Ведь и жертва Христа статистически мала по сравнению с бойнями Аттилы или Чингисхана. Последний изгнанник прибыл на родину». Гражданская война в Испании (июль 1936 — апрель 1939) — конфликт между Второй Испанской республикой (законное правительство) и оппозиционной ей испанской военно-националистической диктатурой под предводительством генерала Франсиско Франко (мятежники), поддержанного фашистской Италией, нацистской Германией и Португалией, который в результате военных действий в конце концов ликвидировал Испанскую республику и сверг республиканское правительство, пользовавшееся поддержкой СССР, Мексики и, в начале войны, Франции.
В 1937 году мирная Европа хотела видеть иное: прогресс, торжество техники, светлое будущее, еще не обернувшееся зияющими высотами, которые провидел в своей «Гернике» Пикассо. Несмотря на то, что мотивом к созданию «Герники» послужила бомбардировка города, на самой картине нет ни авиа налетов, ни взрывов, ни разрушений. Здесь можно прочитать сразу несколько смыслов. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. Кроме Доры Маар, которая на тот момент был его спутницей, в студию часто захаживали Поль Элюар, Хосе Бергман, Морис Рейналь, которые не упускали возможность прокомментировать результаты работы мастера. Красно-золотое одеяние рыдающей переместилось в коллаж «Femmes leur toilette», который ныне украшает резиденцию посла Франции в Мадриде (глядя на эту работу, понимаешь, что дуэнде Герники уберег шедевр от дурновкусия).
После Парижа «Герника» отправится в мировое турне по Англии, Скандинавии, США, а затем обретет временную резиденцию — «до наступления в Испании демократии», как завещал Пикассо, — в нью-йоркском MоMA. Но новость о его уничтожении повергла художника в шок. Оказалось, что госсекретарь Колин Пауэлл, рассказывавший о необходимости войны в Ираке, говорил это на фоне «Герники», которая становилась зловещей иллюстрацией к его словам. Мрачное, драматическое настроение«Герники»подчеркивается использованием художником монотонных цветов — различные оттенки серого, черного и белого. Фигуры на картине корчатся, падают, кричат, наих лицах застыли выражения боли и отчаяния. Среди жертв находятся как люди, так и животные. На левой стороне изображения в отчаянии женщина, держащая в руках своего мертвого ребенка. Перед ней горы умирающих воинов (обратите внимание на цветок, который растет из сломанного меча), а выше вы можете увидеть ревущего быка. Фигуры на правой стороне изображения просят о помощи, раскинув руки в жесте ужаса, стоя на коленях и пытаясь облегчить темноту, держа свечу в руке. Все зря. В центральной части изображения является дикая лошадь. Над ее головой появляется предмет типа лампы, с глазами вместо лампочки. Возможно, это является символом падающих бомб или может глаза принадлежат неким сверхъестественным существам, которые смотрят на ужасающие сцены, но ничего не делают, чтобы остановить все это.
«Герника» была написана Пикассо в 1937 году. И это главным образом жертвы того налета. Судя по всему, бык олицетворяет фашизм в целом. После заказа полотна на тему разрушенной Герники, Пикассо сразу приступил к её написанию.
Рядом с матерью, держащей на руках мертвого ребенка с запрокинутой головой, — бык с выражением мрачного равнодушия. «Герника», выполненная в манере кубизма, представляет собой огромное полотно впечатляющих размеров, написанное масляными красками в черно-белых тонах. Выбор такой формы и цветовой гаммы обусловлен несколькими причинами. Желая выразить в своем творении боль, отчаяние, агонию и гнев невинно пострадавших людей, Пикассо обезличивает их, передавая лишь основные черты, по которым можно узнать мать, рыдающую над телом мертвого ребенка, разорванное на части тело солдата, падающую в агонии белую лошадь, растерзанную голубку, женщину со светильником, гибнущего в огне человека и яростного быка. Деформация объектов, помещения и цветов объясняется ужасом, который внезапно постиг ночью испанский город. Идет гражданская война.
Но Пикассо не остановился на этом и в правой части картины (рядом с мужчиной, выбросившим руки вверх) вскоре появились два человеческих лица — встревоженных, напряженных, но с чертами неискаженными, прекрасными и полными решимости. В течение нескольких столетий только для этого они специально приезжали в Гернику. За четыре месяца художник, пребывающий в творческом кризисе, не пишет ничего. От реальности первого плана к реальностям «высшего порядка».
Здесь версии расходятся. Отзывы о картине были противоречивые. Это не кубизм и не сюрреализм: это хаос, это гибель самой материи. Зато Пикассо, как и следовало ожидать, не согласился.
Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника видела в основном спины посетителей». Так, можно заметить заимствования из средневековой каталонской миниатюры XI века, опубликованной за несколько лет до «Герники» другом Пикассо Кристианом Зервосом. Все зааплодировали. Жертвами бомбардировки, по разным подсчётам, являются от 120 до 300 человек. И как при всем этом выразить силу сострадания, гнева и боль самого художника.
Более 1600 человек погибли в ту ночь. В искусствоведческих текстах о «Гернике» повторяется одна и та же ошибка: правительство республики не заказывало картину о трагедии Герники, заказ был получен за четыре месяца до бомбардировки и тема не оговаривалась.
Рядом с ней виден образ быка с явно выраженным равнодушием, который топчет падшего воина. Одни ругали (Герника – полотно огромных размеров – ужасна. Она стала катализатором, взрывом, выбившим Пикассо из кризиса — в работу. Некоторые считают, что он, напротив, олицетворяет триумф Испании, а лошадь – её страдания.
Во время Гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года легион «Кондор», добровольческое подразделение люфтваффе, совершил налёт на Гернику. Там по проекту Сугасы должны были расположиться все три шедевра (тем более что «Сдача Бреды» для Салон-де-Рейнос и была написана). Этот контраст равнодушия и страдания в первых набросках к «Гернике» был едва ли не главной опорой всей картины, но Пикассо не остановился на этом и в правой части полотна, рядом с мужчиной, выбросившим руки вверх, появились два человеческих лица – встревоженных, напряженных, но с чертами неискаженными, прекрасными и полными решимости. То есть, ее свет – это свет внутренний. Многие отмечают, что её нос и широко открытая пасть образуют нечто похожее на человеческий череп.
26 апреля, в понедельник, самолеты немецкого легиона «Кондор», союзники Франко, в течение трех с половиной часов бомбят мирный город. Другие искусствоведы (например, Н. Д. Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии павильона, писал: «Герника видела в основном спины посетителей, она казалась им отталкивающей». Над головой лошади фонарь или лампа в виде бычьего глаза. Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника видела в основном спины посетителей». В эту эпоху война — главное мужское дело.
Неоднозначной была и реакция публики. В основе сюжета картины лежит бомбардировка города Герника немецким «Легионом Кондор» в ходе гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». Их лица нарисованы так же не логично, как и все части тела. Но мало кто помнит сюжет повести историю с абстракцией и еще одну важную деталь.
Пчелка. В сложившихся условиях власть в руки решают взять военные из числа испанских фашистов с целью установления дикатуры и избавления Испании от «красной угрозы». Франко, как утверждали, был не против. Считается, что картина продолжает тему трагедии в след за картиной «Герника». 9 мая датирован первый эскиз всей композиции.
Опередившее время, тот метафизический ужас, который явит Вторая мировая, Хиросима, все те грядущие бойни и теракты, что неминуемо оказываются в поле притяжения «Герники». 1 мая появляется первый набросок: бык, раненый конь, женщина со светильником в руке. Но его сияние не проливает свет на кромешную тьму общего фона. Была особая атмосфера.
Про недостижимость идеала и воплощения, про глухоту к пророчествам. 25 октября, в день столетия со дня рождения Пикассо, в Прадо открылась новая экспозиция — в Касон-дель-Буэн-Ретро, филиале музея: «Герника» и десятки эскизов. А на месте обрубленного дерева (единственной прямой — и очень быстро исчезнувшей — отсылки к конкретике Герники) возникает угол стола с раненой птицей. Это последняя работа Пикассо в серии работ, нарисованных в знак протеста. Веласкес пишет не ужас бойни, а благородство истинной победы.
Во время Гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года легион «Кондор», добровольческое подразделение люфтваффе, совершил налёт на Гернику. После налета Герника горела ещё трое суток. Однако друзей было больше.
И вот бык (чем-то напоминающий автопортреты Пикассо) взирает и на женщину, падающую из горящего дома и на женщину с ребенком и на «маску», освещающую путь. Луи Арагон сетовал, что чрезмерная склонность к авангарду лишила работу «семантической действенности соцреализма». Второе значение: свеча все-таки горит среди бела дня. Единственный вооружённый воин на картине уже не может никого защитить – он убит, «съеден» изнутри, а в руке его торчит бесполезный обломок меча. В одной из последних версий «Герники» вместо нарисованной бумаги появляется кусок бумаги настоящей — приклеенный к левой руке. Сам сюжет «Герники» во многом был сходным с картиной Ф. Гойи «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808», где подобно «Гернике» присутствовал лишь один яркий источник света.
Острие то попадало между пальцами, то впивалось в руку. Однако друзей было больше. Другие искусствоведы (например, Н. Д. За этими событиями наблюдал весь мир, в том числе и Пабло Пикассо.
Реакция многих была совсем не такой, на какую рассчитывал П. Пикассо. Пабло никогда в жизни не бывал в этом городе. Легче всего назвать шизофреником (уничижительно) человека, чей уровень восприятия и оценки действительности на порядок выше вашего. В 1937 году весь мир и Европа в частности, следили за ходомгражданской войны в Испании. У его подножия некогда были провозглашены первые вольности – автономия, дарованная баскам мадридским королевским двором. Пикассо входил в кружок (КРУГ) самых прогрессивных деятелей искусства своего времени, причем не из бедных семей.
Пресса восторженно писала о павильонах Германии и СССР (последний был увенчан «Рабочим и колхозницей»), а павильон Испании — построенный выдающимися архитекторами Луисом Лакасой и Хосе Луисом Сертом (последним знаковым проектом Серта станет Фонд Жоана Миро в Барселоне) — даже не был упомянут в каталоге «главных объектов выставки». Кто-то утверждает, что мастерскую Пикассо посетила делегация баскских политиков и один из них воскликнул: «Это же Герника. » Другие свидетели уверяют, что название предложил Поль Элюар, который как раз писал поэму «Victoire de Guernica» или Кристиан Зервос, главный редактор журнала Cahiers d39Art, по заказу которого Дора Маар фотографировала этапы работы. Она по праву считается одной из центральных работ в творчестве художника, поскольку в ней сплетаются многие сквозные для Пикассо темы и проблемы. Интересная фигура быка находится слева. Администрация Джорджа Буша-младшего, чувствуя бессилие перед убедительностью антивоенного шедевра, настояла, чтобы работники ООН завесили «Гернику». Оказалось, что факт общеизвестный.
О чём это. » и искал бы ответы и находил их. Однако друзей было больше. Остается вглядываться.
Художник ответил: «Нет, это вы сделали». В этом же доме Бальзак поместил действие своей повести Неведомый шедевр». Далеко не все специалисты приняли «Гернику». Прошу парижских друзей прислать фотографию дома.
Ему было тогда 55 лет. Он «руководит» музеем на расстоянии, но очень гордится титулом. Пол в комнате напоминает карту боевых действий.
Он писал: «Люди моего поколения хорошо помнят, как фашисты подвергли садистской бомбардировке город Гернику во время гражданской войны в Испании. Все образы картины переданы упрощенно, обобщающими штрихами. Причиной создания «Герники» Пикассо стала бомбардировка города Страны Басков — Герники. В этом и опасность "высовывания" (хозяева жизни не любят высовывающихся), в этом и подвиг художника – автоматом можно десяток уложить, а кистью/словом – тысячи призвать. После долгих переговоров (дочь Пикассо требовала, чтобы в Испании сначала разрешили аборты и разводы) 10 сентября 1981 года «Герника» прибыла в Испанию на борту боинга «Лопе де Вега». Было сброшено более 20 тонн бомб.
Мечтой Мигеля Сугасы, директора Прадо до марта 2017 года, было создание «Зала мира» в Салон-де-Рейнос, втором филиале музея, конкурс на реконструкцию которого недавно завершился. Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна. Мы поможем вам расставить акценты во всем разнообразии шедевров испанских живописцев.
Долорес Ибаррури, например, сразу высоко оценила картину Пикассо: «Герника» — страшное обвинение фашизму и Франко. И все-таки средневековые схоласты соотносили «анагогическое», возвышенное, толкование текстов с надеждой. Хотя в иных смысла намного больше. Но по мере работы лобовые политические высказывания, язык плаката, уходят из картины. Это контраст страдания и равнодушия был в первых набросках к «Гернике» едва ли не главной опорой всего целого картины. Всем удачи.
Возможно, это всего лишь красивая байка, тем более, что Пикассо после этого не арестовали и не отправили в застенки, но она очень хорошо передаёт смысл «Герники». Но для полноты картины просматриваю биографию Батая и вдруг невероятная деталь: тот самый чердак, «штаб» Contre-Attaque, был описан Бальзаком в «Неведомом шедевре». С разрешения Франко, 26 апреля 1937 годанемецко-фашистская эскадрилья «Кондор» совершила ночную бомбардировку баскского городка Герника, в котором проживало около 5000 тысяч человек.
Нуазезы из «Герники». «Друзья, бомбы уничтожают целые города. Постепенно война в Испании забывалась и «Герника» стала символом протеста против любых войн. Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника видела в основном спины посетителей».
Все летит, бежит и рассыпается. А всякая связь со злодеяниями фашизма тут – фикция. Некоторые искусствоведы считают, что это олицетворение фашизма и всего мирового зла. А мадридский журнал «Сбадо грфикo» даже писал: «Герника — полотно огромных размеров — ужасна. «Герника» началась, разумеется, в одноимённом городе, который и дал название полотну.
«Герника» – полотно, полное иносказаний. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». В одной из них он держит цветок и обломок меча. Число жертв, по разным оценкам, достигает от нескольких сотен до 2 тысяч человек.
«В Гернике осталось лишь пять целых домов», «Не виданная миром трагедия» — подобными заголовками пестрят парижские газеты. Невероятное, невозможное совпадение. Но франкистский режим отнял эту автономию. Ныне два смотрителя неусыпно охраняют ее от фотографов.
Какие силы ее выбросили. В макете победившего в конкурсе проекта Нормана Фостера и Карлоса Рубио мечта директора Прадо (а также воля самого Пикассо, что неоднократно подчеркивал Сугаса) была воплощена. А не, например, Париж. Споры начались, как только 4 июня работа покинула мастерскую и заняла свое место в главном зале павильона Испании. Страшную, уродливую искалеченную женскую ногу.
Ведь это не заказные Шилов, Сафронов и иже с ними. Про боль неуслышанности. И поскольку Пикассо принадлежал не к тому типу художников, которые прячутся в башне из слоновой кости, а занимал активную гражданскую и социальную позицию, он не мог не откликнуться на это явление. По всей вероятности, таким образом Пикассо отразил в своей работе события бомбардировки, когда около двух тысяч жителей оказались под завалами. Сам Пикассо говорил, что писал эту работу в «состоянии транса», не останавливаясь, по 14 часов в день.
«Ищу человека. » – отвечал синопский киник на вопрос «что он делает с фонарем в руке при свете дня. ». Во-первых, весь ужас и безумие творятся при свете, не тайком (актуализация Минотавра) во-вторых, несмотря на «яркий свет» научно-технического прогресса, люди все равно погрязли во тьме неведения. Так они познакомились с Дорой Маар. Всё действие картины происходит в комнате.
Однако то, что предстало их глазам, смутило многих и вызвало самые различные споры. К началу XX века Испанское королевство находилось в состоянии глубокого упадка и кризиса. Про миссию художника.
И тут в историю вмешалась Герника, точнее — наоборот. У бегущей женщины с обнаженными ягодицами на первых этапах работы в руке был изображен кусок туалетной бумаги — эта физиологичность отсылала к серии гротескных сатирических гравюр «Сон и ложь Франко», которую Пикассо заканчивал в то же время. Герои Бальзака видят в углу картины «кончик прелестной ноги, живой ноги» — «обломок, уцелевший от невероятного, медленного, постепенного разрушения», он возникает «как торс Венеры посреди руин сожженного города». Все образы картины переданы упрощенно, обобщающими штрихами. А мадридский журнал «Сабадо графике» даже писал: «Герника — полотно огромных размеров — ужасна. В том же году вышла книга Глеза и Метценже О кубизме, а в 1913 поэт Гийом Аполлинер опубликовал книгу «Художники-кубисты». Впоследствии Пабло Пикассо, говоря о судьбе своего детища, заметил: «Чего только не довелось мне услышать о моей Гернике и от друзей и от врагов».
На первой фотографии в центре композиции акцентирован поднятый кулак раненого — но торжествующего — солдата, визуальная метафора республиканского лозунга «No pasarn» («Они не пройдут»). Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп считал «Гернику» самым значительным антивоенным произведением. В 1992 году «Герника» переедет из Прадо в Центр искусств королевы Софии и станет его главным, знаковым экспонатом. Известно, что здесь не было сосредоточения войск, крупных штабов или соединений. Юстин Нассауский, губернатор Бреды, взятой испанцами после длительной осады (это была одна из немногих побед в череде множества поражений в войне с Нидерландами и «духоподъемная» роль события была первостепенной), вручает ключи от города главнокомандующему испанцев Амброзио Спиноле. О городе Герника в Стране Басков знает весь мир.
Мадридский журнал «Sbado Grfico» даже писал: «Герника— полотно огромных размеров— ужасна. Справа через открытое окно в комнату вплывает лицо, похожее на античную маску. Сама материя мира жива, зло преходяще. В лицах матери и мужчины, обращенных к зрителю, оставлены лишь широко открытый в крике рот, видимые отверстия ноздрей, сдвинувшиеся куда-то выше лба глаза.
Всего за три часа на Гернику было сброшено несколько тысяч бомб. Главная достопримечательность Герники — «герникако арбола», легендарный дуб (или, как его еще называют, правительственное дерево). После налета Герника горела ещё трое суток. В этой статье будет идти речь о Музее королевы Софии, вернее о ее гордости, картине «Гернике», которая принадлежит кисти Пабло Пикассо. Когда мир пережил ужасы Второй мировой, пророческий смысл «Герники» обрел новое звучание. Так уж повелось, что испанская земля дала миру много гениальных имен.
За этими событиями наблюдал весь мир, в том числе и Пабло Пикассо. Национальные меньшинства (баски, каталонцы, галисийцы), составлявшие более четверти населения Испании выступали против централизаторской внутренней политики Мадрида и требовали автономии. Во время Гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года легион «Кондор», добровольческое подразделение люфтваффе, совершил налёт на Гернику. К тому же, некоторый символизм в «Гернике» всё таки можно выводить и от полотна Питера Пауля Рубенса «Ужасы войны» (1638) и фрески Рафаэля из Ватикана изображающейтрадиционное представление о Деве Марии с мёртвым Христом на руках.
Её поза и взгляд выглядят так, будто она бьётся в агонии и вот-вот упадёт замертво. В его руках сломанный меч, он находится в позе, чем-то напоминающее распятие. Он полностью отверг реализм с его изобразительно-познавательной функцией. Именно быку лошадь, находящаяся в центре, адресует свои последние «проклятья», но бык не замечает её, как и не замечает всего, что происходит вокруг.
В контексте испанского искусства шедевр Пикассо встал в ряд со «Сдачей Бреды» Веласкеса и «Расстрелом 3 мая» Гойи. На создание у художника ушло прядка месяца. Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника» видела в основном спины посетителей».
В июне 1937 года «Герника» была выставлена в испанском павильоне на Всемирной выставке в Париже и толпы народа сразу же устремились сюда. В течение нескольких столетий только для этого они специально приезжали в Гернику. Это событие вызвало резкий общественный резонанс во всем мире, а для Пикассо стало и вовсе «вестью, подобной удару бычьего рога», как вспоминал впоследствии испанский поэт Рафаэль Альберти. Художник, тем не менее, продолжит с остервенением работать.
Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». После налёта город горел на протяжении трёх суток. После создания «Герники» Пикассо проживет еще почти сорок лет, однако именно эту картину будут называть последним его шедевром, славу которого не смогут затмить последующие творения. Разгорится ли этот огонек в мощное пламя, которое разгонит тьму, зависит от самих людей.
Но кто же их будет возрождать из пепла. », — писал художник в письме своему другу. И здесь художнику нужно мужество устоять. тоже ведь человек. Ну и что бы немного по личности Пикассо, как таковой, так предлагаю прочесть места из книги Ильи Эренбурга "Жизнь, события, люди" (Iкн. ), где он описывает встречи с Пикассо в Париже в период собственной эмиграции. В первый же день после ужасной новости Пикассо стал неприрывноработать над новым полотном под названием «Герника», которое удалосьзавершить всего за месяц и представить публикена Всемирной выставке.
Это было время Гражданской войны в Испании. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. После налета Герника горела еще трое суток. Про угрожающий хаос.
Главная достопримечательность Герники – герникако арбола, легендарный дуб (или, как его еще называют, правительственное дерево). «Герника» написана в черно-белой гамме, но большинство зрителей вспоминают ее цветной. В результате чего весь центр города был полностью разрушен. Приковывает внимание к картине женщина, летящая из открытого окна. Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержанием картины только рамками конкретного события и видели в ней лишь изображение трагедии баскского народа. Пикассо выпросил в подарок окровавленную перчатку.
С одной стороны – это указание на технологизацию эпохи (которая приводит к милитаризации), когда даже естественный свет солнца представлен электрической лампочкой. Фактически «земную жизнь пройдя до половины» (Данте считал «половиной» своего пути 35, цифры рифмуются), Пикассо создает свою главную картину. Первые отзывы о картине стали, отчасти, холодным душем для художника, движимого порывом. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь».
На фасаде — мемориальная доска: «Пикассо жил здесь с 1936 по 1955 год. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». «Герника» Пикассо — трагическое и невероятное прозрение — и предостережение человечеству. Лампочка под потолком является символом лампочки в камере пыток. «Герника» – это не просто исторический документ, фиксирующий хронику военной Европы.
Увидев на столике открытки с репродукцией «Герники», мягко говоря, не самой приятной для фашистского режима картины, фицер спросил Пикассо: «Это вы сделали. ». Это самое трудное и обычно не удается. Впоследствии Пабло Пикассо, говоря о судьбе своего детища, заметил: «Чего только не довелось мне услышать о моей Гернике и от друзей и от врагов». Особо стойкие марксисты требовали убрать это «кубистское нечто». Название «Герника» также возникло лишь в финале работы. Никакого военного преимущества этот налет не давал, фашисты хотели нанести «психологический удар» для запугивания.
Испанцы победили, но Спинола не позволяет губернатору опуститься на колени. У нечисти «Капричос» и солдат «Бедствий войны» один и тот же демонический оскал. Быть может история потаенного цвета «Герники» — еще одна притча Пикассо.
Притча о том, что жизнь все равно побеждает смерть неизвестным науке способом. «Мы видели, как Герника обрела потрясающую сдержанность, достойную монастырской сдержанности Эскориала, но погруженного в ужас хаоса», — вспоминал один из присутствовавших. Герника – это город в Испании, который исторически принадлежит баскам. Вся его жизнь была связана с живописью. Сложное впечатление о картине.
«Сдача Бреды» написана в 1635 году, за 300 лет до «Герники». Но раз в разговор вклинился Данте, вспомним о его идее «многомысленного» толкования поэзии из письма к Кангранде делла Скала: толкования исторического, морального, аллегорического и «анагогического» (возвышенного). Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь. При всей тотальной новизне в «Гернике» можно найти отзвуки «Страшного суда» Микеланджело, «Комментария на Апокалипсис» Беата Льебанского, мозаик Равенны, романской живописи, картин Бальдунга Грина, «Распятия» Порденоне и «Ужасов войны» Рубенса (там и женщина с поднятыми руками и мать с мертвым младенцем и лежащий ниц мужчина и Венера, простирающая длань почти так же, как «маска» со светильником).
Другие искусствоведы (например, Н. Д. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». Однако друзей было больше.
Картина «Герника» была написана в 1937 году. Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника видела в основном спины посетителей». В июне 1937 года Герника была выставлена в испанском павильоне на Всемирной выставке в Париже и толпы народа сразу же устремились сюда. Желтый, красный и синий — академическая «трехцветка» из которой рождаются все цвета радуги, все цвета мира.
Его олицетворяют их языки в форме острых кинжалов. В этой мастерской он написал Гернику. 349 776 см. Например изображение женщины с лампой в руке (один из немногих образов, сохранившихся от первого наброска до окончательного варианта полотна), возможно, было для Пикассо символом неприкосновенного священного дуба Герники, не пострадавшего после уничтожения города. Что мы видим в правом углу «Герники». Все, конечно, относительно. Все кругом гибнет, только бык возвышается над поверженными, вперяя перед собой неподвижный, тупой взгляд.
Картина освещает не только ужасы той самой бомбардировки, когда от взрывов и пожара погибали люди, но также и сам ужас испанской революции, проходившей с 1931 по 1939 годы и Гражданкой войны в Испании. У Гойи война уже явлена как метафизическое зло. Созданная на основе испанских событий, «Герника» выходила за конкретные исторические и временные рамки, предвосхищала события, которым тогда не было даже названия. Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника видела в основном спины посетителей».
Такое совпадение не может быть случайностью. Причиной создания «Герники» Пикассо стала бомбардировка города Страны Басков— Герники. Поводом, побудившим Пикассо написать картину, послужила бомбежка нацистами небольшого баскского городка в Испании под названием Герника. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога».
Чуть ниже – женщина в лохмотьях движется к центру, её взгляд направлен вверх.
И всего за месяц создал полотно, ставшее одним из главных антивоенных символов в истории искусства. Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержание картины только рамками конкретного события и видели в ней только изображение трагедии баскского народа. То из раны на боку коня вылетает крылатый Пегас, а сам конь корчится от боли, то он топчет копытами раненого воина, то превращается в понурую детскую лошадку (недаром именно в эти годы Пикассо мечтает «писать как ребенок»), то встает на дыбы с пугающим оскалом. Впервые это проявилось в произведениях Хуана Гриса, который стал активным приверженцем кубизма с 1911. Детали эскизов варьируются.
Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. Впоследствии Пабло Пикассо, говоря о судьбе своего детища, заметил: «Чего только не довелось мне услышать о моей «Гернике» и от друзей и от врагов». Причиной создания «Герники» Пикассо стала бомбардировка города страны басков — Герники. Такое «покушение на шедевр» породило скандал между музеями, король Испании заверил, что «Герника» не покинет Центр искусств королевы Софии, а Сугаса вскоре ушел в отставку. 5 февраля журналисты заметили, что репродукция была накрыта покрывалом. Или она выпрыгнула сама.
Если предложенное вам удастся (а это, т. е. Да и расположен этот бык-Минотавр совсем как Веласкес в «Менинах». Особенно болезненными для художника оказались переживания от увиденного им сообщения в газете «Се Суар», выпускаемой его другом и писателем Луи Арагоном, о бомбардировке маленького баскского городка Герника 26 апреля 1937 года. Но, как это часто бывает, цели были откорректированы – основной удар «Легиона Кондор» пришёлся на местную рыночную площадь. Но Пикассо не остановился на этом и в правой части картины (рядом с мужчиной, выбросившим руки вверх) вскоре появились два человеческих лица – встревоженных, напряженных, но с чертами неискаженными, прекрасными и полными решимости.
Но Герника, как вспоминал Рафаэль Альберти, «сразила Пикассо, как удар бычьего рога». Для павильона воюющей страны (главная задача которого — заявить о жизнеспособности республики и собрать средства для народной армии) участие Пикассо — важнейший козырь. И вот какой путь избирает Пикассо, чтобы всесторонне изобразить разыгравшуюся трагедию.
Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. Вершиной творчества Пикассо стал кубизм. Позировала для картины (как и для целой серии других картин) Дора Маар, которая сама работала профессиональным художником. Также бык отсылает нас к образу минотавра как символу разрушительного звериного начала. Однако друзей было больше.
11 мая Дора Маар, муза Пикассо времен «Герники», фотографирует первую композицию на холсте — в новой мастерской на Rue des Grands Augustin, 7. А мадридский журнал «Сбадо грфикo» даже писал: «Герника — полотно огромных размеров — ужасна. Умение видеть поданный художником образ зависит не столько от уровня интеллекта (да даже и не от него вовсе), сколько от уровня образно- эмоционального восприятия, а так же достаточного уровня эмпатии (способности сопереживать).
Нечеловеческие зверства фашистского режима впервые сразили Европу после того, как отдельный легион добровольцев люфтваффе совершил ночную бомбардировку мирного баскского города, находящегося на севере Испании неподалеку от границы с Францией. Более трети жителей погибло под бомбежкой, а сам город горел еще более трех суток. Почему именно Герника. Глаза у человека изображенного на переднем плане, находятся с одной стороны. Чего о ней только не услышал свет: одни обвиняли Пикассо в чрезмерном пропагандизме, другие увидели в его полотне не всеобщий манифест против жестокости, но только одну трагедию – трагедию маленького баскского городка.
Герника — символ традиционных свобод баскского народа (под местным дубом короли Испании приносили клятву свободы эти уважать) — становится символов ужасов войны ХХ века. Вот таким образом налёт был вполне ожидаем. Впоследствии Пабло Пикассо, говоря о судьбе своего детища, заметил: Чего только не довелось мне услышать о моей Гернике и от друзей и от врагов.
За этими событиями наблюдал весь мир, в том числе и Пабло Пикассо. Значит, «Герника» была создана там, где Бальзак поместил действие повести, в которой в 1831 году предсказал рождение авангардной живописи, описав портрет «Прекрасной Нуазезы» — «беспорядочное сочетание мазков, очерченное множеством странных линий, образующих как бы ограду из красок хаос красок, тонов, неопределенных оттенков, образующих некую бесформенную туманность» — то, что осталось от шедевра, над которым персонаж Бальзака, гениальный художник Френхофер, работал 10 лет. С точки зрения туризма, «Герника» очень богата.
Она роняла его вертикально на раскрытую на столе ладонь. Прямой носитель зла в картине не персонифицирован, сами по себе диктатор Франко и Гитлер, «эти всадники на свинье с вошью на знамени», слишком ничтожны, чтобы быть ее единственной причиной. Элементы аналитического кубизма появились в работах Брака уже в 1909, а в произведениях Пикассо – в 1910 однако более сильный импульс развитию этой фазы стиля дало художественное объединение «Золотое сечение», которое основали в 1912 Альбер Глез, Жан Метценже и братья Марсель Дюшан, Раймон Дюшан-Вийон и Жак Вийон. И она сама и вся её история не подарят вам приятных впечатлений, но такого рода «пессимистичный» или «мрачный» туризм тоже имеет право на существование и до сих пор люди едут увидеть места горя и скорби – по разным причинам. В центре композиции находится лошадь. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». Подобно Френхоферу, Пикассо не может завершить свой шедевр.
Узнав об этом, художник, который писал для Парижа другую картину, поменял концепцию. Это история про бесконечность и незавершенность искусства. В ногах у лошади в неестественной позе лежит солдат, широко раскинув руки. То есть была атмосфера что-то делать. А уж тем более художник (да и не только), который хочет быть на острие общественных явлений/проблем.
Время задает призму восприятия. Позже он говорил, что оба животных означают жертву. Пикассо не был религиозен. Эту монументальную фреску Пабло Пикассо написал в 1937 году для Всемирной выставки. За этими событиями наблюдал весь мир, в том числе и Пабло Пикассо.
Синтетический кубизм стремился обогатить реальность созданием новых эстетических объектов, которые обладают реальностью сами по себе, а не являются лишь изображением видимого мира. На первом плане была изображена женщина в матроске и простёртый на земле мужчина. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. Однажды он сказал, что бык – воплощение жестокости, а конь – народа. Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержание картины только рамками конкретного события и видели в ней только изображение трагедии баскского народа. Еще годы он пишет «эскизы» к законченной работе, бесконечных «Плакальщиц», «Рыдающих женщин», «Женщин с мертвым ребенком», еще более жестких и пугающих, чем персонажи «Герники».
В течение нескольких столетий только для этого они специально приезжали в Гернику. Погибли несколько сотен человек – в основном, мирные жители. Однако то, что предстало их глазам, смутило многих и вызвало самые различные споры.
По воспоминаниям Ле Корбюзье известного французского архитектора, на открытии испанского павильона «Герника» видела в основном спины посетителей", а также подверглась резкой критике со стороны некоторых знатоков. Мир еще не лишился целостности, война все еще достойна парадного портрета. Мадридский журнал «Сабадо графико» даже написал, что «Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». Картина, выполненная масляными красками «Плачущая женщина», написана в 1937 году.
Например, тогда участие Германии в Испанской войне было лишь слухом, но репортёр раздобыл осколки бомб с немецким орлом, а также выяснил модели самолётов. Вследствие бомбардировки и пожара было разрушено порядка 75 построек города. Бесстрашный человек в белой рубахе вскидывает руки. Ключевыми фигурами на картине являются бык и лошадь. В июне делегация республиканского правительства инспектирует работу.
Астрологи утверждают, что над Испанией пересекаются мощные энергетические потоки. Бык и конь представляли, вероятно, Испанию. Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна. К тому же Пикассо иллюстрировал «Неведомый шедевр» Бальзака в 1927 году. «Я не выпускал из рук кисточки, как республиканские солдаты — ружья», — признается он в одном из интервью. Все образы картины переданы упрощенно, обобщающими штрихами.
Цвет жив, но он скрыт под пепельно-черным ужасом разрушения. В другой же раз художникответил, что оба животных являются жертвенными. Титул «главного антивоенного шедевра ХХ века» звучит формально, но отражает суть. Может стоит всмотреться и вдуматься. Он не сочувствует участникам картины, не может понять всего ужаса происходящего.
Это торжество распятия, но это торжество. Явно замешана в аллегорическом хоре и личная жизнь Пикассо. Как показать событие в его немыслимой реальности, его ужасный общий смысл.
Michael, чувствовать коньюктуру (держать нос по ветру, войти с миром в резонанс) по жизни должен каждый активный человек – это залог более-менее нормального выживания в этом мире противоречий. В 1937 году, во время гражданской войны в Испании, Гернику контролировали республиканцы. Сам же художник утверждал, что бык – это символ жестокости, а конь – это народ. Из этого можно сделать вывод о том, что художник не ограничивает тематику (проблематику) картины определенным историческим периодом. А вот что на обороте холста.
На руках мёртвого солдата видны стигматы (болезненные кровоточащие раны, открывающиеся на теле некоторых глубоко религиозных людей — тех, кто «пострадал как Иисус»). А мадридский журнал «Сабадо графике» даже писал: «Герника — полотно огромных размеров — ужасна. А, вспомнил, Павел Моржовый. К тому времени у Пикассо была публика, продажа была. Его взгляд совершенно ничего не выражает, при этом он топчет копытами упавшего человека. Синтетический кубизм отметил радикальное изменение в художественном восприятии движения. Бунюэль, Лорка, кто там еще. Блаженны изобретатели велосипедов.
Так Долорес Ибаррури, деятель рабочего движения, говорила: «Герника» – страшное обвинение фашизму и Франко. Это язык символов (а не фактов). Это еще одна загадка картины. Кто-то видит там Гитлера, кто свинью, кто фашизм, а я вижу бред воспаленного мозга. Эпическая пьеса близилась к финалу.
Цифры погибших колеблются от 200 человек до тысячи. И вот какой путь избирает Пикассо, чтобы всесторонне изобразить разыгравшуюся трагедию. Реакция многих была совсем не такой, на какую рассчитывал Пикассо. Но мы уверены, что имеют место все упомянутые выше факторы.
TweetСохранитьЦентр искусств королевы Софии в Мадриде подготовил масштабный проект, посвященный 80-летию создания «Герники». Одним из важнейших событий революции в Испании (1931—1939 года) стала Гражданская война. Условность предельная. Смысловое поле «Герники» вмещает все поиски Пикассо: «Авиньонских девиц» и сцены корриды, «Минотавромахию» и «Распятие», треугольные композиции голубого периода и острые углы кубизма. Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна.
Уже в 18-20 лет не работали на стройке, а что-то делали в искусстве имели возможность делать, толкать сделанное среди богатеньких друзей, а те, в свою очередь, дальше. Первые дни Пикассо стоял у мольберта по 12-14 часов. Действие перемещается внутрь комнаты — точнее, символического изломанного внутреннего пространства, — где сбоку открыта дверь, пол расчерчен (то ли плитка, то ли карта военных действий), а время застыло. Гестапо явилось не арестовывать художника, а для ознакомительного визита – «в гости».
Фиаско с «Залом мира» было одной из причин. Через символы в полотне читается глубокая скорбь поутраченным жизням и отчаяние.
С начала 1970-х обсуждается возвращение картины. И только бык кажется не соответствует общей атмосфере. Республиканцы говорят о «даре» Пикассо, которому всего лишь оплатили холст и краски. Поначалу Пабло экспериментировал с цветом, чередуя «голубые» и «розовые» периоды творчества. С другой стороны, даже несмотря на то, что это некое «техническое соднце», оно все же выполняет функцию освещения.
Пабло Пикассо написал «Гернику» — холст размером 3, 5 на 7, 8 м — за 33 дня. Спасибо за пост. Трагически относительно. «Герника» была там представлена в виде гобелена и висела на стене комнаты, через которую дипломаты проходили на заседания Совета безопасности ООН.
В руке оно держит горящую свечу и в ужасе смотрит на происходящее. Это работа, в художественной форме запечатлевшая факт. Но при всём впечатлении буйного хаоса композиция "Герники" строго и точно организована. Пикассо до последнего пытался ввести в свою работу элементы цвета: приклеивал к лицам красные слезы из обоев и пестрой бумаги кроил платья трем женщинам (горящей, бегущей и рыдающей над ребенком). Её значение и сила подтвердились в 2003 году в здании ООН. Первые дни Пикассо стоял у мольберта по 12-14 часов.
Главная достопримечательность Герники – "герникако арбола", легендарный дуб (или, как его еще называют, правительственное дерево). Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. Как «Дон Кихот» родился из замысла пародийной повести, так и «Герника» должна была стать не более чем шедевром агитпропа. Очень хотелось бы в это верить. Но при всём впечатлении буйного хаоса композиция Герники строго и точно организована.
Над обломками меча прорастает цветок. Испанский парижанин никогда не писал политических картин (голубь мира родится в 1949 году, «вылетев» как раз из «Герники»), но заказ принимает. В настоящее время находится в Музее королевы Софии в Мадриде. В период работы над «Герникой» он все еще женат на Ольге Хохловой, но юная Мари-Терез Вальтер только что родила ему дочь Майю, а новая муза Дора Маар активно участвует в работе над картиной. «Нужно стараться постоянно меняться. Но франкистский режим отнял эту автономию. Одним из важнейших событий революции в Испании (1931-1939 года) стала Гражданская война. Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна.
Электрифицированное солнце на картине – тоже весьма полисемический образ. А также гонорар. Оценки числа погибших разнятся – от 25. 000 до 2000. 000 человек.
Художнику отводилась роль создателя нового способа видения мира. Но есть среди этих мрачных образов и положительные, внушающие надежду. Недалеко от лампы из которой льётся свет, расположились бык, конь и птица.
Холст, масло. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержание картины только рамками конкретного события и видели в ней только изображение трагедии баскского народа. Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп считал «Гернику» самым значительным антивоенным произведением. Там же происходили выступления перед прессой.
26 апреля 1937 года испанцы были потрясены трагедией, развернувшейся на территории малоприметного муниципалитета – Герника была стёрта с лица земли немецкой авиацией, легионом «Кондор». Про все главное в «Гернике». Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп считал «Гернику» самым значительным антивоенным произведением. После новаторских приемов в цвете, художник занялся поиском идеальной формы. Экспонаты должны были быть посвящены теме современности.
Фрагмент «прекрасной Нуазезы» ХХ века. Ряды французов, убивающих мадридских повстанцев в «Расстреле 3 мая», сливаются в безликое многоногое чудовище. История этого знакомства описана у многих биографов. Мы видим, что вполне реальное событие изображено в откровенной мифологической форме.
Например, Стир утверждал, что в этот день крестьяне собрались в городе на базарный день, хотя, судя по всему, торговля была отменена из-за военных действий. Если в аналитическом и герметическом кубизме все художественные средства должны были служить созданию изображения формы, то в синтетическом кубизме цвет, фактура поверхности, узор и линия используются для конструирования (синтезирования) нового объекта. Последовала череда трагических событий, которые потрясли мир Пикассо. Но и этот жанр был изобретен художником не случайно. «Герника» явно заслуживает оптики Данте. Глаза людей передают гамму чувств: страх и боль, мужество и решимость. Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержанием картины только рамками конкретного события и видели в ней только изображение трагедии баскского народа.