Одним из самых ранних примеров репродуцирования знаменитой картины стала гравюра 1819 года исполненная Анри Шарлем Мюллером для «Справочника приятных забав на 1819 год» изданного в Лейпциге и Вене. Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля2. Вот таким образом полотно вновь перевезли, а его местонахождение засекретили. Взгляд Марии порожден гениальным талантом Рафаэля. В истории картины началась новая глава.
В России, особенно в первой половине XIX века, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. У Форнарины был жених – пастух и каждый встречный мужчина оглядывался на нее. на продажу знаменитой картины Рафаэля из Урбино. »8. Фрау Эльвира рассказала солдатам, что с 24 января 1945 года все музеи Дрездена были закрыты для посещений, вспомнила, как гауляйтер Саксонии Мучман, которого она не раз видела на улицах города, говорил: «Русские получат здесь смерть, голод и крыс».
Пока картина находилась в батальоне, около нее постоянно сменялись часовые. Печальная, почти застывшая в своем горе. Только через 10 лет «Сикстинская Мадонна» и ещё 1240 картин возвратились в собрание Дрезденской галереи. Такой композиционный прием называется алтарным и Рафаэль использовал его неспроста. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
1483 – Родился в Урбино в семье художника. «Сикстинская Мадонна», одна из самых известных картин в мире, получила признание только в середине XVIII века, когда была приобретена правителем Саксонии Августом III. Именно работы этих художников служили образцами для юного художника. Италия стала ареной борьбы французских испанских и немецких ландскнехтов. Стал символом эпохи Возрождения, произведя революцию в мире искусства.
Существует несколько версий о прототипе рафаэлевской святой. Но предельно контрастно им звучит «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти, утверждая общечеловеческие духовные начала. Шлейф плаща Рафаэля огромен. Мадонна остается неподвижной, всегда готовой спуститься и всегда недоступной. «Сикстинская мадонна» относится к числу тех картин история восприятия которых их жизнь в веках, многообразна, неординарна и наполнена смыслом, что также отражает выставка.
Его содержание приобретает вневременной философский смысл, что подтверждает и выставка «Сикстинская мадонна», посвященная 500-летию великой картины, открытая ныне в Дрезденской картинной галерее известной также как Галерея старых мастеров. Свидригайлов («Преступление и наказание») вспоминает лицо Мадонны, которую он именует «скорбной юродивой» и это высказывание позволяет читателю увидеть всю глубину его нравственного падения. В Пьяченце находился монастырь святого Сикста – покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик.
А в годы Второй мировой войны человечество навсегда могло бы потерять шедевр Рафаэля. Это не даёт возможность поставить точку в споре историков о заказчике картины. Джованнини приобрел ее для саксонского курфюрста Фридриха-Августа II (польского короля Августа III) за 20 тыс. Свет этот то еле брезжит, то сияет, то почти сверкает. Но к моменту бомбардировки художественных сокровищ там уже не было.
«Сикстинская Мадонна» великого Рафаэля находилась в ящике, который был сделан из тонких, но прочных и хорошо обработанных планок. Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. Сикстинская мадонна, пожалуй, самая знаменитая картина мира. Некоторые искусствоведы считают, что его Мария почти лишилась ореола святости. В той же комнате дома художника, в красном углу, находится привезенная им из Италии икона.
Облака так же подчеркивают святость женщины, поскольку она по ним парит. Зачитавшие до дыр «Код Да Винчи» люди доказывают, что желуди, которыми украшена риза Сикста, прямее некуда намекают на папу Юлия (делла Ровере – фамилия церковника и означает «дуб»). Например, в духовном развитии Аркадия («Подросток») глубокий след оставляет увиденная им гравюра с изображением Мадонны. Рафаэль завещал своей пассии немалые средства. Correggio Antonio Allegri около 1489, Корреджо, Эмилия— 1534, там же)— итальянский художник Высокого Возрождения. 11 Винкельман Иоганн Иоахим. Недаром Леонардо называл музыку сестрой живописи. В то же время в ее взгляде можно увидеть переживания и печаль, ведь она уже знает о тяжелом будущем своего еще совсем маленького сына.
Имя этой женщины окутано множеством легенд и домыслов, но достоверно известно, что по иронии судьбы именно эта земная, полная страстей женщина стала прообразом Святой Девы Марии. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары. В России, особенно в первой половине XIX века, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре». Жуковский говорит о «Сикстинской мадонне» как овоплощенном чуде, как поэтическом откровении и признает, что создана она не для глаз, а для души: «Это не картина, а видение чем дольше глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобой что-то неестественное происходит.
Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. Однако Рафаэль не ограничился только пересказом средневековой легенды. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. И советские солдаты и офицеры, несколько лет шагавшие тяжелыми дорогами войны, сняли перед ней фуражки и пилотки. Все предельно просто. К этому времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери.
Так, Иоганном Фридрихом Бури12 был написан портрет «Курпринцесса Августа, копирующая Сикстинскую мадонну» (1808–1809). Будь младенцем, будь ангелом на земле, чтобы иметь доступ к тайне небесной. Рафаэль оставляет завещание людям. Тяжелый общественный кризис охватил всю страну.
Художник словно чувствовал, что «Сикстинская Мадонна» призвана стать апогеем его творческого таланта. Мы все для неё – человечество, которое нуждается в прощении. Двор саксонских курфюрстов заплатил за нее 20 000 цехинов — немалую по тем временам сумму. Получил должность писца папских указов.
В глубине души она скорбит по той жертве, которую ей предстоит принести. Николы из Толентино». 1515 – Был назначен главным хранителем древностей Ватикана.
«Сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченцепо заказу Папы Юлия II в честь победы над французами, вторгшимися в Италию и присвоения Пьяченце статуса Папской Области. Эталоном для художника были Микеланджело и Леонардо Да Винчи. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Многих исследователей, как и тех, кто хоть раз увидел «Сикстинскую мадонну» начинает беспокоить вопрос о том, с кого же Санти писал ее.
История перемещения и продажи картины католическими иерархами, чего они априори (по закону) не имели права делать, также довольно неоднозначна и полна лукавства, впрочем, как и легенды о причине написания шедевра. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. И Рафаэль – наипервейший конструктор всех своих вещей. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области.
Мать с младенцем. Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре». «Сикстинская Мадонна» великого Рафаэля находилась в ящике, который был сделан из тонких, но прочных и хорошо обработанных планок. В. А. Она была заточена в обозначенную за ее плечом башню, а позднее за ее веру обезглавлена.
Ее звали Маргаритой Лути и была она дочерью пекаря. Он не жалел средств на их приобретение в Венеции, Болонье, Праге. и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится ее роль». Была написана в Риме, между 1515 и 1519 гг., для церкви бенедиктинского монастыря св.
Во всём её облике – решимость. Таким образом, у зрителя складывается впечатление, будто она впускает его в свою душу. На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: «крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага», — писал об этой выставке «Коммерсантъ». Война отняла у далекой от нацизма женщины все: семью, дом, Альбертинум. «Сикстинскую мадонну» Рафаэль создал около 1516 года. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет.
Таким увидели Дрезден советские солдаты весной 1945 года. Глядя на нее, у зрителя может сложиться впечатление, что она прошла через все в мире. Но если всмотреться из дымки, словно живые, начинают проступать очертания лиц. Годы войны стали трагическими для культурной жизни Дрездена. Они и стали прототипами ангелов.
Там она пребывает до сих пор. Зачем он это нарисовал.
Ватикан обладал беспрецедентной властью. Изменятся смысл всей картины и сам образ Марии. А. С. Настоящая, реальная жизнь в небесах. Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно.
Она выходит к людям, как на сцену. Ее образ и смысл каждый может открыть для себя по-своему. Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – скульптор, художник, архитектор и мыслитель. В книге «Мысли о подражании греческим произведениям искусства в живописи и скульптуре» он писал о ней: «. Васнецова, считавшего одним из самых выдающихся мастеров живописи именно Рафаэля.
По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть). Страшно даже представить, каких гениальных произведений лишилось человечество в тот миг. Всего 4 года спустя те же художественные приемы в собственной интерпретации будет использовать не менее прославленный художник Ренессанса в одном из своих главных произведений: Тициан Вечеллио в «Ассунте»5 или «Вознесении Марии»— алтарной картине, написанной для венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. И теперь, когда посетители знаменитой Галереи ближе подходят к картине их сильнее охватывает новое впечатление. Об этом, например, свидетельствует композиция «Святой Лука, рисующий Мадонну» исполненная в мастерской Рафаэля.
Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Среди руин Цвингера увидели одинокую фигуру человека. Дело в том, что они, прежде чем что-то делать, сначала структурировали свои произведения.
Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Reichstatthalter)— наместник Рейха. 15 По-немецки туннель— tunnel, что объясняет обозначение на карте этого места буквой «Т».
Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). С. 23. Они необыкновенно усилены еще и судьбой самой картины. Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля. Иностранным посетителям осмотр галереи разрешался за большую плату.
Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах. Все взоры действующих лиц картины направлены в разные стороны и только Мария с божественным младенцем смотрят на нас. Современные Рафаэлю гуманисты считали, что для того, чтобы быть понятными народу, поэт должен изъясняться на языке «vulgare».
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Но этого показалось Рафаэлю мало: он изобразил шесть пальцев на правой руке папы. Но в дни войны ящик не мог служить надежной защитой. С 1499 по 1511 годы они возвели большую церковь и ряд других построек.
Толстого, в которой приводится уникальная фотография Л. Н. Полотно Рафаэля и найденные шедевры были отправлены на реставрацию в Киев и Москву. Примерно тогда же Рафаэль начинал работу над «Сикстинской Мадонной» и для этого отправился в Пьяченцу, расположенную примерно в 70 километрах к юго-востоку от Милана. «Сикстинской мадонной» давно восхищаются и о ней сказано много прекрасных слов. А она с удовольствием кружила всем головы. И так продолжалось до середины XVIII века, когда картину заново «открыл» саксонский курфюрст Август.
По версии Гримме, ангелы внизу картины опираются на деревянную крышку гроба папы Юлия. Легкий и доброжелательный характер Рафаэля можно объяснить именно трудной жизнью. Именно наличие внутренних переживаний и тревог у героини является ключевым отличием «Сикстинской мадонны» от других произведений художника. Этические задачи, поставленные мастером, живы и поныне. Написал «Мадонну в кресле».
Он является идеальным сценографом всех своих творений. Любила ли девушка Рафаэля. Так что, по замыслу автора, взгляды Мадонны и младенца устремлены на умирающего Иисуса. 1 марта 1754 года «Сикстинская Мадонна» была впервые выставлена в зале для аудиенций замка – резиденции курфюрста в Дрездене.
Но эту босоногую женщину встречают, как царицу — владычицу небесную. 1512 – 1514 – Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо». «секретно»)— подобие «немой карты» испещренной линиями и значками.
А на месте Дрезденской картинной галереи высились только обугленные остовы стен. И, однако, зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги. В своей книге Леонид Волынский рассказывает, как вдруг увидел у стены угол золоченой рамы, темный холст под слоями пыли, стерев которую, сразу узнал черты изображенного— «Автопортрет Рембрандта с Саскией».
В петербургском Эрмитаже хранится «Мадонна Конестабиле», которую создал семнадцатилетний художник. Ответа на вопрос о том, был ли у Рафаэля прототип при создании образа Мадонны, нет. Но главная из них заключена во взгляде юной Марии. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара.
На самом деле то, что мы воспринимаем как мизинец, – это часть ладони. Эту фразу кто только не повторяет, где её только не пишут. В настоящее время в монастыре находится копия Сикстинской мадонны. Такое ощущение, будто само небо снизошло на человечество, подарив ему столько уникально одарённых людей, гениев, а картина «Сикстинская Мадонна» написана, безусловно, гением. Мысли о подражании греческим произведениям искусства в живописи и скульптуре.
А может быть, он шутит над Юлием II, племянником Сикста. Рафаэль задумал на своей картине зашифровать имя мученика-папы. И свершается чудо. Рафаэль впервые в жизни натягивает на подрамник огромный холст. В Галерее Питти находится его «Мадонна в кресле», в Музее Прадо — «Мадонна с рыбой», в Ватиканской пинакотеке — «Мадонна дель Фолиньо», другие мадонны стали сокровищами других музеев. Богородица наслаждалась общением со своим ребёнком, любовалась им, нежила его.
Находят, что Сикстинская мадонна схожа ДОННОЙ ВЕЛАТОЙ (Дамой с покрывалом). Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. ВАРВАРА опустила глаза, задумавшись о суете земной. Работа интересна тем, что во время многочисленных реставраций образ дамы был многократно изменен.
Но для Фёдора Михайловича это была максима и эта максима, несомненно, была связана с произведением Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Благодаря профессии отца, Маргарита получила оставшееся в веках прозвище – Форнарина (Булочница). Величайшее творение мира Сикстинскую мадонну. На голове ее не мерцает корона, за ней не держат парчовых тканей.
Возникновение Картинной галереи в Дрездене граничит с другой эпохой (начало XVIII века) и именем другого известного правителя— Августа II Сильного— курфюрста Саксонии, короля Польши, князя Литовского. Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин4. От необыкновенной, цветущей женственности прежних образов, через предчувствие в полотне «Мадонна Седия» – к тому, что потом взорвётся трагедией в «Сикстинской Мадонне».
Карл Брюллов восхищался: «Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем». В своем творчестве, в частности в «Сикстинской Мадонне», Рафаэль провозглашает собственное понимание философии истории искусства. Немцы твердили: дрезденские шедевры никогда больше не увидят родные края.
По латыни слово «сикст» означает шесть. Когда итальянское искусство вступило в пору своего расцвета, Хозяйственный и связанный с ним духовный подъем итальянской буржуазии достиг уже своей вершины и пошел на убыль. 4662. Отсюда иные, по сравнению с Микеланджело, построение композиций и линейные ритмы.
Однако бесспорную известность «Сикстинская мадонна» получила только в середине XVIII века, когда была приобретена правителем Саксонии Августом III6 для Дрездена. «Сикстинская Мадонна» отнюдь не случайно изображена в полный рост. Под конец хочется сказать только одно – существует очень широко распространённая максима Ф. М. Достоевского: «Красота спасёт мир».
К сюжету «Мадонна с Младенцем», одному из самых распространенных в итальянской живописи, Рафаэль обращался многократно. Иисуса Христа и Марии). Через несколько десятилетий, после публикации восторженных отзывов Гёте и Винкельмана, новое приобретение затмило в качестве главного шедевра дрезденской коллекции «Святую ночь» Корреджо. Сначала она была организована, а уже потом осмыслена как образ.
Многие герои романов писателя характеризуются через их отношение к Мадонне Рафаэля. Лишь две мордашки АНГЕЛОЧКОВ лукаво взирают на сотни людей, толпящихся в зале у картины. Лицо ее еще напоминает знакомые черты Форнарины, но черты преобразованные. Ведь именно её, а не «Сикстинскую Мадонну» Август III хотел приобрести для своего дрезденского собрания, но по разным причинам не смог это сделать. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба.
Кажется, ничто не угрожает покою Марии и ее сына. Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах. Прилежный юноша усердно корпел над заданиями учителя и досконально изучал работы гигантов живописи, творивших до него. Эти фигуры некоторые называют вспомогательными, второстепенными, но если убрать их (хотя бы только мысленно) или даже чуть изменить их положение в пространстве, — сразу разрушится гармония целого.
Одним из первых Микеланджело запечатлел в камне искаженное изящество умершего. Ее гравюру и сегодня можно видеть в столовой дома художника В. М. «Сикстинская Мадонна» представляет собой множество загадок, метафор, каждая составляющая картины имеет определённый смысл. Стоит отметить виртуозновыполненную драпировку и выбор цветов. Мир «Сикстинской мадонны» необычайно сложен, хотя, на первый взгляд, в картине ничто не предвещает беды.
«Сикстинская мадонна» стала одним из центральных произведений Рафаэля Санти, свидетельством расцвета его мастерства. Эта сумма была огромной (почти 70 кг золота) и она в 25 раз превышала ту, которую обычно курфюрст Саксонии платил за произведение искусства. Работая над алтарной композицией в киевском соборе святого Владимира и предшествующей ей станковой картиной, Виктор Михайлович основой избрал для себя «Сикстинскую мадонну». Одна из точек карты обозначалась буквой «Т». А в прошлом веке русские писатели и художники, как на паломничество, отправлялись в Дрезден — к «Сикстинской мадонне». stanza)— комната. 4 Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura, в переводе с итальянского «комната печати»)— зала, служившая папским рабочим кабинетом, здесь же подписывались указы папы. 5 Ассунта— Assunta с итальянского Вознесение. 6 Август III (1696–1763)— курфюрст Саксонский (1733–1763), король Польский, сын и наследник Августа II (Августа Сильного). 7 Документ подписали настоятель монастыря святого Сикста в Пьяченце Караччиоло и профессор греческой филологии в Болонье, доверенное лицо Августа III, Бьянкони. 8 Каталог выставки «Сикстинская мадонна».
Некоторые искусствоведы, кстати, считают, что опираются ангелы на крышку гроба. Во-первых, алтарные образы писались тогда исключительно на доске, но для «Сикстинской мадонны» Рафаэль выбрал эластичный холст с его шероховатой текстурой, а во-вторых, Рафаэля – именитого римского художника – ко времени приезда черных монахов окружали многочисленные ученики. Нельзя наглядеться.
Проведенный анализ краски указывает на то, что верхний слой на картину нанесен через 100 лет после ее создания. Они видели в ней не только абсолютное произведение искусства, но и высшую меру человеческого благородства. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. «Сикстинская Мадонна» реставрировалась несколько раз: в 1826 году, в 1856 году и в 1931 году. На итальянской земле Испания и Франция решали спор о господстве в Европе.
Не мы требуем жертву. Казалось, в нем не было ничего. «Madonna della sedia») sedia (итал. )— стул. 14 Рейхсштатгальтер (нем. Тело папы было выставлено для прощания в правом боковом приделе (часть храма для размещения дополнительного алтаря для богослужения) собора Св.
Печальное выражение лица персонажей имеет несколько объяснений. На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: «крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага», — писал об этой выставке «Коммерсантъ»3.
В творчестве братьев Франца и Иоханнеса Рипенхаузенов истории «Сикстинской мадонны» посвящена композиция «Сон Рафаэля» (1821). Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Образ небольшого средневекового города на выставке помогает представить гравюра— план «La nobilissima citta di Piacenza» («Благороднейший город Пьяченца»). Но в дни войны ящик не мог служить надежной защитой. «Сикстинская Мадонна» и другие шедевральные картины были перевезены в Дрезденскую галерею, которая теперь стала общедоступной для посещения. Потребовался год переговоров в назначении цены в 25 тысяч римских скуди.
Он писал пейзаж— разрушенный Цвингер. Помещенная внизу тиара указывает на Сикста как на папу. Лицо младенца серьезно. В сентябре 2011 года в Дрезденскую галерею на выставку, приуроченную визиту Папы Бенедикта XVI в Германию, привезли прообраз знаменитой «Сикстинской Мадонны» – «Мадонну ди Фолиньо», которая для этой выставки впервые за всю историю покинула Пинакотеку Ватикана.
Известный критикКоббе Густав утверждал: «Ни одно изображение херувимов не известно так, как это». Пушкина и возвращены Германии, в собрание Дрезденской галереи. Очень многие исследователи полагают, что «Мадонна Седия» – это нарастающая тревога, внутреннее напряжение – слишком сильное объятие, слишком сильное оберегание Младенца.
Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. По сюжету, Мария идет по облаку, неся младенца на руках. В эту комиссию входили не только военные, но и реставраторы, ученые, художники. Догадки фрау Эльвиры оказались верны.
Культовая картина Рафаэля отмечает свое 500-летие». Так и случилось: весь Дрезден был заминирован фашистами, картины исчезли. дукатов. Картина предназначалась для украшения могилы Юлия II, так как римский папа св. Сикст III (432-440), был из семейства Делла Ровера (как и Юлий II). Св. Сикст III и Св. Варвара были покровителями Делла Роверов. После Второй Мировой войны картина попала в Москву, а затем – возвращена Дрездену. Мария — заступница человеческая — несет навстречу людям своего сына.
Однако известный археолог и историк искусства Иоганн Иоахим Винкельман сразу же дал «Сикстинской мадонне» заслуженно высокую оценку. Поисками шедевров Дрезденской галереи занялась так называемая «команда спасения» советской армии. В своей статье, вышедшей в 1755 году историк искусствовед Винкельман назвал «Сикстинскую Мадонну» самой лучшей и драгоценной из всего собрания галереи.
Рафаэль был счастливым художником. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Фотография до сих пор висит в доме-музее Достоевского. Во второй половине XIX века гравюры с «Сикстинской мадонны» получают все большее распространение.
Но в 1955 году отреставрированные произведения искусства официально возвратили в ГДР. Хранитель Альбертинума видела, что грузовики по ночам подъезжали к галерее, возможно, вывозили полотна, а у здания Дрезденской академии художеств в 1945 году шли строительные работы: переоборудовали подвалы. Колорит, напоминающий фрески, светел. Десятки раз выслушивал Рафаэль от знатных и богатых людей предложения переехать в их дворцы, замки, чтобы поселиться там и стать «карманным» художником. Вот так была организована композиция этой картины. Рафаэль и современность.
Поражает и некий оттенок «сверхъестественного»: дева Мария с такой лёгкостью ступает по облаку, держа при этом на руках тяжёлого младенца Христа. Первые упоминания о Дрездене в исторических хрониках относятся к 1206 году. Этими сложнейшими работами руководил знаменитый советский художник Павел Корин. Ему предлагали сладкую жизнь в обмен на личную свободу. В храме Сан-Систо осталась копия «Сикстинской мадонны», выполненная Джузеппе Ногари.
Ф. М. Достоевский имел репродукцию «Сикстинской Мадонны» в своём рабочем кабинете. Они заказывают ему Сикстинскую мадонну. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Об этом можно говорить бесконечно много. Создал первых мадонн – «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком».
Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. В 1425 году монастырь перешел к монахам-бенедиктинцам конгрегации Святого Юстина в Падуе. Картина Рафаэля необычайно современна. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин.
Жена губернатора Юлия Михайловна («Бесы») два часа провела перед картиной, но, как дама светская, ничего в ней не поняла. Почему он изобразил это так, а не иначе. » В этом смысле эпоха, безусловно, неповторима. Он приник к материнской груди, но беспокойно всматривается в мир. Русский поэт Н. Огарев говорил о Рафаэле: «Как он понял этого ребенка, грустного и задумчивого, который предчувствует свою великую будущность». Этот вопрос останется без ответа.
Гением таинственным и не расшифрованным. Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н. э. Сравните эти две работы.
Итак, вопреки заведенному распорядку, Рафаэль сам написал «Сикстинскую Мадонну» – от первого наброска до завершающего мазка кисти. Ни неба, ни земли не изображает на полотне Рафаэль. Создается впечатление, что она парит в воздухе на фоне клубящихся вдали облаков. Ее посетители могут судить о высокой оценке, данной полотну сразу после его создания. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Оппонентом гипотезы М. Путчера о создании «Сикстинской Мадонны» для церкви Св.
Туда, в район заброшенной каменоломни под Дрезденом, направились солдаты. Подписал первый контракт – на создание алтарного образа «Коронование св. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. Кстати, в этих, казалось бы, естественных в данной ситуации действиях заключено как минимум два выходящих за рамки обыденности события.
Возможно, что основой для фигур святого и Девы Марии с Младенцем послужили эскизы Рафаэля. Клубятся облака под ногами Мадонны, само сияние, окружающее ее и богомладенца, сулит бурю. До написания этих картин Мадонны Рафаэля были отчуждены от людей.
Это необъяснимое чудо, его невозможно разложить на составляющие, чтобы потом повторить. Конечно, для писателя-философа картина «Сикстинская Мадонна» и была тем самым образом красоты, который может спасти мир, так как именно в «Сикстинской Мадонне» было уникальное сочетание бесподобной женственной прелести, кротости, чистоты, чувственного обаяния, абсолютной святости и жертвенности, которые в 19-м веке, может быть, понимались в раздвоенности человеческого сознания, в расколотости мира, гораздо больше, чем в конце 16-го века. Он приехал достичь вершин искусства и никто не мог столкнуть Рафаэля с намеченного пути.
Например, «Мадонна Седия». Мюнхен, Лондон, Нью-Йорк, «PRESTEL», с. 42. 12 Иоганн Фридрих Бури— ученик Антона Вильгельма Тишбейна, после завершения обучения в Риме давал уроки живописи сестрам прусского короля Фридриха Вильгельма III. 13 «Мадонна в кресле» или «Мадонна делла Седиа» (итал. Взгляд мадонны открыт, ее глаза распахнуты. У ангела слева одно крыло.
Поза Святой Варвары, ее лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение. И собственноручно, без единого прикосновения учеников, пишет свой шедевр. История «Сикстинской мадонны» в период Второй мировой войны— история ее поиска и спасения напоминает детективный сюжет и в то же время наполнена горькой правдой военных дней. Состав галереи отражал вкусы европейской аристократии эпохи Просвещения.
Это далеко не риторическая фраза. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Согласья нет и по поводу того, была ли Форнарина верной возлюбленной гения или просто использовала его, чтобы устроить собственную жизнь, а версии того, что стало с красавицей после смерти художника, колеблются от ухода в монастырь до карьеры римской куртизанки. Не сразу понимаешь, что «шестой палец» на самом деле – часть ладони святого мученика. Как и всякий шедевр, «Сикстинская мадонна» таит в себе множество маленьких и больших тайн. Помимо печального состояния персонажей, «Сикстинская Мадонна» имеет ещё множество загадок.
Слева от богоматери мы видим святого Сикста, мученика и папу, жившего в 3 столетии. Для «Сикстинской мадонны» характерны сценичность пространства, внутренняя динамика фигур при их внешней статике и симметрии композиции, повторяющиеся линейные ритмы, контрасты нисходящего и восходящего движения. Рафаэль, благодаря сложной работе по подбору тонов, а также мастерскому использованию светотени, достигает реалистичной перспективы, чему частично помогает треугольное расположение фигур, создающее иллюзию глубины. Гений чистой красоты был с нею.
Но такою, по крайней мере, создали ее религиозные чувства и верования человечества. Богородица выходит из-за кулис и движется по облакам. Она не всматривается в каждого из нас отдельно, как «Мадонна Седия».
Составители: Андреас Хеннинг и Сандра Шмидт. Имя «Сильный» он получил за необыкновенную физическую силу, также его называли Геркулесом Саксонским и Аполлоном Саксонским. Врубель.
Итальянский народ отчаянно боролся за свои демократические права и свободу. Известно, что репродукция «Сикстинской мадонны» висела над рабочим столом в комнате писателя. Интересный факт: сейчас никто не усомнился бы в превосходстве «Сикстинской Мадонны», но в XVIII веке «Мадонна ди Фолиньо» ценилась выше.
Исключение, пожалуй, составляет Лев Толстой, который обмолвился как-то, что Мадонна Сикстинская: не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется. Изображение вписывается в строгий треугольник, что подчёркивается раздвинутыми портьерами «на небесах». Германский национальный музей, Нюрнберг. 10 Антонио да Корреджо (Антонио Аллегри итал. Сикстинская мадонна поистине симфонична. У него всё продумано до мелочей.
Никогда творчество не было для него горькой мукой. Здесь же стоял шкаф-секретер, в ящиках которого находились карточки— каталог картин Дрезденской галереи и сложенный листок бумаги с надписью «Geheim» (нем. Это божество, облеченное в человеческую форму. Сохранилось очень немного подготовительных рисунков художника к его картинам.
Непререкаемым авторитетом в то время считался Рафаэль, а его лучшей станковой работой – «Сикстинская Мадонна». «Хранилищами» шедевров Дрезденской галереи оказались туннель в Гросс-Котта и известковый карьер в Покуу – Ленгефельд. Если для Микеланджело история подобна развивающейся трагедии, то для урбинского мастера история— это exemplum— «пример» (лат. ): концепция повтора, преемственности, взаимосвязи эпох и событий, что соответствует утверждению основных законов диалектической философии. Война – тёмная тень цивилизации, едва не лишила мир шедевра Рафаэля. Сикста. По результатам последних исследований, «Мадонна в кресле» была написана в 1515-1516 гг., а «Сикстинская Мадонна» – в 1517 году.
При посредничестве болонского художника Джиованнини Август III два года вёл непростые переговоры о покупке «Сикстинской Мадонны». Для этой церкви Рафаэль и написал свою Сикстинскую мадонну, откуда ее позже продали в Дрезден. Какие ещё тайны хранит «Сикстинская Мадонна».
Правда о создании шедевра Рафаэля «Сикстинская Мадонна» затерялась в истории. Рафаэль изобразил на своем полотне чудесное видение и совершил, казалось бы, невозможное. Как настоящий гений он доверял только одному критику – самому себе. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки.
Мюнхен, Лондон, Нью-Йорк, «PRESTEL», с. 37. 9 Адольф фон Менцель (1815–1905). Он словно видит зарницы надвигающейся грозы, в его недетски суровых глазах виден отблеск далеких бед ибо «не мир принес Я вам, но меч. ». И вскоре, 27 марта 1753 года, такое разрешение было дано. Окруженная сонмом ангелов, стоя на облаках, Мадонна представляет миру своего божественного Сына.
Алтарные образы писались тогда на доске, но эту свою мадонну Рафаэль написал на холсте. Культовая картина Рафаэля отмечает свое 500-летие». 1504 – 1508 – Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Благоговейно и нежно Мадонна прижимает к груди сына, сидящего у нее на руках. Одна из самых известных работ всех времен стоит на одном уровне с такими шедеврами, как «Мона Лиза» и «Рождение Венеры». Простодушно и чуть ошеломленно взирает на Марию СИКСТ. Основное отличие «Сикстинской мадонны» от остальных творений Рафаэля в том, что она наделена душевными переживаниями. Упомянутые книги, как документы эпохи и истории полотна, также можно увидеть на выставке.
Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Но не только восторженные отзывы звучали в адрес шедевра Рафаэля Санти. И этот памятник живописи делает его имя поистине нетленным. Их можно видеть во многих домах Западной Европы и России. Рафаэль Санти— всемирно известный и безумно талантливый художник. Их 6, не правда ли.
Но в Риме попытке агентов Августа III приобрести работы Рафаэля не увенчались успехом. В России «Сикстинская мадонна» получает не меньшее признание. А «облака» на заднем фоне при ближайшем рассмотрении оказываются головами ангелов.
Посмотрите любую его работу – плавные линии, тондо, арки. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Сикста в честь победы над французами, выступил немецкий искусствовед Хуберт Гримме. После реставрации, в 1955-м году, картина вернулась в Дрезден. Сначала «Сикстинская мадонна» находилась в полукруглом хоре монастырской церкви (ныне не существующем) и возвышающаяся фигура Богоматери издалека казалась парящей в воздухе.
Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне» : «Что за благородство, что за грация кисти. 1855–1859. Ситуация часто ставилась на паузу: камнем преткновения была стоимость картины. Считается, что свое прозвище – Форнарина – возлюбленная Рафаэля получила из-за того, что ее отец работал хлебопеком (forno – это печь), переехавшим из Сиены в Рим, а настоящее имя красавицы было Маргарита Лути. Таким художником был, безусловно и Рафаэль Санти.
И это предгрозовое состояние отражается на лице младенца Христа, его лик полон тревоги. по: Каталог выставки «Сикстинская мадонна». Её потупленный взор выражает покорность и благоговение. Как это происходило, подробно рассказывает участник тех событий, писатель и художник Леонид Волынский в своей книге «Семь дней». Возможно, это граничит с ранней смертью его собственной матери. Она создана по другому произведению Рафаэля— «Мадонна в кресле» или «Мадонна делла Седиа»13.
1500 – Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. Фрау Эльвира была главным хранителем Альбертинума, где работала 35 лет. К 30 годам Рафаэль достиг неслыханного успеха.
Она уже поняла, что должна отдать Его, что Он не принадлежит ей всецело. Монахи монастыря святого Сикста ссылались на сложность выплаты долгов обители. Этой девушке суждено было стать первой и единственной любовью великого Рафаэля. Составители: Андреас Хеннинг и Сандра Шмидт.
Нельзя наглядеться. Создание образов Мадонны занимает очень большой пласт его жизни. VI).
Как и отец, Август III никогда не отказывал себе в удовольствии, не жалея средств, приобрести какой-нибудь шедевр в Венеции, Болонье или Праге. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Наконец, удалось открыть вход в темный туннель15. Рафаэль – великий гуманист эпохи Возрождения. К 1512 году художник уже завершил свое не менее известное произведение— «Афинская школа»— роспись в Станце делла Сеньятура4 в Ватикане и приступил к стенописи Станцы дЭлиодоро, где в 1511–1514 годах создал композиции «Изгнание Элиодора из храма» и «Месса в Больсене». После прихода советских войск солдаты Первого Украинского фронта два месяца вели поиск величайших шедевров галереи, в одном из ящиков, в рамке, обитой войлоком, находилась Мадонна.
Работа изображаетМадонну, держащую на руках младенца Христа в окружении святого Сикста и святой Варвары, а также опирающихся на локти двух херувимов. Взгляды и жесты двух ангелов на переднем плане обращены к Мадонне. «Сикстинская Мадонна» стала вершиной удачных приобретений Августа III того периода. И, наверное, вот таким образом залы Картинной галереи сегодня так многолюдны. В 1754 г. картину за 20 тыс. Они-то обычно усердно и «докрашивали» то, что набрасывал по заказам влиятельных римлян на холстах учитель.
Папа Сикст II в 258 г. принял мученическую смерть, за это его причислили к лику святых. Учиться живописи художник начал в родном городе, у знаменитого маэстро Перуджино. XIX столетие стало временем триумфа «Сикстинской мадонны». – писал русский поэт Василий Жуковский.
Таким образом, пальцев всё-таки 5. Он потрясен. Еще в 1506 году в Ватикане, по его распоряжению, была создана Швейцарская гвардия, о чем напоминает представленный на выставке освященный парадный меч (Доменико де Сутри, около 1510 года). Искусствоведы говорят, что у Мадонны Рафаэля нет святости.
Так «Сикстинская мадонна» Рафаэля вернулась в Дрезденскую галерею и по сей день привлекает к себе многочисленных зрителей. Искусствоведы считают: художник сделал это дважды. Предполагается, что «Сикстинская Мадонна» писалась на полотне как хоругвь для надгробия на будущую могилу Папы Римского Юлия II и ангелы внизу картины опираются на крышку гроба. Считается, что вдохновение Рафаэль почерпнул, столкнувшись на улице с двумя детьми.
В политическом отношении страна была целиком раздроблена. По технологическим причинам процесс реставрации оказался продолжительным. Чем же так популярна и так загадочна эта картина. Дрезден, 1755.
Именно в этот момент к нему обратились черные монахи из монастыря Святого Сикста. Апофеоз всего своего гигантского творчества. Рафаэль никогда не был нелюбим, никогда не был в забвении. Картину этой гармоничной сцены на небесах обрамляет изображение тяжелых занавесей. «Фосфорный дождь» выжигал все дотла. С этой рафаэлевской Мадонной связано множество слухов и домыслов.
Но сам Рафаэль говорил, что это собирательный образ. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Получилась спираль в три с половиной оборота. Документ об этом был подписан 9 марта 1753 года7.
Достоевский. Картина была помещена над гробом папы Юлия. Сколько раз, ослепленный любовью, он изображал эту очаровательную головку. Петра.
Многие знатоки искусства центральным произведением галереи продолжали считать «Святую ночь» Корреджо10. Ему был 31 год, ей – 17. И все же в этой картине, прежде всего, чаруют могущество души, ее человеколюбие. Гений Рафаэля словно заключил божественного младенца в магический круг, образуемый левой рукой Мадонны, ее ниспадающим покрывалом и правой рукой Иисуса. Картиной настолько дорожили, что отступили от привычной практики (в те времена обычно добирались из Италии в Саксонию через Венецию и Вену) и отправили «Сикстинскую Мадонну» через Тироль и Аутсбург избежав таможенных придирок в Венеции.
Дрезденские шедевры были найдены в сырой известняковой шахте. Дверь им открыла седая женщина в скромном черном платье. Ею восхищался М. А.
В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Бумага, гуашь, пастель. Сутки его были расписаны по минутам.
Поет сладкоголосый хор ангелов, заполнивших небо (фон холста) и славящих Марию. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков.
Живя в Дрездене, Ф. М. Потом много учился и работал. Справа у края картины, коленопреклонена святая Варвара, тоже мученица, жившая в 3 веке. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома.
1520 – Умер в Риме. Некоторое время молодой художник провел во Флоренции, где совершенствовал свой талант. Можно обратиться к некоторым фактам. Толстого за работой в своем рабочем кабинете в Ясной Поляне. Что это. 1508 – 1514 – Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др. ), написал портрет папы Юлия II.
Семь лет провел Рафаэль под крылом учителя, а в 1508 г. отправился в Ватикан. «Дорогу великому Рафаэлю. ». Крупного и тяжёлого младенца держит легко.
Рафаэль почерпнул множество полезных знаний изучая картины этих знаменитых живописцев. В творениях Рафаэля нет не важных или незначительных деталей. Но не за тем приехал в Рим художник из Урбино. Самым восторженным почитателем «Сикстинской мадонны» среди русских писателей был Ф. М.
На картине ровно шесть фигур: Пресвятая Дева, Иисус, папа Сикст II, святая Варвара (покровительница города Пьяченце) и два ангела. Теперь она жила в развалинах здания Картинной галереи. Рафаэль умер молодым, в 37 лет, унеся из этого мира удивительную силу своего таланта. Образ, собранный им из несметных озарений, постигавших душу художника за много лет. Тайников оказалось много – 53 (позже выяснилось, что подавляющее большинство из них были заминированы).
Однако истинным новатором он стал именно в живописи. Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне»:«Что за благородство, что за грация кисти. Но на этом магия не заканчивается. В конце 1939 года «Сикстинская Мадонна» была направлена нацистами из Дрездена в крепость города Мейсен Альбрехтсбург, что не спасло её от ужаса разрушительных бомбёжек. откроют действительно исторические черты обоих этих лиц (т. е. Он был избалован женщинами, но его сердце принадлежало Форнарине.
Весна 1945 года. «Мадонна Седия» – это первый звонок, предчувствие трагедии. У него ничто не случайно. Одни исследователи считают, что ее безответно любил художник. Но бегут-бегут тревожные тени по складкам одежд и драпировок. И советские солдаты и офицеры, несколько лет шагавшие тяжелыми дорогами войны, сняли перед ней фуражки и пилотки. И тут вступают в действие оптика, рентген, фотография.
Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала:«Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну». С 1831 года в Германии все музеи стали национальным достоянием, посетить их мог каждый. Эту девушку поразительной красоты Рафаэль встретил во время прогулки по берегу Тибра. Красавица бесконечно изменяла художнику, в историю ее жизни вплетены многие мужские имена.
И. Н. Образы, созданные Рафаэлем и другими художниками Возрождения, представляют собой великие историко-художественные историко-духовные и философские изыскания. И всё произошло обычным порядком: с молчаливого согласия курии (главного административного органа Святого Престола и Ватикана) «Сикстинская Мадонна» была продана бенедиктинскому монастырю в далёкой Пьяченце.
Однако история путешествия «Сикстинской Мадонны» не столь однозначна. Они заставляют думать, задавать себе вопросы: «Что изображено. Цит. Художники Возрождения имели мало провалов, мало промахов. В отличие от многих других художников, Рафаэля публика признала очень быстро. Крамской назвал ее «портретом того, о чем думали народы».
Юлий заказал ему эту работу и сам же позировал для картины. Даже в его взгляде читается какая-то тревога. Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. «Сикстинскую мадонну» Рафаэля Санти следует причислить к тем картинам, которые не только характеризуют конкретного автора, страну или эпоху, но занимают центральное место в мировой истории искусства на протяжении столетий. Папа Сикст снял перед ней тиару и бережно поставил ее в углу. Достойное творение, принадлежащее кисти Рафаэля. Существует два образа Богородицы, которые создал Рафаэль, – «Сикстинская Мадонна» и «Мадонна Седия» (или «Мадонна в кресле»), где она смотрит не на Младенца.
Рафаэль (1483-1520) написал картину в 1512-1513 годах по заказу папы Юлия 11 для монастыря в Пьяченце. Богоматерь уже не парит в воздухе, а как бы идет навстречу вам. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. «Сикстинскую мадонну» внимательно изучали и русские художники.