Сюжет (франц. sujet) в литературе — отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне связанных поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое законченное целое. Они подразумевали определённые происшествия, которые происходили в жизни героев произведения. Произведения последовательных натуралистов начинаются и кончаются «где попало», утрачивают единство действия, определенную завязку и т. д., поскольку натуралист дает сырой «кусок жизни», случайный отрезок жизненного процесса, становясь в позу «объективного» наблюдателя, не ставящего перед собой никаких проблем изображаемый процесс нигде не начинается и не кончается, а только длится.
у Достоевского). во многих автобиографических повестях. А пока что это лишь схема и метод выстраивания повествования. Возможно, в будущем не останется уже никаких стандартных схем.
Лит. : Аристотель. в «Холодном доме» или в «Нашем общем друге» Диккенса, где создается сложная система тайн, постепенных или неожиданных узнаваний), подчас в психологических романах (у Достоевского). Geschichte) излагаемой в произведении, не противоречит, между прочим, введение форгешихте (Vorgeschichte), введение после того, как «история» уже началась, «предистории», то есть более или менее связного сообщения об обстоятельствах и событиях, предшествовавших началу, завязке «истории», напр. В современной советской литературно-критической и школьной практике термины «С» и «фабула» осознаются или как синонимы или же С. называется весь ход событий, а фабулой основной художественный конфликт, который в них развивается (в обоих случаях термины удваиваются). Даже в драме импрессионизма персонажи не объединяются действием, единой борьбой, а лишь сопоставляются как «сопереживатели».
Но что такое сюжет в детальном рассмотрении. Именно анализ сюжета произведения позволит правильно проанализировать его фабулу. Для обнаружения движущих сил С. очень важным является момент перипетии, которая, согласно определению Аристотеля, есть особый вид «перемены от несчастья к счастью или от счастья к несчастью», «перемена событий к противоположному, притом по законам вероятности или необходимости». От хорошо составленного сюжета (прежде всего трагедии) Аристотель справедливо требовал единого, законченного, целостного действия имеющего определенное начало, середину и конец, — действия, эпизоды которого непрерывно следуют по необходимости или вероятности. В произведениях некоторых стилей и жанров, напр.
В итоге единого общего мнения на этот счет до сих пор нет. в новелле «Толстый и тонкий»). Аристотель, создатель реалистической эстетики античности, в своей «Поэтике» уделяет большое место проблеме сюжета, определяя его как «подражание действию» и как «сочетание фактов». В этом случае сложная разветвлённость сюжета означает широкий охват многообразия действительности, ведущий к многостороннему уяснению её закономерностей, её сущности, как в романе Л. Толстого «Война и мир», у Горького в «Жизни Клима Самгина», в циклических романах Бальзака или в ряде трагедий Шекспира. Что такое сюжет в Толковом словаре русского языка Ушакова. 126).
Таким органическим началом во многих (особенно в крупных) драматических и повествовательных произведениях является завязка, которая реализует в сюжете авторскую постановку проблем, обнажает исходные противоречия, рисует первое столкновение борющихся сил и служит первоисточником дальнейшего действия и борьбы. В лучших романах Жюля Верна авантюрное построение С. является увлекательной формой для развития научной утопии или для развертывания широкой географической панорамы. Это совокупность событий, действий, раскрывающих основное содержание произведения, а вот фабула – это содержание самих событий и их последовательность.
В этом случае в произведении складывается цепь намеков на «сверхъестественные» причины изображаемых событий, но наряду с этим даются поводы и для вполне реального объяснения их. Само слово заимствовано из французского языка (subjet), что дословно переводится как «предмет». С. произведения одно из важнейших средств воплощения содержания обобщающей «мысли» писателя, его идейно-эмоционального осмысления реальных характерностей жизни, выраженного через словесное изображение вымышленных персонажей в их индивидуальных действиях и отношениях. В противном случае стирается грань между сюжетом и вообще содержанием литературного произведения от этого смешения предостерегал ещё Белинский («Из литературных и журнальных заметок 1842 г»). В результате такого абстрактного подхода, такого игнорирования содержательной значимости художественной формы Веселовский приходил к выводу, что «новая поэтическая эпоха» работает над «исстари завещанными образами, обязательно вращаясь в их границах, позволяя себе лишь новые комбинации старых и только наполняя их тем новым пониманием жизни, которое собственно и составляет прогресс перед прошлым».
Также и произведение малых жанров, напр. Так, в «Дон-Кихоте» Сервантеса часто отсутствует тесная причинная связь между отдельными группами эпизодов, но они являются вполне оправданными, поскольку все это многообразие ситуаций многосторонне раскрывает типические образы героев и их судьбу. Художественно совершенный сюжет имеет в себе «источник самодвижения» — отражение коллизий действительности из которых этот источник вытекает обнаруживающиеся в исходных ситуациях противоречия ищут разрешения в действии, которое приобретает таким образом характер единого в своих противоречиях процесса.
Здесь «понимание жизни», данное в образе, сводится к чему-то вторичному, внешнему, что легко вмещается в какую угодно комбинацию образов, в любую форму. Такая «вибрация» мотивировок характерна для мистически настроенных немецких романтиков или напр. Во множестве источников (в различных словарях в том числе) значение слова варьируется. Сюжет составляет важнейшую сторону тех «типичных обстоятельств», в к-рых выступают «типичные характеры». Характером движущих сил С. определяется та или иная мотивировка вводимых автором явлений, событий. Определение в среднем представляет собой систему событий и взаимоотношений между героями и развитие их во времени и пространстве.
«Теория литературы. » в трёх тт., т. 2, М., 1964). связи, противоречия, симпатии и антипатии и вообще взаимоотношения людей. » Собрание соч., т. 27, 1953, с. 215). Такая терминология не только более традиционна и привычна, но и более точна этимологически (С., по смыслу слова, «предмет», то есть то, о чём повествуется, фабула, с той же точки зрения само повествование о С. ). — действо). Рост индивидуального самосознания, ослабление власти религиозных представлений отражается в «Повести о Фроле Скобееве» (конца XVII в. ), где движущими силами являются индивидуальные побуждения и личные качества предприимчивого героя.
(В этом случае между прочим сначала дается экспозиция, затем завязка, кульминационный пункт борьбы, развязка, эпилог. ) Прямое последование лежит в основе напр. Произошла путаница с переводами, в частности с латинского языка и миф стал фабулой. Это хронологический порядок событий. У Генри новелла перипетии демонстрирует господство все переворачивающего случая. Само слово происходит от французского «sujet», что дословно переводится как «предмет». Понятие «сюжет» имеет очень много смыслов в зависимости от сферы употребления.
В «Повести о Савве Грудцыне» (середины XVII в. ), содержащей уже ярко выраженные реалистические тенденции интерес к быту, движущей пружиной С. все же ещё остается вмешательство в жизнь человека потусторонних сил, чорта и божества. Конечно, это относится не ко всякой стихотворной поэзии, которая может иметь и повествовательный (поэма, басня, повесть в стихах и др. ) и драматизованный характер (драматическая поэма) и воплощаться в переходных лиро-эпических жанрах (баллады и др. ). В ней сама суть произведения, то, ради чего читатель или зритель знакомится с ним.
А вот русские критики XIX века меняли местами значения данных терминов. Эта традиция продолжает сохраняться (см. в новелле Чехова «Толстый и тонкий»). Однако сторонникам этой теории важно усвоить теоретическое новаторство «формальной школы» и, называя С. основную, предметную сторону повествования или сценического действия, употреблять термин «фабула» для обозначения второй, собственно композиционной стороны (см. К примеру, в «Отцах и детях» Тургенева характер Базарова обладает рядом черт типических и верных действительности, но в то же время Тургенев, ведя Базарова к краху, ставит его в нетипичные, несвойственные этому образу обстоятельства, отрывая его от действительной его социальной среды.
Чтобы понять, что такое сюжет в литературе, нужно разобраться в некоторых тонкостях.
К литературе слово «С» впервые применили в 17 в. классицисты П. Корнель и Н. Буало имея в виду, вслед за Аристотелем, происшествия в жизни легендарных героев древности (например, Антигоны и Креонта или Медеи и Ясона), заимствованные драматургами позднейших времён. При этом надо отличать С. в его неповторимости от отвлечённых сюжетных, точнее конфликтных «схем» (А любит Б, но Б любит В и т. п. ), которые могут исторически повторяться, заимствоваться и каждый раз находить новое конкретное художественное воплощение. В этой связи очень важным является высказывание Энгельса о лит-ре «истинных социалистов»: «Истинный социализм в своей неопределенности не предоставляет возможности связывать отдельные факты, о которых нужно рассказать, с общими условиями, что помогло бы выявить на этих фактах поражающее и важное в них.
Полное господство получают в натурализме элементы статически-описательные, а в импрессионизме также и лирические, оттесняя и разрушая элементы повествовательно-драматические культивируется жанр бессюжетной новеллы — зарисовки «с натуры», бессюжетный жанр обозрения и т. д. Игнорирование С. имело место и в советской лит-ре, как в теории, так и в практике (напр. Но Аристотель в «Поэтике» применял для обозначения подобных происшествий древнегреческое слово «миф» (мthos) в смысле«предание», которое в русском литературоведении переводится обычно неверно латинским словом «фабула». Совокупность и последовательность действий и событий – это сложное целое понятие. При этом Аристотель настаивает на утверждении доминирующей роли сюжета в драме, в частности в трагедии, которая «есть подражание не людям, но действию и жизни», цель которой — «какое-нибудь действие, а не качество» и для которой сюжет «есть основа и как бы душа».
В немецкой классической эстетике (Шеллинг, Гегель) события изображенные в произведениях, назывались «действованием» (Handlung). Диалектическому пониманию динамики жизни отвечает и требование от сюжета единства действия в качестве критерия художественности. Соответственно, говоря словами Аристотеля, хорошо составленный С. должен «иметь начало, середину и конец», «не должен начинаться откуда попало, ни где попало кончаться».
Так, в «Повести о Ф. Скобееве» эта мотивировка носит реалистический характер, а в «Повести о С. Грудцыне» — религиозно-мистический.
важно содержание, а не, сюжет»» Полное собрание соч., т. 6, 1955, с. 219 Горький М. : «. Сюжет.
В повествовательных произведениях сюжет составляет их драматическую сторону (что допускает возможность их инсценировки), которая здесь совмещается с более или менее развитым описанием, а также авторскими высказываниями эмоционально-лирического, философского или публицистического характера. Но автор может рассказывать и самую «историю», прибегая к нарушениям хронологической последовательности событий, к перебоям, к задержанной экспозиции, к перерывам («на самом интересном месте») и т. д. Возможность такого построения особенно наглядно обнаруживает потребность в понятии фабулы, к-рым обозначается повествовательная основа, прямая последовательность рассказанных событий, как она может быть в конечном счете восстановлена читателем, в отличие от С., к-рый образуется последовательностью событий в том виде, в каком она сообщается автором. Согласно ей, основные компоненты сложения сюжета – это событие и действие.
Но в ряде случаев, особенно в фантастических произведениях, мы имеем дело с двойной мотивировкой. К таким глубоким сюжетам принадлежит и сюжет «Мёртвых душ» Гоголя. Что такое сюжет.
собр. Исторически существовали и другие, отличные от указанного, взгляды на соотношение фабулы и сюжета. На важность сюжета для изображения характеров указывал ещё Аристотель. Понятие сюжета тесно граничит с понятием фабулы произведения.
Латинское слово «фабула» (от одного корня с глаголом fabulari рассказывать, повествовать) употреблялось римскими писателями как обозначение всяких рассказов, в том числе мифов и басен и получило распространение гораздо раньше, чем французский термин «С». для завуалированного мистицизма упадочников-импрессионистов конца XIX в. (напр. В литературоведении сталкиваются два других истолкования. Есть много определений. Однако для основного русла советской лит-ры характерна, наоборот, борьба за глубокий, широко охватывающий С., каковым и отличаются лучшие произведения советских писателей (Шолохова, Фадеева, А. Толстого и др. ). В основе любого сюжета лежит конфликт, развивающийся постепенно.
Единство сюжета и характера не должно пониматься как непременное «соответствие», в иных случаях оно обнаруживает противоречия. В Большом энциклопедическом словаре и Современной энциклопедии (2000) сюжет считается способом развертывания фабулы, а также последовательностью изображаемых событий. И ответ на вопрос Что такое сюжет. Различие в терминах, обозначающих одно явление, сделало их неустойчивыми и неоднозначными.
Но, несмотря на это, повествование воспринимается цельным и стройным. В целом, оба понятия тесно связаны между собой. Иной вид построения С. использующий в ходе действия перестановки — именно: аналитически-ретроспективный, — обнаруживают такие драмы Ибсена, как «Росмерсгольм», «Д. Более поздние формы эпоса получили несколько иную структуру сюжета, так как здесь сам конфликт произведения проходил непосредственно через все эпизоды и имел определённую развязку. Фабула представляет собой средство, которое скорее нужно автору, а не зрителю.
В современной русской литературной критике (равно как и в практике школьного преподавания литературы) термином «сюжет» обычно называют сам ход событий в произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается. Сюжет «Мёртвых душ» точно отражал существеннейшие черты и процессы жизни в России эпохи Николая I. Двойное заглавие этого произведения дает ясное представление об отличии сюжета от идеи: «Похождения Чичикова» история его «негоций» образует сюжет идея произведения (его первого тома) заключается в показе господствующего класса крепостнического общества, как сборища «мёртвых душ», на смену которым идут пионеры капиталистического общества с душами деятельными, но низменными. Такого рода перестановки, перебои и т. п. употребительны в приключенческих романах, в «романах тайн» (напр. романа Толстого «Война и мир», романа Горького «Мать», трагедий Шекспира и т. д. Этому построению «истории» (нем. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 1929, т. V, стр.
Именно он определяет последовательность изложения истории для зрителя/читателя. В изображаемой действительности сглаживаются противоречия, притупляются сюжетные коллизии, ослабляется борьба и действование масштабы борьбы снижаются до уровня мелких и вялых повседневных столкновений (во имя того же позитивистски понятого правдоподобия). Это одинаковые или разные понятия, взаимодополняющие или взаимоисключающие. В 1920-х гг.
Требованию единства сюжетного действия не противоречит богатая разветвлённость, многолинейность сюжета в том случае, если между отдельными ветвями сюжета существует внутренняя, содержательная связь (которая может обнаруживаться как контрасты, параллели, вариации по отношению к основной линии действия). Лефа, Литфронта). Так, в «Жиль-Блазе» Лесажа многообразие нанизываемых авантюр, не всегда достаточно связанных причинно, служит целям широкого охвата жизни и выражает тенденции реализма на относительно ранней ступени его развития. Меньшую роль сюжет в указанном смысле играет в лирике.
Что такое сюжет и фабула. для ряда новелл Шницлера). Это преимущество выражается не только в том, что через сюжет как таковой отражаются существенные процессы, события действительной жизни, но и в том, что действие есть «наиболее ясное разоблачение индивидуума как в отношении его образа мыслей, так и его целей то, что человек есть в глубочайшей основе своего бытия, осуществляется в действительности через действие» (Гегель) притом в действии характер обнаруживается независимо от представлений самого человека о себе. В ряде случаев (напр.
будет гораздо сложнее и запутаннее, чем сейчас. В 1920-х годах представителями ОПОЯЗа было предложено различать две стороны повествования: само по себе развитие событий в мире произведения они называли «фабулой», а то, как эти события изображены автором — «сюжетом». Г. Боркман», в к-рых действие на сцене представляет собой, собственно, лишь затянувшуюся развязку, а сама «история» восстанавливается урывками через воспоминания, сообщения, намеки, догадки. Вот таким образом истинные социалисты и в своей прозе избегают истории.
Далее следует завязка (это предтеча конфликта), происходит столкновение какого-либо рода. Это сочетание элементов, каждый из которых имеет свою функцию. введение в рассказ биографий героев по мере их появления на арене действия (как это обычно в романах Тургенева). представители ОПОЯЗа предложили важное различение двух сторон повествования: развитие самих событий в жизни персонажей, порядок и способ сообщения о них автором-рассказчиком придавая большое значение тому, как «сделано» произведение, они стали называть С. вторую сторону, а первую фабулой. Эти моменты могут отсутствовать или быть мало выраженными в произведениях с ослабленной сюжетностью, напр.
Композиция). С. во всём его неповторимом своеобразии это основная сторона формы (и тем самым стиля) произведения в её соответствии содержанию, а не само содержание, как часто понимают в школьной практике. в авантюрном романе, заостренная «сюжетность» проявляется как нагромождение событий изобилие внешнего действия, острых интригующих положений.
В литературе понятие сюжета тесно граничит с понятием фабулы, но путать их не стоит. Конечно, под событиями, совершающимися с персонажами, нужно разуметь не только внешние, но и внутренние, психологического порядка, психологические конфликты, переломы не только исключительные, грандиозные события, но и обыденные, мелкие, образующие повседневное течение жизни а в качестве персонажей могут выступать не только люди, но и антропоморфизированные животные, олицетворённые силы и предметы живой и мертвой природы. Такое ретроспективное построение путем восхождения от следствия к причинам, обратное действительному ходу вещей, заключает в себе гораздо менее живого, наглядного показа, отличается меньшей напряженностью и несет на себе печать психологизма, субъективности и умозрительности.
Придумывая сюжет, автор книги в первую очередь думает о том, как заинтересовать читателя.