В живописи арт нуво, как и прочих ипостасях стиля, эксплуатируются темы естественности, таинственности, чувственности. Поскольку этот мотив был одним из наиболее широко распространенных в живописи конца столетия, "стиль Мухи" какое-то время считали синонимом движения "Арт-нуво" в целом.
Извилистые кривые – характерная особенность стиля – были получены, в частности из ботанических исследований и исследований глубоководных форм жизни таких ученых, как немецкий биолог Эрнст Генрих Геккель (1834-1919), написавшего в 1899 году труд "Kunstformen der Natur" ("Художественные формы в Природе"). Оформляя комнаты в стиле арт-нуво, руководствуйтесь, прежде всего, декоративностью. В отеле «Сольвей» (точнее, это не отель, а роскошный особняк) в Брюсселе в интерьерах использовано еще больше декоративных элементов в стиле Ар Нуво. Локальный свет лучше использовать немного приглушенным.
Переливающиеся цвета использовались в витражах «Аризема» и «Ипомея», которые приводили публику в восторг. В большой моде были образы женщин с неимоверно длинными, струящимися волосами. В течение своего недолгого существования Ар Нуво проявился во многих областях. Особенно – творчество Александра Блока. Во Франции двумя главными центрами Ар Нуво были Париж и Нанси.
Исключительно важное место занимали столовые гарнитуры, включая главную его часть— буфет или сервант, который, несмотря на вполне утилитарное предназначение, обычно размещался в гостиной, подтверждая статуса своего хозяина (под буфетом в классическом смысле этого слова понимают высокую, обычно более двух метров высотой, двух-, трёх- или четырёхстворчатую конструкцию, верхняя часть которой снабжена застекленными дверцами, а нижняя представляет собой тумбу с глухими дверцами или выдвижными ящиками). Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
Светильники, как настольные, так и настенные, лучше использовать из матового стекла. Кубизм во Франции не имел ничего общего с культурой Франции. Благодаря именно этой особенности стиль украшает фасады многих зданий. Его обложка для книги «Городские церкви Рена» (1883) считается первой реализацией в стиле модерна в области графики2.
Тоже можно сказать и о мебели. В 1926-1927 ВХУТЕМАС был реорганизован во ВХУТЕИН.
И никаких полутонов. Фасад облицован каменными панелями, закрепленными при помощи болтов, выступающие головки которых играют роль декоративных деталей. Отсюда и противоречивые сочетания прогрессивных и классических форм в рамках одного стиля. Музеи Мюнхена и Берлина заказывали полиграфистам своеобразные пригласительные билеты.
Роскошная мебель с инкрустацией позолоченными литыми вставками представлена ведущими краснодеревщиками Жорж-де-Фье (1868-1943), Луи Мажорелем (1859-1926), Эдуардом Колонна (1862-1948) и Эженом Гайар (1862-1933). 379, 383). Крайняя простота средств: только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши. Например The Studio впервые публикует линеарные символические рисунки Обри Бердслея (1872-1898), созданные как иллюстрации к произведению Оскара Уайльда Саломея (1894). Его особенностью было и остается наличие композиционного центра интерьера. Другие публикации, в том числе Флористический Орнамент (1849) Готического Возрождения Августуса Уэлби Нортмор Паджин (1812-1852) и Грамматика Орнамента (1856) британского архитектора и теоретика Оуэна Джонса (1809-1874), предвосхищали Природу как основной источник вдохновения для целого поколения художников, стремящихся вырваться из оков старых стилей. Работы входивших в «Школу Нанси» дизайнеров поражают разнообразием, оригинальностью и красотой, хотя в них прослеживается тенденция к чрезмерной декоративности. Для золота хорошо подойдут «цвета болота»: это коричневый (почти черный), темно-зеленый, светло-зеленый (оба теплые).
Отказ от национальных традиций воспринимался как стремление к космополитизму. Французская, бельгийская и испанская мебель представлена изысканными шкафами-витринами и этажерками Луи Мажореля, Эмиля Галле и Гектора Гимара, «стулом-коброй» и «стулом- улиткой» Карло Бугатти, фантастически-органическими мебельными формами Антонио Гауди, плавно-текучими линиями корпусной мебели и мебели для сидения Анри Ван де Вельде. Ателье «Эльвира» (1896, ныне разрушено) представляло собой небольшое двухэтажное здание, в котором размещалась студия фотографа.
Состоял из основного (общеобразовательного) отделения и факультетов: архитектурного, скульптурного, живописного, полиграфического, деревоотделочного, металлообрабатывающего и текстильного. Важнейшим событием в художественно-технической жизни того времени было приглашение Петера Беренса художественным директором Всеобщей электрической компании (АЭГ), монополизировавшей производство электрических ламп, электроприборов, электромоторов и т. п. на всем западном полушарии. Однако самое знаменитое свое творение Гофман создает не в Вене, а в Брюсселе. Цветовая гамма – черные, зеленые, голубые тона.
Другой представитель бельгийского Ар Нуво — Анри Ван де Вельде (1863-1957). С середины 1920-х годов он резко меняет направление своего творчества. Павлиньи перья или крылья насекомых часто заменяют растительные мотивы. С одной стороны, ар-деко «ратовал» за очищение от декоративности «растительного» модерна, с другой – конкурировал с эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм. Однако проникшие к руководству ВХУТЕМАСа формалисты применяли в нем уродливые методы обучения, препятствовавшие развитию творчества молодежи в духе реализма и национальных традиций (пропаганда формализма под видом пролетарского искусства, создание мастерских по вульгарному ремесленно-технологическому принципу). Поскольку этот мотив был одним из наиболее широко распространенных в живописи конца столетия, «стиль Мухи» какое-то время считали синонимом движения «Арт-нуво» в целом. Интерьер в стиле ар нуво это гармоничное сочетание самых различные материалов и способов декорирования – это и металл и камень, дерево и стекло, обои и роспись, витраж и зеркала. Оформляя комнаты в стиле Арт-нуво, руководствуйтесь, прежде всего, декоративностью.
Другие публикации, в том числе "Флористический Орнамент" (1849) Готического Возрождения Августуса Уэлби Нортмор Паджин (1812-1852) и "Грамматика Орнамента" (1856) британского архитектора и теоретика Оуэна Джонса (1809-1874), предвосхищали природу как основной источник вдохновения для целого поколения художников, стремящихся вырваться из оков "старых" стилей. Тема воды диктует нам и оттенки, которые мы выбираем. К месту будут украшения из цветов. Западные художники в этот период увлечены искусством Дальнего Востока (особенно Японии), кроме того, развитие средств связи очень обогатило европейскую культуру. Йозеф Гофман (1870-1956) проделал долгий путь в архитектуре и дизайне. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Голландии, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.
Молдинги могут быть белым цветом. В 1900 г. Римершмид вместе с Бернардом Панкоком (1872-1943) работал над дизайном столовой, представленной на Парижской выставке.
Создавая проекты лестниц, дизайнеры, работавшие в стиле Ар Нуво использовали плавно изогнутые линии не только для ступеней и перил, но и как в особняке Тасселя (теперь там располагается посольство Мексики), для орнаментов украшавших стены и потолок. Картинные репродукции Альфонса Мухи, работ Густава Климта – идеальный вариант подчеркнуть стиль ар-нуво. Первые произведения Арт Нуво появились в 1893 году при оформлении особняка Тасселя в Брюсселе Виктором Орта (1861-1947). art nouveau, букв.
В своей статье «Орнамент и преступление», написанной в 1908 г., Лоос критикует орнаментацию, видя в ней проявление упадка. Впервые демонстрируются уникальные проекты, включая Porte Monumentale entrance – продуманная инженерная конструкция полихромного купола с электрической подсветкой, спроектированная Рене Бине (1866-1911). Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира.
Однако в программах и практике обучения ВХУТЕИНа еще сохранялись элементы формализма. modern style) в Германии— «югендштиль» (нем. Jugendstil— «молодой стиль»— по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Jugend) в Австрии, Чехословакии и Польше— «сецессион» (нем. Secession— «отделение, обособление») в Шотландии— «стиль Глазго» (англ. Glasgow style) в Бельгии— «стиль двадцати» (от наименования «Общества двадцати», созданного в 1884) в Италии— «либерти» («стиль Либерти») в Испании— «модернизмо» (исп. modernismo) в Нидерландах— «Nieuwe Kunst» в Швейцарии— «еловый стиль» (style sapin) в США— «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в России— «модерн».
Модерн очень интересный стиль в плане прикладного применения в живописи, архитектуре, декоре интерьеров. Этот знаменитый дом профессора Брюссельского университета стал одним из первых шедевров молодого архитектора. Хотя галерее приписывают популяризацию движения и связывают его с именем Бинга, стиль модерн достиг международной аудитории главным образом и посредством тиражной графики (издания Савой, La Plume, Jugend, Dekorative Kunst, Желтые страницы и The Studio).
Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму. Интерьеры квартир, конечно, разные, в зависимости от вкусов жильцов. Именно от названия этой мастерской — «LArt Nouveau» — происходит название стиля. Именно от этого слова молодость происходит немецкий вариант названия модерна— «югендстиль». Широкую известность приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898).
С 1897 года Виктор Орта начал преподавание в этой академии, а в 1927 году он её возглавил. Чаще всего плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные6. Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели.
Развивались другие малые жанры: экслибрис, рекламная листовка. Гофман также является автором проектов выставочных павильонов, жилых домов, магазинов, баров, ресторанов, мебели (например, оригинального кресла с регулирующейся спинкой), фарфора, столового серебра изделий из стекла, кожи и ювелирных украшений. Окна— прямоугольные, удлинённые вверх, часто с богатым растительным декором иногда арочные, «магазинные окна»— широкие, наподобие витрин. Будучи ещё совсем молодым человеком, он работал во Франции, у архитектора Ж. Дюбуйссона.
В оформлении вестибюля и лестницы использованы фантастические мотивы. В конце 1870-х гг. В своем доме и прилегающей к нему мастерской в Брюсселе (1898) Орта проектировал каждую деталь — мебель, осветительные приборы, витражи, двери, окна и даже фурнитуру, — в результате все элементы выполнены в стиле Ар Нуво. В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов13. Это сочетание может дополнять синева хвоста павлина (цвет «электрик»).
Работы других влиятельных художников-графиков, включая Альфонса Муху, Жюля Чере и Анри де Тулуз-Лотрека, чье яркое искусство плаката часто превозносит роль женщины, согласно принципу сообщества Бель-Эпок (belle poque society) – femme nouvelle (новая женщина, отвергающая традиционные идеалы женственности, семьи и подчинения). Недаром многие считают его первым дизайнером в настоящем смысле этого слова. Графика стала той областью из которой произрастали и в которой развивались мотивы стиля и большое влияние на его развитие оказала обложка, созданная для книги под названием «Городские церкви Рена» английским художником и архитектором Макмердо. Учрежден в Москве в 1926-27 на базе ВХУТЕМАСа.
Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. После 1910 значение модерна стало угасать.
Шторы должны быть до пола, оформленные богатой драпировкой. Графика Бёрдсли— классика модерна. Однако его чаще всего называют Арт Нуво после создания Зигфридом Бингом (1838-1905) галереи de LArt Nouveau ("Дом нового искусства") с магазинами и художественными мастерскими в Париже в декабре 1895 года. Павильоны, такие как двойной павильон на станции Карлс-платц в Вене (1898), построены с использованием металлических конструкций, на которые крепились панели из мрамора и стекла.
В Нанси Эжен Валлен (1856-1922) работал над дизайном интерьеров одного дома (ныне музея), в том числе столовой. Изначально Арт-Нуво был направлен на исполнение узоров. Двери стиля модерн— прямоугольные, часто арочные. В особняке Этвелде в Брюсселе (1895) есть великолепный зал, где железные колонны поддерживают стеклянный купол, конструкция напоминает Хрустальный дворец, — но здесь также присутствуют стилизованные растительные формы в стиле Ар Нуво. Особенно – творчество Александра Блока. Природная декоративность Ар нуво способствовала его применению в разных жанрах.
Подобные предметы могли себе позволить только богатые клиенты. Он родился в Бельгии, в Генте, 6 января 1861 года. Такой прием для выполнения входной группы в ар-нуво часто не дает желаемого эффекта – растительный орнамент получается «тяжелым» и грубым.
Эта продукция не имела прообразов, даже отдаленных. В здании Шиллер-билдинг в Чикаго размещались офисы, а также театр с богато декорированными интерьерами — почти уменьшенная копия Аудиториума. Они должны гармонировать с золотом и серебром (вода блестит на солнце). Рене Лалик (1860-1945) был дизайнером текстиля, ювелирных украшений, рам для зеркал и ламп, но известность ему принесли изделия из стекла. Принципы модернизма основаны на идее неспособности искусства предшествующих эпох бороться с несвободой, антигуманностью, социальной несправедливостью, неспособности запечатлеть все это.
Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий. Его истоки естественным образом трансформировались из стиля ар нуво. Например, чтобы изготовить стул в стиле Ар Нуво, нужны были серьезные навыки в обработке дерева. Это, можно сказать, самый современный стиль (его сегодняшние вариации представлены через хай-тек). Стиль арт-нуво, как правило, предпочитают незамужние молодые девушки и семейные пары.
Внешняя форма его вещей строилась в основном на повторах нескольких геометрических элементов – шестигранников, кругов, овалов. Постепенно у Салливана становилось все меньше клиентов и работы. ВХУТЕИН – Высший государственный художественно-технический институт. В различных странах стиль имел разные названия: во Франции— «ар-нуво» (фр. art nouveau, букв. Луис X. Салливан (1856-1924) занимает важное место в истории дизайна. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину.
В конце концов он переехал в Берлин. Очень яркий след этот стиль оставил и в ювелирном искусстве. У некоторых ламп было много маленьких абажуров, которые крепились к металлическому основанию и напоминали букет цветов или гроздь винограда. Стиль также получил распространение в Германии, где стал известен под названием «югендстиль». Еще один крупный центр дислоцировался в Австрии и Венгрии, где назывался Сезессионстил.
Среди преподавателей было много формалистов. Он заменил перегородки хорошо выполненными металлическими конструкциями. Во Франции это был стиль метро, в Германии немецкое название «югендстиль» («молодой стиль» или «стиль молодых»). Модерн назывался Арт-Нуво в период XIX-XX веков. Хозяев фирмы интересовала не столько эстетика вещи, сколько задача завоевания мирового рынка. Его знаменитые лампы имели металлическое основание и стеклянные абажуры различных форм. Изгибы этого стиля имели более значимый эффект в оформлении, нежели в конструкции зданий, стены и перегородки которых состоят из прямых линий и углов.
Интересно, что материалы украшений этого стиля не отличались роскошью – использовался цветной полудрагоценный камень, эмаль, кость. Наиболее значительными фигурами английского модерна стали Ульям Блейк и Обри Бёрдсли— автор иллюстраций к «Саломее» Оскарда Уальда и рисунков для журнала «Желтая книга». В 1885 г. Тиффани проводит реорганизацию своей фирмы. Ранние работы Петера Беренса (1868-1940) также выполнены в духе югендстиля. Различные мануфактуры и предприятия продемонстрировали образцы инновационного направления.
Проемы имели странную форму — прямоугольник со скругленными верхними углами. Арт Нуво Бинг представил серию из шести интерьеров, вдохновленных искусством символистов.
Стиль Ар Нуво исторически связан с Францией. Автор великолепно передал безысходность и динамику противоположных чувств. Стиль Ар нуво был популярен среди модной публики. Различные виды стекла назывались фавриль, киприот, камео и лава.
К месту будут украшения из цветов. На создание стиля «ар-нуво» оказали влияние несколько различных идей. В обеих работах художники акцентируют внимание на волнообразных линиях.
Переплеты окон походят на изогнутые виноградные стебли. Это кредо послужило основой неповествовательных картин, например, Ноктюрнов Вислера. В России он назывался Стиль модерн. В Париже самым значительным представителем стиля Ар Нуво был Эктор Гимар (1867-1942). Отто Вагнер (1841-1918), вначале работавший в традиционном стиле, выпустил книгу «Современная архитектура» (1895), в которой призывал отказаться от историзма в пользу новой архитектуры, основанной на «целесообразности».
Макмердо. Высшие художественно-технические мастерские были открыты в Москве 29 ноября 1920 года. Сравнительно небольшой проект представителя югендстиля Августа Энделя (1871-1912) в Мюнхене, кажется, вобрал в себя все направления Ар Нуво. Эндель — автор еще нескольких менее эффектных архитектурных проектов и мебели в стиле Ар Нуво, но своей славой он обязан исключительно ателье «Эльвира». Наиболее значительные проекты Гофман создает сразу после вступления в Сецессион.
В рисунках Гофмана модернистская простота сочетается с декоративностью Ар Нуво. Усилиями художников, архитекторов и критиков сознательно, целенаправленно формировался новый, не полагающийся на образцы прошлого, стиль. Родоначальником модерна считается Англия— старейшая страна капитализма. Конец XIX столетия в Европе ознаменован относительным миром и процветанием. Для золота хорошо подойдут «цвета болота» : это коричневый (почти черный), темно-зеленый, светло-зеленый (оба теплые).
Большинство проектов мебели в стиле Ар Нуво было создано им именно в эти годы. Салливана также можно назвать представителем Ар Нуво. Во Франции этот стиль именовался ар-нуво, в Германии и Скандинавии — югендстиль. Тиффани также занимался мозаиками, коврами и мебелью.
В особняке Тасселя, Виктор Орта впервые применил линию, названную «удар бича», которая стала образным выражением напряжённого духа времени того периода, а её изящество — образцом графического искусства и стилизации в окнах и витражах зданий стиля модерн. В Испании он был Модерниста в честь модернистского движения в Барселоне и его главного сторонника архитектора Антонио Гауди (1852-1926). Для Арт-Деко это – искусство Древнего Египта – в очень высокой степени искусство Древней Месопотамии (их влияние граничит с активными раскопками в этих регионах) искусство Дальнего Востока, такие далекие друг от друга кубизм и эдвардианский неоклассицизм, этника и примитивное искусство – от африканских мотивов до древнегреческой архаики. Отсюда кстати, вытекает их основное, принципиальное различие – арт-нуво – стиль национальный, раздробленный так и не ставший интернациональным – об этом свидетельствует даже отсутствие единого названия – в каждой стране оно самобытно, соответственно арт-нуво так и не стал Большим Стилем – в отличие от арт-деко.
«современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Там же возникла «Школа Нанси», к которой принадлежали и другие дизайнеры, в том числе Эмиль Гале (1846-1904), создатель чудесных предметов из стекла и дизайнер мебели Луи Майорель (1859-1926), каждый из которых разрабатывал сложные орнаментальные формы. Потом появился ряд домов в Брюсселе, а также особняк Тасселя. В 1903 г. он становится одним из создателей «Венских мастерских», где создавались произведения декоративно-прикладного искусства. Текстиль должен захватывать область всей стены, на которой расположено окно. Для света— белая бумага, для тьмы— черная тушь.
Jugendstil – «молодой стиль») – художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX – начале XX века. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. Зародившись в Бельгии и Франции, арт-нуво не совсем относился ко всему модерну в целом, а только к его декоративно-орнаментальному (флореальному) ответвлению. В плане церковь представляет собой крест.
Не все художники стиля модерн придерживались столь глубоких тем, но все же — большинство. Для серебра применяем цвета, которые находим в стихах поэтов серебренного века России. Ар-нуво (фр. «конец века») в Англии— «современный стиль» (англ. Позднее, работая по заказу Немецкой электрической компании (AEG) над дизайном различных товаров, он обращается к модернизму.
Создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и в частности языческой, дохристианской истории (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Его дом (1894) служит примером стилистического единства. Художественное движение, связанное с деятельностью «прерафаэлитов», философией и эстетикой Джона Рёскина и практикой Уильяма Морриса, получает особенное распространение в прикладном искусстве и архитектуре1.
Стиль ар-нуво – это воздержание от прямых линий и углов использование в дизайне «треугольных роз». В США – Стиль Тиффани в честь легендарного Favrile glass художника Луиса Комфорта Тиффани. Создание же определенного лица фирмы (архитектурный облик сооружений, шрифт реклам и т. п. ) было только одним из средств для достижения этой цели. Особняк Тасселя это воплощение богатой фантазии и художественного вкуса его создателя. В молодости он изучал живопись в Америке и Париже, а затем обосновался в Нью-Йорке.
Среди его работ – проекты мебели из гнутого дерева для фирмы братьев Тонет и изделий из стекла (выпускаются до сих пор) для венского завода Лобмейера. Здесь его называли по-разному: стиль Жюля верна, Le Style Mtro (после того, как Гектор Гимара сделал из железа и стекла входы в метро), Art belle Epoque и Искусство fin de sicle (конца века). он начинает серьезно интересоваться декоративно-прикладным искусством, а в 1897 г. создает фирму по отделке интерьеров «Луис К. Тиффани и Объединение художников». Как писал Октав Узанн в журнале "Студия" в 1897 году, "новое искусство стремилось отобразить вечные страдания тела измученного душой".
60). Но интерьеры не такие строгие, как фасады. Все металлические элементы белые пол из стекла пропускает свет в цокольное помещение. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «модерн» и «fin de sicle» (букв. Это касается и интерьеров его дома в Дармштадте (1901).
Первая мировая Война вытеснила эту чувственность. Архитектор и дизайнер Адольф Лоос (1870-1933) одно время входил в Сецессион. Особое внимание в стиле ар-нуво уделяется цветовому решению. Актуальные некогда традиционные мебельные стенки – мощные, неподъемные, громоздкие, «во всю стену» – появились именно благодаря направлению ар-нуво.
Природная декоративность Ар нуво способствовала его применению в разных жанрах. В такой интерпретации стиль модерн с его переплетающимися ажурными линиями может быть понят как метафора свободы и освобождения. Роскошный большой особняк, построенный по заказу бельгийского банкира Адольфа Стокле, больше известный как Дворец Стокле (1905-1911), —это ассиметричное здание с большой башней, которую венчает скульптура. Молдинги могут быть белым цветом. Гимар продолжал работать вплоть до 1929 года. Арт – нуво приветствует интерьер, где все элементы кажутся как бы природными, естественными, а не сделанными и придуманными человеком. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира.
В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de sicle» (букв. Ричардсона). В этой картине присутствуют основные черты модернизма — автор своим произведением, как бы заставляет зрителя «зависнуть» – сейчас поясню. Многие вещи выставлялись на продажу в каталоге «Стиль Гимара». Но там, где он хотел показать свою поразительную «способность стараться», его техника становится похожей на тончайшее кружево: фронтисписы к «Саломее», к «Венере и Тангейзеру», «Вольпоне», сюите «Похищение локона»9. Формы мебели изогнуты и очень декоративны, без малейшего намека на историзм. Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ. Волнистую линию («удар бича») можно использовать в оформлении окон: шторы сделать не ровными по краям, а волнистыми, причем срезать их на угол.
В разработке югендстиля также участвовал Рихард Римершмид (1868-1957), спроектировавший музыкальную комнату для Дрезденской выставки 1899 г. Относительная простота интерьера предвосхищает будущие направления в дизайне. Фасад украшает великолепный барельеф изогнутые линии которого напоминают волны. (Или кто-то просто очень хотел его закрыть. ) В 1930 ВХУТЕИН был закрыт. Новое название — «Стеклянная компания Тиффани» — отражает усилившийся интерес к цветному стеклу.
Приевшаяся стилистика всего изобразительного искусства вдруг стала разнообразнее. Цветок можно вышить, например, на подушках. Гофман придерживался прямоугольных форм (свои проекты он обычно создавал на клетчатой бумаге) в орнаментах используемых в архитектуре, а также в дизайнерских проектах текстиля и обоев часто встречаются квадраты.
Два выходящих на соседние улицы фасада асимметричны. Студенты проходили первоначальное двухгодичное обучение на основном отделении, первым деканом которого был Александр Родченко. В 1896году в Мюнхене начал выходить журнал «Югенд». Термин «прото-ар нуво» ввел С. Чуди-Мадсен для работ А. X. В Германии это был Югендштиль (молодежный стиль с легкой руки популярного журнала Die Jugend). Термин «Ар Нуво» ничего не значил в то время, когда стиль только зарождался, – так называлась мастерская в Париже изделия которой были выполнены в новом стиле (с французского Art Nouveau – новое искусство).
В здании Художественной школы в Веймаре, которое Ван де Вельде спроектировал в 1904-1911 гг., после Первой мировой войны размещалась штаб-квартира «Баухауса». «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» – нем.
Нет какого-либо отдельного художника или дизайнера, творчество которого явилось бы воплощением нового стиля. Виктор Орта радикально изменил пространство внутри здания, открыл его. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «модерн» и «fin de sicle» (букв. Обои в таком интерьере могут использоваться различной текстуры. Стиль модерн, он же Ар Нуво, однозначно является моим самым любимым стилем.
ВХУТЕМАС, первоначально (до 1921 года) – Свободные художественные мастерские, основаные в 1918 в Москве на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского художественно-промышленного училища. Мастерская под названием «LArt Nouveau», основанная в 1895 г. в Париже Сэмюэлем Бингом, помогала реализовывать такие проекты. Надо отметить, что наибольший вклад в развитие ювелирики в стиле «арт нуво» внесли художники Франции и США. Символы ар-нуво – изысканная форма цветка цикламена ирисы, лилии, водоросли.
Внутри, судя по фотографиям, были комнаты необычной формы. Коломан Мозер (1868-1918) также входил в число дизайнеров, участвующих в Венском Сецессионе, ему принадлежит целый ряд проектов, в том числе мебели. Эти детали важно обозначить, так как буфет, как предмет мебели, отличается максимально традиционной формой во все времена— изменить ее было не под силу даже такому «своенравному стилю», как модерн. Характерными элементами интерьера модерна являлось сочетание плоскостей, гнутая мебель. Ар Нуво -художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны).
Архитекторы по-разному воплощали все эти идеи. Напротив, строгость созданного Лоосом дома Штейнера (1910) граничит с грубостью — массивные белые стены и прямоугольники окон. трагичностью неразрешимости противоречий. Отсюда выработалось кредо последователей Ар Нуво: искусство ради искусства.
Конструкции стиля— часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас). Фасад прорезан входной дверью и несколькими ассиметрично расположенными окошками. Конечно, «Новое Искусство» прошлось по всей Европе, не исключая Российскую Империю, но именно французы довели украшения арт-нуво до абсолюта, а американцы сделали из их труда правильные выводы (деньги). Экономический рост повлек за собой увеличение численности крупной и средней буржуазии, что в свою очередь способствовало появлению и развитию новых, экспериментальных направлений в архитектуре.
Белая плитка и насыщенная цветовая гамма – типичные черты стиля. Художники модерна дерзко ломали привычные нормы и границы.
Стиль ар-деко не всегда было принято обозначать как самостоятельный. Бельгийский архитектор и дизайнер Виктор Орта (1861-1947) является автором большого количества проектов, в которых можно обнаружить черты Ар Нуво. Особняк Тасселя в Брюсселе (1892) имеет строго симметричный фасад. Столовую украшают мозаики работы Густава Климта. Бриллианты использовались лишь в качестве подсвечивающего фона, как «обертка» для цветных камней.
Кроме того, можно использовать специфическую «треугольную розу». Извилистые кривые – характерная особенность стиля – были получены, в частности из ботанических исследований и исследований глубоководных форм жизни таких ученых, как немецкий биолог Эрнст Генрих Геккель (1834-1919), написавшего в 1899 году труд Kunstformen der Natur (Художественные формы в Природе). Среди дизайнеров, рекламируемых Бингом, Эдуард Колонна (1862-1948), немец по происхождению и Эжен Гайар (1862-1933), оба добились известности, работая над дизайном мебели и ювелирных украшений. Но стиль арт нуво не ограничивался рисунком. Его архитектурные проекты отличаются отсутствием орнамента.
И этот чайный сервиз является самым выдающимся примером геометрического направления. Ричардсон). В отделке наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни. К этому времени в Германии сложилась развитая полиграфическая промышленность.
Расположенный в центре главный зал имеет несколько уровней и перекрыт крышей из стекла и железа опорные столбы с выступающими головками заклепок выполнены из стали. Большая церковь Санкт Леопольд ам Штайнхоф (1905-1907) в Вене, построенная Вагнером, увенчана высоким куполом. Павильон Union Centrale des Arts Dcoratifs (Объединения декоративно-пригладного искусства) отражал стремления к возрождению и модернизации декоративного искусства в качестве экономического стимула и выражения национальной самобытности. Для этой же выставки Панкок создал «курительную комнату», в отделке которой были использованы резные деревянные элементы, выдержанные в едином стиле с окнами, потолком и осветительными приборами — все проникнуто духом югендстиля. Графика стала той областью из которой произрастали и в которой развивались мотивы стиля ар-нуво и большое влияние на его развитие оказала обложка, созданная для книги под названием «Городские церкви Рена» архитектором А. Х.
Стиль модерн обратился также к элементам традиционного японского искусства (японизмы), которые заполонили западные рынки, в основном в виде ксилографических оттисков. В XIX веке для мира искусства это было настоящее событие. В Англии этот стиль назывался Модерн, в Австрии – Сецессион, во Франции – Арт-Нуво.
В Бельгии он назывался Стиль Нуиль или Стиль куп де фйе. Нижние этажи венского магазина фирмы «Голдман и Салач» (1909-1911) украшены дорическими колоннами, но здание сильно критиковали, поскольку верхние этажи имели гладкие стены и простые квадратные окна. Ещё один бельгиец – Виктор Орта – пошёл по его стопам. В эти же годы Муха становится одним из ведущих художников французской рекламы, его композиции печатались в журналах в виде плакатов. Только в ретроспективе можно увидеть общие черты и взаимосвязи, которые позволяют говорить об Ар Нуво как «большом стиле».
Стильное оформление стен – это использование живописи и графики. Они должны гармонировать с золотом и серебром (вода блестит на солнце).
Троицы в Бостоне, построенной по проекту Г. X. «Конструктивная» мебель создается Чарльзом Макинтошем и Маргарет Макинтош, мастерами знаменитых «венских» мастерских Коломоном Мозером, Адольфом Лоосом и другими, а затем продолжается в мебельных проектах Ф. Л. Райта14. Стиль Арт-Нуво появился в начале 1890-х годов и быстро распространился в Европе и Америке. Становлению особого ритма и колорита французского стиля модерна, способствовал не только английский модерн, но и искусство востока с его плавными упрощёнными формами, декоративной выразительностью, текучими узорами, которые как бы переходят одно в другое. Развитию стиля модерн в искусстве предшествовал период становления.
ВХУТЕМАС включал восемь факультетов: печатно-графический, живописный, скульптурный, деревоотделочный, архитектурный и факультет металлообработки. Идея стилистической целостности пространства способствовала широкому распространению гарнитуров мебели, выполненных в едином стиле и вписанных в общее пространство помещения. (рис. Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн— декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера— конструктивной (прямолинейность, ясное построение). Змеи с гибкими телами и радужной чешуей служили символом вечности и сексуальности. Буквально Арт-Нуво можно перевести как Новое Искусство. Комнаты особняка были просто залиты светом.
«конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. Картина с такими цветами уже будет создавать определенную атмосферу.
Также Pavillon Bleu – ресторан рядом с Pont dIena у подножия Эйфелевой Башни работы Гюстава Бови (1858-1910). Les Vingt, как и большинство художественных сообществ по всей Европе и Америке, отметили ведущие теоретики 19-го, такие, как французский неоготический архитектор Эжен-эммануэль Виоллет-ле-Дюк (1814-1879) и британский арт-критик Джон Рескин (1819-1900). Новый стиль был известен под разными названиями. Прямые линии здесь неуместны, предпочтения отдайте волнистым полукруглым линиям.
Однако Салливан не возражал против использования орнамента. Большое влияние на модерн оказало влияние Востока, а именно Японии. Классический сервант обычно отличается от буфета меньшей высотой верхней и нижней частей. В пластике модерна было что-то простое, то, что доступно пониманию. Во многих своих работах Салливан применяет орнаменты.
Самый известный проект Вагнера — большое здание Австрийского почтового сберегательного банка (1904-1906). «новое искусство») или «fin de sicle» (фр. Начиная с 1880 года вплоть до Первой Мировой Войны, Западная Европа и США становятся свидетелями развития стиля модерн (Новое Искусство). Началась новая эра графики.
Стоит, однако упомянуть, что термин «модерн» (фр. Арт-Нуво (LArt Nouveau) попросту другое название Модерна и одновременно с этим его разновидность – орнаментальный стиль. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX – XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Его приметой стала идеализированная, стилизованная фигура прекрасной девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок. Превалируют растительные, зооморфные (стрекозы, ящерицы, летучие мыши, бабочки) и сказочные (нимфы, феи) мотивы. Это цвета тумана: серебристо-лиловый, розоватый, голубой, сероватый и черный.
Некоторые исследователи считают ар-деко вариантом или ранней формой модернизма. Ч. Ф. Э. Всех их объединяло желание освободиться от прошлого и стремление подарить художественному произведению новый облик.
Иногда я даже склонен думать, что это вообще разные стили, объединенные одной эпохой. Луис Камфорт Тиффани (1848-1933) был сыном основателя известной нью-йоркской ювелирной фирмы. Русский график Николай Кузьмин говорил, что Бердсли отделил свет от тьмы. Здание полностью отвечало запросам владельца и даже превосходило их. П. Беренс пришел на должность «художественного директора» фирмы имея за плечами большой опыт строительства архитектурных сооружений, проектирования мебели, посуды, текстиля (рис. Текстиль должен захватывать область всей стены, на которой расположено окно.
Здесь нет и намека на исторические стили. Самым первым интерьером модерна можно считать знаменитую «Павлинью комнату», оформленную Джеймсом Уистлером в Лондоне12. Этот рисунок очень характерен для стиля Арт нуво. Абажуры часто составлялись из кусочков цветного стекла, заключенных в свинцовую оправу. Арт – нуво запрещает использовать мебель с грубыми острыми краями, мебель должна быть обтекаемых, полукруглых форм. Визиткой стиля Арт-нуво можно считать «водяные» растения ирисы, лилии, водоросли.
«современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Мягкие цветочные мотивы придадут гостиной, спальне некий уют и комфорт. Они производили мебель, керамику и изделия из стекла в соответствии с существовавшей в среде широкой публики потребностью в «новом искусстве» и не забывали при этом, что предметы домашнего обихода должны быть столь же приятны глазу, сколь функциональны. Локальный свет лучше использовать немного приглушенным.
Он спроектировал дом и интерьеры, даже столовое серебро и кухонную утварь. Книжное, журнальное дело имевшее давние традиции, достигло расцвета. Этот стиль был рассчитан на широкий круг людей. Первой самостоятельной работой Виктора Орта стали три дома в родном городе Гента. Санаторий в Пукерсдорфе недалеко от Вены (1903-1906) – это строгое симметричное здание с белыми стенами и минимальным декором.
Обои в таком интерьере могут использоваться различной текстуры. Интерьер крохотного венского «Кернтнер-бара» (1907) с прямоугольными панелями на потолке, полом, выстланным квадратной плиткой и дорогой мебелью из кожи и дерева вряд ли можно назвать аскетичным. «новое искусство»), модерн (moderne – современный), югендстиль (нем. Каждым изгибом орнамента.
Его учителем был А. Бала. Главным различием этих двух стилей является общая геометричность или плавность форм. Фирма поставляла восточную керамику и текстиль эстетствующей лондонской знати в 1870 году и производила в английской версии модерна серебряные изделия на основе так называемого Кельтского Возрождения Кимрик и Тутрик (серебро Арчибальда Нокса, 1864-1933).
«Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича». Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Многие ранние работы Гимара и некоторые более поздние дома и виллы имеют причудливые, фантастические формы, но главные его проекты могут по праву считаться шедеврами Ар Нуво.
Рассмотрим это на примере картины в стиле модерн, написанной Михаилом Врубелем – «Летящий демон» – это полотно пронизана трагичностью. Целый ряд архитекторов имена которых неразрывно связаны с движением «Искусства и ремесла», проектировали в стиле Ар Нуво. Тема воды диктует нам и оттенки, которые мы выбираем. Это сочетание может дополнять синева хвоста павлина (цвет «электрик»).
Очень часто это был шар из цветного стекла фавриль. Стиль Ар Нуво возник и сформировался в Бельгии и Франции (затем он появился в Германии, Испании и странах Скандинавии). Для серебра применяем цвета, которые находим в стихах поэтов серебренного века России.
Поскольку такая обложка принадлежала книге, посвящённой архитектуре и купленной, вероятно, многими британскими архитекторами, она оказала сильное воздействие на создание изгибов и форм архитектурного стиля ар-нуво. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Период раннего развития модерна принято называть модернизмом.
В Австрии «Венский Сецессион» объединил представителей стиля Ар Нуво. Светильники, как настольные, так и настенные, лучше использовать из матового стекла. Стиль Сецессиона оказался самым перспективным направлением Ар Нуво. Индустриальная революция и растущая зависимость от машин явились катализаторами этой радикальной перемены.
Нельзя сказать, что его произведения особенно выделялись в общем стиле модерн. В этих комнатах ощутимо влияние викторианского стиля — они перегружены предметами роскоши в духе движения «Искусства и ремесла». Это было первое архитектурное сооружение, выполненное в стиле Арт Нуво, а вслед за ним последовали декорации Обри Бердсли (1872-1898) к пьесе Оскара Уайльда "Саломея". Неудовлетворенные окружающей жизнью и ситуацией в искусстве, когда уже не приходилось говорить о существовании единого направления, зачинатели нового движения ставили перед собой задачу создания большого стиля.
Этот стиль можно проследить в извилистых очертаниях зданий Виктора Орта в Брюсселе, в великолепных работах из стекла Тиффани, Летца и братьев Дом, а также в плавных линиях чугунного входа в метро Эктора Гимара. В особняке есть большая ванная комната, в которой всё – ванна, стенные панели и пол – сделано из мрамора. Линия приобрела удивительную силу.
Можно даже назвать его пионером промышленного дизайна. Мягкие цветочные мотивы придадут гостиной, спальне некий уют и комфорт. Уильям Моррис (1834 – 1896) создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмёрдо (англ. ) (1851 – 1942) использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике. Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии, ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи. Бабочки, стрекозы, цикады, пауки стали изысканными и неповторимыми. Далее он продолжил обучение в Брюсселе, в академии изящных искусств.
«Народный дом» Орта, сейчас разрушенный, представлял собой большое здание с фасадом из стекла и железа. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике. В европейских странах начали создаваться различные художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции, «Мир искусства» (1890) в России. Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Прямые линии здесь неуместны, предпочтения отдайте волнистым полукруглым линиям.
Дом (ныне музей Орта) имеет ассиметричный фасад, витые опоры балкона и большие окна. Они затушеваны и округлены.