Именно таким надолго запомнился он Шубину (портрет исполнялся посмертно) и таким сохранил его образ для потомства великий скульптор. В честь этого события была выбита медаль. Эрмитаже) и Л. Бартолини (статуя Наполеона I, в Бастии на Корсике и Макиавелли в музее Уффици во Флоренции), трудились в благородно-классическом духе этого мастера.
Карло, ученика Давида, Рюда и Дюре, заимствовавшего от каждого из них то, что есть в них лучшего и соединившего их достоинства с тем, чего, быть может им недоставало, — со своеобразным, мощным, даже необузданным талантом, родственным с талантом Микеланджело и, в то же время, Рубенса («Молодой неаполитанец-рыбак», пластические украшения павильона Флоры в Лувре, знаменитая группа «Пляска» у Большой оперы в Париже). Все мастера, тяготеющие к взволнованной драматичности образов использовали подчеркнуто динамическую, барочную, живописную форму, при которой силуэт терял свою непрерывно скользящую линию, приобретая как бы рваные очертания и гораздо большее значение получали внутрисилуэтные формы, словно движущиеся и выпирающие изнутри. Итак, все прозрачное или воздушное не должно быть предметом сего искусства.
На гробнице, склонившись на одно колено, рыдает над урной прекрасный крылатый гений. В начале (в мемфисском периоде), под влиянием народного представления о загробной жизни, она выказывала решительную наклонность к реализму (портретные статуи в мастаба и погребальных гротах, статуя фараона Хафра и «Шейх эль Беледа» Каирского египетского музея, «Скриб» Лувра и пр. ), но потом застыла в условных, однажды установившихся формах, почти не подвергавшихся изменению до самого падения египетского царства. Монтаж ее и одевание ее сталью были самыми тяжелыми моментами работы. Это станковая скульптура.
Следовавшие за ним даровитые художники П. Тенерани (надгробные памятники герцога и герцогини Торлониа в С. -Джованни-ин-Латерано, Пия VIII в Петровском соборе в Риме, «Психея» и «Лежащая Венера с Амуром» в Императорск. В. И. Ленин изображен стоящим во весь рост, в пальто, накинутом на плечи. Фальконе (илл. Кроме него, вполне заслуженною известностью в том же роде пользуются Э. Фремье, О. Каен, Л. Навале и А. Бартольди из которых последний, независимо от произведений по своей специальности, прославился также колоссальною статуей «Свободы», принесенной французским правительством в 1886г. На современном этапе развития большое значение для изготовления скульптур приобрел искусственный камень или декоративный бетон.
И в самом деле, пейзаж, в котором все строится на передаче пространства, света и воздуха изобразить в скульптуре (если это не рельеф) невозможно. Это искусство вырезать из драгоценных или полудрагоценных камней разнообразные геммы и камеи. Рельеф, как и круглая скульптура, обладает тремя измерениями (хотя третье, глубинное измерение часто бывает несколько сокращенным, условным).
Бастиани пытался возродить стиль итальянской пластики XV века («Группа вакханок», «Четыре времени года», прекрасные портретные бюсты). По внешности все эти памятники мало отличаются от позднеязыческих техническое исполнение их весьма слабо, но в них чувствуется веяние новых идей и искренней веры. Никакое живописное произведение не может заменить монументальный скульптурный памятник на городской площади или садово-парковую скульптуру, не будет полностью адекватно скульптурному рельефу, скульптурному украшению фасада или интерьера. Камеи возникли примерно во времена Александра Македонского. Даровитейший из английских скульпторов, Гибсон, ученик Кановы, трудился в Риме и должен быть причислен к местной классической школе (мраморные группы «Психея, мучимая Амуром», «Гилас и нимфы» в Лондонской Национальной галерее, «Королева Виктория на троне, между фигурами Милосердия и Справедливости» в здании парламента, надгробный памятник герцогине Лейчестерской в Лонгфорде и другие).
Мастера-резчики старой школы уходят в мир иной и искусство нэцкэ постепенно вырождается. В нач. Словом, наступает эпоха Возрождения. Работа по доставке и установке камня на место заняла целых полтора года. Материалом для этого промысла служит клык моржа – достаточно пластичный, хорошо поддающийся полировке. В последние годы Ленинские премии были присуждены скульпторам: С. Т. Коненкову – за скульптуру Автопортрет, М. К. Аникушину – за памятник Пушкину в Ленинграде, А. П. Кибальникову – за памятник Маяковскому и Л. Е. Кербелю – за памятник Карлу Марксу (оба – в Москве).
Монументальность (как и станковость) есть своеобразие пластического мышления того или иного художника, а не вопрос качества созданного произведения. Таков Геракл, если рассматривать его спереди. Второй план составляет группа летящих теней.
Эти манеры в основном повторяются периодически в истории мировой и русской скульптуры. Это— Ф. Рюд, Дж. Леонардо да Винчи говорил, что в скульптуре тень и свет накладывает сама природа. Дальнейшее движение немецкой пластики клонится к ещё более живому индивидуализирующему направлению, предвозвещающему во многих отношениях стиль Возрождения. 18).
Поза, жест фигуры, ее движение должны быть композиционно решены так, чтобы сделать понятным его содержание. Рельефы изображающие летящих гениев славы со знаменем в руках, венчают арку ворот. Затем изваяния стали более оживлёнными, причем туловища их изготавливали из дерева, а головы и руки из мрамора (такие изваяния называются акролитами). Но есть вид рельефа, который вовсе не связан с архитектурой и даже противопоказан ей. 14).
Благодаря отличному знанию строения человеческого тела художник так скомпоновал фигуру и наполнил свою статую такой взволнованной выразительностью, что, глядя на нее, зритель сразу схватывает всю ситуацию. Что такое скульптура с точки зрения художника. Иллюзию третьего плана создает Стикс – река забвения. «Орлеанская дева», статуи в Луврском музее и в особенности «Волонтеры в 1792 году», группа на триумфальных воротах Звезды) приписывал крайнюю важность прямому наблюдению природы, сильно и правдиво выражал движение и чувство и в то же время отличался удивительною тонкостью отделки.
Наиболее грандиозным произведением из бетона является Родина-мать на Мамаевом Кургане. Известен бюст Стасова работы М. М. Антокольского, раскрашенный И. Е. Репиным. Все русские ваятели и старейшего и юного поколения получали тогда значительные правительственные заказы и, будучи поощряемы вниманием монарха к их трудам, старались в них превзойти один другого. XIXв. Городские памятники (их сооружение обычно находится под контролем государства) увековечивают тех людей, которые приобрели всеобщую известность. Прежде боги изображалась в виде грубых деревянных истуканов (так называемые ксоаны), с окоченелыми, порою едва намечаемыми и неотделенными от корпуса членами.
Главою классической школы явился в 1839г. дон. э. ). История и виды скульптуры тесно переплетаются. Несмотря на раннюю смерть этого своеобразного мастера, он оставил глубокий след в искусстве и образовал толпу учеников из которых достойны быть упомянутыми Ж. Дали и графиня Колонна известная под псевдонимом Марчелло («Пифия» на лестнице Большой оперы в Париже). Мелочная детализация нарушила бы единство этого скульптурного блока.
ворот. В коллекции Эрмитажа хранится знаменитая александрийская камея (III века до н. э. ) из собрания герцога Гонзага (илл.
Впрочем, сохранилось также и несколько древнехристианских статуй (бронзовое изваяние святого Петра в Петровском соборе в Риме, мраморные статуи святого Ипполита в Латеранском музее). На Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе Фивейский получил за эту скульптуру Почетный диплом. Ясно одно: художник должен владеть материалом, а не материал довлеть над художником.
Это всевозможные фигурки на библейские темы, статуэтки божков, звери и рыбы. Мы расскажем здесь о таком интересном виде искусства, как глиптика или инталия (итальянское слово intaqlio означает резьба по камню). Главными деятелями в рассматриваемой области были в эту пору: граф Ф. П. Толстой (медальоны на темы из Отечественной войны 1812—1814гг., статуя «Нимфа, льющая из кувшина воду» в Петергофе, модели для фигур разных святых, для дверей храма Спасителя), С. И. Гальберг (статуя сидящей Екатерины II в Академии художеств, статуя «Изобретение музыки» в Эрмитаже), Б. И. Орловский («Ангел» на Александровской колонне, монументы Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором, статуи «Парис», «Сатир играющий на скрипке», «Фавн и Вакханка» в Эрмитаже), И. П. Витали (два фронтона Исаакиевского собора: «Поклонение волхвов» и «Святой Исаакий благословляет императора Феодосия», рельефы под портиками этого храма, скульптуры его входных дверей и прочие статуя Венеры в Эрмитаже), барон П. К. Клодт («Укротители лошадей», четыре группы на Аничковском мосту, памятник баснописцу Крылову, в Летнем саду фигура императора Николая I верхом на коне, в петербургском памятнике этому государю мелкие изваяния лошадей), Н. С. Пименов (группы «Воскресение» и «Преображение» на вершине иконостасов малых приделов Исаакиевского собора статуи «Игра в бабки» и «Мальчик, просящий милостыни»), П. Ставасер (статуи «Русалка» и «Нимфа, обуваемая Фавном» в Эрмитаже), К. Климченко («Нимфа после купанья» в Эрмитаже), А. А. Иванов («Мальчик Ломоносов» и «Парис» в Эрмитаже), С. И. Иванов («Маленький купальщик»), А. В. Логановский («Игра в свайку» рельефы под портиками Исаакиевского собора «Избиение младенцев» и «Явление ангела пастырям» горельефы на внешних стенах храма Спасителя) и Н. И. Рамазанов (горельефы из внешних стенах того же храма).
Удивительное терпение и ловкость в преодолении технических трудностей при обработке таких твердых материалов, как диорит, базальт и гранит, характерное воспроизведение племенного типа, величественность, достигаемая посредством колоссальности и придания строго пропорциональным фигурам симметричности форм и торжественного спокойствия— таковы отличительные качества египетских статуй фивского и саисского периодов, страдающих, однако, отсутствием выражения индивидуального характера и настоящей жизни (громадные фигуры Рамсеса II в Абу-Симбеле, статуи Мемнона и др. ). Формовка). Под пластикой же понимали противоположный ваянию путь создания скульптурного произведения – лепку из глины или воска, при которой скульптор не убавляет, а, наоборот, наращивает объем. Различные аспекты, развивая основную идею памятника, делают ее многограннее и богаче. По их следам идет фаланга более или менее даровитых мастеров.
При выборе материала для памятника важно учитывать задуманную композицию. обложку). Станковая скульптура охватывает очень широкий круг сюжетов. В 1778 году отделка статуи была закончена.
Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, Изд-во Искусство, 1938, стр. Одежды слегка драпируют его сильное юношеское тело.
Там собрана замечательная коллекция декоративных скульптур аллегорического характера: в иносказательной форме они раскрывают те или иные идеи и понятия. Иного рода движение приняло ваяние в Берлине, где в началие XIX столетия И. К. Шадов, не пренебрегая антиками, поставил себе главною задачей воспроизведение современности и реального мира (колесница и метопы на Бранденбургских воротах, памятники Цитену и принцу Леопольду Дессаускому в Берлине, Блюхеру в Ростоке, Лютеру в Виттенберге и прочие). Она называется так потому, что устанавливается на станке или подставке и предназначается для выставок, музеев, общественных и жилых помещений (последнее даже породило специальное понятие кабинетная скульптура).
Подобно тому как в живописи основное выразительное средство – изображение красками на плоскости холста, язык скульптуры – объемно-пластическая, трехмерная форма, обладающая реальной тяжестью. Удачно выбранный материал сам по себе не может быть гарантией успеха. Однако не всякий памятник будет хорошо выглядеть на фоне открытого пространства площади. Это хорошо понимали сами мастера станковой скульптуры.
В защиту цвета в скульптуре, что усилило бы ее декоративные возможности, не раз выступала В. И. Мухина любит слегка кое-где подцвечивать свои мраморные портреты и С. Т. Коненков. Она точно повторяет модель, только в обратной, вогнутой форме. Отказавшись от каких бы то ни было жестов, скульптор стремился выразить внутреннее движение образа посредством величаво построенного и развернутого объема статуи, выразительного ее силуэта, отчетливо читаемого на фоне неба. Прадье и Ж. Давид Анжерский. 19).
5), статуя, находящаяся в Ленинградском Эрмитаже и по преданию высеченная Микеланджело из куска мрамора имевшего почти кубическую форму внутри этого куба скульптор как бы увидел именно такую композицию фигуры, решив ее в то же время с необычайной естественностью. Передовыми распространителями нового движения являются Якопо делла Кверчья, прозванный «della Fonte» за превосходный фонтан, воздвигнутый им в Сиене Лука делла Роббиа, составивший себе имя в особенности рельефами из обожженной и глазурованной глины и высоко талантливый Донателло.
Лучше всего для нее условия музея или выставки. Из среды берлинских скульпторов Нового времени особенно выдаются сильный и пылкий Р. Бегас (берлинский монумент Шиллеру, бюст Менделя в Национальной галерее «Пан утешает Психею», «Семейство Фавна», «Венера и Амур» и другие группы, полные жизни и движения) и Р. Зимеринг (мраморная статуя короля Вильгельма в Берлинской бирже группы «Нимфа учит юного Бахуса пляске» и «Фавн дает пить мальчику Бахусу» «Победный памятник» в Лейпциге). Эта работа, требующая большого физического труда и навыка, теперь не всегда осуществляется самим скульптором – в ней могут участвовать его помощники, специалисты-мраморщики. В эпоху эллинизма (III – I века до н. э. ) еще продолжали применять расцветки.
Интересны в этом смысле, например, соображения М. М. Антокольского, который не хотел выставлять одну из своих работ во дворе (то есть на открытом воздухе) и писал И. Е. Репину:. Такова его бронзовая группа Запорожец после битвы (илл. Что касается до выбивной работы (так называемой работы репусс), то она состоит в следующем: берется лист металла, его размягчают нагреванием на огне и, ударяя по внутренней стороне листа молотком, сообщают ему требующуюся выпуклость, сначала в грубом виде, а потом, при постепенном продолжении такой же работы, со всеми деталями, согласно с имеющеюся моделью. Такие изделия считаются раритетами и стоят достаточно дорого.
музее), Ж. Б. Клезингер («Сафо», «Ариадна с тигром», «Опьяневшая вакханка») и А. Шапю («Жанна дАрк» в Люксембургском музее и «Юность» на памятнике Реньо, в Парижском училище изобразительных искусств). Между прочими дрезденскими скульпторами более других достойны внимания: И. Шиллинг, ученик и последователь Гэнеля (группы «Ночь» и «День» на Брюлевской террасе, памятники Ритшелю в Дрездене и Шиллеру в Вене) и А. Донндорф, наследник живой и благородной манеры Ритшеля, его сотрудник по вормскому памятнику Лютера, автор конной статуи Карла Августа в Веймаре и монументов: Шуману в Бонне и Корнелиусу в Дюссельдорфе. Но тем не менее выразительность и содержательность скульптурных форм чрезвычайно сильны. Таков характер их исторических статуй и бюстов, наполняющих собою современные музеи (например, статуи Августа в Ватиканском, Марка Аврелия и Агриппины в Капитолийском музеях).
Со второй половины XIXв. Весьма искусно умели египетские ваятели, при изображении богов, соединять человеческие формы с формами животного мира, но ещё искуснее воспроизводили они фигуры животных (пара львов на лестнице Капитолия в Риме). Многочисленные ученики и последователи Прадье трудились вообще в его духе иногда заходя ещё далее, чем он, в пристрастии к чувственности иногда умеряя её стремлением к более чистому идеалу и благородной грации и постоянно заботясь о доведении технического исполнения своих работ до высшей степени совершенства.
Между этими художниками первенствовал Лисипп, ваятель из бронзы, современник и любимец Александра Македонского, прославившийся его портретными изображениями, создавший новый канон пропорций человеческого тела своею статуей атлета-апоксиомена (то есть счищающего с себя пыль палестры) и создавший, между прочим, типический образ Геракла. Ученик Бартолини, Дж. Это— простые столбы со слабыми, чудовищными намеками на человеческие лицо и члены.
В основном скульптуры малых форм предназначены для обустройства интерьеров и олицетворяют декоративно-прикладное искусство. Благородные очертания этих статуй красиво выделяются на фоне стен центральной башни. Появились также первые опыты хризоэлефантинной пластики.
В этой последней фазе своего развития искусство греческой скульптуры перешло к римлянам.
К группе этих художников относятся: О. Курте («Фавн и центаврка», «Леда», прекрасный портрет Адриенны Лекуврер в театре Французской комедии в Париже), А. Этекс («Каин», «Геркулес и Антей» и две группы на триумфальных воротах Звезды: «Сопротивление» и «Мир»), Ш. Симар («Орест, преследуемый фуриями»), Э. Гильом (группа «Музыка» у Новой Оперы, в Париже, многие портретные бюсты и статуи), Идрак («Раненый амур» и «Саламбо» в Люксемб.
К числу особенно примечательных работ Шубина относится портрет М. В. Ломоносова (илл. Самыми значительными из ваятелей в этой стране могут быть названы: Гийом (Виллем) Гефс (национальный памятник на площади Мучеников в Брюсселе, монумент Рубенсу в Антверпене), его брат Йозеф Гефс (монументы Леопольду I в Брюсселе и Вильгельму II в Гааге)2, Франкин (монумент Эгмонту и Горну в Брюсселе) и Симонис (монумент Готфриду Бульонскому в Брюсселе). Максимилиану II в Мюнхене, лучший из всех украшающих этот город монумент Марии-Терезии в Вене и прочие) и М. Вагмюллер («Девушка с бабочкой», «Девушка с ящерицей», превосходные портретные бюсты).
Одной из особенностей произведений из искусственного камня является их долговечность (при отсутствии актов вандализма и правильном содержании), кроме того мастер имеет возможность имитировать дорогие природные материалы (гранит, мрамор известняк и т. д. ). Вообще раздел анималистической скульптуры имеет древнюю историю и не может быть зачислен только в жанр станковой скульптуры. 20). В круглой скульптуре очень трудно решить многофигурную сцену.
Давид Анжерский и Прадье стремились примирить античные традиции с романтизмом. Таково, например, основание во Франции фонтенеблосской скульптурной школы, представители которой, Жан Гужон, Жермен Пилон и прочие, оставили по себе потомству весьма талантливые произведения. Фальконе работал над ним больше двенадцати лет. Всеми пластическими средствами, позой, жестом, выразительностью мимики скульптор раскрывает состояние своих персонажей с замечательной убедительностью.
Высота и длина произведения могут быть доведены до 80 сантиметров и метра. Рядом с тремя упомянутыми вождями французской скульптуры Нового времени должен быть поставлен Ф. Дюре, достойный последователь Рюда и Давида Анжерского («Неаполитанский импровизатор», «Неаполитанский танцор», статуя Рашели в рола Федры в театре Франц. Первые попытки оживить искусство непосредственным наблюдением природы и изучением антиков были сделаны в Саксонии, а ещё успешнее в Италии, где Николо Пизано в середине XIII века разом поднял скульптуру на значительную высоту (кафедры Пизанского баптистерия и Сиенского собора, фонтан перед ратушей в Перуджи). Главным своим призванием она имела увеличение блеска царских чертогов.
Древние греки в расчете на последующую отливку из бронзы, как правило, лепили статуи из глины и вот таким образом родился термин пластика, тогда как римляне, преимущественно ваявшие из мрамора, называли свои произведения скульптура (отсюда же и термин скарпель или скальпель – нож, резец). Обнаженный Геракл стоит, тяжело опираясь на столб, покрытый львиной шкурой. 21). Перевод гипсового, глиняного или бронзового скульптурного произведения в мрамор (или камень) осуществляется при помощи так называемой пунктирной машины: все выпуклости и углубления формы на гипсовой модели точно отмеряются и переносятся на мрамор, в котором по этим отметкам снимается, срубается все лишнее.
В группе три фигуры. Легенда приписывает создание первой геммы греческому резчику VI-V веков до н. э. Мнесарху (отцу философа Пифагора). Кроме того, радиус обозрения сидящей фигуры из-за невыразительности точки зрения со спины сокращается до 180 градусов окружности и вот таким образом лучше, если сидящая фигура своей тыльной стороной примыкает к стене здания или зелени парка. Этот последний снимает с глиняного оригинала так называемую чёрную форму ( creux perdu) из алебастра и по ней отливает гипсовый слепок произведения. Порыв вперед и вверх и в то же время величавое, утверждающее на века мановение протянутой руки Петра (. При рельефной скульптуре фигура представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из него менее или более чем на половину своей толщины (в первом случае— барельеф, во втором— горельеф). В духе античного искусства старались трудиться Бушардон (1698—1762) и Пигаль (1714—1785 статуя маршала Морица Саксонского в Страсбурге).
комедии в Париже), образовавший, в свою очередь, талантливого ученика Э. Делапланша («Материнская любовь», «Музыка», портрет Обера). Так, в древности существовали направления объемного ваяния, которые имеют место и сегодня. Жанры и направления малой скульптуры— портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзаж.
Дж. Закончилась жизнь Айседоры тоже трагически как и у Есенина. 17) не нуждается в подписи. Именно здесь и проходит водораздел между станковым и монументальным искусством. Во все продолжение лепки необходимо, во избежание появления трещин в высыхающей глине, постоянно поддерживать её влажность и для этого, от времени до времени, смачивать или сбрызгивать фигуру водой, а, прерывая работу до следующего дня, окутывать её мокрым холстом.
Затем, руководствуясь макетом или моделью, он приступает к работе над самим произведением. Почти вся скульптура нового времени (за исключением фарфора и майолики) делается однотонной, ровно окрашенной (тонированный гипс, патинированная бронза) или имеет естественный цвет материала из которого она выполнена (мрамор, дерево, гранит). Такая органическая связь с плоскостью и является особенностью рельефа. Уатт («Флора», «Пенелопа», «Музидора» и другие). Они не утрачивают ни познаний, ни технического мастерства, унаследованных от прежних ваятелей, даже доводят это мастерство до большей тонкости, но вносят в искусство существенно новых элементов, не открывают для него новых направлений, а только повторяют, комбинируют и видоизменяют старое, заботясь только о воспроизведении впечатления на зрителя колоссальностью размера своих произведений и живописностью сложной группировки фигур, причём произведениям часто свойственны преувеличенный пафос и театральность.
Медный всадник прекрасен и вблизи и на далеком расстоянии. Ещё скульпторы Первой империи, Картелье, вышеупомянутый Шоде, Ф. Бозио (барельефы Вандомск. Особым видом станковой скульптуры является так называемая скульптура малых форм. Мрамор и бронза постепенно получают широкое распространение: бронза изначально в ионических и малоазийских полисах, мрамор— в остальных греческих городах. Из художников, содействовавших этому в большей или меньшей степени, а также поддерживающих достоинство русской скульптуры второй половины XIX века можно назвать: М. М. Антокольского (статуи «Иоанн Грозный», «Христос перед народом», «Смерть Сократа», «Мефистофель» в Эрмитаже статуя Петра Великого в Петергофе), Н. Р. Баха (статуя «Пифия»), Р. Р. Баха (статуя «Ундина» горельефы «Эльфа» и «Идиллия»), А. Р. фон Бока (группа «Минерва» на куполе Академии художеств, памятники графу Паскевичу в Варшаве и М. Глинке в Смоленске статуя «Психея» и группа «Венера и Амур»), П. А. Велионского (статуя «Гладиатор», барельеф «Венера представляет Амура олимпийцам»), П. П. Забелло (статуя Пушкина в Императорском Александровском лицее, «Татьяна, героиня пушкинского романа» у Е. И. В. Императрицы Марии Феодоровны и «Русалка» для фонтана в Казани), Г. Р. Залемана (статуя «Орест, преследуемый фуриями», группа «Кимвры», барельеф «Стикс»), Ф. Ф. Каменского (статуи «Мальчик-скульптор» и «Девочка-грибоборка» и группа «Первый шаг» в Эрмитаже), В. П. Крейтана (портретные бюсты), Н. А. Лаверецкого (группы «Раннее кокетство» в Эрмитаже и «Мальчик и девочка с птичкой» статуя «Родопа»), Е. Е. Лансере (мелкие группы и статуэтки баталического и бытового содержания с превосходными фигурами лошадей), Н. И. Либериха (статуэтки и небольшие группы изображающие военные и охотничьи сюжеты), Л. Л. Обера (произведения такого же рода), А. М. Опекушина (памятник Пушкину в Москве), И. И. Подозерова (статуи «Амур с бабочкой» и «Ева» портретные бюсты), М. П. Попова (статуя «Неаполитанский рыбак играющий на мандолине», «Девочка-кокетка», «Фрина»), А. В. Снигиревского (статуя «Любопытство», группа «В бурю» маленькие группы жанрового характера), М. А. Чижова (группы «Крестьянин в беде», «Игра в жмурки», «Мать, учащая ребёнка родному слову» «Первая любовь» статуя «Резвушка») и, наконец, И. Н. Шредера (памятники принцу П. Г. Ольденбургскому и Крузенштерну в Санкт-Петербурге Петру Великому в Петрозаводске). Некоторые скульптуры связаны с историческими событиями. Его ученик Фальконе (1716—1791), даровитый автор петербургского памятника Петру Великому.
Возникновение этих двух терминов исторически обусловлено. Главным деятелем по части скульптуры в царствование Петра Великого и Анны Иоанновны был К. Б. Растрелли, отец знаменитого впоследствии архитектора, вызванный в Петербург для литья пушек. Талант Прадье был более внешний и проявлялся преимущественно в изящной обработке форм женского тела, в создании обворожительных, живых, но чувственных фигур («Легкая поэзия», «Флора», «Грации», «Вакханка и сатир» и пр. ). Эта скульптура работы С. Д. Шапошникова (илл.
Простор этот открылся с наступлением эпохи великих реформ Александра II— эпохи, в которую начертательные искусства России, вслед за её литературой, сделались выразителями самосознания, пробудившегося в русском обществе, стали невольно отзывчивы на его сомнения, желания и надежды. 2), чтобы почувствовать всю разницу понимания объемно-пластической формы. Из числа его произведений к такому идеалу приближается Сидящий мальчик (илл. Скульптуру можно светом убить и возродить, – говорила В. И. Мухина, беспокоясь о том, хорошо ли будет освещена на Парижской выставке скульптурная группа Рабочий и Колхозница. Рельеф (от итальянского relievo – выступ, выпуклость, подъем) занимает по своим изобразительным возможностям промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости (рисунком, живописью, фреской).
В Дрездене одновременно трудились два первоклассных ваятеля: Э. Ритшель, ученик Рауха, следовавший по его реалистическому направлению (главные работы: величественный памятник Лютеру в Вормсе, монумент Шиллеру и Гете в Веймаре, статуя Лессинга в Брауншвейге) и Э. Гэнель, последователь идеалистической школы (лучшие произведения— декоративные статуи фасада Дрезденской картинной галереи, памятник князю Шварценбергу в Вене, статуя Бетховена в Бонне). Сюжеты миниатюр в стиле нэцкэ могут быть самыми разнообразными. К таким произведениям можно отнести статую М. М. Антокольского Иван Грозный (илл.
Адам Крафт (около 1500г. ) и литейщик Петер Фишер, оба из Нюрнберга, должны считаться представителями этого направления. здесь будет город заложен. ) – вот основное эмоциональное содержание памятника. Человек выдерживает напор стихии, сопротивляется ей и как бы бросает ей вызов. 24). В виде прекрасной женщины, закутанной в плащ, осыпанный звездами изображена статуя Ночь (илл. Круглые скульптуры украшают углы кровли нижнего яруса и верх колоннады.
(Из этого вовсе не следует, что греки не знали ваяния в мраморе, а римляне – бронзового литья имеется в виду лишь преобладание одних методов создания скульптуры над другими и то в отдельные периоды, когда, видимо и возникли эти термины). Влияние Шванталера, занесенное в Вену Гассером и Фернкорном (конные статуи эрцгерцога Карла и принца Евгения), до сей поры отражается в произведениях местных скульпторов из которых заслужпивают быть упомянутыми К. Кундеман, автор памятника Фр. Ф. Жуффруа («Девушка, поверяющая свою тайну Амуру» в Люксембургском музее) из последователей которого особенно известны Л. Барриас («Клятва Спартака» и «Моцарт, настраивающий скрипку») и Р. де Сен-Марсо («Гений, охраняющий гробовую тайну» в Люксембургском музее) но лучший из учеников Жуффруа, А. Фальгьер, выказывает явную склонность к реализму («Египетская танцовщица», «Диана» и прочие), П. Дюбуа и А. Мерсье вдохновляются скульптурными памятниками цветущей поры итальянского Возрождения ища гармонии и красоты в спокойных позах (из работ первого особенно замечательны группы на памятник Ламорисьеру: «Воинская храбрость» и «Христианская любовь», а также «Неаполитанский певец XV стол» и «Ева» из произведений второго— «Давид» в Люксембургском музее, памятник Мишеле на кладбище Лашеза в Париже и группа «Quand mme»). Монументально-декоративная скульптура решает большие идейно-образные задачи. Уложенная в кожух (общая покрышка, объединяющая все куски) кусковая форма дает возможность формовать и отливать следующие экземпляры из гипса, бетона, пластмассы или из какого-нибудь металла.
В скульптуре малых форм возможны сатирические образы, шаржи. Одной из особенностей произведений из искусственного камня является их долговечность (при отсутствии актов вандализма и правильном содержании), кроме того мастер имеет возможность имитировать дорогие природные материалы (гранит, мрамор известняк ит. д. ).
4). Он изобразил Ленина с открытой головой, благодаря чему виден ленинский огромный лоб. Выражения лиц, позы, напряженность фигур, трактовка форм сильных молодых тел, сопротивляющихся физическим страданиям (обратите внимание на правую фигуру измученного пыткой, но все еще упорного человека) – все говорит о мужестве этих людей. Сам Фальконе был ранен и только находчивость артиллерийского литейщика Михаилы Хайлова, который мужественно, рискуя жизнью, заделал трещину, спасла все дело.
Композиция его как бы делится на два яруса.
Включает целый ряд тематических направлений: чукотская резная кость, богородская резьба, оловянная миниатюра, глиптика (резьба по камню), миниатюрные изображения зверей. Трудно передать на словах все богатство и разнообразие оттенков мысли, заключенных в нем. Скульптура развивает и разъясняет идею и назначение сооружения, в то же время усиливая звучание архитектурных форм (иногда по соответствию, а иногда по контрасту). Скульптор изобразил Грозного царя в состоянии тягостной сосредоточенности, погруженного в переживания содеянных им злодеяний.
Бельгийское ваяние составляет не более как отпрыск французского— факт, легко объясняемый тем обстоятельством, что большинство скульпторов Бельгии получало или довершало своё художественное образование в Париже. Высоко ценятся старинные нэцкэ, которым более ста лет. В таком положении застало скульптуру христианство, восторжествовавшее над язычеством.
Пластинки эти укреплялись на деревянном каркасе. Сроки кончались, работа шла днем и ночью, никто не уходил с рабочей площадки домой. Формовка). Этому помог иносказательный, но тем не менее понятный и выразительный язык аллегории. Множество скульптур советской эпохи выполнены из него. Особенно распространены станковые статуэтки зверей и домашних животных исполняющиеся мастерами, которых называют анималистами (от латинского слова animal – животное).
Памятник всегда обращается к широким массам зрителей и утверждает положительный образ (разумеется, с точки зрения тех, кто этот памятник сооружает). Свет и тень служат средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Предпринимая какую-либо работу, ваятель, прежде всего, делает рисунок или фотографию, затем производит математический расчет произведения (определяет центр тяжести изделия, высчитывает пропорции) затем лепит в малом виде из воска или мокрой глины макет, передающий идею его будущего произведения. Этому художнику обязаны своим образованием многие ученики, между прочим, М. Видиман (монумент Шиллеру в Мюнхене и другие), Л. Шаллер (монумент Гердеру в Веймаре, рельефы в Мюнхенской пинакотеке на сюжеты из жизни Я. ван Эйка, А. Дюрера и Гольбейна, аллегорические статуи четырёх звезд ит. д. ), Ф. Бругген (статуи Глюка, курфюрста Максимилиана Эммануила и Гертнера в Мюнхене, группы: «Хирон учит Ахилла», «Меркурий и Калипсо» и пр. ), К. Цумбуш (монум. 22), И. С. Ефимова, П. М. Кожина (Барсук, морж и выдра илл. Замечательный мастер станкового портрета скульптор Ф. И. Шубин, сын рыбака-помора Архангельской губернии, земляк и, говорят, даже родственник великого ученого и поэта М. В. Ломоносова, создавал портреты екатерининских вельмож, передавая их облик и характеры с чувством такой правды, что, кажется, при взгляде на мраморные бюсты этих людей в париках с буклями, слышишь их высокомерный голос, представляешь себе их походку и манеру держаться.
Высоко взметнув вверх серп и молот, дружно шагают вперед молодые и прекрасные гиганты – рабочий и колхозница, олицетворяющие весь советский народ. Будучи по своему характеру искусством многотиражным, то есть таким, когда созданное художником произведение повторяется затем (в условиях промышленного производства) в тысячах экземпляров, скульптура малых форм этой своей особенностью граничит с прикладным искусством. Наиболее трудоемкий метод – это художественные изделия в манере глиптики.
Из среды представителей этой школы выдаются Д. Фойятье (монумент Жанне дАрк в Орлеане, статуи Цинцинната и Спартака в Тюильрийском саду в Париже), Э. Милле («Аполлон», на вершине здания Большой оперы и «Кассандра» в Люксембургском музее в Париже), А. Прео («Убийство» и «Молчание», коллоссальные бюсты на кладбище Лашеза в Париже) и А. Каррье-Белез, самый плодовитый из учеников Давида и самый близкий к нему по манере («Мадонна» в парижском центре С. -Венсень-де-Поль). Великий баснописец сидит задумавшись вокруг него высокие двухсотлетние деревья образуют как бы зеленую беседку, располагающую к тишине и отдыху пьедестал памятника заполнен рельефными изображениями четвероногих героев басен Крылова. То же стремление сказывается в изваяниях, которыми римляне украшали общественные памятники для увековечения славных событий отечественной истории, подвигов и побед, распространивших владычество Рима до далеких пределов (рельефы на триумфальных арках Тита, Септимия Севера, Марка Аврелия, на колоннах Траяна, Антонина и Константина). В этом смысле границы живописи, бесспорно, шире. Геракл (иначе Геркулес) в античной мифологии олицетворял силу и мужество.
Скульптор изобразил могучего бородатого атлета отдыхающим после одного из подвигов. Эти рельефы как бы конкретизируют и развивают основную идею памятника. Материал своими качествами вносит те или иные оттенки в характеристику образа ибо. По преданию, он совершил двенадцать подвигов и был затем принят в сонм бессмертных богов. Создавая скульптурное произведение, мастер мыслит его в определенном материале. Решительный приверженец реализма и враг всякой условности, Давид Анжерский заботился не столько о красоте линий и, в сложных композициях, о ясном расчленении групп, сколько о точной характеристике изображаемого его работы (Тимпан парижского Пантеона, статуя Конде в Версале, множество портретных статуй, бюстов и медальонов) всегда проникнуты глубокой идеей и высокой выразительностью, производящей тем сильнейшее впечатление, что она вложена в формы, прямо взятые из действительности.
Правда, в некоторых местах, в особенности в бывших новгородских областях, пользовались уважением резные и раскрашенные изображения святых, но они были чужды всякого художественного значения и составляли изделия, возникшие под влиянием Запада. В качестве материала используются клыки морских животных или слоновая кость (то есть бивни обычных сухопутных слонов). Эрмитаже).
210. ). Звучание мемориального надгробного памятника обычно бывает лирическим интимным. Самым значительным из художников этого направления был В. Вела (группа «Франция и Италия» и «Умирающий Наполеон» в Версальском музее в Париже, статуи Виктора-Эммануила в Туринской ратуше, «Корреджио» в его родном городе, философа Росмани и «Весна»). Совсем иначе ведет себя привязанная на поводу другая, видимо, чужая, взятая в бою, лошадь.
Здесь они, конечно, подвергались влиянию популярных в то время мастеров и усваивали себе тогдашнее господствовавшее художественное направление. Прекрасен ленинский вдохновенный взор, как бы устремленный в светлое будущее человечества. Впрочем, слоновая кость в цветущий период древнегреческого искусства находила себе применение и в крупных, даже колоссальных произведениях— в так называемых хрисоэлефантинных скульптурах. Она словно борется со сном или грезит наяву.
16). С вылепленного из глины подлинника скульптурного произведения снимается гипсовая, так называемая черная форма, состоящая из двух или нескольких частей. Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка, лепление или моделировка— искусство работать из мягкого вещества, каковы воск и глина литейное дело или торевтика— искусство делать изваяние из расплавленного металла глиптика или скульптура в тесном смысле— искусство вырубать изображение из камня, металла, дерева и вообще твердых веществ к отраслям ваяния можно, сверх того, причислить скульптурную резьбу на твердых и драгоценных камнях и изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство).
При этом следует иметь в виду, что каждый жанр или раздел скульптуры (как и других видов искусства) вовсе не есть нечто застывшее и неизменное. В екатерининский век, кроме Шубина, державшегося в своих трудах натурализма, облагороженного уважением к антикам, действовали рутинер-эклектик Ф. Г. Гордеев (группа Самсона для петергофского фонтана этого имени) и даровитый, несколько манерный М. И. Козловский (монумент Суворову на Царицыном лугу в Санкт-Петербурге, статуя «Амура, вынимающего стрелу из колчана» в Эрмитаже и прочие). Они представляют собой уже не вогнутый, как у геммы, а выпуклый рельеф. Гудон (1741—1828) внес во французское ваяние большую простоту и жизненность его знаменитая статуя Вольтера в Comedie Francaise (другой экземпляр— в Имп. С получением гипсового слепка существенная часть художественной задачи ваятеля может считаться оконченной: остается только воспроизвести слепок, смотря по желанию, в камне (мраморе, песчанике, вулканическом туфе ит. п. ) или в металле (бронзе, цинке, сталь ит. п. ), что составляет уже полуремесленную работу. Для камеи обычно выбирают двухслойный камень, так что изображение, которое вырезают в верхнем слое, по цвету отличается от фона (нижнего слоя камня).
Отливка конной статуи также заняла много времени. Но понятия об индийских божествах возникли не из ясных, чисто человеческих представлений, а из мечтательных и фантастических вот таким образом образы богов и история их судеб, глубокий страх перед неведомым, воплощались у индийцев в тёмном цикле причудливых изображений, в утрированных позах и беспокойных движениях фигур, с сильным оттенком страстности и чувственности (особенно в женских фигурах), в причудливом нагромождении голов, рук и вообще членов тела или в странном соединении человеческих и животных форм. Мы говорили об особенностях монументальной и монументально-декоративной скульптуры.
Металлы могут обрабатываться и в холодном виде – путем ковки, чеканки, то есть выбивания рельефа ударами молотка изнутри по листу металла (по готовой, вогнутой форме). Шуберту и В. Тильгнер, составивший себе лестную репутацию портретными статуями и бюстами. В скульптуре замысел мастера воплощается в вещественном реальном объеме. Драке (барельефы на памятнике Фридриху-Вильгельму III в берлинском Зоологическом саду, конная статуя императора Вильгельма на железнодорожной станции в Кельне и прочие), Шифельбейн («Разрушение Помпеи», большой фриз в новом Берлинском музее, барельефы на мосту в Диршау), Блезер (конная статуя Вильгельма IV на Рейнском мосту в Кельне), А. Кис, превосходно воспроизводивший животных и с успехом трудившийся также по части исторической скульптуры (статуи архангела Михаила и Святого Георгия, поражающего дракона конные статуи Фридриха-Вильгельма III в Кенигсберге и Бреслау), Т. Калиде, А. Вольф и другие. Может тиражироваться промышленно, что не характерно для станковой скульптуры.
Своими успехами оно было там обязано, главным образом, сыну вышеупомянутого Николо Пизано, Джованни (кафедра в церкви святого Андрея в Пистойе, надгробный памятник папе Бенедикту XI в Перудже, рельефы для кафедры Пизанского баптистерия). Севастан», «Парис», «Дискобол», сцены из Страшного суда), баварец М. Вагнер (фриз в Валгалле близ Регенсбурга «Минерва», покровительница художественной деятельности на фронтоне Мюнхенской глиптотеки), бременец К. Штейнгейзер («Геро и Леандр», «Гете с Психеей» в Веймарском музее, «Скрипач» и прочие) и пруссак Э. Вольф («Нереида» и «Амазонка» в Императорском Эрмитаже, «Венера», «Юдифь» и прочие). Мосту в Париже), Ж. Корто (фронтон палаты депутатов, апофеоза Наполеона I на триумф. Это так называемый живописный рельеф. Первый из них («Меркурий, привязывающий крылья к своим ногам», «Молодой неаполитанский рыбак». Трудно, конечно, свести все многообразие стилей, национальных и индивидуальных манер к этим направлениям, но если взять периоды расцвета искусства пластики – античность, Возрождение и русский классицизм, то все же такое, пусть несколько схематическое, деление будет верно.
Самое видное место среди этих художников занимает Л. Л. Барри («Лев, пожирающий змею», «Отдыхающий лев» и небольшие бронзовые группы), которого можно считать истинным основателем этой пластической отрасли и первостепенным по ней мастером. Практически все европейские виды скульптуры доминировали в культурных образованиях благодаря мастерам, жившим в пятнадцатом – девятнадцатом веках, среди которых были Огюст Роден, Джованни Бернини, Бетто Барди Донателло, Жан-Антуан Гудон, Микеланджело Буонаротти, Федот Шубин.
И здесь эта отрасль искусства находилась в тесной связи с зодчеством, даже в сильнейшей, чем у египтян. Глубина и иллюзорность такого рельефа как бы разрушают плоскость стены.
Малые, пространственно— объёмные формы, ландшафтный дизайн и кинетическая скульптура. 23), А. Г. Сотникова есть также много молодых и талантливых мастеров. Искусство японской резьбы по кости славится во всем мире. Этот гребень волны ритмически повторяет движение поднявшегося на дыбы коня.
Только так можно достичь высокого результата. Такое произведение называется станковым. Сверх того, она представляет особенно удобное вещество в том случае, когда произведение колоссально или изображает сильное движение: фигуры, оживленные таким движением, при исполнении их из бронзы не нуждаются в подпорах для ног, рук и других частей, которые необходимы в подобных фигурах, вырубленных из хрупкого камня. Чеканка известна была еще в Древней Греции.
В Германии, после Торвальдсена, в числе скульпторов, державшихся его идеалистического направления, особенно достоин внимание Л. Шванталер, для деятельности которого при баварском короле Людвиге I было открыто широкое поле деятельности по украшению Мюнхена (колоссальная статуи Баварии, скульптурные фризы во дворцах короля и герцога Максимилиана, рельефы и статуи, украшающие глиптотеку и прочее). Мы так привыкли к тому, что скульптура одноцветна, что всякую попытку раскрасить ее готовы считать проявлением безвкусицы. При этом немаловажное значение имеет правильный выбор материала. Между тем не надо забывать, что древние греки раскрашивали свои скульптурные произведения. Также ценится резьба по кости.
Его стремления получили полное развитие в продолжительной и влиятельной деятельности X. Рауха (монументы Фридриху Великому в Берлине, А. Дюреру в Нюрнберге, Канту в Кенигсберге известные фигуры «Викторий», надгробные памятники королеве Луизе и Фридриху-Вильгельму III в Шарлоттенбургском мавзолее). Геммы представляют собой вырезанный на камне обратный (вогнутый) рельеф, который дает выпуклый оттиск на пластичном материале (воске, пластилине, глине).
Некоторые из них, однако, заслуживают быть упомянутыми. Каждая из них изображает трех прекрасных женщин – морских нимф, несущих глобус. Нельзя поставить на городской площади памятник лицу, которое близко только самому скульптору – жена, брат, друг (не только по причинам техническим и экономическим), тогда как создать их портреты для выставки или музея в станковом плане вполне возможно. Произведения этого рода являются сперва во Франции (скульптуры Реймского, Парижского, Амьенского и других соборов), а потом в Германии (скульптуры церкви Богоматери в Трире, Бамбергского, Наумбургского, Страсбургского и других соборов). Но никто не достиг столь блестящих результатов, как датчанин Бертель Торвальдсен. В правление папы Льва X итальянская скульптура, как и прочие отрасли искусства, достигают кульминационного пункта своего развития в работах Джан Франческо Рустичи, Андреа Контуччи (Сансовино) и, наконец, гениального Микеланджело Буонарроти. И все эти произведения представляют собой тот или иной вид скульптуры, которая, оказывается, весьма многообразна.
За время Александра I и отчасти николаевское, выдающимися представителями русского ваяния были: В. И. Демут-Малиновский (статуя апостола Андрея в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, «Русского Сцеволы» в Академии художеств, портретные бюсты и прочие), С. С. Пименов (две группы на подъезде Горного института в Петербурге), И. П. Прокофьев (статуя бегущего Актеона, тритоны петергофского фонтана), И. П. Мартос (памятники Минину и князю Пожарскому в Москве, герцогу Ришелье в Одессе, Ломоносову в Архангельске, колоссальная статуя Екатерины II в московском Дворянском собрании и прочие) и некоторые другие. Пластический язык статуи прост и лаконичен. Так, например, Ништадскому миру (1721), которым закончилась победоносная Северная война русских со шведами, посвящена аллегорическая композиция Мир и изобилие. Мы уже говорили о монументально-декоративной группе В. И. Мухиной Рабочий и Колхозница.
в дар Соединенным Штатам Америки. Это делается затем, чтобы избежать изображения человека в натуральную величину, так как оно может выглядеть как муляж (точный слепок), что нехудожественно и неприятно. По обеим сторонам ворот, обрамленных полуциркульной аркой, стоят одиннадцатиметровые (вместе с пьедесталом) скульптурные группы (см. Лучший скульптор этого времени Жан-Батист Лемуан (1704—1778 многочисленные бюсты и статуи современных знаменитостей). Сюжетно конкретизированное и раскрытое в скульптурной группе, это движение, как основная мелодия (хочется сказать: марш победившего народа), получает подготовку и опору, словно в оркестровой инструментовке, в звучании архитектурных форм всего здания.
Конная статуя Петра I воздвигнута на гранитном пьедестале, представляющем неровной формы скалу, похожую на гребень окаменевшей волны. Запорожский казак устало вытирает после сражения шашку его лошадь, тоже усталая и измученная, наклонив голову, неторопливо почесывает ее о ногу. Гений русской науки и искусства предстает перед нами в портрете-бюсте (обычная для шубинских портретов композиция, внутри которой он находил, однако, всякий раз новые решения), с лицом, поражающим живостью, умом и пытливой энергией.
Такая техника соединения золота и слоновой кости называлась хрисоэлефантинной техникой. Освещение может быть удачным или неудачным. Дюпре, сделал некоторый поворот в сторону натурализма («Богоматерь, оплакивающая усопшего Спасителя» на кладбище в Сиене, памятник Кавуру в Турине, «Каин» и «Авель» в Имп. - Мелкая пластика – скульптурные изображения высотой не более 15 сантиметров. Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура) станковая скульптура, не зависящая от среды имеет размеры, близкие к натуре или меньшие и конкретное углублённое содержание.
Каждый приезжающий в Ленинград непременно в первые же дни идет посмотреть на знаменитый, стоящий на площади Декабристов (бывшей Сенатской площади) памятник Петру I (Медный всадник) работы Э. -М. Для живописной картины характерны многокрасочность и иллюзорное пространство. Все эти возможности возникают только при рассматривании круглой скульптуры.
Но заключительный этап работы – отделка поверхности – производится всегда самим автором. Если художник желает иметь слепок не в одном, а в нескольких экземплярах, то они отливаются по так называемой чистой форме ( bon creux) изготовление которой гораздо сложнее, чем предыдущей (см.
Множество скульптур советской эпохи выполнены из него. В техническом отношении такие произведения свидетельствуют о значительной умелости их исполнителей. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст (изваяние головы с частью груди), осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством и рельеф. 10). Он образовал нескольких учеников, в числе которых самым даровитым был Ф. И. Шубин (главный его труд— статуя Екатерины в Академии художеств). Способ исполнения этих рельефов был особенный: фигуры в них либо незначительно выступали на углубленном фоне (плоско-выпуклые рельефы, койланаглифы), либо, наоборот, уходили немного вглубь фона (плоско-впалые рельефы).
Это один из ярких примеров аллегорического решения темы. В настоящее время для чеканки часто используются пневматические отбойные молотки. Манерою Кановы отзываются труды многих других английских художников, трактовавших сюжеты античного мифа в грациозных, ласкающих взор формах, каковы, например, П. Мак-Дауль («Виргиний и его дочь», «Моющаяся мечта»), Р. Вэстмакот (статуи Эддисона, Питта, Фокса и Персиваля в Вестминстерском аббатстве, лордов Эрскина на Линкольс-Инне и Нельсона в ливерпульской бирже, фигуры на фронтоне Британского музея) и Р. -Дж.
Попробуем разобраться в этом. Но в данном случае речь идет лишь о том виде мелкой пластики, которая украшает быт. По мастерству исполнения и по размерам это настоящая царица камей.
Фигуры надо как можно больше сблизить и вместе с тем позаботиться о том, чтобы одна фигура не заслоняла другую, так как слитность их помешает выявлению четкого силуэта. Статуя служит центром главной площади города. Вся фигура словно подалась вперед. Наиболее грандиозным призведением из бетона является Родина-мать на Мамаевом Кургане.
Просвечивая через тонкую лепку фигур второго плана, черный фон создает иллюзию светотени и воздушного пространства пейзажа. Что же обозначает само слово скульптура.
Отдельные попытки расцвечивать скульптурные произведения делались и в XIX веке. Этот последний снимает с глиняного оригинала так называемую чёрную форму ( creux perdu) из алебастра и по ней отливает гипсовый слепок произведения. Как на лучших между этими художниками следует указать на француза Шоде (статуя «Амур и бабочка» в Лувре, Париж) испанца X. Альвареса (группа «Антилох обороняет Нестора» известная под названием: «Защита Сарагосы»), англичанина Джона Флаксмана и на немцев Триппеля (статуя «Вакханка» и др. ) и Даннекера (знаменитая «Ариадна на пантере», у Бетмана, во Франкфурте-на-Майне). Затем по форме отливается точное гипсовое воспроизведение модели, так называемая отливка. 9).
Рассмотрим одно из надгррбий работы этого мастера, созданное им для могилы Кожуховой (илл.