Однако используется различная техника рисования и следует различать по меньшей мере два стиля китайской живописи: стиль гунби и стиль сеи. В китайской живописи существует два стиля письма: гунби – прилежная кисть и сей – живопись идей. Основные стилистические направления китайской живописи XXIII вв. : эстетическое кредо, особенности живописных техник, социальный статус представителей, последующая историческая эволюция. Стиль вэньжэньхуа с его слитыми воедино поэзией, каллиграфией и живописью обладает яркой отличительной особенностью китайской живописи и популярен и по сей день.
На самом деле следует различать по меньшей мере два стиля китайской живописи: стиль "гунби" и стиль "сеи". На самом деле следует различать по меньшей мере два стиля китайской живописи: стиль «гунби» и стиль «сеи». Целью данной работы является выявление особенностей китайской живописи интерпретация образов и символов изучение стилистики картин на примере творчества Ци Байши. Начало китайской живописи маслом положил итальянский монах иезуит Д. Кастильоне.
На самом деле следует различать по меньшей мере два стиля китайской живописи: стиль "гунби" и стиль "сеи". Кастильоне, являясь, прежде всего, художником и архитектором европейской школы, внес огромную лепту в трансформацию традиции китайской живописи, обогатив ее европейскими художественными приемами, такими как линейная и воздушная перспективы и светотень.
Он сумел выявить само существо жизни природы, донести скрытый смысл ее явлений. Орхидея нежна и утончена, ассоциируется с нежностью ранней весны. Сбоку приписана строка: «Свежеет ветер, выявляя несгибаемость бамбука».
Как уже говорилось, в китайской живописи существует два стиля письма: гунби и сеи. Первая категория «Сеи» характеризуется простыми и смелыми ходами, предназначенными для передачи основных особенностей объекта – формы, пропорций, цвета. В эпоху Вэй — Цзинь — Южных и Северных династий, то есть 1500 лет назад жанр «люди» достиг зрелости. Сделав обрис, художник закрашивает рисунок минеральными красками. Утвердился он позже портретного жанра, а зрелости достиг в Танскую династию (618-907).
Она была распространена не только во дворцах и храмах, но и при захоронениях. Штрих может быть легким, как облако или мощным, как дракон. С этого времени начались годы упорного труда и путь к славе.
Эти два стиля уже издавна широко распространены в Китае и взаимно дополняют друг друга. Так, существовали анималистические жанры («Цветы и птицы», «Растения и насекомые»), бытовые жанры («Люди и предметы»), парадный портрет, миниатюра на веерах и других предметах обихода и китайская пейзажная живопись («Горы и воды»). Кистями и тушью на бумаге или шелке поэты пишут стихи, а художники— картины.
Последующие поколения художников остались верными этой концепции. Древнекитайский теоретик искусства Гу Кайчжи (348-409) выдвинул требование "передавать" в портрете внутренний мир пейзажа", заботиться как о внешнем сходстве, так и о воплощении характера и душевного состояния объекта. Не страшен холод и стройному бамбуку, гордо уходящему ввысь и старой могучей сосне. Действительно, традиция китайской живописи (сама техника рисования) строилась на аксонометрии.
Живопись Сонг продолжалась в Японии. Основа китайской живописи отнюдь не философия или религия, как это может показаться на первый взгляд. Художники расписывали стены храмов и дворцов. В начале эпохи Мэйдзи англичанин Чарльз Виргман (1834–1891) познакомил японцев с сатирическим журналом «Японский Панч» успех этого журнала оказался таким, что выражением «японский Панч» называются все современные карикатуры. В Китае издавна говорят о близости живописи и каллиграфии. Япония предпочитала приятные занимательные сюжеты и использовала небольшое их количество: изображение четырех времен года (cuku-э), знаменитых местностей (мэйсо-э), трудовых процессов, связанных с отдельными месяцами (цуки-нами-э) повествования или биографии (моногатариэ) покрывали ширмы или экраны с пейзажами (сэндзуи-бёбу), листки альбомов (соси) и иллюминируемые свитки (э-маки).
Эротическая живопись была одним из достижений художников эпохи Мин. А после открытия власти дважды предъявляли ультимативные требования закрыть выставку (за всего лишь две недели ее работы) и добились своего. В эпоху правления династий Шан и Чжоу и до эпохи Весны и Осени (Чуньцю) и Сражающихся царств (Чжаньго) (16—3 вв.
Картины в стиле "сеи" трудно поддаются копированию и имитированию. Для такой работы нужна точность глаза и руки. Древнекитайский теоретик искусства Гу Кайчжи (348-409) выдвинул требование «передавать» в портрете внутренний мир пейзажа», заботиться как о внешнем сходстве, так и о воплощении характера и душевного состояния объекта. В след за разрушениями времён мировой войны последовала культурная революция Мао Цзэдуна. За тысячелетия китайская живопись выработала свой лаконичный художественный язык. В VII—XIIIвв.
В отличие от картин "гунби" в картинах, написанных в стиле "сеи" ("передача идеи"), как правило, отсутствуют четкие контурные линии, картины написаны непосредственно нанесением тушью "фактуры" изображаемого предмета. В отличие от картин «гунби» в картинах, написанных в стиле «сеи» («передача идеи»), как правило, отсутствуют четкие контурные линии, картины написаны непосредственно нанесением тушью «фактуры» изображаемого предмета. Цвета, накладываемые на плоскость, тщательно фиксировали четкие очертания рисунка, вначале лишь намеченного (хикимэ хагибана), где лица изображались только тонкой черточкой, намекающей на глаза и простой закорючкой, отмечающей нос.
Стиль "сеи" называют также стилем "грубой кисти". Гунби присуща тонкая и подробная графическая манера письма с тщательным накладыванием краски и прописыванием мелких деталей на картинах такого стиля можно сосчитать волоски в бороде у старца. Пейзажный мир называют в Китае жанром «горы и воды». За такими брусками и плитками туши охотились коллекционеры.
В стиле се-и, как правило, отсутствуют четкие контурные линии, картины написаны непосредственно нанесением тушью «фактуры» изображаемого предмета. В старом мире Эдо, который начинал приходить в упадок, разные художественные течения отражали в своей манере, блестящей или скромной, несвободной от некоторой красивости, ту борьбу за влияние, которой предавались последние два века художники. В династию Тан жанр "цветы и птицы" стал самостоятельным жанром. Свиток «Сказания об аде» (Дзигокусоси) характеризуется, еще более прямолинейной назидательностью.
Вот таким образом овладеть секретами живописи тушью совсем не так уж просто. В царствование династий Цинь и Хань (221 — 220 вв. Бамбук – символ непреклонного характера, настоящего мужа высоких моральных качеств (Сюн Цзы).
Такого рода «специализацию» редко встретишь в традиционной европейской живописи, хотя они и подразделяется на портрет, пейзаж, натюрморт и другие жанры. Тем не менее ее достоинство состоит в умении подчеркнуть качество хорошего рисунка. Вот таким образом часто говорят, что китайскую живопись не рисуют, а пишут и не смотрят, а читают. Китайская живопись тушью не теряет своей популярности по сей день.
Наряду с придворной живописью в феминизировавшемся вкусе (онна-э) великих романов данной эпохи, фигурирует и более реалистическая школа, представленная «Свитком легенд горы Сиги» (сигисан энги эмаки), созданным во второй половине XII столетия. Стиль «гун би» был очень популярен на раннем этапе развития китайской живописи, примерно до XII века: именно в этом стиле работали те мастера, которые занимались росписью интерьеров императорского дворца и знати. Утвердился он позже портретного жанра, а зрелости достиг в Танскую династию (618-907).
Особенную популярность принесли художнику картины, выполненные в жанре «цветы— птицы». «Лотосовый пруд» навевает ощущение сельской тишины, мира и покоя. Он был не только прославленным художником, но ученым и поэтом. Таковы были существенные характеристики техники растушевки (суйбоку-га), продемонстрированной в Китае в XIII веке великими мастерами Лян Каем и Му Ци.
Первые художники-авангардисты появились в Китае в восьмидесятых годах. Некоторые художники искусны в пейзаже «горы и воды», но профаны в портрете или живописи «цветов и птиц». Термин «китайская традиционная живопись» появился для отличия от западной живописи: она появилась в Китае ориентировочно в XVII веке. Ковчег обычно и называют по имени этого насекомого — Тамамуси-но-дзуси.
Между китайской каллиграфией и живописью столько общего, что они считаются родными сестрами. Штрих может быть легким, как облако или мощным, как дракон. Стиль гунби был обязательным для профессиональных художников (художников, писавших по заказу и живших за счет своего труда), тогда как стиль сеи оказался предпочтительным у художников-интеллектуалов. Разумеется, было немало художников, которые применяли приемы гунби и сеи их картины занимают как бы промежуточное место между указанными стилями. В династию Тан жанр цветы и птицы стал самостоятельным жанром. Последующие поколения художников остались верными этой концепции.
Принципы китайской живописи заключаются в любовании природой как совершенным творением. На самом деле следует различать по меньшей мере два стиля китайской живописи: стиль гунби и стиль сеи. Для картин в стиле гунби (тщательная кисть) характерно наличие тщательно выписанных контурных линий, обрисовывающих предметы и детали. В большинстве случаев художники «сеи» писали тушью в черно-бело-серых тонах, благодаря чему их картины выглядят не столь пышно, как выглядят картины в стиле «гунби», но зато им присущи скрытая экспрессия и неподдельная искренность. Но были и нововведения.
Несмотря на нимб и драгоценность (ей придана рельефность с помощью золотой фольги), которую богиня держит в руке, она выглядит как изысканная и очаровательная светская придворная дама эпохи Тан. Соединились традиция и современность. Человеческие образы, пейзаж, фауна-флора – таковы три важнейших жанра китайской живописи. Начиная с правления династий Шан и Чжоу и до эпохи Весны и Осени (Чуньцю) и Сражающихся царств (Чжаньго) (16-3 вв.
Деревья, подобно камням, воспринимаются как живые. Это не изображение пейзажа, а изображение синтоистского божества. Печать чаще всего квадратная в сечении. Она изготавливается из металла, камня (яшмы, нефрита), горного хрусталя, дерева, слоновой кости, а сейчас и из пластмассы.
На китайских картинах бамбук – это не просто растение, а символ человеческого характера. Женское изящество всегда сравнивается с гибкостью ивы. Особой популярностью в китайской живописи пользуется сосна, олицетворяющая и конфуцианскую сдержанность и стойкость и даосский идеал «пользы бесполезного», то есть изогнутого, сучковатого и непригодного для поделок и древнюю идею вечной юности. Традиции Китая, его культура и искусство разительно отличаются от западных.
Такие пустые участки – важный композиционный элемент китайских картин. Китайская живопись – это такой вид искусства, который невозможен без своего рода «соучастия» автора и зрителя. В целом картина должна стать органическим единством поэзии, каллиграфии, живописи и гравюрного искусства (последнее проявляется в оттиске с печати). Что касается композиционного построения, то тут важным отличием китайской живописи от живописи западной является непременное наличие на китайских картинах пустых, незаполненных участков полотна. Художник особо выделяет необходимость совершенства личности мастера. Древняя китайская живопись, как впрочем и современная, знала два основных стиля: «гун би» (прилежная кисть) и «се и» (выражение идеи) для картин первого стиля характерна такая техника рисования, при которой обведён каждый предмет и отдельная деталь, чёткость линий.
За размашистыми незамысловатыми штрихами в произведениях в стиле се-и скрываются глубокие, неоднозначные образы, здесь царят свобода и полет мысли. Китайская письменность возникла из процесса постепенного писания иероглифов и развитие письменности повлекло за собой рождение искусства каллиграфии. Картины в стиле «сеи» трудно поддаются копированию и имитированию.
В этих работах пейзаж — место для прогулок и развлечений. Первым известным художником-отшельником стал Ни Цзань (1301—1374). Начиная с эпохи правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. ) и вплоть до эпохи правления династии Тан (618 г. – 907 г. ) художники тратили много времени на создание хорошо прорисованных, с мельчайшими деталями, портретов представителей императорского двора. Но ведь в китайской литературе бамбук — воплощение образа благородного и прямого человека. Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу: «Поэзия— это лишенная формы живопись живопись— это обретшая форму поэзия».
Символичность приемов. Кроме этого каждое из этих растений соотносится с определённым качеством характера. Сегодня, китайская живопись переживает новый период трансформации. По объему коллекции картин этого жанра и по силе влияния жанр «горы и воды» несомненно лидирует среди других жанров. Наиболее ранние из них насчитывают более 2 тысячи лет. По тематике древнекитайская живопись делится на несколько разделов: портретная живопись, пейзажная живопись (жанр "горы и воды"), жанр "цветы и птицы".
Еще более странное впечатление производит свиток «Сказания о болезнях» (Ямай-но-соси), длинный безжалостный список недугов и уродств — обязательных условий слишком неабсолютного человеческого бытия. На рубеже XIX—XX веков Маньчжурская династия Цин окончательно себя дискредитирует, подавив национальное китайское восстание, направленное против европейского влияния (Боксёрское восстание), при помощи солдат европейских и японской армий. В живописи используется особая тушь, абсолютно не похожая на употребляемую на Западе. Китайская живопись требует разносторонней подготовке художника. Стиль сеи называют также стилем грубой кисти.
Более того, есть художники, которые, работая в жанре «цветов и птиц», предпочитают изображать только цветок мэйхуа или бамбук. Стоит прибавить к ним хризантему и картина будет называться уже иначе — «Четверо совершенных». В Китае письменные принадлежности: кисть, тушь, бумага и тушница-считались «четырьмя драгоценностями». Примерно в 17-м веке в Китай проникла европейская живопись, ее китайцы стали называть сиянхуа (картины, пришедшие с Запада) в отличие от отечественной живописи, которую стали называть традиционной китайской живописью.
В Китае не существовало натюрморта в привычном для нас смысле, неподвижные предметы с точки зрения китайцев мертвы без динамики движения жизни и времени. Второй термин часто применяют к стилю Гохуа.
Китайская манера еще более заметна в картине «Красавица под деревьями» (Тё-Морюдзё-буобу), которая первоначально составляла часть ширмы, платье красавицы — аппликация из разноцветных перьев. Выдающийся древнекитайский художник и литератор Су Ши (1036-1101) выступал за то, чтобы в стихах была образность живописи, а в живописи присутствовала поэзия. Второй известный представитель «живописи интеллектуалов» известный пейзажист Го Си в своём трактате «О живописи»2, считает картину своеобразным психологическим портретом автора, подчеркивая высокий смысл личности и благородства художника. Примерно к той же эпохе относятся орнаменты на глиняной утвари. Развиваясь в стилистическом единстве, они взаимосвязаны и двигают друг друга вперед. Художник, создавая пейзажное произведение, стремится передать свое тяготение к природе и в то же время вызвать ассоциации у зрителя.
Таков путь развития китайской живописи. Ещё одной несомненной национальной особенностью китайской живописи является каллиграфия.
Если точный смысл этих карикатур сегодня и утратился и возможны любые варианты их интерпретаций, то их сатирическая природа не вызывает никаких сомнений и помогает лучше понять ту жизнерадостность, которая впоследствии запечатлялась в широко распространенных иллюминированных свитках. Таковы, например, Су Дунпо (1037-1101 гг. ), Ни Юньлинь (1306-1374 гг. ), Дун Цичан (1555-1636) и др., чьи картины неизменно украшались стихотворными строчками или надписями. Он воспринимается как законченный пейзаж, хотя в нем все не завершено и передано намеком. В более зрелый период китайской живописи картины в стиле «сеи» заняли доминирующее положение. С европейской тушью такого художественного эффекта достигать невозможно. В этом его принципиальное отличие от гунби, который ориентируется на внешнюю схожесть. Его название происходит от двух слов: «се» — писать и «и» — идея, смысл. Например, нарисовав нежный цветок мэйхуа (цветок сливы), художник сбоку наносит кистью стихотворную строчку: «Легкий аромат расплывается в бледном свете луны».
К их произведениям, например, относятся замечательные «Свитки сатирических изображений животных» (Тодзугига), которые приписывались монаху Какюю (1053–1140) известному также как Тоба Сёдзё. В 1127 году войска северных варваров Чжурчжэней осадили и захватили Кайфэн, — столицу Китая и крупнейший город на земле в то время. способны «тронуть» природу.
Именно этот человек стал первым художником, совместившим китайские и европейские традиции в своём рисунке. Тоса Мицунобу (1469–1523) возглавлял академию живописи при дворе и в силу этого долго пользовался славой в аристократических кругах. Рисовали то ощущение от пейзажа, горы, реки, склона с одиноким деревом, которое у них осталось. Сеи — свободная манера письма широкой кистью. Внутреннее напряжение и противоречивость западных полотен производит на китайского зрителя впечатление неоправданных агрессивности и хаотичности. Этот термин обозначал в Китае живопись любителей, «образованных людей», в противоположность живописи профессионалов, объединенных школами.
Он воспринимается как законченный пейзаж, хотя в нем все не завершено и передано намеком. Но эти мягкие, бархатистые затеки туши, завершенные тонкими штрихами, легко и непринужденно разбросанные по белому полю, обладают самостоятельной живописной прелестью. Лошадь, нарисованная художником в Ниннадзи (храм секты Сингон, расположенный на северо-западе Киото), каждую ночь убегала, для того чтобы побродяжничать в окрестностях. Истоки китайской живописи восходят к эпохе, которая отстоит от нас на 5-6 тысячелетий. С точки зрения философии и религии человек – часть природы, а не некая отдельность, относительно которой идет художественное повествование (в отличии от европейской).
Другие рисунки тушью на конопляной бумаге демонстрируют точную и сильную линию. Постройки изображены без крыш (фукунуки ятай). Что касается изображаемых растений, то художники отдавали предпочтение сливовому дереву (особенно в сезон цветения), орхидее, бамбуку, хризантеме, считая эти растения олицетворением благородных качеств человека. Орхидеи и хризантемы имеют более личный, сокровенный смысл.
Китайские картины — это такой вид искусства, который невозможен без своего рода «соучастия» автора и зрителя. Мастера вэньжэньхуа гнушались наравне с простыми живописцами расписывать творцы и храмы. Кроме этого каждое из этих растений соотносится с определённым качеством характера. Большинство императорских дворцов расписано именно в манере гунби.
Подлинная школа ямато-э использует главным образом минеральные краски, которые, поскольку не растворяются в воде, смешиваются с клеем: голубой цвет ультрамарина (гундзё), окись меди, полученная из малахита (рокюсё), сульфат ртути (сю), киноварь (тан), желтая охра (одо), красная охра (сюдо) и гематит (тайся). Родоначальник теории живописи Сэ Хэ в своих «Заметках о категориях старинной живописи» (490 г. ) сформулировал шесть основных принципов, которыми должны руководствоваться художники.
Монастырь Кодзандзи, восстановленный в 1206 году Миоэ-сёнином (1173–1232) (чей портрет, выполненный Энити-бё-Дзёнин, символизирует интимное единение, в котором монах сливается с природой) имел особенно большое значение. «Лотосовый пруд» (см. Косэ-но Канаока (работал во второй половине IX в. ) и его потомки получили известность: они считаются основателями первой настоящей школы японской живописи. В ней очень редко изображают конкретное время суток, ясность или пасмурность погоды.
Жанр "сеи" получил широкое распространение в династии Юань и в этом несомненная заслуга принадлежит художнику Чжао Мэнфу. Поэты очеловечили мэйхуа, уподобив его гордой личности кристальной чистоты.
Художественные приемы Ци Байши и традиционны и новы. Разумеется и подход к изображаемому на полотне у них был различным. Китайская национальная живопись гохуа появилась в глубокой древности.
Например известны его картины изображающие чиновников-бюрократов с такими текстами: «В руках белый веер, а душа черная. Условность их изображения по контрасту обеспечивает еще большую живость трепетания человеческой или растительной жизни. Человеческие качества: благородство, одаренность и т. п. Бесплотные тени осуждены на голод и жажду до тех пор, пока милостыня, поданная милосердным живым человеком, на время не прекратит их мучений. Человеческие качества: благородство, одаренность и т. п. Рождался новый мир.
Заговорили в последние годы в Китае и о "расцвете" современной авангардной живописи. Последующие поколения художников остались верными этой концепции. Хризантема — прекрасна, целомудренна и скромна, воплощение торжества осени. Это неудобно художнику, ведь изображение нельзя исправить или стереть, надо делать его заново.
Летящие ангелы (апсары) и бодхисаттвы прославляли буддизм различные стили религиозной живописи не только сопровождали эволюцию буддизма, но и переплетались с линией развития светской живописи. Внутриполитическая обстановка «смутного» периода смены династии Мин маньчжурской династией Цин вызвала крутой перелом в жизни и творчестве китайских художников. К китайскому искусству сейчас приковано внимание искусствоведов и коллекционеров. В образах китайской живописи часто воплощаются глубокие философские идеи.
Жанр фауны-флоры называют также жанром "цветы и птицы". 6-5 тысячелетия до н. э. ). В отличие от картин "гунби" в картинах, написанных в стиле "сеи" ("передача идеи"), как правило, отсутствуют четкие контурные линии, картины написаны непосредственно нанесением тушью "фактуры" изображаемого предмета. Такова тема свитка «Сказания о голодных духах» (Гаки-соси, конец XII века): гаки (прета на санскрите) бродят на границе существования мертвых и живых людей.
Первый метод получил название "сеши" ("объективное изображение"), второй – "сеи" ("передача идеи"). Хризантема— прекрасна, целомудренна и скромна, воплощение торжества осени. Большой импульс развития получила живопись фигур. Тушь важна для китайской живописи еще и потому, что независимо от манеры письма гунби «прилежная кисть» или сеи «живопись идей», основой картины является линейный рисунок тушью.
Монастыри возобновили традицию, начатую императорским двором в «Скигисан-энги-эмаки» в изящных линиях нежными красками создается повествование о трогательных мистических приключениях великих патриархов — «Жизнеописание Гисё и Гэнгё, монахов секты Кэгон в Корее» (Кэгон-сю-соси-эдэн). С 1271 по 1368 в Китае правила монгольская династия Юань. Например, нарисовав нежный цветок мэйхуа (цветок сливы), художник сбоку наносит кистью стихотворную строчку: «Легкий аромат расплывается в бледном свете луны». Искусство Древнего Китая берёт своё начало в 6—5 тыс.
«Специализация» эта хороша тем, что позволяет художнику глубже проникнуть в сущность изображаемого предмета и достигнуть большего совершенства в его передаче. Она способна соединять и разъединять, быть связующей нитью и границей. Беспощадно жестокие и героические сражения в повестях «Хогэн-моногатари», «Хэйдзи-моногатари» или предшествующей им «Истории придворного дайнагона Бан» («Бан дайнагон э-котоба»), созданной во второй половине XII века, художниками запечатлены на эфемерной бумажной основе. Для китайской живописи также характерен крайне изящный язык образов.
Любовь к каллиграфии встретишь сегодня повсюду в Китае. Истоки этой школы восходят к китайской живописи эпохи Тан (кара-э), о чем свидетельствуют картины на дереве в Хоодо Бёдоина в Удзи, несмотря на то что их пейзажи в значительной степени отражают японскую специфику. живопись завоевала ведущее место среди других видов искусства.
С европейской тушью такого художественного эффекта достичь невозможно. Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу: «Поэзия — это лишенная формы живопись живопись — это обретшая форму поэзия». Древнекитайский теоретик искусства Гу Кайчжи (348-409) выдвинул требование передавать в портрете внутренний мир пейзажа, заботиться как о внешнем сходстве, так и о воплощении характера и душевного состояния объекта. В династию Тан жанр "цветы и птицы" стал самостоятельным жанром. Жанры китайской живописи довольно разнообразны.
Картины в стиле сеи трудно поддаются копированию и имитированию. Мы прекрасно понимаем, что черная тушь, расплывшаяся кляксами на белом листе пористой, легко впитывающей влагу бумаге, не точное изображение лотосового пруда. Это явление объясняется как внутренними закономерностями развития самой живописи, так и внешними социальными причинами.
Один из самых известных видов китайского искусства это национальная живопись тушью или гохуа (). Однако религия своими прекрасными легендами приносила верующим и утешение. Пейзажный мир называют в Китае жанром "горы и воды". Разумеется, с эпохи Нара при дворе появилось «ведомство живописи» (эдакуми-ноцукаца), основанное в 702 году но оно объединяло скорее умелых ремесленников, чем художников.
Древние образцы китайской живописи восходят к периоду неолита (ок. Изображение «трёх друзей холодной зимы» (мэйхуа, бамбука и сосны) вместе с орхидеей, составлявших «четыре совершенных», символизировало чистых благородных людей, чья дружба и взаимная поддержка прошли все испытания. В целом картина должна стать органическим единством поэзии, каллиграфии, живописи и граверного искусства (последнее проявляется в оттиске с печати). «Ведомство живописи» (э-докоро) было основано при дворе еще до 886 года.
Высоко оцениваются они не только художественной стороны, но и с финансовой. На всемирных аукционах за последние пару лет происходит бум китайского искусства.
Японцы увлеклись этой живописью тушью (суми-э), серая строгость которой предоставляла зрителю заботу о том, чтобы воображать наиболее яркие цвета. Изображение водопада Нати — единственное в своем роде живописное произведение. Истоки китайской живописи восходят к эпохе, которая отстоит от нас на 5-6 тысячелетий. Томиока Сэссай (1836–1924), монах дзэн-буддистской секты Сэнгай (1750–1837), Урагами Гиокидо (1745–1820), са Бусон (1716–1783), обессмертивший хайку, Икэно Тайга (1723–1776) продемонстрировали в Японии эту изысканную живопись, столь же интеллектуальную, сколь волнующую, на которой, однако, все-таки лежал определенный отпечаток маньеризма, который всегда ограничивал значительность и доступность этой живописи. То есть исторически термин "традиционная китайская живопись" возник для отличия от западной (европейской) живописи. Китайская традиционная живопись – одно из магистральных направлений изобразительного искусства Востока.
Более чем тысячу лет она оказывала существенное влияние на искусство многих стран Азии и Европы. В Китае художники, как правило, прекрасные каллиграфы и очень часто – поэты, что для европейца может показаться непривычным и необычным. В последних содержалось много такого, что вызвало в Японии интерес к «живописи образованных людей» и высоко оценило ее она также называлась «южной живописью» (нан-хуашш нанга). 3) навевает ощущение сельской тишины, мира и покоя. Кроме того, согласно китайской традиции автор картины ставил внизу картины свою печать (непременно красного цвета). В династию Тан жанр «цветы и птицы» стал самостоятельным жанром.
Эта цивилизация была ученицей китайского мира, но не стала его подражательницей. В Китае всегда используют плитки первосортной туши, с черным лаковым блеском. Ее этапы влияли на развитие разных видов искусства. Шедевры его зрелого периода, такие как «Пейзажи четырех времен года» или «Пейзаж Ама-но-Хасидатэ», соединяют лиризм и абстракцию, символизм природы и точность трактовки. Человеческие качества: благородство, одаренность и т. п.
Согласно этой концепции между человеком и Вселенной не существует неодолимых преград. Вот почему трудно постичь китайскую живопись тому, кто не понимает этой ее особенности. Однако в день ее открытия сообщили о заложенной в зале бомбе и оно было отложено. Последующие поколения художников остались верными этой концепции.
Это особенно ощущается в произведениях кисти Сотацу (1630) или Огата Корин (1658–1716), брата знаменитого мастера керамики Огата Кэндзан (1663–1743). Постепенно живопись интеллектуалов заняла доминирующее положение. Монах Тенсю Сюбун (начало XV в. ) и его прославленный ученик Сэссю Тойо (1420–1506) глубоко внедрили в японское художественное сознание это китайское видение живописи и мира. В 1368 к власти в Китае приходит последняя в истории китайская (Ханьская) династия Мин.
Это же можно сказать и о китайской живописи. Через 150 лет после Чжурчжэньского завоевания настала эра Монгольских завоевателей. Орхидея воплощает простоту, чистоту и скрытое благородство. После нескольких попыток Сэссю сам отправился в Китай и в эту тревожную эпоху японской истории проявил большую настойчивость в реализации своих намерений.
Монгольскую династию Юань сменила эпоха Мин. Иногда этот стиль так и называют стилем четких линий. Стиль «сеи» называют также стилем «грубой кисти». Это направление стали называть Шаньшуй (Shanshui), что переводится как Горы и вода.
1552 гг). Живопись на шелке впервые появилась в эпоху Сражающихся царств. Китайская живопись на шёлке впервые появилась в эпоху Сражающихся царств. Один, характерный для «Гэндзи», является более интимным, деликатным, этот стиль стремится к тонкому символизму часто ярких красок, богатых даже в том случае, когда используется гризайль.
Если не судить по внешним признакам, то наследие Сэссю было огромно. Оно граничит с возникновением и развитием главного художественного направления в живописи — вэньжэньхуа («живопись ученых»).
Ци Байши прошел путь от простого столяра до живописца с мировым именем. Но техническая сторона рисунка вторична. В более зрелый период китайской живописи картины в стиле "сеи" заняли доминирующее положение. Золотой век ямато-э относится к эпохе Хэйан.
«Богиня плодовитости и красоты» (Китидзётэн), хранящаяся в Якусидзи, свидетельствует о декоративном богатстве религиозных зданий в данную эпоху и сильном влиянии Китая: богиня была нарисована на конопляной бумаге, лицо ее создано эффектной светотенью. Потому-то под картинами вэньжэньхуа с изображениями сливы, бамбука и сосны, наделенных человеческими качествами, стоит подпись «Три друга холодной зимы». В китайской живописи существует эстетический культ дерева. Зародившись тысячелетия назад, китайская культура процветает и сегодня.
Пейзажный мир называют в Китае жанром "горы и воды". В китайской живописи используются кисти разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). Они бежали со своими сокровищами — иллюстрированными книгами и картинами. В царствование династий Цинь и Хань (221 до н. э. – 220 н. э. ) получила развитие фресковая живопись. Этот цветок – символ возвышенного одиночества.
Творческая манера художника отличается порывистостью, темпераментом, размахом и смелостью. Написание картин в стиле сеи не занимает много времени, но требует очень большого мастерства. Трактаты по искусству композиции учили художника: «Прежде чем опустить кисть, непременно определи место Неба и Земли Между ними заботливо расположи пейзаж». Это искусство, пришедшее в Японию с дзэн-буддистскими монахами, успешно выражало, как они утверждали, внезапное просветление (дзэнку-дзю) и удачно сочеталось со стилем мастеров Южного Сонг Ма Юаня и Ся Гуя, работавших в 1190—1230-х годах.
Но, распространение буддизма на территории Китая привело к тому, что художники переосмыслили этот подход.
Возвратившись на родину, художник постепенно освободился от континентальных образцов и используя китайские принципы, выразил мягкость чистых изгибов, присущих пейзажам архипелага. Живописью всегда чрезвычайно интересовались императоры. Портрет и вообще изображение человека играли заметную роль лишь на раннем этапе сложения эстетического феномена китайской живописи.
Это событие ознаменовало начало эпохи северных варварских завоеваний в истории Китая. С древнейших времен в Китае существовала живопись на шелке. Примерно в 17-м веке в Китай проникла европейская живопись, ее китайцы стали называть "сиянхуа" ("картины, пришедшие с Запада") в отличие от отечественной живописи, которую стали называть "традиционной китайской живописью". Изображения включали абстрактные композиции (такие, как мандала), портреты основателей учения (нисэ-э), сцены умиротворения: Амида, сопровождаемый ангелами и светом или стоящий перед красным солнцем рая Запада или излучая покой, принимающий умерших (райго) сюжет нирваны — сияющее тело Будды создает образ просветленной смерти, несмотря на стенания близких родственников, еще не достигших высшей ступени.
Что касается изображаемых растений, то художники отдавали предпочтение сливовому дереву (особенно в сезон цветения), орхидее, бамбуку, хризантеме, считая эти растения олицетворением благородных качеств человека. Так растение стало воплощением человеческого характера. В более зрелый период китайской живописи картины в стиле сеи заняли доминирующее положение. На раннем этапе китайской живописи (до 12-го века) почти безраздельно господствовал стиль гунби, на среднем и позднем этапах стал преобладать стиль сеи.
Общая площадь настенных фресок составляет около 45 тыс. Картины первой группы передают общие идеи и ценности. Среди этих растений космогоническую идею несёт мэйхуа. Именно в стиле гунби работали художники, оформлявшие росписью интерьеры дворцов императора и знати. В отличие от картин гунби в картинах, написанных в стиле сеи (передача идеи), как правило, отсутствуют четкие контурные линии, картины написаны непосредственно нанесением тушью фактуры изображаемого предмета. Бамбук— символ непреклонного характера, настоящего мужа высоких моральных качеств (Сюнь-цзы). Среди художников эпохи Юань особо стоит отметить супругов Чжао Мэнфу и Гуань Даошэн.
Зародившись тысячелетия назад искусство Китая процветает и сегодня. Утвердился он позже портретного жанра, а зрелости достиг в Танскую династию (618-907). Они вошли в историю под названием «уской четверки». Обе скульптурные группы вполне реалистичны, каждая из них представляет собой уникальное произведение.
Согласно этой концепции между человеком и Вселенной не существует неодолимых преград. Монгольские захватчики проводили политику жестокого национального угнетения.
К 1760 году в результате зарождаются «оптические изображения» (мэганэ-з), которые имели шумный успех у жителей городов, но составили только короткий эпизод в длительной эволюции японской живописи: дальневосточная традиция, где пространство остается всегда открытым, предлагая простой толчок для воображения, с трудом приспосабливалась к совпадающему построению западных композиций. В Китае связь текста и изображения приобретает философский смысл. За тысячелетия китайская живопись выработала свой лаконичный художественный язык. кв. Менее строго подчиненная правилам композиции, более свободная, более импульсивная во вдохновении и творчестве, живопись «четырех великих мастеров» противостояла в конце эпохи Юань жесткости академических произведений. В Китае тушь сама по себе является ценным произведением искусства. Другой сунский художник Ван Вэй первым стал писать только черной тушью с размывом.
В традиционной китайской живописи установились определенные жанры: пейзаж «горы и воды», живопись «цветов и птиц», портрет и анималистический жанр (изображение животного мира). Хризантема – прекрасна, скромна и целомудренна, воплощение торжества осени. На протяжении многих лет развития стили сеи и гунби переплетались, появлялись родственные направления, подтипы.
В живописи и графике предпочтение отдается линии. Стиль "сеи" называют также стилем "грубой кисти". Отпечаток производится с помощью специальной мастики красного цвета (из киновари, клея и кашицы полыни). «Или: «Лучшежить в бедности, чем быть чиновником-вымогателем.
Конечно, простые народные художники не могли достигнуть такого уровня. Изображая цветок, художник также показывает не столько строение лепестков, сколько выявляет его благоуханную свежесть и нежность.
Она была распространена не только во дворцах и храмах, но и при захоронениях. Отсуюда ощущение взгляда из бесконечности в бесконечость. Она отличается большим своеобразием и абсолютно различна по материалу, технике и художественным средствам от европейской живописи. И самый первый из них состоял в требовании передать в живописи «одухотворённый ритм живого движения», который присущ всему в природе, передать его сущность, а не внешнее натуралистическое изображение. Элементы каллиграфии – неотъемлемая часть китайской живописи. Яркие примеры картин с параллельной перспективой у ранних мастеров 8 – 13 веков.
Отражением этого факта стала трансформация китайской живописи. Часто изображая что-либо, китайский художник закладывает в рисунок определённый подтекст. Два артиста представляют ночную схватку. Употребляемая в Европе тушь для письма не идет ни в какое сравнение с китайской. Этого нельзя достигнуть с помощью фокусной перспективы. У истоков этого жанра были орнаменты, наносимые в глубокой древности ремесленниками на гончарные изделия и художественные поделки.
Существует еще два понятия «юхуа» и «шуймохуа»: первое понятие означает «масляная живопись», второе – «живопись тушью». Второй известный представитель «живописи интеллектуалов» известный пейзажист Го Си в своём трактате «О живописи», считает картину своеобразным психологическим портретом автора, подчеркивая высокий смысл личности и благородства художника. Остроумие, присущее монахам и ученым прошлого, было поставлено на службу печати. Дуалистическая структура мира, утверждённая в глубокой древности, представала как зримо воплощённые в Небе и Земле два противоположных принципа мироздания: мужская сила – и женская сила –. Рисунки, выполненные на рисовой бумаге тушью, говорят о высочайшем мастерстве художников.
Художники «вэньжэньхуа», как правило имели прекрасную подготовку в области литературы и каллиграфии. Картины традиционных художников таких как Сюй Бэйхун, высоко оцениваются на уровне с Ван Гогом и Эдвардом Мунком.
способны тронуть природу. Порой же стихотворные надписи Ци Байши пылали гневом, бичуя угнетателей китайского народа. В Пекине открылась галерея современного искусства "Красные ворота".
То есть по времени он является более древним по сравнению с жанром "горы и воды". Влияние, несомненно связанное с влиянием западной гравюры на меди, должно было повлечь за собой создание натуралистической мастерской живописи, носившей интимный характер и внимательной к детали. Вот таким образом пейзажи, этюды и зарисовки Ци Байши обладают такой содержательной емкостью, вмещают столько поэзии и чувства. Основной целью художника было как можно точно отобразить действительность. Утвердился он позже портретного жанра, а зрелости достиг в Танскую династию (618-907). Великие мастера древней живописи зачастую собственноручно наносили тушью контуры рисунка, а накладывать цвета поручали своим ученикам.
Древнекитайский теоретик искусства Гу Кайчжи (348-409) выдвинул требование "передавать" в портрете внутренний мир пейзажа", заботиться как о внешнем сходстве, так и о воплощении характера и душевного состояния объекта. Первые чаще всего работали в цвете, в детальной, скрупулезной манере. Изготовление печатей является особой отраслью искусства. Все это говорит о том, что в основе китайского изобразительного искусства лежит линия. Отбрасывая второстепенное, мастер стремился раскрыть душу предмета.
Когда артист через стол или табуретку делает сальто, то зрителю ясно, что герой уже перевалил гору, стену или какое-то препятствие. Вот таким образом искусство, связанное с кистью, занимало тогда только второе место. Тот, кто не уяснил связи между каллиграфией и живописью, не понимает художественного эффекта рисунка, сделанного кистью на мягкой волокнистой бумаге, тому трудно постигнуть всю прелесть китайской традиционной живописи. Вэньжэньхуа отличалась от живописи как народных художников, так и дворцовых художников. Есть картины, выполненные только тушью и водой, например, работы известного живописца конца XVII в. Бада Шаньжэня (Чжу Да), который в совершенстве владел эффектом, создаваемым тушью и водой.
Передний план обычно отделялся от заднего группой скал или деревьев, с которыми соотносились все части пейзажа. С популярностью бамбука может соперничать только изображение ветки с нежно-розовыми, белыми или жёлтыми цветами дикой сливы мэйхуа.
Примерно к той же эпохе относятся орнаменты на глиняной утвари. Конкретное время передается содержанием картины с изображением и стихотворной строчкой. Они свертываются на палочке в рулон и хранятся в специальных изящных футлярах. Тот, кто не понимает смысла иносказаний, не может постичь китайскую живопись. Эта живопись в том виде, в каком она проявляется, например, в замечательных «Свитках Гэндзи», создавалась для обитателей двора и стремилась выразить многообразие их существования. Пейзаж с водопадом Нати был написан в тот переходный момент в XIV веке. Это говорит о том, что в основе китайского изобразительного искусства лежит линия.
В след за синхайской революцией последовал полувековой политический хаос, отягощённый новой войной с Японией (вторая Мировая война), приведшей к новым невероятным разрушениям. Другой сунский художник Ван Вэй первым стал писать только чёрной тушью с размывом. Ужас пожаров, отрубленные головы, катящиеся по земле, придворные дамы, загнанные в колодец, задохнувшиеся от удушья в суетном великолепии своих шелковых одежд, — все это контрастирует со строгим спокойствием свитка «Жизнеописания святого Иппэна» (Иппэн-сонин-эдэн, 1299).
Вторая группа «Гунби» тяготеет к передаче деталей, мелких подробностей в изображении. Печать может украшаться резными фигурками и храниться в специальном футляре. до н. э. ) получила развитие фресковая живопись.
Начиная с династии Юань (1280-1367) в китайской живописи наметились важные перемены, связанные с приходом в искусство художников-интеллектуалов. Одним из самых излюбленных объектов эстетического воплощения в живописи является бамбук. Особым разделом жанра «цветы и птицы» является живопись так называемых «четырёх благородных»: орхидеи, дикой сливы мэйхуа, бамбука и хризантемы. Художник особо выделяет необходимость совершенства личности мастера. Именно в стиле «сеи» работали художники, писавшие экспромтом, по наитию, под влиянием сиюминутного настроения. Равновесие между правдой и вымыслом Ци Байши соблюдает в своих картинах очень точно.
Эта простота кажущаяся. Таким образом, следует говорить скорее не о двух традициях, но о двух стилях.
Картины в стиле "сеи" трудно поддаются копированию и имитированию. Художники и каллиграфы пользуются одними и теми же материалами и инструментами (кисть, бумага и тушь) и одинаковым линейным способом письма. Подлинная живопись ямато-э между тем связана с развитием повествовательной картины. Есть картины, выполненные только тушью и водой, например, работы известного живописца конца XVII в. Бада Шаньжэня (Чжу Да), который в совершенстве владел эффектом, создаваемым тушью и водой. Что касается изображаемых растений, то художники отдавали предпочтение сливовому дереву (особенно в сезон цветения), орхидее, бамбуку, хризантеме, считая эти растения олицетворением благородных качеств человека. В портретном искусстве можно выделить два направления.
Его последователи в X-XI веках н. э. по-новому осмысли эстетические качества природы, вечное обновление которой отождествлялось с даосской идеей гармонии и незыблемости бытия. Конкретное время передается содержанием картины с изображением и стихотворной строчкой. И только вот таким образом мы имеем возможность любоваться работами художников эпохи Тан или Сун. Китайская живопись требует разносторонней подготовки художника. способны "тронуть" природу. Так поступили художники Хун Жэнь, Кунь Цань, Чжу Да и Юань Цзи, вошедшие в историю как «четыре монаха».
Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков – горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен. Из всех жанров наибольшее значение приобрел пейзаж. Зрителю вполне понятен любой сценический прием. Для достижения целей художники используют различные техники работы с материалами. Китайские художники (это прежде всего относится к художникам-интеллектуалам) вполне естественно вносили в свои картины элементы каллиграфии. Он любил изображать пионы, лотосы, цветы дикой сливы, вьюнки травы ит. п. Этому способствуют как вытянутая форма свитка, так и применение рассеянной перспективы (взгляд на мир с птичьего полета), варьирование творческих манер гун-би и се-и.
Часто изображая что-либо, китайский художник закладывает в рисунок определённый подтекст. Если возникновение ямато-э, как и всего культурного феномена, остается достаточно сложным для решения задачи, связанной с выявлением ее генезиса, необходимо все-таки отметить, что расцвет живописи ямато-э совпадает по времени с правлением императора Дайго (897–930), который по ложному обвинению изгнал Сугавара-но Митидзанэ в Дадзайфу (901). Зримый мир природы, преображенный его фантазией, завораживает недосказанностью. Ах, как много самодовольства в этом ничтожестве. Он, как и все мастера национальной живописи «гохуа», пишет картины быстро влажной кистью по легко промокаемой бумаге, при этом нельзя стереть и исправить ни одного штриха.
Жанр фауны-флоры называют также жанром «цветы и птицы». При Сунском императоре Хуэй Цзуне (1082—1135) китайская культура достигла апогея и начала клониться к упадку. А человек, пусть даже живущий в городе и занятый служебными делами, неизменно мечтает быть поближе к горам, лесу и водоемам и желает слиться с природой. Они вдохновляли в течение нескольких веков художников школы Кано Мотонобу (1476–1559), художника сёгунской академии и явно отразились на творчестве Хасегава Тохаку (1539–1610), который, отталкиваясь от наследия Му Ци, писал с натуры пейзажи исполненные искреннего чувства.
1475— ок. Из всех жанров этого времени наибольшее значение приобрёл пейзаж. Приложение рис. В целом художники Минской эпохи ориентировались на образцы эпохи Сун, как это делал крупнейший мастер эпохи Мин Вэнь Чжэнмин (1470—1559).
То есть исторически термин традиционная китайская живопись возник для отличия от западной (европейской) живописи. Китайская традиционная живопись – одно из магистральных направлений изобразительного искусства Востока. В монохромной живописи бамбука заключается смысл конфуцианской этики и даосской философии. В этих работах пейзаж – место для прогулок и развлечений.
н. э. ), живший в период династии Восточная Цинь. То есть по времени он является более древним по сравнению с жанром «горы и воды». То есть по времени он является более древним по сравнению с жанром "горы и воды". Первый из иллюминированных свитков был составлен в VIII веке как иллюстрация к сутре о причинах и следствиях (Э-ингакё). Со времён монгольского завоевания в XIII века, начинает развиваться «провинциальная» живопись художников, не желавших вступать на службу императорскому двору завоевателей. Своими беглыми, будто случайно сделанными зарисовками он вызывает мысли и образы, хранящиеся в памяти каждого человека. Для китайской живописи также характерен крайне изящный язык образов.
Через малые детали Ци Байши рассказывает о вкусах, привычках и обычаях своего народа. Вымысел и реальность сплетены в его творчестве. В эпоху Хэйан пейзаж захватил религиозную живопись. В эпоху правления династии Тан (618 г. – 907 г. ) начало развиваться направление живописи, которое в основном концентрировалось на изображении ландшафтов.
Жанр фауны-флоры называют также жанром "цветы и птицы". Иные, специализируясь на портретах или в жанре «цветов и птиц», уже не берутся за другое.
В нем проявился культ силы природы, присущий синтоизму. Эти рисунки были выполнены с помощью минеральных красящих веществ.
способны "тронуть" природу. Этой традиции было суждено снискать особенное благоволение монахов-художников. Картина настоящего художника пробуждает в зрителе множество мыслей и чувств. С конца 20 века и по сегодняшний день, китайская национальная живопись переживает период возрождения жанра.
Так же и в живописи. В плен попал и сам император— художник. Тогда же, когда процветала жанровая живопись, прародительница гравюры (ее вершин достигли Кано Хидэёри, он умер в 1557 году и Кано Эйтоку, 1543–1590), Сотацу заново открывал сюжеты, характерные для школы ямато-э. Человеческие качества: благородство, одаренность и т. п.
Если желание художника сохранить повествовательный характер живописи и роднит его со «Свитками Гэндзи», то этого нельзя сказать о религиозном духе этого произведения, об иронической мощи изображения, слегка приподнятого, о более светлых красках. Образам китайской живописи придавалось символическое значение, связанное с идеями древней космогонии. После периода Тан (618-907 гг. ) портретной живописи стали отводить менее значительную роль, пока она не заняла последнее место.
Наиболее ранние из них насчитывают более 2 тысяч лет. По тематике древнекитайская живопись делится на несколько разделов: портретная живопись, пейзажная живопись (жанр горы и воды), жанр цветы и птицы. Эта идея подобия природе и натурализма была тесно связанна с влиянием даосизма. по памяти. Для обозначения стиля применяют понятие «даньцин» — в переводе «живопись» или «рисование». Именно этот император распорядился составить знаменитое «Собрание старых и новых песен» (Кокинсю). Что касается изображаемых растений, то художники отдавали предпочтение сливовому дереву (особенно в сезон цветения), орхидее, бамбуку, хризантеме, считая эти растения олицетворением благородных качеств человека. «Музыканты на спине белого слона» (Кидзоходзаку-дзу), нарисованные на коже и покрытые блестящим лаковым слоем, украшают лютню (бива). Сюжетами служили мифы о героях— предках, чудесных птицах и загробном мире.
Буддизм действительно вдохновлял первые произведения изысканного искусства. Как в живописи сеи, так и в каллиграфии важно безупречное владение кистью. А человек, пусть даже живущий в городе и занятый служебными делами, неизменно мечтает быть поближе к горам, лесу и водоемам и желает слиться с природой. В ней очень редко изображают конкретное время суток, ясность или пасмурность погоды. Художники пользуются кистями разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров).
Орхидея нежна и утончена, ассоциируется с нежностью ранней весны. Тоса Мицунобу входил также в ведомство сёгуна Асикага. Затем он купил ему кисть и немного копировальной бумаги. То есть по времени он является более древним по сравнению с жанром горы и воды. Ци Байши подобно волшебнику заставил «говорить» безмолвные предметы. Согласно этой концепции между человеком и Вселенной не существует неодолимых преград. Все исполнено необыкновенно легко и просто.
В нужный момент эти картины вывешиваются на стену и уж только тогда, в развернутом виде, представляют взору зрителя. Эта тенденция усиливалась на протяжении всего периода Мин прежде чем проникнуть в Японию, она была подкреплена изданием таких образцов, как «Восемь альбомов живописи» (1671, вЯпонии) или «Большой сад как горчичное семя» (1679, в Китае 1748, в Японии). С этим связано появление у японских художников своеобразного гения. Взять хотя бы его картину «Наставления придворным дамам», что хранится в Британском музее.
Он писал тушью, но меняя ее наслоение так, как подсказывало ему чувство натуры и, мастерски владея кистью и палитрой соединения туши с водой, заражал зрителя своим восприятием изображаемого, создавая одноцветную оттеночную живопись. Эти рисунки были выполнены с помощью минеральных красящих веществ. Одним из интереснейших китайских художников эпохи Цин считается Джузеппе Кастильоне (1688—1766) итальянский монах-иезуит, миссионер и придворный художник и архитектор в Китае. В большинстве случаев художники сеи писали тушью в черно-бело-серых тонах, благодаря чему их картины выглядят не столь пышно, как выглядят картины в стиле гунби, но зато им присущи скрытая экспрессия и неподдельная искренность. Согласно этой концепции между человеком и Вселенной не существует неодолимых преград. XVI—XVII века обернулись для Китая эпохой больших перемен и не только из-за маньчжурского завоевания.
В китайской манере исполнены и виртуозные миниатюры на музыкальных инструментах.