Западные путешественники и ученые исследователи истории зодчества, очень чуткие относительно всякой самобытности и оригинальности, давно уже оценили по достоинству этот замечательный памятник русского художества" ("Черты самобытности в древнерусском зодчестве"). В середине XIX в. иконостас дополнили деревянными резными деталями. Особый интерес представляет отдельно висящая икона «Видение пономаря Тарасия». Кто был главным зодчим, так и остаётся тайной.
Со временем, когда денег оказалось достаточно, Василий отдал их Иоанну Грозному. Его появление граничит с желанием богатого вкладчика Ивана Кислинского переосвятить этот придел в честь своего небесного покровителя (1788 г. ). А имущество храма было конфисковано. Василий Блаженный на фоне Кремля и Красной площади» XVIII в. Над захоронением св. По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея.
Получился храм-город о девяти самостоятельных сооружениях, стоящих на одном основании – «Поставлен бысть храм каменный преудивлен, различными образцы и многими переводы, на одном основании девять престолов». Идея написать картину маслом с Храмом Василия Блаженного пришла мне совсем не спонтанно. Очередной поход закончился победой над Казанским ханством и присоединением города к Московскому государству. Это крайне редкое в древнерусском искусстве символическое изображение Бога.
Композиция храма необычна: он предстает перед нами связанной группой девяти отдельных храмов, причем формы этих храмов взяты с разных образцов («различными образцы и многими переводы»). Позже при музее открыли рисовальную школу. Согласно Соловецкому летописцу, 2 августа 1588 (7096) года от мощей святого совершилось несколько исцелений32.
Смерть и воскресение – вот о чем повествуют образы храма Василия Блаженного. Рака святого в этой части была разрушена в Смутное время. Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного. В этой церкви не было найдено ни одного фрагмента древней живописи, что позволяет предположить, что в XVII веке она не была расписана. В церкви частично сохранена живопись XIX в., а местами восстановлена оригинальная декорация «под кирпич».
Этот шатёр выразил идею божественного Покрова, распростёртого на Русской землёй. Он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году, уничтоживший почти всю столицу. Но объемы помещений разные, да и сочетания их необычны. Покровркий собор, «что на рву» или храм Василия Блаженного, — это выдающийся памятник русской архитектуры. Ныне храм является филиалом Государственного Исторического музея. Храм построил архитектор, настоящее имя которого Постник Яковлев.
Эти чувства выражены в храме Василия Блаженного с редким по силе вдохновением. Первым смотрителем музея стал протоиерей Иоанн Кузнецов. Но, если взглянуть на него с высоты птичьего полета или на его чертеж (вид сверху), размещенный на стене одной из церквей, все становится ясным и понятным. Руководил работами архитектор Иван Яковлев. В соборе расположен филиал Исторического музея и поток туристов туда не иссякает.
Годы Октябрьской революции принесли храму немало испытаний. Это открытие навело его на мысль о том, что в XVI веке нижняя часть собора Василия Блаженного предназначалась для ведения боя. Строительство храма началось в 1555 году.
Ему привиделся Небесный Иерусалим и там «были сады многие, в них древа высокие, колеблющиеся своими вершинками Одни из деревьев цвели, другие златовидною листвою были украшены иные имели плоды различные несказанной красоты»39. Однако не существует официальных свидетельств тому, что Пётр Барановский активно выступал за защиту собора от уничтожения2977. Известный реставратор П. Д. Барановский посылал телеграммы Сталину с призывом спасти храм.
Живописный собор играет красками всей могущественной державы. С 1928 он года является филиалом Государственного исторического музея. К 450-летнему юбилею собора на выставке «Золото ризницы» были представлены уникальные иконы XVI века из первоначального, не сохранившегося иконостаса центральной церкви Покровского собора.
В 1817 году архитектор Осип Бове, реконструируя Красную площадь с торговыми рядами, выложил подпорную стену храма «диким» камнем и установил чугунную ограду: сначала вдоль Москворецкой улицы, а в 1834 году, после прокладки Масляного переулка, ещё и с южной стороны храма62636164. «Чаю воскрешения мертвых и жизни будущего века», – эти заключительные строки Никео-Константинопольского символа веры лучше всего выражают художественный замысел зодчих великого собора. При этом глав получается, конечно, не 10, а 9 – центральный шатер «работает» на оба пятиглавия. Легенды приписывали храму сеть подземных ходов. В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI в. : древние окна, полуколонны, карнизы, кирпичный пол, выложенный «в елку».
Центральные выходы основных, окружающих ее храмов обращены к четырем сторонам света. Впервые легенду об ослеплении архитектора приводит иностранец, голштинский посол XVII века Адам Алеарий (Олеарий), он же называет собор «иерусалимским». Она была написана в Новгороде в конце XVI века.
В 1670-х годах ансамбль дополнила шатровая колокольня, главы его покрыли железом, а паперть— черепицей, на соборе появилась яркая пёстрая орнаментная роспись. Каганович, он же занимался составлением плана генеральной реконструкции Москвы в духе «пролетарской столицы».
Но не просто, а в соответствии со святыми и днями в которые Грозный одерживал победы. 5 сентября 1918 года его расстреляли и похоронили на Ходынском поле6621.
А перед своей смертью Василий Блаженный отдал все деньги Ивану Грозному. Однако очередная легенда гласит, что храм был сохранен по указу самого Сталина. У Покровского собора всего одиннадцать куполов: девять из них расположены над церквями (по числу престолов), ещё два купола находятся над приделом Василия Блаженного и над колокольней5.
Наиболее эффектными получаются фотографии с Красной Площади. Храм Василия Блаженного еще и просто необыкновенно красив На том месте, где сейчас красуется собор, в XVI веке стояла каменная Троицкая церковь, «что на Рву». Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству.
Окна-бойницы комнаты были заложены кирпичом. Глубокие ниши-тайники в нем использовали как хранилища.
Можно попытаться фотографировать с моста, но Вам будут мешать провода. В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Фёдора Стратилата, Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины. Опись ветхостей, составленная в 1688 году, указывает только на двадцать4748.
По третьей версии, Собор Василия Блаженного – это проект итальянского зодчего. После советского времени ими снова стали пользоваться в 1990 году. «Храм Василия Блаженного» – это самая известная картина русского авангардиста Лентулова Аристарха Васильевича, созданная в 1913 году. В своде купола маломерным кирпичом выложена спираль— символ вечности. В интерьерах храмов они воспринимаются органичнее, чем на стенах музеев.
На сегодняшний день картина находится в Третьяковской галерее, Москва. Храм стоит и остается истинным символом Москвы и России. Тогда Иван Грозный повелел объединить все «походные» деревянные церкви в один каменный храм во имя Покрова Богородицы— Покровский собор15910. Он вынес предложение снести Покровский собор. Теперь храму возвращен его первоначальный вид.
Войдем внутрь собора. Все изображенные формы храма условны, композиция совмещает разные точки зрения. Все они объединены использованием единого композиционного приема «восьмерик на четверике» – это значит, что восьмигранник ставится на кубическое основание.
Находясь в Москве, он потушил пожар в Новгороде тремя чашами вина. Собор должен был стать храмом прославления победы Московской Руси, он должен был увековечить память о погибших "за други своя" под стенами Казани и, наконец, собор знаменовал собой одновременно высшую награду "в царствии небесном", которую должны были получить, по учению церкви, убитые и воплощал представление о Москве как о "новом Иерусалиме" (мировом центре, несущем спасение православному миру). Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения46.
Его сравнивали с колоссальным растением, с группой скал, с гигантским кондитерским изделием, называли его «слеплением сталагмитов» и «зданием из облаков, причудливо окрашенных солнцем». Цилиндрический световой барабан перекрыт сводом. Однако значение цветовой раскраски куполов и по сей день остаётся неразгаданным. Теория о ходах, ведущих от храма на территорию Кремля, подтвердилась в настоящее время, когда в случайно обнаруженный провал у фундамента пробрался барсук, предположительно из Тайницкого сада.
О строителе (или строителях) храма Василия Блаженного идет немало споров. Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Колокола сняли и отправили на переплавку, сам храм закрыли, но не уничтожили.
К западу от центрального храма располагается придел Входа Господня в Иерусалим – тот самый, к которому двигалось «шествие на осляти». Но в сюжете полотна есть своя логика и образный смысл. В состав иконостаса входят более ранние иконы: «Богоматерь Смоленская» XVI в. и местный образ «Св.
Во второй половине XVII века галерея была расписана растительным орнаментом. В другом сборнике кратко сообщается, что «мастер был Барма со товарищи». Но эта версия не была столь сильна, вот таким образом, не имеет такой силы. Тогда же освятили все его церкви, кроме центральной.
При этом деревянные балки для развески колоколов сохранились с дореволюционных времён120. На южной стене церкви находится редкая большемерная икона, написанная на металле, — Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» (1904)источник не указан 108 дней. В композицию органично включены сцены ловли рыбы, пахоты и сева, повествующие о повседневной жизни древних новгородцевисточник не указан 108 дней.
Зажиточные горожане также приносили сюда свое имущество. Так, на глазах изумлённых паломников он кинул камень в образ Богоматери, который почитался как чудотворный. Некоторое время остается преподавать в Академии Художеств. По заказу Главного морского штаба Боголюбов пишет картины, посвященные морским баталиям Крымской и русско-турецкой войн и историческим битвам XVIII в. С 1873 года и до самой смерти в связи с ухудшением состояния здоровья по совету докторов зимние месяцы он проводит во Франции, только летом возвращаясь на родину. В Париже Боголюбов основывает Общество взаимного вспоможения и благотворительности русских художников. В 1885 году художник на основе собственного собрания картин создает в городе Саратов на Волге художественный музей, названный именем его деда по материнской линии Александра Радищева, автора знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву». Обширное пространство Красной площади завершаетбольшое, нарядное здание церкви.
Этому мастеру исследователи приписывают строительство не только храма Василия Блаженного и Казанского кремля, но также и Успенского собора и Никольского храма в Свияжске и Благовещенского собора в Московском Кремле и даже (по некоторым сомнительным источникам) церковь Иоанна Предтечи в Дьякове. "Ты лжешь. Особая история у названияцеркви свв. Сюжет иконы основан на легенде о видении пономарю Хутынского монастыря бедствий, грозящих Новгороду: наводнения, пожаров, «мора». В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. Четверик церкви переходит в невысокий восьмерик. Сейчас на его месте – советский некрополь и Мавзолей.
Я давно хотела воспеть этот Святой храм веры и добра. Этот памятник российской истории и культуры со своими разноцветными расписными маковками давно стал неотъемлемой частью столицы России и ее символом. Так действительно и случилось. Масляная роспись церкви выполнена в 1905 году— к 350-летию начала строительства собора. А 1 октября 1555 года Иван Грозный «повелел поставити храм Пречистой Царицы Богородицы честнаго и славного ея Покрова с приделы надо рвом у града близ Фроловских врат».
Под световым барабаном в стены вмонтированы «голосники» (резонаторы)— глиняные сосуды, предназначенные для усиления звука86. Вообще, в Соборе Василия Блаженного хранится множество прекрасных древних икон. Стены прорезаны узкими отверстиями — продухами. Алексей Петрович Боголюбов сам себя называл «моряком-художником». Был создан собор святых заступников за русскую землю89. Основная его часть была возведена к осени 1559-го.
Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. В послереволюционные годы собор находился в бедственном положении. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира. Несмотря на использование художником футуристического метода, у «Храма Василия Блаженного» отсутствует его характерная особенность – динамика современного индустриального мира.
Грани шатра покрыты фигурной зелёной черепицей, а завершает его небольшая луковичная главка с восьмиконечным крестом. После окончания шествия на Лобном месте (возвышение у собора) происходила завершающая часть службы с чтением Евангелия. Ранее она была посвящена свв.
В 1880 году храм приобрёл усадьбу на Пятницкой улице. Церковь была единственным храмом, который работал всегда — круглый год и днем и ночью. Тогда же в соборе состоялось обретение мощей Иоанна Блаженного90. Достоверно известно, что церкви собора были побелены после пожара 1735 года.
Там находится иконостас XVI в., перенесенный из собора Александра Невского (стоял на территории Кремля и был разобран в XVIII в. ). На первый взгляд, собор кажется необыкновенно сложным архитектурным сооружением. В 1672 году Иоанн Московский был причислен к лику святых. В куполе изображён Спас Вседержитель, в барабане— праотцы, в перекрестиях свода— Деисус (Спас Нерукотворный, Богоматерь, Иоанн Предтеча), в парусах свода— евангелисты.
Отчасти свою популярность храм приобрел благодаря легенде известной любому школьнику. Со стороны Васильевского спуска видна подпорная стенка и фотографировать приходится снизу, но если отойти подальше, то в кадр попадает еще и Спасская Башня и ночью, когда включена подсветка можно получить отличные фотографии. Золоченые главы мечети, по преданию, на двенадцати подводах увезли в Москву. Он состоит из окон XVI-XVII вв.
Придел также является одной из четырёх малых церквей собора высотой 15, 2м. Её своды скрывают верхние части церквей. Василия Блаженного установлена арка, украшенная резной сенью. Например, узоры выписаны на витых колонках, а синие купола украшены золотыми звездами.
Вплоть до 1918-го в ней жил последний настоятель храма отец Иоанн (Восторгов)— известный в то время проповедник, церковный и общественный деятель, тесно связанный с Григорием Распутиным. Колокольня, построенная в 1670 году, находится немного поодаль. В конце XVI века на территории храма был похоронен Василий Блаженный известный в Москве «Божий человек». В приделе хранились и железные вериги Иоанна, которые возлагались на страждущих9123.
Где находилась ризница ранее, неизвестно5859. Здесь очень интересны фрески. Василий при этом улыбнулся.
По его имени храм Покрова на Рву и получил в народе прозвание храм Василия Блаженного. Старейшим из них является образ Василия Блаженного, датируемый концом XVI столетия.
Их имена стали известны только в 1895 году, когда в рукописном сборнике XVII века, найденном в архивах Румянцевского музея, обнаружилась запись, где летописец говорил, что «Бог даровал» Ивану Грозному «двух мастеров русских по реклу Постник и Барма»1617. Когда толпа принялась избивать Василия, он закричал: «А вы поскребите грунтовку. ». Также опубликован ряд других документов, где упоминается человек по имени Постник Барма. В восьмидесятые годы XVII в. перестраивается звонница. Рассмотревши, что действительно это церковь и тут ничего не понимаешь, не видишь, сколько сторон у здания, где его лицо – фасад. » Наполеон, увидевший храм, назвал его «мечетью». Достоверных данных о зодчих, возводивших собор, не сохранилось.
Взятие Казани имело не только политическое значение (теперь русские контролировали волго-балтийский торговый путь), но и религиозное – это был поход против неверных. В 1923—1949 годах в музее проводились масштабные исследования. Мне тут же захотелось запечатлеть один солнечный день из жизни Красной площади. Больше всего она напоминает тот узор, который можно увидеть, заглянув в калейдоскоп – вот он, яркий, красивый, праздничный – но стоит только слегка встряхнуть трубку и он рассыплется и сложится заново. Не существует однозначных сведений о том, сколько престолов было перенесено тогда в собор.
Позже многие больные, молившиеся над гробом юродивого, получили исцеление. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы. В образе храма Василия Блаженного, как ни в каком ином сооружении, воплотился образ Небесного града Иерусалима, где обрели вечную жизнь те, кто, «смертию смерть поправ», сложил свою голову за отчизну. В октябре 1552 года «позвонеся великий град Москва и изыдоша на поле за посад все множество бесчисленное народа московского» – москвичи выходили встречать возвращавшуюся из победоносного казанского похода русскую рать.
затронули и программу росписей. В 1680 году собор значительно отреставрировали. Василий Блаженный был самым почитаемым русским юродивым. Василий родился в 1469 г., в московском подгородном селе Елохове.
Вот таким образом, ждать не пришлось и я тут же взялась за работу. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский, в народе— Большой колпак.
В XVI веке, в 1552 году, у Троицкой церкви был погребён (с большими почестями) блаженный Василий, скончавшийся 2 августа (по другим источникам, он умер не в 1552 году, а в 1551). Другим казалось, что храм создан «более для украшения, чем для молитвы». В XVIII веке иконостас был продан в Тверскую губернию. 21 мая 1923 года первые посетители перешагнули его порог.
Во время ареста архитектора якобы шантажировали тем, что собор уже взорвали. Согласно одной из них, храм является неточной копией мечети Кул-Шарифа в Казани. В шатре находятся небольшие окошки— так называемые «слухи», предназначенные для усиления звука колоколов. Московский «Христа ради юродивый» Василий родился в 1469 году в селе Елохове, с юности был наделен даром ясновидения.
На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе». Значительные изменения при ремонте собора в 1770—1780 гг. Между ними возведены меньшие по размеру церкви, завершающие композицию. Ни одна из них не похожа на другую. Протоиерей Иоанн был арестован 31 мая 1918 года и заключён в Бутырскую тюрьму в Москве. Высота храма Василия Блаженного составляет 65 метров.
Как уже говорилось, Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву — это правильное наименование храма, а церковь Василия Блаженного — это разговорное название, которое постепенно заменило официальное. Галерея окружает центральную церковь Покрова Богородицы. Автором его проекта стал русский зодчий Барма Постник.
Иконописец изобразил панораму города с топографической точностью. Как пишет один из основных исследователей собора, А. Л. Это православный храм св.
Существует много легенд о Покровском соборе. Картина маслом «Покровский собор» не только украсит помещение, а и задаст ему свое неповторимое настроение радости и света, которое несет в себе этот храм. Первоначально храм называли собором Покрова «на рву» по названию центральной церкви. В Москве жил и побирался Василий Блаженный. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись, которая неоднократно обновлялась.
Адриана и Наталии. Таким способом Лентулов пытался показать развитие образа во времени и пространстве.
В конце 1929 года с храма сняли колокола и запретили проводить богослужения. Картина маслом «Храм Василия Блаженного» изображает церковь, построенную еще в 16 столетии в честь победы над Казанским ханством. Он простоял менее года и был разобран, а на его месте заложили каменный собор11.
На западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы». Но, несмотря на эту скромную цифру, красота собора никого не оставляет равнодушным. До сих пор до конца неизвестно, кто же построил храм. Тогда же в верхних церквах были прекращены службы. Подарить картину маслом Храма Василия Блаженного можно политику, бизнесмену, начальнику, командиру и любому работнику в офис. Умер Боголюбов в Париже, но тело его привезли на Родину и захоронили в Петербурге.
Эти церкви были разобраны во избежание пожаров, которые случались очень часто в то время. Сюжет как будто сам просился на хлопковый холст. Над местом его погребения к собору был пристроен придел Василия Блаженного, а за собором с тех пор закрепилось его второе название — храм Василия Блаженного. Ошарашенный Сталин якобы произнес историческую фразу: "Лазарь, поставь на место". Этой версии придерживается заведующая филиалом Исторического музея «Покровский собор» Татьяна Сарачева, однако ряд историков считает, что эта версия устарела181920. Строительство началось в 1555 году и завершилось спустя шесть лет.
Патриарх ехал на ослике, наглядно символизируя путь Христа. В 1920-х годах, в начале научной музейной деятельности в соборе, церкви вернули её первоначальное названиеисточник не указан 108 дней. Одна из легенда гласит, что деньги на строительство храма собирал сам Василий. Название этого придела дало собору второе, обиходное название.
В XIX веке собор также ждали перемены. Эта пристройка дала обиходное название Покровскому храму – Собор Василия Блаженного. Во время богослужений перед Лобным местом «ставились с образы на два лика, как на крылосе», а на само Лобное место водружался аналой. Церковь освещает древнейшее в соборе паникадило XV века94.
В 2000 году протоиерей был причислен к лику святых Русской православной церкви28. Ещё в XIX веке писатель Николай Чаев предположил, что цвет куполов храма можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского)— святого подвижника, с которым, по церковному преданию и связан праздник Покрова Божией Матери. Тогда, со слов дочери реставратора, Барановский отправил в Кремль телеграмму, что вместе с собором взорвёт себя. Киприану и Иустине, в день памяти которых была взята Казань. Для её устройства в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. Это одна из почитаемых московских святынь. На южной стене церкви находится редкая большемерная икона, написанная на металле, — «Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» (1904 г. )Пол покрыт чугунными плитами Каслинского литья.
Начало 90-х годов XX века ознаменовалось возобновлением церковных служений в храме. В Москве горожане встретили Ивана Грозного громкими возгласами: «Многие лета царю благочестивому, победителю варваров избавителю православного народа. ».
Позднее он был отправлен в Казань, чтобы руководить строительством каменного города. Так были построен храмы, Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла (30 августа), в этот день была одержана победа над татарской конницей князя Епанчи, храм Григория Армянского (30 сентября), в этот день пала крепостная казанская стена и Арская башня. Эти церкви объединены общим основанием и обходной галереей. По преданию известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен.
Тогда зодчие пошли на смелый шаг – возвели не семь, а восемь приделов. На первый взгляд это «образование» громоздится, оно охвачено динамикой роста образовании и уподоблено сказочному миражу, который постоянно колеблется и изменяется.
Наоборот, пейзаж Аристарха Лентулова выглядит старым и несовременным. Что же касается восьмого придела, то учёные соглашаются с общепринятым мнением, основанным на летописном сообщении, что мастера построили храм «не якоже повелено было (царём), но яко по бозе разум даровался им в размерении основания»35. Также бытует легенда, будто после постройки Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они больше не смогли построить ничего подобного, но это не более чем легенда, так как в документах указано, что уже после возведения собора Покрова на Рву мастер Постник «по реклу Барма» (т. е., по прозвищу Барма) строил Казанский кремль. Восемь церквей— четыре осевые и четыре поменьше между ними— увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними центральной столпообразной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, завершённой шатром с маленькой главкой.
В 1920-х годах церкви вернули её первоначальное название. Церковь освещает старейшее в соборе паникадило (люстра) русской работы конца XVI века94. Это был один из самых искусных мастеров Пскова.
В кадр попадает памятник Минину и Пожарскому. Золотые кресты и столь красочные купола заворожили при первой же встрече с ними. "Могу"39, – ответил архитектор. А по крутой белокаменной лестнице можно подняться в главную церковь Покрова.
Ее окружает галерея, которая соединяет все башни-церкви. Тогда же в подклет храма перенесли престолы тринадцати или четырнадцати (точно не известно) церквей, стоявших на Красной площади вдоль рва— поставленных ранее на местах публичных казней (все эти церкви имели в названиях приставку «на крови»)47. Третья гипотеза гласит, что строителем был и вовсе какой-то итальянский мастер эпохи Возрождения. Во многих местах протекала крыша, были выбиты стёкла, зимой внутри церквей лежал снег6970. Кроме того, проведённые работы позволили восстановить первоначальный вид галереи2672. В тридцатые годы 20 века первым секретарем Московского комитета ВКП (б) был Л. М.
Царские врата смещены влево — из-за нарушения симметрии внутреннего пространстваВ местном ряду иконостаса — образ святителя Иоанна Милостливого, патриарха Александрийского. Данное решение не имело аналогов в русской архитектуре. Уникальность храма состоит в том, что у него нет явно выраженного главного входа. С этого же времени собором совместно пользуются музей и Российская православная церковь. Картина маслом «Кремль» при одном только взгляде на нее радует и в то же время умиротворяет. В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен десятый придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469—1552), мощи которого находились на месте постройки собора. В помещении второго яруса основали новую соборную ризницу.
Навсегда была уничтожена вековая опасность со стороны злейшего врага Руси. И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важном событии. Еще одной особенностью уникального ансамбля является отсутствие подвальных помещений.
Автор старался представить это прекрасное сооружение «со всех сторон сразу» и передать зрителю «сказочность, буйство форм и красок». Такое прозвище он получил за то, что тщательно и долго постился. Чуть больше века северный фасад Покровского собора украшала Феодосиевская церковь. Все свое состояние Боголюбов завещал музею и школе.
Баталов, «подобие и различие, единство и обособленность – примирение этих противоречивых начал становится главной темой в архитектуре собора и отвечает основной идее его программы». Святому приписывают ряд чудес. Первоначально она была открытой8094. Вместе с «дышащим» строительным материалом — кирпичом — они обеспечивают особый микроклимат помещения в любое время года. Раньше помещения подклета были недоступны для прихожан. Но едва священник успел произнести слова: «И будет едино стадо и един пастырь», как земля вздрогнула от сильнейшего взрыва и часть вражеских укреплений взлетела на воздух, открыв дорогу русским войскам.
Храм стоит на овальной каменной террасе, которую окружает железная кованая решетка. Правда, впоследствии Барановский получил немалый срок. Василий обличал ложь и под внешним благочестием мог угадать действия дьявола. В храме, где совершалось погребение, «опалило иконы, побило многих людей, а коломенского священника Иоанна подняло в воздух»23. То есть Покровский собор, с одной стороны, осмыслялся как символ небесного града – Горнего Иерусалима, который был воплощен в нем через образы жизнерадостной, праздничной, «райской» архитектуры, а с другой стороны, как образ земного Иерусалима, соединявшегося с образом и реалиями Храма Гроба Господня. Спустя полтора года, 29июня1561, был освящён весь собор, а этот день стал датой завершения строительства храма12.
Обилие куполов, яркая раскраска – все это трактуется как символ Небесного Иерусалима, который описан в евангельском «Откровении» Иоанна Богослова как райский город, сияющий драгоценными камнями. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский (вначале придел был освящён в честь Ризположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий). Она стала частью Покровского собора. В церкви представлена одна из святынь Покровского собора — икона «Св.
Строителями собора хроники называют псковских мастеров Барму и «городового и церковного мастера» Постника Яковлева, которые были «премудры и удобны для такого чудного дела». Центральный из них – шатровый, является осью композиции. церкви вернули ее прежнее название. Как и в XVII в., стены побелены, что подчеркивает строгость и красоту архитектурных деталей. Тябловый (тябла — деревянные балки с пазами, между которыми крепили иконы) иконостас реконструирован в 1920-е гг.
Во время походов Ивана Грозного на Казань (Казанские походы) на Взлобье Троицкой площади (нынешняя Красная площадь), ставились «походные» деревянные церкви в память об одержанных победах. С этого момента началась его музеефикация. Её основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу. Удалив красочный слой, люди увидели, что под изображением Божьей матери нарисован чёрт.
В 1954-1955 годах собор снова, как в XVI веке, раскрасили «под кирпич». Жители Москвы, а также ее гости, попав на главную площадь города, Красную площадь, замирают в восхищении, увидев рядом с Кремлем непревзойденный по своей красоте храм Василия Блаженного.
Особенно выделяются разнообразные формы глав. В 1780-х годах в церкви появилась масляная роспись. Город был взят в 1552 году, а в 1554 – заложена эта великая святыня близ Фроловских (Спасских) ворот на месте деревянной церкви Св. Впервые войдя в храм, можно запутаться в его планировке.
Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем — это была своеобразная церковная паперть. В 1670-х годах построена шатровая колокольня. Он приходил на площадь и бросал монеты, которые не трогали даже воры. Однако все эти три версии сходятся в одном: увидев столь великолепный храм, Иван Грозный повелел ослепить строителей, дабы они не смогли больше нигде повторить свой шедевр.
Блаженного чтил и даже побаивался Иван Грозный. Собор объединяет десять церквей (приделов), часть из которых освящены в честь святых, дни памяти которых пришлись на решающие бои за Казань3. По распоряжению В. И. Ленина в 1918 году было решено приступить к реставрации собора, а в 1923 году собор был превращен в архитектурно-художественный музей.
Советский и российский филолог, академик Дмитрий Лихачёв высказывал мнение о том, что собор оказался своего рода символом русского характера: «храмина-домина вроде бы огромна, широка, размашиста, а войдёшь внутрь— так и помолиться-то особенно негде, малы и тесны клетушки-церквушки»45. Этот ров был засыпан только в 1813 году. Троицы над Кремлевским рвом. С 1784 по 1786 год по указу Екатерины II собор значительно ремонтировали и перестраивали. Деревянный храм был временным: уже через два года началось строительство каменного храма. Своим наличием и местоположением он должен был утверждать новую государственную идеологию: «Москва— третий Рим». Интересна притча, которая рассказывает о сборе денег на строительство прихода.
В сентябре 1918 года был расстрелян настоятель собора протоиерей Иоанн Восторгов. После Отечественной войны 1812 года Красную площадь начали благоустраивать, но в это время собор всё ещё не имел современного вида. Летописец поясняет, что мастера эти «быша премудрии и удобны таковому чюдному делу». Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец.
В 1920-е гг.