Но, конечно, есть и такие истории, где один из сюжетов преобладает. Сюжетно-композиционное построение – прямое выражение взаимодействия содержания и формы, следствие творческого решения профессиональной задачи. Но сюжет в лирике иной, события здесь едва намечены.
Сюжет, оформляя содержание, тем самым "руководит" читательским восприятием. В объемных многоплановых произведениях (например, в романе Л. Толстого "Анна Каренина") возможно наличие нескольких завязок, начинающих ту или иную сюжетную линию. И фабулу и сюжет можно пересказать, но вопрос в том, как это сделать: фабула – это последовательность событий в их хронологическом порядке, сюжет же такого порядка не придерживается и может вмещать в себя события, происходящие в различные временные периоды.
Фабула — порядок событий в их хронологической последовательности, Сюжет — художественное распределение событий в самом литературном произведении, но считали, что в лирике нет сюжета. Иногда сюжет и фабула рассматриваются как синонимичные понятия. Разные люди, разный опыт, разный объем знаний — вам придется учитывать все это, когда вы начнете работать над сюжетом и персонажами.
Сюжет — основа формы произведения. Сюжет появился в 17 веке в период появления мещанской драмы, с франц. Концентрический сюжет в литературе – это детективы, триллеры, социальные и психологические романы, драмы. По мнению Карла Густава Юнга известного швейцарского психиатра и основоположника аналитической психологии, основные сюжеты литературы архетипичны и их всего шесть – это тень, анима, анимус, мать, старик и ребенок.
Его наличие в сюжете считается неизбежным, поскольку в противном случае читатель может потерять интерес к написанному. Наивысший накал действия, пик сюжета. Согласно Ожегову, сюжет в литературе – это порядок и связь событий. Жорж Польти свел весь опыт мировой литературы к 36 сюжетным коллизиям, а Киплинг выделил 69 их вариантов.
Что такое сюжет произведения. Согласно словарю Ожегова, сюжет— это последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении в произведении изобразительного искусства— предмет изображения. Элементы сюжета: сюжетные (экспозиция, завязка, развязка, кульминация) и внесюжетные (пролог, эпилог, отступление). Однако сходство с научным исследованием не ведет к отрицанию сюжета как способа организации журналистского произведения.
Внешний сюжет — это то, что происходит вокруг главного героя и с его непосредственным участием. Не обязательно, чтобы в произведении были все элементы сюжета. Завязка – исходный эпизод сюжета.
Е. м. мелетинский, «большинство традиционных сюжетов восходит на Западе к библейским и античным мифам». Сюжетные тексты всегда представляют собой случай, происшествие (не случайно определение сюжетного текста новелла происходит от слова новость) – до, чего до сих пор не бывало или же не должно было быть. Нам бы всем хотя бы приблизиться к линейному тексту, написанному без ошибок, в теме заданного жанра и с сюжетом, не переписанным откуда-то. При этом нужно отличать термины «тема» и «сюжет» произведения, так как одна тема может иметь несколько разных сюжетов, детально раскрытых в самом произведении.
Сюжет – та предметная основа, которая была взята из действительности. В современном литературоведении и школьной практике термины «сюжет» и «фабула» часто употребляются как синонимы или же «сюжетом» называется ход событий в произведении, «фабулой» — основной художественный конфликт, который в них воплощается. Активным началом в произведении является сюжет. В основе сюжета необходимо противоречие, конфликт, без него не будет движения. Сюжеты БРОДЯЧИЕ — устойчивые комплексы мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования.
Может, твоя религия на сюжет написанной тобою легенды помогла поддержать Акселерацию в каком-то смысле – я не знаю и боги тоже не знают. Все эти типы сюжетов имеют аналоги, в которых счастливый конец изменяется и история заканчивается мрачно. Особенно, если авторы всё-таки поленились и ничем не заделали сюжетные дыры. В произведениях, сюжет которых основан на конфликте, он является по своей сути схемой, формулой. Сюжет— это порядок событий в том виде, в котором он описан в художественном произведении.
Если слово «сюжет» буквально означало «предмет», то фабула ближе всего к глаголу «рассказывать» (если следовать латинскому языку). В конкретном развёртывании сюжета мы можем различить ряд сторон и моментов, типичных для построения сюжета (хотя не всегда в нём присутствующих). При этом необходимо досконально изучать структуру сюжета, его эпизоды и повествовательное соотношение диалогов с конфликтами. Эти виды сюжетов в литературе могут взаимопроникать друг в друга, но чаще всего определяющим является или один или другой.
Сюжеты древнерусской литературы открываются нам в житиях, посланиях, хождениях (описаниях путешествий), летописях. И живая красота музыки у Ра-мо обычно одерживает победу над холодным аллегоризмом или придворной пышностью традиционных мифологических сюжетов. Изобразительное искусство трактует понятие «сюжет» как некоторое событие, которое изображается в самом произведении. Сюжет — в литературе, драматургии, театре, кино и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра), и выстроенных для читателя (зрителя игрока) по определённым правилам демонстрации.
Внутренний сюжет — это то, что происходит в голове и в сердце главного героя. Для известной группы сказок Аарне даже делает отступление от своих принципов и вдруг совершенно неожиданно и несколько непоследовательно вместо деления на сюжеты переходит на деление по мотивам. О сюжете и фабуле идет речь, когда анализируется какое-либо литературное произведение, фильм или театральная постановка. Здесь, я опишу для вас эти основные 7 типов сюжетов. Согласно Ожегову, сюжет в литературе – это порядок и связь событий.
Современная теория литературы предлагает несколько определений понятия «сюжет». Сюжет состоит из следующих основных элементов: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Не менее известны «36 сюжетов», отобранные драматургом Ж. Польти в начале XX века. Согласно словарю Ожегова, сюжет— это последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении в произведении изобразительного искусства— предмет изображения.
Причем произведение может быть как линейным, так и многолинейным – причинно-следственная связь сохраняется так же четко, более того, любые новые сюжетные линии появляются в результате уже случившихся событий. Вот эти изменения и есть внутренний сюжет. «сюжет для небольшого рассказа» («Лика — любовь Чехова») — художественный широкоформатный фильм, снятый режиссёром Сергеем Юткевичем в 1969 году.
А вот оправдать его — задача сюжета. Проблема сюжетосложения станет одной из важнейших и в литературоведческом структурализме. Те, кто придерживается ее, считают, что понятие «фабула» самостоятельного значения не имеет и при анализе вполне достаточно пользоваться терминами «сюжет», «композиция» и «схема сюжета».
Сюжет в каждом произведении неповторимо индивидуален. Пролог – это вступление к основному развитию сюжета, в котором раскрываются первопричины событий изображённых в произведении. В русскоязычной литературе бытуют два понятия — сюжет и фабула. Возникает такое впечатление, что связанный с ним микросюжет, построенный на алогизме, сам представляет собой алогизм, несообразность в рамках большого сюжета и только отвлекает внимание читателя, создает коротенькое, но все же – избыточное замедление.
Художественно построенное распределение событий в произведении именуется сюжетом». В литературе сложилась определенная схема построения сюжета, психологически оправданная с точки зрения влияния на читателя. Установленное нами формальное сходство героя Достоевского с авантюрным героем объясняет лишь художественную возможность введения авантюрного сюжета в ткань романа. Сюжет — в литературе, драматургии, театре, кино, комиксах и играх— ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя по определённым правилам демонстрации.
Сюжет — повествовательное ядро художественного призведения, — система действенной (фактической) взаимонаправленности и расположенности выступающих в данном произведении лиц (предметов), выдвинутых в нем положений, развивающихся в нем событий. В обоих случаях, сюжет строится на борьбе главного героя с сильным злодеем или злой силой, которая угрожаем ему или его дому. Те, кто придерживается ее, считают, что понятие «фабула» самостоятельного значения не имеет и при анализе вполне достаточно пользоваться терминами «сюжет», «композиция» и «схема сюжета». Существует на содержательном (коллизии) и бессюжетном уровнях (пр. Сюжет – это система включенных в произведение (фильм, постановку) событий, которые изложены в последовательности, наиболее полно отвечающей творческому замыслу автора.
Указатель сюжетов фольклорной сказки — каталог, в котором классифицируются и систематизируются фольклорные сказочные сюжеты. Сюжет Пиковой дамы Пушкина. М. горький и русская демократическая критика стали подразумевать под «сюжетом» развитие действия в произведении, под «фабулой» — само повествование о предмете.
Итак, сегодняшний разговор в рамках рубрики «В помощь начинающему автору» о сюжете. Так, В. Пропп идя по стопам Веселовского, в своей книге "Морфология сказки" (1928) выделил в русской волшебной сказке несколько десятков мотивов, первичных сюжетов, которые являются ее структурной основой. В других же случаях сюжетом называют весь ход событий, а фабулой лишь основной конфликт или центральную интригу действия. Развязка, будучи заключительной частью сюжета, вовсе не обязательно должна быть последней в цепи сюжетных элементов.
Древняя русская литература, по мнению Д. С. Лихачева, это «литература одной темы и одного сюжета». Бродячие сюжетысюжеты, переходящие из одной эпохи или страны в другую в основе таких заимствований сюжетов лежат близость общественного опыта, сходство социальных условий историко-литературная связь и т. д. Элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог. Согласно словарю Ожегова, сюжет— это последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении в произведении изобразительного искусства— предмет изображения1. Сколько раз, например изображали Ифигению, — и все же все Ифигении разные, потому что каждый видит и изображает вещи Не каждая книга содержит в себе все элементы сюжета, но в любой из них есть как минимум три ключевых точки, называемых завязкой, кульминацией и развязкой.
Бродячие сюжеты — устойчивые комплексы сюжетно-фабульных мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования. Элементы сюжета в литературе включают экспозицию, завязку, конфликт, нарастающее действие, кризис, кульминацию, нисходящее действие и развязку. В тех произведениях, основу которых составляет С. СЮЖЕТ – совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения. Сюжет как сложное целое состоит из элементов.
Во многом соотношение внутреннего и внешнего сюжетов истории зависит от литературной ниши, для которой вы собираетесь писать. В некоторых произведениях в сюжете могут быть пролог и эпилог. Ещё одно существенное отличие состоит в том, что фабула – это сжатый пересказ самого главного, а сюжет может вмещать в себя помимо основных компонентов композиции, ещё и всевозможные лирические отступления (как у Гоголя в «Мёртвых душах» или у Пушкина в «Евгении Онегине»).
Сюжет образует форму произведения. Впрочем, мне кажется, что каждый из нас способен порыться в архивах своей памяти, подключить аналитический ум и выделить свои основные сюжеты по материалам мировой литературы. Современная теория литературы предлагает несколько определений понятия «сюжет». А сюжет – это ещё и декорации, на фоне которого конфликт разворачивается.
Сюжет – это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. По мнению А. Е. Нямцу из всего многообразия традиционных сюжетов можно выделить четыре основные генетические группы: мифологические, фольклорные исторические и литературные2. Многие знатоки литературного мира предлагали свои классификации основных сюжетов. Сюжет в литературе понимают как ход событий, на фоне которого раскрывается противостояние.
Французские структуралисты создали целую науку о сюжетосложении, сводя все литературные сюжеты в целом к слишком общим категориям, мало что добавляющим к пониманию своеобразия художественных произведений. Существует также точка зрения, что понятие «фабула» самостоятельного значения не имеет и для анализа произведения вполне достаточно оперировать понятиями «сюжет», «схема сюжета», «композиция сюжета». Тем не менее в современном литературоведении преобладает значение термина «сюжет», восходящее к XIX в. браться за уже обработанные темы. Будучи по природе динамическим, диалектически сложным началом, сюжет в искусстве еще более усложняет собой структурную сущность произведения.
Куда горестнее оказалась судьба Мелани Трит -- хрупкой старой девы, любимым занятием которой было мазю306 кать акварельки на сюжеты из жизни зенкалийцев. По мнению А. Е. Нямцу из всего многообразия традиционных сюжетов можно выделить четыре основные генетические группы: мифологические, фольклорные исторические и литературные. Непосредственно сюжетом принято называть неповторимую и своеобразную сторону формы произведения, которая соответствует его содержанию. Вставные рассказы или – это самостоятельные произведения, со своим сюжетом и персонажами, введенные в основное повествование, нередко имеющие заглавие. Е. м. мелетинский, «большинство традиционных сюжетов восходит на Западе к библейским и античным мифам»3.
Сюжет – цепь событий, отображенные в произведении в той последовательности, в которой она дана в произведении. Чаще всего, эти два типа сюжета мирно соседствуют и поддерживают друг друга. Древняя русская литература, по мнению Д. С. Лихачева, это «литература одной темы и одного сюжета». Сюжет— основа формы произведения.
С точки зрения Фрайтага, сюжет состоит из экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки и постпозиции (эпилога). Хроникальный сюжет в литературе – это многоконфликтное и многокомпонентное полотно, где противоречия возникают и гаснут, на смену одним приходят другие. Сюжеты: Концентрические (причинно-следственная связь), (завязка, развитие действия, кульминация, развязка), хроники (цепь эпизодов, часто включающая в себя концентрические микросюжеты).
Последний абзац Итак имея тему и концепцию, собрав и обработав материал, составив план и обдумав сюжет, обезопасив себя от штампов, преодолев сопротивление первого абзаца и нащупав таким образом верный тон повествования и т. Задачи, продиктованные его вечной человеческой природой, – самосохранением, жаждой победы и торжества, жаждой обладания, чувственной любовью – определяют авантюрный сюжет. Лирические произведения развёрнутого сюжета не имеют. Французский исследователь Жорж Польти опубликовал в 1895году книгу «Тридцать шесть драматических ситуаций», в которой свёл весь опыт мировой драматургии к разрабатыванию 36 стандартных сюжетных коллизий. Задачи, продиктованные его вечной человеческой природой – самосохранением, жаждой победы и торжества, жаждой обладания, чувственной любовью, – определяют авантюрный сюжет. Польти утверждал, что приведённый набор схем полностью охватывает всё многообразие существующих сюжетов.
Конечно это не универсальный список, но попробуйте вспомнить о книге, фильме или пьесе, которые не соответствуют одному из этих сюжетов. Уметь находить основные точки сюжета важно в любом произведении: это поможет глубже уяснить его содержание – фабулу и кратко пересказать ее. О сюжете в литературном произведении мы уже вкратце говорили в этой статье.
Эта система – каталог, указатель сказочных сюжетов известных науке на момент составления данного монументального труда. Однако помните: лучшие книги любого из названных направлений всегда построены на органичном слиянии обоих типов сюжета. Этот сюжет распространён в детской литературе, довольно часто можно увидеть рассказ, о том, как герой попадает в сказочную страну и путешествует по ней, участвуя в различных приключениях.
Вместе с тем в литературе широко распространены сюжеты, где события рассредоточены и на «равных правах» развертываются независимые один от другого событийные комплексы имеющие свои «начала» и «концы». Более того — вселяет веру в их победу. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 1929, т. V, стр. Любимов-отец больше молчал, а горячился брат Людмилы, Николай.
Распространенное убеждение, что «в искусстве все должно быть, как в жизни», противоречит законам самой жизни. Не всякий уровень или элемент, наличествующий в системе, присутствует в тексте. Впоследствии художники стали обходиться без натурных слепков. Сложный, многолинейный сюжет свойственен, например, романам «Война и мир», Толстого, «Преступление и наказание», Достоевского, «Тихий Дон» М. А. Соединение этих элементов образует фразу второго уровня – сюжет всегда строится по принципу фразы.
К ним относятся авторские отступления. При этом Аристотель настаивает на утверждении доминирующей роли сюжета в драме, в частности в трагедии, которая «есть подражание не людям, но действию и жизни», цель которой — «какое-нибудь действие, а не качество» и для которой сюжет «есть основа и как бы душа». Чосера и других авторов XIV–XV веков.
Однако уже у сентименталистов можно встретить и иной метод компоновки романа. Совокупность и последовательность действий и событий – это сложное целое понятие. Ведь сама история представляет собой сюжет, включенный в основной. Хотя исследования последних лет показали структурную организованность сверхфразовых единств текста, последовательность фраз организована принципиально иначе, чем фраза: она состоит из равноправных элементов (фразы относительно друг друга выступают как функционально равноценные), понятие границы не заложено в ее структуре и увеличение путем присоединения новых элементов практически может быть безграничным. Как правило, романы и многие драматические произведения отличаются многосюжетностью. В ряде произведений некоторые из этих элементов ослаблены или отсутствуют вовсе («Степь» А. Чехова, «Детство» М. Горького).
Особенно ярким примером такой композиции служат романы У. Фолкнера, в частности "Шум и ярость" (1929). Что такое сюжет в Толковом словаре русского языка Ушакова. В этой связи А. Веселовский говорит даже о "палеонтологии мотивов".
Четвертый уровень – уровень сюжета. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как исторический период действия, так и течение времени в ходе произведения. Развязка – завершающая часть сюжета, финал действия. Основные проблемы в историческом освещении») сюжет рассматривается как «действие произведения в его полноте, реальная цепь изображенных движений». Например, в стихотворении М. Ю. Понятие сюжета тесно граничит с понятием фабулы произведения. И без второй сюжетной линии эта связь рушится, вот таким образом роман не очень нравился писателю, пока она не была найдена.
Таковы произведения Дж. «Без финала, примышленного Куприным, Гранатовый браслет не поднялся бы до уровня прекрасной трагической поэмы о безнадежной любви». При первой концепции движения остается в тени самодвижение, его двиг сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне – бог, субъект etc).
Но дело в том. Смена «точки зрения» и композиция эпического произведения. С. во всём его неповторимом своеобразии это основная сторона формы (и тем самым стиля) произведения в её соответствии содержанию, а не само содержание, как часто понимают в школьной практике. "Мифологическое" время не линейно, а циклично и движется по замкнутому кругу. Такова сказка о вороне и орле, которую Пугачев поведал Гриневу ("Капитанская дочка" А. Пушкина), таковы бесчисленные истории, которые Швейк вспоминает по любому поводу ("Похождения бравого солдата Швейка" Я. Гашека).
Однако для основного русла советской лит-ры характерна, наоборот, борьба за глубокий, широко охватывающий С., каковым и отличаются лучшие произведения советских писателей (Шолохова, Фадеева, А. Толстого и др. ). Динамика явлений может быть показана писателем в форме синтетически-поступательного развития С., в форме прямой последовательности событий, то есть в той, в к-рой они протекают в самой объективной действительности. Внимательно рассмотрим положение фигуры и головы рабочего. Во-вторых, сюжет насущен для воспроизведения персонажей, для обнаружения их характеров.
Отношение вещь – ее зримый облик (ибо фотография, в отличие от рисунка, воспринимается не как иконический знак вещи, а как она сама, ее видимый облик) естественно считать настолько органичным, что никакое искажение здесь не может подразумеваться. романа Толстого «Война и мир», романа Горького «Мать», трагедий Шекспира и т. д. Этому построению «истории» (нем. Аристотель, создатель реалистической эстетики античности, в своей «Поэтике» уделяет большое место проблеме сюжета, определяя его как «подражание действию» и как «сочетание фактов». Опоязовцы (В. Соответственно, говоря словами Аристотеля, хорошо составленный С. должен «иметь начало, середину и конец», «не должен начинаться откуда попало, ни где попало кончаться».
Пользование им настолько автоматизировано, что, при правильном употреблении языка, он делается совершенно незаметным, прозрачным для информации. Это следует помнить при решении так называемой проблемы бессюжетности.
(каким образом это произошло. ). (В этом случае между прочим сначала дается экспозиция, затем завязка, кульминационный пункт борьбы, развязка, эпилог. ) Прямое последование лежит в основе напр. Точка зрения и ее разновидности.
Конечно, это относится не ко всякой стихотворной поэзии, которая может иметь и повествовательный (поэма, басня, повесть в стихах и др. ) и драматизованный характер (драматическая поэма) и воплощаться в переходных лиро-эпических жанрах (баллады и др. ). если герой просто перешел из одной комнаты в другую — это не событие. Не случайно, высказывания: Он был убит, – или: Она бежала с гусаром, – могут быть интерпретированы как относящиеся и ко второму уровню (одна из фраз в тексте) и к четвертому – сюжет текста. И, наконец, в-третьих, сюжеты обнаруживают и впрямую воссоздают жизненные противоречия.
В романе «Евгений Онегин» в первой главе можно найти отступления о театре и бале, о юности и образовании, о творчестве и плане романа и др. Сказанием я называю сочетание событий". Герои цикла его романов "В поисках утраченного времени" (1913–1925) воспринимают время как категорию глубоко личностную, психологическую. В этом случае в произведении складывается цепь намеков на «сверхъестественные» причины изображаемых событий, но наряду с этим даются поводы и для вполне реального объяснения их. Герой волшебной сказки с помощью чудесного средства совершает невозможный подвиг. построением, расположением частей произведения.
Он закреплен в материале автоматизмом отношения объект – пленка. Свифта, «Нос» Н. В. Тип структурной организации делает третий уровень параллельным первому. В противном случае стирается грань между сюжетом и вообще содержанием литературного произведения от этого смешения предостерегал ещё Белинский («Из литературных и журнальных заметок 1842 г»).
Белинского, в «энциклопедию русской жизни». Многие события складываются из поступков персонажей. Эксперименты с композицией романа начали еще сентименталисты.
Если журналист овладевает многогранным содержанием, разрабатывает сложную и новую тему, композиционный стереотип оказывается недостаточным. Простейший элемент сюжета — «отдельное движение или жест человека или вещи, в том числе душевное движение, произносимое или мыслимое слово». Придумывая сюжет, автор книги в первую очередь думает о том, как заинтересовать читателя. При этом имеют своих прототипов не только отдельные персонажи, но и сами сюжеты произведений («Воскресение» Л. Н. В этом случае сложная разветвлённость сюжета означает широкий охват многообразия действительности, ведущий к многостороннему уяснению её закономерностей, её сущности, как в романе Л. Толстого «Война и мир», у Горького в «Жизни Клима Самгина», в циклических романах Бальзака или в ряде трагедий Шекспира.
В работе "Поэтика сюжетов" (1906), вошедшей в его знаменитую "Историческую поэтику", он выдвинул и детально разработал понятие "мотив". На важность сюжета для изображения характеров указывал ещё Аристотель. Образцом такой пьесы в чистом виде является "В ожидании Годо" С. Беккета (1952).
по законам вероятности или необходимости». во многих автобиографических повестях. Различие в терминах, обозначающих одно явление, сделало их неустойчивыми и неоднозначными. А через полчаса просыпался от мысли, что пора спать. для завуалированного мистицизма упадочников-импрессионистов конца XIX в. (напр.
Так, в «Повести о Ф. Скобееве» эта мотивировка носит реалистический характер, а в «Повести о С. Грудцыне» — религиозно-мистический. стали доминирующими композиционные моменты. Если к этому прибавить, что в повествование все время втягиваются последовательности разнообразных внетекстовых ассоциаций общественно-политического исторического, культурного плана в виде разнообразных цитат (например, ренессансная фреска в Июльском дожде выполняет роль эпиграфа-цитаты, музыкальное сопровождение в этом фильме все время играет роль чужой речи, по терминологии М. М. Бахтина, отсылая зрителя к широкому миру разнообразных культурных и исторических явлений).
Рост индивидуального самосознания, ослабление власти религиозных представлений отражается в «Повести о Фроле Скобееве» (конца XVII в. ), где движущими силами являются индивидуальные побуждения и личные качества предприимчивого героя. Многие произведения с богатым событийным рядом посвящены личностям героическим (вспомним гомеровскую «Илиаду» или гоголевского «Тараса Бульбу»). Тип сюжета зависит также от самого принципа развития действия, характера связи между эпизодами (и сообщениями) и от особенностей начала и конца действия, то есть наличия завязки и развязки. Большинство пьес Шекспира основано на сюжетах, хорошо знакомых средневековой литературе. Сначала он всматривается в окружающую его природу, видит, в частности «малиновую сливу», затем уже и природа видит в нем родственное начало, подчеркнутое развернутым олицетворением: ландыш ему «приветливо кивает головой».
В изображаемой действительности сглаживаются противоречия, притупляются сюжетные коллизии, ослабляется борьба и действование масштабы борьбы снижаются до уровня мелких и вялых повседневных столкновений (во имя того же позитивистски понятого правдоподобия). В коллективном труде советских литературоведов («Теория литературы. Развязка мотивируется всем ходом событий. Композиция).
В основу сюжета произведения нередко кладутся реальные события, которые в процессе работы обычно (в творчестве больших писателей) серьезно переделываются. Латинское слово «фабула» (от одного корня с глаголом fabulari рассказывать, повествовать) употреблялось римскими писателями как обозначение всяких рассказов, в том числе мифов и басен и получило распространение гораздо раньше, чем французский термин «С». для завуалированного мистицизма упадочников-импрессионистов конца XIX в. (напр. Требованию единства сюжетного действия не противоречит богатая разветвлённость, многолинейность сюжета в том случае, если между отдельными ветвями сюжета существует внутренняя, содержательная связь (которая может обнаруживаться как контрасты, параллели, вариации по отношению к основной линии действия). Подобного рода сюжеты правомерно назвать хроникальными.
Оценке подлежит не тот или иной структурный момент (и тем более прием), а функциональное отношение его к художественной целостности текста и создаваемому автором художественному образу мира. Фабула — то, «что было на самом деле», сюжет — то, «как узнал об этом читатель», — писал Б. Томашевский в «Теории литературы». То, что теперь именуется "сюжетом", Аристотель именовал "сказанием" (mythos).
Такая «вибрация» мотивировок характерна для мистически настроенных немецких романтиков или напр. Гомер выбирает лишь несколько дней и несколько наиболее ярких эпизодов. Веселовский о происхождении литературных родов и жанров. Билет 29. "Под "мотивом", – писал Веселовский, – я разумею формулу, отвечающую. Завязке часто предшествует экспозиция (см. ), т. е. обрисовка обстоятельств, при к-рых развернется действие, расстановка действующих сил, еще не вступивших в реальную борьбу.
Под этим термином подразумевали мифы, басни, рассказы. Случайная, неожиданная развязка порой встречается и в литературе нового времени ("Метель" Пушкина). Здесь события не имеют между собой причинно-следственных связей и соотнесены друг с другом лишь во времени, как это имеет место, к примеру, в «Одиссее» Гомера, «Дон Кихоте» Сервантеса, «Дон Жуане» Байрона. При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника «само» движения» (Ленинский сборник, XII, 2 изд., 1931, стр.
в новелле «Толстый и тонкий»). Мы знаем, что существующая действительность объективна, но так как человек всегда видит и чувствует заинтересованно, то художники — предвзято или непроизвольно — выделяют в ней определенные, волнующие их стороны: те или иные особенности происшедшего события, те или иные черты человеческого характера. Раскольников «вычитывает» из письма, что мать и сестра готовы всем пожертвовать ради него, но он этого не хочет. Г. Б. Произошла путаница с переводами, в частности с латинского языка и миф стал фабулой.
Лефа, Литфронта). Но есть и скульптуры, часто многофигурные, со сложным композиционным построением такие скульптуры нам тоже уже знакомы — это «Граждане Кале», горельефы Пергамского алтаря, «Геракл-лучник». В немецкой классической эстетике (Гегель) события, происходящие в произведении, назывались «действованием».
Если экспозиция стоит в начале произведения, она называется "прямой". «В слепке меньше правды, чем в моей скульптуре, — возражал он. в литературе развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, а иногда и в лирических. И каждую ночь до возвращения Тихона влюблённые встречаются.
Так, Аристотель полагал, что трагедии и эпопее подобает изображение «одного и притом цельного действия и части событий должны быть так составлены, чтобы при перемене или отнятии какой-нибудь части изменялось и приходило в движение целое». Первые тексты мы будем называть бессюжетными, вторые сюжетными. Сюжет (от франц. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА В ЛИТЕРАТУРЕА. Н. Как следует вызывать сострадание и страх. Г. Боркман», в к-рых действие на сцене представляет собой, собственно, лишь затянувшуюся развязку, а сама «история» восстанавливается урывками через воспоминания, сообщения, намеки, догадки. Однако художественный сюжет движется в поле не одной, а, минимум, двух так или иначе соотнесенных (часто антитетически) иерархий запретов.
Рассмотрим особенности сюжета рассказа Чехова «Студент». введение в рассказ биографий героев по мере их появления на арене действия (как это обычно в романах Тургенева). Об искусстве поэзии, М., 1937 Лессинг Г. Э., Лаокоон или О границах живописи и поэзии, М., 1957 Гегель, Эстетика, т. 1, М., 1968: Белинский В. Г., Полн. В письме С. А. Во-первых, событийные ряды (в особенности составляющие единое действие) имеют конструктивное значение: они скрепляют воедино, как бы цементируют изображаемое.
Обозначение действий как некоторой «цепочки» может показаться недостаточно точным, поскольку в одних случаях имеет место так называемый однолинейный сюжет, то есть сюжет, в основе которого лежит один конфликт, в других – многолинейный, в основе которого несколько конфликтов, часто связанных между собой. Здесь определяющую роль играет тип конфликта, его масштабность и разветвленность. Во множестве источников (в различных словарях в том числе) значение слова варьируется. Чехова. Куприна «Гранатовый браслет» написан под влиянием истории, происшедшей с матерью писателя Людмилой Ивановной Любимовой, которая в рассказе названа княгиней Верой Николаевной Шеиной. В ряде случаев (напр.
Бунина). Толстой, И. С. Воспроизвести их структуру нелегко.
Действие это, как мы видели на примере «Идущего» Голубкиной, обычно расширяется за счет его внутренней насыщенности. Иван Великопольский действительно учится понимать жизнь, ее смысл, законы ее развития. в авантюрном романе, заостренная «сюжетность» проявляется как нагромождение событий изобилие внешнего действия, острых интригующих положений., большую роль также играют внесюжетные элементы (описания, авторские отступления).
На этом все закончилось. Рачинскому от 27 января 1878 г., находившему «коренной недостаток в построении», Толстой отмечал: «Связь постройки сделана не на фабуле и не на отношениях (знакомстве) лиц, а на внутренней связи». Чтобы понять, что такое сюжет в литературе, нужно разобраться в некоторых тонкостях.
Большой вклад в разработку теории сюжета внес академик А. Н. Веселовский. Однако для основного русла советской лит-ры характерна, наоборот, борьба за глубокий, широко охватывающий С., каковым и отличаются лучшие произведения советских писателей (Шолохова, Фадеева, А. Толстого и др. ). Применительно к анализу киноповествования это будет означать, что первый и третий уровни несут основную нагрузку собственно кинематографической нарративности, в то время как второй и четвертый однотипны с литературностью и шире – с повествовательностью в общекультурном смысле.
Даже в произведениях идиллического «звучания» равновесие в жизни героев нарушается (роман Лонга «Дафнис и Хлоя»). Это, в терминологии Аристотеля, эпизодические фабулы. Отсюда – элементы сюжета: экспозиция (см. ), завязка (см. ), развитие действия, кульминация (см. ), развязка (см. ). Но бывают и более сложные случаи. В немецкой классической эстетике (Шеллинг, Гегель) события изображенные в произведениях, назывались «действованием» (Handlung). К тому же, некоторых элементов композиции может просто не быть. Художник обобщает явления, отбирая из тысяч происходящих событий те, которые достойны внимания, которые так или иначе определяют развитие человеческой жизни.
Иной вид построения С. использующий в ходе действия перестановки — именно: аналитически-ретроспективный, — обнаруживают такие драмы Ибсена, как «Росмерсгольм», «Д. Однако эффективность композиционного стереотипа ограничена. введение в рассказ биографий героев по мере их появления на арене действия (как это обычно в романах Тургенева). Далее следует завязка (это предтеча конфликта), происходит столкновение какого-либо рода. Любое объяснение, противоречащее данному, будет ошибочным.
Письма его часто становились предметом шуток в семье Любимовых. Но стремиться к близости к натуре — вовсе не значит всецело следовать за ней. Эта традиция продолжает сохраняться (см. При этом надо отличать С. в его неповторимости от отвлечённых сюжетных, точнее конфликтных «схем» (А любит Б, но Б любит В и т. п. ), которые могут исторически повторяться, заимствоваться и каждый раз находить новое конкретное художественное воплощение.
Так, в «Дон-Кихоте» Сервантеса часто отсутствует тесная причинная связь между отдельными группами эпизодов, но они являются вполне оправданными, поскольку все это многообразие ситуаций многосторонне раскрывает типические образы героев и их судьбу. В итоге единого общего мнения на этот счет до сих пор нет. в новелле «Толстый и тонкий»).
Присутствие в системе при отсутствии в тексте воспринимается как значимое отсутствие. Алматы, 1994Анализ прозаического литературного произведенияАнтичный роман: основные сюжеты и особенности мировидения (Апулей Петроний)Билет 11. Боккаччо, плутовские романы, комедии П. Бомарше, где блистательно действует Фигаро). Искусство апеллирует к уму и сердцу человека, стремится не к абстрактным формулировкам, а к воспроизведению конкретных предметов и явлений. Понятие литературного направления. Единственный выход – преступление, от совершения которого он вроде бы отказался после «пробы». Даже в драме импрессионизма персонажи не объединяются действием, единой борьбой, а лишь сопоставляются как «сопереживатели».
Третий уровень – соединение фразовых единств в цепочки фраз. В составе литературного произведения сюжет выполняет существенные функции. Само слово заимствовано из французского языка (subjet), что дословно переводится как «предмет».
Сюжет «Мёртвых душ» точно отражал существеннейшие черты и процессы жизни в России эпохи Николая I. Двойное заглавие этого произведения дает ясное представление об отличии сюжета от идеи: «Похождения Чичикова» история его «негоций» образует сюжет идея произведения (его первого тома) заключается в показе господствующего класса крепостнического общества, как сборища «мёртвых душ», на смену которым идут пионеры капиталистического общества с душами деятельными, но низменными. А. Н. Рост индивидуального самосознания, ослабление власти религиозных представлений отражается в «Повести о Фроле Скобееве» (конца XVII в. ), где движущими силами являются индивидуальные побуждения и личные качества предприимчивого героя. Однако эффективность композиционного стереотипа ограничена.
Затем Онегин уезжает из деревни и через два года странствий возвращается в Петербург. Благодаря этому впоследствии возник термин Deux ex machina (бог из машины), при помощи которого обозначалось внезапное, логически необъяснимое решение конфликта. "Сюжетом" Поспелов называет "сами события", а "фабулой" – "повествование о событиях ". У Чосера в основу композиции его "Кентерберийских рассказов" (1380-е гг. ) положена еще и тема "большой дороги", на которой сталкиваются меж собой персонажи самых различных званий и состояний.
Роден счел себя оскорбленным, когда одну из его работ сопоставили со слепком. Созданный им характер обещает победу. Обобщает характеры, подчеркивая в них черты, свойственные не одному, а многим людям.
В результате такого абстрактного подхода, такого игнорирования содержательной значимости художественной формы Веселовский приходил к выводу, что «новая поэтическая эпоха» работает над «исстари завещанными образами, обязательно вращаясь в их границах, позволяя себе лишь новые комбинации старых и только наполняя их тем новым пониманием жизни, которое собственно и составляет прогресс перед прошлым». В 1920-х гг. Аристотель выдвинул знаменитое требование "соразмерности".
Повествование в картине или скульптуре – всегда преодоление типовой структуры. К примеру, в «Отцах и детях» Тургенева характер Базарова обладает рядом черт типических и верных действительности, но в то же время Тургенев, ведя Базарова к краху, ставит его в нетипичные, несвойственные этому образу обстоятельства, отрывая его от действительной его социальной среды. В Большом энциклопедическом словаре и Современной энциклопедии (2000) сюжет считается способом развертывания фабулы, а также последовательностью изображаемых событий. Совокупность действий персонажей в их смене и движении образует цепочку эпизодов (или сцен), т. е. В этом случае в произведении складывается цепь намеков на «сверхъестественные» причины изображаемых событий, но наряду с этим даются поводы и для вполне реального объяснения их.
Остросюжетными, как правило, являются произведения, в центре которых герой, склонный к авантюрам (многие возрожденческие новеллы в духе «Декамерона» Дж. Онегин узнаёт, что она замужем. Рассмотрение синтагматики фильма в свете предложенной модели построения нарративного текста позволяет обнаружить, что первый и третий уровни более принадлежат плану выражения, а второй и четвертый – плану содержания (нужно ли оговаривать, что содержание здесь понимается в лингвистическом, а не в принятом в эстетике значении термина и что язык в искусстве всегда категория содержательная. ). Меньшую роль сюжет в указанном смысле играет в лирике.
Согласно ей, основные компоненты сложения сюжета – это событие и действие. Во-вторых, различие может определяться "мотивировкой повествования" (рассказ о событиях может быть дан в форме письма, дневника или в форме воспоминания). Простейшая единица фабулы — мотив или событие. Но, несмотря на это, повествование воспринимается цельным и стройным. Сюжет в романе Пушкина «Евгений Онегин» развивается в одном направлении, составляя своего рода цепочку эпизодов и сообщений о событиях.
Полное господство получают в натурализме элементы статически-описательные, а в импрессионизме также и лирические, оттесняя и разрушая элементы повествовательно-драматические культивируется жанр бессюжетной новеллы – зарисовки «с натуры», бессюжетный жанр обозрения и т. д. Игнорирование С. имело место и в советской лит-ре, как в теории, так и в практике (напр. Шолохова. Аксаков, Л. Н. 1) По концепции Аристотеля Событие (некий значительный факт) лежит в основе разграничении фабулы и сюжета.
Последнее замечание подводит нас к еще одной проблеме. Широкое распространение получают сюжеты, являющиеся плодом авторского воображения («Путешествие Гулливера» Дж.
В частности, к выработке некоторых композиционных стереотипов, которые нередко имеют позитивное значение и которые не следует путать со штампом. Литературные герои непредставимы вне их погруженности в тот или иной событийный ряд. в «Холодном доме» или в «Нашем общем друге» Диккенса, где создается сложная система тайн, постепенных или неожиданных узнаваний), подчас в психологических романах (у Достоевского). Такого рода перестановки, перебои и т. п. употребительны в приключенческих романах, в «романах тайн» (напр.
Сюжет любого произведения тесно связан с его композицией, т. е. «учащийся». сам пространственный переход героя из одного локуса в другой — событие.
Фабула представляет собой средство, которое скорее нужно автору, а не зрителю. Исчезало то, что Гораций называл "прелестью порядка". В современной русской литературной критике (равно как и в практике школьного преподавания литературы) термином «сюжет» обычно называют сам ход событий в произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается. Особенную важность приобретают беседа Желткова с мужем и братом Веры, ее прощание (знакомство. ) с Желтковым и, наконец, чувства, которые она испытывает, слушая бетховенскую сонату. Для обнаружения движущих сил С. очень важным является момент перипетии, которая, согласно определению Аристотеля, есть особый вид «перемены от несчастья к счастью или от счастья к несчастью», «перемена событий к противоположному, притом.
Любимова в течение двух-трех лет получала анонимные письма от влюбленного в нее человека. Такая «вибрация» мотивировок характерна для мистически настроенных немецких романтиков или напр. Каким же образом это удалось мастеру. В литературоведении эти истории могут рассматриваться отдельно от произведения. Так, к эпизодам следует отнести два объяснения Татьяны с Онегиным (в 4 и 8 главах), а упоминание о замужестве Ольги – это сообщение.
Язык сообщения дан обоим участникам коммуникации заранее. Чехова. Лефа, Литфронта). Художественно совершенный сюжет имеет в себе «источник самодвижения» — отражение коллизий действительности из которых этот источник вытекает обнаруживающиеся в исходных ситуациях противоречия ищут разрешения в действии, которое приобретает таким образом характер единого в своих противоречиях процесса. Но автор может рассказывать и самую «историю», прибегая к нарушениям хронологической последовательности событий, к перебоям, к задержанной экспозиции, к перерывам («на самом интересном месте») и т. д. Возможность такого построения особенно наглядно обнаруживает потребность в понятии фабулы, к-рым обозначается повествовательная основа, прямая последовательность рассказанных событий, как она может быть в конечном счете восстановлена читателем, в отличие от С., к-рый образуется последовательностью событий в том виде, в каком она сообщается автором.
У Генри новелла перипетии демонстрирует господство все переворачивающего случая. cumulatio — увеличение, скопление). Комбинации простейших мотивов образуют то, что именуется сюжетом. Но Аристотель в «Поэтике» применял для обозначения подобных происшествий древнегреческое слово «миф» (мthos) в смысле«предание», которое в русском литературоведении переводится обычно неверно латинским словом «фабула». в новелле Чехова «Толстый и тонкий»).
Именно он определяет последовательность изложения истории для зрителя/читателя. Таким органическим началом во многих (особенно в крупных) драматических и повествовательных произведениях является завязка, которая реализует в сюжете авторскую постановку проблем, обнажает исходные противоречия, рисует первое столкновение борющихся сил и служит первоисточником дальнейшего действия и борьбы. Важно, что и в тексте рассказа номинация студент используется значительно чаще, чем антропоним (12 и 1 раз соответственно).
Фабула — ход событий, порядок событий, являющийся основой литературного произведения и взятой из какого-либо первоисточника (мифа, легенды, предания) Сюжет — порядок событий, ход событий в самом литературном произведении. Экспозиция (лат. В XIX в. понимание значения термина «сюжет» изменилось.
Это ссора Ахиллеса с Агамемноном. Одновременно был в употреблении и термин «фабула» (от одного корня с глаголом fabulari — рассказывать, повествовать), возникший раньше и тоже получивший широкое распространение. Шкловский) предложили различать «материал» и «систему приемов» в произведении. Например, рассказ А. И.
В каждом из этих случаев будет наличествовать специфический тип связи (в одном – примыкание равноправных элементов, в другом – отношение доминации, обусловленности очевидно, что меняться будет и интенсивность связи: в первом случае элементы относительно независимы, доминация подразумевает спаянность). Создавая скульптуру, мастер ориентируется прежде всего на реальную натуру.
Герои, закрепленный за каким-либо из этих миров, в сюжетном отношена неподвижны. Но если скульптор лепит ее так же самозабвенно, как и лицо человека, если она выступает с этим лицом «на равных», то главным в произведении может стать не сам человек, а его одежда. будет гораздо сложнее и запутаннее, чем сейчас.
Получившие развитие в XX веке философия и эстетика, основанные на понятии "диалог". В «Повести о Савве Грудцыне» (середины XVII в. ), содержащей уже ярко выраженные реалистические тенденции интерес к быту, движущей пружиной С. все же ещё остается вмешательство в жизнь человека потусторонних сил, чорта и божества. Естественное в одном ряду, сюжетное событие оказывается странным в другом. Изображаемые писателями события составляют (наряду с персонажами) основу предметного мира произведения.
Знаменателен пристальный интерес Достоевского к газетной хронике. В 1920-х годах представителями ОПОЯЗа было предложено различать две стороны повествования: само по себе развитие событий в мире произведения они называли «фабулой», а то, как эти события изображены автором — «сюжетом». Кроме того, возникает широта охвата действительности, превращая роман, по словам В. Г. Позднее к этому же приему нередко прибегал и Ч. Диккенс. Панорамные сюжеты можно определить как центробежные или кумулятивные (от лат. Но сюжетный уровень строится по типу второго, фразового. Такова сюжетная организация «Анны Карениной» Л. Н.
Если Гомер строил свои произведения вокруг одного действия, то современные авторы под влиянием теорий "потока сознания", психоанализа, экзистенциализма и других чаще всего – на основе одного рефлектирующего сознания, а порой и "бессознательного". Здесь «понимание жизни», данное в образе, сводится к чему-то вторичному, внешнему, что легко вмещается в какую угодно комбинацию образов, в любую форму. Повествование, рассказывание всегда, в отличие от системы, представляет собой действие. От хорошо составленного сюжета (прежде всего трагедии) Аристотель справедливо требовал единого, законченного, целостного действия имеющего определенное начало, середину и конец, — действия, эпизоды которого непрерывно следуют по необходимости или вероятности.
Возможно, в будущем не останется уже никаких стандартных схем. Островского «Гроза» завязка и развязка чётко выражены: это отъезд Тихона.
В эпоху романтизма, провозгласившего полную свободу художника от всех норм и правил, авторы уже не были стеснены жесткими требованиями в отношении композиции произведений, фиксированность компоновки произведения была отвергнута. События создают для персонажей своего рода «поле действия», позволяют им разнопланово и полно раскрыться перед читателем в эмоциональных и умственных откликах на происходящее, главное же — в поведении и поступках. Так, в романе Л. Стерна "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена" (1767) стержнем композиции являются не хронологически выстроенные события, а "мнение" центрального героя.
Им противостоит (чаще всего – один) динамический герой, обладающий способностью преодолевать границу, пересечение которой для остальных героев немыслимо: живой, он спускается в царство теней, простолюдин – влюбляется в дворянку, бедняк – добивается богатства. Отметим только, что, например, в сюжет «Преступления и наказания» входит не только идея Раскольникова, поступки, совершенные под ее влиянием и последующее разочарование в ней, но и судьбы Сонечки, Дунечки, Свидригайлова, семьи Мармеладовых. Авторское мнение обретает здесь черты истины. Произведения последовательных натуралистов начинаются и кончаются «где попало», утрачивают единство действия, определенную завязку и т. д., поскольку натуралист дает сырой «кусок жизни», случайный отрезок жизненного процесса, становясь в позу «объективного» наблюдателя, не ставящего перед собой никаких проблем изображаемый процесс нигде не начинается и не кончается, а только длится. В выдуманном художником сюжете через конкретные судьбы, частные события, борьбу лиц индивидуализированные поступки персонажей могут раскрываться типичные, существенные процессы социально-исторической жизни.
Толстого, «Дело корнета Елагина» И. А. Сюжетам единого действия (их правомерно назвать концентрическими или центростремительными) отдавалось предпочтение и в античности и в эстетике классицизма. важно содержание, а не, сюжет»» Полное собрание соч., т. 6, 1955, с. 219 Горький М. : «. Это хронологический порядок событий. в новелле Чехова «Толстый и тонкий»). Выбрав кульминационный по нарастанию чувства момент, Шадр развернул композицию не только в пространстве, но и во времени. Соединение значимых элементов в цепочку может быть, в принципе, двух родов.
О большой роли сюжетных заимствований говорил Гете: «Я советую В XIX–XXвв. у Достоевского). Семантическое поле это. В терминологии мифологов это называется "возвращением времен".
Классический образец несовпадения сюжета и фабулы — роман М. Ю. Geschichte) излагаемой в произведении, не противоречит, между прочим, введение форгешихте (Vorgeschichte), введение после того, как «история» уже началась, «предистории», т. е. более или менее связного сообщения об обстоятельствах и событиях, предшествовавших началу, завязке «истории», напр. Исследователь дал следующее определение: «Под сюжетом я разумею тему, в которой снуются разные положе- ния-мотивы». И в этом ему «помогают» другие люди, сами того не зная. С. произведения одно из важнейших средств воплощения содержания обобщающей «мысли» писателя, его идейно-эмоционального осмысления реальных характерностей жизни, выраженного через словесное изображение вымышленных персонажей в их индивидуальных действиях и отношениях.
Так, в сюжете выделяют несколько основных составляющих: зачин, пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, финал (развязка, концовка, эпилог). Даже в драме импрессионизма персонажи не объединяются действием, единой борьбой, а лишь сопоставляются как «сопереживатели».
«Теория литературы. » в трёх тт., т. 2, М., 1964). Иначе говоря, сюжет не безмятежен, так или иначе причастен к тому, что называют драматизмом. Эти элементы называются внесюжетными. Полное господство получают в натурализме элементы статически-описательные, а в импрессионизме также и лирические, оттесняя и разрушая элементы повествовательно-драматические культивируется жанр бессюжетной новеллы — зарисовки «с натуры», бессюжетный жанр обозрения и т. д. Игнорирование С. имело место и в советской лит-ре, как в теории, так и в практике (напр.
В изображаемой действительности сглаживаются противоречия, притупляются сюжетные коллизии, ослабляется борьба и действование масштабы борьбы снижаются до уровня мелких и вялых повседневных столкновений (во имя того же позитивистски понятого правдоподобия). В литературоведении сталкиваются два других истолкования. Сюжет (франц. sujet) в литературе — отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне связанных поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое законченное целое. Впервые этот термин был употреблен классицистами П. Корнелем и Н. Буало. Также и произведение малых жанров, напр.
Что такое сюжет и фабула.
Для обнаружения движущих сил С. очень важным является момент перипетии, которая, согласно определению Аристотеля, есть особый вид «перемены от несчастья к счастью или от счастья к несчастью», «перемена событий к противоположному, притом по законам вероятности или необходимости». К литературе слово «С» впервые применили в 17 в. классицисты П. Корнель и Н. Буало имея в виду, вслед за Аристотелем, происшествия в жизни легендарных героев древности (например, Антигоны и Креонта или Медеи и Ясона), заимствованные драматургами позднейших времён.
В современной советской литературно-критической и школьной практике термины «С» и «фабула» осознаются или как синонимы или же С. называется весь ход событий, а фабулой основной художественный конфликт, который в них развивается (в обоих случаях термины удваиваются). Это одинаковые или разные понятия, взаимодополняющие или взаимоисключающие. Такая терминология не только более традиционна и привычна, но и более точна этимологически (С., по смыслу слова, «предмет», то есть то, о чём повествуется, фабула, с той же точки зрения само повествование о С. ).
У Любимовой были татарские корни, братом ее был М. И. В сюжетосложении явственно дает о себе знать автобиографическое начало (С. Т. У Генри новелла перипетии демонстрирует господство все переворачивающего случая. (Взаимная симпатия Катерины и Бориса – это экспозиция. ) Развязкой является гибель Катерины.
Geschichte) излагаемой в произведении, не противоречит, между прочим, введение форгешихте (Vorgeschichte), введение после того, как «история» уже началась, «предистории», то есть более или менее связного сообщения об обстоятельствах и событиях, предшествовавших началу, завязке «истории», напр. Одна линия может «случайно» затронуть другую. «Любовь, казавшаяся жалким, смешным чудачеством, любовь, отброшенная презрительно и высокомерно, – победила». Через сюжет, сюжетное действие изображаются поступки, состояния, характеры людей исторические события, бытовые жанровые сцены.
С последней трети XIX в. в буржуазной европейской лит-ре, прежде всего в натурализме, а затем и в импрессионизме, символизме, конструктивизме, футуризме и т. д., обозначается утрата «таланта рассказчика», отход от С. как отказ от осмысления действительности в ее динамике и широкой связности. sujet) обозначается цепь событий, воссозданная в литературном произведении, т. е. или две в истории наблюдающиеся. ) концепции развития (эволюции) суть: развитие, кк уменьшение и увеличение, как повторение и развитие, как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними).
126). Его любовь в конечном счете покоряет княгиню Веру. В основе любого сюжета лежит конфликт, развивающийся постепенно. Подобного типа новеллы Мопассана обычно стремятся обнажить в качестве действительных биологические побуждения, властвующие над человеком. Например, о «Легенде о Великом инквизиторе» (рассказ Ивана из романа Достоевского «Братья Карамазовы») написано не меньше (если не больше. ) исследований, чем о самом романе. Но так было не всегда. Таким органическим началом во многих (особенно в крупных) драматических и повествовательных произведениях является завязка, которая реализует в сюжете авторскую постановку проблем, обнажает исходные противоречия, рисует первое столкновение борющихся сил и служит первоисточником дальнейшего действия и борьбы. Но что такое сюжет в детальном рассмотрении.
Само слово происходит от французского «sujet», что дословно переводится как «предмет». Он писал, что фамилия его «странная» (как потом выяснилось, Желтый), служил он на телеграфе. Наука обобщает свои наблюдения в виде отвлеченных понятий. Так, в «Повести о Ф. Скобееве» эта мотивировка носит реалистический характер, а в «Повести о С. Грудцыне» – религиозно-мистический.
К историко-революционной теме, например, относятся десятки произведений, воссоздающих различные этапы социалистической революции в России: действия революционного подполья, эпизоды Октябрьского восстания, гражданской войны, первых послереволюционных лет. короче, мир ход произведения разделен на сферы. Что такое сюжет. собр.
В ней сама суть произведения, то, ради чего читатель или зритель знакомится с ним. Соответственно, они различали «фабулу» как заимствованный из жизни материал и «сюжет» как прием его обработки. Представители миграционной школы и мифологической школы литературоведения находили в произведениях фольклора, древней, средневековой литературы определенное сходство в отношениях и действиях персонажей (сходство повествовательных мотивов). Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 1929, т. V, стр. Именно анализ сюжета произведения позволит правильно проанализировать его фабулу.
Действие как таковое при этом может вообще отсутствовать. Это преимущество выражается не только в том, что через сюжет как таковой отражаются существенные процессы, события действительной жизни, но и в том, что действие есть «наиболее ясное разоблачение индивидуума как в отношении его образа мыслей, так и его целей то, что человек есть в глубочайшей основе своего бытия, осуществляется в действительности через действие» (Гегель) притом в действии характер обнаруживается независимо от представлений самого человека о себе. Для сюжетного построения нехудожественного типа вся сумма фонологических, грамматических, лексических и синтаксических (в пределах предложения) упорядоченностей оказывается формальной. Кинематограф, в этом отношении, занимает особое место: иконизм изобразительных искусств, создающий ряд существенных преимуществ с точки зрения наглядности моделирования, он соединяет с исконной дискретностью материала (изображение сегментируется на кадры), что делает повествовательную форму глубоко органичной. — действо). Киноповествование – это, прежде всего, повествование. Боккаччо, Дж. Наконец, отличие граничит с "субъектом повествования" – повествование может вестись от имени героя или от имени автора.
Словом «сюжет» (от фр. Фабула может отличаться от сюжета: во-первых, порядком повествования, т. е. события (сюжет) могут быть рассказаны не в хронологическом порядке, а с перестановками, пропусками. 324).
Туган-Барановский известный профессор. романа Толстого «Война и мир», романа Горького «Мать», трагедий Шекспира и т. д. Этому построению «истории» (нем. Однолинейный сюжет чаще представлен в рассказах, например, в «Хамелеоне» А. П. В повествовательных произведениях сюжет составляет их драматическую сторону (что допускает возможность их инсценировки), которая здесь совмещается с более или менее развитым описанием, а также авторскими высказываниями эмоционально-лирического, философского или публицистического характера.
Сюжет является организующим началом жанров драматических, эпических и лиро-эпических. Он может быть значимым и в лирическом роде литературы (хотя, как правило, здесь он скупо детализирован, предельно компактен): «Я помню чудное мгновенье» Пушкина, «Размышления у парадного подъезда» Некрасова, стихотворение В. Ходасевича «2-го ноября». Это сочетание элементов, каждый из которых имеет свою функцию. событие — смысловой переход, отражающийся на самом персонаже. Также и произведение малых жанров, напр. Так, в перипетии античной трагедии личные устремления близящегося к цели индивида впервые терпели крушение и здесь обнаруживалась мощь противостоящих им сил – власть рока.
Совпадение с одним рядом закономерностей художественно активно при расхождении с другим. В описательных произведениях или напр. Единство сюжета и характера не должно пониматься как непременное «соответствие», в иных случаях оно обнаруживает противоречия.
В «Повести о Савве Грудцыне» (середины XVII в. ), содержащей уже ярко выраженные реалистические тенденции интерес к быту, движущей пружиной С. все же еще остается вмешательство в жизнь человека потусторонних сил, чорта и божества. Например, в романе Толстого «Анна Каренина» сюжетные линии Кити и Левина, Анны и Вронского не пересекаются, за исключением фактически одного эпизода и еще в трех герои встречаются. В литературе или кинематографе такую же роль играет отказ от повествования. С ним соотнесено и заглавие рассказа – «студент», т. е.
Избранные произведения. Шмелев). Кинематограф как искусство абсолютно иначе, чем литература, относится к проблеме достоверности. Традиционные сюжеты (не в последнюю очередь античные) широко использовались драматургами-классицистами. (или как это устроено. ), а вторая – как это случилось. К внесюжетным элементам относится и авторское отступление, в котором писатель выражает свое отношение к какому-либо герою или проблеме (размышления автора об огромных возможностях русского народа и о двух типах писателей в "Мертвых душах").
Началось смешение жанров и эксперименты в области формы. И ответ на вопрос Что такое сюжет. Студент, рассказывая, «оживляет» картину: «тихий-тихий, темный-темный сад и в тишине едва слышатся глухие рыдания. » Обе женщины не остались равнодушными к страданиям Петра: «Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные изобильные, потекли у нее по щекам и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль».
В современном литературоведении существуют различные взгляды на сюжет и композицию. Линии могут идти и «параллельно», герои, участвующие в одной и другой сюжетной линии иногда почти не общаются. А вот рассуждение Толстого о москвичах: «Они уезжали и не думали о величественном значении этой громадной, богатой столицы, оставленной жителями и, очевидно, сожжённой (большой покинутый деревянный город необходимо должен был сгореть) они уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уехали и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшей славой русского народа. Гоголя, «Холстомер» Л. Н. В этой связи очень важным является высказывание Энгельса о лит-ре «истинных социалистов»: «Истинный социализм в своей неопределенности не предоставляет возможности связывать отдельные факты, о которых нужно рассказать, с общими условиями, что помогло бы выявить на этих фактах поражающее и важное в них. М. М. Бахтин о романном разноречии.
В произведениях некоторых стилей и жанров, напр. В пьесе А. Н. Фабула же — общий ход, схема действия, «система основных событий, которая может быть пересказана». События, составляющие сюжет, соотносятся между собой по-разному.
Бог этот и разрешал все коллизии. При этом каждый уровень имеет вполне самостоятельную имманентную организацию. Какие мифы должен брать поэт сюжетом для своего произведения. А.
С появлением «формальной школы» в 1920-х гг. представители ОПОЯЗа предложили важное различение двух сторон повествования: развитие самих событий в жизни персонажей, порядок и способ сообщения о них автором-рассказчиком придавая большое значение тому, как «сделано» произведение, они стали называть С. вторую сторону, а первую фабулой. Достаточно вспомнить роман Г. Филдинга "История Тома Джонса, найденыша" (1749).
для ряда новелл Шницлера). В лучших романах Жюля Верна авантюрное построение С. является увлекательной формой для развития научной утопии или для развертывания широкой географической панорамы. Своеобразие и яркость восприятия определяют творческую индивидуальность художника, умение почувствовать -ведущие закономерности развития эпохи, его прогрессивность. Умение не просто соединить эпизоды, но сконцентрировать действия вокруг наиболее композиционно значимого – одно из высших достоинств "Илиады". Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» показано постепенное приобщение лирического героя к тайнам природы, мирозданья. Сюжет составляет важнейшую сторону тех «типичных обстоятельств», в к-рых выступают «типичные характеры».
Однако сторонникам этой теории важно усвоить теоретическое новаторство «формальной школы» и, называя С. основную, предметную сторону повествования или сценического действия, употреблять термин «фабула» для обозначения второй, собственно композиционной стороны (см. К таким глубоким сюжетам принадлежит и сюжет «Мёртвых душ» Гоголя.
В понимании термина «сюжет» они следовали традиции Аристотеля. например, в сказках свои мир и чужой мир, так же могут быть границы — лес, река, мост. во многих автобиографических повестях. Произведения последовательных натуралистов начинаются и кончаются «где попало», утрачивают единство действия, определенную завязку и т. д., поскольку натуралист дает сырой «кусок жизни», случайный отрезок жизненного процесса, становясь в позу «объективного» наблюдателя, не ставящего перед собой никаких проблем изображаемый процесс нигде не начинается и не кончается, а только длится.
В основе же сюжета лежит конфликт, «сюжет есть движущаяся коллизия». Возникающая при этом истинность убивает сюжетность. Более глубокое решение этих проблем, видимо, зависит от создания общей теории повествовательных структур, которая в равной мере охватывала бы синтаксически конструкции в языкознании, теорию повествования кинематографе, музыке и повествовательные струи туры живописи (например, орнамент), являясь одновременно механизмом описания сюжетно-повествовательных структур художественной литературы. Яркий пример тому — знаменитая скульптура Шадра «Булыжник — оружие пролетариата» (1927). В античных трагедиях разрешение противоречий зачастую определялось вмешательством богов. в средневековом рыцырском романе, в некоторых романах А. Дюма или Жюля Верна) такого рода сюжетность приводит к механическому последованию внутренне не связанных эпизодов, к нераскрытости характеров действующих лиц, к игре вымысла, к занимательной событийности, не способствующей глубокому отражению действительности.
Фактически они обозначают начало действия, поскольку именно известие о болезни дяди заставляет Онегина отправиться в деревню (его прежняя жизнь в Петербурге – это предыстория, она может помочь понять его характер, но никак не влияет на развитие сюжета). Слова, которыми начинается первая глава романа «Евгений Онегин», принадлежат Онегину: «Мой дядя самых честных правил, / Когда не в шутку занемог, / Он уважать себя заставил / И лучше выдумать не мог». "Так, жанр идиллии не знает конфликта, во всяком случае, в привычном смысле.
А пока что это лишь схема и метод выстраивания повествования. Мотив, таким образом, – древнейшая первобытная форма художественного сознания. для ряда новелл Шницлера). Сюжетный текст обязательно представляет собой повествование. В развязке разрешается конфликт, добавляются последние штрихи к психологическому портрету героев (мужество Эдипа и Антигоны в трагедии Софокла, благородство Гамлета). Понятие «сюжет» имеет очень много смыслов в зависимости от сферы употребления.
В литературе понятие сюжета тесно граничит с понятием фабулы, но путать их не стоит. Лит. : Аристотель. sujet — предмет, содержание) — развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях (в лирике сюжет встречается редко). Ее нельзя свести к конфликту. Для того, чтобы кинематограф стал сюжетным, должно было возникнуть умение освобождать поведение героя от автоматизма зависимости его от поведения фотографируемого объекта. Именно потому, что сюжетное событие – нарушение конструкции мира, оно может произойти или не произойти (предполагается, что оно происходит редко или однократно) и произойти несколькими способами. Значительное влияние на композицию современного романа оказала, в частности, теория "точек зрения", разработанная американским писателем конца XIX века Генри Джеймсом. Сохранены многие биографические подробности.
Сюжет. Отец и брат Любимовой, Николай (преуспевающий молодой чиновник) пошли к телеграфисту, чтобы прекратить эту историю. Связь между элементами, построение на основе этой связи структурной цепочки, образующей текст, составляет основу всякого повествования.
Но в ряде случаев, особенно в фантастических произведениях, мы имеем дело с двойной мотивировкой. В целом, оба понятия тесно связаны между собой. Причем лучшие мастера из века в век продолжали стремиться к Широте охвата воссоздаваемого.
(В этом случае между прочим сначала дается экспозиция, затем завязка, кульминационный пункт борьбы, развязка, эпилог. ) Прямое последование лежит в основе напр. «Не копируя природы, я работаю, как она», — подтверждал его мысль другой известный французский скульптор Аристид Майоль. Каждая тема допускает множество различных сюжетных решений. Вот таким образом истинные социалисты и в своей прозе избегают истории.
А. Веселовский в своей «Исторической поэтике» дифференцировал «мотивы» как «простейшие повествовательные единицы» и «сюжеты» как «сочетания мотивов». Здесь все эпизоды будут иметь причинно-следственную связь и весь текст будет пронизан чёткой логикой: никакого хаоса, никаких композиционных нарушений.
С. ПУШКИН — ОСНОВОПОЛОЖНИК СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. Она не может репродуцировать себя без конца, как это свойственно куммулятивным цепочкам. Различие между сюжетом и композицией зачастую рассматривается как различие количественное, как отношение части (сюжет) к целому (композиция). 126). В лучших произведениях советской лит-ры движущими силами С. являются исторические закономерности общественного развития, классовой борьбы, силы народа, борющегося против капиталистического рабства, за создание и укрепление социалистического строя.
Из этого делается вывод, что надпись не может быть ошибочна – не верить следует глазам. Эти тексты по своей природе статичны. Без какого-то конфликта и жизни героев (длительного или кратковременного) трудно представить достаточно выраженный сюжет. А вот русские критики XIX века меняли местами значения данных терминов. Толстого и «Трех сестер» А. П.
В одних случаях на первый план выдвигается какая-то одна жизненная ситуация, произведение строится на одной событийной линии. Он «истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели и он никак не мог побороть сна», когда Иисус молился в Гефсиманском саду. Вначале, «пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике и при Иоанне Грозном и при Петре и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, – все эти ужасы были, есть и будут и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».
Таким образом, раскрываются некоторые особенности нарративной структуры кинематографа. Желтый взял браслет и угрюмо обещал не писать Любимовой. Такие конструкции правильнее называть сюжет в сюжете. Так, в «Жиль-Блазе» Лесажа многообразие нанизываемых авантюр, не всегда достаточно связанных причинно, служит целям широкого охвата жизни и выражает тенденции реализма на относительно ранней ступени его развития.
Иногда к ним относят также вставные истории, что не совсем верно. А после исполнения пророчества Петр «очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал». Признак мотива – его образный одночленный схематизм таковы неразложимые далее элементы низшей мифологии и сказки: солнце кто-то похищает (затмение), молния – огонь сносит с неба птица и т. д. ". Если увеличение количества возможностей из которых художник выбирает свое решение, приводит к неслыханному росту информативности текста, то вера в то, что сообщаемый нам вариант обладает бесспорной истинностью (и, следовательно, художник как бы не имел никакого выбора)повышает ценностную характеристику информации Ведь известно, что величина информации и ее ценность не совпадают автоматически. «Поэтическое искусство» Буало как манифест классицизма. Билет 35.
В том же ряду стоит и вставная новелла (итал. Б. Шоу писал о том, что в основе современной драмы должна лежать "дискуссия".