Он был введен в искусствознание в 2007 году в связи с масштабным выставочным проектом «Романтики реализма», посвященным русской реалистической живописи конца ХIХ – начала ХХI века. Россия — Моя история». Все в лучших традициях сталинской агитпропаганды. А тогда, в начале ХХ века в России период разрушения «старого мира» и «старого» государства – Российской Империи – закончился вместе с Гражданской войной. Так или иначе, эта эпоха интересна многим поколениям.
Сопроводительные тексты пытаются убедить зрителя, что народ в это время не жил, Родину не любил, патриотизма в советской стране не было – он только с и м у л и р о в а л с я в искусстве заказным идеологизированным соцреализмом, который в начале своего существования был «подернут дымкой» (. ) романтической, а ближе к сороковым годам стал откровенно тоталитарным. Концепция выставки является политической апологией модернизма. Навыставке— эскиз этого здания архитектора Бориса Иофана. Некоторые этим всю жизнь занимались.
Прежде всего вычленены главные темы самого мифа. Впервые занесколько десятилетий они собраны вместе под одной крышей. Подойдя к черной закоптелой доске, люди кланялись, целовали образ и получали бумажку. Значительно большую часть экспозиции составляют полотна социалистического реализма посредственного художественного уровня из государственных исторических музеев («II Конгресс Коминтерна» И. Бродского, «Дружба народов» С. Карпова и др. ), а также из собрания «РОСИЗО» («Портрет Г. К. А на самом деле ему во главе Совнаркома довелось восстанавливать институты российской государственности после катастрофы Февраля 1917 года — вникая со свойственной ему кипучей энергией в мельчайшие детали организации повседневной работы. У нас как-то забывают, что изначально революцию устроили как раз либералы.
Пафосно, но лживо. Все происходит на полыхающем красном фоне, навевающем мысли о Судном дне. Православная выставка не стремилась очернить культуру Советского Союза. Из частных воспоминаний живых людей советская идеология лепила (. ) образ «народа-победителя» и «народа-страстотерпца», гордящегося не столько отвоеванным миром, сколько стигматами (. ) и размахом пережитых лишений».
Главная задача почти любого религиозного течения – это возвысить мучеников. И всё же строить лучше чем разрушать, а процессы дело в том, что политические процессы в 90-ых тоже были, но их не принято было замечать. На первый план общественной жизни выходят те, «кто был никем» и государство общается с ними языком простецов.
С удовольствием на эти работы смотрят дети. Есть ли другое мнение, отличное от этих. Возникает множество вопросов, ответить на которые не представляется возможным.
Действует на зрителя безотказно и в России и в Европе. Не за счет страха, а за счет этого мифа. Такая форма интерпретации истории напомнила мне сцену из романа Малапарте «Шкура», в котором главный герой отправляется вместе с американскими солдатами посмотреть на последнюю девственницу Неаполя.
Самое интересное в этой выставке – это в каких условиях она проходила. Собственно и страну они спасли за счет этой энергии и этой веры.
Труд, прежде бывший лишь «тяжёлым», «подневольным», «каторжным» или – в лучшем случае – «кропотливым», стал свободным и прекрасным (при том, что его тяжесть никуда не делась, а даже возросла ввиду скорости преобразований). В 1918-1920 годах, когда отдел изобразительных искусств Наркомпроса возглавляли Д. П. Так где же правда. Это обстоятельство госпожу З. Трегулову не смущает.
Работа экспозиции Романтический реализм. Дмитрий Кардовский. Авангард принял в этом разгроме самое активное участие, нападая на «отжившие идеалы», «старое искусство», пропагандируя коммунистические идеи классовой ненависти, воинствующего атеизма, пролетарского интернационализма.
Взять полотно Исаака Бродского "Второй конгресс Коминтерна". В планах партии было строительство своего – Советского государства, а модернизм (авангард) по своей революционной природе к реальности относится крайне враждебно и к созиданию не способен, он может только разрушать то, что создано традиционным искусством – форму, образ, смысл. Не всегда, как в случае «Утра испанских пионеров в летнем лагере» Петра Кончаловского, старательному. За 11 дней «Романтический реализм. в сентябре попали на выставку посвященная 70-летию атомной отрасли. Этого внимания, нового концептуального взгляда оно уж точно заслуживает. Тяжелые кадры фильмов и экспозицию с экскурсоводом лучше проходить.
Однако все эти напоминания расставлены как необязательные маркеры, знаки вежливости. Да, вождь народа присутствует на полотнах, но не доминирует. Авангард воспевается госпожой З. Трегуловой как невинно пострадавшая от большевиков «новая творческая сила, охваченная эйфорией вседозволенности, понимающая свободу как чистую идею».
Произведений романтического реализма немного, но почти все они знаковые, такие шедевры как «Фашист пролетел» А. Пластова, «Мать партизана» С. Герасимова, «Александр Невский» П. Корина, «Оборона Севастополя» А. Дейнеки, «Весна» К. Петрова-Водкина, «Письмо с фронта» А. Лактионова и другие. В 1993 году выставку «Выбор Сталина: советский социалистический реализм 19321956» организовали в нью-йоркской галерее P. S. 1. Судя по реакции в Манеже, послание мастеров соцреализма до потомков дошло. На чьей стороне истина. В комментарии к разделу выставки «Великая война» госпожа З. Трегулова даже попыталась разъять народ-победитель на отдельные личности, заменить патриотизм преимущественно трагическими чувствами: «Скорбь, ужас, благодарность, гордость, невыносимость утрат и другие очень личные переживания связаны у каждого советского человека с Великой Отечественной войной.
Любовь к Родине не зависит от политических форм существования общества: самодержавие сменяется «советами», за ними следует демократия, а любовь народа к России не престает. Такого ажиотажа в первый же день организаторы не ожидали. Орджоникидзе» А. Эберлинга, «Доклад И. В. Мессией стал Ленин, победивший смерть и оставшийся «живее всех живых» и его преемники, которые не просто сменяли Ильича на посту главы страны, но и хранили его священный «дух революции».
Украшение и приукрашивание жизни принимает максимально реалистичные формы. Это история о том, как стране не повезло с ее правителем, безжалостным и кровавым тираном. 1914-1945. Заседание Совета народных комиссаров под председательством В. И. Расширили и временной срез соцреализма, начав отчет с середины 1920-х.
Они явно доминируют и задают выставке общий тон удушливой атмосферы мавзолея. Еще большее открытие и откровение картина Петрова-Водкина "После боя". Что касается темы госзаказа, то ни одного портрета Сталина здесь не увидеть. Выставка открылась в Ширн-Кунстхалле во Франкфурте-на-Майне в 2003 году.
Художественное оформление выставки взяли на себя театральный режиссер Эдуард Бояков и главный художник «Первого канала», архитектор Wowhaus Дмитрий Ликин. И правда, как это целый народ «купился». 1925-1945 годы, представленной в Центральном выставочном зале Манежа продлена до 4 декабря. Однако она все же произвела свое впечатление и кинула тень на экспозицию «Романтический реализм». Кажется, что соцреализм и сопредельные ему явления (а здесь представлены именно они), несмотря на десятилетия, прошедшие и с распада СССР и с перестройки, все еще находятся в некой полуслепой зоне. Там можно увидеть, как в меру условный язык Александра Дейнеки в «Обороне Петрограда» или французская манера «В.
Кстати, стигматы – это исключительно католический феномен. История после посещения данных выставок напоминает эту девочку. Пришедшее с революцией ощущение энергией рождения нового, отобразились в новых формах, героях и темах. Которого, кстати, часто ругали завистники за уход от больших социальных тем в камерные.
Хотя незатейливой халтуры или беспомощных агиток, а их в запасниках «Росизо» предостаточно, на этой выставке нет. Брик, он даже стал партийным искусством.
Щусева и Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств. Выставка, организованная Музейно-выставочным центром «РОСИЗО» совместно с Министерством культуры России, включает лучшие из произведений соцреализма периода его расцвета. Следующей вехой в осмыслении соцреализма стала выставка «Коммунизм – фабрика мечты. Прообраз до комизма гиперреалистического полотна Владимира Яковлева «Старатели пишут творцу Великой Конституции» определен названием, а композиция «Едут на выборы» Аркадия Пластова вполне точно заимствована из суриковской «Боярыни Морозовой». Есть ли другое мнение, отличное от этих. Подбор выставочных работ этой задаче вполне соответствует. Так называемое «современное искусство» вламывается в человеческое сознание и устраивает настоящий погром – человек теряет способность отличать красоту от уродства, правду от лжи, добро от зла, в конце концов теряет все традиционные ориентиры в жизни, вплоть до гендерной самоидентификации, «выпадает» из реальности и становится легкой добычей профессиональных манипуляторов общественным сознанием.
Путь налево маркировался табличкой «К ИКОНЕ», где сразу была заметна большая очередь. Разумеется, такого общественного резонанса как громкие культурные провокации М. Гельмана антипатриотическая выставка госпожи З. Трегуловой иметь не будет, но здесь важно понять другое: в России произошла явная перемена тактики борьбы разрушительных сил так называемого «современного искусства» с созидательной силой реализма. И если кто-то из зрителей вдруг сам не догадается, что монументальное полотно Исаака Бродского «II Конгресс Коминтерна» 1924 г. есть катастрофически проигранное соревнование с фантастическим «Собранием Государственного совета» его учителя Ильи Репина, то тексты ему это подскажут. Позже эта теория потеряла популярность и советское общество деэротизировалось, но тело все равно не принадлежало отдельно взятому человеку. Еще чуть дальше – величественная архитектура того времени, построенная или задуманная. Еще чуть дальше – величественная архитектура того времени, построенная или задуманная. Постмодернизм агрессивен и разрушителен: он уничтожает искусство (художественный образ, форму, смысл), глумится над религией, высокими чувствами, проповедует извращения и пороки.
Если располагающуюся в подвале выставку «Романтический реализм» можно отнести к бессознательному, то находящуюся на уровне земли «Православную Русь» следует смело относить к реальному. Организованная Министерством культуры РФ и Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» выставка представляет собой похороны романтического реализма «по высшему разряду». Пропагандистские сюжеты утратили свое значение и начали восприниматься в качестве безобидной экзотики вроде шапок-ушанок и ремней с советской государственной символикой, которые свободно продавались на Арбате, дополняя набор туриста «балалайка, водка, матрешка». В основе этой циничной подмены всем известные постмодернистские методы борьбы апологетов так называемого «современного искусства» с русским реализмом: стремление приравнять его к официозному «соцреализму», (к которому они же намертво приклеили ярлык «тоталитарного искусства»), отодвинуть как можно глубже в прошлое, вытеснить из выставочных залов и музеев, замолчать в медиапространстве, «закопать» в запасники музеев и надпись написать: был, но давно закончился и в современности не значится. 1905–1907 гг» Эмиля Визеля уступили место понятному массам натурализму.
Скорее сильнее озадачивают. На афише слово «реализм» выделено траурным черным цветом на красном фоне, указано место упокоения – «советская живопись», а главное – дата смерти «почившего» – 1945 год. На то выставка и носит гордое мечтательное название «Романтический реализм». Выставочное пространство будет выглядеть нарочито театрально, по образцу архитектуры «большого стиля» : 12 экспозиционных залов выстроены по принципу центрально-осевой симметрии, лежащей в основе и самого громкого архитектурного проекта сталинской эпохи, так и оставшегося неосуществленным, – Дворца Советов. В первые годы советской власти была распространена «теория стакана воды», согласно которой сексуальные потребности должны были удовлетворяться без всяких «условностей», так же просто, как жажда. А это реклама выставки, которую раздавали рядом с Манежем, где проходила выставка.
Специалисты говорят – это та самая рублёвская "Троица". Познавательно в целом.
Выставка дает возможность увидеть почти все знаковые произведения 1920-1940-х годов. Другое наполнение у разделов, посвященных спорту, технике, Востоку и советскому раю. По способности манипулировать сознанием – хоть трудящихся, хоть отдыхающих, хоть власть имущих – ему по сей день равных сложно найти. На то выставка и носит гордое мечтательное название «Романтический реализм». «И вот что вижу, вот что очевидно для меня: это время – не только время страха и насилия. Нынешняя выставка в Манеже демонстрирует еще один этап в осмыслении соцреализма. Два первых послереволюционный десятилетия в СССР – единственный пример в истории искусств, когда восхищение трудом приняло такой искренний, повальный, массовый характер (все послевоенные «гимны рабочему человеку» — уже выхолощенная работа на госзаказ, за редким, в основном, кинематографическим исключением).
Каждый найдет для себя ту форму восприятия информации, которая ему удобна. И. Ленина в эмиграции. Трудно сказать, что советский миф творился вдохновенно, скорее вынужденно.
Православная выставка не стремилась очернить культуру Советского Союза. Причина отставки совсем практическая – ВКП (б) не собиралась сидеть на революционных развалинах. Сначала оно проявлялось в злостном сопротивлении свергнутых классов, потом – в реакционном кулачестве, следом – в абстрактных «врагах народа», а затем в фашистских захватчиках. Советская живопись 1925-1945 годов».
К тому же, если вспомнить историю, кто из художников разных эпох не писал на заказ. С другой стороны, пространство выставки напоминало семинар буйнопомешанных. Чуть поодаль со стен выставочного центра, полные энергии и жизненных сил, задорно глядят на посетителей гимнастки и физкультурницы. Невероятных, романтических надежд, – пишет в своем блоге Эдуард Бояков. Оказавшись на экспозиции, надо было, как в сказке — сразу решить в какую сторону пойти.
Любая выставка, представляющая советское официальное искусство после авангарда, вызывает интерес. Так что могут сделать хорошо, если захотят. Возникает множество вопросов, ответить на которые не представляется возможным. Чем дальше, тем всё более плотные, концентрированные. Если романтический реализм прославляет дух советского прошлого, то духовный взгляд на эту тему ставит под сомнения все мнимые «достижения» сталинского периода.
В «День национального единства» в ЦВЗ «Манеж» открылись две исторические выставки: одна – документальная «Православная Русь. Прежде всего, у нее крайне подавляющий контекст. Разные залы посвящены главным темам того времени (связке тем), что подчеркивается колористическим решением каждой зоны. На выставке представлены работы Исаака Бродского, Александра Лактионова, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Лабаса, Александра Дейнеки и других крупнейших художников первой половины ХХ века. Экспозиция объединила более 80 экспонатов из лучших российских собраний: Государственной Третьяковской галереи, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Государственного Русского музея, Государственного Исторического музея, Государственного музея Востока, Государственного музея современной истории России, Центрального музея вооруженных сил Российской Федерации, Государственного музея архитектуры им. Романтическим потому, что это направление в реализме унаследовало от романтизма (своего исторического предшественника) не только интерес ко всему национальному, но и откровенную эмоциональность.
Все в лучших традициях сталинской агитпропаганды. Но, если первая эту задачу полностью выполняет, то вторая, автором «творческой концепции» которой является генеральный директор Государственной Третьяковской галереи госпожа З. Трегулова, – это типичная постмодернистская политическая провокация по типу «кукиш в кармане». Но, как и все в Советском Союзе, оно становилось коллективным и использовалось для общественного блага. Ленина, 1927 год. Картина Дмитрия Кардовского — практически документ эпохи.
Абстрактный патриотизм, квадратный энтузиазм или «сгусток хтонической энергии» партии даже вообразить невозможно. «Романтический реализм» открылся одновременно с экспозицией, посвященной православной Руси. Надо понимать, организаторы уверены, что до сегодняшнего дня он не дожил. Штеренберг и О. М. Светлое будущее, кажется, так и льется с холстов. В процессе работы над концепцией этого проекта возникла настоятельная необходимость отделить от политизированного социалистического реализма высокое истинно-патриотическое искусство «Союза русских художников» и мастеров, продолжающих эту национальную традицию в современной отечественной живописи.
Главное – какой смысл вкладывали и как быстро это доходило до зрителя. Советская живопись 1925-1945 гг» посмотрели более 100 000 человек. Выставочное пространство – сумрачное, с лабиринтом небольших залов, – действительно воспринимается как сакральное, но не храма (как декларирует концепция выставки), а склепа. Сталина на Чрезвычайном VIII съезде Советов о проекте Конституции СССР» В. Сварога, «Комсомолки Светлановки» А. Ситтаро и др. ). Большевики расстались с авангардом и обратились к реализму совсем не потому, что он прост и может говорить на «языке простецов» (так ласково называет народ госпожа З. Трегулова), а рафинированный авангард – нет.
Точно так же было узурпировано русское реалистическое искусство – ему «предложили» идеологические темы, от которых оно не могло отказаться. И там соцреализм встретился со своим «безумным двойником» – соц-артом. Если не вспоминать об истории, то зрелище весьма впечатляющее. Один из первых его показов после падения железного занавеса случился в Нью-Йорке. Естественно, что тематика у этих двух выставок диаметрально противоположная.
Экспозиция дает возможность увидеть почти все знаковые произведения 1920-1940-х годов. И мысли об истории только мешают очаровываться ею. Это искажение истории. Советская живопись. Ими в данном случае и выступил советский народ. Сопроводительные тексты не то чтобы вносят в ситуацию ясность.
Это время невероятной силы. В этот раз организацией выставки, посвященной теме советского искусства, занялся Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» при поддержке Министерства культуры. Россия — Моя история, занимающей остальную территорию здания.
Если не вспоминать об истории, то зрелище весьма впечатляющее. Война народная, «священная война» невозможна без патриотизма. На чьей стороне истина. У соцреализма в постсоветское время сложилась довольно любопытная выставочная судьба.
Невероятной энергии. Но представлены были на выставке под названием «Романтический реализм» картины и менее известных, но нисколько не менее одаренных личностей – советского живописца и скульптора Александра Дейнеки, художника Александра Лабаса – основных представителей романтического реализма. Разделы, посвященные формированию нового канона, становлению образов вождей и поэтизации труда, строятся в развитии, здесь сталкиваются художественные стили и личные пристрастия художников. Зло с 1925 по 1945 год меняло обличья, но неизменно мешало построению рая. Они прославляли жизнь на Красной площади перед телом мертвого «отца» -Ильича. Это, может быть, он сам так о себе думал.
Прежде всего предлагается реабилитировать «художественные достоинства» главного советского стиля. Однако она все же произвела свое впечатление и кинула тень на экспозицию «Романтический реализм». Что и читается в надмирной «Весне» Кузьмы Петрова-Водкина, неисправимого мистика и ученика иконописцев. Так где же правда. Эта выставка не обличает Советский Союз, скорее пытается осмыслить его средствами своего рода духовной диалектики: кровавая страна и режим, выковавший народ-победитель (он же — народ-страстотерпец). Видимо, такому пониманию мифа выставка обязана появлением в названии слова «романтический».
Посещаемость выставки побила все рекорды. Таким образом, Союз Советских Социалистических Республик, Великая Держава, с которой почти сто лет вынуждены были считаться и Европа и Америка, был построен с использованием самого прочного цемента – национальной культурной традиции, вот таким образом государство и не рассыпалось в прах под натиском «прогрессивных» сил в 90-е годы ХХ века. Они уже не могут себе позволить взрывать травмирующие общественное сознание «информационные бомбы» – в сильном государстве такая деятельность чревата разными неприятностями, но будут продолжать разрушение национального самосознания исподволь, создавая лживые клише и штампы, пускаясь в словоблудие и циничное лицемерие. В Москве они впервые за несколько десятилетий собраны вместе.
Россия – Моя история. Если вглядеться, так это же практически библейский сюжет. Сейчас не принято об этом вспоминать, но Ленин — это не только марксист, революционер и разрушитель «старого мира». Какая-то муть появляется уже в названии выставки: «советская живопись» – это социалистический реализм или реалистическая живопись советского периода истории России. Светлое будущее, кажется, так и льется с холстов.
История с романтическим реализмом лишь частный, хотя и очень характерный, эпизод непримиримой борьбы постмодернизма (так называемое «современное искусство») с традиционным классическим искусством (реализм) в современной России. Идею того, что небесная иерархия в СССР спустилась на землю, косвенно подтверждает и замысел главного, но так и не построенного советского сооружения – Дворца Советов.