Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным художником: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. О его рисунках постепенно узнала вся школа. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Природа – сама благородство.
Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. В течение всей жизни Шишкин писал лес. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную.
Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Шишкин стремился к другому.
Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Что впереди. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними.
Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович.
Добиваясь предельного сходства с натурой, художник на первых порах тщательно выписывает каждую деталь и это мешает целостности образа. Воробьев. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2). Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым.
«Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. Это было выступление против мёртвого академизма. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией.
Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Они свидетельствовали о многообразии замыслов, об исключительной зоркости глаза и высоком мастерстве шестидесятилетнего пейзажиста. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса.
Шишкин стал одним из участников российского художественного объединения «Передвижники», благодаря которым выставки картин талантливых художников проходили в различных городах. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги».
Наряду с живописными работами особое место в творчестве Шишкина принадлежит графике. Мрачное настроение. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. «Утро» полностью лишено всего этого.
Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском.
Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. Эту технику художник освоил еще за границей.
Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью за свою зверопись, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей живописи, срисовывал и писал последних с натуры.
В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Воробьева. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс.
В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Но картина не является иллюстрацией стихов. Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Человек Шишкина прикреплён к земле. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. За эту картину Шишкин получил звание профессора.
«Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения. Окрестности Москвы. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств.
Особенный, тихий, погожий выдался день. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Отец художника Иван Васильевич Шишкин, слывший человеком честным, неподкупным, на протяжении нескольких лет был головой Елабуги. Вертикали пересекаются косыми линиями. Творческая деятельность И. И. Шишкина была завершена величественной композицией «Корабельная роща» (1898, ГРМ), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства.
Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Медведей написал Савицкий в самой картине. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Иван Шишкин в это время усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валаам, через что приобретал все большее знакомство с ее формами и умение точно передавать ее карандашом и кистью. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой».
Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы.
Сосны придают картине величественное звучание. Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Но художник не торопится с поездкой, а отправляется в родную Елабугу и только в апреле 1862 года уезжает за границу.
Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Васильева. Они были куплены и художник получил первые большие деньги.
Отец не стал настаивать. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Шишкин Иван Иванович (1832-1898) родился в г. Елабука, в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию.
Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1). Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Над землёй летают ласточки. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Здесь исчезла всякая таинственность. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Крамским. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Иван Иванович Шишкин родился 25 января 1832 года в семье купца в городке Елабуга, расположенном на берегу Камы.
Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Ведь, у художника была нелёгкая судьба.
Каждое дерево обладает своим «характером». Это дерево давно должны были спилить на дрова. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага.
Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. В 1870 году Шишкин становится одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок и остается верным ему в течение всей своей жизни. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887).
Лес выглядит небольшим и просторным. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». В 1860-х гг. Здесь его творчество расцвело.
Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). Поэтическим чувством проникнуто полотно «Среди долины ровныя» (1883, Гос.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства.
В России художнику было присуждено звание академика (1865 г. ). Это же свойственно пейзажам «Дубы» (1887, ГРМ), «Золотая осень» (1888, Пермская гос. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
Задний фон мрачен. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. На собственные средства Иван Васильевич Шишкин реставрировал расположенную в пригороде старинную башню. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Случайность. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
Лучшая работа этих лет – Полдень. Его отец был купцом, культурным человеком. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри.
Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье. «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1).
Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой. Ему уже сопутствовала известность.
Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. художественный музей) и «Сосны, освещенные солнцем» (1886, ГТГ) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке.
Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Это была первая шишкинская картина, приобретённая П. Третьяковым. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи.
Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Это очевидно.
Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2).
В его картинах – чуткое отношение к деталям. Характерна в этом смысле «Рожь». Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий.
Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. В них нет политики и социальной направленности. Третьяков решил судьбу картины по-своему.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Письма друзей, сообщавших о происходящих событиях, усиливали желание вернуться, к тому же и работы исполненные в Германии и Швейцарии, автора не удовлетворяли.
С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Это несомненно.
Однако уклад гимназии, по словам самого Шишкина, препятствовал его стремлениям и наклонностям и он после летних каникул 1848 года не вернулся в гимназию, «чтобы не стать чиновником». Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Биография художника зашифрована в его творениях. Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод.
Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Художник одушевляет деревья.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. В окрестностях Москвы. У работы было очень много положительных отзывов. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу».
Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. В академии его картины одна за другой награждались медалями. Достоинство этой светлой по колориту, наполненой радостно-умиротворенным настроением картины не только в мастерстве передачи пространства, но прежде всего в том, что созданный Шишкиным пейзаж подлинно русский по своему характеру. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу».
Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Весной 1862 года вместе с В. И.
В окрестностях Москвы (1869), с которой, собственно и началась слава художника. художественная галерея) и другим.
Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Русская дорога выступает национальным символом, показывающим устремлённость к горизонту и за горизонт, символизируя странничество.
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865, ГРМ) получает звание академика. У него умерли сыновья. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. Чувствуется глубина оврага, глушь.
Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Внушительные дубы достойны восхищения. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Да и сама жизнь требовала этого.
Строки автобиографии, написанной в третьем лице, позволяют узнать о занятиях молодого Шишкина, получившего свободу от «гимназии с ее узкой формалистикой». В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. Облик этот был многолик.
Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов.
В картине — то знакомое сочетание большого и малого, могучего и хрупкого, что так зорко видел художник в природе родного края, что знал и любил и так искренне воспел своей кистью «русской, простой, бесхитростной. » 8 марта 1898 года художника не стало. Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте.
Быть грозе. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной «Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872, эта картина под названием «Сосновый бор» находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается, как, что и почему тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа».
Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Художник Шишкин, биография и творчество которого неразрывно связаны с Россией, писал не только отечественные пейзажи. Стремление к «верности, сходству, портретности изображаемой природы» проявляется уже в ранней работе «Вид в окрестностях Петербурга» (1856, ГРМ). — Ср.
В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Были созданы картины «Рубка леса» (1867 г. ), «Рожь» (1878 г. ).
В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого в связи с поступлением Шишкина в Академию: «Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если ой стой же любовью будет заниматься в Академии».
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Лесная глушь (1872). Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье.
«БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность».
В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. Он часто приезжал к ней и, работая на пленэре, для своих сюжетов выбирал такие места, которые напоминали ему Елабугу, пойму Камы, сосновые рощи. Потому в картинах Шишкина «Туманное утро» (1885, Горьковский гос.
В 1852 году Шишкин поступает в Московское училище живописи и ваяния, получает хорошую подготовку под руководством А. Н. Мокрицкого. Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность.
На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Эту картину приобрёл П. Третьяков. В 90-е гг. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство».
Парит. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы.
Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Жил преимущественно в Петербурге. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860).
В его произведениях встаёт дремучая Россия. Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. Крамским. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Шишкин был одним из его учредителей. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор. организованы две выставки работ художника.
В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни.
«Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Шишкин всю жизнь изображал лес, а здесь одно-единственное дерево на всё безбрежное пространство. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три.
Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Примером таких работ является картина Рубка леса. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи.
Шишкин был членом кружка аквафортистов. Биография художника тесно сплетает между собой вехи его судьбы и созданные им живописные полотна. Произведения Шишкина «Рубка леса» (1867, ГТГ), «При закате» (1869, ГРМ), «Полдень в окрестностях Москвы» (1869, ГТГ), где раскрываются особенности национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок.
Шишкин не облагораживал природу. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Сосновый бор». В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. В таких картинах, как «Полдень. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
За границей, помимо живописи, Шишкин много занимался рисунками пером, произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1).
С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Создать же национальный пейзаж можно было только в России, куда Шишкин и вернулся в 1865 году. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». На удивление личная жизнь пейзажиста складывалась не так хорошо, как профессиональная.
На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге.
В 1891 году в Академии было выставлено более шестисот этюдов и гравюр Шишкина. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу.
Ничуть не бывало. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом».
Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Невероятная тишина царит в пейзаже. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2).
В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей.
Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Кроме этого увлекался археологоией историей. Тем более, что остров славился своей живописной природой.
Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1). Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты.
Первая в 1891 г. носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. У него были какие-то свои трения с Савицким. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы.
музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. Вместе с И. Н. Крамским, В. Г. Перовым, Г. Г. Мясоедовым, А. К. Саврасовым, Н. Н. Ге и другими в 1870 году он становится членом-учредителем Товарищества.
При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина.
Его репутация была безупречной. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада.
Так в реальной жизни не бывает. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа.
Много работал Шишкин и за границей. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Несмотря на успехи Шишкина в пейзажной живописи, близкие друзья настойчиво советовали ему обратить внимание на выразительные средства, в частности, на передачу световоздушной среды. 90-е годы Шишкин встретил полный сил.
Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Природа выражает музыку человеческой души. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой».
«Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Самыми главными произведениями его жизни были и остаются такие полотна как «Утро в сосновом лесу», «Дождь в дубовом лесу», «Полдень», «В окрестностях Москвы», «Корабельная роща».
В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей.