В большой фреске, которую Синьорелли исполнил в Сикстинской капелле в Риме (1480-1481) вновь возникает проблема сотрудничества художника с Бартоломео делла Гатта. (5) Обрезание из Вольтерры (не фреска) находится теперь в лондонской Национальной галерее приписываемые Синьорелли истории Страстей Христовых идентифицируются с Поклонением волхвов в музее г. Вольтерры. (12) Части полиптиха из Сан Агостино в Сиене находятся теперь в разных собраниях.
Павла. Сцены как бы перетекают друг в друга, образуя единую композицию – от проповедей и деяний Антихриста, от царства морального падения и жестокости (передний и средний план) к гибели лжемессии (задний план). Обратите внимание, как он подбирает себе характерные, выразительные, скорее некрасивые типы, как он трактует руки, большие, с костистыми, неуклюжими пальцами, с какой тщательностью он взрыхляет лицо Иосифа морщинами и впадинами и рисует его отвороченное ухо.
В Аретинском музее хранятся две Мадонны, в городском соборе – сцены из жития Богоматери (выполнены с помощниками). От грандиозного ансамбля Мелоццо остался фрагмент «Вознесение», попавший после разных превратностей на лестницу Квиринальского дворца и куски фрески изображающие апостолов и поющих и играющих на разных инструмантах ангелов. Но в этой фреске есть нечто большее, чем подготовка классического идеала, ее художественная концепция выходит за пределы Высокого Ренессанса. Культ тела сказывается у него то в целых композициях, как бы специально этому культу посвященных (Воскресение плоти в Орвието, Царство Пана в Берлине), то, напротив, этот культ вторгается в сюжеты, ничего общего с плотским началом не имеющие, как, например, в образах Божьей Матери (Уффици и Мюнхенская Пинакотека) и в алтарном образе сакристии собора в Перуджии. Смягчение в искусстве Синьорелли сказывается двояким образом (если не считать тех отдельных черт, на которые мы уже указывали): иногда Лука точно подражает пластичности Мелоццо (яснее всего это сказывается в лондонском Обрезании и в ракурсах лежащих фигур в Светопредставлении), стремится передать рельефность, щеголяет перспективными фокусами иногда же он вдруг обращается весь к воспеванию божественного человеческого тела. Наибольшую известность Синьорелли принесли фрески в монастыре аббатства Монте Оливето Маджоре (Тоскана, 1496 – 1498) «История Святого Бенедикта» и «Конец мира» для капеллы Сан Брицио собора в Орвьето (1499 – 1502).
Примерно в этот же период появляются две картины из пинакотеки Брера в Милане – «Бичевание Христа» и «Мадонна с младенцем», для которых характерна та же линейность и которые по своей концепции также связаны с искусством Пьеро. Во-вторых, симметрия, равновесие. (2) Сведения о том, был ли Синьорелли не только учеником, но и воспитанником Пьеро делла Франческа, а также находился ли он в родственных отношениях с Лазаро Вазари, отсутствуют.
Однако, подобно Мелоццо да Форли историческая роль Луки Синьорелли не исчерпывается тем, что он подготавливает формопонимание Высокого Ренессанса. (9) Стаджо ди Фабиано Сассоли – мастер витражей, работавший в Ареццо в XVI веке. Наибольшую известность Синьорелли принесли фрески в монастыре аббатства Монте Оливето Маджоре (Тоскана, 1496 – 1498) «История Святого Бенедикта» и «Конец мира» для капеллы Сан Брицио собора в Орвьето (1499 – 1502). Эта пара сливается в единый торс, при этом дьявол что-то шепчет на ухо Антихристу. В свое время роспись капеллы Брицио была поручена фра Анджелико. В его «Мадонне» из Уффици есть нечто большее, чем только предпосылки классического стиля.
Теперь уже не только наружный контур, но и внутренняя форма приходит в движение. Разновременные пласты на фреске оказываются соединенными. ».
(11) В Лучиньяно (в церкви Сан Франческо) сохранилась Мадонна Синьорелли шкаф с коралловым деревом не сохранился. Идет ли это течение из Флоренции или, наоборот и во Флоренцию оно проникло из Умбрии. Общей темой росписи избрано было «Светопреставление».
В чарующих рисунках Боттичелли (берлинский Kupferstichkabinet) Божественная Комедия получила сентиментальный и женственный характер. Но мастер едва успел притронуться к сводам капеллы. Синьорелли всегда уделял большое внимание анатомии.
Злые языки говорили, что его школа прошла на похоронах. Его задача совсем в другом.
Здесь появляются уже первые симптомы стилистической регрессии художника, Во в фресках капелле СанБрицио собора в Орвьето (1499-1504) эволюция художника доходит до своего предела. То был первый пример декоративной живописи, предназначенной для рассмотрения снизу вверх, «disotto in su» — первая попытка последовательного проведения оптической иллюзии в купольной росписи. Алтарь Святого Онуфрия для собора Перуджи выглядит просто набором стилистических цитат.
В сознательном отказе от формальной изысканности, в обнажении композиции, построенной лишь на игре монументальных масс, проявляется новаторство, в каком-то смысле превзошедшее все искусство XV в. Погибшая в 1945 картина «Пан» из берлинского Музея императора Фридриха показывает, с какой суровостью интерпретирована мифологическая тема, в чем ошибочно видят оппозицию поэтике Боттичелли. В полной мере здесь раскрылся талант Синьорелли — одного из блестящих рисовальщиков Ренессанса. На аналогичном принципе тональной симметрии по диагонали построена знаменитая картина Синьорелли «Пан», погибшая в 1945 году в Берлине. В Монтепульчано хранится Мадонна (в церкви Санта Лючия), в приходской церкви (Колледжате) г. Фойяно – алтарный образ Венчание Богоматери (со святыми и донаторами) с пределлой (Житие св. Главная ценность группового портрета Мелоццо в колорите, в удивительно широком распределении больших цветных поверхностей. Живопись была разрушена союзническими бомбами во Второй мировой войне.
Здесь появляются уже первые симптомы стилистической регрессии художника, Во в фресках капелле СанБрицио собора в Орвьето (1499-1504) эволюция художника доходит до своего предела. 50, Кортона, . В его распоряжении были только средства, но не было цели.
«Бичевание Христа» в миланской галерее Брера относится ко второй половине шестидесятых годов. На заднем плане слева изображено тело Моисея, окружённое скорбящими людьми. Работал в Кортоне, Флоренции, Лорето (Марке), Читта-ди-Кастелло (Умбрия), Ареццо, Перудже, Вольтерре, Риме и Орвието. Его окно в Соборе заменено новым в XIX веке. Как апостолы, так и центральная фигура Христа изображены в ракурсе снизу вверх. Вероятно, он родился около 1445–1450 годов.
Умер Синьорелли в 1523 году, как и Перуджино, пережив расцвет классического стиля, но в нем почти не приняв участия. По своему обыкновению, Синьорелли строит композицию «Пана» на парных сочетаниях, на перекрестных диалогах. Luca Signorelli 1445 (50. ) 16 октября 1523) итальянский Википедия Синьорелли Воскрешение во плоти (1499 1502), Орвьето, Кафедральный собор Синьорелли Лука (итал.
Начиная с Перуджино понятие композиции приобретает пространственное значение. А его рисунки. 1499-1502Frescoes.
Скорее всего можно предположить, что сырые таланты, безотчетные искания, свежие идеалы давала провинция, Умбрия (причем, разумеется, применительно к данной эпохе пренебрежительный термин провинция можно употреблять лишь с большими оговорками ибо культура развивалась в то время дробно и почти всюду равномерно), роль же шлифующей, разрабатывающей столицы играла Флоренция. Король Тотила хотел убедиться в прозорливости святого и вот таким образом сначала послал своего передетого оруженосца, но Святой Бенедикт немедленно распознал обман короля. Предполагают, что общий проект росписи, как и большая часть «Аллегорий», принадлежит Мелоццо да Форли, тогда как Иоссе ван Гент исполнил большинство портретов. Унылым и пустынным представляется и все искусство Синьорелли. На чем основана выразительность картины, какое иррациональное впечатление она вызывает. ибо в живописных своих произведениях он указал способ изображать нагое тело так хорошо, с таким искусством и с разрешением таких трудностей, что оно кажется живым» (Вазари).
Искусство Синьорелли лучше всего можно понять из сравнения с Боттичелли и Поллайоло. В настоящее время проблема изучения языка художественной культуры как целостной системы становится чрезвычайно актуальной. Как известно, миф об Антихристе не существует как целостный текст.
С каждым новым тондо Синьорелли опора сидящей фигуры становится все ниже, движение ее тела приобретает все более горизонтальное направление, пока, наконец, в картинах Рафаэля мадонна не опускается на землю в полулежащей позе. Написанные до конца столетия, в этом же исполнены духе и многие другие картины Синьорелли, Флоренция, в наиболее счастливый период творчества художника («Мадонна с младенцем», Уффици «Мадонна на троне в окружении святых», Вольтерра, музей тондо «Св. 1445/1450 – 1523) итальянский хуложник эпохи раннего Возрождения умбрийской школы. Предполагают, что общий проект росписи, как и большая часть «Аллегорий». (14) Фрески в Монтеоливето Маджоре (Кьюзури Сиенской) сохранились.
Капелла Мадонны ди Сан Брицио была построена в начале 16 века. Историческое значение купольной композиции Мелоццо огромно. (12) Части полиптиха из Сан Агостино в Сиене находятся теперь в разных собраниях. точно так же находящемуся в Уффици, но написанному в конце девяностых годов. Все фигуры сосредоточены на переднем плане.
В соответствии с создаваемым образом Антихриста как «обезьяны Христа» на фреске Синьорелли красной оказывается накидка Антихриста, подчеркивающая тем самым его лжебожественную природу. Не благой дух св. Особняком стоит в творении Синьорелли одна из его фресок в монастыре Монте Оливето Маджоре в окрестностях Сиены (1497 года). Работал в Кортоне, Флоренции, Лорето (Марке), Читта-ди-Кастелло (Умбрия), Ареццо, Перудже, Вольтерре, Риме и Орвието. Наибольшую известность Синьорелли принесли фрески в монастыре аббатства Монте Оливето Маджоре (Тоскана, 1496—1498) «История Святого Бенедикта» и «Конец мира» для капеллы Сан Брицио собора в Орвието (1499—1502).
Черты искусства Пьеро делла Франческа здесь столь сильны, что вокруг этих фресок был объединено и ряд других произведений («Мадонны» из Музея изящных искусств в Бостоне из колледжа Крайст-Чёрч в Оксфорде и из собрания Чини в Венеции), чья концепция, если не исполнение, восходит непосредственно к мастеру из Борго Сан-Сеполькро. (12) Части полиптиха из Сан Агостино в Сиене находятся теперь в разных собраниях. Теперь впервые купол заполняется и расширяется в своих пределах воображаемым пространством, видимым с одной определенной точки зрения снизу вверх. Он возвратился в Орвието и продолжил более низкие стены.
В большой фреске, которую Синьорелли исполнил в Сикстинской капелле в Риме (1480-1481) вновь возникает проблема сотрудничества художника с Бартоломео делла Гатта. В любом случае фигуры музицирующих ангелов на своде и в сцене «Обращения Савла» в сакристии по своему стилю восходят к творческим поискам Верроккьо и Поллайоло. Он возвратился в Орвието и продолжил более низкие стены.
В этом же духе исполнены и многие другие картины Синьорелли, написанные до конца столетия, в наиболее счастливый период творчества художника («Мадонна с младенцем», Флоренция, Уффици «Мадонна на троне в окружении святых», Вольтерра, музей тондо «Св. Святой Себастьян хранится в пинакотеке г. Читта ди Кастелло. Синьорелли выделил в теме ряд отдельных больших сцен и дополнил ее новыми событиями, как бы предшествующими моменту «Страшного суда». В Монтепульчано хранится Мадонна (в церкви Санта Лючия), в приходской церкви (Колледжате) г. Фойяно – алтарный образ Венчание Богоматери (со святыми и донаторами) с пределлой (Житие св. (1) В первом издании биография Синьорелли начиналась так : Кто родился добрым, не нуждается в обучении искусству жизни ибо мирские невзгоды переносит он терпеливо, а милости всегда почитает ниспосланными небом.
В результате сцены как бы перетекают друг в друга, образуя единую композицию. Фра Анджелико, его предшественник в цикле Орвието, как думают, поддерживает его в части. Умер Синьорелли в Кортоне 16 октября 1523.
Но и другое отмеченное нами различие с Поллайоло сразу же бросается в глаза. Наибольшую известность Синьорелли принесли фрески в монастыре аббатства МонтеОливетоМаджоре (Тоскана, 1496—1498) «История Святого Бенедикта» и «Конец мира» для капеллы Сан Брицио собора в Орвието (1499—1502).
Подтверждение сказанному находим в «Слове о Христе и антихристе» Ипполита Римского: «Искуситель, он во всем хочет выглядеть подобным Сыну Божьему. «Гибель грешников» и «Торжество праведников» — Синьорелли дает три варианта одинаковой композиционной схемы. Ему неправильно предъявлять требования увлекательного рассказа или сильной экспрессии. Особняком стоит в творении Синьорелли одна из его фресок в монастыре Монте Оливето Маджоре в окрестностях Сиены (1497 года). Прошлое, настоящее и будущее как бы сконцентрированы и существуют одновременно. (11) В Лучиньяно (в церкви Сан Франческо) сохранилась Мадонна Синьорелли шкаф с коралловым деревом не сохранился. Особняком стоит в творении Синьорелли одна из его фресок в монастыре Монте Оливето Маджоре в окрестностях Сиены (1497 года).
SIGNORELLI, LucaFrescoes in the Chapel of San Brizio. Синьорелли Лука СИНЬОРЕЛЛИ Энциклопедический словарь Синьорелли (Signorelli) Лука (около 144550, Кортона, 16. Опыт оптического расширения стен, который Пинтуриккьо предпринял во фресковом цикле сьенской соборной библиотеки, Мелоццо переносит на купол. Наибольшую известность Синьорелли принесли фрески в монастыре аббатства Монте Оливето Маджоре (Тоскана, 14961498) «История Святого Бенедикта» и «Конец мира» для капеллы Сан Брицио собора в Орвието (14991502).
А между тем искусство Перуджино или Синьорелли, например, невозможно назвать классическим. И действительно, это был не король а переодетый в короля оруженосец Ригго. И король остготов, облаченный в царские доспехи действительно явился в монастырь в сопровождении свиты из телохранителей и слуг. Перуджино в корне изменил самое понятие композиции. Искусство Тосканы и Умбрии так сплетено между собою, что мы не всегда можем различить источники этих взаимных влияний. В таком виде и была изложена легенда об Антихристе в основном источнике эсхатологических сведений западного средневековья — в небольшой книжке Адсона «Об Антихристе» (X в. ). Написанные до конца столетия, в этом же исполнены духе и многие другие картины Синьорелли, Флоренция, в наиболее счастливый период творчества художника («Мадонна с младенцем», Уффици «Мадонна на троне в окружении святых», Вольтерра, музей тондо «Св.
С 1499 года в завершению росписи был привлечен и Лука Синьорелли. Эти свойства можно назвать экспрессивностью света и пространства. Связь с Бартоломео делла Гатта очевидна и в алтарной картине из собора в Перудже «Мадонна на троне в окружении святых» (1484). Родился в Кортоне.
Так легко еще никогда не дышалось на фресках кватрочентистов. В полное мере здесь раскрылся талант Синьорелли – одного из рисовальщиков блестящих Ренессанса. Согласно источникам, Микеланджело вдохновился именно этим произведением, создавая свой «Страшный суд». Ниже, Моисей спускается с горы с жезлом в руках.
Спаситель явлен как агнец и тот является подобным агнцу, хотя внутри – волк». Из его работ, близких к работам учителя, сохранились названные Мадонны в Оксфорде, Риме и Бостоне и фреска в Читта ди Кастелло (достойным учеником Пьеро делла Франчески его называет также в своих сочинениях Лука Пачоли). Идет ли это течение из Флоренции или, наоборот и во Флоренцию оно проникло из Умбрии. Тематическое построение картины не вполне ясно. (16) Автопортрет Синьорелли усматривается во фрески Деяния Антихриста рядом с Джованни да Фьезоле (фра Беато Анджелико). Луке Синьорелли можно только аплодировать им можно только восхищаться.
Позднее, как мы уже знаем, он участвовал в росписи Сикстинской капеллы. Одесную Господа – праведники ошуюю – грешники». Родился в Кортоне. Вот таким образом Синьорелли менее всего удалось именно «Торжество праведников». Разновременные пласты на фреске оказываются соединенными. (3) Большая часть перечисленных работ до нас не дошла. Именно дядя отдал маленького Луку в ученики знаменитому Пьеро делла Франческа.
Как замечает М. Молнар, «только фигура художника на стороне истины и истина отображена в его взгляде, вопрошающе направленном на зрителя». На переднем плане представлена проповедь антихриста. В изображении этих ангелов Мелоццо не решился на полный разрыв с традициями.
принадлежит Мелоццо да Форли, тогда как Иоссе ван Гент исполнил большинство портретов. Статуя св. В этом же духе исполнены и многие другие картины Синьорелли, написанные до конца столетия, в наиболее счастливый период творчества художника («Мадонна с младенцем», Флоренция, Уффици «Мадонна на троне в окружении святых», Вольтерра, музей тондо «Св. Такое разделение фрески было традиционным в христианской иконографической живописи. Умер Синьорелли в Кортоне 16 октября 1523.
В 1502 он возвратился в Кортону.
У его ног Ковчег Завета, в нём Скрижали Завета и сосуд с манной. В Библии указывается на красный как символ огня Духа, которым Господь крестит избранных (Лк 12:49 Мф 3:11). Унылым и пустынным представляется и все искусство Синьорелли.
Здесь и следа нет беспечного оптимизмаФабриано или доброй мистики Беато Анджелико. Сохранившиеся фрагменты показывают, насколько сильно Мелоццо охвачен монументальным духом Высокого Ренессанса, как далеко ушел он от умбрийской сентиментальной грации. Характерно, что почти в те же годы Мантенья пишет в Мантуе семейный портрет Гонзага. Особое внимание С. уделял изучению форм и движения человеческих фигур, передавая их подчёркнуто объёмно, в чётких и жёстких очертаниях, которым в поздних произведениях С. присуща некоторая застылость. Примерно в этот же период появляются две картины из пинакотеки Брера в Милане – «Бичевание Христа» и «Мадонна с младенцем», для которых характерна та же линейность и которые по своей концепции также связаны с искусством Пьеро. Спаситель явлен как агнец и тот является подобным агнцу, хотя внутри – волк».
Храм в видении Иезекиила походит на своих предшественников лишь своим общим видом, в нем также присутствуют: Притвор (Улам), Святилище (Хейхал), Святая святых (Двир) и Двор (Азара). (8) В Кортоне, в Музее Диочезано, находится названный Вазари Усопший Христос, Положение во гроб, Причащение Христом апостолов и Успение, а также неназванные две Мадонны (Мадонны также в Сан Доменико и Сан Никколо). Новый, классический идеал красоты подготовляется на купольной фреске Мелоццо да Форли. Наибольшую известность Синьорелли принесли фрески в монастыре аббатства Монте Оливето Маджоре (Тоскана, 1496—1498) «История Святого Бенедикта» и «Конец мира» для капеллы Сан Брицио собора в Орвието (1499—1502). Мелоццо да Форли расчищает путь для Корреджо. Скорее всего можно предположить, что сырые таланты, безотчетные искания, свежие идеалы давала провинция, Умбрия (причем, разумеется, применительно к данной эпохе пренебрежительный терминпровинция можно употреблять лишь с большими оговорками ибокультура развивалась в то время дробно и почти всюду равномерно), роль жешлифующей, разрабатывающей столицы играла Флоренция.
Фрески в приходской церкви (Колледжате) не сохранились. Наибольшую известность Синьорелли принесли фрески в монастыре аббатства Монте Оливето Маджоре (Тоскана, 1496—1498) «История Святого Бенедикта» и «Конец мира» для капеллы Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502).
Историческое значение купольной композиции Мелоццо огромно. Связь с Бартоломео делла Гатта очевидна и в алтарной картине из собора в Перудже «Мадонна на троне в окружении святых» (1484). В отличие от трех других больших фресок, где действие сосредоточено на переднем плане, в «Делах антихриста» Синьорелли разбрасывает эпизоды в некотором беспорядке на просторной и глубокой арене. Произведения С. (фрески в Сикстинской капелле Ватикана, 1481 – 83 «Пан», 1488 – 90, погибло в 1945 фрески в клуатре монастыря Монтеоливето Маджоре в Тоскане, 1497 и в капелле Сан-Брицио собора в Орвието, 1499 – 1504) отличаются строгостью, мужественной силой и героичностью образного строя. Произведения С. (фрески в Сикстинской капелле Ватикана, 1481 – 83 «Пан», 1488 – 90, погибло в 1945 фрески в клуатре монастыря Монтеоливето Маджоре в Тоскане, 1497 и в капелле Сан-Брицио собора в Орвието, 1499 – 1504) отличаются строгостью, мужественной силой и героичностью образного строя. Синьорелли обратил большое внимание на анатомию.
Фра Анджелико спокойно наблюдает буйство насилия перед собой. (13) Во Флоренции (в Уфицци) находятся обе Мадонны – картина и тондо полотно с обнажёнными богами (которое было известно под названием Воспитание Пана), находившееся в Берлине, погибло во время войны. Чего Перуджино не хватает, чтобы сделаться полноправным представителем классического стиля, это объективности, во-первых и активной силы, во-вторых.
Но Синьорелли абсолютно чужды мотивы рощи, лугов, мягких зеленых холмов. (14) Фрески в Монтеоливето Маджоре (Кьюзури Сиенской) сохранились. В любом случае фигуры музицирующих ангелов на своде и в сцене «Обращения Савла» в сакристии по своему стилю восходят к творческим поискам Верроккьо и Поллайоло. Работал с Капоралли, (20) Мазо (Томмазо) Папачелли (ок. (10) Фреска Положение во гроб в Колледжате (приходской церкви) в Кастильоне Аретинском (Фьорентино) сохранилась.
(22) Проверить правильность указанного Вазари возраста невозможно год рождения Синьорелли неизвестен. (13) Во Флоренции (в Уфицци) находятся обе Мадонны – картина и тондо полотно с обнажёнными богами (которое было известно под названием Воспитание Пана), находившееся в Берлине, погибло во время войны. Фреска Луки Синьорелли «Проповедь и деяния Антихриста» – часть цикла «Страшный суд», созданного в 1499-1503 годах и включающего шесть больших композиций, украшающих капеллу Мадонна ди Сан Брицио кафедрального собора итальянского города Орвието.
Цикл орвьетских фресок открывается «Делами антихриста». (18) В дворцовой (Сикстинской) капелле Ватикана Синьорелли закончил Передачу ключей Перуджино и написал самостоятельно две фрески, названные Вазари. Святой Себастьян хранится в пинакотеке г. Читта ди Кастелло. Подтверждение сказанному находим в «Слове о Христе и антихристе» Ипполита Римского: «Искуситель, он во всем хочет выглядеть подобным Сыну Божьему, – пишет Ипполит, – Христос – лев и Антихрист – лев Христос – царь и Антихрист – царь.
(17) Фрески в ризнице Санта Мария (Сантуарио) в Лорето (написанные до фресок в Орвието) сохранились. В них проявляются черты, характерные для раннего чинквеченто. Это, несомненно, один из самых значительных памятников живописи кватроченто. Франциска живет в Синьорелли, но тревога доминиканца Савонароллы.
Пожалуй, только в картинах Рубенса можно встретить еще такой переизбыток наготы. Работал в Кортоне, Флоренции, Лорето (Марке), Читта-ди-Кастелло (Умбрия), Ареццо, Перудже, Вольтерре, Риме и Орвието. Само представление об Антихристе имеет очень древние корни.
Его окно в Соборе заменено новым в XIX веке. Благодаря иллюзии второй воображаемой арки Синьорелли удается добиться впечатления, как будто стены раздвинулись и группа спасающихся врывается в реальное пространство капеллы. Чаще же всего он абсолютно избегает пейзажа. Изумительны иллюстрации Синьорелли к Данте3. Ее надо представлять себе таким образом, что центр купола занимала возносящаяся к небу фигура Христа, окруженная сонмом серафимов — вокруг центральной группы был изображен хоровод танцующих и музицирующих ангелов, а нижнее кольцо купола было образовано богоматерью и апостолами, в экстазе созерцающими возносящегося Христа.
Учился у Пьеро делла Франческа испытал влияние Поллайоло и Перуджино. Умер же он в 1523 г. (а не в 1521, как пишет Вазари). Мартина). Здесь мастер еще не вполне выработал свой самостоятельный фресковый стиль.
Особенно ангелы с точеными, строгими профилями, с пышной массой локонов, с прямыми, сильными и в то же время сдержанными движениями резко отличаются от типа хрупких, то изнеженных, то задорных подростков, которых так любили изображать Поллайоло и Боттичелли, Перуджино и Пинтуриккьо. Наибольшую известность Синьорелли принесли фрески в монастыре аббатства Монте Оливето Маджоре (Тоскана, 1496—1498) «История Святого Бенедикта» и «Конец мира» для капеллы Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502). Она изображает чудо, случившееся с двумя монахами-бенедиктинцами в харчевне.
К сожалению, обидная участь постигла фреску Мелоццо. Учился у Пьеро делла Франческа испытал влияние Поллайоло и Перуджино. Еще большее накопление обнаженных тел дают две массовые композиции: «Гибель грешников» и «Торжество праведников».
Об этом качестве Антихриста говорил своим ученикам Иисус Христос, открыто указывая на смысл грядущего появления его антипода: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно и избранных» (Мф 24:24). До него тему «Страшного суда» имели обыкновение изображать в виде одной огромной фрески, чисто орнаментально разделенной на отдельные эпизоды. Таков, например, триптих лондонской Национальной галереи, средняя часть которого изображает «Поклонение младенцу».
Работал в Кортоне, Флоренции, Лорето (Марке), Читта-ди-Кастелло (Умбрия), Ареццо, Перудже, Вольтерре, Риме и Орвието. Не забыт и Пьеро делла Франческа — в Мадонне и Геркулафле (справа, на нижней ступени). (8) В Кортоне, в Музее Диочезано, находится названный Вазари Усопший Христос, Положение во гроб, Причащение Христом апостолов и Успение, а также неназванные две Мадонны (Мадонны также в Сан Доменико и Сан Никколо). Все фигуры сосредоточены на переднем плане.
Основываясь на них, специалисты в области иконографии разъясняют: «Левый нижний угол (если смотреть изнутри иконы) – ад, грех и смерть, верхний правый – рай. Наибольшую известность Синьорелли принесли фрески в монастыре аббатства Монте Оливето Маджоре (Тоскана, 1496 – 1498) «История Святого Бенедикта» и «Конец мира» для капеллы Сан Брицио собора в Орвьето (1499 – 1502). В Монтепульчано хранится Мадонна (в церкви Санта Лючия), в приходской церкви (Колледжате) г. Фойяно – алтарный образ Венчание Богоматери (со святыми и донаторами) с пределлой (Житие св. Произведения С. (фрески в Сикстинской капелле Ватикана, 1481 – 83 «Пан», 1488 – 90, погибло в 1945 фрески в клуатре монастыря Монтеоливето Маджоре в Тоскане, 1497 и в капелле Сан-Брицио собора в Орвието, 1499 – 1504) отличаются строгостью, мужественной силой и героичностью образного строя.
В этом смысле Синьорелли как будто бы приближается к художественным намерениям Боттичелли. Из его работ, близких к работам учителя, сохранились названные Мадонны в Оксфорде, Риме и Бостоне и фреска в Читта ди Кастелло (достойным учеником Пьеро делла Франчески его называет также в своих сочинениях Лука Пачоли). От Перуджино и Пинтуриккьо прямая линия ведет к Рафаэлю.
Конечно и у Синьорелли не обходится без преувеличений. Художественное описание сцены гибели Антихриста находим в романе Д. С.
В 1472 молодой человек рисовал в Ареццо и в 1474 в Citt di Castello. Так, если дьявол, по средневековому выражению, – «обезьяна бога», то Антихрист – «обезьяна Христа», его фальшивый двойник. (6) Судьба работы неизвестна. Долгий путь исканий ведет к заключительному звену этой группы картин — к «Святому семейству», точно так же находящемуся в Уффици, но написанному в конце девяностых годов.
Слава Мелоццо в эпоху Ренессанса была основана в еще большей степени на росписи купола в церкви Санти Апостоли, которую мастер исполнил в начале восьмидесятых годов. Учился у Пьеро делла Франческа испытал влияние Поллайоло и Перуджино. В трех последних фресках цикла — «Воскресение мертвых», «Гибель грешников» и «Торжество праведников» — Синьорелли дает три варианта одинаковой композиционной схемы. Смягчение в искусстве Синьореллисказывается двояким образом (если не считать тех отдельных черт, на которые мыуже указывали): иногда Лука точно подражает пластичности Мелоццо (яснее всегоэто сказывается в лондонском Обрезании и в ракурсах лежащих фигур вСветопредставлении), стремится передать рельефность, щеголяетперспективными фокусами иногда же он вдруг обращается весь к воспеваниюбожественного человеческого тела.
Ярким примером может служить «Сошествие святого духа», которое Синьорелли написал на процессионном знамени для урбинского братства Санто Спирито и которое теперь хранится в Урбинском дворце (на обороте знамени — «Распятие»). Наконец, в 1499 году заказ перешел к Синьорелли. 1499-1502Fresco. Миф об Антихристе не существует как целостный текст. Синьорелли и Фра Анджелико, в темных одеждах (что резко выделяет их из всех остальных фигур) стоят, с одной стороны, наполовину в картине, с другой – наполовину вне ее. Это и не удивительно, так как заказ на «Пана» Синьорелли получил, по всей вероятности, от того же Лоренцо Медичи, который и Боттичелли привил интерес к полуантичным, полусхоластическим темам. Об этом необычном впечатлении писал Д. С. Мережковский в своем историческом романе «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)» трилогии «Христос и Антихрист»: «Лицо Антихриста поразило Джованни.
10. Век был такой: слишком пестро развертывалась жизнь, слишком сильным ключом била она, чтобы не увлечь и наиболее сурового среди непримиримых. Как апостолы, так и центральная фигура Христа изображены в ракурсе снизу вверх. Chapel of San Brizio, Duomo, OrvietoНа первом изображении общий вид росписей в капелле ди Сан Брицио (капелла Нуова) собора в Орвието. На стенах капеллы 7 больших сцен, написанных Лукой Синьорелли:Проповедь и дела антихристаГибель мираВоскресение плотиПроклятыеИзбранныеРайАдФрески на потолке изображающие Апостолов, ангелов, патриархов, учителей Церкви и мучеников, были написаны Фра Анджелико. У стен капеллы установлены бюсты философов и поэтов. SIGNORELLI, LucaSermon and Deeds of the Antichrist. Но возможно в память о доктрине Савонаролы Лука добавил к ней две сцены. Здесь Синьорелли еще чистый кватрочентист.
Семейство», Флоренция, Уффици). Прекрасно демонстрируют эти исследования рисунки Синьорелли — они очень «роднят» Синьорелли и Микеланджело, влияние первого на второго достаточно заметно.
Контракт для работы Синьорелли находится все еще на отчете в архивах Собора Орвието. Горизонтально на цоколе расположились изображения двух первых песен из «Чистилища» Данте. (10) Фреска Положение во гроб в Колледжате (приходской церкви) в Кастильоне Аретинском (Фьорентино) сохранилась. У нас есть только одно утешение. Конечно, его мастерство человеческой формы указывает, что он выполнил разборы. (6) Судьба работы неизвестна.
Бенедикта (монастырь Монте Оливетто Маджоре, Тоскана) Синьорелли демонстрирует свое мастерство в передаче анатомии человеческого тела, перспективных сокращений, ракурсов и светотени, создавая крупные фигуры. В 1477 году роспись двух крестовых сводов капеллы поручили Фра Анжелико. Учился у Пьеро делла Франческа испытал влияние Поллайоло и Перуджино. В Национальной галерее, Лондон, Обрезание Иисуса и трех других работ. Красный цвет символизирует земную, человеческую природу, кровь, жизнь, мученичество, страдание, но одновременно это и царский цвет (пурпур).
Рядом с Антихристом на фреске Л. Синьорелли изображен дьявол. Произведения С. (фрески в Сикстинской капелле Ватикана, 1481 – 83 «Пан», 1488 – 90, погибло в 1945 фрески в клуатре монастыря Монтеоливето Маджоре в Тоскане, 1497 и в капелле Сан-Брицио собора в Орвието, 1499 – 1504) отличаются строгостью, мужественной силой и героичностью образного строя. Никогда еще стены итальянских церквей не видели такого количества обнаженных тел.
Chapel of San Brizio, Duomo, OrvietoСуществует мнение, что под антихристом на фреске Проповедь и дела антихриста следует понимать Савонаролу, доминиканского монаха, повешенного и сожжённого во Флоренции 23 мая 1498 года. Сравнение Савонаролы с лжехристом это не новость, оно встречается, например, в «Апологии» Марсилио Фисино, которая была опубликована в том же 1498 году. Сам Синьорелли был любимцем Медичи, считал себя жертвой преследований флорентийского республиканского правительства (об этом писал Микеланджело), вот таким образом то, что под изображённым на фреске лжехристом им понимался именно этот монах, действительно допустимо. На заднем плане этой фрески изображены творящиеся беззакония, а также чудеса, которые сопровождают явление лжемессии. Видна группа священников, сгрудившихся вместе и сопротивляющихся соблазнам последних времён с помощью молитвы. Наконец, на заднем плане слева показано неизбежное завершение времени лжепророка ангел свергает его оземь его последователи также поражены гневом Божьим. Если сравнить его «Явление богоматери» с картиной Филиппино Липпи на аналогичную тему, то насколько же концепция Филиппино сердечней искренней, богаче психологическими оттенками. В 1512 был назначен послом Кортоны во Флоренции.
— dasgift. Чаще Синьорелли клянет, нежели благословляет. Его искусство редко бывает приятно, но всегда серьезно. Его рисунки в Лувре демонстрируют это и имеют близкую аналогию с методом Микеланджело. Это произведение свидетельствует о творческой зрелости Синьорелли, с другой стороны, переданной с помощью напряженных вибрирующих и линий пластической светотени, о внимании художника к анатомической правильности обнаженных фигур. Классический стиль никогда не допустил бы такой наивной символики.
Близость этой картины к проблемам, которые занимали Поллайоло в «Мучении святого Себастьяна» или «Битве обнаженных», не подлежит никакому сомнению. У Рубенса — восторг наготы, радостный гимн телу, у Синьорелли — демонизм, проклятие плоти. Так, традиционно в иконографии красным пишутся одежды Спасителя. (19) Образ и картина находятся теперь в пинакотеке г. Ареццо. Культ тела сказывается у негото в целых композициях, как бы специально этому культу посвященных (Воскресение плоти в Орвието, Царство Пана в Берлине), то, напротив, этот культ вторгается в сюжеты, ничего общего сплотским началом не имеющие, как, например, в образах Божьей Матери (Уффици и Мюнхенская Пинакотека) и в алтарном образе сакристии собора вПеруджии. Ветер, проникающий в отверстия окон, раздувает их одежды. Христофора – в Лувре.
Нужно было расписать две залы дворца: так называемую Sala dei ritratti — портретами знаменитых мудрецов и ученых всех времен и так называемый Studio (рабочий кабинет герцога)— аллегориями семи свободных искусств. В трех последних фресках цикла — «Воскресение мертвых». (9) Стаджо ди Фабиано Сассоли – мастер витражей, работавший в Ареццо в XVI веке. По мнению М. Молнара, это сам художник и его предшественник Фра Анджелико. Как будто традиционная плоскость потолка еще магнетически притягивает их к себе, еще мешает им свободно развернуть свои движения на всем просторе купольного пространства. Есть в картине «Бичевание» и еще один очень характерный для экспрессивного стиля Синьорелли прием — обилие падающих теней.
Мережковского: «Взлетев к небесам на невидимых крыльях, чтобы доказать людям, что он Сын Человеческий, грядущий на облаках судить живых и мертвых, враг Господень падал в бездну, пораженный Ангелом». Сохранилось даже указание на то, что одно время «Венера» Боттичелли и «Пан» Синьорелли висели на двух противоположных стенах в кабинете Лоренцо Медичи. Согласно традиционной точке зрения, храм должен быть устроен по образцу храма, подробно описанного в пророческом видении Иезекиила (Иез 40-48). Храм в видении Иезекииля походит на своих предшественников лишь своим общим видом, в нем также присутствуют: Притвор (Улам), Святилище (Хейхал), Святая святых (Двир) и Двор (Азара).
Возможно, уточняют они, это история женщины, которая была неверна художнику. Но сколь различно эмоциональное воздействие фресок Синьорелли и картин Рубенса. Родина Луки Синьорелли — Кортона, городок, лежащий на границе между Умбрией и Тосканой. (11) В Лучиньяно (в церкви Сан Франческо) сохранилась Мадонна Синьорелли шкаф с коралловым деревом не сохранился. К сожалению, обидная участь постигла фреску Мелоццо.
Синьорелли и раньше пробовал свои силы во фреске. Понятно, чтотакому художнику должно быть чуждо сентиментальное отношение к природе. Иллюстрации к темеО том, что должно вызывать неприязнь. Лука Синьорелли (ок.
Долгий путь исканий ведет к заключительному звену этой группы картин — к «Святому семейству». Эта центральная картина является реализацией части библейского текста, повествующей о могущественной силе убеждения Антихриста (Откр 13:11-14). Работал в Кортоне, Флоренции, Лорето (Марке), Читта-ди-Кастелло (Умбрия), Ареццо, Перудже, Вольтерре, Риме и Орвието. Искусство Перуджино пассивное, созерцательное, не волевое, а эмоциональное. Его пытаются истолковать ссылкой на «Буколики» Вергилия. который вместе с Беноццо Гоццоли (ссылка) выполнил две фрески — «Христос-Судия» и «Пророки».
В «Воскресении мертвых» Синьорелли изображает обнаженные тела во всех стадиях своих анатомических штудий. Характерно, что храм на фреске Синьорелли также имеет форму квадрата и внушительные размеры. В чарующих рисунках Боттичелли (берлинскийKupferstichkabinet) Божественная Комедия получила сентиментальный иженственный характер. Черты искусства Пьеро делла Франческа здесь столь сильны, что вокруг этих фресок был объединено и ряд других произведений («Мадонны» из Музея изящных искусств в Бостоне из колледжа Крайст-Чёрч в Оксфорде и из собрания Чини в Венеции), чья концепция, если не исполнение, восходит непосредственно к мастеру из Борго Сан-Сеполькро. 1504) отличаются строгостью, мужественной силой и героичностью образного строя. (14) Фрески в Монтеоливето Маджоре (Кьюзури Сиенской) сохранились. В сознательном отказе от формальной изысканности, в обнажении композиции, построенной лишь на игре монументальных масс, проявляется новаторство, в каком-то смысле превзошедшее все искусство XV в. Погибшая в 1945 картина «Пан» из берлинского Музея императора Фридриха показывает, с какой суровостью интерпретирована мифологическая тема, в чем ошибочно видят оппозицию поэтике Боттичелли.
Учился у Пьеро делла Франческа испытал влияние Поллайоло и Перуджино. Позади Платины видны высокий и суровый кардинал делла Ровере (будущий воинственный папа Юлий II) и, возможно изнеженно-красивый фаворит Джироламо Риарио.
Две фрески одного свода он выполнин по картонам Фра Анжелико («Ангелы с эмблемами страстей» и «Апостолы»), а другие — по своим эскизам — «Мученики», «Святая Дева», «Патриархи» и «Отцы церкви». (13) Во Флоренции (в Уфицци) находятся обе Мадонны – картина и тондо полотно с обнажёнными богами (которое было известно под названием Воспитание Пана), находившееся в Берлине, погибло во время войны. Фрески в приходской церкви (Колледжате) не сохранились. Фреска Луки Синьорелли изображает смерть Антихриста как совершившееся древнее пророчество, картина его гибели буквально следует библейскому тексту, повествующему: «Господь Иисус убьет духом уст Своих» (2 Фес 2:8), «будет сокрушен – не рукою» (Дан 8:26).
В «Воскресении мертвых» Синьорелли изображает обнаженные тела во всех стадиях своих анатомических штудий. Так, бок о бок с Мелоццо да Форли он расписывал купол одной из сакристий в Лорето. Святой Геркулафл (Herculaflus) был епископом Перуджи. 1445/1450–1523) итальянский художник эпохи раннего Возрождения умбрийской школы. Родился в Кортоне. Кроме занятий искусством, принимал активное участие в общественных делах, занимал ряд гражданских должностей в Кортоне. В 1512 был назначен послом Кортоны во Флоренции. Его произведения, главным образом фрески, а также несколько станковых композиций, находятся в Риме, Флоренции, Кортоне, Орвьето и др. В последние годы жизни он возглавлял мастерскую в Кортоне, где по его эскизам было создано несколько алтарей. Умер Синьорелли в Кортоне 16 октября 1523. Но во фреске Сикстинской капеллы Перуджино еще не вполне овладел ритмом пространства.
Работал в Кортоне, Флоренции, Лорето (Марке), Читта-ди-Кастелло (Умбрия), Ареццо, Перудже, Вольтерре, Риме и Орвието. К средневековью сложилась целая традиция, по которой отцы церкви, крупные богословы писали многочисленные «Слова» или «Толкования» о пришествии Антихриста, его деяниях, установлении Антихристова царства, борьбе с ним и его гибели. В 1512 был назначен послом Кортоны во Флоренции. (8) В Кортоне, в Музее Диочезано, находится названный Вазари Усопший Христос, Положение во гроб, Причащение Христом апостолов и Успение, а также неназванные две Мадонны (Мадонны также в Сан Доменико и Сан Никколо).
Новый, классический идеал красоты подготовляется на купольной фреске Мелоццо да Форли. Первое пребывание Синьорелли в Орвието продлилось не больше чем два года. О великом искушении, влекущем за собой окончательное разделение человечества на нечестивых и праведных, говорит, не персонифицируя это искушение и ветхозаветная книга Даниила: «Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении нечестивые же будут поступать нечестиво и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют» (Дан 12:10).
Свет и тон для него важнее, чем линия. Первым учителем Синьорелли был Пьеро делла Франческа, но длительное пребывание во Флоренции, вероятно в кругу Поллайоло, отвлекло Синьорелли от тех проблем, которые занимали мастера из Борго Сан Сеполькро (осталась только любовь к яркому дневному свету — не вечернему или утреннему, как у Перуджино, но гораздо более резкому, контрастному, драматичному, чем у Пьеро делла Франческа).
В девяностых годах живописный стиль Перуджино достигает своего полного расцвета. Такое же мастерское владение экспрессивной силой света Синьорелли обнаруживает в маленькой луврской пределле «Рождество Иоанна Крестителя». Прошлое, настоящее и будущее как бы сконцентрированы и существуют одновременно.
Но нигде это преобладание пространства над фигурами, это мастерство Перуджино извлекать из самого ритма пространства художественное воздействие, нигде оно не проявляется так очевидно, как во фреске «Распятие», которую в 1496 году Перуджино написал для флорентийской церкви Санта Мария Маддалена деи Пацци. По простоте, лапидарности и мощности пластической формы это тондо может быть смело причислено к произведениям Высокого Ренессанса. Согласно источникам, Микеланджело вдохновился именно этим произведением, создавая свой «Страшныйсуд». Согласно источникам, Микеланджело вдохновился именно этим произведением, создавая свой «Страшный суд».
Произведения С. (фрески в Сикстинской капелле Ватикана, 1481 – 83 Пан, 1488 – 90, погибло в 1945 фрески в клуатре монастыря Монтеоливето Маджоре в Тоскане, 1497 и в капелле Сан-Брицио собора в Орвието, 1499 – 1504) отличаются строгостью, мужественной силой и героичностью образного строя. (16) Автопортрет Синьорелли усматривается во фрески Деяния Антихриста рядом с Джованни да Фьезоле (фра Беато Анджелико).
Христос – лев и Антихрист – лев Христос – царь и Антихрист – царь. Основная идея та же, в известном смысле, пожалуй, даже еще смелее, но выполнена более консервативными, более соответствующими духу классического стиля средствами. Перуджино была суждена долгая жизнь. Наибольшую известность Синьорелли принесли фрески в монастыре аббатства Монте Оливето Маджоре (Тоскана, 1496 – 1498) «История Святого Бенедикта» и «Конец мира» для капеллы Сан Брицио собора в Орвьето (1499 – 1502). (Signorelli, Luca) (ок. В поразительной фреске Проповедь Антихриста (в Орвието) художник рисует среди оголенных равнин и скал какое-то подобие города и роскошный одинокий дворец.
Нагота у Синьорелли — без жеманства, без «раздетости» Боттичелли: просто торжествующее нагое тело, чувственное, самоутверждающееся (немного слишком бронзовое, каменное). Она изображает чудо, случившееся с двумя монахами-бенедиктинцами в харчевне. Умер же он в 1523 г. (а не в 1521, как пишет Вазари). Синьорелли (Signorelli) Лука (около 1445 – 50, Кортона, – 16. 10. 1523, там же) итальянский художник.
Согласно источникам, Микеланджело вдохновился именно этим произведением, создавая свой «Страшный суд». Перуджино довольствуется стереотипными позами и общим благочестивым настроением. Характерным примером является картина в Уффици, написанная между 1490 и 1495 годами.
Одним из самых совершенных достижений Перуджино в области алтарной картины надо считать «Явление богоматери святому Бернарду», написанное около 1490–1491 года и теперь находящееся в Мюнхене. Сказано, что он продолжил свои исследования в местах погребения. До него композиция понималась как распределение элементов картины на плоскости. Такая организация материала предопределяет «маршрут» чтения фрески, соотносимый с библейским сюжетом, – от проповедей и деяний Антихриста, царства морального падения и жестокости (передний и средний план) к его гибели (задний план).
Не трудно видеть, что Перуджино весьма посредственный рассказчик. Наконец, «Бичевание» может служить красноречивым примером того композиционного принципа, который я назвал «полярной симметрией» и который мы отметили у Боттичелли. Последняя черта, наравне с его грозностью, сближает Синьорелли с Микель Анджело.
Чрезвычайно трудную задачу поставила перед Синьорелли входная стена, где изображение «Гибели мира» нужно было вставить в узкую полосу между двух арок. Работал в Кортоне, Флоренции, Лорето (Марке), Читта-ди-Кастелло (Умбрия), Ареццо, Перудже, Вольтерре, Риме и Орвието. Нужно было расписать две залы дворца: так называемую Sala dei ritratti — портретами знаменитых мудрецов и ученых всех времен и так называемый Studio (рабочий кабинет герцога)— аллегориями семи свободных искусств.
Наибольшую известность Синьорелли принесли фрески в монастыре аббатства Монте Оливето Маджоре (Тоскана, 14961498) «История Святого Бенедикта» и «Конец мира» для капеллы Сан Брицио собора в Орвието (14991502). Он представил Лоренсо де39 Медичи картина, которая является, вероятно, той, названной Школой Пэна. Они повторяются во всех картинах Перуджино, независимо от темы, подобно «голубиному» взгляду и изгибу фигур в виде буквы S. Но изумительная простота и благозвучность композиционного замысла заставляют зрителя забыть о бедности фантазии Перуджино и отдаться во власть меланхолического, баюкающего ритма фрески.
Обезглавлен Тотилой, королём остроготов, уже нам известным. — Эрколе де Роберти и другие феррарцы в общей композиции, Донателло и Филиппо Липпи — в лице Святого Лоренцо (на верхней ступени, справа), Перуджино в патетическом жесте святого Иоанна, Боттичелли — в ангеле, Хьюго ван дер Гус и фламандский натюрморт представлены в вазе с цветами на переднем плане. Согласно источникам, Микеланджело вдохновился именно этим произведением, создавая свой «Страшный суд».
(18) В дворцовой (Сикстинской) капелле Ватикана Синьорелли закончил Передачу ключей Перуджино и написал самостоятельно две фрески, названные Вазари. Для него фигуры важны не сами по себе, а как звенья, как резонаторы пространства.
Последняя черта, наравне с егогрозностью, сближает Синьорелли с Микель Анджело. Если дьявол, по средневековому выражению, – «обезьяна Бога», то Антихрист – «обезьяна Христа», его фальшивый двойник. От грандиозного ансамбля Мелоццо остался фрагмент «Вознесение». Умер Синьорелли в Кортоне 16 октября 1523. Средневековый демонизм сочетался во фресках Синьорелли С ренессансной чувственной конкретностью и почти барочной жаждой эмоциональной насыщенности (все возможные положения и группировки человеческих тел, все страсти, ужасы и радости).
«. (5) Обрезание из Вольтерры (не фреска) находится теперь в лондонской Национальной галерее приписываемые Синьорелли истории Страстей Христовых идентифицируются с Поклонением волхвов в музее г. Вольтерры.
Унылым и пустынным представляется и все искусство Синьорелли. Решение проблемы с помощью повторения мотива тондо в медальонах с пророками и раковине с головой Крестителя имеет еще поверхностно орнаментальный характер. (10) Фреска Положение во гроб в Колледжате (приходской церкви) в Кастильоне Аретинском (Фьорентино) сохранилась. Унылым и пустынным представляется и все искусство Синьорелли. То был первый пример декоративной живописи, предназначенной для рассмотрения снизу вверх, «disotto in su» — первая попытка последовательного проведения оптической иллюзии в купольной росписи.
В современной науке интермедиальность понимается как «специфическая методология анализа как отдельного художественного произведения, так и языка художественной культуры в целом, опирающаяся на принципы междисциплинарных исследований».