Среди всего творческого многообразия можно выделить наиболее значимые картины известных художников-модернистов, которые стали примером зарождающегося стиля и ветвями его развития. Годуин и Макинтош – наиболее известные художники, которые трудились над дизайном мебели в стиле модерн. Анри Клеманс Ван де Вельде (1863—1957 гг. ) бельгийский архитектор и художник, один из основателей бельгийской ветви стиля модерн. Значительное влияние на возникновение модерна оказало искусство восточных стран (преимущественно Японии), а художники и зодчие того времени вдохновлялись египетским стилем.
Стилевые свойства модерна иногда сопоставляют с пластической системой барокко, справедливо усматривая между ними некоторое сходство в желании художников использовать в качестве выразительных средств формы органической природы. У нас представлен большой выбор репродукций картин известных художников писавших в стиле Модерн. Большое влияние на развитие архитектурного стиля модерн имели работы знаменитых художников и скульпторов этой эпохи, таких как Густав Климт, Альфонс Муха, М. А. Врубель, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, скульпторов, таких как Огюст Роден, Камилла Клодель и другие. Если бы пришлось составлять полный список художников-модернистов, тех, кто так или иначе связан с развитием стиля, то рамок данной статьи было бы явно недостаточно.
Многие художники, работавшие в стиле модерн, на разных этапах своего творчества увлекались идеями символизма.
Немецкий экспрессионизм зародился в начале XX века, т. е. Особое распространение получила афиша и плакат (А. Самый поздний виток развития модернизма – это постмодернизм.
Билибин провел также персональные выставки в Праге (1927) и Амстердаме (1929, совместно со Щекатихиной-Потоцкой), был одним из инициаторов последней выставки общества Мир искусства (Париж, 1927) и участвовал в выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Берлине (1930), Париже (1931, 1932), Праге (1935). С годами в нем возобладали лояльные к советскому строю убеждения. Модерн закончился с началом Первой мировой войны в 1914 году. Модерн (от фр. Ходлер, «Весна», подчеркивая мотив пробуждения чувств и становление жизненных сил. Не случайно еще в начале века модерн называли не художественным стилем, а «стилем жизни», так как новые веяния пронизывали собой все стороны существования человека.
Возникло течение «модерн-классицизм» или модернизированная классика, представленное в Петербурге творчеством Ф. Лидваля, М. Лялевича, А. фон Гогена, Н. Захарова, М. Перетятковича. Вот таким образом «художникам приходилось расплачиваться за модерн и преодолевать его и одновременно благодарить за то, что какие-то пути вперед были намечены». Существует много разновидностей абстрактного искусства под разными названиями. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siecle» (букв. Период Модерна относительно короток имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880-х и до 1914 года, начала первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы.
Вот откуда «фанатизм стиля», характерный для человека «поворота столетий». В поисках так называемых «первоэлементов» вещей кубисты по существу отказывались от образа человека как объекта искусства вообще, от изучения его зримого облика, красоты его тела, как и от передачи чувств идей и постижения общественного содержания жизни. Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека – от архитектуры жилища до деталей костюма, ведущую роль представители модерна (несмотря на программный отказ от иерархии видов и жанров искусства) отдавали архитектуре как основе искомого ими синтеза искусств. Его творчество вызывало восхищение Пабло Пикассо и его окружения, где ценили необычное, непринужденное восприятие мира Руссо, совершенно свободное от догм академического общения. Как подлинный романтик он ощущал прошлое живым настоящим.
Этот декор лишь внешне, хотя подчас и очень «натурально» изображает растения, но, прежде всего символически преображает самые заурядные конструкции из дерева, железа и бетона, объединяя в единое целое конструкцию, форму и стилизованную поверхность, что и определяет их принципиальную атектоничность, пластицизм. Его обложка для книги Городские церкви Рена (1883) считается первой реализацией в стиле модерна в области графики. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира.
Стравинского в постановке М. М. Это художественная переработка (стилизация) разнообразных форм растительного мира. Это вам и ар нуво и югендстиль и сецессион.
В 1902-1904 гг. Роскошная мебель с инкрустацией позолоченными литыми вставками представлена ведущими краснодеревщиками Жорж-де-Фье (1868-1943), Луи Мажорелем (1859-1926), Эдуардом Колонна (1862-1948) и Эженом Гайар (1862-1933). Одним из сравнительно новых направлений в современном искусстве является поп-арт. В рамках модерна получила большое распространение книжная и журнальная графика (О. Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий.
«современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Невозможно сказать, где кончается конструкция и начинается декор, где плоскость стены переходит в рельеф, а рельеф – в скульптуру, витраж – в оконный переплет, а светильник – в перила лестницы. Тулуз-Лотрек (Toulouse-Lautrec собственно Тулуз-Лотрек-Монфа, Toulouse-Lautrec-Monfa) Анри Раймон Мари де (1864-1901), потомок древнего аристократического рода, французский художник и график. В дальнейшем это стало главным принципом искусства модерна. Здесь его называли по-разному: стиль Жюля верна, Le Style Mtro (после того, как Гектор Гимара сделал из железа и стекла входы в метро), Art belle Epoque и Искусство fin de sicle (конца века). Так, причудливые «цветы» из металла Э. Гимара у входов в парижское метро абсолютно новые формы, лишь ассоциирующиеся, но никак не изображающие реальные растения. Сообразуясь с орнаментальной эстетикой «нового стиля», архитекторы вынуждены были задумывать и воплощать свои проекты целиком, вплоть до «последнего гвоздя»: дверной ручки, светильника, оконного переплета или вентиляционной решетки, которая неожиданно могла стать главным декоративным акцентом всего ансамбля.
Врубель в России). В качестве самостоятельного художественного течения символизм получил развитие преимущественно в литературе, в особенности в поэзии начале XX века. На сей раз роли поменялись, коммерсант испытывал большие затруднения. Чем неопределеннее форма из мира природы, тем ближе она духу художника – модерниста.
В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siecle» (букв. Русский график Николай Кузьмин говорил, что Бердсли отделил свет от тьмы. Его аллегорическим композициям (Ночь, 1890, День, 1900, – обе в Художественном музее, Берн), произведениям на темы истории Швейцарии и Германии (Вильгельм Телль, коллекция Кетман, Золотурн фреска Выступление йенских студентов в 1813, университет в Йене, 1908), пейзажам (Женевское озеро, Базель), портретам (автопортрет, 1900, галерея, Штутгарт, портрет выздоравливающей, 1879, Фонд Оскара Рейнхарта, Винтерфур) присущи монументальность и суровый лаконизм образного строя, напряженность динамичной композиции, острота четких линейных ритмов. art nouveau, букв.
Предшественницей сюрреализма была группировка "Дада" из Швейцарии. Но у искусства модерна были свои предшественники. Это и синий цвет и растительные орнаменты и насыщенность композиции и обилие плавных линий.
Рёслина, английских графиков Крейна и Блейна. Орнаментальное начало объединяет все виды искусства модерна. Нередко художники в своих произведениях использовали растительные мотивы. это противоречило концепции конф. И никаких полутонов.
в 1896, Мюнхен Ver sacrum, осн. Штук (Franz von Stuck) Франц фон (1863-1928), немецкий художник и скульптор, один из лидеров символизма в изобразительном искусстве. Родился в Теттенвейсе (Бавария) 23 февраля 1863 в крестьянской семье. В отделке наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни.
Популярны растительные, нежные цветочные орнаменты, вязь. В природе нет прямых линий, – любил подчёркивать Гауди, король стиля Арт Нуво. Все эти направления уходили от природы, но все же сохраняли с нею хоть слабую связь.
Не все убедительно сопрягалось в творческих исканиях Штука. В духе искусства Возрождения написаны картины «Надгробный плач» (1890), «Распятие» (1890). Модерн отказывается от коридорной планировки в пользу своеобразно понятой центрической. Их отличает подлинно классическая строгость пропорциональных членений фасадов, но с характерной асимметричностью композиции, полукруглые или многогранные эркеры, майоликовые фризы, сильный вынос кровли на кронштейнах, ассоциирующийся с итальянской архитектурой, мелкая расстекловка окон, часто трапециевидных или с закругленными углами и нарядными наличниками – парафраз северного, «петровского барокко», такого родного для Петербурга. Врубель был настоящим романтиком, «рыцарем средневековья», ощущавшимся им не как прошлое, а как живое настоящее.
Многие здания недоступны не только для гражданских лиц, но и для научнных сотрудников, основная причина заключается в том, что многие здания отданы, например, посольствам. Сомов мастера афиши французы А. де Тулуз-Лотрек, Э. Грассе, чех А. Муха, австриец К. Мозер. Подобную особенность художественного мышления точнее называть не стилизацией, а историзмом, в котором «готические» формы являются свободными романтическими фантазиями на историческую тему. Кроме постройки многих частных домов, в которых он первый в России стал облицовывать фасады, без штукатурки, обожженным в сильном огне кирпичом и естественным камнем («кирпичный стиль»), он принимал большое участие в сооружении дворца великого князя Владимира Александровича (ныне Дом ученых), создал проекты театров в Киеве, Иркутске, Нижнем Новгороде и Тифлисе и православной церкви в Киссингене, перестроил фасад Мариинского театра после пожара в 1880-х, соорудил вокзал в Одессе. К сожалению, в годы Второй мировой войны все три панно были уничтожены.
Еще решительней, чем К. А. Тон, отойдя от классицизма к декоративным приемам, непосредственно восходящим к искусству национального Средневековья и фольклора, Горностаев увлек за собой целую плеяду молодых архитекторов (И. И. Горностаев, В. А. Гартман, И. С. Богомолов, Ф. С. Харламов и др. ), среди которых занял видное, едва ли не центральное место Иван Павлович Ропет избравший этот псевдоним в виде экзотической анаграммы своей обыденной фамилии Петров. Модерн в своей поздней стадии немного успокоился. Во Франции этот стиль именовался ар-нуво, в Германии и Скандинавии — югендстиль. Чаще всего плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные6. По воспоминаниям соучеников, Врубель слыл «чужаком» в классах петербургской Академии художеств и по-настоящему учился у любимых им мастеров Византии иконописцев итало-критской школы и мозаичистов собора Сан Марко в Венеции.
Римского-Корсакова. Причем характерно, что ретроспективизм «русского стиля», к примеру в графике Е. Поленовой, соединялся с интернациональными приемами стилизации и обобщения формы, выработанными английским модерном У. Крэйна или французским Ар Нуво. Фовизм лишь краткое время объединял художников. Это течение неопределенное и оставляющее впечатление болезненного. Великолепное мастерство рисовальщика особенно ярко проявилось в литографированных театральных афишах Тулуз-Лотрека с их графически-острым лаконизмом, декоративной броскостью цвета, причудливо-гибким рисунком (Аристид Брюан в своем кабаре Жанна Авриль, 1893).
К этому времени в Германии сложилась развитая полиграфическая промышленность. В их числе часто называют У. Морриса, Дж. Книжное, журнальное дело имевшее давние традиции, достигло расцвета.
Художник-модернист Иван Яковлевич Билибин (1876-1942 гг. ), знаменитый книжный иллюстратор и театральный оформитель, был участником объединения «Мир искусства». Появление принципа построения зданий «изнутри-наружу» и в связи с этим раскрытость композиций и многообразие формы объектов, огромное внимание, уделяемое интерьеру, поскольку именно он образует ядро, определяющее наружный облик здания. В России ведущими архитекторами модерна были Ф. Шехтель, А. Щусев, Л. Кекушев, работавшие в Москве и создавшие великолепные особняки, каждый из которых – яркое индивидуальное произведение искусства.
Исключительно важное место занимали столовые гарнитуры, включая главную его часть — буфет или сервант, который, несмотря на вполне утилитарное предназначение, обычно размещался в гостиной, подтверждая статуса своего хозяина (под буфетом в классическом смысле этого слова понимают высокую, обычно более двух метров высотой, двух-, трех- или четырехстворчатую конструкцию, верхняя часть которой снабжена застекленными дверцами, а нижняя представляет собой тумбу с глухими дверцами или выдвижными ящиками). Гениально одаренный художник польского происхождения (польск. Архитекторы стали создавать более рациональные и функциональные сооружения иногда обращаясь за формами к элементам классической архитектуры. Модерн достаточно сильно поощрял развитие прикладного искусства. Глинки (1913) и Садко Н. А. Вместе с тем, правы те, кто считает, что модерн нельзя «модернизировать», включая в него позднейшие течения, которые тогда еще только зарождались и выделились из искусства модерна позднее.
Бородина (1930), Борис Годунов М. П. Чего стоит хотя бы лестница особняка Рябушинского и ее перила, заканчивающиеся бурным всплеском с торшером- медузой на конце. А как же тогда кубизм. Явная эротичность этих работ Климта, а также пессимистический дух, пронизывающий их, стали причиной отказа от панно профессуры университета.
И сами его предметы, как у Галле имели текучие, уподобленные природным формы. Наиболее значительными фигурами английского модерна стали Ульям Блейк и Обри Бёрдсли— автор иллюстраций к «Саломее» Оскарда Уальда и рисунков для журнала «Желтая книга». Стремление найти связь с жизнью, решить большие социальные проблемы порождало в их творчестве мучительные противоречия. в 1898, Вена Мир искусства, Россия).
Отказ от национальных традиций воспринимался как стремление к космополитизму. Зимина, Руслан и Людмила М. И. Рёскина, английских графиков Крэйна и Блейка. Десятки зданий находятся на грани разрушения, поскольку по каким-либо причинам не занесены в реестр охраняемых государством памятников (последний крупный скандал связан с пожаром в доходном доме работы Кекушева здание долгое время было заброшено, по некоторым данным было незаконно заселено приезжими рабочими из Ближнего Зарубежья).
Художественное движение, связанное с деятельностью «прерафаэлитов», философией и эстетикой Джона Рёскина и практикой Уильяма Морриса, получает особенное распространение в прикладном искусстве и архитектуре1. Например, в немецкой живописи мы находим бесчисленное множество «Вихрей», «Танцев», «Вакханалий», в которых эта идея биологизма может выявиться достаточно адекватно, а к этой идее еще и прибавляется мифологическое начало. Причем эти вымышленные интерьеры обставлялись подлинной музейной мебелью. Каждый художественный стиль не имеет конкретных дат возникновения и исчезновения и, как правило, один стиль заканчивает свое существование, когда другой уже входит в силу. Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947).
Первый наивист, принятый всерьез, был француз Анри Руссо. Фовисты не имели общей эстетической программы их объединяли декоративный характер живописных исканий, утверждение права художника на субъективное видение мира (исключение составляет Марке), уход от решения общественных проблем. Крайняя простота средств: только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши. Это течение близко соприкасалось с возникшим сначала в Швеции и Финляндии, а затем в Петербурге, в рамках национально-романтического движения, «северным модерном». Они только отразились по-разному в его многообразных течениях.
Журналисты окрестили эту характерно изогнутую линию удар бича. Решающий перелом в развитии архитектуры наступил, однако, после первой мировой войны. В начале 20 в. в архитектуре модерна усилилась выразительность основных конструктивных элементов, появилось стремление к выявлению в композиции зданий их назначения и особенностей строительных материалов. В этом удивительном здании главная лестница выполнена в романтической стилизации под формы готики, парадный зал – в формах ампира, а гостиная – в стиле рококо (уже четвертого по счету, после периодов «второго» и «третьего рококо» в Европе).
Главное не перегрузить стены сложными орнаментами и не превратить квартиру в лес. В искусстве модерна декорация начала отделяться от конструкции и становиться самоцелью. В отделке наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни. Предметы декора в стиле модерн. У широких масс абстракционизм никогда не пользовался признанием.
По материалам поездок он написал ряд статей, а привезенные фотографии передал И. Э. Большую роль в развитии венского модерна (югендстиля) сыграл «Сецессион» — объединение художников и архитекторов, отвергавших традиции академического искусства. Но в то же время их самих не удовлетворяли существующие в Германии порядки, вот таким образом у них было постоянное состояние удрученности, разочарования и досады, недовольство всем сущим, неспособности увидеть в мире ничего, кроме зла и уродства.
Они считали, что все созданное человеком, является искусством. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «Его искусство – одно из лучших выражений той влюбленности в странное, которая охватила людей в конце XIX века».
В этот период окончательно складывается тип жилого доходного дома. Вообще же организаторы не обманули ожиданий (даже превзошли, я бы сказала): фильма была великолепная, практически все (Кроме одного, но тут дама стала говорить ровно то, что ее просили не говорить, т. к. Фердинанд Макс Ходлер родился в Берне. В картинах кубистов вещи разлагаются на составные части, на простейшие геометрические формы, образующие не предметы реальности, а произвольные схемы, «новую реальность», созданную «свободным воображением художника».
Дягилева в Париже. Главным образом слиянием с принципами кубизма.
Мотив изогнутой линии стал определяющим формальным элементом во всех видах искусства. Это был действительно большой мастер, художник и график, чье творчество в основном лежало в русле такого влиятельного в конце XIX века течения как модерн (Jugendstil, Secessia). Руссо был художником-дилетантом.
Главное, чтобы в них присутствовали художественные «излишества»: матовое или цветное остекление, зеркала с фаской изящная фурнитура, перламутровая интарсия, вставки из слоновой кости и т. д. При выборе мебельного гарнитура в стиле модерн достаточно обратить внимание на предметы с преобладающей плавной линией изогнутыми очертаниями и щедрой природной фактурой. В 1926-1927 гг.
В области архитектурного строения широко использовались металлические каркасы, а также видоизменялись технологии производства строительных материалов. Резные панно кресел-бержер, стульев, диванов имели формы гибких ветвей, цветков ирисов. Для живописи модерна характерны сочетание «ковровых» орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, силуэтность использование больших цветовых плоскостей или тонко нюансированной монохромии.
Особое место занимал в искусстве модерна символизм. Все признаки модерна здесь налицо – это развитие свободной внутренней планировки наружу, выявление ее на фасадах, отсутствие симметрии, активное включение живописных фрагментов (знаменитая мозаика Ирисы) использование цвета на поверхности стен. Не редко в их сплетении на холстах возникали женские фигуры или мистические существа. В России этот период получил звание «серебряного века», во Франции символизм быстро переродился в сюрреализм. Отсюда первое, натуралистическое, «флореальное», течение искусства Модерна. Автор великолепно передал безысходность и динамику противоположных чувств.
Всё это придавало картинам большую выразительность. Земля отходит ко сну. Основоположники кубизма — Пабло Пикассо и Жорж Брак. Еще один крупный центр дислоцировался в Австрии и Венгрии, где назывался Сезессионстил.
Эта тенденция проявляется и в рождении нового типа художника-универсала, объемлющего различные виды творческой деятельности (например, ван де Велде). Главным признаком модерна считается особая плавность форм, которая выражается в вытянутых, растущих в высоту фигурах с четкими контурами на однотонной поверхности. Объединение разных «живых» форм проявляется в частом изображении сатиров, кентавров, сфинксов. Разновидностью модерна является символизм.
Он возник еще в 1950-х годах, но расцет его произошел лет на десять позднее. По сей день работы архитекторов, дизайнеров и художников радуют своими решениями. В конце 19 столетия с зарождающимся стилем в той или иной мере были связаны архитектор Антонио Гауди в Испании, бельгийский архитектор В. Орта, художники и графики А. де Тулуз-Лотрек, П. Гоген, художники группы «Наби» во Франции, Э. Мунк в Норвегии, О. Бёрдсли в Великобритании, Ф. Валлоттон в Швейцарии. Это классика Модерна. Именно от этого слова молодость происходит немецкий вариант названия модерна — югендстиль. Выступления художников-модернистов принимали форму анархического эстетического бунта против установившихся традиций и канонов искусства.
Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. Он также создал графические серии по русским былинам: Вольга и Микула (1902-1904), Добрыня Никитич (1904), Илья Муромец (1904) иллюстрации к Сказке о царе Салтане (1904-1905) и Сказке о Золотом петушке А. С. трагичностью неразрешимости противоречий. Малютина (1859-1937), А. Н.
Умер Ходлер в Женеве, в мае 1918 года. А многочисленные декоративные детали: рельефы и скульптурные маски на «замковых» камнях, «ренессансная» рустовка, декоративные решетки, светильники, обелиски, башни, шпили, как будто, рассказывают о том историческом пути, который прошла вся европейская архитектура). он участвовал в оформлении оперы Борис Годунов М. П.
В этот период Билибин сотрудничал в издательствах А. Ф. Более долгая жизнь была суждена сюрреализму (от французского "сверхреальное", "сверхестественное"). Рёскина и У. Морриса по возрождению традиций средневекового ручного ремесла. Развитию стиля модерн в искусстве предшествовал период становления. Но по сути это была своеобразная форма эстетического бунтарства. В «Заметках живописца» он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Различные мануфактуры и предприятия продемонстрировали образцы инновационного направления.
Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). Конструкции стиля— часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас). Стиль модерн обратился также к элементам традиционного японского искусства (японизмы), которые заполонили западные рынки, в основном в виде ксилографических оттисков. Линии на такой бумаге выглядели по-новому.
Модерн сравнивали с рококо, не замечая при этом того художественного разлада, которого не было ни в искусстве древности, ни даже в маньеризме или рококо в период их «классического» развития. В 1894 году термин Арт Нуво сделал программным в своём творчестве бельгийский художник, а затем архитектор А. Ван де Велде. В Испании он был Модерниста в честь модернистского движения в Барселоне и его главного сторонника архитектора Антонио Гауди (1852-1926). Родился в Ливорно 12 июля 1884 года. Кроме того, он исполнял плакаты, афиши, адреса, эскизы почтовых марок (в частности, серию к 300-летию Дома Романовых), рисунки для открыток Общины св. тогда, когда во Франции начинался фовизм.
Хотя галерее приписывают популяризацию движения и связывают его с именем Бинга, стиль модерн достиг международной аудитории главным образом и посредством тиражной графики (издания Савой, La Plume, Jugend, Dekorative Kunst, Желтые страницы и The Studio). А бстракционизм порвал связь с природой окончательно. Особенно часто ко всем этим мотивам обращались мастера Югендстиля, среди которых – Ф. фон Штук (1863-1928), Л. фон Хофман (1852-1932), Г. фон Габерман (1849-1929). И в других национальных школах мы найдем немало подобных мотивов. Все это как нельзя лучше воплотил в себе дизайн в стиле модерн. Классический сервант обычно отличается от буфета меньшей высотой верхней и нижней частей.
Им представлялся тупиковым путь прерафаэлитов, усилия Дж. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль»— по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. Экспрессионисты хотели поразить зрителя, пробудить его чувства, научить и направить его. Стоит, однако упомянуть, что термин «модерн» (фр. Посему картины этого плана полны причудливыми галлюцинациями. Объединение разных «живых» форм проявляется в частом изображении сатиров, кентавров, сфинксов. Таково искусство Густава Климта (1862-1918) – австрийского живописца, театрального декоратора и художника-графика. Он привлек к себе внимание парижского авангарда.
Приехав в Мюнхен, занимался в здешней художественно-ремесленной школе и Политехникуме (1881-1884). Превалируют растительные, зооморфные (стрекозы, ящерицы, летучие мыши, бабочки) и сказочные (нимфы, феи) мотивы. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро.
Ритм вытянутых фигур «Бетховенского фриза» напоминает изменяющийся темп музыкального произведения. «Природные» композиции начинают занимать главенствующие позиции. В 1885 посещал мюнхенскую Академию художеств, но как художник был в основном самоучкой. В последние годы, накануне первой мировой войны искусство модерна, главным образом архитектура, сменило свою пластичность, «органогенность» на конструктивную ясность, простоту, рациональность, аскетизм. В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло.
И этот чайный сервиз является самым выдающимся примером геометрического направления. Главная роль отводилась красивым плавным линиям, которые поодиночке и целыми пучками покрывали поверхности. Les Vingt, как и большинство художественных сообществ по всей Европе и Америке, отметили ведущие теоретики 19-го, такие, как французский неоготический архитектор Эжен-эммануэль Виоллет-ле-Дюк (1814-1879) и британский арт-критик Джон Рескин (1819-1900).
К этому времени в Германии сложилась развитая полиграфическая промышленность. Ещё в начале века модерн называли не художественным стилем, а стилем жизни. Один из основателей (1892) и президент Мюнхенского сецессиона, рисовал афиши для его выставок композиция с Афиной-Палладой (1889) стала популярным символом этого объединения. Среди основных течений искусства модерна обычно выделяют: флореальное искусство или Арт Нуво, неоромантическое (национально-романтическое), рациональное или геометрическое, неопластицизм, неоклассицизм. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.
Отказ от передачи качественного своеобразия предметов реальной жизни привел художников к уходу в мир «чистых форм», где действует закон равновесия хаотических объемов, цветовых пятен и линейного ритма. Для света— белая бумага, для тьмы— черная тушь. Какие-то невзначай брошенные мелочи в сюжетах могут рассказать об очень важных внутренних эмоциях героя на холсте. Определяющее значение в структуре здания имело построение внутреннего пространства, которое отражалось в ритмической и пластической организации внешних форм.
Так начался творческий путь художника. Для света – белая бумага, для тьмы – черная тушь. В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов. Вот таким образом, термин «модерн» правильнее употреблять по отношению к определенному историческому периоду, а не к стилю, аналогично понятиям «античность», «средневековье», «ренессанс».
В качестве примера можно привести неорусский стиль в архитектуре России (не путать с псевдорусским стилем, который относился к периоду эклектики). На смену модернизму, который был непонятен широкой публике, пришел постмодернизм. Наиболее яркие представители стиля – Йозеф Бойс и Сандро Киа. Период раннего развития модерна принято называть модернизмом. В начале 1900-х гг.
Название «фовисты» дано художникам, выступившим в 1905 г. против живописных методов и приемов импрессионизма, против ограниченности мещанских вкусов и натуралистического правдоподобия салопного искусства. Для русского модерна было также характерно тесное переплетение жанров и видов искусства. Он отталкивался от технологического и урбанистического развития мира, стремился выразить его красоту и динамику.
Прошло несколько лет. Эффект глубины или перспектива для художников того времени имела второстепенное значение, всё изображение, кроме фигур героев, выглядело плоским, а в иных случаях казалось украшенным «аппликациями». Волнистые линии орнаментики Ар Нуво сравнивали с крито-микенским искусством.
В США – Стиль Тиффани в честь легендарного Favrile glass художника Луиса Комфорта Тиффани. Ярким образцом живописи модерна являются полотна Климта. Главный смысл этого стиля – отстранение от привычного осознанного творчества. Начав с живописи, он затем бросает «бесцельное изобразительное искусство» и весь отдается стихии орнамента «удара бича». Художественные приемы футуризма схожи с фовизмом и абстракционизмом. Также Pavillon Bleu – ресторан рядом с Pont dIena у подножия Эйфелевой Башни работы Гюстава Бови (1858-1910).
Бенуа). В Бельгии он назывался Стиль Нуиль или Стиль куп де фйе. Модерн охватил все страны Европы и Америки. Знаменитый «Поцелуй» П. Беренса (1898) стал одним из первых решений этого мотива.
Художника считают основоположником русского модерна, он находился у его истоков. Музеи Мюнхена и Берлина заказывали полиграфистам своеобразные пригласительные билеты. Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. Самые яркие из них Бакст и Бенуа, Добужинский и Сомов. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Образно-символический язык форм модерна здесь особенно ярок.
Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Прозвище Руссо – Таможенник – обязано своим происхождением его основной профессии. Его обложка для книги «Городские церкви Рена» (1883) считается первой реализацией в стиле модерна в области графики2. Но ведь и художники следующего поколения не смогли создать свой стиль. Фасады зданий модерна обладают в большинстве случаев динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих органичные природные явления (постройки А. Гауди в Испании, В. Орта и ван де Велде в Бельгии, Ф. О. Шехтеля в России) иногда они скупо и геометрически чётко выявляют составляющие здание объемы (постройки И. Хофмана, И. М. Ольбриха в Австрии, Ч. Р. Макинтоша в Шотландии, зрелые работы Шехтеля).
Билибин спросил его о судьбе акварелей. Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн — декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера — конструктивной (прямолинейность, ясное построение). Это был окончательный эстетический переворот в Европе в середине 20-го века.
В 1908-1909 гг. Такая свобода подарила искусству много свежих творческих идей. Безусловно, модернизм – особый стиль художественного мышления. Идея стилистической целостности пространства способствовала широкому распространению гарнитуров мебели, выполненных в едином стиле и вписанных в общее пространство помещения. Мебель в стиле модерн.
Характерными элементами интерьера модерна являлось сочетание плоскостей, гнутая мебель. Конструкции стиля – часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас). Причем декор в модерне – не напыщенное излишество и не необходимое проявление статуса, а довольно ненавязчивое вкрапление – растительных орнаментов (самый знаменитый символ модернизма – ирис). В каждой стране он именовался по-разному.
И никаких полутонов. Они были возвращены с пометкой о полном отсутствии в них таланта. Футуристы фетишизировали машинную технику, противопоставляли машину человеку. Символизм (франц. На стенах в стиле модерн применяется все тот же растительный орнамент стиля модерн.
Крайняя простота средств: только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши. художник исполняя заказ Министерства культуры, создал три монументальных панно для актового зала Венского университета («Философия», 1900 «Медицина», 1901 «Юриспруденция», 1903). Действительность предстает в картине изломанной, распадающейся. Точно так же в XVIII в. в. В нем появляются новые формы, как, например, «магазинские окна», то есть широкие, предназначенные играть роль витрин.
В 1907 году впервые показал свои работы в «Осеннем салоне», с 1908 года выставлялся в «Салоне независимых». Фокина для театра Colon в Буэнос-Айресе. На искусство модерна возлагались большие надежды.
Многие тогда видели в «стиле модерн» некий «венец художественного развития» европейской культуры, единый интернациональный стиль. Скульптура модерна (бельгиец Ж. Минне, немец Г. Обрист) отличается динамикой и текучестью форм и силуэта. Получает развитие многоэтажное строительство. Мастера немецкой графики искали новые технические приемы. Примыкал к абрамцевскому кружку С. И. Мамонтова. Современное искусство (искусство XXвека) состоит из ряда течений, которые отличаются по своим целям и выразительным средствам и оказываются нередко прямо противоположны друг другу. Многочисленные калейдоскопически сменявшиеся течения объединяются понятиями «модернизм», «модернистические направления».
Стилю Модерн свойственны кривые, округлые линии, многоуровневость и ассиметрия. Чаще всего плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные. Конечно, впоследствии художник жалел о, казалось, навсегда потерянных работах. В модерне происходит чудо преобразования — поэтизация обыденного.
Руссо (Rousseau) Анри Жюльен Феликс (5. 1844, Лаваль (Майен) – 04. 09. 1910), французский художник. Главная деталь дизайна модерна (ар-нуво) – натуральное дерево, не менее популярны камень и гипс. Мусоргского и танцевальной сюиты Пир для антрепризы С. П. Родился в Иванчице 24 июля 1860.
Их образовывало, покрывая слой за слоем (до 15), жидкое разноцветное стекло с примесями металлов. Французская, бельгийская и испанская мебель представлена изысканными шкафами-витринами и этажерками Луи Мажореля, Эмиля Галле и Гектора Гимара, «стулом-коброй» и «стулом- улиткой» Карло Бугатти, фантастически-органическими мебельными формами Антонио Гауди, плавно-текучими линиями корпусной мебели и мебели для сидения Анри Ван де Вельде. Хронологические рамки искусства модерна очень узки: приблизительно 1886-1914 годы. Стиль Ар Нуво исторически связан с Францией. В дальнейшем это стало главным принципом стиля модерн. Популярность этого движения продлилась до начала I Мировой войны.
Графика модерна была тесно связана с расцветом книжного дела и распространением художественных журналов, пропагандировавших идеи модерна (Revue blanche, основан в 1891, Париж The Studio, основан в 1893, Лондон The Yellow Book, основан в 1894, Лондон Jugend, основан в 1896, Мюнхен Ver sacrum, основан в 1898, Вена Мир искусства). Развитию стиля модерн в искусстве предшествовал период становления. В Германии это был Югендштиль (молодежный стиль с легкой руки популярного журнала Die Jugend).
Для дизайна в стиле модерн свойственны кривые, округлые линии, многоуровневость и ассиметрия. архивы тоже прочесывает по истории сестр. «Конструктивная» мебель создается Чарльзом Макинтошем и Маргарет Макинтош, мастерами знаменитых «венских» мастерских Коломоном Мозером, Адольфом Лоосом и другими, а затем продолжается в мебельных проектах Ф. Л. Предшественниками абстракционизма были кубизм, футуризм и дадаизм.
Стиль модерн возник в конце 19-го столетия и пришел на смену эклектике. Возвышенность, устремленность в надзвездные выси, с одной стороны, высокий уровень бытового комфорта, функциональность, с другой, — качества слитые в модерне воедино. Стены помещений покрывались не образующими, казалось бы, никакой закономерности причудливыми, асимметричными формами, капризно извивающимися линиями. Стиль модерн стал выходом за рамки классики, внесением смелых идей и нестандартных форм в интерьер, а также обращением к миру природы за счет ненавязчивого вкрапления растительных орнаментов. Основные черты югендстиля состоят в показе человеческих страстей (знаменитый Поцелуй П. Беренса) стал одним из первых решений этого мотива. Основатели немецкого модерна – художники новаторы Отто Экман, Петер Беренс, Август Эндель.
Римского-Корсакова, Князь Игорь А. П. Началась новая эра графики. Каждый из участников группы пошел собственным путем изменив творческие принципы и приемы.
Главным фактором выражения современности они провозгласили время (четвертое измерение), ощущение которого пытались передать в картине с помощью раздробления и искажения зрительного образа реального мира в хаотической динамике ритмов, путем многократной фиксации повторных этапов движения тел в пространстве. Модерн – это сказочность, миф, мир иллюзий, быть может, чем-то похожий на эпоху Готики. Динамикой и текучестью форм отличается скульптура модерна, виртуозной игрой хрупких линий и силуэтов – графика. Черно-белые открытки с изображениями картин Васнецова, миллионными тиражами издававшиеся в годы Первой мировой войны, способствовали высокому патриотическому подъему русского духа. В архитектуре изогнутую линию впервые применил бельгиец В. Орта в интерьерах особняка Гассель (1839 год). Художники модерна своей дерзостью ломали все привычные границы.
Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн— декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера— конструктивной (прямолинейность, ясное построение). Верстовского (1912-1913) – для московского Оперного театра С. И. В их числе называют У. Моррис, Дж. На фото можно видеть, как стиль модерн в интерьере идеально сочетает в себе различные материалы, отлично гармонирующие друг с другом (стекло, метал, камень, дерево, обои, роспись). В сюжете картины молодой демон, отказался от зла, но люди не захотели его принять и так как он предал свои идеалы мир демонов так же его не принимает и он обречен до конца своих дней летать и сетовать на судьбу. Родоначальником модерна считается Англия — старейшая страна капитализма.
Дадаисты, подобно кубистам, пользовались техникой коллажа, т. е. Вот почему, наряду с термином «период модерна» возможно использование понятия «стиль модерн», объединяющего в себе то новое, что появилось в те годы в искусстве разных стран. Но основной упор делается на передачу ритма и движения современной жизни.
Именно его авторству принадлежит проект Оперного театра в Киеве (Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Шевченко). Римского-Корсакова (1914) – для театра Народного дома в Петербурге.
В 1897 г. Климт стал президентом «Сецессиона». Плавные контурные линии, вытянутые фигуры, соединяющиеся цветовые плоскости (нередко монохромные) делали изображение очень эффектным. Его обучение взялся оплачивать граф Куэн. В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором. Позже художник исполнил эскизы декораций и костюмов к спектаклям Действо о Теофиле Рютбефа (1907), Фуэнте Овехуна Лопе де Вега и Чистилище св. Графика стала той областью из которой произрастали и в которой развивались мотивы стиля и большое влияние на его развитие оказала обложка, созданная для книги под названием «Городские церкви Рена» английским художником и архитектором Макмердо.
Стены как бы растут вверх от пола к потолку. Идеал «прекрасного человека», как и весь окружающий мир, разрушается из-за деформаций и дроблений форм. Двери стиля модерн – прямоугольные, часто арочные. После длительного периода эклектики искали его историко-культурное обоснование.
Модерн считается начавшимся, когда группа художников в знак протеста против официального академического искусства вышла из состава мюнхенской выставочной организации «Glaspalast». «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.
Линия приобрела удивительную силу. Муха выступал и как дизайнер этих постановок по его эскизам создавались платья и сценические ювелирные украшения. Начиная с 1880 года вплоть до Первой Мировой Войны, Западная Европа и США становятся свидетелями развития стиля модерн (Новое Искусство). В этих произведениях много неопределенного, неуловимого, едва угадываемого, в них полно неясных намеков иносказаний и символов – отсюда и название направления – символизм.
Несмотря на важность архитектурных памятников эпохи модерн для истории архитектуры и культуры России в целом, на данный момент не существует ни одного полноценного музея, посвященного этому стилю. «Модерн» находили у этрусков, в итальянском Маньеризме конца XVI в., в стиле интернациональной или «пламенеющей готики».
Учился (у Л. Бонна в 1882 и Ф. Кормона с 1883) и работал в Париже испытал влияние Э. Дега и японской гравюры. В оформлении внутренних помещений царили вытянутые изящные формы, плавные переходы.
Волнистые линии орнаментики Арт Нуво сравнивали с крито-микенским искусством. Началась новая эра графики.
Однако в действительности в их лихорадочных исканиях чаще преобладали ошеломляющие зрителя узкоформальные «открытия», приводившие к всевластию субъективного, случайного или отвлечённо-рационалистического начала. К этому времени относится ухудшение физического и психического состояния художника, что только подлило масла в огонь и укрепило уже возникшую легенду о мастере, продавшем душу дьяволу.
Первый шаг в этом направление был сделан английскими графиками и архитекторами (Мак Мардо Артур, Крейн Уолтер), затем бельгийцами, парижскими, венскими и мюнхенскими художниками. Бердслей в Англии). Отдельное место в модерне и в сердцах многих ценителей занимает Альфонс Муха. Все эти течения объединяло общее мировоззрение «fin de siecle», отличающееся, с одной стороны растерянностью, духовной усталостью, кризисом идеалов, скептицизмом и самоиронией, а с другой – настойчивыми поисками нового «большого стиля» во всех сферах творческой жизни, стиранием границ между элитарным и массовым искусством. Это было так чуждо и непривычно для зрителей, что таких художников стали называть "фовистами" (от французского слова "хищник").
Фирма поставляла восточную керамику и текстиль эстетствующей лондонской знати в 1870 году и производила в английской версии модерна серебряные изделия на основе так называемого Кельтского Возрождения Кимрик и Тутрик (серебро Арчибальда Нокса, 1864-1933). После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. Графика Бёрдсли – классика модерна. Нижнюю часть триптиха «Воспоминание о Париже» художник украсил скульптурным орнаментом, выразив таким образом свойственную эстетике символизма идею объединения раз-личный видов искусств. Будучи учеником не менее известного мастера — художника школы «Нанси» Э. Галле, Тиффани использовал в росписи флореальные мотивы.
Под природой понимается также и животный мир (от миниатюрной фарфоровой лягушки до кованой птицы в человеческий рост) и сказочные существа (русалки, эльфы). Скульптура модерна (бельгиец Ж. Минне, немец Г. Обрист) отличается динамикой и текучестью форм и силуэта. Эта тенденция проявляется и в рождении нового типа художника-универсала, объемлющего различные виды творческой деятельности (например, ван де Велде). В эти годы художник обостренно ищет свою «линию души», как назвал творческие поиски Модильяни его друг, поэт Жан Кокто.
В модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия). Как и сюрреализм, футуризм в живописи берет свои идеи из литературы. Здесь русский модерн представлен работами лучших дизайнеров, архитекторов и декораторов.
Модерн, стиль модерн (франц. Для стиля модерн характерно стремление к внешней декоративности.
В кафе «Ротонда» на бульваре Монпарнас, где собирались писатели и художники, Модильяни был в кругу друзей, живших, как и он, проблемами искусства. Извилистые узоры металлических переплетов перил и маршевых лестниц, балконных ограждений изгибы кровли, криволинейные формы проемов, стилизованный орнамент из вьющихся водорослей и женских голов с распущенными волосами нередко сочетались с вольно переработанными формами исторических стилей прошлого (главным образом стилей Востока или средневековья – эркеры, романские башенки и т. д. ), придавая сооружениям несколько романтический характер. Французская, бельгийская и испанская мебель представлена изысканными шкафами-витринами и этажерками Луи Мажореля, Эмиля Галле и Гектора Гимара, «стулом-коброй» и «стулом- улиткой» Карло Бугатти, фантастически-органическими мебельными формами Антонио Гауди, плавно-текучими линиями корпусной мебели и мебели для сидения Анри Ван де Вельде. Большое влияние на модерн оказало влияние Востока, а именно Японии.
Начало искусству "модернизм" положили еще постимпрессионисты. Простота приходит на смену пафосу и консервативности неоклассицизма и ампира. вот таким образом в архитектуре в стиле модерн часто использованы созданные в том же стиле интерьеры, мебель, витражи и даже посуда (керамика особенно сильно попала под влияние модерна).
Творец вправе выбрать любую форму и манеру исполнения своей работы. Для «стиля модерн» главным принципом стала стилизация, но не в смысле интерпретации форм художественных стилей прошедших эпох, как это было в период Историзма второй половины XIX в., а в смысле тенденции подчинения всех элементов композиции какому-либо одному, формообразующему началу. Широкую известность приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). Конечно, разговор о стилях живописи 20-го века стоит начать с модерна.
В этой картине присутствуют основные черты модернизма — автор своим произведением, как бы заставляет зрителя «зависнуть» – сейчас поясню. Именно от этого слова молодость происходит немецкий вариант названия модерна— «югендстиль». Отсюда выработалось кредо последователей Ар Нуво: искусство ради искусства. в 1891, Париж The Studio, осн. Бывали и такие случаи, когда наряду с удачными работами, например, подлинного югендстиля (ван де Вельде), в руках подражателей в угоду моде и из коммерческих соображений работа превращалась в пустое украшательство. Возникло новое направление в Соединенных Штатах Америки.
Вот что значит профессионализм и харизма. Он зародился в 1907 г. в Париже и был первым открыто формалистическим течением. Вернувшись на родину, он поселился в Женеве, где и прошла вся его жизнь. Входящие в орнамент стилизованные цветы, птицы, поверхности воды, зеркал и пр. В более глубоком смысле следование «новому стилю означало стремление к созданию «нового стиля жизни» – художественного «синтеза окружающей человека среды, пространства и времени, в котором он живет, а это воистину задача «Большого стиля». В России он назывался Стиль модерн.
Ведь неоготика была одним из важных стилевых течений искусства модерна. А после выхода в свет монографии Э. Гонкура о К. Утамаро (1891) «японизмы» стали всеобщей модой. Данное течение не диктует автору критерии для самовыражения.
Модерн оказал влияние на декоративно-прикладное искусство, на культуру быта. Классический сервант обычно отличается от буфета меньшей высотой верхней и нижней частей. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Голландии, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Вот почему, несколько парадоксально, мы все же называем искусство модерна «последним большим художественным стилем».
Название Jugendstil возникло в связи с названием мюнхенского литературно-художественного журнала «Jugend», вокруг которого объединялось молодое поколение. Бакст в России, Э. Мунк в Норвегии) или тонко нюансированной монохромией (М. А. Следующим важным отличием является отсутствие каких-либо правил.
Таким началом могло служить все что угодно: исторические и национальные стили, элементы народного и примитивного искусства (Абрамцево, Талашкино), природные формы (флореальное течение), геометрический мотив («Венские Мастерские», И. Хоффманн), новые конструкции и свойства новых материалов – стали, стекла, бетона (конструктивное течение). в 1894, Лондон Jugend, осн. Мусоргского (1931). В декоре в стиле модерн наилучшим образом сочеталась функциональность и декоративность. Стиль Гауди назвали «каталонским модернизмом». Райта.
Линия приобрела удивительную силу. И действительно, Романтизм был главным содержанием «эпохи модерна», так же как он характеризовал период бидермайера начала XIX столетия. Ропет активно сотрудничал в периодически выходившем издании Мотивы русской архитектуры (1874-1880), проводившем горностаевскую, национально-фольклорную линию архитектурного развития. Ножки были волнообразными. Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ.
В качестве примера можно привести неорусский стиль в архитектуре России (не путать с псевдорусским стилем, который относился к периоду эклектики). «Визитной карточкой» стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича».
Главным средством выражения они изобрели цвет. Реальный мир обесцвечивается. Модерн повсюду способствует распространению форм лёгких, мягких, нежных.
Модерн стремился впитать в себя всё. Эти детали важно обозначить, так как буфет, как предмет мебели, отличается максимально традиционной формой во все времена— изменить ее было не под силу даже такому «своенравному стилю», как модерн. Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели.
Павильон Union Centrale des Arts Dcoratifs (Объединения декоративно-пригладного искусства) отражал стремления к возрождению и модернизации декоративного искусства в качестве экономического стимула и выражения национальной самобытности. Вот таким образом, как заметила А. Русакова, немецкое им выражение «Jahrhundertwende» – «поворот столетий» точнее определяет содержание этого переходного периода, чем традиционное французское «fin de siecle» – «конец века». Арт Нуво Бинг представил серию из шести интерьеров, вдохновленных искусством символистов. Социальная природа модерна коренилась в осознанном ещё романтизмом конфликте между личностью и обществом, между художником и буржуа, в связи с чем в искусстве модерна, с одной стороны, проводились идеи художественного индивидуализма, а с другой – искусство утопически рассматривалось как средство социального преобразования общества (например, в работах бельгийца Х. К. ван де Велде, основывавшегося на социалистической утопии У. Морриса). Некоторые архитекторы модерна предвосхищали функционализм, стремясь выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объёмов (ряд построек О. Вагнера и Хофмана в Австрии, П. Беренса в Германии, О. Перре во Франции). Не менее велико было влияние художника и на советское искусство и культуру именно васнецовские буденновки (или как они первоначально назывались – богатырки), разработанные художником для одного-единственного праздничного парада царской армии, стали визитной карточкой красной армии. В архитектуре Русский стиль раскрыл А. М. Горностаев.
В этом произведении выразилась попытка мастера с помощью живописно-аллегорических образов интерпретировать Девятую симфонию Бетховена. С 1892 регулярно выставлял свои работы в парижском салоне символистов Роза и крест. в разных странах распространилось направление, получившее название стиля модерн от французского слова «современный». Модерн называли «последней фазой искусства прошлого века, вздохом умирающего столетия».
В живописи преобладающее значение получают панно, в скульптуре – рельефы. Стены в стиле модерн. Мебельные гении занимались также художественной росписью. В 1896 году в Мюнхене начал выходить журнал Югенд.
Хейне, Г. Фогелер, швейцарец Ф. Валлоттон, голландец Я. Тороп, норвежец Мунк в России А. Н. Украсив советское посольство в Париже монументально-патриотическим панно Микула Селянинович (1935-1936 гг. ), он вернулся на родину, поселившись в Ленинграде. Отдельных слов заслуживает Михаил Врубель (1856-1910 гг. ).
Врубель много занимался майоликой, а о своей картине «Сирень» он сказал, что не хотел бы, чтобы она попала в музей, так как «музей – это покойницкая», а желал бы видеть ее «вделанной в стену в жилом доме, чтобы она абсолютно слилась со стеной». Интересно, что молодой Муха посылал свои работы в художественное училище. Это объясняет и пристрастие художников модерна к «вечным философским темам бытия», таинственной, часто мрачной символике, ощущению тайны.
Как уже отмечалось ранее, в 90-х годах в искусстве Германии возникает модерн (югендстиль). На работы Годуина очень повлияло искусство японской мебели – деревянные детали гарнитуров окрашивались в светлые тона (серый или белый). Тиффани в США, мебель ван де Велде). Васнецов предстал здесь и как мастер тонкого пейзажа-настроения. Создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства. Зрелым художником со сложившейся манерой письма Климт предстает в «Бетховенском фризе» (1902), вошедшем в монументальный ансамбль здания «Сецессиона».
Интерьеры в стиле модерн прекрасно вписываются в пространства современных квартир. Амедео Модильяни (Amedeo Modigliani) – итальянский художник, скульптор, график принадлежал к «Парижской школе». Наблюдается интерес к прикладному искусству (одежда, посуда, элементы интерьера и прочее). Стиль модерн, он же Ар Нуво, однозначно является моим самым любимым стилем.
Бенуа (1870-1960) и других». В 1896году в Мюнхене начал выходить журнал «Югенд». Римского-Корсакова (1908-1909) и Аскольдова могила А. Н. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Развивались другие малые жанры: экслибрис, рекламная листовка.
Сологуба (1908) – для театра Лукоморье, к операм Золотой петушок Н. А. Не все художники стиля модерн придерживались столь глубоких тем, но все же — большинство. Мода на японские мотивы возродила ширмы, которые были особенно популярны в 18-м столетии.
Получил художественное образование в Брно. Развитие декоративного искусства модерна на раннем этапе отчасти было граничит с попыткой возрождения художественно-ремесленных мастерских, которые утопически противо- поставлялись капиталистической индустрии (прообраз их – мастерские Морриса, 1861 и Выставочное общество искусств и ремёсел, 1888, в Великобритании Объединённые художественно-ремесленные мастерские, 1897 и Немецкие мастерские художественных ремёсел, 1899, в Германии мастерские в Абрамцеве, 1882 и Талашкине, около 1900, в России). Орнаментальное начало объединяет все виды искусства модерна. Традиционно в модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия).
Целью архитектора, художника, скульптора становится создание синтетического, цельного произведения искусства. Вспомним «Вихрь» Ф. А. Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий.
Графика Бёрдсли— классика модерна. moderne — современный) или Ар-нуво (фр. странах бывш. Архетипическими стали созданные им образы женщин-вамп («Грех», 1893, Новая пинакотека «Саломея», 1906, Дом-музей Ф. фон Ленбаха) и военного насилия («Война», 1889, Новая пинакотека). В 1890-1900 гг. Патрика П. Кальдерона (1911) – для Старинного театра, Честь и месть Ф. К.
«новое искусство») — художественное направление в искусстве, больше популярное во второй половине XIX — начале XX века.
когда впервые выставил картины в Салоне Независимых в 1885 году. Через полтора столетия новый, но чем-то похожий на все тот же завиток, мотив изогнутых линий, стал определяющим формальным элементом во всех видах искусства. Несколько раз (начиная с 1903) посетил США, где работал как художник и педагог.
Их художественное мышление характеризовалось удивительно быстрым ростом. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Виктор Александрович Шретер (1839—1901 гг. ) русский архитектор немецкого происхождения. Особенно широкое распространение получил модерн в декоративно-прикладном искусстве, которому присущи те же черты, что и архитектуре и скульптуре, в том числе уподобление предметов и их отдельных деталей органическим формам (керамические и железные изделия Гауди металлические ограды метро Э. Гимара, стеклянные изделия Э. Галле, украшения Р. Лалика во Франции стеклянные сосуды Л. К. Тиффани в США, мебель ван де Велде). В некотором смысле данный стиль подражает первичным, примитивным этапам развития живописи. В живописи и графике – В. Шухаев и А. Яковлев.
Первый шаг в этом направлении был английскими графиками и архитекторами (Макмардо Артур Крэйн Уолтер Имейдж Селвин), затем бельгийцами, парижскими, венскими и мюнхенскими художниками. Эти созвучные стили живописи часто путают между собой. В 1903 году, переехав в Венецию, Модильяни учился в «Свободной школе обнаженной натуры» Венецианского Института изящных искусств. Широкое распространение это направление получило в 1930-х годах в Париже, Нью-Йорке, куда эмигрировали, спасаясь от фашизма, многие европейские художники. Это приводило к двояким последствиям.
Многие убеждены, что художники модерна так и не смогли решить поставленные ими же грандиозные задачи по созданию нового «большого стиля» и потому модерн так и остался переходным периодом. Оформлял обложки, титульные листы, адреса, афиши, торговые марки и т. п. В 1927-1931 гг. Балетные постановки С. Дягилева с их соединением театра, музыки искусства костюма и декорации называли «утонченной стилизацией модерна».
Художники модерна дерзко ломали привычные нормы и границы. Картины изображают консервные банкия, бутылки "Кока-колы", рекламные плакаты, увеличенные картинки и т. п. «Конструктивная» мебель создается Чарльзом Макинтошем и Маргарет Макинтош, мастерами знаменитых «венских» мастерских Коломоном Мозером, Адольфом Лоосом и другими, а затем продолжается в мебельных проектах Ф. Л. Райта14. Другие публикации, в том числе Флористический Орнамент (1849) Готического Возрождения Августуса Уэлби Нортмор Паджин (1812-1852) и Грамматика Орнамента (1856) британского архитектора и теоретика Оуэна Джонса (1809-1874), предвосхищали Природу как основной источник вдохновения для целого поколения художников, стремящихся вырваться из оков старых стилей. были очень распространенными. Женские фигуры часто включаются в художественные композиции в качестве фей или сирен, как, например, в ювелирном искусстве Рене Лалик, Жоржа Фуке и Филиппа Уолферса.
Формой, откровенно далекой от реализма, был также возникший в 1909 г. футуризм (от слова «футурум» — «будущее»), существовавший до 1930-х гг., эволюционируя частично к абстракционизму. Пушкина (1906-1907). Обратите внимание, что такая свобода стала основой для свежих творческих идей и направлений в искусстве. Примитивизм в живописи, в формах и образах отнюдь не связан с примитивностью содержания картины.
Даже в технике беспомощных работ наивистов сохранена та свежесть, к которой стремится и высокое искусство. Но у искусства модерна были свои предтечи. Двери стиля модерн— прямоугольные, часто арочные. Извилистые кривые – характерная особенность стиля – были получены, в частности из ботанических исследований и исследований глубоководных форм жизни таких ученых, как немецкий биолог Эрнст Генрих Геккель (1834-1919), написавшего в 1899 году труд Kunstformen der Natur (Художественные формы в Природе).
Для живописи характерно парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных «ковровых фонов» и «вылепленных» со скульптурной чёткостью фигур и лиц первого плана (Густав Климт, Фернан Кнопф, Михаиль Врубель), а также больших цветовых плоскостей (Леон Бакст, Эдвард Мунк) и тонких подчёркнутых нюансов (Михаил Врубель, Александр Бенуа). Книжное, журнальное дело имевшее давние традиции, достигло расцвета. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. В молодости много работал как художник прессы (для журналов Югенд, Пан и других изданий).
В Германии и Латвии он именовался Jugendstil («молодой стиль»). Развивались другие малые жанры: экслибрис, рекламная листовка. В различных странах приняты иные названия стиля модерн: ар нуво (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, югендстиль (Jugendstil) в Германии, сецессион (Sezession) в Австрии, либерти (Liberty) в Италии и др. Главная характеристика стиля — избавление от четких и угловатых форм. Но исходный принцип компактной центричной композиции выдерживается неукоснительно.
Художник исполнил серию картин на сюжеты арабских сказок для детских учреждений. Тулуз-Лотрек во Франции, А. Муха в Чехии).
Кубизм во Франции не имел ничего общего с культурой Франции.
С середины 20-х годов 20-го века он резко меняет направление своего творчества. в 1893, Лондон The Yellow Book, осн. Анри Матисс (Henri Matisse) (1869–1954), выдающийся французский художник. Метод художественной стилизации и вывел искусство модерна в разряд романтического. Это кредо послужило основой неповествовательных картин, например, Ноктюрнов Вислера.
Трагическое противоречие, «безысходность» Модерна состояла в том, что искусство этого периода разрывалось между идеальными устремлениями стилизации жизни, художественного синтеза, символизмом форм и рационализмом, прагматизмом технического века. Кубизм во Франции не имел ничего общего с культурой Франции. Отсюда происходит и название стиля Secession или Sezessionsstil («отделение»), которое привилось в Австрии и др. Возрожденный манерами модерна (Ар-Нуво) витраж приобрел новое звучание. Словно на интересном уроке побывали. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
Во многих из них он имел свои названия: югендстиль, ар-нуво, «конец века», либерти и другие. Их соединяло настойчивое стремление к эстетизации отдельных формальных приемов: «органогенности», плоскостности, орнаментальности. Появляются новейшие техники и способы исполнения живописных и скульптурных творений. Самым первым интерьером модерна можно считать знаменитую «Павлинью комнату», оформленную Джеймсом Уистлером в Лондоне12.
Однако картины отпугивали публику и критиков своей пошлостью и безысходностью. В архитектуре «чистыми классиками» в это время слыли И. Фомин, А. Таманян, В. Щуко, А. Щусев, И. Жолтовский. дела), зал просто замер, хотя она сознательно никаких картинок на экран не поместила.
Так мастера школы Нанси предпочитали черное дерево и придавали предметам флореальные очертания и орнаментику. В 1899-1902 гг. Это творчество художников-любителей, которое называют наивным или примитивным. Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму. Художник-модернист, предшественник символизма с оригинальной неповторимой манерой письма, он не очень почитался современниками, а Стасов так и вовсе его осуждал.
Работы других влиятельных художников-графиков, включая Альфонса Муху, Жюля Чере и Анри де Тулуз-Лотрека, чье яркое искусство плаката часто превозносит роль женщины, согласно принципу сообщества Бель-Эпок (belle poque society) – femme nouvelle (новая женщина, отвергающая традиционные идеалы женственности, семьи и подчинения). Завоевал известность своими аллегорико-мифологическими картинами, где характерные для символизма темы рокового эротического влечения и разгула иррациональных, демонических стихий получили особенно броское, нередко брутальное выражение («Борющиеся фавны», 1889, Новая пинакотека, Мюнхен «Люцифер», 1890, Национальная галерея, София «Поцелуй сфинкса», 1895, Музей изобразительных искусств, Будапешт «Вакханалия», 1905, Кунстхалле, Бремен).
Рационализация планировки. Климт в Австрии, Ф. Кнопф в Бельгии, М. А. Исключительно важное место занимали столовые гарнитуры, включая главную его часть— буфет или сервант, который, несмотря на вполне утилитарное предназначение, обычно размещался в гостиной, подтверждая статуса своего хозяина (под буфетом в классическом смысле этого слова понимают высокую, обычно более двух метров высотой, двух-, трёх- или четырёхстворчатую конструкцию, верхняя часть которой снабжена застекленными дверцами, а нижняя представляет собой тумбу с глухими дверцами или выдвижными ящиками). Впервые демонстрируются уникальные проекты, включая Porte Monumentale entrance – продуманная инженерная конструкция полихромного купола с электрической подсветкой, спроектированная Рене Бине (1866-1911). Термин модерн, впервые упомянут в 1880-х годах в бельгийском журнале LArt Moderne, описывающем работы Les Vingt – двадцати художников и скульпторов, стремившихся к реформам через искусство.
Большое влияние на модерн оказало влияние Востока, а именно Японии. Первым художественным течением в 20 в., начавшим отход от принципов реализма, был фовизм (от французского слова «fauves», обозначающего зверей хищной породы.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. С 1902 года занимался в «Свободной школе рисования с обнаженной натуры» при Флорентийской Академии Художеств, главным образом, у Фаттори, с именем которогов итальянской живописи связывается течение «macchiaiol», родственное французскому ташизму. С французского языка moderne переводится как «современный».
С 1906 года обосновался в Париже, где брал уроки в Академии живописи Коларосси. В этих течениях исчезло человеческое, художественно-образное содержание искусства и прервалась «связь времен». Не стоит путать художников модерна и художников-модернистов. Стиль модерн (или ар нуво) – популярное направление в искусстве, в том числе и архитектуре и дизайне, которое появилось в конце 19 – начале 20 века. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Сиена).
В декоре наилучшим образом сочетается функциональность и декоративность. Живопись модерна характеризуется внешней декоративностью, стилизацией, плоскостной орнаментальностью. Его фантастические, наивные и непосредственные пейзажи (Прогулка в лесу, около 1886, Кунстхауз, Цюрих), виды Парижа и его пригородов, жанровые сцены, портреты (Автопортрет с палитрой, 1889-1890, Национальная галерея, Прага Артиллеристы, 1895, Музей С. Гугенхейма, Нью-Йорк) отличаются условностью общего решения и буквальной точностью деталей, плоскостностью форм, ярким и пестрым колоритом. Испытал влияние Арнольда Бёклина. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Во-первых, обязательно наличие готовой формы.
С его живописью связывают «золотое время» модерна. Очень часто художники изображают юных героев (Ф.
Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ. склеиванием разных материалов и включали в картины случайные предметы. Поп-художники часто используют фотоснимки, коллажи, готовые предметы, необычные материалы. Однако в архитектуре символизм принес неожиданные плоды. Но бесспорно, но также и то, что модерн ознаменовал собой начало нового искусства. Характерными элементами интерьера модерна являлось сочетание плоскостей, гнутая мебель.
Вождем группировки фовистов был Анри Матисс. Врубель, А. Н. Окна— прямоугольные, удлинённые вверх, часто с богатым растительным декором иногда арочные, «магазинные окна»— широкие, наподобие витрин. Об этом с горечью писал в 1917г. В искусстве модерна с большой силой проявился сентиментализм и пессимизм, недаром в России «стиль модерн» грустно именовали «вообще последним стилем».
Период раннего развития модерна принято называть модернизмом. Например The Studio впервые публикует линеарные символические рисунки Обри Бердслея (1872-1898), созданные как иллюстрации к произведению Оскара Уайльда Саломея (1894). Фовисты не ставили перед собой цель точно изображать природу. У русского футуризма судьба весьма трагична. Бенуа, К. А. В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов13. Динамикой и текучестью форм отличается скульптура модерна, виртуозной игрой хрупких линий и силуэтов – графика.
Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели. Ходлер, Годлер (Hodler) Фердинанд (1853–1918), швейцарский художник и график. И в тот памятный день, когда он впервые переступил порог московской квартиры Е. П. wrobel – воробей). Новый стиль характеризуют волнистые кривые линии, которые выражают динамику в плоскости.
Рассмотрим это на примере картины в стиле модерн, написанной Михаилом Врубелем – «Летящий демон» – это полотно пронизана трагичностью. Фомина.
Модерн стремился впитать в себя все. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Примитивизм в живописи – это намеренное искажение образов, методом упрощения.
Таким образом искусство модерна завершило вначале XX в. свой стилистический цикл развития и, по мнению многих исследователей, вообще «классический» период романтизма европейского искусства. О творчестве этого художника с трагической судьбой спорят до сих пор.
symbolisme, от греч. Окна – прямоугольные, удлиненные вверх, часто с богатым растительным декором иногда арочные, «магазинные окна» — широкие, наподобие витрин. Начал учиться живописи в 1898 году в мастерской скульптора Габриэле Микели. На сегодняшний день, постмодернизм является наиболее популярным стилем в мировой живописи. Футуризм позиционировался как искусство будущего.
Но там, где он хотел показать свою поразительную «способность стараться», его техника становится похожей на тончайшее кружево: фронтисписы к «Саломее», к «Венере и Тангейзеру», «Вольпоне», сюите «Похищение локона»9. Следующее произведение Ф. Шехтеля – особняк С. Рябушинского в Москве (1900-1902), в котором «застывшая волна» лестницы особняка напоминает скульптуру, ее форма вызывает в воображении фантастическое чудовище, она изобразительна и абстрактна в одно и то же время. Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму. На грани веков в России появились издания, пропагандирующие идеи стиля модерн – ежемесячник «Весы», журналы «Искусство и художественная промышленность» и «Мир искусства», ведущие деятели которых тоже представляли своим творчеством русский модерн.
В каждом случае художники модерна искали целостности, органичности, гармонии ансамблевых решений – изображения и плоскости, отсюда декоративность рельефов и росписей, как бы вырастающих из поверхности стен зданий орнамента и конструкции – «орнаментализации» конструктивных элементов стальных каркасов, железных решеток, формы и пространства интерьера и экстерьера. Прошло еще двенадцать лет, Билибин вернулся на родину. Русский график Николай Кузьмин говорил, что Бердсли отделил свет от тьмы. В 1887–1922 жил в основном в Париже. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем.
Не одного резкого движения, наоборот, движения спокойные, легко текущие. Отказ от национальных традиций воспринимался как стремление к космополитизму. Стремление русских художников к организации целостной «художественно-романтической» среды проявилось в необычайно ярком явлении культуры «fin de siecle» – знаменитых «дягилевских сезонах» в Париже.
Сюрреализм в живописи – это образы и сюжеты, взятые из глубин собственного подсознания. Для постмодернизма характерны несколько признаков. Альфонс Муха (Alphonse Maria Mucha) (1860–1939), чешский художник, декоратор, основатель и мастер театральной и рекламной афиши в стиле модерн, в частности стиля Арт Нуво (Art Nouveau).
Он согласился вернуть художнику «его детей», но, увы, любимой работы среди них не оказалось. Билибин работал над эскизами костюмов и декораций для спектаклей русских оперных сезонов в Театре Елисейских полей: Сказка о царе Салтане (1929) и Царская невеста (1930) Н. А. В 1931 г. он оформил балет Жар-птица И. Ф. На смену ему пришел модернизм, а затем мир знакомится с минимализмом.
Музеи Мюнхена и Берлина заказывали полиграфистам своеобразные пригласительные билеты. Малявина (1869-1940), мотивы танца у С. В. Графика стала той областью из которой произрастали и в которой развивались мотивы стиля и большое влияние на его развитие оказала обложка, созданная для книги под названием «Городские церкви Рена» английским художником и архитектором Макмердо. В живописи преобладающее значение получают панно, в скульптуре – рельефы. Основные черты стиля модерн можно отожествлять с «философией жизни»: «идея роста, проявления жизненных сил, порыва, непосредственного, неосознанного чувства, прямое выражение состояния души, пробуждение, становление, развитие, молодость, весна. В 1898 году Э. Гимар создал свои знаменитые решётки входов в парижское метро, а в Мюнхене в том же году – А. Энделль – фантастический декор фасада фотоателье Эльвира.
Был широко распространен в Италии и России. Это было типично романтическое ретроспективное мышление. Во-вторых, для постмодернизма типично отсутствие каких-либо правил. 1900, в России). В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de sicle» (букв.