На потолке Сикстинской капеллы 5 известных сивилл изобразил Микеланджело. На первый взгляд кажется, что фигуры сивиллы мощная, но Микеланджело наделил ее особенной пластикой и грацией. Старых сивилл Микеланджело изображает скорчившимися, согбенными.
Равно как и остальные четыре сивиллы, Ливийская, выполненная Микеланджело в 1511 году, безупречно вписывается в грандиозный ансамбль бесценных произведений Сикстинской капеллы. Хотя на фреске Микеланджело сивилла является белой женщиной. На иллюстрации из книги Тайное искусство Микеланджело изображена Кумская Сивилла – панель из Сикстинской капеллы.
Наиболее известным изображением сивилл является цикл фресок работы Микеланджело в Сикстинской капелле.
Тревога и волнение отразились на его лице. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. Действительность не оправдала их надежд.
86-91. Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. Илл. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка.
1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. 48-55. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику.
Эрмитажная статуя опустившегося на корточки мальчика была, возможно, предназначена для украшения антаблемента неосуществленной парной гробницы Медичи. это сам Микеланджело и символ всей его жизни. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. 170. 33, 34. Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать.
21, 22. Это люди, обладавшие необычайным даром предвидения и редкостными душевными качествами. Он то и дело требовал, чтобы художник пустил его к себе наверх и показал свою работу.
Этому его научила скульптура. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. В своем труде «О Граде Божьем» Аврелий Августин указывает на то, что сивилла из Эритреи предсказала пришествие Христа: «Звуки суднои трубы раздадутся и лик земли потом покроется.
81-84. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. Илл. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений.
« мастерство это поднялось еще выше и показало себя куда более великим в пяти сивиллах и семи пророках, написанных здесь с высотой каждой фигуры в пять локтей и более, во всех разнообразных их позах, в красоте тканей и разнообразии одежд, как и вообще в чудесных выдумках и рассудительности художника, почему они кажутся божественными всякому, кто различает страсти, которыми охвачены каждая из них». 6. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. Илл. Другие говорят, что она пришла из малых городов и была дочерью Ламия сидонянина. В качестве спасителей народа тут выступают победивший Голиафа Давид, убившая Олоферна Юдифь, раскрывшая козни Амана Эсфирь и даровавший евреям воду медный змий.
171. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. Практически все время он занимался живописью в полном одиночестве.
Илл. В Мадонне Дони Микеланджело с редкостной последовательностью реализовал свое понимание живописи, которое он четко сформулировал в ответе на запрос гуманиста Варки: Я говорю, что живопись, как мне кажется, считается лучше тогда, когда она больше склоняется к рельефу и что рельеф считается лучше, когда он больше склоняется к живописи. Работая над гробницами Капеллы Медичи, Микеланджело крайне тщательно готовился к реализации своего замысла.
В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. По словам Варки, он предпочитал изучению грамматики в школе посещение церквей, где он копировал картины часто он убегал из школы, чтобы посмотреть, как работают художники и он охотнее проводил время с теми, кто рисует, нежели с теми, кто учится.
Статуя осталась незаконченной. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. 149. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности.
В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. История рассказывает о трагическом эпизоде, случившемся в начале VI века до н. э. 39. Вазари прямо пишет: Микеланджело создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, – так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять.
Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. Илл. Как статичный образ на холсте или экране может вобрать в себя время и пространство.
Фигура коренастая, сильная, мужественна. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом.
Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. Илл. Его мировоззрение приобретает трагический характер. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). При этом движение лишено всякой скованности. Петра (Музео Петриано). Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил.
Я должна многому научиться». 110, 112. По-видимому, это была статуя Вакха. Но все усилия напрасны.
Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Тело же её, превратившись в землю, произрастило траву.
Главной идеей «Потопа» является не всемирная катастрофа, а человек со всеми его сильными и слабыми сторонами. Что заставляет людей делать метки на плоской поверхности. Пришлось снова просить учителя о милости – переправить ее в царство Аида.
Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело.
После краткого пребывания в Венеции, он поехал в Болонью, где жил в доме местного патриция Джан Франческо Альдовранди с осени 1494 до конца 1495 года. 146-148. В результате побеждает грубая сила палачей, хотя представители мира униженных и оскорбленных мало чем уступают по своему атлетическому телосложению поборникам насилия.
В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. В правой части фрески он ограничивается унылой горизонталью пустыни, подчеркивая тем самым, что этот пейзаж служит местом горестного изгнания. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам.
Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. Например, деревянная модель собора св. Я сказал Папе, что, если я изображу одних Апостолов, впечатление будет бедным. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон.
Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. Илл. Илл.
Настойчиво прибегая к постоянным коррективам и улучшениям, Микеланджело избегал давать окончательное решение даже в модели. Илл. Но папа решил, что именно Микеланджело должен расписать потолок Сикстинской капеллы и потому не слушал никаких возражений. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту.
Исайя, «сильно углубившись в свои мысли, скрестил ноги и одну руку заложил в книгу, отмечая то место, где остановил свое чтение, локоть другой поставил на книгу, подперев рукой щеку, а так как его окликнул один из путти, что сзади него, он повернул к нему только голову, ничем не нарушая всего остального». Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Группа Победа, несколько необычная для Микеланджело по своему идейному замыслу и формальному решению, вызвала самые различные толкования.
В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). Его привлекают высокие идеалы, обобщенная универсальная форма, ясный, лишенный второстепенных деталей композиционный строй.
Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. Он победил. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Его рука сгибается к плечу. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны.
41. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. Он должен думать о смерти. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим.
С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Давид, 1501 – 1504. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению.
Девушка ответила: «Дай мне долголетие. Простенки между пилястрами второго этажа имели ниши, медальоны и прямоугольные углубления в стене для тех же статуй и рельефов. Галерея Уффици. Глубокие тени зрительно придают ее фигуре объемную выпуклость, рельефность.
В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. Петра. В них есть такая выразительность, равную которой можно найти лишь в поздних рисунках Рембрандта. Но как раз этого не произошло.
В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. Он снова отказался, после чего она сожгла ещё три и повторила предложение.
И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. Тарквиний внял мольбам советников и купил три оставшиеся книги. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий.
Илл. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу.
Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское.
Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. 5, 6. Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора.
Отсюда рождается трагизм этого образа, по духу своему близкого к флорентийской статуе апостола Матфея и к позднейшим статуям рабов. В этой фигуре прекраснейшим образом показана старость».
В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. Илл. Вот таким образом присутствие персонажей языческого мира в Сикстинской капелле вполне закономерно.
Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Его авторству приписывается «Книга пророка Даниила». Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Италия.
Известно, что Микеланджело преклонялся перед творениями Брунеллески известно также, что он очень высоко ставил Браманте, хотя тот и принадлежал к враждебной ему в Риме партии. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Илл.
Карниз среднего пояса, непосредственно покоящийся на этих пилястрах, получил раскреповку, что позволило поставить на нем кубической формы седалища для фигур юношей. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа.
Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. Илл.
Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. 106, 113. «Не удастся ему ничего сделать, — говорили они.
Илл. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Их отражение видят, например, в фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле. Илл.
107, 108. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. Илл. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья.
Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. И тогда полностью раскрываются ее красоты. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи.
Она напоминает мощную лавину. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). Илл. Дельфийская сивилла (фрагмент росписи Сикстинской капеллы, Ватикан, Рим).
37. Лазарев писал: «Отправляясь от библейского текста, художник дает абсолютно новое претворение. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena).
Если первый написанный Микеланджело образ погруженного в медитативное состояние пророка Захарии над входом в капеллу по стилистике можно отнести к искусству XV века, то фигура Ионы по динамизму и экспрессивности уже характеризуется стилистическими особенностями искусства эпохи барокко. А это было уже совсем новым словом в архитектуре, обретавшей такую динамику и такую эмоциональность, равные которым было бы тщетно искать в зодчестве кваттроченто. Но во время долгих странствий его обожаемый отец, старик Анхиз, умер.
Он действует только словом. 136.
Илл. Илл. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. Самовольный отъезд из Рима, без папского разрешения, был неслыханной для того времени дерзостью. Это помогало ему сохранять чувство целого.
Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой.
Илл. Илл. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. 119, 111. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици.
Илл. Микеланджело не желал, чтобы его посещал даже папа. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). Их он посвящал и дарил своим друзьям – Себастьяно дель Пьомбо, Томмазо Кавальери, Виттории Колонна, Донато Джаннотти, Луиджи Риччо.
Вот таким образом он на время отказался от предшествующих замыслов. Это был первый случай со времени античности, то есть более чем за тысячу лет, появления монументальной статуи обнаженного героя в публичном месте.
Сначала он намечал на этой плоскости контур будущей статуи и затем удалял ненужный материал в наиболее выступающих частях фигуры. В целом колористическая гамма лишена крикливой пестроты, от которой нередко так страдают кваттрочентистские фрески. Тогда Папа позволил мне действовать по моему усмотрению».
Илл. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон.
Недаром они украшали пилястры. Левая рука, освободившая лицо от покрывала, как бы застывает в воздухе, не завершив начатого движения.
Считается, что иконографические образы античных предсказательниц художник почерпнул в труде Филиппо Барбьери (Filippo Barbieri, «Discordantiae sanctorum doctorum Hieronymi et Augustini», 1481), в котором теолог доминиканец XV века описывает сивилл их внешний вид, возраст, манеру одеваться и сопровождает описание известными пророчествами. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка.
Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы.
Для него всегда самым трудным было объединение статуарного типа фигур в одну неразрывную группу. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии.
Эритрейская сивилла, пророчица II тысячелетия до н. э. из малоазийской Эритреи, как отмечал христианский писатель IV века Лактанций, пророчествовала о едином Боге: «Только один есть Бог, Высочайший и все сотворивший: небо, яркое солнце, луну и горящие звезды и плодородные земли и воды глубокого моря Чтите только Его, единого мира Владыку, Он лишь Сущий от века и впредь и вовеки пребудет». Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Однако и здесь царит дух отчужденности.
Этот прелестный жанровый мотив, несколько необычный для Микеланджело, так понравился Рафаэлю, что он скопировал его в рисунке и дважды использовал в своих работах. На центральном поясе свода представлены в хронологическом порядке от алтаря ко входу в капеллу девять эпизодов из Книги Бытия: «Отделение света от тьмы», «Сотворение светил и растительного мира», «Отделение суши от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из Рая», «Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп», «Опьянение Ноя». Между фигурами нет внутренней связи, они разобщены и каждая из них как бы обречена на тяжелое одиночество. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом.
Но едва лишь он принялся за дело, как чуть было не пришлось отказаться от работы. Будучи провозвестниками Христа, пророки и сивиллы провозглашают христианство.
Правой рукой пророк опирается о скрижали завета, левой перебирает пряди ниспадающей на грудь длинной бороды. Но не всегда власть и сивиллы понимали друг друга. Для мастера это было единственным средством выразительности. 47.
Таким образом, перед Микеланджело стояла задача расписать люнеты над окнами, распалубки и потолок, причем он должен был связать тематику своих фресок с тематикой росписей кваттрочентистских мастеров. 114, 115. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). Зато вид группы справа мало удачен. Флоренция. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование.
Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). За Микеланджело постоянно следили римские агенты Козимо и регулярно доносили герцогу о любом шаге художника. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи.
На самом же деле мастер ничего не иллюстрировал, а воплощал в пластических образах мир своих чувств и мыслей, навеянных тем, что его окружало в конкретной действительности и что он не мог как всякий великий художник не отразить в своем творчестве. 92, 93, 94. На табличках внизу под тронами, которые поддерживают путти, указаны их имена.
Илл. Об этом шедевре искусствовед В. Н. Илл. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно.
Это предназначенные для украшения гробницы Св. И по всей видимости, это были одни из самых влиятельных теологов начала XVI века — Марко Виджерио и Эджидио да Витербо. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе.
Петра. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. 97, 98. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери.
Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. Даже во времена империи к ним тайно обращались за советами. Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Только иногда он приглашал подмастерьев, чтобы те под строгим его контролем могли подготовить краски.
Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. 3, 4. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. 17, 18, 19, 20. Но и Микеланджело не любил, чтобы ему мешали, вот таким образом не пускал Юлия II. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов. 16.
Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Но уже три года спустя из-за быстро менявшейся политической ситуации, этот договор был аннулирован и заключен новый, на этот раз ограничивавший масштабы двух первоначальных проектов. В некоторых фигурах художник выражает неприкрытое чувство отчаяния и столь безмерную душевную усталость, что у зрителя невольно создается впечатление, будто он видит перед собою восставшие из дантова ада погибшие поколения. Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. Дар долгой жизни не предусматривал вечной молодости.
86-88. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности.
Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. И только в тех случаях, когда это необходимо. Илл. Но роспись обладает и другим аспектом.
Илл. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа.
Петра. Юлий II ничего не хотел слышать и не успела еще улечься пыль от разобранных лесов, как 1 ноября 1509 года капелла была открыта. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. Недаром его любимым материалом была бронза.
В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. Причем их дар развивался под покровительством Аполлона. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными.
Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб.
е. уважением классической традиции). Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы.
Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. Возрождение. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции.
Марк Теренций Варрон писал в I в. до н. э., что за столетия до того, в период 50-й олимпиады, Кумская сивилла, под видом старухи, «которая не была жительницей страны», тайно прибыла в Рим. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи).
В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя.
Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц.
Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти.
Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины. Микеланджело писал фреску жидкими красками по влажной поверхности.
Илл. По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). Илл. Ок. И я только бесплодно теряю время.
Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. 185, 186. По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами. 46.
В городе все кипело и бурлило, фракции и партии вступили в яростную борьбу друг с другом, общая обстановка накалялась с каждым днем. 135, 139.
Диаметр 120 см. Он стал уже высекать статую св. И потому мне всегда казалось, что скульптура – светоч живописи и что между ними та же разница, что между солнцем и луной. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. Вот таким образом Кумская жрица медленно старела, пока не превратилась в высохшую старуху.
Микеланджело родился 6 марта 1475 в Капрезе, в Тоскане. 109, 111. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело.
С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл.
Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Это человек действия (vir activus). В царстве Аида Кумская сивилла провела Энея на елисейские поля (Элизиум), где собираются души умерших.
Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки.
Их ритм нетороплив их словарный фонд не так уж богат их рифмы далеко не всегда безупречны. Илл.
Илл. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. Они ввели его в круг идей платоновской академии и приобщили к той философии флорентийского новоплатонизма, в которой гуманистическое учение о высоком достоинстве и высоком призвании человека своеобразно сочеталось с доктринами позднеантичных новоплатоников и раннехристианских писателей. 131, 132.
Она буквально потрясает своим величием и своей мощью. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Микеланджело полностью подчиняет его форме.
Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. Высыхая, красочный слой прочно закреплялся на стене.
1490-1492. Они написаны в более живописной манере, светотень стала мягче, колористическая гамма выиграла в тональном единстве. Илл. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин.
Он был нетерпелив до предела и постепенно им овладевало все большее нетерпение. Илл. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа.
130. Петра со стороны апсид. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. — Стенная живопись — это нелегкое дело, не справится с ней этот тщеславный молодчик.
И это приводит к трагической разобщенности образов. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Илл. Он избегает детализированной характеристики места. Илл.
И так 17 февраля 1563 года, по флорентийскому исчислению (что по римскому было бы в 1564 году), Микеланджело ушел из жизни. Илл. В борьбу включился и Микеланджело.
Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. 38. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. 151.
Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Илл. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики.
Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. В этой группе тоже все по-разному реагируют на происходящее. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение.
А дело было так. Сохранился замечательный эскиз к росписи, выполненный сангиной, запечатлевший отдельные моменты поиска художником наилучшего способа передачи движения (1512, Метрополитен-музеи, Нью-Иорк). Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань.
С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Но школярская учеба не привлекала мальчика. Статуи и рельефы Бертольдо во многом перекликаются с тем, что мы находим в картинах и фресках братьев Поллайоло, Боттичелли, Филиппино Липпи. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций.
Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. Стены Сикстинской капеллы, расчлененные карнизами на три зоны, были расписаны предшественниками Микеланджело. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке.
Илл. Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой.
Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. И Аполлон подарил своей ученице века жизни. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин.
Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. Но какой ценой. И в этом трудность этой работы и к тому же это не моя профессия.
И так она прорицала в оракулах и творила чудеса. Республику отныне возглавлял гонфалоньер, которым был избран пожизненно Пьетро Содерини, доброжелатель и поклонник Микеланджело. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона).
Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. По своей универсальности, по величию и глубочайшей продуманности своих творческих замыслов, по страстной убежденности и нравственной чистоте Микеланджело намного превосходит своих современников. Илл. Это, конечно, не так.
В свое время она получила от Аполлона в дар способность видеть будущее. Поклонник Савонаролы, чья высоко нравственная личность и чьи громовые проповеди оставили глубокий след в его сознании, Микеланджело избегал контактов с папским двором, который к этому времени начал рассматривать доминиканского монаха как злейшего еретика. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями.
Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. 150. 155. 182, 187, 188, 189.
Страдая и мучаясь от сознания, что погибли все те кумиры, которым он поклонялся в юности, Микеланджело все более уходит в мир глубоко личных переживаний. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Эту постыдную работу продолжали и позднее.
Собираясь приступить к работе над статуями для гробницы, он узнает стороною, что Юлий отказывается от оплаты заготовленного мрамора. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного.
В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. В действительности оно так и получилось.
Илл. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо.
В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера.
И как ни высоко склонны мы расценивать его старческие работы исполненные уже по достижении семидесятилетнего возраста и поражающие глубиной замысла и высочайшей одухотворенностью, в них все же не найти былого мастерства, былой верности глаза и точности руки. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. Микеланджело и в живописи мыслил как скульптор вот таким образом фреску потолка Сикстинской капеллы он «заселил» сотнями скульптурных образов, дремавших в его душе.
183. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. В таком теле ее и изобразил Микеланджело. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию.
Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Илл. 158, 159.
Илл. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. Согласно греческой мифологии, кумская сивилла была греческой жрицей, покинувшей Эрифры и жившей в городе Кумы (Италия).
Чтобы вызвать у зрителя впечатление богатства и пышности райского сада, художник изображает лишь несколько покрытых листьями веток и намечает волнистой линией землю. Илл. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica).
Это два составных звена единой архитектурной концепции. В сильных, мощных телах чувствуется прямое воздействие античной пластики, которую Микеланджело никогда не переставал внимательно изучать. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. Видя, что Его Святейшество упорствует, Микеланджело решил, наконец, за это взяться.
Правда, за этот свод мудрости Демофила запросила огромные деньги. Арсенал его технических приемов был безмерно богат. После Тридентского собора 1545 года развитие пошло совсем иным путем и для индивидуальных религиозных исканий более не осталось никакого места. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема.
При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. Позади него развевается огромный, надутый, как парус, плащ, позволивший охватить все фигуры замкнутой силуэтной линией.
В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. На всем его искусстве лежит печать прозаизма, а это было как раз совершенно чуждо Микеланджело. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. 79, 142. Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим. Архитектор Донато Браманте (по версии Кондиви), завидуя превосходству Микеланджело, присоветовал папе Юлию II поручить флорентийскому скульптору расписать своды Сикстинской капеллы.
Но этим роль античного наследия не была исчерпана. Жрецы этих святилищ относились к свиткам трепетно и почтительно, вынимали лишь в случае крайней необходимости, когда нужно было сверить с ними судьбы государства. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело.
Так как в христианском мировоззрении многие пророчества изреченные Сивиллами, обрели тесную связь с отдельными частями Священного Писания. Илл. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью.
Кроме того, необходимо было сконструировать особые строительные леса. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. 10, 11, 12.
Илл. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж).
После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности.
Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою.
Петра, с чем папа был полностью согласен. Между сентябрем 1501 и апрелем 1504 года Микеланджело создал статую Давида, одно из лучших своих произведений. Фигура погружается в сон. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. Она по-старчески дальнозоркими глазами смотрит в огромный фолиант.
Микеланджело обыграл здесь с замечательным искусством контраст между предчувствующей грядущую трагедию матерью и беззаботным ребенком. В результате они предстают зрителю трагически одинокими. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане.
Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia).
По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. Вазари прямо пишет:. Они не просто сидят: они живут, думают, двигаются, волнуются, переживают, страдают. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода.
Прежде всего он заботился о своем отце и четырех братьях. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. Илл.
В общей композиции Микеланджело несомненно отправлялся от позднеантичных саркофагов, но он дал уже чуждое античности живописное понимание группы.
И вот таким образом вдвойне выразительны эти две протянутые навстречу друг другу руки, символизирующие мир земной и мир астральный. Пейзаж пустынен и гол. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства.
109-112, 116-119. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. 99, 101, 102.
Рассматривать роспись свода Сикстинской капеллы следует как одно единое целое. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре.
Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. И здесь его постигает страшный удар.
Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал.
Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. Таким представил его и Микеланджело. 134.
145. 5. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи.
Илл. Ей была предназначена и долгая жизнь, которая должна была длиться столько, сколько жрица будет находиться вдали от родной земли. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом.
Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. Моисей. В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. Он был сыном мелкого чиновника.
Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. Иоанна ребенком и тут же из другого куска мрамора спящего Купидона натуральной величины и когда он был закончен, через Бальдассарре дель Миланезе его как вещь красивую показали Пьерфранческо, который с этим согласился и сказал Микеланджело: Если ты его закопаешь в землю и потом отошлешь в Рим, подделав под старого, я уверен, что он сойдет там за древнего и ты выручишь за него гораздо больше, чем если продашь его здесь. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. В настоящее время она стоит во флорентийском соборе, причем ей придано верное положение, которое было впервые научно обосновано П. Я. Павлиновым. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах.
Да поможет мне Бог». Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Римский папа одобрил затею, призвал к себе Микеланджело и повелел тотчас начинать эту работу.
Со времен античности на Западе не воздвигалось ничего подобного для отдельного человека. В двенадцати люнетах над окнами и в двух люнетах на противоположной к алтарю стене — предки Христа. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты.
Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. Ее сложнейшая поза одновременно отражает два действия, как пишет Вазари, «одновременно и встать и захлопнуть книгу: вещь труднейшая, чтобы не сказать невозможная, для любого (художника), кроме ее создателя».
Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Однако художника все время не покидало ощущение, что он занимается не своим делом.
Это были тяжелые годы. Тот же принцип контрастности повторяется в отдельных членах. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир.
О душе же её он баснословит, что это лик, являемый луной. Среди них мужчины, женщины и дети. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки.
Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. С одной стороны — замкнутая линия, с другой — ломаная и подвижная. 23, 24. Художник охотно принял это предложение. Эти три фигуры, обладающие огромной пластической выразительностью, завязаны в тугой композиционный узел.
Илл. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее.
Петра была без аттика, а, возможно и без фасада и купола, чтобы оставить открытой возможность изменить эти части в соответствии с общим впечатлением от тела здания. Работа Микеланджело над этим изображением длилась 4 года. (Флоренция, Музей Буонарроти. )В 1488 году отец отдал тринадцатилетнего Микеланджело учиться в боттегу (мастерскую) Доменико Гирландайо, который в то время почитался одним из лучших мастеров не только во Флоренции, но и по всей Италии. 126.
Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера.
Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. И этой же цели служит цвет.
Возможно, что Микеланджело вложил в нее горечь разочарования, порожденного трагедией гробницы.
Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений.
Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Его гений искал более широкого поля деятельности. Ее раздирали непрерывные войны, вторгшиеся в нее испанские и французские войска поколебали веру народа в возможность национального объединения, целые области и многие города становились жертвами насилия и грабежа.
Моисей восседает в торжественной позе. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. Дерево, масло.
75-78. Такой ее и изобразил Микеланджело. В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. Он одновременно утверждает реальную архитектуру и дает ее рельефное истолкование и расширяет ее и ограничивает».
Все остальные архитектурные работы Микеланджело, отличающиеся наибольшей зрелостью, связаны уже с Римом. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. В восьми треугольных пазухах свода — жанровые сценки с участием библейских персонажей. Илл.
Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет.
В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. Проведенные твердой рукой линии не ограничивают плоскость, а выявляют объем и без того достаточно сильно выявленный светотеневой моделировкой. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок).
Действие, происходящее на земле, развернуто по контрасту, в трехмерном пространстве, на фоне пустынного, безмолвного пейзажа. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску.
Микеланджело изобразил тех, кто предсказал явление Христа в мир. Напротив Персидской сивиллы — пророк Даниил. Я ему ответил, что Апостолы и сами были людьми небогатыми.
Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. 116-119. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Одни хотели придать этому храму, учитывая его исключительно большое значение для всего католического мира, традиционную форму базилики, другие ратовали за центрально-купольное решение.
К сожалению, до нас дошло лишь около 10-12 моделей Микеланджело, а в свое время они исчислялись многими сотнями и их чрезвычайно ценили художники и коллекционеры XVI-XVII веков. У ног Христа, справа, восседает на облаке св.
Цикл фресок должен был иконографически расширить тему, заданную росписями, рассказывающими об истории Моисея и Христа, выполненными художниками в конце XV века и представить историю человечества эпохи «ante legem» («до Закона»), то есть до того, как Моисею на горе Синай были даны Богом «Десять заповедей». Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. 173.
Спасшийся после падения Трои принц Эней, забрав с собой отца, маленького сына и своих выживших воинов, решил отплыть к далеким берегам Италии. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы).
Начатых работ Микеланджело не показывал никому. Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. На втором плане один путто разжигает лампаду, как символ предсказания. Биографы знаменитого художника отмечают: «Переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии».
80. Не везде это проявлено в равной степени. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей.
Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Илл. Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo).
Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына.
Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. И он верил в безграничные возможности человека, которого он рассматривал как венец творения. Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. 184.
Однако она не подумала испросить у бога продления молодости и потому медленно высыхала, пока не превратилась в крошечное сморщенное существо, мечтающее лишь о смерти. Расположенные на втором плане картины параллельно со святым семейством, фигуры обнаженных позволяют художнику показать свое исключительное мастерство в передаче мускулатуры человеческого тела и игры светотени на поверхности рельефно выписанных форм.
Необыкновенно экспрессивный образ. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. Илл. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. Илл. Илл.
Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св. «В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения Тогда он записал этот сон изложив сущность». На самом же деле между ними лежала бездна. 32.
Поддерживаемый живописцем Франческо Граначчи, его близким другом и единомышленником, он поступил в 1488 году в мастерскую известного живописца Доменико Гирландайо, где пробыл около года. Борьба сил проявляется и во взаимоотношениях между обрамлением и заполнением: пилястры сжимают размещенные в простенках окна и ниши, нарочито тяжелые обрамления которых усиливают конфликт.
Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы.
По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). Здесь все построено на контрастах. Лишь при таком синтетическом решении становилось возможным сделать из фасада зерцало всей Италии. 89-91.
По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Три года напряженнейшей работы пропали даром.
Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Илл.
Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. Они утратили волю. Илл. Внезапно раздался крик: мы пропали. 30), довольно точно передающая ее общий вид.
Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции.
В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67).
(Дан. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения.
Последняя была предназначена для хора старого собора св. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. В 1536 году в Рим приехала Виттория Колонна, маркиза Пескара, где эта 47-летняя вдовая поэтесса заслужила глубокую дружбу, вернее даже, страстную любовь 61-летнего Микеланджело.
Илл. 174. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. И результаты были самыми плачевными. Аполлон сжалился, но к богу мертвых верную ученицу не отпустил, а забрал к себе на Парнас и напоил священной амброзией. 174.
Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. Тут столкнулись два сильных характера. Всех их увлекает один неумолимый поток движения, все они извиваются и корчатся от охватившего их страха и ужаса. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело.
Тем самым ей отводится центральное место. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. Таков и образ могучей Дельфийской Сивиллы. 1515.
Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов.
Илл. Илл. Фигура победителя дана в настолько сложном контрапосте, что у зрителя невольно создается впечатление известной нарочитости и искусственности запечатленного здесь мотива движения. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Таков, несомненно, был его основной замысел.
Илл. Особенно выразительна правая фигура.
Вероятнее всего, он сотрудничал с богословами папского двора и следовал их указаниям. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла.
Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок). Работал он над ней медленно и с большими перерывами. Илл.
Справа на скале группа беженцев пытается укрыться от ливня под большим куском холста. Может, вот таким образом именно Кумскую сивиллу итальянские художники (Андреа дель Кастаньо, Рафаэль, Тициан, братья Карраччи и др. ) изображали чаще всего.
Илл. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. С флорентийским периодом связаны и самые ранние из дошедших до нас живописных произведений Микеланджело. Илл.
Мраморный барельеф. 2. Уже с юных лет его увлекали героические идеалы и благонамеренные бюргеры, жизнь и быт которых так любил изображать в своих фресках Гирландайо, ни в какой мере не интересовали молодого художника.
Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. Плавный полет Творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. В результате подобной практики ни одно из построенных по проекту Микеланджело зданий точно не соответствовало тому, что он хотел видеть воплощенным на заключительном этапе творческого процесса.
Это было время, когда процветало виртуозное по форме, но пустое по содержанию стихоплетство, когда нарочито темные либо изощренно грациозные петраркизмы ценились на вес золота. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло.
Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. Илл. Книги впоследствии хранились в храме Юпитера на Капитолийском холме в Риме и обращались к ним за указаниями только в чрезвычайных ситуациях (например, во время эпидемии 293 г. до н. э., после поражений на начальном этапе Второй Пунической войны). В угловых распалубках — драматические библейские истории «Юдифь и Олоферн», «Давид и Голиаф», «Медный змий», «Наказание Амана».
Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). Но тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация.
Можно ли верить фотографиям. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению.
В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл.
Между прочим, этот сюжет послужил основой поэмы «Энеида» римского поэта Вергилия. На протяжении понтификата Льва Х политические превратности не оставляли Микеланджело.
Но плата за обеспеченность художника была дорогой. 13, 14, 15. Он даже не дотрагивается до нее. С помощью сильно выработанных архитектурных членений он сумел объединить все живописные изображения в единую систему, стройную и логичную. Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора.
Рисунок в натуральную величину Микеланджело выполнял заранее на картоне, а потом переносил его на подготовленный слой штукатурки используя технику «припороха». Пророки и сивиллы Микеланджело — шедевр из шедевров изобразительного искусства. Важнейшим элементом композиций являются свитки и книги. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. 122-125. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах). Ева послушно следует слову творца. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости.
Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. И здесь бог изображен в активном действии. Охваченный потрясением от явленного ему, Иона словно откидывается назад, свешивая ноги над головами зрителей и, запрокидывая голову, обращает свой взор на сцену «Отделения света от тьмы», символически соединяя тем самым Ветхий и Новый Заветы. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8).
Что показывают картины: правду или ложь. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. Детство его прошло частью во Флоренции, частью в сельской местности, в родовой усадьбе. Его правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута. 140, 141.
Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. И это понимает только один человек – апостол Петр. Старуха снова превратилась в девушку, к тому же обретя бессмертие. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов.
Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). Слева мы видим райский сад. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино.
Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. Илл. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями.
Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. А другой — протирает себе глаза, как символ пробуждения души, озаренной светом знания. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. Император Август перевёз их в храм Аполлона на Палатине, где они оставались в течение большей части императорского периода в истории Рима.
36. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле.
155, 156. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 г., когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около 29 лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей. все члены изменяются по ширине и длине во время движения.
Причем художник трудился в полулежачем положении на неудобных подмостках. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). Этот потрясающий контраст между цветущим девическим телом и обитающей в нем смертельно усталой душой возносит статую Авроры на высочайшие вершины искусства.
25, 26. Фигура как бы стремится высвободиться из камня, камень же держит ее в своих жестоких объятиях. Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. Этот жест символизирует молчание.
Он закончил и мраморного Моисея высотой в пять локтей (235 см. ) и со статуей этой не может по красоте сравниться ни одна из современных работ.
В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Илл. Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу.
В них Микеланджело воплотил два полярно противоположных характера, которые полностью раскрываются и обретают свой глубокий внутренний смысл лишь при сопоставлении друг с другом. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. Тогда царь по совету авгуров купил уцелевшие книги за первоначальную цену. Прожил до 18 февраля 1564 года.
Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет.
56-71). 1. Совсем необычен иконографический тип Мадонны. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо.
Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. Он не боится самых смелых контрапостов используя их как средство выражения внутренней взволнованности.
К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. 7, 8. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело.
Однако подготовительный картон художник использовал не всегда. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. Эскизный характер фигуры Крестителя, едва намеченная правая рука Марии и местами совсем сырые части фона не оставляют сомнения в том, что мы имеем здесь незаконченное произведение Микеланджело. Он побежден. 159.
Их задача – не отвлекать от рассказа о деяниях человека, его характере и страстях, а служить лишь фоном. Когда Папа спросил: почему. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. Она предложила девять книг-пророчеств царю Тарквинию.