Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости (Э. Фальконе, Ж. Гудон). Скульптура эпохи классицизма также считала образцом античность. Среди самых известных мастеров классицизма в скульптуре – итальянский скульптор Антонио Канова.
А. канова «Автопортрет» (1792)Итальянский скульптор, представитель классицизма в европейской скульптуре. Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости. Скульптура классицизма, как правило, рассчитана на восприятие с определенной точки обозревания, отличается сглаженной моделировкой и стабильностью форм.
Этому способствовали в том числе и археологические раскопки древних городов, в результате которых стали известны многие скульптуры эллинизма. Наивысшего воплощения классицизм достиг в работах Антонио Кановы.
Тогда она всеми воспринималась как актуальное политическое воззвание. Прожив два года «вольным ремесленником», в 1761 году он оказался придворным истопником. Классицизм – это идеализированное изображение всего, что присутствует на картине. Г. Обломиевский выделяет еще «второе рождение» классицизма в XVIII веке («просветительский вариант», связанный с примитивизацией поэтики «контрастов и антитез позитивного и негативного»13, с перестройкой ренессансного антропологизма и осложненный категориями коллетивного и оптимистического) и «третье рождение» классицизма периода Империи (конца 80— начала 90-х годов XVIII века и начала XIX века), осложняющее его «принципом будущего» и «пафосом оппозиционности». Среди его работ – аллегорические скульптуры Силы, Изобилия, для украшения зала Войны им были выполнены золотые и серебряные десюдепорты, над камином – огромный стуковый барельеф с изображением Триумфа короля, для парка Куазевокс изготовил копии античных скульптур «Нимфа с раковиной», «Венера Медичи», «Венера на корточках», «Кастор и Поллукс».
Но форма простая: строгие линии, чёткие пропорции. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). Они пытались постичь общие тектонические закономерности древней архитектуры. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Эта Академия установила также рационалистические принципы изображения эмоций (страстей) и разделение жанров на высокие и низкие.
Произведение венецианского скульптора Антонио Кановы «Амур и Психея» изображает бога Купидона (Амура) в момент пробуждения Психеи от его поцелуя. Это должен был быть крупнейший протестантский храм. Его шпиль в плоском по рельефу Петербурге становится одним из важнейших вертикальных ориентиров города. Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли «замерзшими скульптурами». С годами углубляется философская сторона в творчестве Пуссена.
При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором). В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета использование локальных цветов. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). Юноша покидает родные места и отправляется в Петербург. Архитектурные и скульптурные формы являются здесь внутренне слитыми, а изображенные в виде рельефов с детьми «Времена года» по сторонам, хотя и выполнены более живописно, производят впечатление уже известных образцов, чего нельзя было ожидать от французского «Фидия».
Повелитель, поднимаемый солдатами на щите, является здесь в виде древнеримского воина. Сын крупного парижского негоцианта, Давид получает «римскую премию» как лучший ученик Академии, после чего уезжает в Италию знакомиться с памятниками античности. В архитектурном облике зданий изобилуют «рудименты» барокко: овальные окна, шпили, угловые башенки. и связанный с реакцией 60—70—80-х гг. Этому призыву последовал русский писатель Н. М.
Фонвизин), сатира (А. Д. Хемницера, одах М. В. Этьен-Морис Фальконе (1716–1791 книга Эдм.
Его мраморные группы Любовь и Дружба и Мальчик с клеткой в Лувре дышат прелестью жанра. Классицисты, связанные с учением Пор-Рояля или близкие янсенизму (Расин, поздний Боало, Лафайет, Ларошфуко) и последователи Гассенди (Мольер, Лафонтен). Его работы – памятник Копернику (Варшава), статуи апостолов (собор Копенгагена), Ганимед кормящий орла (музей Торвальдсена, Копенгаген) – несомненно работы талантливые и высокохудожественные. 1736 – 1806 гг. ).
Нить предания не порвалась. В последнюю треть XVIII века в русском искусстве формируется новый стиль — классицизм. боз-ар).
Место, на котором стоит собор, видимо, было священным еще в языческие времена. Если осматривать собор снаружи, то поражаешься прежде всего его длине — почти 180 метров. Кантемир), басня (А. П.
Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов. Легко расчесанные пряди волос, мощная шея. Внутри собор поражает величественностью своих сводов, высотой купола и перспективой аркад. Его мраморные группы «Любовь и Дружба» и «Мальчик с клеткой» в Лувре дышат прелестью жанра. С наибольшей очевидностью это выступает в обширной серии гипсовых рельефов, украшающих парадную лестницу Академии художеств (1785-1786), дом И. И.
Композиция этой скульптуры необычна: грации стоят рядом, две крайние обращены лицом друг к другу (а не к зрителю) и к подруге, стоящей в центре. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани») его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Считалось, что в классицизме преобладают «силы, стремящиеся к истине, простоте, разумному» и выражающиеся в «натурализме» (гармонически верном воспроизведении натуры), тогда как литературе Фронды, бурлескным и прециозным сочинениям свойственна аггравация («идеализация» или, наоборот, «огрубление» природы). На западном (наиболее эффектном) фасаде собора обращает на себя внимание огромный, почти 30-метровой высоты портик. Иоахим Мюрат подарил первую версию (изображенную справа) Лувру в 1800 году. Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения.
Гипсовая копия петербургской версии находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Д. Д. Обломиевский выделил два этапа эволюции классицизма XVII ст., сопряженных с «перестройкой теоретических принципов» (прим. Это традиционный для классицизма парадный портрет.
Глубоко своеобразны пейзажи художника, хотя в них можно обнаружить следы влияния Аниибале Карраччи. Давид принимал активное участие в работе революционного якобинского Конвента. Мир его пейзажей полон живой красоты и поэтических чувств. Карл Штилер «Портрет Людвига вана Бетховена» (1820)Эстетика классицизма, основываясь на уверенности в разумности и гармоничности мироустройства, эти же принципы воплотила и в музыке. Его сын и ученик Мишель Слодц (1705–1765) принадлежит наполовину к римской школе.
Ф. Шубин. Помещения на юге были предназначены для королевы, на севере – для приближенных. Разочарование в оптимизме I половины ст. Ломоносова. Следующая зона была больше в 10 раз и носила наименование «Большой парк».
Господство в эпоху правления Людовика XIV «духа дисциплины»8, вкус к порядку и равновесию или иначе, боязнь «нарушить установленные обычаи»9, привитый эпохой искусству классицизма, рассматривались в оппозиции Фронде (и на основе этого противопоставления строилась историко-культурная периодизация). Петра) и Климента XIV (1783–1787, Рим, церковь Санти Апостоли). Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх.
Опираясь на эту модель, А. Д. Михайлов отмечает, что в 1660-е годы классицизм, вступивший в «трагическую» фазу развития, сближается с прециозной прозой: «наследуя у барочного романа галантные сюжеты, не только привязывал их к реальной действительности, но и привносил в них некоторую рассудочность, чувство меры и хороший вкус, в какой-то степени стремление к единству места, времени и действия, композиционную четкость и логичность, декартовский принцип расчленения трудностей, выделение в описываемом статичном характере одной ведущей черты, одной страсти»16. Одной из первых известных женщин-художниц была представительница немецкого классицизма Мария Анна Ангелика Кауфман (1741 -1807). Задуманный как церковь св. Через 80 лет Людовик XV приказал построить Малый Трианон для маркизы Помпадур. Обычные люди и обычная жизнь оставались за пределами скульптуры.
Качество русского скульптурного портрета стало симптомом зрелости русского искусства. Позже их стали изображать в античных тогах.
Она привносит в классицизм элементы почти барочной фантазии, создавая и укрепляя такие жанры, как историческое полотно по мотивам современного романа ("Прощание Абеляра и Элоизы") или костюмированный портрет ("Портрет дамы в образе весталки"). Для драматических произведений характерны три единства: единство времени (действие происходит один день), единство места (в одном месте) и единство действия (одна сюжетная линия). В полной силе остается старинная привычка воплощать мысли и представления в аллегорических фигурах, особенно на надгробных памятниках. Это должен был быть крупнейший протестантский храм. Не спешите с отрицательным выводом. Французская архитектура дала миру наиболее классический вариант классицизма.
Фасад тянулся более чем на 640 м, нижний ярус поддерживал второй этаж с ионическими колоннами ионические пилястры окаймляют высокие окна. В зависимости от того, справа вы смотрите или слева, «глаза в глаза», снизу или чуть приподнявшись над уровнем глаз, перед вами предстает то почти патологический урод с безобразно ввалившейся переносицей, то «престрашный зрак» деспота, лицо которого, кажется, вот сейчас, через мгновение – передернет судорога гнева, то – особенно это заметно в бронзовом бюсте Третьяковской галереи – подернутые сентиментальной слезой глаза «романтика на троне», каким видел себя Павел I. И вдруг, неожиданно, встречаете загнанный, страдающий взгляд человека, в минуту жестокого прозрения осознавшего, как ненавидим он окружающим, – даже собственным сыном. Первым истинным классиком XVIII столетия считается Эдмон Бушардон (1698–1762), друг графа Кайлюса идеалы которого он стремился осуществить.
И сторонники классицизма видели его античном искусстве. Антонио Канова (Antonio Canova) (1757–1822) итальянский скульптор, мастер европейского классицизма.
Шурин Пигалля Габриель Кристоф Аллерген (1710–1795) является в своих мраморных произведениях, «Купальщице» и «Диане» Лувра, мастером более спокойного, хотя и более намеренного изящества. Первая христианская церковь, посвященная св. Героизация природы Лоррену не свойственна.
Воздействие рационалистических просветительских идей раньше всего сказалось в архитектуре. Это труд Иоганна Иоахима Винкельмана (1717-1768) "История искусства древности" – первая научная работа, посвященная вопросам искусства. Архитектура и вслед за ней пластика обратились к античности раньше прочих жанров.
В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Гильдебрандта) из луврских произведений которого «Божок любви» отражает всю прелесть стиля эпохи, а тонко прочувствованная «Купальщица» (1757) все же несколько жеманна, «Милон Кротонский» превосходит знаменитое произведение Пюже мощью движения и богатством линий, создал для России в своей прославленной конной статуе Петра Великого в Петербурге (с 1766г. ) изображающей скачущего коня на гранитной скале, поднявшегося на дыбы над обрывом, одно из грандиознейших изваяний века. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Лазаревой в Италии были обнаружены портреты Демидовых, выполненные в Париже в 1772 году.
Лоррен мастерски писал морские мотивы ("Утро в гавани"), величественные пейзажи Компаньи. Классицизм выражает точное изображение, однако фигуры на картинах художников выглядят довольно скульптурно, можно даже сказать – преувеличенно-неестественно. В этом жанре работало множество талантливых мастеров. Здесь он присоединился к группе художников и знатоков античной культуры, чьи работы и исследования способствовали зарождению нового художественного направления, ориентированного на подражание классическому искусству древности.
Орлова (Прил. 12), принадлежащий Государственному Русскому музею, высечен из сероватого, теплого оттенка мрамора с прожилками и вкраплениями. Утрата государственности и собственной элиты, превращение «Малороссии» в тихую сельскохозяйственную окраину привело к резкому сокращению здесь монументального строительства. Немецкий классицизм получил название «цопф», отличающийся от французского классицизма аскетизмом, строгими формами палладианства, которых придерживался архитектор Ф. В. Эрдмансдорф (Friedrich Wilhelm von Erdmannsdorff, 1736 – 1800 гг. ), приверженец эллинизма – К. Г. Лангханс (Langhans, 1732 – 1808 гг. ).
Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль»— ампир. Крылатый седобородый старик, под музыку которого кружится хоровод, – Отец Время. «регентский стиль» (крупнейший представитель— Джон Нэш). "Моя натура влечет меня любить и искать вещи, прекрасно организованные избегая беспорядочности, которая мне так противна, как мрак – свету", – писал Пуссен. Световой фонарь наверху купола увенчан главой-шаром (почти два метра в поперечнике) и крестом.
Представителем академического классицизма в живописи Франции являлся Никола Пуссен (1594—1665 г. ). Архитектурный памятник классицизма Германии – Бранденбургские ворота в Берлине, построенные архитектором К. Г. Лангхансом. Высоким образцом данного направления является живопись Никола Пуссена (1594-1665). Его называют французским Фидием. Гильдебрандта) из луврских произведений которого «Божок любви» отражает всю прелесть стиля эпохи, а тонко прочувствованная «Купальщица» (1757) все же несколько жеманна, «Милон Кротонский» превосходит знаменитое произведение Пюже мощью движения и богатством линий, создал для России в своей прославленной конной статуе Петра Великого в Петербурге (с 1766 г. ) изображающей скачущего коня на гранитной скале, поднявшегося на дыбы над обрывом, одно из грандиознейших изваяний века.
«Временные рамки периодов развития классической музыки» для более подробного освещения вопросов, связанных с выделением этих рамок)источник не указан 1734 дня. Когда можно только вот так и никак иначе. Заказчиками Кановы были папы, короли и богатые коллекционеры. Скульптура в изобилии применялась на фасадах (круглая скульптура, горельефы, рельефные ленты).
Даже колонны – непременный атрибут классицизма – все чаще заменяются плоскими пилястрами. Посуда – фарфоровая, тонкая, почти прозрачная, с рисунком, позолотой.
Коленопреклоненная фигура покойного в виде круглого медальона знаменита своим глубоким выражением набожной покорности. Их строгие классические формы так же гармоничны, как и пейзажные мотивы. Его называют французским Фидием. Люди, запечатлённые на картинах скорее напоминают скульптуры: они «застывают» в красноречивых позах, мужские тела атлетичны, а женские фигуры гиперболизировано женственны, даже у героев преклонного возраста кожа подтянута и упруга. Таким вкусам отвечает и архитектура раннего классицизма, сочетающая строгий «демократический» лаконизм с сентиментальной камерностью и хрупкостью.
В нём кружатся (слева направо): Наслаждение, Трудолюбие, Богатство, Бедность. Фонвизина, сатирах А. Д. Шурин Пигалля Габриель Кристоф Аллерген (1710-1795) является в своих мраморных произведениях, Купальщице и Диане Лувра, мастером более спокойного, хотя и более намеренного изящества. Достойно украшает собор орган 1694 года, построенный Уиллисом. Третья зона включала охотничьи угодья и деревни.
В это время широко используется темы, образы и мотивы античного и ренессансного искусства. Это ощущение отстраненности присутствует даже в самых чувственных по своему сюжету произведениях скульптора, таких, как Амур и Психея (1783–1793, Лувр). Основной темой было утверждение военно-морской мощи России. Коленопреклоненная фигура покойного в виде круглого медальона знаменита своим глубоким выражением набожной покорности. Для портрета И. И.
К старшему поколению скульпторов второй половины XVIII столетия относится Федор Гордеевич Гордеев (1744-1810). Господствующими становятся идеи патриотизма и гражданственности, создания «нового отечества», внесословной ценности человеческой личности. Собор святого Павла. Была открыта подписка на украшение храма, после чего он наполнился драгоценной мозаикой, мраморными скульптурными работами, живописью по стеклу.
Его концепция историко-литературного развития, согласно которой, французская литература, в отличие даже от сходных по типу развития («la dcouverte de lantiquit, la formation de lidal classique, его разложение и переход к новым, еще не высказавшимся формам литератруры») новонемецкой и русской, представляет модель эволюции классицизма, обладающую способностью к четкому различению этапов (формаций): «нормальные фазы» его развития проявляются с «необыкновенной парадигматичностью»: «восторг обретения (чувство пробуждения после долгой ночи, наконец наставшее утро), образование элиминирующего идеала (ограничительная деятельность в лексикологии, стиле и поэтике), долгое его господство (связанное со сложившимся абсолютистским обществом), шумное падение (главное событие, случившееся с новоевропейской литературой), переход к После того как «школа 1660г» была признана исследовательской «легендой»11, стали возникать первые теории эволюции метода на основе изучения внутриклассицистических эстетических и идейных расхождений (Мольера, Расина, Лафонтена, Буало, Лабрюйера). Купол покоится на восьми гигантских столбах (диаметр каждого у основания — 12 метров) и украшен восемью фресками на евангельские сюжеты из жизни апостола Павла. Для дворца Марли он изготовил знаменитые конные статуи «Меркурий на Пегасе» и «Виктория на Пегасе». В Британии ампиру соответствует т. н. Его лучшее произведение – водоем на улице Гренелль в Париже. Парк Версаля был создан Андре Ленотром (1613-1700) в соответствии с принципами классицизма – строгая симметрия, ясность композиции.
Этот парк — один из самых значительных по своей художественной ценности. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.
Музыкой периода классицизма или музыкой классицизма, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами (см. Уроженец Лотарингии, он еще ребенком связал свою жизнь с Римом. Но первоначальный облик сохранился далеко не во всем интерьере собора.
Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. Стиль, созданный придворными мастерами Бонапарта, был назван ампир (от фр. Повелитель, поднимаемый солдатами на щите, является здесь в виде древнеримского воина. Кантемира, баснях А. П. в академической «Истории французской литературы» названия глав: «Формирование классицизма»— «Начало разложения классицизма»), была осложнена другим аспектом, содержавшимся в подходе Л. В. Пумпянского.
Пуссен, К. Лоррен). Четкая разграниченность планов в пейзажах выявлялась также с помощью цвета: передний план обязательно должен был быть коричневым, средний – зеленым, а дальний – голубым. Северное и южное крылья двора формируют второй королевский двор. Он состоит из двух частей, по одной на каждой стороне хоров. К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. В России классицизм прошел несколько этапов в своем развитии и достиг небывалого размаха в правление Екатерины II, которая считала себя просвещенной монархиней, состояла в переписке с Вольтером и поддерживала идеи французского Просвещения. Его конная статуя Людовика XV в Бордо, к сожалению, уничтожена.
По обе стороны портика возвышаются две башни-колокольни. Господствующими становятся идеи патриотизма и гражданственности, создания «нового отечества», внесословной ценности человеческой личности. Среди его работ – аллегорические скульптуры Силы, Изобилия, для украшения зала Войны им были выполнены золотые и серебряные десюдепорты, над камином – огромный стуковый барельеф с изображением Триумфа короля, для парка Куазевокс изготовил копии античных скульптур «Нимфа с раковиной», «Венера Медичи», «Венера на корточках», «Кастор и Поллукс». Северное и южное крылья двора формируют второй королевский двор. Французский Институт (Institut de France) хранит его замечательную статую Вольтера, в виде абсолютно нагого старца, сидя на скале, вдохновенно смотрящего в небо.
Сын дворцового скотника, он окончил Академию художеств годом позже Шубина (1767), одновременно с ним был в Париже и Риме, также, как Шубин, посетил раскопки Помпеи и Геркуланума и вернулся на родину о 1772 году. О ранних годах Шубина в Петербурге известно мало. Успокоенный и мерный ритм лежит в основе изображенных скульптором сцен. В Украине же памятников «чистого» ампира практически не сохранилось. Ему принадлежит огромная статуя короля, портреты его друзей Лебрена, Мольера и покровителей Кольбера, Мазарини (всего более пятидесяти бюстов). В Российской империи стиль также пришелся по вкусу, правда, в основном в столицах. Рядом с оранжереей, выполненной Ж. Ардуэн-Мансаром, был выстроен Трианон – укромное место встреч короля с фаворитками, в 1687-1688 гг.
Впечатление создается своеобразным приемом «напластования» знаков власти – регалий, орденов, которые не объединяются, а дробятся складками плаща, стягивающего круто обрезанный бюст, «по локтям». Оригинален он и в выборе мотивов и в их трактовке. Композиция Кановы компактна и уравновешена. В России к эстетике классицизма относят Федота Шубина, Михаила Козловского, Бориса Орловского, Ивана Мартоса. Федот Иванович Шубин (1740-1805) работал в основном с мрамором иногда обращался к бронзе.
Вводится должность «архитектора короля». Шубин работал не только как портретист, но и как декоратор. Средний – элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения. 3.
Люди на таких полотнах могут показаться застывшими скульптурами в «говорящих» позах.
Давида "Смерть Марата". К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Их смысл сводится к победе разума и воли над слепыми страстями. 1801-1825 гг. ) и находился под мощным влиянием искусства наполеоновской Франции.
Париж, ЛуврВ драматургии должны были соблюдаться три единства: единство времени (действие должно происходить в течение одного дня), единство места (в одном месте) и единство действия (в произведении должна быть одна сюжетная линия). Ордер – тип архитектурной композиции использующий определённые элементы. Хемницер), ода (М. И эту церковь уничтожил новый пожар 1087 года.
Вырастает склонность монархов осчастливливать даже провинциальные города своими медными конными или в рост портретами и склонность скульпторов создавать свободные произведения, ценные сами по себе. Л. Давид). Скульптура эпохи классицизма отличается сглаженностью форм, спокойностью поз, даже движение не нарушает замкнутости форм (Э Фальконе, Ж Гудон). Поздний классицизм, называемый также ампир, приобретает черты парадности и пышности, выразившиеся в архитектуре и прикладном искусстве первой трети XIX в (см. Портик венчается трехугольным фронтоном, барельеф которого изображает «Обращение Савла» и который в свою очередь увенчан огромными статуями апостолов Петра, Павла, Иакова и четырех евангелистов.
Первым истинным классиком XVIII столетия считается Эдмон Бушардон (1698–1762), друг графа Кайлюса идеалы которого он стремился осуществить. Н. Пуссен «Танец под музыку Времени» (около 1638)На картине изображён аллегорический хоровод Жизни.
Классицизм (от лат.
Архитектурные и скульптурные формы являются здесь внутренне слитыми, а изображенные в виде рельефов с детьми «Времена года» по сторонам, хотя и выполнены более живописно, производят впечатление уже известных образцов, чего нельзя было ожидать от французского «Фидия». По времени классицизм располагается от второй половины XVII в. до начала XIX в. Одной из важнейших черт искусства классицизма была ориентация на достижения античности как на эталон. Через 80 лет Людовик XV приказал построить Малый Трианон для маркизы Помпадур.
Жак Габриэль, ученик Мансара, придал ему облик палладианской виллы. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Это мы находим в комедиях Д. И. Его мощный, не особенно приятный мраморный Ганнибал стоит в Лувре.
Луки в Риме. В каталоге Лувра скульптурная группа названа «Психея, разбуженная поцелуем Амура» (Psyche ranimee par le baiser de lAmour). Возвращение классицизма получит наименование неоклассицизма.
Для устройства водных партеров и фонтанов был сооружен виадук. Павла составляет купол. Здания Сената и Синода в Петербурге. Когда Федоту было 19 лет, умер его отец.
Выдающимся шедевром архитектуры, соединившим классицизм и барокко в единый торжественный стиль, был дворцово-парковый ансамбль в Версале – резиденция французских королей (вторая половина XVII в. ). Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости (Э. Позднее этот принцип организации пространства ляжет в основу планировочных решений Версаля. Помещения на юге были предназначены для королевы, на севере – для приближенных. Таким образом, к классицизму можно отнести и творчество И. С.
Россия. Повелитель, поднимаемый солдатами на щите, является здесь в виде древнеримского воина. Компактность упругой формы, энергичная линия профиля – высокий лоб, крупный нос, квадратный резко выступающий подбородок – «гасят» округлость пухлых щек. классификация стилей в риторике и поэтике, различающая высокий, средний и низкий (простой) стили было известно давно. Николаевский классицизм В период правления Николая I (1825-1855 гг. ) в России окончательно устанавливаются каноны зрелого классицизма («образцового стиля»).
В 1315 году здесь был построен храм, который сгорел в 1666 году. Его конная статуя ЛюдовикаXV в Бордо, к сожалению, уничтожена. В «Клятве Горациев» (1784 г. ), заказанной Давиду Людовиком XVI, строго героическая интерпретация сюжета, взятого из римской истории, подчеркивает ее этическую направленность: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться с врагами. Колонны эти не входили в план строителя и были поставлены наперекор ему. В середине 18 века стиль рококо подвергался критике за манерность, чувственность и усложненность композиции живописных и декоративных элементов.
Ваятелем идеальных фигур, еще затронутым слегка барочным настроением, является Лемуан в группе «Крещение Христа» в Сен Рош в Париже. Крупнейшая постройка этого времени — Пантеон в Париже, выстроенный Жаком-Жерменом Суфло (1713—1780). Нить предания не порвалась. В своих работах он следовал классицистическим требованиям идущим от Аннибале Карраччи. Антуан Куазевокс (1640-1720) с 1666 г. стал королевским скульптором и работал над декорировкой Версальского дворца и парка вместе с Мансаром.
Жак Луи Давид (1748-1825) завершает череду выдающихся представителей французского классицизма. Памятники архитектуры классицизма позднего периода создавал К. Ф. Шинкель (Karl Friedrich Schinkel, 1781-1841 гг. ). Все они выполнены в коринфском ордере, внутри гладкие, снаружи – с каннелюрами. Шубина О. П. Это был высший образец.
Так, в некоторых работах разводится проблемное «гуманистическое» искусство как собственно классицистическое и развлекательное, «украшающее светский быт»12. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон. Однако его живопись абсолютно своеобразна и узнаваема. Так писал, например, Н. Пуссен.
Открыто и прямо устремленный взор «поддержан» строгим выражением плотно сжатого рта, в углу которого скульптор подчеркнул жесткий желвачок. В зрелых работах мастера, к числу которых относится композиция Венера и Марс, ориентация на античность сочеталась с любованием красотой природы и идеальных форм, что акцентировалось несколько холодноватой трактовкой и тщательной обработкой (полировкой) мрамора. Верхний ярус увенчан аттиком. Она оставила также целую серию портретов современников.
Высокий – торжественный, величавый. Шубин родился 1740 году в Архангельской губернии. Шувалова (мрамор, 1771) Шубин избирает ту же форму, но создает при этом абсолютно иной художественный образ. В. Боровиковский «Портрет Г. Р. Голицына.
Внимание архитекторов привлекали строгость и спокойствие античной, главным образом ордерной греческой архитектуры: простота общего решения масс, ясность основных объемов и планов, конструктивность и благородство пропорций, обилие вертикальных и горизонтальных членений. Он, в частности, воздерживается от пейзажно-пространственных мотивов в фонах, стремится строго соблюдать единство высоты рельефа, а создавая многофигурные композиции, часто обращается к приему иэокефалии (равноголовия). Строительство и контроль над ним сосредотачиваются в руках государства.
Отмечу, что характеризуя эволюцию классицизма XVII века, Г. Обломиевский говорит о различных эстетических основаниях классицистических форм для описания развития классицизма XVIII—XIXвв., он пользуется словами «осложнение» и «утраты», «потери». ) и pro tanto две эстетических формы: классицизм «малербовско-корнелевского» типа, основанный на категории героического, возникающий и становящийся накануне и во время английской революции и Фронды классицизм Расина— Лафонтена— Мольера— Лабрюйера, основанный на категории трагического, выдвигающий на первый план идею «воли, активности и господства человека над реальным миром»14, появляющийся после Фронды, в середине XVII ст. Ваятелем идеальных фигур, еще затронутым слегка барочным настроением, является Лемуан в группе «Крещение Христа» в Сен Рош в Париже. Зрелые черты классицизма проявляются в загородном ансамбле дворца и парка Во-ле-Виконт близ Мелена (1655-1661 гг. ). Вот таким образом античность сыграла немаловажную роль в формировании классицизма.
Это породило волну интереса общественности к искусству. От конца XVII века сохранились великолепные ажурные решетки из кованого железа (работа Жана Тижу) и резные деревянные скамьи в хоре собора, считающиеся самым ценным его убранством. С конца XIX в для русского изобразительного искусства все более характерным становится бездушный, надуманный академический схематизм, с которым ведут борьбу представители романтизма и реализма, пришедших на смену классицизму. В подавляющем большинстве художественных училищ мира классицистическую манеру рисунка и живописи изучают как основу профессионального мастерства. Его конная статуя Людовика XV в Бордо, к сожалению, уничтожена. 1825-1855 гг. ) к унификации всех областей общественной жизни избавлению архитектуры от каких-либо излишеств.
И в то же время – одно из наиболее лирических произведений мастера. Изобразительное искусство (художники Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. ампир). Фигуры людей, которые художник вводит в свои картины, обычно связаны сюжетом, созвучным своим смыслом или эмоциональной интонацией образу природы или по контрасту оттеняющим его суть ("Пейзаж с Орфеем и Эвридикой", 1648 "Пейзаж с Геркулесом и Какусом", 1649 и др. ).
Таков библейский пророк Моисей, побеждающий силой своей воли стихию природы и человеческих страстей ("Моисей источающий воду из скалы"). Фонтан «Самсон» — пластический и смысловой центр Большого Каскада Петергофского парка. Третья зона включала охотничьи угодья и деревни.
Его мраморные группы «Любовь и Дружба» и «Мальчик с клеткой» в Лувре дышат прелестью жанра. Переживания бельгийской барочной скульптуры обнаруживает Себастьен Слодц (около 1655-1726 гг. ), антверпенец, бывший в Париже учеником Жирардона. Три «стиля» по Ломоносову:1.
Для устройства водных партеров и фонтанов был сооружен виадук. Однако наибольший взлет жанра отразился в произведениях Федота Шубина. Аврора, богиня рассвета, летит впереди колесницы, рассыпая на своем пути цветы. В Германии классицизм до 19 в. соперничал с рококо.
Воронихин смог придать этому храму поистине огромный пространственный размах, торжественность и достоинство, сделав площадь Казанского собора одним из важных общественных центров города. Жанры: ода, героические поэмы, трагедии. 2. В свои поздние годы этот мастер выполнил мощные надгробные памятники со множеством приличных для них аллегорических фигур из числа которых памятник графа Гаркур в парижской Нотр-Дам всех страшнее представляет ужасы смерти, памятник маркграфа Людвига Вильгельма в приходской церкви в Баден-Бадене является наиболее барочным по своему общему впечатлению, но всех славнее памятник маршала Саксонского в церкви св. Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Античность (известная по памятникам литературы, скульптуры и архитектуры) воспринимается как благодатная эпоха свободного развития личности, духовного и физического совершенства человека идеальной порой человеческой истории без общественных противоречий и социальных конфликтов. Собор святого Павла.
Учеником Лоррена был Жан Батист Лемуан (1704-1778), которого Гонз все же называет истинным наследником манеры Кусту, – и в то же время инициатором нового искусства ваяния XVIII столетия. Но в направлении классицизма произведения создавались и в XIX в. Например, «Горе от ума» А. С. По стилистике бюст Г. Г.
Этим порталам придана полукруглая форма и каждый из них украшен пятью колоннами. 1762-1796 гг. ) и в краткое правление Павла I (1796-1801 гг. ). С 1810 он занимал пост директора Академии св. Архитектурные памятники классицизма во Франции Во Франции закладывались основные принципы и идеалы классицизма, который развивался под влиянием барокко, поздней готики и мотивов Ренессанса – это направление называлось «боз – ар» (beaux – arts «изящные искусства»).
Его «рассадниками» служили многочисленные академии художеств. Тогда в России строилось огромное число роскошных дворцовых и общественных сооружений. Канова создавал композиции на мифологические сюжеты, портреты и надгробия. Его искусство знаменует начальные шаги развития классицизма. Нередко он включает в свои картины архитектурные памятники – античные здания и руины.
Причём основным решением для скульпторов стала модель изображения известных деятелей в образе античных богов (к примеру, Суворов – в виде Марса). Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Бецкого (1784-1787), дворец «Павловске (1785-1787), а также чугунную лестницу Академии художеств (1819-1820).
проявляется, с одной стороны, в эскапизме (Паскаль) или в отрицании героики (Ларошфуко), с другой стороны, — в «компромиссной» позиции (Расин), порождающей ситуацию героя, бессильного что-нибудь изменить в трагической дисгармонии мира, но не отказавшегося от ренессансных ценностей (принцип внутренней свободы) и «сопротивляющегося злу»15. Для дворца Марли он изготовил знаменитые конные статуи «Меркурий на Пегасе» и «Виктория на Пегасе». В 961 году она сгорела, но немедленно была восстановлена.
Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628 г. ), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Наиболее выдающимися из этого скульптурного убора были щедринские «Морские нимфы» (1812 (Прил. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. В связи с этим возникает литературное направление сентиментализм, в котором главным в человеческой природе было объявлено чувство (а не разум). Его мощный, не особенно приятный мраморный Ганнибал стоит в Лувре.
Все они в основном работали при дворе в Петербурге и его окрестностях. Лафонтен), сатира (Буало), комедия Мольер (1622—1673 г. ). Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Французский писатель Жан-Жак Руссо призывал быть ближе к природе и естественности. Этьен-Морис Фальконе (1716–1791 книга Эдм. То, что в XVII веке оказываются востребованы этико-философские системы поздней античности— скептицизм (пирронизм), эпикуреизм, стоицизм, — специалисты считают, с одной стороны, реакцией на гражданские войны и объясняют желанием «сохранить личность в обстановке катаклизмов» (Л. Косарева) и, с другой стороны, связывают с формированием светской морали. Бюст Г. Г. Столы и стулья столовой изготовлены с изящными резными ножками. «империя») и его главной чертой стало наращивание декоративной составляющей архитектуры.
Молодо лицо двуликого Януса смотрит в будущее, а старое обращено к прошлому. В 961 году она сгорела, но немедленно была восстановлена. Гильдебрандта) из луврских произведений которого Божок любви отражает всю прелесть стиля эпохи, а тонко прочувствованная Купальщица (1757) все же несколько жеманна, Милон Кротонский превосходит знаменитое произведение Пюже мощью движения и богатством линий, создал для России в своей прославленной конной статуе Петра Великого в Петербурге (с 1766 г. ) изображающей скачущего коня на гранитной скале, поднявшегося на дыбы над обрывом, одно из грандиознейших изваяний века.
Творчество Вольтера (1694—1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Кроме отливок с античных статуй, были созданы новые серии: «Персей», «Сирены» и «Нева» Щедрина, «Волхов» Прокофьева, «Пандора» Шубина, «Актеон» Мартоса. Искусство античности, архитектура стали предметом подражания и заимствования. Бюст Никола Буало работы Ф. Жирардона.
На первый план выступают не определяющие черты личности, а состояние ее в данный момент. Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»). Его сын и ученик Мишель Слодц (1705–1765) принадлежит наполовину к римской школе. Главную достопримечательность собора св. Основной идеей их творчества был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Целью творчества классицизма становится изменение мира в лучшую сторону. Баха, Г. Генделя, К. Глюка с его реформаторскими операми.
Этьен-Морис Фальконе (1716-1791 книга Эдм. Поколения даровитых скульпторов следовали одно за другим. Хотя в этой комедии присутствуют уже и элементы романтизма и реализма. В 1774 году ему присвоено звание академика.
Один из первых дошедших до нас «круглых» бюстов – портрет Ф. Н. Через 100 лет к холодным и возвышенным идеалам античного искусства вернется другой знаменитый француз — художник Давид (1748—1825 г. ). С большим совершенством движется в русле своего времени Жан Батист Пигалль (1714-1785), учителями которого были Лоррен и Лемуан. В левой башне висят 12 замечательных колоколов, а в правой находится самый главный колокол Англии — «Большой Пол» (весящий 16 тонн) и часы с циферблатом (диаметр их — 15 метров) и колоколом весом в 256 пудов, слышимым за 37 верст.
Собор св. Но в Лувре сохранилась бронзовая модель его памятника этого короля для Ренна. Его мощный, не особенно приятный мраморный Ганнибал стоит в Лувре.
Следующая зона была больше в 10 раз. Именно в них становится обычным то высшее, техническое мастерство, которое, не только играючи выражает материю одежд, но и поверхность нагого тела передает с невиданной дотоле утонченностью и мягкостью. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология история, Ветхий и Новый Завет. Этот жест возвращает «античную богиню» к реальной жизни, делая её вполне земной женщиной.
Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства.
Но появляется в нем некая «граненость» формы, когда объем осознается как итог пересечения плоскостей. Определение степени условности (того, насколько точно воспроизводится или искажается, переводясь в систему искусственных условных образов, натура)— универсальный аспект стиля. У органа 2155 трубок и он считается лучшим в Англии. Сила и величавость сквозят в их спокойных, медлительных движениях. Заказы поступали к нему со всех концов Старого Света.
Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). От дворца была проложена главная аллея, которую под прямым углом пересекали поперечные аллеи, образующие прямоугольные или квадратные боскеты и партеры. Избегая резких контрастов, он передает тонкие переходы светотени.
Но при этом сохранялось и стремление выразить актуальные вопросы современности. Среди его произведений: статуя Персей (1801, Ватикан, музей Пио-Клементино), несколько портретов Наполеона, портрет Джорджа Вашингтона в римских доспехах, Паолина Боргезе в образе Венеры (1805–1807, Рим, галерея Боргезе), надгробия пап Климента XIII (1783–1792, Рим, собор св. Он исполнил 58 овальных мраморных исторических портретов для Чесменского дворца (находятся в Оружейной палате), скульптуры для Мраморного дворца и для Петергофа, статую Екатерины II – законодательницы (1789-1790). Наконец, третий этап – «образцовый стиль» или николаевский классицизм, отразил стремление Николая I (прав.
Переживания бельгийской барочной скульптуры обнаруживает Себастьен Слодц (около 1655–1726гг. ), антверпенец, бывший в Париже учеником Жирардона. В гениальном бюсте Шубина (бронза, 1798 мрамор, 1800 бронза, 1800) – необычная для скульптора тяжеловесная роскошь при довольно ограниченном числе атрибутов. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Жак Габриэль, ученик Мансара, придал ему облик палладианской виллы. И утвердить в искусстве ряд норм и правил античной эстетики. Боковые двери собора находятся с каждого конца поперечной части «храмового креста». Русский классицизм во второй половине XVIII – начале XIX вв.
Античность (известная по памятникам литературы, скульптуры и архитектуры) воспринимается как благодатная эпоха свободного развития личности, духовного и физического совершенства человека идеальной порой человеческой истории. Его называют французским Фидием. В его раннем творчестве можно обнаружить стилевые элементы роккоко и сентиментализма.
Также пластика применялась и в интерьерах – рельефы служили рамами для панно и вставками. С большим совершенством движется в русле своего времени Жан Батист Пигалль (1714–1785), учителями которого были Лоррен и Лемуан. Их эстетика была нормативной: главной человеческой добродетелью объявлялось чувство долга, единственно важной идеей — идея государства. Его сын и ученик Мишель Слодц (1705-1765) принадлежит наполовину к римской школе. Обе эти части соединяются между собой под землею.
Пожалуй, это один из самых «римских», наиболее антикизированных бюстов Шубина даже в этот период, когда влияние античного искусства в его творчестве наиболее ощутимо. Фальконе, Ж. Гудон). Главный фасад подчеркнут шестиколонным коринфским портиком с фронтоном. Но, видимо, это была юношеская дань моде. Его пейзажи лиричны, подчас меланхоличны, природа в них дышит спокойствием. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани») его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели.
В 1315 году здесь был построен храм, который сгорел в 1666 году. Образцом для них послужила античная пластика и мир античных героев. Грибоедова.
Захаров, 1806-1823). Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Эти просветленно-поэтические полотна по колориту похожи на возрожденческую живопись венецианской школы (Пуссен учился непосредственно у Тициана). 7 мая 1767 года на собрании членов Академии Федоту Ивановичу Шубину был вручен «Аттестат со шпагою», что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства.
Дружеские и добрососедские связи этих семей прослеживаются еще до начала XVIII века. Но внутренний мир его не показан. Сумарокова, И. И. Давайте возвратимся к классицизму и подробнее рассмотрим иерархию жанров классицизма.
Он написал много работ на мифологические темы ("Нарцисс и Эхо", "Спящая Венера", "Ринальдо и Армида", "Царство Флоры", "Танкред и Эрминия"). Гармония природы и человеческого существования трагически разрушена.
Место, на котором стоит собор, видимо, было священным еще в языческие времена. Со временем это направление выродилось в холодный официальный академизм. Должность открыла перед ним двери царских резиденций, богатых самой разнообразной резьбой и скульптурой. Умер Канова в Венеции 13 октября 1822. В полной силе остается старинная привычка воплощать мысли и представления в аллегорических фигурах, особенно на надгробных памятниках.
Санкт-Петербург, ЭрмитажСкульптурная группа «Три грации» относится к позднему периоду творчества Антонио Кановы. Стихия безжалостно губит жизни и тщетны всякие усилия по спасению. Первые концепции эволюции в классицизме формируются в контексте филологической полемики, которая почти всегда строилась как демонстративное изживание западной («буржуазной») и отечественной «дореволюционной» парадигм. его сменил Большой Трианон, построенный Ардуэн-Мансаром. Четкая разграниченность планов в пейзажах выявлялась также с помощью цвета: передний план обязательно должен был быть коричневым, средний – зеленым, а дальний – голубым. Клод Лоррен (1600—1682 г. ), в торжественных композициях которого «идеальные» пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основоположников классицизма в европейском искусстве XVII века.
В торжественном ритме ниспадают складки одежд. Ю. Б. Виппер отмечал, что в начале XVII века эти течения находились в напряженном противостоянии и объясняет его причины социологически (первое сложилось в придворной среде, второе— за ее пределами). У основания внутреннего купола находится так называемая «галерея шепота», знаменитая своим акустическим эффектом.
Известно также, что в Риме Шубин выполнил портрет Екатерины II, который до Великой Октябрьской социалистической революции находился в имении Голицыных Петровское, откуда попал в частное собрание в Париже, а в 1969 году был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. Но картина предельно статична, она похожа на эскиз для скульптора. Крупнейшей фигурой классицизма был художник и теоретик Н. Пуссен.
Ломоносов, Г. Р. Как последовательная система классицизм складывается в первой половине 17 века во Франции. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699 г. ), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Один из современников справедливо писал: «Вся группа олицетворяет любовь, трудно найти другое, более тонкое её выражение в других произведениях западноевропейского искусства». Первым истинным классиком XVIII столетия считается Эдмон Бушардон (1698-1762), друг графа Кайлюса идеалы которого он стремился осуществить.
Мастер вошел в историю искусства, как один из самых плодовитых скульпторов. Учение о трёх стилях, т. е. его сменил Большой Трианон, построенный Ардуэн-Мансаром. Он и Лео фон Кленце (Leo von Klenze, 1784 – 1864 гг. ) строили в Мюнхене и Берлине музеи и общественные здания. Орлова близок портрету А. М.
Подобная схема эволюции классицизма, возникшая под влиянием теории «естественного» развития культурных явлений и распространившаяся в первой половине XX века (cр. В античности, особенности классической эпохе Древней Греции находят пример идеального государственного устройства и гармоничных соотношений человека с природой. При жизни она славилась острым умом и ослепительной красотой, добротой и женским обаянием. Энгр, скульпторы Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе во Франции, скульпторы Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, художники А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, скульпторы М. И. Козловский, И. П. Мартос в России). Уже при Людовике XV (1715—1774) в Париже возводились градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх.
Его лучшее произведение — водоем на улице Гренелль в Париже. Герои его картин – люди необычайной нравственной силы исполненные сознанием своего долга. Классицизм признан одним из наиболее распространённых стилей во всём мире. С большим совершенством движется в русле своего времени Жан Батист Пигалль (1714–1785), учителями которого были Лоррен и Лемуан.
Главный фасад дворца с парадным двором, охваченным галереями, с торжественным и величавым ритмом колонн, глубокой лоджией, низким плоским куполом в центре выдает руку выдающегося мастера организации масс и пространства. А. Канова «Три грации». В "Весне" на фоне роскошной райской растительности изображены первые люди – Адам и Ева. Он все чаще обращается к таким сюжетам из Библии и античной истории, которые были созвучны близким ему идеям стоицизма. Одно из наиболее удачных произведений раннего периода творчества мастера – мраморная скульптурная группа Дедал и Икар, выполненная в модном тогда стиле рококо.
Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Шурин Пигалля Габриель Кристоф Аллерген (1710–1795) является в своих мраморных произведениях, «Купальщице» и «Диане» Лувра, мастером более спокойного, хотя и более намеренного изящества.
Переживания бельгийской барочной скульптуры обнаруживает Себастьен Слодц (около 1655–1726 гг. ), антверпенец, бывший в Париже учеником Жирардона. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези. Карамзин – вспомним его знаменитую «Бедную Лизу». Скульптурный портрет стал величайшим завоеванием русского искусства этого периода. Скульптор воплотил свои представления о красоте в образах граций – античных богинь, олицетворяющих женскую прелесть и очарование. Пейзаж Пуссена — это не реальная природа, а природа «улучшенная», созданная художественным вымыслом живописца.
Учеником Лоррена был Жан Батист Лемуан (1704–1778), которого Гонз все же называет истинным наследником манеры Кусту, — и в то же время «инициатором» нового искусства ваяния XVIII столетия. Описывая 60-е гг. Всё это представлено в преувеличенно-показной манере.
Сумароков, И. И. Нить предания не порвалась.
Это самый активный период использования пластики в русской архитектуре. Поколения даровитых скульпторов следовали одно за другим. Поскольку определение «классицизм» переводится как «образцовый», то для него естественным является какой-то образец.
Его шедевр – дворец и парк в Павловске (1782- 1801) – это поэтическое воплощение мечты о красивой и разумной жизни в единении с природой, попытка соединения гармонии природы с гармонией творений рук человеческих. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. Клод Лоррен более свободен в построении композиции, нежели любой из его современников.
Выдающийся русский скульптор Ф. И. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма это сочетание получило название академизма. «Школа 1660г» описывалась первыми ее историками (И. Тэн, Ф. Брюнетьер, Г. Лансон Ш. Сент-Бёв) синхронически, как в основном эстетически малодифференцированная и идейно бесконфликтная общность, пережившая в своей эволюции этапы становления, зрелости и увядания, а частные «внутришкольные» противопоставления— типа брюнетьеровской антитезы «натурализма» Расина тяге к «экстраординарному» Корнеля— выводились из склонностей индивидуального таланта.
Даже при создании портрета или памятника скульптор воспроизводил не реальные, но облагороженные идеализированные черты своей модели: в памятнике Козловского Суворову старый полководец представлен в виде молодого, прекрасного воина. Парк Версаля был создан Андре Ленотром (1613-1700) в соответствии с принципами классицизма – строгая симметрия, ясность композиции. Французский Институт (Institut de France) хранит его замечательную статую Вольтера, в виде абсолютно нагого старца, сидя на скале, вдохновенно смотрящего в небо. Учеником Лоррена был Жан Батист Лемуан (1704–1778), которого Гонз все же называет истинным наследником манеры Кусту, — и в то же время «инициатором» нового искусства ваяния XVIII столетия.
Поколения даровитых скульпторов следовали одно за другим. Художественный стиль европейского искусства XVII – XIX в., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения.
Классицизм (от лат. Во второй половине XVIII в. начинается настоящий расцвет русской скульптуры. В последние годы жизни мастер построил собственный музей в Поссаньо.
Павла расположен почти в самом центре Сити, в одном из древнейших районов Лондона. Поздний, ампирный классицизм, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном, проникнут суховатой патетикой. Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца». Ломоносова, Г. Р.
Державин). Здесь была разрешена проблема синтеза искусств. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774—1792) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.
Французский Институт (Institut de France) хранит его замечательную статую Вольтера, в виде абсолютно нагого старца, сидя на скале, вдохновенно смотрящего в небо. От пышности ампира остается лишь рустовка и сандрики над окнами. Его шедевр – дворец и парк в Павловске (1782- 1801) – это поэтическое воплощение мечты о красивой и разумной жизни в единении с природой, попытка соединения гармонии природы с гармонией творений рук человеческих. Спальня короля находилась в центре дворцовых покоев, тянувшихся строго по оси восток-запад, этому соответствовал распорядок дня короля-Солнца и его приближенных.
Но в Лувре сохранилась бронзовая модель его памятника этого короля для Ренна. Архитектор К. РоссиПлохо это или хорошо, когда существуют каноны в искусстве. Пантеон воспринимается как памятник просвещению, светлому разуму, гражданственности. Антуан Куазевокс (1640-1720) – младший современник Жирардона, с 1666 г. стал королевским скульптором и работал над декорировкой Версальского дворца и парка вместе с Мансаром.
Фомы в Страсбурге, целиком рассчитанный на живописное впечатление и отличающийся обилием символических фигур и мощью фигуры полководца, сходящего твердым, полным жизненной силы шагом с высоты жизни в могилу. Среди русских художников прежде всего это Карл Брюллов. Бюст Павла IШубин известен и как декоратор, он создал 58 мраморных исторических портретов для Чесменского дворца, 42 скульптуры для Мраморного дворца и др. Новаторски подходит художник к свету, который идет как бы из глубины картины.
Клод Лоррен (1600-1682) – второй после Пуссена мастер пейзажа во французской живописи XVII в. Настоящее имя Клод Желле. Но мог создавать и такие удивительные дворцы-усадьбы, как Пашков дом (1784-1786), до сих пор являющийся одним из красивейших зданий Москвы, с его изысканностью и филигранностью деталей, прекрасно найденным композиционным решением здания, поставленного на вершине холма и открывающегося навстречу Кремлю и движению, льющемуся с моста, набережной и прилегающих улиц. Его лучшее произведение — водоем на улице Гренелль в Париже.
Она носила наименование «Большой парк». Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением. Первая работа Кановы исполненная в этом стиле, позднее получившем название классицизма, – Тезей и Минотавр (1781–1783, Лондон, музей Виктории и Альберта). как период «распада галантно-прециозного сознания», он отмечает интерес к характерам и страстям, усиление психологизма. Одним из ранних сооружений – архитектурных памятников классицизма Франции стал ансамбль королевской солеварни (Saline royale dArc-et-Senans) архитектора Клода-Николя Леду (Claude Nicolas Ledoux.
Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма это сочетание получило название академизма. Карл Барталомео-Росси (1775-1849) – российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819-1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819-1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829-1834), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827-1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица зодчего Росси). И эту церковь уничтожил новый пожар 1087 года.
В архитектуре наступает период застоя. Голицына (мрамор, 1771). Художники, сохраняя язык классицизма, начинают обращаться к романтическим сюжетам.
Но в Лувре сохранилась бронзовая модель его памятника этого короля для Ренна. Они стремились к героической суровости и ясности образов, к максимальной простоте и лаконичности пластического языка. Среди частных лиц стало популярным заказывать скульпторам надгробные памятники для увековечивания их имён.
Выделяются два «течения» классицизма, соответствующие направлениям в философии: «идеалистическое» (испытавшее воздействие неостоицизма Гийома Дю Вера и его последователей) и «материалистическое» (сформированное эпикурейством и скептицизмом, в основном, Пьера Шаррона). При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором).