В марте 1898 года Шишкина не стало. В 70-е гг большинство работ Шишкина посвящено хвойному лесу: Лесная глушь, Чернолесье, Еловый лес. Иван Шишкин плодотворно работал также в области офорта. Летом 1868 года Шишкин уехал на родину, в Елабугу, чтобы получить благословение отца на венчание с Евгенией Александровной Васильевой, сестрой художника.
В сентябре того же года Шишкин представил в Академию художеств два пейзажа, надеясь получить звание профессора. Начиная с 1-й Передвижной выставки, в течение всех двадцати пяти лет Шишкин участвовал на выставках своими картинами, дающими возможность сегодня судить об эволюции мастерства пейзажиста. Сегодня творчество Ивана Ивановича Шишкина покоряет нас мудростью своего мировидения, лишенного хоть какого-то намека на суетливость и компромисс. На Валаам Шишкин поехал совместно с семнадцатилетним Федором Васильевым, которого опекал и обучал живописи. В 1886 году вышел третий альбом офортовИвана Шишкина.
Летом 1869 года Шишкин готовится к выставке в Академии художеств. Это самая крупная в творчестве Шишкина картина является последним, завершающим образом в созданной им галерее, символизирующей великолепие русской природы. Вскоре после рождения их дочери неожиданно умерла вторая жена художника О. А. Лагода-Шишкина. В 1870-е годы Иван Шишкин входил в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Осенью 1878 годаИван Шишкин вместе с другими художниками ездил в Париж, на Всемирную выставку.
Здесь наставником Шишкина стал А. Н. Мокрицкий. Биография и эпизоды жизни Ивана Шишкина. Иван Шишкин родился 13 (25)января1832 года в городе ЕлабугеКомм 1. Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Иван Иванович Шишкин.
Окончив Академию с Большой золотой медалью в 1860 году, Шишкин получает право на поездку за границу в качестве пенсионера. Когда родился и умер Иван Шишкин, памятные места и даты важных событий его жизни. Став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, Шишкин сдружился с Константином Савицким, Иваном Крамским, позже – в 1870-х годах – с Архипом Куинджи.
На вторую передвиждную выставку Шишкин представил картину Сосновый бор (1872 г. ), явившуюся новым шагом в творческом развитии мастера. В Елабуге установлен памятник И. И. Шишкину, с 1962 года действует Мемориальный дом-музей И. И. Шишкина6, рядом с которым расположены Шишкинские пруды. Среди репродукции картин Шишкина, пожалуй, наиболее узнаваемая – «Утро в сосновом лесу», которую он создал как раз в это время – в 1889 году.
Рисунок Шишкина, выполненный в этом жанре, приводил иностранцев в шоковое состояние. Уже в училищеИван Шишкин окончательно выбрал свой путь в живописи — русский пейзаж и природа во всем ее многообразии. Удостоившись золотой медали, Шишкин получил право на поездку за границу в качестве пенсионера. В конце концов Шишкин не выдержал откровенной враждебности своих бывших друзей и подал в отставку. Иван Иванович Шишкин (1832—1898)— русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист.
1870 год Иван Шишкин вливается в артель художников передвижников под руководством И. Крамского. В случае с Шишкиным все было по-другому. Произведения Шишкина показывают, как расширялись его творческие задачи и как этот подлинный художник-демократ хотел выразить в образах русской природы лучшие народные идеалы и чаяния, за осуществление которых боролись в то время представители всей передовой демократической культуры. В свободное от занятий время Шишкин с большим усердием трудился над совершенствованием своего мастерства и рисует картины – пейзажи.
Главным учителем Шишкина всегда являлась природа. В том же году, Иван Иванович Шишкин написал свою последнюю работу — «Корабельная роща», которая имела большой успех. Творчество Ивана Ивановича Шишкина явилось ступенью на пути познания и отражения окружающего мира, по меткому выражению Крамского, было живой школой работы с натурой.
– Забудьте слово «фотографическая» и никогда не соотносите его с именем Шишкина. На марке воспроизведена картина И. И. Шишкина «Корабельная роща». Иван Иванович Шишкин – биография. Происходил из древнего вятского рода Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина (1792—1872). Иван Шишкин входил в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор.
Так и выставляют картину с подписью одного Шишкина. Многочисленные этюды Шишкина, над которыми он особенно увлеченно трудился в пору творческого расцвета, свидетельствуют о его чуткости к тенденциям развития русского искусства последних десятилетий XIX века, когда усиливается интерес к работам этюдного характера как особой живописной форме. Вскоре Иван Шишкин вернулся на родину. В 1895 году у Шишкина выходит четвертый альбом офортов.
Ее купил царь, пополнив свою художественную коллекцию еще одной шишкинской картиной. В 1894-95 годах Шишкин возглавлял пейзажную мастерскую Высшего художественного училища при Академии художеств. В 1870 году Шишкин вступил в учредители крупнейшего объединения мастеров реалистического направления – Товарищества передвижных художественных выставок. Иван Иванович Шишкин (1832—1898) — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист. Шишкин с увлечением продолжает работать над пейзажами, воспевавшими просторы родной земли.
1887 год картина Дубовая роща в которой Шишкин мастерски передает состояние могучих дубов с толстыми извивающимися суками, с динамичными тенями и ласковыми лучами солнца. Утро в сосновом лесу, картина насыщена утренним лесным воздухом, присутствует ощущение девственной лесной глуши, картина и популярна по сей день и наверное этому Шишкинскому шедевру нет равных. В 1860 году Шишкин получил важную награду – золотую медаль Академии. До конца своих дней Шишкин упорно работал, создавая такие шедевры как «Рубка леса», «Рожь», «Утро в сосновом лесу».
Этот метод стал для Шишкина самостоятельной и важной областью творчества. В 1862 году Шишкин впервые отправляется за рубеж Посетив Мюнхен, Цюрих, Женеву и В Дюссельдорф, где написал картину Вокрестностях Дюссельдорфа, впоследствии за это произведение Шишкину присваивается почетное званиеакадемика. Иван Шишкин родился 13 (25)января1832 года в городе Елабуге.
В 1877 году Иван Шишкин женится на художнице Ольге Антонова Лагода их красивый дом очень посещаем его коллегами и друзьями, где были застолья и гулянки. Иван Иванович Шишкин один из самых знаменитых и великих русских художников. За полотно «Лесная глушь», написанное в 1872 году, Шишкин наконец получает звание профессора Академии художеств.
Увидев подписи, Третьяков возмутился: мол, картину он заказывал Шишкину, а не тандему художников. И. и. шишкин. До конца своей жизни Шишкин оставался одним из самых активных и верных членов Товарищества. Эта выставка только укрепила интерес Шишкина к пейзажу.
Учась в Академии, Шишкин никогда не упускал возможности выезжать на природу и совершенствовать своё мастерство. Художникпроисходил из довольно древнего и богатого купеческого рода Шишкиных. Именем Шишкина названа Детская художественная школа 1 и улица. – возмутился Лев Михайлович на мой вопрос о потрясающей точности шишкинских пейзажей. Специально дляИвана Ивановича Шишкина в Академии художеств был создан пейзажный класс, где он начал преподавать.
Не рабское следование и копирование, а глубочайшее проникновение в душу пейзажа, верный однажды взятый камертон могучей песни – вот что свойственно былинному складу творчества Шишкина. Шишкин Иван Иванович, родился 13 января 1832 года. Иван шишкин, его имя на слуху у каждого русского человека. Эпопея русского леса, неизбежной и существенной принадлежности русской природы, началась в творчестве Шишкина, по существу, с картины Рубка леса (1867). Иван Иванович Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – небольшом провинциальном городке, расположенном на берегу Камы.
Шишкин благодаря усердной учебе и своему потрясающему творчеству, добился право от академии на поездку за границу. В 1873 году за картину «Лесная глушь», Иван Шишкин стал профессором Академии художеств. Ивана Ивановича Шишкина однажды прозвали «Царь леса». Художник Шишкин, биография и творчество которого хорошо известны и изучены – яркий пример доброй души, божьей искры, трудолюбия и любви к родной природе. Однако в личной жизниИвана Шишкина опять случилась беда.
Происходил из древнего вятского рода Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина (1792—1872). Пейзажи Шишкин писал с Петербуржских красот, благо красивых мест, вселяющих в художника вдохновение, в городе было предостаточно. Родился Иван Иванович в купеческой семье Ивана Васильевича Шишкина.
Точно передал состояние дождливой погоды в картине Дождь в дубовом лесу, по стихотворению М. Лермонтова Шишкин создает необычную картину На севере диком по заказу П. П. Как выглядит биография Шишкина художника. Достойным завершением богатого творческого пути Шишкина стало произведение «Корабельная роща», написанное в 1898 году. С 1852 года Шишкин стал учеником Московского училища живописи и ваяния.
Главной формой выражения волновавших Шишкина замыслов всегда оставалась картина, с наибольшей полнотой он раскрывал в ней воодушевлявшие его идеи. Оценить вклад Ивана Ивановича Шишкина вразвитие русского изобразительного искусства невозможно. На надгробном памятнике И. Шишкину была проставлена неправильная дата рождения: 1812 г. Памятник не переделывали и эта надпись сохранилась на нем вплоть до сегодняшнего дня.
На самом же деле Шишкин был яркой, глубокой, разносторонней личностью. Проучившись там четыре года, Шишкин поступил в одно из московских училищ живописи. Это произведение невольно ассоциируется со стихами А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова – двух поэтов, которых Шишкин особенно любил. Шишкина привлекают обширные лесные массивы.
На марке воспроизведена картина И. И. Шишкина «Корабельная роща». Серьезное внимание уделяет Шишкин фактурному решению произведений, умело сочетая подмалевок с применением лессировки и корпусных красок, разнообразя мазки, которые наносятся различными кистями. Вбиографии Шишкинасказано, что художник был дважды женат, причем первым браком на сестре художника Ф. А. Васильева, а вторым браком – на своей ученице, О. А. Лагоде.
Иван Иванович Шишкин снова начал писать и на четвертой выставке передвижников в 1875 году представил свои новые картины «Родник в сосновом лесу» и «Первый снег». В Елабуге установлен памятник И. И. Шишкину, с 1962 года действует Мемориальный дом-музей И. И. Шишкина, рядом с которым расположены Шишкинские пруды. Художник Шишкин родился в 1832 году в небольшом городе на берегу реки Камы в Елабуге, что в Вятской губернии в семье небогатого купца. Шишкин активно работал на пленэре, нередко предпринимал с художественной целью путешествия по России. Такое мироощущение отразилось в каждом живописном полотне, которое создал Шишкин.
Мастерство Ивана Ивановича Шишкина становится общепризнанным. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником. В начале 1872 года на конкурсе, организованном Обществом поощрения художеств в Петербурге, Шишкин представил произведение «Мачтовый лес в Вятской губернии».
Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898) – российский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист. В СССР и Российской Федерации неоднократно выпускались марки, отмечавшие юбилейные даты И. И. Шишкина и воспроизводившие его работы. Именем Шишкина названа Детская художественная школа 1 и улица.
Он часто приезжал к ней и, работая на пленэре, для своих сюжетов выбирал такие места, которые напоминали ему Елабугу, пойму Камы, сосновые рощи. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Последнюю свою работу он так и не закончил. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека.
он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. В семидесятых годах художник много работает над изучением природы.
Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
И все же наибольший успех выпал на долю Шишкина, который занял в конце семидесятых годов одно из самых видных мест, если не главное, среди русских пейзажистов. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Но и в это время художник не ограничивается студийными занятиями: он активно пишет на природе изучая окрестности Санкт-Петербурга и острова Валаам. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу».
До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
А их было немало. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. до истечения срока своего пенсионерства. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. В то время в Академии главными мастерами ландшафтной живописи считались Никола Пуссен и Клод Лоррен. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Это дерево давно должны были спилить на дрова.
В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой.
Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. и, наконец, в 1860 г. – большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкою водкою.
Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Это очевидно. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. 90-е годы Шишкин встретил полный сил.
Добиваясь предельного сходства с натурой, художник на первых порах тщательно выписывает каждую деталь и это мешает целостности образа. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. С. М. Воробьева. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице.
8 марта (20 по новому стилю) 1898 года он с утра рисовал в мастерской. Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу. Так в реальной жизни не бывает. Кроме этого увлекался археологоией историей. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса.
Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств.
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»).
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы. Крамским. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени.
Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.
Но художник не торопится с поездкой, а отправляется в родную Елабугу и только в апреле 1862 года уезжает за границу. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Он сосредоточил внимание на фрагментах природы, в связи с чем тщательно осматривал, прощупывал изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи Воодушевление естествоиспытателя руководило кистью художника. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой».
Но в произведении воплощено и то глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других.
Сосновый бор». Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, Шишкин принимал участие в выставках Товарищества передвижников начиная с первой передвижной выставки, прошедшей в 1873 году и в течение последующих 25 лет. К ним относятся Уголок заросшего сада.
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник.
В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен.
Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства.
Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М.
Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. В ней имеются картины: "Рубка леса", "Полдень в окрестности Москвы", "Сосновый лес", "Горелый лес", "Рожь", "Дебри", "Пасека", "Еловый лес" и "Утро в сосновом лесу" и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. — Ср. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне.
Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1). Однако он не спешит за границу и весной 1861 года отправляется в Елабугу, где много пишет на природе. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
В них нет политики и социальной направленности.
Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками», — считают некоторые критики. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника.
Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
Лес выглядит небольшим и просторным. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно.
Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов.
«Утро» полностью лишено всего этого. Шишкин стремился к другому. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Окрестности Москвы. Третьяков решил судьбу картины по-своему. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных».
Характерна в этом смысле «Рожь». Колористическая насыщенность и смелые обобщения форм позволили ему достичь особой убедительности в решении сложной задачи максимального приближения к реально существующей силе цвета в природе и обусловили присущие его произведениям элементы декоративности. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2).
Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Постоянно выставлялся на академических, передвижных, персональных, торгово-промышленных выставках. Тем более, что остров славился своей живописной природой. Достаточно будет упомянуть о произведениях художника, находящихся в публичных коллекциях. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы.
Среди русских пейзажистов Шишкин бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. А. Беггров, в 1884—85 гг. издал в двух сериях сборник 24-х фототипических снимков с угольных рисунков исполненных для него Ш. В 1886 сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти.
Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование крепкою водкою, которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. Сама местность под деревьями— камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее— получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. У него были какие-то свои трения с Савицким.
В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.
Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном. Его репутация была безупречной.
После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле.
Это несомненно. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность.
Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Письма друзей, сообщавших о происходящих событиях, усиливали желание вернуться, к тому же и работы исполненные в Германии и Швейцарии, автора не удовлетворяли. Вернувшись в Петербург, Иван Шишкин близко сошелся с только что организованной Артелью художников во главе с Иваном Николаевичем Крамским, которая объединила молодых русских художников, отрицавших академизм старой живописной школы.
Крамским. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Настоящий знаток растительности леса, колоритных форм стволов деревьев, бархатистой листвы, лесные поляны с яркой травой освещенные сквозь деревья солнечными лучами, живописные пеньки заросшие мхом и окруженные различными грибами. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). В 1894-95 годах возглавлял пейзажную мастерскую в Академии, снискав к себе любовь учеников и прослыв «толерантным» педагогом, ставя на первое место талант человека, а не верность тому или иному направлению.
Подлинной школой для Шишкина стал Валаам, служивший местом летней работы на натуре академическим ученикам-пейзажистам. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. организованы две выставки работ художника. Эту технику художник освоил еще за границей.
К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный — и действительно единственный в своем роде — талант. Много работал Шишкин и за границей. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890).
Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Потом навестил родных. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1). Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения.
Иван с раннего детства не расставался с углем и мелом, старательно украшая стены и двери замысловатыми фигурами, вырезал, как и отец, по дереву. Густые кроны бросают на них тень. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.
Каждое из них вызывало интерес зрителей. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. В течение всей жизни Шишкин писал лес. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива».
«Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. Первое место занимает Шишкина Рожь. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. В 90-е гг. Ему уже сопутствовала известность. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А.
В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику.
Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года.
И в этом уже проявляется своеобразие художника. – получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Весной 1862 года вместе с В. И. В первый же год своего обучения в Академии он уже был присуждён к двум серебряным медалям, а после выиграл большую серебряную медаль, малую и большую золотые медали за свои картины.
В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. Биография художника зашифрована в его творениях.
Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2).
И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера.
Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов.
Густые кроны бросают на них тень. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1).
И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день.
Затосковав по отечеству, Шишкин, в 1866 г., возвратился в Санкт-Петербург. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Что впереди. В его картинах – чуткое отношение к деталям. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы.
Случайность. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками.
Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти.
Их он стремился передать как можно конкретнее. Условность и некоторая декоративность цветового решения соседствуют здесь с тщательной проработкой деталей, с тем пристальным всматриванием в натуру, которое станет отличительной чертой всего дальнейшего творчества мастера. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В окрестностях Москвы.
В семидесятых годах идет стремительный процесс развития пейзажной живописи, обогащение ее новыми талантами. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Вот таким образом талант Ш. иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина.
Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. У работы было очень много положительных отзывов. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывает до сотни он указывает, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Стилистически близкие его живописным произведениям, сочные эстампы художника отличаются выразительностью образного строя и удивительной тонкостью исполнения.
Все сковано морозом и погружено в тень. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Эта картина – художественное завещание мастера, торжественный финал той эпопеи леса, что он увлеченно писал на протяжении всей своей жизни. Здесь исчезла всякая таинственность. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Сама местность под деревьями— камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее— получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Однако трактованы они с большей живописной свободой. В то время как многие художники использовали офорт для репродуцирования своих картин, для Шишкина искусство офорта стало самостоятельной и важной областью творчества. Потом, пожаловавшись на недомогание, вернулся в мастерскую и умер. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Судьба ее в настоящее время неизвестна.
Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. «Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Картина Полдень. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство». Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
В 1886 г. сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти. Богато нюансирован цвет.
В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. В новом десятилетии, когда прекратили выставляться А. И. Куинджи и А. К. Саврасов, а М. К. Клодт и Л. Л. Каменев не достигли такого художественного уровня, как Шишкин, последний вместе с В. Д. Поленовым возглавил передвижническую школу пейзажа.
Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». Лучшая работа этих лет – Полдень. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор.
В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1). Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской.
Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения.
В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». С Крамским у них были особенно теплые отношения. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2).
Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Его привлекала изменчивость состояний природы, он стремился поймать и запечатлеть ускользающую натуру. Отец не стал настаивать.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы.
Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы.
Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Иван Иванович Шишкин, родился 25 января в Елабуге (Вятской губ. ) в купеческой семье. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора.
Ничуть не бывало. Его путь к стилевой особенности своего творчества был далеко не простым, поскольку в формировании его как пейзажиста еще сказывалась прочная связь с Академией и ее эстетическими принципами. В 1852 году не окончив учёбу, поступил в Московское училище живописи, после окончания поступил в новое учебное заведение – Петербуржскую Академию Художеств.
Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний.
Воробьев. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
«Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Воробьева.
В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке.
Мастер смело экспериментировал. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Летом 1869 года Шишкин работал над несколькими картинами, готовясь к академической выставке. Иван Иванович как купеческий сын из древней семьи мог позволить себе, не заканчивая гимназию, пойти в художественное училище.
Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.
Чувствуется глубина оврага, глушь. Основные работы этого периода – пейзажные наброски, в которых проявилась самобытность художника, заключающаяся в умении точно и ярко изобразить природу. Каждое дерево обладает своим «характером». Мрачное настроение. Уже спустя три с небольшим месяца после поступления он привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками.
За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме.
В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885).
Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Васильева. Это относится прежде всего к творчеству чрезвычайно популярного в свое время швейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, но с любовью изучавшего альпийскую природу, умевшего ее внешне опоэтизировать.
Шишкин был членом кружка аквафортистов. Примером таких работ является картина Рубка леса. Шишкин умер за работой. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Чувствуется глубина оврага, глушь.
Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи.
Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского.
Медведей написал Савицкий в самой картине. Три медвежонка-сосунка могут подобным образом резвиться, только находясь в полной безопасности. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали.