Святое семейство отделено небольшой стеной, на заднем плане изображены обнаженные юноши, напоминающие античные статуи, столь любимые Микеланджело. К 1504 году, то есть к моменту создания картины «Святое семейство», Микеланджело был уже широко известен как талантливый скульптор – благодаря таким чудесным произведениям как «Пьета» и «Давид».
Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором.
Илл. Он отказался от расчленения композиции на горизонтальные регистры, так как в основу ее он положил принцип кругового движения. Молодых художников восхищала необыкновенная сложность и экспрессия поз, ракурсов, жестов, которые они пытались воспроизвести в своих работах, по поводу чего Микеланджело скептически заметил: «Скольких мое искусство сделает дураками».
Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Она состояла из восемнадцати обнаженных, статуарно трактованных фигур, представленных в самых разнообразных мотивах движения, многие из которых были почерпнуты из античной пластики. 114, 115.
Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса.
На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). Илл. Микеланджело был убеждён в том, чтобы взять на себя проект.
Илл. Вазари с помощниками изваяли эффектное мраморное надгробие. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. Жизнь и деятельность Микеланджело Буонарроти продолжались почти целое столетие – с 1475 по 1564 год. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Многие флорентийцы, в том числе и девятнадцатилетний Микеланджело, покинули город.
В «Страшном суде» у Микеланджело была возможность, в беспрецедентном масштабе изобразить фигуры, которые в действии также стремятся ввысь или падают и их стаскивают. 21, 22. И здесь его постигает страшный удар.
Микеланджело трудился над фреской с 1534 года до октября 1541 года. В «Распятии Петра» солдаты занятые своей обязанностью рыть яму и поднимать крест, в то время как на них смотрят люди и обсуждают происходящее. Илл. В то время, Флоренция была крупнейшим центром искусства и учения в Италии. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. В тот период, у него была самая большая мастерская во Флоренции.
Петра. Но роспись обладает и другим аспектом. Картина получила широкое признание от пэров. Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони (6 марта 1475–18 февраля 1564), широко известен как Микеланджело – итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и инженер эпохи Высокого Возрождения, который оказал беспрецедентное влияние на развитие западного искусства.
Антония" – первая из известных картин Микеланджело. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). 46.
Он побежден. 109-112, 116-119. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело.
И этой же цели служит цвет. «Тондо Таддеи» 1502 года показывает младенца Христа, который испугался снегиря, символа распятия. Он как-то сказал своему ученику, Асканьо Кондиви: «Однако, богатый я, возможно, был, я всегда жил как бедный человек». Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Анна» Леонард да Винчи. 80.
В старой специальной литературе это описание было неправильно понято: так как эти картины перепутали, то полагали, что дата стоит на будапештской картине «Святое семейство», в результате чего будапештская картина была отнесена к более ранним произведениям Франчи. Его преемник, Павел III сыграл важную роль вначале и завершении проекта художником. Общая композиция росписей плафона, над которым Микеланджело работал четыре года (1508—1512), такова: девять огромных прямоугольных полей центральной часть плафона посвящены Книге Бытия — начальной части первого раздела Библии — Пятикнижия Моисея. И это приводит к трагической разобщенности образов. Видя, что Его Святейшество упорствует, Микеланджело решил, наконец, за это взяться. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Картины включали детали местности и группы фигур, «Опьянение Ноя» было первым в этой группе.
В часовне также находится Мадонна Медичи созданная Микеланджело. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. Это дало ему возможность изобразить обнаженные фигуры мужественных воинов, готовых к героическому действию.
Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. Пророк Иеремия, предвидевший падение Иерусалима, является изображением самого художника. 23, 24.
Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь.
Илл. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. Через несколько месяцев после рождения Микеланджело, семья вернулась во Флоренцию, где он и вырос. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. Мелоццо изображал фигуры с разных сторон, словно они плывут в Небесах и их видят снизу.
Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. Его биограф Паоло Джовио рассказывает: «По натуре он был настолько грубым и неотёсанным, а его внутренние привычки — невероятно убогими, что лишили последующего поколения учеников, которые, возможно, последовали бы за ним». Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Фигура погружается в сон. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии).
Он вернулся к работе у Медичи. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. Рубенс написал копию работы Леонардо, а Бастиано да Сангалло – работы Микеланджело. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. Копируя отдельные фигуры из их фресок, Микеланджело наделяет воспроизводимые им образы чертами еще большей мужественности, почти граничащей с суровостью. В отличие от многих других изображений Петра ренессансной эры, работа Микеланджело сосредотачивается на намного более темной теме – его смерти.
Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других. В действительности оно так и получилось. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка.
Сначала он намечал на этой плоскости контур будущей статуи и затем удалял ненужный материал в наиболее выступающих частях фигуры. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Илл. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым.
Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. 7, 8.
Некоторые критики находят тондо «Мадонна Дони» слижком резкой по цвету. 17, 18, 19, 20. Вазари не находит слов для выражения восторга и удивления. Единство фигур подчеркивается жесткой моделировкой драпировок с гладкими поверхностями.
Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. 122-125. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. Задний план картины с группами обнаженных юношей вызывает в памяти греческие палестры.
6. Илл. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. Позднее, когда скромный ренессансный ремесленник переродился в придворного художника, это уже перестало быть проблемой. Но как раз этого не произошло. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541.
И это понимает только один человек – апостол Петр. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня.
все члены изменяются по ширине и длине во время движения. Микеланджело мыслит, как скульптор, даже выполняя живописные работы.
130. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников.
Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. 86-91. Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Лирика импонировала ему возможностью передачи интимнейших чувств, архитектура увлекла его своим монументальным размахом и своим отвлеченным математическим строем форм, не обремененным никакими гедонистическими элементами.
Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. Кроме «La piet» исполненной для капеллы французского короля в соборе св. Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире.
В прошлом столетии будапештское «Святое семейство» вместе с другой «Мадонной» находились в собственности лорда Дадли-Уорда. За полгода во Флоренции, Микеланджело работал над двумя статуями, «Молодого Иоанна Крестителя» и «Спящего Амура». Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. Хотя голова и правая рука первой фигуры остались назаконченными, статуя производит сильнейшее впечатление.
Союз с французским королем Людовиком XII обеспечивал ему безопасность и независимость в раздираемой войнами и распрями Италии. Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным. Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Илл.
Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1499 году. Обоих Лоренцо и Микеланджело обманул посредник с реальной стоимостью работы. Его желание защитить свободу своего народа отвечало в этот момент самому возвышенному стремлению флорентийцев. Илл. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает.
Прежде всего он заботился о своем отце и четырех братьях. Потолок Сикстинской капеллы был расписан между 1508 и 1512 годами. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса.
110, 112. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Мраморный барельеф.
Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина "Мучения Св. Когда ему было семнадцать лет, другой ученик, Пьетро Торриджано, ударил его по носу, вызвало уродство, которое бросается на всех портретах Микеланджело. Та же весть настигла и поразила в самое сердце Микеланджело. Эту постыдную работу продолжали и позднее. Илл.
В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. 3, 4. В первом письме к Лоренцо Медичи (Пьерфранческо) Микеланджело извиняется, что не все еще письма его передал, так как весь день занят был осмотром статуй.
Но плата за обеспеченность художника была дорогой. Их толковали по-разному, как ангелов, муз или просто как художественное оформление. Это дивное произведение искусства уже носит печать характера Микеланджело. Это, конечно, не так. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении.
Илл. Илл.
Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. Для того чтобы у зрителя создалось впечатление о грандиозном величии божества, Микеланджело сознательно делает фигуру бога-отца настолько большой по размеру, что она едва помещается на отведенном ей поле. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8).
Мучение Св. ботинках». 146-148.
И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. Илл. Библиотеку открыли в 1571 году, а вестибюль оставался неполным до 1904 года. Илл.
Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Микеланджело был нанят Папой Римским Юлием II и трудился над созданием фрески с 1508 по 1512 год. Илл.
На это великий художник дал ответ, прекрасно рисующий его вдумчивый ум и наблюдательность. Кондиви описывал, что он был безразличен к пище и напитку, ел «больше из потребности, чем для удовольствия» и что он «часто спал в одежде. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции.
Какая стихийная сила может унести здания, украшающие семь древних холмов. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту.
Учитывая будущее местоположение скульптурной группы, предназначенной для украшения капеллы, где она должна была стоять около стены, Микеланджело подчинил всю композицию ее фронтальному аспекту. Республика изменялась после падения антиренессансного священника и правителя Флоренции Джироламо Савонаролы (казнён в 1498 г. ) и восхождения гонфалоньера Пьеро Содерини. Фигура коренастая, сильная, мужественна. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски).
В ноябре 1497 года французский посол Святого Престола кардинал Жан Билэр де Лагрола поручил ему высечь «Пьету», скульптура показывает Деву Марию, оплакивающую тело Иисуса. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Совсем необычен иконографический тип Мадонны. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи.
В палаццо Медичи молодой Микеланджело имел постоянно перед глазами замечательные произведения античного и современного ему искусства. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Картина дошла до нас в старой раме, украшенной головами сивилл, пророков и Христа, символизирующих, согласно представлениям христианских теологов, три этапа в развитии человечества – ante legem, sub lege, sub gratia.
Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. Однако, чтобы по-настоящему оценить величие и глубину микеланджеловского замысла, надо рассмотреть каждую из гробниц в отдельности. Он покинул безопасный двор Медичи и вернулся в дом своего отца.
Его мировоззрение приобретает трагический характер. Тело Христа и все произведение исполнены гармонии и красоты.
Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. Но все усилия напрасны.
Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. Тут столкнулись два сильных характера. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы.
Страшный Суд предстает у Микеланджело как Dies irae, День Гнева древнего текста Реквиема. Петра. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Вскоре её стали рассматривать как один из великих шедевров скульптуры в мире, «раскрытие всех возможностей и силы искусства скульптуры».
140, 141. Сегодня она находится в Лувре. Их отражение видят, например, в фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле.
На двух фресках капеллы Паолина, «Распятие Петра» и «Распятие Павла», Микеланджело использовал различные группы фигур, чтобы передать сложное повествование. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). 16.
Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Он стал уже высекать статую св. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Каждую из этих меньших композиций обрамляют четыре фигуры сидящих в сложных, полных динамики позах юношей. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. В это время Микеланджело учился трудным рельефам, которые высекал Якопо делла Кверча вокруг главного входа Базилики Сан-Петронио, включая фреску «Сотворение Евы», композиция возродившуюся на потолке Сикстинской капеллы.
Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. Весь Рим был восхищен этим произведением.
Трудно судить об этом теперь. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Моисей восседает в торжественной позе. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. Это предназначенные для украшения гробницы Св. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью.
Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. Хотя картина «Мадонна Дони» – это не совсем тондо, в высоту оно чуть больше, чем в ширину. Микеланджело был нанят Папой Римским Юлием II и трудился над созданием фрески с 1508 по 1512 год. Ева послушно следует слову творца. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Мать Микеланджело — Франческа ди Нери дель Миниато ди Сиена.
У ног Христа, справа, восседает на облаке св. Мучение Св. Диаметр 120 см.
В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. Илл. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа.
В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона).
149. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. В ангеле Микеланджело всё динамично.
При этом движение лишено всякой скованности. Картина получила широкое признание от пэров. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. 159.
Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. Живую форму ребёнка позже адаптировал Рафаэль в картине «Мадонна Бриджуотер». Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Справа на переднем плане, Микеланджело вышел на картину с выражением разочарования на лице.
На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. Завершение этой работы заняло около четырёх лет (1508–1512). Таким образом, годы работы над статуями гробниц Медичи совпали с годами гибели всех политических и гражданских надежд Микеланджело. 48-55. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк.
Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). В так называемом «Умирающем рабе», Микеланджело вновь использовал фигуру с выраженным контрапостом, предложив специфическую позу человека, в этом случае просыпающегося ото сна.
Микеланджело родился 6 марта 1475 года в Капрезе возле провинции Ареццо, регионе Тоскана. «Восставший раб» — одна из двух более ранних статуй такого рода для гробницы папы Юлия, которую скульптор довёл до почти законченного состояния. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Давид, 1501 – 1504. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo).
Он подобен ваятелю извлекающему фигуру из хаотической глыбы камня в непрестанной борьбе с тем, что мешает ему обрести нужную форму. И здесь ему помог Леонардо, который был великим мастером композиции, построенной по принципу живописного взаимопроникновения составляющих ее частей. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения.
Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Микеланджело не мог иметь единомышленников, так как от природы был отшельником и меланхоличной личностью, «bizzarro e fantastico», человек, который «уходил от компании мужчин». Эта фреска самая широкая в манере изображения и была написана за один день.
У Леонардо цель достигается в гармонии, примиряющей все противоречия, гармонией, как бы осуществляемой самой природой. Оскорбленный художник уехал во Флоренцию. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога.
Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. Лоренцо «Великолепного» и его брата Джулиано похоронили недалеко от них.
С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Пейзаж пустынен и гол. 41. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой).
Первый раз в 1518 году, когда он сжег наброски, этюды и картоны, служившие ему подспорьем при выполнении росписи потолка Сикстинской капеллы, второй раз – за несколько дней до своей смерти, когда он приказал уничтожить все находившиеся в доме рисунки. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом.
Илл. Он победил. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Между 1493 и 1494 годами Микеланджело купил кусок мрамора и вырезал большую, чем в натуральную величину, статую Геркулеса, которую отправили во Францию, а затем она исчезла приблизительно в 18-ом веке. Илл.
150. Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя.
Илл. Но притягательной силы Вечного города она не могла уничтожить. Обычно живописное тондо «Святое семейство» связывают по теме и по времени исполнения с рельефными тондо Микеланджело «ТондоТадеи» и «ТондоПитти».
Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. Папская область находилась в эти годы в относительно благополучном положении, так как ловко лавировавший между французами и испанцами Юлий II сумел расширить ее границы и даже поднять ее авторитет. Нижняя зона украшена имитацией шпалер, в средней зоне идут в ряд сцены из жизни Моисея и Христа, выполненные Козимо Роселли, Боттичелли, Доменико Гирландайо, Перуджино и Синьорелли, верхняя зона, включающая в себя простенки между окнами, декорирована портретами пап изображенных в рост на фоне ниш. Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины. Не имея возможности осуществить свой замысел, Микеланджело перенес на фигуру Матфея многое из того, что он собирался воплотить в фигурах рабов.
Ок. Последняя основана на теме предложенной Полицианом и заказана Лоренцо де Медичи. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим.
Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх.
Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. 36. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи).
В последующие месяцы он вырезал полихромное деревянное «Распятие» (1493), в качестве подарка настоятелю флорентийской церкви Санто-Спирито, который позволил ему некоторое время исследовать анатомию на трупах в больнице церкви. Слух о подделке «Амура» скоро распространился, как некогда было с копией портрета и кардинал послал своего доверенного во Флоренцию разузнать, правда ли это и если – да, то кто мог создать такое абсолютное произведение. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св.
В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело.
И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. Это единственная работа Микеланджело, выполненная на дереве, который за исключением римских фресок большую часть фремени посвятил скульптуре.
В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. Одно из центральных изображений, «Сотворение Адама» — одна из самых известных и наиболее воспроизведённых работ в истории искусства. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды.
Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo). Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. Детство его прошло частью во Флоренции, частью в сельской местности, в родовой усадьбе. Вазари прямо пишет:.
Из других статуй, предназначенных для гробницы, две известны как «Умирающий раб» и «Скованный раб», находятся сейчас в Лувре. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. После изгнания Медичи и гибели Савонаролы в городе утвердился республиканский образ правления. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции.
Илл. 30), довольно точно передающая ее общий вид. Илл.
Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). В 1546 году Микеланджело назначили архитектором собора Святого Петра в Риме. Другие архитектурные работы включали: церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини, часовня Сфорца (капелла Сфорца) в церкви Санта-Мария-Маджоре и Порта Пиа. Но какой ценой.
И результаты были самыми плачевными. Илл. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. В 1520 году работу внезапно прервали, до достижения какого-либо реального прогресса из-за нехватки финансовых средств у его покровителя.
Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе.
Беспощадные огненные слова «мене, текел, фарес» исчезли со стен Ватикана. Недаром его любимым материалом была бронза.
Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался.
Такой комплекс беспорядочных фигур редкость для флорентийского искусства, где его, как правило, можно найти только в изображениях, показывающих либо «Избиение младенцев» или «Муки ада». Наконец, мощный талант проявился в статуе «Геркулеса». Дерево, масло. «Мадонна Брюгге», во время её создания, в отличие от других таких статуй, которые показывают Деву Марию, с гордостью представляет своего сына.
В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). В «Грехопадении» и «Изгнании из рая» оплетенное Змием Древо познания Добра и Зла разделяет два мира — Эдем, райский сад, чье цветение скупо обозначено зеленой ветвью дерева, зеленью травы и очерченную прямой линией горизонта пустыню, куда, гонимые гневным архангелом, удаляются прародители. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. 99, 101, 102. Задуманной Браманте планировке собора в виде равноконечного «греческого креста», соответствующего ренессансной идее «идеального храма», они предпочли «латинский крест» с сильно вытянутым главным нефом. Илл. 32.
Правое плечо и правая согнутая в колене нога слегка выдвинуты вперед, левое плечо и левая нога отведены назад. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано.
Илл. Один из самых разносторонне одаренных мастеров итальянского Возрождения, скульптор, художник, архитектор, поэт, Микеланджело происходил из знатной, но обедневшей флорентийской семьи Буонарроти.
Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело.
Сам Микеланджело ответил посланцу Папы известившему художника о решении понтифика: «Скажите Папе пусть он мир приведет в пристойный вид, а придать картинам пристойность можно очень быстро». Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань.
10, 11, 12. Тем самым ей отводится центральное место. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. Италия.
Хотя Микеланджелол работал над гробницей в течение 40 лет, она никогда не была доведена до состояния, которое бы его удовлетворило. «Скованный раб» — одна из более поздних статуй для гробницы папы Юлия. Илл. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении.
И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. Они исходят из предпосылки, будто Микеланджело иллюстрировал своим творением какие-то развернутые идеологические программы, либо конкретные литературные произведения. После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 г., когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около 29 лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей.
1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. Рельеф Микеланджело «Битва кентавров» создан в то время, когда он был ещё юношей, связанный с Академией Медичи.
Окруженные фигурками гениев, сивиллы и пророки листают тяжелые фолианты, развертывают свитки, думают о прочитанном, записывают свои мысли, прислушиваются к божественному голосу. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы.
В «Сотворении Адама» он медленно плывет по небесам в сопровождении укрывшихся под его широким плащом ангелов, одним мановением руки наполняя жизнью прекрасное тело Адама, распростертого на краю земной тверди — историки искусства не устают повторять, что между протянутыми навстречу друг другу пальцами Творца и первого человека как бы проскакивает искра. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса.
Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным.
126. Несмотря на невысокое мнения о живописи, Микеланджело также написал две наиболее влиятельных работы в стиле «фреска» в истории западного искусства: сцену из Генезиса на потолке и Страшный суд на стене алтаря в Сикстинской капелле в Риме. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. В 1534 году, незадолго до своей смерти, Климент VII призвал Микеланджело в Рим и великий мастер навсегда покинул Флоренцию, где правил ненавистный ему тиран герцог Алессандро (который, по свидетельству ученика Микеланджело — Кондиви, столь же сильно ненавидел художника). После завершения капеллы он с охотой взялся за гробницу, чтобы без стольких помех довести ее на этот раз до конца, но всегда получал от нее впоследствии больше неприятностей и затруднений, чем от чего-либо другого, но всю свою жизнь и на долгое время прослыл, так или иначе, неблагодарным по отношению к тому папе, который так ему покровительствовал и благоволил.
Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей.
С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Ни одна из работ не была закончена и обе потеряны, когда зал заседаний восстановили. Илл.
Арсенал его технических приемов был безмерно богат. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка.
Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. Он даже не дотрагивается до нее. Илл.
В лице Иисуса изображенного художником, находили даже сходство с лицом Савонаролы. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. В настоящее время она хранится в Нью-Хейвене (США) в Галерее Йейлского университета. Два из наиболее известных своих творений «Пьета» и «Давид», Микеланджело создал, прежде чем ему исполнилось тридцать. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Зато вид группы справа мало удачен.
Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. «Языческий» фон этой сцены говорит нам о мучительных беспокойных поисках Микеланджело. Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям.
Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Антония – первая из известных картин Микеланджело. Микеланджело полностью подчиняет его форме.
По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Важнее колорита и красок для него мощная пластика фигур. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Илл.
Илл. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. По-видимому, это была статуя Вакха. В марте 1549 года, когда в флорентийской церкви Сан Спирито была выставлена копия с римской Пьета Микеланджело, неизвестное лицо, охваченное негодованием, поспешило уведомить своего друга: Говорят, что эта скульптура восходит к изобретателю всяческих свинств, больше заботившегося об искусстве, чем о набожности, к Микеланджело Буонаррото. Последняя была предназначена для хора старого собора св.
Илл. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Илл. Работа на потолке Сикстинской Капеллы изображает девять историй из Книги Бытия и считается одной из величайших работ Высокого Ренессанса. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. 119, 111.
В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. Он был сыном мелкого чиновника. 1515.
В работах известных под общим названием «Рабы», каждая показывает фигуру, отчаянно пытающуюся освободиться из уз скалы, в которой застрял. Среди самых знаменитых фресок на потолке – «Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание Адама и Евы», «Потоп», «Пророк Иеремия» и «Кумская сивилла».
На протяжении понтификата Льва Х политические превратности не оставляли Микеланджело. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. В центре Микеланджело представил Христа с Марией, а под ними – группу трубящих ангелов, возвещающих начало страшного суда.
Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок). В немалой степени именно они определяют ту внутреннюю динамику, которая присуща как архитектурному облику всей капеллы, так и украшающим ее статуям. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал.
Петра, с чем папа был полностью согласен. Его рука сгибается к плечу. В 1506 году Микеланджело начал писать фреску, но заказы папы Юлия II отвлекли его от этой работы и он принужден был отказаться от мысли довести ее до конца. Вот таким образом он на время отказался от предшествующих замыслов. В начале 1400 года архитектор Брунеллески изучал развалины классических зданий в Риме и создал две церкви, Сан-Лоренцо и Санто-Спирито, в которых воплотил классические принципы. Илл.
И здесь бог изображен в активном действии. В том же году, Медичи изгнали из Флоренции в результате восстания Савонаролы.
За Микеланджело постоянно следили римские агенты Козимо и регулярно доносили герцогу о любом шаге художника. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом.
Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. Статуя несколько раз покидала церковь, сначала во время французских войн за независимость, после которых была возвращена в 1815, чтобы снова быть выкраденной нацистскими солдатами во время Второй мировой войны. На самом же деле дата (1495 год) находилась на другой картине лорда Дадли-Уорда, которая тоже сохранилась, – это так называемая «Мадонна Гамбаро».
Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов.
Город, ранее под угрозой от французов, был уже в безопасности, так как Карл VIII потерпел поражения. 1. В «Сотворении светил» Создатель, представленный в образе могучего седовласого старца, дважды стремительно проносится над нами, зажигая своим прикосновением Солнце и Луну. Но школярская учеба не привлекала мальчика. В этой связи следует решительным образом отмести неверное толкование статуи рядом ученых, которые, снижая трагизм микеланджеловского замысла, трактуют статую как изображение засыпающего, либо медленно пробуждающегося от сна юноши. На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno). И тогда полностью раскрываются ее красоты.
Некоторые из фресок, как, например выжившая «Ливийской Сивиллы», демонстрируют внимательность художника к деталям, таким, как руки и ноги. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. В 1488 году, в возрасте тринадцати лет, Микеланджело отдали на обучение Гирландайо. Незадолго до своей смерти в 1534 году папа Климент VII заказал Микеланджело нарисовать фреску «Страшный суд» на стене алтаря Сикстинской капеллы.
В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. Илл.
Он вернулся к изначальным идеям Браманте и развил их в центричный план церкви, укрепление строения как физически, так и визуально. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. Особенно выразительна правая фигура. Неизвестно, в каком порядке следовали все эти произведения но вероятнее, что «Вакх» предшествовал другим. Илл.
Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. Флоренция. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. Теперь она находится в базилике святого Петра.
37. Фигура передаётся в контексте с увиденным на фреске «Отделение света от тьмы». Мёртвые восставшие из могил, будут отправлены либо в Рай или в Ад. В марте 1505 года Микеланджело был вызван в Рим Папой Юлием II.
Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи. И потому мне всегда казалось, что скульптура – светоч живописи и что между ними та же разница, что между солнцем и луной. Этому его научила скульптура. Но даже изображая одетых персонажей, Марию и Иосифа, Микеланджело добивается максимальной достоверности движений и поз.
Младенец Христа, которого сдерживает рука его матери, уже готов выйти в мир. Прекрасное мраморное изваяние, называемое «La piet» («Оплакивание Христа») остается до сих пор памятником первого пребывания в Риме и полной зрелости таланта двадцатитрехлетнего художника.
Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. Возрождение. Строительство собора, начатое Браманте, после смерти последнего (1514) продвинулось очень мало, к тому же назначенный главным архитектором Рафаэль, а после его смерти — Сангалло, отступили от замысла Браманте.
Холодному мрамору передал он тогда свою горячую скорбь и вечным заветом борьбы и протеста, вечным памятником затаенных страданий самого художника осталась «La piet». Последними живописными работами Микеланджело были две парные фресковые композиции «Распятие апостола Петра» и «Обращение апостола Павла» (1542—1550, Рим, Ватикан, Капелла Паолина), написанные по заказу Папы Павла III Фарнезе для его небольшой личной капеллы. Биографы знаменитого художника отмечают: «Переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии».
Двумя длинными продольными иллюзорными мраморными тягами он разделил поверхность огромного свода на центральную часть (зеркало) и боковые, в которые врезаны треугольные распалубки. Картину «Мадонна Дони» он создает в полном согласии со своими более ранними рельефами.
Художник охотно принял это предложение. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. Здесь был установлен колоссальный катафалк, украшенный аллегорическими фигурами и картинами (тело Микеланджело при этом по-прежнему пребывало в церкви Санта Кроче), прославленный эрудит Бенедетто Варки произнес надгробную речь. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. Анной». К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых.
И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Петра, относятся еще к этому периоду его «Вакх» и «Купидон». Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы.
155, 156. До сегодняшнего дня в базилике не хватает фасада. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. Он спроектировал как интерьер самой библиотеки, так и её вестибюль.
Для этого он вводит дополнительную среднюю зону, которой нет в старой сакристии, суживает кверху обрамление окон в люнетах третьей зоны, чтобы подчеркнуть устремленность движения вверх, наконец, дает кессоны купола в перспективном сокращении, усиливая тем самым его глубину. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. В личной жизни, Микеланджело был воздержан. Итак, возвратившись к гробнице, он работал над ней беспрерывно, приводя в то же время в порядок рисунки для стен капеллы, однако судьбе не угодно было, чтобы этот памятник, начатый с таким совершенством, так же был и закончен ибо приключилась в то время смерть папы Юлия, а потому работа эта была заброшена из-за избрания папы Льва X, который, блиставший предприимчивостью и мощью не меньше Юлия, пожелал оставить у себя на родине на память о себе и божественном художнике, своем согражданине, такие чудеса, какие могли быть созданы лишь таким величайшим государем, как он.
Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов.
Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). Восстанавливаются давно отмененные феодальные и помещичьи права, вводится закон о майоратах, направленный против дробления земельной собственности, торговля превращается в монополию казны. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. 5.
Мадонна склонилась вправо, чтобы взять Младенца, сидящего на колене Иосифа. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. Возможно, обращение к живописи, решение испробовать свои силы в этой области искусства было граничит с определенным соперничеством, которое разгорелось в это время между Микеланджело и вернувшимся во Флоренцию прославленным его старшим современником Леонардо да Винчи, познакомившим флорентийцев с новой живописной работой «Св.
Таков, несомненно, был его основной замысел. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Ум и характер его рано созрели под влиянием испытанных с детства тревог, волнений и бурь. Синьория (городской совет), торговые гильдии, богатые покровители, такие как Медичи и их банковские партнеры оказывали поддержку искусству.
75-78.
Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело – мраморный Вакх. Разработанный Микеланджело проект остался неосуществленным, в отличие от двух других — архитектурного оформления Новой Сакристии (Капеллы Медичи) церкви Сан Лоренцо и создания для нее скульптурных надгробий двух представителей рода Медичи — Лоренцо, герцога Урбинского и Джулиано, герцога Немурского. (Флоренция, Музей Буонарроти. )В 1488 году отец отдал тринадцатилетнего Микеланджело учиться в боттегу (мастерскую) Доменико Гирландайо, который в то время почитался одним из лучших мастеров не только во Флоренции, но и по всей Италии. Он был и мечтал оставаться Скульптором, свободным как его Давид.
Он вырастал душою, тая в себе все возникающие в уме и сердце думы. Внезапно раздался крик: мы пропали.
89-91. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Этот жест символизирует молчание. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. Скульптор Лоренцо Гиберти трудился пятьдесят лет для создания бронзовых дверей Баптистерия, которые Микеланджело описал как «Врата рая». Договор согласовали в августе следующего года. Наконец, росписи треугольных распалубок и люнет стен посвящены предкам Христа.
Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. Он закончил и мраморного Моисея высотой в пять локтей (235 см. ) и со статуей этой не может по красоте сравниться ни одна из современных работ. Илл.
Мастер показал зрелое и уверенное владение средствами живописи. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533).
В это время Микеланджело работал над рядом архитектурных проектов. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. Илл.
Холодные, светлые краски так подобраны, что от соприкосновения с ними пластическая форма обретает еще большую рельефность. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам.
Илл. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. В начале 1504 года Леонардо да Винчи поручили изобразить «Битва при Ангиари» между силами Флоренции и Милане в 1434 году в зале заседаний совета в Палаццо Веккьо. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. выдать как античную работу и. продать гораздо дороже». 1490-1492.
И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. Это человек действия (vir activus).
Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. это сам Микеланджело и символ всей его жизни.
Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Они утратили волю. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Ему завидовали Леонардо да Винчи, его работы тайком копировал Рафаэль, не говоря уж о других.
Поверхность тела он трактует более обобщенно избегая излишних, дробящих плоскость членений. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах.
«Мадонна Дони» Микеланджело и «Св. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. 151. 39. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Обеими фресками восхищаются и сохранены их копии.
Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Илл. Он лепил из глины и рисовал с произведений предшественников, безошибочно точно выбирая именно то, что могло помочь ему в развитии собственных врожденных склонностей.
С ближайшей сцены изображающей Грехопадение и Изгнание из рая, начинается ряд наиболее совершенных по своему композиционному решению фресок. Она поддерживает его рукою. Он был выполнен спустя 25 лет после того, как художник нарисовал свою внушающую страх фреску на потолке Капеллы. В это время Микеланджело высекал рельефы «Мадонны у лестницы» (1490—1492) и «Битву кентавров» (1491—1492). Сохранился только один вполне достоверный образец станковой живописи Микеланджело: знаменитое тондо (круглая картина) «Мадонна Дони» (ок. Илл.
Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Часть шеи и драпировка завершены Тиберио Кальканьи, одним из любимых учеников Микеланджело. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора.
1504-1506, Флоренция, Уффици). В то же время работа очень отличается от работы Микеланджело по характеру. Работа на потолке Сикстинской Капеллы изображает девять историй из Книги Бытия и считается одной из величайших работ Высокого Ренессанса.
Но этим роль античного наследия не была исчерпана. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м).
Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Фреска изображает Второе пришествие Христа и его суд над душами. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация.
С необычайной остротой ощущает он разлад между жизнерадостным ренессансным сенсуализмом и новыми аскетическими религиозными идеалами, сложившимися не без воздействия контрреформационного католицизма. Таким представил его и Микеланджело. 158, 159. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. Страшный Суд Микеланджело вызвал бурную, но весьма неоднозначную реакцию у современников. Живая пластика фигур — еще одно безусловное достоинство Тондо Дони. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим.
Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши.
Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). 13, 14, 15.
После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). Это утверждение остаётся недоказанным, однако, сам Микеланджело верил в него. В контракте по заказу «La piet» один из свидетелей – Якопо Галли – обещает уже, что произведение это будет исполнено так, «как ни один из живущих ныне мастеров не может исполнить». Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.
Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал. 33, 34. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. Благодаря ореолу древнего величия Рим остается единственным городом в мире даже теперь.
Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. Эти фрески, написанные сразу после окончания Страшного Суда, разительно отличаются от него, а тем более — от росписей Сикстинской капеллы. В результате они предстают зрителю трагически одинокими. В момент, пишет Ромен Роллан, когда победитель должен нанести удар, он останавливается, отворачивает в сторону свое грустное лицо и свой нерешительный взор. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). Илл.
Процесс восстановления базилики Константина IV века продолжается уже 50 лет, так как в 1506 году заложили фундамент к плану Браманте. Илл. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. 81-84. 107, 108. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева.
Статуя осталась незаконченной. И так 17 февраля 1563 года, по флорентийскому исчислению (что по римскому было бы в 1564 году), Микеланджело ушел из жизни. » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж.
В конце 1494 года политическая ситуация во Флоренции стала спокойнее. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). По богатству своих пластических аспектов эта вещь не знает себе равных в творчестве художника.
Другие художники, такие как Понтормо, привлекали скрученные фигуры «Страшного суда» и фресок капеллы Паолина. Потолок Сикстинской капеллы — работа беспрецедентного величия, как по своим архитектоническим формам, которым подражали многие художники по росписи потолка в стиле барокко, так и по богатству его изобретательности в изучении фигур. К этому же времени относится и первая дошедшая до нас работа Микеланджело-живописца — Святое Семейство (Тондо Дони) (1503—1504, Флоренция, Галерея Уффици). Илл. Моисей. 86-88. 38. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena).
Распалубки врезаются в боковые части свода, дробя его поверхность, что создавало дополнительные сложности для художника, взявшего расписать поверхность колоссального свода. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. Два боковых пояса, в которые вклиниваются сферические распалубки, Микеланджело расчленил с помощью пилястров на ряд прямоугольных ниш, в которых он разместил мощные фигуры пророков и сивилл, предсказавших явление Христа в мир.
Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Молодой герой попирает коленом прижатого к земле побежденного, который склонился в три погибели. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело.
И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений.
Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости.
Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Со времен античности на Западе не воздвигалось ничего подобного для отдельного человека. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. Её должны были разместить снаружи Кафедрального собора Флоренции.
Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. В целом колористическая гамма лишена крикливой пестроты, от которой нередко так страдают кваттрочентистские фрески. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения.
Ими были семь пророков Израиля и пять сивилл, прорицательниц античного мира. Здесь с особой силой сказалось глубокое противоречие, заложенное в самом творческом методе Микеланджело: всякий раз, когда ему приходилось создавать многофигурные живописные композиции, пластическое мышление скульптора воздвигало столь непреодолимые преграды, что это мешало успешному решению поставленной им перед собой задачи. Микеланджело именовал их как «ignudi».
Илл. Недаром они украшали пилястры. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр.
Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. Это, конечно, естественно, но интереснее, быть может, то обстоятельство, что молодой художник совсем не потерялся среди этих богатств античного мира и прибавляет почти между прочим: «В самом деле, мне кажется, здесь есть прекрасные вещи».
5, 6. Илл.
Галерея Уффици. Откровенно гомоэротичный характер поэзии стал источником дискомфорта для последующих поколений.
Глаза закрыты, голова закинута назад, левая рука пытается ее поддержать, правая прикасается к груди, в которой сердце уже перестает биться, ноги подкашиваются, еще несколько мгновений и фигура бессильно сползет вниз, погруженная в небытие. Голова святого Иосифа напоминает произведения Косты. Древние видели везде и всюду нагое тело.
В Риме Микеланджело оставался четыре года. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый).
Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу.
106, 113. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. К моменту завершения скульптуры Микеланджело было 24 года. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто.
Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе.
В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. Это произведение погибло в 1511 году, когда Аннибале Бентивольо, поддержанный французскими отрядами, вернулся в Болонью.
56-71). Даже Кондиви – ученик Микеланджело – усомнился в правоте учителя. В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери. Величайшие гении Италии принадлежат Флоренции.
Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). «Мадонна Дони» изображающая Святое семейство имеет элементы всех трёх предыдущих работ: фриз с фигурами на заднем плане имеет вид барельефа, в то время как круглая форма и динамичность фигур напоминают «Тондо Таддеи». У Микеланджело -- сконцентрированная сила, все -- борьба, в которой, под резцом ли его или под его кистью рождаются люди более прекрасные, более могущественны, более дерзновенные -- люди-герои. Илл. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию.
Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. На вопрос его, какие произведения успел сделать Микеланджело, последний сам назвал и «Амура». На заднем плане и несколько в стороне по тосканской традиции помещён Иоанн Креститель. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп.
Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Папа Климент VII испугавшийся за судьбу своей семьи, спешно помирился с императором Карлом V и заключил с ним союз против Флоренции. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад.
Микеланджело вступил в Рим юношей 21 года, но духом он был старше. Рассчитанная на восприятие лишь с одной точки зрения, она так скомпонована, что ни одна ее часть не выходит за пределы той идеальной плоскости, которая совпадает с передним аспектом статуи. 109, 111. Илл.
Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет. Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. В качестве модели для «Сотворения», Микеланджело изобразил себя в процессе росписи потолка. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus).
47. В картине подчёркиваются крутящие движения присутствующее в «Мадонне Брюгге». Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно.
Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Юноша Микеланджело запечатлён сильным и крепким с орлиными крыльями, в одежде античного стиля. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело.
Микеланджело создавал конструкцию часовни Медичи по собственному усмотрению. С «МадоныДони» начинается интерес Микеланджело к живописи. Данное противоречие определяет трагизм всего замысла: герой погибает не потому, что немногочисленны и слабы его приверженцы, а потому, что сломлена их воля.
Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. (Сегодня, Капрезе известна как Капрезе-Микеланджело) На протяжении нескольких поколений его семьи были мелкими банкирами.
Это были тяжелые годы. Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Семья Буанарроти утверждала, что происходят от графини Матильды ди Каносса. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое.
Скульптуру «Бахуса» Микеланджело заказали с указанием специфической темы, молодой бог вина. Все контуры отличаются пластической четкостью, формы моделированы с несколько нарочитой аккуратностью, что объясняется учебным характером рисунков. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью.
Это помогало ему сохранять чувство целого. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Совсем иные настроения и психологические оттенки воплощены в тех фресках, которые украшают распалубки и люнеты и на которых изображены предки Христа. С завершением Давида пришёл другой заказ.
Но, пожалуй, самое замечательное в фигурах сивилл и пророков – это их пластическая выразительность.
«Вакх» находится теперь в национальной галерее Флоренции. Картина проникнута усложнённым и не всегда понятным символизмом. Весть об этом «радостном» событии скоро долетела до Рима, причем папа Александр VI (Борджиа) со своими кардиналами и весь синклит свободно вздохнули. Конечно, обнаженное мужское тело в движении — главное в искусстве Микеланджело. На последней панели, представлено «Отделение света от тьмы». Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного.
Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Илл. Написано тондо, по всей вероятности, по случаю женитьбы АньелоДони, процветающего флорентийского ткача, на Магдалине Строцци в конце 1503 или в начале 1504, портреты которых написал Рафаэль. 116-119. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц.
В отличие от многих более ранних описаний библейского героя, которые изображают Давида торжествующим после сражения с Голиафом, Микеланджело был первым художником изобразившим его в напряженном ожидании до легендарной схватки. В процессе росписи потолка, Микеланджело исследовал различные тела. Она напоминает мощную лавину.
Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Позже написать «Битву при Кашине» доверили Микеланджело. 25, 26. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Его гений искал более широкого поля деятельности.
Он разбогател и заново перестроил свой особняк. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. В роли помощников для небольших сцен, художник нарисовал двадцать юношей. Илл. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. В борьбу включился и Микеланджело.
И тут происходит непонятная история, возможно спровоцированная Малатеста Бальоне, сыгравшим в дальнейшем предательскую роль. Ему было совсем не интересно изображать бесплотные образы. Он действует только словом. Действительность не оправдала их надежд.
Микеланджело расположил их в обратном по отношению к входу порядке.
Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. Мощная фигура Марии доминирует в композиции.
Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Микеланджело приступил к росписи начиная с более поздних сцен повествования. 2. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы.
Рим, кажется, должен был существовать от века. В первое же мгновение перед этой картиной испытываешь беспредельное восхищение. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Микеланджело какое-то время работал над скульптурой Бертольдо ди Джованни.
Микеланджело родился 6 марта 1475 в Капрезе, в Тоскане. 97, 98. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. Однако и здесь царит дух отчужденности.
Купол, завершенный только после его смерти, Банистер Флетчер назвал «величайшим творением эпохи Возрождения». Как архитектор, он положил начало маньеризма в Библиотеке Лауренциана. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка.
И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. Некоторые фигуры на рельеф переданы достаточно смело. Имея дело с уже готовой конструкцией, мастер ограничился незначительным изменением местоположения окон и приступил затем к проектированию внутренней отделки, полностью восходящей к его замыслу. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени. Оригинальную рамку разработал, вероятно, сам Микеланджело.
Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы (Sistine Chapel). В этом плане Микеланджело достигает такой глубины и цельности психологической характеристики, которая была недоступна античной скульптуре и о которой и не смели мечтать его предшественники.
Согласно Кондиви, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, для которого Микеланджело работал над скульптурой святого Иоанна Крестителя, попросил Микеланджело «исправить её таким образом, чтобы выглядело, будто она была погребена» следовательно, он сможет «отправить её в Рим. Для «Страшного суда» Микеланджело черпал вдохновение из фрески Мелоццо да Форли в церкви Санти-Апостоли в Риме. 1490—1492, Флоренция, Музей Буонарроти). Микеланджело еще не знал цены своему резцу. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее.
Илл. Илл. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni).
По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Илл. Он избегает детализированной характеристики места. Слева мы видим райский сад. Параллель очевидна.
Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. 131, 132. 145.
К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело.
Вазари кратко сформулировал современное мнение: «Безусловное чудо, что бесформенный кусок камня превратился в совершенство, которое природа вряд ли способен воссоздать во плоти». Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. Илл. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. 155. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко.
Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. 79, 142. И здесь мрамор, местами грубо обработанный, а местами и совсем сырой, обладает такой благородной фактурой, что незаконченность статуи невольно воспринимается как сознательный прием великого скульптора, умевшего ценить красоту дикого камня. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной.
Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой.