Выражения лиц, позы, напряженность фигур, трактовка форм сильных молодых тел, сопротивляющихся физическим страданиям (обратите внимание на правую фигуру измученного пыткой, но все еще упорного человека) – все говорит о мужестве этих людей. Все здание пронизано движением, переданным в нарастании горизонтальных форм, переходящих в главной центральной части в вертикаль взлетающего пилона.
Возле памятника всегда играет ленинградская детвора, которая так любит рассматривать дедушку Крылова и его зверей. 23), А. Г. Сотникова есть также много молодых и талантливых мастеров. Тесно поставленные в центре первого яруса фигуры бородатого воина и подростка поражают мощными энергичными объемами.
Отдельные попытки расцвечивать скульптурные произведения делались и в XIX веке. Иллюзию третьего плана создает Стикс – река забвения. Металлы могут обрабатываться и в холодном виде – путем ковки, чеканки, то есть выбивания рельефа ударами молотка изнутри по листу металла (по готовой, вогнутой форме). Особенно распространены станковые статуэтки зверей и домашних животных исполняющиеся мастерами, которых называют анималистами (от латинского слова animal – животное). Включает целый ряд тематических направлений: чукотская резная кость, богородская резьба, оловянная миниатюра, глиптика (резьба по камню), миниатюрные изображения зверей. Мастер с особым вниманием работал над лицом Владимира Ильича, сохраняя знакомые ленинские, неповторимо-индивидуальные черты.
В 1778 году отделка статуи была закончена. Совсем иначе ведет себя привязанная на поводу другая, видимо, чужая, взятая в бою, лошадь. 2), чтобы почувствовать всю разницу понимания объемно-пластической формы. Скульптура развивает и разъясняет идею и назначение сооружения, в то же время усиливая звучание архитектурных форм (иногда по соответствию, а иногда по контрасту).
Отливка конной статуи также заняла много времени. Но тем не менее выразительность и содержательность скульптурных форм чрезвычайно сильны.
Это станковая скульптура. 20). Работа по доставке и установке камня на место заняла целых полтора года. В скульптуре замысел мастера воплощается в вещественном реальном объеме.
Однако не всякий памятник будет хорошо выглядеть на фоне открытого пространства площади. Каждая из них изображает трех прекрасных женщин – морских нимф, несущих глобус. Свет и тень служат средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Рассмотрим одно из надгррбий работы этого мастера, созданное им для могилы Кожуховой (илл. Такое произведение называется станковым.
Для живописной картины характерны многокрасочность и иллюзорное пространство. Это всевозможные фигурки на библейские темы, статуэтки божков, звери и рыбы.
По своим задачам он близок к живописной картине имеет несколько планов, создает иллюзию уходящего вглубь пространства. Лучше всего для нее условия музея или выставки. Только так можно достичь высокого результата.
Среди советских мастеров-анималистов, работающих и в этой области, нужно назвать в первую очередь В. А. Ватагина (Моржи илл. Но заключительный этап работы – отделка поверхности – производится всегда самим автором. обложку). Пластинки эти укреплялись на деревянном каркасе.
Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, Изд-во Искусство, 1938, стр. Камеи возникли примерно во времена Александра Македонского. Геракл (иначе Геркулес) в античной мифологии олицетворял силу и мужество.
Но в данном случае речь идет лишь о том виде мелкой пластики, которая украшает быт. Но есть вид рельефа, который вовсе не связан с архитектурой и даже противопоказан ей. Он изобразил Ленина с открытой головой, благодаря чему виден ленинский огромный лоб. В. И. Ленин изображен стоящим во весь рост, в пальто, накинутом на плечи.
10). Эти манеры в основном повторяются периодически в истории мировой и русской скульптуры. Почти вся скульптура нового времени (за исключением фарфора и майолики) делается однотонной, ровно окрашенной (тонированный гипс, патинированная бронза) или имеет естественный цвет материала из которого она выполнена (мрамор, дерево, гранит). Из числа его произведений к такому идеалу приближается Сидящий мальчик (илл.
К таким произведениям можно отнести статую М. М. Антокольского Иван Грозный (илл. Композиция его как бы делится на два яруса. 12), в котором особенно сильно ощущается великая традиция античности, проявлявшаяся в русском классицизме.
Колеблемые складки одежды с левой стороны статуи сменяются плотно облегающими фигуру складками с правой стороны, что усиливает ощущение сильного ветра, как бы прижимающего к фигуре тяжелую ткань. 14). 24). Рельеф (от итальянского relievo – выступ, выпуклость, подъем) занимает по своим изобразительным возможностям промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости (рисунком, живописью, фреской). Трудно передать на словах все богатство и разнообразие оттенков мысли, заключенных в нем.
Прежде всего, это возможность самовыразиться, воплотить в изображении свое видение того или иного образа. Городские памятники (их сооружение обычно находится под контролем государства) увековечивают тех людей, которые приобрели всеобщую известность. Затем по форме отливается точное гипсовое воспроизведение модели, так называемая отливка. Такая органическая связь с плоскостью и является особенностью рельефа. Удачно выбранный материал сам по себе не может быть гарантией успеха. На гранитных пьедесталах памятников Марксу, Ленину, Пушкину, Маяковскому, Горькому, Чайковскому часто лежат букеты цветов – трогательный знак уважения и любви советского народа к этим великим людям.
22), И. С. Ефимова, П. М. Кожина (Барсук, морж и выдра илл. Фальконе (илл. Нередко в практике создания скульптурных изображений становится очевидным несоответствие задуманного творения и качества исходного сырья.
Монтаж ее и одевание ее сталью были самыми тяжелыми моментами работы. Монументально-декоративная скульптура решает большие идейно-образные задачи. Эта работа, требующая большого физического труда и навыка, теперь не всегда осуществляется самим скульптором – в ней могут участвовать его помощники, специалисты-мраморщики. Мы уже говорили о монументально-декоративной группе В. И. Мухиной Рабочий и Колхозница. Такая техника соединения золота и слоновой кости называлась хрисоэлефантинной техникой.
Мы так привыкли к тому, что скульптура одноцветна, что всякую попытку раскрасить ее готовы считать проявлением безвкусицы. Леонардо да Винчи говорил, что в скульптуре тень и свет накладывает сама природа. Этому помог иносказательный, но тем не менее понятный и выразительный язык аллегории. 9). Мы говорили об особенностях монументальной и монументально-декоративной скульптуры. Также ценится резьба по кости.
В качестве материала используются клыки морских животных или слоновая кость (то есть бивни обычных сухопутных слонов). Памятник всегда обращается к широким массам зрителей и утверждает положительный образ (разумеется, с точки зрения тех, кто этот памятник сооружает). С невероятным трудом этот гром-камень, как его прозвали, был вынут из болота, перевезен по заливу и по Неве и выгружен на Сенатской площади.
Каждый приезжающий в Ленинград непременно в первые же дни идет посмотреть на знаменитый, стоящий на площади Декабристов (бывшей Сенатской площади) памятник Петру I (Медный всадник) работы Э. -М. здесь будет город заложен. ) – вот основное эмоциональное содержание памятника. Мы расскажем здесь о таком интересном виде искусства, как глиптика или инталия (итальянское слово intaqlio означает резьба по камню). Это так называемый живописный рельеф. На гробнице, склонившись на одно колено, рыдает над урной прекрасный крылатый гений.
По мастерству исполнения и по размерам это настоящая царица камей.
17) не нуждается в подписи. Пластический язык статуи прост и лаконичен. При этом следует иметь в виду, что каждый жанр или раздел скульптуры (как и других видов искусства) вовсе не есть нечто застывшее и неизменное.
Станковая скульптура охватывает очень широкий круг сюжетов. Перевод гипсового, глиняного или бронзового скульптурного произведения в мрамор (или камень) осуществляется при помощи так называемой пунктирной машины: все выпуклости и углубления формы на гипсовой модели точно отмеряются и переносятся на мрамор, в котором по этим отметкам снимается, срубается все лишнее. В этом смысле границы живописи, бесспорно, шире. Этот гребень волны ритмически повторяет движение поднявшегося на дыбы коня. Возникновение этих двух терминов исторически обусловлено.
Вся фигура словно подалась вперед.
Геммы представляют собой вырезанный на камне обратный (вогнутый) рельеф, который дает выпуклый оттиск на пластичном материале (воске, пластилине, глине). Легенда приписывает создание первой геммы греческому резчику VI-V веков до н. э. Мнесарху (отцу философа Пифагора). Она словно борется со сном или грезит наяву. Но оставалась еще самая ответственная и сложная часть – летящий по воздуху шарф огромная дуга имела только две точки касания со статуей она отходила между двумя торсами и, пролетев по горизонтальной окружности 30 ж в диаметре выносом в 10 м, схватывалась рукой девушки.
В защиту цвета в скульптуре, что усилило бы ее декоративные возможности, не раз выступала В. И. Мухина любит слегка кое-где подцвечивать свои мраморные портреты и С. Т. Коненков. 19).
За последние годы значительно оживился интерес советских читателей и зрителей к эстетическому осмыслению явлений как классического художественного наследия, так и современного советского искусства, к воспитанию вкуса и правильного понимания прекрасного. В коллекции Эрмитажа хранится знаменитая александрийская камея (III века до н. э. ) из собрания герцога Гонзага (илл. Между тем не надо забывать, что древние греки раскрашивали свои скульптурные произведения. В круглой скульптуре очень трудно решить многофигурную сцену. По преданию, он совершил двенадцать подвигов и был затем принят в сонм бессмертных богов.
Человек выдерживает напор стихии, сопротивляется ей и как бы бросает ей вызов. Итак, все прозрачное или воздушное не должно быть предметом сего искусства. Гений русской науки и искусства предстает перед нами в портрете-бюсте (обычная для шубинских портретов композиция, внутри которой он находил, однако, всякий раз новые решения), с лицом, поражающим живостью, умом и пытливой энергией.
Это видно на примере таких замечательных классических сооружений в Ленинграде, как Адмиралтейство, Биржа, Нарвские ворота, здания Главного штаба, Публичной библиотеки и другие. Попробуем разобраться в этом. В скульптуре малых форм возможны сатирические образы, шаржи. Уложенная в кожух (общая покрышка, объединяющая все куски) кусковая форма дает возможность формовать и отливать следующие экземпляры из гипса, бетона, пластмассы или из какого-нибудь металла.
В последние годы Ленинские премии были присуждены скульпторам: С. Т. Коненкову – за скульптуру Автопортрет, М. К. Аникушину – за памятник Пушкину в Ленинграде, А. П. Кибальникову – за памятник Маяковскому и Л. Е. Кербелю – за памятник Карлу Марксу (оба – в Москве). (Из этого вовсе не следует, что греки не знали ваяния в мраморе, а римляне – бронзового литья имеется в виду лишь преобладание одних методов создания скульптуры над другими и то в отдельные периоды, когда, видимо и возникли эти термины). Создавая скульптурное произведение, мастер мыслит его в определенном материале.
Так, например, Ништадскому миру (1721), которым закончилась победоносная Северная война русских со шведами, посвящена аллегорическая композиция Мир и изобилие. Будучи по своему характеру искусством многотиражным, то есть таким, когда созданное художником произведение повторяется затем (в условиях промышленного производства) в тысячах экземпляров, скульптура малых форм этой своей особенностью граничит с прикладным искусством.
В настоящее время для чеканки часто используются пневматические отбойные молотки. В группе три фигуры. Интересны в этом смысле, например, соображения М. М. Антокольского, который не хотел выставлять одну из своих работ во дворе (то есть на открытом воздухе) и писал И. Е. Репину:.
Все эти возможности возникают только при рассматривании круглой скульптуры. Так, в древности существовали направления объемного ваяния, которые имеют место и сегодня. Что же обозначает само слово скульптура. Именно таким надолго запомнился он Шубину (портрет исполнялся посмертно) и таким сохранил его образ для потомства великий скульптор. Такие изделия считаются раритетами и стоят достаточно дорого. Звучание мемориального надгробного памятника обычно бывает лирическим интимным. Материал своими качествами вносит те или иные оттенки в характеристику образа ибо.
В эпоху эллинизма (III – I века до н. э. ) еще продолжали применять расцветки. Фальконе работал над ним больше двенадцати лет. 16). Ясно одно: художник должен владеть материалом, а не материал довлеть над художником.
Различные аспекты, развивая основную идею памятника, делают ее многограннее и богаче. Особым видом станковой скульптуры является так называемая скульптура малых форм.
Искусство японской резьбы по кости славится во всем мире. Что такое скульптура с точки зрения художника. Сроки кончались, работа шла днем и ночью, никто не уходил с рабочей площадки домой. И в самом деле, пейзаж, в котором все строится на передаче пространства, света и воздуха изобразить в скульптуре (если это не рельеф) невозможно.
По обеим сторонам ворот, обрамленных полуциркульной аркой, стоят одиннадцатиметровые (вместе с пьедесталом) скульптурные группы (см.
Мастера-резчики старой школы уходят в мир иной и искусство нэцкэ постепенно вырождается. Работая над многофигурными композициями, скульпторы строят их в расчете на круговое обозрение и продумывают силуэт всего произведения в целом. Так, статуя Афины Парфенос работы Фидия, знаменитого скульптора V века до н. э., была исполнена из чеканных листов золота изображавших одежды и пластинок слоновой кости изображавших тело богини.
Монументальность (как и станковость) есть своеобразие пластического мышления того или иного художника, а не вопрос качества созданного произведения. Обнаженный Геракл стоит, тяжело опираясь на столб, покрытый львиной шкурой. Для камеи обычно выбирают двухслойный камень, так что изображение, которое вырезают в верхнем слое, по цвету отличается от фона (нижнего слоя камня). Глубина и иллюзорность такого рельефа как бы разрушают плоскость стены.
Прекрасен ленинский вдохновенный взор, как бы устремленный в светлое будущее человечества. В честь этого события была выбита медаль. Мелочная детализация нарушила бы единство этого скульптурного блока. Второй план составляет группа летящих теней.
4). Так, за рекордно короткий срок, в три с небольшим месяца, было создано это замечательное, новаторское по технике и художественному образу произведение.
18). Сюжетно конкретизированное и раскрытое в скульптурной группе, это движение, как основная мелодия (хочется сказать: марш победившего народа), получает подготовку и опору, словно в оркестровой инструментовке, в звучании архитектурных форм всего здания. - Мелкая пластика – скульптурные изображения высотой не более 15 сантиметров. Скульптор изобразил могучего бородатого атлета отдыхающим после одного из подвигов. Двадцатый век также подарил человечеству целую плеяду талантливых мастеров художественной скульптуры, таких как Вера Мухина, Сергей Коненков, Аристид Майоль, Генри Мур, Эмиль Антуан Бурдель. Рельефы изображающие летящих гениев славы со знаменем в руках, венчают арку ворот. Аллегорическая форма, по мысли В. И. Мухиной, является сильным образным средством выражения изобразительного искусства.
Медный всадник прекрасен и вблизи и на далеком расстоянии. Это один из ярких примеров аллегорического решения темы. 21).
В каждом из этих памятников фигуры развернуты во все стороны, как лучи от композиционного центра и для осмотра всего памятника зритель обязательно обойдет его кругом. Именно здесь и проходит водораздел между станковым и монументальным искусством. Это делается затем, чтобы избежать изображения человека в натуральную величину, так как оно может выглядеть как муляж (точный слепок), что нехудожественно и неприятно.
Наиболее трудоемкий метод – это художественные изделия в манере глиптики. Одежды слегка драпируют его сильное юношеское тело. Например, камню свойственны монолитность и простота форм, а бронза более удобна для свободной композиции и помогает создать красивый силуэт, но внутрисилуэтные детали формы в бронзе труднее увидеть, так как этому мешает темнота ее тона. Голова его слегка опущена, лицо спокойно, но мало выразительно зато сразу бросаются в глаза сильно развитая верхняя часть торса, мышцы груди и живота, мускулистые плечи, руки и ноги, по сравнению с которыми голова кажется небольшой. Она точно повторяет модель, только в обратной, вогнутой форме. Они представляют собой уже не вогнутый, как у геммы, а выпуклый рельеф.
Эти рельефы как бы конкретизируют и развивают основную идею памятника. Некоторые скульптуры связаны с историческими событиями. Есть творения, более значимые в плане художественной ценности. Она называется так потому, что устанавливается на станке или подставке и предназначается для выставок, музеев, общественных и жилых помещений (последнее даже породило специальное понятие кабинетная скульптура). Благородные очертания этих статуй красиво выделяются на фоне стен центральной башни.
Это хорошо понимали сами мастера станковой скульптуры. Известен бюст Стасова работы М. М. Антокольского, раскрашенный И. Е. Репиным. Высоко ценятся старинные нэцкэ, которым более ста лет.
Статуя служит центром главной площади города. При этом немаловажное значение имеет правильный выбор материала.
Нельзя поставить на городской площади памятник лицу, которое близко только самому скульптору – жена, брат, друг (не только по причинам техническим и экономическим), тогда как создать их портреты для выставки или музея в станковом плане вполне возможно. Вытянув шею, она тоскливо ржет, словно жалуется на свою неволю и тянется куда-то в сторону, должно быть, к своему хозяину, оставшемуся где-то неподалеку, раненному или убитому в бою. Сюжеты миниатюр в стиле нэцкэ могут быть самыми разнообразными. История и виды скульптуры тесно переплетаются. 210. ).
А теперь остановимся на третьем большом разделе скульптуры, не связанной ни с архитектурными сооружениями, ни с городскими или парковыми ансамблями. При отливке статуи произошла авария: расплавленная бронза хлынула из прогоревшей формы, начался пожар. При выборе материала для памятника важно учитывать задуманную композицию.
Круглые скульптуры украшают углы кровли нижнего яруса и верх колоннады. Рельеф, как и круглая скульптура, обладает тремя измерениями (хотя третье, глубинное измерение часто бывает несколько сокращенным, условным).
Эта скульптура работы С. Д. Шапошникова (илл. К числу особенно примечательных работ Шубина относится портрет М. В. Ломоносова (илл. Такова его бронзовая группа Запорожец после битвы (илл.
Чеканка известна была еще в Древней Греции. Трудно, конечно, свести все многообразие стилей, национальных и индивидуальных манер к этим направлениям, но если взять периоды расцвета искусства пластики – античность, Возрождение и русский классицизм, то все же такое, пусть несколько схематическое, деление будет верно. Древние греки в расчете на последующую отливку из бронзы, как правило, лепили статуи из глины и вот таким образом родился термин пластика, тогда как римляне, преимущественно ваявшие из мрамора, называли свои произведения скульптура (отсюда же и термин скарпель или скальпель – нож, резец).
Освещение может быть удачным или неудачным. Таков Геракл, если рассматривать его спереди.