«Некий господин из Москвы, у которого, говорят, большое собрание, скупил все, что только можно было из вещей Матисса в Париже. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Другие же, как говорит куратор выставки Анн Балдассари, «приходили посмеяться над Щукиным».
В моем доме много музицируют., . Художник рассказывал: «Когда я должен был исполнить версию «Танца» для Щукина, я просто пошел в воскресный полдень в Мулен де Лашале и несколько часов кряду наблюдал за танцовщиками. Помимо него имеется еще два рисунка этой композиции — карандашный (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и углем (Музей Гренобля).
Вернувшись в Ниццу, Матисс приколол репродукцию щукинского панно на стену в гараже и вчерне набросал серию «вариаций на тему» нового «Танца». Танцоры, держась за руки, пробегают через зал, как лентой обвивая немного ошеломленных людей. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Матисс проявил настоящий героизм, представив картину «Радость жизни» в качестве своей единственной вещи на Салоне 1906 года, но и ее восприятие в то время требовало героических усилий.
В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Русский прямо обезумел от вашей картины. В особенности смотрел на фарандолу. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне.
Барнс, как показало время, оказался верен своему слову. «Люди всегда интересуются, как мне приходят идеи и что я вообще изображаю. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство.
Живопись в буквальном смысле слова звучит. Осоздании «Танца» художник рассказывал следующее— когда Щукин заказал ему панно, Матисс отправился наодно изтанцевальных представлений.
В своем собрании Щукин видел и просветительскую роль. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». «Мною владел ритм танца, который вел меня», – признавался он позже. Так и получилось, что вся композиция словно подчинена единому ритму танца». Сам Дега говорил: «Меня называют живописцем танцовщиц.
Образы молодых танцоров – символ чистоты и красоты», – рассказывает художник. Матисс и Пикассо должны были занять в экспозиции достойное место. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д.
А вопрос, который меня волнует, – «Где найти время. », – рассказывает художник Брюс Холверда, автор серии сюрреалистичных работ с танцорами в главной роли. Панно Музыка" должно указывать в какой-то мере на характер дома. Анри Матисс не был исключением.
Символисты приучили зрителей к абсолютно другим иносказаниям. Однако Щукину подобный сюжет не подходил. «Мне стало неинтересно копировать предмет. Новый, более свободный и более лиричный «Танец» Матисс набросал в начале июля с поразительной скоростью.
Вначале тридцатых годов прошлого века оннаписал «Парижский танец». Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. Знаете, недостатка идей у меня не бывает. Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу.
По возвращении из Америки Матисс принялся доделывать первый вариант «Танца». Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. Удивительная вещь – танец: жизнь и ритм. Картина была заказана в 1909 за 15000 франков. Мне легко жить с танцем.
Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». Матисс объяснял, что таким образом он хотел «обратиться к новой публике в Америке». По одной из версий, в основе композиционного решения лежит древнегреческая вазопись, по другой – автора вдохновили «Русские сезоны» Дягилева. Лотрека привлекало сценическое действие и танец как таковой. Картина «Танец II» была написана Матиссом по заказу Щукина. «Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина.
Образ танцовщиц часто встречается в работах современных авторов. В зале установили специальное освещение и продлили вход на выставку до полуночи, чтобы все желающие могли посмотреть «Танец», прежде чем панно отравится в Штаты. Вместо него он хотел панно, символизирующее власть музыки. Так в его творчестве появляется и стремительно набирает обороты балетная тематика. Летом 1936 года первая версия мерионского «Танца» была куплена Музеем современного искусства города Парижа.
Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. Гневная телеграмма Барнса «Вы допустили грандиозную ошибку» лишь подтвердила опасения, что он ошибся в размерах почти на целый метр и двенадцать месяцев проработал зря.
Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. На их исполнение у художника должно было уйти по меньшей мере двенадцать месяцев, однако Матиссзапросил за панно всего тридцать тысяч долларов (небольшой холст Матисса обошелся Барнсу в том же году в половину этой суммы). В Ниццу он вернулся подавленным, с трудом понимая, что же на самом деле произошло. 1901 год можно назвать годом становления художника.
В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. На первом эскизе он изобразил огромные фигуры, поглощенные танцем, «выходившим» за границы трех огромных арок, составлявших это декоративное панно. Сергею Щукину понадобилось много смелости, чтобы привезти и повесить в своем доме «каннибалистические» ню. Вторая раскручивалась имманентно от изображений танцующих нимф в деревянном рельефе или росписи на вазе (1907), а также в мотиве хоровода в картине «Радость жизни» (1906, Фонд Барнса, Филадельфия).
Особенно вдохновила меня задорная фарандола (старинный провансальский танец). Благодаря искусству (танца ли, музыки ли) человек делался сопричастным этому союзу.
Ваша живопись лучится красками, словно витраж». Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. Закончив первые «неудавшиеся» панно с шестью скачущими фигурами, которые стали еще более возбужденными и агрессивными, он приступил к варианту номер два второй серии холстов. Еще в 1980-е годы его коллекция оставалась по-прежнему труднодоступной для публики.
Далее творческий путь мастера выводил его за пределы станковой живописи – к монументальным росписям для Фонда Барнса. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Его «Танец» существует в двух вариантах, один из которых находится в петербургском «Эрмитаже». «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Здесь, под палящим африканским солнцем, художник стремился зажечь собственные цвета, сделать так, чтобы его картины сами по себе излучали свет, пытаясь подобрать подходящие для этого цветовые сочетания.
– Как только я увидел панно на месте, я почувствовал, что оно отделилось от меня У меня в мастерской оно было просто живописным холстом, а в музее Барнса стало тяжелым, твердым как камень – казалось, что оно сделано одновременно со зданием». Больше Матисс никогда не видел свой «Танец». Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году.
Первый раз он поместил хоровод в танцем в «радости жизни», которая теперь висела в Мерионе у Барнса. Визит Матисса был недолгим – всего две недели. «Балет – это идеальное сочетание визуальной и исполнительной составляющих. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Первый — это набросок Танца".
«Он больной, – написал Матисс дочери. При этом для Дега самым главным становится движения и детали, на которые другие могут не обращать внимания. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка. Он демонстрирует красоту женского тела в классическом понимании эстетских стандартов. В начале 1909, когда Матисс работал над первой версией Танца" (Музей современного искусства, Нью-Йорк), Сергей Щукин, несомненно, видевший его, заказал для лестницы своего особняка в Москве другое панно такого же размера, в сравнении с прежним ставшее зна-чительноболеединамичным. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». В настоящее время существует в двух версиях. Его «натуралистическая кадриль» – это всегда яркая эмоция, накаленная динамика, разгул «животных страстей».
Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях. Одна и та же цветовая гамма в ансамбле «Танца» и «Музыки» (см. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. Художник беспристрастен и объективен. Тем самым тональность щукинских панно отвечала емкому символическому содержанию. Матисс своим смелым решением отбросить лишнее принес своей картине небывалую славу. Стоит отметить, что тема танца поднималась в искусстве не единожды.
Интересно, что одноимённый балет – Послеполуденный отдых фавна – был поставлен Дягилевским балетом лишь в 1912. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме.
Позже Матисс еще нераз возвращался ктанцу. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. Он также признается, что его художественный почерк формировался под влиянием русской реалистической живописи 19-го века. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. «Никто не решал проблемы формы и цвета таким образом ни до, ни после него», – заявил сюрреалист Андре Массон, наблюдавший, как Матисс дирижирует своей указкой – словно настоящей волшебной палочкой» («Я должен был перестраивать свою работу как постановщик Она чем-то походила на бесконечную киносъемку, но здесь я зависел от архитектуры и она задавала тон.
Всере-дине марта он написал Матиссу о получении его писем с эскизами больших картин". Речьидетодвухак-варельных эскизах Композиция I" и Композиция II" (ГМИИ). Кульминацией этого направления стал щукинский «Танец». Русский уже сейчас заплатил за картину «Игра в шары». Я был очень рад Вашему ответу: примите окончательный заказ на панно Танец" за 15000 фр. Панно должно было экспонироваться летом 1937 года на «Выставке независимого искусства 1895-1937» в Пти-Пале.
Именно эта картина когда-то вдохновила Сергея Щукина, заказавшего в 1909 году Матиссу первый «Танец». Конечно же, ритм управляет и кистью художника. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Замысел Танца", как и тесно связанной с ним Музыки" (ГЭ), кристаллизовался в течение целого пятилетия. Зрителям предлагалось стать свидетелями гибели старой живописной традиции, с ее нимфами и пастухами и наслаждаться зрелищем какого-то необычного и лишенного ясных очертаний «сборища теней, словно насмехающихся над всей пасторальной традицией». Не секрет, что известность автору принесла серия работ, посвященная ночной жизни Парижа.
У Матисса они уже готовы. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. fauves).
Матисс говорил, что для него это был новый старт, так же как в эпоху фовизма, когда необходимо было уйти от сложности и утонченности к элементарным принципам – чистому цвету, форме и движению, к «материалам, возбуждающим чувства». Матисс говорил: «Я очень люблю танец.
В середине ноября, закончив «забракованный» «Танец», Матисс привез его в свою мастерскую и повесил на стену «словно театральный занавес»). Он постепенно перестаёт копировать других художников и находит свое видение мира через картины. И здесь и там действие совершается на холме.
Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Первая была проекцией искусства старых мастеров (Тициан, Кранах и др. ).
«В этой композиции, — продолжает Матисс, — первым и главным элементом был ритм, вторым — большое пространство интенсивного голубого цвета (как августовское небо над Средиземным морем), третьим — зелень холма (средиземноморская зелень на фоне голубого неба). И хотя эта работа прекрасна, Матисс ею недоволен и не думает ее отдавать». В субботу 13 мая первое из трех панно было установлено. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Барнс был счастлив: «Теперь это помещение вполне можно назвать собором.
Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. 4 мая Матисс отплыл в Нью-Йорк вместе с аккуратно уложенными в трюме панно. Через шесть месяцев работы Матисс решил использовать для работы абсолютно новый метод.
Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Композиция II" представляла изображение купающихся девушек. Я очень Вам благодарен и надеюсь вскоре получить эскиз второго панно. Вдохновляли его не только сюжеты, увиденные в кабаре и салонах.
Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. «Я был готов исполнить столько декоративных росписей, сколько бы мне заказали», – смиренно говорил он позже. Речь идет о русском коммерсанте Сергее Ивановиче Щукине. Ритм больших плоскостей локального цвета оживляет композицию.
Я смотрел, как танцуют. Интересный факт: бразильские СМИ заподозрили создателей логотипа Олимпиады-2016, которая должна пройти в Рио-де-Жанейро, в плагиате – якобы визуализация заимствована у американского благотворительного фонда Telluride Foundation, логотип которой в свою очередь имеет очевидные сходства с «Танцем» Матисса. Особенно сильное впечатление нахудожника произвела фарандола. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех».
Барнс заказал Матиссу настенные панно, втрое превышавшие по размерам щукинские «Танец» и «Музыку» вместе взятые. Поняв, что скачущие матиссовские танцоры проиграют мощной «Гернике», кураторы выставки решили заменить «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования.
Работа над декоративным панно для Барнса приближалась к завершению и вскоре «Танец» был представлен публике в Париже в галерее Жоржа Пти. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. Я полностью Вам доверяю и уверен, что Музыка" будет столь же успешна, как и Танец"».
Выбор стиля и сюжета панно Барнс полностью предоставил Матиссу, который сразу решил, что будет писать «Танец». Для людей искусства это было тяжелое время. У создания картины «Танец» своя необычная история. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства.
Преподавание велось на некоммерческой основе. Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию. Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого. Другую, знакомую многим картину под названием «Голубые танцовщицы» написал Эдгар Дега. Даже цветные репродукции «Танца» (равно как и «Радости жизни» и других картин) были запрещены.
Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. До конца его жизни (и жизни Матисса) фонд в Мерионе было позволено посещать только по личному разрешению владельца, который из принципа отказывал в этой возможности не только журналистам, но и коллекционерам, кураторам и просто любителям живописи. Впрочем, мало объясняла в «Танце» и попытка отнести героев Матисса не к реальному, хронологически обозначаемому, а символическому ряду. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Матисс получил от него крупные заказы.
Картина очень понравилась заказчику— Щукин был буквально вполном восторге. «Танец» появился на стене дворца Токио только в 1977 году. Вернувшись домой, оннапевал себе под нос услышанную мелодию иписал «Танец».