Картина художника Тициано Вечеллио «Святой Себастьян». Картину «Святой Себастьян» Тициан создал в глубокой старости, когда темы страдания и подвига во имя веры стали излюбленными для художника.
Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). " "Развратные зрелища голых мужчин могут заразить дух женщин. С печалью взирает на Христа дряхлый старец.
Она оставляет на земле смятенных, взволнованных апостолов. В 288 г. по приговору Себастьяна расстреляли лучники. С одной стороны, они несут смерть (например, стрелы Аполлона, которыми он убил детей Ниобеи). Эта ясная и глубокая одухотворенность чувствуется в фигурах и алтарной композиции «Мадонна Пезаро» (1519—1526 церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари).
В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). В конце XV в. сформировались два альтернативных образа Святого Себастьяна – сентиментально-чувственный и мужественно-героический. Но и здесь Сизиф сумел обмануть богов. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Важным этапом формирования творческой личности Тициана было его пребывание в Падуе. Получив образование в Милане, он направился в поисках счастья в Рим. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях».
Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. Голова старца опущена на грудь, выражая печаль и безысходность старости. Эта картина была свадебным подарком герцога будущей супруге.
Время шло, дети подрастали. 1511-12 гг., Венеция, Санта Мария делла Салюте) написан с усами и бородкой. Домитиллы) назвали катакомбами Св. Второй мифологической картиной этого периода была «Вакханалия на острове Андрос» (1523 г., Музей Прадо, Мадрид). Проживший долгую жизнь, он оставил огромное художественное наследие, насчитывающее более 160 работ, почти каждую из которых можно отнести к числу шедевров. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора.
Он стоит ровно, а его взгляд отрешённо устремлён к небу. Творческое дарование Тициана не было столь многогранным, как у его великих современников, — он был только живописцем. Это убитая горем Богоматерь и поддерживающая ее Мария Магдалина в слезах. Возможно, он просит Господа помочь ему. Тициан импровизирует с красочной поверхностью, нагружая её пастозным, густым, почти осязаемым слоем, — она буквально вылеплена «больше пальцами, нежели кистью» — и покрывая сверху полупрозрачными лессировочнымикрасками, что создает богатейший живописный эффект.
Кроме того, государственные заказы требовали от художников репрезентативности и Тициан не был исключением, что четко прослеживается в его творчестве. Джордж Оруэлл отсылает к истории святого в романе «1984»: «истычет стрелами, как святого Себастьяна», Томас Гарди — в романе «Возвращение на родину»: «отдельные капли вонзались в Томазин, как стрелы в святого Себастиана». Второй период творчества (1519–1530) Тициан создал для церкви Санта-Мария-дельи-Фрари огромную алтарную картину Вознесение Марии (1516–1518), более известную как Ассунта. Это отличает картину Тициана от подобных изображений Себастьяна. У Антонелло да Мессина (1430-1479 г. г. ) Святой Себастьян (1476 г., Дрезденская галерея) – привязанный к столбу прекрасный юноша с мягкими, женственными формами, в узких обтягивающих плавках, который спокойно стоит, слегка выставив вперед правую ногу. Смысл картины прост – все мы рождаемся, чтобы потом умереть.
Долгая жизнь Тициана делится на четыре творческих периода: I период- Ранний Ранний (до 1519 г. ) проникнут спокойным, радостным настроением, ощущением счастливой полноты жизни. Также Мария Магдалина первая увидела воскресшего Иисуса. Мечтательный взгляд юноши устремлен в небо. В масляной живописи он остался непревзойденным мастером. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. В первую очередь стоит отметить выражение лица и позу Себастьяна. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн.
Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Вокруг него герои, увлеченные процессом чудовищного истязания сатира. В Венеции также существовал его культ.
Мы, к великому сожалению, в настоящее время не можем судить о работе двух мастеров, поскольку спустя всего тридцать-сорок лет фрески были практически полностью утрачены из-за очень влажного, насыщенного морской солью венецианского воздуха, разъевшего краски. В отличие от этих портретов Тициан в ряде других работ, отмеченных простотой композиции (обычно погрудное или поколенное изображение на нейтральном фоне), сосредоточивает свое внимание на ярком и целостном раскрытии характера во всей его жизненной иногда грубой энергии, как, например, в портрете Аретино (1545 Питти), великолепно передающем стремительную энергию, здоровье и циничный ум, жадность к наслаждению и деньгам этого примечательного и столь характерного для Венеции той эпохи человека.
Согласно преданию, ни одна стрела не поразила его насмерть. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). В 1517 году, Тициан, наконец утвержденный на посту официального художника республики Святого Марка, во всю работал над созданием алтарного образа «Вознесение Марии» (1516-1518 годы, Церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари в Венеции).
Император искренне рассказывал Тициану о своей жизни и о себе самом. Эту картину около 1570 г. выполнил Тициан, выдающийся художник венецианской школы. Рохом, Космой и Дамианом. Над его предполагаемым захоронением в IV в. возвели часовню, а в XVII в. — церковь. К великому сожалению, картина не сохранилась. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. На его пальце дорогой перстень, подчеркивающий его непростое происхождение.
Во Франкфуртском музее старой скульптуры (Либигхаус) хранится очень выразительная южнонемецкая деревянная скульптура (ок. Размер картины 124 x 105 см, холст, масло. «Святой Себастьян» Хосепе де Рибера (1591-1652) – шедевр новой для того времени живописи.
В литературных произведениях Венера выступала как богиня любви и страсти. Тем не менее, склонный к меланхолии и раздумьям Тициан, по сути, оставался одиноким.
Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Его мертвое тело было извлечено оттуда святой Лючией, которой во сне явился Себастьян. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества.
"Некоторые художники часто строят композицию так, чтобы зритель смотрел на картину снизу. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Фона почти нет, лишь серое небо и темный, почти чёрный лес в правом углу. Эта картина представляет силу веры.
Именно этот момент изобразил Тициан, как и многие другие художники. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Окружающее пространство помогает полнее выявить трагизм происходящего. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея).
К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Зловещие отсветы падают на пустынную местность, как бы охваченную заревом пожара. Имя венецианского живописца Тициана Вечеллио стоит в одном ряду с величайшими гениями итальянского Возрождения — Леонардо да Винчи, Рафаэлем, Микеланджело. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Например, мало кому известно, что он выполнил серию гравюр в сложной технике ксилографии, когда художник вырезает своё произведение прямо по деревянной доске.
Кажется, что с гибелью героя наступает момент трагического крушения мира. Мир жесток и ничто в нём не может спасти человека, даже искусство. Себастьян Святой (итал.
Как ни странно, Венера Тициана совсем не небожительница, а вполне реальная земная женщина, предстающая перед нами в откровенно нагой красоте. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. «Девушка в меховой накидке», написанная в 1535 году (Художественно 8212 исторический музей, Вена) была заказной работой и являет собой аллегорию брака. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок («Любовь земная и небесная», «Флора», «Динарий кесаря»).
«Святой Себастьян» из Эрмитажа – одно из последних произведений мастера. Из-за своей честности и мужества юноша заинтересовал римского императора Диоклетиана. В теле Себастьяна 5 стрел, Картина написана тёмными тонами и лишь тело Себастьяна излучает свет. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Санкт Петербург, Эрмитаж). Долгое время эту картину приписывали Джорджоне (близкий друг Тициана) исходя из того, что селение в верхней части справа напоминает подобные строения в его «Спящей Венере». Заказчик – Филипп II Испанский, 1553-1562.
Особенно известны две картины на эту тему, созданные падуанским живописцем А. Мантеньей. Но его ждало разочарование – дом был полностью разграблен. На переднем плане картины христианские символы 8212 череп и раскрытое Писание. Себастьяна -без стрел. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). И это длилось века.
Исполненный чувств император на прощание крепко обнял живописца. Петра», столь созвучный этому взрыву беспощадных страстей, ярости убийцы, отчаянию Петра. Себастьяна. Полотно обладает необыкновенно гармоничным колоритом. За скрытую приверженность к христианам его дважды приговаривали к смертной казни. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Основой художественного замысла «Святого Себастьяна», как и других произведений художника, послужили античные образы. Эрмитажная картина строится на равновесии, гармонии форм и плавном течении линий. Образ святого Себастьяна широко использовался в живописи, начиная с V века.
В ранний период творчества он дважды изобразил Себастьяна в церкви Санта Мария делла Салута и в Ватиканской галерее. «Святой Себастьян» из Эрмитажа – одно из последних произведений мастера. Посчитав его мертвым, солдаты оставили приговоренного в лесу. Результатом этих печальных рассуждений и душевного одиночества стало полотно «Аллегория времени и разума», написанное около 1565 года (Национальная галерея, Лондон), считающееся своеобразным завещанием мастера потомкам.
Но они всегда прикрыты повязкой или плавками. Это отличает ее от полного безысходной скорби позднейшего, мадридского «Положения во гроб» (1559). Наконец, пришел бог войны Арес и освободил Смерть, Сизифа же низверг в преисподнюю. Это позволило им объективировать свои собственные (и зрительские) садомазохистские чувства и желания и одновременно подрывало традиционный фаллический стереотип мужчины как субъекта и хозяина положения. До конца XVI в. изображение прекрасной мужской наготы было для многих мастеров самоцелью.
Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Основой для воплощения художественной идеи здесь служит цвет. Иногда его изображали таким и позже. Его картина «Мученичество святого Себастьяна» известна только в копиях, но картины последователей художника с аналогичным сюжетом передают особенности живописной манеры Караваджо.
В это время в мифологических композициях появляются драматические интонации, стремительное и бурное движение, радикально меняется и живописная манера — ранее добивавшийся почти эмалевой сплавленности красочного слоя и лишь дополняя эту манеру более свободным, открытым мазком, Тициан теперь пишет большими кистями, крупным, энергичным мазком, полным динамики и экспрессии. Себастьяна считали защитником от смертельных болезней. Он запретил своей жене совершать по нем погребальные жертвы. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. В честь Венеры была названа одна из планет Солнечной системы.
В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Сопровождение у Вакха соответствующее – веселая компания сатиров и вакханок. Свой гнев на властьимущих Тициан частично выразил в своей работе «Динарий кесаря», созданной в 1516 году (сейчас картина находится в Картинной галереи Дрездена). Тициан Вечеллио да Кадоре.
Существуют свидетельства, что Лретино остался недоволен работой, в частности, ему не понравилось, что золотая цепь (полученная в подарок от короля Франциска I) почти не видна на его груди и блестит слишком тускло. Получив образование в Милане, он направился в поисках счастья в Рим. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. Красный пол резко контрастирует с цветами его одежды и головного убора. Языки пламени вздымаются от горящего костра, бросая отблески на тело святого. Вот таким образом первое, что бросается в глаза, – гениталии мученика.
"Святой Себастьян" Рубенса (1618г. ) – здоровый плотный молодой мужчина с усами. Но исключения только подтверждают правило. Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов по-видимому не был повреждён стрелами (деталь, не всегда точно учитываемая художниками) и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана («Христос и грешница», «Цыганская мадонна») с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Темное, облачное небо сливается с землей.
Но его живописное наследие необычайно многообразно — он превосходно владел техникой фрески, писал большие многофигурные композиции и огромные алтарные картины, большое место в его творчестве занимает мифологическая тематика и, наконец, он был величайшим итальянским портретистом эпохи Возрождения, создавшим обширную галерею портретов своих современников. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Неровным, беспокойным светом освещена его фигура и страдальческое лицо, обращенное к небу. Сюжет картины «Вакх и Ариадна» (1520-1523 гг., Национальная галерея, Лондон) показывает нам победоносное возвращение Вакха (в древнегреческой мифологии Диониса) из Индии на остров Наксос, где в одиночестве тоскует Ариадна. Автопортрет (1566). «Кающаяся Мария Магдалина» пользовалась таким спросом, что Тициану пришлось написать несколько ее вариантов не без помощи учеников, внося лишь небольшие изменения в положение рук, наклон головы и пейзаж. Как никто из мастеров Возрождения, он тонко понимал дух искусства той далекой эпохи.
Кающуюся Марию Магдалину «всю в слезах» художника попросил написать герцог Федерико Гонзага. Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. Люди на заднем плане занимаются своими делами. Я вижу побиваемого камнями Стефана без камней.
Это и давало пищу гомоэротическому воображению. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). Toy. На протяжении долгой жизни Тициана также привлекала эта тема.
Повесть «Фабиола» Вестминстерского архиепископа Уайзмена изображает Себастьяна и как почитаемого центуриона и в дни мученичества. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. У Паоло Веронезе (1565 г., церковь Сан Себастьян в Венеции) Святой Себастьян представлен бородатым мужчиной средних лет, которого куда-то тащат здесь нет ни наслаждения страданием, ни соблазнительно обнаженного тела. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками.
Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Основные этапы творчества Тициана.
К начальному периоду творчества художника относится и полотно «Сельский концерт» (около 1510 года, Лувр, Париж), на котором Тициану удалось передать удивительно гармоничное слияние человека с природой в прекрасный и тихий предвечерний час. На нём молча расположились золотовласая венецианка (Любовь Земная) в роскошном наряде и порывисто склонившаяся к ней обнажённая богиня (Любовь Небесная), держащая высоко над головой плошку со священным огнем. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало.
Необычно исполнение картины. Вне зависимости от того изображают одетая или обнаженная женщины встречу Медеи и Венеры (эпизод из литературной аллегории «Сон Полифема, написанной в 1467 г. ) или, что менее вероятно, символизирует любовь земную и небесную – ключ к пониманию содержания этого произведения лежит не в расшифровке сюжета. С другой стороны, стрела – явный фаллический символ (заостренный предмет, проникающий в тело жертвы). Художника стали привлекать люди, с их богатым и сложным внутренним миром.
Но от Венеции художник тоже устал, он не хотел туда возвращаться. В Венеции также существовал его культ. Себастьян был арестован и допрошен, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами.
В нижнем углу картины художник написал: «Тициан сделал». Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Мягкое, с неразвитой мускулатурой, бледное тело мученика оттеняется обнаженными мускулистыми руками и ногами окружающих его лучников. Этот прием повторил Лука Синьорелли (1498 г. ): почти нагого, в одной только узкой повязке изящного Себастьяна расстреливают мощные полунагие или в плотно облегающих штанах лучники. Один из самых чувственных Себастьянов принадлежит кисти Пьетро Перуджино (1490-1495 г. г., Лувр). Отчасти подобная эстетика объясняется самим сюжетом (по преданию, стрелы не причинили Себастьяну вреда), но художники, безусловно, обыгрывали контраст жестокой пытки и сияния прекрасной плоти. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен.
Правда, это могло быть и шуткой поэта, неправильно истолкованная очевидцем. ВВЕДЕНИЕ Ренессанс (Возрождение) – эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в XIV веке, достигнув пика в XVI веке и оказал значительное влияние на европейскую культуру. Средневековые художники изображали Себастьяна, привязанного к столбу или дереву (так в древности казнили преступников) и лучников, одетых по моде Средних веков и с арбалетами в руках (оружием известным на Востоке с X в., а на Западе появившимся только в XII в. ).
Если стрел было много, как у Джованни дель Бьондо (1370 г., Флоренция, Собор), оно не выглядело нагим и соблазнительным. Если художник надписывал на стреле собственное имя, это не только подтверждало авторство картины, но и могло быть признанием в любви к изображаемому персонажу. Таковы его «Святое семейство» (Милан, Брера), «Вручение дожу перстня святого Марка» (1530-е гг. От горящего костра вздымаются языки пламени, бросая отблески на обнаженное тело святого.
Карл V сидит в кресле, одетый во все черное, будто позабыв снять одну перчатку. Его изображения на амулетах, также как и Св. Здесь мужчины и женщины, которые пьют, развлекаются и бесчинствуют. Окружающее пространство помогает полнее выявить трагизм происходящего. Окончив обучение в Милане, в поисках счастья он отправился в Рим.
Это придает образу святого Себастьяна гомоэротический характер (впрочем, мадонн ведь тоже писали с обычных смертных женщин иногда – легкого поведения). Sebastos —«Священный») — святой мученик католической церкви. Еще одна из ранних картин Тициана — «» (Лувр, Париж) преисполнена трагизма. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия.
Мы можем выделить два основных этапа в творчестве Тициана: Тициан — мастер эпохи Высокого Возрождения (причем в первом этапе следует выделить ранний, «джорджоневский период» — до 1515/10 г. ) и Тициан — начиная примерно с 1540-х гг. Каликста и Св. Мрачные тяжелые тучи бегут по смятенному небу.
Andreoy» («Это произведение Андреа»). В последующем варианте (ок. От пронзённых его стрел он не корчится от боли и его лицо не искажено от страданий. Вдоль пилона, по вертикали помещена надпись по-гречески: «То. Новый период творчества Тициана (1520-1530 годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма в Италии. С XIII века Себастьяна раздевали и омолаживали. "Святой Себастьян" Ван Дейка (1621 г., Мюнхен, Старая Пинапкотека) – фактически автопортрет художника, один из четырех "вкусных образов красивого Нарцисса, где художник представил себя непринужденным хорошо сложенным денди" (Даррьюл).
Первый вариант композиции (ок. ", – вторит ему автор "Трактата о живописи" Г. Ломаццо (1584 г. ). Во второй половине XVI в. в роли защитника от чумы Святого Себастьяна постепенно заменяет Святой Рош – зрелый бородатый мужчина, похожий на Христа, который держится серьезно, никого не соблазняет и, в отличие от Себастьяна, всегда одет. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Стоит также обратить внимание на окружение.
За скрытую приверженность к христианам его дважды приговаривали к смертной казни. Нередко художники обыгрывает контраст между Себастьяном и расстреливающими его лучниками. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Облачное, тёмное небо сливается с землёй.
К моменту написания картины понтифик уже скончался (в 1503 году) и для его изображения послужила одна из гравюр, предоставленная в распоряжение художника самим заказчиком. Ещё одно известное изображение Св. Этот цикл, в котором античный мир предстает полным праздничности, ликующей радости бытия, чувственной прелести, воплощает новое для Италии прочтение античности. Самый известный его Святой Себастьян (ок. Темное, облачное небо сливается с землей. Тридентский собор (1545-1563 г. г. ) формально запретил изображение нагого тела в религиозной живописи.
Холст, масло. 1520 г. ) Святого Себастьяна с бородой, кривыми ногами и явным выражением страдания на лице, где нет ни тени идеализации. Художник восхищается Магдалиной: человек прекрасен, его чувства ярки и значительны. Пьетро Аретино, создатель ряда комедий, остроумных, хотя и не всегда безукоризненно пристойных новелл и поэм, был главным образом знаменит своими «суждениями», полушуточными предсказаниями, диалогами, письмами, широко публиковавшимися и представлявшими собой, по существу, произведения публицистического характера, где причудливо сочетались яркая и страстная защита свободной мысли и гуманизма, высмеивание ханжества и реакции с откровенным шантажом «сильных мира сего» всей Европы.
Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. В эпоху Итальянского Возрождения сюжет казни Св. Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника.
Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов не был повреждён стрелами (деталь, не всегда учитываемая художниками) и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Одаренный (он весьма успешно справился с завершением «Пьета», последней работы Тициана) но малосамостоятельный мастер, он во время своего пребывания в Риме проникся влиянием позднего маньеризма, в русле которого и продолжал работать до конца своей жизни, уже в период зарождения искусства барокко. У большинства «Себастьянов» других авторов лицо не выдаёт признаков боли, они спокойны и про некоторых можно даже сказать «умиротворены». Картина художника Тициано Вечеллио «Мадонна семейства Пезаро» (фрагмент).
И, наконец, композиция завершается величавыми фигурами первосвященника и его спутников. В XX веке— Сальвадор Дали и Анхель Саррага. Ещё одним шедевром позднего периода творчества Тициана является полотно «Похищение Европы» (1559— 1562 гг., Музей Изабеллы Стюарт-Гарднер, Бостон), сюжет которой воспроизводит один из эпизодов «Метаморфоз» Овидия. Ее взгляд спокоен и уверен, она не стесняется своей наготы. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини.
Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». В «Себастьяне» изображен подлинно ренессансный титан по силе и величине характера, но он скован и одинок. Картина приобретена в Венеции, в собрании Барбариго, поступила в Эрмитаж в 1850 г. Это позднее произведение художника (скончавшегося в 1576 г. ). Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Начиная с XIII в., Святого Себастьяна стали постепенно раздевать и омолаживать. В этих произведениях состояние природы как бы вызвано действием и страстями людей.
Это открытие совершило настоящий переворот в живописи. По дороге домой, на молодого человека совершили нападение избив и обокрав его. Бросается в глаза, что обе светловолосые девы похожи, как сестры. В ковбойском вестерне Дельмаса Хау (1990г. ). Имело значение и количество стрел. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы.
Это чувствуется и в беспокойном мерцании света и тени и во взволнованной стремительности мазка и в самой взволнованной мечтательности нимфы и в сдержанно страстной одушевленности юного пастуха («Пастух и нимфа», Вена) Взволнованно, почти жадно передает нам художник пышущую красотой и здоровьем фигуру Магдалины, ее прекрасные густые волосы, нежную грудь. Если следовать примерной хронологии, то дальше из известных нам работ идет полотно «Коронование терновым венцом». Бурное отчаяние Магдалины оттеняет самоуглубленную, тихую скорбь Марии, держащей на коленях мертвого сына и печальное смирение Никодима, бережно поддерживающего мертвую руку Спасителя.
Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. У его ног клубится дым, медленно поднимающийся вверх. Огромный, семиметровый алтарь «Ассунта» с его монументальной укрупненностью форм и цветовых пятен, титаничностью образов, экспрессий поз и жестов — первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения.
С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). На этот раз Себастьяна забили камнями и сбросили тело в сточную канаву. По причине того, что молодой человек не изменил своим убеждениям, его ещё раз подвергли казни. В Венере нетрудно узнать черты Чечилии, как и на несколько ранее написанной картине «Мадонна со Святой Екатериной и кроликом». Но поскольку Себастьян привлекателен и популярен, его "приглашали" чаще других.
Церкви с изображениями мученика появились по всей Европе. Весь трагизм происходящего помогает полнее ощутить окружающее пространство. Себастьян остался жив. Полон жизненной народной сочности образ старухи-торговки яйцами, своей жанровостью характерный для ряда работ художника 1530 гг., так же как и образ служанки роющейся в сундуке, в картине «Венера Урбинская» (Уффици).
Христофора, служили «отгонителями злой смерти» (чумы). 1429/1431-1479). Кстати, стрелы, которыми утыкано тело Себастьяна имеют не одно значение: смерть, любовь и фаллический символ (заостренный предмет, проникший в тело жертвы). Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. Тициана, признанного гения своего времени, называли «королем живописцев и живописцем королей». Один из нескольких Себастьянов Тициана (ок.
Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. На картине Антонио Полайоло "Мучения Святого Себастьяна" (1475 г., Лондон, Национальная галерея) прекрасный нагой юноша, в маленькой набедренной повязке со связанными руками и ногами, стоит на стволе частично обрубленного дерева, возвышаясь над своими мучителями и устремив взгляд в небо. Его окутанные мерцанием теплых тонов со сдержанно жаркими вспышками красного, золотистого, холодно голубого цвета «Диана и Актеон» (1559 Эдинбург), «Пастух и нимфа» (Вена) — скорее поэтическая мечта, чарующая и волнующая сказка-песня о красоте и счастье, уводящая от трагических конфликтов реальной жизни, — недаром картины подобного рода сам художник называл «поэзиями». Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио.
В 1570 году Тициан создает картину «Пастух и нимфа» (Художественно-исторический музей, Вена). Их мало волнует казнь человека, который страдает за веру. Часовню построили, после чего эпидемия прекратилась, а Святой Себастьян приобрел славу защитника от чумы. Первые изображения Святого Себастьяна, начиная с византийских фресок VI-XI вв., представляли его зрелым, одетым, мускулистым, бородатым мужчи ной (капитан лучников никак не мог быть юношей), с мученическим венцом в руке. Зловещие отсветы падают на пустынную местность, как бы охваченную заревом пожара. С тех пор культ святого стал повсеместным.
Его герой, вступающий в борьбу с враждебными силами и гибнущий, сохраняет свое величие. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Когда его убеждения открылись, Диоклетиан приказал лучникам расстрелять Себастьяна. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Себастьяна находится в петербургском Эрмитаже.
Долгое время считалось, что на картине изображен английский герцог Говард, вот таким образом картину называли «Портрет молодого англичанина». На прохожих и на земную жизнь он не обращает внимания. Иначе видит Святого Себастьяна Андреа Мантенья (1430/31-1506 г. г. ). Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици).
В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали (Введение во храм, 1534-1538, Галерея Академии, Венеция Мадонна семьи Пезаро, 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция Венера Урбинская, 1538, Галерея Уффици, Флоренция). На заднем плане находятся прекрасные дома с высокими арками. Святого Себастьяна писали такие художники, как Тициан, Караваджо, Жорж де Латур, Джованни Больтраффио, Марко Пальмеццано, Эль Греко, Рубенс, Эжен Делакруа, Камиль Корро, Сальвадор Дали, Паоло Веронезе, Гверчино, Гвидо Рени и многие-многие другие.
Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». Однако 1550-е годы были для Тициана временем перелома, что сказалось в изменении характера его творческих интересов. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. На протяжении долгой жизни Тициана также привлекала эта тема. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT».
Наоборот, мы видим перед собой сильного и уверенного в себе человека. Как неизбежное он принимает надвигающуюся смерть и с достоинством встречает ее. В диалогах "Об ошибках и злоупотреблениях художников" (1564 г. ) итальянский автор Джильо да Фабриано писал: "О, тщеславие человека, который делает бессмысленным то, что истинно, пристойно и важно, чтобы дать место фикциям, которые весят не больше соломинки. Согласно жизнеописанию святого, Себастьян родился в г. Нарбонне в Галлии, получил образование и жил в Медиолане— Милане и был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане. Если средневековые мастера стремились подчеркнуть жестокость казни, то художники кватроченто (XV в. ), напротив, пользуясь возможностью показать обнаженное тело, писали его юным, гладким, сверкающим белизной, откровенно эротичным.
Картина не была закончена художником, некоторые детали были дописаны после смерти Тициана его помощником Пальмой Младшим. В «Данае», хотя Тициан и утверждает победу счастья, силы уродства и злобы уже приобрели известную самостоятельность. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Огромное достоинство творческого языка позднего Тициана в том, что структура мазка дает образец реалистического единства художественного и психологического момента. Первое его житие появилось в V веке и постепенно обрастало новыми подробностями.
И если не следует преувеличивать «свобод» Венецианской олигархической республики, то все же сохранение светского характера культуры, сохранение до поры до времени некоторой доли экономического благополучия оказывало свое положительное влияние на развитие искусства, хотя в целом общий рост и усиление реакции давали себя знать и в Венеции. 1460 г. ), хранящийся в Вене, специалисты называют «антикварным» (в этой картине особенно педантично воспроизведены археологические детали: фрагменты древнеримский архитектуры и скульптуры). И, наконец, это знак любви. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Фрари (проверить), для которой он создавал грандиозную неоконченную Пьету.
Служил начальником преторианской стражи при римском императоре Диоклетиане (284—305), преследовавшем христиан. Цвета и расположение фигур прекрасно передают безысходность и драматичность сюжета. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). А еще два века спустя его вообще сделали нежным юношей. Зато известно, что мальчик Тициано Вечеллио был родом из небольшой горной деревеньки, откуда он приехал в Венецию обучаться живописи вместе с братом.
«Святой Себастьян», по определению одного из исследователей творчества итальянского мастера, «богатейшая симфония красок, хотя доминируют в ней преимущественно темные тона». Биограф венецианских художников Карло Ридольфи свидетельствует, что эта картина оставалась в доме Тициана до самой его смерти в 1576 году. В XV в. итальянские художники, которых привлекала возможность изображения нагого и беспомощного мужского тела, сделали его нежным женственным юношей, почти мальчиком. Ведь сам Тициан, в своё время с большим мастерством перерисовав сгоревшую картину покойного Джорджоне «Спящая Венера», никогда не упоминал о своем авторстве, а Пальма, добавив незначительные штрихи к шедевру, не преминул написать на нём своё имя. Как бы мы ни старались, мы не сможем выявить для него иерархию жанров — Тициан был одинаково великолепен как в портрете, так и в религиозных и мифологических картинах (куда составной частью входил и пейзаж).
В этом отношении жизнь природы соподчинена человеку, который еще остается «господином мира». В Средневековье Св. Хотя они всегда прикрыты набедренной повязкой или плавками (зачастую символическими), многие художники умышленно привлекают к ним внимание зрителя специальными "указателями" – направлением стрел, струйкой крови и т. п. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови.
Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. Некоторые картины похожи на светские портреты, например, "Святой Себастьян" Аньоло Бронзино (1525-28 г. г., Мадрид, Тиссен-Борнемисса). Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Тициан поистине мыслил краской.
Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. От горящего костра вздымаются языки пламени, бросая отблески на обнаженное тело святого. Кажется, что с гибелью героя наступает момент трагического крушения мира.
Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. San Sebastiano, от греч. (эпоха Позднего Возрождения) Тициана волновала трагическая сторона жизни, зрелище человеческих страданий.
Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). Себастьяна стали изображать особенно часто. Но, к сожалению, радость Тициана длилась недолго.
Выражение "стрелы любви" было широко распространено в поэзии эпохи Возрождения. Горожане в богатых одеждах безмятежно занимаются своими делами. На другой картине, написанной около 1490 г. (Венеция, дворец Са d"Ого), лицо Себастьяна искажено мукой. Мягкий андрогинный образ Себастьяна (1485 г., Милан, Пинакотека Брера) рисует Либерале да Веро-на (1445-1527/28 г. г. ). В отличие от него Тициан перенес действие на природу в погожий летний день.
«Венера с зеркалом» – одна из лучших работ итальянского художника: Тициано Вечеллио создает галерею прекрасных картин, воспевающих чувственность и очарование женской красоты. Еще более драматичны другие образы Мантеньи, подчеркивающие физическое страдание: у Святого Себастьяна, написанного в 1470 г. (Культурно-исторический музей, Вена), одна стрела пронзила шею, а другая торчит во лбу. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. Все это, однако, не выходило за пределы общей направленности его искусства. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Фигура святого изображена на первом плане, вот таким образом он кажется значительно больше окружающих его домов, не говоря уже о людях. Красив и спокойно-задумчив "Святой Себастьян" Сандро Боттичелли (1474 г., Берлин, картинная галерея). Удивительно лиричен и нежен Святой Себастьян Джованни Антонио Больтраффио на картине "Дева семейства Касио" (Лувр). В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. По приказу императора мученик был забит до смерти и брошен в реку с нечистотами.
Венеция, Академия). Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Тогда его забили до смерти палками и сбросили в Клоака Максима (канализационный канал) в Риме. У его обнажённых ног клубится и медленно поднимается вверх дым.
Согласно одному рассказу, "Святого Себастьяна" кисти Фра Бартоломео даже убрали из церкви, так как он возбуждал греховные помыслы у прихожанок. В какой-то мере при всем различии образов Тициан здесь находит решение, напоминающее композицию его картины «Динарий кесаря». У его ног клубится дым, медленно поднимающийся вверх. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его.
ВXVIII веке— Джованни Пеллегрини и Тьеполо, в XIX веке— Камиль Коро, Франсуа-Ксавье Фабр, Гюстав Моро, Одилон Редон, Антонио де ла Гандара. Картина художника Тициано Вечеллио «Ассунта». Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. Неровным, беспокойным светом освещена его фигура и страдальческое лицо, обращенное к небу. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии.
В «Данае», хотя Тициан и утверждает победу счастья, силы уродства и злобы уже приобрели известную самостоятельность. Постижение Небесной любви, воплощения гармонии и мирового разума, через Любовь земную было одним из излюбленных тезисов ренессансной неоплатонической философии. Картина имела небывалый успех у публики. Тогда же наряду с традиционным поколенным портретом Тициан создает новый жанр: портрет-картину, где персонажи изображенные в полный рост, вовлечены в определенное сюжетное действие. Движения обеих фигур величаво прекрасны и вместе с тем полны жизненного обаяния. Она гласит: «Что не закончил Тициан, с почтением завершил Пальма, посвящая свою работу Господу Богу». В основе картины классический евангельский сюжет.
Вот таким образом находящиеся по правой стороне дороги катакомбы (за катакомбами Св. Epgon. Его привязали к стволу дерева и выпустили в него стрелы. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями».
Ассунта Тициана полна героического пафоса. Образ Святого Себастьяна был в этом отношении особенно уязвим. О, тщеславная суета, бесконечная ошибка.
В центре, рядом со спящей, маленький ребёнок справляет нужду. Юдифь с головой ОлофренаОн создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Вакх и Ариадна, 1523, Национальная галерея, Лондон Положение во гроб, 1520-е гг., Лувр, Париж). — мастер позднего Возрождения. Долгое время он не мог найти возлюбленную себе по душе. Как неизбежное он принимает надвигающуюся смерть и с достоинством встречает ее.
Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». На сей раз по приказу Диоклетиана он был забит камнями до смерти, а тело его было сброшено в Большую Клоаку. Но хитрый царь заковал ее в крепкие цепи, так что ни один человек в стране не мог умереть. Венера, в римской мифологии богиня садов, красоты и любви. Во владении рода Барбариго «Себастьян» находился почти триста лет, вплоть до 1850 года, когда собрание было распродано и «Святой Себастьян» вместе с другими работами Тициана попал в Эрмитаж.
В работах второй половины 1510-х годов — «Мадонна с вишнями» (Музей истории искусств, Вена), «Мадонна с четырьмя святыми» (Картинная галерея, Дрезден) и построенном на драматическом контрасте образов произведении «Динарий кесаря» (ок. Ученик Тициана Пальма Младший описал, как долго и тщательно работал старый мастер над этими картинами, нанося мазок за мазком, оценивая результат с некоторого расстояния и нередко втирая краски пальцами. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства.
Его фигура часто женственно-расслаблена, а композиция картины, например, у Полайоло и Синьорелли, строится так, что зритель смотрит на него как бы снизу.