Подозрение о том, что под «Синей комнатой» может разместиться еще одно творение великого художника, у ученых зародилось еще в 50-х годах прошлого столетия. Портрет неизвестного мужчины обнаружили исследователи под одним из ранних произведений знаменитого художника Пабло Пикассо "Синяя комната" (1901), который хранится в Собрании Филлипс в Вашингтоне. Картина Анри Ле Сиданэ Синяя комната: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
18-летний художник жил в Париже, сильно бедствовал и работал день и ночь. А еще о твоем собственном восприятии, которое легко загоняется в любое удобное русло. Тогда можно полагать, что «Голубая комната» — есть его внутреннее пространство. Когда видишь «The Blue room» впервые, чувствуешь себя свободным, готовым в любую секунду окунуться с комфортом в хаос. Чуть в стороне от стула располагается деревянный стол, накрытый приборами.
Так вот, на ивановском рисунке Гоголь изображен идеально выбритым. Кураторам «Игроков» удается соединить эти противоположности, сочинить и разыграть коммуникативный аттракцион редкого остроумия и качества. В экспозиции картину сопроводили табличкой, сообщавшей, что работа лишь приписывается Винсенту Ван Гогу и, возможно, принадлежит кисти «неизвестного мастера конца XIX века». 108, 5х221Задание, которое мы выполняли на экспозиции Анри Матисса, не казалось сложным. Тоже нормальный, на первый взгляд, ход, который, правда, если внимательно к нему приглядеться, полностью меняет представление о выставке в «Новом крыле». В экспозиции картину сопроводили табличкой, сообщавшей, что работа лишь приписывается Винсенту Ван Гогу и, возможно, принадлежит кисти «неизвестного мастера конца XIX века».
Этот цвет подчеркивается несколькими висящими на деревянной вешалке вещами. Картина притягивает к себе внимание зрителя. Другие его картины, написанные в данный период, также изображают идеальную турбулентность. Это окно выделено ярко чёрными ставнями. С этим путеводителем можно пройти анфиладу разноцветных залов обратно (все равно в «Новом крыле» другого выхода не будет: синяя комната – это тупик), внимательно сверив внезапно открывшиеся обстоятельства со своими недавними впечатлениями. В числе любимых художников Елена указывает Поля Сезанна, Анри Матисса, Винсента Ван Гога. Благодаря рентгену эту теорию удалось проверить в 1990 году.
Так было с изображенным в левом углу окном. Возможно, мемориальная выставка, посвященная этому безнадзорному шедевру интересна «новыми сведениями о человеке», про которого, кажется известно все до мелочей. Теперь остается установить, с кого он написан. Подозрения о том, что под верхним слоем «Синей комнаты» скрывается еще одна картина зародились у ученых еще около 60 лет назад, так как мазки в некоторых ее частях не совпадают с композицией.
Вероятно, каждый из нас сумел бы нарисовать свою такую «внутреннюю» комнату, вот только какого цвета она будет, решать вам. Когда исследователи изучили «Синюю комнату» при помощи инфракрасных технологий, они обнаружили на картине под слоем краски загадочного человека в галстуке-бабочке. Хотя работа смотрится мрачно, многим она кажется умиротворенной и расслабляющей.
Разрешить сомнения удалось уже в XXI веке немецким ученым. Мы не знаем, кем он был и почему Пикассо нарисовал его. И, в отличие от букета их Ван Гог упоминал в одном из писем своему брату Тео. Оно выглядит несколько ярче, чем все убранство вокруг. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. На первый взгляд, его картины, кажется, похожи на набросок, где поверхность покрыта большими плоскостями благородного яркого цвета. На выставке много и других удивительных артефактов.
Ещё в начале недели зародилось сомнение, то ли это чем мне показалось в начале. Изображенная женщина, предметы на столе перестают быть сюжетом картины им становится цвет. «Пикассо не мог покупать новые холсты каждый раз, когда ему в голову приходила идея и он хватался за кисть, - рассказала журналистам агентства AP Сьюзен Берендс Фрэнк, куратор Phillips. - Иногда он работал на картоне, так как холсты были намного дороже». Специалисты давно подозревали, что под «Синей комнатой», которая находится в Phillips Collection с 1927 года, может быть что-то еще, так как отдельные мазки уж очень не соответствуют изображению женщины, принимающей ванну в студии Пикассо. Впервые на странные мазки специалисты обратили внимание еще в 1954 году, однако только в девяностые годы прошлого столетия картину в первый раз просветили рентгеновскими лучами.
И это задает кураторам сложнейшую загадку: носил ли Гоголь в Италии бороду. Тем более что «Игроки» – пьеса о таком же театрализованном обмане простака, попавшегося на удочку опытным аферистам.
Там еще памятник во дворе стоит – знаменитый «андреевский скорбный Гоголь», который не понравился «советскому правительству» и оттого был задвинут во двор недалеко от Арбатской площади. Стены в комнате покрашены в удивительный голубой цвет. Тогда станет понятно, что выставка эта глубже размышлений о музеефикации и «инерции жанра», она – об общих механизмах коллективной памяти. Например, анализ показал, что Пикассо в значительной мере переделал «Жизнь», которая висит в Музее искусств Кливленда. Так что ничего удивительного в том, что он порой рисовал на старых холстах, нет. Наверное, вот таким образом искусствоведы не очень сильно удивились, хотя, конечно и обрадовались, когда при помощи новейших технологий обнаружили под одной из ранних картин Пикассо – «Синей комнатой» портрет мужчины в галстуке-бабочке. Сейчас специалистам из галереи Phillips Collection в Вашингтоне предстоит, как детективам, определить личность таинственного незнакомца.
— Символика синего богата и многогранна. «Голубая комната» является одним из произведений Пикассо написанных в так называемый Голубой период, который, в свою очередь, был довольно сентиментальным. На картине фламандского художника Винсента Ван Гога «Спальня в Арле», являющейся одним из шедевров мирового искусства изображена простая атмосфера дома в недорогом убранстве. На этой картине изображены простые вещи. С точки зрения архетипа синий цвет воплощает женское начало. «Игроки» не самая известная пьеса Николая Гоголя, причем с неочевидной судьбой. «Новое крыло» – недавно образовавшееся выставочное пространство в мемориальном музее-библиотеке Николая Гоголя, в том самом особняке графа Александра Толстого, где великий русский писатель умер.
Насыщенный и яркий, даже агрессивный красный становится главным героем на полотне. «Игроки» – четвертая, но, кажется, первая, целиком посвященная Гоголю и сделанная вроде бы по всем правилам мемориально-биографических экспозиций, которые ждешь, попадая в подобное место. Под верхним слоем обнаружили какое-то смутное изображение. Живопись художника сложна для восприятия обычных людей, но в неё он вкладывал всего себя. Найдена также вторая картина и под «Женщиной за глажкой», находящейся в нью-йоркском Музее Гуггенхейма.
В этом эксперименте я выяснила, что для меня важны оба этапа знакомства с произведением. Именно вот таким образом находки, сделанные в процессе подготовки «Игроков», а теперь развешанные по стенам, тянут на маленькую революцию в гоголеведении. Франция 1908Холст, масло.
Игровым. С некоторых пор «Дом Гоголя» активно развивается, в «Новом крыле» прошло уже три выставки. На одном из них – узнаваемое гоголевское лицо, но почему-то с бородой. На дальней от зрителя стене находится окно.
Пол в комнате выложен простыми деревянными досками. В римском зале, окрашенном в темно-красные тона, поместили недавно переданные в «Дом Гоголя» дагеротипы. Все это выглядит довольно трагично.
И, в отличие от букета их Ван Гог упоминал в одном из писем своему брату Тео. Единственный ранее известный портрет Гоголя периода работы над «Мертвыми душами» (прозаик в окружении римской колонии русских художников), помятый подлинник которого висит тут же, показывает его без бороды. Я остановилась у картины Анри Матисса «Красная комната (Гармония в красном)». Судя по всему, это рубашки.
Тем более что рядом висит фотокопия рисунка Александра Иванова, который тоже ведь создавал свое величайшее творение («Явление Христа народу») именно в Италии. На столе стоят кувшин, ваза и небольшая миска. Оно было настолько неясным, что тогда даже не поняли, что это чей-то портрет. На помощь пришла наука. Тут или воспоминания или непосредственность взгляда. Однако на своей картине «Звёздная ночь» Ван Гог в действительности изобразил идеальную турбулентность. В 2008 году специалисты из Собрания Филлипс, Национальной галереи искусства в Вашингтоне и Корнельского университета при использовании инфракрасныых лучей получили нечеткое изображение, а на прошлой неделе смогли разглядеть портрет во всех деталях.
Это ведь даже не соц-артистский Хармс (Гоголь «очень любил детей»), но вполне актуальный, воспользуемся неологизмом Михаила Золотоносова, «переборхес», настоянный на работе с готовыми информационными блоками. Или же это один из «карнавальных образов» человека, любившего розыгрыши и театральность в быту. Турбулентность и турбулентный поток труднее описать, чем квантовую механику. Важно ли знать что «Красная комната» написана в 1908 году в Париже, что вдохновением Матиссу служила поездка в Алжир и мусульманский орнамент. На левой части картины располагается простой стул, обитый зеленой тканью.
Между столом и кроватью находится небольшой стульчик, размером которого несколько меньше. Сочетая литературную подкладку и технологии актуального искусства. Это помещение, плотно заставленное всевозможными изображениями, показывает, как готовилась «данная выставка». Ещё один вопрос возник при моей «жизни с картиной»: насколько важна информация, которая стоит за произведением.
Мой читатель, не будем спешить и пойдем по порядку, тем более что для создателей выставки (кураторы Анна Румянцева и Алексей Трегубов) важнее всего оказывается именно четкий порядок экспозиции. Точь-в-точь как обнаженная женщина на картине. С тех пор вода отождествляется с животворной женской силой». Но так и не понятно, в чем ее магическая загадка. Это доказывает и название работы, она вся посвящена цвету, его различным оттенкам и сочетаниям. Разрешить сомнения удалось уже в XXI веке немецким ученым.
Вероятно, это портреты обитателей этой комнаты. Цвет моря, цвет неба в большинстве культур прямо указывает на духовный аспект бытия. Все мы знаем, что Пикассо из-за плохого финансового положения не мог позволить себе покупать холсты, вот таким образом он решил нарисовать «Синюю комнату» поверх неоконченного портрета человека с галстуком-бабочкой. Художник изобразил эти доски так, как будто эти доски давно истерлись. Но несмотря на это, голландский Музей Крёллер-Мюллер приобрел полотно.