Списки составлялись довольно часто, а просматривались и заверялись самим царем. Московская юстиц-коллегия проводила расследование шесть лет. В официальной документации обычно использовалась простая формулировка «из дворян такой-то губернии», одинаковая и для старого дворянства и для нового. В XVIII—XIXвеках столбовые дворяне не имели никаких привилегий перед представителями новых дворянских родов (появились в результате пожалования личного или потомственного дворянства за особые заслуги, за выслугу лет, по чину, по ордену). Значение слова лежит на поверхности – это представительница дворянского сословия, чья фамилия есть в «столбовых списках» самого государя.
Столбовое дворянство было в XVIII—XIXвеках довольно многочисленно. Николай Сергеевич Волконский (17. 2. 1848 – 22. 2. 1910) – историк, общественный и политический деятель, один из основателей Союза 17 Октября. Недаром синонимы к слову «столбовая дворянка» – это исконная, коренная и потомственная.
Родился в селе Зимарово Раненбургского уезда. Этот, казалось бы, праздный вопрос на самом деле становился предметом необычайно жарких споров и дискуссий, подогретых тщеславием. Но чем это закончилось для жадной женщины известно каждому. Происходил из древнего княжеского рода. В XV -XVI веках дворяне упрочняют свои экономические и политические позиции, за военную службу они получают в собственность землю и таким образом становятся помещиками, а поместная система со временем превращается в крепостное право затормозившее развитие России. Возможно, это дочь именного царского слуги или же его вдова, за которой были оставленные поместные земли «на содержание».
Слово дворянин буквально означал – человек с княжеского или боярского двора, придворный. Случаи, когда жены или дочери владели поместьем лично, были довольно редкими. Привилегий перед новым титулованным дворянством они не имели. Т. е. Как правило, этим правом обладала лишь столбовая дворянка.
Н. Л. Барабанов описывая улицу детства – Крепостную 30-х годов 20 века в своем автобиографическом труде «О моём детстве и отрочестве» спустя 70 лет вспоминает: «Перейдя на другую сторону улицы (Крепостной) отмечу, что в доме напротив дома Смирнова (самый крайний тогда дом города, у луга) жил когда-то (по словам тетушек) человек интересовавшийся астрономией у него был телескоп, с помощью которого он рассматривал небо» Ко времени детства Николая Леонидовича, обсерватории уже не было, как и не было уже в живых Антона Фортунатовича, умершего по моим сведениям в 1921 году. Дворянство возникло в России в XII веке как младшая ветвь военно-служилого сословия. Так мы и разобрались с термином «столбовая дворянка».
Вот таким образом древность рода служила исключительно предметом гордости его представителей2.
Узнав истинное положение вещей, Екатерина Великая устроила показательный процесс. В результате возобладали две точки зрения.
После смерти государственного служащего, его вдова имела право сохранить поместные земли «на проживание», после ее смерти поместье возвращалось в казну и могло быть передано другим столбовым дворянам. Количество родов, бывших ранее боярскими и происходивших от Рюрика, Гедимина, либо от выходцев из Золотой Орды было ограниченным и постепенно сокращалось (род пресекался при отсутствии наследников мужского пола), как в относительных числах (процентное соотношение столбовых относительно растущего общего числа дворянских родов в России), так и в абсолютных (по общему числу таких родов). Во дворе усадьбы Антона Фортунатовича возвышалась самодельная каланча – обсерватория. Титулованное дворянство (аристократия) в значительной части состояло из новых родов (пожалование титула за особые заслуги, порой прежним столбовым, но нетитулованным дворянам), а также финских, белорусских, польских, грузинских, татарских, украинских, остзейских, армянских, балканских, западноевропейских. Депутат 1-й и 3-й Государственных Дум от Рязанской губернии.