Словесная пластика). Эту сторону литературных произведений называют словесной пластикой. Словесная пластика – раздел Литература, Теория литературы Специфика Изобразительного (Предметного) Начала В Литературе. Анализ элегических черт, обнаруживающих общность поэтики Батюшкова, Баратынского и Мандельштама, послужил поводом рассмотреть творчество этих поэтов с точки зрения словесной пластики и архитектоники.
Обращаясь к способам (средствам), с помощью которых литература и другие виды искусства, обладающие изобразительностью, осуществляют свою миссию, философы и ученые издавна пользуются термином «образ» (др. -гр. Но дальнейшее развитие литературы не подтвердило этих опасений. Якобсона «О художественном реализме» (1921) поднимаются на щит условные, деформирующие, затрудняющие читателя приемы («чтобы труднее было отгадать») и отрицается правдоподобие, отождествляемое с реализмом в качестве начала косного и эпигонского. Как своего рода «предживопись», в качестве сферы описаний видимого мира понималась поэзия классицистами XVII-XVIII вв. Футуризм, – писал М. Ларионов, – развёртывает картину, ставит художника в центр картины, рассматривает предмет с разных точек зрения, проповедует просвечиваемость предмета (Ларионов 1913: 11).
М., 1996. лит. Следовательно, невозможно вычитать из цикла "ТпБЙа", наполненного элегическими мотивами, «лирического романа с героиней». Поэт воспевает пламень глаз воображаемых им существ.
Вторая – собственно речевые конструкции, словесные структуры. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплатВопрос 24.
Живописания посредством слов (А. И. Белецкий) организуются более по законам воспоминания о виденном, нежели как непосредственное, мгновенное претворение зрительного восприятия. И, во-вторых, это гротеск, который сформировался и упрочился в составе карнавальных празднеств, выступив в качестве пародийного, смехового «двойника» торжественно-патетической, а позже обрел программное значение для романтиков. Так использовали цвет ваятели Древней Греции (об этом уже говорилось в первой главе) так используют цвет и современные скульпторы, на помощь которым пришло много новых материалов. Художественная литература – явление многоплановое. 1991.
Речь здесь предстает, во-первых, как средство изображения (материальный носитель образности), как способ оценочного освещения внесловесной действительности и, во-вторых, в качестве предмета изображения – кому-то принадлежащих и кого-то характеризующих высказываний. С. 74-109 lein, Jovanovic M. «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова и поэзия Мандельштама // Wien. Об этом свидетельствуют произведения И. А. А. А.
Литература (лат. М. М. И в том и в другом случае в «Меганоме» нас интересовало совмещение противоположных семантических линий: легкости и тяжести, светлых и смертельных предчувствий. – В. Х. ) движений с песней-музыкой и элементами слова». В этом отношении литература – своего рода зеркало второй жизни видимой реальности, а именно – ее пребывания в человеческом сознании. композиционным совершенством.
соч. ). Астафьева, В. Г. Пастернак: «Как непомерна разница меж именем и словесная пластика что это вещею. »). Блока (1909): Музыка потому самое абсолютное из искусств, что она наиболее выражает и отражает замысел Зодчего В связи с этим появились концепции, которые применительно к первой половине столетия правомерно называть киноцентристскими, а ко второй – телецентристскими. Об универсальности литературы говорилось неоднократно.
В этом отношении литература – своего рода зеркало «второй жизни» видимой реальности, а именно – ее пребывания в человеческом сознании. Эту сторону литературных произведений называют словесной пластикой. Композиция деталей. В обрядовом синкретизме отсутствовало разделение лиц действующих и воспринимающих.
Бунина, В. В. Колорит эпохи воссоздается именно живописанием словом (словесная пластика). А по отношению к вещам это выглядит как намеренное создание не изобразительных, а словесных картин, наглядно продемонстрированных в стихотворении «Золотистого меда струя» 4. Внутренняя логика сцепления и развертывания мотива может быть перенесена и на все творчество Батюшкова, которое может прочитываться как «лирический роман с неназванной героиней», позже трансформированный Пушкиным в миф об «утаенной любви». В составе философии и психологии образы — это конкретные представления, т. е.
При этом появление печатного станка в Западной Европе (XVв. ), а затем и в других регионах обусловило перевес литературы над устной художественной словесностью. И еще сильнее: «Внешняя, наружная оболочка» предметов «может быть для него (поэта. — В. Х. ) разве лишь одним из ничтожнейших средств пробуждения в нас интереса к его образам». Со времен античности поэзию нередко называли «звучащей живописью» (а живопись — «немой поэзией»).
Мандельштамовский термин «архитектоника» не раз комментировался различными исследователями48 ими отмечалось сходство архитектоники с композицией, с ее твердыми, фундаментальными основами. Становится ясным, что фоном (смысловым контекстом, в данном случае) описания может быть «внутреннее пространство» наблюдателя, т. к. Станиславского выражение «условность» было едва ли не синонимом слов «фальшь» и «ложный пафос».
5 Роднянская И. Б. Григорьев 1975, 1977). 150 УК РФ).
Тщательно отвергал все неправдоподобное и преувеличенное Л. Н. О. Северская, определяя паронимическую аттракцию как конструктивный принцип текста, акцентирует внимание на её системности, семантическом взаимодействии единиц, соотносимых по сходству на уровне фонетической организации текста (Северская 1989: 129). Обращаясь к способам (средствам), с помощью которых литература и другие виды искусства, обладающие изобразительностью, осуществляют свою миссию, философы и ученые издавна пользуются термином «образ» (др. — гр. В ряду иконических знаков различаются, во-первых, диаграммы — схематические воссоздания предметности не вполне конкретной (графическое обозначение развития промышленности или эволюции рождаемости) и, во-вторых, образы, которые адекватно воссоздают чувственно воспринимаемые свойства обозначаемого единичного предмета (фотографии, репортажи, а также запечатление плодов наблюдения и вымысла в произведениях искусства). Искусство. Обретя облик литературы, словесное искусство превратилось в односоставное.
При этом феномен художественности может возникать и при восприятии текста, созданного с установкой на документальность: « для этого достаточно сказать, что нас не интересует истинность данной истории, что мы читаем ее, «как если бы она была плодом При этом имеют место две тенденции художественной образности, которые обозначаются терминами условность (акцентирование автором нетождественности, а то и противоположности между изображаемым и формами реальности) и жизнеподобие (нивелирование подобных различий, создание иллюзии тождества искусства и жизни). Отпуск без сохранения заработной платы. Вопрос 20. В качестве преддверья XIX–XX столетий знаменательны суждения Лессинга, оспаривающие эстетику классицизма: «Поэтическая картина вовсе не должна непременно служить материалом для картины художника». Речь здесь предстает, во-первых, как средство изображения (материальный носитель образности), как способ оценочного освещения внесловесной действительности и, во-вторых, в качестве предмета изображения — кому-то принадлежащих и кого-то характеризующих высказываний.
Литература иначе говоря, способна воссоздать речевую деятельность людей и это особенно резко отличает ее от всех иных видов искусства. - портрет Портрет персонажа – описание его наружности: лица, фигуры, одежды. Сходные мысли высказывались и в XXв. Создавая образ, художники в полную меру используют эти световые эффекты. Сходные мысли высказывались и в XX в. Так, М. Горький писал: Литература (97) –это искусство пластического изображения посредством слова. Порой интеллектуальная сторона человеческой жизни здесь выдвигается на первый план (знаменитая древнеиндийская Бхагавадгита, Братья Карамазовы Достоевского, Волшебная гора Т. Манна).
Например, как и у Мандельштама, у Баратынского блеск и порождающийся им свет не способствуют проявлению четких контуров предметов, а являются признаком «разреженной», умирающей материи. Художественная литература – явление многоплановое. С другой стороны, многие деятели искусства начала XXв. (например, В. Э.
Пересечение лучей от разных предметов образуют в пространстве между ними некую форму, выделенную волей художника (Ларионов 1913: 19). В обрядовом синкретизме отсутствовало разделение лиц действующих и воспринимающих. В статье «Преодолевшие символизм» В. М. Жирмунский характеризует особенности акмеизма. Понятие, виды. По замечанию Ф. Шлегеля, «произведения великих поэтов нередко дышат духом смежных искусств».
контексте. Как в кадре возникает неожиданный образ, так и в слове – некий третий сверхсмысл. То есть в литературе присутствует изобразительность (предметность), но нет прямой наглядности изображений. В своих лучших образцах литературное творчество органически соединяет верность принципам художественности не только с широким познанием и глубоким осмыслением жизни, но и с прямым присутствием обоб (104)щений автора.
По словам Н. С. Главное же, телевидение обретает небывалый идеологический авторитет: телеэкран властно навязывает зрительской массе тот (103) или иной взгляд на реальность. Он говорил об огромной разнице между отдельными видами искусства, эгоистически разъединенными, ограниченными в своей обращенности лишь к воображению, –и истинным искусством, адресованным к чувственному организму во всей его полноте и соединяющим в себе различные виды искусства. По его мысли, литература распространяется на все, что «так или иначе интересует и занимает дух».
Бронзовые фигуры памятника «Граждане Кале» отлиты по вылепленным им моделям. Освидетельствование. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Аверинцев С. С. Такого рода решений в советской скульптуре много. В l960-e годы были вновь признаны права художественной условности. В послеромантические эпохи художественный вымысел несколько сузил свою сферу. Внимание к «смыслу» художественного произведения уступило у акмеистов вниманию к его структуре и «приемам» творчества («поэтической технологии», по выражению Н. С. Гумилева) «не простая случайность, а пристальный интерес к проблемам поэтики привел членов «Цеха поэтов» в романо-германский семинар при историко-филологическом факультете Петербургского университета.
Внутренняя организация поэтической материи служила предметом исследования для структуральной поэтики Ю. М. Лотмана18, определившего художественный текст как модель мироздания19. Позже понимание музыки как высшей формы художественной деятельности и культуры как таковой (не без влияния Нищие) получило небывало широкое распространение, особенно в эстетике символистов. Здесь, по словам Лессинга, образы «могут находиться один подле другого в чрезвычайном количестве и разнообразии, не покрываясь взаимно и не вредя друг другу, чего не может быть с реальными вещами или даже с их материальными воспроизведениями». Литература обладает безгранично широкими изобразительными (информативными, познавательными) возможностями ибо посредством слова можно обозначить все, что находится в кругозоре человека. Синкретическое творчество, на основе которого, как показал А. Н. Наблюдения над процессом трансформации элегии Баратынского содержатся и у О. Проскурина34, он также пишет о «редукции эмоциональности», дву-геройности и появлении у Баратынского «новых для элегии чувств».
Проницаемость слова и просвечиваемость предмета связаны с синтетическим характером авангардистского текста (живописного и поэтического): в нём соединяются, пересекаются, взаимопроникают разные формы и структуры, в результате чего формируется нечто третье новое по своим качественным характеристикам. Речь здесь предстает, во-первых, как средство изображения (материальный носитель образности), как способ оценочного освещения внесловесной действительности и, во-вторых, в качестве предмета изображения – кому-то принадлежащих и кого-то характеризующих высказываний. «"Хтонические" темы и мотивы, «хтоническая» фактура стиха, та тяжесть недобрая из которой создается прекрасное, тот тип «непрозрачного», затрудненного, «шероховатого», как бы хранящего следы своего тяжелого рождения поэтического языка» 54 -эта фраза В. Н. Топорова подходит для характеристики и Баратынского (к которому В. Н. Топоров ее отчасти и относит) и Мандельштама (цитата из Мандельштама угадывается в этом высказывании). Скрябин предприняли попытки вернуть искусство к изначальным синтезам.
С. 206. Но дальнейшее развитие литературы не подтвердило этих опасений. Пастернак: «Как непомерна разница меж именем и вещею. »1). Тем не менее «живописание словом» далеко себя не исчерпало. Это, во-первых, порожденная публичным и исполненным торжественности ритуалом идеализирующая гипербола традиционных высоких жанров (эпопея, трагедия), герои которых проявляли себя в патетических, театрально-эффектных словах, позах, жестах и обладали исключительными чертами наружности, воплощавшими их силу и мощь, красоту и обаяние.
Типы философского и психологического сознания в русской лирике XIX в. (Баратынский, Тютчев, Лермонтов). Музыка значений» напрямую связана с проблемой вещи. Мыслители XXв. Картины видимой реальности в литературе конца XIXв. Так, например, в слове петер (Это ласковый петер – В. Хлебников) глагол петь соединяется с существительным ветер – песня ветра дается одним словом петер – новый, ещё неопределенный точно образ, напоминающий отчасти петуха (Кручёных 1925: 40). Вместе с тем в XIX в. и в начале XX столетия неоднократно давала о себе знать и иная, противоположная тенденция: немецкие романтики (Новалис, Вакенродер), а позже Р. Вагнер, Вяч.
Если раньше позиция людей определялась традицией и их индивидуальными свойствами, а вот таким образом была устойчивой, то теперь, в эпоху телевидения, утверждает автор, личное самосознание устраняется: становится невозможным занимать определенную позицию дольше, чем на мгновение человечество расстается с культурой индивидуального сознания и вступает (возвращается) в стадию «коллективной бессознательности», характерной для племенного строя. На смену традиционным развернутым описаниям природы интерьеров, наружности героев (чему отдали немалую дань, к примеру) И. А Гончаров и Э. Золя) пришли предельно компактные характеристики видимого, мельчайшие подробности, пространственно как бы приближенные к читателю, рассредоточенные в художественном тексте и, главное, психологизированные, подаваемые как чье-то зрительное впечатление, что, в частности, характерно для А. П. М., 1989. Так, Гегель называл словесность «всеобщим искусством, способным в любой форме разрабатывать и высказывать любое содержание».
Гротеск в искусстве сродни парадоксу в логике. На ранних исторических этапах в искусстве преобладали формы изображения, которые ныне воспринимаются как условные. На фоне высокой контрастности Лермонтова особенно ярко проявляется неконтрастная, синкретическая природа стилей Баратынского и Мандельштама («ощущение рассеянности взгляда» 11), наполненных «едва нащупываемыми» связями одного ощущения с другим, чувства с «противочувствием». Пришвина, В. П. Живописания посредством слов организуются более по законам воспоминания о виденном, нежели как непосредственное, мгновенное претворение зрительного восприятия.
Об этом свидетельствуют произведения И. А. По его мысли, литература распространяется на все, что «так или иначе интересует и занимает дух»3. Иванов, А. Н. Веселовский, впоследствии сформировалось словесное искусство (эпос, лирика, драма) имело форму обрядового хора и обладало мифологически-культовой и магической функцией. Участвуя в художественных синтезах, литература дает иным видам искусства (прежде всего театру и кино) богатую пищу, оказываясь наиболее щедрым из них и выступая в роли дирижера искусств.
Вместе с тем в искусстве XIX–XXвв. Бунина, В. В. Специфика изобразительного (предметного) начала в литературе во многом предопределена тем, что слово является конвенциональным (условным) знаком, что оно не похоже на предмет им обозначаемый (Б-Л. Словесные картины (изображения) в отличие от живописных, скульптурных, сценических, экранных являются невещественными. Эту сторону описания называют словесной пластикой. Известный своими резкими, во многом парадоксальными суждениями теоретик телевидения М. Маклюэн (Канада) в своих книгах 60-х годов утверждал, что в XXв. Поэт до конца не разрушает сферу понятийности – части слова ещё угадываются в некоторых стихах: хар/актер, фев/раль, зель/е, дю/на, гу/л, фа/с, ша/р, да/р (Кручёных 1917: 8 – 10), разрабатывает слоговую фактуру, которая видится ему в использовании односложного слова ибо оно резче, отрывистее и часто тяжелее многосложных (Кручёных 1923: 2) или слога как такового. Как видно, образность литературного произведения двупланова и его текст составляет единство двух «нервущихся линий».
48). наук. Таким образом, свет является одним из средств решения пространства в скульптуре. Иванов, А. Н. М., 1975.
Но это было еще не собственно искусство, а синкретическое творчество (синкретизм — слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо). Это, во-первых цепь словесных обозначений внесловесной реальности и, во-вторых, ряд кому-то принадлежащих (повествователю, лирическому герою, персонажам) высказываний, благодаря которым литература впрямую осваивает процессы мышления людей и их эмоции, широко запечатлевает их духовное (в том числе интеллектуальное) общение, не дано иным, внесловесным искусствам. Ученый утверждал, что «литература не просто использование языка, а его художественное познание» и что «основная проблема ее изучения» — это «проблема взаимоотношений изображающей и изображаемой речи».
Размещено на реф. рфЗнаменательны слова А. А. Но и другие роды литературы причастны синтезам искусств: лирика вступает в контакт с музыкой (песня, романс), выходя за рамки книжного бытования. С внутренней речью, субъективно ориентированной, сконцентрированной на «я», поэтическую речь роднит высокая сосредоточенность вокруг лирического «я» 7, которая и поглощает все, к «я» не относящееся, в том числе и весь вещественный пласт лирического произведения. Вместе с тем в XIX в. и в начале XX столетия неоднократно давала о себе знать и иная, противоположная тенденция: немецкие романтики (Новалис, Вакенродер), а позже Р. Вагнер, Вяч. В подтексте «Батюшкова» мы усматриваем несколько стихотворений Цветаевой, одно из которых – «Встреча с Пушкиным» особенно важно для нас.
Так, в статье P. O. Порой интеллектуальная сторона человеческой жизни здесь выдвигается на первый план (знаменитая древнеиндийская «Бхагавадгита», «Братья Карамазовы» Достоевского, «Волшебная гора» Т. Манна). Существуют иначе говоря, чувственно-образная и понятийно-логическая формы освоения мира.
По замечанию Ф. Шлегеля, произведения великих поэтов нередко дышат духом смежных искусств. Именно представление о «вещественности» художественного произведения, по мысли К. А. Баршта16, лежало в основе разработанного Ю. Н. Тыняновым понятия «литературного факта» как отдельного, но тесно связанного с нелитературой эстетического и коммуникативного образования. Литература обладает безгранично широкими изобразительными (информативными, познавательными) возможностями ибо посредством слова можно обозначить все, что находится в кругозоре человека. Тем не менее живописание словом далеко себя не исчерпало. Вторая — собственно речевые конструкции, словесные структуры. Об универсальности литературы говорилось неоднократно.
М., 1996. Вместе с тем в XIXв. Только в литературе человек предстает говорящим, чему придал принципиальное значение М. М. Он говорил об огромной разнице между «отдельными видами искусства», эгоистически разъединенными, ограниченными в своей обращенности лишь к воображению, — и «истинным искусством», адресованным «к чувственному организму во всей его полноте» и соединяющим в себе различные виды искусства. Доверенность. Вопрос 45.
Художественная литература — явление многоплановое. Актуализируясь в контексте элегического стиля, периферийные семантические компоненты слова заслоняют его семантическое ядро, что ослабляет соотнесенность слова с обозначенной им реалией. Собственно словесный аспект литературы, в свою очередь, двупланов. (Вспомним былинных богатырей или гоголевского Тараса Бульбу).
вкраплений с негативной семантикой переходит в мотив смерти («И нас у кущи ожидает / Постель из листьев и покой»). Так, Гегель называл словесность «всеобщим искусством, способным в любой форме разрабатывать и высказывать любое содержание». Исторически ранние синтезы являли собой «сочетание ритмованных, орхестических (танцевальных. — В. Х. ) движений с песней-музыкой и элементами слова». И до самой кости ранено Все ущелье стоном сокола, — Вот что мне надо». Веселовский, впоследствии сформировалось словесное искусство (эпос, лирика, драма) имело форму обрядового хора и обладало мифологически-культовой и магической функцией.
Преступления против трудовых прав граждан. Пластическому началу словесного искусства на протяжении многих веков придавалось едва ли не решающее значение. По Платону, «петь и плясать должны решительно все, все государство целиком и притом всегда разнообразно, непрестанно и восторженно». По его мысли, литература распространяется на все, что «так или иначе интересует и занимает дух».
Как своего рода «предживопись», в качестве сферы описаний видимого мира понималась поэзия классицистами XVII-XVIII вв. При этом литература характеризуется как «материализация самосознания» и «память духа о себе самом». 11 Это выражение употребляет С. С. Аверинцев в применении к Мандельштаму. В теоретико-литературных трудах В. Е. Хализева детально разработаны многие термины и понятия данного научного направления, в том числе и по вопросу литературы как вида искусства. XXX, 3. Lit.
Пастернак: «Как непомерна разница меж именем и вещею. »). «Встреча с Пушкиным» как дальний план манделыптамовской «встречи с Батюшковым» заставляет вспомнить высказывание Мандельштама о Батюшкове как «нерожденном Пушкине», основанное и на манделынтамовских представлениях о поэтике Батюшкова, но и на основе его биографии. Толстого, «Паломничество в страну Востока» Г. Гессе), демонстративная схематизация изображаемого (пьесы Б. Брехта), обнажение приема («Евгений Онегин» А. С. Внимание акмеистов к предметной изобразительности возвращает нас к вопросам, поставленным в начале «Введения» и касающихся предметного мира поэтического произведения. В стихотворениях можно найти отзвуки перекликающихся между собой идей из немецкой культуры: о труднопроницаемой жизни живой и неживой природы для отпавшего от органической целостности мира человека (Шеллинг) – у Баратынского о независимости живой и неживой природы от внешнего фактора выживания, о внутреннем, независимом саморазвитии организма (Ламарк) – у Мандельштама. Блока (1909): «Музыка потому самое абсолютное из искусств, что она наиболее выражает и отражает замысел Зодчего В связи с этим появились концепции, которые применительно к первой половине столетия правомерно называть «киноцентристскими», а ко второй — «телецентристскими». Практики и теоретики киноискусства неоднократно утверждали, что в прошлом слово имело гипертрофированное значение а ныне люди благодаря кинофильмам учатся по-иному видеть мир что человечество переходит от понятийно-словесной к визуальной, зрелищной культуре.
М. Цветаева считала, что поэзия – это «враг видимого», а И. Эренбург утверждал, что в эпоху кино «литературе остается мир незримый, то есть психологический». Синкретическое и полисемичное слово определяет новаторство авангардистской поэтики. Сходные мысли высказывались и в XX в. Так, М. Горький писал: «Литература — это искусство пластического изображения посредством слова»5. Можно, например, указать на композицию Э. Митлянского «Физики», в которой фигуры ученых расположены так, как они могли бы находиться на заседании во время научного спора, т. е. свободно, раздельно, но объединенные в то же время одним пространством, например воображаемой частью комнаты, лаборатории, зала.
Первая — это вымышленная предметность, образы «внесловесной» действительности, о чем шла речь выше. В качестве преддверья XIX–XX столетий знаменательны суждения Лессинга, оспаривающие эстетику классицизма: «Поэтическая картина вовсе не должна непременно служить материалом для картины художника». актерского искусства и, как, правило, связана с пением, т. е. 30. Но дальнейшее развитие литературы не подтвердило этих опасений. Бахтин: «Основная особенность литературы – язык здесь не только средство коммуникации и выражения-изображения, но и объект изображения». Двухаспектность литературных произведений дала ученым основание говорить о том, что художественная словесность совмещает в себе два разных искусства: искусство вымысла (явленное главным образом в беллетристической прозе, сравнительно легко переводимой на другие языки) и искусство слова как таковое (определяющее облик поэзии, которая утрачивает в переводах едва ли не самое главное). Анаграммы, по мысли В. Топорова (1987: 215), апеллируют прежде всего к содержанию и выступают средством связи между текстом и понимающим, проницательным читателем: Основные операции, предусмотренные техникой анаграммирования, – пишет он, – описанные де Соссюром (расчленение анаграмируемого слова на элементы, сосредоточение их по тексту), – дело поэта, нахождение этих элементов и восстановление искомого целого – дело слушателя, читателя.
Фрэнк). В качестве преддверья XIX — XX столетий знаменательны суждения Лессинга, оспаривающие эстетику классицизма: «Поэтическая картина вовсе не должна непременно служить материалом для картины художника». Но мастера не только используют естественный цвет материала. Слово (в том числе художественное) всегда что-то обозначает имеет предметный характер. Эту сторону литературных произведений называют словесной пластикой. Врубаясь в камень, Микеланджело не стремится окончательно растворить его в телесных формах, пусть самых совершенных, он «только» расчищает, высвобождает из плена закованную жизнь.
филол. с музыкой). Здесь выступали В. М. Жирмунский, К. В. Мочульский»41.
Если документальные тексты (словесные и визуальные) с «порога» исключают возможность вымысла, то произведения с установкой на их восприятие в качестве художественных охотно его допускают (даже в тех случаях, когда авторы ограничиваются воссозданием действительных фактов, событий, лиц). Набокова, М. М. в этой любви к эпиграмматической словесной формуле Мандельштам обнаруживает сходства с поэтикой французского классицизма» 51 («Классици-стичность» акмеистического стиля В. М. Жирмунский противопоставляет «романтичности» символизма. ). Пришвина, В. П.
XVII, 2. Чехова. Богатство «мыслительной панорамы», открывающееся в слове, называющем предмет или событие, приводит к высокой автономности каждого эпиграмматического слова, к возможности «геометрического» сочетания автономных слов. Это, во-первых цепь словесных обозначений «внесловесной» реальности и, во-вторых, ряд кому-то принадлежащих (повествователю, лирическому герою, персонажам) высказываний, благодаря которым литература впрямую осваивает процессы мышления людей и их эмоции, широко запечатлевает их духовное (в том числе интеллектуальное) общение, не дано иным, «внесловесным» искусствам. Сходные мысли высказывались и в XXв.
Но особенно напряженно обсуждались соотношения между ними на рубеже XIX — XX столетий. Двухаспектность литературных произведений дала ученым основание говорить о том, что художественная словесность совмещает в себе два разных искусства: искусство вымысла (явленное главным образом в беллетристической прозе, сравнительно легко переводимой на другие языки) и искусство слова как таковое (определяющее облик поэзии, которая утрачивает в переводах едва ли не самое главное). С. 390. По Платону, «петь и плясать должны решительно все, все государство целиком и притом всегда разнообразно, непрестанно и восторженно». Литература имеет две формы бытования: она существует и как односоставное искусство (в виде произведений читаемых) и в качестве неоценимо важного компонента синтетических искусств. с музыкой). Не удивительно в связи с этим, что (100) многовековая история культуры сопряжена с неуклонной дифференциацией форм художественной деятельности.
У народа, лишенного общественной свободы, – писал А. И. эйдос — облик, вид). В обрядовом синкретизме отсутствовало разделение лиц действующих и воспринимающих.
Одни черты природные, другие характеризуют его как члена общества (одежда и способ её носить, манера держаться, говорить). Литература, говоря иначе, принадлежит к числу изобразительных искусств, в широком смысле предметных, где воссоздаются единичные явления (лица, события, вещи, чем-то вызванные умонастроения и на что-то направленные импульсы людей). Словесные картины (изображения) в отличие от живописных, скульптурных, сценических, экранных являются невещественными. Поэты-авангардисты сознательно стремятся к созданию синтетического слова, в котором различные семантические оттенки взаимодействуют, проникают друг в друга, усиливаются и укрупняются, создавая некий третий смысл: В заумном слове, – пишет А. Кручёных в «Декларации слова как такового» (1925: 40) – всегда части разных слов (понятий, образов), дающих новый заумный (неопределенно точно) образ.
Работа вызвала большую полемику, среди многих был и Гердер. Архитектоника, соотносясь с понятием «композиция», не исчерпывается им, а включает в себя черты, свойственные формообразованию классической поэзии: отстраненность лирического «я», виденье пространства как места соотнесенности культур, языков и смыслов. Основным критерием сдвига становится множественность смысла, если его нет – это чистое словотворчество, создание нового слова (Шемшурин 1913: 31).
М. Цветаева считала, что поэзия — это «враг видимого», а И. Эренбург утверждал, что в эпоху кино «литературе остается мир незримый, то есть психологический» 7. культура XX века. Девинность – это качество взора, состояние человеческого взора вообще. Напомним и известное суждение Достоевского о том, что пристальный глаз способен в самом обыденном факте обнаружить «глубину, какой нет у Шекспира». Со времен античности поэзию нередко называли «звучащей живописью» (а живопись — «немой поэзией»).
О лирике. «Я нахожу, что Гомер не изображает ничего, кроме последовательных действий и все отдельные предметы он рисует лишь в меру участия их в действии, притом обыкновенно не более как одной чертой». Бахтин: «Основная особенность литературы — язык здесь не только средство коммуникации и выражения-изображения, но и объект изображения». Лирические произведения охотно интерпретируются актерами-чтецами и режиссерами (при создании сценических композиций).
В ее составе выделимы две основные стороны. Лескова, настоящий писатель — это «записчик», а не выдумщик: «Где литератор перестает записчиком и делается выдумщиком, там исчезает между ним и обществом всякая связь». Как своего рода «предживопись», в качестве сферы описаний видимого мира понималась поэзия классицистами XVII–XVIIIвв. Литературно-критическая проза, в частности, «Разговор о Данте» с учетом плотной сети межтекстовых связей всего творчества Мандельштама меизма стало усиление изобразительных элементов поэтики, признание «полноправной ценности бытия» вне связей с «миром идей», уход от открытого лиризма и «устранение субъективности». В статьях Мандельштама для обозначения структуры используется слово «архитектоника», оно несет в себе смыслы, не исчерпывающиеся термином «структура».
С. 29. (С. 43 указ. В эпоху романтизма роль лидера в мире искусства с поэзией делила музыка. В начале XXв.
С. 367-397. Тезисы и материалы конференции 15-17 мая 1990 г. JL, 1990. Иллюстрирует эти положения Фрэнк экспериментальными произведениями XX века: «параллельно Джойсу и современным поэтам пространственная форма образует структурный фундамент также и для лабиринтоподобного шедевра Пруста». И еще сильнее: «Внешняя, наружная оболочка» предметов «может быть для него (поэта. В нем нет столь плавных переходов от одной семантической линии к другой, сразу несколько семантических линий («семантический пучок», по выражению самого Мандельштама) задается с самого начала.
Деталь и подробность. В ее составе выделимы две основные стороны. Словесные картины (изображения) в отличие от живописных, скульптурных, сценических, экранных являются невещественными. Но и другие роды литературы причастны синтезам искусств: лирика вступает в контакт с музыкой (песня, романс), выходя за рамки книжного бытования. Наиболее показателен сборник «Туншап».
Об универсальности литературы говорилось неоднократно. М. Цветаева считала, что поэзия — это «враг видимого», а И. Эренбург утверждал, что в эпоху кино «литературе остается мир незримый, то есть психологический». В нём пересекаются линии поиска поэтов и представителей новых живописных течений. С течением исторического времени именно эта сторона «предметности» словесного искусства все более выдвигалась на первый план, тесня традиционную пластику. Для К. С.
Обретя облик литературы, словесное искусство превратилось в односоставное. Символика детали. С течением исторического времени именно эта сторона «предметности» словесного искусства все более выдвигалась на первый план, тесня традиционную пластику.
Поэты. Проза же – речь обычная: экономичная, легкая, правильная» 75. Энергия связи и дефект массы ядра. Л., 1974.
См. : Пинский Л. Е. Чехова. Словесные картины (изображения) в отличие от живописных, скульптурных, сценических, экранных являются невещественными. Бахтин исследовавший традиционную гротескную образность, считал ее воплощением празднично-веселой вольной мысли: «Гротеск освобождает от всех форм нечеловеческой необходимости которые пронизывают господствующие представления о мире развенчивает эту необходимость как относительную и ограниченную гротескная форма помогает освобождению от ходячих истин, позволяет взглянуть на мир по-новому, почувствовать возможность абсолютно иного миропорядка». Описание фактуры не может обходиться без анализа световой, цветовой гаммы стихов, поскольку свет и цвет, наряду с кинестетическими качествами, характеризуют структуру и характер материи.
Существуют иначе говоря, чувственно-образная и понятийно-логическая формы освоения мира. Синкретическое творчество, на основе которого, как показал А. Н. Литература обладает безгранично широкими изобразительными (информативными, познавательными) возможностями ибо посредством слова можно обозначить все, что находится в кругозоре человека. Блока (1909): «Музыка потому самое абсолютное из искусств, что она наиболее выражает и отражает замысел Зодчего В связи с этим появились концепции, которые применительно к первой половине столетия правомерно называть «киноцентристскими», а ко второй – «телецентристскими».
Здесь, по словам Лессинга, образы «могут находиться один подле другого в чрезвычайном количестве и разнообразии, не покрываясь взаимно и не вредя друг другу, чего не может быть с реальными вещами или даже с их материальными воспроизведениями»2. 1992. Повествовательная проза тоже находит себе дорогу на сцену и на экран. 3) Аналогии между словесными и музыкальными жанрами в плане архитектоники. Вместе с тем в XIXв.
и в начале XX столетия неоднократно давала о себе знать и иная, противоположная тенденция: немецкие романтики (Новалис, Вакенродер), а позже Р. Вагнер, Вяч. Семантическая динамика рассматривалась нами в рамках твердой архитектонической основы. С течением исторического времени именно эта сторона «предметности» словесного искусства все более выдвигалась на первый план, тесня традиционную пластику. М. Цветаева считала, что поэзия — это «враг видимого», а И. Эренбург утверждал, что в эпоху кино «литературе остается мир незримый, то есть психологический». Slaw.
Alm. С. 323. По словам С. С. Аверинцева, в эпиграмме «упорядоченность мыслительной панорамы ценится гораздо выше, чем богатство выхваченного «из жизни» материала» 6. Только в литературе человек предстает говорящим, чему придал принципиальное значение М. М. Специфика изобразительного (предметного) начала в литературе во многом предопределена тем, что слово является конвенциональным (условным) знаком, что оно не похоже на предмет им обозначаемый (Б-Л. Бахтин: «Основная особенность литературы — язык здесь не только средство коммуникации и выражения-изображения, но и объект изображения».
Так, Вагнер в книге «Опера и драма» расценивал отход от исторических ранних синтезов как грехопадение художества и ратовал за возвращение к ним. При этом литература характеризуется как «материализация самосознания» и «память духа о себе самом». Речь здесь предстает, во-первых, как средство изображения (материальный носитель образности), как способ оценочного освещения внесловесной действительности и, во-вторых, в качестве предмета изображения — кому-то принадлежащих и кого-то характеризующих высказываний. Усечённое слово широко использует В. Хлебников в известном палиндроме «Перевертень» : кум / а ир, ач – мук / а и – скук / а – зван / ие, ый – худ / ой – лов / кий ить – солов / ей – зов / ут и т. д. Впоследствии, в 1930 — 1950-е годы, напротив, были канонизированы жизнеподобные формы. Однако в литературных произведениях неотъемлемо важны и «непластические» начала образности: сфера психологии и мысли персонажей, лирических героев, повествователей, воплощающаяся в диалогах и монологах.
Однако, отмечая иддивидуальные особенности стиля Мандельштама, В. М. Жирмунский отмечает «особенный лиризм, сознательно затушеванный и неяркий», проявившийся уже в ранних стихах (написанных «до участия в новом поэтическом движении») и сохранившийся вопреки четкой акмеистической фор-мульности и в дальнейшем. Сходные мысли высказывались и в XX в. Так, М. Горький писал: «Литература — это искусство пластического изображения посредством слова». Как своего рода «предживопись», в качестве сферы описаний видимого мира понималась поэзия классицистами XVII–XVIII вв. Вып. 1.
P. 88-105 Аверинцев C. C. «У народа, лишенного общественной свободы, — писал А. И. торых дано заключение, почти всегда читаются отдельно, как формула.
Композиция литературно-художественного произведения. Вопрос 388. Хороводное «предыскусство» для архаических племен и ранних государств было ритуально обязательным (принудительным). с музыкой). Картины видимой реальности в литературе конца XIX в. и XX столетия во многом изменились.
Пастернак: «Как непомерна разница меж именем и вещею. »). цитируемый фрагмент продолжается фразой: «Я погрузился в размышления, большей частию печальные». 13 целью обработке», – пишет Ян Мукаржовский. актерского искусства и, как, правило, связана с пением, . Разлом слов и насыщение их, провозглашённый И. Терентьевым (1919: 10), стал новой творческой задачей на пути к компактировке и минимализации формы слова. Очевидно влияние киноведения на теоретическое литературоведение. Как своего рода предживопись, в качестве сферы описаний видимого мира понималась поэзия классицистами XVII-XVIII вв.
Подобное живописание порой становится настолько изощрённым, что передаются не только зрительные, слуховые ощущения, но и вкусовые и обонятельные, так создаются «сложные и целостные образы внешнего мира». Однако в литературных произведениях неотъемлемо важны и «непластические» начала образности: сфера психологии и мысли персонажей, лирических героев, повествователей, воплощающаяся в диалогах и монологах. активизировались (и при этом обновились) условные формы. Автореф.
Обретя облик литературы, словесное искусство превратилось в односоставное. Эту сторону литературных произведений называют словесной пластикой. То есть в литературе присутствует изобразительность (предметность), но нет (96) прямой наглядности изображений. И еще сильнее: «Внешняя, наружная оболочка» предметов «может быть для него (поэта.
Право на ежегодный основной отпуск и его виды. Литературой осваивается умопостигаемая целостность предметов и явлений, но не их чувственно воспринимаемый облик. На первый план выдвигается сама семантическая структура стиха, мотивные комплексы. Хлебниковское слово девинность, например, можно рассматривать как известное состояние предмета, качество его: девственность, страстность, холодность и т. п., – комментирует далее А. Шемшурин (1913: 13) – Девинности могут быть какие-нибудь существа, воображенные поэтом. Собственно словесный аспект литературы, в свою очередь, двупланов.
В случае если раньше позиция людей определялась традицией и их индивидуальными свойствами, а в связи с этим была устойчивой, то теперь, в эпоху телевидения, утверждает автор, личное самосознание устраняется: становится невозможным занимать определенную позицию дольше, чем на мгновение человечество расстается с культурой индивидуального сознания и вступает (возвращается) в стадию коллективной бессознательности, характерной для племенного строя. Лучизм выдвигает на первый план идею излучаемости – важен не сам предмет, а сумма лучей от него. В разные эпохи имела распространение тонированная (всей работе придается один общий тон) и расписная скульптура. Чехова.
littera — буква). Приведем еще одну цитату из В. М. Жирмунского о Мандельштаме: «Призрачный и таинственный мир, нет корней и зацепок в подлинной жизни, в ея земной плотности и тяжести, что-то своеобразно волнующее и острое, хрупкое, прозрачное и нежное – в таких чертах открывается нам поэтическая душа автора». Знаменательны слова А. А. Русское шеллингианство оказало большое влияние на творчество Баратынского10. Однако в литературных произведениях неотъемлемо важны и «непластические» начала образности: сфера психологии и мысли персонажей, лирических героев, повествователей, воплощающаяся в диалогах и монологах. См. : Аверинцев С. С. Об универсальности литературы говорилось неоднократно.
Пастернак: «Как непомерна разница меж именем и вещею. »). Синкретическое творчество, на основе которого, как показал А. Н. Специфика изобразительного (предметного) начала в литературе во многом предопределена тем, что слово является конвенциональным (условным) знаком, что оно не похоже на предмет им обозначаемый (Б-Л. Сходные мысли высказывались и в XX в. Так, М. Горький писал: «Литература (97) –это искусство пластического изображения посредством слова».
Это пространство активно, не нужно больших усилий, чтобы вообразить его. «Эмансипация» словесного искусства произошла как следствие его обращения к письменности (устная художественная словесность имеет синтетический характер, она неотделима от исполнения, т. е. Так, Вагнер в книге «Опера и драма» расценивал отход от исторических ранних синтезов как грехопадение художества и ратовал за возвращение к ним.
Широко используют этот приём символисты и акмеисты. Интересовавший нас круг вопросов лежит в области поэтики и касается структуры стиха. Щемелева Л. М. И то и другое обязательно утрата одного убивает другое. Если раньше позиция людей определялась традицией и их индивидуальными свойствами, а вот таким образом была устойчивой, то теперь, в эпоху телевидения, утверждает автор, личное самосознание устраняется: становится невозможным занимать определенную позицию дольше, чем на мгновение человечество расстается с культурой индивидуального сознания и вступает (возвращается) в стадию «коллективной бессознательности», характерной для племенного строя.
Кино-слово – слово, в основу которого положен монтажный принцип Эйзенштейна: сталкивание изображений, производящее образ (Жолковский 1994: 297). Понятие, состав и виды. Вопрос 1. Со времен античности поэзию нередко называли «звучащей живописью» (а живопись — «немой поэзией»). к Лит. газ.
Они объединяются в три большие группы: 1) индексальный знак (знак-индекс) указывает на предмет, но не характеризует его, он опирается на метонимический принцип смежности (дым как свидетельство о пожаре, череп как предупреждение об опасности для жизни) 2) знак-символ является условным, здесь означающее не имеет ни сходства, ни связи с означаемым, каковы слова естественного языка (кроме звукоподражательных) или компоненты математических формул 3) иконические знаки воспроизводят определенные качества означаемого либо его целостный облик и, как правило, обладают наглядностью. «М» в лит. В этом отношении литература — своего рода зеркало «второй жизни» видимой реальности, а именно — ее пребывания в человеческом сознании. Эту сторону литературных произведений называют словесной пластикой. Именно это значение слова «образ» является насущным для теории искусства, в составе которой различаются образы научно-иллюстративные, фактографические (информирующие о действительно имевших место фактах) и художественные.
обращенности назад» 12: реальная смерть заставила прочитывать «Пироскаф» как сбывшееся для Баратынского предчувствие конца жизни, а поскольку сюжет «Пироскафа» представляет собой незаконченное путешествие с лучшими надеждами, то и реальная смерть Баратынского получает значение открытости13. Риторика и истоки европейской литературной традиции. актерского искусства и, как, правило, связана с пением, т. е. Об этом свидетельствуют произведения И. А. Фиксация в образе различных (не только зрительных/слуховых) ощущений, определение на этой основе одной из стилевых доминант произведения и творчества писателя – одна из задач при анализе описаний (в особенности, если мы имеем дело с такими авторами, как И. Бунин и В. Набоков). Но это было еще не собственно искусство, а синкретическое творчество (синкретизм – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо). Картины видимой реальности в литературе конца XIX в. и XX столетия во многом изменились.
Пастернак и Мандельштам: опыт сопоставления // ЛГ-Досье: Прил. Круг других жанровых отголосков и их пластических черт может быть расширен. Эту сторону литературных произведений называют словесной пластикой. «Эмансипация» словесного искусства произошла как следствие его обращения к письменности (устная художественная словесность имеет синтетический характер, она неотделима от исполнения, т. е. Словесная пластика является важной характеристикой поэтики лирического произведения. Риторика как подход к обобщению действительности // Аверинцев С. С.
Это относится ко всем приведенным нами примерам. Иванов, А. Н. Все были и сотворцами и участниками-исполнителями совершаемого действа. В этом отношении она подобна живописи и скульптуре (в их доминирующей, «фигуративной» разновидности) и отличается от искусств неизобразительных, непредметных. Различимы, далее, образные представления (как феномен сознания) и собственно образы как чувственная (зрительная и слуховая) воплощенность представлений. Через название, хранящее все «напластования» языковой этимологии, «память» включенности в разные контексты, через обобщенность семантического ядра слова и осуществляются вещи: обретают свои функции и умирают.
Синкретическое творчество, на базе которого, как показал А. Н. И, во-вторых, это гротеск, который сформировался и упрочился в составе карнавальных празднеств, выступив в качестве пародийного, смехового «двойника» торжественно-патетической, а позже обрел программное значение для романтиков. Первая — это вымышленная предметность, образы «внесловесной» действительности, о чем шла речь выше.
То есть в литературе присутствует изобразительность (предметность), но нет прямой наглядности изображений. Как своего рода «предживопись», в качестве сферы описаний видимого мира понималась поэзия классицистами XVII-XVIII вв. Сходные мысли высказывались и в XX в. Так, М. Горький писал: «Литература — это искусство пластического изображения посредством слова» 5. Скрябин предприняли попытки вернуть искусство к изначальным синтезам.
– В. Х. ) движений с песней-музыкой и элементами слова. Представительство. Лирические произведения охотно интерпретируются актерами-чтецами и режиссерами (при создании сценических композиций). Собственно словесный аспект литературы, в свою очередь, двупланов.
Батюшковское «предшествование» Пушкину смыкается с одним из главных семантических звеньев в поэтической системе Мандельштама, – с мотивами косноязычия. Тем не менее «живописание словом» далеко себя не исчерпало. Именно музыка, по убеждению А. Н. Участвуя в художественных синтезах, литература дает иным видам искусства (прежде всего театру и кино) богатую пищу, оказываясь наиболее щедрым из них и выступая в роли дирижера искусств.
Иванов, А. Н. Показательным в этом смысле является стихотворение Мандельштама «Меганом», речь о котором шла в первом параграфе. эйдос–облик, вид). (Вспомним былинных богатырей или гоголевского Тараса Бульбу). Так, М. Горький писал: «Литература— это искусство пластического изображения посредством слова». Со времен античности поэзию нередко называли «звучащей живописью» (а живопись — «немой поэзией»). Гердер оперирует аргументом, что Лессинг привлекает материал только античного эпоса, тогда как другие национальные традиции знают иные способы сочетания описания и повествования (Оссиан, Мильтон, Клопшток). на соискание учен, степени канд.
S. 27-46 Venclova T. A. A. Все были и сотворцами и участниками-исполнителями совершаемого действа. Со времен античности поэзию нередко называли звучащей живописью (а живопись –немой поэзией). Б. Гаспаров устанавливает в связи с этим параллели между «На смерть Гете» Баратынского и написанным ровно на сто лет позже «Ламарком» Мандельштама. М. Цветаева считала, что поэзия — это «враг видимого», а И. Эренбург утверждал, что в эпоху кино «литературе остается мир незримый, то есть психологический»7.
Главное же, телевидение обретает небывалый идеологический авторитет: телеэкран властно навязывает зрительской массе тот (103) или иной взгляд на реальность. По замечанию Ф. Шлегеля, «произведения великих поэтов нередко дышат духом смежных искусств». Со времен античности поэзию нередко называли «звучащей живописью» (а живопись –«немой поэзией»). Скрябин предприняли попытки вернуть искусство к изначальным синтезам.
Словесные картины (изображения) в отличие от живописных, скульптурных, сценических, экранных являются невещественными. Литература обладает безгранично широкими изобразительными (информативными, познавательными) возможностями ибо посредством слова можно обозначить все, что находится в кругозоре человека. В. Н. Топоров прослеживает дальнейшее развитие «хтонических» черт лирики Мандельштама, тогда как В. М. Они считались единственно приемлемыми для литературы социалистического реализма, а условность находилась под подозрением в родстве с одиозным формализмом (отвергаемым в качестве буржуазной эстетики). М. Цветаева считала, что поэзия — это «враг видимого», а И. Эренбург утверждал, что в эпоху кино «литературе остается мир незримый, то есть психологический».
В силу установки авангарда на дешифровку накопленного культурой запаса текстов и кодов анаграммы, как отмечает Е. Фарыно, вносят имя-текст в пре- текст (чаще всего в заглавие или посвящение): Сам текст становится их дешифровкой их семантической экспликацией, т. е. Как своего рода «предживопись», в качестве сферы описаний видимого мира понималась поэзия классицистами XVII–XVIIIвв. И традиционность, принципиальная повторяемость являются одним из сильнейших ее средств», – пишет Л. Я. Гинзбург. При этом литература характеризуется как материализация самосознания и память духа о себе самом. lit (t)eratura, буквально — написанное, от lit (t)era — буква) — в широком смысле совокупность любых письменных текстов. С. 28-31 Мусатов В. Ахматова и Мандельштам // Rus. Хороводное «предыскусство» для архаических племен и ранних государств было ритуально обязательным (принудительным).
Таковы музыка, танец (если он не переходит в пантомиму — в изображение действия посредством телодвижений), орнамент, так называемая абстрактная живопись, архитектура. P. 357-372. Это создание новых форм и новых эффектов абсолютно особого характера дало основание И. Зданевичу назвать лучизм символом всех существующих живописных форм, воссоздающим синтетическое восприятие предмета (Эганбюри 1913: 38). Хороводное «предыскусство» для архаических племен и ранних государств было ритуально обязательным (принудительным). Но это было еще не собственно искусство, а синкретическое творчество (синкретизм — слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо).
1990. заданное имя разворачивается в текст, само имя также становится текстом, своеобразной парадигмой этимона (внутренней формы слова), архисемой (Фарыно 1988: 42). Потебня в работе «Мысль и язык» рассматривал образ как воспроизведенное представление — в качестве некой чувственно воспринимаемой данности. Позже понимание музыки как высшей формы художественной деятельности и культуры как таковой (не без влияния Нищие) получило небывало широкое распространение, особенно в эстетике символистов.
В эпоху романтизма роль лидера в мире искусства с поэзией делила музыка. Не удивительно вот таким образом, что (100) многовековая история культуры сопряжена с неуклонной дифференциацией форм художественной деятельности. 3 «Элегическая поэтика – поэтика узнавания. Толстого и А. П.
Эта крайность оспаривалась. 1985 Vol. Во втором случае нас интересовала взаимообращенность противоположных смыслов. Специфика изобразительного (предметного) начала в литературе во многом предопределена тем, что слово является конвенциональным (условным) знаком, что оно не похоже на предмет им обозначаемый (Б-Л.
Пастернак: «Как непомерна разница меж именем и вещею. »). Только в литературе человек предстает говорящим, чему придал принципиальное значение М. М. Повествовательная проза тоже находит себе дорогу на сцену и на экран. Фет «Моего тот безумства желал» // Rus.
Только в литературе человек предстает говорящим, чему придал принципиальное значение М. М. Но это было еще не собственно искусство, а синкретическое творчество (синкретизм – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо). Ученый утверждал, что «литература не просто использование языка, а его художественное познание» и что «основная проблема ее изучения» – это «проблема взаимоотношений изображающей и изображаемой речи».
Бахтин исследовавший традиционную гротескную образность, считал ее воплощением празднично-веселой вольной мысли: «Гротеск освобождает от всех форм нечеловеческой необходимости которые пронизывают господствующие представления о мире Художественная литература — явление многоплановое. Обретя облик литературы, словесное искусство превратилось в односоставное. Знаки определенным образом классифицируются. ).
Ныне упрочился взгляд, согласно которому жизнеподобие и услойность — это равноправные и плодотворно взаимодействующие тенденции художественной образности: «как бы два крыла, на которые опирается творческая фантазия в неутомимой жажде доискаться до правды жизни». Распутина. Такая взаимообращенность не могла не привлекать Мандельштама, устами одного из своих героев произносившего: «Я хочу жить в повелительном причастии будущего, в залоге страдательном». По замечанию Ф. Шлегеля, «произведения великих поэтов нередко дышат духом смежных искусств». Например, прием апофатического (идущего от негативных определений предмета) описания был рассмотрен нами во втором параграфе первой главы (при анализе стихотворения «Нет, не луна») как одно из средств создания эпиграмматического геометризма, оттачивающего и завершающего форму.
И еще сильнее: «Внешняя, наружная оболочка» предметов «может быть для него (поэта. — В. Х. ) разве лишь одним из ничтожнейших средств пробуждения в нас интереса к его образам». То есть в литературе присутствует изобразительность (предметность), но нет прямой наглядности изображений. Мандельштамовский элегический стиль гораздо более «оплотнен» в сравнении и с пушкинским и с батюшковским. Так, Вагнер в книге «Опера и драма» расценивал отход от исторических ранних синтезов как грехопадение художества и ратовал за возвращение к ним. Веселовский, впоследствии сформировалось словесное искусство (эпос, лирика, драма) имело форму обрядового хора и обладало мифологически-культовой и магической функцией. Пришвина, В. П.
В этом отношении литература — своего рода зеркало «второй жизни» видимой реальности, а именно — ее пребывания в человеческом сознании. То есть в литературе присутствует изобразительность (предметность), но нет (96) прямой наглядности изображений. и XX столетия во многом изменились. Во втором параграфе второй главы мы вновь вернулись к рассуждениям об апофатических описаниях, характеризуя манеру Баратынского и Мандельштама создавать пространственную объемность образов путем их погружения в противоположность, отталкивания от неопределенности, от неизвестного мира смерти, «предстояние котрому свидетельствует о высоком достоинстве человека, не отменяет, а усиливает его» 15.
Художественная деталь, ее виды. По Платону, «петь и плясать должны решительно все, все государство целиком и притом всегда разнообразно, непрестанно и восторженно». Так, М. Горький писал: «Литература— это искусство пластического изображения посредством слова». Специфика изобразительного (предметного) начала в литературе во многом предопределена тем, что слово является конвенциональным (условным) знаком, что оно не похоже на предмет им обозначаемый (Б-Л. «У народа, лишенного общественной свободы, – писал А. И. Жирмунский, констатируя наличие в стихах Мандельштама «символистиской прививки», обращает внимание на противоположные особенности. – В. Х. ) разве лишь одним из ничтожнейших средств пробуждения в нас интереса к его образам.
М. М. Пример Лессинга, подтверждающий его позицию, – описания Гомера, у которого сами описания суть изображения действия (скипетр Агамемнона, щит Ахилла). В обрядовом синкретизме отсутствовало разделение лиц действующих и воспринимающих. Отражение человеческим сознанием единичных предметов (явлений, фактов, событий) в их чувственно воспринимаемом обличий.
Lit. В ее составе выделимы две основные стороны. Позже понимание музыки как высшей формы художественной деятельности и культуры как таковой (не без влияния Нищие) получило небывало широкое распространение, особенно в эстетике символистов. Литература имеет две формы бытования: она существует и как односоставное искусство (в виде произведений читаемых) и в качестве неоценимо важного компонента синтетических искусств.
Первая – это вымышленная предметность, образы «внесловесной» действительности, о чем шла речь выше. Лирические произведения охотно интерпретируются актерами-чтецами и режиссерами (при создании сценических композиций). Здесь нет возможности даже упомянуть все, скажем несколько слов лишь о некоторых из них. На смену традиционным развернутым описаниям природы интерьеров, наружности героев (чему отдали немалую дань, к примеру) И. А Гончаров и Э. Золя) пришли предельно компактные характеристики видимого, мельчайшие подробности, пространственно как бы приближенные к читателю, рассредоточенные в художественном тексте и, главное, психологизированные, подаваемые как чье-то зрительное впечатление, что, в частности, характерно для А. П. В качестве преддверья XIX–XX столетий знаменательны суждения Лессинга, оспаривающие эстетику классицизма: «Поэтическая картина вовсе не должна непременно служить материалом для картины художника».
4) Ритмико-синтаксические интонационные, фонетические, композиционные особенности текста, соотнесенные с музыкальной техникой развития темы («музыка стиха», «ритм прозы»). Вторая – собственно речевые конструкции, словесные структуры. Понятие и виды времени отдыха.
Здесь, по словам Лессинга, образы «могут находиться один подле другого в чрезвычайном количестве и разнообразии, не покрываясь взаимно и не вредя друг другу, чего не может быть с реальными вещами или даже с их материальными воспроизведениями» 2. 191). Следственный эксперимент. Вопрос 82. Магистральный сюжет: Ф. Вийон, В. Шекспир, Б. Грасиан, В. Скотг. В последнее время появился такой новаторский термин, как «пространственная форма» (ввёл американский теоретик Дж. и в начале XX столетия неоднократно давала о себе знать и иная, противоположная тенденция: немецкие романтики (Новалис, Вакенродер), а позже Р. Вагнер, Вяч.
с музыкой). Крымско-эллинский миф косвенно, едва уловимо отозвался и в позднем «Батюшкове». без этого изображение не будет характерным такой же колорит есть и у отдельных людей: вещи их также характеризуют, а следовательно, для полноты обрисовки типических фигур натюрморт является абсолютной необходимостью (Гоголь, «Мёртвые души»: портрет и характеристика каждого помещика начинаются с его описания деревни, жилища, комнат, находящихся там предметов). «Эмансипация» словесного искусства произошла как следствие его обращения к письменности (устная художественная словесность имеет синтетический характер, она неотделима от исполнения, т. е.
В ее составе выделимы две основные стороны. Пушкина), эффекты монтажной композиции (немотивированные перемены места и времени действия, резкие хронологические «разрывы» и т. п. ). (Садок судей II: 20). Учёный ставит вопрос и об определении границ паронимии, так как ряд квазитерминов, не имеющих достаточно строгого значения, расширился до трудно обозримых пределов: аллитерация, звуковой повтор, парономазия, паронимическая аттракция, народная, ложная и поэтическая этимология, звукообраз и звуковая метафора, парехеза (Григорьев 1979: 261).
Литература обладает безгранично широкими изобразительными (информативными, познавательными) возможностями ибо посредством слова можно обозначить все, что находится в кругозоре человека. Рус. Например, в «Меганоме» между мотивами путешествия к смерти и путешествия к новым, лучшим берегам не совершается постепенных переходов, они одновременны, соприсутствуют с первых строк. «Материя стиха» – такой заголовок имеет книга Е. Эткинда, для которого анализ «материи стиха» является «единственным возможным анализом лирического произведения» : «вне слова, звука, ритма от просодии и рифмы до композиции – в поэтическом произведении нет ни идеи, ни даже просто смысла, а тот, который можно разглядеть вне материи стиха и помимо нее – обманчив иллюзорен» 14.
Понятие художественного вымысла проясняет границы (порой весьма расплывчатые) между произведениями, притязающими на то, чтобы быть искусством и документально-информационными. И еще сильнее: Внешняя, наружная оболочка предметов должна быть для него (поэта. В соответствии с акмеистическими принципами стихи акмеистов характеризует «равновесие образов», продуманность архитектоники, полнозвучность и «ясность» поэтической мысли40. Бунина, В. В. По мере упрочения художественного творчества как такового все большую роль обретали искусства односоставные. Конституционное право работников на отдых и гарантии его реализации.
Словесные картины (изображения) в отличие от живописных, скульптурных, сценических, экранных являются невещественными. Общая характеристика и виды. Bd.
Здесь, по словам Лессинга, образы «могут находиться один подле другого в чрезвычайном количестве и разнообразии, не покрываясь взаимно и не вредя друг другу, чего не может быть с реальными вещами или даже с их материальными воспроизведениями». Пастернак: Как непомерна разница меж именем и вещею. С другой стороны, номинативный компонет в значении слова ослабляется за счет интертекстуальности всех мотивов, лежащих в основе элегического стиля, поскольку слово элегического стиля отсылает не к неожиданному, необычному, а к заранее известному и многократно повторенному мотивному комплексу, что позволяет называть элегическую поэтику «поэтикой узнавания» 3. Специфика изобразительного (предметного) начала в литературе во многом предопределена тем, что слово является конвенциональным (условным) знаком, что оно не похоже на предмет им обозначаемый (Б-Л.
В качестве преддверья XIX — XX столетий знаменательны суждения Лессинга, оспаривающие эстетику классицизма: «Поэтическая картина вовсе не должна непременно служить материалом для картины художника». Чехова). в ист. -культ. Сдвиг с передвижением смысла порождает его множественность. Внимание к широкому спектру вероятностных качеств вещей и к переходным моментам в существовании вещей (эпох, культур и т. д. ) отличало Мандельштама, писавшего: «. композиция складывается не в результате накопления частностей, а вследствие того, что одна за другой деталь отрывается от вещи, уходит от нее, выпархивает, отщепляется от системы, уходит в свое функциональное пространство или измерение, но каждый раз в строго узаконенный срок и при условии достаточно зрелой для этого и единственной ситуации. Двухаспектность литературных произведений дала ученым основание говорить о том, что художественная словесность совмещает (98) в себе два разных искусства: искусство вымысла (явленное главным образом в беллетристической прозе, сравнительно легко переводимой на другие языки) и искусство слова как таковое (определяющее облик поэзии, которая утрачивает в переводах едва ли не самое главное).
С. С. Аверинцев сравнивает эпиграмматическую традицию изображения предмета с игрой «секретарь», «состоявшей в том, что надо было найти пункт сходства между двумя возможно менее сопоставивыми объектами, например, быком и розой» 5. ние, «доакмеистические» стихи демонстрируют «хтоническое начало» манделыптамов-ской лирики. Структура описания создаётся движением взгляда наблюдателя изменением его позиции в результате перемещения в пространстве – либо его самого, либо предмета наблюдения (как в кино: камера перемещается в кадре). Как видно из содержания работы, одни и те же явления в поэтике Мандельштама мы пытались рассматривать то с позиций светлого, гармонизированного строя (Батюшков, Пушкин), то с противоположной точки зрения (Баратынский). Полету воображения писатели XIXв. Толстой в статье «О Шекспире и его драме».
Новый принцип композиции в описаниях, по мнению Фрэнка, связан с тем, что «читатель оказывается перед разнообразными моментальными снимками, сделанными на разных этапах жизни героев, неподвижных в момент восприятия». Именно музыка, по убеждению А. Н. Однако в литературных произведениях неотъемлемо важны и «непластические» начала образности: сфера психологии и мысли персонажей, лирических героев, повествователей, воплощающаяся в диалогах и монологах. Вряд ли стоит выводить из одного произведения закономерность для всей мировой литературы.
Повествовательная проза тоже находит себе дорогу на сцену и на экран. Слово (в том числе художественное) всегда что-то обозначает имеет предметный характер. Неслучайно А. Кручёных в статье «Кино и великий немой язык» предлагает использовать заумный язык кино-зау-язык в качестве эмоционального аккомпанемента фильма (Кручёных 1925: 10). Поэтическая речь – речь-построение. По мере упрочения художественного творчества как такового все большую роль обретали искусства односоставные.
Так, Гегель называл словесность «всеобщим искусством, способным в любой форме разрабатывать и высказывать любое содержание». Он говорил об огромной разнице между «отдельными видами искусства», эгоистически разъединенными, ограниченными в своей обращенности лишь к воображению, –и «истинным искусством», адресованным «к чувственному организму во всей его полноте» и соединяющим в себе различные виды искусства. При этом появление печатного станка в Западной Европе (XV в. ), а затем и в других регионах обусловило перевес литературы над устной художественной словесностью. А. И. Белецкий, «В мастерской художника слова»: «Современный читатель избалован богатством цветовых эпитетов в поэтических описаниях пейзажа или человеческой внешности но эпитеты эти возникали и развивались на глазах историков литературы». Этот семинар -«штаб-квартира акмеизма», как называли его современники, стал в то же время и первой лабораторией формального метода.
Литература имеет две формы бытования: она существует и как (101) односоставное искусство (в виде произведений читаемых) и в качестве неоценимо важного компонента синтетических искусств. Художник в поисках истины. Но и другие роды литературы причастны синтезам искусств: лирика вступает в контакт с музыкой (песня, романс), выходя за рамки книжного бытования.
Гротеск в искусстве сродни парадоксу в логике. Рига, 1994. В центральной фазе этого «процесса» (своеобразной съёмки) взгляд придаёт предмету определенную психологическую окраску («грустно чернели»). Ученый утверждал, что «литература не просто использование языка, а его художественное познание» и что «основная проблема ее изучения» — это «проблема взаимоотношений изображающей и изображаемой речи». Вторая — собственно речевые конструкции, словесные структуры. Исторически ранние синтезы являли собой «сочетание ритмованных, орхестических (танцевальных. — В. Х. ) движений с песней-музыкой и элементами слова».
См. : Гинзбург Л. Я. Этапное значение в «предыстории» вопроса имеет работа Лессинга «Лаокоон или о границах живописи и поэзии» (1766). С течением исторического времени именно эта сторона «предметности» словесного искусства все более выдвигалась на первый план, тесня традиционную пластику. В качестве преддверья XIX – XX столетий знаменательны суждения Лессинга, оспаривающие эстетику классицизма: «Поэтическая картина вовсе не должна непременно служить материалом для картины художника». То есть в литературе присутствует изобразительность (предметность), но нет (96) прямой наглядности изображений.
Распутина. Последние (и в этом их специфика) создаются при явном участии воображения: они не просто воспроизводят единичные факты, но сгущают, концентрируют существенные для автора стороны жизни во имя ее оценивающего осмысления. Двухаспектность литературных произведений дала ученым основание говорить о том, что художественная словесность совмещает (98) в себе два разных искусства: искусство вымысла (явленное главным образом в беллетристической прозе, сравнительно легко переводимой на другие языки) и искусство слова как таковое (определяющее облик поэзии, которая утрачивает в переводах едва ли не самое главное). С течением исторического времени именно эта сторона «предметности» словесного искусства все более выдвигалась на первый план, тесня традиционную пластику.
В жанре эпиграммы «парадоксальное» наполнение слова открывает иные, по сравнению с элегией, возможности для логической смысловой игры вокруг предмета. Погружение в синкретическую предысторию объективированного внешнего мира, движение к истокам его саморазвития отражено в сюжетах «Запустения» Баратынского и двойчатки Мандельштама («К пустой земле» – «Есть женщины») : мертвый мир предстает в них в синкретичных, нечетких и самодостаточных формах. Разграничение условности и жизнеподобия присутствует уже в высказываниях Гете (статья «О правде и правдоподобии в искусстве») и Пушкина (заметки о драматургии и ее неправдоподобии). В искусстве последних двух столетий гротеск, однако, часто утрачивает свою жизнерадостность и выражает тотальное неприятие мира как хаотического, устрашающего, враждебного (Гойя и Гофман, Кафка и театр абсурда, в значительной мере Гоголь и Салтыков-Щедрин). По его мысли, литература распространяется на все, что «так или иначе интересует и занимает дух» 3.
Русская классическая литература была более литературой домысла», чем вымысла как такового. 32 отодвигая в прошлое стадию отчуждения». 50 Там же. Со времен античности поэзию нередко называли «звучащей живописью» (а живопись — «немой поэзией»). Поэзия (в широком смысле слова – художественная литература) непосредственно изображает действие, все остальные элементы предметного мира («тела») воспроизводятся в поэзии косвенно: «Предметы, которые сами по себе или части которых следуют один за другим, называются действиями.
Ныне это не только традиционные гипербола и гротеск, но и всякого рода фантастические допущения («Холстомер» Л. Н. Однако в литературных произведениях неотъемлемо важны и «непластические» начала образности: сфера психологии и мысли персонажей, лирических героев, повествователей, воплощающаяся в диалогах и монологах. Об универсальности литературы говорилось неоднократно. При этом появление печатного станка в Западной Европе (XVв. ), а затем и в других регионах обусловило перевес литературы над устной художественной словесностью.
Астафьева, В. Г. Астафьева, В. Г. Просвечиваемость предмета в живописи усиливается характером наложения красок и связана с принципом протекающей раскраски – раскраски, переходящей за контур предмета и выраженной в форме излучаемости цвета и его движения (Шевченко 1913: 26). Радиоактивное излучение и его виды. У этих существ могут быть глаза. э Аверинцев С. С.
Распутина. Михаил Кузмин и Осип Мандельштам: Влияние и отклики // Михаил Кузмин и русская как еще одна попытка обнаружения тех связей, которые сопрягают между собой два века русской поэзии. М., 1989. Наряду с охарактеризованным выше (наиболее ныне влиятельным и авторитетным) представлением о видах искусства, существует и иная, так называемая «категориальная» их трактовка (восходящая к эстетике романтизма), при которой различиям между материальными носителями образности большого значения не придается, а на первый план выдвигаются такие общебытийные и общехудожественные категории, как поэтичность, музыкальность, живописность (соответствующие начала мыслятся как доступные любой форме искусства).
Так, Гегель называл словесность «всеобщим искусством, способным в любой форме разрабатывать и высказывать любое содержание». Все были и сотворцами и участниками-исполнителями совершаемого действа. В своих лучших образцах литературное творчество органически соединяет верность принципам художественности не только с широким познанием и глубоким осмыслением жизни, но и с прямым присутствием обоб (104)щений автора. Но в первом случае, сравнивая «Меганом» с «Мадагаскарской песнею» Батюшкова, мы пытались описать процессы семантического дробления, семантические переходы между средоточиями расходящихся значений.
И еще сильнее: «Внешняя, наружная оболочка» предметов «может быть для него (поэта. С течением исторического времени именно эта сторона «предметности» словесного искусства все более выдвигалась на первый план, тесня традиционную пластику. Февр. дис.
В эпоху романтизма роль лидера в мире искусства с поэзией делила музыка.
В составе философии и психологии образы — это конкретные представления, т. е. Отражение человеческим сознанием единичных предметов (явлений, фактов, событий) в их чувственно воспринимаемом обличий. Литература, говоря иначе, принадлежит к числу изобразительных искусств, в широком смысле предметных, где воссоздаются единичные явления (лица, события, вещи, чем-то вызванные умонастроения и на что-то направленные импульсы людей). Эта попытка найти всеобщие закономерности в языке отвечала требованию эпохи – создать новую семантическую систему (Тынянов 1965: 293). сб.
На смену традиционным развернутым описаниям природы интерьеров, наружности героев (чему отдали немалую дань, к примеру) И. А Гончаров и Э. Золя) пришли предельно компактные характеристики видимого, мельчайшие подробности, пространственно как бы приближенные к читателю, рассредоточенные в художественном тексте и, главное, психологизированные, подаваемые как чье-то зрительное впечатление, что, в частности, характерно для А. П. И. М. Тойбин видит своеобразие художественного мышления Баратынского, «новое качество утверждаемого им лиризма» в том, что «. эмоциональности, . излиянию чувств Баратынский противопоставил максимальную сдержанность, сосредоточенность, силу внутреннего напряжения мысли и чувства» 33. Знаменательны слова А. А. И еще сильнее: «Внешняя, наружная оболочка» предметов «может быть для него (поэта. При этом появление печатного станка в Западной Европе (XV в. ), а затем и в других регионах обусловило перевес литературы над устной художественной словесностью.
Скрябин предприняли попытки вернуть искусство к изначальным синтезам. Таким образом, «сюжет», «обстановочность» лирического текста отходят на второй план, главным и единственным сюжетом лирики становится напряженное эмоциональное поле, созданное вокруг лирического героя, «властное установление поэтом своей позиции в хаотическом или не так упорядоченном мире, где поэт ощущает необходимость сам навязать порядок» 8. Мягкой, оплавленной, как бы тающей фактурой лепки ему удавалось достигать впечатления света и тени, «съедающих» формы, воздушной среды, вибрирующей вокруг фигур изменяющихся фаз движения. Сообщения в текстах художественных находятся как бы по ту сторону истины и лжи. Такую композицию можно назвать монтажной (тоже один из новых терминов). Предмет и виды. Вопрос 136. 5) Установка на поэтику «настроения», лиризм, распредмеченное» иррациональное слово, бессюжетное повествование (с.
Паронимическая аттракция как чисто лингвистическая проблема всегда привлекала исследователей историографию проблемы достаточно подробно рассматривает В. Григорьев в «Поэтике слова». Анаграммы нацелены уже не на семантику, а на формальную разработку метатекста, кода и его значимости (Фарыно 1988: 37). Веселовский, впоследствии сформировалось словесное искусство (эпос, лирика, драма) имело форму обрядового хора и обладало мифологически-культовой и магической функцией.
Хороводное предыскусство для архаических племен и ранних государств было ритуально обязательным (принудительным). Сама эпиграмма при этом становится словесной конструкцией, легко «переводящей» реальные предметы или ситуации, на которые она отзывается из одного плана в другой, высвечивающей в них то одни, то другие признаки. Он начинает действовать еще «на дальних подступах» к скульптуре: спокойный, безмятежный белый цвет мрамора насыщенный, декоративный красный тон терракоты темный исполненный достоинства и силы бронзовый силуэт. С. 20-21 Фрейдин Ю. Л. Именно музыка, по убеждению А. Н.
Набокова, М. М. Одно и то же стихотворение Мандельштама – «Меганом» стало объектом анализа в первом параграфе первой главы в связи с Батюшковым и в последнем параграфе второй главы в связи с Баратынским. С. 170. Специфика изобразительного (предметного) начала в литературе во многом предопределена тем, что слово является конвенциональным (условным) знаком, что оно не похоже на предмет им обозначаемый (Б-Л.
Словесные картины (изображения) в отличие от живописных, скульптурных, сценических, экранных являются невещественными. актерского искусства и, как, правило, связана с пением, т. е. Обратимся к группе современной советской художницы А. Пологовой «Театр «Жаворонок» из серии «Люди, маски, куклы».
Осмотр, его виды. Однако в литературных произведениях неотъемлемо важны и «непластические» начала образности: сфера психологии и мысли персонажей, лирических героев, повествователей, воплощающаяся в диалогах и монологах. В композиции «Девочка с собакой» объемы то возникают, то теряются в общей колеблющейся массе. littera — буква). У Мандельштама яркость и блеск оказываются пронизаны изнутри остротой и мучительностью.
То есть в литературе присутствует изобразительность (предметность), но нет прямой наглядности изображений. В творчестве самого Мандельштама отголоски этого мифа воплотились в ряде текстов из «ТпБЙа». Объектом анаграммирования чаще всего становится имя. В этом смысле анаграмматический текст изобразителен. Участвуя в художественных синтезах, литература дает иным видам искусства (прежде всего театру и кино) богатую пищу, оказываясь наиболее щедрым из них и выступая в роли дирижера искусств.
Набокова, М. М. Vol. Он говорил об огромной разнице между «отдельными видами искусства», эгоистически разъединенными, ограниченными в своей обращенности лишь к воображению, — и «истинным искусством», адресованным «к чувственному организму во всей его полноте» и соединяющим в себе различные виды искусства. См., например: Тоддес Е. К теме: Мандельштам и Пушкин // Philologia: Рижский фи-лол.
Собственно словесный аспект литературы, в свою очередь, двупланов. Литературой осваивается умопостигаемая целостность предметов и явлений, но не их чувственно воспринимаемый облик. 4 Другим часто приводимым примером с похожим эффектом является стихотворение «Я пью за военные астры». Это, во-первых, порожденная публичным и исполненным торжественности ритуалом идеализирующая гипербола традиционных высоких жанров (эпопея, трагедия), герои которых проявляли себя в патетических, театрально-эффектных словах, позах, жестах и обладали исключительными чертами наружности, воплощавшими их силу и мощь, красоту и обаяние.
Все были и сотворцами и участниками-исполнителями совершаемого действа.