На картине Святое семейство Рембрандт изобразил библейские персонажи, знакомые с раннего детства каждому христианину. На картине Рембрандта «Святое семейство» лица всех персонажей естественные, как будто мастер хочет перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Все произведения Рембрандта и в частности картину «Святое семейство» отличает присущая художнику нравственность, душевность, которые на полотне отчетливо чувствуются как что-то явственно присутствующее.
Картина позднего Рембрандта «Святое семейство» полностью раскрывает зрителю авторский стиль, теплый колорит игру светотени.
В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс.
Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны.
Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы.
Здесь есть парк аттракционов и место для прогулки. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)9 и «Рембрандт. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье.
Он станет местом жительства евреев, эмигрировавших из Португалии. Этот бизнес, приносивший хороший доход и уважение, принадлежал семейству пять поколений.
расхождения художника с буржуазным обществом нарастают. И все-таки то, что отличало Лейден – это пьянящий воздух свободы. В 2009 году именем художника был назван кратер на планете Меркурий, являющийся одним из самых больших в Солнечной системе.
Совокупление изображено с необходимой точностью. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады.
Там, далеко-далеко, на склонах пологих зеленых холмов, под ясным южным небом виднеются излюбленные Рембрандтом невиданные, похожие на мавританские, дворцы из светлого камня, с гордыми башнями, зубчатыми стенами и зияющими арочными проемами. Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно.
Жизнь в этой лейденской семье несколько отличалась от жизни других горожан. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски.
Старший сын с удовольствием перенимает семейный бизнес. Туманные мистические догматы христианского вероучения Рембрандт стремится перевести на язык реальных чувственных образов. Мост через канал пуст. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Слева от нас, переминаясь с ноги на ногу, словно спотыкаясь после долгой дороги, готова свалиться понурая лошадь.
Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Картина пронизана радостью жизни – это феерический, сказочный мир. В этих мастерски вылепленных посредством чередования светлых и темных тональных пятен фигурах мы без труда узнаем бродяг и нищих ранних офортов. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным.
Это тень ее плеч и головы. Может, нужно было жениться на Хендрикье. Трудно найти другое произведение западного искусства, где подобная тонкость психологических оттенков соединялась бы с подобной глубиной и определенностью характеристики. Она отдалась ему и зачала. Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта.
"Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога. В поздних пейзажах Рембрандт отказывается от травленой гравюры и переходит к существовавшей до него резцовой технике, технике сухой иглы, то есть процарапывания иглой непосредственно по металлу. Это вовсе не светлый квадратик, окаймленный тысячами штрихов на светлом листе так, что края его лучатся и фосфоресцируют с удивительным искусством. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины.
Мирной тишиной, святостью материнства дышит это полотно. Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Побудьте здесь и бодрствуйте со мною". Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров.
Эти тонкие штрихи на белом фоне растворяют и мятущуюся фигуру Товия в длинном до полу одеянии, которое сейчас упадет с его плеч, с протянутой вперед правой рукой и согнутой, опирающейся на палку, левой. На лбу – несколько напряженных поперечных складок. Пот, подобно крови, стекает с него на землю.
Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. На протяжении 1640-х гг. Тем более что моральные гарантии предоставлялись антипапистской пропагандой. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Жизнерадостная обстановка, на полу валяется игрушка – волчок и кнутик к нему.
Кепи сидит несколько набекрень. Отринув ошеломляющие откровения своих «Страстей Христовых», Рембрандт понемногу выходит на менее зрелищный уровень, обращается к интимным картинам.
Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Последний луч приглаживает голубоватый лед, на котором, не решаясь двинуться вперед, остановившись из осторожности, стоит женщина в фартуке, возле нее пристроилась собака. Он является смыслом жизни для матери.
Через все творчество Рембрандта пройдет тема «Жизнь Христа». Неясный свет, с трудом пробивающийся справа сверху и снизу слева, сливает зябнущих людей в одно существо, окутывает их теплой лучистой оболочкой надежды, защищающей их от враждебной неизвестности, холода и страха перед преследователями. В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Она сама стала зимой.
Он должен был любить не только человека вообще, но и тех живых людей, которые его окружали видеть определенную общность их судеб, чувствовать глубокую связь между ними и собой. История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью».
Мягкое прелестное лицо застыло в выражении ожидания: во время написания картины Саския была беременна их первым ребенком, который вскоре после рождения умер. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Игру физиономии, которая в один миг озаряет всю историю души и которую один Шекспир видел с такой же непостижимой ясностью. Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши.
Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением. Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. Наклонная линия слеги, протянутая рука Богоматери, хлопание крылышек усиливают сцепление квадратов. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см.
Холст, масло. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны.
Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. Сплетая пальцы, они как бы изображают молитвенный жест этого существа, на месте головы которого сияет магический диск. Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.
Рембрандт приходит туда в четырнадцать лет. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника8. Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров). Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Не реальная среда деловитых и аристократизирующихся голландских бюргеров, самодовольных и ограниченных, а только героическая атмосфера древней легенды предлагает художнику обязательность трагедии, выявленной или потенциальной, но, по мысли Рембрандта, неминуемо выводящей человека из его замкнутой отчужденности.
Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. Молодой художник внимательно вглядывался в произведения общепризнанного гения и искал в них основания для собственного творчества. Надо думать, что Рембрандт не держал свои папки открытыми, принимая у себя пастора, но эротические произведения входили в число материалов, которые художник мог хранить у себя.
Его интересует не внешнее действие, а внутреннее. Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью. Впрочем, Сваненбург научил Рембрандта именно мастерству. Он знает лишь, что его жена любима, а потому прекрасна в своем роскошном корсаже, шелковой юбке, великолепной наколке и драгоценном ожерелье и что все должны восхищаться ею.
Он просил за них сто гульденов. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях.
Нидерланды (Голландия). Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г).
Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины. Эта Семья – неколебимая постройка. Голландская школа славилась групповыми портретами, а этот предназначался в дар доктору Тюльпу, причем его коллеги рассчитывали предстать на картине в самом выгодном свете. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Да и в церкви ходили все в те же, что некогда их предки, лейденские католики.
Отец ничего не понимает в выбранной сыном профессии. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Характерная для начала зрелого периода творчества Рембрандта успокоенность и уравновешенность проявляется во всех жанрах рембрандтовской живописи и графики. В следующем, 1646 году он написал второе «Святое семейство» на холсте, меньшем по размеру в ширину.
Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». – таится много плутовства, жизнерадостности и свежести. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами.
По-видимому, это эскизная работа. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Его образ полон глубокой внутренней значительности. Он решает стать художником.
После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Барокко.
Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека. Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду.
Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Он применяет сухую иглу, глубокое травление и, наконец, так называемую густую затяжку, то есть непосредственное наложение тончайшего слоя краски на поверхность доски – и в результате добивается максимальной силы эмоционального выражения.
Его подход к общественным явлениям во многом интуитивен, но все его творчество свидетельствует о том, что они оказывали на него глубокое воздействие. Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии. В архитектуре господствуют горизонтальные и вертикальные плоскости и ребра, параллельные и перпендикулярные по отношению к изобразительной поверхности картины, что делает здание мало интересным для глаз зрителя и заставляет его сосредоточиться на людях.
В этот неподвижный час, предваряющий ночь, даже дерево не дрожит.
Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Она написана несколько месяцев спустя и хранилась у самого художника до 1656 года, когда он разорился. В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования. Из-под повязки видны его гениталии. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим.
У этого открытого окна, срезанного левым краем офорта, откуда свет озаряет его черты, глядит так настойчиво, так упорно, словно он видит не модель, а весь мир. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)6.
Сама старость не пугает Рембрандта, как она пугала весельчака Франса Хальса она приходит тихо и незаметно, как желанный вечер жизни. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)6. Жрец благословляет чету новобрачных – одетые в царские одежды, они припали на одно колено слева от жертвенника. Скоро гроза пойдет и здесь. А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. Хендрикье родила Рембрандту дочь Корнелию, стала моделью для многих работ художника, в том числе и для «Святого Семейства», но вот женой не стала никогда.
Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника.
Жизнь текла согласно установленному веками укладу. Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку. Ну что ж, это его путь. Обратимся к величайшему творению Рафаэля, созданному им в 1515-1517-ом годах, незадолго до своей преждевременной смерти, для церкви святого Сикста в небольшом итальянском городке Пьяченце, к его "Сикстинской мадонне".
И от этого так постоянен в его офортах художественный мотив сосредоточенности: в своей замкнутости, духовной обособленности, человек как бы находит себе защиту от несущего ему страдания хаоса жизни. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена6. Любовь привела его сюда. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой.
Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной. На Богоявление искали лепешку с запеченной в нее горошиной. Если мы еще отодвинем полог, мы не увидим ничего кроме живописи, в которую может вписаться весь мир: Христос, юная девушка, размышляющий старец, пейзаж – тысячи и тысячи обличий, которые способно принимать живое. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне.
И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. Все пространство напоено теплым и сухим, но чистым и прозрачным воздухом водная гладь и обильная листва, равно как дорога и хижины, радуют глаз дыханием вечной жизни. Он движется вперед, протянув руки к женщине, которая села на пол, чтобы стать с ним наравне и делает ему знаки рукой.
Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. А тут Всевышний отнимает у Рембрандта все.
Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Не хочешь оставаться на мельнице – не надо. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность.
Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света. И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». То же сверкает в уголках глаз. А что же случилось с Гертье Диркс. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения.
«Ночной дозор» – групповой портрет стрелковой роты капитана Б. Кока – известный шедевр Рембрандта, написанный после смерти любимой жены Саскии. На самом деле многие авторитеты отказались признать авторство Рембрандта их сомнения подтвердились изысканиями в рамках Программы исследования творчества Рембрандта, которая финансировалась правительством Нидерландов. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей5.
Законом общества признавалась борьба всех против всех. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов4.
В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. Рембрандт «Святое семейство и ангелы», 1645.
На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф.
Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами6, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма20. Дети бегали по улицам, гремя своими «роммельспотами» — это мог быть горшок, кабаний пузырь, кусок дерева – главное, чтобы шумел погромче.
Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Отец прижимает сына к груди, прощая его.
Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года6. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить.
И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство. Кассель. Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)6 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни4.
Господня». Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля6. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу.
Для него художник – это такой же ремесленник. В центре площади находится памятник Рембрандту.
Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни4. Так, он дважды пишет «Святое семейство». Борода подстрижена характерно, залихватски.
Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника.
Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Плотник Иосиф за работой, Мария и Дитя, кот у камина.
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Все дело было в мельнице, расположенной над Рейном на валу Пеликан.
Как и в годы работы с Ластманом, творческое воображение Рембрандта требует библейских сюжетов с относительно неразработанной иконографией. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме. В 1635 – 1640 –х гг. Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем.
Сваненбург был в то время местной знаменитостью. Последний год жизни, когда и создается «Возвращение блудного сына», наполнен бедностью и одиночеством. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Откуда взялась его тяга к религиозной живописи.
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров). Действие происходит ночью в темной спальне. Бедра застенчивого натурщика обернуты защитной белой повязкой. Ее сюжет навеян одним из библейских сказаний, воспроизведенным в "Книге пророка Даниила", о борьбе чудовищ, символизирующих злые силы, угрожающие еврейскому народу.
Рембрандт продолжает здесь традицию изображения евангельской сцены в жанровом, то есть бытовом плане. Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха.
То есть, на нем нет того понятного выражения, которое всегда имеет определенное имя, но в нем в каком-то таинственном соединении есть все: спокойствие, чистота, величие и настоящие человеческая скорбь и понимание, но скорбь и понимание, уже перешедшие за границу земных. «Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи.
А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. Мадонна была задумана Рафаэлем как идеал женской и материнской красоты, возвышенный и прекрасный и вместе с тем осязательный, близкий человеку.
Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии. При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Так что это не был брак по расчету.
Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Младенец стал старше. Это сплошные луга, обширные и ровные, тянущиеся до самого горизонта, разрезанные ровными полосками каналов цвета нержавеющей стали, окаймленных низким кустарником. Здесь упор, похоже, делается на успехе.
В том, что здесь в согласии жили протестанты и католики. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». А Рембрандт ищет что-то свое.
Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров). В двух случаях это были крупные и престижные заказы. И вот таким образом в большинстве офортных портретов Рембрандта есть нечто общее, делающее столь различных людей, как смотритель тюрьмы Харинг, врач Бонус, гуманист и патриций Сикс издатель гравюр де Йонге, неуловимо похожими друг на друга. Удивительна ее судьба. Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными.
Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения6. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. Обе сцены выражают одинаковое любопытство. Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен.
В движении матери чувствуется нежная заботливость, оно полно обаятельной искренности, весь ее облик воплощает юность, чистоту, простодушие. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров.
На той же дощечке Рембрандт выгравировал юношу в другой позе: стоящим, облокотившись на подушку. Художник, не задумываясь, ломает влюбленной в него девушке жизнь. Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров). Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи.
На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф. Даже четыре вертикальных арочных проема узорной решетки верхней части окна, между которыми вливается свет, даны слабыми разрывающимися штрихами. В том, что именно сюда, к лучшим печатникам Европы, приезжали мыслители и писатели.
Лицо его не выражает никакого чувства, никаких ощущений – ни наслаждения, ни вызова. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы). Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака. Художник прибегает к диагональной композиции. Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного.
Холст, масло, 117х91. Эрмитаж. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Измученная болезнью Саския умирает, оставив Рембрандту девятимесячного сына Титуса. Дела Рембрандта шли плохо. 175, 5 x 210, 5 см.
И опять же семья его поддерживает. Сейчас уже трудно определить, что его сформировало именно как художника. Картина маленькая.
Но юноше учеба показалась неинтересной. Возможно, лучший из портретов Рембрандта. Снизу лицо окаймлено большим белым воротником. Его населяли в основном ткачи. В мастерской он захотел потренироваться в изображении обнаженной натуры.
Освободившись, умерла через год. В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий.
И снова чувствуется его внутренняя сдержанная энергия, сила воли, которая заставляет его оставаться неподвижным. В мастерской на Блумграхт, как уже говорилось, регулярно проходили сеансы, на которых позировали обнаженные натурщики – мужчины и женщины. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему.
Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости.
Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине. Отчасти он находит это в творчестве Луки Лейденского, чьи работы он не мог не видеть.
Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам. Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. Сюжет взят из Нового Завета. Вспомним хотя бы Рене Декарта, который именно в Лейдене, в типографии Яна Мэра издавал свой труд «Рассуждение о методе». Духовный совет реформированной протестантской церкви, к которой она принадлежала, осуждает ее за «недозволенные отношения».
И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов14. Оно доносит до нас человеческие эмоции. Надеясь уловить Иисуса, они спросили, надо ли побить такую камнями, как предначертано в законе Моисея. Он старается умерить силу ударов своего топора. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна.
Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию. Во взгляде де Йонге, в его закрытом рте чувствуется трудно сдерживаемое напряжение и Рембрандт-психолог показывает нам не только внешнее сходство, но и саму жизнь человека. В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников. Он воплощает свое представление о высоких гражданских идеалах, о народе, поднявшемся на борьбу за свободу и национальную независимость.
Он чувствовался во всем. Смерть Рембрандта была очень печальной. Этот сюжет часто использовали художники и писатели. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Очертания интерьера – прямоугольный камин справа, уходящая недалеко в глубину левая стена с дверью, большие яркие квадратные плиты каменного пола имитируемые трапециями с точкой схода на правом крае изображения, – все эти очертания деталей интерьера показаны легкими, тонкими, как бы дрожащими, порой прерывающимися прямыми штрихами, растворяющими объем человеческой фигуры, подобно тому, как мысли и чувства старика растворяются во взволнованной напряженности его трепетного ожидания.
Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии.
И это не замедлит отразиться в творчестве мастера. По улице ходили шествия с тремя волхвами. Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток.
Наполовину отдернутый полог перед этим семейством отсылает нас к более тонкой мысли. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»6. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Рама и красная занавесь, защищающая полотно от света, являются частью композиции.
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. Но, как часто бывает с картинами Рембрандта, вероятно, ошибочно вдаваться в тонкости толкования. Нежная забота матери и беззаветная любовь ее к ребенку сказываются и в легком движении протянутой налево от нас и вниз правой руки и в наклоне головы и в направлении взгляда.
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Здесь видны особенности обоих стилей. Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование.
Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. Мадонна одета в пурпурную мантию, спускающуюся широкими складками, создающими как бы пьедестал. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока.
Но внешняя нищета не делает его озлобленным. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Зато все требования заказчиков были выполнены. Этим он подчеркивает беспечность влюбленной пары.
Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический символ эпохи и общества. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие.
Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1213. Поток людей кажется бесконечным. Но внешне он совершенно спокоен.
Сначала это вполне процветающий район, где живут ремесленники и нотариусы. Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм.
В этом лице – удивительная мягкость и нежность. Взгляд скользит поверх него. Бог создал море, а голландцы – берега. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Но их усилия оказались тщетными. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания5. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. «Святое семейство» – полотно, написанное на известный библийский сюжет. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным.
То же и у Марка-Антония Раймонди, сделавшего в 1524 году целый сборник гравюр с Джулио Романо: «Юпитер и Семела», «Марс и Венера, захваченные в сеть Вулканом». Материальное благосостояние Рембрандта все ухудшается.
«Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым. Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом.
Вот вам диалог неба и земли. Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты5.
Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им. Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса6. Художник не оставил воспоминаний, вот таким образом нам остается только гадать. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста5.
Он проводит аукцион, распродает большую часть своих вещей и переселяется в квартал Йордан. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран.
Эта застывшая в немом преклонении фигура, находящаяся на первом плане ближе всех остальных, хорошо освещенная, оказалась по отношению к нам в сложном трехчетвертном повороте со спины. Она подала в суд на Рембрандта, считая, что он нарушил брачный договор, но она проиграла спор и была направлена в исправительный дом, в котором провела целых 5 лет. Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга. Причина того, что эта плоскость сначала производит впечатление такой голой и пустынной, заключается вовсе не в ее кажущейся бедности она заключается в той новой точке зрения, которую Рембрандт избрал для ландшафта. Видение Луки было для Рембрандта новым, заставляющим пересмотреть свои прежние позиции. Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон. Она страстно любит Язона, она мать двух его детей. С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти.
Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи.
Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Его родители сначала мечтают, что сын станет юристом и перед ним будет открыт весь мир. Лицо каждого героя его полотен словно живое.
Разве что сейчас из них вынесли все изображения, а стены побелили известкой. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни5, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом.
Рембрандт как бы полемизирует со своими предшественниками, обычно изображавшими мадонну среди роскоши. Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности.
Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. И мы точно знаем, что если она не последует его желанию, то руки ее пройдут сквозь его прозрачные ткани и тело, как через воздух и в тот же миг он исчезнет. От его неслышного дыхания вздымаются вверх легкие газовые занавески слева от окна, но все остальные предметы и даже бумаги справа и штора слева, остаются в полной неподвижности. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.
Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице. Картинная галерея. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки.
Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения. Казалось, у них уже в крови умение чувствовать изменение ветра или приближение грозы, ставить лопасти так, чтобы их не сломало, любовь к чистоте и навыки работы в полутьме и мучной пыли. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.
Вместе с тем, свет под кистью и резцом приобретает особенно трепетный, зыбкий, скользящий характер, словно растворяющий и развеществляющий предметные формы. Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра.
Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний5. Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Перед нами какое-то темное место и если мы мысленно проведем диагональ из верхнего левого в правый нижний угол, то окажется, что половина офорта, прилегающая к его правому краю, погружена в глубокий мрак.
Она частично загорожена упавшей на колени восточной девушкой в причудливом головном уборе, с которого свисают на спину кисти из грубого полотна. Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу).
Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Когда, собравшись с духом, он возвращается домой, отец сразу прощает его и принимает с радостью.
Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. Он ищет внутренний свет изменяющий личность. Он ищет эмоциональных порывов, а не движения одежд и драпировок. Все четко продумано: заботливость жеста матери, которая придерживает занавес колыбели, чтобы посмотреть на спящего ребенка, сосредоточенность фигуры Иосифа. Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер. Рембрандт отметил, что юноша скучает, сцепив руки под животом. Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре.
Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Критики обращают огромное внимание на светотени. Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека.
Этот аргумент подкреплен свидетельствами, что обе картины представляют собой сцены из пьесы, поставленной в 1659 году, а не основаны непосредственно на библейском источнике. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу6. В первую очередь речь идет о «Страшном Суде», который в то время был представлен в городской ратуше. Фабрициус, который работал в мастерской около 1640 года, охотно экспериментировал с перспективой и разрабатывал высветленные фоны, что принесло ему незаурядный успех в Делфте11. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг.
В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. На нем дымится жертва. В пейзажных офортах Рембрандта 1650-ых годов пространство за изобразительной поверхностью бесконечно расширяется изображение предметов и человеческих фигур становится предельно емким.
Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Итак, перед нами – Голландия. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. В своем дружеском приветствии Аверкампу он говорил, что живопись должна изображать морозный свет на зимней деревушке. Он прикасался к миру чужой и во многом чуждой ему веры. Творец словно изображал на холсте не просто лицо, а душу, внутренний мирСтиль в котором писал свои творения Рембрандт – это классицизм.
Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду. Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. Недаром он работал над доской несколько лет – с 1642-го по 1646-ой – и так ее и не окончил.
Здесь, безусловно, есть что-то театральное, но, помимо несоответствий в деталях, предполагаемые сюжеты не отвечают настроению скрытой печали, которое внушает картина. Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором. Природа этого света таинственна и непонятна. Хотя эта заказная работа начата в 1661 году, она пролежала незаконченной в мастерской Рембрандта до самой его смерти в 1669 году. Здесь выступает налицо тенденция Рембрандта к упрощению и монументальности, намечающая стиль последнего периода творчества. Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров).
Картина построена на драматических контрастах: облаченные в простые коричневые одеяния Иисус с учениками, очаровательная пристыженная грешница, книжники и фарисеи в роскошных одеждах. Насколько правильно и порядочно он поступил с Геертье. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни.
Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям. Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте.
Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено.
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Картина «Святое семейство» становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера.
За те восемь лет, что здесь проживет Рембрандт, квартал сильно изменится. Один из них, расправив крылья, витает над колыбелью. В живописи Рембрандта наступает период покоя. Рембрандт написал это в один прием, его картина подействовала, как мороз.
Оставив деревню справа, дорога, перевалив через пологий холм, опускается в черную глубину леса над ним небо темнеет все быстрее, слышится шум начинающегося проливного дождя. Его прежние подмастерья, позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, становятся более удачливыми и востребованными художниками, чем их учитель. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен.
Всех сковал холод. Эрудицию, касающуюся мифологии, разумеется. Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей. Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет.
Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров. Всех, кого он любил, все, к чему он стремился.
Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Дела шли все хуже. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. На нем написано лишь равнодушие.
Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла. Конечно, при этом он пользуется и другими красками, но отныне они совершенно подчинены колориту. Одинокий художник сближается с кормилицей мальчика Геертье Диркс. Уже в это время он уделяет особое внимание освещению и передаче духовных переживаний своих моделей. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус.
Можно проследить бег кисти. В то время Рембрандту было все интересно.
Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос. Эта техника, при которой отсутствует процесс травления кислотой, придает более живой и выразительный характер штриховым линиям, которые, однако, могут быть легко искажены случайными ошибками в работе.
Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Трудно сказать, о чем думал этот усталый человек. Молодой художник любит наряжать их в различные одежды, драпироавть в красивые ткани, великолепно передавая их фактуру и цввет.
С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан.
Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени. Не лишена такой точности и гравюра Гольция «Юпитер, насилующий нимфу Ио», но, чтобы позволить себе выгравировать соитие, нужно было сослаться на Золотой век. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности.
Рембрандт стал его последним протеже. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров).
Издавна он носит название "Лист в сто гульденов". К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Такова сила света снаружи. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц.
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика. Заказов становилось все меньше. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. На лице – улыбка. У него внимательный и веселый вид.
А когда он получает увечье, теряет руку, его место занимает второй брат, которому тоже нравится быть мельником. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. В условиях окружающего его филистерского, мещанского быта только она позволяет ему создавать в произведениях тот необходимый уровень драматической напряженности, в момент которой человеческое начало в людях обнаруживается полнее всего.
Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей6 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Бог, по восточному обычаю поджав ноги, степенно обращается к Аврааму, жестикулируя левой рукой и держа в правой чашу с вином, с видом опытного пьяницы и уверенного в непогрешимости своего знания философа. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Это было так не похоже на художников того времени. Так Рембрандт пользуется горизонтальными планами, сменой освещенных и затененных полосок, все более сужающихся по мере приближения к горизонту и призванных изображать примерно равные по ширине полосы предметной плоскости.
Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути. И никого не смущали эти прочно вошедшие в быт католические праздники.
Изображен немощный старик, время обезобразило его лицо почти неузнаваемо, гораздо больше, чем на автопортрете того же года.
Родители Рембрандта понимают его стремление к знаниям. Солнце низко висит перед наступлением ночи. Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь". Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло.
Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Рембрандт нарочно уходит от религиозной темы и представляет зрителю обычную жизнь людей, далекую от будущих мучений, выпавших на долю Иисуса. Остальная часть храма вся заполнена множеством знатных лиц выше их расположился хор – десятка два видных нам по пояс певчих, славящих юную брачную чету. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Вечереет первые планы пространства картины погружены в полумрак и только это колеблющееся слева наверху большое пятно далекого света как будто бы движется по полотну – так капризно оно брошено, легко и свободно.
Я обвиняю. » (2008)10. Непредставимое и неизобразимое религиозное чудо на полотнах Рембрандта превращается в реальное и зримое чудо гения, мастерства и красоты. Вероятно именно в это время Рембрандт начинает чувствовать себя блудным сыном. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии».