Между тем высказывания Сталина о живописи есть. Из живописных полотен, посвященных товарищу Сталину, многие вошли в издания по истории партии, как верно отображающие образ вождя. Сталина написал Александр Михайлович Герасимов (1881 – 1963) – советский живописец, первый президент АХ СССР, народный художник СССР (1943), член ВКП (б) с 1950 года.
Плакат тиражом 50 тысяч экземпляров был отпечатан под редакцией Г. Н. Обнаруженный контакт с иностранцами не всегда приводит к немилости или преследованиям (хотя за ним обычно следует подробный допрос в НКВД), но более робкие из писателей, а особенно те, кто не обеспечил себе надежных тылов и не стал рупором партийной линии избегают открытых личных встреч с иностранцами– даже если это коммунисты и сочувствующие, прибывающие с официальными визитами, финансируемыми Советским Союзом. Существовали и такие предприятия, как Изокомбинат, которые занимались массовым тиражированием не только репродукций с картин (в том числе канонических портретов Сталина), гравюр и плакатов, но и бюстов со статуями. Эта машинка была самой дорогой инвентарной единицей Союза. Некоторые нарушают изредка молчание ради запоздалой лирики или критической статьи, вообще же прозябают на пенсии, в городских или деревенских домах, которыми государство обеспечивает тех, кто достаточно известен.
Но революция решительно поменяла соотношение сил в художественном мире России. Имя Бродского скоро становится нарицательным. А вскоре отпадет необходимость и в почившем Кирове.
После трагической гибели «лучшего друга» Сталина от снимка отрежут Николая Шверника (он, к счастью, благополучно переживет и годы репрессий и культ личности Сталина, да и самого вождя) — отныне будущий генсек предпочитает публиковаться в печати вдвоем с покойным соратником, героически погибшим от пули врагов советской власти. Лицо выполнено легкой светотенью, живописна смелая штриховка куртки и фона. Но, как ни странно именно об этом, по сути, «каноническом» изображении Иосифа Виссарионовича, которое до середины 50-х годов печатали на советских плакатах многотысячными тиражами, почти ничего не известно.
Люди гениальные, такие, как режиссер Мейерхольд или поэт Мандельштам и талантливые, такие, как Бабель, Пильняк, Яшвили, Табидзе, вернувшийся к тому времени из Лондона эмигрант князь Д. Святополк-Мирский, критик Авербах (если брать только известные имена) были «репрессированы», то есть тем или иным способом убиты или удалены. Очень многие пеняли Бродскому на то, что он утратил «тонкую талию и бледный цвет лица», а попросту «забронзовел» в унисон с теми, чьи портреты рисовал.
Именно тогда создал свои лучшие вещи «народный трибун» Маяковский, который был если и не великим поэтом, то радикальным новатором и эмансипатором в литературе, обладавшим огромной энергией, силой убеждения и прежде всего влиянием это была эпоха Пастернака, Ахматовой (до 1923 года, когда она умолкла), Сельвинского, Асеева, Багрицкого, Мандельштама таких писателей, как Алексей Толстой (вернувшийся в 20-е годы из Парижа), Пришвин, Катаев, Зощенко, Пильняк, Бабель, Ильф и Петров драматурга Булгакова таких признанных литературных критиков и ученых, как Тынянов, Эйхенбаум, Томашевский, Шкловский, Лернер, Чуковский, Жирмунский, Леонид Гроссман. Впрочем, кабинеты советских чиновников самых разных рангов этим портретом тоже декорировали — правда, уже в виде небольших плакатов, аналогичных тому, что представлен в коллекции «Маленьких историй». Есть все основания предполагать, что главным «поставщиком» ученических работ для досуга Иосифа Виссарионовича был Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств. Это, естественно, служит мощным стимулом и для поэтов и для критиков.
Еще: Просто боится солнца. Он трус.
Почему, говорят они, современная советская жизнь не могла бы породить подлинный и серьезный «социалистический реализм»– как-никак, «Тихий Дон» Шолохова, рассказывающий о казаках и крестьянах времен гражданской войны, все признали пусть иногда и скучным, тяжеловесным, но все же подлинным художественным произведением. Но это поистине каноническое изображение сильного руководителя еще молодого, но уже великого государства. Действительно, за неполных 11 лет — с 1928-го по 1939 годы — Исаак Израилевич создал не один десяток знаменитых портретов Сталина (помоложе и постарше, на трибуне и в колонном зале, в профиль и в фас).
В 1920-30 годы здесь печаталась «Красная газета», журналы «Красная панорама», «Резец», «Бегемот», заводские многотиражки. Западные «ценности», которые, кроме откровенно антисоветских или признанных реакционными, одно время не считали компрометирующими и молча извиняли, теперь снова подверглись нападению. Если ставится что-то новое, например балет армянского композитора Хачатуряна «Гаянэ», который идет в этом году в Ленинграде, театр может блеснуть размахом и темпераментом, великолепным искусством танцовщиков, обезоруживающим зрителя и доставляющим ему подлинное наслаждение. Почти всегда они начинали сетовать на то, что у молодых нет драматического таланта и подлинного чувства, которыми так щедро одарены старые актеры (некоторые из них играют еще с начала века). Что было с ними после этого, сейчас, кажется, не знает никто. Один или два менее крупных московских театра хорошо ставят классические пьесы, например, Театр Ермоловой и Театр железнодорожников в Москве и не один-два маленьких театра в Ленинграде.
Иди в комсомол и на рабфак. Не удивительно, что любимчик Репина скоро стал изгоем в некоторых художественных кругах. Это даже дало повод некоторым исследователям засомневаться в сексуальной ориентации генсека. Следовательно, плакат мог быть выпущен в период с 1932 по 1939 годы.
Значительный подъем тех ранних лет, когда марксизм был в бурном развитии, вместе с широким круговоротом русских и некоторых зарубежных классиков (особенно– в переводе на языки «народов СССР»), создали публику, отзывчивости которой позавидовали бы западные писатели и драматурги. Фило-сос. Наступила передышка. Эмиграция и возвращение Горького– другая история.
Так на Западе сохранились нетронутые свидетельства этого дня. Ориентировочно дело было в конце 40-х — начале 50-х. Вслед за Симоновым идут другие сочинители того же рода– авторы романов, повествующих о подвигах в колхозах, на фабриках или на фронте авторы патриотических виршей или пьес, высмеивающих капиталистический мир или старую и дискредитированную либеральную культуру самой России, которой противопоставлены примитивные, стандартные люди– молодой искренний, здоровый, энергичный, способный, решительный, бесхитростный инженер или политический комиссар («инженер человеческих душ») или военачальник словом, застенчивые и мужественные, скупые на слова, совершители великих деяний, «сталинские соколы» идущие плечом к плечу с пламенно патриотичными, абсолютно бесстрашными, морально чистыми, героическими молодыми женщинами. Исповедание веры, начатое Конституцией 1936-го года, было завершено в «Кратком курсе истории Коммунистической партии» (1938г. ). Мастера даже хотели судить за скупку антиквариата (говорят, что он увел у одногоиз высокопоставленных партийцев ценную картину). 25 октября 1917 года именно здесь было отпечатано воззвание Петроградского военно-революционного комитета «К гражданам России.
Читатели льстят им, власти– терпят, полувосхищенно, полуподозрительно младшее поколение писателей смотрит на них снизу вверх, но абсолютно их не понимает. На выставке будет представлено 19 репродукций с подлинными подписями Сталина. Среди графических работ — портретов товарища Сталина последнего времени — видное место заняли две сюиты рисунков: художника Яр-Кравченко (альбом «Сталин» — изд.
Этот костюм и вошел в историю как полувоенный френч Сталина (подробнее о манере Сталина одеваться и стричься читайте в истории «Весомый знак»). Имя владельца, который предоставил рисунки для выставки, не разглашается. Этого скрывать мы не будем. В качестве авторского гонорара художникам и искусствоведам было выдано 154 тысячи рублей.
Все было мобилизовано для войны. Усеченную фотографию троицы Сталин-Киров-Шверник будут печатать во всех газетах вплоть до 1934 года, пока не убьют Кирова. Картина «Ленин и манифестация», написанная еще в 1919 году, положила начало серии претендующих на документальность работ, посвященных вождю мирового пролетариата.
Однако все почести и заслуги не спасли Бродского от пристального внимания со стороны «органов». Достаточно взглянуть на красноречивый снимок М. А. Цена 50 копеек. Кульминацией борьбы стала победа (1927–1928гг. ), а затем, когда власти сочли его слишком революционным и даже троцкистским, разгром и в 30-е годы– полное уничтожение знаменитого РАППа (революционной ассоциации пролетарских писателей), возглавляемого бескомпромиссным фанатиком коллективистской пролетарской культуры критиком Авербахом.
Лучшим пейзажем, в котором выразилось и особое пристрастие художника к красоте северной русской природы и его стремление к большому стилю, стала картина «Зимний пейзаж» (1918—1920). Однако в полной версии этот снимок просуществовал недолго.
Что взамен. Следует заметить, что главным цензором своих портретов «отец народов»был сам. Столько же платили секретарям творческих секций Союза и слесарю-водопроводчику. Советский литературный пейзаж очень своеобразен и аналогий с Западом, которые помогли бы понять его, найдется немного. Скорее всего, срисовал с фотографии — и даже можно предположить, какой именно. Считается, что соратники позировали перед фотокамерой после разгрома на очередном съезде так называемой «ленинградской оппозиции».
В результате люди исключительной чуткости и литературных достоинств перевели великие классические произведения Запада и халтурных переводов (как большинство версий русской литературы на английском) в России практически нет. Он не любил галстуки. Правительство, очевидно не чувствуя себя слишком устойчивым или боясь большой войны на Западе, а может быть и с Западом, нанесло удар по всем предположительно «сомнительным» элементам, а кроме того и по бессчетному количеству невинных и лояльных людей, с жестокостью и основательностью, слабое подобие которых можно найти только в испанской инквизиции и Контрреформации. Их разочарование в режиме все еще официально отрицают. В 1943 году организация была переименована в «Ленинградский Союз советских художников» (ЛССХ)затем, после вхождения в 1959 году в состав Союза художников РСФСР, она стала называться «Ленинградское отделение Союза художников РСФСР», а с 1968 по 1989 год — «Ленинградская Организация Союза художников РСФСР».
Родился он в 1891 году, активную политическую деятельность начал с 16-ти лет в организациях БУНДа (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России), затем примкнул к меньшевистскому крылу РСДРП. В начале нынешнего века предпринимались попытки создания на базе «Лениздата» коммерческого издательства «Ленинград». А вот в 1920 году Ленин с Крупской поехали открывать электростанцию в Кашине и сфотографировались с группой кулаков (на заднем плане) и детей (на переднем). В плакатах последующих лет Дени несколько раз возвращается к портрету товарища Сталина. Государство заказывает — художник выполняет заказ. В качестве серьезного источника заказов уже называлось издательство ИЗОГИЗ. Старшие писатели твердят (такую «самокритику» дозволено печатать), что примитивный культ стандартного героя никогда не родит подлинного творения что герои войны заслужили право на более тонкий и менее банальный анализ что опыт войны– это глубокий национальный опыт, который может адекватно выразить только сильное, умное и добросовестное искусство, а большинство публикуемых военных романов– грубая карикатура и страшное оскорбление для солдат и гражданских людей, чьи суровые испытания они стремятся описывать наконец (вот об этом никогда не говорят в печати) что внутренний конфликт, который один только создает художника, разрешается слишком легко, упрощенными правилами искусственно приглаженной политической схемы, которая не допускает ни сомнений о конечной цели, ни большого разногласия касательно средств ичто на основании этой схемы– возможно из-за чисток и их моральных и физических последствий– пока не удалось создать художественных канонов, по которым в сегодняшней России могло бы развиться что-то пусть строго конформистское, но все же не менее искреннее и глубокое, чем религиозное искусство Средневековья.
Мицкевича «Студенты Академии художеств работают над портретом Сталина для украшения города к 1 мая 1934 года». Портреты Бродского тщательны по рисунку. Стоя на санях, призывающим к победам жестом руки, товарищ Сталин обращается к конникам. По силе таланта и степени влияния Бродского часто сравнивают с профессором Преображенским из «Собачьего сердца» Михаила Булгакова. Его назвали Иосифом». Возможно, это объясняется недавним прошлым.
Он обладал своей абсолютно особой системой проверки рисунка. О горстке молодых неизвестных на Западе писателей, которые, как говорят, подавали в то время большие надежды, сейчас ничего не слышно мало надежды, что они живы, хотя точно ничего нельзя сказать.
Бывает, что обозреватели, рецензируя книгу, спектакль или другое «явление культуры», допускают ошибку, то есть отклоняются от генеральной линии партии тогда исправление состоит не просто в том, что данному конкретному критику разъясняют, какие выводы можно сделать из его ошибочных суждений выходит что-то вроде «контрстатьи», указывающей на его ошибки и разъясняющей официальную «линию» относительно критикуемого произведения. » В 1918 году типография переехала в здание МВД на Фонтанке и получила имя Володарского. Все работы, независимо от индивидуальных различий исполнявших их художников, проникнуты глубоким лиризмом, теплотой и в то же время суровым пафосом и героической приподнятостью исторического повествования. «Он был беспощаден.
Было ясно, что он на самом деле не верит этому. С тех пор как romans de moeurs стали небезопасны, содержанием исторических романов все чаще становятся (помимо военной и послевоенной пропаганды) жизнеописания таких официально утвержденных героев российского прошлого, как цари Иван IV и Петр I, воины и моряки (скажем, Суворов, Кутузов, Нахимов и Макаров), честные патриоты и истинные русские, против которых непрестанно интригуют и строят им козни придворные льстецы и изменники-дворяне.
Известные писатели, сумевшие пережить «великую чистку» и сохранить свободу, не склоняясь слишком низко перед государством откликнулись на мощную волну подлинного патриотизма чуть ли не более глубоко, чем ортодоксальные советские писатели, но, очевидно, слишком многое испытали, чтобы сделать свое творчество средством прямого выражения национального чувства. Кстати, это вариация его любимой фразы. Шаг за шагом рассказывают они нам о детстве и юности любимого Сталина, о годах подпольной борьбы, о вожде и друге трудящихся, ведущем за собой массы. Причем сделал это абсолютно осознанно: если его коллеги стремились к новаторству, экспериментировали в фовизме, кубизме, лучизме и прочих «измах», то Бродский, впитавший репинские реалистические традиции, не рвется к славе и признанию. Исаак Израилевич был крайне увлеченным коллекционером.
Что же касается тиражирования «расстрелов» (речь идет о картине «Расстрел 26 бакинских комиссаров», оригинал которой был создан в 1925 году), то, позволим себе напомнить, что и Рубенс штамповал свои мифологические сюжеты, да и у многих других великих живописцев творчество было поставлено «на поток». Бродского. Живописные шедевры тогда стоили копейки или вовсе отдавались бесплатно. Нельзя было сделать ни шага, чтобы не встретить его справа, слева или впереди. Солидный паек, прекрасная двухъярусная квартира в центре Ленинграда в бывших апартаментах Вильегорских, где в пушкинское время был знаменитый литературно-музыкальный салон, огромная мастерская, личная дружба с сильными мира сего (например, с Кировым и Горьким), должность руководителя Академии художеств, сотни учеников, выставки и заказы, заказы, заказы Позиция Бродского чрезвычайно проста: «Делай, что велит начальство и наслаждайся теми благами, которые оно предлагает взамен». Комментировал вождь и собственные, неудачные, по его мнению изображения. Еще раньше покончили с собой поэты Есенин и Маяковский.
Эпическим спокойствием проникнут пейзаж Георгадзе «Дом в Гори, где родился товарищ Сталин». Советский и партийный аппарат улучшается и подтягивается.
Выдайте парню трусы. Однако верить «на слово» надписи на плакате, уверяющей, что оригиналом этой репродукции является картина заслуженного деятеля искусств СССР И. И. У Бродского и на этот раз все получилось. «Прежде всего, Исаак Израилевич указывал на ошибки рисунка. Этот портрет довольно резко контрастирует с парадными изображениями вождя военных и послевоенных лет, где Сталин обретает фирменный светлый китель с погонами (и нередко звездой героя), фуражку и восторженный взгляд, устремленный в светлое будущее. Политическая неопределенность, конечно, неблагоприятна для творчества старших писателей.
Самая поражающая черта русского искусства, да и мышления в целом, – всепоглощающая и неистощимая увлеченность социальными и нравственными проблемами возможно, она в значительной мере сформировала революцию, а после ее победы привела к долгой жестокой борьбе между теми бунтарями в искусстве, которые надеялись, что революция осуществит их самые неистовые «антибуржуазные» позиции (и позы) и теми, кто, будучи первично политиками и людьми действия, хотел приспособить любую художественную и интеллектуальную деятельность к целям этой революции. Мы же попытаемся рассказать о самых ярких эпизодах его жизни. Драматурги, как правило, весьма преуспевают.
Другими словами, за счет каждых пяти художников содержалась одна штатная единица. Именно А. М. Герасимова можно считать одним из самых известных кремлёвских портретистов. Никакие сведения о ком-либо из этих писателей и художников не проникают во внешний мир.
Бродский, будучи гениальным художником (необходимость писать портреты советских вождей ничуть не умаляет уникальный живописный талант этого ученика Ильи Репина), детально прорабатывает буквально каждую черту на лице своего непростого героя — замечает глубокие морщины под глазами и на переносице, волевую линию рта, передает хитрый прищур, делает акцент на редких седых прядях еще довольно моложавого вождя, не скрывает бугристость его большого восточного носа, поворачивает его голову чуть вправо, подчеркивает идеальную выбритость, аккуратную стрижку и умело концентрирует внимание зрителя на почти дьявольском блеске черных глаз. Эта историческая фотография — вовсе неслучайный снимок, а постановочный кадр из архивной видеохроники, отдельные эпизоды которой были использованы в документальном фильме«Парадный портрет власти». Еще меньше признаков новой жизни в двух крупных оперных театрах, Московском и Ленинградском они ограничиваются в высшей степени стереотипным репертуаром хорошо известных русских и итальянских опер и отличаются друг от друга разве что разной постановкой «Кармен». Рисунки, очевидно, с натуры, причем обнаженка.
А под мышкой у Бродского только что купленная работа самого Кустодиева. Главной объединяющей силой Союза, не считая исторических связей, по-прежнему остается марксистская или, скорее, «ленинско-сталинская» ортодоксия, но в первую очередь– Коммунистическая партия исцеляющая раны, нанесенные Россией своим нерусским вассалам в дни царизма. Мало кто знает, что конец жизни Бродского был омрачен уголовном процессом. Конечно, это допускалось до известных пределов и не слишком часто, но такая возможность всегда была эта ситуация отчасти даже стимулировала писательский талант: чтобы выразить нестандартные идеи, не выходя за рамки ортодоксии или не навлекая на себя категорического осуждения и наказания, требовалась высокая степень мастерства. Обратим внимание, что балансовая стоимость всех книг этой солидной библиотеки, хранившей редкие и дорогие издания по искусству, примерно равнялась цене одной пишущей машинки марки «Ремингтон», которая числилась за секретариатом издательства (16, 6 тысяч рублей).
Частные заказы почти прекратились. Это в конечном счете не могло не произвести впечатления на ответственных партийных руководителей и официальное отношение к таким писателям стало несколько мягче. Таким «человечным» Сталин в исполнении Бродского уже не будет никогда. С марта 1989 года и до сего дня эта организация называется «Санкт-Петербургский Союз художников» (СПбСХ).
Понятно, почему». Потому, наверное, в нем и проглядывают такие непривычные для «позднего» Сталина черты «обычного» человека. Хорошо известный цикл работ грузинских художников, выполненных по инициативе товарища Берия — «К истории большевистских организаций в Грузии» дает образ товарища Сталина в органической связи с зарождением и ростом большевизма в Грузии. И. Сталин. Став во главе Академии художеств именно Бродский по поручению руководства страны определит советским художникам новую цель — реалистически изображать успехи СССР в построении коммунистического будущего.
В результате тысячи работ «осели» в его квартире-мастерской-салоне. Изогиза) и Васильева «Ленин», где вместе с Лениным художник изображает гениального продолжателя его дела, товарища Сталина. От них, разумеется, зависит успех всех пятилетних планов. В России же с фотографий убрали всех, кроме самых главных. Бродского, нам не придется. Что ж, это идеальная публика для романиста, драматурга и поэта. Затем, в период «успокоения» и стабилизации, организованных Сталиным и его прагматичными сподвижниками, сложилась новая ортодоксия, принципиально направленная против любых идей, способных взбудоражить умы и таким образом отвлечь внимание от экономических задач.
Мать сделала ему высокие вставки наподобие мундира, френча», — вспоминал Федор Аллилуев, которого от репрессий «благодарного» Кобы позже спасла только душевная болезнь. Володарского по заказу Издательства Ленинградского областного Союза советских художников (ЛОССХ). Естественно, Репин оказал на молодого художника огромное влияние. Веломинаются слова Барбюса: «Было это полстолетия тому назад, в 1879 г., в грузинском городке Гори, который правильнее будет назвать не городком, а деревней.
Однако, по некоторым признакам, в последнее время стали опасаться, что эгалитаристский марксистский подход просто сменится непомерным русским национализмом военного времени, который, распространившись на национализм региональный (как то, кажется, уже происходит), окажется разрушительной силой. Здесь будущий генсек еще сравнительно молод, до культа личности пока довольно далеко.
Через 19 лет со снимка были стерты ВСЕ взрослые и часть детей. Получилось вполне логично — одному из авторов Ленинианы орден Ленина. Он стал первым в СССР художником, которому был вручен орден Ленина. Предположительный год издания — 1936. Но у Кобы на тот момент была только одна ситцевая рубашка и потрепанный пиджак. Переезд совпал с его звездным часом — председательством на полулегальном VI съезде РСДРП.
Переполненные книжные магазины с полупустыми полками, острый интерес правительственных чиновников, которые их курируют то, что даже такие газеты, как «Правда» и «Известия», расходятся за несколько минут в те редкие моменты, когда они появляются в киосках, – еще одно свидетельство этого голода. Основную часть этих денег составили выплаты за «изопродукцию» – типографские и литографские портреты вождей, писателей и картины современных советских художников. Бродскому это удается», — рассказывает искусствовед Аркадий Ипполитов. Жесткая цензура, сквозь которую могли пройти только тщательно отобранные авторы и идеи и запрещение или подавление многих неполитических видов искусства (особенно таких расхожих жанров, как популярные любовные романы или детективы, равно как и все виды бульварной литературы и прочей литературной макулатуры) автоматически сосредоточили внимание читающей публики на новых и экспериментальных работах, наполненных, как это часто бывало в истории русской литературы, остро переживаемыми и часто причудливыми и фантастическими социальными идеями.
Единственным заказчиком стало государство. На приеме делегатов советской Грузии товарищ Сталин жмет руку маленькой отличнице учебы. А ведь автором этой работы был не кто-нибудь, а сам Исаак Бродский, которого называли не иначе как художником 1 Советского Союза и даже «главным вельможей советского искусства». А что же, спросим мы, младшее поколение писателей.
Вместе с Троцким и Бухариным издавал во время I Мировой войны газету «Новый Мир». Форму полувоенного образца защитного или серого цвета к моменту создания портрета Сталин носил уже более 10 лет, так что не удивительно, что Бродский изобразил его именно в таком мундире. Весьма занятной личностью был и Владимир Володарский (урожденный Моисей Гольдштейн) имя которого носила ленинградская типография на Фонтанке. Зато абсолютно очевидно, что историческая хроника была сделана прямо в ленинградской художественной мастерской Исаака Израилевича, а, следовательно, работа над портретом не была выездной (что случалось довольно часто). Литературный «курс» утверждала партия: сначала был введен пресловутый Пролеткульт, с его требованием советской тематики и коллективной работы пролетарских писателей затем– поклонение советским или досоветским героям. Он дает его в шинели, с рукой, заложенной за борт, в фуражке, с внимательно устремленными вдаль глазами (плакат 1931 г. — «Шесть условий победы»), он рисует Сталина уверенным и радостным на фоне индустриального пейзажа (плакат 1930 г. — «Пятилетка в четыре года»).
Тем не менее яркие и оригинальные авторы не всегда были в полном повиновении у всемогущего государства иногда, если они решались пойти на серьезный риск им удавалось убедить власти в ценности неортодоксального подхода (как делал драматург Булгаков) иногда неортодоксальности, если только она не была непосредственно направлена против советской веры, давали некоторую свободу выражения– как вполне уместную, временами чрезвычайно острую приправу к монотонной и пресной повседневной советской диете (например, ранние, блестящие, злые сатиры Тынянова, Катаева и прежде всего Зощенко). Основные силы критики сейчас направлены на реабилитацию всего русского, особенно в области абстрактной мысли, которая представлена как почти ничем не обязанная Западу и на прославление русских (а иногда нерусских) новаторов науки и искусства, чья деятельность протекала в исторических границах Российской империи. По 600 рублей получали ответсек правления и главный бухгалтер. К сожалению, нам не удалось выяснить, когда именно было снято это редчайшее видео (полагаем, что на рубеже 30-х годов, поскольку на более поздних картинах Бродского шевелюра Сталина подернута благородной сединой уже гораздо сильнее).
В нем было что-то от Марата. Он жаждет обеспеченной жизни, а потому работает почти исключительно на продажу. Самый высокий оклад был у председателя правления – 700 рублей плюс хлебная надбавка в 20. Веселова в ленинградской типографии им. В течение самого короткого времени создаются дивизии, бригады и полки.
Здесь тоже заметен резкий контраст между старшим поколением и молодежью вбалете он меньше (тот просто не мог бы существовать, не пополняясь молодыми танцорами), а уж на драматической сцене мало кто– или просто никто– из выдающихся актеров (если они вообще есть) смог выдвинуться на сцене за последнее десятилетие. Некоторые, с разной степенью убежденности, открыто встали на службу государству и заявляют, что они преданно служат не за страх, а за совесть (так, Алексей Толстой коренным образом переработал свой знаменитый ранний роман «Хождение по мукам», в котором первоначально был герой англичанин и пьесу об Иване Грозном, которая фактически оправдывает чистки). Причем мандат для присутствия на конгрессе с надписью «этически и политически вполне надежен» Бродскому выписал лично нарком просвещения Луначарский. Он был устранен за то, что допускал издание так называемой «чистой» литературы его сменил политически ревностный Фадеев. Причем удается это Бродскому весьма скоро.
Причем каждый из них был точно датирован. Исаак Израилевич использует эту уникальную возможность на все 100, он без устали пишет одну за другой картины с Ильчом: «Ленин на фоне Кремля» (1923), «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна» (1924), «Ленин на фоне Смольного» (1925), «Выступление Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года» (1929). Сердобольные Аллилуевы решили, что «чудесный грузин» не может руководить съездом в таком жалком виде. Но– возможно, к немалому удивлению и властей и авторов– оказалось, что среди солдат на передовых необычайно выросла популярность наименее политических и наиболее личных стихотворений Пастернака (поэтический дар которого еще никто не решался отрицать) таких великолепных послереволюционных поэтов, как Ахматова, Блок, Белый и даже Брюсов, Сологуб, Цветаева и Маяковский. На них нет штампов, что они хранились в каком-нибудь архиве или библиотеке.
В советской России таким гофмалером был Исаак Бродский (позже эту эстафету у него примет Александр Герасимов). Впрочем, Бродский далеко не сразу выдал общественности этот «забронзовевший» образ вождя. Затем разразилась война и картина снова изменилась. Помню, как он однажды указал одному из студентов на ошибку в пропорции. Горький умер только в 1936 году. Причем с этим снимком связана трагическая история.
Они его не касаются. Как и другой диктатор того времени Сталин по-своему любил живопись. На такие «фокусы» с фотографиями советских вождей одним из первых обратил внимание английский фотограф Дэвид Кинг в книге «Пропавшие комиссары«. Такие pi.
Когда натурщик принял опять свою прежнюю позу, Исаак Израилевич сказал студенту: «А вы проверьте по пустотам, посмотрите, какую форму приобретают пустые места между частями тела натурщика». — На даче еще при жизни Сталина был беспорядок, чего там только не творилось.
Но наиболее знаковым становится полотно «Ленин в Смольном» 1930 года. Заметим лишь, что при любом дворе во все времена были свои придворные художники. Раритет в удовлетворительном состоянии, немного надорван верхний край. Володарский был террорист. Что же касается жарких дискуссий о том, могут ли портреты Сталина или Ленина, созданные Исааком Бродским или любым другим художником, считаться «подлинным искусством», тоне следует забывать, чтосоцреалистические полотна создавались вовсе не с тем, чтобы их рассматривали в музейном контексте или сравнивали с произведениями традиционной живописи.
Зная, в каком бедственном положении пребывает Кустодиев, Бродский заказал ему целую серию изображений «русских типов». Государственный контроль охватывал совершенно все. Сталину в руки попал каталог или альбом или подборка репродукций рисунков Ильи Репина, Александра Иванова (того самого, автора Явления Христа народу), Василия Сурикова, Андрея Рябушкина и других мастеров русской живописи.
Всякого иностранца, взирающего на русскую литературную сцену, непременно поразит разрыв между старшими писателями, лояльными, но меланхоличными, уже не представляющими опасности для этого, по всей видимости, глубоко стабильного режима и невероятно плодовитыми младшими, у которых, кажется, перо быстрее мыслей (возможно, за отсутствием таковых). Это относится к прозе и стихам, романам и пьесам.
ce doccasion, как «Пулковский меридиан» Веры Инбер и ее ленинградский блокадный дневник и наиболее талантливые стихи Ольги Берггольц, были приняты лучше. «И. Так, Московский Художественный театр, несмотря на признаваемый всеми упадок по сравнению с «золотым веком», когда для него писали Чехов и Горький, все же сохраняет высокий уровень индивидуального актерского мастерства и вдохновенную игру ансамбля, которым мог бы позавидовать любой театр в мире.
По-настоящему успешные картины, как, например, некоторые полотна Александра Герасимова или Исаака Бродского, можно было увидеть по всему СССР. И если кому-то из отечественных критиков хочется пожурить Бродского-живописца словами Бродского-поэта «пускай Художник, паразит, другой пейзаж изобразит», то позволим себе еще раз напомнить, что творчество Исаака Израилевича не исчерпывается портретами вождей. Завещание быстро вступило в силу: в августе 1939 года в возрасте 54 лет Бродский умер от лейкемии, оставив последующим поколениям советских людей свою квартиру-музей, в которой хранится более 200 живописных и графических работ самого живописца, а также собранная им богатейшая коллекция живописных и графических работ русских художников XVIII-XX веков (более 500 произведений). Похоронен Володарский на Марсовом поле. (Новый Оскал, 1919 г. )».
Жизнь этого революционера была очень коротка, но насыщена. В картине много патетики и движения. Неимоверная воля отпечаталась на этом лице и столь же безграничная самоуверенность. Вряд ли Бродский писал свой знаменитый портрет «вживую». Последним главой Союза был старомодный и не особенно деятельный поэт Николай Тихонов. В мае 1917 года вернулся в Петроград, где был избран членом президиума Петроградского Совета, позже назначен главным агитатором Петроградского комитета РКП (б).
С тех пор его дважды призывали к порядку и к покаянию то же было и с Прокофьевым. Из последних больших жанровых портретных композиций выделяется картина Шегаля «Вождь, учитель, друг (товарищ Сталин на сезде колхозников)».
Должно быть, они недалеко ушли от публики, для которой писали Еврипид и Шекспир. Пока он был жив, его огромное личное влияние и авторитет до определенной степени защищали кого-то из крупных и интересных писателей от чрезмерного давления и травли со стороны режима он сознательно играл роль «совести русского народа» и продолжал традицию Луначарского (а также Троцкого), защищая подающих надежды людей искусства от мертвящей руки официальной бюрократии.
Так это и продолжается. Его убийство стало предлогом для репрессий по всей России. На репродукции Иванова пишет: Один задумчивый дурак хуже 10 врагов. Кроме того, планировалось издать тиражом в 50 тысяч экземпляров типографским способом в цвете портреты Пушкина, Сталина, Молотова, Кагановича и Орджоникидзе этого же автора.
Молодого и многообещающего композитора Шостаковича критиковали в 1937году за «формализм» и «буржуазный декаданс» критика была такой грубой и исходила из таких высоких сфер, что в течение двух лет его не исполняли и не упоминали и затем, пройдя медленный и мучительный процесс покаяния, он усвоил новый стиль, более созвучный сегодняшним требованиям советского правительства. «Бродский был салонным художником, его мастерская представляла собой модный салон. У Бродского Сталин более приземлен, спокоен, даже холоден.
И все же хоть и немного, но идля души тоже. Аналогичным образом на пике своего могущества одевались и другие известные диктаторы: Гитлер, Франко, Цзэдун, Муссолини или Пиночет. Голоса писателей-эмигрантов– Бунина, Цветаевой, Ходасевича, Набокова– были едва слышны. Возможно из-за того, что конфликты в очевидно более опасных водах политики и экономики казались чересчур рискованными, единственным подлинным полем битвы идей стали (как было в германских странах веком раньше при Меттернихе) литература и другие искусства по этой самой причине даже и теперь литературная периодика представляет более живое чтение, чем однообразно конформистские ежедневные газеты и чисто политическая пресса. А их репродукции легли ли на стол Сталина. Возможно, это окажется значительным вкладом Сталина в развитие русской словесности.
Я тоже не вижу сейчас большой надежды на это. По ряду причин Россия всю свою историю жила достаточно изолированно от остального мира и никогда по-настоящему не входила в западную традицию иее литература во все времена свидетельствала о своеобразной двойственности отношения к непростой связи между нею самою и Западом– то о страстном неудовлетворенном стремлении войти в европейскую жизнь, стать ее частью, то об обиженном («скифском») презрении к западным ценностям, ни в коей мере не ограничивающемся исповеданием «славянофильства» но чаще всего то было нерешительное, робкое сочетание этих противоречивых чувств. Этот портрет вождя Бродский тоже создавал практически с натуры — это точная копия фотографии, сделанной в 1926 году. На другом рисунке Иванова: Таких бездельников полно и у нас. В Российской империи и вовсе была специальная должность — гофмалер или «придворный первый живописного дела мастер», в обязанность которого входило изображение носителей царской фамилии. Пару раз меня спросили, лучше ли молодые актеры в западных театрах, чем в Советском Союзе может быть, «там традиция не требует такого жесткого себе подчинения. ». Везде мы видим горящие, страстные глаза, полные убеждающей воли и энергии.
Таковы «Портрет жены» (1910), «Сказка» (1911), «Автопортрет с дочерью» (1911), «Италия» (1911), «Портрет Талалаевой» (1913).
Где рисунки оказались после смерти Иосифа, неизвестно. Выражения покорности властям переходили все прежде известные границы.
Эту особенность выражения лица Сталина заметил и бывший узник ГУЛАГа писатель Даниил Андреев в своем сочинении «Роза мира»: «Тридцать лет повсеместно маячил перед нами портрет этого существа. Оригиналы этих рисунков сейчас хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее. И. Сталин». Так, достоверно известно, что Ленинградский областной Союз советских художников (ЛОССХ), заказавший печать представленного артефакта, был образован 2 августа 1932 года. Тогда же было избрано его первое правление во главе с автором картины «Купание красного коня» Кузьмой Петровым-Водкиным.
О великом революционере-борце рассказывают нам картины грузинских художников. В 1955 году типографию объединили с «Лениздатом». На писателей смотрят обычно как на людей, за которыми нужен основательный надзор, поскольку они торгуют опасным товаром идеи и, следовательно их надо тщательней ограждать от личного контакта с иностранцами, чем представителей менее интеллектуальных профессий, например актеров, танцоров и музыкантов, которые считаются менее восприимчивыми к силе идей, а значит, более защищенными от разрушительного иностранного влияния. Нагрузка большая. «Мы купили ему новый костюм. Салоном для его богатейшей экспозиции служила собственная квартира художника. В официальном марксизме, несомненно, господствовал узкий и нетерпимый «диалектический материализм», но внутрипартийные дискуссии вокруг этого учения все же допускались– например, между сторонниками Бухарина и последователями более педантичных Рязанова или Деборина между различными толками философского материализма между теми меньшевиками, которые считали Ленина непосредственным учеником Плеханова и теми, кто делал акцент на различиях между ними.
Нижняя треть полотна занята знаменитым френчем английского фасона с отложным воротником. Пришвин продолжает писать великолепные, на мой взгляд, рассказы о животных. Сделали фотографии, напечатали альбомы, довольные депутаты увезли альбомы по домам.
Известно, что после февраля 1917 года будущий «отец всех народов» приехал из туруханской ссылки в Петроград, где поселился в квартире Аллилуевых — в комнате, где незадолго до этого скрывались Ленин с Зиновьевым. Политической критике не подлежат, кажется, только классики. Однако в среде историков есть мнение, что Моисей Маркович был убит за то, что пустил часть порученных ему партией ценностей «налево», а большевики просто списали эту расправу на эсеров. Бумага глянцевая. Это различие, проводимое органами безопасности, кажется по существу верным, поскольку только из разговоров с писателями и их друзьями иностранцы (например, автор этого доклада) могли получить сколько-нибудь связное представление (а не беглые и мимолетные впечатления) о том, как воздействует советская система на частную жизнь и на жизнь искусства. Б. Пристли (как и такие, на мой взгляд, малоизвестные фигуры, как Джеймс Олдридж и Уолтер Гринвуд), вошли в этот пантеон скорее за политические, чем за литературные достоинства. В некоторых случаях принимаются и более сильные меры.
Довоенный советский цветной плакат с репродукцией портрета И. В. Снимок также выдает весьма внушительные габариты картины — более двух метров в высоту. Суслов отвечает перед партией за пропаганду и идеологию приспосабливают все это к нуждам своих коллег глава и в особенности секретари Союза писателей, выдвигаемые на эту должность непосредственно Центральным исполнительным комитетом партии, которые, как правило, не писатели (так, покойный Щербаков, чисто политическая фигура, могущественный член Политбюро, к моменту своей смерти в 1945 году был и одним из секретарей Союза писателей). Синим и красным карандашами Сталин делает на них надписи и дорисовки. Это был поистине уникальный мастер и человек.
Такие вот бывали исключения в СССР. Если бы не революция, Бродский с годами стал бы успешным, хорошо продаваемым художником – таким, как Константин Маковский или Генрих Семирадский.
Художник, не имевший былых заслуг перед революцией, вынужден доказывать свою необходимость власти здесь и сейчас – своим мастерством и идеологическим соответствием духу времени.
В последнее время на них тоже началась охота. «И. Генералиссимус представлен в парадном мундире и в сиянии высших наград: ордена Суворова I степени, «Золотой Звезды», ордена Победы и медали «За победу над Германией». Но может он, например, в Москве и опуститься до такой вульгарности декораций и постановки (да и музыки), какой, пожалуй, не бывало и в Париже времен Второй империи.
В ленинградской художественной среде 1920-х так называли художников, живущих по принципу: «Чего изволите. » Это, разумеется, в корне противоречило традициям русского искусства, сформированным романтиками, для которых эстетические и этические убеждения были незыблемы и святы. Плач Сельвинского по социалистическому романтизму (если есть социалистический реализм, почему бы не быть и социалистическому романтизму. ) был грубо подавлен. И произошло это как-то незаметно, само собой. И это в смутные предреволюционные годы. Затем произошел великий разгром, который для каждого советского писателя и художника стал чем-то вроде Варфоломеевской ночи– темной ночи, о которой, кажется, мало кто способен до конца забыть и о которой и сейчас почти никогда не говорят иначе, как взволнованным шепотом.
Портрет неоднократно был повторен в авторском исполнении. Поскольку партийные вожди отказывались позировать их секретари получали от издательств просьбы выслать соответствующие фотоснимки и организовать просмотр документальных фильмов (кинохроники) с участием Сталина13 наконец издательства выплачивали художникам гонорары и отчисления. Организация долгое время оставалась второй в Санкт-Петербурге по мощности после «Печатного Двора».
В конце концов, к 2008 году производственные мощности типографии отошли новому «Ленинградскому издательству». Но портреты Бродского аллергии у Сталина, видимо, не вызывали.