В его творчестве устанавливаются прочные связи русского искусства с искусством Запада. Исключительна по сложности и многогранности внутреннего мира портретная голова Ренье де Мусона (надгробие аббатства Иософат около Шартра), шартрского епископа с лицом, отмеченным интеллектуальностью, силой мысли, нервным напряжением. В статуях Амьенского собора пропорции правильны, драпировки естественно ложатся по фигуре. На первый план выступает декоративное сочетание красивых чистых красок и золота. Пименова и др. ). В начале (в мемфисском периоде), под влиянием народного представления о загробной жизни, она выказывала решительную наклонность к реализму (портретные статуи в мастаба и погребальных гротах, статуя фараона Хафра и «Шейх эль Беледа» Каирского египетского музея, «Скриб» Лувра и пр. ), но потом застыла в условных, однажды установившихся формах, почти не подвергавшихся изменению до самого падения египетского царства.
Что такое скульптура с точки зрения художника. Скульптуры Козловского украшают лучшие музеи России. Скульптура — более широкое понятие. Есть творения, более значимые в плане художественной ценности. Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются.
Елизавета — один из самых замечательных образцов готической пластики. В 1770г. Но и здесь под условностью поз и жестов изображаемых персонажей проглядывают живые люди.
За время Александра I и отчасти николаевское, выдающимися представителями русского ваяния были: В. И. Демут-Малиновский (статуя апостола Андрея в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, «Русского Сцеволы» в Академии художеств, портретные бюсты и прочие), С. С. Пименов (две группы на подъезде Горного института в Петербурге), И. П. Прокофьев (статуя бегущего Актеона, тритоны петергофского фонтана), И. П. Мартос (памятники Минину и князю Пожарскому в Москве, герцогу Ришелье в Одессе, Ломоносову в Архангельске, колоссальная статуя Екатерины II в московском Дворянском собрании и прочие) и некоторые другие. Повелительный жест руки точно призывает зрителя к достойной чистой жизни. Максимилиану II в Мюнхене, лучший из всех украшающих этот город монумент Марии-Терезии в Вене и прочие) и М. Вагмюллер («Девушка с бабочкой», «Девушка с ящерицей», превосходные портретные бюсты).
Словом, наступает эпоха Возрождения. Портреты Антропова отличала жизненная правда, порой беспощадная. Точно следуя оригиналу, Шубин проявил большое мужество – создал реалистический портрет изобразив непривлекательные черты психически неуравновешенного самодержца с отпечатком затаенного страдания на лице.
Самым значительным из художников этого направления был В. Вела (группа «Франция и Италия» и «Умирающий Наполеон» в Версальском музее в Париже, статуи Виктора-Эммануила в Туринской ратуше, «Корреджио» в его родном городе, философа Росмани и «Весна»). Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. Масштабы архитектурной рамки приведены в соответствие с величиной человеческих фигур. Пластика, с одной стороны, техника скульптуры из мягких материалов (глина, пластилин, воск, эглин), с другой — художественно-изобразительное средство, позволяющее придать скульптуре образность. принадлежало парижской школе.
К группе этих художников относятся: О. Курте («Фавн и центаврка», «Леда», прекрасный портрет Адриенны Лекуврер в театре Французской комедии в Париже), А. Этекс («Каин», «Геркулес и Антей» и две группы на триумфальных воротах Звезды: «Сопротивление» и «Мир»), Ш. Симар («Орест, преследуемый фуриями»), Э. Гильом (группа «Музыка» у Новой Оперы, в Париже, многие портретные бюсты и статуи), Идрак («Раненый амур» и «Саламбо» в Люксемб. Так, в древности существовали направления объемного ваяния, которые имеют место и сегодня. Статуя Реглинды и Эккегарда, стоящие дальше от зрителя, несколько выдвинуты вперед.
Они едят, пьют, как люди физического труда. Следовавшие за ним даровитые художники П. Тенерани (надгробные памятники герцога и герцогини Торлониа в С. -Джованни-ин-Латерано, Пия VIII в Петровском соборе в Риме, «Психея» и «Лежащая Венера с Амуром» в Императорск. Михаил Иванович Козловский (1753–1802) – воспитанник Петербургской академии художеств. Другая разновидность мелкой пластики— резьба по кости (слоновой, моржовой), произведения которой также имеют небольшие размеры. Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825). Во второй из названных стран в начале XV века каменные изваяния человеческих фигур отличаются уже значительной красотою и стройностью, а их драпировка— живописностью и осмысленностью укладки, как о том можно заключить по статуям Кельнского собора.
Вместе с тем они внутренне объединены молчаливым диалогом, переживаниями. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению повой жизни.
Марии там же (1237), украшенные прекрасными образцами немецкой средневековой мелкой пластики, по стилистическим признакам стоящей на границе между романским и готическим искусством. Мосту в Париже), Ж. Корто (фронтон палаты депутатов, апофеоза Наполеона I на триумф. По проекту А. А. Меняя точку зрения, зритель обнаруживает различные аспекты характера воина.
Тропинина утверждались естественность характера и свобода чувств частного человека. Под станковой скульптурой подразумевают изделия, которые предназначены для выставок, музеев, жилых интерьеров, а так же для продажи (бюсты, головы, различные отдельные фигуры или их группа, связанная единым сюжетом). Антропов.
В 14—15 вв. В Псалтыре св.
Может применяться глина, дерево, воск, кость, металл. Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. И. П. Мартос создал первый в Москве памятник -- К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади. Скульптура собора также обнаруживает в пределах сравнительно небольшого отрезка времени (1230—1240) две школы—«старшую» и «младшую». Микеланджело «Давид» (1501-1504). Здесь в большой моде были античные мотивы.
В Германии, после Торвальдсена, в числе скульпторов, державшихся его идеалистического направления, особенно достоин внимание Л. Шванталер, для деятельности которого при баварском короле Людвиге I было открыто широкое поле деятельности по украшению Мюнхена (колоссальная статуи Баварии, скульптурные фризы во дворцах короля и герцога Максимилиана, рельефы и статуи, украшающие глиптотеку и прочее). Б. И. Орловскому принадлежат памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли в Петербурге. Передовыми распространителями нового движения являются Якопо делла Кверчья, прозванный «della Fonte» за превосходный фонтан, воздвигнутый им в Сиене Лука делла Роббиа, составивший себе имя в особенности рельефами из обожженной и глазурованной глины и высоко талантливый Донателло. При изготовлении мраморного и вообще каменного изваяния поверхность гипсового оригинала покрывается целою сетью точек, которые, с помощью циркуля, отвеса и линейки, повторяются на глыбе, подлежащей отделке. Задумчива Анна с тонкими чертами лица француженки, темпераментен св. Эти отношения развиваются и внутри одного и того же образа.
Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись. В этом живописном жанре он идет дальше своего учителя Д. Г. Какие-то отдельные элементы могут отдаленно напоминать реальную форму иначе было бы крайне сложно «прочитать» идею скульптуры.
Это вид изобразительного искусства, ваяние изображений объемной формы, создание образов с использованием конкретных материалов (твердых или пластичных, в зависимости от назначения). Это всевозможные фигурки на библейские темы, статуэтки божков, звери и рыбы. Диссонансом ему стал одухотворенный скульптурный портрет великого Ломоносова.
комедии в Париже), образовавший, в свою очередь, талантливого ученика Э. Делапланша («Материнская любовь», «Музыка», портрет Обера). Аннона в Зигбурге (1183) — содержит скульптуру только в небольших парусах над двойными колоннами. Характерно уважение к личности, что было созвучно идеям Просвещения. В Дрездене одновременно трудились два первоклассных ваятеля: Э. Ритшель, ученик Рауха, следовавший по его реалистическому направлению (главные работы: величественный памятник Лютеру в Вормсе, монумент Шиллеру и Гете в Веймаре, статуя Лессинга в Брауншвейге) и Э. Гэнель, последователь идеалистической школы (лучшие произведения— декоративные статуи фасада Дрезденской картинной галереи, памятник князю Шварценбергу в Вене, статуя Бетховена в Бонне). Произведения этого рода являются сперва во Франции (скульптуры Реймского, Парижского, Амьенского и других соборов), а потом в Германии (скульптуры церкви Богоматери в Трире, Бамбергского, Наумбургского, Страсбургского и других соборов).
Пропорции здесь далеки от аристократической вытянутости. Орловского). В «Больших французских хрониках» (конец 14 в. ) художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события — это настоящие иллюстрации литературного произведения. Характерной отличительной чертой его скульптурных портретов был психологизм, т. е.
Цветовая гамма рейнских Эмалей более сдержанна, чем во французских эмалях: преобладают сочетания зеленого и синего (но без нежных оттенков голубого и светло-зеленого), красный и желтый. Прадье и Ж. Давид Анжерский. Самые торжественные образы не лишены гротескных черт. прежде всего отображение личности человека, его индивидуальности.
В начале 14 в. готическая скульптура иступила в последнюю стадию своего развития. Он также призван напоминать людям о каких-то значимых событиях. Его стремления получили полное развитие в продолжительной и влиятельной деятельности X. Рауха (монументы Фридриху Великому в Берлине, А. Дюреру в Нюрнберге, Канту в Кенигсберге известные фигуры «Викторий», надгробные памятники королеве Луизе и Фридриху-Вильгельму III в Шарлоттенбургском мавзолее).
Как на лучших между этими художниками следует указать на француза Шоде (статуя «Амур и бабочка» в Лувре, Париж) испанца X. Альвареса (группа «Антилох обороняет Нестора» известная под названием: «Защита Сарагосы»), англичанина Джона Флаксмана и на немцев Триппеля (статуя «Вакханка» и др. ) и Даннекера (знаменитая «Ариадна на пантере», у Бетмана, во Франкфурте-на-Майне). Эти черты стилистически сближают группу Ионы с памятниками романского искусства, что особенно заметно в жестких изгибах складок одежды, как бы совсем не связанной с человеческим телом и трактованной в духе раннесредневековой миниатюры и стенной живописи. Реймские мастера порою приближаются к античной классике. Живопись была востребована обществом и, прежде всего на официальном уровне. Она становится источником радости для глаза, способного наслаждаться ясными пропорциями, гибкостью линий (вместо прежних угловатых и грубых контуров), ритмическим движением форм, приобретающим самостоятельное значение. На первый взгляд провести границу между памятником и монументом очень сложно.
Обе картины неизвестного художника. Лопухиной – одно из лучших его творений. Голицына. Для первой половины 14 столетия особенно характерна кельнская школа, где началось развитие станковой живописи, живописи на досках.
Евангельские сюжеты — «Тайная вечеря», «Суд Пилата» и др. — представлены здесь в духе средневековых мистерий исполняемых простыми людьми на площади. Выразительные средства в скульптуре разрабатываются с большей тщательностью. Наиболее трудоемкий метод – это художественные изделия в манере глиптики. Изменяется трактовка традиционных образов.
Знание этих закономерностей и выразительных особенностей скульптуры нужны как детям, так и педагогам (настоящим и будущим). Среди уродливых грешников часто встречаются короли, монахи и богачи. Формовка). Сюжеты миниатюр в стиле нэцкэ могут быть самыми разнообразными. Во многом скульптура перекликается с архитектурой.
Алексей Петрович Антропов (1716–1795) был сыном оружейного мастера. Каковы были начальные опыты ваяния в доисторическую эпоху— о том позволяют нам судить истуканы, найденные европейскими путешественниками при первом посещении островов Тихого океана, например на Гавайских островах. История и виды скульптуры тесно переплетаются.
- Мелкая пластика – скульптурные изображения высотой не более 15 сантиметров. Эффект возвышения достигается постаментом (опора, подставка), который как бы переносит монумент в иное пространство, отделяя его от земли и превращая в опознавательный признак выделения из обыденной реальности.
Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. Удивительное терпение и ловкость в преодолении технических трудностей при обработке таких твердых материалов, как диорит, базальт и гранит, характерное воспроизведение племенного типа, величественность, достигаемая посредством колоссальности и придания строго пропорциональным фигурам симметричности форм и торжественного спокойствия— таковы отличительные качества египетских статуй фивского и саисского периодов, страдающих, однако, отсутствием выражения индивидуального характера и настоящей жизни (громадные фигуры Рамсеса II в Абу-Симбеле, статуи Мемнона и др. ). С получением гипсового слепка существенная часть художественной задачи ваятеля может считаться оконченной: остается только воспроизвести слепок, смотря по желанию, в камне (мраморе, песчанике, вулканическом туфе ит. п. ) или в металле (бронзе, цинке, сталь ит. п. ), что составляет уже полуремесленную работу. Шуберту и В. Тильгнер, составивший себе лестную репутацию портретными статуями и бюстами.
Ломоносов изображен как бы в момент творческого вдохновения. Это— простые столбы со слабыми, чудовищными намеками на человеческие лицо и члены. Отходный материал должен быть сведен до минимума.
Особый светло-кремовый оттенок кости очень выигрышно придает особую теплоту предметам. Она воплощает осужденную католицизмом ложную иудейскую религию. Они менее связаны с архитектурой, более характерны и своеобычны.
Этому способствует также небольшой обход, оставленный позади скульптур. Их самостоятельность так велика, что современные немецкие исследователи начинают сомневаться в правильности их объединения в группу «Встреча Марии и Елизаветы». Это очень удобный материал для создания округлых форм. Их романтизм чуждался пафоса гражданственности и выражал растущее самосознание личности.
Федот Иванович Шубин (1740–1805). Действительно, в этом образе каждая черта величественна и вдохновенна. Даже головы вытянуты вперед и плечи сутулятся в угоду композиции. Наиболее грандиозным произведением из бетона является Родина-мать на Мамаевом Кургане. стала качественно более высокой ступенью в развитии живописи.
Таковы Портрет тверской крестьянки с жемчужной поднизью и Слепец с поводырем. Складки одежд разработаны уже с известным реализмом. Напротив, уродливое и смешное выделяется в особую группу изображений, занимающих подчиненное место, — сюда относятся все связанное с дьяволом и темными силами ада, так называемые «химеры», а также жанровый элемент, отражающий быт простого народа. Прежде боги изображалась в виде грубых деревянных истуканов (так называемые ксоаны), с окоченелыми, порою едва намечаемыми и неотделенными от корпуса членами. Во-первых, памятник имеет более камерные формы выражения, а монумент всегда величественен.
Религиозные сюжеты уже не полностью господствуют в живописи. Только так можно достичь высокого результата. музее), Ж. Б. Клезингер («Сафо», «Ариадна с тигром», «Опьяневшая вакханка») и А. Шапю («Жанна дАрк» в Люксембургском музее и «Юность» на памятнике Реньо, в Парижском училище изобразительных искусств). По этой причине они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру. Таков портрет М. И.
Демидова, богатейшего заводчика. Портал «Врата Адама» интересен как типичный пример введения готической скульптуры в архитектурные формы зрелого романского стиля. Гордеевым и И. П.
Кроме него, вполне заслуженною известностью в том же роде пользуются Э. Фремье, О. Каен, Л. Навале и А. Бартольди из которых последний, независимо от произведений по своей специальности, прославился также колоссальною статуей «Свободы», принесенной французским правительством в 1886г. В таком положении застало скульптуру христианство, восторжествовавшее над язычеством. В абстрактной скульптуре ярче, чет- че, тоньше подмечены стержневые моменты того или иного явления (например, «Женщина, расчесывающая волосы» А. Архипенко «Лежащая фигура» Г. Мура «Вариации» Н. Габо «Птица» К. Бранкузи). Но подлинным наставником в живописи стал А. П.
Дюпре, сделал некоторый поворот в сторону натурализма («Богоматерь, оплакивающая усопшего Спасителя» на кладбище в Сиене, памятник Кавуру в Турине, «Каин» и «Авель» в Имп. Со второй половины XIXв. Но никто не достиг столь блестящих результатов, как датчанин Бертель Торвальдсен. Одной из особенностей произведений из искусственного камня является их долговечность (при отсутствии актов вандализма и правильном содержании), кроме того мастер имеет возможность имитировать дорогие природные материалы (гранит, мрамор известняк ит. д. ). Но чувство формы, проявляемое художником, поразительно. Также ценится резьба по кости.
Роняющая разорванные скрижали Завета Синагога с завязанными глазами трагична. Станковая, по своим размерам не превышающая изображаемый предмет (портрет, торс, бюст, статуя). Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Реализм, преобладающий во французской скульптуре того времени, не исключает, однако, существования в ней и других стремлений. ворот.
Воробьев и др. ). Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью или переживаниями. Талант Прадье был более внешний и проявлялся преимущественно в изящной обработке форм женского тела, в создании обворожительных, живых, но чувственных фигур («Легкая поэзия», «Флора», «Грации», «Вакханка и сатир» и пр. ). Он изображен на фоне колонн и занавеса, за которым просматривается дворец.
Ф. Жуффруа («Девушка, поверяющая свою тайну Амуру» в Люксембургском музее) из последователей которого особенно известны Л. Барриас («Клятва Спартака» и «Моцарт, настраивающий скрипку») и Р. де Сен-Марсо («Гений, охраняющий гробовую тайну» в Люксембургском музее) но лучший из учеников Жуффруа, А. Фальгьер, выказывает явную склонность к реализму («Египетская танцовщица», «Диана» и прочие), П. Дюбуа и А. Мерсье вдохновляются скульптурными памятниками цветущей поры итальянского Возрождения ища гармонии и красоты в спокойных позах (из работ первого особенно замечательны группы на памятник Ламорисьеру: «Воинская храбрость» и «Христианская любовь», а также «Неаполитанский певец XV стол» и «Ева» из произведений второго— «Давид» в Люксембургском музее, памятник Мишеле на кладбище Лашеза в Париже и группа «Quand mme»). Гениальный русский скульптор. Гудон (1741—1828) внес во французское ваяние большую простоту и жизненность его знаменитая статуя Вольтера в Comedie Francaise (другой экземпляр— в Имп.
Включает целый ряд тематических направлений: чукотская резная кость, богородская резьба, оловянная миниатюра, глиптика (резьба по камню), миниатюрные изображения зверей. Отдельные статуи отмечают менее значительные, но все же важные для архитектуры сочленения. Этому способствовал ряд факторов.
Щедрина. Наступившее вслед за тем господство готического архитектурного стиля открыло ваянию более обширное поприще деятельности: для декорирования затейливых фасадов, башенок, стен и всех частей храмов этого стиля требовалось сильное содействие пластики и она наделяла их многочисленными резными украшениями, рельефами и статуями, причем исполняла их в духе самой готики— мистическом и мечтательном. С одной стороны, произведения мелкой пластики утилитарны и не имеют большого значения в жизнедеятельности человека (брелоки для ключей, выполненные в виде рельефных изображений), с другой — несут серьезные религиозные, гражданские идеи. На рубеже XVIII--XIX вв.
Постижение объема происходит не только у скульптора, но и у зрителя. наметился подъем русской скульптуры. Одежды исполнены с большой любовью, очень тонко, но с преувеличенной тщательностью. Так, в бамбергской статуе св.
Непревзойденный талант этих мастеров позволил собрать в музеях всего мира значительное количество шедевров скульптурного искусства. В их число входят фигурки северохолмогорских мастеров и японские миниатюры — нэцкэ. Обычно размер станковой скульптуры приближен к натуральной величине. Цвета немецких эмалей не так насыщены, как в лиможских. То же стремление сказывается в изваяниях, которыми римляне украшали общественные памятники для увековечения славных событий отечественной истории, подвигов и побед, распространивших владычество Рима до далеких пределов (рельефы на триумфальных арках Тита, Септимия Севера, Марка Аврелия, на колоннах Траяна, Антонина и Константина). Глаза их смотрят слишком выразительно и проникновенно. В характеристике святых появлялись человечность, мягкость.
В духе античного искусства старались трудиться Бушардон (1698—1762) и Пигаль (1714—1785 статуя маршала Морица Саксонского в Страсбурге). Первые попытки оживить искусство непосредственным наблюдением природы и изучением антиков были сделаны в Саксонии, а ещё успешнее в Италии, где Николо Пизано в середине XIII века разом поднял скульптуру на значительную высоту (кафедры Пизанского баптистерия и Сиенского собора, фонтан перед ратушей в Перуджи).
Таков характер их исторических статуй и бюстов, наполняющих собою современные музеи (например, статуи Августа в Ватиканском, Марка Аврелия и Агриппины в Капитолийском музеях). Его ученик Фальконе (1716—1791), даровитый автор петербургского памятника Петру Великому.
Такие изделия считаются раритетами и стоят достаточно дорого. В произведениях О. А.
Первый из них («Меркурий, привязывающий крылья к своим ногам», «Молодой неаполитанский рыбак». Этому художнику обязаны своим образованием многие ученики, между прочим, М. Видиман (монумент Шиллеру в Мюнхене и другие), Л. Шаллер (монумент Гердеру в Веймаре, рельефы в Мюнхенской пинакотеке на сюжеты из жизни Я. ван Эйка, А. Дюрера и Гольбейна, аллегорические статуи четырёх звезд ит. д. ), Ф. Бругген (статуи Глюка, курфюрста Максимилиана Эммануила и Гертнера в Мюнхене, группы: «Хирон учит Ахилла», «Меркурий и Калипсо» и пр. ), К. Цумбуш (монум. С другой стороны, здесь резче проявились черты народности и своеобразного реализма. Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение. Множество скульптур советской эпохи выполнены из него.
К основным произведениям старшей школы принадлежит большая часть рельефа ограды георгиевского хора, скульпторы юго-восточного портала, так называемых «Врат благодати» и некоторые статуи «Княжеского портала». Драке (барельефы на памятнике Фридриху-Вильгельму III в берлинском Зоологическом саду, конная статуя императора Вильгельма на железнодорожной станции в Кельне и прочие), Шифельбейн («Разрушение Помпеи», большой фриз в новом Берлинском музее, барельефы на мосту в Диршау), Блезер (конная статуя Вильгельма IV на Рейнском мосту в Кельне), А. Кис, превосходно воспроизводивший животных и с успехом трудившийся также по части исторической скульптуры (статуи архангела Михаила и Святого Георгия, поражающего дракона конные статуи Фридриха-Вильгельма III в Кенигсберге и Бреслау), Т. Калиде, А. Вольф и другие. - монумент очень близок памятнику.
Это тип и вместе с тем живая личность, рассказывающая свою историю. Этот последний снимает с глиняного оригинала так называемую чёрную форму ( creux perdu) из алебастра и по ней отливает гипсовый слепок произведения. Им не свойственна экспрессия произведений шартрских мастеров.
Все возвышенные черты воплощаются в образах Христа, Богоматери и святых. Круглая скульптура: статуя, статуэтка, торс, бюст и др. Даровитейший из английских скульпторов, Гибсон, ученик Кановы, трудился в Риме и должен быть причислен к местной классической школе (мраморные группы «Психея, мучимая Амуром», «Гилас и нимфы» в Лондонской Национальной галерее, «Королева Виктория на троне, между фигурами Милосердия и Справедливости» в здании парламента, надгробный памятник герцогине Лейчестерской в Лонгфорде и другие).
Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре. Так стали появляться портретные галереи. В этих случаях выбивка произведения производится по частям, которые затем соединяются винтами и закрепами в одно целое. На портрете А. М.
Так, например, в скульптурах «Страшного суда» (около 1240 г. ), в тимпане «Княжеского портала», экспрессия жестов и мимики так утрирована, ликование праведников и ужас грешников, гак преувеличены, переданы такими гримасами, что и то и другие производят одинаковое впечатление. Адам Крафт (около 1500г. ) и литейщик Петер Фишер, оба из Нюрнберга, должны считаться представителями этого направления. Несколько последовательных архитектурных наслоений образуют здесь довольно Значительные различия стиля — от позднероманского до высокой готики. Мрамор. Эти художники сделали темой искусства мир, окружающий человека в его обычной жизни.
Своими успехами оно было там обязано, главным образом, сыну вышеупомянутого Николо Пизано, Джованни (кафедра в церкви святого Андрея в Пистойе, надгробный памятник папе Бенедикту XI в Перудже, рельефы для кафедры Пизанского баптистерия). Измайловой, принадлежащей к знати, она предстает нарумяненной чопорной старухой.
Уатт («Флора», «Пенелопа», «Музидора» и другие). По их следам идет фаланга более или менее даровитых мастеров. В допетровское время искусство в России имело своим призванием служить исключительно религиозным целям, а так как православная церковь гнушается изваяниями человеческих фигур, то скульптура, в настоящем смысле слова, не могла в древней Руси не только развиваться, но и существовать.
С 13 в. ей часто посвящаются порталы. Между прочими дрезденскими скульпторами более других достойны внимания: И. Шиллинг, ученик и последователь Гэнеля (группы «Ночь» и «День» на Брюлевской террасе, памятники Ритшелю в Дрездене и Шиллеру в Вене) и А. Донндорф, наследник живой и благородной манеры Ритшеля, его сотрудник по вормскому памятнику Лютера, автор конной статуи Карла Августа в Веймаре и монументов: Шуману в Бонне и Корнелиусу в Дюссельдорфе. Односельчанин Ломоносова.
Его отец и родственники были художниками. дон. э. ). В качестве материала используются клыки морских животных или слоновая кость (то есть бивни обычных сухопутных слонов). Образ сильной женщины сопоставлен с образом более слабого мужчины и наоборот. В немецкой скульптуре готической поры эта иерархия проведена гораздо менее строго. В готическую эпоху (13—14 вв. ) высокого расцвета достигло искусство миниатюры искусство средневековой книги. Собор в Бамберге был начат в 11 веке и освящен в 1237 году.
Отсутствие парика, простота одежды подчеркивают духовное начало личности великого ученого. П. К. Скульптура «Золотых ворот», датируемых 1240 г., представляет собой попытку создания фигурного портала в духе готических церквей Франции начала 13 в. Но статуи «Золотых ворот» при всей их зависимости от французского образца отличаются меньшей стройностью, чем статуи знаменитых порталов Реймсского или Амьенского собора.
Влияние Шванталера, занесенное в Вену Гассером и Фернкорном (конные статуи эрцгерцога Карла и принца Евгения), до сей поры отражается в произведениях местных скульпторов из которых заслужпивают быть упомянутыми К. Кундеман, автор памятника Фр. Ярким примером этого стиля могут служить колонны, украшенные статуями Христа, Богоматери и двенадцати апостолов, на хорах Кельнского собора (первая половина 14 в. ). Это обычно деревянные раскрашенные фигуры Богоматери с мертвым телом Христа на коленях. Прекрасным образцом линейно-декоративной трактовки человеческой фигуры в духе нового сочетания ритмической красоты и живого многообразия является мемориальный портрет Ульриха Регенсбургского исполненный на его могильной плите углубленным контуром (около 1280 г. ).
в дар Соединенным Штатам Америки. Но понятия об индийских божествах возникли не из ясных, чисто человеческих представлений, а из мечтательных и фантастических вот таким образом образы богов и история их судеб, глубокий страх перед неведомым, воплощались у индийцев в тёмном цикле причудливых изображений, в утрированных позах и беспокойных движениях фигур, с сильным оттенком страстности и чувственности (особенно в женских фигурах), в причудливом нагромождении голов, рук и вообще членов тела или в странном соединении человеческих и животных форм. Появились мотивы рыцарской любви и придворной жизни.
Благодаря усилиям этих и других мастеров итальянское искусство сбрасывает с себя последние остатки средневековой сухости и условности и в начале XVв. Время формирования нового искусства —15 столетие.
Скульптура – искусство лепки из пластических материалов – глины, пластилина, гипса, воска. Он изображал своих героинь наедине с природой, погруженными в мечтательную задумчивость. Однако есть существенное отличие. Материалами для воплощения являются: камень, металл, дерево, глина, воск, стекло. Несмотря на раннюю смерть этого своеобразного мастера, он оставил глубокий след в искусстве и образовал толпу учеников из которых достойны быть упомянутыми Ж. Дали и графиня Колонна известная под псевдонимом Марчелло («Пифия» на лестнице Большой оперы в Париже).
Его образ исполнен мужеством и жизненной силой. Высота 5, 17 м. Флоренция (Италия)Скульптура изображает второго царя народа Израиля Давида. Пленэрные тенден-ции сказались также в живописи М. И.
Закутанная в плащ св. В полном соответствии с таким идейным и психологическим направлением находится весь формальный облик скульптурного фриза Наумбургской преграды (середина 13 в. ). Дж. Этот замечательный портретист родился в Миргороде.
Первым его учителем был по-видимому, отец, украинский гравер. Впрочем, сохранилось также и несколько древнехристианских статуй (бронзовое изваяние святого Петра в Петровском соборе в Риме, мраморные статуи святого Ипполита в Латеранском музее). Прокофьева, М. И. Здесь его работы отличают богатство колорита. Это раньше всего проявилось в детской игрушке.
Главными деятелями в рассматриваемой области были в эту пору: граф Ф. П. Толстой (медальоны на темы из Отечественной войны 1812—1814гг., статуя «Нимфа, льющая из кувшина воду» в Петергофе, модели для фигур разных святых, для дверей храма Спасителя), С. И. Гальберг (статуя сидящей Екатерины II в Академии художеств, статуя «Изобретение музыки» в Эрмитаже), Б. И. Орловский («Ангел» на Александровской колонне, монументы Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором, статуи «Парис», «Сатир играющий на скрипке», «Фавн и Вакханка» в Эрмитаже), И. П. Витали (два фронтона Исаакиевского собора: «Поклонение волхвов» и «Святой Исаакий благословляет императора Феодосия», рельефы под портиками этого храма, скульптуры его входных дверей и прочие статуя Венеры в Эрмитаже), барон П. К. Клодт («Укротители лошадей», четыре группы на Аничковском мосту, памятник баснописцу Крылову, в Летнем саду фигура императора Николая I верхом на коне, в петербургском памятнике этому государю мелкие изваяния лошадей), Н. С. Пименов (группы «Воскресение» и «Преображение» на вершине иконостасов малых приделов Исаакиевского собора статуи «Игра в бабки» и «Мальчик, просящий милостыни»), П. Ставасер (статуи «Русалка» и «Нимфа, обуваемая Фавном» в Эрмитаже), К. Климченко («Нимфа после купанья» в Эрмитаже), А. А. Иванов («Мальчик Ломоносов» и «Парис» в Эрмитаже), С. И. Иванов («Маленький купальщик»), А. В. Логановский («Игра в свайку» рельефы под портиками Исаакиевского собора «Избиение младенцев» и «Явление ангела пастырям» горельефы на внешних стенах храма Спасителя) и Н. И. Рамазанов (горельефы из внешних стенах того же храма). Одной из распространенных тем готической скульптуры 14 в. была тема оплакивания. Монумент же в таких деталях не нуждается, так как атрибуты скрывают за собой глубокий смысл, понятный вне времени и вне пространства (например, монумент «Родина-мать» в Волгограде статуя Свободы в Нью-Йорке, монумент О. Цадкина «Разрушенный город», напоминающий о бомбардировке голландского города Роттердама в 1940 г. ).
Из среды представителей этой школы выдаются Д. Фойятье (монумент Жанне дАрк в Орлеане, статуи Цинцинната и Спартака в Тюильрийском саду в Париже), Э. Милле («Аполлон», на вершине здания Большой оперы и «Кассандра» в Люксембургском музее в Париже), А. Прео («Убийство» и «Молчание», коллоссальные бюсты на кладбище Лашеза в Париже) и А. Каррье-Белез, самый плодовитый из учеников Давида и самый близкий к нему по манере («Мадонна» в парижском центре С. -Венсень-де-Поль). Он был наставником многих выдающихся художников. Весьма искусно умели египетские ваятели, при изображении богов, соединять человеческие формы с формами животного мира, но ещё искуснее воспроизводили они фигуры животных (пара львов на лестнице Капитолия в Риме).
К лучшим памятникам относятся рака Карла Великого в Аахене (1200—1215) и рака св. К ним можно отнести маленькие фигурки из полудрагоценных камней, дерева, бронзы, фарфора, фаянса, стекла пластины с рельефным изображением, выполняющие функции фибул (застежек), брошек, амулетов, камей, монет, медалей и т. д.
Средневековая Германия была страной с высокоразвитыми художественными ремеслами. Давид Анжерский и Прадье стремились примирить античные традиции с романтизмом. Из среды берлинских скульпторов Нового времени особенно выдаются сильный и пылкий Р. Бегас (берлинский монумент Шиллеру, бюст Менделя в Национальной галерее «Пан утешает Психею», «Семейство Фавна», «Венера и Амур» и другие группы, полные жизни и движения) и Р. Зимеринг (мраморная статуя короля Вильгельма в Берлинской бирже группы «Нимфа учит юного Бахуса пляске» и «Фавн дает пить мальчику Бахусу» «Победный памятник» в Лейпциге). Как говорил Лао-Цзы, «горшки делают из глины, но глина перестает быть ею, превращаясь в горшок».
Людовика (1270, Париж, Лувр) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию. Вместе с тем в его скульптурных портретах отчетливо проявляется отношение самого автора к изображаемому персонажу. Иного рода движение приняло ваяние в Берлине, где в началие XIX столетия И. К. Шадов, не пренебрегая антиками, поставил себе главною задачей воспроизведение современности и реального мира (колесница и метопы на Бранденбургских воротах, памятники Цитену и принцу Леопольду Дессаускому в Берлине, Блюхеру в Ростоке, Лютеру в Виттенберге и прочие). Центральными произведениями младшей скульптурной школы являются статуи Марии, Елизаветы, Бамбергский всадник в скульптуры «Врат Адама».
Он образовал нескольких учеников, в числе которых самым даровитым был Ф. И. Шубин (главный его труд— статуя Екатерины в Академии художеств). Лица трактованы в соответствии с принятой общей схемой, но довольно живо. Скульптура бывает круглая, которую можно осматривать с разных сторон и рельефная, располагающаяся на плоскости. Его лицо, полное вдохновения, озарено улыбкой. При этом мастер должен в процессе своего творчества привносить все новые и новые элементы художественности.
Ее голова наиболее пластически сложна. Вместо с тем все три фигуры объединены единым ощущением нравственной силы, душевного благородства — люди этой эпохи сообразовывались в своих помыслах и поступках с высоким, по отвлеченным понятием чести, верности, великодушия. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (конец 13 в. ). Таков портрет А. Б. Но вместе с этим он создает и парадные портреты. Однако у каждого из них есть своя специфика. Из художников, содействовавших этому в большей или меньшей степени, а также поддерживающих достоинство русской скульптуры второй половины XIX века можно назвать: М. М. Антокольского (статуи «Иоанн Грозный», «Христос перед народом», «Смерть Сократа», «Мефистофель» в Эрмитаже статуя Петра Великого в Петергофе), Н. Р. Баха (статуя «Пифия»), Р. Р. Баха (статуя «Ундина» горельефы «Эльфа» и «Идиллия»), А. Р. фон Бока (группа «Минерва» на куполе Академии художеств, памятники графу Паскевичу в Варшаве и М. Глинке в Смоленске статуя «Психея» и группа «Венера и Амур»), П. А. Велионского (статуя «Гладиатор», барельеф «Венера представляет Амура олимпийцам»), П. П. Забелло (статуя Пушкина в Императорском Александровском лицее, «Татьяна, героиня пушкинского романа» у Е. И. В. Императрицы Марии Феодоровны и «Русалка» для фонтана в Казани), Г. Р. Залемана (статуя «Орест, преследуемый фуриями», группа «Кимвры», барельеф «Стикс»), Ф. Ф. Каменского (статуи «Мальчик-скульптор» и «Девочка-грибоборка» и группа «Первый шаг» в Эрмитаже), В. П. Крейтана (портретные бюсты), Н. А. Лаверецкого (группы «Раннее кокетство» в Эрмитаже и «Мальчик и девочка с птичкой» статуя «Родопа»), Е. Е. Лансере (мелкие группы и статуэтки баталического и бытового содержания с превосходными фигурами лошадей), Н. И. Либериха (статуэтки и небольшие группы изображающие военные и охотничьи сюжеты), Л. Л. Обера (произведения такого же рода), А. М. Опекушина (памятник Пушкину в Москве), И. И. Подозерова (статуи «Амур с бабочкой» и «Ева» портретные бюсты), М. П. Попова (статуя «Неаполитанский рыбак играющий на мандолине», «Девочка-кокетка», «Фрина»), А. В. Снигиревского (статуя «Любопытство», группа «В бурю» маленькие группы жанрового характера), М. А. Чижова (группы «Крестьянин в беде», «Игра в жмурки», «Мать, учащая ребёнка родному слову» «Первая любовь» статуя «Резвушка») и, наконец, И. Н. Шредера (памятники принцу П. Г. Ольденбургскому и Крузенштерну в Санкт-Петербурге Петру Великому в Петрозаводске).
Баснина (1821) художником Михаилом Васильевым. В украшениях кельнских мощехранительниц сохранились и лучшие образцы рейнских эмалей. Севастан», «Парис», «Дискобол», сцены из Страшного суда), баварец М. Вагнер (фриз в Валгалле близ Регенсбурга «Минерва», покровительница художественной деятельности на фронтоне Мюнхенской глиптотеки), бременец К. Штейнгейзер («Геро и Леандр», «Гете с Психеей» в Веймарском музее, «Скрипач» и прочие) и пруссак Э. Вольф («Нереида» и «Амазонка» в Императорском Эрмитаже, «Венера», «Юдифь» и прочие). Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали. В каждой паре есть такое противопоставление.
Всю композицию они пытаются вписать либо в форму целого бивня, либо в его отдельный кусок. Шартрские мастера создали ряд превосходных по яркой индивидуальной характерности и одухотворенности образов, например, мудрых ветхозаветных «царей» западного портала — с печатью надменности и замкнутости в лице или в состоянии внутренней напряженности. В стенной живописи Шлезвингского собора (конец 13— начало 14 в. ) линии контура как бы пробуждаются от векового сна, начинают полнее выражать движение тел и одежды, объединяя действие общим принципом ритма. Датируются первой половиной XIX в. С большим мастерством выполнен портрет В. Н. Лучший скульптор этого времени Жан-Батист Лемуан (1704—1778 многочисленные бюсты и статуи современных знаменитостей).
Другие апостолы — бородатые мужики. При этом немаловажное значение имеет правильный выбор материала. Левицкого.
Одним из первых скульптурных портретов, принесших известность автору, был бюст князя А. М. То же самое происходило и с человеческим телом.
Эта способность — необходимый компонент пластического творчества, как «чувство цвета» у живописца или «абсолютный слух» у музыканта. В первой больше величественности, покоя. Решительный приверженец реализма и враг всякой условности, Давид Анжерский заботился не столько о красоте линий и, в сложных композициях, о ясном расчленении групп, сколько о точной характеристике изображаемого его работы (Тимпан парижского Пантеона, статуя Конде в Версале, множество портретных статуй, бюстов и медальонов) всегда проникнуты глубокой идеей и высокой выразительностью, производящей тем сильнейшее впечатление, что она вложена в формы, прямо взятые из действительности. Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер. 1320 г. ).
Апостол Иоанн в «Тайной вечере» — простой, грубый и добрый парень, слуга или работник. Первыми проявлениями готического стиля в скульптуре на немецкой почве были собор в Магдебурге и «Золотые ворота» Фрейбергского собора (Саксония). Способ исполнения этих рельефов был особенный: фигуры в них либо незначительно выступали на углубленном фоне (плоско-выпуклые рельефы, койланаглифы), либо, наоборот, уходили немного вглубь фона (плоско-впалые рельефы).
В Христе благословляющем (Амьенский собор) гармоничные черты отмечены печатью мудрой нравственной красоты и мужественной силы. В этой последней фазе своего развития искусство греческой скульптуры перешло к римлянам. Демута – Малиновского, С. С. В конце 12 в. власть германских императоров ослабела, поднялось значение князей, особенно в пограничных марках (где полнота и авторитет княжеской власти обусловливались в очень большой степени военной необходимостью). «Орлеанская дева», статуи в Луврском музее и в особенности «Волонтеры в 1792 году», группа на триумфальных воротах Звезды) приписывал крайнюю важность прямому наблюдению природы, сильно и правдиво выражал движение и чувство и в то же время отличался удивительною тонкостью отделки. На тот же путь, как и эти скульпторы, вскоре выступили многие другие, большею частью их прямые подражатели. Козловского и др. ). Эрмитаже).
В миниатюре исполнителями стали уже не монахи, а горожане-ремесленники. Каждая из статуй одной пары как бы противопоставлена внутренне и внешне статуям другой пары. Ещё скульпторы Первой империи, Картелье, вышеупомянутый Шоде, Ф. Бозио (барельефы Вандомск. Вторая половина XVIIIв. Его художественным кредо было «изображение частного человека с его простыми естественными чувствами».
Некоторые из них, однако, заслуживают быть упомянутыми. Затем изваяния стали более оживлёнными, причем туловища их изготавливали из дерева, а головы и руки из мрамора (такие изваяния называются акролитами). Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, торс, фигура, группа. Идеи, вдохновившие наумбургского мастера, были господствовавшими идеями его времени.
В екатерининский век, кроме Шубина, державшегося в своих трудах натурализма, облагороженного уважением к антикам, действовали рутинер-эклектик Ф. Г. Гордеев (группа Самсона для петергофского фонтана этого имени) и даровитый, несколько манерный М. И. Козловский (монумент Суворову на Царицыном лугу в Санкт-Петербурге, статуя «Амура, вынимающего стрелу из колчана» в Эрмитаже и прочие). - мелкую пластику (произведения небольшого, «миниатюрного» размера). Главным своим призванием она имела увеличение блеска царских чертогов. Что такое скульптура. Внимание сосредоточивалось на пластической и духовной выразительности лиц.
Чтобы понять суть скульптурного произведения, необходимо уметь разбираться в «игре» поверхностей, вчувствоваться в формообразование, его образность, так как скульптура — это не бесплотный объем, а образ, выраженный в определенном материале, выполненный в определенной технике и раскрывающий определенную идею. Один из наиболее ранних памятников этого рода — рака св. Мартосом. Скульпторы наиболее всего чувствительны к объему и форме. Одна из наиболее ранних — группа Боннского музея (около 1300 г. ) — является поразительным образцом религиозной экзальтации в соединении с жестким натурализмом. Усилилась повествовательность. При этом официально признанным методом был классицизм. Главою классической школы явился в 1839г.
Эти изделия используются для украшения любого интерьера. Таков портрет П. А. Основанная этим художником берлинская школа произвела многих более или менее искусных мастеров, каковы:. Как и его наставник, Боровиковский был выдающимся мастером психологического портрета.
Ученик Бартолини, Дж. В это время она наконец выделилась как особый род деятельности. Иосиф (группа «Сретение», 1240-е гг. ) — элегантный светский человек с искрящимся галльским умом. Их образы становились разнообразными, остроиндивидуальными, конкретными, возвышенное сочеталось в них с повседневным житейским.
Разнообразие произведений мелкой пластики велико. Левицкого. Статуи донаторов — изображения феодальных властителей, но раболепное отношение к знати и фальшивая идеализация чужды художнику наумбургского цикла. XIXв. В нач.
Самыми значительными из ваятелей в этой стране могут быть названы: Гийом (Виллем) Гефс (национальный памятник на площади Мучеников в Брюсселе, монумент Рубенсу в Антверпене), его брат Йозеф Гефс (монументы Леопольду I в Брюсселе и Вильгельму II в Гааге)2, Франкин (монумент Эгмонту и Горну в Брюсселе) и Симонис (монумент Готфриду Бульонскому в Брюсселе). Очень мастерски они изображают все пропорции человеческого тела. Кокоринова. Однако в линиях преобладает закругленность, соответствующая романским полукружиям арок. Их силуэты могли бы гармонировать с готической архитектурой, но здесь они вступают в противоречие с романскими формами приземистого портала.
Уже в нем выразились черты художественного почерка мастера. Рядом с тремя упомянутыми вождями французской скульптуры Нового времени должен быть поставлен Ф. Дюре, достойный последователь Рюда и Давида Анжерского («Неаполитанский импровизатор», «Неаполитанский танцор», статуя Рашели в рола Федры в театре Франц. В произведении автор может экспериментировать и проявлять всю свою индивидуальность. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822) родился в Киеве.
Это единство усиливается также органическим синтезом скульптуры и зодчества. Самое видное место среди этих художников занимает Л. Л. Барри («Лев, пожирающий змею», «Отдыхающий лев» и небольшие бронзовые группы), которого можно считать истинным основателем этой пластической отрасли и первостепенным по ней мастером. Они полнокровны и просты, пластически более совершенны.
Это— Ф. Рюд, Дж. В правление папы Льва X итальянская скульптура, как и прочие отрасли искусства, достигают кульминационного пункта своего развития в работах Джан Франческо Рустичи, Андреа Контуччи (Сансовино) и, наконец, гениального Микеланджело Буонарроти. Долгое время понятия «скульптура» и «пластика» считались синонимами, однако смысловая нагрузка их различается. Полное «прочтение» скульптуры возможно тогда, когда понимается суть материала — его физических качеств и возможностей, красоты и разнообразия фактуры.
Куракина, надменного вельможи, слегка презрительного и в то же время любезного. В ином ключе написан портрет донского казака Краснощекова. Высоко ценятся старинные нэцкэ, которым более ста лет.
Правильными изгибами, похожими на росчерк пера, намечена почва под ногами фигур. Таков образ Христа-странника (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. Выразительность и отпечаток жизненной правды особенно сильны в образе Ионы. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Появились также первые опыты хризоэлефантинной пластики.
Отсутствие перспективы, условность композиции и рисунка и другие недостатки не мешают этим изображениям быть до мелочей обстоятельным повествованием о быте, верованиях и истории народа. Ведущее место в развитии французской миниатюры 13—14 вв. Щедрина, В. И.
Несмотря на условность, присущую жанру, подчеркивается индивидуальность каждого персонажа. Энергичная светотеневая моделировка усиливает живость выражения. Манерою Кановы отзываются труды многих других английских художников, трактовавших сюжеты античного мифа в грациозных, ласкающих взор формах, каковы, например, П. Мак-Дауль («Виргиний и его дочь», «Моющаяся мечта»), Р. Вэстмакот (статуи Эддисона, Питта, Фокса и Персиваля в Вестминстерском аббатстве, лордов Эрскина на Линкольс-Инне и Нельсона в ливерпульской бирже, фигуры на фронтоне Британского музея) и Р. -Дж. Прекрасным примером такой работы может служить хранящаяся в Государственном Эрмитаже рипида — церковное опахало (12 в. ). Бастиани пытался возродить стиль итальянской пластики XV века («Группа вакханок», «Четыре времени года», прекрасные портретные бюсты). На рельефах ограды георгиевского хора (около 1230 г. ) апостолы и пророки изображены попарно, в момент страстной дискуссии. Искусство японской резьбы по кости славится во всем мире.
на выставке Академии художеств им был представлен портрет ее президента А. Ф. Переселившись в Петербург, он работал под руководством Д. Г. Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику. Мастера-резчики старой школы уходят в мир иной и искусство нэцкэ постепенно вырождается.
Карло, ученика Давида, Рюда и Дюре, заимствовавшего от каждого из них то, что есть в них лучшего и соединившего их достоинства с тем, чего, быть может им недоставало, — со своеобразным, мощным, даже необузданным талантом, родственным с талантом Микеланджело и, в то же время, Рубенса («Молодой неаполитанец-рыбак», пластические украшения павильона Флоры в Лувре, знаменитая группа «Пляска» у Большой оперы в Париже). Первоначально он получил известность как мастер парадного портрета. Две женские статуи Страсбургского собора (1230-е гг. ) привлекают духовной чистотой изяществом стройных пропорций. Исследователи немецкой средневековой пластики не оставили без внимания тот факт, что статуи наумбургского цикла расположены, так сказать, по силовым линиям занимаемого архитектурного пространства, а именно у несущих столбов (за исключением двух фигур, установленных позднее). Самым древним видом мелкой пластики считается искусство глиптики (резьба, выполняемая на твердых полудрагоценных минералах).
Фигуры, сопровождаемые музицирующими ангелами, полны чрезмерного изящества. Внешнее сходство при этом не важно. Эрмитаже) и Л. Бартолини (статуя Наполеона I, в Бастии на Корсике и Макиавелли в музее Уффици во Флоренции), трудились в благородно-классическом духе этого мастера. Скульптура пропорционально делит пространство хора, подчеркивает равновесие отношений высоты и ширины, образует своего рода образные центры, к которым устремляется внимание зрителя. Между этими художниками первенствовал Лисипп, ваятель из бронзы, современник и любимец Александра Македонского, прославившийся его портретными изображениями, создавший новый канон пропорций человеческого тела своею статуей атлета-апоксиомена (то есть счищающего с себя пыль палестры) и создавший, между прочим, типический образ Геракла.
Что касается до выбивной работы (так называемой работы репусс), то она состоит в следующем: берется лист металла, его размягчают нагреванием на огне и, ударяя по внутренней стороне листа молотком, сообщают ему требующуюся выпуклость, сначала в грубом виде, а потом, при постепенном продолжении такой же работы, со всеми деталями, согласно с имеющеюся моделью. Он облагорожен правильностью, симметрическим повторением, склонностью к плавным, часто округлым линиям, смягчен растительным орнаментом из усиков и листьев клевера.
Особенно это относится к парным статуям Эккегарда и Уты, Германа и Реглинды. Мелкая пластика – скульптура малого размера из камня, фарфора, дерева, бронзы.