Соня Делоне —первая женщина-художник, чья персональная ретроспективная выставка в Лувре состоялась при жизни. Абрамова Ж. Художник Соня Делоне // Русские евреи во Франции: Статьи, публикации, мемуары и эссе. Затем Соня встретила художника Робера Делоне и в 1910 году вышла за него замуж.
Родилась она в Украине, в Полтавской области, в 1885 году. Там Шарль заболел тифом и Соне пришлось оставить мужа, чтобы заботиться о сыне. Соня создала иллюстрации к кубистической поэме Сандрара «Проза о транссбирском экспрессе и маленькой Жанне Французской» (1913, геометризм этой работы повлиял на поиски Пауля Клее). В 1910 году Соня развелась с первым мужем и вышла замуж за Делоне. C 1890 жила в Санкт-Петербурге, воспитывалась в семье дяди по материнской линии, процветающего адвоката Генриха Тимофеевича (Гениха Товиевича) Терка и его жены Анны Сергеевны (Израилевны) Зак (1856—1911), дочери философа и семитолога Израиля Исааковича Зака (1831—1904), племянницы крупного петербургского банкира и финансиста Абрама Исааковича Зака (1828—1893) и публициста-палестинофила Григория Яковлевича Сыркина (1838—1922)2.
В 1963 подарила Национальному музею современного искусства в Париже (с 1977 – Центр Помпиду) 117 работ мужа и собственных работ. Нельзя без улыбки смотреть на картину неизвестного британского художника XVII века «Преподнесение в дар ананаса Карлу II»: король при всех регалиях на фоне пышного дворца с уходящей перспективой грандиозного регулярного сада принимает из рук коленопреклоненного посла экзотический фрукт. Он же помогает открыть магазин одежды и оформления интерьера. Отношения у Сони лучше складывались с дядей и его супругой, Анной Сергеевной (Израилевной) Зак.
О своих творческих отношениях с мужем она потом говорила: «Он дал мне форму, а я дала ему цвет». Терк. В гимназии училась уже не Сара Штерн, а Соня Терк. Градоначальницкая, 8). РоберДелоне, муж молодой дизайнерки в 1923 году писал: «Для Сони платья или пальто являются частью пространства, оформленного и обусловленного в размерах и содержании, создавая организованное целое по законам, ставшим стандартизацией ее искусства». Постепенно заказов стало так много, что Соня вместе с известным модельером Жаком Хаймом открыла на Елисейских полях «Симультанный бутик», где демонстрировала одежду, ткани, шарфы, сумки и прочие аксессуары, украшенные «симультанным» декором из ярких контрастных пятен или монохромным узором из разных тонов одного цвета.
О ее детских годах известно очень мало. Учебу продолжила в Париже в Академии «Ля Палетт», но неудовлетворенность манерой преподавания, заставили Соню искать что-то иное, близкое и она подолгу проводит в художественных студиях и галереях.
В возрасте 20 лет, в 1905 году, девушка приехала в Париж и поступила в знаменитую Академию де ла Палетт (Acadmie de la Palette), альма-матер великого числа выдающихся деятелей искусства первой половины XX века. Трудно придумать более подходящую выставку в весенние месяцы. В 1912–1913 вместе с мужем разработала теорию симультанизма (одновременности) и сформулировала принципы орфизма. Чтобы остаться в милом сердцу Париже, Соня делает «ход конем» – выходит замуж. Отец, которого девочка обожала, целыми днями пропадал на фабрике по производству гвоздей, где работал инженером. Имелся в виду, конечно, миф об Орфее, который звуками своей музыки мог усмирять волны, зачаровать животных и растения, преображать мир – как и гипнотическое по силе воздействия «чистое искусство» Делоне. В 1925 году участвовала в Международной выставке декоративного искусства вместе с Александрой Экстер, Натаном Альтманом, Давидом Штеренбергом.
Дядюшка отправляет его на обучение в ателье декоративного искусства в Бельвилье. 1905–1925» (Париж, 1969), «Пионеры абстрактного искусства» (Париж, 1971), «Русский авангард. Другие дяди — выпускник Медико-хирургической академии (1881) Яков Тевелевич (Тимофеевич) Терк (1850—. ), работал железнодорожным врачом в Либаве, а в 1920—1930-е годы — в Крыму Марк Тевелевич Терк, владелец конторы по продаже сельскохозяйственного оборудования в Одессе (ул. Термин «симультанный» был позаимствован из трактата «О законе симультанного контраста цветов и о выборе окрашенных предметов» (1839) известного французского химика-органика Мишеля-Эжена Шеврёля. Удивительно нежная дружба между почти восьмидесятилетней художницей и «самым молодым издателем в мире» (свое первое издательство Дамаз основал в 17 лет) скрасила одиночество Сони.
Семья Терков принадлежала к интеллектуальной элите Санкт-Петербурга: в доме жили искусством, постоянно устраивались музыкальные вечера или литературные беседы. Он даже придумал специальный термин для этого направления – «орфизм». Ее работы того времени находились под сильным влиянием пост-импрессионизма и фовизма – Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Анри Руссо, Анри Матисса Соня упивалась яркими цветами на их картинах, пытаясь создать на собственных полотнах такой же радостный, красочный мир.
Этот брак по расчету был выгоден и ее жениху – критику, коллекционеру и владельцу художественной галереи Вильгельму Уде, – чтобы отвести подозрения в нетрадиционной сексуальной ориентации (Вильгельм был гомосексуалистом). Наиболее наглядным выражением принципов симультанизма стала книга «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской / La Prose du Transsibrien et de la Petit Jehanne de France» (1913), созданная Соней в сотрудничестве с её любимейшим поэтом Блезом Сандраром. В 1968 исполнила декорации и костюмы для концертных танцев на музыку И. Ф. Стравинского. Спустя некоторое время девушка вышла замуж за немецкого коллекционера, галериста и художественного критика Вильгельма Уде. Соня Делоне родилась 14 ноября 1885 года в городе Градижск Полтавской губернии (по другой версии — в Одессе) Российской империи (ныне территория Украины).
В основу оформления книги был положен разработанный супругами Делоне принцип симультанизма (одновременности). Старый друг семьи Делоне Дягилев знакомит ее с мадридской модной элитой. Через два года она переехала в Париж (по некоторым сведениям, к переезду подвигло прочтение книги об Эдуаре Мане) и поступила в Академию Ла Палетт. Сандрар назвал получившуюся книгу «печальной поэмой, напечатанной на солнечном луче».
Публиковала статьи по проблемам моды и современного промышленного искусства. Работы Делоне оказали несомненное влияние на таких модельеров, как Эльза Скиапарелли и Жан Пату. И в возрасте 18 лет она поступает в Академию изящных искусств Карлсруэ. Семейство путешествовало по Европе, девочка побывала в крупнейших европейских музеях.
Через год у четы Делоне родился сын Шарль (в будущем выдающийся историк джаза). В пять лет ее забрал в Санкт-Петербург дядя по материнской линии адвокат Анри Терк. Ее способности к живописи были замечены школьным учителем рисования и черчения. Одной из наиболее серьёзных остаётся работа Артура А. Коена изданная в 1975 году. Племянницу дядя баловал, на каникулы отправлял путешествовать по Европе.
Именно фамилию дяди она взяла себе позже как псевдоним. Идеи» (1930). Стало ясно, что больше материальной поддержки из России они не получат. И хотя сам Робер считал определение Аполлинера слишком уж литературным, цели у «орфистов» были достаточно амбициозными: «создание новой реальности из простейших, но тончайшим образом организованных цветовых сочетаний». На удивление добрыми остались отношения супругов с Вильгельмом на протяжении всей жизни.
Она решила, что теперь пора заняться собой и снова начала активно рисовать. Градоначальницкая, 8). Таким образом художница стремилась нести современное искусство в повседневность, делать его более понятным для широких масс. Академия «Ла Палетт» разочаровала Соню чрезмерным академизмом в системе преподавания, зато в студиях художников и галереях, где бурлила жизнь и собиралась радикально настроенная молодежь, она с восторгом погружалась в изучение нового искусства. Он помог организовать ее самую репрезентативную выставку в Музее современного искусства издал ее воспоминания под названием «Мы идем к Солнцу» и сам написал несколько монографий о ее творчестве.
В 19 лет он бросает учебу и полностью посвящает себя живописи – тогда Роберт впервые выставляет 6 своих работ в салоне «des Indpendants». В 1931 была в числе организаторов международного авангардистского объединения «Abstraction-Creation». Писала натюрморты интерьеры парижских кафе и портреты (в том числе поэта Н. М. Минского и архитектора В. А. Щуко). Среди полотен на религиозную тематику на выставке стоит обратить внимание на работу Рембрандта «Христос и Мария Магдалина», а также на «Эдемский сад» Яна Брейгеля Старшего.
Ее предвоенное творчество стало новаторским на то время: такие работы как «Уроки света» или «Электрические призмы» отличаются необычной радужностью красок. Первыми шагами Делонев мире моды были платья и жакеты с аппликацией геометрических форм в стиле симультанизма. Участвовала в выставке «Русский балет Дягилева» в Музее декоративных искусств (1939). С 1890 года жила в Санкт-Петербурге, воспитывалась в семье дяди по материнской линии, процветающего адвоката Генриха Тимофеевича (Гениха Товиевича) Терка и его жены Анны Сергеевны (Израилевны) Зак (1856—1911), дочери философа и семитолога Израиля Исааковича Зака (1831—1904), племянницы крупного петербургского банкира и финансиста Абрама Исааковича Зака (1828—1893) и публициста-палестинофила Григория Яковлевича Сыркина (1838—1922). Терк был успешным зажиточным адвокатом, являлся членом правления известного издательства и акционерного общества Брокгауз и Ефрон, акционерного общества Финляндского лёгкого пароходства и нескольких крупных заводов. Ее преподавателями были Эдмон Аман-Жан, Амеде Озанфан, Дюнуайе де Сегонзак. Учитель рисования подтвердил, что рисует она хорошо и имеет смыл это развивать.
Позже эта «симультанная книга» с небывалым успехом демонстрировалась на Осеннем салоне в Берлине – там ее увидел немецкий художник Пауль Клее, который был так впечатлен яркими квадратами Сони, что с тех пор они стали лейтмотивом его собственного творчества. Хотя одной из веских причин ухода в дизайн была финансовая нестабильность, Делоне настаивала: «нет разрыва между моей живописью и моей так называемой декоративной работой прикладные искусства меня никогда не пугали, но были свободным расширением, завоеванием нового пространства». Когда началась Первая мировая война, Делоне по совету и приглашению друзей – испанских художников Амадео де Соуза-Кардозо и Эдуардо Виана приехали в Испанию. Именно в это время Соня создает те знаменитые «симультанные» шарфы, которые стают знаменитыми на весь мир. Дочь фабричного управляющего Елия (Елиаса) Штерна и Ханы Штерн, урожд. Как бы то ни было, в 1890 году пятилетняя Сара оказалась в Петербурге – ее забрал в свою семью дядя (брат матери), юрист Генрих Терк. Именно любовь свела ее с известным французским художником Робертом Делоне: «Он дал мне конструкцию, а я ему — цвет» – так говорила сама дизайнер.
У них и правда было много общего – от того, что оба они были воспитаны богатыми родственниками (родители Робера развелись, когда ему было девять лет и мать, которая никогда не уделяла внимания сыну, отдала его на воспитание своей сестре), до их надежд на будущее и вкусов в живописи. Так появилось имя, под которым мы знаем ее и сегодня – Соня Делоне. В 1938 провела с мужем выставку в музее Stedelijk в Амстердаме. Уже в апреле они стали любовниками и решили пожениться, как только Соня разведется с Уде.
В 1905, прочитав книгу Юлиуса Мейера-Грефе «Мане и его круг», решила переехать в Париж как центр искусств. Аполлинер познакомил Соню с поэтом Блезом Сандраром: их дружба вскоре вылилась в творческое сотрудничество – впервые в истории художник не просто проиллюстрировал литературное произведение, но представил ее в графическом виде. Когда в России свершилась революция, Делоне были в Барселоне. Участвовала в выставках: «Русские художники Парижской школы» (Сен-Дени, 1960 Париж, 1961), «Русский балет Дягилева. В 1964 Делоне стала первой женщиной-художницей, удостоенной при жизни ретроспективы в Лувре.
Девочка рано потеряла родителей, однако несчастным ее детство не назовешь. Семейство путешествовало по Европе, девчонка побывала в крупнейших европейских музеях. Бланша. Они сошлись с сюрреалистами и дадаистами, а с одним из них – Тристаном Тцарой – Соню связала многолетняя дружба и сотрудничество.
В 1924 году Соня вместе Жаком Хеймом открывает в Париже ателье мод «Симультанистский бутик», где демонстрирует модели деловой, вечерней и спортивной одежды из тканей авангардного типа – с крупными, эффектными рисунками, рассчитанными на аналогичные декоративные ритмы модных интерьеров и пульсирующую динамику мегаполиса. «Ничего горизонтального или вертикального — свет все деформирует, все ломает», – писал Делоне. Интуиция ее не подвела. Ее гуаши этого периода по-прежнему полны ярких цветовых сочетаний и графических ритмов, наглядно демонстрируя, что можно сохранять верность своему стилю всю жизнь – и в то же время всегда находить что-то новое. Двухметровая книжка-гармошка с поэмой Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской», где слились воедино текст и дизайн, вызвала фурор среди французских критиков.
Эти, подобные до аппликаций, фрагменты тканей, Делоне назвала «симультанными контрастами». Работа с тканями стала ее основой творчества, хотя не бросила прикладного искусства, создание книжных иллюстраций и плакатов. В 1905, прочитав книгу Юлиуса Мейера-Грефе «Мане и его круг», решила переехать в Париж как центр искусств. Она вдруг почувствовала, что эти картины были написаны руками человека, мировоззрение и миропонимание которого полностью совпадают с ее ощущением жизни, ощущением живописи. Другие дяди— выпускник Медико-хирургической академии (1881) Яков Тевелевич (Тимофеевич) Терк (1850—. ), работал железнодорожным врачом в Либаве, а в 1920—1930-е годы— в Крыму Марк Тевелевич Терк, владелец конторы по продаже сельскохозяйственного оборудования в Одессе (ул. В поздний период создала цикл абстрактных картин «Ритм и цвет». Известна также как иллюстратор книг, разработчица узоров для тканей «haute couture» и театральных костюмов.
– прекрасным садом. Характер отца оставил неизгладимый след в душе дочери: его стойкость перед лицом неприятностей, сила духа, честность и невозмутимость так впечатлили Сару, что она всю свою жизнь изо всех сил старалась быть похожей на него. В 1950–1970-е ее персональные выставки прошли в Париже (Bing, 1953 ежегодно в 1958–1962 и др. ), в Лионе, Риме, Милане, Турине, Лондоне, Нью-Йорке, Цюрихе, Женеве, ряде городов Германии.
Генрих Тимофеевич Терк (1847—1917) был членом правления издательства и акционерного общества Брокгауз и Ефрон, возглавлял правления Богатовского сахарного завода, Ириновско-Шлиссельбургского промышленного общества, товарищества Сергинско-Уфалейских горных заводов, акционерного общества Финляндского лёгкого пароходства. В 1909 недолго была женой немецкого искусствоведа и коллекционера Вильгельма Удэ. Другие дяди— выпускник Медико-хирургической академии (1881) Яков Тевелевич (Тимофеевич) Терк (1850—. ), работал железнодорожным врачом в Либаве, а в 1920—1930-е годы— в Крыму Марк Тевелевич Терк, владелец конторы по продаже сельскохозяйственного оборудования в Одессе (ул. Ей начали посвящать ретроспективные выставки, стали выходить монографии. Оба они представлены на выставке картинами Жана-Батиста Мартина (1700) и Леонарда Книффа (1702-1714). В 1949 в память Р. Делоне организовала в Париже выставку «Первые мастера абстрактного искусства».
Соня поступила в Академи де ла Палетт на Монпарнасе и добилась там немалых успехов. С приемными родителями Саре повезло: преуспевающий адвокат-предприниматель и его влиятельная жена Анна смогли дать девочке не только новое имя – Софи (Соня) Терк, но и обеспечить прекрасное образование. А всемирно известный Vogue поместил на обложку ее «оптическое» платье.
В 1975 она стала офицером Ордена Почётного легиона. Она мечтала быть удочерённой ими и впоследствии взяла фамилию Терк. Градоначальницкая, 8).
В 1920 годы супруги Делоне возвращаются в Париж. м. Также вдвоём с Робером Делоне организовала парижский салон искусств Реалите Нувель. Сын Сони и Робера Шарль Делоне (1911—1988) был крупным музыкальным обозревателем, менеджером, фанатом и историком джаза. В детстве побывала в Финляндии, Германии, Италии и Швейцарии. Генрих Тимофеевич Терк (1847—1917) был членом правления издательства и акционерного общества «Брокгауз и Ефрон», возглавлял правления,, товарищества, акционерного общества. Градоначальницкая, 8). Были изданы альбомы «Ткани и ковры Сони Делоне» (1928) и «Композиции.
Жил Генрих Терк в Санкт-Петербурге, где довольно успешно занимался адвокатской практикой. Первой большой работой художницы в стиле симультанизма стала картина «Бал Буллье» (1912-1913). В 23 года Сара Терк выходит замуж за немецкого критика, коллекционера и галериста Вильгельма Уде, занимавшегося примитивистами и современной живописью. Первый известный в британском искусстве реальный сад зафиксирован в «Семейном портрете Генриха VIII» – правда, как фон (1545). 1908–1922» (Нью-Йорк, 1971), «Русский взгляд» (Гейдельберг, 1974) и др.
Она писала: «Чистые цвета становятся плоскими и дополнительными (противоположными) в одновременном контрасте. В 1939 с Р. Делоне и другими художниками основала авангардистский салон «Новых реальностей» в галерее Charpеntier. simultane – одновременный) – то есть основанными на одновременном контрасте тонов. Будущая французская художница родилась под именем Сары Элиевны (Ильиничны) Штерн 14 ноября 1885 года в маленьком украинском городке Градижске, что в Полтавской губернии. Она создает органичное целое по законам, ставшим обязательными для ее искусства». Развод был оформлен в августе и уже 15 ноября Соня Терк вышла замуж за Робера Делоне.
Друг Робера и Сони поэт Гийом Аполлинер буквально упивался феерическим каскадом «симультанных окон» Делоне. Художница же просто рассматривала свои дизайнерские проекты как упражнение в цвете, а цвет, в свою очередь, считала кожей мира. В 1905 году Соня прочла знаменитую в то время книгу Юлиуса Мейера-Грефа «Мане и его круг», где Париж был назван центром истинного искусства и немедленно решила переехать туда.
Вместе они создали знаменитые «платья-поэмы» – удивительный пример соединения одежды и поэтической идеи, когда платье было живой иллюстраций стихотворения или было украшено вышитыми поэтическими строчками. Семейство путешествовало по Европе, девочка побывала в крупнейших европейских музеях. А в 1932 году она пишет статью под названием «Художники и будущее моды», в которой предсказывает победу прет-а-порте. Соня не прекращала свою бурную деятельность даже после смерти мужа в 1941 году.
Уде, в свою очередь, с помощью этого брака на время развеял слухи о своем гомосексуализме. Обращалась к книжной графике (18 гуашей к книге «Озарения» А. Рембо) и гравюре, продолжала разрабатывать рисунки для тканей. В 1913 парижское издательство «Люди нового склада» выпустило тиражом 150 экземпляров поэму Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и о маленькой Жанне Французской», оформленную ею в соответствии с теорией симультанизма и отпечатанную в виде двухметровой складной полосы. Здесь Терк изучала гравюру под руководством Рудольфа Гроссмана. Когда ей было двадцать, прочитав книгу Юлиуса Мейера-Грефе Мане и его круг, девушка решила переехать в Париж. Удивительно, как менялось восприятие сада в течение времени: идея земного рая («парадиза») – замкнутого оградой пространства с цветущими садами, водными источниками, густой сенью деревьев, уютными постройками – была популярна в Персии еще в VI веке до н. э. Миниатюра «7 супружеских пар в Саду» (около 1510 г. ) из раннего мусульманского манускрипта представляет великолепный персидский сад с восьмиугольным бассейном, платанами и кипарисами, павильонами, устланными цветочными коврами.
Соня Делоне (SoniaDelaunay) – известный мастер, которая творила в стиле арт-деко и абстракционизма. В начале 1910-х посещала салон баронессы Е. Эттинген, где познакомилась с Б. Сандраром, Г. Аполлинером и другими представителями литературно-художественного авангарда. Разработки мужа произвели огромное впечатление на Соню, примкнувшую к его экспериментам. Влияние фовистов особенно заметно в её ранних картинах, таких как «Финская женщина» и «Жёлтая обнажённая» (1908) с их неестественным цветом лица, размашистыми мазками и щедрыми красками. Казалось, перед Соней открываются все двери и тут ее жизнь сделала новый поворот.
Робер создал оригинальный метод построения «цветовых конструкций» из концентрических окружностей, арок, радуг, окрашенных в семь основных цветов по системе «одновременного контраста цветов» Шеврейля. В 1908 впервые показала работы на выставке в парижской галерее Notre-Dame-des-Champs. В декабре 1913 книга демонстрировалась в петербургском художественно-артистическом кабаре «Бродячая собака» в качестве иллюстрации к докладу А. А. Смирнова о симультанизме. В то время любимой книгой Робера Делоне было исследование Мишеля-Эжена Шеврёля «Принципы гармонии и контраста цветов» (De la loi du contraste simultane des couleurs et de lassortiment des objets colores)– законы дополнения и сочетания цветов, сформулированные французским химиком в 1839 году, так захватили Делоне, что их новый стиль, основанный на изучении и использовании взаимоотношений разнообразных цветовых пятен, они назвали «симультанностью», от французского «simultane» – одновременность.
Известно, что Делоне считала себя язычницей. Первые, написанные им картины были выдержаны в стиле постмодернизма. О детских годах художницы известно совсем мало, потому и путаница возникла. Соня создала костюмы для спектакля по пьесе Тцары «Сердце газа» и ее потрясающие в своей необычности ткани с «симультанным» геометрическим узором произвели настоящую революцию. Терки согласились.
1909–1929» (Страсбург, 1969), «Русский авангард. Её увлекали фовисты, Ван Гог, Гоген, Руссо, отталкивали Матисс и Пикассо: первого она считала «слишком осторожным, слишком буржуазным», второго находила нездоровым. Участвовала в Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925), выставке «30 лет независимого искусства.
В 1964 совместная выставка работ супругов Делоне состоялась в Лувре (в истории музея выставка современных художников проводилась второй раз, после Ж. Брака), в 1967/1968 – в Национальном музее современного искусства в Париже. В ней каждому слову соответствовал фон определённого цвета. (В 1912-1913 гг. Paris, 1913). Генрих Тимофеевич Терк (1847—1917) был членом правления издательства и акционерного общества Брокгауз и Ефрон, возглавлял правления Богатовского сахарного завода, Ириновско-Шлиссельбургского промышленного общества, товарищества Сергинско-Уфалейских горных заводов, акционерного общества Финляндского лёгкого пароходства. «Равновесие объема и цвета и великолепное чувство ритма», – так по завершении выставки охарактеризовал работы мадам Делоне парижский модный журнал LArt vivant. Сначала девушка уехала в Германию, училась в Художественной академии в Карлсруэ.
Начинающей художнице тесное знакомство с владельцем галереи всегда на пользу, к тому же приемные родители настойчиво звали Соню вернуться в Петербург и заняться «устройством личной жизни», что ее отнюдь не привлекало. Дамаз же искренне привязавшийся к Соне, заботился о ней и поддерживал ее. C 1890 жила в Санкт-Петербурге, воспитывалась в семье дяди по материнской линии, процветающего адвоката Генриха Тимофеевича (Гениха Товиевича) Терка и его жены Анны Сергеевны (Израилевны) Зак (1856—1911), дочери философа и семитолога Израиля Исааковича Зака (1831—1904), племянницы крупного петербургского банкира и финансиста Абрама Исааковича Зака (1828—1893) и публициста-палестинофила Григория Яковлевича Сыркина (1838—1922). В 1908 году Соня Терк вышла замуж за немецкого искусствоведа и галериста Вильгельма Уде.
К XVII веку сады аристократов достигли невообразимых масштабов. Вскоре она открывает магазины в Бильбао и Барселоне. К тому же обширные связи Уде и возможность выставляться в его галерее на улице Notre-Damedes-Champs оказались как нельзя кстати для начинающей художницы. Начальное образование получила в С. -Петербурге. Цвета. Кроме нарядов для дам, она создавала сюрреалистические так называемые «платья-стихотворения», декорации для балета Сергея Дягилева.
Отныне она скиталась по случайным отелям и домам друзей. Генрих Тимофеевич Терк (1847—1917) был членом правления издательства и акционерного общества «Брокгауз и Ефрон», возглавлял правления Богатовского сахарного завода, Ириновско-Шлиссельбургского промышленного общества, товарищества Сергинско-Уфалейских горных заводов, акционерного общества Финляндского лёгкого пароходства. Градоначальницкая, 8). Аполлинер познакомил Соню с поэтом Блезом Сандраром и художница иллюстрировала его кубистическую поэму «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской» (1913).
Название «орфизм» (от мифологического Орфея) дал Аполлинер, определивший этот стиль как «живопись новой структуры, состоящую из элементов, которые не заимствованы в сфере видимого, но всецело созданы художником и наделены им всей полнотой реальности» (в его книге: «Les Peintres Cubistes». В 1918 году она встречается с Сергеем Дягилевым, чья труппа в это время была на гастролях в Испании и он заказывает ей и Роберу декорации и костюмы к знаменитому балету «Клеопатра» – оригинальные сгорели во время турне по Латинской Америке. Специально для выставки, в Париже на мосте Александра III был открыт бутик и там Соня демонстрировала работы в своем стиле «симультанизма» – в небольшой витрине были представлены сумки, шарфы и манто. Другие дяди — выпускник Медико-хирургической академии (1881) Яков Тевелевич (Тимофеевич) Терк (1850—. ), работал железнодорожным врачом в Либаве, а в 1920—1930-е годы — в Крыму Марк Тевелевич Терк, владелец конторы по продаже сельскохозяйственного оборудования в Одессе (ул.
В 1941–1944, после смерти мужа, жила в Грассе. По возвращении в Париж в 1945 участвовала в выставке абстракционистов «Art Concret» в галерее Drouin (1945) и способствовала возрождению салона «Новых реальностей» (1946). В честь нового искусства «симультанизм» было организовано несколько светских раундов и показов мод, дизайном и постановкой которых занималась Соня.
В 1903–1904 училась в Карлсруэ (Германия) у художника Шмидта-Рейтера. Свои композиции художник называл «симультанными» (от франц. Художница представила широчайший ассортимент изделий – начиная от бивших все рекорды популярности «симультанистских» шарфов и заканчивая коврами и машинами.
В доме Делоне, которые поддерживали его во время ареста, он искал приюта и покоя – радостные, красочные работы Сони так впечатлили его, что он назвал этот стиль «орфизмом» имея в виду преображение мира новым Орфеем, творцом структур, не заимствованных из действительности. 25 октября 1941 года Робер Делоне скончался от рака в Монпелье.
Соня Делоне, урожденная Сара Штерн, появилась на свет 14 ноября 1885 года в Полтавской губернии, в маленьком городке Градижск. Как замечает Артур Коен, Делоне создала особый визуальный язык, «безразличный к фигуративным или описательным аллюзиям, начисто лишённый желания передавать содержание стихов изобразительными средствами, озабоченный только выражением восприятия работы». Она побывала в крупнейших европейских музеях. Она стала вехой в истории модернистской поэзии и абстрактной живописи.
При этом художница не оставляет живопись: она – один из организаторов салона «Абстракция– Созидание» (1931) и авангардистского салона «Новая реальность» (1939). Художница рассматривала свои дизайнерские проекты как «упражнение в цвете» (а цвет, в свою очередь, считала «кожей мира») и стремилась нести современное искусство в повседневность, делать его более понятным и доступным широкой аудитории. А спустя два года отправилась в центр искусств – Париж. Делоне вернулись в Париж в 1921 году.
Великая депрессия, однако, пошатнула положение Делоне: спрос на модную одежду и картины резко упал, «Симультанный бутик» пришлось закрыть. Соня Делоненесомненно стала одной с первых художниц, которая сумела объединить новаторскую живопись с текстилем и стала «лицом моды» той эпохи. Ее работы оказали неоцененное влияние на развитие стиля и модных вкусов. Эти работы настолько поражают других творцов, что ей начинают посвящать стихи. Кажется, национальная страсть передается из поколения в поколение с генами.
Ее провозгласили ведущей представительницей ар-деко, соединявшего модерн и авангард. Таким образом, впервые форма строится не с помощью светотени, но глубиной самого цвета». Брак был по расчету.
В 1924 вместе с Ж. Хеймом открыла в Париже магазин и ателье мод, где демонстрировались модели одежды, производственных костюмов, «симультанные» рисунки тканей, эскизы интерьеров, проекты оформления автомобилей и т. п. (магазин и ателье работали до 1931). С тех пор она лишь несколько раз и очень ненадолго, приезжала в Россию.
Соня Делоне (урожденная Сара Штерн) появилась на свет 14 ноября 1885 года в Одессе в семье управляющего фабрикой Ильи Штерна. В 18 лет дядя отправил Соню в Академию изящных искусств в Карлсруэ. С 1890 года жила в Санкт-Петербурге, воспитывалась в семье дяди по материнской линии, процветающего адвоката Генриха Тимофеевича (Гениха Товиевича) Терка и его жены Анны Сергеевны (Израилевны) Зак (1856—1911), дочери философа и семитолога Израиля Исааковича Зака (1831—1904), племянницы крупного петербургского банкира и финансиста Абрама Исааковича Зака (1828—1893) и публициста-палестинофила (1838—1922).
Ранее детство девочка провела в родном Градижске. В период с 1925 оп 1929 года такие наряды стали главным символом авангардной моды.
В начале 1920-х исполняла эскизы тканей для лионских фабрикантов шелка. В 1923 году вместе с В. С. Работала также над скульптурой, керамикой и акварелями. Их встреча родила один из самых романтичных, крепких и плодотворных творческих союзов. Бартом и Х. Грановским Соня Делоне осуществила постановку пьесы Тристана Тцара Воздушное сердце, организованную литературно-художественной группой Через в помощь русским художникам за рубежом. Тогда же имя и фамилию сменили.
1884–1914» в Гранд Пале (1926), в Осеннем салоне и групповых выставках. В 1910 развелась с ним и вышла замуж за художника Робера Делоне (1885–1941). В том же году супруги приобрели мастерскую на улице des Grands-Augustins, где проработали до 1935 (позже – на бульваре Malsherbres, 19). В 1913 показала орфистские работы в Осеннем салоне в Париже и в 1-м Немецком Осеннем салоне в галерее Der Sturm в Берлине, в 1914 – в салоне Независимых (работа «Электрические призмы»). Там она поступает на обучение в академию «Ла Палетт», однако академическая манера рисования, которую там преподают, девушку уже давно не привлекает.
Ее творчество было невероятно популярно: ее приглашали оформлять интерьеры и светские рауты, заказывали ей эскизы тканей, которые производились по всему миру и вечерние платья, которые Соня расписывала вручную в своем фирменном «симультанном» стиле. В 1913 г. представила свои первые орфистские работы в салоне Независимых. ) Соня создала иллюстрации к кубистической поэме Сандрара Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской (1913), которая переиздается до сих пор.