Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:.
Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1). Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. На переднем плане мы видим начало пшеничного поля: художник расположил красноватые, бордовые и темно-охристые мазки так, чтобы чувствовалась глубина этих снопов. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля.
В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Были созданы картины «Рубка леса» (1867 г. ), «Рожь» (1878 г. ). Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Много картин И. И. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет.
Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье.
Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. В 90-е гг. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане.
У работы было очень много положительных отзывов. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции.
О его рисунках постепенно узнала вся школа. Ребятам рассказали биографию и показали работы художника Шишкина. В его картинах – чуткое отношение к деталям. Третьяков решил судьбу картины по-своему. В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). Академию Шишкин окончил в 1860 году с высшей наградой – Большой золотой медалью и правом на три года поездки за границу.
организованы две выставки работ художника. Пейзажист.
Художник пейзажист Иван Иванович Шишкин исполнил более ста работ. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые.
В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1). Этот мрак возвышается над лесным хаосом, царящим на высветленной прогалине с болотистым ручьём. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор.
В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Сосновый бор». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Окончив курс этого заведения, с 1857 года продолжал образование в Императорской Академии художеств, где, вместе с Гине, Джонгином и др., числился учеником профессора С. М. Воробьёва. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
Это несомненно. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Передвижники).
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Примером таких работ является картина Рубка леса. Сосны придают картине величественное звучание. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Шишкин Иван Иванович (1832-1898), русский художник. Проходя от картины к картине, дети увидели вековые сосны, простор и раздолье полей, «жителей» леса. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Особо стоит отметить этюды Шишкина, выполненные на пленэре, среди которых «Уголок заросшего сада. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу».
Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. Отец не стал настаивать. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. художественная галерея) и другим. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод.
На другой выставке в 1893 г. демонстрировались произведения, выполненные в течении последнего лета. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. В 1860-х гг. Васильева. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле.
он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой. Это дерево давно должны были спилить на дрова. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Творческая деятельность И. И. Шишкина была завершена величественной композицией «Корабельная роща» (1898, ГРМ), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна.
просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды. За границей, помимо живописи, Шишкин много занимался рисунками пером, произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Но картина не является иллюстрацией стихов. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества.
Мрачное настроение. художественный музей) и «Сосны, освещенные солнцем» (1886, ГТГ) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Лучшая работа этих лет – Полдень. «Утро» полностью лишено всего этого.
На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Изображал ли Иван Шишкин дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях.
И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной «Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872, эта картина под названием «Сосновый бор» находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается, как, что и почему тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа». Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области).
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
«Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. Достоинство этой светлой по колориту, наполненой радостно-умиротворенным настроением картины не только в мастерстве передачи пространства, но прежде всего в том, что созданный Шишкиным пейзаж подлинно русский по своему характеру. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. В картине — то знакомое сочетание большого и малого, могучего и хрупкого, что так зорко видел художник в природе родного края, что знал и любил и так искренне воспел своей кистью «русской, простой, бесхитростной. » 8 марта 1898 года художника не стало. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги.
В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками», — считают некоторые критики. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника.
У него умерли сыновья. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Воробьев. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Под чутким руководством педагога С. Воробьева он неустанно работал и даже заслужил зарубежную стажировку, от которой отказался в угоду поездки в родную Елабугу.
Потому в картинах Шишкина «Туманное утро» (1885, Горьковский гос. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище.
Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Вертикали пересекаются косыми линиями. Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом.
Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65). Внушительные дубы достойны восхищения. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Шишкин обращается к возможно более объективному изображению русского лесного пейзажа от некоторой описательности и детализации (Рубка леса, 1867, ГТГ) он переходит к созданию целостных образов природы (Рожь, 1878, Лесные дали, 1884, – оба в ГТГ), раскрывает типически-выразительные и поэтические черты национального ландшафта (Среди долины ровныя. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
У него были какие-то свои трения с Савицким. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий. Ничуть не бывало. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Наряду с живописными работами особое место в творчестве Шишкина принадлежит графике.
Сюжет их – жизнь русских лесов. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Член-учредитель ТПХВ (см. Иван Васильевич поощрял тягу сына к живописи и согласился на отъезд будущего художника в Москву.
Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Шишкин был членом кружка аквафортистов.
Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Все вокруг погружено в зимний сон. И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме.
90-е годы Шишкин встретил полный сил. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. Как и многие художники того времени, он понимает, что перед живописью теперь стоят иные задачи, требующие отступления от жестких рамок академической живописи. В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств.
Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. Случайность. В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Это же свойственно пейзажам «Дубы» (1887, ГРМ), «Золотая осень» (1888, Пермская гос. География работ Шишкина чрезвычайно широка. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве.
В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Весной 1862 года вместе с В. И. Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург.
Его отец был купцом, культурным человеком. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика.
Ведь, у художника была нелёгкая судьба. В 1984 -85 г. г. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная.
Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. «Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Поэтическим чувством проникнуто полотно «Среди долины ровныя» (1883, Гос.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека.
Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Два таких рисунка были приобретены Дюссельдорфским музеем, а картина Вид в окрестностях Дюссельдорфа принесла художнику звание академика. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Природа выражает музыку человеческой души.
Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками», — считают некоторые критики. Справа темнеет непроходимая чаща леса. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице.
Приближается страшная гроза. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
Лес выглядит небольшим и просторным. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора.
Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Что впереди. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2).
В 1891 году в Академии было выставлено более шестисот этюдов и гравюр Шишкина. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Природа – сама благородство. Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи.
Большую часть картины занимают серые облака. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Особенный, тихий, погожий выдался день. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. Выставка давала представление об огромном труде художника, глубоко чувствовавшего и стремившегося передать красоту и богатырскую силу российской природы.
Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого в связи с поступлением Шишкина в Академию: «Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если ой стой же любовью будет заниматься в Академии».
Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Выставка проходила под девизом «Память в сердце храня». Самыми главными произведениями его жизни были и остаются такие полотна как «Утро в сосновом лесу», «Дождь в дубовом лесу», «Полдень», «В окрестностях Москвы», «Корабельная роща». Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Медведей написал Савицкий в самой картине. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
На удивление личная жизнь пейзажиста складывалась не так хорошо, как профессиональная. Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н.
Строки автобиографии, написанной в третьем лице, позволяют узнать о занятиях молодого Шишкина, получившего свободу от «гимназии с ее узкой формалистикой». От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865, ГРМ) получает звание академика. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении.
Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Ближе всего к зрителю – просторное поле. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Шишкин не облагораживал природу. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
Шишкин стал одним из участников российского художественного объединения «Передвижники», благодаря которым выставки картин талантливых художников проходили в различных городах. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860). До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. Парит. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии.
Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Характерна в этом смысле «Рожь». Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали.
Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Шишкин Иван Иванович (1832-1898) родился в г. Елабука, в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания.
Здесь исчезла всякая таинственность. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Внимание детей заострили на том, что русский художник, мастер пейзажа, его картины знает весь мир, а у нас на Родине все школьники, так как иллюстрации многих картин есть в школьных учебниках. «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина.
Здесь его творчество расцвело. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
Жил преимущественно в Петербурге. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте.
Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Задний фон мрачен. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов.
Но облачное небо уже начинает светлеть. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Облик этот был многолик. В таких картинах, как «Полдень. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. Шишкина, организовала со своими детьми старшей группы детского сада занятие-экскурсию в детскую библиотеку, где была организована выставка «Жизнь и творчество художника Шишкина.
Однако уклад гимназии, по словам самого Шишкина, препятствовал его стремлениям и наклонностям и он после летних каникул 1848 года не вернулся в гимназию, «чтобы не стать чиновником». Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Невероятная тишина царит в пейзаже. Над землёй летают ласточки. В течение всей жизни Шишкин писал лес. Кроме этого увлекался археологоией историей. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя.
Он часто приезжал к ней и, работая на пленэре, для своих сюжетов выбирал такие места, которые напоминали ему Елабугу, пойму Камы, сосновые рощи. Знатоки живописи утверждали и утверждают до сих пор, что среди всех русских живописцев «ему, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика». Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Природа насыщена сырым воздухом. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную.
Эту технику художник освоил еще за границей. Стремление к «верности, сходству, портретности изображаемой природы» проявляется уже в ранней работе «Вид в окрестностях Петербурга» (1856, ГРМ). Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, как и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов и трав. Иван с раннего детства не расставался с углем и мелом, старательно украшая стены и двери замысловатыми фигурами, вырезал, как и отец, по дереву. Биография художника зашифрована в его творениях. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы.
Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Человек Шишкина прикреплён к земле. В его произведениях встаёт дремучая Россия. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую.
Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А.
Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Одна из фигур точно принадлежит женщине: мы видим платок, повязанный на голове и темную юбку. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.
Лишь редкий луч холодного солнца проникает в царство снега и бросает легкие золотистые пятна на ветви сосен, на лесную поляну вдали. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. — Ср. Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав.
Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Быть грозе.
Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. Крамским. Много работал Шишкин и за границей.
Каждое дерево обладает своим «характером». Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках.
В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Он начал опускаться нравственно, его характер портился, так как ничто не влияло на него так ужасно, как водка. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома.
Вообще пейзажисты очень любят изображать природу во время восходов или закатов, в грозу, бурю или туман. По картинам Шишкина можно не только описывать климат России, но и изучать основы пленэрной живописи. Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. В окрестностях Москвы., 1883, Дубовая роща, 1887, – оба произведения в Киевском музее русского искусства). Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). Эта картина – очень светлая и яркая. Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам.
Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. В последнее года своего творчества Шишкин добился успехов в области колорита, в передаче световоздушной среды. С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. Произведения Шишкина «Рубка леса» (1867, ГТГ), «При закате» (1869, ГРМ), «Полдень в окрестностях Москвы» (1869, ГТГ), где раскрываются особенности национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. Ему уже сопутствовала известность.
Так в реальной жизни не бывает. Это очевидно. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А.
Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. В России художнику было присуждено звание академика (1865 г. ). «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888).
Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1). После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. А. Беггров создал фотоснимки с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным.
И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. В них нет политики и социальной направленности.
В академии его картины одна за другой награждались медалями. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их.
Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Воробьева.
Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Крамским. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М.
Да и сама жизнь требовала этого. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Художник одушевляет деревья. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране.
Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Отталкиваясь от традиций позднего русского романтического пейзажа (Вид на острове Валаам, 1858, Киевский музей русского искусства), с 60-х гг. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва.
По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине.