«симультанизм – художественный термин, подобно термину армированный бетон на стройке, сублимированный – в медицине. В 1914 г. Барзен выпустил «Манифест поэтического симультанизма» из которого он демонстративно исключил Аполлинера». Симультанизм.
После этого в 1913 году декабре месяце и январе 1914 на лекции Маринетти Якулов обвинял Делоне в том, что тот пропагандирует симультанизм, не упоминая и одним словом его, Якулова. 21 Г. Аполлинер назвал Делоне «еретиком кубизма», однако в литературе симультанизм нередко рассматривается как его ответвление: см., напр. : Рид Г. Краткая история современной живописи. Симультанизм а, м. simultanisme m. LT simultan одновременный.
Здесь произошла историческая встреча Якулова и Делоне, породившая спор о первенстве в изобретении «симультанизма» («орфизма») — спор, который не разрешен и столетие спустя. «симультанизм – это техника. Как видим, все это почти никак не соотносится с симультанизмом Делоне.
Сам Якулов вэтоже время изобрел собственный стиль—«теорию солнц», близкую глубоко поразившему его симультанизму.
Это учение стало прообразом религий более поздних эпох, в том числе и христианства. Очень рано этот орфический дуализм «титанического» и «дионисийского» начал в человеке слился с пифагорейским дуализмом тела и души. Р. Делоне является автором теоретических работ о живописи. Виктор Шкловский заметил о поэзии Маяковского: «Он вдвинул образ в образ.
лит-ры до нас дошли только два поздних памятника: сб. Убежденный в обоснованности их идей более того обрадованный тому что должен первым приподнести их общественности он занимает этими проблемами своих читателей в статье опубликованной в газете Temps (14 октября 1912) и публикует важный текст Делоне Реальность чистая живопись в Soirees de Paris (декабрь 1912) и в немецком журнале Der Sturm (декабрь 1912). В 1830-е гг.
От остальных соч. И хотя Якулов только эпизодически упоминает этого мастера, факты говорят сами за себя. Ф. А. Коваленко), «Перед зеркалом» (1920, НГА). речь идет о догматах, мистериях, философских принципах, приписываемых Орфею (мистическому поэту Древней Греции). Les cahiers inedits de R. Delaunay Париж 1957). Помимо Делоне он включает в него Леже американца Брюса (который действительно был последователем Делоне) Мари Лорансен и с определенной осторожностью Глеза и Метсенже Lintransigeant 18 марта 1913).
дионисийским началом. Одной из наиболее серьёзных остаётся работа Артура А. Коена изданная в 1975 году. Новизна «Скачек», органичность, с которой Якулов связал традицию Востока и изысканную, «пряную» (словечко тех лет) эстетику позднего модерна, пленили художников. Новотличие отроссийских«коллег», для которыхлучизмстал лишь одним изэтапов втворчестве, Соня иРобер Делоне активно использовали приемы орфизма втечение всей жизни, хотя как активное движение орфизм существовал до19151916 годов. Законы 701b) соединена с божественным дионисийским началом.
Только десяток лет назад оно перестало вводить в заблуждение. Вместо одной какой-либо фазы (или их суммы) изображалась ткань движения, некий его срез. Они делала эскизы костюмов и декораций для дягилевских сезонов в Париже. 200 в Малой Азии), составитель которого находился под влиянием стоицизма, Филона Александрийского и Платона и «Орфические аргонавтики» (5 в. ).
В «Дрожках» пространство как-то особенно пустынно, фигуры наполовину растворяются в нем формы трактованы так, как если бы художник сначала склеил их из картона, надев на проволоку часть ноги лошади изгиб торса, кусок колеса. То что Аполлинер говорил об орфизме больше относится к литературе – написал он позже (письмо С. Халперту 1924 приведено в книге Du Cubisme a lArt abstrait. От огромной орфич. Впрочем, как ощущал мир первобытный человек, нам все равно не известно. Возможно проблема не в книге, а в свободном времени. Во многих картинах Экстер 1910-х («Город ночью».
Наконец в ноябре 1913 подводя итоги первого Осеннего салона в Берлине (Soirees de Paris. Уран и Гея рождают трех Циклопов, трех Гекатонхейров и (этого, правда, у Гесиода нет) трех мойр (у Гесиода мойры – дочери Фемиды). Поэт, новатор и энтузиаст, активно интересовавшийся всеми модными веяниями в литературе и искусстве, Гийом Аполлинер с 1912 по 1914г., параллельно с посещением выставок своих друзей-кубистов исследует литературные эксперименты, посвященные, например, одновременному исполнению (воспроизведению вслух) поэтических текстов.
заметим для будущих историков что в 1913 родилась новая школа орфизм. Через неделю он прочел в «Бродячей собаке» собственный доклад, а в начале 1914 года продолжил полемику публикацией статьи-эссе «Голубое солнце», которую все специалисты считают основополагающей для понимания якуловской теории «разноцветных солнц». На вершине иерархии бытия стоит единый творец Зевс. Путь к Вечному у каждого мастера, понятно, свой собственный. Она стремилась к раскрепощению цветовой экспрессии.
Это мистическое учение оставило свой след во многих литературных произведениях, в частности — в орфической лирике его следы мы находим в пифагореизме вплоть до конца античности оно продолжало оказывать значительное моральное влияние: даже у Платона мы находим иногда это отчуждение от жизни и ностальгию по жизни будущей, столь характерные для орфизма. (Напомню, что Якулов вкладывает в это понятие: единство «космических элементов», которое он находил у Пушкина. ) Истоки такого разлада Якулов видит в искусстве прошлого.
Еще раз конспективно обозначим их: 1) Без преувеличения огромный потенциал для обновления языка искусства «изнутри», возникающий вследствие обращения художников к самым различным, неожиданным видам (жанрам) искусства тщательное их изучение, обусловленное попытками деятелей искусства снова и снова, балансируя на границе между видами и жанрами, между зримым и ощутимым, преобразовывать всевозможные арт-«модули» впричудливые сочетания, «миксы». Произведения 1917–1919 годов указывали путь выхода в реальное пространство. Таким образом, у термина «симультанный» иего производных существует сегодня несколько различных значений и смысловых оттенков. При этом сохраняется редкое качество якуловских творений: сочетание несочетаемого. Эти оргии назывались вакханалиями (Вакх – прозвище Диониса). Что касается доклада Якулова в «Бродячей собаке», то само его название: «Естественный свет (архаический солнечный) искусственный свет (современный электрический)» — говорит о том, что изложенная в статье «теория солнц» к этому времени уже значительно изменилась.
Загрей – эпитет Диониса «первого» как сына Зевса и Персефоны, растерзанного титанами сразу же после его рождения. Важным источником орфич. Фанет заключает в себе всех других Богов и един с Ними. О. приписывается учение о метемпсихозе. В современной литературе называют «орфиками» авторов «поэм Орфея» (Ономакрит – Афины, 2-я пол. В «Скачках» все было иначе.
Важным источником орфической эсхатологии считают поэму «Нисхождение Орфея в Аид» (Kern, fr. Поэт должен «заставить звучать универсальную драму в своем произведении посредством полифонии одновременных голосов мира». С. 36). Этот стилевой поворот вновь удивляет неожиданностью.
Однако если такое влияние и было, то оно весьма древнее. Композиции были первоначально получены от архитектуры (е. Якуловский вращающийся диск был, если можно так выразиться иллюстрацией мечты о синтезе «разноцветных солнц», о свете, который рождался бы при взаимодействии «космических элементов». Напомню известные факты. Неудивительно, что первая же работа Якулова — «Скачки» (1906, ГТГ) — произвела такое сильное впечатление на современников.
Необходимость владеть различными ноу-хау (техническими, экономическими и т. д. ), быть в курсе событий, происходящих в политической и социальной сфере, знать дополнительные «выходы» на свою аудиторию, уметь обращаться к ней, не терять контакт – вот реалии, с которыми приходится сталкиваться современному деятелю искусства, стремящемуся быть «successful» (англ. Космотеогония.
Или, к примеру, такая живописная деталь в его картинах (появившихся после пребывания во Франции), как радужная гамма иногда в виде дуг или полуколец — как бы цитата из композиций Делоне с дисками. Иначе решена другая «героическая» картина Якулова — «Бой» (1912, ГТГ). Наконец Гийом Аполлинер подкрепил это утверждение воскликнув не без гордости: Это орфизм. И хотя Якулов не вступил в это объединение, предпочел выставляться в более престижном «Мире искусства», такие произведения, как «Жил на свете рыцарь бедный» (1910–1911, местонахождение неизвестно15), «Бой» и «Ломбардия» (обе — 1912, ГТГ), вполне вписывались в эстетику «Московского салона». «Орфизм» активизировал формирование беспредметных цветовых поисков в дальнейшем развитии европейской живописи.
В автобиографиях он постоянно возвращается к мысли об особенности своей эволюции, необычном пути «с Востока на Запад», противопоставляя его увлечению молодежи 1910-х годов Матиссом и Пикассо. Однако у синтетического творчества есть и своя обратная сторона. начал строить свой знаменитый «мерц-бау» (подобие здания, целиком представлявшего собой огромное произведение нового искусства). Всеобщая «драма» происходит не только во взаимоотношениях между человеком и миром, но она пребывает во всём, с того момента, как возникают «симультанные восприятие и откровения». назвал «симультанизмом» («une simultan. религии и влияние различных филос.
25 октября 1941 года Робер Делоне скончался от рака в Монпелье. Автор открыто порывал с европейской (ренессансной) традицией, но в его «японизме», ненадуманной условности языка были предельная естественность и острая художественная актуальность. 66). Изложение истории Урана (3-й царь), Кроноса (4-й царь), Зевса (5-й царь) примыкает к «Теогонии» Гесиода.
французский химик-технолог М. -Э. Шеврёль назвал «симультанными контрастами» разработанную им систему противоположных, взаимоусиливающих цветов и оттенков. Термин «симультанный» был позаимствован из трактата «О законе симультанного контраста цветов и о выборе окрашенных предметов» (1839) известного французского химика-органика Мишеля-Эжена Шеврёля. Красочные декоративные композиции (Эйфелева башня, 1910). Франсис Пикабиа (фр. Вспомним работу Роббера Делоне «В честь Блерио». 25). Параллельно с живописными экспериментами в области цвета, относящимися к концу XIX столетия, термин «симультанный», как и его производное «симультанность» (фр. Все это нам уже знакомо из мифологических поверий Древней Индии.
В ней каждому слову соответствовал фон определённого цвета. Принцип «симультанной драматической песни» (chant dramatique simultanne или «симультанного драматического пения» ибо слово chant можно перевести здесь и как песнь и как пение) состоит в том, что сам поэт как бы «стирается», «уничтожается» перед теми голосами, которые он призван воплотить, – он выступает в роли вместилища этих голосов. музей современного искусства Центр Помпиду и Соло коричневой черты 1912-1913 Прага Нац. Футуризм был необходимой ступенькой на пути к абстрактному, неизобразительному искусству.
Их Гея рождает в знак протеста против насилия Урана. Характерный факт: он не примкнул к организаторам выставки «Бубновый валет», ставшей первым смотром сил раннего авангарда и яркой манифестацией примитивистских тенденций в русской живописи. Для такого перелета нужны была фантастическая энергия, которую художник передает с помощью расходящихся разноцветных кругов, на которых как лопающиеся мыльные пузыри, цветные пятна создают вибрирующую массу, «взбиваемую» пропеллером.
Сам Якулов ценил в этой картине важную находку — спиралевидную перспективу, которую ему удалось совместить с «европейской» формой. Живописные концентрические «солнечные круги», составлявшие основу многих их композиций, были очень динамичны, а тонкости созвучий цвета, буквально пульсирующего в их картинах, казалось издают звуковые вибрации. 293-296).
Картина, вероятнее всего, создавалась к персональной выставке Якулова в августе 1922 года, но трудно сказать, была ли она включена в экспозицию: со своей вневременной тематикой и таинственно-жуткой атмосферой «Человек толпы» должен был полностью выпадать из современного художественного контекста. К сожалению Аполлинер затем приводит список художников испытавших на себе влияние этих двух великих художников. Новые открытия. В возрасте 20 лет, в 1905 году, девушка приехала в Париж и поступила в знаменитую Академию де ла Палетт (Acadmie de la Palette), альма-матер великого числа выдающихся деятелей искусства первой половины XX века. Оно разделилось пополам и родился Бог Фанет (Сияющий). втом же Древнем Египте затем этот принцип обнаруживается в барельефах Ассирии и Персии его подхватывают греческие мастера усвоенный римлянами и впитавший христианские мотивы, он позднее находит повсеместное выражение в искусстве раннего средневековья и последующих эпох. Дело в том, что, побывав в Европе, он не увидел природных «цветных солнц» Парижа, Флоренции или Рима (в Москве, как он писал, солнце белое).
Идеи О. были восприняты пифагореизмом, отчасти Платоном, а позднее – христианством. Что здесь особенно необычно для Якулова — это отношение к форме. в результате реформы культа Диониса: центральный ритуал дионисийских оргий – омофагия («поедание сырого мяса» растерзанной в вакхическом исступлении животной жертвы) – был переосмыслен как первородный грех титанов, растерзавших ребенка-Диониса и вкусивших его мяса. Законы 70 lb) соединена с божественным диотисийским началом. Это второй Дионис.
Но, завершив коллективный труд, Якулов внимательно перечислял всех, кто помогал ему в реализации проекта, например, в оформлении кафе «Питтореск». Но для Якулова сближение с членами «Московского салона» не было простой случайностью. (Терминология автора не должна смущать — речь идет не о декоративности в принятом смысле слова, а о видах искусства, тесно связанных с реальной жизнью людей, оформляющих и «украшающих» ее. ) Если на Первой русской выставке в Берлине (1922) Якулов показал несколько картин — в основном красочные женские образы, — то на Международной в Париже (1925) ограничился макетами.
Титанов пока еще нет. От огромной орфической литературы до нас дошли только два поздних памятника: сборник 87 «Гимнов Орфея» (ок. Однако по иронии судьбы орфизм – культ Диониса, правда, не традиционного, а орфического. 22декабря поэт иисторик литературы А. А. Смирнов сделал доклад осимультанизме. Это его единственное достояние – его непринятая миром человеческая сущность. Томсон высказал гипотезу о проявлении в учении орфиков рабского сознания. Дальнейшая теогония развивается по Гесиоду: рождение нового Зевса, битва Богов и Титанов, растерзание Диониса Загрея, сына Зевса, спасение его сердца Афиной, новое рождение Загрея для мира, уничтожение Титанов молниями Зевса, создание и рождение из их праха человеческого рода – третьего от начала мира (1-й – золотой при Фанесе, 2-й – серебряный при Кроносе), в котором злая титаническая природа (Платон, Законы 701в) соединена с божественной дионисической.
Из фрагментов т. н. Ведь рабство основано на голом принуждении без всяких попыток убеждения. конструирование, предполагающие, по сути, бесконечное число все новых и новых вариаций, схем) гарантирует, по крайней мере, хотя бы некоторое удаление от любых традиционных канонов и внушает надежду на то, что актуальность такого экспериментального искусства сохранится, что набор выразительных средств используемый художником, не утратит (или не сразу утратит) свою эстетическую глубину, свежесть и привлекательность. Космогенезис начинается с Праначала мира (Хро-нос), рождающего хаос и эфир.
Доклад сопровождался показом фотографий икартин вероятно, была представлена икопия поэмы Блеза Сандрара «Проза Транссибирского экспресса ималенькой Жанны Французской» иллюстрированная Соней Делоне. В 1975 она стала офицером Ордена Почётного легиона. Неплохое ЛитРпг (или ДримРпг. ).
С этой книгой так не получилось. Тема виртуальных капсул и вирт-игр уже приелась, а тут всё действие во сне – прикольно. Философской основой учения являются сборники стихотворений, собранных поэтом-орфиком Ономакритом (Афины, 6 в. до н. э. ), другими орфиками. Каждый человек, сотворенный из злого начала (материя) и имеющий душу – божественную искру жизни, – для того, чтобы вернуться к Божественному состоянию, должен очиститься, пройдя путь нравственного совершенствования. НГА). Отсюда, казалось бы, недалеко и до философии.
Живя вПариже начиная с1910, Баранов-Россине познакомился ссупругами Делоне ивоплотил идеи орфизма всвоих пейзажах ифигурах (1913), основанных накинетической композиции солнечных дисков, сфер ирадуг. При этом ставится проблема единого и многого: «Как мне сделать, чтобы все вещи были и едины и раздельны. » (вопрос Зевса к Ночи, Kern, fr. 168) был известен уже Платону. Серия Окна созданная зимой 1912-1913 настолько вдохновила Аполлинера что он написал одну из самых красивых своих поэм (Окна: Du rouge au vert tout ie jaune se meurt. ) которая была напечатана в каталоге выставки Делоне в гал.
Элементы философии в орфизме. Например, главный цвет Китайского искусства, его спектра голубой, Египетского — черный. Именно в«Бродячей собаке» русские художники иинтеллектуалы услышали первые сообщения оновых концепциях Делоне. В эфире или из него хроносвремя «сотворил серебристое яйцо» из к-рого выходит специфически орфич. Социальные корни орфизма. В основном этот термин относился к творчеству Робера Делоне, о котором Аполлинер говорил в лекции о современной живописи в октябре 1912 г. Именно Р. Делоне считают одним из основоположников нового стиля (вместе с его женой Соней Терк-Делоне), который Аполлинер назвал «орфизмом». Но это все-таки, по-видимому, второе начало. магией, что дает основание считать его идеологией крестьянства.
А. А. Бахрушина). Здесь Терк изучала гравюру под руководством Рудольфа Гроссмана. Эти композиции по-прежнему в конечном итоге были основаны на природе однако. Оно хорошо и подробно описано в литературе. Очень рано этот орфический дуализм «титанического» и «дионисийского» начал в человеке слился с пифагорейским дуализмом тела и души. Вот таким образом раб невольно связывает своё «я» со своей душой.
В Chevreul в теории, а на самом деле, контрастные цвета, приняли участие (то есть одновременная) укрепить друг друга, давая картины большей интенсивностью и vibrance цвета. Отношения у Сони лучше складывались с дядей и его супругой, Анной Сергеевной (Израилевной) Зак. При этом ставится проблема единого и многого: «Как мне сделать, чтобы все вещи были и едины и раздельны. » (вопрос Зевса к Ночи, Kern fr.
природа» (Платон, Законы 701 в) соединена с божеств. Подчеркнем еще раз: термином «симультанный» мы обозначим здесь и далее попытку одновременной репрезентации объектов («модулей», конструктов) в пространстве произведения искусства, отражающую взгляды художника на актуальные способы достижения максимальной выразительности, основанные на различных синтетических приемах. обрядов и автором этих поэм создатели новой религии провозгласили мифич. повторяющиеся линии, как расходящиеся круги, окутывали изображение мчащегося мотоциклиста. Книга, транслировавшая художественному сообществу Парижа принципы нового течения, вызвала большую полемику втечение двух последующих лет Сандрар много и обстоятельно размышлял о «симультанизме» как явлении, отражающем основные актуальные тенденции, связанные с неизбежной трансформацией языка искусства и литературы.
При этом ставится проблема единого и многого: «Как мне сделать, чтобы все вещи были и едины и раздельны. » (вопрос Зевса к Ночи, Kern, fr. «Нестареющее Время» рождает эфир (воздух) и бездонную «зияющую бездну» (хаос), окутанные первобытным мраком (Kern, fr. Скорее всего, здесь связь чисто ассоциативная: абстрактное искусство Делоне казалось Аполлинеру столь же музыкальным, гармоничным и искренним, как и пение Орфея. Но первоначально этот новый стиль, найденный Робером и Соней Делоне, назвали принципом симультанизма (одновременности). Более того не знал как определить границы этого нового направления. Может быть, «лошадиная тематика» оказалась непонятной и была отвергнута. Истоки симультанного принципа расположения объектов в живописном произведении (обозначим подобное расположение как «линейное») мы находим еще в XVв.
Важным источником орфической эсхатологии считают поэму «Нисхождение Орфея в Аид» (Kern, fr. В современной литературе называют «орфиками» авторов «поэм Орфея» (Ономакрит — Афины, 2-я пол. Из фрагментов т. н. «Рапсодической теогонии» реконструируется грандиозная картина эволюции мироздания из «Нестареющего Времени», представленная как смена шести поколений богов. Их теогония подобна теогонии Гесиода.
Отголоски симультанной цветности ощутимы и в эскизах к «Принцессе Брамбилле» (1920). Якулова отличала от них замечательная беспечность. Иными словами, понятия «симультанное творчество», «симультанное представление» ит. п. Папирус, составленный несколько тысяч лет назад, точно также подразумевает включенность в текст музыкальной составляющей «в потенциале»– музыки, способной, при помощи умелой дешифровки, превратиться в традиционную для своего времени мелодию. Отсюда весь образ жизни орфиков, решение основного вопроса мировоззрения. 6. поэмах. Картины Delaunays состояла из блокировки параллелизма патчей или или самолеты, контрастные (или дополнительных) цветов. Центр Помпиду) вСалоне Независимых (1912) как о«свидетельстве расцвета новой школы– орфизма», он ошибся: орфизм нерасцвёл наподобие кубизма, футуризма исупрематизма.
Кстати, с футуристами их сближало и восхищение достижениями техники. Этот момент становится ключевым. Отсюда его эмоциональные взрывы: скандал, устроенный в «Бродячей собаке», был не единственным. Из половинок яйца образовались небо и земля. Д. Д. Бурлюк всвоём обзоре кубизма предупреждал, что «рондизм» (видимо имеется ввиду орфизм) вполне может стать частью «академического канона» (Д. Бурлюк.
Вот почему так удался его портрет кисти Кончаловского, отразивший сдвиг эстетической парадигмы, произведенный авангардом как писал современник: «Удивительной выразительности этого полотна в немалой степени помог и сам портретируемый»3. Известно, что в основе «хроматического круга» лежат три цвета – красный, желтый и синий, а остальные цвета, располагаясь между ними, являются их производными. Прописные буквы и знаки препинания были отброшены. Здесь пластические концепции опережают технические возможности и Якулов вынужден демонстрировать свои идеи «как принцип, а не достижение»48. Создатель т. н. орфизма. 165).
течение античной мифологии в позднеэпическом ее варианте, связанное с именами Мусея, Эпименида и генетически возводящееся к личности легендарного Орфея (реальность которого как исторической фигуры была подвергнута рациональной критике уже в рамках античности – начиная с Аристотеля). Она стала вехой в истории модернистской поэзии и абстрактной живописи. 1914.
Использование «хроматического круга» при составлении цветовых гамм в косметике, дизайне, производстве красок и т. д. XVIII и XIX столетия, декларирующие использование относительно четких жанровых схем в творчестве, как будто несколько «охлаждают» желание создать «универсальное» произведение. Возникновение учения орфиков граничит с именем Орфея. В 1909 г. поэт Филиппе Томмазо Маринетти опубликовал в газете «Фигаро» манифест нового течения в искусстве.
чертой к-рого для грека 5 в. до н. э. было вегетарианство. Метемпсихоз – древнеиндийская сансара. Движение планет, небесных тел он передавал при помощи тех же упругих, множащихся линий. Огруппе художников «Бубновый валет»// Аполлон.
А в этих слухах об орфиках содержится много противоречий. Он разнообразно использует эффект света, то пропущенного сквозь прозрачные структуры («Фантазия», около 1915, Самарский музей), то отраженного — в таких композициях, как «Портрет А. Г. Коонен» (1920, частное собрание), «Дама в лифте» (около 1920, Краснодарский музей им. Орфики – последователи мифологического учения, основателем которого считался Орфей. эсхатологии считают поэму «Нисхождение Орфея в Аид». Отправившись (как некогда вавилонско-финикийская богиня Иштар за Таммузом) в преисподнюю за своей погибшей от змеиного укуса женой Эвридикой, Орфей укрощает своим пением под звуки кифары стража подземного царства мертвыхтрехголового пса Цербера исторгает слезы у безжалостных богинь мщения Эриний и трогает сердце владычицы Аида Персефоны. Она основана на монотеизме. В эфире Хронос сотворил серебряное яйцо.
87 «Гимнов Орфея» (ок. Стыдясь своих детей, Уран удерживает их в Гее-Земле. Якулов присутствовал насмирновской презентации и, видимо, был неввосторге отуслышанного. Хотя японские традиции в эти годы осваивал и М. Ларионов, в его «Рыбах» (1906–1907) поднятый горизонт и амбивалентность верха и низа все же не противоречили натурному характеру изображения.
Где и как может быть осуществлен этот синтез, Якулов не пояснял. isme») изобретенное им художественное течение, возникшее на основе первичного синтеза поэзии и живописи. Он работал в стихах методами тогдашней живописи»2. «Быть актуальным»– необходимое ныне условие существования искусства, дающее ему надежду на продолжение его истории в будущем. Тело раба – собственность рабовладельца источник мук и унижений для раба.
В стихотворении «Жил на свете рыцарь бедный» Якулов видел единственный в своем роде образец того, к чему сам призывал и стремился, — соединения разных природно-культурных «призм», Востока и Запада, символического смысла и формального совершенства. бог-демиург Фанес («Сияющий») – 1-й царь богов он творит небо и землю, а также «др. О каких произведениях идет речь, сказать трудно, но ближе всего к ним, очевидно, картина «Метрополь» (Общество друзей Пти-Пале, Женева)39. Им удалось обнаружить в канонических текстах эпохи Среднего и Нового царств (в частности, в текстах гимнов, посвященных богу Амону), в строках, составленных из сугубо «текстовых» иероглифов, нотные знаки. Сегодня специалисты уже не решаются безоговорочно отдать пальму первенства кому-то одному и склоняются к мысли о «возможности одновременной разработки обоими художниками одной и той же проблемы»20. Он, его супруга – мать Персефона и сын Дионис Загрей составляют единую троицу.
Отдельный плюсик книге даёт идея игры в осознанных сновидениях. Рубеж XX–XXIвв. значение имеют фрагменты теогонии. Избавлению от проклятия бесконечных перерождений (в Индии это избавление называлось мокша, в Древней Греции соответствующего термина не было) служили очистительные обряды орфиков, сам их образ жизни в общине.
Орфизм Официальное крещение орфизма произошло на Салоне независимых в 1913. Второй – безмерность. Место воспитания Диониса – Ниса – помещалось то в Египте, то в Индии.
выродился в мис-тич. Начало мира. Но записанное Лившицем высказывание не оставляет сомнений, что эту миссию он отдавал художникам России — точнее, Москвы с ее «белым солнцем» (может быть, сам втайне мечтая о ее осуществлении). На поздних фотографиях и портретах Якулова в его взгляде, выражении лица заметны усталость и горечь и это не просто признаки надвигающейся болезни. «Рапсодической теогонии» реконструируется грандиозная картина эволюции мироздания из «Нестареющего Времени», представленная как смена шести поколений богов.
Он пришел не один, а в компании участников только что закрывшегося «Бубнового валета» (Кончаловский, Ларионов, Гончарова, Лентулов, Малевич, Экстер), которые, видимо искали новые площадки для совместных выступлений. В космотеогонии орфиков можно насчитать 12 ступеней. теогонии» реконструируется грандиозная картина эволюции мироздания из «Нестареющего Времени», представленная как смена 6 поколений богов.
В то же самое время многочисленные живописные симультанные эксперименты (М. Эрнст, К. Швиттерс, Ф. Пикабиа и др. ) продолжались. Среди них: комната «Проунов» (Проект Утверждения Нового — серия архитектонических композиций, которые Лисицкий охарактеризовал как «промежуточную стадию между живописью и архитектурой») на выставке 1923 г. в Берлине, рекламные плакаты и графика для фирмы «Пеликан». Наиболее наглядным выражением принципов симультанизма стала книга «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской / La Prose du Transsibrien et de la Petit Jehanne de France» (1913), созданная Соней в сотрудничестве с её любимейшим поэтом Блезом Сандраром. На первый взгляд, это такой же ремесленно-рукодельный способ работы. движение, возникшее в 6 в. до н. а. в результате реформы культа Диониса: центр. Читал её долго и постоянно прерываясь.
Художница рассматривала свои дизайнерские проекты как «упражнение в цвете» (а цвет, в свою очередь, считала «кожей мира») и стремилась нести современное искусство в повседневность, делать его более понятным и доступным широкой аудитории. Хотя одной из веских причин ухода в дизайн была финансовая нестабильность, Делоне настаивала: «нет разрыва между моей живописью и моей так называемой декоративной работой прикладные искусства меня никогда не пугали, но были свободным расширением, завоеванием нового пространства». А этой картине среди абстрактных форм есть и вполне реальные элементы: высоко в небе над Эйфелевой башней летит самолет летчика Блерио впервые совершившего перелет через Ла-Манш.
В начале 1920-х гг., вместе с постепенным упадком движения «дада», симультанные поэтические опыты, представлявшие собой гремучую смесь литературы, шумовых эффектов и прямого акционизма, на время прервались. Коллаж в пространстве превратился в объемный ассамбляж и инсталляцию. Те же самые мысли он высказывает и в другой статье того же периода – «Наши друзья футуристы» (февраль 1914г. ), посвященной конкретному поэтическому произведению – стихотворению Ж. Ромэна «Церковь», которое должно прочитываться одновременно четырьмя голосами или, записанное опять-таки на валики фонографа четырьмя разными чтецами, воспроизводиться симультанно и никак иначе. др. -греч, религ. А ведь в афористически кратких, «пунктирных» тезисах об искусстве, о синтезе Востока и Запада, о пафосе, теме и форме скрывается многое, что составляло неповторимый внутренний мир художника здесь сошлись и отзвуки романтизма и авангардная жажда нового и утопическое представление о некоем идеале, недостижимом в веке, в котором он живет.
Так, Пикассо, создавший крупнейшее теоретическое мышление (кубизм), не смог дать образа современной женщины, определяющего свою эпоху, как Венера — Грецию, Мадонна — средневековье, Мона Лиза — Флорентийский ренессанс, наконец, парижанки Ренуара — середину ХIХ века»47. Все полно бурного движения, чрезмерно, перегружено деталями, подчас экзотическими (негритенок рядом с Мадонной, наделенной сильно удлиненными пропорциями). Так как именно душу он идентифицировал со своим многострадальным «я». вконтексте настоящего исследования будут во многом тождественны терминам «синтетическое», «микшированное».
Этическое учение основано на идее освобождения души из материи. Дионис – бог демоса.
К 5 в. до н. э. О. Лучистская живопись// Ослиный хвост иМишень. В небольшой работе «Улица» (1909, НГА) композиция близка к «Скачкам», но плоскостная тенденция проведена уже не столь решительно, ощутима некоторая глубина пространства. Некоторые критики правда не относили к орфистам по меньшей мере трех художников экспонировавшихся в том же зале: Ван Донгена (давно причисленного к фовистам), Шагала (тогда еще мало известного в Париже) и Алис Байи. Потому-то все и воспринимали Делоне как лидера этого нового направления.
Якулова особенно увлекали люстры. Они словно создавали разноцветную бурю, наполняя динамикой все пространство картины. Сандрар назвал получившуюся книгу «печальной поэмой, напечатанной на солнечном луче». Позднее Орфей был растерзан жрицамибога Диониса – менадами или вакханками. 1913. Исключительно профессиональный «химико-оптический» термин постепенно перешел в область искусства и как следствие, науки об искусстве. Поглотив сердце своего сына, Зевс снова производит Диониса от Семелы. ГРМ «Флоренция».
Это смешение эстетики Делоне и Купки длилось особенно долго. Кажется он и сам этого не знал. дуализм «титанического» и «дионисийского» начал в человеке слился с пифагорейским дуализмом тела и души.
Это: 1) первовода 2) некий дракон времени Геракл (не путать с героем Гераклом, сыном Зевса и Алкмены) и его спутница Адрастия 3) Эфир, Эреб и Хаос 4) «Яйцо» 5) бог Фанес 6) богиня Нюкта 7) боги Уран, Гея и Понт 8) Циклопы, гекатонхейры и титаны, в числе последних Крон и Рея 9) Зевс 10) Кора-Персефона 11) Дионис – сын Зевса 12) человек. Что же всё-таки было общего у Орфея и Делоне. Вот таким образом мировые (в основном восточные) культуры, сложившиеся под воздействием своих «солнц», он называет античными (древними), а сам солнечный свет — архаическим. Особенно удачными считались её эскизы костюмов и декораций к балету «Клеопатра». Она видна, например, на акварели «Весенняя прогулка» (1915, ГТГ) она же позволяет безошибочно датировать такие произведения, как знаменитый «Бар» (1915, ГТГ). «Орфизмом» Аполлинер назвал новое течение в живописи по аналогии с именем древнегреческого певца Орфея, голосу которого подчинялись даже силы природы.
it. »), возникает в философии: «симультанность» становится одним из основополагающих понятий монографии А. Бергсона «Опыт о непосредственных данных сознания» (1889), где ученый впервые вводит в научный обиход и тщательно исследует такие характеристики пространства и времени, как «длительность» и «одновременность», причем оба они, по мнению Бергсона, оказываются крайне важными, поскольку находятся на стыке пространственно-временных осей, являются точками пересечения пространства и времени как физических, так и философских величин. Якулов довольно долго оставался фаворитом художественной критики. Киев). 168) был известен уже Платону. было вегетарианство.
«Дело Якулова — одно из самых громких в истории взаимоотношений русского и французского искусства 1910-х годов», — пишет современный исследователь19. Из фрагментов т. н. «Рапсодич. 293–296). Якулов делает это довольно осторожно.
С. 220–221). ритуал дионисийских оргий – омофагия («поедание сырого мяса» растерзанной в вакхич. 1913. певца Орфея – героя сказания об аргонавтах (живших до Троянской войны): его учение было древнее и «ближе к богам», а следовательно, авторитетнее теологии Гомера и Гесиода. В своих опытах русские футуристы пытались дойти до первооснов искусства, до уровня «праязыка», в котором еще нет слов, но есть лишь сгустки идей, ощущений и эмоций.
Стилевым ориентиром здесь служит, скорее всего, эпоха романтизма — картина вызывает неуловимые ассоциации со «Взятием Пскова» К. Брюллова. И Якулов быстро прошел его, создав в 1923 году модель памятника 26 бакинским комиссарам — скульптурно-архитектурную конструкцию, в которой уже напрямую вступил в соревнование с Татлиным, соорудившим свою «Башню III Интернационала» тремя годами раньше. Рядоположенность и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение различных видов искусства и письменных текстов в художественной системе ценностей древних египтян демонстрирует открытие итальянских ученых Н. Влера и А. Кальдаро, сделанное в середине 2000-х гг. г. Серия r Делоне Windows) но в 1912 году он начал делать картины в полностью абстрактный круговой форматах (Disques и форм cosmiques серии circulaires). В самом облике этого «восточного человека» находили «то, что считалось, по общему мнению, безобразным, а на самом деле было чрезвычайно красивым».
Среди первых российских футуристических изданий — поэтический сборник «Садок судей» (1909), необычный тем, что отпечатан на светло-голубых обоях. Орфизм утверждал божественность души и нечистоту тела смерть считалась освобождением. Цвет у него наполнен символическим значением, что сближает орфизм с экспрессионизмом. А в «Стальном скоке» (1927) вращение дисков и многоцветность костюмов в духе Сони Делоне станут эстетическим противоядием грохочущей машинерии сценического конструктивизма. Данные характеристики подчеркивают эксклюзивное отношение того или иного мастера к проблеме времени – как вселенского (бытового – линейного или цикличного), так и художественного. Штурм в Берлине (январь 1913).
Новая, живописная версия «Человека толпы» (ГТГ) демонстрирует еще одну стилевую трансформацию якуловского творчества. Но «сердцевина»– неизменна и именно ее мы будем иметь в виду, размышляя над проблемой общей трансформации языка западноевропейского искусства на протяжении столетий. Л., 1985. В первой и второй главах мы попытаемся рассказать историю возникновения и содержание различных «симультанных» художественных теорий и практик третью и четвертую правильно будет посвятить исследованию причин популярности «симультанного» восприятия и претворения мира в творчестве современных деятелей искусства и литературы, рассмотрев конкретные примеры «симультанных» произведений. Текст настоящей работы возник из аналогичного желания: взглянуть на исторические процессы взаимодействия различных искусств (литературу мы здесь и далее также будем приравнивать к искусствам. – М. П. ), проанализировать ряд особенностей современного художественного продуцирования, окинуть взглядом историю возникновения, развития и причины нынешней актуальности симультанного способа представления объектов в произведении, когда эти объекты (бывшие, возможно, завершенными и самостоятельными в рамках того вида искусства, к которому они изначально относились) принимают на себя роль неких промежуточных «модулей», фрагментов, становятся «кирпичиками» для нового произведения, создаваемого художником. Нет живого источника творчества, который питал когда-то великое искусство.
Крон свергает своего отца Урана, пожирает своих детей. Орфей. В живописи Соня Делоне продолжает исследование мужа, анализируя цветовые переходы их влияние на восприятие картины и идет дальше по пути синтезирования пространства с помощью цвета, яркий пример её творческих поисков – картина «Электрические призмы». Происходит реформация языка («слова отпущены на свободу») изображение динамики становится ведущей темой в живописи и скульптуре.
Симультанность позволяет мастеру удивить, обескуражить, вызвать неприязнь (но не равнодушие – что главное), шокировать реципиента. Хотя критик Андре Варно иговорил ополотне Робера Делоне «Город Париж» (1910–1912. Центральное место занимала проблема будущей жизни. «Нестареющее Время» рождает эфир (воздух) и бездонную «зияющую бездну» (хаос), окутанные первобытным мраком (Kern, fr. Однако орфизм сам по себе в философию не превращается. Зевс вступает в брак с Герой.
Программы «Бродячей собаки»// Памятники культуры. Как упоминалось выше, термин «симультанный» («simultan») применительно к околохудожественному пространству впервые возник в теоретической работе французского химика Мишеля Эжена Шеврёля «О законе симультанного контраста цветов и о выборе окрашенных предметов» (1839), в которой автором были суммированы передовые на тот момент технологии окрашивания тканей. Однако его теория «разноцветных солнц» была нацелена именно на этот результат. Очень рано этот орфич. В авангардистском кругу в начале 1910-х годов его называли пассеистом.
ОРФИЗМ – древнегреческое религиозное движение, возникшее в 6 в. до н. э. Первый выражал меру. иназванной «Антитрадиция футуристов», Аполлинер пишет об опытах с фонографом. Цвет у Делоне приобретает и композиционное назначение.
27). Орфики (последователи О. ) учили о душе как добром начале и о теле как «темнице» души, о загробном воздаянии. Ею было создано нечто большее, чем просто учение: была создана, по сути, фундаментальная религия орфиков: орфизм, — так ее называл впоследствии известный французский художник Робер Делоне (считается, что этот термин изобрел именно он).
«Ты какой-то безумец. »2 — говорил Якулову его учитель в Лазаревском институте. Что он имел в виду. Зевс испепеляет титанов. Адрастия расходится по всему мирозданию и связывает его воедино. Они были вегетарианцами. Во втором сборнике был опубликован манифест участников издания — Д. Бурлюка, В. Маяковского, А. Крученых, В. Хлебникова, в котором, в частности, говорилось: «Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонической характеристике»1.
Объясняя свою теорию с помощью быстро вращающегося диска, он достигал соединения (но не полного слияния) цветов, когда, по словам Ларионова, в общем серовато-белом тоне «все цвета одновременно (симультане) виделись». Один и тот же персонаж в разных ракурсах и позах свободно предстает рядом со своими «двойниками» такое соседство, впрочем, не смущает ни автора, ни реципиента: оно вообще традиционно для многовековой истории приема живописной наррации иллюстрирующей известные современнику художника тексты. С 1912 г. вместе со своей женой Соней Терк-Делоне пришёл от кубизма к своеобразной манере абстрактной живописи, которую Аполлинер и назвал орфизмом. Аполлон и Дионис были антиподами.
Особую популярность художнице принесла её работа в театре. музей современного искусства). Титанов, растерзавших сына Зевса Диониса, Зевс испепелил молнией, а из праха создал 3-й, нынешний, род людей (1-й, золотой, – при Фанесе, 2-й, серебряный, – при Кроносе), в которых «злая титаническая природа» (Платон. В переводе с латыни «симультанный» означает «одновременный» (от лат. релит, течение, возникшее в 8-7 вв.
От огромной орфической литературы до нас дошли только два поздних памятника: сборник 87 «Гимнов Орфея» (ок. Но его занимали другие проблемы. Называя Пикассо «великим парижским художником», Якулов задается вопросом: «Чего же ему не хватает. 200 в Малой Азии), составитель которого находился под влиянием стоицизма, Филона Александрийского и Платона и «Орфические аргонавтики» (5 в. ). Изложение истории Урана (3-й царь), Кроноса (4-й царь), Зевса (5-й царь) примыкает к «Теогонии» Гесиода.
Теогония и этика в учении орфиков связаны неразрывно. Душа раба рабовладельца не интересует, да она им у раба и не признается. Один из первых представителей абстрактной живописи, представитель орфизма.
Его возрождение в сознании современного живописца вряд ли возможно. культы. В этом, прежде всего и заключается сегодня причина популярности симультанного творчества как такового. Открытие действительно значимое, поскольку позволяет взглянуть на проблему взаимосвязи видов художественного творчества с позиции их совмещения, соприсутствия в форме интермодального целого (произведения, выходящего за рамки обыкновенного текста). Но в Montjoie.
Этот термин происходит от теории M-E Chevreul, чья книга цвета теории де ла Лой du контрастность simultane des couleurs (по праву одновременного контраста цветов) был опубликован в Париже в 1839 году. Зато все причисляли к последователям Делоне П. Брюса Моргана Рассела (создателя вместе со Стентоном Макдональд-Райтом движения синхронизма которое несмотря на утверждения самих художников определенно испытало влияние Делоне) Ф. Пикабиа, Фернана Леже и чеха Франтишека Купку две картины которого (Вертикальные планы 1912-1913 Париж Нац. «Священное сказание» о грехе титанов требовало создания своей теокосмогонии, вера в бессмертие души и загробное воздаяние – разработанной эсхатологии, к-рые и были зафиксированы в гексаметрич. отказавшегося от собственных недавних «дада»-экспериментов и обратившегося к истории христианства, написавшего несколько серьезных философских работ, а также первую биографию Г. Гессе), с другой, – ненадолго приостановили развитие симультанизма в литературе. Был близок к объединению «Синий всадник», основанному в декабре 1911 г. в Мюнхене В. Кандинским и Ф. Марком, переписывался с Кандинским и Маке (также участником этого объединения). 66).
«Каждый раз, когда наносилась та или иная дуга, Делоне долго вращал холст, чтобы проверить динамические возможности формы, заключенный в них вращательный момент»24. Эта система долгое время использовалась на государственных мануфактурах, производивших окрашенные ткани вконце девятнадцатого столетия знаменитый «хроматический круг» Шеврёля, позволявший определить степень контрастирования оттенков, оказался употребимым в среде пуантилистов. Но на этом сходство кончается. Она и положила начало путанице. Из огромной орфической литературы до нас дошли только два памятника: Сб. «Священное сказание» о грехе титанов требовало создания своей теокосмогонии, вера в бессмертие души и загробное воздаяние – разработанной эсхатологии, которые и были зафиксированы в гексаметрических поэмах. Она мечтала быть удочерённой ими и впоследствии взяла фамилию Терк.
Русский художник Владимир Баранов-Россине сконструировал «оптофоническое писанино» — инструмент со све-топроекционным устройством, наподобие рояля. В течение полутора-двух лет в Париже создаются «симультанные» эстетические теории, вполне адекватные представлениям богемы о новой, сложнейшей картине мира вэтих теориях была сформулирована «методология» дальнейшего движения в сторону усиления художественной выразительности и – как выяснилось немного позднее – реальная возможность показать реципиенту искусства, что «симультанное» произведение обладает несомненной привлекательностью и актуальностью. Уже демифологизированное начало мироздания порождает некое чудовище по имени Геракл. Он не идет далее монопантеизма.
Как замечает Артур Коен, Делоне создала особый визуальный язык, «безразличный к фигуративным или описательным аллюзиям, начисто лишённый желания передавать содержание стихов изобразительными средствами, озабоченный только выражением восприятия работы». Эти элементы прослеживаются вкартинах ученика Экстер иеё земляка А. К. Богомазова, атакже уБаранова-Россине, который испытал влияние симультанизма, например, вработах, представленных навыставке «Звено» (1908. Париж приложение к 18 марта 1913). Их замысловатые формы создают, как мне кажется, скорее пародийное, чем трагическое впечатление по крайней мере, чья-то торчащая нога в «Нападении льва на лошадь» вызывает в памяти кубизированные персонажи Пикассо в балете «Парад». до н. э. в Аттике, названо в честь легендарного Орфея. Изложение истории Урана (3-й царь), Кроноса (4-й царь), Зевса (5-й царь) примыкает к «Теогонии» Гесиода. позволяет «по умолчанию» находить нужные сочетания и изобретать новые.
Прозвище Диониса – Вакх – необъяснимо из греческого языка. Аполлон – солнечный бог – бог аристократии. Вместе с авангардисткой Соней Делоне-Терк Сандрар в 1913г. «Симультанное» продуцирование, основанное на совмещении художником в создаваемом объекте различных «модулей», фрагментов, частей выразительных систем – как раз такое связующее звено между художественными эпохами и периодами.
В целом Геракл с Адрастией – образ-символ нестареющего неотвратимого времени. Это особенно сказывается в орфическом представлении о первоначале или о первоначалах. сохранились только фрагменты из к-рых наибольшее филос.
В эфире или из него Хронос-Время «сотворил серебристое яйцо» из которого выходит специфически орфический бог-демиург Фанес («Сияющий») – 1-й царь богов он творит небо и землю, а также «другую землю» – луну. 2) Неизбежное, невольное подчинение процесса художественного творчества глобальным социальным, политическим и культурным процессам вэтом подчинении кроется залог актуальности некоторых форм художественного творчества в XXIв. Композиция состоит из трех частей, в которых последовательно развивается усложненный, отчасти зашифрованный сюжет (его с увлечением разгадывали критики), что уподобляет картину образцам раннеренессансного или средневекового искусства, требовавшим от зрителя иконологических знаний. Наиболее оригинальным и вместе с тем вызвавшим много полемики и обвинений в плагиате было основополагающее понятие «симультанность». В заключение нужно сказать что слово орфизм не относится ни к какому реально существующему направлению а служит лишь свободной перегруппировке столь разных часто даже противоположных художников (Делоне, Дюшан, Кандинский). Этот музыкальный ритм цвета и формы и дал основание для названия течения. Часть лета 1913 Якулов провёл ссупругами Делоне вЛувсьенне иего картины периода 1912–1914 напоминают орфистские работы Делоне («Кафе-шантан».
Его сопровождает Адрастия – Неотвратимая. Орфей – олицетворение могущества искусства. В совр. Учредителем очистит. до н. э.
Известно, что Делоне считала себя язычницей. В начале 1911 года Якулов принял участие в первой выставке общества «Московский салон». аргонавтики» (5 в. ). Образ «ночного кошмара», одолевающего героя (или автора. ) в людском скопище, навевает воспоминания о кумирах якуловской юности, о которых он пишет в одноименном эссе: Бодлер, Гойя, Эдгар По.
Эти жанры весьма популярны в современном дизайне и оформительском искусстве. На небольшой промежуток 1912–1914гг. 3) Способность к более менее объективной передаче современной сложнейшей художественной картины мира или, скорее, тех токов, атмосфер, флюидов, которые ее пронизывают и формируют. Кора-Персефона рождает Диониса-Загрея.
Однако помимо такой, достаточно узкой, сферы употребления термина «симультанный», в Западной Европе исторически возникли и другие. Сюжет здесь едва прочитывается, события разворачиваются «симультанно», на нескольких участках холста, как это реально происходит на полях сражений. промежутками, горизонтальными строчками. Нереализованными остались и его архитектурные проекты. ГТГ «Композиция».
Хотя годная книга затягивает так, что читаешь её везде и всегда пока не прочтешь до конца. древнегреческое религиозное движение, возникшее в 6 в. до н. э. в результате реформы культа Диониса центральный ритуал дионисийских оргий — омофагия («поедание сырого мяса» растерзанной в вакхическом исступлении животной жертвы) — был переосмыслен как первородный грех титанов, растерзавших ребенка-Диониса и вкусивших его мяса. В общем книга получилась нормальная и читабельная. Но если список последователей Пикассо вполне логичен (Брак Метсенже Глез Грис и кто знает почему – Мари Лорансен) то список последователей Делоне – это плод чистой фантазии поскольку в него включены одновременно Леже Пикабиа Мари Лорансен Марсель Дюшан и в Германии – Кандинский Марк Мейднер Макке Явленский Мюнтер и Фрейндлих не говоря уже об итальянских футуристах оказавшихся последователями художника которого они резко отвергали.
Следовательно использование термина «симультанное представление» применительно к такому приему, в основании которого – «сжатие» (предельная концентрация) художественного времени, вполне логично и объяснимо. Оба объекта имеют форму спирали, которая издавна волновала Якулова. Не вызывает сомнений, что «симультанность»– явление неоднородное. В том, что симультанное искусство мало кого оставляет равнодушным и заключается нынешний (и не сомневаемся – будущий) потенциал такого типа продуцирования. Понятно, что Якулову был важен не цветовой эффект сам по себе не было здесь и модели нового «изма» — художник вовсе не предлагал воспроизводить нечто похожее в живописи. Поэмы под именем Орфея создавались в течении 1000 лет, отражая различные стадии греч.
В итоге шрифтовое композиции получили определенный технологический оттенок. У Якулова — главный спектр и характер выражений в одном доминирующем цвете. Побывав в Италии, ощутив несравненную прелесть Ренессанса, Якулов в конце 1910 года укрепился в решении «переводить свое искусство на трехмерный европейский путь»13. Ничего подобного в сфере визуальных искусств Якулов не находил. На протяжении последних пяти тысяч лет в странах, располагавшихся на побережье Средиземного моря и на востоке от него, менялись цивилизации, приходили и вновь уходили в небытие народы, возникали и гибли мощные государства, стиралась память о правителях и князьях-завоевателях, разрушались памятники архитектуры, заносились песком целые города, упразднялись традиции, однако неизменным оставалось, пожалуй, то немногое, что можно назвать набором культурных «кодов» использовавшихся художниками разных поколений эти культурные коды переходили из одного региона в другой, трансформировались и использовались вновь. Вот таким образом Якулов так радикален в своих оценках.
Его хвалили за декоративный дар, сравнивали его живопись с лиможскими эмалями, приветствовали сюжетные картины вроде «Рыцарь бедный». Вдекабре 1913 Якулов развил свои идеи влекции, прочитанной в«Бродячей собаке», азатем вманифесте «Мы иЗапад» (январь 1914). Европейские мастера еще на заре самой истории Европы создавали образцы «симультанных» произведений, перенимая определенные выразительные художественные приемы, способы расположения объектов в пространстве произведения у своих коллег, ранее творивших в античных Греции и Риме и даже еще прежде – в Древнем Египте и Междуречье. В чем же суть этой проблемы.
Однако о самой этой теории из нее можно почерпнуть немногое за первой статьей должны были последовать другие: вслед за «голубым солнцем» Китая Якулов намеревался писать о «розовом» солнце Грузии, «желтом» — Индии и т. п., но этого не сделал. И сам характер этого оформления (объемные фигурки из различных материалов, украшавшие эстраду), хотя и был вполне «предметным», напоминал контррельефы не случайно А. М. Эфрос именно так (заключив слово в кавычки) называет эти украшения. гимн к ЗевсуВселенной как к началу, середине и концу всех вещей (Kern fr. Деятели «мейнстрима», понимая это и зная, что аудитория сегодня требовательна и не удовлетворяется простым погружением в художественный вакуум, стремятся скрыть его, завуалировать, прибегая, например, к активному использованию понятия «модное» иставя знак равенства между «модным» и «подлинным».
У орфиков космогонические ступени перемежаются с теогоническими. 1914–1915. Вот впервые проявилось это направление которое было мною предсказано (Montjoie. Однако художник творит образы, не прикасаясь карандашом и кистью к бумаге.
Действительно, современная культурология и искусствоведение называют «симультанным» особый принцип представления персонажей в пространстве, например, в пространстве какой-либо средневековой фрески, где один и тот же образ (фигура) воспроизводится художником несколько раз временная прямая сжимается здесь до минимума и порой события, отстоявшие в реальности одно от другого, допустим, на несколько лет, оказываются запечатленными рядом, словно смонтированные кадры кинопленки, порой даже без обозначения четких границ между такими кадрами. В учении орфиков Зевс объемлет все мироздание и вмещает его в себе. Так критик Роже Аллар писал в своем отчете о Салоне:.
создает «первую симультанную книгу» (как он сам ее называет): на правой половине огромного листа бумаги вертикально – сверху вниз – он располагает четыреста с лишним строк поэмы «Проза о Транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской», а слева, параллельно тексту, следуют иллюстрации, выполненные Соней. Французский художник, один из основоположников орфизма (симультанизма). Начинал творческую деятельность под влиянием постимпрессионистов, прежде всего Сезанна. Зевс проглатывает Фанеса и тем самым вбирает в себя все мироздание и всех богов.
Влияние фовистов особенно заметно в её ранних картинах, таких как «Финская женщина» и «Жёлтая обнажённая» (1908) с их неестественным цветом лица, размашистыми мазками и щедрыми красками. М., 1912). Ежегодник. Соня Делоне родилась 14 ноября 1885 года в городе Градижск Полтавской губернии (по другой версии — в Одессе) Российской империи (ныне территория Украины). Учредителем очистительных обрядов и автором этих поэм создатели новой религии провозгласили мифического певца Орфея – героя сказания об аргонавтах (живших до Троянской войны): его учение было древнее и «ближе к богам», а следовательно, авторитетнее теологии Гомера и Гесиода. Но тема толпы не была существенной для Малевича и он вскоре от нее отошел.
К моменту выхода книги Лисицкий уже проявил себя как автор необычных проектов. В 1917 году Якулов пригласил Татлина в команду, работавшую над оформлением кафе «Питтореск»42. 87 Гимнов Орфею и Орфическая аргонавтика важнейшими источниками сведений об орфической теологии выступает трактат О принципах неоплатоника Дамаския (6 в. ) и Посольство по делам христиан – раннехристианская апология Афеногора Афинского (2 в. ), обращенная к Марку Аврелию. Для того, чтобы преодолеть статичность стен их решено было лишить вертикальности. Творческий стиль Купки эволюционировал от реализма к абстрактному искусству. Делоне (Delaunay) Робер (1885-1941) французский художник.
Наиболее вероятно, что орфики принимали за исходное состояние мироздания Воду. Слово «коллаж» произошло от французского «coller» — клеить, наклеивать. Многое сближало Якулова с радикальными новаторами: талант «изобретательства», способность постоянно обновляться, широкий диапазон деятельности (включая театр, архитектуру, теорию искусства, педагогику), склонность к провокациям и эпатажу, активизм и революционный пафос контакты с западными коллегами, дружба с поэтами, преданность учеников. Пикассо и другим недостает «единства» потому, что нет «виденья, непостижного уму». лит-ре называют «орфиками» авторов «поэм Орфея» (Ономакрит – Афины, 2-я пол. И прежде всего — в красивом и звучном (и вполне произвольном) колорите: земля, небо и тела пламенеют и переливаются жаркими гогеновскими красками, тем более удивительными, что главные произведения певца Таити станут известны москвичам чуть позже, в 1908 году, после их приобретения С. И. Щукиным.
6 в. до н. э. и др. ), а также всех исповедовавших религию Орфея. Он продолжает существовать и после возникновения философии как элемент парафилософии. Так, можно сказать, выглядела эта удивительная орфистская перекличка с Россией. Передача всего комплекса ощущений их одновременность, становится доминирующей темой произведений художников-футуристов, выдвинувших и концепцию симультанизма. О. опирается на учение о переселении душ, понимая тело как место временного заточения души.
Однако Орфей не выдержал и оглянулся. И его расчет был верным — именно они имели успех.
Видимо, М. Ф. Ларионов понимал это, когда вманифесте лучизма (1913) назвал живопись Делоне «переходным кубизмом футуристического толка» (М. Ларионов. Подстрекаемые ревнивой женой Зевса Герой титаны пожирают Диониса-Загрея. Макс Эрнст (подобно тому, как дадаисты по-своему «переосмыслили» симультанные произведения французских поэтов) возродил прием «коллажа», уверяя, что кол-лажные произведения, созданные им, разительно отличаются от опытов первых кубистов, сделанных в 1905–1907гг.
Цель такого перенесения очевидна: это стремление человека создающего, homo faber, разомкнуть тесные рамки окружающего мира и приблизиться посредством своего искусства к Абсолюту, Творцу, Неведомому – той трансцендентной сфере, которая ощущается и переживается (в соперничестве или в состоянии гармонии) художником более явно и остро, чем любым «простым смертным», лишенным восторга созидания. В эфире или из него Хронос-Время «сотворил серебристое яйцо» из которого выходит специфически орфический бог-демиург Фанес («Сияющий») — 1-й царь богов он творит небо и землю, а также «другую землю» — луну. Стилевые различия культур разных регионов Якулов объясняет различием «призм» и в это понятие входит не только доминирующий колорит: в самой природе, по его мнению, помимо «живописи» (цвета), есть и архитектура (формы гор) и скульптура (деревья, животные, например лошади). 1912. грех (лежащий на всем человечестве) мог только «чистый» – посвященный в мистерии и ведущий «орфич. (La Cote Париж 19 марта 1913).
Противоположные по кругу цвета называются дополнительными и симультанно контрастируют со всеми «основными» иих производными. Английский ученый Дж. Поскольку орфическая литература погибла, об орфизме мы знаем лишь понаслышке.
ГТГ) угадываются элементы полихроматической системы Делоне– вобщей «цветовой оркестровке» (определение Бурлюка), вкубофутуристических преломлениях иконцентрации цвета. Её увлекали фовисты, Ван Гог, Гоген, Руссо, отталкивали Матисс и Пикассо: первого она считала «слишком осторожным, слишком буржуазным», второго находила нездоровым. Сегодня для ее реализации и подчеркивания правдоподобия художники используют самые передовые технологии (включая разнообразные интернет-ресурсы и т. п. ), обращаясь к рекламе иначе говоря, «продвигая» свой продукт.
«успешным». – М. П. ). приходится важный этап становления «симультанизма» как самодостаточного художественного метода. Коллаж — это технологическая композиция. Франтишек Купка (чеш. В орфизме зарождается монопантеизм (тогда как для мифологии как таковой характерен полипантеизм, в соответствии с которым те или иные боги отождествляются с теми или иными частями природы, мироздания). Творческое наследие относительно невелико, однако благодаря оригинальности своих идей Дюшан считается одной из самых влиятельных фигур в искусстве XX века. Но вернемся к творчеству Сони Делоне. Синтез художественных форм, симультанное представление объектов в произведении дает мастеру невероятный простор в выборе способов постижения себя, окружающего мира (а для некоторых деятелей искусства также движения по пути к Абсолюту).
Ранее детство девочка провела в родном Градижске. землю» – луну. «хроматического круга», оказавшую непосредственное влияние на возникновение симультанных художественных теорий в начале XXв. Так теогония орфиков перерастает в антропогонию.
Но, принадлежа новой городской культуре, современные художники должны отразить нынешние реалии — «разноцветные солнца» электрических фонарей, витрин и реклам. Зевс проглатывает Фанеса и тем самым вбирает в себя все мироздание и всех богов. 165). При жизни Георгий Якулов воспринимался одной из ключевых фигур нового искусства. Якулов выводит общий стиль искусства Дальнего Востока: плоскостность, линеарность, «прозрачность», «волнистую» форму кровель, голубой тон — из образа воды, влажной атмосферы и характера освещения — «голубого солнца».
Восемь дней спустя он прочёл свою собственную лекцию, озаглавленную «Естественный Свет (Архаический Солнечный), Искусственный Свет (Современный Электрический)», вней он попытался охладить смирновский энтузиазм поповоду Делоне иутвердить своё первенство (А. Парнис, P. Тименчик. Любой поэтический текст, как следует из статьи, может быть неоднократно записан на валики фонографа и воспроизводиться одновременно в разных версиях, «прочтениях». И все-таки самым важным видом искусства, доминировавшим в череде «межвидовых» произведений, в начале 1920-х гг. В 1912 году Делонэ писал: «Прямое наблюдение светящихся суть природы является для меня незаменимым».
Симультанизм – прием, который использовали и художники -орфисты. Она создала свою концепцию синтетической «синхронной» живописи, которую Терк-Делоне соотносила с музыкой. Эту дочь зовут Кора, она же Персефона. Якулов получил высшую архитектурную награду, Татлин — никакой.
66). Спустя три с лишним десятилетия Бергсон, полемизируя с общей теорией относительности Эйнштейна (1905), вновь вернется к проблеме «длительности» и «одновременности» существования объектов («потоков») в пространстве, посвятив этим категориям отдельное исследование. Одновременно Якулов осваивает прямую перспективу и натурную трактовку формы («Петухи», «Декоративный мотив», обе — 1907 «Во дворе», 1909 все — НГА). демонстрирует нам предельное избавление искусства от всего «канонического». Вот таким образом он болезненно реагировал на отсутствие подобной щепетильности у коллег. Этот стиль выражал динамику движения, тонкость цветовых созвучий, он основан на подчеркивании цветовых эффектов и динамики, скрытой в цветовых сочетаниях. Их работу был также назван Орфизм поэт и критик Аполлинер. Он часто высказывается о современном искусстве и в его суждениях заметна острая неудовлетворенность, почти негативизм.
Коллаж успешно конкурировал с гравюрой и литографией. 25 марта (Lintransigeant) он перечисляет Делоне Леже и Пикабиа а затем – не уточняя считает ли он их в самом деле орфистами – Мари Лорансен Метсенже ЛюкаАльбера Моро Лафресне венгра Соботку и Шагала. В книге Художники-кубисты (Париж 1913) он называет Пикассо, Делоне, Леже, Пикабиа, Дюшана, а также Пьера Дюмона и Анри Валанси. То есть, если буквально следовать Барзену, получается, что драматическая поэзия может быть только «хором», никогда не фиксирующим творения в письменном виде.
Им стал диск, заполненный дугообразными плоскостями контрастных цветов, «фрагментированной радугой» — нечто противоположное вертикально-горизонтальной схеме кубизма (а позднее — супрематизма и конструктивизма) и его колористической скупости, дающее возможность полного отказа от фигуративной основы живописи («только цвет есть и форма и предмет»22). Рея спасает Зевса. Перед исследователем, разглядывающим папирус с изображением музыкантов за работой, читающим слова песнопений, неожиданно возникает прообраз многочисленных ренессансных и барочных «музыкальных» портретов, обычно включающих вполне узнаваемые партитуры популярных в то время музыкальных произведений. Зевс проглатывает Фанеса и тем самым вбирает в себя все мироздание и всех богов.
Активно утверждается мысль о «конце» станкового искусства. «simul»). Вместе с поэтом уничтожается и ценность самой письменной фиксации голосов – в манифесте «Голоса, ритмы и симультанные голоса» Барзен противопоставляет песнь как живую реальность поэзии – и письмо, чернила, бумагу и саму книгу, которые душат и убивают истинную поэзию. Выше мы кратко сформулировали суть «симультанного» видения в творчестве: оно подразумевает создание художником произведения из фрагментов, «модулей», черпаемых в различных видах искусств (и литературы) и репрезентируемых, разворачиваемых в пространстве одновременно. Якулов отчасти разделял эти идеи: «Революция добила станковую живопись и так задыхавшуюся в тисках подражания французам (сезаннисты: Машков, Кончаловский и др. ) и итальянским футуристам (Татлин, Малевич и др. ) и раскрепостила декоративное искусство (архитектуру, театр, плакат и книгу)»44.
«В это время, — вспоминал художник, — входила в моду японизированная живопись Матисса и начинали зарождаться беспредметная живопись и кубизм»14. 6 в. до н. э. и др. ), а также всех исповедовавших религию Орфея. Все это у орфиков, как и у Гесиода. В эти годы совершается переход от достаточно очевидной, лежащей «на поверхности» идеи «симультанных контрастов» вживописи к попыткам обнаружить «симультанность» вдругих видах искусства или, скорее, вывести симультанность на новый уровень художественной репрезентации: объединить живопись и литературу (а также живопись и музыку – вспомним опыты А. Скрябина, пришедшиеся на те же годы) в целом ряде произведений, самым известным из которых, пожалуй, была и остается поэма Б. Сандрара «Проза о Транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской», оформленная рисунками С. Делоне-Терк и наименованная авторами «первой симультанной книгой» (вышла в апреле 1913г. ). Особое внимание было уделено деформированию углов помещения — даже пол подвергся «расчленению».
168) был известен уже Платону. Титанов, растерзавших сьша Зевса Диониса, Зевс испепелил молнией, а из праха создал 3-й, нынешний, род людей (1-й, золотой, — при Фанесе, 2-й, серебряный, — при Кроносе), в которых «злая титаническая природа» (Платон. Орфики не убивали живых существ. Таким образом, Шеврёль приходит к выводу, что в природе существуют объекты, видимые человеческим глазом не потому, что окрашены в какой-то самостоятельный цвет, а из-за окрашенности как собственным, так и контрастирующим, дополнительным цветом (например, цветом соседнего объекта). школ.
Эти эксперименты найдут продолжение в работах художников геометрической абстракции. И, кстати, если учесть название кафе, присутствовали ли в описанных сюжетах какие-то аллюзии, скрытый символический смысл. Этот метод Якулов применяет и в других работах середины – конца 1910-х годов («Тверская», 1917–1919, НГА два варианта «Дрожек», 1919, НГА и Центр Помпиду).
Ему вторил другой критик Андре Варно: Салон 1913 был отмечен рождением новой школы орфической школы (Comoedia Париж 18 марта 1913). Титанов, растерзавших сына Зевса Диониса, Зевс испепелил молнией, а из праха создал 3-й, нынешний, род людей (1-й, золотой, – при Фанесе, 2-й, серебряный, – при Кроносе), в к-рых «злая титанич. Исчезает линейный контур, вместо него светлые (белильные) и темные мазки лепят части предметов, рассеченных прямыми и слегка размытых, как бы растворяющихся в среде. О. использовал культы Деметры и Диониса, тесно связанные с земледельч.
В 1920-1930-е годы критики видели оригинальность «драматизма» в его музыкальности. Но причудливость его фантазии сказывается и здесь: то в неожиданной точке зрения (два важных, озабоченных петуха словно вознесены над пейзажем), то в нарочитой странности самого мотива (обнаженная туземка кокетливо улыбается коню, выскакивающему из воды). Курт Швиттерс в 1923г. Очевидно, «Бедный рыцарь» был для Якулова программной работой, но нужно признать, что его мечта «насытить живопись поэзией» оказалась неосуществимой. Стоит назвать две его статьи на эту тему: водной из них, датированной июнем 1913г. Ей начали посвящать ретроспективные выставки, стали выходить монографии. Освободившись от колеса перерождений, метемпсихоза, душа благочестивого орфика достигает «острова блаженных», где она живет беззаботно и счастливо, не испытывая ни физических, ни душевных мук.
В живописи это выражалось в интересе к фольклорным мотивам, во включении в композиции простых геометрических форм. 1983. Афина приносит Зевсу подобранное ею сердце Диониса, которое титаны не успели пожрать. Теогония орфиков более космогонична, чем теогония Гесиода. Для Якулова же, напротив, она стала одной из центральных и вслед за «Скачками» он создал первый вариант «Человека толпы» (1907, ГЦТМ им.
Одновременно и новая живопись влияла на литературу. Симультанность (т. е. И навсегда потерял Эвридику. становится кинематограф стех пор именно кино в XX столетии (благодаря неисчерпаемым монтажным возможностям) являет собой образец «лаборатории», где постоянно ставятся эксперименты, связанные с поиском симультанных способов выражения. Кубизм// Пощёчина общественному вкусу. Через год начнется проектирование зала нового искусства в Ганноверском музее, где будут созданы необычные условия для экспонирования абстрактных скульптур Наума Габо, беспредметной живописи Пита Мондриана и Василия Кандинского.
Действительно термин этот был изобретен Аполлинером (орфизм как культ Орфея) и впервые публично заявлен во время лекции посвященной современной живописи и прочитанной в октябре 1912. «Нестареющее Время» рождает эфир (воздух) и бездонную «зияющую бездну» (хаос), окутанные первобытным мраком (Kern fr. Центральную люстру Якулов делал и переделывал много раз, она его долго не удовлетворяла. То есть слово имеет не только смысл, но и графическую форму. Интересно его отношение к Пикассо, знаковой фигуре нового европейского искусства. Такой интенсивный цветовой ритм вызывал эмоциональный отклик у зрителей.
6 в. до н. в. и др. ), а также всех исповедовавших религию Орфея. Техника коллажа широко применялась в европейской авангардной живописи начала XX в. (в кубизме, футуризме, дадаизме). М., 1913). Следовавший затем величеств. Название одежды Диониса – бассара – не греческого происхождения. «Священное сказание» о грехе титанов требовало создания своей теокосмогонии, вера в бессмертие души и загробное воздаяние — разработанной эсхатологии, которые и были зафиксированы в гексаметрических поэмах.
образ жизни», отличит. «une simultan. Думаю, вряд ли. Учредителем очистительных обрядов и автором этих поэм создатели новой религии провозгласили мифического певца Орфея — героя сказания об аргонавтах (живших до Троянской войны): его учение было древнее и «ближе к богам», а следовательно, авторитетнее теологии Гомера и Гесиода. Он был, если можно так выразиться, авангардной личностью: экстравагантным, не подчиняющимся правилам, а подчас и здравому смыслу, но «при всей своей анархичности внутренне собранным»1. Как и футуристы разрушает форму предметов.
Из титанодионисийского пепла Зевс творит человека. Автор термина – французский поэт Гийом Аполлинер. Тучная лошадь «выпирает» из холста тяжело вздымаясь, несется всадник, круглятся жирные «рериховские» облака и массивные складки одежд. 148-149).
От Фанета родилась Ночь (Ехидна), от нее – Уран и Гея. В некоторых версиях учения орфиков Гея и Уран как земля и небо возникают непосредственно из космического первояйца. Наконец, ему надоело с ней возиться и он решил доделать ее уже после открытия кафе (чего, конечно, не исполнил).