако лишь в 1977 году полотна были представлены публике. Мир Матисса 151 это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Осоздании «Танца» художник рассказывал следующее— когда Щукин заказал ему панно, Матисс отправился наодно изтанцевальных представлений. Сергею Щукину понадобилось много смелости, чтобы привезти и повесить в своем доме «каннибалистические» ню. Исследователями символики в древних культурах отмечено, что соединение рук в танцах означало союз земли и неба.
Его построение основано, скорее, на визуальном восприятии картин старых мастеров и используя этот опыт, он выстраивает свою композицию буквально «на глаз», почти интуитивно. Результатом двух путешествий в Марокко (19111511913) стало появление ярких излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют друг с другом (например, «Бербер», 1913). Такой коллекции могут позавидовать любые музеи мира. fauves).
ldquoВход в Казбуrdquo 151 малиновый, голубой, зеленый, бледно-розовый. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. Больше Матисс никогда не видел свой «Танец». Простые небрежные линии, всего лишь три доминирующих цвета и (верх неприличия. ) неприкрытые гениталии. Я был очень рад Вашему ответу: примите окончательный заказ на панно Танец" за 15000 фр.
Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Разочаровывала художника и недоступность широкой публике американского варианта «Танца». Масляные краскинанесены тонкими прозрачными слоями, сквозь которые просвечивает белизнахолста, что в целом создает ощущениеживого присутствия голубизны неба, синевы моря, свежести зелени и букетовфиолетовых и красных цветов, стоящихна подоконнике Как указывает «Историяискусств»: «В 30–40 годы происходит новыйподъем, возвращение к фовистам и ихпоискам.
В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. И хотя эта работа прекрасна, Матисс ею недоволен и не думает ее отдавать». «Мне стало неинтересно копировать предмет. Кульминацией этого направления стал щукинский «Танец».
Матисс получил от него крупные заказы. Вкартинах все больше появляется асимметрии. Он прибегает к приему, Избегая смешения красок, прокладке на темной краске более аналогичному светлой, лессировкам старых мастеров, например на розовой 151 белой, на синей 151 лиловой и т. д. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. В начале 1909, когда Матисс работал над первой версией Танца" (Музей современного искусства, Нью-Йорк), Сергей Щукин, несомненно, видевший его, заказал для лестницы своего особняка в Москве другое панно такого же размера, в сравнении с прежним ставшее зна-чительноболеединамичным. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту.
Первая была проекцией искусства старых мастеров (Тициан, Кранах и др. ). Именно эта картина когда-то вдохновила Сергея Щукина, заказавшего в 1909 году Матиссу первый «Танец». Вместо него он хотел панно, символизирующее власть музыки. Самым серьезным американским коллекционером его живописи был скандально известный Альберт Барнс, который, пользуясь бедственным положением художников, скупал картины в огромных количествах. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка.
Так и получилось, что вся композиция словно подчинена единому ритму танца». К. Малевич в определенный период своего творчества работал в духе кубофутуризма. Новый, более свободный и более лиричный «Танец» Матисс набросал в начале июля с поразительной скоростью. Человек в этой красочной реальности не венец природы, а часть всеобщей живописности. Наиболее полное собрание картин великого художника Анри Матисса, находится в Эрмитаже.
Анри Матисса называли «диким» художником, упростившим законы живописи донельзя. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. Обнажённые тела, «примитивное» изображение, широкие мазки – все это эпатировало и, в то же время, привлекало зрителей. Барнс заказал Матиссу настенные панно, втрое превышавшие по размерам щукинские «Танец» и «Музыку» вместе взятые.
В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир.
Щукину хотелось получить что-то эдакое на тему танца и музыки. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Художник рассказывал: «Когда я должен был исполнить версию «Танца» для Щукина, я просто пошел в воскресный полдень в Мулен де Лашале и несколько часов кряду наблюдал за танцовщиками. Матисс и Пикассо должны были занять в экспозиции достойное место.
Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. К концу 1933 года художник полностью завершил панно, выведя на первый план контурную выразительность плоскостной композиции и, по выражению самого Матисса, ее «воинственный» характер. Символисты приучили зрителей к абсолютно другим иносказаниям. Искусство XX века оказалось сильно идеологизированным (пожалуй, начало этой тенденции можно проследить уже в импрессионизме XIX века) и речь здесь идёт даже не о политических или социальных идеологиях, а о том, что каждый стиль или направление не довольствуются больше просто демонстрацией своего существования, но остро ощущают необходимость самоустановления, оправдания, теоретизации. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Выбор стиля и сюжета панно Барнс полностью предоставил Матиссу, который сразу решил, что будет писать «Танец».
Третье панно 151 «Купание или медитация» 151 осталось лишь в набросках. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Перед тем, как отправить два полотна в Москву их выставили на всеобщее обозрение в Осеннем салоне в Гранд-Пале. Матисс своим смелым решением отбросить лишнее принес своей картине небывалую славу. И здесь и там действие совершается на холме. Позже Матисс еще нераз возвращался ктанцу.
Уже к ноябрю Матисс завершает «бумажный» вариант композиции, который тщательно переносит на новые, специально заказанные холсты. Бумажные подготовительные элементы композиции «Танца», перестав быть техническим приемом, обрели самостоятельную художественную ценность: рассыпавшись, они воплотились в многочисленных сериях графических листов и книжных иллюстрациях. Картина «Танец II» была написана Матиссом по заказу Щукина. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу.
Онне успел еще растратить жара своейдуши». А все потому, что специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику декупажа (что в переводе с французского означает вырезать). На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны».
В 1989 году «Танец» был полностью отреставрирован и занял свое постоянное место в экспозиции Музея современного искусства города Парижа. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. Конечно же, ритм управляет и кистью художника. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. У создания картины «Танец» своя необычная история.
В период 19461511948 краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948), построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Визит Матисса был недолгим – всего две недели. Помимо него имеется еще два рисунка этой композиции — карандашный (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и углем (Музей Гренобля). Когда в 1905 он выставил свои работы в парижском «Осеннем салоне» вместе с другими художниками, среди которых были, в частности, Андре Дерен и Морис де Вламинк их резкие, энергичные краски буквально потрясли публику и один из критиков дал художникам ироничное прозвище «Fauves» («дикие»).
В принципе, воплощение мотива танца является у Матисса не просто очередным обращением к теме, постоянно повторяющейся в его творчестве, но выражением приобретенного опыта. «Не видя этого великолепия, представить его себе невозможно, – писал Матисс своему другу Бюсси. Работа над декоративным панно для Барнса приближалась к завершению и вскоре «Танец» был представлен публике в Париже в галерее Жоржа Пти. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса.
В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Благодаря искусству (танца ли, музыки ли) человек делался сопричастным этому союзу. Русский уже сейчас заплатил за картину «Игра в шары». Панно должно было экспонироваться летом 1937 года на «Выставке независимого искусства 1895-1937» в Пти-Пале. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Мотив находил естественное выражение в замкнутой форме, столь лелеемой приверженцами модерна: из нее легко было извлекать те гибкие, гнущиеся линии, без которых модерн немыслим.
Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. Ярко-красные фигуры, написанные в примитивном стиле (фовизм) выражают собой нечто чистое изначальное, без примесей лишних деталей и отвлекающих моментов. Матисс с радостью согласился, ведь в его голове уже довольно долгое время зрела идея некой аллегории на танцы. При написании картины художник вдохновлялся русскими сезонами популярного на тот момент Сергея Дягилева, раскрепощенными танцами Айседоры Дункан, греческой вазовой живописью. Прежде всего, крайне подчеркнутыми цветовыми контрастами. Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве.
Несмотря на то, что мастер упростил их изображение почти что до схематизации, все равно он смог передать экспрессию через цвета (хоть их было все три). полностью раскрывается синева, как идея совершенного синего. Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью.
Это были именно те полотна, которые хранятся в Музее современного искусства города Парижа, а сейчас выставлены в Москве. В настоящее время существует в двух версиях. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех».
Вначале тридцатых годов прошлого века оннаписал «Парижский танец». Матисс мечтал сделать максимально доступным для зрителя именно «Парижский» «Танец». Сам же хоровод олицетворяет экспрессию безумного XX века. Он отложил кисти и нанял профессионального маляра, чтобы тот, следуя его указаниям, закрасил огромные листы белой бумаги черной, серой, розовой и голубой краской. Впоследствии оно было также приобретено Музеем современного искусства города Парижа и сейчас известно как «Незавершенный» «Танец».
Первая была проекцией искусства старых мастеров (Тициан, Кранах и др. ). До конца его жизни (и жизни Матисса) фонд в Мерионе было позволено посещать только по личному разрешению владельца, который из принципа отказывал в этой возможности не только журналистам, но и коллекционерам, кураторам и просто любителям живописи. «В этой композиции, — продолжает Матисс, — первым и главным элементом был ритм, вторым — большое пространство интенсивного голубого цвета (как августовское небо над Средиземным морем), третьим — зелень холма (средиземноморская зелень на фоне голубого неба).
«Никто не решал проблемы формы и цвета таким образом ни до, ни после него», – заявил сюрреалист Андре Массон, наблюдавший, как Матисс дирижирует своей указкой – словно настоящей волшебной палочкой» («Я должен был перестраивать свою работу как постановщик Она чем-то походила на бесконечную киносъемку, но здесь я зависел от архитектуры и она задавала тон. В Ниццу он вернулся подавленным, с трудом понимая, что же на самом деле произошло.
На холсте (260 см х 391 см) изображены пять фигур, которые кружатся в танце и сплетены в хитрый орнамент силуэтов. Стоит отметить, что тема танца поднималась в искусстве не единожды.
«Танец» (1910 года) считается самой провокационной картиной художника. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Свет господствуетв замечательном холсте Открытоеокно с видом на бухту в Танжере. Картина очень понравилась заказчику— Щукин был буквально вполном восторге. Барнс был счастлив: «Теперь это помещение вполне можно назвать собором. За это время из заведения выпустилось около сотни французских и иностранных студентов среди них было небывало высокое для того времени количество женщин.
Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. 2 Довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма (техника, при которой изображение наносится небольшими точками из чистых несмешанных красок) в пользу широких, энергичных штрихов. Преобладают женские фигуры в праздничныхплатьях, которые позируют художнику вкреслах, на фоне ковров, рядом с цветамив вазах и пальмами (Желтое платье ишотландка, Королевский табак, Отдых танцовщицы)». И хотя во Франции художники и скульпторы в начале XX века вовсю экспериментировали в своем творчестве, картина Матисса все равно вызвала у публики бурю негодования: небрежные мазки, примитивные формы, всего лишь три главных цвета.
4 мая Матисс отплыл в Нью-Йорк вместе с аккуратно уложенными в трюме панно. Матисс дал новое видение мира.
Я полностью Вам доверяю и уверен, что Музыка" будет столь же успешна, как и Танец"». Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Удивительная вещь танец: жизнь и ритм. Я очень Вам благодарен и надеюсь вскоре получить эскиз второго панно.
Однако Щукину подобный сюжет не подходил. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. У Матисса они уже готовы.
Отправной точкой стал осенний салон 1905 года, поразивший публику непривычно яркими красками картин, за что выставлявшихся там молодых художников тут же окрестили «клеткой диких». Для людей искусства это было тяжелое время. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. Матисс говорил: «Я очень люблю танец. Матисс проявил настоящий героизм, представив картину «Радость жизни» в качестве своей единственной вещи на Салоне 1906 года, но и ее восприятие в то время требовало героических усилий. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи.
Ж. Помпиду, Париж). Матисс отправился наодно представлений изтанцевальных Осоздании «Танца» художник рассказывал следующее когда Щукин заказал ему панно. «Он больной, – написал Матисс дочери.
Матисс больше всего любил рисовать цветы, деревья и женщин. Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи».
Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Летом 1936 года первая версия мерионского «Танца» была куплена Музеем современного искусства города Парижа. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными.
Ваша живопись лучится красками, словно витраж». 1901-04 151 годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Вернувшись домой, оннапевал себе под нос услышанную мелодию иписал «Танец». Первый раз он поместил хоровод в танцем в «радости жизни», которая теперь висела в Мерионе у Барнса. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. Через шесть месяцев работы Матисс решил использовать для работы абсолютно новый метод. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования.
Пейзаж служили им не столько объектом изображения, Природа, напряженных цветовых сколько симфоний, поводом для создания экспрессивных, не порывающих, однако, связей с увиденной действительностью. В особенности смотрел на фарандолу. Барнс, как показало время, оказался верен своему слову. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Доминика и Девы Марии. Удивительная вещь – танец: жизнь и ритм. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж).
Матисс объяснял, что таким образом он хотел «обратиться к новой публике в Америке». В своем собрании Щукин видел и просветительскую роль. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Русский прямо обезумел от вашей картины. На первом эскизе он изобразил огромные фигуры, поглощенные танцем, «выходившим» за границы трех огромных арок, составлявших это декоративное панно.
Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В субботу 13 мая первое из трех панно было установлено.
«Мною владел ритм танца, который вел меня», – признавался он позже. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Третье панно «Купание или медитация» осталось лишь в набросках.
Зрителям предлагалось стать свидетелями гибели старой живописной традиции, с ее нимфами и пастухами и наслаждаться зрелищем какого-то необычного и лишенного ясных очертаний «сборища теней, словно насмехающихся над всей пасторальной традицией». В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Всере-дине марта он написал Матиссу о получении его писем с эскизами больших картин". Речьидетодвухак-варельных эскизах Композиция I" и Композиция II" (ГМИИ).
В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Закончив первые «неудавшиеся» панно с шестью скачущими фигурами, которые стали еще более возбужденными и агрессивными, он приступил к варианту номер два второй серии холстов. Тем самым тональность щукинских панно отвечала емкому символическому содержанию. Один из первыхкритиков творчества Мондриана заметил, что его пейзажи «переворачивают душу, трогают до самых ее глубинных уголков».
Картина была заказана в 1909 за 15000 франков. Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого. «Я был готов исполнить столько декоративных росписей, сколько бы мне заказали», – смиренно говорил он позже. В 19081511912 годах Матисс, пользуясь почти исключительно чистым цветом (в редких вещах он пользуется переходами, смешанными тонами), строит свои картины на трех основных тонах. Однако Матисс решил реализовать и свой первоначальный замысел. Мне легко жить с танцем.
Гневная телеграмма Барнса «Вы допустили грандиозную ошибку» лишь подтвердила опасения, что он ошибся в размерах почти на целый метр и двенадцать месяцев проработал зря. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм. Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Растерянность Матисса успокаивающе подействовала на Барнса и, вместо того, чтобы нападать на художника, он смягчился и сразу согласился, чтобы все было начато с чистого листа, тем более что платить за переделку не требовалось. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Композиция II" представляла изображение купающихся девушек. Отныне техника декупажа (от франц. Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию. По возвращении из Америки Матисс принялся доделывать первый вариант «Танца». В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка.
Впрочем, мало объясняла в «Танце» и попытка отнести героев Матисса не к реальному, хронологически обозначаемому, а символическому ряду. Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях. Он порывает с налетом светскости изнеженности, создавая монументальныеполотна: Розовая обнаженная женщина, Сон, Натюрморт с раковиной (1940), Натюрморт с устрицами – одноиз самых совершенных его созданий.
Они темне менее имеют ту же ценность, 2) Необходимаэквивалентность пластических средств. Новое мировосприятие закрепилось в названии фовизм. Какими средствами достигает Матисс столь сильного цветового воздействия. Под впечатлением от их произведений Кандинский начинает создавать свои «Композиции», заимствуя этот термин именно из музыки.
д. Особое значение имеет прием незаконченности деталей, особенно хорошо заметный в ldquoМарокканцеrdquo, ldquoИгре в мячrdquo и других вещах цвет в тех местах, которые художник хотел заглушить, не берется более тусклым, но оставляется чистый холст (что иногда делается для выявления света) или деталь остается недорисованной (по большей части руки, ноги и др. ). В моем доме много музицируют., . п. Но не академические опыты («Натюрморт с рыбой», 1893) принеслиизвестность молодому художнику, а такназываемые вечерние пейзажи. Вторая раскручивалась имманентно от изображений танцующих нимф в деревянном рельефе или росписи на вазе (1907), а также в мотиве хоровода в картине «Радость жизни» (1906, Фонд Барнса, Филадельфия). Еще в 1980-е годы его коллекция оставалась по-прежнему труднодоступной для публики.
Кроме «Танца», художник написал картину в том же стиле «Музыка». Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок (например, «Накрытый стол151 красная гармония», 1908). Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). Он сделал художнику заказ на несколько картин для украшения своего московского особняка. Творческие находки Анри Матисса, сделанные во время работы над «Танцем», получили развитие в позднем творчестве самого мастера и его младших современников.
Одна и та же цветовая гамма в ансамбле «Танца» и «Музыки» (см. Почти 4-метровое полотно изображало танцующих в хороводе девушек. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. «Некий господин из Москвы, у которого, говорят, большое собрание, скупил все, что только можно было из вещей Матисса в Париже. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Поняв, что скачущие матиссовские танцоры проиграют мощной «Гернике», кураторы выставки решили заменить «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. Ритм больших плоскостей локального цвета оживляет композицию. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
В зале установили специальное освещение и продлили вход на выставку до полуночи, чтобы все желающие могли посмотреть «Танец», прежде чем панно отравится в Штаты. Панно Музыка" должно указывать в какой-то мере на характер дома. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Другие же, как говорит куратор выставки Анн Балдассари, «приходили посмеяться над Щукиным».
Они поглощены эмоциональным экстазом и для них в этом мгновении – настоящая жизнь. Преподавание велось на некоммерческой основе. Замысел Танца", как и тесно связанной с ним Музыки" (ГЭ), кристаллизовался в течение целого пятилетия. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Его мастерство ясно проявляется в любом из его живых, порывистых набросков с натурщиц.
Пушкина в Москве. «Танец» появился на стене дворца Токио только в 1977 году. Не даром, наверное, в Эрмитаже их повесили в одном зале и друг напротив друга. Третье полотно под название «Купание или Медитация» осталось незаконченным.