Спектр чувств и переживаний, которые удается передать выдающемуся живописцу, поражает фантазию. Две прекрасные картины «Даная» (1544-1545) и «Венера, завязывающая глаза Амуру» (1565) выполнены на мифологические сюжеты.
По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. Итальянский художник посягнул на портретное сходство и добился в этом небывалых вершин.
Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски.
Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Предполагают, что это могла быть Виоланте, дочь художника Якопо Пальмы Старшего, но никаких документальных свидетельств, которые могли бы подтвердить или опровергнуть сей факт, нет. Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен. Даная была дочерью Акрисия, царя Аргосского и Евридики.
Много и охотно художник писал женские портреты. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). В то же время портрет не выглядит тяжелым, не давит на зрителя, воздуха картине добавляет пейзаж за окном.
Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру. Полотно решено в золотисто-каштановых тонах. Однако очень скоро, в середине 1510-х годов, художник Тициан приобрел свой индивидуальный художественный почерк: его формы стали более тяжеловесными монументальными.
С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном.
Для просмотра презентации необходима программа Power Point. В обширной портретной галерее перед нами проходит череда ярких, неповторимых личностей, сильных и властных характеров, тонких, наделенных богатством духовной жизни натур. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви.
Затем следуют заказы от императора Карла V, который назначает Тициана придворным живописцем и для кого тот выполнил ряд картин. Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. «Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. Одолеть ее высокие ступени под силу лишь гигантам, но по ним легко поднимается крохотная, окруженная ореолом, девочка в голубом платье.
Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. Беспокойная, напряженная палитра в сочетании с мерцанием света и тени создает драматическое настроение. Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало.
Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Ведь Венеция эпохи Возрождения была богатой республикой, центром торговли, куда стекались путешественники со всего света. Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже.
Кто изображен на картине – загадка. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом. Кристофер Портрет музыканта Аллегория времени, управляемого мудростью. Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры. Зевс был пленен красотой Данаи и проник к ней в виде золотого дождя.
И к тому же один из самых больших его портретов. Пушкина. Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies».
Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. Есть еще версии: одна находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, вторая – в Прадо в Мадриде.
Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). В то же время Тициан смотрит на своих высокопоставленных заказчиков достаточно беспристрастно: от него не ускользает ни подобострастная гибкость позы Оттавио, ни настороженность взгляда Папы и резкость поворота его головы, ни невозмутимое спокойствие Алессандро. Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян».
Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан.
Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин.
Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями».
У них родился сын Персей. Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса.
Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство. Это полотно также называется «Венера перед зеркалом». Ассунта Тициана полна героического пафоса.
Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Художественные цели Тициана соответствовали ожиданиям времени, когда портрет все больше использовался видными фигурами для сознательного формирования собственного имиджа. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция.
Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). Картины Тициана с мадоннами и младенцами ценились знатоками того времени и отмечались как полотна, полные жизнеутверждающей силы и той особой внутренней просветленности, которая отличала творчество живописца.
Наталья, Вы абсолютно правы — на таких выставках нельзя фотографировать. Итальянский гений живописи ничем не уступал таким именам как Да Винчи или Микеланджело. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Постижение Небесной любви, воплощения гармонии и мирового разума, через Любовь земную было одним из излюбленных тезисов ренессансной неоплатонической философии. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние.
Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал.
Франциска. Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора.
Над темным морем он несет её на Крит. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников.
На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Картины Вечеллио Тициана – вершина богатства, подаренного человечеству Ренессансом.
Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера. Теперь она выставлена в Вашингтоне.
Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция).
После этого Даная родила сына Персея. С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера.
Презентацию можно просматривать несколько раз в день длительностью не более 5 минут. Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых». Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Причиной этого была во многом слава его портретов.
Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе).
Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже. Многие художники изображали момент проникновения Зевса в темницу. Петра. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Вторая особенность позволяла Тициану тонко льстить высокопоставленным людям под видом правды.
С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Заказы на них сыпались на него со всей страны. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном.
Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Главнокомандующий войсками Венецианской республики предстает здесь в великолепных доспехах, с жезлом главнокомандующего, но его немолодое усталое лицо — это скорее лицо мыслителя, а не полководца. Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Патетическую мощь приобретает цветовая гамма, сочетание рубиново-красных и синих тонов одеяний Богоматери, всплески красного в одеждах апостолов.
Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. Члены семьи Пезаро с достоинством преклоняют колени у подножия трона под покровительством Святого Франциска, патрона церкви Фрари, а слева виден коленопреклоненный Якопо Пезаро в сопровождении закованного в латы Святого Георгия с огромным розово-красным штандартом, повернувшего голову к укрывшемуся в тени турку. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. Для достижения необходимого ему эффекта в некоторых местах Тициан наносил краску не кистью, а пальцем.
Рядом с ней находится в рубище св. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). Вся верхушка общества была влюблена в портреты Вечеллио Тициана. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му.
Колорит – контрастный.
Тициан родился в 1488 (1490) году и умер в 1576 году. Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр.
Эта картина выделяется из всехработ Тициана множеством размытых закрученных линий, чего не наблюдалось в его предыдущих работах, которые были четкими и реалистичными. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Художник одет в простую и дорогую одежду. К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его.
В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается. Тициан написал целую серию работ на эту тему.
Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Эта работа новатора. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня.
Так называли современники Тициана. Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто.
Созданные им образы обладают мощными силами. Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора. Гигантские, больше человеческого роста фигуры столпившихся внизу апостолов и медленно, торжественно поднимающаяся к небу на фоне золотого сияния, в сопровождении парящих в облаках ангелов-путти величественная Мария действительно могут быть сравнены только с титаническими образами Микеланджело. Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. Они выставлялись с июня по октябрь в ГМИИ им.
Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». Тициан был первым итальянским художником, который приобрёл международную клиентуру. Необычно исполнение картины.
Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет). Он чувствует себя независимым. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна.
Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом. Недавно в Москву привозили полотна Тициана. До этого в Пушкинском в разное время гостили всего четыре картины великого мастера: «Динарий кесаря», «Венера Урбинская», «Портрет Пьетро Аретино» и «Портрет мужчины с голубыми глазами». Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом).
Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением.
Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини.
Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия.
Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Это отразится в его автопортретах. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго.
Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. При желании каждую страничку презентации можно распечатать на принтере. Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. Живопись Тициана постепенно приобретала признаки зрелости, сюжеты становились все более осмысленными, а тончайшие полутона на его полотнах приводили в восторг ценителей живописи.
Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе.