Оба датируются серединой первого десятилетия XVI в. Один из них, так называемая «Лаура» (Вена, Художественно-исторический музей) имеет на обороте надпись: «1506, 1 июня это было закончено рукой мастера Дзордзо из Кастельфранко, коллеги мастера Винченцо Катены, по заказу мессера Джакомо. » Из нее следует, что по крайней мере в означенный год Джорджоне работал совместно с Катеной, хотя и неясно – в одной ли мастерской или просто над одним заказом. Но история картины на этом не закончилась – самое страшное было впереди. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом».
Так близко подойти к жизни никто из художников Ренессанса еще не осмеливался». «Паж со шлемом» (Лос-Анджелес, Музей изобразительных искусств), семейство» (Вашингтон, Национальная галерея), «Певец» (Рим, галерея Боргезе), «Мальчик со стрелой» (Вена, Художественно-исторический музей), «Воин и паж» «Автопортрет в образе Давида» (Флоренция, Уффици), (Брауншвейг, Музей герцога Антона-Ульриха), «Автопортрет в образе Давида» (Будапешт, Музей изобразительного искусства), «Христос, несущий крест» (Венеция, Сан-Рокко), «Мадонна со свв. Эта картина — логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды. Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом. Спустя некоторое время Тициан поступает в мастерскую Джентиле Беллини (около 1429-1507 г. г. ), но, по словам Дольче, сухая и архаическая его манера не отвечала художественному темпераменту начинающего художника и совсем скоро он сотрудничает с Джованни Беллини (около 1433-1516 годов), более современный стиль которого ему импонирует. Действительно, с именем художника связано много неясного.
Человек в восточной одежде — это Аверроэс (так называли тогда в Европе арабского философа Ибн Рушда) — комментатор и последователь Аристотеля. «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры).
Мастера получили 150 дукатов из которых 130 причиталось Джорджоне. : «Мадонна с Младенцем» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Мадонна скнигой» (Оксфорд, Музей Ашмолеан), «Св. Генрих Гейне говоshyрил, что нагота созданного художником образа Венеры была для католичества более сокрушиshyтельна, чем «95 тезисов» религиозного реформаshyтора Мартина Лютера. Персонажи Джорджоне предстают перед нами на скалистой, поднимающейся несколькими ступенями площадке в тихий предвечерний час, а возможно и ранним утром — бледно-голубое, покрытое легкими лиловыми облачками небо у горизонта окрашено в красноватые тона заката (или рассвета) легкий туман окутывает простирающуюся внизу зеленую долину и очертания синеющих на горизонте гор.
Иисус Христос, согласно традиционному христианскому вероучению, Богочеловек, вмещающий в ипостасном единстве Своей личности всю полноту Божественной природы (Послание апостола Павла к колоссянам 2, 19) и всю конкретность человеческой природы в одном лице Бог-Сын, Логос, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни (Послание к евреям 7, 3), – и человек имевший этническую принадлежность, возраст и телесные приметы, родившийся в мир и в конце умерщвленный (хотя рождению предшествует чудо девственного зачатия, а за смертью следует чудо Воскресения). Для ислама Иисус Христос – один из пророков (Иса), предшествовавших Мохаммеду. Столь же гармонично, как и сама богиня, вписывается в облик мирной природы и поселение на вершине холма (возможно, написанное Тицианом).
Работой Тициана в настоящее время считается и так называемый «Сельский концерт» (Париж, Лувр), поскольку полотно роскошно по цвету, в образах больше конкретности, а природа пышнее и богаче, чем это обычно бывает у Джорджоне. К этому времени относят «Трех философов» (Вена, Художественно-исторический музей). Богиня изображена обнажённой, но полной чистого целомудрия. И все это было в картине Джорджоне. Как замечательно изображено роскошное тело богини, как великолепна вся композиция. за четвертым творческим десятилетием, которое истощило внутренние силы художника, вновь последовало время расслабленности.
Очертания ее стройной фигуры спокойны и плавны, юное лицо задумчиво и лишь ломающиеся складки золотисто-розового одеяния, окрашивающиеся внизу в красноватые тона, напоминают о драматических событиях. Современники Джорджоне писали о нем как об одном из величайших итальянских художников. Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры). Друзьями они никогда не были.
Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. Единство человека и природы воплощено и в ранней картине «Три философа» и в более позднем чудесном «Сельском концерте», где в спокойный пейзаж с округлыми купами деревьев под облачным небом вписана группа из юношей-музыкантов и обнаженных женщин. Венеция.
Уже при жизни о нем ходили легенды. Говорили, что родился он в семье Барбарелли в городке Кастельфранко. Картина написана предположительно около 1509 года. Лицо рыцаря задумчиво и печально, монах обращается к нам с патетическим жестом скорби.
Картина эта не фигурирует в документах XVI века и авторство Джорджоне (оспариваемое некоторыми современным исследователями) установлено лишь на основании ее стиля. В восемь лет его отправляют в Венецию учиться живописи. С именем Джорджоне связывают ряд портретов. Спустя некоторое время Тициан поступает в мастерскую Джентиле Беллини (около 1429-1507 г. г. ), между прочим, но, словам по Дольче, сухая и архаическая его манера не отвечала художественному темпераменту начинающего художника и совсем скоро он сотрудничает с Джованни Беллини (около 1433-1516 годов), более современный стиль которого ему импонирует. Не случайно сегодня, на табличке, рядом с картиной «Спящая Венера» можно прочитать имена двух великих художников : Джорджоне и Тициан. Которые были в окружении феррарского правителя, находились на полном содержании.
Персонажи картины и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук философию. Черты, свойственные венецианской школе живописи, воплощены в творчестве Джорджоне. Но в картине нет и намека на эротичность. В XVIII в. от них оставалось лишь шесть фрагментов, которые зарисовал А. М. Дзанетти.
Композиция в целом носит несколько торжественно неподвижный характер. Лицо рыцаря задумчиво и печально, монах обращается к нам с патетическим жестом скорби.
В 1905 году его пейзаж «Амфитеатр. В настоящее время существует только один фрагмент – нагая женская фигура (Венеция, Ка дОро), – снятый со стены Фондако в 1937. Его жизнь трагически оборвалась в 1510 г. во время эпидемии чумы в городе. В летнюю жару пересохли колодцы и людям не хватало воды. Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто.
Или появляются рыцари, представители минувших времен, не дикие завоеватели, рыскавшие по стране во имя военных приключений, а тихие мечтатели, ясно сознающие, что они – «последние рыцари», юноши с мягкими, женскими формами, юноши, жизнь которых посвящена культу любви и женщин. Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ. Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы. Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне — Старухи (1506—1508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина.
Сам горизонтальный формат комshyпозиции подчинен фигуре. А еще Джорджоне слыл человеком «благородных и добрых нравов», был хорош собой и пользовался любовью женщин. Вэтом произведении с большой гуманистической полнотой и почти античной ясностью раскрылся идеал единства физической и духовной красоты человека. Говорили, что родился он в семье Барбарелли в городке Кастельфранко.
Мелкие выпадения верхнего красочного слоя, замаскированные реставрационными записями, заметны и на прекрасном теле обнаженной богини. По Библии (книга Исход), Моисей происходил из колена Левия, был сыном Амрама и Иохаведы, братом Аарона и пророчицы Мариам. Современники, побывавшие на том пиру, рассказывали, как все восхищались творениями обоих художников, особенно хвалили «Юдифь» – в полной уверенности, что она написана Джорджоне, а когда выяснилось, что это работа Тициана, возникла некоторая неловкость. В 1504 году в Венеции, в районе моста Риальто, случился страшный пожар. Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен — это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» — объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени — венецианца Альдо Мануцио. И конечно же, собрания этих патрициев-гуманистов украшали работы их любимого Джорджоне.
Это позволяет предположить, что персонажей не объединяет какая-то сюжетная линия. И все это было в картине Джорджоне. В этом специфическое обаяние художника, но также и его определенная ограниченность. Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей.
Спустя столетие К. Ридольфи уверял (1648), что Джорджоне был внебрачным сыном одного из членов семьи венецианских патрициев Барбарелли. Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности.
«Грозу» нередко называют первым пейзажем в истории европейской живописи, что не совсем точно, так как пейзажные панорамы с небольшими человеческими фигурами писали в это время и нидерландские и немецкие мастера. Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто. Известно, что в 1511 году (об этом свидетельствует расписка о получении художником гонорара) Тициан работал в Падуе над оформлением местной Скуоли дель Санто, вероятно, в то время, когда наиболее значимые венецианские заказы адресовались исключительно в мастерскую Джованни Беллини, Тициан рассчитал прижиться в небогатой талантами Падуе, где мог бы стать местным кумиром и наиболее популярным мастером. Италия. Перед ним был истинный шедевр – обнаженная прекрасная женщина, погруженная в сон. Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой.
Галерея Академии. Джорджоне приехал в Венецию еще в юности и учился в мастерской Джованни Беллини. По какам атрибутам можно отличить Святую Екатерину от Святой Варвары. Джорджоне с помощниками расписывал главный фасад здания, выходящий на Большой канал (фрески Тициана украшали боковой фасад). На других изображен концерт на вольном воздухе. 1510, Дрезден, Картинная галерея). И отвечал им взаимностью.
Лето 1510 года принесло в Венецию страшную беду – в город пришла чума. После смерти Вазари распространилась легенда, что Джорджоне был связан с семьей Барбарелли вот таким образом позднее его часто называли этим именем (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко). В XIX веке реставраторы почти заново переписали часть правой стороны, где у ног Венеры некогда был изображен маленький Купидон, впоследствии обнаруженный с помощью рентгеновских лучей. Многие из этих патрициев являлись членами «Академии», группировавшейся вокруг Альда Мануция — знаменитого книгоиздателя и гуманиста.
Моисей (иврит Моше), в Библии первый пророк, основатель религии Яхве, законодатель и политический вождь израильских племен, возглавивший их исход из Египта и основание государства в Ханаане (Палестине). К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен — это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» — объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени — венецианца Альдо Мануцио. Не меньше споров вызывает и сюжет «Трех философов» (ок. И конечно же, собрания этих патрициев-гуманистов украшали работы их любимого Джорджоне. Ибо его исполненная на пороге венецианского чинквеченто картина «Мадонна Кастельфранко», пронизана такой нежной, чуждой всего мирского мечтательностью, что с внешней стороны ее не отличишь от «Святых картин» Беллини.
Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. Но потом для семейства настали трудные времена и картину пришлось продать. Но юноша увидел, как надсмотрщик-египтянин избивает еврея. 15071508, Вена, Музей истории искусства). Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. Так же его перу принадлежит Купидон, расположившийся уног Венеры с правой стороны картины.
Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спящая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. 1505—1506, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Даже листва деревьев словно колышется от нежного томления.
Работа была завершена к концу года (оплата 11 декабря 1508). Чем отличается «Сикстинская Мадонна» Рафаэля от многочисленных изображений Марии других известных художников.
Эта картина — логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды. Не меньше споров вызывает и сюжет «Трех философов» (ок. Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт».
Больницы были переполнены. Скрипачи, музыканты играющие на лютнях и певицы сидят рядом играют и поют. Это позволяет предположить, что персонажей не объединяет какая-то сюжетная линия.
Последний, по-видимому, самый плодотворный период творчества Джорджоне (1507—1510) представлен сюжетными композициями и портретами. Убив египтянина, Моисей скрывается в земле Мадиамской (он бежал на Синайский полуостров, где среди глухих ущельев и долин провел в пастушеской жизни сорок лет). После смерти Вазари распространилась легенда, что Джорджоне был связан с семьей Барбарелли вот таким образом позднее его часто называли этим именем (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко). Сюжет «Грозы» — или «Пейзажа с грозой, цыганкой и солдатом», как названа картина у Микиэля, — остался неразгаданным, несмотря на бесчисленные и самые остроумные попытки его расшифровки.
А вдали – невысокая гряда голубых гор, здания, деревья. Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. Красоту и теплоту полуобнаженного тела женщины оттеняет меховая накидка – впоследствии этот прием использует Тициан («Женский портрет», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж «Венера перед зеркалом», Вашингтон, Национальная галерея). Персонажи Джорджоне предстают перед нами на скалистой, поднимающейся несколькими ступенями площадке в тихий предвечерний час, а возможно и ранним утром — бледно-голубое, покрытое легкими лиловыми облачками небо у горизонта окрашено в красноватые тона заката (или рассвета) легкий туман окутывает простирающуюся внизу зеленую долину и очертания синеющих на горизонте гор.
Оптимистическая вера в открывшееся людям прекрасное будущее побеждала суровые впечатления повседневного бытия, где своекорыстие и беспощадность венецианского купечества спорили с жестокостями войн и междоусобиц, сотрясавших тогда сложная духовная атмосфера времени отличилась и в совершенной гармонии «Спящей Венеры», где благоговейно-бережное восхищение пеshyред красотой окрашено чуть грустной дымкой мечты о несбыточном счастье. 1507—1508, Вена, Музей истории искусства).
Это был женский силуэт, который подобен нежной тени. Нагота в картине Джорджоне является уникальным в своём роде элементом. Размер портрета 68 x 59 см, холст, масло. Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия.
Но и в теперешнем своем состоянии Спящая Венера остается самым совершенным творением Джорджоне. Неизвестна и его семья. До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло. Но «Гроза» — первое произведение европейской живописи, тональность которого определяет состояние природы, ее жизнь. Так мирный сон и мирный предвечерний пейзаж сливаются в неповторимую музыкальную гармонию. Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне.
Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спящая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. «Спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему. Точная дата его рождения неизвестна: первый биограф Джорджоне, Джорджо Вазари, дает разные даты в двух изданиях своих Жизнеописаний (1550, 1568). В картине «Сельский концерт» на фоне спокойно торжественного пейзажа два юных музыканта в пышных одеждах и две обнаженные, роскошно красивые женщины, возможно куртизанки на пикнике. Вазари в своих Жизнеописаниях итальянских художников также сообщает, что в Венеции Джорджоне открыл собственную мастерскую, пригласив в качестве помощников совсем юных Тициана и Себастьяно Лучани (Себастьяно дель Пьомбо).
Купола и арки собора Святого Марка (4000 кв. Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету. Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени венецианца Альдо Мануцио.
Как замечательно изображено роскошное тело богини, как великолепна вся композиция. Иногда философов Джорджоне отождествляют с персонажами античной литературы. Новое столетие начинается тем же аккордом, каким отзвучало старое.
Сведения о Джорджоне очень скудны. «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. Одним из самых загадочных по своему сюжетному смыслу произведений венецианского художника Джорджоне является картина «Гроза». Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия.
На третьих изображаются сады любви. Финансовая награда за портрет составляла 1000 дукатов (в то время сказочно большая сумма). Известно, что семья Джорджоне испытывала лишения. Вершинами творчества Джорджоне являются картины «Спящая Венера» и «Сельский концерт».
Портреты составляют особый раздел наследия Джорджоне, в котором индивидуальные характеры сменяются поэтическими типажами (Лаура, Портрет Антонио Броккардо, Портрет воина и другие). В связи с этим говорилось даже, что картины Джорджоне — лишь чистые живописные видения без определенного сюжета (и, кстати, в этой свободе фантазии усматривалось некоторыми исследователями величие Джорджоне и даже его близость современным художникам). В 12 лет Мария дала обет вечного девства. По-видимому, почти одновременно с Мадонной Кастельфранко была написана Юдифь (ок.
Художнику удалось создать образ прекрасной женщины, образ обобщенный и вместе с тем удивительно живой, наполненный гармонией и поэзией. Попала не в лучшем состоянии. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. Картина эта не фигурирует в документах XVI века и авторство Джорджоне (оспариваемое некоторыми современным исследователями) установлено лишь на основании ее стиля.
Художник переезжает в Марокко в городок Танжер. Интерпретации сюжета этой картины посвящена обширная литература. Его тело было привезено в Кастельфранко. В «Концерте» Джорджоне воспроизводит жанровую сцену, взятую из жизни, делая тем самым шаг к непосредственному — хотя и опоэтизированному — отражению действительности. Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». Их техника живописи была очень похожа.
Джорджоне владеет тончайшей и необыкновенно богатой палитрой. Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне — Старухи (1506—1508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина. В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато. Уже при жизни о нем ходили легенды.
Интерпретации сюжета этой картины посвящена обширная литература. Говорили и о том, что художник ведет далеко не аскетический образ жизни: он, как пишет Вазари, прекрасно пел играл на лютне – его игра и пение «почитались в те времена божественными», – а потому был желанным гостем в любом венецианском доме, на любом празднике. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. Тогда, на площади перед домом Джорджоне, Тициан, вытаскивая холсты из костра, конечно же, не разглядывал «Венеру» – он старался спасти гибнущие полотна. Единственный живописный вариант этого Автопортрета (Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха), по мнению ряда исследователей, является подлинником, нижняя часть которого, с головой Голиафа на парапете, ныне утрачена.
Иногда философов Джорджоне отождествляют с персонажами античной литературы. Были попытки наделить персонажей именами (например, В собрании Габриэля Вендрамина Микиель видел самое загадочное произведение Джорджоне известное теперь под названием «Гроза» (Венеция, Академия). Период творческой зрелости Джорджоне характеризует его первая бесспорная и достаточно точно датируемая работа — алтарный образ Мадонна Кастельфранко (1504—1505, Кастельфранко, собор Сан Либерале).
В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. Помещая его среди пейзажа, Джорджоне следовал уже установившемуся обычаю. Он же, видимо со слов Тициана, пишет, что Джорджоне был талантливым музыкантом («его игра на лютне и пение почитались в те времена божественными»).
В летнюю жару пересохли колодцы и людям не хватало воды. Современники Джорджоне писали о нем как об одном из величайших итальянских художников. Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры.
К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму. Все в этом предгрозовом пейзаже неустойчиво, подвижно изменчиво. Родился 17 июня 1884 года в Вентноре на острове Уайт (Англия), в аристократической семье Маргарет и Уильяма Уэйн., которые, скорее всего и дали некоторые сведения авторам. Пейзажная живопись отходит на второй план. Тициановская Венера воспринимается не как мифологический персонаж, а как дивный этюд реально существовавшей обнаженной женщины.
«Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне. Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. 1507—1508, Вена, Музей истории искусства). Наряду с работой Буря, картины проложили путь для развития жанра обнаженной и пейзажной живописи. Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо».
Красоту и теплоту полуобнаженного тела женщины оттеняет меховая накидка – впоследствии этот прием использует Тициан («Женский портрет», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж «Венера перед зеркалом», Вашингтон, Национальная галерея). Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. Черты ее лица напоминают черты лица старухи, которая держит в руке свиток с надписью «Col tempo» («С течением времени»). В феррарском замке Дьесте Тициан жил вместе с двумя помощниками.
Или изображаются три возраста человека. Один из сыновей, Тициан грустит по рано умершим родным и друзьям. Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и просветленность этого мира красоты. Это в последствии он станет членом Королевского института акварели, получит орден «Комендадор-де-ла-Мендавия», будет награжден орденом Альфонсо Мудрого.
Он же, видимо со слов Тициана, пишет, что Джорджоне был талантливым музыкантом («его игра на лютне и пение почитались в те времена божественными»). Что означает звезда во лбу святого Доминика. Тогда, на площади перед домом Джорджоне, Тициан, вытаскивая холсты из костра, конечно же, не разглядывал «Венеру» – он старался спасти гибнущие полотна. Несколько поколений реставраторов старались сохранить для потомков этот шедевр.
И отвечал им взаимностью. Очевидно, «Мадонна» Джорджоне не была обычной алтарной картиной, а представляла собой своеобразный надгробный памятник: у подножия трона Марии изображен деревянный саркофаг с гербом заказчика на передней стенке. Это поэзия портрета и портрет поэзии. «Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо.
Размер картины 73 x 54 см, холст, масло. Вскоре, своим мастерством художник превосходит всю семью Беллини и бросает вызов даже самому Леонардо да Винчи. Размер работы мастера 75 x 55 см, дерево, перенесена на холст, темпера.
Полотно с изображением Венеры лучше всего охарактеризовать словами Б. Р. Виппера: «Не только восхитительная замкнутость силуэта, хочется сказать «музыкальность линии», мягкость формы, не только чудеса самой живописи приковывают внимание к «Венере» Джорджоне, но и неслыханная смелость концепции Джорджоне показал Венеру без мифологии, без символики, без средневекового страха перед наготою – просто прекрасной женщиной. 15051506, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). В настоящее время бесспорными портретами работы Джорджоне считаются только два.
Иногда философов Джорджоне отождествляют с персонажами античной литературы. Мы не можем отправиться в прошлое и узнать истинную задумку итальянского художника, но ничто не мешает нам удивляться и восхищаться чудесной чистотой и изящностью образа «Спящей Венеры». Не законченную работу дописывалТициан, которому впоследствии (так же как и Сассоферрато) долго приписывалось авторство «Спящей Венеры». Картина Дева Мария с младенцем на фоне пейзажа написана венецианским художником Джорджоне в самом начале 16 века, ориентировочной датой создания считается 1503 год.
К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму. Одной из последних картин Джорджоне является «Сельский концерт» (ок. Больницы были переполнены. О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход к управлению собственной школой. Говорили и о том, что художник ведет далеко не аскетический образ жизни: он, как пишет Вазари, прекрасно пел играл на лютне – его игра и пение «почитались в те времена божественными», – а потому был желанным гостем в любом венецианском доме, на любом празднике. А еще Джорджоне слыл человеком «благородных и добрых нравов», был хорош собой и пользовался любовью женщин. Полотнонесет в себе традиционный стиль, представляя героиню как спящую весеннюю нимфу.
Джорджоне не столько строит форму с помощью рисунка, сколько «лепит» ее сразу цветом. 1509—1510, Париж, Лувр), по-видимому, законченный Тицианом. Точная дата написания картины неизвестна. Венера, которую окружает гармоничный ландшафт, мечтает о любви.
семейство» (Вашингтон, Национальная галерея), «Паж со шлемом» (Лос-Анджелес, Музей изобразительных искусств), «Мальчик со стрелой» (Вена, Художественно-исторический музей), «Певец» (Рим, галерея Боргезе), «Воин и паж» (Флоренция, Уффици), «Автопортрет в образе Давида» (Брауншвейг, Музей герцога Антона-Ульриха), «Автопортрет в образе Давида» (Будапешт, Музей изобразительного искусства), «Христос, несущий крест» (Венеция, Сан-Рокко), «Мадонна со свв. Персонажи картины — и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук — философию. «Грозу» нередко называют первым пейзажем в истории европейской живописи, что не совсем точно, так как пейзажные панорамы с небольшими человеческими фигурами писали в это время и нидерландские и немецкие мастера.
Тициан взял на себя ответственность дописать это произведение. Из церковного света он перевел искусство в царство земной красоты. И, в феврале-марте 1516 года, на протяжении этого времени они регулярно получали салат, как свидетельствуют записи расчетных книг, соленое мясо, оливковое масло, каштаны, свечки, – сыр и и вино много другого, т. е. Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне Старухи (15061508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина.
Да и в искусстве шли разными дорогами.
участвовал в украшении Дворца дожей, расписывал фресками Немецкое подворье в Венеции (сохранился фрагмент с изображением женской фигуры). До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья».
Что Леонардо сделал для всего света, то сделал Джорджоне для Венеции. Спящая Венера (иногда Дрезденская Венера) является работой, на которой впервые, почти в натуральную величину, была изображена обнаженная женщина. Одной из последних картин Джорджоне является «Сельский концерт» (ок. Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры).
Не случайно она погружена в ясные грезы тихого сна. Оба датируются серединой первого десятилетия XVI в. Один из них, так называемая «Лаура» (Вена, Художественно-исторический музей) имеет на обороте надпись: «1506, 1 июня это было закончено рукой мастера Дзордзо из Кастельфранко, коллеги мастера Винченцо Катены, по заказу мессера Джакомо. » Из нее следует, что по крайней мере в означенный год Джорджоне работал совместно с Катеной, хотя и неясно – в одной ли мастерской или просто над одним заказом. Над ее восстановлением работали лучшие советские искусствоведы и реставраторы. Классическая компоновка алтарной композиции на религиозную библейскую тематику.
Ее прекрасное тело поражает необычайной красотой плавных линий. Плавную пластику теshyла оттеняют резкие складки белого покрывала. Природа и человек предстают в этой картине Джорджоне в идеальном гармоническом равновесии. «Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо.
Видимо, это определило и необычную тематику станковых картин Джорджоне. Была обнаружена и «Спящая Венера» – она лежала в старой, грязной вагонетке. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества. Эта картина логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды.
К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму. В 1939 году началась Вторая мировая война. После взятия Дрездена советскими войсками эти подземные убежища были найдены. Убытки их были огромны, а потому Сеньория постановила выстроить здание заново.
Персонажи картины — и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук — философию. Каждый день уносила она сотни жизней. Утонченная муза Джорджоне – это искусство, наиболее непосредственно выражающее эстетический и нравственный мир гуманистической верхушки венецианского общества. Смерть застигла Джорджоне в расцвете таланте.
Единственный живописный вариант этого Автопортрета (Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха), по мнению ряда исследователей, является подлинником, нижняя часть которого, с головой Голиафа на парапете, ныне утрачена. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. Рядом со стадом сидят и мечтают пастухи, как в дни золотого века.
семейство» (Вашингтон, Национальная галерея), «Паж со шлемом» (Лос-Анджелес, Музей изобразительных искусств), «Мальчик со стрелой» (Вена, Художественно-исторический музей), «Певец» (Рим, галерея Боргезе), «Воин и паж» (Флоренция, Уффици), «Автопортрет в образе Давида» (Брауншвейг, Музей герцога Антона-Ульриха), «Автопортрет в образе Давида» (Будапешт, Музей изобразительного искусства), «Христос, несущий крест» (Венеция, Сан-Рокко), «Мадонна со свв. После неожиданной смерти Джорджоне в 1510 году некоторые его картины остались незаконченными, в том числе и «Спящая Венера». Вазари в своих Жизнеописаниях итальянских художников также сообщает, что в Венеции Джорджоне открыл собственную мастерскую, пригласив в качестве помощников совсем юных Тициана и Себастьяно Лучани (Себастьяно дель Пьомбо). За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. В 1939 году началась Вторая мировая война.
К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. Шедевр и знаковая работа эпохи Возрождения в Венеции принадлежит кисти знаменитого старого мастераДжорджо да Кастельфранко. Так мирный сон и мирный предвечерний пейзаж сливаются в неповторимую музыкальную гармонию. Антонием и Рохом» (Мадрид, Прадо), «Мужской портрет» (Сан-Диего, Калифорния, Музей искусств).
Но, по крайней мере, два из них являют нам новый тип портрета-картины.
1510, Дрезден, Картинная галерея). Других дат его рождения нет. Часто в основу этих картин положена аллегорическая идея.
Друзья прозвали его Джорджоне – великий Джорджо, в знак уважения его таланта. По-видимому, почти одновременно с Мадонной Кастельфранко была написана Юдифь (ок. Поначалу их вывозили в дворянские поместья и замки Саксонии. Картина эта не фигурирует в документах XVI века и авторство Джорджоне (оспариваемое некоторыми современным исследователями) установлено лишь на основании ее стиля. И в «Сельском концерте», в этом истинно джорджоневском мире «счастливой Аркадии», мире, полном невыразимого очарования, начинают звучать новые ноты. К этому времени относят «Трех философов» (Вена, Художественно-исторический музей). Друзья прозвали его Джорджоне – великий Джорджо, в знак уважения его таланта.
Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени. За богиней простирается столь любимый Джорджоне пейзаж венецианской провинции: вдали на пригорке видна маленькая деревушка, за ней зеленеет равнина с одиноким стройным деревцем, а на горизонте вырисовывается далекая цепь холмов с замком и синяя полоска озера. Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне. А теперь он уже мог это сделать.
С именем Джорджоне связывают ряд портретов. Он достоен того, чтобы ему прислуживал сам король, поскольку у нас много слишком королей – и лишь один Тициан – как однажды из рук Тициана упала кисть, Финансовая награда за портрет составляла 1000 дукатов (в то время сказочно большая сумма). Спокойный, неспешный ритм широких пологих холмов за телом Венеры, подобно слабому эху, вторит плавным, певучим линиям дышащего целомудрием, мягко круглящегося, золотистого тела.
Джорджоне родился в 1477 г. Живописи обучался в Венеции, у Джованни Беллини. Несколько поколений реставраторов старались сохранить для потомков этот шедевр. Видимо, это определило и необычную тематику станковых картин Джорджоне. Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства.