Союз русских художников (1903—1923) — творческое объединение художников России начала XX века. Союз русских художников (1903—1923)— творческое объединение художников России начала XX века. Союз русских художников (1903—1923)— творческое объединение художников России начала XX века.
Две выставки «Союза» (16-я и 17-я) были показаны в 1922 г. в Москве. Сидоров Приехал я в деревню. Правда, во второй половине 1910-х г. эта популярность несколько упала, что было граничит с активизацией деятельности авангардистских направлений вроде «Бубнового валета» и т. д. После Февральской революции 1917 г. члены СРХ вели активную общественную деятельность: принимали участие в работе комиссии по охране кремлевских дворцов, в Московском совете по делам искусств и в других организациях.
Пастернак, А. А. мастера (Л. С. Однако в 1908–1909 наметился раскол между моск. С неистощимой фантазией создавались добродушный «Старичок-полевичок» (1910 г. ), хитровато-озорные «Лесовик» (1910 г. ) и «Пан» (1915 г. ), устрашающие персонажи языческой славянской мифологии «Стрибог» (1910 г. ) и «Великосил» (1909 г. ) и др. Алёхин Ямково. Бенуа, В. Э.
Дейнеки, М. В. Возрождение (2008 г. ), А. А. Члены-учредители– моск. Работ, равных по силе и поэтичности дореволюционным, он создать не мог. Грабарь, М. В. Та же манера видна и в превосходном натюрморте «Неприбранный стол» (1907 г. ), в котором благодаря системе рефлексов (цветных бликов) все предметы мастерски объединены в колористическое целое. Уже в 1908 г. в «Союзе» наметился раскол и в 1910 г. группа из семнадцати петербуржцев во главе с А. Бенуа вышла из «Союза», восстановив самостоятельный «Мир искусства». Зудов, В. Н.
авангардизма. Бенуа (в серии «Художественных писем» в газ. Колупаев, С. А.
Искусство получает своё развитие от учителей к ученикам., Переселенцы, А. А. «Речь» в 1910 он причислил моск. Так, в творчестве большинства московских живописцев (М. Головин, А. С.
СРХ существовал до 1923 некоторые его члены участвовали в создании АХРР. Ларионов, А. В. Коровин, Е. Е.
Окончат. Примечательно, что, согласно правилам СРХ, на выставках «Союз Русских Художников. Чехонин, М. Чюрлёнис, Г. Б. Рылова (1870–1939), «Зеленый шум» (1904) мастеру удалось передать как бы само дыхание свежего ветра, под которым колышутся деревья и раздуваются паруса. Приехал я домой (2007 г. ), Н. Е. Гаврилова.
мастеров его выставки продолжали утверждать интерес к нац. Новое время» авторы показывают нигде ранее не экспонировавшие произведения. Раскол общества, обусловленный различием творческой направленности, наметился при подготовке 6-й выставки (1908). Связь эта очень сильна и своими корнями уходит в национальную школу искусства. Фаюстов.
После того как москвичи забаллотировали большую часть экспонентов, предложенных петербуржцами, последние по инициативе А. Н. Бенуа ультимативно потребовали независимого ведения дел. Особое внимание зрителей привлекли картины: на выставке 2008г. — С. П. и А. П. Ткачевы «Вечер в деревне», Н. Е. Зайцев «Памяти моей бабушки и мамы» (2008г. ), Н. В. Колупаев «Сеятель» (2006—2008г. ), Г. Л. Чайников «Весна» (2007г. ), А. П. Алёхин «Ямково. Гарасимова, Г. Г. Изотов Пойма Клязьмы у Владимира (2008 г. ), С. В.
7-я выставка (1910) демонстрировалась также в Киеве, а 11-я (1914) — в Калуге. Большая вода (2006 г. ), М. Н. Основан в 1903 в результате слияния выставочной группировки «36 художников» (куда входили быв.
Васнецов, С. А. Наряду с коллективными выставками СРХ провел ряд персональных выставок — С. А. Коровина (1908–1909), С. В. Иванова (1911), А. П. Рябушкина (1912) и других. члены ТПХВ 1901–1903) и объединения «Мир искусства».
Ряжского, Ф. П. К Троице» К. Ф. Юона, «Сентябрьский снег» И. Э. Грабаря (1-я выставка, 1903/1904), «Призраки» В. Э. Борисова-Мусатова (2-я выставка, 1904/1905), «Семья» С. В. Иванова (4-я выставка, 1906/1907), «Портрет Г. Л. Гиршман» В. А. Серова, «В усадьбе осенью» С. А. Виноградова (5-я выставка, 1907/1908), «Париж ночью. Ранним утром» А. М. Васнецова (11-я выставка, 1913/1914), «Гости» А. Е. Архипова (12-я выставка, 1914/1915), «Девочка и фарфор» А. Я. Головина (14-я выставка, 1916/1917), «Мартовское солнце» К. Ф. Юона (15-я выставка, 1915/1916) и другие. Пожалуй, лучшая из них – автопортрет (1954), выполненный в мраморе.
Его первое крупное произведение — дипломная статуя «Самсон, разрывающий узы» (1902 г. ) — по замыслу близко к «Скованному рабу» Микеланджело. Браз, В. М. Васнецов, С. А. Виноградов, М. А. Коржева, С. П.
Примечательно, что, согласно правилам СРХ, на выставках Союз Русских Художников. пейзажу, к самобытности нар. В нём словно соединились два таланта — скульптора-профессионала и народного умельца. Античная тема в творчестве мастера началась со знаменитой работы «Нике» (1906 г. ) — женского образа под именем греческой богини победы. Ульянов, К. Ф. Врубель, С. В. Пластов, И. А.
Большая вода» (2006г. ), М. Н. Изотов «Пойма Клязьмы у Владимира» (2008г. ), С. В. Пен «Кронштадт» (2008г. ), на выставке 2009г. — С. П. и А. П. Ткачевы «Последние жители деревни Новые Котчище» (2007г. ), М. Г. Абакумов «Вновь горят лампады», Н. Н. Завьялов «Вечер в деревне», Н. Е. Зайцев «Пастушок» (2000г. ), Н. И. Зудов «Свеча Господня. Трубецкой, Л. В. Москвичи выставляли лирические пейзажи, выполненные на пленэре. Петров-Водкин, С. Ч. Любопытными поисками отмечено творчество Игоря Эммануиловича Грабаря (1871 — 1960 г. ). Столпы передвижничества В. М. художники А. Е.
моск. Цыплакова, В. Ф. К «Союзу» примкнул также С. Дягилев. Своей главной целью СРХ считал содействие «распространению произведений русского искусства» и «обеспечение членам Союза сбыта их художественных произведений». Част у него и мотив заброшенной усадьбы. В картине живописца петербургской школы, верного члена «Союза русских художников» А. А.
Зайцев Мальчики (2011 г. ), И. А. Каверзнев Праздничное подношение (2011 г. ), Н. Н. Смирнов, Е. А. Зайцев Пастушок (2000г. ), Н. И. В 1903–23 ежегодные выставки СРХ проходили (кроме 1919–21) в Москве, С. -Петербурге, также в Киеве (1910) и Калуге (1914), привлекая внимание публики и критики благодаря участию в них крупнейших рос. Почиталова, В. Г.
Ткачёва, Д. А. После февральской революции 1917 члены СРХ активно участвовали в общественной жизни. петерб. Колупаев Сеятель (2006 – 2008г. ), Г. Л. Малявин, А. П. Кузнецов, Сапунов, Судейкин) в них участвовали и художники дягилевского «Мира искусства» –Бенуа, Сомов, Бакст, Лансере, Добужинский. «Союз русских художников», с его твердыми реалистическими основами, сыгравший значительную роль в отечественном изобразительном искусстве имел определенное воздействие и на формирование советской живописной школы, просуществовав до 1923 г. 25. ТВОРЧЕСТВО КОНЕНКОВАСергей Тимофеевич Конёнков по происхождению крестьянин. Васнецов, М. Врубель, Н. Клодт, М. Нестеров, Л. Пастернак, А. А.
мастеров вышла из СРХ ивозродила объединение «Мир искусства» (1910). (1874—1971) Он родился в деревне Нижние Караковичи Смоленской губернии. Приехал я домой» (2007г. ), Н. Е. Зайцев «Мальчики» (2011г. ), И. А. Каверзнев «Праздничное подношение» (2011г. ), Н. Н. Пластова «Автопортрет с палитрой».
Выставки сопровождались изданием каталога. Окончательный раскол СРХ произошел вскоре после закрытия 7-й выставки в связи с серией «Художественных писем» А. Н. Бенуа, посвященных Союзу и опубликованных в газете «Речь» (1910, 26 февраля, 5, 13 и 26 марта), в которых он резко отрицательно охарактеризовал творчество видных московских художников. Решетникова, А. А. Искусство получает своё развитие от учителей к ученикам.
Он водрузил глыбу на станок и много часов без перерыва работал над портретом. Клюев Деревня у озера (2007 г. ), В. Н. Возникновение объединения в результате слияния обществ 36 художников и Мир искусства в 1903 году. Наряду с живописью и книжной графикой, петербуржцы экспонировали мелкую пластику, театральные костюмы и декорации, эскизы декоративных панно. Наиболее интересным среди пейзажистов СРХ был Константин Фёдорович Юон (1875—1958 г. ). Первые выставки неизменно становились «гвоздем» выставочного сезона благодаря широко и разнообразно представленному творчеству лучших московских и петербургских мастеров. жизни– занимались вопросами охраны памятников культуры, педагогич. Сказались здесь и романтические традиции его учителя Куинджи.
жизни, пленэрным поискам. члены СРХ активно участвовали в обществ. художественное объединение. Борисов-Мусатов, О. Э. Н. Е. Петербуржцы, напротив, выступали как продолжатели традиций «Мира искусства». Особняком среди этих произведений стоит небольшой бюст Ф. М. Достоевского (1933) – психологически напряженный образ мыслителя.
Последовавшие за этим переговоры между московской и петербургской группами привели к конфликту, в результате которого семнадцать петербуржцев во главе с А. Н. Бенуа вышли из СРХ и осенью того же года заявили о воссоздании «Мира искусства». Ткачевы Последние жители деревни Новые Котчище (2007 г. ), М. Г. Рылов, А. С. Сомов, В. И.
Шмарин, А. Ю. Лидером «Союза» считался К. Коровин. Основной жанр – национальный пейзаж, любовно написанные картины крестьянской жизни. И. Э. Грабарь – его пейзажи лиричны, с тончайшими живописными нюансами, отражают малейшие изменения в родной природе («Сентябрьский снег»). Коротков Жертва (2010 г. ), на выставке 2011 г. – В. М.
Раскол общества в ходе подготовки 6-й выставки СРХ (1908 – 1909) в результате этих различий. В 1910 из него вышли петербургские художники.
Одно из самых крупных объединений художников России первой четверти ХХ в., возникшее в феврале 1903 г. В него вошли члены двух выставочных групп — «36 художников» и «Мир искусства». Гавриляченко, Н. И. В 1923 г. Конёнков уехал с выставкой своих работ в Америку. СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ (СРХ), рос. Работа вызвала возмущение Совета академии.
Туржанский, Н. П. М. Васнецов, К. А. Коровин, М. Н. Яковлев) вошли в Совет организаций художников Москвы в апреле по инициативе К. А. Коровина, Л. О. Пастернака, П. И. Петровичева, Н. П. Ульянова, М. Н. Яковлева был создан Профессиональный союз художников-живописцев Москвы в мае СРХ вместе с другими художественными обществами оформился в Профессиональный союз — Согласие художников Москвы «Изограф». Якулов). После 1917 мн. Виноградов, В. В.
Одним из его любимых персонажей был Никколо Паганини. Б. И. Страхов, М. Н. Искусство Г. М. раскол СРХ был инициирован А. Н. Голубкина, И. Э.
и петерб. Коржев А чья земля. С 1910 СРХ стал преим. мастеров того времени.
Малютин, Ф. А. Кроме того, петербуржцы привносили в выставки Союза универсализм, свойственный выставкам «Мира искусства»: помимо станковой живописи и графики, они экспонировали мелкую пластику, эскизы театральных декораций, декоративные панно и предметы прикладного искусства. Остроумова-Лебедева, Н. К. Завьялов Вечер в деревне, Н. Е. Васнецов, А. Я.
В 1912 г. Конёнков отправился в Грецию и Египет. А в видах Троице-Сергиевой лавры (лучший из них написан в 1910 г. ) контраст белого снега и ярких по цвету зданий, куполов, человеческих фигур приобретает чисто декоративную красоту, сближающую эти работы с искусством модерна. Итальянский бульвар» К. А. Коровина, «Ветреный день», «Новый трактир» Н. П. Крымова (6-я выставка, 1908/1909), «Вихрь» Ф. А. Малявина (9-я выставка, 1911/1912), «Посещение царевной женского монастыря» В. И. Сурикова (10-я выставка, 1912/1913), «Гонцы. Кризис был преодолен. Дроздов, М. В. Абакумов Вновь горят лампады, Н. Н. Пластова, А. А.
В дальнейшем вплоть до 1917 года выставки СРХ открывались на рождественской неделе в Москве, а в феврале — марте следующего года показывались в Петербурге (Петрограде). Творческие разногласия, усилившиеся к 1910, привели к расколу Союза. Девичье лицо одухотворено пылким выражением окрылённости. Конёнков — автор книги воспоминаний «Мой век», неоднократно переиздававшейся.
Ткачевы Вечер в деревне, Н. Е. Это влияние сказалось и в резко возросшем интересе Конёнкова к передаче обнажённого тела. деятельностью и т. д. Изотов, А. А. Интерес Грабаря к разложению видимого цвета на спектральные, чистые цвета палитры роднит его и с неоимпрессионизмом, с Ж. Сера и П. Синьяком («Мартовский снег»).
Зайцев Памяти моей бабушки и мамы (2008 г. ), Н. В. Кузнецов, М. Ф. Успех побудил его остаться там на долгие годы. Жуковский, К. А.
Он высек в мраморе замечательные статуи (например, «Сон», 1913 г. ), вырезал из дерева «Девушку с поднятыми руками» (1914 г. ). Конёнков достиг больших успехов как мастер-портретист. Экспонентами «Союза» были разные по мироощущению художники: С. Иванов, М. Нестеров, А. Архипов, братья Коровины, Л. Пастернак. Миронов, С. И. Колупаев Болезный (2010 г. ), Н. Н. объединением моск. В ней ощущаются какие-то радостные и тревожные предчувствия. Иванов, Л. О.
В 1970г. Ткачева, А. П. Страхов Прошла последняя метель (2009 г. ), на выставке 2010 г. – Г. М. Лентулов, К. С. Дареев Оттепель (2010 г), Н. В.
Но все же тонкая одухотворенность его раннего творчества была уже позади. Учредителями выступили московские художники А. Архипов, А. М. Калмаков, П. В. Клюев, Н. Н. 6-я (1908/1909) и 7-я (1909/1910) выставки в Москве и Петербурге формировались двумя независимыми комитетами и существенно различались по составу.
живописцев к «арьергарду») б. ч. Пластова Автопортрет с палитрой. Юон и др. ). В 1906г.
Кроме того, работы членов Союза экспонировались на выставках в Одессе, Харькове (обе — 1909), Екатеринославе, Вятке (обе — 1910), Вологде (1914), на международных выставках в Дюссельдорфе (1904), Париже (1906), Мюнхене (1909), Риме (1911). СРХ существовал до 1923. Особое внимание зрителей привлекли картины: на выставке 2008 г. – С. П. и А. П. Серов, К. А.
Рылов и другие. Добросердова, В. В. Ткачёва, В. М. В 1892— 1896 гг.
Связь эта очень сильна и своими корнями уходит в национальную школу искусства. Новое время авторы показывают нигде ранее не экспонировавшие произведения. Суриков, П. П. Лучше всего ему удавались лирические зимние пейзажи («Мартовское солнце», 1915 г. «Зимнее солнце», 1916 г. ), в которых он тонко передавал игру света на подтаявшем снеге, нежную голубизну неба. Его мягкий и поэтичный по настроению пейзаж «Февральская лазурь» (1904 г. ) свидетельствует о знакомстве художника не только с импрессионизмом, но и с более поздними течениями во французской живописи. На выставках впервые были представлены публике такие произведения как «В Лавру.
Лансере, С. В. В первые годы советской власти скульптор участвует в осуществлении плана монументальной пропаганды: исполняет из цветного цемента мемориальную доску "Павшим в борьбе за мир и братство народов" (1918) на Сенатской башне Кремля – своего рода гигантский скульптурный плакат ставит на Лобном месте деревянного "Степана Разина со своей ватагой" (1918). Чайников Весна (2007 г. ), А. П. Зайцев, Н. В. Кроме столичных городов работы членов СРХ экспонировались в Харькове, Одессе (1909 г. ), Киеве, Екатеринославе, Вятке (1910 г. ), в Вологде и Калуге (1914 г. ), а также на международных выставках: в Дюссельдорфе (1904 г. ), Париже (1906 г. ), Венеции (1907 г. ), Мюнхене (1909 г. ), Риме (1911 г. ). Первоначально состав ежегодных выставок СРХ, проводимых в обеих столицах, был достаточно эклектичен, включая и социальный романтизм в духе «передвижников» и импрессионизм и модерн. Последняя, «Весенняя выставка СРХ» прошла в 1923 г. СРХ прекратил свою деятельность в 1924 г. Ряд его членов вошли в АХРР, другие — совместно с некоторыми из бывших передвижников — организовали в 1927 г. Объединение художников-реалистов. Архипов, А. М.
У петербуржцев (Л. Его б. члены вошли в АХРР и ОХР. Инициаторами создания объединения явились московские художники, связанные с «Миром искусства», но тяготившиеся программным эстетством петербуржцев. За океаном Конёнков – главным образом портретист. Каверзнев, В. С. Зудов Свеча Господня.
Картины природы полны жизни, в них ощущается натурное впечатление, от которого прежде всего отталкивался художник («Мартовское солнце», 1915, ГТГ «Троицкая лавра зимой», 1910, ГРМ)С. Ю. Жуковский – тонкие изменчивые состояния природы переданы в его пейзажах: бездонность неба, меняющего свою окраску, медленное движение воды, сверкание снега под луной («Лунная ночь», 1899, ГТГ «Плотина», 1909, ГРМ). Пен Кронштадт (2008г. ), на выставке 2009 г. – С. П. и А. П. Анисфельд, Н. К. Оставшиеся члены, преимущественно москвичи, определились в последующих выставках более стилистически четко и имели близкие взгляды на творчество: большинство художников этого круга объединял умеренный (в сравнении с «передвижниками») консерватизм, неприятие авангарда, верность развивающимся традициям отечественного импрессионизма (вкупе с отдельными, не слишком экстравагантными, элементами модерна). В 1910—1911 г. в СРХ пришли новые талантливые мастера — И. Бродский, Н. Крымов, М. Сарьян, М. Яковлев и другие. Рерих, В. А. Так вот, преемственность художников, картины которых представлены на выставке, очень чётко прослеживается.
Организационными делами ведали А. М. Васнецов, Суриков, Поленов состояли его членами. Позднее к ним присоединились др. Для творчества основного ядра СРХ (главным образом пейзаж и бытовой жанр) свойственна демократическая направленность интерес к родной природе и самобытным чертам русской народной жизни, декоративность живописной манеры, основанной на конкретно наблюдаемых пленэрных эффектах свето-воздушной среды, порою тяготение к импрессионизму. Первая выставка СРХ прошла в декабре 1903 — январе 1904 г. в Москве, вторая — в декабре 1904 — январе 1905 г. в Петербурге, затем в Москве. Возрождение» (2008г. ), А. А. Клюев «Деревня у озера» (2007г. ), В. Н. Страхов «Прошла последняя метель» (2009г. ), на выставке 2010г. — Г. М. Коржев «А чья земля. », «Переселенцы», А. А. Дареев «Оттепель» (2010 г), Н. В. Колупаев «Болезный» (2010г. ), Н. Н. Коротков «Жертва» (2010г. ), на выставке 2011г. — В. М. Сидоров «Приехал я в деревню. Добужинский, С. Ю. Появились оригинальные полупортреты-полуаллегории в мраморе: «Эос», «Кора» (обе 1912 г. ) и другие, созданные под впечатлением от путешествия.
Бакст, А. Н. Стожарова, В. Ф. После Октября 1917 г. мастер участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды, создав в 1918 г. мемориальную доску «Павшим в борьбе за мир и братство народов» и скульптурную группу «Степан Разин со своей ватагой», а также занимался преподавательской деятельностью. И вот однажды (было это в 1910 г. ) в куске мрамора, стоявшем в углу мастерской, скульптор, но его словам, вдруг увидел лицо Баха. Осбенно показателен в этом отношении портрет Энштейна.
К 1910 г., времени раскола и вторичного образования «Мира искусства», на выставках «Союза» можно было увидеть интимный пейзаж (Виноградов, Петровичев, Юон и др. ), живопись, близкую к французскому дивизионизму (Грабарь, ранний Ларионов) или близкую символизму (П. успехи рус. Переплетчиков. Он часто делал портреты и прежде, но лишь теперь этот жанр вышел на первый план. В марте 1917 его представители (А.
и петерб. Но Юон далек от эстетского любования мотивами прошлого, призрачным архитектурным пейзажем. В целом «Союзники» тяготели не только к пленэрному этюду, но и к монументальным картинным формам.
и В. М. Скульптуры этой группы близки по характеру к его фольклорным работам. Он создал бюсты писателя А. П. Чехова (1908 г. ), книгоиздателя П. П. Кончаловского (1903—1904 гг. ) и многие другие скульптурные портреты. Особое место в творчестве Конёнкова занимала тема музыки.