Мелкая пластика включает в себя как произведения круглой скульптуры, так и рельефы: декоративные медальоны, памятные медали. Наравне с бронзой, при создании скульптур мелкой пластики широко использовались и другие металлы, в частности чугун и серебро.
считалось, однако, что камень этот весьма полезен мужчинам ибо укрощает ярость и сластолюбие, дает воздержание и целомудрие (это, конечно, с позиции средневекового мужчины больше пристало соблюдать женщинам), но не только, он же, алмаз заморский, спасает в битве: если воин носит его на своем оружии на левой стороне, то не будет убит. Во-первых, памятник имеет более камерные формы выражения, а монумент всегда величественен. Люди становятся кочевниками. Несмотря на раннюю смерть этого своеобразного мастера, он оставил глубокий след в искусстве и образовал толпу учеников из которых достойны быть упомянутыми Ж. Дали и графиня Колонна известная под псевдонимом Марчелло («Пифия» на лестнице Большой оперы в Париже).
Занимаясь изучением искусства того времени, многое узнаешь и об истории Отечества. Европейские статуэтки изображают, как правило, обнаженных женщин с подчеркнутыми женскими формами, часто украшенных орнаментированными поясами и лентами, браслетами и даже кольцами иногда со сложными прическами или головными уборами.
миниатюрной резьбе по дереву, кости, металлу, серебряном и медном литье. Были у мастеров и излюбленные сочетания камней. отходит к Москве. Обычный размер станковой скульптуры – приближенный к натуральной величине. В таком положении застало скульптуру христианство, восторжествовавшее над язычеством. Среди антропоморфной пластики преобладают изображения женщин — так называемых «палеолитических Венер», сейчас их известно около 200.
Кстати, глубокое исследование созданной Амвросием коллекций оставил отец Павел Флоренский. Ганс Кобенцелъ, автор «Письма о России XVI века», опубликованного в 1842г.
знакомят нас с новым этапом в развитии прикладного искусства. Если в большинстве стран мелкая пластика в основном относилась к тотемной или религиозной скульптуре, то в Древней Греции первыми начали коллекционировать миниатюрную скульптуру, называемую коропластика. музее), Ж. Б. Клезингер («Сафо», «Ариадна с тигром», «Опьяневшая вакханка») и А. Шапю («Жанна дАрк» в Люксембургском музее и «Юность» на памятнике Реньо, в Парижском училище изобразительных искусств). скульптура становится более свободной в композиционных решениях, создает сложные по психологическим и пластическим концепциям образы человека (Донателло, Микеланджело, Л. Бернини, А. Гудон, О. Роден, Ф. И. Шубин). buste, от ит.
К чему охотники трубящие. отходит к Москве. К чему чудовищные кентавры. Периодизация.
Вот одна из них. впостроенном здесь Успенском соборе появляется скульптурное изображение Николы Можайского, где он с мечом в руке – на страже этого окраинного города, расположенного вблизи лесной засеки (пограничной сторожевой линии). Дерево очень хороший и податливый материал для творчества, что дает скульпторам абсолютную свободу исполнения. Затем изваяния стали более оживлёнными, причем туловища их изготавливали из дерева, а головы и руки из мрамора (такие изваяния называются акролитами).
Главным своим призванием она имела увеличение блеска царских чертогов. Недаром одним из первых исследователей мелкой пластики XV–XVIвв. Пластические решения, когда внимание, с одной стороны, свободно обтекает внешние контуры работы, с другой — цепляется за ловушки пустот и просветов между объемами, порождает сложную «игру» притягивая и гипнотизируя зрителя.
Выводы Наскальная живопись. Не часто встречаются среди них произведения с точной датировкой. Эта направление типично для ваятелей Армении и Прибалтики.
Первые попытки оживить искусство непосредственным наблюдением природы и изучением антиков были сделаны в Саксонии, а ещё успешнее в Италии, где Николо Пизано в середине XIII века разом поднял скульптуру на значительную высоту (кафедры Пизанского баптистерия и Сиенского собора, фонтан перед ратушей в Перуджи). К группе этих художников относятся: О. Курте («Фавн и центаврка», «Леда», прекрасный портрет Адриенны Лекуврер в театре Французской комедии в Париже), А. Этекс («Каин», «Геркулес и Антей» и две группы на триумфальных воротах Звезды: «Сопротивление» и «Мир»), Ш. Симар («Орест, преследуемый фуриями»), Э. Гильом (группа «Музыка» у Новой Оперы, в Париже, многие портретные бюсты и статуи), Идрак («Раненый амур» и «Саламбо» в Люксемб. В начале XVIв. В качестве материала используются клыки морских животных или слоновая кость (то есть бивни обычных сухопутных слонов). Что касается до выбивной работы (так называемой работы репусс), то она состоит в следующем: берется лист металла, его размягчают нагреванием на огне и, ударяя по внутренней стороне листа молотком, сообщают ему требующуюся выпуклость, сначала в грубом виде, а потом, при постепенном продолжении такой же работы, со всеми деталями, согласно с имеющеюся моделью.
Большого мастерства достигли русские художники XVв.
В правление папы Льва X итальянская скульптура, как и прочие отрасли искусства, достигают кульминационного пункта своего развития в работах Джан Франческо Рустичи, Андреа Контуччи (Сансовино) и, наконец, гениального Микеланджело Буонарроти. В древности он считался символом величия Руси и ее непобедимости. Развитые формы скульптуры известны у народов Древнего Востока (Царица Нефертити, 14 в. до н. э., Берлин Государственные музеи рельефы из дворца Ашшурнасирапала II в Нимруде, 883–859 до н. э., Лондон, Британский музей), Древней Америки.
Дюпре, сделал некоторый поворот в сторону натурализма («Богоматерь, оплакивающая усопшего Спасителя» на кладбище в Сиене, памятник Кавуру в Турине, «Каин» и «Авель» в Имп. В борьбе с лихорадками Сисинию помогают силы небесные в виде ангелов и архангелов, с ними борются Иоанн Предтеча и Богоматерь, Никола и Илья Пророк, целитель Козьма, семь спящих отроков эфесских, почитавшиеся в народе как целители животворящим сном. Давид Анжерский и Прадье стремились примирить античные традиции с романтизмом.
Скульптура малых форм изначально развивается по двум направлениям — как искусство массовых вещей и как искусстве неповторимых, единичных произведений. В палеолитическом искусстве выделяют три основные группы памятников (три основных жанра): монументальное — пещерная живопись и рельефы искусство малых форм — мелкая пластика (статуэтки, небольшие пластинки из кости с гравировками) прикладное — украшения, художественно оформленные предметы быта и пр. В их число входят фигурки северохолмогорских мастеров и японские миниатюры — нэцкэ. Это вовсе не означает, что портрет в малой пластике не несет в себе задач обобщения. Словом, наступает эпоха Возрождения. Ф. Жуффруа («Девушка, поверяющая свою тайну Амуру» в Люксембургском музее) из последователей которого особенно известны Л. Барриас («Клятва Спартака» и «Моцарт, настраивающий скрипку») и Р. де Сен-Марсо («Гений, охраняющий гробовую тайну» в Люксембургском музее) но лучший из учеников Жуффруа, А. Фальгьер, выказывает явную склонность к реализму («Египетская танцовщица», «Диана» и прочие), П. Дюбуа и А. Мерсье вдохновляются скульптурными памятниками цветущей поры итальянского Возрождения ища гармонии и красоты в спокойных позах (из работ первого особенно замечательны группы на памятник Ламорисьеру: «Воинская храбрость» и «Христианская любовь», а также «Неаполитанский певец XV стол» и «Ева» из произведений второго— «Давид» в Люксембургском музее, памятник Мишеле на кладбище Лашеза в Париже и группа «Quand mme»). Весила одежда царя 200 фунтов и «ее хвост и полы несли 7 бояр». Фигурки животных отличаются высоким мастерством исполнения и большой выразительностью.
Авторы, чьими помыслами овладела скульптура малых форм, не исключение в этом плане. Это может быть круглая скульптура или рельеф. То же стремление сказывается в изваяниях, которыми римляне украшали общественные памятники для увековечения славных событий отечественной истории, подвигов и побед, распространивших владычество Рима до далеких пределов (рельефы на триумфальных арках Тита, Септимия Севера, Марка Аврелия, на колоннах Траяна, Антонина и Константина).
Находящиеся рядом люди с осуждением смотрят на неверного Фому. Главным образом это были иллюстрированные рукописи. Возрождаться означало двигаться вперед, а не возвращаться.
Для охотников главным источником существования были олени и лоси. Создаются зоопортреты раскрывающие внутренний образ конкретного животного. Лучшие мастера-ювелиры, съехавшиеся со всех концов Руси, трудились в кремлевских мастерских над украшением роскошных окладов, посуды, царских регалий, достигнув необыкновенного разнообразия в приемах художественного оформления предметов и обогащения созданных ими чудесных изделий красочным сиянием драгоценных камней». Даровитейший из английских скульпторов, Джон Гибсон, ученик Кановы, трудился в Риме и должен быть причислен к местной классической школе (мраморные группы «Психея, мучимая Амуром», «Гилас и нимфы» в Лондонской Национальной галерее, «Королева Виктория на троне, между фигурами Милосердия и Справедливости» в здании парламента, надгробный памятник герцогине Лейчестерской в Лонгфорде и другие). Произведения этого рода являются сперва во Франции (скульптуры Реймского, Парижского, Амьенского и других соборов), а потом в Германии (скульптуры церкви Богоматери в Трире, Бамбергского, Наумбургского, Страсбургского и других соборов).
Рядом с каменным и металлическим ваянием делает существенные успехи и немецкая резьба из дерева, на которую в рассматриваемый период существовал большой запрос, а именно, для алтарных и других церковных украшений. – Стали появляться армии и профессиональные воины.
Уникальным примером высокохудожественного синтеза архитектуры и скульптуры представляет собой афинский Акрополь (450–410 до н. э. ) (см. Классическим образцом подобного типа резьбы является икона-складень середины XVIв. Если художник желает иметь слепок не в одном, а в нескольких экземплярах, то они отливаются по так называемой чистой форме ( bon creux) изготовление которой гораздо сложнее, чем предыдущей (см.
Особенности живописного искусства палеолита – реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика. Одно из них, отмеченное 1412г. Культ Николы был на Руси XV–XVIвв.
Другую высказывает историк М. В. Алпатов в одной из своих статей о русской народной скульптуре. Во многих местах проводились они по пятницам. Каждый такой «скульптурный портрет» воина-святого – не только памятник искусства средневековой Руси, но и своеобразный исторический источник. Лепнина, рамки для зеркал или портретов придающие индивидуальность вашему пространству. По мнению специалистов, своеобразная пластика многих таких портретов XVIв.
Остов подобных статуй изготовляли из дерева и обивали металлическими листами. Самыми значительными из ваятелей в этой стране могут быть названы: Гийом (Виллем) Гефс (национальный памятник на площади Мучеников в Брюсселе, монумент Рубенсу в Антверпене), его брат Йозеф Гефс (монументы Леопольду I в Брюсселе и Вильгельму II в Гааге)2, Франкин (монумент Эгмонту и Горну в Брюсселе) и Симонис (монумент Готфриду Бульонскому в Брюсселе). Они часто черпают из неиссякаемого кладезя народных приемов и образов.
Культ Николы был на Руси XV–XVIвв. Скульптура может служить опорой в архитектурной конструкции (атланты, кариатиды) или украшать здания (фронтоны, метопы, порталы, лепные плафоны, панно). К чему пятнистые тигры. Одна из таких тем – борьба русского народа за независимость. Глиптикой (греч. Как правило их интерпретируют как участников обрядов, связанных с охотничьей магией.
до н. э. ). Помимо авторской работы художника (лепка, резьба, обработка твердых материалов) важную роль в скульптуре играет вспомогательный труд мастеров-ремесленников (рубка камня, формовка, отливка, чеканка и др. ). В духе античного искусства старались трудиться Бушардон (1698—1762) и Пигаль (1714—1785 статуя маршала Морица Саксонского в Страсбурге). busto – торс, туловище) называют погрудное изображение человека в круглой скульптуре. В отличие от «школы Ады» здесь доминируют повествовательные многофигурные композиции.
Здесь – живость, вольная фантазия. Современная анималистическая мелкая пластика — это мир самых разных «характеров», «темпераментов», повадок, мир природной целесообразности форм, цвета, движения. Мастера рельефа часто используют средства и возможности живописи и графики. Включает целый ряд тематических направлений: чукотская резная кость, богородская резьба, оловянная миниатюра, глиптика (резьба по камню), миниатюрные изображения зверей. С изменением образа жизни взгляд человека на мир становится более широким.
до 90-х гг., оставив монастырю великолепные произведения искусства, созданные руками его и учеников. Остальные же камни, украшавшие одеяния русских государей, привозились иноземными купцами. Формовка). Он поощрял и художников, желая восстановить оборванные связи с эллинистической культурой. В мелкой пластике XV–XVIвв. также БАПТИСТЕРИЙ), барельеф Ф. Рюда Марсельеза (1832, Париж, Триумфальная арка) (см.
распространен не менее, чем культ Георгия Победоносца. Эти миниатюры из металла пользовались бешеной популярностью, особенно после того, как известный скульптор Жан-Леон Жером выпустил свою серию под названием «Греческие парижанки». Народ видел в Георгии надежного защитника, спасающего от насилия и плена жителей русских городов и сел. При этом немаловажное значение имеет правильный выбор материала.
Веры в Конке (конец X в. ). И это писал посол германского государя, также бедностью не отличавшегося.
Началась она во времена Ивана Грозного. - Мелкая пластика – скульптурные изображения высотой не более 15 сантиметров. Это икона-складень со сложными чеканными композициями и надписями.
Так, например, на многих стоянках статуэтки из бивня мамонта найдены в небольших ямках-хранилищах под полом жилищ иногда они встречаются в погребениях (лошадка со стоянки Сунгирь). Иного рода движение приняло ваяние в Берлине, где в началие XIX столетия И. К. Шадов, не пренебрегая антиками, поставил себе главною задачей воспроизведение современности и реального мира (колесница и метопы на Бранденбургских воротах, памятники Цитену и принцу Леопольду Дессаускому в Берлине, Блюхеру в Ростоке, Лютеру в Виттенберге и прочие). Манерою Кановы отзываются труды многих других английских художников, трактовавших сюжеты античного мифа в грациозных, ласкающих взор формах, каковы, например, П. Мак-Дауль («Виргиний и его дочь», «Моющаяся мечта»), Р. Вэстмакот (статуи Эддисона, Питта, Фокса и Персиваля в Вестминстерском аббатстве, лордов Эрскина на Линкольс-Инне и Нельсона в ливерпульской бирже, фигуры на фронтоне Британского музея) и Р. -Дж. Были, разумеется и оригинальные произведения.
Эти изделия используются для украшения любого интерьера. Монументально-декоративная скульптура начала развиваться с античности: Марк Аврелий (161–180, Рим), Микеланджело Давид (1501–1504, Флоренция), Э. М. Фальконе Петр I (1766–1778, Санкт-Петербург), В. И. Мухина Рабочий и колхозница (1935–1937, Москва).
Шуберту и В. Тильгнер, составивший себе лестную репутацию портретными статуями и бюстами. Борьбу против еретиков возглавил страстный полемист Иосиф Волоцкий. Он встречается на женских статуэтках, украшениях, пластинах из бивня и кости и даже на орудиях труда. Еще одна керамическая антропоморфная фигурка была найдена на сибирской стоянке Майна (верхний Енисей).
Взаимоотношения с деревом как с «равным», желание поймать и досказать тот образ, созданный природой перешли в область народного искусства. В изображении животных – те же черты, что и в живописи (реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика). Это— простые столбы со слабыми, чудовищными намеками на человеческие лицо и члены. Однако стало ясно что старых рамках ей уже тесно. Первый из них («Меркурий, привязывающий крылья к своим ногам», «Молодой неаполитанский рыбак». Долгое время понятия «скульптура» и «пластика» считались синонимами, однако смысловая нагрузка их различается.
Из художников, содействовавших этому в большей или меньшей степени, а также поддерживающих достоинство русской скульптуры второй половины XIX века можно назвать: М. М. Антокольского (статуи «Иоанн Грозный», «Христос перед народом», «Смерть Сократа», «Мефистофель» в Эрмитаже статуя Петра Великого в Петергофе), Н. Р. Баха (статуя «Пифия»), Р. Р. Баха (статуя «Ундина» горельефы «Эльфа» и «Идиллия»), А. Р. фон Бока (группа «Минерва» на куполе Академии художеств, памятники графу Паскевичу в Варшаве и М. Глинке в Смоленске статуя «Психея» и группа «Венера и Амур»), П. А. Велионского (статуя «Гладиатор», барельеф «Венера представляет Амура олимпийцам»), П. П. Забелло (статуя Пушкина в Императорском Александровском лицее, «Татьяна, героиня пушкинского романа» у Е. И. В. Императрицы Марии Феодоровны и «Русалка» для фонтана в Казани), Г. Р. Залемана (статуя «Орест, преследуемый фуриями», группа «Кимвры», барельеф «Стикс»), Ф. Ф. Каменского (статуи «Мальчик-скульптор» и «Девочка-грибоборка» и группа «Первый шаг» в Эрмитаже), В. П. Крейтана (портретные бюсты), Н. А. Лаверецкого (группы «Раннее кокетство» в Эрмитаже и «Мальчик и девочка с птичкой» статуя «Родопа»), Е. Е. Лансере (мелкие группы и статуэтки баталического и бытового содержания с превосходными фигурами лошадей), Н. И. Либериха (статуэтки и небольшие группы изображающие военные и охотничьи сюжеты), Л. Л. Обера (произведения такого же рода), А. М. Опекушина (памятник Пушкину в Москве), И. И. Подозерова (статуи «Амур с бабочкой» и «Ева» портретные бюсты), М. П. Попова (статуя «Неаполитанский рыбак играющий на мандолине», «Девочка-кокетка», «Фрина»), А. В. Снигиревского (статуя «Любопытство», группа «В бурю» маленькие группы жанрового характера), М. А. Чижова (группы «Крестьянин в беде», «Игра в жмурки», «Мать, учащая ребёнка родному слову» «Первая любовь» статуя «Резвушка») и, наконец, И. Н. Шредера (памятники принцу П. Г. Ольденбургскому и Крузенштерну в Санкт-Петербурге Петру Великому в Петрозаводске). Странная взаимосвязь. Европейская скульптура средних веков существовала в тесной связи с архитектурой. икона-складень из орехового дерева со сложными композициями двенадцати праздников.
Классический спор историков, было ли Раннее Средневековье эпилогом античности или прологом новых времен (хотя любая эпоха в той или иной степени является переходной) продолжается. Обычно приводится летописный рассказ о неких старцах из чужих стран, которые привезли в Псков изображения Николы «резья резанные», народом не принимаемы до тех пор, пока митрополит Макарий не узаконил их своим авторитетом. для мелкой пластики уникален.
Наиболее трудоемкий метод – это художественные изделия в манере глиптики. Монумент же в таких деталях не нуждается, так как атрибуты скрывают за собой глубокий смысл, понятный вне времени и вне пространства (например, монумент «Родина-мать» в Волгограде статуя Свободы в Нью-Йорке, монумент О. Цадкина «Разрушенный город», напоминающий о бомбардировке голландского города Роттердама в 1940 г. ). в дар Соединенным Штатам Америки. Но при всем этом обычаи и образ жизни Карла ничем не были похожи на церемонные обычаи византийских императоров: он был постоянно в походах, никогда не расставался с мечом, сам разбирал тяжбы, носил простонародную одежду франков, «чужеземные же одеяния, хотя бы и самые красивые, отвергал». Пришли и осели там очень прочно, на многие столетия, переселившись затем и в готику и даже в искусство северного Возрождения.
Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, торс, фигура, группа.
Результатом экспедиции стали опубликованные в Европе шведским капитаном Страленбергом, участвовавшим в поездке, первые изображения томской писаницы. История появления пластики относится к первобытной эпохе, о чем свидетельствуют многочисленные находки времен палеолита и представляют они собой доисторические статуэтки, которые изображались в виде животных, женщин (палеолитических Венер) и тотемных фигур (настенных изображений). Город этот – центр удельного княжества князей Воротынских – с 1493г. К чему тут грязные обезьяны.
После таяния ледников исчезла привычная фауна. Они не заставляют зверей заниматься людскими делами, не изображают через них людей. Но по древнерусским преданиям, «Бечета есть камень (мелкие сорта гиацинта), сердце обвеселит и кручину и неподобные мысли отгоняет, разум и честь умножает». В XV–XVIвв.
Как на лучших между этими художниками следует указать на француза Шоде (статуя «Амур и бабочка» в Лувре, Париж) испанца X. Альвареса (группа «Антилох обороняет Нестора» известная под названием: «Защита Сарагосы»), англичанина Джона Флаксмана и на немцев Триппеля (статуя «Вакханка» и др. ) и Даннекера (знаменитая «Ариадна на пантере», у Бетмана, во Франкфурте-на-Майне). Иван III, например, не только поддерживал на Руси такую торговлю, но и держал в Крыму постоянных агентов, достававших для русского двора «лалы, да яхонты добрые, да зерна великие жемчужные». Влияние Шванталера, занесенное в Вену Гассером и Фернкорном (конные статуи эрцгерцога Карла и принца Евгения), до сей поры отражается в произведениях местных скульпторов из которых заслужпивают быть упомянутыми К. Кундеман, автор памятника Фр.
В начале XVIв. Живописный рельеф часто применялся в рельефах для передачи дальнего плана, но иногда способом живописного рельефа выполнялось изображение, включая фигуры переднего плана (рельеф алтаря церкви Сан-Антонио в Падуе, 1446–1450, Донателло). Каждая из лихорадок представлялась в виде простоволосой женщины-дьявола. И это еще один штрих к характеристике монастырей как культурных центров. Один из самых древних видов искусства. К ним можно отнести маленькие фигурки из полудрагоценных камней, дерева, бронзы, фарфора, фаянса, стекла пластины с рельефным изображением, выполняющие функции фибул (застежек), брошек, амулетов, камей, монет, медалей и т. д.
Странная взаимосвязь. В книгах о ваянии скульптуре малых форм не отводилось места. Очень мастерски они изображают все пропорции человеческого тела. Не последнюю роль в скульптуре отводится достижению сходства с оригиналом. – В это время начинают строиться города. Также развивается искусство нецке, резьба миниатюр и камей.
Карло, ученика Давида, Рюда и Дюре, заимствовавшего от каждого из них то, что есть в них лучшего и соединившего их достоинства с тем, чего, быть может им недоставало, — со своеобразным, мощным, даже необузданным талантом, родственным с талантом Микеланджело и, в то же время, Рубенса («Молодой неаполитанец-рыбак», пластические украшения павильона Флоры в Лувре, знаменитая группа «Пляска» у Большой оперы в Париже). В резьбе по дереву нередко повторялись созданные ими иконописные композиции, что придает им дополнительную ценность (бывало ведь и так: от редкой иконы сохранялось лишь упоминание в письменных источниках и вдруг исследователи находили своеобразную «реплику» ее в мелкой пластике). История и виды скульптуры тесно переплетаются. Монументальная скульптура является одним из древнейших родов скульптуры имевших культовое, мемориальное назначение. (Художественная обработка металла) Реже она обращается к не менее податливому и интересному материалу -- чугуну, хотя произведения многих мастеров скульптуры Клодта, Баха, Либериха, Обера, Беклемишева, а также Буре, Лансере, Трубецкого широко были распространены в России именно в чугуне. «Писаницами» называют изображения нарисованные минеральной краской или высеченные на гладкой поверхности стены в Сибири.
Станковая скульптура – род скульптуры имеющий самостоятельное значение. Этот вид искусства в это время стали притягивать к станковому, требовать от него той же сюжетности, тематичности, скульптура малых форм начала копировать «большое» искусство. Обширная и постоянно разрастающаяся школа трудится в том реалистическом направлении, сильный толчок к которому был сделан Давидом Анжерским. Судите сами.
Не часто встречаются среди них произведения с точной датировкой.
Это — портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзажи. Эрмитаже). и ювелирная пластика. Особое почитание Параскевы доходило до того, что в XVIв.
изображает на одной створке Снятие с креста, на другой – Уверения апостола Фомы. Максимилиану II в Мюнхене, лучший из всех украшающих этот город монумент Марии-Терезии в Вене и прочие) и М. Вагмюллер («Девушка с бабочкой», «Девушка с ящерицей», превосходные портретные бюсты). 3 тыс. Но никто не достиг столь блестящих результатов, как датчанин Бертель Торвальдсен. Сюжеты миниатюр в стиле нэцкэ могут быть самыми разнообразными. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта.
Рассматривая историю, формирование стиля 1920-1930-х годов, послевоенный период, был принят взгляд на малые формы как на разновидность декоративно-прикладного искусства второстепенного или просто как ремесла из области промышленного производства. Обычно размер станковой скульптуры приближен к натуральной величине. в нем могут использоваться перспективные сокращения и живописные эффекты (солнечные лучи, облака, волны). Впрочем, сохранилось также и несколько древнехристианских статуй (бронзовое изваяние святого Петра в Петровском соборе в Риме, мраморные статуи святого Ипполита в Латеранском музее). Его продукция получила название «Венская бронза» и стала одним из важных объектов коллекционирования. Одно из них, отмеченное 1412г. В основе портрета лежат метафора иносказание.
Стройный тип «Венер» встречается в основном на сибирских стоянках. В тоже время — скульптура малых форм тесно примыкает к декоративно-прикладному искусству. Бюстом (фр. Чтобы понять суть скульптурного произведения, необходимо уметь разбираться в «игре» поверхностей, вчувствоваться в формообразование, его образность, так как скульптура — это не бесплотный объем, а образ, выраженный в определенном материале, выполненный в определенной технике и раскрывающий определенную идею. также ВЕРСАЛЬ).
Сегодня алмазы обычно носят женщины. Ученик Бартолини, Дж.
Работой в дереве увлекаются многие мастера. Его ученик Фальконе (1716—1791), даровитый автор петербургского памятника Петру Великому. Полное «прочтение» скульптуры возможно тогда, когда понимается суть материала — его физических качеств и возможностей, красоты и разнообразия фактуры. «Кто яхонт червчатый при себе носит, снов страшных и лихих не увидит».
мемуарист, автор «Сказания англичанина Горсея о России в исходе XVI столетия», впервые опубликованного в 1884г. Были, разумеется и оригинальные произведения. Гудон (1741—1828) внес во французское ваяние большую простоту и жизненность его знаменитая статуя Вольтера в Comedie Francaise (другой экземпляр— в Имп. «Райские» восточные врата баптистерия во Флоренции (1425–1452, Л. Гиберти). Далее, нельзя не упомянуть о Пьере Пюже, Франсуа Жирардоне, Антуане Куазево— французских скульпторах, живших и работавших в эпоху Людовика XIV но их работы сильно грешат театральностью, дошедшею в XVIII столетии во Франции до пустого, приторного жеманства. в «Чтениях в Обществе истории и древностей Российских».
Вот, например, шедевр, созданный резчиками по дереву Перемышльского удельного княжества, – Николай Можайский из г. Перемышля Калужской области. Древние орнаментальные мотивы чрезвычайно разнообразны — от простейших фигур (точек, черточек, крестиков и их сочетаний) до сложного искусно выполненного меандрового орнамента из Мезина, шестигранной сетки из Елисеевичей и двойной спирали из Мальты.
Скульптуры святителей XVIв. Эрмитаже) с поразительной верностью передает наружность и саркастический характер фернейского философа.
миниатюрной резьбе по дереву, кости, металлу, серебряном и медном литье. умершие от холеры братья Андрей и Симеон Радонежские. Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства. Занимаясь изучением искусства того времени, многое узнаешь и об истории Отечества. Удивительное терпение и ловкость в преодолении технических трудностей при обработке таких твердых материалов, как диорит, базальт и гранит, характерное воспроизведение племенного типа, величественность, достигаемая посредством колоссальности и придания строго пропорциональным фигурам симметричности форм и торжественного спокойствия— таковы отличительные качества египетских статуй фивского и саисского периодов, страдающих, однако, отсутствием выражения индивидуального характера и настоящей жизни (громадные фигуры Рамсеса II в Абу-Симбеле, статуи Мемнона и др. ). Как говорил Лао-Цзы, «горшки делают из глины, но глина перестает быть ею, превращаясь в горшок».
Повышается и мастерство воспроизведения форм человеческого тела, особенно в олицетворениях богов и героев. вискусстве чеканки по серебру.
Используются локальные цвета – красный или черный. Вот таким образом в первые века христианства ваяние, уступив своё главенство живописи и мозаике играло лишь подчиненную роль, употребляясь преимущественно для декоративных целей.
Первые упоминания о нем в феодальных актах монастыря позволяют установить, что был он в родстве со старинным родом Кучецких, происходивших из Юрьева-Польского уезда – одного из древнейших культурных центров Владимиро-Суздальской земли. В резьбе по дереву нередко повторялись созданные ими иконописные композиции, что придает им дополнительную ценность (бывало ведь и так: от редкой иконы сохранялось лишь упоминание в письменных источниках и вдруг исследователи находили своеобразную «реплику» ее в мелкой пластике). Так изумруд почитался как камень мудрости, сапфиру приписывались свойства «измены открывать, страхи отгонять», а «кто в перстне его при себе носит, чинит его спокойным и в людях честным, набожным и милостивым». Здесь, глядишь, у четвероногого – хвост змеи, там, у рыбы – голова четвероногого.
- мелкую пластику (произведения небольшого, «миниатюрного» размера). Особенное оживление получила русская скульптура во второй половине царствования императора Николая I благодаря любви этого государя к искусству и покровительству, которое он оказывал отечественным художникам, равно и таким громадным предприятием, как постройка и украшение Исаакиевского собора в Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве. Одной из особенностей произведений из искусственного камня является их долговечность (при отсутствии актов вандализма и правильном содержании), кроме того мастер имеет возможность имитировать дорогие природные материалы (гранит, мрамор известняк ит. д. ). икона-складень из орехового дерева со сложными композициями двенадцати праздников. В Германии, после Торвальдсена, в числе скульпторов, державшихся его идеалистического направления, особенно достоин внимание Л. Шванталер, для деятельности которого при баварском короле Людвиге I было открыто широкое поле деятельности по украшению Мюнхена (колоссальная статуи Баварии, скульптурные фризы во дворцах короля и герцога Максимилиана, рельефы и статуи, украшающие глиптотеку и прочее). То есть — это первое свидетельство изобретения человеком керамики.
оправа драгоценных камней, созданная русскими мастерами, уже столь сложна, красива изящна, что имеет самостоятельную ценность и вместе с камнем представляет собой подлинное произведение искусства. трудно усмотреть прямые признаки языческих прототипов. Углубленный рельеф имеет две разновидности: контррельеф – своего рода негатив выпуклого рельефа (на печатях-инталиях он служит для получения отпечатков в виде миниатюрного барельефа) и койланаглиф (en creux – фр. Керамика не является изобретением какого-либо одного лица или народа.
Драгоценность материала (золота и серебра) привела впоследствии к массовому уничтожению таких изделий. Это облицовка четырех сторон главного алтаря, украшенная многочисленными (более 40) рельефами из золота и позолоченного серебра. Внешнее сходство при этом не важно. На первый взгляд провести границу между памятником и монументом очень сложно. Бернард Клервосский в XII веке с изумлением восклицал: «.
Из среды представителей этой школы выдаются Д. Фойятье (монумент Жанне дАрк в Орлеане, статуи Цинцинната и Спартака в Тюильрийском саду в Париже), Э. Милле («Аполлон», на вершине здания Большой оперы и «Кассандра» в Люксембургском музее в Париже), А. Прео («Убийство» и «Молчание», коллоссальные бюсты на кладбище Лашеза в Париже) и А. Каррье-Белез, самый плодовитый из учеников Давида и самый близкий к нему по манере («Мадонна» в парижском центре С. -Венсень-де-Поль). Талант Прадье был более внешний и проявлялся преимущественно в изящной обработке форм женского тела, в создании обворожительных, живых, но чувственных фигур («Легкая поэзия», «Флора», «Грации», «Вакханка и сатир» и пр. ). Особыми магическими силами наделяли красный яхонт, как называли в Древней Руси рубин. На тот же путь, как и эти скульпторы, вскоре выступили многие другие, большею частью их прямые подражатели. Также ценится резьба по кости. Учеными были изучены найденные скульптурные изображения животных, женщин – прародительниц рода, которые были созданы во времена палеолита. И если доведется вам увидеть в Русском музее, в Третьяковской галерее, в краеведческих и художественных музеях Вологды и Ростова Великого, Рязани и Новгорода, Вятки и Архангельска такие замечательные творения скульпторов XV–XVIвв., как резной рельеф с изображением Михаила Архангела, Георгия Победоносца, «Чудо Георгия о змие», «Троицу», самостоятельные скульптурные композиции и детали памятных крестов из церквей того времени, наслаждаясь замечательным мастерством русских резчиков по дереву, задумайтесь и над тем, для чего, во имя чего создавались полтысячелетия назад эти работы.
К чему дикие львы. Икона задумывалась как оберег от различных болезней и бед. дон. э. ), унаследовавшим от неё как употребление скульптуры для декорирования царских дворцов, так и её формы и содержание. Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях).
Это находки на стоянках Буреть на р. Ангаре и Мальта. из церкви Пятницы в Рыбной слободе города Галича нынешней Костромской области.
Произведения народных мастеров, созданные для забавы детей (небольшие фигурки людей, зверей, птиц, фантастических животных, бытовые сценки), обычно передают мягкий юмор, радость и светлое отношение к действительности. Московский князь Иван III жестоко расправился с еретиками. трудно усмотреть прямые признаки языческих прототипов. По его мнению, в характере русской народной скульптуры XV–XVIвв. Часть орнаментов — линии треугольников, косой крест и их комбинации — считаются «женскими», так как ими украшаются женские статуэтки и ряд костяных орудий, традиционно связываемых с женским трудом по изготовлению одежды.
Адам Крафт (около 1500г. ) и литейщик Петер Фишер, оба из Нюрнберга, должны считаться представителями этого направления. Главою классической школы явился в 1839г. Русь освободилась от ненавистного татаро-монгольского ига. Такие изделия считаются раритетами и стоят достаточно дорого. (Донателло, Л. Бернини, Гудон, Ф. И. Шубин, В. И. Мухина).
Другая разновидность мелкой пластики— резьба по кости (слоновой, моржовой), произведения которой также имеют небольшие размеры. Фонтаны и пространственно – объёмные абстрактные формы всё больше появляются и украшают городскую и личную среду. Бельгийское ваяние составляет не более как отпрыск французского— факт, легко объясняемый тем обстоятельством, что большинство скульпторов Бельгии получало или довершало своё художественное образование в Париже. Л. Гиберти, двери Баптистерия во Флоренции (1404–1424) (см.
И охраняли границы Руси, конечно же, не только такие, как Никола (страж-оберег. ), но и воинские отряды, весьма почитавшие «своего» святого. для Благовещенского собора в Московском Кремле. также ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА В ПАРИЖЕ). Малые пространственно объемные формы ландшафтного дизайна и кинетическая скульптура. Вспомните, как часто болели русские цари их родичи.
Действительно, на окнах, на рельефах стен и дверей дороманских церквей гнездятся и кентавры и львы и полуящеры-полуптицы и всякого рода химеры. Этот последний снимает с глиняного оригинала так называемую чёрную форму ( creux perdu) из алебастра и по ней отливает гипсовый слепок произведения. Однако у каждого из них есть своя специфика. По-видимому, все они связаны со сходным кругом представлений, основанных на тотемизме.
В этой последней фазе своего развития искусство греческой скульптуры перешло к римлянам. Таково знаменитое исполненное неким Вольвиниусом и датированное 835 г., «Палиото» базилики Сайт Амброджо в Милане.
На протяжении приблизительно трехсот лет внимание ученых приковывала к себе скала известная под названием «Томская писаница». Развивается он и на Москве и в новгородской и в владимиро-суздальской школах. Но понятия об индийских божествах возникли не из ясных, чисто человеческих представлений, а из мечтательных и фантастических вот таким образом образы богов и история их судеб, глубокий страх перед неведомым, воплощались у индийцев в тёмном цикле причудливых изображений, в утрированных позах и беспокойных движениях фигур, с сильным оттенком страстности и чувственности (особенно в женских фигурах), в причудливом нагромождении голов, рук и вообще членов тела или в странном соединении человеческих и животных форм.
В иных произведениях каролингского времени отчетливо видно влияние Византии, в других присутствует характерный «варварский» плетеный орнамент. Керамика не является изобретением какого-либо одного лица или народа. «полый рельеф»), с углубленным контуром и выпуклой моделировкой. Особый светло-кремовый оттенок кости очень выигрышно придает особую теплоту предметам.
Особый вид палеолитического искусства составляет орнамент. И это еще один штрих к характеристике монастырей как культурных центров. Она сделалась велеречивой, придуманной. Глубокой, многовековой стариной (языческой. ) веет от этих изображений святых Русской Православной Церкви.
Общий подъем искусства во времена Каролингов не захватывает монументальную скульптуру. animal – животное). Прежде боги изображалась в виде грубых деревянных истуканов (так называемые ксоаны), с окоченелыми, порою едва намечаемыми и неотделенными от корпуса членами.
Она сделалась велеречивой, придуманной. Это очень удобный материал для создания округлых форм. Это каждый раз зависит от ее назначения. Затем, руководствуясь макетом или моделью, он приступает к работе над самим произведением. Новые черты общественной жизни людей: – Переход от матриархата к патриархату. Период XV–XVIвв. Предполагают даже, что было это изображение родовой реликвией рода князя Шемяки. вСтоглаве были оговорены поверия, связанные с ее культом: «в пяток (то есть в пятницу) ручного дела не делати и женам не прясти и платье не мыти и пламени не разжигати». Наблюдается отход от так распространенных недавно и надоевших портретов-голов.
Бернард Клервосский не преувеличивал. вискусстве чеканки по серебру. ювелирные приемы и цветовые сочетания камней использованы в окладе иконы «Богоматерь Одигитрия», которая, судя по помещенным на ней изображениям святых, являлась семейной иконой Ивана Грозного и, как предполагает автор книги «Драгоценный камень в русском ювелирном искусстве XII–XVIII веков», после смерти его жены Анастасии была перенесена в Архангельский собор.
Каждая из лихорадок представлялась в виде простоволосой женщины-дьявола. Мастер изображает гневного Христа, отталкивающего от себя сомневающегося апостола. Город этот – центр удельного княжества князей Воротынских – с 1493г. Эти находки датируются примерно тем же временем. Она включает различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, фигура, группа), различные жанры (портрет, сюжетная, символическая или аллегорическая композиция, анималистический жанр). Первоначально скульптурное воплощение образа этого воина-святого в рост, держащего в левой руке модель крепости города Можайска, а в правой меч, которым он защищает от врагов эту крепость, было помещено на Никольских воротах крепостной стены города Можайска (в настоящее время хранится в Третьяковской галерее).
По рассказам упоминавшегося германского посла Кобенцеля, во время приема Иван Грозный и его сын сидели в одеждах, усыпанных драгоценными камнями и жемчугом, а на шапках сияли «как огонь горящие рубины, величиной с куриное яйцо». Своими успехами оно было там обязано, главным образом, сыну вышеупомянутого Николо Пизано, Джованни (кафедра в церкви святого Андрея в Пистойе, надгробный памятник папе Бенедикту XI в Перудже, рельефы для кафедры Пизанского баптистерия). Хотя серебряники были известны на Руси и ранее, но нельзя не заметить: освобождение от татаро-монгольского ига, развитие ремесел, торговли, связей с Востоком и Западом, накапливание богатств у родовитых бояр, дворян и даже посадских людей не могли не способствовать развитию этого более представительного, чем резьба по камню, вида мелкой пластики. Центрами резьбы по дереву оставались монастыри. Следовавшие за ним даровитые художники П. Тенерани (надгробные памятники герцога и герцогини Торлониа в С. -Джованни-ин-Латерано, Пия VIII в Петровском соборе в Риме, «Психея» и «Лежащая Венера с Амуром» в Императорск.
Это одна гипотеза. Это могут быть портреты, статуэтки, символика или абстрактные форм. Весьма искусно умели египетские ваятели, при изображении богов, соединять человеческие формы с формами животного мира, но ещё искуснее воспроизводили они фигуры животных (пара львов на лестнице Капитолия в Риме). – В изображениях человека появляется стремление к изяществу (например, если сравнить палеолитических «Венер» и мезолитическое изображение женщины, собирающей мед или неолитических бушменских танцовщиц). Двадцатый век также подарил человечеству целую плеяду талантливых мастеров художественной скульптуры, таких как Вера Мухина, Сергей Коненков, Аристид Майоль, Генри Мур, Эмиль Антуан Бурдель. Мелкая пластика.
Кстати, глубокое исследование созданной Амвросием коллекции оставил отец Павел Флоренский. Все это крайне затрудняет их атрибутирование. Это вид изобразительного искусства, ваяние изображений объемной формы, создание образов с использованием конкретных материалов (твердых или пластичных, в зависимости от назначения). В стремлении внести элемент уникальности в интерьер дома, офиса, особняка.
Многочисленные изделия подобного типа – рельефные пластинки, служившие главным образом для украшения окладов книг, пиксиды (цилиндрические сосуды для хранения реликвий, благовоний и т. д. ), литургические гребни и прочее, – распадаются в стилистическом отношении на несколько групп, указывая на существование ряда школ. Но массовое направление было базовым. И ждет своего исследователя. Однако на стоянках павловскойкультуры (Чехия, Моравия), которые датируются 26-24 тысячелетиями до н. э., были обнаружены статуэтки женщин и животных из обожженной глины, полученные в результате очень качественного обжига. Инталия (ит. дон. э. ).
Показательно, что исполненная по индивидуальному заказу икона-складень Лукиана имела определенный смысл и была связана с малоизвестными теперь народными суевериями. Марк Аврелий, 161–180, Рим, площадь Капитолия П. К. Клодт Укротители коней, Санкт-Петербург, Аничков мост, 1849–1850. Значительно большей оригинальностью отличается «группа Лиутара» (или Лиутгарда). Однако, средневековые «возрождения» хотя и оглядываются на античность, но, тем не менее, делают в то же время попытку продвинуться вперед.
Одним из наиболее развитых жанров станковой скульптуры является портрет (бюст, портретные статуи, рельеф), дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого. Более ощутимы в скульптуре того времени влияния древнерусской иконописи, ее иконографии. В них вновь проявился реализм, вкус к конкретным деталям, свобода линии и яркость цвета.
В 15–19 вв. А ту же иконку, да небольшую исполненную резьбой или литьем, – и заказать легче и места в жилом помещении, в «красном углу», занимает немного.
Взаимоотношения с деревом как с «равным», желание поймать и досказать тот образ, созданный природой перешли в область народного искусства. Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Имели своих мастеров-серебряников даже обедневшие удельные князья, как, например, Иван Юрьевич Патрикеев, завещавший, в частности: «А людей своих дарю жене своей Овдотье: да Куземку Булгакова сына Плотникова, серебряного мастера».
Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения, мемориальные формы (триумфальная арка, триумфальная колонна, обелиск, плита с рельефом и надписями), монументальную скульптуру. В этом его отличие от фотографии, от отражения в зеркале. На Ближнем Востоке неолит начался около 9, 5 тыс. Первоначально скульптурное воплощение образа этого воина-святого в рост, держащего в левой руке модель крепости города Можайска, а в правой меч, которым он защищает от врагов эту крепость, было помещено на Никольских воротах крепостной стены города Можайска (в настоящее время хранится в Третьяковской галерее). стрельцов, купцов, ремесленников и т. д. Одним из самых древних городов считается Иерихон.
Ещё скульпторы Первой империи, Картелье, вышеупомянутый Шоде, Ф. Бозио (барельефы Вандомск. Развиваются ремесла, торговля. ив середине XVIв. Немалое место принадлежит натюрморту и пейзажу.
Множество скульптур советской эпохи выполнены из него. исторического источника. Перенеситесь мысленно в XV–XVIвв. Для самих художников, малая пластика притягательна широкими возможностями импровизации и эксперимента.
Так, в древности существовали направления объемного ваяния, которые имеют место и сегодня. К мелкой пластике относят античные терракотовые статуэтки, бронзовые фигурки, японские нэцкэ (с 17 в. ), фарфоровые статуэтки, народную игрушку. Одно из них – выполненная по заказу троицкого игумена (впоследствии ростовского архиепископа) Вассиана Рыло – автора патриотического послания к Ивану III – в 1456г.
Многие письменные источники XV–XVIвв. распространен не менее, чем культ Георгия Победоносца. Не случайно на обороте складня вычеканен распространенный среди народных суеверий апокрифический сюжет, отвергавшийся официальной церковью, – «Явление архангела Михаила святому Сисинию». Важным этапом истории скульптуры является античность идеалами которой были создание образа гармонически развитого человека (Мирон, Фидий, Поликлет, Пракситель, Скопас).
Эти существа возникают из орнаментальной резьбы, сидят на обрамлениях, порой замешиваются в компанию святых и присутствуют при «священных собеседованиях». Он образовал нескольких учеников, в числе которых самым даровитым был Ф. И. Шубин (главный его труд— статуя Екатерины в Академии художеств). Пластика, с одной стороны, техника скульптуры из мягких материалов (глина, пластилин, воск, эглин), с другой — художественно-изобразительное средство, позволяющее придать скульптуре образность. Отдают дань этим описаниям и мемуаристы и романисты. Часто в скульптуре присутствуют и животное и человек.
В течение XVIв. Разнообразие произведений мелкой пластики велико. Скульптурный портрет известен со времен Древнего Египта (Статуя писца Каи, сер. Фоном рельефа могут быть выступающие изображения (пейзаж, архитектура).
Каждый такой «скульптурный портрет» воина-святого – не только памятник искусства средневековой Руси, но и своеобразный исторический источник. Данный переход называют неолитической революцией. Однако, в целом «каролингское возрождение» было, несомненно, неудавшейся попыткой двинуться вперед, завершившейся тем, что пришлось сдвинуться с пути или остановиться.
Сисиний (кто его теперь и помнит-то. ) в те времена почитался в народе как целитель от 12 лихорадок (трясовиц), наводивших на людей различные болезни. Наиболее древним изображение этой святой специалисты считают Параскеву XVв. Однако образцы скульптуры XV–XVIвв. Скульпторы наиболее всего чувствительны к объему и форме.
На высоком уровне стояла в VIII-X вв. buste, от ит.
Дж. Название ей дано по имени мастера, украсившего рукопись, на окладе которой имеются две резные пластинки, принадлежащие, несомненно, к шедеврам этой школы (на одной из них пророк Натан упрекает Давида, взявшего Вирсавию в жены). Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. Многие статуэтки найдены внутри жилищ или рядом с ними. В Псково-Печорском монастыре аналогичная работа сохранилась с XVв.
К чему воины, в поединке разящие. Это всевозможные фигурки на библейские темы, статуэтки божков, звери и рыбы. Однако, как подчеркивает далее известный ученый, какое-бы воздействие мы ни находили в русской народной скульптуре, – «это искусство самобытное, коренное, почвенное. умели создавать и своеобразные произведения статуарной пластики для церквей.
Амвросий прожил в Троицком монастыре с середины XVв. Интересно то, что их творцы, делая качественную керамическую пластику, следовательно, владея высокотемпературным обжигом, не пытались делать керамическую посуду. busto – торс, туловище) называют погрудное изображение человека в круглой скульптуре. стрельцов, купцов, ремесленников и т. д.
Природа становится более податливой для человека. Скульптура Египта, во все продолжение его исторической жизни, оставалась неразлучной спутницей архитектуры, подчиняясь её принципам и служа к украшению её сооружений изваяниями богов, царей, фантастических существ и пластическими картинами, соответствующими назначению здания. В нач. Отходный материал должен быть сведен до минимума.
Он также призван напоминать людям о каких-то значимых событиях. Высоко ценятся старинные нэцкэ, которым более ста лет. Всю композицию они пытаются вписать либо в форму целого бивня, либо в его отдельный кусок. На венцах и коронах ангелов в окладе к знаменитой рублевской иконе «Троица», вложенном Борисом Годуновым в Троице-Сергиев монастырь, камни велики по размерам и столь густо поставлены, что доминируют над чеканным узором.
Более ощутимы в скульптуре того времени влияния древнерусской иконописи, ее иконографии. Из среды берлинских скульпторов Нового времени особенно выдаются сильный и пылкий Р. Бегас (берлинский монумент Шиллеру, бюст Менделя в Национальной галерее «Пан утешает Психею», «Семейство Фавна», «Венера и Амур» и другие группы, полные жизни и движения) и Р. Зимеринг (мраморная статуя короля Вильгельма в Берлинской бирже группы «Нимфа учит юного Бахуса пляске» и «Фавн дает пить мальчику Бахусу» «Победный памятник» в Лейпциге). Может применяться глина, дерево, воск, кость, металл. О том, сколь уважаем был даже в царских покоях, не говоря о боярских, русский самоцвет, заморский камень и жемчуг интересно рассказано в книге И. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII веке» (М., 1872). Они изготавливались из терракоты, гипса или воска и покрывались художественной росписью.
К чему полулюди. Скульптура — более широкое понятие. Рядом с тремя упомянутыми вождями французской скульптуры Нового времени должен быть поставлен Ф. Дюре, достойный последователь Рюда и Давида Анжерского («Неаполитанский импровизатор», «Неаполитанский танцор», статуя Рашели в рола Федры в театре Франц. Он, по словам Ивана Грозного, «врачует сердце, мозг, силу и память человека» – эти слова русского царя донес до нас из XVIв.
Самым древним видом мелкой пластики считается искусство глиптики (резьба, выполняемая на твердых полудрагоценных минералах). Часто при создании рельефов используется цвет.
Однако есть существенное отличие. Георгий, поражающий дракона, как бы охранял въезд в Кремль. Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка— искусство работать с мягким материалом, каковы воск и глина литейное дело или торевтика— создание рельефных произведений из металла методом тиснения, чеканки или литья глиптика— искусство резьбы на драгоценных камнях к отраслям ваяния относятся произведения из камня, дерева, металла и вообще твердых веществ сверх того изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство). впостроенном здесь Успенском соборе появляется скульптурное изображение Николы Можайского, где он с мечом в руке на страже этого окраинного города, расположенного вблизи лесной засеки (пограничной сторожевой линии). Часто изображаются многофигурные охоты, появляются сцены сбора меда, культовые танцы. врусской деревянной пластике такие герои.
Работой в дереве увлекаются многие мастера. Интересно, правда. комедии в Париже), образовавший, в свою очередь, талантливого ученика Э. Делапланша («Материнская любовь», «Музыка», портрет Обера). Передовыми распространителями нового движения являются Якопо делла Кверчья, прозванный «della Fonte» за превосходный фонтан, воздвигнутый им в Сиене Лука делла Роббиа, составивший себе имя в особенности рельефами из обожженной и глазурованной глины и высоко талантливый Донателло.
Что такое скульптура с точки зрения художника. Известно, например, что в конце XVв. В екатерининский век, кроме Шубина, державшегося в своих трудах натурализма, облагороженного уважением к антикам, действовали рутинер-эклектик Ф. Г. Гордеев (группа Самсона для петергофского фонтана этого имени) и даровитый, несколько манерный М. И. Козловский (монумент Суворову на Царицыном лугу в Санкт-Петербурге, статуя «Амура, вынимающего стрелу из колчана» в Эрмитаже и прочие). Таков характер их исторических статуй и бюстов, наполняющих собою современные музеи (например, статуи Августа в Ватиканском, Марка Аврелия и Агриппины в Капитолийском музеях). Центрами резьбы по дереву оставались монастыри.
Известны изображения, сочетающие в себе черты человека и животного. Они не заставляют зверей заниматься людскими делами, не изображают через них людей. Прадье и Ж. Давид Анжерский. Для этой работы ему служат пальмовые или стальные инструменты различной формы, называемые стеками, но ещё больше пальцы его собственных рук.
Многочисленные ученики и последователи Прадье трудились вообще в его духе иногда заходя ещё далее, чем он, в пристрастии к чувственности иногда умеряя её стремлением к более чистому идеалу и благородной грации и постоянно заботясь о доведении технического исполнения своих работ до высшей степени совершенства. ворот. Наряду с рельефами мастера IX и X вв. также АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ), дворцовый ансамбль Версаля (см. Скульптуру малых форм порой трудно бывает отделить от игрушек.
Полихромия). Наскальная живопись мезолита и неолита Между ними не всегда можно провести точную грань. Жанровые композиции в малой скульптуре.
Здесь «была выработана особая манера работы, когда контуры фигур давались не резким оброном фона, а плавным круглящимся рельефом с тонкой проработкой детали», – отмечает Т. В. Николаева. Какие-то отдельные элементы могут отдаленно напоминать реальную форму иначе было бы крайне сложно «прочитать» идею скульптуры. Таковы главные черты художественного наследия этой эпохи. В начале (в мемфисском периоде), под влиянием народного представления о загробной жизни, она выказывала решительную наклонность к реализму (портретные статуи в мастаба и погребальных гротах, статуя фараона Хафра и «Шейх эль Беледа» Каирского египетского музея, «Скриб» Лувра и пр. ), но потом застыла в условных, однажды установившихся формах, почти не подвергавшихся изменению до самого падения египетского царства. Икона задумывалась как оберег от различных болезней и бед.
Нередко их находят рядом с очагами или в специально вырытых ямках. Однако если камни были заморские, мастера уже тогда бывали русские. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связана с архитектурой. «Орлеанская дева», статуи в Луврском музее и в особенности «Волонтеры в 1792 году», группа на триумфальных воротах Звезды) приписывал крайнюю важность прямому наблюдению природы, сильно и правдиво выражал движение и чувство и в то же время отличался удивительною тонкостью отделки.
Издавна и на протяжении многих веков на Руси резали иконки, кресты, панагии по дереву. Они часто черпают из неиссякаемого кладезя народных приемов и образов. Одно из них – выполненная по заказу троицкого игумена (впоследствии ростовского архиепископа) Вассиана Рыло – автора патриотического послания к Ивану III – в 1456г. Бюстом (фр. Драгоценные камни, античные камеи, цветные эмали, украшающие «Палиото» использованы с большим вкусом и ни в какой мере не нарушают гармонии целого. В абстрактной скульптуре ярче, чет- че, тоньше подмечены стержневые моменты того или иного явления (например, «Женщина, расчесывающая волосы» А. Архипенко «Лежащая фигура» Г. Мура «Вариации» Н. Габо «Птица» К. Бранкузи).
Рельефом (фр. Кроме млекопитающих изображались птицы, рыбы и змеи. В старину верили, что бирюза и коралл, привозимые «заморскими гостями», положенные на руку смертельно больного, тускнеют. Одно из лучших, по мнению специалистов, произведений древнерусской пластики – изображение Николы – помогает почувствовать тревожную, полную опасностей, воинских подвигов атмосферу конца XV – начала XVIв., когда собиралась Великая Русь из отдельных удельных княжеств, все более твердо вставая на своих границах перед ворогами.
XIXв. (и эти предметы – тому подтверждение) все более усиливается связь между камнем и его обрамлением, общей художественной отделкой произведения искусства, что говорит о росте собственно мастерства русских ювелиров. Достижения и занятия 1. Это икона-складень со сложными чеканными композициями и надписями. А туже иконку, да небольшую исполненную резьбой или литьем, – и заказать легче и места в жилом помещении, в «красном углу», занимает немного. А уже упоминавшийся автор «Сказания англичанина Горсея о России в исходе XVI столетия» с восторгом вспоминал свои впечатления от выхода царя Федора Ивановича, чья одежда была украшена «разными драгоценными камнями и великим множеством дорогих восточных жемчугов». Авторы, чьими помыслами овладела скульптура малых форм, не исключение в этом плане.
Дальнейшее движение немецкой пластики клонится к ещё более живому индивидуализирующему направлению, предвозвещающему во многих отношениях стиль Возрождения. Крайне редко встречаем в малой пластике тот подход к дереву, был у С. Т. Коненкова, когда он использовал редкие, нетипичные качества этого материала — причудливость, прихотливость его абриса, зовущие дофантазировать созданное природой. Главными деятелями в рассматриваемой области были в эту пору: граф Ф. П. Толстой (медальоны на темы из Отечественной войны 1812—1814гг., статуя «Нимфа, льющая из кувшина воду» в Петергофе, модели для фигур разных святых, для дверей храма Спасителя), С. И. Гальберг (статуя сидящей Екатерины II в Академии художеств, статуя «Изобретение музыки» в Эрмитаже), Б. И. Орловский («Ангел» на Александровской колонне, монументы Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором, статуи «Парис», «Сатир играющий на скрипке», «Фавн и Вакханка» в Эрмитаже), И. П. Витали (два фронтона Исаакиевского собора: «Поклонение волхвов» и «Святой Исаакий благословляет императора Феодосия», рельефы под портиками этого храма, скульптуры его входных дверей и прочие статуя Венеры в Эрмитаже), барон П. К. Клодт («Укротители лошадей», четыре группы на Аничковском мосту, памятник баснописцу Крылову, в Летнем саду фигура императора Николая I верхом на коне, в петербургском памятнике этому государю мелкие изваяния лошадей), Н. С. Пименов (группы «Воскресение» и «Преображение» на вершине иконостасов малых приделов Исаакиевского собора статуи «Игра в бабки» и «Мальчик, просящий милостыни»), П. Ставасер (статуи «Русалка» и «Нимфа, обуваемая Фавном» в Эрмитаже), К. Климченко («Нимфа после купанья» в Эрмитаже), А. А. Иванов («Мальчик Ломоносов» и «Парис» в Эрмитаже), С. И. Иванов («Маленький купальщик»), А. В. Логановский («Игра в свайку» рельефы под портиками Исаакиевского собора «Избиение младенцев» и «Явление ангела пастырям» горельефы на внешних стенах храма Спасителя) и Н. И. Рамазанов (горельефы из внешних стенах того же храма). Только так можно достичь высокого результата.
Что такое скульптура. К лику святых, как известно, был причислен и победитель немцев и шведов Александр Невский. – В палеолите была монументальность и незыблемость образа. Не случайно на обороте складня вычеканен распространенный среди народных суеверий апокрифический сюжет, отвергавшийся официальной церковью, – «Явление архангела Михаила святому Сисинию». Мужские изображения немногочисленны.
Стремление русских мастеров XVIв. Эрмитаже) и Л. Бартолини (статуя Наполеона I, в Бастии на Корсике и Макиавелли в музее Уффици во Флоренции), трудились в благородно-классическом духе этого мастера. Между прочими дрезденскими скульпторами более других достойны внимания: И. Шиллинг, ученик и последователь Гэнеля (группы «Ночь» и «День» на Брюлевской террасе, памятники Ритшелю в Дрездене и Шиллеру в Вене) и А. Донндорф, наследник живой и благородной манеры Ритшеля, его сотрудник по вормскому памятнику Лютера, автор конной статуи Карла Августа в Веймаре и монументов: Шуману в Бонне и Корнелиусу в Дюссельдорфе. Еще в 1675 году один из отважных русских путешественников имя которого, к сожалению, осталось неизвестным, записал: «Не дошед острогу (Верхнетомский острог) на краи Томи лежит камень велик и высок, а на нем написано звери и скоты и птицы и всякие подобия» Настоящий научный интерес к этому памятнику возник уже в XVIII веке, когда по указу Петра I в Сибирь была направлена экспедиция для изучения ее истории и географии.
Особенно часто встречаются среди изображений мамонт, бизон, лошадь, хищники. Уатт («Флора», «Пенелопа», «Музидора» и другие). По свидетельству Эйнгардта, своих наставников в науке Карл Великий высоко чтил и «осыпал их почестями». Ландшафтный дизайн.
По их следам идет фаланга более или менее даровитых мастеров. Появились также первые опыты хризоэлефантинной пластики. На их земле был основан Троице-Сергиев монастырь. Предпринимая какую-либо работу, ваятель, прежде всего, делает рисунок или фотографию, затем производит математический расчет произведения (определяет центр тяжести изделия, высчитывает пропорции) затем лепит в малом виде из воска или мокрой глины макет, передающий идею его будущего произведения. Искусство японской резьбы по кости славится во всем мире. Фигуры эти значительно уступают изображению животных, которых месопотамское искусство воспроизводило с некоторым пониманием природы.
Внимание к малой пластике и зрителей и художников возрастает с каждым годом. Постепенно эти животные стали приобретать мифические черты — лось был «хозяином тайги» наравне с медведем. Как бы там ни было, «каролингское возрождение» если и создало что-то действительно выдающееся в искусстве, то это – шедевры миниатюры. К героической теме можно отнести и изображения Николая Можайского.
Ведь далеко не случайно появляются в XV – начале XVIв. Во многом скульптура перекликается с архитектурой. В истории развития резьбы по дереву можно легко рассмотреть как мастера переходили от плоского рельефа к исполнению объемных форм. В Дрездене одновременно трудились два первоклассных ваятеля: Э. Ритшель, ученик Рауха, следовавший по его реалистическому направлению (главные работы: величественный памятник Лютеру в Вормсе, монумент Шиллеру и Гете в Веймаре, статуя Лессинга в Брауншвейге) и Э. Гэнель, последователь идеалистической школы (лучшие произведения— декоративные статуи фасада Дрезденской картинной галереи, памятник князю Шварценбергу в Вене, статуя Бетховена в Бонне). Однако образцы скульптуры XV–XVIвв.
Большого мастерства достигли русские художники XVв. Наиболее грандиозным произведением из бетона является Родина-мать на Мамаевом Кургане.
Создается психологическая связь между автором и зрителем, ощущение, что работа сделана для того, кто внимательно ее рассматривает, что к его глазам, его душе, его интеллекту обращены талант и мастерство художника. С получением гипсового слепка существенная часть художественной задачи ваятеля может считаться оконченной: остается только воспроизвести слепок, смотря по желанию, в камне (мраморе, песчанике, вулканическом туфе ит. п. ) или в металле (бронзе, цинке, сталь ит. п. ), что составляет уже полуремесленную работу. Со второй половины XIXв. Есть творения, более значимые в плане художественной ценности. Немалое место принадлежит натюрморту и пейзажу. В XV–XVIвв.
Иллюстрацией этого может служить пластика редкостно управляющих камнем кызылских скульпторов. В Псково-Печорском монастыре аналогичная работа сохранилась с XVв.
Драке (барельефы на памятнике Фридриху-Вильгельму III в берлинском Зоологическом саду, конная статуя императора Вильгельма на железнодорожной станции в Кельне и прочие), Шифельбейн («Разрушение Помпеи», большой фриз в новом Берлинском музее, барельефы на мосту в Диршау), Блезер (конная статуя Вильгельма IV на Рейнском мосту в Кельне), А. Кис, превосходно воспроизводивший животных и с успехом трудившийся также по части исторической скульптуры (статуи архангела Михаила и Святого Георгия, поражающего дракона конные статуи Фридриха-Вильгельма III в Кенигсберге и Бреслау), Т. Калиде, А. Вольф и другие. Рельеф может выступать над плоскостью фона (выпуклый рельеф) или углубляться в нее. Лучший скульптор этого времени Жан-Батист Лемуан (1704—1778 многочисленные бюсты и статуи современных знаменитостей). Но иносказание может быть и льстящим человеку и несущим иронию и даже, карикатурным. Во-вторых, памятник выполняется, чтобы изображаемый объект был узнаваем, для этого используют реалии эпохи и атрибуты, характерные для того или иного лица.
Это— Ф. Рюд, Дж. Его герои связаны со своим временем, со своей эпохой. На некоторых рисунках на шее и туловище лосей показаны поперечные полосы. Между этими художниками первенствовал Лисипп, ваятель из бронзы, современник и любимец Александра Македонского, прославившийся его портретными изображениями, создавший новый канон пропорций человеческого тела своею статуей атлета-апоксиомена (то есть счищающего с себя пыль палестры) и создавший, между прочим, типический образ Геракла. Это раньше всего проявилось в детской игрушке. Близость эта уходит более в древнюю историю, чем стык двух пространственных искусств.
К героической теме можно отнести и изображения Николая Можайского. Сисиний (кто его теперь и помнит-то. ) в те времена почитался в народе как целитель от 12 лихорадок (трясовиц), наводивших на людей различные болезни. На многих изделиях XV–XVIвв.
Как и народную поэзию, народную архитектуру и народное прикладное искусство, народ создавал скульптуру для себя, для собственных потребностей, сообразуясь прежде всего со своими собственными понятиями добра и красоты». Мастера-серебряники были у великого князя и митрополита, при московских монастырях. Свои школы резьбы по дереву складывались в Суздали, Москве, Новгороде. в «Журнале Министерства народного просвещения», с удивлением отмечал: «В московском дворце государя так много серебра и золота, что почти невозможно сосчитать всех сосудов». Резные камни (геммы) служили амулетами, печатями, украшениями (Камея Гонзага, 3 в. до н. э., С. -Петербург, Эрмитаж). Мастера-резчики старой школы уходят в мир иной и искусство нэцкэ постепенно вырождается.
Окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века. Античное и варварское влияние на западное искусство. Севастан», «Парис», «Дискобол», сцены из Страшного суда), баварец М. Вагнер (фриз в Валгалле близ Регенсбурга «Минерва», покровительница художественной деятельности на фронтоне Мюнхенской глиптотеки), бременец К. Штейнгейзер («Геро и Леандр», «Гете с Психеей» в Веймарском музее, «Скрипач» и прочие) и пруссак Э. Вольф («Нереида» и «Амазонка» в Императорском Эрмитаже, «Венера», «Юдифь» и прочие). Это могут быть портреты, статуэтки, символика или абстрактные форм.
Образу лося принадлежит в Томской писанице главная роль: фигуры повторяются много раз. Эта способность — необходимый компонент пластического творчества, как «чувство цвета» у живописца или «абсолютный слух» у музыканта. Мосту в Париже), Ж. Корто (фронтон палаты депутатов, апофеоза Наполеона I на триумф. И охраняли границы Руси, конечно же, не только такие, как Никола (страж-оберег. ), но и воинские отряды, весьма почитавшие «своего» святого. А вот тоже камень, для государей российских небесполезный: гиацинт.
- монумент очень близок памятнику. Знание этих закономерностей и выразительных особенностей скульптуры нужны как детям, так и педагогам (настоящим и будущим). Вообще, следует сказать, таких мастерских по Москве было несколько. Лепнина, рамки для зеркал или портретов придающие индивидуальность вашему пространству.
За время Александра I и отчасти николаевское, выдающимися представителями русского ваяния были: В. И. Демут-Малиновский (статуя апостола Андрея в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, «Русского Сцеволы» в Академии художеств, портретные бюсты и прочие), С. С. Пименов (две группы на подъезде Горного института в Петербурге), И. П. Прокофьев (статуя бегущего Актеона, тритоны петергофского фонтана), И. П. Мартос (памятники Минину и князю Пожарскому в Москве, герцогу Ришелье в Одессе, Ломоносову в Архангельске, колоссальная статуя Екатерины II в московском Дворянском собрании и прочие) и некоторые другие. Бастиани пытался возродить стиль итальянской пластики XV века («Группа вакханок», «Четыре времени года», прекрасные портретные бюсты).
Кроме него, вполне заслуженною известностью в том же роде пользуются Э. Фремье, О. Каен, Л. Навале и А. Бартольди из которых последний, независимо от произведений по своей специальности, прославился также колоссальною статуей «Свободы», принесенной французским правительством в 1886г. Необходимо, однако, заметить, что, вследствие самого рода поручений, возлагавшихся на этих даровитых художников, они бывали, в большинстве случаев, связаны в своем творчестве и не могли давать полного простора фантазии и уже пробудившемуся в их среде стремлению к реализму и национальности. Создаются зоопортреты раскрывающие внутренний образ конкретного животного. Сложная и многоэтапная технология скульптуры сопряжена с большим физическим трудом.
В это время она наконец выделилась как особый род деятельности. А для конца века – характерны большая пышность, художественная «роскошность». (Донателло, Л. Бернини, Гудон, Ф. И. Шубин, В. И. Мухина). В духе новгородского искусства представлены торжественные фигуры святителей, которым мастер постарался придать индивидуальные черты. Самым значительным из художников этого направления был В. Вела (группа «Франция и Италия» и «Умирающий Наполеон» в Версальском музее в Париже, статуи Виктора-Эммануила в Туринской ратуше, «Корреджио» в его родном городе, философа Росмани и «Весна»). Этому художнику обязаны своим образованием многие ученики, между прочим, М. Видиман (монумент Шиллеру в Мюнхене и другие), Л. Шаллер (монумент Гердеру в Веймаре, рельефы в Мюнхенской пинакотеке на сюжеты из жизни Я. ван Эйка, А. Дюрера и Гольбейна, аллегорические статуи четырёх звезд ит. д. ), Ф. Бругген (статуи Глюка, курфюрста Максимилиана Эммануила и Гертнера в Мюнхене, группы: «Хирон учит Ахилла», «Меркурий и Калипсо» и пр. ), К. Цумбуш (монум.
ивложенных ею в Архангельский собор Московского Кремля после смерти царя Федора Ивановича. Взаимоотношений масс и фактур. Некоторые из них, однако, заслуживают быть упомянутыми. По его мнению, в характере русской народной скульптуры XV–XVIвв. Иногда, особенно в том случае, когда задуманное изваяние должно быть велико и сложно, художнику приходится изготовить другую, более крупную и детальную модель.
Известнейшими мастерами деревянно-резного дела были в XVI столетии нюрнбергцы Фейт Штос и Ганс Брюггеман и тиролец Михаель Пахер. Здесь под одной головой видишь много тел, там, наоборот, на одном теле – много голов. Материалами скульптуры являются камень (мрамор известняк, песчаник, гранит и др. ), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и др. ), глина и обожженная глина (керамика – терракота, майолика, фаянс, фарфор и др. ), гипс. В 20 в. обновляются методы и материалы скульптуры, скульпторы (А. Майоль, А. Бурдель, Г. Мур, С. Т. Коненков, В. И. Мухина) расширяют круг тем, жанров изобразительных и выразительных возможностей скульптуры, находят возможности ее обновления (мемориальные ансамбли, музеи и комплексы скульптур на открытом воздухе и т. д. ).
Следует отметить, что несколько таких изображений представлено и в мелкойпластике — наиболее известна фигурка стоящего мужчины с головой льва из Хохленштейн-Штадель (Германия). до н. э., Париж, Лувр). Самое видное место среди этих художников занимает Л. Л. Барри («Лев, пожирающий змею», «Отдыхающий лев» и небольшие бронзовые группы), которого можно считать истинным основателем этой пластической отрасли и первостепенным по ней мастером. Судите сами. Решительный приверженец реализма и враг всякой условности, Давид Анжерский заботился не столько о красоте линий и, в сложных композициях, о ясном расчленении групп, сколько о точной характеристике изображаемого его работы (Тимпан парижского Пантеона, статуя Конде в Версале, множество портретных статуй, бюстов и медальонов) всегда проникнуты глубокой идеей и высокой выразительностью, производящей тем сильнейшее впечатление, что она вложена в формы, прямо взятые из действительности.
И ограниченность размеров вовсе не означает ограниченности тем сюжетов. Его стремления получили полное развитие в продолжительной и влиятельной деятельности X. Рауха (монументы Фридриху Великому в Берлине, А. Дюреру в Нюрнберге, Канту в Кенигсберге известные фигуры «Викторий», надгробные памятники королеве Луизе и Фридриху-Вильгельму III в Шарлоттенбургском мавзолее). Язык портретного жанра скульптуры малых форм заметно изменился.
Амвросий прожил в Троицком монастыре с середины XVв. Не отставал в этом от деда и Иван Грозный: в 1567г.
Большинство камней были привозные. Способ исполнения этих рельефов был особенный: фигуры в них либо незначительно выступали на углубленном фоне (плоско-выпуклые рельефы, койланаглифы), либо, наоборот, уходили немного вглубь фона (плоско-впалые рельефы). Так, в истории Отечества широко известна скульптура Николы Можайского из Пскова, упоминаемая даже в летописи в 1540г. С одной стороны, произведения мелкой пластики утилитарны и не имеют большого значения в жизнедеятельности человека (брелоки для ключей, выполненные в виде рельефных изображений), с другой — несут серьезные религиозные, гражданские идеи. Этот стиль известный под названием барокко, держался и в XVIII столетии, в течение которого являлись иногда произведения, не лишенные величественности и свидетельствующие о богатой фантазии их исполнителей, но чаще такие, которые любопытны лишь вследствие своей вычурности.
Эффект возвышения достигается постаментом (опора, подставка), который как бы переносит монумент в иное пространство, отделяя его от земли и превращая в опознавательный признак выделения из обыденной реальности. Различные формы скульптуры существовали у всех народов мира издавна: женские фигуры и рельефы неолита (Венера из Савиньяно (Модена), 10–8 тыс. Да нет. Характерные для XVIв. И в этом основные причины тяготения к уникальной малой пластике.
– В конце эпохи в некоторых местах (Передняя Азия, Египет, Индия) сложилась новая формация классового общества, то есть началось социальное расслоение, переход от родового-общинного строя к классовому обществу. Постижение объема происходит не только у скульптора, но и у зрителя. Хотя начало изобразительной деятельности можно относить и к эпохам позднего ашеля и мустье, ее расцвет приходится на пору верхнего палеолита.
Выразительные средства в скульптуре разрабатываются с большей тщательностью. Немного иной характер носит скульптура Древней Греции и Древнего Рима, обращенная больше к народу, но сохраняющая связь с мифологией. Напряженность позы, непомерно большая голова с крупными чертами лица и неподвижный взгляд широко раскрытых глаз (из эмали) сообщают фигуре примитивность, но вместе с тем и наивную выразительность.
Работой в дереве увлекаются многие мастера. Мелкая пластика после длительного времени, когда эпитетом ее чаще всего было обидное для искусства слово «массовка», когда протокольно-натуралистические тенденции были нормой, приобрела значение художественного явления. Имя Параскева – греческое, означающее в переводе – «приготовление к субботе».
Неолит — новокаменный век, последняя стадия каменного века. Да нет. Особенностью некоторых фигурок является покрывающий их сплошной орнамент изображающий меховую одежду с капюшоном. Это может быть круглая скульптура или рельеф.
Наконец и литье – серебряное и медное – получает в эти века расцвета ремесел на Руси дальнейшее развитие. Иное время иные песни. Но массовое направление было базовым. Однако в целом произведения годуновского времени сохраняют все традиции XVIв. Прекрасно поддающееся тонировке бронза может в полной мере раскрыть замысел скульптора.
Повсюду гремят, веселятся, поражают обилием товаров ярмарки. В постоянный обиход малой пластики вошел камень. Знаменита фигура Св.