На картине Святое семейство Рембрандт изобразил библейские персонажи, знакомые с раннего детства каждому христианину. Картина позднего Рембрандта «Святое семейство» полностью раскрывает зрителю авторский стиль, теплый колорит игру светотени. Все произведения Рембрандта и в частности картину «Святое семейство» отличает присущая художнику нравственность, душевность, которые на полотне отчетливо чувствуются как что-то явственно присутствующее.
На картине Рембрандта «Святое семейство» лица всех персонажей естественные, как будто мастер хочет перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.
Обе сцены выражают одинаковое любопытство. Рембрандт женился на Саскии ван Юленборх, дочери ученого юриста. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров.
Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Из-под повязки видны его гениталии. Богоматерь изображена в образе простой женщины. Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)6 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни4. Поток людей кажется бесконечным.
Пот, подобно крови, стекает с него на землю. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным.
Мужчина смотрит на руку женщины, дотронувшуюся до его собственной. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. В то же время Рембрандту в значительной степени оказался чужд дух страстной патетики, присущий титаническим образам величайшего гения Италии Микеланджело Буонарроти (годы жизни 1475-1564-ый).
Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла. В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий. От союза Данаи и Зевса родился герой Персей, который совершил много подвигов.
В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания5. Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости. Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие.
Лицо каждого героя его полотен словно живое. Здесь видны особенности обоих стилей. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им.
"Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631).
Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Не хочешь оставаться на мельнице – не надо. Как будто хочет сказать зрителю, что перед ним только иллюзия, сказка из другого мира, похожего и непохожего на мир реальный. Такой контраст обычен для автопортретов Рембрандта быть может, оттого стали полагать, что здесь изображен брат художника.
Возможно, решающую роль сыграла протекция Хендрика ван Эйленбюрха, у которого квартировал Рембрандт. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров).
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг.
Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие.
Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника8. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов4. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день).
Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека.
– таится много плутовства, жизнерадостности и свежести. Этот сюжет часто использовали художники и писатели. Но внешняя нищета не делает его озлобленным.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Она построена на мерцающем контрасте ярко освещенных цветовых пятен и затенённых зон. Надо сказать, что руководство университета довольно спокойно относится к проделкам студентов. Старшие в роде, убеленные сединами, дряхлые старцы, будь то Иаков или Авраам, пользуются в доме глубоким уважением. На восьмой день 15 наиболее сильных выбросили за борт слабых и раненых. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо.
Они не торопились узаконить свои отношения, так как это было чревато тем, что вдовец терял право распоряжаться наследством, оставленным покойной Саскией, которое он берег для своего сына. Взгляд скользит поверх него.
Родившийся в зажиточной кальвинистской семье, переехавшей в Амстердам из Антверпена, Мартен Солманс (1613–1641) познакомился с Рембрандтом в Лейдене, где первый проходил обучение в 1628–1633 годах (видимо, безуспешно, так как не сохранилось никаких письменных свидетельств о получении Солмансом диплома). Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии.
Руки – сильные, мускулистые – не дают себе уже более труда чередоваться в жестах. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. А что же случилось с Гертье Диркс. Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью.
Действие картины Добрый самаритянин (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Зато все требования заказчиков были выполнены. На самом деле многие авторитеты отказались признать авторство Рембрандта их сомнения подтвердились изысканиями в рамках Программы исследования творчества Рембрандта, которая финансировалась правительством Нидерландов. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы.
При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца.
Мощная игра светотени создает необыкновенно драматический эффект. Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил.
Законом общества признавалась борьба всех против всех. С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге. Картины Серова очень разнообразны по исполнению.
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения6. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей.
Издавна он носит название "Лист в сто гульденов". Он несколько младше своих сокурсников, но это не мешает ему участвовать в студенческих пирушках и других безобразиях. Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию. Дети бегали по улицам, гремя своими «роммельспотами» — это мог быть горшок, кабаний пузырь, кусок дерева – главное, чтобы шумел погромче. Она страстно любит Язона, она мать двух его детей. «Ночной дозор» – групповой портрет стрелковой роты капитана Б. Кока – известный шедевр Рембрандта, написанный после смерти любимой жены Саскии.
Одной из величайшей картин художника Рембрандта ван Рейнапо силе образов и художественной выразительности является «Возвращение блудного сына». С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти. Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного. Есть ли у Рембрандта правота отца и неправота сына.
Она частично загорожена упавшей на колени восточной девушкой в причудливом головном уборе, с которого свисают на спину кисти из грубого полотна. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей6 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).
Скоро гроза пойдет и здесь. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Считалось, что на полотне изображен древнегреческий философ Зенон. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. Обе фигуры так и выделяются на темном фоне.
Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. Холст, масло. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. В то время Рембрандту было все интересно.
В этот неподвижный час, предваряющий ночь, даже дерево не дрожит. Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности. Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). В первую очередь речь идет о «Страшном Суде», который в то время был представлен в городской ратуше.
Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Она гласила: «Исчислил Бог царство твое и положил конец ему. Пустое старое кресло перед камином, на третьем плане.
Особенное место в картинах Харменса ван Рейна Рембрандта занимает Хендрикье – служанка, с которой он сошелся, но не мог жениться (по условиям завещания его первой жены при повторном браке он потерял бы все деньги оставленные ею). При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину. Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров. Природа этого света таинственна и непонятна. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века.
Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса6. Совокупление изображено с необходимой точностью. А легкий, почти незаметный наклон верхней части туловища и головы влево окончательно создают у нас впечатление, что этот человек готов вскочить со стула в любую минуту. И как раз в этом – еще одна, быть может, важнейшая причина постоянного обращения Рембрандта к темам библейской и евангельской истории.
На нем дымится жертва. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний5. Это было так не похоже на художников того времени. Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника.
Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку. Господня». Солнце низко висит перед наступлением ночи. Такова сила света снаружи.
Он старается умерить силу ударов своего топора. Всех, кого он любил, все, к чему он стремился.
Изображение большого прямоугольного зарешеченного окна в глубине на противоположной черной стене занимает верхнюю правую часть офорта на первом плане слева в нескольких шагах от нас хорошо видна высокая серая фигура прославленного чародея-алхимика, дни и ночи погруженного в тайны черной магии. Может, нужно было жениться на Хендрикье. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им. расхождения художника с буржуазным обществом нарастают. Однако вскоре молодой человек перебрался в Амстердам к более именитому учителю — Питеру Ластману (1583–1633).
Побудьте здесь и бодрствуйте со мною". И все-таки то, что отличало Лейден – это пьянящий воздух свободы. Художник, не задумываясь, ломает влюбленной в него девушке жизнь. Вспомним хотя бы Рене Декарта, который именно в Лейдене, в типографии Яна Мэра издавал свой труд «Рассуждение о методе». Впрочем, Сваненбург научил Рембрандта именно мастерству.
Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток. Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. Он происходил из очень интеллигентной семьи, но при этом часто эпатировал публику.
Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена6. В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень. Сначала это вполне процветающий район, где живут ремесленники и нотариусы.
На земле разложена роскошная ткань, на которую вскоре положат Христа. Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме. По улице ходили шествия с тремя волхвами.
В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников. То же сверкает в уголках глаз. Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров).
В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Разве что сейчас из них вынесли все изображения, а стены побелили известкой.
Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Этот очаровательный портрет юной Саскии написан в тот год, когда она вышла замуж за Рембрандта. Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества. Игру физиономии, которая в один миг озаряет всю историю души и которую один Шекспир видел с такой же непостижимой ясностью. И послал Давид разведать, кто эта женщина. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631).
У него внимательный и веселый вид. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. До Мане в обнаженном виде на природе писали только богинь. Тем более что моральные гарантии предоставлялись антипапистской пропагандой.
И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. Рембрандт написал это в один прием, его картина подействовала, как мороз. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами6, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма20.
Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Еще более яркий свет струится под центром изображения от гордо поднятой головы Симеона этот свет озаряет окружающих.
Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Отринув ошеломляющие откровения своих «Страстей Христовых», Рембрандт понемногу выходит на менее зрелищный уровень, обращается к интимным картинам. Его населяли в основном ткачи.
Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы). Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)6.
Рембрандт отметил, что юноша скучает, сцепив руки под животом. Критики обращают огромное внимание на светотени. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. Наряд богини написан с удивительным мастерством, но подлинное величие таланта Рембрандта проявляется в выражении нежности, которое художник придал ее лицу. Радующийся отец и заблуждавшийся, несчастный человек.
К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом. Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. Его образ полон глубокой внутренней значительности. Повернув к Христу свой толстый старый череп, он презрительно мерит его взглядом с головы до ног и вздергивает носом как будто слова, которые он слышит, ему смердят. Сикс, действительно, писал стихи и собирал произведения искусства, но он был также богатым оборотистым торговцем.
Новая подруга его жизни Хендрикье Стоффельс и его сын Титус основали в помощь художнику компанию по торговле картинами и антиквариатом. Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. Она отдалась ему и зачала. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни5, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Рембрандт был страстным коллекционером.
Да и в церкви ходили все в те же, что некогда их предки, лейденские католики. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты.
Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Наполовину отдернутый полог перед этим семейством отсылает нас к более тонкой мысли. Одинокий художник сближается с кормилицей мальчика Геертье Диркс.
В полотне «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (1654, Национальная галерея, Лондон) Хендрикьё в свободном платье, небрежно ниспадающем с плеч, осторожно вступает в реку, приподняв подол выше колен. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор».
Кепи сидит несколько набекрень. Здесь есть парк аттракционов и место для прогулки. Жена художника В 1632 году Рембрант переселился из тихого Лейдена в деловой Амстердам. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Здесь главное – успеваемость, ну а за самую большую провинность может последовать разве что письменное замечание.
Этим он подчеркивает беспечность влюбленной пары. В мастерской он захотел потренироваться в изображении обнаженной натуры. В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено.
И это не замедлит отразиться в творчестве мастера. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в Пейзаже с башней (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. На дальнем плане справа Иосиф продолжает все так же прилежно выстукивать топором – на этот раз он рубит дрова.
Картина маленькая. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине. В 1635 – 1640 –х гг.
А Рембрандт ищет что-то свое. Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров.
Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. Но их усилия оказались тщетными. Мирной тишиной, святостью материнства дышит это полотно. В «Автопортрете с Саскией на коленях» (1635–1636, Картинная галерея, Дрезден) перед нами необыкновенно счастливый и нарядный Рембрандт в образе жениха, сидящего за накрытым столом с Саскией на коленях. Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день).
Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)9 и «Рембрандт. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус.
Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно. Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Ее правая рука, держащая цветы, покоится на животе.
В основе картины лежит библейский сюжет, к которому Рембрандт не раз обращался. На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность.
История с картиной «Ночной дозор» Рембрандта приведена в одноименном фильме британского режиссёра Питера Гринуэя (2007). Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. С Хендрикье он написал такие полотна, как «Флора», «Купающаяся женщина» и другие. На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Он не сломался сам.
Легкое прикосновение. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Слово дамба, по-голландски "дамм", вошло в название многих городов Амстердам, Роттердам, а центральная площадь Амстердама до сих пор так и называется – Дамм.
Отсюда родовое прозвище мастера — Рембрандт ван Рейн — «который с Рейна». За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. Мужчина обнимает ее левой рукой за плечи. Он просил за них сто гульденов.
По-видимому, это эскизная работа. 175, 5 x 210, 5 см. Справа от огненного диска виднеется еще один диск, на этот раз эллиптической формы, вытянутый вверх и вниз. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Трудно сказать, о чем думал этот усталый человек.
Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года Авраам и три спутника (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. В ее основе — сюжет древнегреческой легенды. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.
«Возвращением блудного сына» (1668–1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Рембрандт блестяще завершил свое творчество. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Поскольку Рембрандт был мэтром изображения света и теней, то эта картина нуждается в подробном рассмотрении источников освещения.
К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). В те же годы, когда им написана живописная серия Святых семейств (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов Христос исцеляющий больных (1642-1646-ой годы). В «Портрете пожилой женщины» (1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) героиня застыла в неподвижной позе, смиренно сложив руки.
В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Он является смыслом жизни для матери. Медея погубит и свою соперницу, послав ей со своими обреченными на смерть детьми отравленный наряд. Рембрандт «Святое семейство и ангелы», 1645. Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров). Здесь ему не больше пятнадцати лет все преисполненные нежной любовью рембрандтовские портреты сына указывают на приветливый, кроткий нрав мальчика.
жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. Особенно любил Рембрандт теплый свет огня.
Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года6. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Уже при жизни он казался современникам необыкновенным живописцем.
Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Эта Семья – неколебимая постройка. Свет этот напоминает о домашнем очаге, греющем озябшие тела стариков, очаге – символе патриархальности и чистоты семейного уклада.
Активное действие отсутствует, статичные, внешне сдержанные персонажи, подчас окутанные сиянием парчовых одежд, выступают из окружающего их затенённого пространства. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. Через все творчество Рембрандта пройдет тема «Жизнь Христа». Кривоногого нищего, старого раздувшегося идиота, лысый череп измученного ремесленника, бледное лицо больного, весь кишащий муравейник дурных страстей и гнусностей, которые размножались в буржуазной цивилизации, как черви в гнилом дереве.
Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Эта застывшая в немом преклонении фигура, находящаяся на первом плане ближе всех остальных, хорошо освещенная, оказалась по отношению к нам в сложном трехчетвертном повороте со спины.
Как мы знаем, в годы Второй Мировой войны по особому распоряжению гитлеровского правительства художественные ценности галереи, в том числе "Сикстинская мадонна" Рафаэля и "Автопортрет Рембрандта с Саскией" и другие были вывезены и спрятаны в нескольких тайниках, абсолютно непригодных для хранения живописи. Но юноше учеба показалась неинтересной. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. И лежащая мать и дитя по горло закрыты соломой и одеждой. Нидерланды (Голландия).
Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Вероятно именно в это время Рембрандт начинает чувствовать себя блудным сыном. Но есть одно «но»: в 1654 в Амстердаме вышел в свет памфлет «Польский всадник», защищающий секту социниан, к которым, согласно многочисленным свидетельствам, примыкал художник. Отец прижимает сына к груди, прощая его.
Так был обессмерчен простой человек в «Портрете старика в красном» (1652–1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В офорте заключена символическая борьба и победа света над мраком. Для «случайного человека» встреча с Воскресшим гораздо важнее, чем для тех, кто знал Его при жизни, так как Христос выбирает своих последователей среди любого. На лбу – несколько напряженных поперечных складок.
Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов14. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). И опять же семья его поддерживает. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей5. За те восемь лет, что здесь проживет Рембрандт, квартал сильно изменится.
Эрудицию, касающуюся мифологии, разумеется. Картина не отличается сложным композиционным построением.
Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста. И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1213. В том, что именно сюда, к лучшим печатникам Европы, приезжали мыслители и писатели. С самого начала художника привлекал жанр портрета.
Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров.
Картина построена на драматических контрастах: облаченные в простые коричневые одеяния Иисус с учениками, очаровательная пристыженная грешница, книжники и фарисеи в роскошных одеждах. Внезапно распахнулись и поднялись к верхним углам картины зацепленные за карниз зеленые занавеси и глазам зрителя открылось видение чистой красоты изображенное во весь рост, окруженное золотистым сиянием шествующая к нам по клубящимся белым облакам Мария, бережно и любовно несущая на руках младенца Христа. Художник прибегает к диагональной композиции. Хотя изображенную столь же можно, сколь и нельзя назвать библейски историческим персонажем, она, безусловно, не из простого сословия, судя по роскошному наряду, лежащему на берегу.
И Давид послал слуг взять ее. » (Вторая книга царств, 11). То же и у Марка-Антония Раймонди, сделавшего в 1524 году целый сборник гравюр с Джулио Романо: «Юпитер и Семела», «Марс и Венера, захваченные в сеть Вулканом». В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
«Урок анатомии доктора Н. Тюльпа» (1632 год) становится известным на весь Амстердам. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией.
Не лишена такой точности и гравюра Гольция «Юпитер, насилующий нимфу Ио», но, чтобы позволить себе выгравировать соитие, нужно было сослаться на Золотой век. В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. В том, что здесь в согласии жили протестанты и католики. Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров).
Высящаяся пологой горой, начинающейся по всему нижнему краю рисунка, большая и светлая фигура де Йонге, окруженная сверху белым фоном, кажется изолированной от всего мира. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Она сама стала зимой. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю.
Все дело было в мельнице, расположенной над Рейном на валу Пеликан. Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Но Рембрандт следует здесь букве Священного Писания, где речь идет об ангелах-мужах, а не о юношах да и с художественной точки зрения, по-видимому, только такие зрелые ангелы могут составить естественную свиту создателя Вселенной и человека в столь неестественной обстановке. Рембрандт стал его последним протеже.
Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь. Отороченные мехом шляпа и кафтан кажутся восточно-европейскими, но, возможно, это просто очередной экскурс в театрализованную маскарадность. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.
Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее. Его отец был мельником, видимо, достаточно богатым, чтобы дать сыну хорошее образование и послать учиться в престижную Латинскую школу и в университет, созданный незадолго до того Вильгельмом Оранским, «дабы своей ученостью он смог наилучшим образом служить городу и родной стране». Бедра застенчивого натурщика обернуты защитной белой повязкой.
И эта расступившаяся перед нами и замершая небольшая толпа кажется преисполненной единой молчащей и слушающей душой. Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон. Любовь привела его сюда. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика.
Рама и красная занавесь, защищающая полотно от света, являются частью композиции. При этом он достигает теперь своей цели все более строгими и скупыми средствами. Итак, перед нами – Голландия.
Может быть именно на отцовской мельнице у Рембрандта и появилось увлечение светом, желание воссоздать на холсте призрачное сияние, возникающее, когда едва пробивающиеся сквозь маленькие окошки солнечные лучики касались летающей в воздухе белой пыли. Барокко. Возможно, лучший из портретов Рембрандта. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф.
Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. В небольшом проеме окна стоит молодая, миловидная женщина в домашней одежде. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»6. В этом лице – удивительная мягкость и нежность.
Так, он дважды пишет «Святое семейство». Он решает стать художником.
В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. Вот вам диалог неба и земли.
Духовное родство автопортретов особенно впечатляет, если вспомнить, что здесь Рембрандт еще не достиг вершины успеха и только собирается жениться, не сознавая, какие испытания уготованы ему в будущем. Его родители сначала мечтают, что сын станет юристом и перед ним будет открыт весь мир. Для него художник – это такой же ремесленник. Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический символ эпохи и общества. Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника.
Снизу лицо окаймлено большим белым воротником. «Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте.
В картине «Ужин в Эммаусе» (1648, Лувр, Париж) изображена встреча воскресшего Христа с учениками. Которой стала работа под названием «Святое семейство», Рождение у пары первенца в 1633 году стало отличным поводом для заказа у Рембрандта еще одной картины, находящаяся на момент данный в собрании Старой пинакотеки Мюнхена. Можно проследить бег кисти. При всей потрясающей трагичности рембрандтовских образов мы никогда не встретим в них болезненной надломленности, столь характерной для величайшего мастера Италии второй половины пятнадцатого века Сандро Боттичелли (годы жизни 1444-1510-ый).
Упавшая на колени, вся в черном, Магдалина простирает к нему руки и хочет поцеловать край его одежды, но никак не может коснуться ее. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Бог создал море, а голландцы – берега.
Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Жизнь текла согласно установленному веками укладу. Картина — один из шедевров позднего рембрандтовского периода, для которого характерны красные и золотисто-коричневые тона. Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. На нем дымится жертва.
Здесь упор, похоже, делается на успехе. И никого не смущали эти прочно вошедшие в быт католические праздники. К лейденскому периоду относятся также первые опыты художника в области печатной графики.
Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Один из них, расправив крылья, витает над колыбелью. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути.
Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Он проводит аукцион, распродает большую часть своих вещей и переселяется в квартал Йордан.
Художник не оставил воспоминаний, вот таким образом нам остается только гадать. Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным. Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям.
Рембрандт приходит туда в четырнадцать лет. В надвинутой на глаза черной шляпе, бросающей глубокую тень на грустное юношеское лицо, облокотившийся на стоящий справа от нас стол локтем левой руки, сцепивший пальцы обеих рук на животе и вызывающе вытянув левую ногу на скамейку, зацепив башмаком край открытой двери, он безраздельно поглощен своим внутренним миром, погружен в зыбкую атмосферу неопределенных настроений, полуосознанных мыслей и оттенков трагических переживаний. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Рембрандт стремится передать в картине не внешнюю канву страшного сказания, а тот эмоциональный тон, полный жуткой таинственности, который звучит в этом пророческом видении. Отчасти он находит это в творчестве Луки Лейденского, чьи работы он не мог не видеть.
Всех сковал холод. В 1665 году он достиг абсолютнолетия и если по закону стал распоряжаться деньгами Саскии, то, несомненно, был финансовой опорой в семье. Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным.
И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Несмотря на это полотно, зритель начинает дышать воздухом с картины, ощущать аромат вина, слышать шорох роскошной одежды. Младенец стал старше. Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света. Видение Луки было для Рембрандта новым, заставляющим пересмотреть свои прежние позиции. Одежда падает каким-то свободным броском, с тонким, почти неровным изломом под широкими рукавами и у почвы.
Но внешне он совершенно спокоен. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер.
Она, словно в изумлении вскинув руки, медленно плывет мимо нас влево, в то время как старая служанка, фигура которой срезана правым краем гравюры, почтительно поддерживает шлейф ее царственного платья. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. Удивительна ее судьба. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю.
Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию.
Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Духовный совет реформированной протестантской церкви, к которой она принадлежала, осуждает ее за «недозволенные отношения». Лицо его не выражает никакого чувства, никаких ощущений – ни наслаждения, ни вызова. Он изображен лицом к нам, у открытого на левой боковой стене окна, таким образом, чтобы свет падал на крышку стола перед ним и рисует.
Родители Рембрандта понимают его стремление к знаниям. Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам. Такова, например, картина «Ослепление Самсона» (1636, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне).
В каждом из этих листов среди глухого ночного пространства маленькая кучка единомышленников, освещенная фонарем или факелом, словно шайка заговорщиков, в молчании теснится друг к другу. Художник с семьей переехали в бедный квартал. Рембрандт стремится как бы возвысить своего героя-плебея и для этого поэтизирует его, делает его действующим лицом волнующей глубиной и человечностью библейской легенды. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт.
В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников. Отец ничего не понимает в выбранной сыном профессии.
Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в Листе в сто гульденов) веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини.
Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Сюжет взят из Нового Завета. И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь. Это вовсе не светлый квадратик, окаймленный тысячами штрихов на светлом листе так, что края его лучатся и фосфоресцируют с удивительным искусством.
На Богоявление искали лепешку с запеченной в нее горошиной. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Именно такие произведения с удовольствием покупала голландская публика, не чуждая искусству. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.
Он старается умерить силу ударов своего топора. Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии.
Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование.
Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором. А тут Всевышний отнимает у Рембрандта все. Дела Рембрандта шли плохо.
По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». В живописи Рембрандта наступает период покоя. Старший сын с удовольствием перенимает семейный бизнес. Один из биографов живописца Арнольд Хоубракен, отзываясь о творчестве Рембрандта, писал, что некоторых его героев можно было смело «взять за нос» — так густо были наложены краски.
Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». Насколько правильно и порядочно он поступил с Геертье. Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой.
Человечеству понадобилось два столетия, чтобы в полной мере оценить значение творчества Рембрандта. Хендрикье родила Рембрандту дочь Корнелию, стала моделью для многих работ художника, в том числе и для «Святого Семейства», но вот женой не стала никогда. Он ищет эмоциональных порывов, а не движения одежд и драпировок.
Встретившись тайно за городом, они простились и Давид бежал в горы. Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров).
Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика. Он прикасался к миру чужой и во многом чуждой ему веры. А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров). Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень».
Но волосы Самсона постепенно отрастали, возвращалась и сила его. В остром взмахе они обе говорят одно и то же запинающимся, но полновесным языком. Это ослепляющее действие света в пятидесятых годах становится главным предметом исследования Рембрандта-экспериментатора. Выход рядом, справа от Товия, в той же стене, на заднем плане.
Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду. Арфа отброшена к зрителю – она лежит вдоль нижнего края офорта лишь во внутренней мелодии, в таинственных голосах, поющих в его душе, находит Давид успокоение. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г).
Сейчас уже трудно определить, что его сформировало именно как художника. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Непредставимое и неизобразимое религиозное чудо на полотнах Рембрандта превращается в реальное и зримое чудо гения, мастерства и красоты.
И когда в девятнадцатом веке черезмерно возбужденная чувствительность, бешеная погоня за неуловимыми оттенками, беспощадное искание истины, прозрение далей и тайных пружин человеческой природы искали предтеч и учителей, то Бальзак и Делакруа смогли найти их в лице Рембрандта и Шекспира.
В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Перспективный горизонт при высокой точке зрения отодвигается в глубину гораздо дальше, чем на четыре километра, но в зрительном кадре остается на том же месте вот таким образом появляются новые, очень узкие, горизонтальные планы. В силу законов зрительной перспективы поверхность стола выглядит на картине как вытянутая по горизонтали белая трапеция ее коротенькие боковые стороны боковые стороны стола, – если мы их мысленно продолжим вверх, попадут в точку пересечения оси ниши с главной горизонталью картины. Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. И его уникальная манера письма стала новой трактовкой портретного искусства. Кассель.
Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени. Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. На его противоположном берегу, линия которого протягивается от дороги, угадываются скрытые густой, но невысокой, местами приземистой растительностью, одинокие хижины бедняков и слева от них – парусная лодка и сеновал. Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет.
Измученная болезнью Саския умирает, оставив Рембрандту девятимесячного сына Титуса. Эти картины таинственно мерцают, как старинное золото. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Ну что ж, это его путь.
Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)6. Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга. Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым.
«Святое семейство» – полотно, написанное на известный библийский сюжет. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Жизнь в этой лейденской семье несколько отличалась от жизни других горожан.
И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство. Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. Картина пронизана радостью жизни – это феерический, сказочный мир. Материальное благосостояние Рембрандта все ухудшается.
Заказов становилось все меньше. И не так просто теперь вернуться назад, обратно в этот современный мир с его скоростным ритмом и яркими красками. Но есть еще и третий источник света, освещающий Иосифа у верстака под вытяжной трубой на стене развешаны его инструменты и коловорот, а сам он вытесывает черенок косы или дышло телеги.
На голове у нее пышный венок, в руках жезл, увенчанный цветам. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу6. Холст, масло, 117х91. Эрмитаж. Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени.
Трагизм в том, что оба уже сломлены несчастьем и вряд ли заживут теперь мирно и счастливо. Зал трактира залит теплым ярким светом. Последний год жизни, когда и создается «Возвращение блудного сына», наполнен бедностью и одиночеством. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады.
Вирсавия не пыталась соблазнить царя.
Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). Снизу лицо окаймлено большим белым воротником. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь".
Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
Его интересует не внешнее действие, а внутреннее. Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике. Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование. Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками.
Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением. Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой.
Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Он станет местом жительства евреев, эмигрировавших из Португалии. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров.
Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты5. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Так, пользуясь приемом иррадиации света (иррадиацией называется кажущееся увеличение размеров светлых фигур на темном фоне по сравнению с размерами таких же фигур, но темных на светлом фоне), Рембрандт еще более усиливает таинственность изображаемого события и вместе с тем еще сильнее подчеркивает творческую силу одухотворенного человека в его стремлении проникнуть в тайны Вселенной. Дела шли все хуже.
На лице – улыбка. Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны.
Освободившись, умерла через год. В конце концов, перед нами всего лишь дом голландского ремесленника, занятого делом, пока супруга сидит у колыбели возле очага. Картина «Философ» универсальна по своему воздействию – нельзя предусмотреть ход мысли, понять, в каком направлении сейчас движется сознание. Иконография этой прославленной работы восходит к моралистическим изображениям разврата блудного сына из библейской притчи6. Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа.
Титус, родившийся в 1641 году, единственный из детей Рембрандта и Саскии, кого не постигла смерть во младенчестве. Зато он научил юного Рембрандта смешивать краски, грунтовать холст и удивительному художественному чутью, которое не передашь по наследству как мельницу: осознанию, когда готов приступить к работе, а когда ее пора оставить. Это тень ее плеч и головы. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады. Сваненбург был в то время местной знаменитостью.
Одной рукой она опирается на посох из виноградной лозы, второй держит ворох рассыпающихся цветов. Естественно, что тема родительского горя стала ему особенно близка. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем. Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов6, в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц.
Все участники этого действа — простые люди, так как смерть Сына Божьего — это общечеловеческое горе. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки.
В следующем, 1646 году он написал второе «Святое семейство» на холсте, меньшем по размеру в ширину. Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения. Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра. Этот бизнес, приносивший хороший доход и уважение, принадлежал семейству пять поколений. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы.
Откуда взялась его тяга к религиозной живописи. Блаженны чистые сердцем ибо они Бога узрят.
Вот он в 1646 году доставляет себе удовольствие изображая сцену катания на коньках по замерзшим каналам. Кроме творческой невостребованности, у Рембрандта было немало трудностей и в личной жизни. История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Комната залита светом, но Товий заперт в ней слепотой.
В мастерской на Блумграхт, как уже говорилось, регулярно проходили сеансы, на которых позировали обнаженные натурщики – мужчины и женщины. Всё здесь лаконично, скупо и многозначительно. В центре площади находится памятник Рембрандту. Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля6. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи.
И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе.
До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины. Произведение «Выступление стрелков роты капитана Франса Баннинга Кока», получившее позже название «Ночной дозор» (1642, Риксмузеум, Амстердам) изображает памятное историческое событие, возможно, участие амстердамских стрелков в торжественном приеме, оказанном городом французской королеве Марии Медичи в 1639. Его прежние подмастерья, позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, становятся более удачливыми и востребованными художниками, чем их учитель. Кепи сидит несколько набекрень. И все эти чувства переданы простодушным выражением сияющего лица самого художника, достигшего как будто всех земных благ.
Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста5. И в этом жесте мы не просто чувствуем его недовольство и раздражение он дает нам понятие о мире жестоких корыстолюбцев из которого он вошел в пространство офорта.
В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен.
Благосостояние художника росло вместе с его популярностью. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни4. Он ищет внутренний свет изменяющий личность. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Офортом называется как способ гравирования, так и полученный с доски оттиск. Не выходя за границы повседневности, не взлетая в заоблачные выси и не опускаясь на дно морское, мыслящий герой Рембрандта через таинственные начертания света в своей комнате проникается смыслом мироздания, о чем позднее иным языком, скажет гетевский Фауст, увидевший знак макрокосма – знак звездного мира: Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса Медея побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года Свадьба Язона и Креузы (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс.
Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Мост через канал пуст.
Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер. Так что это не был брак по расчету. Как настоящий профессионал, он не испытывает ни страха, ни смущения, ни робости.
Родные и близкие ночью снимают с креста безжизненное тело распятого Иисуса. Плотник Иосиф за работой, Мария и Дитя, кот у камина. Смерть Рембрандта была очень печальной. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы.
Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф. Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем.
Картина «Святое семейство» становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера. В течение всего XX века голландцы вели кропотливую работу по скупке полотен Рембрандта и их возвращению на родину в результате этих усилий наибольшее число картин Рембрандта можно ныне увидеть в амстердамском Рейксмюсеуме22.
Оно доносит до нас человеческие эмоции.
Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву – его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей). И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.
Жизнерадостная обстановка, на полу валяется игрушка – волчок и кнутик к нему. Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника. Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине.
Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете.
Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Борода подстрижена характерно, залихватски.
На нем написано лишь равнодушие. В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования.
Можно подумать, будто чья-то рука только что слегка отодвинула полог, чтобы показать спокойное семейство в своей комнате, вернее, в своей лавке, поскольку через большую витрину с сетчатой деревянной рамой струится неяркий уличный свет. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей.
Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей.
Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными. Действие происходит ночью в темной спальне. Уже к 1648 году Рембрандт не смог внести платеж за дом. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия.
Я обвиняю. » (2008)10. На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. В офорте под тем же названием внимание Гете привлек старик – хозяин гостиницы.
Такие картины каждый день наблюдает Рембрандт во время прогулок по Синт-Антонисбреестраат и хотя она заурядна, ее освещает небесный свет – в доказательство того, что чудесное может в любое мгновение снизойти на каждую обычную семью по соседству. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Все эти потоки не очень яркого света, как бы пересекаясь в пространстве и падая на различно повернутые к ним поверхности фигур и предметов иногда накладываясь и усиливая друг друга, превращают светотень в чудо. Картинная галерея. Слабой и дрожащей правой рукой шарит Товий по стене, нащупывая дверь. По-видимому, уже не суждено узнать, ускорила ли его конец смерть Титуса в сентябре 1668 года.
Идея заключается не в том, чтобы заставить зрителя уверовать в реальность именно этой голландской семьи, проживающей в доме из одной комнаты, но в том, чтобы он поверил в истинность живописи, которая может одновременно обнажать и скрывать, выходить за рамки изображаемого. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). В правой части той же пластины – набросок тонкой иглой изображающий семейную сцену у большого камина: маленький ребенок в стульчике на колесиках учится ходить. Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет.
То ли он льется на Него сверху, то ли исходит от самого Господа. Однако никогда не выезжавший за пределы Голландии Рембрандт в своем понимании библейских героев оказывается очень близким к основоположнику стиля Высокого Возрождения в итальянской живописи Леонардо да Винчи (годы жизни 1452-1519-ый) – ученого, мыслителя, художника, поражающего широтой своих взглядов, многогранностью таланта. На протяжении 1640-х гг.
Переехавшей в Амстердам из Антверпена, Родившийся в зажиточной кальвинистской семье, где первый проходил обучение в 1628–1633 годах (видимо, безуспешно, так как не сохранилось никаких письменных свидетельств о получении Солмансом диплома), Солманс Мартен (1613–1641) познакомился с Рембрандтом в Лейдене. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. Люди в шлюпках испугались, что к ним переберутся с плота по канатам и обрезали их.
Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием. Он чувствовался во всем. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет.
Глубже, душевнее, сдержаннее эта легенда никогда еще не была рассказана. Но на рентгеновском снимке сходство с Саскией все же выступает гораздо яснее. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. Ближе к нам, справа, под занавесями, обращенная к жертвеннику, чинно восседает покровительница брака богиня Юнона что это именно она, можно догадаться по ее атрибуту – стоящему в ее ногах павлину. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания.
Но и сын, конечно, не победитель. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке.
Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки. Именно рентгеноскопия разрешила эту загадку.
Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. Со смешанным чувством радости и робости (двойственность человеческой натуры) стремится Даная навстречу золотому сиянию.
В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века.