В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Все это тайна велика есть. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. Мощный старец стоит к зрителю спиной. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми.
Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Войны истощали всех и вся. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. С наслаждением писал местные пейзажи.
А ведь оно только одно из многих. Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи. Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др.
В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Чувствуется, что картина написана с большой любовью, в этом не может быть никаких сомнений. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна.
Но Рубенс никогда не был педантом. И как пишут историки, Фландрия была экономически развитой областью.
Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Художник дважды был женат. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои.
Ниточка к этому заложена в приведенном комментарии: «Художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог – залог и символ процветания Фландрии». На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Рубенс и себя не раз писал в ней. Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты.
Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. С противоположной стороны другой старец спускается по приставной лестнице, выпустив угол савана и передав свою ношу стоящему рядом Иоанну.
А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. Афаретиды соперничали со своими двоюродными братьями Кастором и Полидевком Диоскурами, которые и похитили у них невест. Испания в то время оставалась сильной морской державой (мужчина держит в руках трезубец, символ владыки морей), но уже начала терять свое могущество. Выглядит он довольно непривлекательно, можно сказать, мерзко.
Естественно, что букет фруктов и ягод символизирует изобилие. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса. В его дворце находилось богатейшее собрание произведений искусства, пользовавшееся мировой известностью.
Им тесно в пределах двухмерного пространства. В 1630 году Рубенс женился на 16-летней Елене Фоурмен, племяннице своей первой жены, умершей в 1626 году. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. И думать, что «Союз Земли и Воды» представляет какую-то абстрактную композицию, было бы в корне неверно. Вот что пишет сам художник о некоторых символах, которые он использовал в своих картинах: «Пьедестал Минервы украшает масличный венок, отличительный знак сей Богини некогда на Народном собрании греки присудили такой венок Фемистоклу как признание его мудрости. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11).
Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. Настоящие чудеса света и цвета, эти картины часто носят личностый характер, они гораздо сильнее прочувствованы им, чем многие крупные сцены, написанные прежде. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник.
Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. Если мужская – то почему такая мощная фигура. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. Рубенс понял, что такое пламенное художническое выражение полностью соответствует его творческим убеждениям.
Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки.
Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место. У него тоже есть выражение, хотя лицо только обозначено частью профиля. В 1620-е годы произведения мастерской Рубенса наводнили не только Испанские Нидерланды, но и всю Европу. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны).
В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. Пьедестал Меркурия украшен гражданским венком из зелени дуба ибо охранять граждан – такова цель послов (их можно узнать по ветвям Оливы Счастливой, которые они держат перед собой), успешно ведущих государственные дела. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Но Идас камнем сразил Полидевка. В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. Светлые тела обнажённых золотоволосых женщин искусно сопоставлены с загорелыми фигурами тёмнокудрых мужчин.
Возвращение в Антверпен было граничит со смертью матери. Здесь он открыл просторную мастерскую, в которой работали подмастерья, выстроил себе прекрасный особняк, который постепенно наполнялся картинами, статуями и произведениями декоративно-прикладного и ювелирного искусства. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. И слава Богу. Проведенные в Лувре исследования показывают, что художник намеревался написать девочку с распростертыми руками. Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса.
Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг. Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа.
И даже с какой-то угрозой. У ног мужчины – тритон гудит в раковину. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху.
Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). В левом верхнем углу полотна на крыше дворца едва заметно изображена фигура царя Давида, а Вирсавию Рубенс показал за туалетом на площадке, ведущей в бассейн.
На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера.
Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки.
Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Почему именно тигр. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность.
Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Колорит картины довольно сдержан и построен на переходе от тёмного платья к тёплым краскам лица с преобладанием жемчужно-серебристых тонов.
И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны. Кто изображает реку – женская фигура или мужская. Вопрос на лице мужчины – не праздный: Фландрия может быть и немецкой. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Место, где плещутся дети и тритон, – очевидно, море.
Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Масштабность картин в сочетании с изумительным композиционным мастерством и тонко прописанными деталями создают эффект погружения души в произведение искусства. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером.
Контрастные поверхности доведенных до блеска лат, шерсть и кожа лошадей, шелковые ткани и женская обнаженная плоть оживляют картину своей почти осязаемой текстурой. Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии.
Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». И всё же рука не поднимается осудить немолодого по меркам 17 века Рубенса за его увлечённость. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение).
Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. О чем он ее спрашивает. Соперничество кончилось трагедией. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания.
Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. КОНТИНЕНТЫ. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Парис решил похитить Елену.
С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Прежд е всего: Антверпен был во Фландрии. В этом сюжете Рубенс проявил свои возможности художника в изображении пластики человеческих тел. Сильными руками юноши подхватывают нагих женщин, чтобы посадить их на коней.
Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. Это не мольба, это именно вопрос. Для нас не суть важно, кто и что получил – установился мир, началась нормальная жизнь. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина.
Рубенс не считается мастером психологического портрета. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна.
Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты.
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. На нем тоже венок победителя.
Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни.
Если женская – то какая связь между плодами и рекой. Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые.
Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки.
Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. Неужели она была настолько скромна.
Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. Это зависит и от нее.
А рядом с ним плещутся путти (путти – декоративные изображения маленьких детей, характерные для искусства барокко и ренессанса). Возможно, это мальчик и девочка (если судить по длине волос). И еще один персонаж – тигр. В этот венок вплетена пальмовая ветвь, что говорит о Мудрости – Победительнице.
Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. галерея Медичи в Лувре). Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». Или буйвол.
Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин.
Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции.
По объяснению самого Рубенса, дети – символ процветания. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс.
Он как бы полуприсел на пенек, на котором лежит исторгающий пресную воду кувшин. За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию.
Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя.
Почему не лев. Если это союз города с рекой – то где город, а где река. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. 1750).
Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). От Изабеллы словно исходит невидимый свет. «Союз земли и воды» был написан в 1618 году, через год после заключения мира. Или бегемот. В 1630-е годы начался новый период творчества художника.
Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. Текущая из амфоры вода, похоже изображает реку, впадающую в море (несомненно, это река Шельда). Если девушка изображает Фландрию (намек на ее богатства и важность для испанской короны – жемчуг в косах и в ушах), а мужчина – испанских Габсбургов, то картина – аллегория соглашения 1617 года, по которому Антверпен (Фландрия) получил мирную жизнь, следовательно и возможность процветания. И опять же – зачем тигр.
Все они в один голос восхваляли его острый ум и вели с ним продолжительную ученую переписку. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды). На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур. Попробуем подойти с другой стороны.
В начале XVII века она была под властью испанской ветви Габсбургов (Габсбурги были императорами Священной Римской Империи, которая в свое время разделилась на две ветви: немецкую и испанскую). Обе ветви Габсбургов (немецкая и испанская) воевали между собой – никак не могли поделить наследство. Рубенс не разделяет в человеке плотское и духовное: сквозь материю у него веет дух. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса.
В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. (Рубенс жил в Антверпене. )Рассмотрим эту версию. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок.
Но на этом профиле можно прочитать какой-то вопрос, какое-то напряжение. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года.
Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608). Зачастую он представлял клиентам миниатюрный гризайльный эскиз будущего холста и, получив их одобрение, доверял его исполнение подмастерьям.
Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности».
Возможно, художник это передал именно таким выражением лица девушки. Что-то странное в этой картине. Чуть болезненный румянец и едва заметная улыбка на губах придают портрету личный интимный характер. Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. Если наоборот – те же вопросы.
Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. «Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса.