Но все это я привел как бы в форме вступления, пред демонстрацией своих первых работ выполненных в технике «синтетического кубизма».
Теория кубизма складывалась постепенно и без участия его основоположников. Речь идет о «погружении» мира в единственную тональность, о появлении между глазом художника и миром иллюзорных очков. средства. взаимосвязи и взаимоотношения видимого мира.
Он сложился под влиянием африканской скульптуры и работ Сезанна. считали высшим воплощением красоты не человеческое тело, а машины и самолеты. Английский искусствовед Эрнст Гомбрих выводит истоки кубизма из творчества французского художника Поля Сезанна, приводя как пример его работы «Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю» и «Горы в Провансе», а также его ответ на письмо молодого Пабло Пикассо: «В одном из писем Сезанн рекомендует молодому художнику рассматривать натуру как совокупность простых форм— сфер, конусов, цилиндров. Он зародился в начале ХХ века. нию форм вещей, существующих как бы вне оценки, симпатий и антипатий, чувств людей, точно просвечиваемых рентгеновскими лучами.
Stuttgart, 1982 Essential Cubism: 1907-1920. Пикассо начал писать ее в 1906, по окончании своего «розового периода». Искусство отказывалось что-либо изображать, но начинало создавать нечто свое — новую реальность, до сих пор не существовавшую, пока, правда, на основе конструктивных и конкретных элементов самой реальной действительности. Актуальность темы. Начинает господствовать натюрморт с муз.
Кубизм был реакцией на художественные произведения XIX-го века и особенно натурализм (литературно-художественное движение, которое заинтересовано в социальных и политических проблем своего времени). Theories et realisations. В 1911г.
К, возник как логическое продолжение аналитических исканий в искусстве некоторых представителей постимпрессионизма и прежде всего — Сезанна. Вышедший из кубизма, влияние которого он испытывал с 1911, Пит Мондриан после войны начал доводить «абстракцию до ее крайней цели – до выражения чистой реальности» («Plastic Art and Pure Plastic An», Wintenborn, New York, 1947). композиции, открыв тем самым путь и к геометрич. Это явление культурологи назвали «новым эстетическим чувством».
В этой работе прослеживается проработка художником геометрических форм (кругов, овалов и ромбов), направление линий рисунка к некоторой точке, а также нестандартный угол зрения: зритель смотрит на персонажей как бы немного сверху и слева. У Пикассо обнаруживаются элементы неоклассицизма. Meditations esthetiques. Первая мировая война положила конец творчеству многих кубистов. Вместо того чтобы имитировать материал объекта, они наклеивали на полотно раскрашенные бумаги имитирующие сами материалы: дерево, мрамор, плетенье, ковры, они были приклеены или просто приколоты булавками на холст кроме них использовались вырезки из газет, коробки спичек, почтовые марки или визитные карточки.
В это время Пикассо создает костюмы к новаторским постановкам дягилевской балетной труппы, в том числе к балету «Парад» на музыку Сати. В кубистич. Особенно характерны для этого периода многие монументально-кубистич.
инструментами, бутылками, фруктами реже пейзажи с домами и портреты. Море, цветы, храм и кошмарный сон, раздробленность. Пикассо и Брак выставляли свои работы в еще мало известной в те годы гал. картину Девицы из Авиньона, а несколько позже Брак – свою Ню.
Все изображаемые объекты, будь то человек или предмет неживой природы, приобретали черты геометрических фигур их объем и массивность существенно увеличивались, а также появлялся эффект «выпирания» или «выдвижения» вперед в сторону зрителя. Колористическая палитра, оттеняя отдельные стороны объекта, подчеркивала и дробила объем. Пикассо — «Фермерша», 1908, Эрмитаж, Ленинград Ж. Брак — «Эстак», 1908, Художественный музей, Берн).
Они апеллировали к письму Сезанна Эмилю Бернару от 15 апреля 1904, в котором тот писал: «Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса. » – но упустили из виду, что автор этого письма добавлял ниже, что необходимо «дать почувствовать воздух», воздух, который абсолютно отсутствует в произведениях Пикассо и Брака. Наиболее известными и знаковыми работами стали картины «Авиньонские девицы» Пикассо (1907) и «Дома в Эстаке» Брака (1908), в которых в качестве выразительных средств использовались геометрические схемы и кубы. Английский искусствовед Эрнст Гомбрих выводит истоки кубизма из творчества французского художника Поля Сезанна, приводя как пример его работы «Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю» и «Горы в Провансе», а также его ответ на письмо молодого Пабло Пикассо: «В одном из писем Сезанн рекомендует молодому художнику рассматривать натуру как совокупность простых форм— сфер, конусов, цилиндров. Л. Б. Моравия считает, что одноцветие 150 это самый решительный шаг Пикассо к «манере», к «экспериментальному безразличию по отношению к богатству и сложности аутентичного видения мира». Его картина «Авиньонские девицы» (1907) и последовавшие за ней произведения утвердили кубизм как новую пластическую систему.
Холст, масло. конструкция, составленная из визуальных и пластич. Название К. было дано направлению уже в 1909 г. критиком Л. Воселем, усмотревшим в картинах нового направления множество «причудливых кубиков». «Хорошо изобразив объем, как мне того хочется, – объяснял он, – я начинаю размещать цвета». Несмотря на то, что новое направление в искусстве пришлось по нраву художникам, «русский» период в истории кубизма был скорее переходным или, как его еще называли, «школой авангарда».
Художники-кубисты, теоретики этого направления Альбер Глез и Жан Метценже писали в книге «О кубизме» (1946): «Каждая из частей, на которые членится поверхность холста, обладает независимым характером формы, но все ритмически сопряжены. для новоевроп. В основе его специфических средств не лежит обязательное подражание природе. Для «аналитического кубизма» (1910-1912 гг. ) была свойственна некоторая сдержанность и создание определенного, весьма строгого колорита с использованием зеленых и синих тонов.
При этом объемность и иная материальная фактура использование реального света и тени на скульптурных объемах, пространственные сдвиги плоскостей, форм, объемов, варьирование пустотами и наполненностями открыли перед ними и новые чисто пластические перспективы, в результате чего они все достаточно скоро отошли от К. и двинулись своими путями в искусстве XX в. Основные теоретические идеи кубистов были изложены фактически участниками этого направления и примыкавшими к ним критиками, в частности в работах Глеза и Метцен-же «О кубизме» (1912) и Аполлинера «Художники кубисты. значение. Работы кубистов были впервые выставлены на выставке в 1908 году в Салоне Независимых. Групповая выставка кубистов состоялась в 1911 году. Холст, масло.
Для них речь шла не о «точке соприкосновения» линейного и цветового изображения, а о новых эффектах светотени на ребрах объемов. Он освободил содержание произведения от предметных образов и заменил их геометрическими абстракциями. В дальнейшем они регулярно выставлялись на Осенних салонах и Салонах Независимых, чем заслужили наименование «салонных» (или «монпарнасских») кубистов. Сама геометризация форм подчёркивала устойчивость, предметность мира, особенно в ранний, «сезанновский» период кубизма (1907—1909) мощные гранёные объёмы как бы плотно раскладываются на плоскости холста, образуя подобие рельефа, причём цвет, выделяя отдельные грани и подчёркивает и дробит объём (П.
точек зрения на один и тот же предмет (фас, профиль, трехчетвертной разворот и т. д. ), несколько разновременных моментов бытия одного и того же предмета. Пикассо. Отражаемая в искусстве реальность деформируется, подчиняясь фетишизированным материальным средствам искусства, представлению о картине прежде всего как о материальном предмете — холсте, покрытом краской. Сезанн первый почувствовал, что этот путь ведет в тупик беспредметности и субъективизма. Марин.
Произведения составлялись из разнородных фрагментов, выполненных разнообразными материалами (куски обоев, обрывки газет и части одежды, наклейки и спичечные коробки, всевозможные фактуры и имитации). отметил радикальное изменение в художественном восприятии движения. Книга Г. Аполлинера «Художники-кубисты» (1913) исходившая главным образом из практики монмартрских друзей поэта, сыграла роль манифеста нового направления. Первая групповая экспозиция кубистов состоялась в 1911 в отдельном помещении парижского «Салона независимых» и в ней приняли участие художники Ф. Леже, Р. Делоне, А. Ле Фоконье, Ж. Метценже и А. Глеза. Картины в стиле кубизм отличались тяготением к аскетичности цвета, к осязаемым, простым формам и элементарным мотивам (например, утварь, дерево или дом).
В 1913, однако, он заметил, что, чтобы воспроизвести предмет, совсем не обязательно его наблюдать, но лишь фиксировать его основные атрибуты в априорном образе. Его фигуры похожи на скульптуры. О К. отрицательно отзывался В. И. Ленин, критике его подвергли Г. В. Плеханов и А. В. Луначарский. В то же время зарождается и кубистическая скульптура. оснований предметов натуры, прежде всего пейзажа и женской фигуры (Пикассо). В сложившейся к концу XIX 150 началу XX в. ситуации ни один из существующих видов художественного творчества (живопись, скульптура, поэзия и т. д. ) не мог сохранить своего значения, оставаясь в рамках прежнего эволюционного процесса, начало которого восходит к эпохе Возрождения.
В последний, «синтетический» период предпочтение отдается декоративному началу. Кубизм, как течение получивший широкое распространение в первые десятилетия XX века во всем мире, 150 пример альянса «магии и математики». кругах Парижа того времени древние примитивы, афр. пространстве без помощи традиц. С другой стороны и конструктивные устремления К. искания в области пространства и объёма, родственные ряду течений в современной архитектуре и дизайне («Баухауз» группа «Стиль» в Нидерландах), оказываются иллюзорными, поскольку не выходят за пределы «чистой живописи» изобразительного экспериментирования в станковых формах. Одновременно появляется интерес ко всякого рода наклейкам (коллажам), присыпкам, объёмным конструкциям, т. е. отказ от изображения объёма и пространства «компенсируется» построениями в реальном пространстве.
243, 9 х 233, 7 см. элементов самой реальной действительности. Уже в годы возникновения К. появились его теоретические «обоснования» субъективно-идеалистического порядка (А. В 1904 и 1907 в Париже прошли выставки его работ.
В 1904 и 1907 годах в Париже прошли выставки его работ. Я начинаю с организации картины в целом, – объяснял он, – затем намечаю предметы. Для первой фазы К. характерно развитие сезанновских идей по выявлению с помощью цвета и полуобъемной формы структурных архитектонических оснований предметов натуры, прежде всего пейзажа и женской фигуры (Пикассо).
Как и Леже, Делоне с начала 1909 также испытывал влияние Сезанна («Автопортрет», Париж, Нац. P., 1929 Gray С. Cubist Aesthetic Theories. Брак, Леже, Метсенже, Глез, Вийон и Лот были мобилизованы на фронт.
Поразительна по сочетаемости несочетаемого акварель «Обнаженная на фоне пейзажа» (1933). Прекрасный, но трудный для понимания художник все время держит зрителя в интеллектуальном и духовном напряжении. Вместе с тем динамическая сила цвета позволила ему оригинальным способом решить проблему движения, создавая посредством красочных контрастов стремительные вибрации. Etude critique. Одно из течений модернизма 150 кубизм, сформировалось в первом десятилетии XX века. Второй период отличается более мелкой деталировкой предмета изображения. В начале 30-х годов Брак испытал непродолжительное влияние сюрреализма (серия натюрмортов с обобщенными линейно-плоскостными изображениями предметов и моллюскообразными иррациональными формами).
Татлин, частично творчество К. С. музей современного искусства, Центр Помпиду Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма) у него появилась концепция живописи использующей только цветовые контрасты, в которых цвет является одновременно «формой и темой», то есть в которой тема произведения не имеет большого значения («Команда Кардиффа», 1912-1913, Париж, Музей современного искусства города Парижа «В честь Блерио», 1914, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду) или линиями и арабесками и Пикабиа, который, веря, что проявления видимого мира лишь относительны, воссоздавал их по воле своей фантазии. Правда, адаптация кубистических приемов к традиционным композициям была характерна для многих других представителей движения, главным среди которых является Андре Лот.
Выставка его работ 1907 и его знаменитый призыв: Трактуйте натуру посредством цилиндра, шара, конуса (к-рый он сам, кстати, не решился до конца реализовать в своем творчестве), – стали энергичным толчком для возникновения К. В чисто формальном плане на него сильно повлияли и приобретшие популярность в худож. скульптура, ср. -век.
Эта концепция стала поводом к анализу средств, находящихся в распоряжении художника, выяснению их выразительных возможностей и утверждению идеала чисто экспрессивного искусства, подобно музыке мало зависящего от внешнего мира. от cube — куб) Одно из первых направлений в искусстве авангарда. Кубизм в искусстве – это принципиально новый подход к формированию изображения на бумаге.
Архипенко). музей). Вот таким образом общий текст картины складывается из знаков разных языков (живописи, письменного слова, печатных изображений и имитаций). музей современного искусства.
Холст, масло. Хуан Грис Натюрморт (скрипка и склянка чернил), 1913. «Но кто знает, — прибавил он, — ведь с тем же успехом могло случиться, что я так или иначе оставил бы эту работу в ее нынешнем виде». Ряд работ посвящен теме «художник и его модель». Вскоре к фигуративным формам вернутся Метсенже, Эрбен и Лафресне, а Джино Северини, самый кубистический среди футуристов, публично отречется от кубизма издав книгу «От кубизма до классицизма» («Du Cubisme au classicisme», J. Povolozky, Paris, 1921), полную яростной критики современных живописных методов. Ощущается разрыв с традициями, но нет внутренней цельности.
Синтетический периодосновным своим приемом сделал коллаж. Позже художники стали изображать даже музыкальные инструменты. 150 Кубизм реалистичен в некотором смысле это 150 искусство классическое. Центр Помпиду). Купка, М. 3. Этим открывался путь ко многим направлениям арт-деятельности 20 в., прежде всего к реди-мейд (не случайно, что его изобретатель Марсель Дюшан был близок к кубистам и хорошо знаком с их деятельностью), к дадаизму и к поп-арту, к созданию коллажей, ассамбляжей инсталляций. И речь идет не о преобладание одного цвета, подобно тому, как это имело место с зеленым цветом в творчестве Эль Греко.
В последней, «синтетической» стадии (1912-1914 г. ) побеждает декоративное начало, а картины превращаются в красочные плоскостные панно (П. Те и другие характерны для духовной атмосферы, в которой возникал К., но не объясняют характера его живописных концепций. Дробя цельную форму на грани, художник стремиться проникнуть в структуру вещей, произвести ее анализ, пытаясь «отыскать в объектах наиболее устойчивые элементы». В 1911 он целиком посвящает себя живописи он начал с проблемы эффектов освещения предметов или тел, а в 1912 пришел к такой системе, в которой косые и параллельные лучи света создавали мощные и облагороженные формы («В честь Пикассо», Чикаго, собрание Ли Б. Блока «Натюрморт с гитарой», Нью-Йорк, Музей современного искусства «Натюрморт», Оттерло, музей Крёллер-Мюллер). Объект изображался одновременно со многих точек зрения.
В К. сочетался анализ — выявление геометрических планов вещей и синтез — их соединение. тигюгр. Пикассо «Гитара и скрипка», 1913 г. Ж. Брак «Женщина с гитарой», 1913 г. ) появляется интерес ко всякого рода фактурным эффектам – наклейкам (коллажам), присыпкам, объемным конструкциям на холсте, т. е. Кубисты, полемизируя с импрессионистич.
В этом заключалась уже суть второго, аналитич. (фр. К. возник как логич. средства живописи отныне не обязаны ограничиваться только красками.
Под влиянием Сезанна Леже отдал предпочтение форме, а точнее – объемам («Швея», Париж, частное собрание «Обнаженные в лесу», 1909-1910, Оттерло, музей Крёллер-Мюллер), о которых он сам говорил, что они «были лишь битвой объемов», В этом определении не было ни капли преувеличения, поскольку он наделял свои произведения яростным, динамическим характером. реальность, почти никак не связанная с натурой, некая абстр. Этот переход не был неожиданным. В кубистическом произведении сознательно нарушаются все предметно-пространственные взаимосвязи и взаимоотношения видимого мира.
Лишь Грис останется совершенно верен кубизму и приведет его к завершению. Это принцип мозаики или витража. «Но несмотря на твои объяснения, скажет он Пикассо, – ты пишешь картины, как будто хочешь заставить нас съесть паклю или пить керосин». Аналитический кубизм развили художники из художественного объединение «Золотое сечение»: Альбер Глез, Марсель Дюшан, Раймон Дюшан-Вийон, Жан Метценже и Жак Вийон. Это стремление к динамизму в начале 1911 привело его к изображению на своих полотнах «контрастов форм» («Свадьба», 1910-1911, Париж, Нац.
Лит. : Apollinaire G. Les Peintres cubistes. К апробации нового языка в том же году приступил Брак, ранее входившие в объединение фовистов (смотри Фовизм). Повышенный интерес к форме ведёт к разграничению в использовании цветов.
Работы Жоржа Брака 150 это неповторимость его видения мира и искусства, сам процесс стремительного, поистине революционного развития искусства ХХ века. В 1907 г. П. Пикассо создал картину «Авиньонские девицы», она произвела сильное впечатление на Ж. Брака. Коллаж 150 композиция исходные материалы которой могут принадлежать к разным художественным сферам (газетный текст, фотографии, наклейки, куски обоев и т. п. ) Таким образом, в одном пространстве соединены предметы различной степени реальности. В 1904 и 1907 годах в Париже были выставки его трудов. Многие художники кубизма применяли интересный подход создавая картины кубизма. Группа художников-кубистов получила название монмартрской (многие из них жили на Монмартре в Париже) или группы Д. А. Канвейлера (по имени владельца галереи, закупавшего их картины).
На протяжении 1908-09 оба художника писали картины (пейзажи, натюрморты, человеческие фигуры), где контуры натурных форм очерчиваются ломаными линиями, а объёмы передаются стыками наклонных плоскостей. Это в первую очередь абстракция, примитивизм и авангардизм. Последняя, синтетическая стадия (1912-1914) отличается большей декоративностью, картины становятся красочными плоскостными панно, появляются некоторые фактурные элементы – объемные конструкции, наклейки (коллажи), присыпки. Его тексты, в свою очередь, обнаруживают волнующее уважение к традиции. ветви К. – кубо-футуризма.
Надо вырваться вперед и измотать ее, заставить подурнеть. Известную фразу Брака: «Для меня кубизм или скорее – мой кубизм – это способ, цель которого состоит в том, чтобы поставить живопись на службу моему дарованию» (Bulletin de la vie artistique, no. 1920-1930-е года характерны переходом к сюрреалистическим композициям. P., 1913 Janneau G. LArt cubiste.
После импрессионистов были и другие революционеры, сильно повлиявшие на развитие живописи. Так, Ф. Леже, архитектор А. А. Веснин и др. Другой отличительной чертой кубизма стало создание нового понятия красоты.
Жорж Брак (1992-1963) родился в Аржантее 13 мая 1882 года. Проблема взаимоотношений между кубизмом и нефигуративным искусством или абстракцией (используя более распространенный термин), со стороны кажется относительно простой. Термин «кубизм» впервые применил критик Леон Восель в 1908 г., описывая работы Брака, отвергнутые Осенним салоном того года. Кубизм представляет собой сложное художественное явление, объединившее живописцев и скульпторов, музыкантов и поэтов.
К этому же циклу относится серия его «Мастерских» (19491511956), в сложном наслоении образов которых часто доминирует летящая птица 151 лейтмотив всего позднего творчества художника. Трудно согласиться с теми, кто считает важнейшим завоеванием кубизма безграничную свободу. Так, например, стекло в «Натюрморте с бутылкой мараччино» (1914, бывшее собрание Гертруды Стайн) – это не просто собранные из разнородных фрагментов линии контуров, но пластический эквивалент сущности стекла, то есть стекло, освобожденное от всех случайных деталей и приведенное к своей сущности. cubismе, от cube– куб), направление в искусстве, зародившееся во Франции в 1907г.
Сюжеты картин художников-кубистов (пока мы говорим только о творчестве Пикассо и Брака) незамысловаты, особенно это относится к раннему периоду – его называют «сезанновским» кубизмом (1907-1909). К. не «освобождается» от изображения вообще, но подчиняет его своим формальным поискам. Этот период содержит в своих работах гораздо более геометрических фигур. Возникли формы, отсутствующие в природе и присущие только искусству. Baltimore, 1953 Fry E. Der Kubismus.
В 1908-1909 годах и Брак и Пикассо ищут приемы за пределами кубизма. Зародился и развивался во Франции. В середине 1912 он открывает, по его собственному выражению, «аналитический» кубизм, в котором, хотя и сохраняется принцип совмещенных точек зрения, появляется и зрительное правдоподобие каждой из них и используются живые цвета, независимые от «локального тона» он вводит фрагменты различных материалов: дерево, мрамор, гобелены, зеркало – иногда имитируя их («Три карты», 1913, Берн, собрание Г. Рупфа «Скрипка и гравюра», 1913, НьюЙорк, Музей современного искусства «Скрипка и гитара», 1913, собрание Ралфа Ф. Колина), а иногда наклеивая («Умывальник», 1912, Париж, собрание Ноай). искусство, народное творчество. «Я понял, что она вообще не собирается возвращаться в мою мастерскую, — сказал мне в этой связи Пикассо, — после чего решил оставить эту картину незавершенной». И все же работы Брака, как и последующие работы кубистов, были отвергнуты жюри и стали надолго мишенью критики и предметом скандала для широкой публики.
Лето 1907 г. Брак провел в Эстаке, где увлекся живописью Сезанна. На первой, «сезанновской», стадии, Ж. Брак и П. Пикассо стали буквально воплощать совет П. Сезанна приближать формы предметов к конусу, шару и цилиндру. В серии работ «Сен-Северен» (1909-1910, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма Филадельфия, Музей искусства Миннеаполис, Институт искусств) кубистические линии изгибают столбы и своды, а в серии картин «Эйфелева башня» (1909-1911, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма Базель, Художественный музей) трансформированы уже все линии и изолированы объемы.
Центр Помпиду «Эквилибрист», 1913-1914, Коламбас, Гал. После непосредственного влияния аналитического кубизма Пикассо («Обнаженная», Осенний салон 1910) Жан Метсенже с 1911 перешел к кубизму сезанновского толка, в котором преобладал усиленный анализ объемов («Две обнаженных», 1910-1911, частное собрание «Завтрак», 1911, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга), а потом анализ самой темы в его работах сочетались различные ракурсы внутри изощренной композиции («Синия птица», 1913, Париж, Гор. Слабая связь с реальностью сохраняется только на формально-ассоциативном уровне.
Выставка его работ 1907 г. и его знаменитый призыв: «Трактуйте натуру посредством цилиндра, шара, конуса» (который он сам, кстати, не решился до конца реализовать в своем творчестве), — стали энергичным толчком для возникновения К. В чисто формальном плане на него сильно повлияли и приобретшие популярность в художественных кругах Парижа того времени произведения древних примитивов, африканская скульптура, средневековое искусство, народное творчество. Они стремились раздробить объекты реальности на стереометрические примитивы. Эти опыты пространственного коллажа оказали значительное влияние на развитие скульптуры в 20 веке (в дальнейшем творчестве самого Пикассо, а также в искусстве В. Е. Татлина, Х. Гонсалеса, Х. Миро и др. ). Впервые элементы синтетического кубизма появились в работах Хуана Гриса с 1911 года.
взглядом кубиста предмет расчленяется на множество отд. В последней, «синтетической» стадии (1912— 1914) полностью побеждает декоративное начало, а картины превращаются в красочные плоскостные панно (П. Зачастую применяется техника аппликации и коллажа. Непосредственным толчком в становлении изобразительного метода кубизма послужила выставка картин Сезанна в «Осеннем салоне» в 1904 г. в Париже. Канвейлера и не принимали участия в Салонах, привлекавших толпы зрителей.
Основным приемом синтетического периода стал коллаж. Живопись, графика, скульптура обращаются к тому, что недоступно прямому (буквальному) воспроизведению. Однако художник создавал потрясающие портреты и натюрморты в стиле кубизм.
композиций и их абстр. Таким образом, в основу концепции кубизма легла языческая культура, которая в свое время вызвала к жизни искусство античности, а позднее дала новые ростки в эпоху Возрождения. Отречение от объёмного живописания действительности – ключевая особенность течения под названием кубизм. Ограничивается и сам набор изображаемых предметов и жанров.
- одно из первых направлений в искусстве авангарда. живописи или детского рисунка, когда в одном изображении совмещалось несколько разл.
Наперекор этой относительной враждебности, которая породила многочисленные полемики, лишь немногие кубисты остались равнодушными к поискам футуристов, а некоторые даже подверглись их влиянию, в частности Лафресне (второй вариант «Артиллерии», 1912, Чикаго, собрание Сэмюэля А. Маркса) и Жак Вийон («Солдаты на марше», 1913, Париж, Нац. Отказавшись от единой точки схода, провозглашенной теорией перспективы Альберта, они увеличили ракурсы таким образом, чтобы придать им новый вид, более полный и рациональный. Парад Жана Кокто (1917) в исполнении дягилевского балета с музыкой Эрика Сати и декорациями Пикассо вошел в историю как триумф нового искусства. В нескольких произведениях он сводит объекты до их постоянных атрибутов, чтобы придать им более разнородный и пластически чистый, чем у Пикассо, образ («Кларнет», 1913, Нью-Йорк, частное собрание «Ария Баха», 1913-1914, Париж, частное собрание). Соответственно и планы располагаются в пространстве так, как определяет художник, а само пространство теряет свою однородность.
Годом возникновения считается 1907, когда Пикассо выставил свою программную кубистич. На следующей стадии, названной «аналитической» (1909-1912), форма, предметы распадаются на множество граней и сходятся под углами плоскости используется ограниченный набор красок. Основным для него было не лишение картины всякой визуальной отсылки к натуре, но принятие «антидескриптивной» техники.
К кубистам позднего периода примыкал некоторое время и скульптор А. Архипенко. Художники этого круга значительно расширили тематический репертуар кубизма, включив в него групповой портрет, жанровые сценки, театральные и цирковые мотивы индустриальный пейзаж и даже аллегорию (Ле Фоконье). музей современного искусства, Центр Помпиду многочисленные «Этюды цветов», Париж, собрание Сони Делоне). Начав с выявления конструктивных элементов видимой реальности, К. на своей последней стадии пришел к свободному синтезированию этих элементов в новые структуры и фактически в абстрактные композиции, открыв тем самым путь и к геометрическому абстракционизму (или неопластицизму) Мондриана и к супрематизму Малевича и к некоторым другим направлениям искусства XX в. Последователи кубистов в Чехии Б. Кубишта, Э. Филла, А. Прохазка, объединив их находки с некоторыми приемами немецких экспрессионистов (см. : Экспрессионизм), создали свое ответвление К. — кубо-экспрессионизм, а в России Н. Гончарова и К. Малевич, внеся в кубизм элементы футуристического движения, способствовали появлению русской ветви К. — кубофутуризма.
Таким же был и кубизм Лафресне, который испытав сильное влияние Сезанна («Кирасир», 1910, Париж, Нац. Это еще больше усиливает плоскостность кубистических композиций и их абстрактный характер. Объект можно рассматривать с нескольких точек зрения. Он создал утонченную и экспрессивную скульптуру, перекликающуюся с греческой архаикой. Пикассо опять-таки понял это первым.
Разберём три стиля данного течения. Я конкретизирую то, что по началу абстрактно. В следующей, «аналитической» стадии кубизма (1910—12) предмет окончательно разлагается, дробится на мелкие грани, которые четко отделяются друг от друга, а предметная форма как бы распластывается на холсте. Они искали новые средства – как еще можно изображать мир, а не пытались делать это красиво.
С 1914 г. у Пикассо появляется все больше реалистических работ. В своих последовательных проявлениях новое течение, условно получившее название кубизм, явило зрителям структуры, как бы обнажающие скелеты предметов. Однако интенсивнее начал созревать аналитический кубизм тогда, когда зародился творческий союз «Золотое сечение» во главе со знаменитыми мастерами.
функции во всех ее аспектах. На холсте изображены мощные объёмы, а цвет этот объём усиливает ещё больше. Картины синтезировались из разнородных материалов и фрагментов (обрывки газет и одежды, куски обоев, спичечные коробки, наклейки, всевозможные имитации, фактуры). Если картина «Портовый бар» (1913, Париж, бывшее собрание художника) исполнена в более независимой манере, то «Музыканты» (1914, Вашингтон, Нац. Они не были в этом плане полными новаторами.
Это натюрморты: компотница с бананами и яблоками, арлекины. Отработка новых изобразительных средств, стремление к типизации, повышенной экспрессии, созданию универсальных символов, сжатых пластических формул направлены, с одной стороны, на отображение внутреннего мира человека, его состояния (психического, эмоционального), с другой 150 на усиление выразительности информативности телесной структуры вещей, обновление видения предметного мира вплоть до задачи создания самостоятельного живописного факта, конструирования новой реальности. Прошедшая в США в 1913 году выставка новейшего европейского искусства («Armory Show») привлекла к кубистической и футуристической стилистике таких художников, как М. Вебер, С. Макдональд-Райт, Дж. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, как бы «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. В его полотнах появляются приземистые, короткорукие женщины с правильными чертами лиц.
Но еще до него два других художника, близкие кубизму, обратились к абстракции: Франтишек Купка, который с 1912 увлекся созданием пространства посредством планов и красочных гармоний («Вертикальные планы, Аморфа», 1912, Париж, Нац. Хуан Грис сначала работал в иллюстрированных газетах. Годом возникновения считается 1907, когда Пикассо выставил свою программную кубистическую картину «Девицы из Авиньона», а несколько позже Брак свою «Ню». Поэт и окружающий его мир предстают здесь в самых разнообразных и неожиданных ракурсах. художники.
Для первого периода (до 1909г. ) были характерны массивные, несколько грубоватые формы, образованные пересечениями прямых и изломанных линий. Однако ближе всех среди кубистов к футуристической эстетике подошел Марсель Дюшан. Для него характерно дробление форм на мелкие грани, которые зрительно колеблются, смещаются, создавая неустойчивое изменчивое изображение также ограниченность репертуара простыми мотивами (предметы на столе, человеческая фигура и др. ) и скупость цветовой гаммы, сведённой к охристым, тускло-зелёным и ахроматическим тонам. В 1908 критик Л. Восель иронически назвал такие пейзажи Брака «геометрическими схемами и кубами», пустив тем самым в ход обозначение нового направления. Простую формулировку основных целей и принципов кубизма дать довольно трудно в живописи можно выделить три фазы этого направления, отражающие разные эстетические концепции и рассмотреть каждую в отдельности: сезанновский (1907–1909 г. ), аналитический (1909–1912 г. ) и синтетический (1913–1914 г. ) кубизм. Сезанновский кубизм – так обычно называется первая фаза кубизма, для которой характерна склонность к абстракции и упрощению форм предметов.
Человеческие тела массивные и угловатые.
Деревушка с домами, слепленными, как соты среди зелени изображена сверху. Введение в 1909 «переходов», то есть легкого прерывания линий контура, хотя этот прием был уже использован в некоторых произведениях Сезанна, подчеркивает оригинальность Пикассо и Брака. Представители кубизма сознательно ограничивали используемую цветовую палитру.
В начале 30-х годов он создает в Нормандии ряд морских видов, затем пишет интерьеры, в которых размещаются столы с натюрмортами или задумчивые женщины с совмещенным фасом и профилем, очерченные извилистым «барочным» контуром. Из абстрактных форм возникают детали предметов, но, в соответствии с доктриной кубизма, художник не изображает объект, а стремится передать сумму пластических ощущений и представлений о нем. Он пишет в это время в основном натюрморты, в которых «кубы» «Домов в Эстаке» начинают дробиться на мелкие грани, заполняющие всю поверхность холста. Наиболее ярко эта черта проявляется в раннем его творчестве в сезанновский период (1907-1909). Художники-кубисты вдохновлялись известным постулатом Сезанна 150 «трактовать формы природы как формы цилиндра, сферы, конуса». В 1912-1914 г. г.
Можно добавить, что в 1906 г. Пикассо познакомился с Дереном, который находился тогда под сильным впечатлением от африканской скульптуры, открытой им в Британском музее. Однако Пикассо и его друзья восприняли совет буквально». Яркие цвета используются как можно меньше. Складки драпировок, составляющих фон картины, создают ощущение распада и дисгармонии. Это важнейшая характеристика нового искусства XX века.
Ж. Брак считал, что «чувства деформируют, рассудок – формирует». Отталкиваясь от открытий аналитического кубизма (многочисленные точки зрения и разделение формы и цвета), он с 1911 особенно интересуется проблемой прозрачности и ее пластическими возможностями («Портрет игрока в шахматы», 1911, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга). Начиная с Сезанна художники изображают идеи. Основным приемом синтетического периода (1913-1914) стал коллаж.
Соч. : Gleizes A. Metzinger J. Du «Cubisme». А средством, которым пользовался Пикассо, чтобы растворить свое собственное видение мира и превратить его в «чистый витализм», было возвращение формы. Этим открывался путь ко многим направлениям арт-деятельности XX в., прежде всего к реди-мейдс (не случайно, что их изобретатель Марсель Дюшан был близок к кубистам и хорошо знаком с их деятельностью), к дадаизму и к поп-арту, к созданию коллажей, ассамбляжей инсталляций. Великим соблазном для деятелей искусства стала наука, как область, не затронутая кризисом.
По существу кубизм – это примитивизм, воспринимающий мир через формы геометрически правильных фигур. С 1911 года к кубизму примкнул Х. Грис. Участие кубистов второго призыва в Осеннем салоне 1910 прошло незаметно.
В живописи можно выделить три фазы этого направления, отражающие разные эстетические концепции и рассмотреть каждую в отдельности: сезанновский (1907—1909), аналитический (1909—1912) и синтетический (1913—1914) кубизм. ср. -век. В таких работах, как «Молодой печальный человек в поезде» (1911, Венеция, собрание Пегги Гуггенхейм) и «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» (первый вариант, 1911, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга), он вплотную подошел к проблеме передачи движения. В 1900 г. он приезжает в Париж и в кругу своих коллег часто не без гордости заявляет, что является «самоучкой без академического образования». Фейнингер, О. Шлеммер) и др.
Изобразительное искусство отошло от «копирования натуры»: акцент делался на создание формы, отражающей духовную сторону природы, невидимую, а, следовательно и неизобразимую. Эти нововведения создали иную морфологию картины, характерную для синтетического кубизма (1912-15). В кубизме художники совсем отошли от реалистичности, натуральности, гармонии света и тени.
Художник ищет объема. Хотя зачинатели направления долгое время не выставляли своих работ вне галереи Канвейлера, число их последователей быстро росло. Именно кубизм открыл дорогу абстрактному искусству, дав зрителям возможностям самим трактовать символы изображенные на произведениях кубистов. Впервые некоторые черты кубизма проявились в начале 20 века в творчестве П. Сезанна, зрелые работы которого характеризовались явным упрощением формы, грани которой намечали абсолютно новую пространственную систему и создавали потрясающий визуальный эффект: изображение будто «выдвигалось» навстречу зрителю. Это привело к ограниченному набору изображаемых предметов и жанров (натюрморт, реже пейзаж и портрет). Слабая связь с реальностью сохраняется только на формально-ассоциативном уровне.
музей современного искусства «Танцовщица в кафе», 1912, Нью-Йорк, собрание Сиднея Джаниса «Купальщицы», 1913, Филадельфия, Музей искусства). Подобным образом кубисты использовали и аппликацию («papiers coUes»). Пример аналитического кубизма 150 портрет Амбруаза Воллара (1910), лицо которого разделено на грани, цвет почти отсутствует.
Поэты Аполлинер, М. Жакоб, А. Сальмон стремились создать «кубистическую поэзию», передать динамическое ощущение сдвигов и взаимопроницаемости предметов. Цвет далек от возможного «богатства», он принесен в жертву объемам. Пабло Пикассо написал эту картину через два года после своего первого коллажа «Натюрморт с плетеным стулом». По свидетельству Г. Стайн (портрет которой осенью 1906 г. заканчивал Пикассо) именно в период работы над Авиньонскими девицами художник благодаря Матиссу познакомился с африканской скульптурой. Со второй половины 1912 (серия «Окна», Париж, Нац. Однако у них они играли подчиненную, вспомогат. Пикассо и его друзья восприняли совет буквально».
Вопреки не прекращавшемуся сопротивлению широкой публики новое течение к 19121501914 гг. Сальмон пишет, что в 1906 г. Пикассо переживает значительный кризис. Эстетические медитации» (1913).
Внешний мир является лишь толчком для выражения индивидуальности творца. Синтетический кубизм отметил радикальное изменение в художественном восприятии движения. Натюрморт в таком стиле стал смелым творческим экспериментом.
Ограничивается и сам набор изображаемых предметов и жанров. В аналитический период форма дробится на мелкие грани и сходящиеся под углом плоскости. В 1911-1912 годах Пикассо и Брак писали серии преимущественно овальных композиций, заполненных удивительной густой вязью дробящихся форм, проникающих друг в друга, просвечивающих, сливающихся, ускользающих. Свои истоки он брал в живописи П. Сезанна – прием пассажа (система зрительного перехода от одной хроматической и предметной зоны к другой, добиваясь эффекта симультанности) и африканской скульптуре, под влиянием которой появились знаменитые «Авиньонские девицы» П. Пикассо (1907), ознаменовавшие рождение кубизма. Как и гносеология, Рене Декарта, концепция художественного творчества кубизма фундирует отказ от эмпиризма и сенсуализма, приведший в своей далёкой перспективе к конституированию в европейской культуре парадигмы «постмодернистской чувствительности».
В то же время в других работах он уничтожал замкнутую форму объекта и в чистых эвклидовых плоскостях располагал разрозненные его детали (нос, брови, усы), назначение которых в том, чтобы быть символическим кодом идей. Творчество П. Пикассо, Ж. Брака, Х. Гриса, Ф. Леже, Ж. Метценже, А. Глеза и др. музей современного искусства, Центр Помпиду «Эдтаонисл», Чикаго, Художественный институт «Catch as catch can», Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга). Они не были в этом полными новаторами.
Это первая ступень кубизма, характеризуется абстрактными и упрощёнными формами объектов. Он стремится объединить все свои воспоминания, все поиски и все темы своего творчества. В результате возникает визуальное взаимодействие формы и пространства. роль.
музей современного искусства. Пабло Пикассо (1881–1973) изображает обнаженных женщин весьма необычным способом. Одноцветность означает упрощение, стилизацию, унификацию, указывает на чисто формальную идею мира 150 «окрашенную идею». С конца 1907 г. Брак и Пикассо начали работать в кубистическом стиле. Овалы Пикассо и Брака дают зрителю ощущение, что в картине бесконечно «что-то происходит».
«Танец с покрывалом», 1907). Гл. продолжение аналитич. Некий универсум в миниатюре. Новая красота, провозглашенная ими, лишена гармонии и ясности.
Такая система изображения отразилась и на трактовке пространства. На первом этапе синтетического кубизма, художники использовали аппликации для создания самодостаточного объекта. Девушка по имени Фанни Телье, служившая натурщицей многим из его друзей, предложила ему свои услуги.
Музей современного искусства, Нью-ЙоркВ 1907 г. им были написаны «Авиньонские девицы». Кубисты, полемизируя с импрессионистическими тенденциями, опираются на «перцептивный реализм» Сезанна, стремившего показать перманентную структуру вещей в их вневременной, как бы статичной реальности. Картины синтезировались из разнородных материалов и фрагментов (обрывки газет и одежды, куски обоев, спичечные коробки, наклейки, всевозможные имитации, фактуры). Эти высказывания движут ими – «поместите природу в цилиндр, сферу, конус, все поставьте в перспективу. »- и их работы обладают четкой структурой, без случайности. Тоже не сразу. «Авиньонские девицы» (1907) 150 один из самых известных, но не самых лучших его холстов. Считается, что истоки кубизма были заложены французским художником Полем Сезанном, который в письме молодому художнику Пабло Пикассо рекомендовал рассматривать окружающий его мир как некую совокупность различных геометрических фигур – цилиндров, квадратов, конусов, сфер.
1913 отмечен значительным поворотом в истории кубизма. Футуризм Дж. Кубизм вился одной из разновидностей абстракционизма. Это были реалистические произведения, написанные в неподражаемой индивидуальной манере. В течение 1907 г. и в начале 1908 г. Пикассо продолжал использовать в своих работах формы негритянской скульптуры (позднее это время стали называть «негритянским» периодом в его творчестве). Осенью 1907 г. произошли два важных события: ретроспективная выставка Сезанна и знакомство Брака и Пикассо.
Кубизм, опираясь на завоевания постимпрессионистов, провозгласил принцип отказа от жизнеподобия. Эти атрибуты определяют существование объекта, без них он не будет таким, какой он есть. Представители: Жорж Брак, Хуан Грис, Джино Северини, Пабло Пикассо, Юрий Анненков. Многочисленны и произвольные попытки связать К. с новейшими научно-техническими открытиями (так, множественность точек зрения на предмет якобы родственна современным физическим представлениям и т. д. ). Кубизм переходит в следующую фазу — аналитического кубизма. Этот период характеризуется появлением переливчатых цветов полупрозрачных пересекающихся плоскостей.
Кубисты же делали на подобных элементах особый художественный акцент. Это еще больше усиливает плоскостность кубистич.
Работа«Авиньонские девицы»является отправной точкой кубизма. Здесь уже заложены основы концепции кубизма. Авангардные направления были оттеснены на задний план ретроспективным течением «возврата к порядку», а затем – стилем ар деко.
Пикассо — портрет А. Воллара, 1910, Музей изобразительных искусств им. Это привело к ограниченному набору изображаемых предметов и жанров (натюрморт, реже пейзаж и портрет).
Цвет, который был лишь изменяемым атрибутом, не зависит от самого объекта и таким образом освобождается от обязательств «локального тона». Прослеживается следы влияний: ассирийских рельефов, африканских масок.
Причем лица двух правых фигур прямо ассоциируются с африканскими ритуальными масками. Картина произвела глубоко удручающее впечатление на друзей художника. Велика была роль кубизма в искусстве России: его сезаннистская фаза была глубоко освоена в творчестве художников «Бубнового валета», в формах зрелого (аналитического и синтетического) кубизма успешно работали Малевич, Л. С. Попова, Н. А. Удальцова в русском искусстве сформировалось направление кубофутуризма.
абстракционизму (или неопластицизму) Мондриана и к супрематизму Малевича и к нек-рым другим направлениям искусства 20 в. Последователи кубистов в Чехии Б. Кубишта, Э. Филла, А. Прохазка, объединив их находки с нек-рыми приемами нем. Следуя трансцендентализму конца 19 в., они утверждали, что настоящей реальностью обладает идея, а не ее отражение в материальном мире. Кубизм прошел через несколько периодов развития, отражающих разные эстетические концепции: сезанновский (1907–09), аналитический (1910–12) и синтетический (1912–14). Дюссельдорф, К 20, Художественные собрания земли Северная Рейн-Вестфалия.
Господствующим становится принцип симультанности, возможно, пришедший в кубизм из ср. -век. элементов, ракурсов, граней, к-рые затем опр. Синтетический метод Гриса был противоположен фигуративности аналитического кубизма. На первом этапе в К. преобладал аналитический композиционный характер, на втором (с 1912 г. ) —синтетический, когда натюрморты стали более абстрактными, декоративными, плоскими и обобщенными, а аскетические зеленоватые, коричневатые, землистые и серые тона уступили место более ярким и контрастным.
Уже изжив себя во Франции, К. оказал известное влияние на итальянских футуристов (см. Из этого кружка вышла первая попытка теоретического обоснования кубизма (брошюра А. Глеза и Ж. Метсенже «О кубизме», 1912). геометрич.
Большинство художников, заинтересовавшихся кубизмом, не пошли дальше «сезаннистского» этапа, а поспешили перейти к кубофутуризму, ставя его в противовес несколько устаревшему и на тот момент уже не актуальному кубизму. В Германии на кубистической основе сформировался кристаллический стиль Л. Фейнингера. Мы, 150 писал Реверди, 150 присутствуем при фундаментальной трансформации искусства. Если в аналитическом и герметическом кубизме все художественные средства должны были служить созданию изображения формы, то в синтетическом кубизме цвет, фактура поверхности, узор и линия используются для конструирования (синтезирования) нового объекта.
Роль планов, созданных расщеплением объемов, окончательно освободила их от перспективы. точек или углов зрения на предмет. Мог ли кто-нибудь знать тогда ту роль, которую суждено будет сыграть в истории живописи картине изображавшей пять обнаженных женщин и известной под названием «Авиньонские девицы» (НьюЙорк, Музей современного искусства).
Сезанновский кубизм. Следующая стадия развития кубизма – аналитическая (1910-1912). В 1913 под влиянием Делоне он обратился к манере, опирающейся на конструктивную выразительность цвета в этой манере исполнены его лучшие произведения («Завоевание воздуха», 1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства многочисленные «Натюрморты», 1913- 1914, «14 июля», 1914, Париж, Нац.
Тела предельно обобщены, лица лишены выражения.
Брак упрощает дома до элементарных кубических объемов. Для конструирования объекта используются фактура поверхности, линии и узоры. ракурсы и аспекты предмета только в двумерной плоскости.
В послевоенной Европе нарастает стремление опереться на что-то вечное, незыблемое. Период 1907-09 годов принято называть протокубистическим или сезанновским. («Женщина в кресле», 1927, «Художник и его модель», 1927, «Стоящая купальщица», 1929). Благодаря этому, данные произведения наиболее ярко раскрывали понятие «кубизм». Если в аналитическом и герметическом кубизме все художественные средства должны были служить созданию изображения формы, то в синтетическом кубизме цвет, фактура поверхности, узор и линия используются для конструирования (синтезирования) нового объекта.
«Группа Пюто», состоявшая в основном из «салонных кубистов», привлекла к себе и других мастеров, в том числе иностранных (Ф. Однако появились и такие новинки, как «тубизм» Леже (цилиндры и конусы, описывающие машинный мир), орфизм Делоне (кристаллических и круговые формы насыщенных цветов). (1910-12) и синтетич. (1913-14).
Именно картины Пикассо 1910-х годов и подготовительные наброски позволяют видеть, как и из чего складываются основные параметры нового направления, как и под воздействием чего именно совершался перелом и на этом примере (который не случайно оказался столь заразительным) понять перемены, происходившие в это время во французском искусстве. Цветовой диапазон расширяется, красочная палитра обогащается насыщенными тонами. знаки. Двумя главными представителями кубизмаявляются: Пабло Пикассо иЖоржБрак. Paris, 1912. Они стремились к радикальному обновлению художественного языка.
В 1913 и даже в начале 1914 он интересуется также пространственными возможностями коллажа («Почта», 1913, Филадельфия, Музей искусства «Пармские фиалки», 1914, Лондон, собрание Эдварда Халтона), но сохраняет еще некоторый дух аналитического кубизма. В Эстаке Брак покончил с фовизмом и серией пейзажей открыл прекубистический преиод.
Дробя цельную форму на грани, художник стремиться проникнуть в структуру вещей, произвести ее анализ, пытаясь «отыскать в объектах наиболее устойчивые элементы». Мысли Реверди о назначении поэзии перекликаются с определением нового искусства, целей, поставленных художниками-кубистами. Уверенные, что они являются единственными современными художниками, футуристы «с яростью пассеиста» обвинили кубистов в том, что те привели искусство в оцепенение и статику, забывая при этом, что именно им они обязаны многими своими приемами (это позже признал Джино Северини Jacques Maritain, «G. S», Paris, 1960). Одновременно с Браком к кубизму приходит П. Пикассо. Кубизм считается самым мощным движением в искусстве со времени итальянского Возрождения.
Название К. было дано направлению в 1909 критиком Л. Воселем, усмотревшим в картинах нового направления множество причудливых кубиков. В пейзажах воплотились уроки Сезанна, несомненно усвоенные на большой выставке Осеннего салона в Париже (1908), посвещенной мастеру – импрессионисту. С кубизма начинали свой путь к геометрической абстракции К. С. Малевич и П. Мондриан. Картина превращается в красочное плоскостное начало (Пикассо «Гитара и скрипки», 1918 Брак «Женщина с гитарой», 1913).
В течение 1907 и в начале 1908 Пикассо продолжал использовать в своих работах формы негритянской скульптуры (позднее это время стали называть «негритянским» периодом в его творчестве). Безусловно, кубизм в живописи произвел огромное потрясение. музей современного искусства, Центр Помпиду «Пейзаж Мёлана», 1911-1912, Нью-Йорк, собрание Ралфа Колина), перенял у кубистов некоторые приемы, в частности «переходы» или наложение планов («Натюрморте ангелами», 1912, Париж, Гор. С конца 1909 года Брак работает в тесном контакте с Пикассо и вслед за ним вступает в период «аналитического кубизма».
Для первого периода были характерны массивные, несколько грубоватые формы, образованные пересечениями прямых и изломанных линий. миметич. По-видимому, не случайно идея универсального языка (эсперанто) является порождением той же эпохи.
Так была изобретена техника коллажа. музей современного искусства, Центр Помпиду «Сидящий мужчина», Париж, частное собрание). Пикассо в своих «Натюрмортах» (Филадельфия, Музей искусства) и «Пейзажах улицы де Буа» (бывшее собрание Гертруды Стайн), а Брак в своих «Видах Эстака» (Нью-Йорк, Музей современного искусства Берн, собрание X. Рупфа), – в 1908 они оба искали прочную форму предметов, опуская случайные детали и подчеркивая основные элементы: цилиндры, конусы. «Девочка на шаре» – наиболее символичная картина «голубого периода» и одна из его наиболее привлекательных картин.
П. Пикассо дал первые образцы кубистической скульптуры, сначала в формах гранёных объёмов (1909), затем в виде ассамблажа из обрезков дерева, металла, гнутого картона, проволоки, верёвок. Господствующим становится принцип симультанности, пришедший в кубизм, возможно из средневековой живописи или детского рисунка, когда в одном изображении совмещалось несколько различных точек зрения на один и тот же предмет (фас, профиль, трехчетвертной разворот и т. д. ), несколько разновременных моментов бытия одного и того же предмета. акцент. Он обращается к кубизму.
Линии становятся более ломанными, формы являющегося мира – менее артикулированными. произведении сознательно нарушаются все предметно-пространств. Сквозь него можно видеть другой предмет. Именно после выставки Пикассо в галерее Канвейлер, Воксель Луи (1870–1945), художественный критик, описывая одну из картин художника использовал слово «куб» в статье в 14 ноября 1908 года. bizarreries cubiques). Пикассо вполне мог видеть подобные приемы у исп.
Игра граней подчиняется сложному декоративному ритму (П. Увлеченный искусством Матисса, он примыкает в 1906 году к «фовистам» и создает серию пейзажей, которые словно вбирают в себя всю силу южного солнца и яркость красок Прованса.
Как и в работах «розового периода», тела написаны плоско, почти без моделировки, но позже, зимой 1906/07, художник придал фигурам объем, не прибегая излишне к традиционной светотени. На этой стадии, стремясь подчеркнуть «предметность» картины, её принадлежность к материальной среде, художники подмешивают в краску песок, гипс, опилки. Аналитический кубизм пожертвовал целостностью объекта ради его правдивости. Марсель Дюшан, открыл ему кубизм.
Использование геометрических фигур, представляющих все грани объекта, знаменует собой разрыв с перспективой (глубиной). приемов и совмещения разл. Вот таким образом такое большое значение обретает одержимость художников-кубистов поисками форм.
исканий в искусстве нек-рых представителей постимпрессионизма и прежде всего – Сезанна. Баха, 1912 г. ). Реверди в то время был одним из немногих, кто понимал историческое значение кубизма. 1920-х гг. Считается, что Пикассо, как и Ж. Брак, этот совет воспринял буквально.
При этом возникает новая худож. Исчезают образы предметов. музей современного искусства «Человек на балконе», 1912, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга «Молотьба хлеба», 1912, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма «Портрет Фигьера», Лион, Музей изящных искусств «Женщины за шитьем», 1913, Оттерло, музей Крёллер-Мюллер). Его гравюры исполненные около 1912 (портреты Грабовского, 1911, Газаньона, 1911-1912 «Прекрасная островитянка с Мартиники», 1911-1912), предвещают аналитический период, в который он опирался на приемы Пикассо и Брака («Натюрморт с шашечницей», 1912, Париж, Нац. Период «синтетического кубизма» наступает несколько позже – в 1912-1914 гг. и этот временной отрезок является наиболее ярким в истории кубизма, потому как именно в период «синтетического кубизма» на первый план выдвинулись П. Пикассо и Ж. Брак. Cпособности и фантазия человека порой поражают.
Центр Помпиду). Koln, 1966 Daix P. Der Kubismus in Wort und Bild. Если скальпель аналитического кубизма рассекал объекты, демонтировал живописные формы, то в синтетической фазе картина, напротив, собирается, комбинируется из разнородных элементов. Пикассо, Грис и Делоне продолжат работать в манере, созданной раньше, но около 1917 сам Пикассо покажет пример неверности кубизму (занавес «Парад», Париж, Нац.
(«Три женщины у фонтана», «Источник»). Хотя действительно можно найти некоторое сходство между негритянской маской и, например, этюдом к «Авиньонским девицам», тем не менее это влияние было не столь значимым, как влияние Сезанна. Формы постоянно располагаются в пространстве по-разному. Ныне любой непредубежденный человек, смотря на работы импрессионистов, наглядно видит условность привычного для нас цвета. В то же время новое поколение художников (Хайден, Вальмье, Мария Бланшар) воспримет язык кубистов, но никто не вернется к довоенной поре.
Он считал, что до кубизма в искусстве не было создано ничего столь значительного со времени открытия перспективы в живописи. характер. Исследователи отмечают три фазы в истории К. : сезаннистскую (1907-09), аналитич. Его друг Альбер Глез подошел к кубизму через менее строгую и более фигуративную сезанновскую форму («Дерево», 1910, Париж, частное собрание «Охота», 1911, Париж, собрание Лабушера «Портрет Жака Нейраля», 191 1, Ла Флеш, собрание Уо), но вскоре перешел к аналитической манере, аналогичной той, которую он сам определил как «анализ образа-сюжета и зрелища-сюжета» («Купальщицы», 1912, Париж, Гор.
Второй вариант «Обнаженной, спускающейся по лестнице» (1912, там же), более абстрактный, чем первый, вызвал большой скандал на знаменитом «Армори Шоу» в 1913. Конструктивизм и много другое. Одного названия журнала было достаточно, чтобы изобразить сам журнал. Для произведений кубистов характерно «разложение» фигур и предметов на составляющие их плоскости, уподобление форм видимого мира элементарным геометрическим телам (кубам, конусам, шарам и т. д. ), преобладание прямых линий, острых граней. музей современного искусства. В некоторых сочинениях, сохранявших связь с эстетикой символизма, звучали отсылки к «высшей», сверхчувственной реальности.
Мы лишь хотели выразить то, что было в нас самих». На этой основе они разработали новые формы неглубокой многомерной перспективы, что дало им возможность представить изображаемый объект в виде множества пересекающихся линий и геометрических форм (куб, конус, цилиндр). Близкий к ним по духу Ле Фоконье также интересовался изучением объемов, но особенно освещением, создавая нечто вроде кубистического импрессионизма, сугубо индивидуального («Портрет Поля Кастио», 1910, Ле Сабль-д0лонн, собрание мадам Лобертон «Изобилие», 1910-1911, Гаага, Муниципальный музей «Охотник», 1912, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Это произведение искусства было выдержано в стиле кубизм. Они постепенно перешли от пейзажей до натюрмортов. Еще одна картина — «Девушка играющая на мандолине»3, которая была написана чуть ранее, в 1910 году и еще не так далеко зашла по дороге аналитического кубизма, — возможно, также должна считаться в некотором смысле портретом.
Очень оригинальными были вклады Леже и Делоне. музей современного искусства «Портрет Алисы», 1912, Швеция, частное собрание), сохраняя при этом традиционную перспективу и фигуративность. А в конце этого же года они начали близкое сотрудничество в кубистическом стиле. Д. А. Канвейлер в книге «Путь к кубизму» (1920) подвёл под направление теоретическую базу, опираясь в основном на живопись и суждения Х. Гриса. Формы, которые передаются в стиле кубизма, осязаемы, незамысловаты и просты.
В 1907 г. происходит перелом в творчестве Пикассо. После изучения абстрактных тел и объемов («Процессия в Севилье», 1912, Нью-Йорк, частное собрание «Танцы с источником», 1912, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга), Пикабиа перешел в 1913 к искусству чистой инвенции, руководимой лишь его собственным воображением («Удни», Париж, Нац.
Перед зрителем были заключенные в прямоугольные или овальные рамы, колористически и ритмически организованные цветовые поверхности, передающие одно и то же абстрактное «становление» движущейся материальной субстанции. Эта картина была начата в 1906 г. в манере, довольно близкой предыдущим: портрет Гертруды Стайн, Две обнаженные женщины (обе картины написаны в 1906 г. ). Однако с первых шагов кубизм пользовался активной поддержкой французских поэтов. и существовавшее до нач. Пикассо написал портрет известного арт-дилера Амбруаза Воллара.
Она является результатом связи несоединимого: высокого и низкого. Исследователи отмечают три фазы в истории К. : сезаннистскую (1907-1909), аналитическую (1910-1912) и синтетическую (1913-1914). Работая над образом, он стремится максимально освободить его от всего преходящего изменчивого, непостоянного, выявить его подлинную сущность. После монохромности аналитической эпохи картина «Бутылка Сюз» (1913, Сент-Луис, Миссури, Вашингтонский университет) со своей красной этикеткой и живыми синими красками кажется настоящим праздником для глаз.
Порой предметы, линии, формы, вступающие в игру друг с другом, трудно различимы. Однако у них они играли подчиненную вспомогательную роль. Французский критик Л. Восель впервые употребил термин кубист в 1908 году как насмешливое название художников изображающих действительность при помощи правильных геометрических объемных фигур (цилиндра, конуса, куба, шара). Эти картины, вызвавшие скандал (как и работы, показанные этими же художниками, за исключением Делоне, в Осеннем салоне того же года), были плодом опытов, самых разных и далеко не равноценных.
А истоки его – в односторонней интерпретацией системы Сезанна, который рекомендовал молодому художнику Пикассо «рассматривать натуру как совокупность простых форм – сфер, конусов, цилиндров». А когда-то это стало революцией в искусстве. Шагал, А. Архипенко, Д. Ривера, Л. Сюрваж).
Гелен сравнивал оформление кубистской парадигмы в искусстве с картезианским переворотом в философии как по значимости и радикальности ломки традиции, так и по содержанию. Иногда достаточно даже одного аспекта, например, для веера в «Независимом» (1911, Филадельфия, собрание Харри Клиффорда). Если Ван Гог в своих картинах так или иначе рассказывал о себе самом и по ним мы ожжем последить его «эскалацию безумия», то Пикассо в течении нескольких лет своего творчества «сжигает карьеру традиционного художника, связанного с представлением реальности», «смещая свои произведения от жизни к культуре». У Пабло Пикассо уже в его ранних работах округлые тела с непомерно выступающими объемными формами («Две женщины в баре», «Крыши Барселоны», «Пара», «Гладильщица»).
Пикассо говорил, что это было время, когда художники и поэты взаимно влияли друг на друга. И у Пикассо его «автобиография быстро превращается в утверждение витальности». Под воздействием этого действа и возникли знаменитые на всю планету «Авиньонские девицы» П. Пикассо (1907), это и стало зарождением кубизма. Берн, Художественный музей.
музей современного искусства, Центр Помпиду). Он, наверное, хотел попробовать отобразить на холсте девушек вне рамок реализма, при котором применяются:светотени – на телах должны бы были быть видны отблески света, по которым зритель видит, откуда на девушек падает свет, законы перспективы – крайняя левая девушка отбросила руку назад и, по законам перспективы, эта рука должна изображаться в меньшем размере, так как она находится дальше от зрителя, чем тело и т. д. Мы живем во времена, когда художник может рисовать, как ему нравится, а в 1907 году это принято не было. музей современного искусства, Центр Помпиду).
музей современного искусства, Центр Помпиду Гренобль, Музей изящных искусств) или исчезает совсем («Диск», 1912, Мэдисон, Коннектикут, собрание Тремейна «Круглые формы», 1912-1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства Амстердам, Гор. К. не чужды образно-эмоциональные задачи (особенно произведения П. Пикассо, поднимающимся до драматической цельности и широты). Он является логической отправной точкой в истории кубизма. Его работы показывают большую пластическую точность. Главной идеей, на которой он строился, была попытка выразить всю сложность, многообразие окружающей действительности с помощью простейших пространственных моделей и форм явлений и вещей.
Под аналитич. Перед нами эпоха аналитического кубизма». Именно вот таким образом он написал слова, которые сделали своим девизом молодые художники-кубисты: «Трактуйте натуру посредством цилиндра, шара, конуса». Художнику отводилась роль создателя нового способа видения мира. На полотне Пабло Пикассо «Портрет Амбруаза Воллара» 1910 г. контрасты цвета и фактурысведены до минимума, чтобы они не мешали выявлению конструкции и картина с ее приглушенной тональностью кажется почти монохромной.
Кубисты решают задачи репрезентации «вещи в себе», взаимоотношения вещей друг с другом, места вещи в художественном пространстве без помощи традиционной для новоевропейского искусства перспективы и импрессионистской световоздушной среды, а путем применения специфических геометрических приемов и совмещения различных точек или углов зрения на предмет. Из этих же соображений Пикассо ломает большие объемы, превращая их в серию малых, благодаря чему усиливается интенсивность освещения предметов («Женщина с грушами», Чикаго, собрание Сэмюэля А. Маркса «Сидящая женщина», Париж, Нац. Элементы аналитического кубизма появились в работах Брака уже в 1909, а в произведениях Пикассо – в 1910 однако более сильный импульс развитию этой фазы стиля дало художественное объединение «Золотое сечение», которое основали в 1912 Альбер Глез, Жан Метценже и братья Марсель Дюшан, Раймон Дюшан-Вийон и Жак Вийон.
П. Пикассо «Авиньонские девицы» (1907). В композицию включаются графические знаки: цифры, ноты, отдельные буквы и обрывки слов. Мало кто, даже среди художников, понял смысл этих новых поисков. КУБИЗМ (французский cubisme, от cube – куб), одно из направлений авангардизма 20 века.
Многие из них, конечно, вскоре вернутся с фронта и продолжат работать до конца войны. художники. Последний был менее ориги- нальным, более «ортодоксальным», чем Грис, представителем этого направления. Маковский и др. Он отказался от всякого исторического во имя «неисторического» «жизненного порыва». В 1918 г. Пикассо вступает в брак с русской балериной Ольгой Хохловой, у них рождается сын.
движения, способствовали появлению рус. основания. Но лишь изучение действия света на форму повернуло его в сторону кубизма.
геометрич. Нередко в творчество Пикассо присутствовали газетные заголовки о катастрофах и социальных волнениях, что придавало его картинам некую образность и весьма неоднозначное значение. День и ночь он тайно трудится над картиной, пытаясь воплотить в ней свои новые идеи. Такое творчество содержало в себе вызов традициям реалистического искусства.
Истоками стали картины Поля Сезанна и африканские скульптуры. Для синтетического кубизма характерно акцентирование живописной поверхности: цвет, фактура, линия используются для конструирования (синтезирования) нового объекта. Так в «Натюрморте с соломенным стулом» Пикассо применяет технику коллажа с помощью кусочков ткани, страниц газет, Брак в форме «папье-колле» использует бумагу, наклеенную на холст. В истории кубизма принято выделять три периода: сезанновский (до 1909 г. ), аналитический (1909–1912 гг. ), синтетический (1913–1914 гг. ).
Формированию кубизма как определенного течения в искусстве способствовала и первая выставка фовистов в 1905 г. В 1907 г. молодой Пикассо написал свою знаменитую картину, одно из программных произведений кубизма «Авиньонские девицы», вызвавшую громкий скандал Критики назвали ее «вывеской для борделя». «Нет ничего безнадежнее, чем бежать с красотой вровень или отставать от нее. Именно эта картина и положила начало кубизму. Следуя советам Сезанна, а также находясь под впечатлением от искусства изображения африканских масок, в 1907 году Пикассо создает свою первую картину, написанную в стиле кубизма «Авиньонские девицы» (дерзкие, рубленые линии, заостренные углы, практическое отсутствие теней, тон нейтральный, близкий к натуральному).
Жорж Брак Дома в Эстаке, 1908. К. способствовал зарождению абстракционизма, повлиял на технику футуризма, супрематизма, пуризма. Идеи 150 это тоже объекты, но интрасубъективные. Идеи для кубистов, отмечал Гассет, это «субъективные реальности, содержащие виртуальные объекты, целый мир, таинственно выплывающий из недр психики и отличный от зримого». Кубизм Дюшана был очень оригинальным. Исключается помещение рядом частей, одинаковых по форме, протяженности, светлоте.
К какому направлению причисляют кубизм в живописи. Во всяком случае, некоторые художники ничуть не колеблясь отбрасывали всякие намеки на внешнюю реальность. Построение усложняется и последовательно проводится единый принцип. Рука обнаженной переходит из кисти в подобие мохнатой лапы.
Последующие опыты разъяснения кубистических принципов принадлежали также литераторам из кружка П. Пикассо («О кубизме» П. Реверди, 1917 «Некоторые интенции кубизма» М. Рейналя, 1919). Буквально следующие по важности революционеры от живописи – это кубисты. музей современного искусства, Центр Помпиду «Курильщики», 1911, НьюЙорк, музей Соломона Гуггенхейма «Женщина в голубом», 1912, Базель, Художественный музей), которые заключаются в противопоставлении широких плоскостей, как правило лишенных реалистического значения и динамичных объемов, наполненных персонажами или объектами. Малевича), немецких художников. Второй период (1909 – 1912) отличается более мелкой деталировкой предмета изображения. Художник воплощал свои знания о действительности всеми доступными способами.
Вместе с тем творчество кубистов носило характер вызова стандартной красивости салонного искусства, туманным иносказаниям символизма, зыбкости поздней импрессионистской живописи. Кубисты же делали на подобных элементах особый худож. Когда мальчику было восемь лет, его семья переехала в Гавр. Картина демонстрирует радикальный разрыв с традиционной точкой зрения в живописи.
Термин «кубизм» впервые применил критик Л. Восель в 1908г., описывая картины Жоржа Брака, в которых дом был изображен в виде куба, а дерево– в виде цилиндра. изящных искусств «Механическая мастерская», 1914, Нью-Йорк, собрание Э. Стайн). Отвечая на этот вызов, культура порождает соответствующие ему новые формы, которые с точки зрения традиции непривычны и воспринимаются как «кризисные», вот таким образом реакцией культуры на многочисленные исторические события стало появление большого количества новых способов отражения мира. Одни сочли ее мистификацией, другие заговорили о душевной болезни автора.
распространяется на все области художественного творчества. Гигантские сдвиги в области науки и техники, выход масс на авансцену истории обусловили глубокие перемены в области искусства, вплоть до создания новых форм (полиграфия, звукозапись, фотография, кино, дизайн). реальные предметы (пуговицы, трамвайные билеты, куски обоев, клеенки, газет), узаконив тем самым коллаж в виде худож. И действительно, его произведения, созданные в 1913- 1914 используют все живые сверкающие интенсивным динамизмом цвета («Контрасты форм», 1913, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга Берн, собрание Г. Рупфа «Лампа», 1913, Чикаго, собрание Ли Б. Блока «Лестница», 1913, Цюрих, Кунстхауз «Пейзаж», 1914, Вилльнёв дАск, Музей современного искусства «Женщина в красном и зеленом», 1914, Париж, Нац.
Отказавшись от кубистических конструкций, он создает образы, основанные на экспрессивной деформации человеческого тела, сильно искажает человеческий облик. Наивысшего расцвета достигло в 1911–18гг. А благодаря коллажам картины больше походили на небольшие скульптуры. работы Пикассо с изображением женских фигур. Так обычно называется первая фаза кубизма, для которой характерна склонность к абстракции и упрощению форм предметов. Не менее восхитительные, пластически строгие коллажи Гриса исполненные в 1914 («Натюрморт с розами», бывшее собрание Гертруды Стайн «Завтрак», Нью-Йорк, Музей современного искусства «Стол», Филадельфия, Музей искусства), показывают редкую гармонию и поэтичность.
Этот термин «эллин виталь» – основное понятие «философии жизни», под влиянием которой развивалось все европейское искусство, особенно первой половины XX века. Кубизм оказал значительное воздействие на становление формальной системы итальянского футуризма. А. С. Пушкина, Москва Ж. Брак — «В честь И. С. Баха», 1912, частное собрание, Париж). В формировании пережило три стадии: сезанновскую, аналитическую и синтетическую.
Пикассо и Брак часто включали в полотна определенные буквы или слова. Северини, К. Карра), русских кубофутуристов (К. Разнотипные морфемы кубистической картины (фрагменты, выхваченные из реальной среды их иллюзорные имитации, куски текстов и отдельные знаки, реалистические «обманки» и схематичные рисунки) складываются в единую систему, где живописный образ перекликается со словом, графическим символом, с объектами материального мира. Тогда же появляется кубистическая скульптура с характерной для неё игрой пространственности и плоскостности («контррельефы» А. П. Архипенко, пространственные конструкции А. Лорана, Р. Дюшан-Виллона, геометризованные рельефы и фигуры О. Цадкина, Ж. Липшица).
франц. Различия между пространством и формой стираются. С. Малевич, В. Е. Татлин), немецких художников «Баухауза» (Л. Кубисты отходят от глубокого пространства, стремясь передать все осн. L., 1983.
К. быстро обнаружил свою чуждость социалистической культуре. Творчество Брака не ограничивается живописью и графикой. «Измучить» красоту, чтобы она не была совершенством, за которым можно лишь можно вечно поспевать, так никогда и не достигнув 150 таков был эстетический принцип кубистов. Эволюция Брака была, с этой точки зрения, более медленной, чем Пикассо.
Использование печатных знаков непосредственно в картинах является большим нововведением. Тем не менее он не остался глух к поставленной Пикассо задаче и сам искал ее разрешения близким способом вскоре, зимой 1907/08, он создал большую «Обнаженную» (Париж, частное собрание). В действительности, была выполнена сложная работа, чтобы эта картина появилась на свет. Но не все было гладко. П. Пикассо говорил, что может изобразить предмет имеющий округлую форму, как квадрат.
В октябре 1912 года они провели выставку «Золотое сечение», которая дала название группе. Пикассо — «Харчевня», 1913—14, Эрмитаж Ж. Брак — «Женщина с гитарой», 1913, Национальный музей современного искусства, Париж). Данное направление стремилось к обогащению мира созданными объектами эстетики. Рассказывают, что художник, написав Черный квадрат, сам не понимал, что такое он сделал и долгое время не мог ни есть, ни спать. Одним из источников в формировании кубизма стало первобытное и африканское искусство. Существовали правила, в рамках которых все творили.
Для него существовали «неизменные пластические величины» («Parions peinture», Париж, 1913), которые доказывали, что всякое открытие, всякий новый прием должен быть в конце концов подчинен правилам классической композиции эта концепция принципиально не отличалась от теорий академической школы.