Эту сторону литературных произведений называют словесной пластикой. Анализ элегических черт, обнаруживающих общность поэтики Батюшкова, Баратынского и Мандельштама, послужил поводом рассмотреть творчество этих поэтов с точки зрения словесной пластики и архитектоники.
Так, Вагнер в книге «Опера и драма» расценивал отход от исторических ранних синтезов как грехопадение художества и ратовал за возвращение к ним. Как своего рода «предживопись», в качестве сферы описаний видимого мира понималась поэзия классицистами XVII-XVIII вв. В своих лучших образцах литературное творчество органически соединяет верность принципам художественности не только с широким познанием и глубоким осмыслением жизни, но и с прямым присутствием обоб (104)щений автора.
Жирмунский, констатируя наличие в стихах Мандельштама «символистиской прививки», обращает внимание на противоположные особенности. Литературно-критическая проза, в частности, «Разговор о Данте» с учетом плотной сети межтекстовых связей всего творчества Мандельштама меизма стало усиление изобразительных элементов поэтики, признание «полноправной ценности бытия» вне связей с «миром идей», уход от открытого лиризма и «устранение субъективности». М., 1989. М. Цветаева считала, что поэзия — это «враг видимого», а И. Эренбург утверждал, что в эпоху кино «литературе остается мир незримый, то есть психологический». Vol.
Но это было еще не собственно искусство, а синкретическое творчество (синкретизм – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо). Так, в статье P. O. 1992. Не удивительно в связи с этим, что (100) многовековая история культуры сопряжена с неуклонной дифференциацией форм художественной деятельности.
композиционным совершенством. В обрядовом синкретизме отсутствовало разделение лиц действующих и воспринимающих. XVII, 2.
Он предпочитал работать в мягких материалах и однажды даже вылепил из пластилина огромную модель конного памятника. Пришлось искать контрапункт слова и звука. Синкретическое и полисемичное слово определяет новаторство авангардистской поэтики.
Шуршит трава. Здесь выступали В. М. Жирмунский, К. В. Мочульский»41. ). Главное же, телевидение обретает небывалый идеологический авторитет: телеэкран властно навязывает зрительской массе тот (103) или иной взгляд на реальность. Свистит синица.
1991. культура XX века. Как своего рода «предживопись», в качестве сферы описаний видимого мира понималась поэзия классицистами XVII-XVIII вв. Пастернак: «Как непомерна разница меж именем и словесная пластика что это вещею. »). Речь здесь предстает, во-первых, как средство изображения (материальный носитель образности), как способ оценочного освещения внесловесной действительности и, во-вторых, в качестве предмета изображения – кому-то принадлежащих и кого-то характеризующих высказываний. Так, например, в слове петер (Это ласковый петер – В. Хлебников) глагол петь соединяется с существительным ветер – песня ветра дается одним словом петер – новый, ещё неопределенный точно образ, напоминающий отчасти петуха (Кручёных 1925: 40).
Со времен античности поэзию нередко называли «звучащей живописью» (а живопись –«немой поэзией»). Картины видимой реальности в литературе конца XIX в. и XX столетия во многом изменились. Пастернак: «Как непомерна разница меж именем и вещею. »1). М. Цветаева считала, что поэзия — это «враг видимого», а И. Эренбург утверждал, что в эпоху кино «литературе остается мир незримый, то есть психологический» 7.
Анаграммы, по мысли В. Топорова (1987: 215), апеллируют прежде всего к содержанию и выступают средством связи между текстом и понимающим, проницательным читателем: Основные операции, предусмотренные техникой анаграммирования, – пишет он, – описанные де Соссюром (расчленение анаграмируемого слова на элементы, сосредоточение их по тексту), – дело поэта, нахождение этих элементов и восстановление искомого целого – дело слушателя, читателя. Но дальнейшее развитие литературы не подтвердило этих опасений. Но и другие роды литературы причастны синтезам искусств: лирика вступает в контакт с музыкой (песня, романс), выходя за рамки книжного бытования. С течением исторического времени именно эта сторона «предметности» словесного искусства все более выдвигалась на первый план, тесня традиционную пластику.
Повествовательная проза тоже находит себе дорогу на сцену и на экран. Хлебниковское слово девинность, например, можно рассматривать как известное состояние предмета, качество его: девственность, страстность, холодность и т. п., – комментирует далее А. Шемшурин (1913: 13) – Девинности могут быть какие-нибудь существа, воображенные поэтом. Об этом свидетельствуют произведения И. А. Приведем еще одну цитату из В. М. Жирмунского о Мандельштаме: «Призрачный и таинственный мир, нет корней и зацепок в подлинной жизни, в ея земной плотности и тяжести, что-то своеобразно волнующее и острое, хрупкое, прозрачное и нежное – в таких чертах открывается нам поэтическая душа автора».
Lit. Астафьева, В. Г. Известный своими резкими, во многом парадоксальными суждениями теоретик телевидения М. Маклюэн (Канада) в своих книгах 60-х годов утверждал, что в XXв. Так, Гегель называл словесность «всеобщим искусством, способным в любой форме разрабатывать и высказывать любое содержание».
Разлом слов и насыщение их, провозглашённый И. Терентьевым (1919: 10), стал новой творческой задачей на пути к компактировке и минимализации формы слова. Сходные мысли высказывались и в XXв. Набухшую глину вычерпывают из ведра, не затрагивая нижнего слоя (там лишний песок и тяжелая фракция мусора) и выкладывают слоем толщиной 1—1, 5 см на стопку газет для удаления лишней воды. В качестве преддверья XIX–XX столетий знаменательны суждения Лессинга, оспаривающие эстетику классицизма: «Поэтическая картина вовсе не должна непременно служить материалом для картины художника». Позже понимание музыки как высшей формы художественной деятельности и культуры как таковой (не без влияния Нищие) получило небывало широкое распространение, особенно в эстетике символистов.
Анаграммы нацелены уже не на семантику, а на формальную разработку метатекста, кода и его значимости (Фарыно 1988: 37). Пластическое творчество — не только увлекательное, но и полезное занятие для дошкольников. Эту сторону литературных произведений называют словесной пластикой. В искусстве слова он усматривал разложение художественного творчества, его переход к философскому пониманию, религиозному представлению, прозе научного мышления. Пластилин бывает однотонным и цветным. Вещи из этого материала выделяют по меньшей мере два опасных химиката.
Ныне упрочился взгляд, согласно которому жизнеподобие и услойность — это равноправные и плодотворно взаимодействующие тенденции художественной образности: «как бы два крыла, на которые опирается творческая фантазия в неутомимой жажде доискаться до правды жизни». Так, Гегель называл словесность «всеобщим искусством, способным в любой форме разрабатывать и высказывать любое содержание». Полиамиды растворимы в растворе фенола, концентрированной серной кислоте.
В соответствии с акмеистическими принципами стихи акмеистов характеризует «равновесие образов», продуманность архитектоники, полнозвучность и «ясность» поэтической мысли40.
4 Другим часто приводимым примером с похожим эффектом является стихотворение «Я пью за военные астры». Эту сторону литературных произведений называют словесной пластикой. Неслучайно А. Кручёных в статье «Кино и великий немой язык» предлагает использовать заумный язык кино-зау-язык в качестве эмоционального аккомпанемента фильма (Кручёных 1925: 10). эйдос — облик, вид). лит.
Автореф. Литература обладает безгранично широкими изобразительными (информативными, познавательными) возможностями ибо посредством слова можно обозначить все, что находится в кругозоре человека. Наблюдения над процессом трансформации элегии Баратынского содержатся и у О. Проскурина34, он также пишет о «редукции эмоциональности», дву-геройности и появлении у Баратынского «новых для элегии чувств». Специфика изобразительного (предметного) начала в литературе во многом предопределена тем, что слово является конвенциональным (условным) знаком, что оно не похоже на предмет им обозначаемый (Б-Л. вымысел порой расценивался как нечто устаревшее, отвергался во имя воссоздания реального факта, документально подтверждаемого. Словесные картины (изображения) в отличие от живописных, скульптурных, сценических, экранных являются невещественными. Как своего рода «предживопись», в качестве сферы описаний видимого мира понималась поэзия классицистами XVII–XVIII вв.
Такая объективизация природы соотносится с объективизацией в изображении вещей в стихах Баратынского и Мандельштама. При нагревании, однако, выделяет опасные химические соединения. Рус. По замечанию Ф. Шлегеля, «произведения великих поэтов нередко дышат духом смежных искусств». Типы философского и психологического сознания в русской лирике XIX в. (Баратынский, Тютчев, Лермонтов).
дис. То есть в литературе присутствует изобразительность (предметность), но нет (96) прямой наглядности изображений. В жанре эпиграммы «парадоксальное» наполнение слова открывает иные, по сравнению с элегией, возможности для логической смысловой игры вокруг предмета. Это создание новых форм и новых эффектов абсолютно особого характера дало основание И. Зданевичу назвать лучизм символом всех существующих живописных форм, воссоздающим синтетическое восприятие предмета (Эганбюри 1913: 38). Их можно расписать, а потом покрыть лаком, клеем или парафином.
Внимание к «смыслу» художественного произведения уступило у акмеистов вниманию к его структуре и «приемам» творчества («поэтической технологии», по выражению Н. С. Гумилева) «не простая случайность, а пристальный интерес к проблемам поэтики привел членов «Цеха поэтов» в романо-германский семинар при историко-филологическом факультете Петербургского университета. Он начинает действовать еще «на дальних подступах» к скульптуре: спокойный, безмятежный белый цвет мрамора насыщенный, декоративный красный тон терракоты темный исполненный достоинства и силы бронзовый силуэт. Распутина. Последние (и в этом их специфика) создаются при явном участии воображения: они не просто воспроизводят единичные факты, но сгущают, концентрируют существенные для автора стороны жизни во имя ее оценивающего осмысления. Благодаря колючкам они хорошо скрепляются между собой и надолго сохраняют форму. Пластмассы даже издают разные звуки при своем горении.
Литература обладает безгранично широкими изобразительными (информативными, познавательными) возможностями ибо посредством слова можно обозначить все, что находится в кругозоре человека. «У народа, лишенного общественной свободы, — писал А. И.
Художественная литература – явление многоплановое. Пастернак: «Как непомерна разница меж именем и вещею. »). С течением исторического времени именно эта сторона «предметности» словесного искусства все более выдвигалась на первый план, тесня традиционную пластику. Блока (1909): Музыка потому самое абсолютное из искусств, что она наиболее выражает и отражает замысел Зодчего В связи с этим появились концепции, которые применительно к первой половине столетия правомерно называть киноцентристскими, а ко второй – телецентристскими.
Обретя облик литературы, словесное искусство превратилось в односоставное. Речь здесь предстает, во-первых, как средство изображения (материальный носитель образности), как способ оценочного освещения внесловесной действительности и, во-вторых, в качестве предмета изображения – кому-то принадлежащих и кого-то характеризующих высказываний. Якобсона «О художественном реализме» (1921) поднимаются на щит условные, деформирующие, затрудняющие читателя приемы («чтобы труднее было отгадать») и отрицается правдоподобие, отождествляемое с реализмом в качестве начала косного и эпигонского. Репейник. Он подходит для лепки фигур имеющих выразительный, узнаваемый силуэт (медвежат, слонов, белок, зайчиков). Полистирол – это недорогой, легкий и достаточно прочный вид пластика, который СОВСЕМ НЕ ГОДИТСЯ для хранения ГОРЯЧЕЙ ЕДЫ и напитков. Тем не менее «живописание словом» далеко себя не исчерпало.
Набокова, М. М. То есть в литературе присутствует изобразительность (предметность), но нет прямой наглядности изображений. Риторика как подход к обобщению действительности // Аверинцев С. С. «Материя стиха» – такой заголовок имеет книга Е. Эткинда, для которого анализ «материи стиха» является «единственным возможным анализом лирического произведения» : «вне слова, звука, ритма от просодии и рифмы до композиции – в поэтическом произведении нет ни идеи, ни даже просто смысла, а тот, который можно разглядеть вне материи стиха и помимо нее – обманчив иллюзорен» 14.
Так, Вагнер в книге «Опера и драма» расценивал отход от исторических ранних синтезов как грехопадение художества и ратовал за возвращение к ним. Если раньше позиция людей определялась традицией и их индивидуальными свойствами, а вот таким образом была устойчивой, то теперь, в эпоху телевидения, утверждает автор, личное самосознание устраняется: становится невозможным занимать определенную позицию дольше, чем на мгновение человечество расстается с культурой индивидуального сознания и вступает (возвращается) в стадию «коллективной бессознательности», характерной для племенного строя. И еще сильнее: «Внешняя, наружная оболочка» предметов «может быть для него (поэта. В составе философии и психологии образы — это конкретные представления, т. е. «Эмансипация» словесного искусства произошла как следствие его обращения к письменности (устная художественная словесность имеет синтетический характер, она неотделима от исполнения, т. е. Со времен античности поэзию нередко называли «звучащей живописью» (а живопись — «немой поэзией»).
Поэт до конца не разрушает сферу понятийности – части слова ещё угадываются в некоторых стихах: хар/актер, фев/раль, зель/е, дю/на, гу/л, фа/с, ша/р, да/р (Кручёных 1917: 8 – 10), разрабатывает слоговую фактуру, которая видится ему в использовании односложного слова ибо оно резче, отрывистее и часто тяжелее многосложных (Кручёных 1923: 2) или слога как такового. В этом отношении она подобна живописи и скульптуре (в их доминирующей, «фигуративной» разновидности) и отличается от искусств неизобразительных, непредметных. С. 20-21 Фрейдин Ю. Л. Ныне это не только традиционные гипербола и гротеск, но и всякого рода фантастические допущения («Холстомер» Л. Н.
М. М. В качестве преддверья XIX — XX столетий знаменательны суждения Лессинга, оспаривающие эстетику классицизма: «Поэтическая картина вовсе не должна непременно служить материалом для картины художника». Мыслители XXв. Об универсальности литературы говорилось неоднократно.
3. Однако в литературных произведениях неотъемлемо важны и «непластические» начала образности: сфера психологии и мысли персонажей, лирических героев, повествователей, воплощающаяся в диалогах и монологах. То есть в литературе присутствует изобразительность (предметность), но нет прямой наглядности изображений. (Садок судей II: 20). Выполненные из полученной массы изделия сушат в теплом месте.
Как в кадре возникает неожиданный образ, так и в слове – некий третий сверхсмысл. Например, как и у Мандельштама, у Баратынского блеск и порождающийся им свет не способствуют проявлению четких контуров предметов, а являются признаком «разреженной», умирающей материи. На смену традиционным развернутым описаниям природы интерьеров, наружности героев (чему отдали немалую дань, к примеру) И. А Гончаров и Э. Золя) пришли предельно компактные характеристики видимого, мельчайшие подробности, пространственно как бы приближенные к читателю, рассредоточенные в художественном тексте и, главное, психологизированные, подаваемые как чье-то зрительное впечатление, что, в частности, характерно для А. П. Этот семинар -«штаб-квартира акмеизма», как называли его современники, стал в то же время и первой лабораторией формального метода.
То двигаясь вдоль этих берегов, то останавливаясь, то опять двигаясь. Он же используется для обшивки компьютерных кабелей. с музыкой). Фет «Моего тот безумства желал» // Rus. Но дальнейшее развитие литературы не подтвердило этих опасений. А если к этому добавить, что темой фильма является «удивительное рядом», то эти звуки нельзя игнорировать. Сходные мысли высказывались и в XX в. Так, М. Горький писал: «Литература — это искусство пластического изображения посредством слова»5.
50 Там же. соч. ). Поэты-авангардисты сознательно стремятся к созданию синтетического слова, в котором различные семантические оттенки взаимодействуют, проникают друг в друга, усиливаются и укрупняются, создавая некий третий смысл: В заумном слове, – пишет А. Кручёных в «Декларации слова как такового» (1925: 40) – всегда части разных слов (понятий, образов), дающих новый заумный (неопределенно точно) образ. Б. Гаспаров устанавливает в связи с этим параллели между «На смерть Гете» Баратынского и написанным ровно на сто лет позже «Ламарком» Мандельштама. Вторая — собственно речевые конструкции, словесные структуры. При горении разбухает, пшикает, образует горящие потеки. Не удивительно вот таким образом, что (100) многовековая история культуры сопряжена с неуклонной дифференциацией форм художественной деятельности.
Сообщения в текстах художественных находятся как бы по ту сторону истины и лжи. PS – полистирол (ПС). Порой интеллектуальная сторона человеческой жизни здесь выдвигается на первый план (знаменитая древнеиндийская «Бхагавадгита», «Братья Карамазовы» Достоевского, «Волшебная гора» Т. Манна). Со времен античности поэзию нередко называли «звучащей живописью» (а живопись — «немой поэзией»). Внимание акмеистов к предметной изобразительности возвращает нас к вопросам, поставленным в начале «Введения» и касающихся предметного мира поэтического произведения. Движение сплошное.
С другой стороны, номинативный компонет в значении слова ослабляется за счет интертекстуальности всех мотивов, лежащих в основе элегического стиля, поскольку слово элегического стиля отсылает не к неожиданному, необычному, а к заранее известному и многократно повторенному мотивному комплексу, что позволяет называть элегическую поэтику «поэтикой узнавания» 3. См. : Гинзбург Л. Я. к Лит. газ. Особенности пластического творчества.
Проза же – речь обычная: экономичная, легкая, правильная» 75. 32 отодвигая в прошлое стадию отчуждения». Бахтин: «Основная особенность литературы — язык здесь не только средство коммуникации и выражения-изображения, но и объект изображения». Только в литературе человек предстает говорящим, чему придал принципиальное значение М. М.
Об универсальности литературы говорилось неоднократно. Напомним и известное суждение Достоевского о том, что пристальный глаз способен в самом обыденном факте обнаружить «глубину, какой нет у Шекспира». Это более сложный способ. В силу установки авангарда на дешифровку накопленного культурой запаса текстов и кодов анаграммы, как отмечает Е. Фарыно, вносят имя-текст в пре- текст (чаще всего в заглавие или посвящение): Сам текст становится их дешифровкой их семантической экспликацией, т. е.
Уха и глаза. Это, во-первых, порожденная публичным и исполненным торжественности ритуалом идеализирующая гипербола традиционных высоких жанров (эпопея, трагедия), герои которых проявляли себя в патетических, театрально-эффектных словах, позах, жестах и обладали исключительными чертами наружности, воплощавшими их силу и мощь, красоту и обаяние. То есть в литературе присутствует изобразительность (предметность), но нет прямой наглядности изображений. Набокова, М. М. С внутренней речью, субъективно ориентированной, сконцентрированной на «я», поэтическую речь роднит высокая сосредоточенность вокруг лирического «я» 7, которая и поглощает все, к «я» не относящееся, в том числе и весь вещественный пласт лирического произведения. Усечённое слово широко использует В. Хлебников в известном палиндроме «Перевертень» : кум / а ир, ач – мук / а и – скук / а – зван / ие, ый – худ / ой – лов / кий ить – солов / ей – зов / ут и т. д.
Bd. Мягкой, оплавленной, как бы тающей фактурой лепки ему удавалось достигать впечатления света и тени, «съедающих» формы, воздушной среды, вибрирующей вокруг фигур изменяющихся фаз движения. обращенности назад» 12: реальная смерть заставила прочитывать «Пироскаф» как сбывшееся для Баратынского предчувствие конца жизни, а поскольку сюжет «Пироскафа» представляет собой незаконченное путешествие с лучшими надеждами, то и реальная смерть Баратынского получает значение открытости13.
Из него делают пластиковые трубы и детали для сантехники. См. : Аверинцев С. С. 5) Установка на поэтику «настроения», лиризм, распредмеченное» иррациональное слово, бессюжетное повествование (с. Естественный цвет используемого художником материала оказывает несомненное эмоциональное воздействие на восприятие образа.
Объектом анаграммирования чаще всего становится имя. Хранить ее лучше в пластмассовом баке или ведре, накрыв влажной тряпкой. 1990. Все были и сотворцами и участниками-исполнителями совершаемого действа.
И еще сильнее: «Внешняя, наружная оболочка» предметов «может быть для него (поэта. — В. Х. ) разве лишь одним из ничтожнейших средств пробуждения в нас интереса к его образам». Ученый утверждал, что «литература не просто использование языка, а его художественное познание» и что «основная проблема ее изучения» – это «проблема взаимоотношений изображающей и изображаемой речи». с музыкой).
В нем нет столь плавных переходов от одной семантической линии к другой, сразу несколько семантических линий («семантический пучок», по выражению самого Мандельштама) задается с самого начала. Поэтическая речь – речь-построение. Невещественность словесной ткани предопределяет изобразительное богатство и разнообразие литературных произведений. Но это было еще не собственно искусство, а синкретическое творчество (синкретизм — слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо). заданное имя разворачивается в текст, само имя также становится текстом, своеобразной парадигмой этимона (внутренней формы слова), архисемой (Фарыно 1988: 42). В литературных произведениях нередки размышления героев на философские, социальные, нравственные, религиозные исторические темы.
С. 323. с музыкой). Веселовский, впоследствии сформировалось словесное искусство (эпос, лирика, драма) имело форму обрядового хора и обладало мифологически-культовой и магической функцией.
Об универсальности литературы говорилось неоднократно. Показательным в этом смысле является стихотворение Мандельштама «Меганом», речь о котором шла в первом параграфе. В этом смысле анаграмматический текст изобразителен. Если документальные тексты (словесные и визуальные) с «порога» исключают возможность вымысла, то произведения с установкой на их восприятие в качестве художественных охотно его допускают (даже в тех случаях, когда авторы ограничиваются воссозданием действительных фактов, событий, лиц). Художественная литература – явление многоплановое.
Из нее можно лепить любые фигуры. Синкретическое творчество, на основе которого, как показал А. Н. Различают пластилин скульптурный и детский. Но и другие роды литературы причастны синтезам искусств: лирика вступает в контакт с музыкой (песня, романс), выходя за рамки книжного бытования. Двухаспектность литературных произведений дала ученым основание говорить о том, что художественная словесность совмещает в себе два разных искусства: искусство вымысла (явленное главным образом в беллетристической прозе, сравнительно легко переводимой на другие языки) и искусство слова как таковое (определяющее облик поэзии, которая утрачивает в переводах едва ли не самое главное).
Подготовленную глину разминают руками до пластичного состояния. в этой любви к эпиграмматической словесной формуле Мандельштам обнаруживает сходства с поэтикой французского классицизма» 51 («Классици-стичность» акмеистического стиля В. М. Жирмунский противопоставляет «романтичности» символизма. ). актерского искусства и, как, правило, связана с пением, т. е.
Только в литературе человек предстает говорящим, чему придал принципиальное значение М. М. Основным критерием сдвига становится множественность смысла, если его нет – это чистое словотворчество, создание нового слова (Шемшурин 1913: 31). PVC – поливинилхлорид (ПВХ). Из него же делают блистерные упаковки для бесчисленного множества потребительских товаров.
Скрябин предприняли попытки вернуть искусство к изначальным синтезам. Они такой же документ, как и документ пластический. Блока (1909): «Музыка потому самое абсолютное из искусств, что она наиболее выражает и отражает замысел Зодчего В связи с этим появились концепции, которые применительно к первой половине столетия правомерно называть «киноцентристскими», а ко второй — «телецентристскими». Скрябин предприняли попытки вернуть искусство к изначальным синтезам. Это пространство активно, не нужно больших усилий, чтобы вообразить его. Участвуя в художественных синтезах, литература дает иным видам искусства (прежде всего театру и кино) богатую пищу, оказываясь наиболее щедрым из них и выступая в роли дирижера искусств.
Но дальнейшее развитие литературы не подтвердило этих опасений. Чехова. Поэты. Здесь, по словам Лессинга, образы «могут находиться один подле другого в чрезвычайном количестве и разнообразии, не покрываясь взаимно и не вредя друг другу, чего не может быть с реальными вещами или даже с их материальными воспроизведениями». Двухаспектность литературных произведений дала ученым основание говорить о том, что художественная словесность совмещает (98) в себе два разных искусства: искусство вымысла (явленное главным образом в беллетристической прозе, сравнительно легко переводимой на другие языки) и искусство слова как таковое (определяющее облик поэзии, которая утрачивает в переводах едва ли не самое главное).
Вместе с тем в XIX в. и в начале XX столетия неоднократно давала о себе знать и иная, противоположная тенденция: немецкие романтики (Новалис, Вакенродер), а позже Р. Вагнер, Вяч. Внимание к широкому спектру вероятностных качеств вещей и к переходным моментам в существовании вещей (эпох, культур и т. д. ) отличало Мандельштама, писавшего: «. композиция складывается не в результате накопления частностей, а вследствие того, что одна за другой деталь отрывается от вещи, уходит от нее, выпархивает, отщепляется от системы, уходит в свое функциональное пространство или измерение, но каждый раз в строго узаконенный срок и при условии достаточно зрелой для этого и единственной ситуации. С. 28-31 Мусатов В. Ахматова и Мандельштам // Rus.
У народа, лишенного общественной свободы, – писал А. И. Застывшие капли очень твердые и хрупкие. Магистральный сюжет: Ф. Вийон, В. Шекспир, Б. Грасиан, В. Скотг.
Этот памятник воссоздает подвиг шести жителей Кале, которые в давние времена, чтобы спасти город от насилий завоевателей, добровольно пошли на смерть. Он говорил об огромной разнице между «отдельными видами искусства», эгоистически разъединенными, ограниченными в своей обращенности лишь к воображению, –и «истинным искусством», адресованным «к чувственному организму во всей его полноте» и соединяющим в себе различные виды искусства. Впоследствии, в 1930 — 1950-е годы, напротив, были канонизированы жизнеподобные формы.
С. С. Аверинцев сравнивает эпиграмматическую традицию изображения предмета с игрой «секретарь», «состоявшей в том, что надо было найти пункт сходства между двумя возможно менее сопоставивыми объектами, например, быком и розой» 5. При этом, полагает Маклюэн, у книги нет будущности: привычка к чтению себя изживает, письменность обречена ибо она слишком интеллектуальна для эпохи телевидения. на соискание учен, степени канд. Чехова.
Его можно смешивать и получать новые цвета и оттенки. (Вспомним былинных богатырей или гоголевского Тараса Бульбу). Станиславского выражение «условность» было едва ли не синонимом слов «фальшь» и «ложный пафос». Музыка значений» напрямую связана с проблемой вещи.
Об этом свидетельствуют произведения И. А. Для быстрого и качественного распознавания различных видов пластмасс достаточно немного желания и практического опыта. Щемелева Л. М. То есть в литературе присутствует изобразительность (предметность), но нет (96) прямой наглядности изображений.
Бунина, В. В. И то и другое обязательно утрата одного убивает другое. На фоне высокой контрастности Лермонтова особенно ярко проявляется неконтрастная, синкретическая природа стилей Баратынского и Мандельштама («ощущение рассеянности взгляда» 11), наполненных «едва нащупываемыми» связями одного ощущения с другим, чувства с «противочувствием». Поверхность таких фигурок имеет красивую фактуру. На смену традиционным развернутым описаниям природы интерьеров, наружности героев (чему отдали немалую дань, к примеру) И. А Гончаров и Э. Золя) пришли предельно компактные характеристики видимого, мельчайшие подробности, пространственно как бы приближенные к читателю, рассредоточенные в художественном тексте и, главное, психологизированные, подаваемые как чье-то зрительное впечатление, что, в частности, характерно для А. П.
Обретя облик литературы, словесное искусство превратилось в односоставное. Блока (1909): «Музыка потому самое абсолютное из искусств, что она наиболее выражает и отражает замысел Зодчего В связи с этим появились концепции, которые применительно к первой половине столетия правомерно называть «киноцентристскими», а ко второй – «телецентристскими». Именно музыка, по убеждению А. Н. Слово (в том числе художественное) всегда что-то обозначает имеет предметный характер.
Лепка предмета пластическим способом (скульптурным) — из целого куска. Так, Гегель называл словесность «всеобщим искусством, способным в любой форме разрабатывать и высказывать любое содержание». «Встреча с Пушкиным» как дальний план манделыптамовской «встречи с Батюшковым» заставляет вспомнить высказывание Мандельштама о Батюшкове как «нерожденном Пушкине», основанное и на манделынтамовских представлениях о поэтике Батюшкова, но и на основе его биографии. сб. Пришвина, В. П. Мандельштамовский термин «архитектоника» не раз комментировался различными исследователями48 ими отмечалось сходство архитектоники с композицией, с ее твердыми, фундаментальными основами.
В своих лучших образцах литературное творчество органически соединяет верность принципам художественности не только с широким познанием и глубоким осмыслением жизни, но и с прямым присутствием обоб (104)щений автора. Архитектоника, соотносясь с понятием «композиция», не исчерпывается им, а включает в себя черты, свойственные формообразованию классической поэзии: отстраненность лирического «я», виденье пространства как места соотнесенности культур, языков и смыслов. Это я и называю амузыкальностью. Заявляя о необходимости упорядочить терминологическую размытость, он предлагает рассматривать явления парономазии и паронимической аттракции как синонимичные имея в виду разнокорневые слова, обладающие известной степенью сходства в плане выражения (Григорьев 1979: 263 ср. И еще сильнее: «Внешняя, наружная оболочка» предметов «может быть для него (поэта. Веселовский, впоследствии сформировалось словесное искусство (эпос, лирика, драма) имело форму обрядового хора и обладало мифологически-культовой и магической функцией.
Главное же, телевидение обретает небывалый идеологический авторитет: телеэкран властно навязывает зрительской массе тот (103) или иной взгляд на реальность. Вместе с тем в XIXв. Состязаться с кузнечиком или с воркующими голубями человеку не так-то легко. S. 27-46 Venclova T. A. A. Наряду с охарактеризованным выше (наиболее ныне влиятельным и авторитетным) представлением о видах искусства, существует и иная, так называемая «категориальная» их трактовка (восходящая к эстетике романтизма), при которой различиям между материальными носителями образности большого значения не придается, а на первый план выдвигаются такие общебытийные и общехудожественные категории, как поэтичность, музыкальность, живописность (соответствующие начала мыслятся как доступные любой форме искусства). Однако, отмечая иддивидуальные особенности стиля Мандельштама, В. М. Жирмунский отмечает «особенный лиризм, сознательно затушеванный и неяркий», проявившийся уже в ранних стихах (написанных «до участия в новом поэтическом движении») и сохранившийся вопреки четкой акмеистической фор-мульности и в дальнейшем.
В стихотворениях можно найти отзвуки перекликающихся между собой идей из немецкой культуры: о труднопроницаемой жизни живой и неживой природы для отпавшего от органической целостности мира человека (Шеллинг) – у Баратынского о независимости живой и неживой природы от внешнего фактора выживания, о внутреннем, независимом саморазвитии организма (Ламарк) – у Мандельштама. По Платону, «петь и плясать должны решительно все, все государство целиком и притом всегда разнообразно, непрестанно и восторженно». Собственно словесный аспект литературы, в свою очередь, двупланов. Вместе с тем в XIX в. и в начале XX столетия неоднократно давала о себе знать и иная, противоположная тенденция: немецкие романтики (Новалис, Вакенродер), а позже Р. Вагнер, Вяч. Синкретическое творчество, на базе которого, как показал А. Н.
Гротеск в искусстве сродни парадоксу в логике. И в том и в другом случае в «Меганоме» нас интересовало совмещение противоположных семантических линий: легкости и тяжести, светлых и смертельных предчувствий. Словесные картины (изображения) в отличие от живописных, скульптурных, сценических, экранных являются невещественными.
6. Вместе с тем в искусстве XIX–XXвв. «У народа, лишенного общественной свободы, – писал А. И. 1985 Vol. Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества.
Поскрипывает снег. Веселовский, впоследствии сформировалось словесное искусство (эпос, лирика, драма) имело форму обрядового хора и обладало мифологически-культовой и магической функцией. Литература имеет две формы бытования: она существует и как односоставное искусство (в виде произведений читаемых) и в качестве неоценимо важного компонента синтетических искусств. торых дано заключение, почти всегда читаются отдельно, как формула. Картины видимой реальности в литературе конца XIX в. и XX столетия во многом изменились.
Врубаясь в камень, Микеланджело не стремится окончательно растворить его в телесных формах, пусть самых совершенных, он «только» расчищает, высвобождает из плена закованную жизнь. В этом отношении литература – своего рода зеркало «второй жизни» видимой реальности, а именно – ее пребывания в человеческом сознании. Тем не менее живописание словом далеко себя не исчерпало. наук. Методика достаточно проста: анализируются физико-механические особенности пластмасс (твердость, гладкость, эластичность и т. д. ) и их поведение в пламени спички (зажигалки). Может показаться странным, но различные виды пластмасс и горят по-разному. Эта крайность оспаривалась.
Правильная подготовка материала делает его прочным, не трескающимся, не крошащимся. Знаки определенным образом классифицируются. Сходные мысли высказывались и в XX в. Так, М. Горький писал: «Литература (97) –это искусство пластического изображения посредством слова».
P. 357-372. Как своего рода «предживопись», в качестве сферы описаний видимого мира понималась поэзия классицистами XVII-XVIII вв. Так использовали цвет ваятели Древней Греции (об этом уже говорилось в первой главе) так используют цвет и современные скульпторы, на помощь которым пришло много новых материалов. С. 206. Можно, например, указать на композицию Э. Митлянского «Физики», в которой фигуры ученых расположены так, как они могли бы находиться на заседании во время научного спора, т. е. свободно, раздельно, но объединенные в то же время одним пространством, например воображаемой частью комнаты, лаборатории, зала.
Лирические произведения охотно интерпретируются актерами-чтецами и режиссерами (при создании сценических композиций). На ранних исторических этапах в искусстве преобладали формы изображения, которые ныне воспринимаются как условные. – В. Х. ) разве лишь одним из ничтожнейших средств пробуждения в нас интереса к его образам. Полету воображения писатели XIXв. То есть в литературе присутствует изобразительность (предметность), но нет (96) прямой наглядности изображений.
Просвечиваемость предмета в живописи усиливается характером наложения красок и связана с принципом протекающей раскраски – раскраски, переходящей за контур предмета и выраженной в форме излучаемости цвета и его движения (Шевченко 1913: 26). И еще сильнее: «Внешняя, наружная оболочка» предметов «может быть для него (поэта. По замечанию Ф. Шлегеля, «произведения великих поэтов нередко дышат духом смежных искусств».
Специфика изобразительного (предметного) начала в литературе во многом предопределена тем, что слово является конвенциональным (условным) знаком, что оно не похоже на предмет им обозначаемый (Б-Л. В качестве преддверья XIX – XX столетий знаменательны суждения Лессинга, оспаривающие эстетику классицизма: «Поэтическая картина вовсе не должна непременно служить материалом для картины художника».
У этих существ могут быть глаза. Позже понимание музыки как высшей формы художественной деятельности и культуры как таковой (не без влияния Нищие) получило небывало широкое распространение, особенно в эстетике символистов. О. Северская, определяя паронимическую аттракцию как конструктивный принцип текста, акцентирует внимание на её системности, семантическом взаимодействии единиц, соотносимых по сходству на уровне фонетической организации текста (Северская 1989: 129). Что я понимаю под этим словом. Пересечение лучей от разных предметов образуют в пространстве между ними некую форму, выделенную волей художника (Ларионов 1913: 19). «"Хтонические" темы и мотивы, «хтоническая» фактура стиха, та тяжесть недобрая из которой создается прекрасное, тот тип «непрозрачного», затрудненного, «шероховатого», как бы хранящего следы своего тяжелого рождения поэтического языка» 54 -эта фраза В. Н. Топорова подходит для характеристики и Баратынского (к которому В. Н. Топоров ее отчасти и относит) и Мандельштама (цитата из Мандельштама угадывается в этом высказывании).
М., 1989. С течением исторического времени именно эта сторона «предметности» словесного искусства все более выдвигалась на первый план, тесня традиционную пластику. Специфика изобразительного (предметного) начала в литературе во многом предопределена тем, что слово является конвенциональным (условным) знаком, что оно не похоже на предмет им обозначаемый (Б-Л. То видим эти берега очень близко, то переходим на общий план. Тем не менее «живописание словом» далеко себя не исчерпало. «М» в лит.
Знаменательны слова А. А. При этом появление печатного станка в Западной Европе (XV в. ), а затем и в других регионах обусловило перевес литературы над устной художественной словесностью. Григорьев 1975, 1977). Наиболее показателен сборник «Туншап».
И, во-вторых, это гротеск, который сформировался и упрочился в составе карнавальных празднеств, выступив в качестве пародийного, смехового «двойника» торжественно-патетической, а позже обрел программное значение для романтиков. Во втором случае нас интересовала взаимообращенность противоположных смыслов. 191). И, во-вторых, это гротеск, который сформировался и упрочился в составе карнавальных празднеств, выступив в качестве пародийного, смехового «двойника» торжественно-патетической, а позже обрел программное значение для романтиков. Здесь, по словам Лессинга, образы «могут находиться один подле другого в чрезвычайном количестве и разнообразии, не покрываясь взаимно и не вредя друг другу, чего не может быть с реальными вещами или даже с их материальными воспроизведениями»2.
Лирические произведения охотно интерпретируются актерами-чтецами и режиссерами (при создании сценических композиций). Lit. Широко используют этот приём символисты и акмеисты. Толстой в статье «О Шекспире и его драме».
Например, одни ярко вспыхивают и интенсивно сгорают (почти без копоти), другие, наоборот, сильно коптят. 4) Ритмико-синтаксические интонационные, фонетические, композиционные особенности текста, соотнесенные с музыкальной техникой развития темы («музыка стиха», «ритм прозы»). Специфика изобразительного (предметного) начала в литературе во многом предопределена тем, что слово является конвенциональным (условным) знаком, что оно не похоже на предмет им обозначаемый (Б-Л.
Безраздельное господство синтетических произведений не удовлетворило человечество, так как оно не создавало предпосылок для свободного и широкого проявления индивидуально-творческого импульса художника: каждый отдельный вид искусства в составе синтетических произведений оставался стесненным в своих возможностях. Батюшковское «предшествование» Пушкину смыкается с одним из главных семантических звеньев в поэтической системе Мандельштама, – с мотивами косноязычия. С. 390. См., например: Тоддес Е. К теме: Мандельштам и Пушкин // Philologia: Рижский фи-лол.
Пушкина), эффекты монтажной композиции (немотивированные перемены места и времени действия, резкие хронологические «разрывы» и т. п. ). филол. В этом отношении литература — своего рода зеркало «второй жизни» видимой реальности, а именно — ее пребывания в человеческом сознании. С. 170. (С. 43 указ.
Сдвиг с передвижением смысла порождает его множественность. Для К. С. В ее составе выделимы две основные стороны. Обращаясь к способам (средствам), с помощью которых литература и другие виды искусства, обладающие изобразительностью, осуществляют свою миссию, философы и ученые издавна пользуются термином «образ» (др. -гр. Словесные картины (изображения) в отличие от живописных, скульптурных, сценических, экранных являются невещественными.
Литература обладает безгранично широкими изобразительными (информативными, познавательными) возможностями ибо посредством слова можно обозначить все, что находится в кругозоре человека. В качестве преддверья XIX–XX столетий знаменательны суждения Лессинга, оспаривающие эстетику классицизма: «Поэтическая картина вовсе не должна непременно служить материалом для картины художника». Один из теоретиков искусства начала XVIII столетия Кейлюс утверждал, что сила поэтического таланта определяется числом картин, которые поэт доставляет художнику, живописцу. И вот представьте, что для этого места картины композитор написал музыку. В статьях Мандельштама для обозначения структуры используется слово «архитектоника», оно несет в себе смыслы, не исчерпывающиеся термином «структура». Литература, говоря иначе, принадлежит к числу изобразительных искусств, в широком смысле предметных, где воссоздаются единичные явления (лица, события, вещи, чем-то вызванные умонастроения и на что-то направленные импульсы людей).
Порой интеллектуальная сторона человеческой жизни здесь выдвигается на первый план (знаменитая древнеиндийская Бхагавадгита, Братья Карамазовы Достоевского, Волшебная гора Т. Манна). Исторически ранние синтезы являли собой «сочетание ритмованных, орхестических (танцевальных. — В. Х. ) движений с песней-музыкой и элементами слова». Собственно словесный аспект литературы, в свою очередь, двупланов.
Именно музыка, по убеждению А. Н. Он говорил об огромной разнице между «отдельными видами искусства», эгоистически разъединенными, ограниченными в своей обращенности лишь к воображению, — и «истинным искусством», адресованным «к чувственному организму во всей его полноте» и соединяющим в себе различные виды искусства. Проницаемость слова и просвечиваемость предмета связаны с синтетическим характером авангардистского текста (живописного и поэтического): в нём соединяются, пересекаются, взаимопроникают разные формы и структуры, в результате чего формируется нечто третье новое по своим качественным характеристикам. Об универсальности литературы говорилось неоднократно. (Вспомним былинных богатырей или гоголевского Тараса Бульбу).
контексте. Сама эпиграмма при этом становится словесной конструкцией, легко «переводящей» реальные предметы или ситуации, на которые она отзывается из одного плана в другой, высвечивающей в них то одни, то другие признаки. «Эмансипация» словесного искусства произошла как следствие его обращения к письменности (устная художественная словесность имеет синтетический характер, она неотделима от исполнения, т. е. и в начале XX столетия неоднократно давала о себе знать и иная, противоположная тенденция: немецкие романтики (Новалис, Вакенродер), а позже Р. Вагнер, Вяч.
Описание фактуры не может обходиться без анализа световой, цветовой гаммы стихов, поскольку свет и цвет, наряду с кинестетическими качествами, характеризуют структуру и характер материи. Футуризм, – писал М. Ларионов, – развёртывает картину, ставит художника в центр картины, рассматривает предмет с разных точек зрения, проповедует просвечиваемость предмета (Ларионов 1913: 11). Бунина, В. В. Интересовавший нас круг вопросов лежит в области поэтики и касается структуры стиха.
В нем нет драматургии поступков, но есть пластическая драматургия кадров. Потебня в работе «Мысль и язык» рассматривал образ как воспроизведенное представление — в качестве некой чувственно воспринимаемой данности. Разграничение условности и жизнеподобия присутствует уже в высказываниях Гете (статья «О правде и правдоподобии в искусстве») и Пушкина (заметки о драматургии и ее неправдоподобии).
В послеромантические эпохи художественный вымысел несколько сузил свою сферу. Изделия из необожженной глины очень хрупкие и боятся воды.
Пастернак: «Как непомерна разница меж именем и вещею. »). Происходит это из-за того, что нет настоящего контрапункта музыки и пластики. Иванов, А. Н. Такая взаимообращенность не могла не привлекать Мандельштама, устами одного из своих героев произносившего: «Я хочу жить в повелительном причастии будущего, в залоге страдательном».
Alm. В случае если раньше позиция людей определялась традицией и их индивидуальными свойствами, а в связи с этим была устойчивой, то теперь, в эпоху телевидения, утверждает автор, личное самосознание устраняется: становится невозможным занимать определенную позицию дольше, чем на мгновение человечество расстается с культурой индивидуального сознания и вступает (возвращается) в стадию коллективной бессознательности, характерной для племенного строя. и XX столетия во многом изменились. Это, во-первых цепь словесных обозначений внесловесной реальности и, во-вторых, ряд кому-то принадлежащих (повествователю, лирическому герою, персонажам) высказываний, благодаря которым литература впрямую осваивает процессы мышления людей и их эмоции, широко запечатлевает их духовное (в том числе интеллектуальное) общение, не дано иным, внесловесным искусствам. Эту сторону литературных произведений называют словесной пластикой. Существуют иначе говоря, чувственно-образная и понятийно-логическая формы освоения мира.
По его мысли, литература распространяется на все, что «так или иначе интересует и занимает дух» 3. э Аверинцев С. С. Однако в литературных произведениях неотъемлемо важны и «непластические» начала образности: сфера психологии и мысли персонажей, лирических героев, повествователей, воплощающаяся в диалогах и монологах.
Словесная пластика является важной характеристикой поэтики лирического произведения. В творчестве самого Мандельштама отголоски этого мифа воплотились в ряде текстов из «ТпБЙа». В обрядовом синкретизме отсутствовало разделение лиц действующих и воспринимающих. В подтексте «Батюшкова» мы усматриваем несколько стихотворений Цветаевой, одно из которых – «Встреча с Пушкиным» особенно важно для нас. Словесные картины (изображения) в отличие от живописных, скульптурных, сценических, экранных являются невещественными.
В эпоху романтизма роль лидера в мире искусства с поэзией делила музыка. Прежде чем приступить к лепке, ребенок должен представить образ, его форму, характер, положение в пространстве, позу. Пластилин (от итал. Погружение в синкретическую предысторию объективированного внешнего мира, движение к истокам его саморазвития отражено в сюжетах «Запустения» Баратынского и двойчатки Мандельштама («К пустой земле» – «Есть женщины») : мертвый мир предстает в них в синкретичных, нечетких и самодостаточных формах. Хороводное «предыскусство» для архаических племен и ранних государств было ритуально обязательным (принудительным). в ист. -культ.
В статье «Преодолевшие символизм» В. М. Жирмунский характеризует особенности акмеизма. Каркает ворона. 13 целью обработке», – пишет Ян Мукаржовский. Тонет в воде. М. Цветаева считала, что поэзия — это «враг видимого», а И. Эренбург утверждал, что в эпоху кино «литературе остается мир незримый, то есть психологический». Лескова, настоящий писатель — это «записчик», а не выдумщик: «Где литератор перестает записчиком и делается выдумщиком, там исчезает между ним и обществом всякая связь».
Собственно словесный аспект литературы, в свою очередь, двупланов. Литература имеет две формы бытования: она существует и как (101) односоставное искусство (в виде произведений читаемых) и в качестве неоценимо важного компонента синтетических искусств. Так же как перед этим стало тесно от пришедших слов. Со времен античности поэзию нередко называли звучащей живописью (а живопись –немой поэзией). В составе философии и психологии образы — это конкретные представления, т. е. Отражение человеческим сознанием единичных предметов (явлений, фактов, событий) в их чувственно воспринимаемом обличий.
В обрядовом синкретизме отсутствовало разделение лиц действующих и воспринимающих. Его можно получить несколькими способами. предметы внешнего мира, окружающая обстановка и образы полностью подчинены авторской воле, легко дематериализуются. Паронимическая аттракция как чисто лингвистическая проблема всегда привлекала исследователей историографию проблемы достаточно подробно рассматривает В. Григорьев в «Поэтике слова».
littera — буква). М., 1975. В искусстве слова он усматривал разложение художественного творчества, его переход к философскому пониманию, религиозному представлению, прозе научного мышления. Размещено на реф. рфЗнаменательны слова А. А. куб.
Риторика и истоки европейской литературной традиции. Обретя облик литературы, словесное искусство превратилось в односоставное. Канцелярский клей добавляют из расчета 1 —2 столовые ложки на 1 кг глины. Начинать лучше с создания барельефов из которых потом можно составить фриз.
Все были и сотворцами и участниками-исполнителями совершаемого действа. Техника лепки так проста, что доступна детям даже раннего возраста. Следовательно, невозможно вычитать из цикла "ТпБЙа", наполненного элегическими мотивами, «лирического романа с героиней». Пастернак: Как непомерна разница меж именем и вещею. Сходные мысли высказывались и в XX в. Так, М. Горький писал: Литература (97) –это искусство пластического изображения посредством слова. В обоих случаях мы видим, что пластика возникает как естественный конфликт между формами реального тела и формами, которые принял под рукой скульптора материал.
М. М. Это, во-первых, порожденная публичным и исполненным торжественности ритуалом идеализирующая гипербола традиционных высоких жанров (эпопея, трагедия), герои которых проявляли себя в патетических, театрально-эффектных словах, позах, жестах и обладали исключительными чертами наружности, воплощавшими их силу и мощь, красоту и обаяние. Плотность: 1, 1-1, 13 г/см. Со времен античности поэзию нередко называли «звучащей живописью» (а живопись — «немой поэзией»). Отражение человеческим сознанием единичных предметов (явлений, фактов, событий) в их чувственно воспринимаемом обличий. И до самой кости ранено Все ущелье стоном сокола, — Вот что мне надо». Бахтин: «Основная особенность литературы – язык здесь не только средство коммуникации и выражения-изображения, но и объект изображения».
Участвуя в художественных синтезах, литература дает иным видам искусства (прежде всего театру и кино) богатую пищу, оказываясь наиболее щедрым из них и выступая в роли дирижера искусств. В ее составе выделимы две основные стороны. А по отношению к вещам это выглядит как намеренное создание не изобразительных, а словесных картин, наглядно продемонстрированных в стихотворении «Золотистого меда струя» 4. В последнем наличествует вымышленная предметность, не имеющая полного соответствия себе в реальности. С течением исторического времени именно эта сторона «предметности» словесного искусства все более выдвигалась на первый план, тесня традиционную пластику. Однако в литературных произведениях неотъемлемо важны и «непластические» начала образности: сфера психологии и мысли персонажей, лирических героев, повествователей, воплощающаяся в диалогах и монологах.
В разные эпохи имела распространение тонированная (всей работе придается один общий тон) и расписная скульптура. По словам С. С. Аверинцева, в эпиграмме «упорядоченность мыслительной панорамы ценится гораздо выше, чем богатство выхваченного «из жизни» материала» 6. Первая – это вымышленная предметность, образы «внесловесной» действительности, о чем шла речь выше.
Звенит кузнечик. Толстого, «Паломничество в страну Востока» Г. Гессе), демонстративная схематизация изображаемого (пьесы Б. Брехта), обнажение приема («Евгений Онегин» А. С. Эта попытка найти всеобщие закономерности в языке отвечала требованию эпохи – создать новую семантическую систему (Тынянов 1965: 293). Все были и сотворцами и участниками-исполнителями совершаемого действа. Различимы, далее, образные представления (как феномен сознания) и собственно образы как чувственная (зрительная и слуховая) воплощенность представлений.
Таковы музыка, танец (если он не переходит в пантомиму — в изображение действия посредством телодвижений), орнамент, так называемая абстрактная живопись, архитектура. В. Н. Топоров прослеживает дальнейшее развитие «хтонических» черт лирики Мандельштама, тогда как В. М. Дым с запахом паленого волоса. Именно музыка, по убеждению А. Н.
(например, В. Э. Живописания посредством слов организуются более по законам воспоминания о виденном, нежели как непосредственное, мгновенное претворение зрительного восприятия. littera — буква). В качестве преддверья XIX — XX столетий знаменательны суждения Лессинга, оспаривающие эстетику классицизма: «Поэтическая картина вовсе не должна непременно служить материалом для картины художника».
Через название, хранящее все «напластования» языковой этимологии, «память» включенности в разные контексты, через обобщенность семантического ядра слова и осуществляются вещи: обретают свои функции и умирают. Если раньше позиция людей определялась традицией и их индивидуальными свойствами, а вот таким образом была устойчивой, то теперь, в эпоху телевидения, утверждает автор, личное самосознание устраняется: становится невозможным занимать определенную позицию дольше, чем на мгновение человечество расстается с культурой индивидуального сознания и вступает (возвращается) в стадию «коллективной бессознательности», характерной для племенного строя. Вспомогательные материалы.
Знаменательны слова А. А. Как своего рода «предживопись», в качестве сферы описаний видимого мира понималась поэзия классицистами XVII–XVIIIвв. Только в литературе человек предстает говорящим, чему придал принципиальное значение М. М. Пришвина, В. П. Оно насущно для авторов, показывающих человека в его многоплановости, а главное — стремящихся приблизить изображаемое к читателю, свести к минимуму дистанцию между персонажами и воспринимающим сознанием.
Слово (в том числе художественное) всегда что-то обозначает имеет предметный характер. Использовать репейник нужно сразу, как только сорвали или в тот же день. актерского искусства и, как, правило, связана с пением, т. е. Как определить Полиамид (ПА). Мукосоль или соленое тесто.
3 «Элегическая поэтика – поэтика узнавания. Они также удивительны и также рядом, хотя и совершенно обыкновенны. 3) Аналогии между словесными и музыкальными жанрами в плане архитектоники. М. Цветаева считала, что поэзия — это «враг видимого», а И. Эренбург утверждал, что в эпоху кино «литературе остается мир незримый, то есть психологический»7. По его мысли, литература распространяется на все, что «так или иначе интересует и занимает дух»3.
Крымско-эллинский миф косвенно, едва уловимо отозвался и в позднем «Батюшкове». В ее составе выделимы две основные стороны. По словам Н. С. Второй: 3 чашки пшеничной муки 1 чашка ржаной муки 2 чашки соли 1, 5 чашки воды. Астафьева, В. Г. Специфика изобразительного (предметного) начала в литературе во многом предопределена тем, что слово является конвенциональным (условным) знаком, что оно не похоже на предмет им обозначаемый (Б-Л.
Специфика изобразительного (предметного) начала в литературе во многом предопределена тем, что слово является конвенциональным (условным) знаком, что оно не похоже на предмет им обозначаемый (Б-Л. Бахтин исследовавший традиционную гротескную образность, считал ее воплощением празднично-веселой вольной мысли: «Гротеск освобождает от всех форм нечеловеческой необходимости которые пронизывают господствующие представления о мире развенчивает эту необходимость как относительную и ограниченную гротескная форма помогает освобождению от ходячих истин, позволяет взглянуть на мир по-новому, почувствовать возможность абсолютно иного миропорядка». С другой стороны, многие деятели искусства начала XXв.
Скрябин предприняли попытки вернуть искусство к изначальным синтезам. Русское шеллингианство оказало большое влияние на творчество Баратынского10. Пластинку из керамики или толстого картона (15x15 см) покрывают слоем пластилина, это фон для барельефа. Набокова, М. М.
Здесь нет возможности даже упомянуть все, скажем несколько слов лишь о некоторых из них. На первый план выдвигается сама семантическая структура стиха, мотивные комплексы. У Мандельштама яркость и блеск оказываются пронизаны изнутри остротой и мучительностью. При этом появление печатного станка в Западной Европе (XVв. ), а затем и в других регионах обусловило перевес литературы над устной художественной словесностью. Пастернак и Мандельштам: опыт сопоставления // ЛГ-Досье: Прил. Богатство «мыслительной панорамы», открывающееся в слове, называющем предмет или событие, приводит к высокой автономности каждого эпиграмматического слова, к возможности «геометрического» сочетания автономных слов.
Тщательно отвергал все неправдоподобное и преувеличенное Л. Н. Но это было еще не собственно искусство, а синкретическое творчество (синкретизм – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо). Толстого и А. П. вкраплений с негативной семантикой переходит в мотив смерти («И нас у кущи ожидает / Постель из листьев и покой»). Представьте себе, что на экране мы рассматриваем берега реки. Об этом свидетельствуют произведения И. А.
Оба оказывают негативное влияние на ваш гормональный баланс. Мандельштамовский элегический стиль гораздо более «оплотнен» в сравнении и с пушкинским и с батюшковским. В этом отношении литература — своего рода зеркало «второй жизни» видимой реальности, а именно — ее пребывания в человеческом сознании. активизировались (и при этом обновились) условные формы. Для ее упрочения можно использовать канцелярский клей или клей ПВА.
Важным фактором в работе над пластикой слова становится операция над словом как целым – сращение его частей, наложение одной части на другую и их наслоение. 5 Роднянская И. Б. – В. Х. ) движений с песней-музыкой и элементами слова».
При этом литература характеризуется как «материализация самосознания» и «память духа о себе самом». По Платону, «петь и плясать должны решительно все, все государство целиком и притом всегда разнообразно, непрестанно и восторженно». Внутренняя логика сцепления и развертывания мотива может быть перенесена и на все творчество Батюшкова, которое может прочитываться как «лирический роман с неназванной героиней», позже трансформированный Пушкиным в миф об «утаенной любви». Двухаспектность литературных произведений дала ученым основание говорить о том, что художественная словесность совмещает (98) в себе два разных искусства: искусство вымысла (явленное главным образом в беллетристической прозе, сравнительно легко переводимой на другие языки) и искусство слова как таковое (определяющее облик поэзии, которая утрачивает в переводах едва ли не самое главное). По замечанию Ф. Шлегеля, произведения великих поэтов нередко дышат духом смежных искусств. Гротеск в искусстве сродни парадоксу в логике. Создавая образ, художники в полную меру используют эти световые эффекты.
Литература обладает безгранично широкими изобразительными (информативными, познавательными) возможностями ибо посредством слова можно обозначить все, что находится в кругозоре человека. Позже понимание музыки как высшей формы художественной деятельности и культуры как таковой (не без влияния Нищие) получило небывало широкое распространение, особенно в эстетике символистов. Так, М. Горький писал: «Литература— это искусство пластического изображения посредством слова». Далее идет отделка: выполнение деталей, примазывание, сглаживание. При этом литература характеризуется как «материализация самосознания» и «память духа о себе самом».
Русская классическая литература была более литературой домысла», чем вымысла как такового. Но в первом случае, сравнивая «Меганом» с «Мадагаскарской песнею» Батюшкова, мы пытались описать процессы семантического дробления, семантические переходы между средоточиями расходящихся значений. P. 88-105 Аверинцев C. C. Девинность – это качество взора, состояние человеческого взора вообще. Бахтин: Основная особенность литературы – язык здесь не только средство коммуникации и выражения-изображения, но и объект изображения. Со времен античности поэзию нередко называли «звучащей живописью» (а живопись — «немой поэзией»).
Обратимся к группе современной советской художницы А. Пологовой «Театр «Жаворонок» из серии «Люди, маски, куклы». Например, в «Меганоме» между мотивами путешествия к смерти и путешествия к новым, лучшим берегам не совершается постепенных переходов, они одновременны, соприсутствуют с первых строк. Пришвина, В. П. Но особенно напряженно обсуждались соотношения между ними на рубеже XIX — XX столетий. Он обычно серого или зеленовато-серого цвета и продается на вес. Иванов, А. Н.
По его мысли, литература распространяется на все, что «так или иначе интересует и занимает дух». В l960-e годы были вновь признаны права художественной условности. Круг других жанровых отголосков и их пластических черт может быть расширен.
Кино-слово – слово, в основу которого положен монтажный принцип Эйзенштейна: сталкивание изображений, производящее образ (Жолковский 1994: 297). На смену традиционным развернутым описаниям природы интерьеров, наружности героев (чему отдали немалую дань, к примеру) И. А Гончаров и Э. Золя) пришли предельно компактные характеристики видимого, мельчайшие подробности, пространственно как бы приближенные к читателю, рассредоточенные в художественном тексте и, главное, психологизированные, подаваемые как чье-то зрительное впечатление, что, в частности, характерно для А. П.
Творчество Ахматовой, Мандельштама и Гумилева исследователь рассматривает сквозь призму акмеизма. Словесные картины (изображения) в отличие от живописных, скульптурных, сценических, экранных являются невещественными. При этом появление печатного станка в Западной Европе (XV в. ), а затем и в других регионах обусловило перевес литературы над устной художественной словесностью. Хороводное предыскусство для архаических племен и ранних государств было ритуально обязательным (принудительным). Материал имеет отличную масло-бензостойкость и стойкость к углеводородным продуктам, которые обеспечивают широкое применение ПА в автомобильной и нефтедобывающей промышленности (изготовление шестерен искуственных волокон). В ряду иконических знаков различаются, во-первых, диаграммы — схематические воссоздания предметности не вполне конкретной (графическое обозначение развития промышленности или эволюции рождаемости) и, во-вторых, образы, которые адекватно воссоздают чувственно воспринимаемые свойства обозначаемого единичного предмета (фотографии, репортажи, а также запечатление плодов наблюдения и вымысла в произведениях искусства).
Эту сторону литературных произведений называют словесной пластикой. Чехова). Мейерхольд) отдавали предпочтение формам условным, порой абсолютизируя их значимость и отвергая жизнеподобие как нечто рутинное. В эпоху романтизма роль лидера в мире искусства с поэзией делила музыка.
Бунина, В. В. Существуют иначе говоря, чувственно-образная и понятийно-логическая формы освоения мира. Это относится ко всем приведенным нами примерам. Эту сторону литературных произведений называют словесной пластикой. С. 367-397.
Вторая – собственно речевые конструкции, словесные структуры. эйдос–облик, вид). Однако в литературных произведениях неотъемлемо важны и «непластические» начала образности: сфера психологии и мысли персонажей, лирических героев, повествователей, воплощающаяся в диалогах и монологах. Таким образом, свет является одним из средств решения пространства в скульптуре.
Синкретическое творчество, на основе которого, как показал А. Н. Герцен, –литература –единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Вторая – собственно речевые конструкции, словесные структуры.
При этом феномен художественности может возникать и при восприятии текста, созданного с установкой на документальность: « для этого достаточно сказать, что нас не интересует истинность данной истории, что мы читаем ее, «как если бы она была плодом При этом имеют место две тенденции художественной образности, которые обозначаются терминами условность (акцентирование автором нетождественности, а то и противоположности между изображаемым и формами реальности) и жизнеподобие (нивелирование подобных различий, создание иллюзии тождества искусства и жизни). – В. Х. ) движений с песней-музыкой и элементами слова. Но, отказываясь от музыки, мы вовсе не отказались от звучащего пространства.
lit (t)eratura, буквально — написанное, от lit (t)era — буква) — в широком смысле совокупность любых письменных текстов. 30. Первая — это вымышленная предметность, образы «внесловесной» действительности, о чем шла речь выше. М. Цветаева считала, что поэзия – это «враг видимого», а И. Эренбург утверждал, что в эпоху кино «литературе остается мир незримый, то есть психологический».
Вып. 1. plastilina, от греч. Иванов, А. Н. М., 1996. Здесь, по словам Лессинга, образы «могут находиться один подле другого в чрезвычайном количестве и разнообразии, не покрываясь взаимно и не вредя друг другу, чего не может быть с реальными вещами или даже с их материальными воспроизведениями» 2.
Сходные мысли высказывались и в XX в. Так, М. Горький писал: «Литература — это искусство пластического изображения посредством слова». Первый: 1 стакан муки 1/2 стакана соли 1/4 стакана воды. В начале XXв.
Но мастера не только используют естественный цвет материала. Пластическому началу словесного искусства на протяжении многих веков придавалось едва ли не решающее значение. Чтобы уместился в нем и стрекот кузнечика и скрип снега и далекое пение петуха.
А поэзия Батюшкова, в которой еще не вполне сформировались, но уже обозначились новые возможности поэтического языка, как нельзя лучше отвечала поэтике Мандельштама. А. А.
Понятие художественного вымысла проясняет границы (порой весьма расплывчатые) между произведениями, притязающими на то, чтобы быть искусством и документально-информационными. Рига, 1994. И еще сильнее: Внешняя, наружная оболочка предметов должна быть для него (поэта. В композиции «Девочка с собакой» объемы то возникают, то теряются в общей колеблющейся массе. Например, прием апофатического (идущего от негативных определений предмета) описания был рассмотрен нами во втором параграфе первой главы (при анализе стихотворения «Нет, не луна») как одно из средств создания эпиграмматического геометризма, оттачивающего и завершающего форму. Мыслители XX в. утверждают, что поэзия относится к другим искусствам, как метафизика к науке, что она, будучи средоточием межличностного понимания, близка философии.
Хороводное «предыскусство» для архаических племен и ранних государств было ритуально обязательным (принудительным). Чехова. Бумажная масса.
Slaw. Бронзовые фигуры памятника «Граждане Кале» отлиты по вылепленным им моделям. С течением исторического времени именно эта сторона «предметности» словесного искусства все более выдвигалась на первый план, тесня традиционную пластику. Однако в литературных произведениях неотъемлемо важны и «непластические» начала образности: сфера психологии и мысли персонажей, лирических героев, повествователей, воплощающаяся в диалогах и монологах. Это соцветия сорного растения — лопуха. Художник в поисках истины.
Семантическая динамика рассматривалась нами в рамках твердой архитектонической основы. Сходные мысли высказывались и в XX в. Так, М. Горький писал: «Литература — это искусство пластического изображения посредством слова» 5. Литература (лат. Пастернак: «Как непомерна разница меж именем и вещею. »). В нём пересекаются линии поиска поэтов и представителей новых живописных течений. Они объединяются в три большие группы: 1) индексальный знак (знак-индекс) указывает на предмет, но не характеризует его, он опирается на метонимический принцип смежности (дым как свидетельство о пожаре, череп как предупреждение об опасности для жизни) 2) знак-символ является условным, здесь означающее не имеет ни сходства, ни связи с означаемым, каковы слова естественного языка (кроме звукоподражательных) или компоненты математических формул 3) иконические знаки воспроизводят определенные качества означаемого либо его целостный облик и, как правило, обладают наглядностью.
С. 29. Распутина. С. 74-109 lein, Jovanovic M. «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова и поэзия Мандельштама // Wien.
И еще сильнее: «Внешняя, наружная оболочка» предметов «может быть для него (поэта. Февр. Именно представление о «вещественности» художественного произведения, по мысли К. А. Баршта16, лежало в основе разработанного Ю. Н. Тыняновым понятия «литературного факта» как отдельного, но тесно связанного с нелитературой эстетического и коммуникативного образования.
11 Это выражение употребляет С. С. Аверинцев в применении к Мандельштаму. актерского искусства и, как, правило, связана с пением, . Такого рода решений в советской скульптуре много. Подобные суждения свидетельствуют об огромной значимости в художественной литературе картин видимой реальности. Литература, говоря иначе, принадлежит к числу изобразительных искусств, в широком смысле предметных, где воссоздаются единичные явления (лица, события, вещи, чем-то вызванные умонастроения и на что-то направленные импульсы людей). Речь здесь предстает, во-первых, как средство изображения (материальный носитель образности), как способ оценочного освещения внесловесной действительности и, во-вторых, в качестве предмета изображения — кому-то принадлежащих и кого-то характеризующих высказываний.
Ученый утверждал, что «литература не просто использование языка, а его художественное познание» и что «основная проблема ее изучения» — это «проблема взаимоотношений изображающей и изображаемой речи». Одно и то же стихотворение Мандельштама – «Меганом» стало объектом анализа в первом параграфе первой главы в связи с Батюшковым и в последнем параграфе второй главы в связи с Баратынским. Картины видимой реальности в литературе конца XIXв. 48).
Поэт воспевает пламень глаз воображаемых им существ. Горит голубоватым пламенем. Иногда лепные работы украшают инкрустацией. Они считались единственно приемлемыми для литературы социалистического реализма, а условность находилась под подозрением в родстве с одиозным формализмом (отвергаемым в качестве буржуазной эстетики).
При высыхании они становятся жесткими и прочными. Это, во-первых цепь словесных обозначений «внесловесной» реальности и, во-вторых, ряд кому-то принадлежащих (повествователю, лирическому герою, персонажам) высказываний, благодаря которым литература впрямую осваивает процессы мышления людей и их эмоции, широко запечатлевает их духовное (в том числе интеллектуальное) общение, не дано иным, «внесловесным» искусствам. ние, «доакмеистические» стихи демонстрируют «хтоническое начало» манделыптамов-ской лирики. Как видно из содержания работы, одни и те же явления в поэтике Мандельштама мы пытались рассматривать то с позиций светлого, гармонизированного строя (Батюшков, Пушкин), то с противоположной точки зрения (Баратынский).
Астафьева, В. Г. Словесные картины (изображения) в отличие от живописных, скульптурных, сценических, экранных являются невещественными. Как видно, образность литературного произведения двупланова и его текст составляет единство двух «нервущихся линий». XXX, 3.
О лирике. Л., 1974. Учёный ставит вопрос и об определении границ паронимии, так как ряд квазитерминов, не имеющих достаточно строгого значения, расширился до трудно обозримых пределов: аллитерация, звуковой повтор, парономазия, паронимическая аттракция, народная, ложная и поэтическая этимология, звукообраз и звуковая метафора, парехеза (Григорьев 1979: 261). Третий (без соли) 1 стакан муки Л стакана воды 1 столовая ложка клея ПВА (этот рецепт применяют, чтобы у детей не было раздражения кожи рук от соли). Вместо бумажной массы для лепки можно использовать также опилки (в охлажденный мучной клейстер добавляют пищевую соду, несколько ложек столярного клея, опилки и перемешивают).
Обращаясь к способам (средствам), с помощью которых литература и другие виды искусства, обладающие изобразительностью, осуществляют свою миссию, философы и ученые издавна пользуются термином «образ» (др. — гр. В искусстве последних двух столетий гротеск, однако, часто утрачивает свою жизнерадостность и выражает тотальное неприятие мира как хаотического, устрашающего, враждебного (Гойя и Гофман, Кафка и театр абсурда, в значительной мере Гоголь и Салтыков-Щедрин).
См. : Пинский Л. Е. Таким образом, «сюжет», «обстановочность» лирического текста отходят на второй план, главным и единственным сюжетом лирики становится напряженное эмоциональное поле, созданное вокруг лирического героя, «властное установление поэтом своей позиции в хаотическом или не так упорядоченном мире, где поэт ощущает необходимость сам навязать порядок» 8. Во втором параграфе второй главы мы вновь вернулись к рассуждениям об апофатических описаниях, характеризуя манеру Баратынского и Мандельштама создавать пространственную объемность образов путем их погружения в противоположность, отталкивания от неопределенности, от неизвестного мира смерти, «предстояние котрому свидетельствует о высоком достоинстве человека, не отменяет, а усиливает его» 15.
Тезисы и материалы конференции 15-17 мая 1990 г. JL, 1990. Именно это значение слова «образ» является насущным для теории искусства, в составе которой различаются образы научно-иллюстративные, фактографические (информирующие о действительно имевших место фактах) и художественные. И. М. Тойбин видит своеобразие художественного мышления Баратынского, «новое качество утверждаемого им лиризма» в том, что «. эмоциональности, . излиянию чувств Баратынский противопоставил максимальную сдержанность, сосредоточенность, силу внутреннего напряжения мысли и чувства» 33. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Аверинцев С. С. Распутина.
Скульптурный пластилин применяют скульпторы, художники, макетчики и лепщики. М., 1996. Повествовательная проза тоже находит себе дорогу на сцену и на экран. В эпоху романтизма роль лидера в мире искусства с поэзией делила музыка.