Драматичное действие разворачивается будто на сцене. На удивление личная жизнь пейзажиста складывалась не так хорошо, как профессиональная. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Его репутация была безупречной.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Произведения Шишкина «Рубка леса» (1867, ГТГ), «При закате» (1869, ГРМ), «Полдень в окрестностях Москвы» (1869, ГТГ), где раскрываются особенности национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу.
Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства).
В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Задний фон мрачен. художественная галерея) и другим. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща».
Ее иногда называют картиной-завещанием. В последнее десятилетие жизни художник воспринимает природу более проникновенно, тонко, возрастает роль света в его картинах. Картина Полдень.
Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Однако уклад гимназии, по словам самого Шишкина, препятствовал его стремлениям и наклонностям и он после летних каникул 1848 года не вернулся в гимназию, «чтобы не стать чиновником». Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Васильева.
Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания.
Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Так в реальной жизни не бывает. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Шишкин Иван Иванович (1832-1898) родился в г. Елабука, в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию. Последнюю свою работу он так и не закончил. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Примером таких работ является картина Рубка леса. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов.
Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Шишкин сдержан и величественен. Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи.
Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота.
До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Наряду с живописными работами особое место в творчестве Шишкина принадлежит графике. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика.
Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках.
Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Сосны придают картине величественное звучание. В таких картинах, как «Полдень.
В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Это несомненно. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени.
Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок.
В картине — то знакомое сочетание большого и малого, могучего и хрупкого, что так зорко видел художник в природе родного края, что знал и любил и так искренне воспел своей кистью «русской, простой, бесхитростной. » 8 марта 1898 года художника не стало. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1). Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области).
Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Достоинство этой светлой по колориту, наполненой радостно-умиротворенным настроением картины не только в мастерстве передачи пространства, но прежде всего в том, что созданный Шишкиным пейзаж подлинно русский по своему характеру. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Шишкин стремился к другому. В академии его картины одна за другой награждались медалями.
Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Тем более, что остров славился своей живописной природой. Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства.
Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. В августе 1852 года он был уже включен в список учеников, принятых в Московское Училище живописи и ваяния, где до января 1856 года обучался под руководством Аполлона Мокрицкого. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858).
Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова.
Крамским. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Стремление к «верности, сходству, портретности изображаемой природы» проявляется уже в ранней работе «Вид в окрестностях Петербурга» (1856, ГРМ).
Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод.
Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения.
Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. В 90-е гг.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий.
Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Ведь он создал настоящую эпопею русского леса, запечатлев не только облик национальной природы, но и характер народа.
Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы.
Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885).
Отец мальчика надеялся на то, что его сын пойдет по его стопам и свяжет свою жизнь с торговлей. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. Да и сама жизнь требовала этого. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни.
Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной «Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872, эта картина под названием «Сосновый бор» находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается, как, что и почему тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа». Медведей написал Савицкий в самой картине. Это же свойственно пейзажам «Дубы» (1887, ГРМ), «Золотая осень» (1888, Пермская гос. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860). Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт.
Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. В сентябре-октябре 1869 года она экспонировалась на академической выставке и, видимо, не была приобретена. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества.
Они свидетельствовали о многообразии замыслов, об исключительной зоркости глаза и высоком мастерстве шестидесятилетнего пейзажиста. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна.
Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. У него были какие-то свои трения с Савицким.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Ничуть не бывало. Шишкин был членом кружка аквафортистов. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни.
Вертикали пересекаются косыми линиями. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. А рожь наполняет всё полотно золотистыми отливами и только в середине разгибается, чтобы пропустить вьющуюся тропинку с бредущими по ней крестьянами. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную.
Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого в связи с поступлением Шишкина в Академию: «Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если ой стой же любовью будет заниматься в Академии». Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. У него умерли сыновья. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2). В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Мрачное настроение.
На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках.
В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. «Громче всех, — вспоминает Репин, — раздавался голос богатыря И. И. Шишкина как зеленый могучий лес он заражал всех здоровьем, весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью.
Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Она – свидетельствуя о том, что и в старости художник нисколько не утерял твердости руки, зоркости взгляда, способности к типизации при сохранении точности фактуры и деталировки, – словно суммирует все достоинства шишкинской творческой манеры. На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом. Так писались и «Сосновый бор.
Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Лес выглядит небольшим и просторным. В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. Воробьева.
Художник Иван Иванович Шишкин Величайший пейзажист, удивительный мастер написания лесных пейзажей и по сей день он остается бесспорным лидером в русской пейзажной живописи по созданию невероятного количества полотен с лесными видами. Художнику была важна точность и качество передачи изображения достоверность фактов, которые смогут в полной мере воспроизвести палитру красок и эмоций, которые испытывал художник. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Особенный, тихий, погожий выдался день. Сосновый бор».
Это была ювелирная работа. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями. Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной.
А когда эту картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным. Поэтическим чувством проникнуто полотно «Среди долины ровныя» (1883, Гос. В 1860-х гг.
«Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. В 1891 году в Академии было выставлено более шестисот этюдов и гравюр Шишкина.
Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Чувствуется глубина оврага, глушь. Природа здесь рассматривается не в виде красивого сюжета, а как беспредельная жизнь земного мира.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области).
Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы.
Шишкин стал одним из участников российского художественного объединения «Передвижники», благодаря которым выставки картин талантливых художников проходили в различных городах. Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
Потому в картинах Шишкина «Туманное утро» (1885, Горьковский гос. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. В течение всей жизни Шишкин писал лес.
— Ср. Человек Шишкина прикреплён к земле. В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы.
Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Каждое дерево обладает своим «характером». Это дерево давно должны были спилить на дрова. Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров.
организованы две выставки работ художника. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни.
В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника.
Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой. Его поместье находилось неподалеку от прекрасного дикого леса, в котором Шишкин проводил почти все свое время. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету.
Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Стремясь привить и сыну интерес к истории, он привлекал его к археологическим раскопкам древнего Болгарского царства на Волге, где Иван Васильевич помогал московскому профессору К. И. Невоструеву. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке.
В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу.
Эту технику художник освоил еще за границей. До 17 лет был учеником 1-ой казанской гимназии, затем переехал в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Весной 1862 года вместе с В. И.
Парит. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. 90-е годы Шишкин встретил полный сил. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный — и действительно единственный в своем роде — талант. Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу».
Лесной пейзаж кажется необъятным. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. В них нет политики и социальной направленности. В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. В окрестностях Москвы» (1869). Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей.
Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам. Биография художника зашифрована в его творениях.
Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж.
Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. «Утро» полностью лишено всего этого.
Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878). Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. Отец не стал настаивать. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы.
Случайность. Быть грозе.
Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). Он отчасти разочаровывается в своих иноземных наставниках и в авторитетах швейцарских пейзажистов. В его произведениях встаёт дремучая Россия.
Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Его картина поет. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. Крамским. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса».
Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке.
«УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Много работал Шишкин и за границей. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома.
В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Природа – сама благородство. Были созданы картины «Рубка леса» (1867 г. ), «Рожь» (1878 г. ). В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку.
Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин. Что впереди.
«Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). Родился 25 января 1832 года в Елабуге в семье купца второй гильдии, бывшего представителем древне-вятского рода. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, как и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов и трав.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. Воробьев. Природа выражает музыку человеческой души.
Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме.
Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. художественный музей) и «Сосны, освещенные солнцем» (1886, ГТГ) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. Это очевидно. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора.
Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Характерна в этом смысле «Рожь». Шишкин не облагораживал природу.
Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте.
И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Внушительные дубы достойны восхищения. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета.
Тогда только картина будет выглядеть достоверно. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры.
Ему уже сопутствовала известность. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Творчество Шишкина проникнуто пафосом жизни и утверждением красоты и силы природы родной страны.
Но картина не является иллюстрацией стихов. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень». Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова).
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Строки автобиографии, написанной в третьем лице, позволяют узнать о занятиях молодого Шишкина, получившего свободу от «гимназии с ее узкой формалистикой». Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865, ГРМ) получает звание академика.
Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Лучшая работа этих лет – Полдень.
Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно.
На протяжении всей своей жизни он постоянно приезжал в отчий край, где словно черпал новые творческие силы. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Его отец был купцом, культурным человеком.
В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Облик этот был многолик. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». Окрестности Москвы.
Жил преимущественно в Петербурге. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Творческая деятельность И. И. Шишкина была завершена величественной композицией «Корабельная роща» (1898, ГРМ), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства.
Кроме этого увлекался археологоией историей. Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков.
Здесь его творчество расцвело. В 1873 году художник получил звание профессора в Академии Художеств, а после какое-то время был руководителем учебной мастерской. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М.
Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Ведь Иван Иванович писал её для Савицкого и подбирал пейзаж для фона, соответствующий замыслу друга, ведь сам он не любил такие глухие места. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1). Третьяков решил судьбу картины по-своему. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще.
Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В России художнику было присуждено звание академика (1865 г. ). Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции.
Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания. На другой выставке в 1893 г. демонстрировались произведения, выполненные в течении последнего лета. С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах.
На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. В окрестностях Москвы. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Самыми главными произведениями его жизни были и остаются такие полотна как «Утро в сосновом лесу», «Дождь в дубовом лесу», «Полдень», «В окрестностях Москвы», «Корабельная роща». Над землёй летают ласточки.
Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме.
Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Здесь исчезла всякая таинственность. Глядя на картину, создаётся ощущение титанической мощи природы, где каждое дерево – символ титанической борьбы. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
Художник одушевляет деревья. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельная роща (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Невероятная тишина царит в пейзаже.
На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика. У работы было очень много положительных отзывов.
Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1). Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. К ним относятся Уголок заросшего сада. Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки.
В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. В его картинах – чуткое отношение к деталям. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен.
И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику.
Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». О его рисунках постепенно узнала вся школа.