Знаменитая и легендарная для французов картина «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа подверглась нападению вандала – инцидент произошел в филиале Лувра, в городе Ланс, где одна из посетительниц изрисовала картину маркером.
И только в июле 1830-го, пишет искусствовед Екатерина Кожина, «действительность неожиданно потеряла для него отталкивающую оболочку обыденности». В Лувре он очаровался работами старых мастеров. В 1840 году мастер исполнил произведение «Взятие Константинополя крестоносцами» (Лувр, Париж). Именно Давид превращает клятву в центральный эпизод трагедии. В центре картины изображена женщина, символизирующая свободу.
Так, о месте действия, Париже, можно судить только по куску, написанному на заднем плане картины с правой стороны (в глубине едва видно знамя, поднятое на башне собора Нотр-Дам), да по городским домам. Человек изменяет свой масштаб, человек переживает себя по-иному в мире. Картину опять считают подрывной и отправляют в запасник. Если мы мысленно уберем все, что их окружает, мы ни за что в жизни не сможем предположить, что этого человека ведут на казнь. Контекст События июля 1830 года вошли в историю как три славных дня.
Когда Петрушу Гринева в Капитанской дочке вешали пугачевцы, они говорили: Не бось, не бось, словно и впрямь хотели подбодрить. Через три дня Карл Х бежал, а парламентарии провозгласили новым королем Луи-Филиппа, который вернул попранные Карлом Х народные свободы (собраний и союзов, публичного выражения собственного мнения и получения образования) и пообещал править, уважая Конституцию. Сюжеты для этих картин были навеяны художнику поэзией Байрона. Автопортрет Когда встал вопрос о выборе ремесла, Делакруа решил заниматься живописью. Есть и еще одна волнующая вещь: ощущение хаоса и поножовщины здесь чрезвычайно важно.
Картина своей неистовой силой отталкивала буржуазных посетителей, которые также упрекали художника за то, что он показал только «чернь» в этом героическом действии. В них нет того благостного елея, той «красивости», которые портили многие произведения на религиозные темы нового времени. Голова ее повязана платком, характерным для якобинцев, груди обнажены, что означает неистовое желание революционеров идти до конца со своими идеями и не бояться смерти от штыков королевских войск. События развивались стремительно. «Клятва Горациев» написана на сюжет о том, как римские патриоты три брата Горация были выбраны, чтобы сразиться с представителями враждебного города Альба-Лонги братьями Куриациями. Художник не был революционером и сам признавал это: "Я мятежник, но не революционер".
Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. Бодлер назвал ее «жутким гимном року и страданию». Но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают ее уникальной. Да, тогда было много совершено подвигов и принесено жертв.
Эта работа посвящена июльской революции 1830 года, при которой был свергнут король Франции Карл X, что привело к восхождению на трон его двоюродного брата — Луи-Филиппа I. Впервые продемонстрированная на Парижском салоне 1831 года, где вызвала переполох из-за своего политического значения, композиция демонстрировала аллегорическую фигуру Свободы (известную как Марианна, национальный символ Французской Республики), ведущую свой народ к победе по телам павших товарищей. Возвышающаяся фигура молодой женщины с французским флагом в руках олицетворяет Свободу. В 1827 году мастер показал в Салоне две новые работы: «Смерть Сарданапала» (Лувр, Париж) и «Марино Фальеро» (галерея Уоллеса, Лондон).
По характеру Делакруа был романтиком, сторонившимся «мелкой и пошлой» повседневности. Заядлый путешественник ассимилирует цвета и мотивы Северной Африки и Испании. Речь идет о столкновении в сознании художника противоположных стремлений, что оставило свой след даже и в завершенном полотне колебание Делакруа между искренним желанием показать действительность (какой он ее видел) и непроизвольным стремлением поднять ее на котурны, между тяготением к живописи эмоциональной, непосредственной и уже сложившейся, привычной к художественной традиции. Сюжет картины «Свобода на баррикадах», выставленной в Салоне в 1831 году, обращен к событиям буржуазной революции 1830 года.
Но Делакруа все-таки не во всем следует своему кумиру: свободу у него символизирует не античное божество, а самая простая женщина, которая, однако, становится царственно величественной. По словам Кожиной, «ощущение жизненной достоверности на полотне Делакруа сочетается с обобщенностью, почти символичностью: реалистичная нагота трупа на переднем плане спокойно соседствует с антикизированной красотой богини Свободы». Эти уроки помогли художнику в совершенстве освоить технику рисунка.
В марте 1831 г. он получил за нее награду, а в апреле выставил картину в Салоне. Он воскликнул: «Если я погибну, запомните, что меня зовут дАрколь». Правой рукой она поднимает триколор, в левой держит мушкет со штыком. Так как эта полнокровная женщина – это, конечно, сама Свобода.
Женщина в центре сюжета является аллегорией революции. В конце 1832 года Делакруа едет в Марокко. Рабочий в блузе и студент (или художник) с ружьем – представители вполне определенных слоев общества. Происходило это потому, что Делакруа считал:. Да, тогда было много совершено подвигов и принесено жертв. Классический путь страстей и испытаний героя романтизма.
Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. Происходило это потому, что Делакруа считал: ". Героическая смерть д39Арколя связана с захватом повстанцами парижской ратуши. Так, о месте действия, Париже, можно судить только по куску, написанному на заднем плане картины с правой стороны (в глубине едва видно знамя, поднятое на башне собора Нотр-Дам), да по городским домам.
Мы должны обходиться в картинах без моделей. В письме брату 12 октября 1830 года Делакруа пишет: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для неё писать». Впервые «Свобода, ведущая народ» была выставлена в Парижском салоне в мае 1831 года, где картина была восторженно принята и тотчас куплена государством. Однако после захвата власти буржуазной монархией экспозиция этого полотна была запрещена. Сегодня ее профиль размещён на государственной печати Франции хотя бывали времена (уже после революции 1830-го, кстати), когда было запрещено использовать ее образ. Заказы приходили один за другим.
Героическая смерть дАрколя связана с захватом повстанцами парижской ратуши. Не случайно же он написал брату: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для неё писать». Он действительно был убит, но успел увлечь за собой народ и ратуша была взята. В одной ее руке — флаг Французской Республики, в другой — ружье со штыком. Она олицетворяет триаду «Свобода, Равенство, Братство».
Он назвал картины такого рода хоровыми. Это был затерянный во времени древний мир, напоминавший Грецию. Она шла против всего, к чему парижская публика на этот момент привыкла. И очень трудно понять, на самом деле, какой из них доминирует». Картина была впервые выставлена почти через год после революционных событий.
Художник переносит все событие в мир аллегории, отражает идею так, как поступал и боготворимый им Рубенс (Делакруа говорил молодому Эдуарду Мане: «Надо видеть Рубенса, надо Рубенсом проникнуться, надо Рубенса копировать ибо Рубенс — это бог») в своих композициях, олицетворяющих отвлеченные понятия. На протяжении долгого времени он дружил с Жерико, которого также считал своим учителем. Но в этой картине очень хорошо заметна роль народа. Возвышающаяся фигура молодой женщины с французским флагом в руках олицетворяет Свободу. Картина Жака Луи Давида «Клятва Горациев» является поворотной в истории европейской живописи.
Политика мало интересовала его, вот таким образом он и хотел изобразить не отдельный мимолетный эпизод (пусть даже и героическую смерть дАрколя), даже не отдельный исторический факт, а характер всего события. Из-за порохового дыма не видно площади, не видно и как велика сама эта группа. Все у Эжена было, все его любили и, несмотря на его развивавшуюся болезнь горла, всегда ждали с его колкими шуточками. следует жертвовать всем ради гармонии и реальной передачи сюжета. Пропагандистская почтовая открытка, направленная против Парижскои коммуны (июль 1871 года) Карл Х хотел восстановить порядок, царивший до Великой французской революции 1789 года. В своем дневнике молодой Эжен Делакруа 9 мая 1824 года записал: «Почувствовал в себе желание писать на современные сюжеты». Композиция картины очень динамична.
На столе, в тепле стоят четыре бутылки шампанского – но почему не во льду. «Свобода, ведущая народ»— это одновременно политическая и аллегорическая работа. В общем, она ведет себя так, как должна была бы вести та, на которую смотрим мы». Картина была куплена (заказана) Луи-Филиппом, финансировавшим революцию, но классическое пирамидальное композиционное построение этого полотна подчеркивает его романтическую революционную символику, а энергичные синие и красные мазки делают сюжет взволнованно-динамичным. Через сутки баррикадных боев на сторону восставших начали переходить вооруженные солдаты.
Композиция картины очень динамична. Между тем она не кокетничает с нами, а смотрит сквозь нас. Главным средством художественного языка у Делакруа становится цвет, а не рисунок его свободный, ясно различимый мазок, наложенный широкой кистью, злые языки назвали «резней живописи». И через 11 лет «Свобода» снова выставляется в Лувре. Он воскликнул: "Если я погибну, запомните, что меня зовут д39Арколь".
(известная у нас как «Свобода на баррикадах») долгие годы пылилась в доме тетки художника. следует жертвовать всем ради гармонии и реальной передачи сюжета. Делакруа рано пришлось задуматься о своей дальнейшей судьбе. Он хотел просто воспроизвести один из июльских эпизодов, как, например, смерть д39Арколя". Высоко над головой она держит французский национальный флаг. Действительно, в них отсутствует один герой – в них отсутствует один двигатель.
Революция, как стихийная народная волна, как грандиозный народный порыв для этих мастеров как будто вообще не существует. Отмечая как достоинство ощущение жизненной достоверности, которая никогда прежде не проявлялась в творчестве Делакруа (и никогда потом больше не повторилась), художника упрекали за обобщенность и символичность образа Свободы. Речь идет о столкновении в сознании художника противоположных стремлений, что оставило свой след даже и в завершенном полотне, колебание Делакруа между искренним желанием показать действительность (какой он ее видел) и непроизвольным стремлением поднять ее на котурны, между тяготением к живописи эмоциональной, непосредственной и уже сложившейся, привычной к художественной традиции. Между тем сам художник никогда не считал себя реалистом. Лувр и Тюильри были блокированы.
Ведь остальные действующие персонажи по существу и по своей роли тоже аллегоричны. Подлинное же значение этого произведения Делакруа определяется вторым его названием, неофициальным: многие уже давно привыкли видеть в этой картине Марсельезу французской живописи. Он воскликнул: Если я погибну, запомните, что меня зовут дАрколь. Вершиной героического период в истории романтизма стала картина «Свобода, ведущая народ» (Свобода на баррикадах, 1830—1831, Париж, Лувр).
К числу таких произведений можно отнести картину Фонтена «Гвардия, провозглашающая королем Луи-Филиппа» или полотно О. Верне «Герцог Орлеанский, покидающий Пале-Рояль». Сюжет достаточно прост. Он не получил академического образования, но у него была мощная рука, очень цепкий взгляд и огромное честолюбие.
Эту центральную роль Эжен Делакруа передает самой Свободе. Художник не был революционером и сам признавал это: «Я мятежник, но не революционер». Вернувшись во Францию, Делакруа понял, что значит востребованность. Дело в том, что точно нельзя сказать, чьим сыном был Эжен.
Однако после захвата власти «буржуазной монархией» экспозиция этого полотна была запрещена. Этого парижане не стерпели. После появления в Салоне 1822 года полотна «Данте и Вергилий» или «Ладья Данте» (Париж, Лувр) стало очевидно, что во Франции родился новый могучий талант. Центральным персонажем является женщина, которая босыми ногами переступает преграду из камней и ведет народ к намеченной цели. А рядом прыгает по камням, кричит от восторга и размахивает пистолетами (будто дирижируя событиями) юркий, взлохмаченный мальчишка – маленький гений парижских баррикад, которого через 25 лет Виктор Гюго назовет Гаврошем. На картине изображена женщина с обнаженной грудью и босыми ногами.
Это не было случайной фразой, месяцем раньше он записал подобную же фразу «Хочется писать на сюжеты революции». Сильное влияние на французскую живопись 19-го века оказал один из самых известных мастеров романтизма. На голове ее – фригийский колпак.
Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. Есть версия, что человек в цилиндре – сам Эжен. Критики никак не могли понять, зачем полотно, словно бы кричит, грозит и богохульствует. Революция. Вот высокие фигуры, вот низкие фигуры, вот парусники большие, вот шлюпки под парусами. Через 2 года «Свободу», сюжет которой посчитали слишком политизированным, убрали из музея и вернули автору. В последние месяцы Второй империи «Свободу» снова рассматривали как великий символ и гравюры с этой композиции служили делу республиканской пропаганды.
В 1830-х он побывала в Марокко и был обескуражен увиденным. Он всегда ощущал себя провинциалом и лучше всего ему было дома, в Орнане. Но, упрекая Делакруа, что можно было противопоставить его картине.
8 февраля экспозицию музея закрыли для посещения. Картиной «Свобода на баррикадах» заканчивается романтический период в творчестве Делакруа. Картиной "Свобода на баррикадах" заканчивается романтический период в творчестве Делакруа.
Человек, который сочувствует, по определению находится в приоритетной позиции. А такие политические абстракции, как свобода, равенство, братство, не имеют облика. Давид очень правильно показал два непересекающихся, совершенно трагически разделенных мира – мир действующих мужчин и мир страдающих женщин.
Делакруа поступил учеником в мастерскую классициста П. Н. Герена. «Но когда эта картина была выставлена в 1851 году в Париже, она создала скандал. По словам Кожиной, «ощущение жизненной достоверности на полотне Делакруа сочетается с обобщенностью, почти символичностью: реалистичная нагота трупа на переднем плане спокойно соседствует с антикизированной красотой богини Свободы». Р. Эсколье, биограф художника, писал: В самом начале, под первым впечатлением увиденного, Делакруа не намеревался изобразить Свободу посреди ее приверженцев.
Отмечая как достоинство ощущение жизненной достоверности, которая никогда прежде не проявлялась в творчестве Делакруа (и никогда потом больше не повторилась), художника упрекали за обобщенность и символичность образа Свободы. Парадоксально, но даже идеализированный образ Свободы показался французам вульгарным. У Делакруа французы шли с голой грудью и в этом выражалась их отвага.
Происходило это потому, что Делакруа считал «. Небольшому эпизоду уличных боев он придал вневременное, эпическое звучание. Делакруа же, по словам французского критика Этьена Жюли, «стал новатором, который попытался примирить идеализм с жизненной правдой». «Свобода, ведущая народ» или «Свобода на баррикадах» — картина французского художника Эжена Делакруа.
На голове фригийский колпак— древний символ освобождения от рабства. Это был взгляд несколько сверху. Делакруа, получая комплименты на картины 20-летней давности, мрачнел.
Двигателем становится народ. Самой известной картиной Эжена Делакруа, которую можно смело назвать визитной карточкой художника, является «Свобода, ведущая народ» или «Свобода на баррикадах», холст, масло, 260325 см, 1830 г. Картина является символом французской революции 1830 года или Июльской революции 1830 года. За застывшим Петром, шеренгой солдат, шеренгой виселиц – шеренга зубцов кремлевской стены. Посыпались обвинения в чрезмерном натурализме, а после следующей картины – «Смерть Сарданапала» – еще и в неприкрытом эротизме. Напор толпы, заполняющей глубину картины, образует все нарастающее внутреннее давление, которое неизбежно должно прорваться.
На голове у неё – фригийский колпак, в правой руке – флаг республиканской Франции, в левой – ружьё. Расправа с мирным населением на острове Хиос (было убито двадцать пять тысяч греков, дети и женщины проданы в рабство) вызвало всеобщее возмущение. С 1833 по 1861 год мастер создал около десяти монументальных циклов (росписи выполнены масляной краской иногда с добавлением воска) для церквей и общественных зданий Парижа: тронный зал дворца Бурбонов (Палата депутатов), библиотеки во дворце Бурбонов и Люксембургском дворце, плафон для галереи Лувра Колесница Аполлона, зал Мира в ратуше (не сохранились), грандиозные композиции в церкви Сен-Сюльпис — «Изгнание Илиодора из храма» и поражающая героическим пафосом «Битва Иакова с Ангелом».
Художник не был революционером и сам признавал это: Я мятежник, но не революционер. Революционный пафос был не в чести у буржуа. Это грозная и прекрасная богиня и в то же время она дерзкая парижанка.
27 июля во французской столице начались баррикадные бои. Как ты можешь увидеть свободу. «Мане – провокатор. Это и есть Свобода, она ведёт повстанцев к победе. Есть жертвы и есть убийцы.
Эта двойственность не ускользнула и от современников Делакруа и от более поздних ценителей и критиков Даже 25 лет спустя, когда публика уже привыкла к натурализму Гюстава Курбе и Жана Франсуа Милле, Максим Дюкан все еще неистовствовал перед «Свободой на баррикадах», забывая о всякой сдержанности выражений: «Ах, если Свобода такова, если эта девка с босыми ногами и голой грудью, которая бежит, крича и размахивая ружьем, то она нам не нужна. Многих не устраивало, что самый безжалостный реализм, приводивший в ужас благонамеренную публику художественных Салонов, соединяется в этой картине с безупречной идеальной красотой. В левой руке женщина держит ружьё. И это команда к человеку, который сначала действует, а потом размышляет. Делакруа сделал сотни эскизов, которые использовал следующие 30 лет.
Затем он поехал в Испанию, но провел там всего две недели.
В 1929 году было организовано общество наследия художника (Socit Des Amis dEugne Delacroix), которое приобрело в 1952 году здание музея, находившееся к тому времени в аварийном состоянии. Слева от него – три сына, сливающиеся в одну фигуру, справа – три женщины. «XIX век создал историческую живопись, какой мы ее знаем. Да, тогда было много совершено подвигов и принесено жертв. Это было второе полотно, представленное публике.
Поразительный был распад коммуникаций между зрителями провинциальной Франции и парижанами. Делакруа же, по словам французского критика Этьена Жюли, «стал новатором, который попытался примирить идеализм с жизненной правдой». Это Утро стрелецкой казни Василия Сурикова». Король купил картину, но, напуганный ее характером, опасным в период царства буржуазии, приказал спрятать, свернуть в рулон, затем возвратить автору (1839).
На салоне, в 1831 года министерство внутренних дел Франции покупает «Свободу» для Люксембургского музея. Многие уже давно привыкли видеть в этой картине «Марсельезу французской живописи». Король купил картину, но, напуганный ее характером, опасным в период царства буржуазии, приказал спрятать, свернуть в рулон, затем возвратить автору (1839). Море у Фридриха очень часто метафора инобытия, смерти. Сюжет Марианна с флагом республиканской Франции и ружьем ведет за собой народ. А Курбе лишал своего зрителя возможности такого покровительственного сопереживания. Что же произошло.
В это время Делакруа переписывает ее вновь. Они словно торопятся забыть обо всем, что видели на парижских улицах в июле 1830 года и «три славных дня» предстают в их изображении вполне благонамеренными действиями парижских горожан, которые были озабочены только тем, как бы поскорее обзавестись новым королем взамен изгнанного. Знаменитая картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» (известная у нас как «Свобода на баррикадах») долгие годы пылилась в доме тетки художника.
В 1929 году было организовано общество наследия художника (Socit Des Amis dEugne Delacroix), которое приобрело в 1952 году здание музея, которое к тому времени находилось в аварийном состоянии. Мы должны обходиться в картинах без моделей. Политика мало интересовала его, вот таким образом он и хотел изобразить не отдельный мимолетный эпизод (пусть даже и героическую смерть дАрколя), даже не отдельный исторический факт, а характер всего события.
Героическая смерть дАрколя связана с захватом повстанцами парижской ратуши. Во время обучения Делакруа более всего интересовался античной культурой, читал Гомера, Горация, Марка Аврелия. В 1863 году Делакруа умирает у себя дома. Пламенный вихрь огня и смерти ошеломляет зрителя.
Потому и у Марианны грудь голая. «Свобода на баррикадах» — единственное произведение, в котором романтизм с его вечной тягой к величественному и героическому, с его недоверием к действительности обратился к этой действительности, был ею вдохновлен и обрел в ней высший художественный смысл. Так Делакруа хотел показать единство французского народа во время июльской революции. Картина Сурикова здесь – яркое исключение. Но именно такой аккорд эмоций понадобился художнику, когда он взялся за «Свободу, ведущую народ». По альтернативной – Шарль Талейран или даже сам Наполеон.
Революция. Крестьян нужно было пожалеть, крестьянам нужно было посочувствовать.
Размеры полотна — 2, 99 м в высоту на 3, 62 м в длину — были слишком велики для Боинга 747. Так, о месте действия, Париже, можно судить только по куску, написанному на заднем плане картины с правой стороны (в глубине едва видно знамя, поднятое на башне собора Нотр-Дам), да по городским домам. Сюжет достаточно прост. Благодаря своей неугомонности Эжен чудом пережил трехлетний возраст: к тому времени он едва не «повесился», нечаянно обмотав вокруг шеи мешок для овса «горел», когда над его кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка «тонул» во время купания «травился», наглотавшись краски-медянки. Есть предположение, что Делакруа изобразил самого себя в виде мужчины в цилиндре.
Именно эта спрессованность момента здесь исключительно важна. И 30 июля над королевским дворцом взвился французский триколор.
«Пейзаж абсолютно меняет оптику. Мы должны обходиться в картинах без моделей. Как бы там ни было, но мальчишка рос сущим сорванцом. На этом пути Делакруа вырабатывает свое творческое кредо.
«Французские салоны знали изображения тяжелого крестьянского труда, бедных крестьян. Вскоре мода на бунт прошла и Делакруа начал искать новый стиль. Что соединяет эти две неравные части композиции.
Картина была куплена (заказана) Луи-Филиппом, финансировавшим революцию, но классическое пирамидальное композиционное построение этого полотна подчеркивает его романтическую революционную символику, а энергичные синие и красные мазки делают сюжет взволнованно-динамичным. Картину скрепляет дуэль взглядов Петра и рыжебородого стрельца. Картиной Свобода на баррикадах заканчивается романтический период в творчестве Делакруа. Мане историй не рассказывает.
А поскольку этот ужас универсален, то и Клятва Горациев никуда от нас не уйдет». Марианна Рядом со Свободой – рабочий, буржуа и подросток. следует жертвовать всем ради гармонии и реальной передачи сюжета. Но есть поразительные пейзажи, которые принадлежат и тому и другому модусу. Самый простой ответ: Мане прежде всего художник, Мане прежде всего глаз. В 1852 – Вторая империя.
Он стоит в центре, он представляет собой ось картины. Возможно он делает темнее ярко-красный тон колпака, чтобы смягчить его революционный вид. Эжен Делакруа используя пирамидальное построение композиции, подчеркивает романтическую патетику революционных событий. «Это полотно обращается не к личности – оно обращается к человеку, стоящему в строю. В их лице Делакруа как бы выводит на передний план те силы, которые совершили революцию: рабочих интеллигенцию и плебс Парижа.
За ней устремляется толпа вооруженных людей. Успех пришел к Делакруа в 1824 году, когда он выставил картину «Резня на Хиосе». Рядового человека она отпугивала тем, что он не очень может понять, кто это. У ног Свободы лежат убитые и раненые. «Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много. Но, упрекая Делакруа, что можно было противопоставить его картине. С возрастом продуктивность Делакруа снижалась.
Но это позволяет Гойе превратить современное событие в звено истории Испании. Все, что еще несколько дней назад составляло смысл жизни романтического поколения, мгновенно было отброшено далеко назад, стало «выглядеть мелким» и ненужным перед грандиозностью свершавшихся событий. Человек на переднем плане – это его конечное бытие. Через 3 года ее извлекают оттуда и демонстрируют на всемирной выставке.
Эти люди на переднем плане – маленькие, корявые, не очень привлекательно написанные – своим ритмом повторяют ритм парусника, как пианист повторяет музыку сфер. Но модус изображения был общепринятым. Государство с восторгом приняло ее и купило. Художник изобразил себя в виде мужчины в цилиндре слева от главной героини. В 1999 году «Свобода» совершила перелёт на борту Эйрбас Белуга из Парижа на выставку в Токио через Бахрейн и Калькутту за 20 часов.
Картина явила ужасы недавней войны Греции за независимость. Происходило это потому, что Делакруа считал «. «Это девка, – писал журнал La Revue de Paris, – сбежавшая из тюрьмы Сен-Лазар». Бурбоны были свергнуты. Ему удается в одной картине – очень патетической, очень романтической, очень звучной – соединить реальность, физически осязаемую и брутальную, (посмотрите на любимые романтиками трупы на переднем плане) и символы.
Революция 1830 года отразилась и в творчестве других художников. Политическое развитие начиная с XVIII века поставило перед художниками необходимость визуализировать то, чего нельзя увидеть. Тут нет человека, которого ты жалеешь.
На голове у неё — фригийский колпак, в правой руке — триколор (флаг республиканской Франции), в левой — ружьё. Давид тщательно срежиссировал появление своего шедевра. Это команда. Центральный персонаж полотна – Свобода, соединившая величавую осанку Афродиты Милосской с теми чертами, которыми наделил Свободу Огюст Барбье: «Это сильная женщина с могучей грудью, с хриплым голосом, с огнем в глазах, быстрая, с широким шагом». Сама Марианна – главный революционный символ Франции. И это очень не нравилось французам.
«Курбе переехал в Париж, но не стал частью художественного истеблишмента. В последние месяцы Второй империи «Свободу» снова рассматривали как великий символ и гравюры с этой композиции служили делу республиканской пропаганды. Он действительно был убит, но успел увлечь за собой народ и ратуша была взята. Вот это ощущение того, что разделенный волей истории народ в то же время братск и един, – это поразительное качество суриковского полотна, которое я тоже больше нигде не знаю». Он хотел просто воспроизвести один из июльских эпизодов, как, например, смерть дАрколя.
В письме своему брату Делакруа написал: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для неё писать». Под безобразием на самом деле понималась предельная правдивость». Из-за революционного сюжета полотно на протяжении последующей четверти века не выставлялось на публике. В центре картины изображена женщина, символизирующая свободу. «Общество, народ, нация в этой картине кажутся разделенными. К этой фразе требуется добавить: Эжен едва не «повесился», нечаянно обмотав вокруг шеи мешок из которого кормили лошадей овсом «горел», когда над его детской кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка «тонул» во время купания в Бордо «травился» наглотавшись краски-медянки.
Однако после захвата власти «буржуазной монархией» экспозиция этого полотна была запрещена. Не отвлеченные греческие и римские герои, действующие в идеальной обстановке, руководимые идеальными мотивами. И только в июле 1830-го, пишет искусствовед Екатерина Кожина, «действительность неожиданно потеряла для него отталкивающую оболочку обыденности». Это не было случайной фразой, месяцем раньше он записал подобную же фразу «Хочется писать на сюжеты революции». Картина Делакруа в пластических образах воплотила этот триумф освобождения.
Многие художники тогда работали в манере классицизма. Позже, когда реализм стал доминировать, «Свободу, ведущую народ» купил Лувр (1874) и картина попала в постоянную экспозицию. Политика мало интересовала его, вот таким образом он и хотел изобразить не отдельный мимолетный эпизод (пусть даже и героическую смерть д39Арколя), даже не отдельный исторический факт, а характер всего события. Старик держит три меча. Сквозь клубы порохового дыма виден собор Парижской Богоматери. Это символы двух миров будущего и прошлого. Эта картина потрясающе проста.
Революция 1830 года отразилась и в творчестве других художников. В 1848 году картину требует Лувр. Рубенс, Веронезе, Тициан – дни пролетали незаметно.