Картина Рембрандта Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. Картина «Философ» универсальна по своему воздействию – нельзя предусмотреть ход мысли, понять, в каком направлении сейчас движется сознание. Бедра застенчивого натурщика обернуты защитной белой повязкой. Переехавшей в Амстердам из Антверпена, Родившийся в зажиточной кальвинистской семье, где первый проходил обучение в 1628–1633 годах (видимо, безуспешно, так как не сохранилось никаких письменных свидетельств о получении Солмансом диплома), Солманс Мартен (1613–1641) познакомился с Рембрандтом в Лейдене. Здесь упор, похоже, делается на успехе. И Давид послал слуг взять ее. » (Вторая книга царств, 11). Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
Этим он подчеркивает беспечность влюбленной пары. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Плотник Иосиф за работой, Мария и Дитя, кот у камина.
Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. «Святое семейство» – полотно, написанное на известный библийский сюжет. В то время Рембрандту было все интересно. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22.
Первая картина, написанная в 1645 году и вытянутая в высоту, представляет собой крестное знамение. Но и сын, конечно, не победитель. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг.
Нидерланды (Голландия). И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. Там-то и видна давшая этому офорту название старинная каменная башня, как бы отделяющая от изображения справа его треть. Они действительно горячо и страстно любили друг друга. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается.
Он должен был любить не только человека вообще, но и тех живых людей, которые его окружали видеть определенную общность их судеб, чувствовать глубокую связь между ними и собой. Взгляд скользит поверх него. А что же случилось с Гертье Диркс. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. В этот неподвижный час, предваряющий ночь, даже дерево не дрожит.
Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине. В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень. Он не сломался сам. Так, пользуясь приемом иррадиации света (иррадиацией называется кажущееся увеличение размеров светлых фигур на темном фоне по сравнению с размерами таких же фигур, но темных на светлом фоне), Рембрандт еще более усиливает таинственность изображаемого события и вместе с тем еще сильнее подчеркивает творческую силу одухотворенного человека в его стремлении проникнуть в тайны Вселенной. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный.
С Хендрикье он написал такие полотна, как «Флора», «Купающаяся женщина» и другие. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду. Рембрандт с тонкой наблюдательностью передавал естественное рассеянное солнечное освещение в природной воздушной среде – пленэр.
Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). В то же время Рембрандту в значительной степени оказался чужд дух страстной патетики, присущий титаническим образам величайшего гения Италии Микеланджело Буонарроти (годы жизни 1475-1564-ый). Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). Даже рисуя портреты, художник пытался не только в лучшем виде изобразить внешний облик, но и большую ставку он делал на содержание души человека, которого изображает. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь.
Эти картины таинственно мерцают, как старинное золото. В настоящее время она хранится в Нью-Хейвене (США) в Галерее Йейлского университета. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Дела Рембрандта шли плохо. Рембрандт же, никогда не уступавший вкусам заказчиков интересовался контрастами света и тени, оставляя свет в одной точке, остальная часть картины была в тени и в полутени. Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен.
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Богоматерь прервала чтение, чтобы поправить покрывало на Младенце, а может, чтобы прикрыть Его лицо от яркого света, призванного подчеркнуть Его величие.
Впечатление от картины, переданное с чрезвычайной простотой, кажется еще более возвышенным благодаря этому трогательному и спокойному участию природы. Младенец стал старше.
Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил.
Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Мы смотрим прямо в светлый прямоугольник окна, на фоне которого внизу появляется яркий таинственный диск и нам кажется, что он проникает в комнату вместе с льющимися из верхней части окна солнечными лучами. Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям.
Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. То же сверкает в уголках глаз. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. Картина написана в том же году, когда художник пережил еще одну большую потерю: умер его сын Титус.
Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку. Одной из величайшей картин художника Рембрандта ван Рейнапо силе образов и художественной выразительности является «Возвращение блудного сына».
Так был обессмерчен простой человек в «Портрете старика в красном» (1652–1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным. Она гласила: «Исчислил Бог царство твое и положил конец ему.
Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. На земле разложена роскошная ткань, на которую вскоре положат Христа.
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Мощная игра светотени создает необыкновенно драматический эффект. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. Как настоящий профессионал, он не испытывает ни страха, ни смущения, ни робости.
И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство. Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6.
Мост через канал пуст.
Блаженны чистые сердцем ибо они Бога узрят. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков.
Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши. Пот, подобно крови, стекает с него на землю.
Я обвиняю. » (2008)12. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование.
В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Именно рентгеноскопия разрешила эту загадку. Причудлив верхний край окна – он весь кажется съеденным ярким освещением с той стороны – штриховка стены, ослабевая, прекращается без всякого намека на обрамляющий контур. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. Картины Серова очень разнообразны по исполнению.
Общепринятое название "Еврейская невеста" основано на старом, ныне отвергнутом толковании, появившемся в XIX веке. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Сикс, действительно, писал стихи и собирал произведения искусства, но он был также богатым оборотистым торговцем. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года Авраам и три спутника (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности.
Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Отсюда родовое прозвище мастера — Рембрандт ван Рейн — «который с Рейна».
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф.
На нем дымится жертва. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Фабрициус, который работал в мастерской около 1640 года, охотно экспериментировал с перспективой и разрабатывал высветленные фоны, что принесло ему незаурядный успех в Делфте13.
В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением. Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути. Она отдалась ему и зачала. В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки.
Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины. Борода подстрижена характерно, залихватски. Обе фигуры так и выделяются на темном фоне. Это тень ее плеч и головы.
Один из них, расправив крылья, витает над колыбелью. Законом общества признавалась борьба всех против всех. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему.
В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие.
В следующем, 1646 году он написал второе «Святое семейство» на холсте, меньшем по размеру в ширину. Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров). Природа этого света таинственна и непонятна.
Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). От союза Данаи и Зевса родился герой Персей, который совершил много подвигов. Она убьет своих детей, ради будущего счастья которых, по словам Язона, он вступил в новый брак. Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Слабой и дрожащей правой рукой шарит Товий по стене, нащупывая дверь.
Сюжет взят из Нового Завета. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. В отличие от других, однофигурных, портретов здесь позади апостола изображен ангел, вдохновляющий Матфея на написание Евангелия. Наверное, это граничит с его личной жизнью, с сыном Титусом, подрастающим рядом, так что у Рембрандта невольно усиливалось стремление к спокойствию и тишине, которое проявлялось и в живописи. Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. Гравюра отражает скорее игривый момент, когда, позабыв об учениках, натурщик делает движение, не отдавая себе в этом отчета.
Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Итак, перед нами – Голландия. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы.
В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Такова сила света снаружи.
Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. На нем написано лишь равнодушие. Кассель. Так что это не был брак по расчету.
Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Здесь, безусловно, есть что-то театральное, но, помимо несоответствий в деталях, предполагаемые сюжеты не отвечают настроению скрытой печали, которое внушает картина. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.
Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. Люди в шлюпках испугались, что к ним переберутся с плота по канатам и обрезали их. Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника.
При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину. Совокупление изображено с необходимой точностью. Которой стала работа под названием «Святое семейство», Рождение у пары первенца в 1633 году стало отличным поводом для заказа у Рембрандта еще одной картины, находящаяся на момент данный в собрании Старой пинакотеки Мюнхена. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта.
Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени. Не выходя за границы повседневности, не взлетая в заоблачные выси и не опускаясь на дно морское, мыслящий герой Рембрандта через таинственные начертания света в своей комнате проникается смыслом мироздания, о чем позднее иным языком, скажет гетевский Фауст, увидевший знак макрокосма – знак звездного мира: Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса Медея побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года Свадьба Язона и Креузы (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров).
А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло.
Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными. – таится много плутовства, жизнерадостности и свежести. Трагизм в том, что оба уже сломлены несчастьем и вряд ли заживут теперь мирно и счастливо. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника.
Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике. Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью.
Дома схватил на лету важный момент юной жизни, когда человечек уже стоит на ногах и начинает ходить. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.
Но есть одно «но»: в 1654 в Амстердаме вышел в свет памфлет «Польский всадник», защищающий секту социниан, к которым, согласно многочисленным свидетельствам, примыкал художник. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. На голове у нее пышный венок, в руках жезл, увенчанный цветам. То ли он льется на Него сверху, то ли исходит от самого Господа. Этот сюжет часто использовали художники и писатели.
Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. В основе картины лежит библейский сюжет, к которому Рембрандт не раз обращался. Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический символ эпохи и общества. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. Лицо его не выражает никакого чувства, никаких ощущений – ни наслаждения, ни вызова. Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, оставался Титус именно его изображения наиболее многочисленны. Руки – сильные, мускулистые – не дают себе уже более труда чередоваться в жестах.
С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Считалось, что на полотне изображен древнегреческий философ Зенон. По-видимому, он стоит на пороге смерти.
Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. В офорте заключена символическая борьба и победа света над мраком. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках.
"Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога. Не лишена такой точности и гравюра Гольция «Юпитер, насилующий нимфу Ио», но, чтобы позволить себе выгравировать соитие, нужно было сослаться на Золотой век. В движении матери чувствуется нежная заботливость, оно полно обаятельной искренности, весь ее облик воплощает юность, чистоту, простодушие. Рама и красная занавесь, защищающая полотно от света, являются частью композиции.
И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Рембрандт женился на Саскии ван Юленборх, дочери ученого юриста. Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием.
Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт.
В 1754-ом году картина была куплена у монахов Дрезденской галереей за двадцать тысяч венецианских цехинов, что в переводе составляло семьдесят килограммов золота. Пейзаж стал для Рембрандта той областью, где, с одной стороны, он шлифовал свои художественные методы, свои средства воплощения пространственной глубины на поверхности листа, взаимоотношений света и тени, динамики световоздушной среды и которая, с другой стороны, служила ему для выражения активности человеческого духа. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10.
Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины.
Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Снизу лицо окаймлено большим белым воротником.
Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста. Эта Семья – неколебимая постройка. Как раз в этой драматичности видит Рембрандт своеобразный выход из горького одиночества и холодной обособленности, так трагически переполняющих образы многих его героев. Возможно, лучший из портретов Рембрандта.
Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме. Композиционное решение не имеет ничего общего с традиционным групповым портретом: на картине изображена историческое событие – по тревоге отряд выступает в поход. Рембрандт «Святое семейство и ангелы», 1645. Кепи сидит несколько набекрень.
После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки. Рембрандт был страстным коллекционером.
Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты8, но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера— немца, работавшего в Италии8. История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована.
Так, он дважды пишет «Святое семейство». Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью. Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света.
До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). Кроме творческой невостребованности, у Рембрандта было немало трудностей и в личной жизни. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного. Любовь привела его сюда.
Вот вам диалог неба и земли.
Картина не отличается сложным композиционным построением. Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам. Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла. Рассмотрим этого наполовину мертвого, согнутого человека, которого подобрали на дороге и несут, держа за подмышки, обхватив колени, ногами вперед, с такими предосторожностями, который оттягивает руки этих двух несущих и жалобно стонет. Эрудицию, касающуюся мифологии, разумеется. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Такова, например, картина «Ослепление Самсона» (1636, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне).
Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. На самом же деле дата (1495 год) находилась на другой картине лорда Дадли-Уорда, которая тоже сохранилась, – это так называемая «Мадонна Гамбаро». Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет. Она построена на мерцающем контрасте ярко освещенных цветовых пятен и затенённых зон.
Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. Затем мы явственно узнаем в проеме фигуру игрока, который гонит клюшкой мяч, а в окне – пару отдыхающих, сидящих на каком-то возвышении по ту сторону, они беззаботно пируют.
Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. В центре площади находится памятник Рембрандту.
Он старается умерить силу ударов своего топора. Барокко. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7.
Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. В прошлом столетии будапештское «Святое семейство» вместе с другой «Мадонной» находились в собственности лорда Дадли-Уорда. Религиозный смысл притчи таков: как бы ни грешил человек, раскаяние всегда вознаградится радостным прощением.
Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Но на рентгеновском снимке сходство с Саскией все же выступает гораздо яснее. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым. Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны.
Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Глубже, душевнее, сдержаннее эта легенда никогда еще не была рассказана. Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Голова святого Иосифа напоминает произведения Косты. Отринув ошеломляющие откровения своих «Страстей Христовых», Рембрандт понемногу выходит на менее зрелищный уровень, обращается к интимным картинам. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца.
Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. История с картиной «Ночной дозор» Рембрандта приведена в одноименном фильме британского режиссёра Питера Гринуэя (2007). Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.
Отец прижимает сына к груди, прощая его. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8.
И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Авраам по велению свыше готов принести своего единственного сына Исаака в жертву Богу и уже занес над ним, связанным, нож, чтобы заколоть его для всесожжения. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни.
В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643).
Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров). В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Морда осла теряется в темном тональном пятне одежды Иосифа и весь офорт заполнен дрожащими беглыми пятнами, большими зачерненными кусками пространства, сквозь которые повсюду проступают светящиеся, порхающие блики. И лежащая мать и дитя по горло закрыты соломой и одеждой. Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. Особенно любил Рембрандт теплый свет огня.
Холст, масло, 117х91. Эрмитаж. Рембрандт отметил, что юноша скучает, сцепив руки под животом. Жена художника В 1632 году Рембрант переселился из тихого Лейдена в деловой Амстердам. Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем.
В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. На восьмой день 15 наиболее сильных выбросили за борт слабых и раненых. Мирной тишиной, святостью материнства дышит это полотно. Пустое старое кресло перед камином, на третьем плане. При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски. Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света.
Возможно, лучший из портретов Рембрандта. Картинная галерея. В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров). Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).
Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. В амстердамском доме художника с 1911 года также действует музей, где выставлены преимущественно офорты25. Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом.
Мы видим все складки ее покрывала и грубые стоптанные подметки башмаков, но лицо и руки ее скрыты. Бог создал море, а голландцы – берега. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Слева от них мы различаем горизонтально сбитые доски прямоугольного колодца, над которым повисло на уходящей куда-то вверх веревке ведро.
Однако никогда не выезжавший за пределы Голландии Рембрандт в своем понимании библейских героев оказывается очень близким к основоположнику стиля Высокого Возрождения в итальянской живописи Леонардо да Винчи (годы жизни 1452-1519-ый) – ученого, мыслителя, художника, поражающего широтой своих взглядов, многогранностью таланта. Критики обращают огромное внимание на светотени. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Приковывает внимание и лицо, особенно погруженный в себя взгляд, не совсем соответствующий светской наружности Сикса. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8.
Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. В «Портрете пожилой женщины» (1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) героиня застыла в неподвижной позе, смиренно сложив руки. Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров). У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны.
Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен. Они собираются внести его в дом дорогу им указывает приезжий – хорошо одетый бородатый мужчина, высокий, на голове его богатый тюрбан. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме.
Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны.
Освободившись, умерла через год. В старой специальной литературе это описание было неправильно понято: так как эти картины перепутали, то полагали, что дата стоит на будапештской картине «Святое семейство», в результате чего будапештская картина была отнесена к более ранним произведениям Франчи.
Один из биографов живописца Арнольд Хоубракен, отзываясь о творчестве Рембрандта, писал, что некоторых его героев можно было смело «взять за нос» — так густо были наложены краски. Он старается умерить силу ударов своего топора. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Для «случайного человека» встреча с Воскресшим гораздо важнее, чем для тех, кто знал Его при жизни, так как Христос выбирает своих последователей среди любого.
Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Легкое прикосновение. Радующийся отец и заблуждавшийся, несчастный человек.
Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника.
Внезапно распахнулись и поднялись к верхним углам картины зацепленные за карниз зеленые занавеси и глазам зрителя открылось видение чистой красоты изображенное во весь рост, окруженное золотистым сиянием шествующая к нам по клубящимся белым облакам Мария, бережно и любовно несущая на руках младенца Христа. Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками.
Все участники этого действа — простые люди, так как смерть Сына Божьего — это общечеловеческое горе. Можно проследить бег кисти. Его отец был мельником, видимо, достаточно богатым, чтобы дать сыну хорошее образование и послать учиться в престижную Латинскую школу и в университет, созданный незадолго до того Вильгельмом Оранским, «дабы своей ученостью он смог наилучшим образом служить городу и родной стране».
Солнце низко висит перед наступлением ночи. Зал трактира залит теплым ярким светом. Из-под повязки видны его гениталии. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день).
К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице.
Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно. Он, наклонившись вперед, почти не может идти и кажется, что сейчас он выронит из дрожащей левой руки тонкий посох, на который он пытается опереться. Какой великолепный лист, где ослепительный белый свет, вливающийся в пространство за листом бумаги, сталкиваясь с наступающей изнутри, справа и внизу, кромешной тьмой, создает самую мощную игру светотени на лице и руках Рембрандта. «Возвращением блудного сына» (1668–1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Рембрандт блестяще завершил свое творчество.
По-видимому, это эскизная работа. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона.
В живописи Рембрандта наступает период покоя. Но волосы Самсона постепенно отрастали, возвращалась и сила его. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Перед нами какое-то темное место и если мы мысленно проведем диагональ из верхнего левого в правый нижний угол, то окажется, что половина офорта, прилегающая к его правому краю, погружена в глубокий мрак.
Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре. В небольшом проеме окна стоит молодая, миловидная женщина в домашней одежде. В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631).
Встретившись тайно за городом, они простились и Давид бежал в горы. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Давид вспоминает всю свою жизнь – карьеру, подвиги и предательства, облагодетельствованных и погубленных им людей прижимая к себе арфу, он согнулся под тяжестью своих дум. В остром взмахе они обе говорят одно и то же запинающимся, но полновесным языком.
Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В 1653 году испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу8, после чего в 1656 году заявил о банкротстве.
Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). В возрасте 13 лет Рембрандт начал учиться рисовать, а также поступил в городской университет.
Одежда в некоторых местах написана стремительными мазками, тона достигают светоносной насыщенности, удивительно теплой по колориту и в то же время не самодовлеющей, что только усиливает эмоциональность сцены. И послал Давид разведать, кто эта женщина. В те же годы, когда им написана живописная серия Святых семейств (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов Христос исцеляющий больных (1642-1646-ой годы). Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице. Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь.
Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь". Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Обе сцены выражают одинаковое любопытство. И скользящий, трепетный свет, загорающийся на пышной передней занавеси слева от нас, на передней части ложи и на спине Давида, словно вторит этому внутреннему звучанию, в то время как голову раскаивающегося царя окружает глухая тьма фона в глубине между занавесями. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения.
Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. С самого начала художника привлекал жанр портрета. Лицо каждого героя его полотен словно живое.
Действие происходит ночью в темной спальне. Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем.
Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте. В мастерской он захотел потренироваться в изображении обнаженной натуры. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий.
Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в Листе в сто гульденов) веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. С утра он даже не успел переменить костюм – после многих усилий ему удалось, наконец, заклинание.
Родившийся в зажиточной кальвинистской семье, переехавшей в Амстердам из Антверпена, Мартен Солманс (1613–1641) познакомился с Рембрандтом в Лейдене, где первый проходил обучение в 1628–1633 годах (видимо, безуспешно, так как не сохранилось никаких письменных свидетельств о получении Солмансом диплома). Всё здесь лаконично, скупо и многозначительно. Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге. Произведение «Выступление стрелков роты капитана Франса Баннинга Кока», получившее позже название «Ночной дозор» (1642, Риксмузеум, Амстердам) изображает памятное историческое событие, возможно, участие амстердамских стрелков в торжественном приеме, оказанном городом французской королеве Марии Медичи в 1639. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Даже слуга, который на заднем плане картины принимает плащ у только что пришедшего хирурга, нисколько не испуган зрелищем, а спокойно взирает на зрителя поверх голов собравшихся врачей.
И де Йонге поражает нас тонкостью душевной организации его нервная восприимчивость почти болезненна. Одежда в некоторых местах написана стремительными мазками, тона достигают светоносной насыщенности, удивительно теплой по колориту и в то же время не самодовлеющей, что только усиливает эмоциональность сцены. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан.
расхождения художника с буржуазным обществом нарастают. Его образ полон глубокой внутренней значительности.
В то время как за приоткрытой дверью на заднем плане слева, почти неразличимая в темноте, Сарра подслушивает речи Бога и недоверчиво усмехается, заслышав предсказание о рождении сына у нее, старухи. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Золотистыми линиями выделяются листы старой Библии на фоне темного, почти черного плаща, покрывающего ее колени и строчки книги – их на каждой из двух распахнутых страниц тридцать – тоже отливают золотом. Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон.
Рембрандт написал это в один прием, его картина подействовала, как мороз. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Со смешанным чувством радости и робости (двойственность человеческой натуры) стремится Даная навстречу золотому сиянию.
Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Оно доносит до нас человеческие эмоции. Художник прибегает к диагональной композиции. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Побудьте здесь и бодрствуйте со мною".
Богоматерь изображена в образе простой женщины. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака.
Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. До Мане в обнаженном виде на природе писали только богинь. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика.
Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы. Художник с блеском справился с этой задачей: передал индивидуальность каждого и объединил композицию: Тюльп читает лекцию, а слушатели с профессиональным интересом всматриваются в труп казненного преступника.
Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. Он является смыслом жизни для матери. Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика.
Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Однако вскоре молодой человек перебрался в Амстердам к более именитому учителю — Питеру Ластману (1583–1633). Естественно, что тема родительского горя стала ему особенно близка. Рембрандт трактует членов "Святого семейства" как простых людей, всячески подчеркивает их человечность, теплоту их взаимоотношений, раскрывает их лучшие качества в каждодневном и обычном.
Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). «Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии.
В офорте под тем же названием внимание Гете привлек старик – хозяин гостиницы. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им. Тем более что моральные гарантии предоставлялись антипапистской пропагандой. Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров. Картина пронизана радостью жизни – это феерический, сказочный мир.
В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы.
Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им.
Но внешне он совершенно спокоен. В картине «Ужин в Эммаусе» (1648, Лувр, Париж) изображена встреча воскресшего Христа с учениками. В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников.
С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос. А легкий, почти незаметный наклон верхней части туловища и головы влево окончательно создают у нас впечатление, что этот человек готов вскочить со стула в любую минуту. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Здесь видны особенности обоих стилей. Ее правая рука, держащая цветы, покоится на животе.
Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Он сидит на скамейке за столом перед расположенным за его головой квадратным окном, несколько сдвинутым также вправо от главной вертикали изображения. «Ночной дозор» – групповой портрет стрелковой роты капитана Б. Кока – известный шедевр Рембрандта, написанный после смерти любимой жены Саскии. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине. Холст, масло. На лбу – несколько напряженных поперечных складок.
Она страстно любит Язона, она мать двух его детей. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство.
Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7.
Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Рембрандт ван Рейн по всему своему складу был ближе к великому голландскому философу-гуманисту Бенедикту Спинозе, с которым он, может быть, встречался и который учил, что человек через познание законов мира идет к свободе, к природе и, преодолевая эгоизм, приходит ко всеобъемлющей любви.
Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).
Старшие в роде, убеленные сединами, дряхлые старцы, будь то Иаков или Авраам, пользуются в доме глубоким уважением. Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров). Фактура красочной поверхности произведений позднего Рембрандта кажется мерцающей драгоценностью. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Есть ли у Рембрандта правота отца и неправота сына.
И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. На протяжении 1640-х гг.
Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Его спасло лишь то, что повзрослевший сын Титус оказался очень деловым и предприимчивым, вполне успешно торговал произведениями искусства. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф.
В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Действие картины Добрый самаритянин (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. Он просил за них сто гульденов. Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной. Их болезненные лица с выражением бессилия и упрямой надежды обращены к Христу, а одежды освещены таинственным, почти не дающим теней на земле светом.
Он движется вперед, протянув руки к женщине, которая села на пол, чтобы стать с ним наравне и делает ему знаки рукой. То же и у Марка-Антония Раймонди, сделавшего в 1524 году целый сборник гравюр с Джулио Романо: «Юпитер и Семела», «Марс и Венера, захваченные в сеть Вулканом». Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров.
В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Богоматерь прервала чтение, чтобы поправить покрывало на Младенце, а может, чтобы прикрыть Его лицо от яркого света, призванного подчеркнуть Его величие. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Она сама стала зимой.
Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Обесчещенная сыном римского императора Тарквиния Лукреция рассказывает мужу о своем позоре.
Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. При всей потрясающей трагичности рембрандтовских образов мы никогда не встретим в них болезненной надломленности, столь характерной для величайшего мастера Италии второй половины пятнадцатого века Сандро Боттичелли (годы жизни 1444-1510-ый). В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования. Вертикальная линия пересекает горизонтальную в центре полотна в делении на квадраты, повторяющемся по всей поверхности холста: Наименее причудливая конструкция, классическая в своей манере подчеркивать регулярность организации фона, подобна музыкальному ритму.
Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф.
Здесь так много запутанного изобилия светопоглощающих и светоотражающих плоскостей в складках одежды, в тяжелой черной занавеси в верхнем левом углу, в формах изрешеченной оконной рамы над головой Харинга, что мы понимаем – нигде еще художественное намерение Рембрандта не сказывалось в офорте так ясно, как здесь. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения.
Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. Дела шли все хуже. Эта эффектная работа производит впечатление декорации и, возможно, написана по просьбе богатого заказчика. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. У него внимательный и веселый вид.
В 1634 году Рембранд женился на Саскии. И, однако, в офорте ощущается двойственность, противоречивость: будничная повествовательность в передаче образов ярко освещенных фарисеев и обывателей спорит с драматической насыщенностью эмоциональной атмосферы вокруг несчастных, больных и калек.
В этом лице – удивительная мягкость и нежность. В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы). Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.
Он происходил из очень интеллигентной семьи, но при этом часто эпатировал публику. Религиозный сюжет остается таковым лишь по традиционной форме, а догматическая идея исчезает под напором земных чувств, линий, фигур и красок и перевод при этом утрачивает все черты оригинала. Рембрандт стал его последним протеже. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны.
Тот, как известно, написал старуху с морщинистым лицом и ее образ так развеселил его, что он смеялся не переставая, пока не умер. Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер. Также их связывает не только размер, но и композиционное построение — фигуры представлены в полный рост, за счет чего картины монументальны. Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности. Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо.
Выход рядом, справа от Товия, в той же стене, на заднем плане. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Всех сковал холод. Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву – его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей).
И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети.
В 1635 – 1640 –х гг. Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Картина маленькая.
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки.
В ее основе — сюжет древнегреческой легенды. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Благосостояние художника росло вместе с его популярностью. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Уже при жизни он казался современникам необыкновенным живописцем. Снизу лицо окаймлено большим белым воротником.
В «Автопортрете с Саскией на коленях» (1635–1636, Картинная галерея, Дрезден) перед нами необыкновенно счастливый и нарядный Рембрандт в образе жениха, сидящего за накрытым столом с Саскией на коленях. Кепи сидит несколько набекрень. Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей.
Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника. Но их усилия оказались тщетными. Родные и близкие ночью снимают с креста безжизненное тело распятого Иисуса. Издавна он носит название "Лист в сто гульденов". Великолепный красный цвет бархата на первом плане и сверкающий золотом тюрбан в глубине обеспечивают зрительную четкость в целом строгому изложению сюжета.
Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Жизнерадостная обстановка, на полу валяется игрушка – волчок и кнутик к нему. Он был на грани попадания в тюрьму, но суд был в его пользу, вот таким образом ему разрешили распродать все имущество и отдать долги. Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета.
Композиционное решение не имеет ничего общего с традиционным групповым портретом: на картине изображена историческое событие – по тревоге отряд выступает в поход. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». На лице – улыбка.
Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Мужчина смотрит на руку женщины, дотронувшуюся до его собственной. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей.
Офортом называется как способ гравирования, так и полученный с доски оттиск. Господня». Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Заказов становилось все меньше. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу.
Скоро гроза пойдет и здесь. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека.
Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика.
В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады. Художник за работой и ничто не может нарушить его единения с миром образов, создаваемых его наблюдательностью и фантазией.
По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Особенно благоволили к нему консервативные меннониты.
К лейденскому периоду относятся также первые опыты художника в области печатной графики. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Комната залита светом, но Товий заперт в ней слепотой. При этом он достигает теперь своей цели все более строгими и скупыми средствами.
Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене.
Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров.
Заказы сыплются к нему один за другим не менее полусотни портретов датируются именно первыми годами пребывания Рембрандта в Амстердаме8. Поток людей кажется бесконечным. Наполовину отдернутый полог перед этим семейством отсылает нас к более тонкой мысли.
Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. В полотне «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (1654, Национальная галерея, Лондон) Хендрикьё в свободном платье, небрежно ниспадающем с плеч, осторожно вступает в реку, приподняв подол выше колен. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Картина «Святое семейство» становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера.
Душевное потрясение, отчаяние, страх и одиночество достигают здесь трагического подъема такой могучей духовной силы, что вызывают драматические отзвуки в природе – бурные тучи и потоки дождя проходят над землей, небо и земля приходят в колебание, горный замок с прямоугольной черной башней на заднем плане, слева, кажется колеблющимся. 175, 5 x 210, 5 см. На нем дымится жертва. И эта расступившаяся перед нами и замершая небольшая толпа кажется преисполненной единой молчащей и слушающей душой.
Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф.
Особенное место в картинах Харменса ван Рейна Рембрандта занимает Хендрикье – служанка, с которой он сошелся, но не мог жениться (по условиям завещания его первой жены при повторном браке он потерял бы все деньги оставленные ею). В таком случае фигура в красном — муж соблазненной Вирсавии Урия, которого Давид, тревожимый угрызениями совести, посылает на верную гибель. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности.
Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. В условиях окружающего его филистерского, мещанского быта только она позволяет ему создавать в произведениях тот необходимый уровень драматической напряженности, в момент которой человеческое начало в людях обнаруживается полнее всего. Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором.
Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка.
Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока. Смерть Рембрандта была очень печальной.
Зато все требования заказчиков были выполнены. Вирсавия не пыталась соблазнить царя. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в Пейзаже с башней (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Удивительна ее судьба.
Все четко продумано: заботливость жеста матери, которая придерживает занавес колыбели, чтобы посмотреть на спящего ребенка, сосредоточенность фигуры Иосифа. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Мужчина обнимает ее левой рукой за плечи.
Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени.