Сюжет – это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. При этом нужно отличать термины «тема» и «сюжет» произведения, так как одна тема может иметь несколько разных сюжетов, детально раскрытых в самом произведении. Вот эти изменения и есть внутренний сюжет. Согласно словарю Ожегова, сюжет— это последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении в произведении изобразительного искусства— предмет изображения. Чтобы понять главное определение: «сюжет— это логически выстроенный ряд событий» необходимо понимать что обозначает слово «событие».
Уметь находить основные точки сюжета важно в любом произведении: это поможет глубже уяснить его содержание – фабулу и кратко пересказать ее. Внешний сюжет — это то, что происходит вокруг главного героя и с его непосредственным участием. Согласно словарю Ожегова, сюжет— это последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении в произведении изобразительного искусства— предмет изображения. Чаще всего, эти два типа сюжета мирно соседствуют и поддерживают друг друга.
А сюжет – это ещё и декорации, на фоне которого конфликт разворачивается. При этом необходимо досконально изучать структуру сюжета, его эпизоды и повествовательное соотношение диалогов с конфликтами. О сюжете в литературном произведении мы уже вкратце говорили в этой статье.
Внутренний сюжет — это то, что происходит в голове и в сердце главного героя. И фабулу и сюжет можно пересказать, но вопрос в том, как это сделать: фабула – это последовательность событий в их хронологическом порядке, сюжет же такого порядка не придерживается и может вмещать в себя события, происходящие в различные временные периоды. Пролог – это вступление к основному развитию сюжета, в котором раскрываются первопричины событий изображённых в произведении. Ещё одно существенное отличие состоит в том, что фабула – это сжатый пересказ самого главного, а сюжет может вмещать в себя помимо основных компонентов композиции, ещё и всевозможные лирические отступления (как у Гоголя в «Мёртвых душах» или у Пушкина в «Евгении Онегине»).
Разные люди, разный опыт, разный объем знаний — вам придется учитывать все это, когда вы начнете работать над сюжетом и персонажами. Согласно словарю Ожегова, сюжет— это последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении в произведении изобразительного искусства— предмет изображения1.
Представители миграционной школы и мифологической школы литературоведения находили в произведениях фольклора, древней, средневековой литературы определенное сходство в отношениях и действиях персонажей (сходство повествовательных мотивов). Уже Аристотель разграничивал фабулу (мифос) и ее живое «словесное выражение». Так, в «Повести о Ф. Скобееве» эта мотивировка носит реалистический характер, а в «Повести о С. Грудцыне» — религиозно-мистический. В современной русской литературной критике (равно как и в практике школьного преподавания литературы) термином «сюжет» обычно называют сам ход событий в произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается.
Эти моменты могут отсутствовать или во многих автобиографических повестях. В литературоведении сталкиваются два других истолкования. В основе же сюжета лежит конфликт, «сюжет есть движущаяся коллизия». От хорошо составленного сюжета (прежде всего трагедии) Аристотель справедливо требовал единого, законченного, целостного действия имеющего определенное начало, середину и конец, — действия, эпизоды которого непрерывно следуют по необходимости или вероятности.
В современной советской литературно-критической и школьной практике термины «С» и «фабула» осознаются или как синонимы или же С. называется весь ход событий, а фабулой — основной художественный конфликт, который в них развивается (в обоих случаях термины удваиваются). представители ОПОЯЗа предложили важное различение двух сторон повествования: развитие самих событий в жизни персонажей, порядок и способ сообщения о них автором-рассказчиком придавая большое значение тому, как «сделано» произведение, они стали называть С. вторую сторону, а первую — фабулой. произв., внутреннее смысловое сцепление образов.
Но Аристотель в «Поэтике» применял для обозначения подобных происшествий древнегреческое слово «миф» (мthos) в смысле«предание», которое в русском литературоведении переводится обычно неверно латинским словом «фабула». Различие между сюжетом и композицией зачастую рассматривается как различие количественное, как отношение части (сюжет) к целому (композиция). По Горькому, сюжет — это «связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще ваимоотношения людей история роста и организации того или иного характера». Произошла путаница с переводами, в частности с латинского языка и миф стал фабулой.
в новелле «Толстый и тонкий»). genealogia — родословие), римляне использовали термин фабула (лат. Типы композиции. В самом общем виде можно выделить два типа композиции – назовем их условно простым и сложным. Это хронологический порядок событий.
Таким органическим началом во многих (особенно в крупных) драматических и повествовательных произведениях является завязка, которая реализует в сюжете авторскую постановку проблем, обнажает исходные противоречия, рисует первое столкновение борющихся сил и служит первоисточником дальнейшего действия и борьбы. В ней сама суть произведения, то, ради чего читатель или зритель знакомится с ним. В немецкой классической эстетике (Шеллинг, Гегель) события изображенные в произведениях, назывались «действованием» (Handlung).
Сюжет «Мёртвых душ» точно отражал существеннейшие черты и процессы жизни в России эпохи Николая I. Двойное заглавие этого произведения дает ясное представление об отличии сюжета от идеи: «Похождения Чичикова» история его «негоций» образует сюжет идея произведения (его первого тома) заключается в показе господствующего класса крепостнического общества, как сборища «мёртвых душ», на смену которым идут пионеры капиталистического общества с душами деятельными, но низменными. Сюжет (от франц. Большим мастером новеллы перипетии является Чехов, который этим способом обычно срывает маски, обнажает подлинную социальную сущность человеческих отношений (например, в новелле «Толстый и тонкий»).
Так в «Матери» М. Горького на глазах читателя, шаг за шагом, в процессе действования, социальной борьбы вырастает характер Ниловны: от исходной придавленности, нераскрытости незаметной личности она поднимается к высокой, осмысленной человечности, к героизму, к сознанию целей человеческого существования. Нечто подобное мы наблюдаем в «Отцах и детях» Тургенева. В литературоведении сталкиваются два других истолкования. в новелле Чехова «Толстый и тонкий»).
Причем это преимущество выражается не только в том, что через сюжет, как таковой, отражаются существенные процессы, события действительной жизни, но и в том, что действие есть «наиболее ясное разоблачение индивидуума как в отношении его образа мыслей, так и его целей то, что человек есть в глубочайшей основе своего бытия, осуществляется в действительности через действие» (Гегель) притом в действии характер обнаруживается независимо от представлений самого человека о себе. Единство сюжета и характера не должно пониматься как непременное «соответствие», в иных случаях оно обнаруживает противоречия.
В коллективном труде советских литературоведов («Теория литературы. событий. При этом характерной особенностью «Матери» является то, что классовая борьба развертывается здесь не только в форме столкновения индивидов (как это было и у критических реалистов XIX в. ), но и в форме борьбы коллективов, что придает повести Горького черты эпопеи. Опоязовцы (В. Соответственно, говоря словами Аристотеля, хорошо составленный сюжет должен «иметь начало, середину и конец», «не должен начинаться откуда попало, ни где попало кончаться». В современном литературоведении существуют различные взгляды на сюжет и композицию.
Общим пороком формалистического рассмотрения сюжета является неумение раскрыть его познавательное значение как одной из важнейших сторон сложного художественного целого. От хорошо составленного сюжета (прежде всего трагедии) Аристотель справедливо требовал единого, законченного, целостного действия имеющего определенное начало, середину и конец, — действия, эпизоды которого непрерывно следуют по необходимости или вероятности. Так, в «Дон-Кихоте» Сервантеса часто отсутствует тесная причинная связь между отдельными группами эпизодов, но они являются вполне оправданными, поскольку все это многообразие ситуаций многосторонне раскрывает типические образы героев и их судьбу. Внесюжетные элементы.
Совокупность и последовательность действий и событий – это сложное целое понятие. Предыдущее толкование было поддержано в 1920-х годах представителями ОПОЯЗа, которые предложили различать две стороны повествования: само по себе развитие событий в мире произведения они называли «фабулой», а то, как эти события изображены автором— «сюжетом». Прекрасный пример такого построения – рассказ-анекдот, типа рассмотренного выше рассказа Чехова «Смерть чиновника».
Чтобы понять, что такое сюжет в литературе, нужно разобраться в некоторых тонкостях. Рост индивидуального самосознания, ослабление власти религиозных представлений отражается в «Повести о Фроле Скобееве» (конца XVII в. ), где движущими силами являются индивидуальные побуждения и личные качества предприимчивого героя. Здесь «понимание жизни», данное в образе, сводится к чему-то вторичному, внешнему, что легко вмещается в какую угодно комбинацию образов, в любую форму. важно содержание, а не, сюжет»» — Полное собрание соч. (сочинение), т. 6, 1955, с. 219 Горький М. : «.
Сюжет «Мертвых душ», как в фокусе, отражал существеннейшие черты и процессы жизни в России Николая I. Между прочим, двойное заглавие этого произведения дает ясное представление об отличии сюжета от идеи: «Похождения Чичикова» история его «негоций» образует сюжетидея произведения (его I тома) заключается в показе господствующего класса крепостнического общества, как сборища «мертвых душ», на смену которым идут пионеры капиталистического общества с душами деятельными, но низменными. В ряде случаев (напр. Единицей С. является деталь. Сюжет (франц. sujet) в литературе — отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне связанных поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое законченное целое. В ряде произведений некоторые из этих элементов ослаблены или отсутствуют вовсе («Степь» А. Чехова, «Детство» М. Горького).
При этом Аристотель настаивает на утверждении доминирующей роли сюжета в драме, в частности в трагедии, которая «есть подражание не людям, но действию и жизни», цель которой — «какое-нибудь действие, а не качество» и для которой сюжет «есть основа и как бы душа». Простейшая единица фабулы — мотив или событие. собр. Такая «вибрация» мотивировок характерна для мистически настроенных немецких романтиков или напр. У Генри новелла перипетии демонстрирует господство все переворачивающего случая. собр. С этой т. зр.
Иной вид построения С. использующий в ходе действия перестановки — именно: аналитически-ретроспективный, — обнаруживают такие драмы Ибсена, как «Росмерсгольм», «Д. Опорные точки композиции. Композиция любого литературного произведения строится с таким расчетом, чтобы от начала к концу читательское напряжение не ослабевало, а усиливалось.
К таким глубоким сюжетам принадлежит сюжет «Мертвых душ» Гоголя. Различие в терминах, обозначающих одно явление, сделало их неустойчивыми и неоднозначными. Эта традиция продолжает сохраняться (см. Одновременно складывается понимание С. как развертывания действия во всей его полноте.
Так, в сюжете выделяют несколько основных составляющих: зачин, пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, финал (развязка, концовка, эпилог). Характеры опустошаются, лишаясь волевого наполнения и ясно представляемых целей исчезает необходимая связь между действием и характером. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как в историческом плане (исторический период действия произведения), так в физическом (течение времени в ходе произведения). Понимаемый формалистически сюжет, например «Отцов и детей» Тургенева, распадается на ряд слабо объединенных сюжетных линий (история отношений Базарова к Павлу Кирсанову, к Одинцовой и так далее), каждая из которых может быть сведена к бессодержательным схемам взаимоотношений между персонажами.
Различие в терминах, обозначающих одно явление, сделало их неустойчивыми и неоднозначными. На это обстоятельство указывает Энгельс в письме к Гаркнес, в рассказе которой «Городская девушка» он видит типический характер, поставленный в нетипические обстоятельства. Лит. : Аристотель. Назовем этот тип сюжета динамическим. Рост индивидуального самосознания, ослабление власти религиозных представлений отражается в «Повести о Фроле Скобееве» (конца XVII в. ), где движущими силами являются индивидуальные побуждения и личные качества предприимчивого героя. Событие или система событий изображаемые писателем, протекают во времени, в причинно-следственных связях и отличаются относительной завершённостью.
Композиция).
Существуют сюжеты хроникальные и концентрические. В XIX в. понимание значения термина «сюжет» изменилось. В противном случае стирается грань между сюжетом и вообще содержанием литературного произведения от этого смешения предостерегал ещё Белинский («Из литературных и журнальных заметок 1842 г»). С. связан с типом худож.
Конечно, это относится не ко всякой стихотворной поэзии, которая может иметь и повествовательный (поэма, басня, повесть в стихах и др. ) и драматизованный характер (драматическая поэма) и воплощаться в переходных лиро-эпических жанрах (баллады и др. ). В изображаемой действительности сглаживаются противоречия, притупляются сюжетные коллизии, ослабляется борьба и действование масштабы борьбы снижаются до уровня мелких и вялых повседневных столкновений (во имя того же позитивистски понятого правдоподобия). Фабула же — общий ход, схема действия, «система основных событий, которая может быть пересказана». Что такое сюжет в Толковом словаре русского языка Ушакова. В литературе понятие сюжета тесно граничит с понятием фабулы, но путать их не стоит. Существуют сюжеты хроникальные и концентрические.
Фабула представляет собой средство, которое скорее нужно автору, а не зрителю. в произведении проблемы, которые в понимании автора являются типическими для изображаемого им объекта. Так, в «Жиль-Блазе» Лесажа многообразие нанизываемых авантюр, не всегда достаточно связанных причинно, служит целям широкого охвата жизни и выражает тенденции реализма на относительно ранней ступени его развития.
Г. Б. В основе С. лежит конфликт (коллизия), к-рый содержит в себе предпосылки развития действия, совершающегося через ряд перипетий (соотнесений, торможений, повторений и т. п. ). И ответ на вопрос Что такое сюжет. С. произведения — одно из важнейших средств воплощения содержания — обобщающей «мысли» писателя, его идейно-эмоционального осмысления реальных характерностей жизни, выраженного через словесное изображение вымышленных персонажей в их индивидуальных действиях и отношениях. К тому же, некоторых элементов композиции может просто не быть. Для обнаружения движущих сил С. очень важным является момент перипетии, которая, согласно определению Аристотеля, есть особый вид «перемены от несчастья к счастью или от счастья к несчастью», «перемена событий к противоположному, притом по законам вероятности или необходимости». sujet — предмет, содержание) — развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях (в лирике сюжет встречается редко).
В XVIII нач. В современной русской литературной критике (равно как и в практике школьного преподавания литературы) термином «сюжет» обычно называют самход событий в произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается. Придумывая сюжет, автор книги в первую очередь думает о том, как заинтересовать читателя.
Опорные точки композиции могут иногда располагаться в начале и конце (чаще) частей, глав, актов и т. п. А. Веселовский в своей «Исторической поэтике» дифференцировал «мотивы» как «простейшие повествовательные единицы» и «сюжеты» как «сочетания мотивов». соч. (сочинение), т. 5, М., 1954, с. 219 Веселовский А. Н., Поэтика сюжетов, в его кн. : Историческая поэтика, Л., 1940 Шкловский В. Б., О теории прозы, М. — Л., 1925 Медведев П. Н., Формальный метод в литературоведении, Л., 1928: Фрейденберг О. М., Поэтика сюжета и жанра, Л., 1936 Кожинов В. В., Сюжет, фабула, композиция, в кн. : Теория литературы. (В этом случае между прочим сначала дается экспозиция, затем завязка, кульминационный пункт борьбы, развязка, эпилог. ) Прямое последование лежит в основе например, романа Толстого «Война и мир», романа Горького «Мать», трагедий Шекспира и т. д. Этому построению «истории» (нем. В этом случае в произведении складывается цепь намеков на «сверхъестественные» причины изображаемых событий, но наряду с этим даются поводы и для вполне реального объяснения их.
Понятие «сюжет» имеет очень много смыслов в зависимости от сферы употребления. Если Л. Толстой излагает события, как бы уже зная их причины и исход, охватывая их в целом и осознав ход вещей, то Достоевский изображает их так, как они воспринимаются в момент их совершения с ограниченной точки зрения отдельного лица. Так, роман «Что делать. » Н. Чернышевского начинается со смерти героя, а потом рассказывается обо всем, что предшествовало этому. Проблема превращения фабулы в «цельное действие», т. е- в С., рассматривалась Лессингол в трактате «Лаоко-он». стали доминирующими композиционные моменты.
«Теория литературы. » в трёх тт., т. 2, М., 1964). Но что такое сюжет в детальном рассмотрении. Сюжет (от лат. В этом случае в произведении складывается цепь намеков на «сверхъестественные» причины изображаемых событий, но наряду с этим даются поводы и для вполне реального объяснения их. Возможно, в будущем не останется уже никаких стандартных схем.
Также и произведение малых жанров, например, новелла, может строиться без завязки и развязки в собственном смысле слова, заключая в себе лишь один сюжетный мотив, единственный переход от одной ситуации к другой, переход, который может обнаружить противоречие сил, не раскрывая их борьбы (как например, в новелле Чехова «Толстый и тонкий»). Понятие сюжета тесно граничит с понятием фабулы произведения. Соответственно, говоря словами Аристотеля, хорошо составленный С. должен «иметь начало, середину и конец», «не должен начинаться откуда попало, ни где попало кончаться». Важнейшую роль характера для построения сюжета отмечает данное Горьким определение сюжета.
Так, в «Жиль-Блазе» Лесажа многообразие нанизываемых авантюр, не всегда достаточно связанных причинно, служит целям широкого охвата жизни и выражает тенденции реализма на относительно ранней ступени его развития. Лефа, Литфронта). Лишаясь динамической основы, распадаются связи между изображаемыми явлениями, что наглядно обнаруживается в импрессионизме, где обессмысленное мелькание изолированных ситуаций объединяется лишь эмоциональными откликами субъекта.
Сюжет (от франц. (французский) sujet — предмет), 1) в литературе — развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, а иногда и в лирических. Путь Ниловны имеет своеобразные параллели в судьбах и в росте характеров других героев повести (Павла, Рыбина, Весовщикова). 3. Произведения последовательных натуралистов начинаются и кончаются «где попало», утрачивают единство действия, определенную завязку и т. д., поскольку натуралист дает сырой «кусок жизни», случайный отрезок жизненного процесса, становясь в позу «объективного» наблюдателя, не ставящего перед собой никаких проблем изображаемый процесс нигде не начинается и не кончается, а только длится.
subjectum — подлежащее, подчиненное) — форма существования темы (отсюда этимология термина). Взятый в егосодержательном единстве сюжета «Отцов и детей» представляет собой показ истории крушения «нигилистических» (как их определяет автор) идей разночинца-демократа при его попытке претворить свои теории в реальную жизненную практику. С. отражает противоречия отображаемой в иск-ве жизни и выражает авторскую концепцию действительности. Требованию единства сюжетного действия не противоречит богатая разветвлённость, многолинейность сюжета в том случае, если между отдельными ветвями сюжета существует внутренняя, содержательная связь (которая может обнаруживаться как контрасты, параллели, вариации по отношению к основной линии действия).
Такая терминология не только более традиционна и привычна, но и более точна этимологически (С., по смыслу слова, — «предмет», то есть то, о чём повествуется, фабула, с той же точки зрения — само повествование о С. ). Композиция). Но автор может рассказывать и самую «историю», прибегая к нарушениям хронологической последовательности событий, к перебоям, к задержанной экспозиции, к перерывам («на самом интересном месте») и т. д. Возможность такого построения особенно наглядно обнаруживает потребность в понятии фабулы, к-рым обозначается повествовательная основа, прямая последовательность рассказанных событий, как она может быть в конечном счете восстановлена читателем, в отличие от С., к-рый образуется последовательностью событий в том виде, в каком она сообщается автором. В понимании термина «сюжет» они следовали традиции Аристотеля.
Как правило, романы и многие драматические произведения отличаются многосюжетностью. Эта традиция продолжает сохраняться (см. во многих автобиографических повестях. Полное господство получают в натурализме элементы статически-описательные, а в импрессионизме также и лирические, оттесняя и разрушая элементы повествовательно-драматические культивируется жанр бессюжетной новеллы — зарисовки «с натуры», бессюжетный жанр обозрения и т. д. Игнорирование С. имело место и в советской лит-ре, как в теории, так и в практике (напр.
Сюжет. Однако сюжет проявляется достаточно отчетливо не во всех видах и жанрах искусства: более всего — в живописи бытового и исторического жанра, композициях на мифологические и библейские темы менее всего, как исключение или частично, — в пейзаже, натюрморте. XIX в. термин «С» используется применительно к живописи в значении «тема».
Г. Боркман», в к-рых действие на сцене представляет собой, собственно, лишь затянувшуюся развязку, а сама «история» восстанавливается урывками через воспоминания, сообщения, намеки, догадки. Основные проблемы в историческом освещении») сюжет рассматривается как «действие произведения в его полноте, реальная цепь изображенных движений». В результате такого абстрактного, опустошающего подхода, такого вылущивания содержательной значимости художественной формы Веселовский приходил к выводу, что «новая поэтическая эпоха» работает над «исстари завещанными образами, обязательно вращаясь в их границах, позволяя себе лишь новые комбинации старых и только наполняя их тем новым пониманием жизни, которое собственно и составляет прогресс перед прошлым». новелла, может строиться без завязки и развязки в собственном смысле слова, заключая в себе лишь один сюжетный мотив, единственный переход от одной ситуации к другой, переход, к-рый может обнаружить противоречие сил, не раскрывая их борьбы (как напр.
Различие между этими видами сюжетов хорошо иллюстрирует такой пример: во фразе «Король умер и скоро умерла королева» воссоздается хроникальный сюжет, но если мы скажем: «Король умер и королева умерла от горя», – это будет формула концентрического сюжета. В сравнении с идеей и темой произведения (как правило, они имеют возвышенный смысл) сюжеты неоднозначны и противоречивы. Сюжет. Под этим термином подразумевали мифы, басни, рассказы. Такая терминология не только более традиционна и привычна, но и более точна этимологически (С., по смыслу слова, «предмет», то есть то, о чём повествуется, фабула, с той же точки зрения само повествование о С. ).
В истории искусства понятие сюжета также претерпевало изменения. Лит. : Аристотель. Латинское слово «фабула» (от одного корня с глаголом fabulari — рассказывать, повествовать) употреблялось римскими писателями как обозначение всяких рассказов, в том числе мифов и басен и получило распространение гораздо раньше, чем французский термин «С». противоречия — к развязке.
Конечно, под событиями, совершающимися с персонажами, нужно разуметь не только внешние, но и внутренние, психологического порядка, психологические конфликты, переломы не только исключительные, грандиозные события, но и обыденные, мелкие, образующие повседневное течение жизни а в качестве персонажей могут выступать не только люди, но и антропоморфизированные животные, олицетворённые силы и предметы живой и мертвой природы. Само слово заимствовано из французского языка (subjet), что дословно переводится как «предмет». в авантюрном романе, заостренная «сюжетность» проявляется как нагромождение событий изобилие внешнего действия, острых интригующих положений.
Произведения последовательных натуралистов начинаются и кончаются «где попало», утрачивают единство действия, определенную завязку и так далее, поскольку натуралист дает сырой «кусок жизни», случайный отрезок жизненного процесса, становясь в позу «объективного» наблюдателя, не ставящего перед собой никаких проблем изображаемый процесс нигде не начинается и не кончается, а только длится. Фабулой они называли ход событий в произведении, а под сюжетом подразумевали ход повествования об этих событиях. Однако для основного русла советской лит-ры характерна, наоборот, борьба за глубокий, широко охватывающий С., каковым и отличаются лучшие произведения советских писателей (Шолохова, Фадеева, А. Толстого и др. ). Древние греки последовательное изложение мифов называли генеалогией (греч. В 1920-х годах представителямиОПОЯЗа было предложено различать две стороны повествования: само по себе развитие событий в мире произведения они называли «фабулой», а то, как эти события изображены автором— «сюжетом».
Различие между этими видами сюжетов хорошо иллюстрирует такой пример: во фразе «Король умер и скоро умерла королева» воссоздается хроникальный сюжет, но если мы скажем: «Король умер и королева умерла от горя», — это будет формула концентрического сюжета., большую роль также играют внесюжетные элементы (описания, авторские отступления). Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 1929, т. V, стр. Что такое сюжет и фабула. введение в рассказ биографий героев по мере их появления на арене действия (как это обычно в романах Тургенева).
С. во всём его неповторимом своеобразии — это основная сторона формы (и тем самым стиля) произведения в её соответствии содержанию, а не само содержание, как часто понимают в школьной практике. Именно он определяет последовательность изложения истории для зрителя/читателя. Художественно совершенный сюжет имеет в себе «источник самодвижения» — отражение коллизий действительности из которых этот источник вытекает обнаруживающиеся в исходных ситуациях противоречия ищут разрешения в действии, которое приобретает таким образом характер единого в своих противоречиях процесса. Такое ретроспективное построение путем восхождения от следствия к причинам, обратное действительному ходу вещей, заключает в себе гораздо менее живого, наглядного показа, отличается меньшей напряженностью и несет на себе печать психологизма, субъективности и умозрительности. Такого рода перестановки, перебои и т. п. употребительны в приключенческих романах, в «романах тайн» (напр. Однако нужно иметь в виду, что не всякое сюжетное произведение обладает завязкой, развязкой, экспозицией и пр. Вот таким образом истинные социалисты и в своей прозе избегают истории.
Что такое сюжет. Полное господство получают в натурализме элементы статически-описательные, а в импрессионизме также и лирические, оттесняя и разрушая элементы повествовательно-драматические культивируется жанр бессюжетной новеллы — зарисовки «с натуры», бессюжетный жанр обозрения и так далее. представители ОПОЯЗа предложили важное различение двух сторон повествования: развитие самих событий в жизни персонажей, порядок и способ сообщения о них автором-рассказчиком придавая большое значение тому, как «сделано» произведение, они стали называть С. вторую сторону, а первую фабулой. Простейший элемент сюжета — «отдельное движение или жест человека или вещи, в том числе душевное движение, произносимое или мыслимое слово». В 1920-х гг.
В другом типе сюжета – назовем его, в противоположность первому, адинамическим – развитие действия замедлено и не стремится к развязке, события сюжета не заключают в себе особого интереса, элементы сюжета выражены нечетко или вовсе отсутствуют (конфликт при этом воплощается и движется не с помощью сюжетных, а с помощью иных композиционных средств), развязка либо вовсе отсутствует, либо является чисто формальной, в общей композиции произведения много внесюжетных элементов (о них смотри чуть ниже), которые часто перемещают на себя центр тяжести читательского внимания. в литературе развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, а иногда и в лирических.
Единство сюжета и характера не должно пониматься как непременное «соответствие», в иных случаях оно обнаруживает противоречия. Определение в среднем представляет собой систему событий и взаимоотношений между героями и развитие их во времени и пространстве. Так, в «Дон-Кихоте» Сервантеса часто отсутствует тесная причинная связь между отдельными группами эпизодов, но они являются вполне оправданными, поскольку все это многообразие ситуаций многосторонне раскрывает типические образы героев и их судьбу. Такого рода перестановки, перебои и тому подобное, употребительны в приключенческих романах, в «романах тайн» (например, в «Холодном доме» или в «Нашем общем друге» Диккенса, где создается сложная система тайн, постепенных или неожиданных узнаваний), подчас в психологических романах (у Достоевского). fabulae — беседа, разговор, рассказ, предание). Это преимущество выражается не только в том, что через сюжет как таковой отражаются существенные процессы, события действительной жизни, но и в том, что действие есть «наиболее ясное разоблачение индивидуума как в отношении его образа мыслей, так и его целей то, что человек есть в глубочайшей основе своего бытия, осуществляется в действительности через действие» (Гегель) притом в действии характер обнаруживается независимо от представлений самого человека о себе. Это одинаковые или разные понятия, взаимодополняющие или взаимоисключающие.
Легко видеть, что значения терминов «сюжет» и «фабула» в данном толковании, по сравнению с предыдущим, меняются местами. Существуют сюжеты двух типов. Возможность такого построения особенно наглядно обнаруживает потребность в понятиифабулы, которым обозначается повествовательная основа, прямая последовательность рассказанных событий, как она может быть в конечном счете восстановлена читателем, в отличие от сюжета, который образуется последовательностью событий в том виде, в каком она сообщается автором.
Таким органическим началом во многих (особенно в крупных) драматических и повествовательных произведениях являетсязавязка, которая реализует в сюжете авторскую постановку проблем, обнажает исходные противоречия, рисует первое столкновение борющихся сил и служит первоисточником дальнейшего действия и борьбы. Непоследовательность в изложении, неполнота звеньев цепи событий, перестановки, запоздалые узнавания и тому подобное, часто мотивируются тем, что изложение ведется не от лица автора, знающего все происшедшее, а от лицарассказчика, свидетеля или участника части событий или с точки зрения одного из героев (например, у Достоевского). Geschichte) излагаемой в произведении, не противоречит, между прочим, введение форгешихте (Vorgeschichte), введение после того, как «история» уже началась, «предистории», то есть более или менее связного сообщения об обстоятельствах и событиях, предшествовавших началу, завязке «истории», напр. В изображаемой действительности сглаживаются противоречия, притупляются сюжетные коллизии, ослабляется борьба и действование масштабы борьбы снижаются до уровня мелких и вялых повседневных столкновений (во имя того же позитивистски понятого правдоподобия).
Само слово происходит от французского «sujet», что дословно переводится как «предмет». Если же взять лишь основные, ключевые эпизоды сюжета, безусловно необходимые для его понимания и расположить их в хронологическом порядке, то мы получим фабулу – схему сюжета или, как иногда говорят, «выпрямленный сюжет». Но автор может рассказывать и самую «историю», прибегая к нарушениям хронологической последовательности событий, к перебоям, кзадержанной экспозиции, к перерывам («на самом интересном месте») и так далее. А пока что это лишь схема и метод выстраивания повествования. у Достоевского).
В произведениях некоторых стилей и жанров, например, в авантюрном романе, заостренная «сюжетность» проявляется как нагромождение событий изобилие внешнего действия, острых интригующих положений. от фр. Для обнаружения движущих сил сюжета очень важным является моментперипетии, которая, согласно определению Аристотеля, есть особый вид «перемены от несчастья к счастью или от счастья к несчастью», «перемена событий к противоположному, притом.
Фабула — то, «что было на самом деле», сюжет — то, «как узнал об этом читатель», — писал Б. Томашевский в «Теории литературы». Однако сторонникам этой теории важно усвоить теоретическое новаторство «формальной школы» и, называя С. основную, предметную сторону повествования или сценического действия, употреблять термин «фабула» для обозначения второй, собственно композиционной стороны (см. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как в историческом плане (исторический период действия произведения), так в физическом (течение времени в ходе произведения). sujet — тема, предмет) — динамический аспект произв. Такой тип сюжета встречается, например, в «Повестях Белкина» Пушкина, «Накануне» Тургенева, «Игроке» Достоевского и др. Именно анализ сюжета произведения позволит правильно проанализировать его фабулу.
Так академик А. Н. Веселовский в своих работах хотя и не отрицал содержательности сюжета, однако оперировал сугубо абстрактными сюжетными схемами, алгебраическими формулами мотива, в которых тщательно фиксировалось количество членов ситуации, накопление ситуаций в сюжете и в то же время игнорировалась историческая конкретность поступков, событий, содержание ситуаций, движущие силы сюжета. В Большом энциклопедическом словаре и Современной энциклопедии (2000) сюжет считается способом развертывания фабулы, а также последовательностью изображаемых событий. Так, в «Повести о Ф. Скобееве» эта мотивировка носит реалистический характер, а в «Повести о С. Грудцыне» — религиозно-мистический. Толковый словарь Ушакова определяет сюжет как «совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения», а фабулу как «содержание событий изображаемых в литературном произведении, в их последовательной связи». Наконец, вставные эпизоды – это относительно законченные фрагменты действия, в которых действуют другие персонажи, действие переносится в иное время и место и т. п. Иногда вставные эпизоды начинают играть и произведении даже большую роль, чем основной сюжет: например, в «Мертвых душах» Гоголя. Одновременно С. — это способ существования фабулы в худож. 2.
Но, несмотря на это, повествование воспринимается цельным и стройным. Данное значение закрепляется в работах А. Н. Веселовского об исторической поэтике (1894—99), где изложена теория «бродячих сюжетов». Далее следует завязка (это предтеча конфликта), происходит столкновение какого-либо рода.
Так например, причудливо-запутанное, необъединенное множество сюжетных линий, перебиваемых вставными новеллами, возвращениями вспять, в русских авантюрно-фантастических романах XVIII в. создает чисто декоративный эффект формальной игры. В этой связи очень важным является высказывание Энгельса о лит-ре «истинных социалистов»: «Истинный социализм в своей неопределенности не предоставляет возможности связывать отдельные факты, о которых нужно рассказать, с общими условиями, что помогло бы выявить на этих фактах поражающее и важное в них.
При этом мы видим в романе, с одной стороны, более или менее адекватное отражение современных социальных явлений исторически правильную постановку проблемы (зарождение радикально-демократической оппозиции, ее борьба с дворянским обществом, с дворянской культурой), а с другой стороны — ложную тенденцию автора, обусловленную ограниченно-классовой, либерально-дворянской точкой зрения и приведшую к исторически неправильному разрешению проблемы — к попытке всем течением романа развенчать представителя исторически-прогрессивного течения и, в конечном счете, оправдать представителей перестраивающегося дворянства. Это сочетание элементов, каждый из которых имеет свою функцию. важно содержание, а не, сюжет»» Полное собрание соч., т. 6, 1955, с. 219 Горький М. : «. Сюжет составляет важнейшую сторону тех «типичных обстоятельств», в к-рых выступают «типичные характеры». На важность сюжета для изображения характеров указывал ещё Аристотель. Однако сторонникам этой теории важно усвоить теоретическое новаторство «формальной школы» и, называя С. основную, предметную сторону повествования или сценического действия, употреблять термин «фабула» для обозначения второй, собственно композиционной стороны (см. С появлением «формальной школы» в 1920-х гг.
К примеру, в «Отцах и детях» Тургенева характер Базарова обладает рядом черт типических и верных действительности, но в то же время Тургенев, ведя Базарова к краху, ставит его в нетипичные, несвойственные этому образу обстоятельства, отрывая его от действительной его социальной среды. В основе любого сюжета лежит конфликт, развивающийся постепенно. для завуалированного мистицизма упадочников-импрессионистов конца XIX в. (напр.
Коллизия, как указывает Гегель, приводит к узлу, который может быть развязан лишь действием, отвечающим сущности характеров. Соответственно, они различали «фабулу» как заимствованный из жизни материал и «сюжет» как прием его обработки. Характер С. в значительной степени определяется видовой и родо-жанровой природой произв.
— действо). В 1920-х гг.
Во множестве источников (в различных словарях в том числе) значение слова варьируется. С. произведения одно из важнейших средств воплощения содержания обобщающей «мысли» писателя, его идейно-эмоционального осмысления реальных характерностей жизни, выраженного через словесное изображение вымышленных персонажей в их индивидуальных действиях и отношениях. связи, противоречия, симпатии и антипатии и вообще взаимоотношения людей. » — Собрание соч. (сочинение), т. 27, 1953, с. 215).
В произведениях некоторых стилей и жанров, напр. Г. Боркман», в которых действие на сцене представляет собой, собственно, лишь затянувшуюся развязку, а сама «история» восстанавливается урывками через воспоминания, сообщения, намеки, догадки. Впервые этот термин был употреблен классицистами П. Корнелем и Н. Буало.
Классический образец несовпадения сюжета и фабулы — роман М. Ю. Geschichte) излагаемой в произведении, не противоречит, между прочим, введениефоргешихте (Vorgeschichte), введение после того, как «история» уже началась, «предистории», т. е. более или менее связного сообщения об обстоятельствах и событиях, предшествовавших началу, завязке «истории», например, введение в рассказ биографий героев по мере их появления на арене действия (как это обычно в романах Тургенева). В этом случае сложная разветвленность сюжета означает широкий охват многообразия действительности, ведущий к многостороннему уяснению ее закономерностей, ее сущности, как это имеет место в монументальном романе Л. Толстого «Война и мир», у Горького в «Жизни Клима Самгина», в циклических романах Бальзака или в ряде трагедий Шекспира. В литературоведении он переосмысливается: этим термином обозначают систему осн. Удачно созданный сюжет может дать глубокое проникновение в социальные конфликты, ярко отразить состояние общества, как это имело место например у Бальзака.
В целом, оба понятия тесно связаны между собой. Точки наибольшего читательского напряжения мы будем называть опорными точками композиции. Такая «вибрация» мотивировок характерна для мистически настроенных немецких романтиков или например, для завуалированного мистицизма упадочников-импрессионистов конца XIX в. (например, для ряда новелл Шницлера). Также и произведение малых жанров, напр. В немецкой классической эстетике (Гегель) события, происходящие в произведении, назывались «действованием».
Авторские отступления – необязательный элемент в композиции произведения, но когда они там все же появляются («Евгений Онегин» Пушкина, «Мертвые души» Гоголя, «Мастер и Маргарита» Булгакова и др. ), они играют, как правило, важнейшую роль и подлежат обязательному анализу. В современной советской литературно-критической и школьной практике термины «С» и «фабула» осознаются или как синонимы или же С. называется весь ход событий, а фабулой основной художественный конфликт, который в них развивается (в обоих случаях термины удваиваются). В ряде случаев (например, в средневековом рыцарском романе, в некоторых романах А. Дюма или Жюля Верна) такого рода сюжетность приводит к механическому последованию внутренне не связанных эпизодов, к нераскрытости характеров действующих лиц, к игре вымысла, к занимательной событийности, не способствующей глубокому отражению действительности.
построением, расположением частей произведения. В 1920-х годах представителями ОПОЯЗа было предложено различать две стороны повествования: само по себе развитие событий в мире произведения они называли «фабулой», а то, как эти события изображены автором— «сюжетом».
романа Толстого «Война и мир», романа Горького «Мать», трагедий Шекспира и т. д. Этому построению «истории» (нем. Даже в драме импрессионизма персонажи не объединяются действием, единой борьбой, а лишь сопоставляются как «сопереживатели». С. во всём его неповторимом своеобразии это основная сторона формы (и тем самым стиля) произведения в её соответствии содержанию, а не само содержание, как часто понимают в школьной практике.
Согласно ей, основные компоненты сложения сюжета – это событие и действие. Аристотель, создатель реалистической эстетики античности, в своей «Поэтике» уделяет большое место проблеме сюжета, определяя его как «подражание действию» и как «сочетание фактов». В повествовательных произведениях сюжет составляет их драматическую сторону (что допускает возможность их инсценировки), которая здесь совмещается с более или менее развитым описанием, а также авторскими высказываниями эмоционально-лирического, философского или публицистического характера. Такая композиция сюжета часто мотивирована воспоминаниями героев.
Но Аристотель в «Поэтике» применял для обозначения подобных происшествий древнегреческое слово «миф» (мthos) в смысле«предание», которое в русском литературоведении переводится обычно неверно латинским словом «фабула». В «Повести о Савве Грудцыне» (середины XVII в. ), содержащей уже ярко выраженные реалистические тенденции интерес к быту, движущей пружиной С. все же ещё остается вмешательство в жизнь человека потусторонних сил, чорта и божества. для ряда новелл Шницлера). Художественно совершенный сюжет имеет в себе «источник самодвижения» — отражение коллизий действительности из которых этот источник вытекает обнаруживающиеся в исходных ситуациях противоречия ищут разрешения в действии, которое приобретает таким образом характер единого в своих противоречиях процесса.
В результате такого абстрактного подхода, такого игнорирования содержательной значимости художественной формы Веселовский приходил к выводу, что «новая поэтическая эпоха» работает над «исстари завещанными образами, обязательно вращаясь в их границах, позволяя себе лишь новые комбинации старых и только наполняя их тем новым пониманием жизни, которое собственно и составляет прогресс перед прошлым». 126). При этом надо отличать С. в его неповторимости от отвлечённых сюжетных, точнее конфликтных «схем» (А любит Б, но Б любит В и т. п. ), которые могут исторически повторяться, заимствоваться и каждый раз находить новое конкретное художественное воплощение.
В хроникальных сюжетах события соотносятся между собой во времени, а в концентрических между ними преобладает причинно- следственная связь. К литературе слово «С» впервые применили в 17 в. классицисты П. Корнель и Н. Буало имея в виду, вслед за Аристотелем, происшествия в жизни легендарных героев древности (например, Антигоны и Креонта или Медеи и Ясона), заимствованные драматургами позднейших времён. Различают три основные разновидности внесюжетных элементов: описание, авторские отступления и вставные эпизоды (иначе их называют еще вставными новеллами или вставными сюжетами).
На важность сюжета для изображения характеров указывал еще Аристотель. Меньшую роль сюжет в указанном смысле играет в лирике. В «Повести о Савве Грудцыне» (середины XVII в. ), содержащей уже ярко выраженные реалистические тенденции интерес к быту, движущей пружиной сюжета все же еще остается вмешательство в жизнь человека потусторонних сил, черта и божества. А вот русские критики XIX века меняли местами значения данных терминов.
будет гораздо сложнее и запутаннее, чем сейчас. мышления конкретной культурно-исторической эпохи, творческим методом художника (мифологические С. в классицизме, обращение романтиков к средневековой истории, социально-бытовые С. в реалистическом иск-ве и т. п. ). К литературе слово «С» впервые применили в 17 в. классицисты П. Корнель и Н. Буало имея в виду, вслед за Аристотелем, происшествия в жизни легендарных героев древности (например, Антигоны и Креонта или Медеи и Ясона), заимствованные драматургами позднейших времён. Латинское слово «фабула» (от одного корня с глаголом fabulari рассказывать, повествовать) употреблялось римскими писателями как обозначение всяких рассказов, в том числе мифов и басен и получило распространение гораздо раньше, чем французский термин «С». Одновременно был в употреблении и термин «фабула» (от одного корня с глаголом fabulari — рассказывать, повествовать), возникший раньше и тоже получивший широкое распространение. В итоге единого общего мнения на этот счет до сих пор нет. Шкловский) предложили различать «материал» и «систему приемов» в произведении. Понятие сюжета тесно граничит с понятиемфабулы произведения.
как контрасты, параллели, вариации по отношению к основной линии действия). Здесь «понимание жизни», данное в образе, сводится к чему-то вторичному, внешнему, что легко вмещается в какую угодно комбинацию образов, в любую форму. Сюжет любого произведения тесно связан с его композицией, т. е. Существуют, конечно и чистые типы: так, композиция, допустим, басен Крылова или рассказа Гоголя «Коляска» проста по всем параметрам, а «Братьев Карамазовых» Достоевского или «Дамы с собачкой» Чехова по всем параметрам сложна. Такой тип сюжета мы наблюдаем, например, в «Мертвых душах» Гоголя, «Мужиках» и других произведениях Чехова и т. д.
Даже в драме импрессионизма персонажи не объединяются действием, единой борьбой, а лишь сопоставляются как «сопереживатели». Вводя читателя сразу в серединные кульминационные ситуации, в разгар острой борьбы, оставляя неизвестными причины ряда поступков, событий, Достоевский вызывает у читателя большое эмоциональное напряжение, тревожное недоумение перед развертывающимися событиями, усиленную жажду узнать смысл и закономерность совершающегося. Конкретные индивидуальные пути развития Ниловны и других героев повести отражают тем самым рост пролетариата в процессе его революционной борьбы, его превращение из «класса в себе» в «класс для себя». При этом надо отличать С. в его неповторимости от отвлечённых сюжетных, точнее — конфликтных «схем» (А любит Б, но Б любит В и т. п. ), которые могут исторически повторяться, заимствоваться и каждый раз находить новое конкретное художественное воплощение. в «Холодном доме» или в «Нашем общем друге» Диккенса, где создается сложная система тайн, постепенных или неожиданных узнаваний), подчас в психологических романах (у Достоевского).
В немецкой классической эстетике (Шеллинг, Гегель) события изображенные в произведениях, назывались «действованием» (Handlung). Сюжет составляет важнейшую сторону тех «типичных обстоятельств», в которых выступают «типичные характеры».
Исследователь дал следующее определение: «Под сюжетом я разумею тему, в которой снуются разные положе- ния-мотивы». «Теория литературы. » в трёх тт., т. 2, М., 1964). Описание – это литературное изображение внешнего мира (пейзажа, портрета, мира вещей и т. п. ) или устойчивого жизненного уклада, то есть тех событий и действий, которые совершаются регулярно изо дня в день и, следовательно, также не имеют отношения к движению сюжета.
У Генри новелла перипетии демонстрирует господство все переворачивающего случая. В этом случае сложная разветвлённость сюжета означает широкий охват многообразия действительности, ведущий к многостороннему уяснению её закономерностей, её сущности, как в романе Л. Толстого «Война и мир», у Горького в «Жизни Клима Самгина», в циклических романах Бальзака или в ряде трагедий Шекспира. Иной вид построения сюжета использующий в ходе действия перестановки — именно: аналитически-ретроспективный, — обнаруживают такие драмы Ибсена, как «Росмерсгольм», «Д. Он органически связан с идеей произведения, является способом ее развития и обнаружения. (В этом случае между прочим сначала дается экспозиция, затем завязка, кульминационный пункт борьбы, развязка, эпилог. ) Прямое последование лежит в основе напр. иск-ва.
Отсюда – элементы сюжета: экспозиция (см. ), завязка (см. ), развитие действия, кульминация (см. ), развязка (см. ). К таким глубоким сюжетам принадлежит и сюжет «Мёртвых душ» Гоголя. по законам вероятности или необходимости». Так, роман «Что делать. » Н. Чернышевского начинается со смерти героя, а потом рассказывается обо всем, что предшествовало этому.
Ситуация, обнаруживающая резко выраженные противоречия, противоположность действующих в произведении сил, называется коллизией.